автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Бахаитская международная община в XIX - ХХ вв.

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Базиленко, Игорь Вадимович
  • Ученая cтепень: доктора исторических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Бахаитская международная община в XIX - ХХ вв.'

Текст диссертации на тему "Бахаитская международная община в XIX - ХХ вв."



Санкт-Петербургский государственный университет

на правах рукописи

БАЗИЛЕНКО Игорь Вадимович

БАХАИТСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ ОБЩИНА В XIX - XX вв. (ИСТОРИЯ, ИДЕОЛОГИЯ, СТРУКТУРА)

I

Специальность 07.00.03 - всеобщая история

Работа выполнена на Восточном факультете Санкт-Петербургского государственного университета.

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

ИОНОВА А. И,

доктор исторических наук, профессор РОДИОНОВ М. А., доктор исторических наук ТУМАНОВИЧ Н. Н.

Ведущее учреждение - Государственный музей истории религии.

Защита диссертации состоится „ 2А - ноае.-1998 г. в час. на заседании диссертационного совета Д 063.57.38 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук в Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 11, ауд. № 167 (Восточный факультет).

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. А.М.Горького Санкт-Петербургского государственного университета.

Диссертация в виде научного доклада разг . з ,.¿4 "ОКТЯБРЯ ТУЗЯ,

Ученый секретарь

диссертационного совета л . . dot-rum

^ Завьялова

Л ч ? U

9 3плъо

/

ВВЕДЕНИЕ

Шиизм, возникший в середине VII в. как самостоятельное направление в исламе и окончательно прервавший былое общемусульманское единство, с течением времени, в свою очередь, подвергся постепенному и неуклонному процессу разделений и расколов на различные сектантские и многочисленные догматические школы и группировки. Помимо „умеренных" течений в шиизме, не претендовавших на глубинные, принципиальные расхождения с основными положениями учения, параллельно существовали и „крайние", радикальные направления, деятельность которых порой ставила под угрозу само представление о шиизме как целостной части и одном кз двух основных течений ислама. Именно эти радикальные направления в шиизме подготовили, по большей части, почву для возникновения и организационного оформления в период мусульманской реформации нового времени разнообразных сей- и движений, признанных в шиитской среде, а позднее и среди всех мусульман, еретическими и противоречащими мусульманскому вероучению. Расхождения как в области религиозной догматики, так и в повседневной практике и политических симпатиях оказались столь значительными, что в ряде случаев привели к объявлению „джихада" - священной войны за веру против еретиков, что само по себе достойно удивления с учетом традиционной веротерпимости ислама и общеизвестного лояльного отношения к мно-шелснным проявлениям религиозного инакомыслия в шиизме, только и .■«стоящего, на первый взгляд, из сект, школ, толков и т.п.

Ранняя история шиизма на протяжении всей истории восто-. «дения вообще и исламоведения в частности была предметом все-■ооннего изучения как зарубежных, так и отечественных исследователей, оульманские историки и теологи, философы и политические деятели \ лкжратгю осмысливали и переосмысливали историю ислама и труды _ _" :: : предшественников.

.,„ В силу объективных причин значительно меньшее внимание было ю более поздним историческим реалиям, приближенным к новому ни и к современности, объективное изучение которых, очевидно,

станет долгом и задачей нынешнего и последующих п'околений исследователей.

Исторические судьбы различных направлений в исламе, возникших в новое время, в эпоху мусульманской реформации, в период острой постановки „восточного вопроса" при наличии крайних противопоставлений в дихотомии .Восток - Запад" оказались существенно отличными. Одним после непродолжительного взлета популярности и кратковременных общественных симпатий было уготовано столь же стремительное падение социального интереса к ним и почти полное забвение. Другие, выполнив свою историческую задачу и утратив привлекавшую новизну и свежесть идей, потеряли значительное количество последователей и превратились в экзотические секты закрытого типа, не претендующие на широкое участие в общественной жизни. Но были и третьи, обладавшие влиятельными внешними и внутренними источниками эволюции и саморазвития, при помощи которых они перешагнули через различные исторические эпохи и географические пространства, оставили свой след в мировой истории и сохранили определенные позиции не только в мусульманском мире, но и в других регионах, превратившись в феномен всемирного масштаба и, хотя бы вследствие этого, достойны изучения и осмысления.

