автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Вьетская община на равнине Бакбо в XIX в. (экономическая и социальная структура)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Вьетская община на равнине Бакбо в XIX в. (экономическая и социальная структура)"
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК Иистптут востоковедения.
Р Г 5 ОД Нл правах рукописи
1 з МАЙ шв
НГУЕН ХА11 КЕ
ВЬЕТСКАЯ ОБЩИНА НА РАВНИНЕ БАКБО В XIX в.
( экономическая л социальная структура)
Специальная 07. 00. 03 - Всеобщая псторпя
(средние века)
Автореферат Диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук.
Москва - 1996
Работа выполнена в Институте востоковедения РАН.
Научный консультант:
доктор исторических наук РЯБИНИН Л.Л. «
Официальные оппоненты:
доктор исторических наук БОКЩАНИН А.А. доктор исторических наук, профессор ЛАПИНА З.Г. доктор экономических наук, профессор МУГРУЗИН А.И.
Ведущая организация:
Московский Государственный институт международных отношении при МИД РФ.
Защита диссертации состоит " А ^ "_____кЦ___1996 г.
на заседании диссертационного совета Д.003.01.01 по историческим наукам в Институте востоковедения РАН по адресу: 103777, Москва, ул. Рождественка, 12.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ИВ РАН. Автореферат разослан " "_____1996 г.
Ученный секретарь диссертационного совета
доктор исторических наук Володин А.Г.
Институт востоковедения РАН. 1996 г.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.
Актуальность темы. В центре внимания данного диссертационного исследования находится вьетская сельская община, являвшаяся основной формой экономической и социальной организации крестьянского населения в доколониальном обществе Вьетнама. Процессы, протекавшие в сельской общине, во многом определяли основное содержание истории на различных этапах развитая Вьетнамского общества. Вьетская община - базовая ячейка общественного устройства, фундамент национальной культуры не только б прошлые годы, но и в настоящее время. По всю пору сельская община является преобладающим типом поселения во Вьетнаме, земледелие - основным занятием Вьетнамцев, а крестьянство составляет более 80°6 населения страны.
Община организация встречается в истории практически всех народов, но именно вьетская община является тем редким исключением, когда традиционный институт сохранился в современной деревне с минимальными трансформациями. Чрезвычайно высокая степень до-кументированностл (деревенские архивы, сохранившиеся в общинах, составляют десятки тысяч документов - основную часть национального письменного населедпя) в сочетании с живой устной традицией и зафиксированными нормами позволяют, во - первых, проследить динамику сельской общины на разных этапах истории вьетнамского общества вплоть до наших дней, во - вторых, дать научный прогноз перспектив развития общины в ближайшем будущем.
В условиях надвигающейся опасности глобальной экологической катастрофы, нерационального природопользования и перенаселения земли очень актуальным является исследование вьетской общины в контексте прпродно-географпческпх условий долины Северного Вьетнама. Это исследование помогает ответить на вопрос о взаимосвязи окружающей среды и человеческого общества, представители которого
стремятся оптимально использовать природные ресурсы в относительно суровых условиях малоземелья, аграрного перенаселения и тропического поливного рисоводства.
Сельская община вьетов представляет собой наиболее устойчивый тип деревенской территориальной организации, играющий на протяжении всей вьетнамской истории важнейшую роль в экономической и социальной жизни крестьянства.
В рамках проблемы воссоздания экономической и социальной структуры сельской общины были рассмотрены фундаментальнейшие вопросы востоковедной науки: во первых, какова была степень имущественной дифференциации принципиально социальный облик вьетнамского крестьянства в позднесредневековом периоде ?.
Деревенские документы XIX в. позволяют с уверенностью утверждать, что имущественная дифференциация шла очень медленно и существенного расслоения в среде общинников не было. Комплексный анализ факторов, определявших аграрный строй общины (количество землевладельцев, средние размеры участков частных земель и т.д.) свидетельствует об отсутствии, несмотря на преобладание частного землевладения, тенденции к поляризации в среде крестьян и об устойчивом сохранении слоя мелких и средних землевладельцев как преобладающего типа вьетнамского сельского жителя вплоть до наших дней. В связи с этим большое значение приобретает вопрос о характере землевладения и землепользования, о механизме консервирующего влияния устройства общины ("ланг-са") на аграрную структуру вьетнамского общества.