Примеров, относящихся к третьей категории, немного, и они представляют собой скорее исключение, чем правило. Именно это обстоятельство и заставляет пристально и скрупулезно исследовать каждое из такого рода явлений мировой истории тем детальнее и тщательнее, чем большее влияние они оказывают на современную действительность, проявляя удивительную историческую и идеологическую живучесть. К числу таких явлений принадлежит бахаизм, история и основы идеологии которого составляют предмет данного исследования.

Несмотря на то, что число бахаитов в мире не превышает б млн. человек, бахаитская идеология претендует в настоящее время на роль новой мировой религии и вышла на второе место по географической распространенности в мире после христианства согласно данным мировой религиозной статистики, приводимым в ежегоднике „Britannica Book of the Yëar" с 1988 г., оставив позади такие традиционные мировые религии, как ислам и буддизм.

Возникнув в середине XIX в. в Иране в лоне шиитского ислама, бахаизм оформился как самостоятельная идеология и организационная структура на территории Османской Турции в последней четверти XIX в. Уже за пределами собственно мусульманских стран всемирное распространение бахаизма в XX в. определило хронологические рамки нашего исследования полуторавековым периодом существования этого явления.

В современном мире последователи бахаизма проживают в 205 странах, объединены 169 национальными и более 17 тыс. местными духовными советами, собственными финансовыми фондами, учебными заведениями, радиостанциями, кладбищами, административно-религиозными центрами, издательствами, публикующими литературу на более 800 языках и наречиях. Бахаитами считают себя представители 2 112 наций, народностей и этнических групп1. В странах, где бахаизм признан в качестве независимой мировой религии, его последователи имеют право регистрировать рождение и смерть, брак и развод по своим религиозным законам, пользуются правами и свободами в общественно-политической жизни наряду с приверженцами традиционных вероисповеданий.

Бахаиты имеют аккредитованное представительство при штаб-квартире ООН на правах неправительственной организации с 1948 г. В 1970 г. бахаитская международная община получила консультативный статус при ЭКОСОС, в 1976 г. - при ЮНИСЕФ. Официальные представители бахаитов при ООН постоянно находятся в Нью-Йорке, Женеве и Найроби (в связи с экологической программой ООН). У бахаитов есть представители и наблюдатели в парламентах многих стран мира, в том числе и в Европарламенте.

Бахаиты и проводники бахаитской идеологии оказывают, участвуя в различных международных организациях и проектах, известное влияние на глобальный процесс мировой политики. Бахаитская международная община сотрудничает со многими неправительственными организациями и обществами наднационального уровня, такими, как Римский клуб и др.

Этим, на наш взгляд, во многом определяются научная актуальность и социально-политическая значимость темы данного исследования с учетом того обстоятельства, что бахаизм после длительного перерыва как религиозное движение возрождается в России и соседних государствах бывшего СССР.

Анализ состояния изученности темы свидетельствует, что исто-рико-социологического исследования происхождения и распространения бахаизма не существует не только в отечественной, но и в зарубежной науке по сей день. Ранняя и последующая история бахаизма становились объектом изучения собственно бахаигских авторов, которые в силу своих симпатий необъективно изображали происходившие события и доходили порой до откровенного искажения или прямой фальсификации фактической стороны вопроса (Х.Балюзи, Х.Хамадани), Мусульманские авторы, идейные противники бахаитов, в своих трудах также допускали немало ошибок в стре-

1 Баха-Улла. Сост.Отдел информации Международного сообщества бахай в Нью-Йорке. М..1992.С.59, прим2.

млении опровергнуть доводы бахаитов и опорочить своих оппонентов. В условиях ограниченных контактов (прежде всего по причине собственной безопасности из-за боязни быть обвиненными в симпатиях к бахаизму) и отсутствии достоверной информации эмоции у мусульманских авторов нередко брали верх над соображениями разума и приводили также к фактическим неточностям, досадным и нелепым ошибкам, тенденциозному освещению существа проблемы (Абд-Аллах Салих ал-Хамави,Абд ал-Мун'им Ахмад ан-Нахр).

Отечественное востоковедение дореволюционного периода и советского времени занималось, главным образом, изучением истории и идеологии бабидов - предшественников бахаитов, вооруженные восстания которых потрясли основы иранского общества в 1848 - 1852 гг. Основными материалами для исследований послужили содержательные донесения российских дипломатов - сотрудников миссии в Тегеране и консульств в крупнейших городах Ирана. В отличие от большинства западноевропейских, преимущественно британских и французских, дипломатов и исследователей бабизма (Э.Г.Браун, А.Л.Николя), интересовавшихся, в основном, религиозными аспектами проблемы, отечественные дореволюционные и советские историки - востоковеды больше внимания уделяли социальной стороне этого массового сектантского движения (М.Казем-бек, М.С.Иванов). При этом практически все политики и дипломаты, пользовавшиеся трудами зарубежных и отечественных исследователей, отмечали значительный политический потенциал и социальную активность, сохранившиеся у бабидов даже после поражения восстаний, и предсказывали, с большими или меньшими оговорками, известную будущность необабизму - бахаизму (Дж.Н.Керзон, Д.И.Долгорукий, А.Г.Туманский).

В отечественном востоковедении единственным исследованием, посвященным бахаизму, является кандидатская диссертация С.Н.Григоряна „Бехаизм как идеологическое оружие англоамериканского империализма в Иране" (М., 1951), содержание и цель которой отражены в названии. Собственно история и идеология бахаизма не нашли отражения в отечественной науке ни в дореволюционный, ни в советский период. В дореволюционное время шло активное накопление материала, сведений о религиозной доктрине нового учения. Обилие разнообразных документов, с одной стороны, и, с другой стороны, „недостаточность известий о многих важных подробностях минувших событий и о роли в них тех или других лиц -все это ставит непреодолимые пока преграды более или менее обоснованной характеристике нового учения", - как считал самый известный российский исследователь бахаизма того времени А.Г.Ту-

манекий. По его образному заключению: „Слишком еще свежа эта могила (Баха-Аллаха - И.Б.), чтобы можно было подвести какие-либо итоги его реформе"2.

В отсутствии монографий в отечественной науке по истории и идеологии бахаизма проведенные исследования устранят, по мнению автора, значительный пробел в российском востоковедении и религиоведении, положат начало практике комплексного изучения нетрадиционных течений исламского происхождения, претендующих в силу географической распространенности на роль мировых вероучений. Этим обстоятельством объясняется высокая степень социальной значимости и научной новизны представленной работы.

Источниковой и историографической базой стал важнейший научный и документальный материал, собранный автором во время пребывания во всемирном центре бахаизма в г.Хайфа - местонахождении мирового правительства бахаитов - ,Заленского дома справедливости". Научный фундамент исследования составили знакомство с материалами всемирного Архива бахаитской веры, работа в научно-исследовательском отделе и библиотеке Бахаитского всемирного центра, полевые наблюдения за деятельностью европейского центра бахаитов в г.Хофхейм-Лангенхайн и ба-хаитских общин Германии, Израиля и России. Историографическую и источниковую базу исследования дополнили материалы архивов и библиотек Санкт-Петербурга и Москвы.

Главной задачей настоящей работы является научный анализ истории и идеологии бахаизма с момента зарождения в Иране во второй половине XIX в. до современного состояния.

Методологической основой исследования является принцип научного объективизма и историзма, необходимый для непредвзятого подхода к процессу изучения религиозных идеологий, составляющих наиболее деликатную сферу духовной культуры общества и индивида.

Структура данного диссертационного доклада включает:

1) характеристику источниковой и историографической базы,

2) освещение возникновения и основных исторических этапов распространения бахаизма,

3) краткий анализ бахаитской идеологии, характеристику организационной структуры и принципов функционирования бахаитской международной общины, ее целей и задач в современном мире.

1 /Баха-Аллах/. Китабе Акдес. „Священнейшая книга"современных бабидов. Текст, перевод, Введение и Приложения А.Г.Туманского. Спб., 1899. С.Ш, ХЛУЩ.

Рассмотрение столь значительного спектра вопросов, и практическое отсутствие научной разработанности темы явились причинами широкой апробации различных частей и разделов настоящего исследования. Основные положения исследования и выводы автора нашли отражение в четырех книгах (две написаны в соавторстве), посвященных важнейшим событиям новой истории стран Азии (М., 1990), ранней истории бахаизма сер. XIX-нач. XXвв. (СПб., 1994), различным религиозно-политическим, экономическим и социальным аспектам взаимоотношений России, Запада и мусульманского Востока в колониальную эпоху (СПб., 1996), истории и идеологии бахаитской международной общины в ХЗХ - XX вв.(СПб., 1998), а также в раскрывающих содержание заявленных целей диссертации более 20 других научных публикациях общим объемом более 45 п.л.

Аэтор выступал с докладами и сообщениями на международных, всесоюзных, общероссийских и региональных конференциях и научных сессиях по проблемам общей истории и востоковедения, регулярно проводившихся в академических центрах и университетах России (Санкт-Петербург, Москва, Омск, Владимир и др.).

Все основные разделы данного диссертационного доклада автор читает на протяжении более 10 лет в общих курсах лекций по новой и новейшей истории стран Азии и Африки, истории Ирана, современному положению в Иране, а также в специальных курсах по истории и идеологии бахаизма, нетрадиционных течений в исламе, истории отношений России со странами Востока, преподаваемых на восточном и историческом факультетах Санкт-Петербургского университета.

Источники и историографическая база диссертации

Все материалы, использованные для написания настоящей работы, можно разделить на следующие основные группы:

1. Сочинения Баха-Аллаха (1817 - 1892), его преемника Абд ал-Баха (1841 - 1921) и их современников (бабидских, азалитских, бахаигских историографов) - участников описываемых событий, опубликованные Э.Г.Брауном и российскими дореволюционными исследователями.

2. Сочинения Баха-Аллаха и Абд ал-Баха, изданные правнуком Баха-Аллаха Шоуки-эфенди (1897 - 1957), Бахаитским всемирным центром и национальными духовными советами бахаитов разных стран.

3. Сочинения современных бахаигских идеологов и историографов.

4. Бахаитские периодические издания и документация.

5. Архивные материалы.

6. Работы отечественных дореволюционных и советских исследователей.

7. Работы западноевропейских и американских авторов.

8. Сочинения мусульманских авторов.

Трудно переоценить заслуги в деле публикации важнейших источников по истории и идеологии бахаизма британского ираниста Э.Г.Брауна, более известного в иранистике своей фундаментальной „Литературной историей Персии", который занимался изучением бабизма, а позднее -бахаизма более тридцати лет, с конца 80-х гг. XIX в.

В 1887 г. Браун отправился в Иран в поисках контактов с ба-бидами3. Результатом поездки явилась статья в „Журнале Королевского азиатского общества" под названием „Бабиды Персии", состоящая из двух частей, посвященных краткому очерку истории движения, личным впечатлениям автора от общения с необабидами, доктрине бабизма и ба-бидской литературе4. В 1893 г. Браун издал в Кембридже свой путевой дневник в виде отдельной работы „Год среди персов".

В 1890 г. Браун посетил Акку, где четырежды встречался с Баха-Аллахом. В 1891 г. Браун перевел с персидского и издал в двух томах „Рассказ путешественника, написанный для того, чтобы п