Более полное определение роли и места общины ("ланг-са") в экономической и социальной структуре вьетнамского общества свидетельствует о том, что доколониальный город у вьетов являлся продолжением той же самой "большой деревни" пли общины, где репродуцировались многие элементы традиционных общинных институтов. В связи с этим сельская община выполняла многие функции средневекового города европейского типа. Специализированные общины вблизи политических и административных центров, а также транзитных торговых путей являлись центрами торговли и ремесла. Во многих малоземельных земледельческих общинах важную экономическую
роль пгралп побочные производства. Общпна неизменно была и остается поныне центром национальной культурной традиции и просвещения. В доколониальной вьетнамской деревне уровень грамотности сельского населения значительно превышал аналогичный показатель в докапиталистической европейской деревне. В соответствии с общинными уставами полноправный общинник имел четкий социальный статус и гарантии зашиты от произвола властей.
В районах освоения целинных земель происходила регенерация традиционных общинных отношений и институтов. Окружающие дельту Красной реки районы, прилегающие к предгорьям, и приморская полоса представляли собой так называемую "зону освоения". В процессе исторической миграции вьетского этноса в южном направлении общинные отношения воспроизводились на новых территориях в центральной и южной частях страны, но уже в ослабленном (. Чунбо) п сильно трансформированием (Наибо) виде.
В рамках данной работы исследование экономической и социальной струюуры вьетской общины ограничивается в территориальном плане - равниной Бакбо (Северный Вьетнам), а в хронологическом - XIX в. Это вызвано тем, что равнина Бакбо является колыбелью вьетской цивилизации, в связи с чем община Северного Вьетнама послужила моделью для образования общин в прочих равнинных районах страны. Историческое исследование северовьетнамской общины ("ланг-са") создает условия для понимания аналогичных социальных и экономических институтов в провинциях Тханьхоа - Нгеан, "старых" владениях Нгеунов (Тхуаньхоа - Фуиен") и на Крайнем Юге ( в Зпдп-ни).
В XIX веке на равнине Бакбо проживало 43,3% всех налогоплательщиков, находилось 33,6% всех общин и располагалось 53,3?о площадей всех обрабатываемых земель. Это свидетельствует о том ,что не смотря на освоение южных территории, дельта Красной рекп занимала большое место в экономике династии Нгуен.
XIX в., которому посвящено данное исследование, является последним этапом гомогенной п "мирной" эволюции вьетскпх деревень равнины Бакбо, после чего война и последующие за ней французское завоевание прервали процесс естественного развития Крайнего севера
Вьетнама. Поэтому анализ экономической п социальной структуры северовьетнамской общины на данном этапе позволяет выяснить, что же нового и специфического внесла самостоятельная эволюция вьетской общины и мировой исторический опыт социального и экономического развития аграрных докапиталистических обществ.
Основные задачи и цели исследования. Основной целью данной работы является реконструкция и характеристика экономической и социальной структуры вьетскпх общин равнины Бакбо.
Исходя из этого диссертантом ставились и решались следующие задачи:
1. выяснение общей характеристики территориальной структуры общины, выделение 2-х основных групп земель ( земля поселения и обрабатываемые поля), выяснение основных принципов землевладения и их связь с конкретной аграрной структурой разных деревень в различных уездах; 4
2. определение понятая "частные земли" ( ты диен), а также структуры и долп частного землевладения в деревнях различных1 районов равнины Бакбо (средние размеры участков, численность и состав слоя частных землевладельцев), корреляция различных факторов, влияющих на структуру частного землевладения в общине (общий земельный фонд, площадь участков частных земель, количество землевладельцев, доля разных категорий землевладения);
3. установление структуры общинного землевладения (конг диен), а также состава общинных земель
а) по целям использования (на текущие нужды аппарата управления общпны, на культовые цели п для перераспределения);
б) по природному характеру (наносные и наклонные).
При описании частного и общинного землевладения в конкретных общпнах была осуществлена реконструкция механизма имущественного расслоения в среде землевладельцев и разложения института общинных земель ("конг диен"), а также установлено проявление консервирующего воздействия общинных традиций на ход социально -экономических процессов во вьетскпх деревнях;
4. выявление общей характеристики устройства семьи и рода Вьетов, а также внутрисемейных отношений, анализ "родового" соста-
ва п межродовых связей п общине, определенпе функций семьи и рода в обишне;
5. определенпе понятия "самоуправление общины", выделение привилегированных виутриобшшшых групп ( куан впенов п общинных старост), анализ общинного устава, а также организации религиозного культа духа - хранителя, выяснение роли этого культа в жпзнн общины.
При решении этих довольно сложных проблем диссертант пытался тадеже в какой-то мере ответить и на еще один попутно возникший большой вопрос: в какой степени экономическая и социальная структура вьетскоп общины равнины Бакбо была обусловлена географическим фактором и историческим развитием различных частей вьетнамского государства.
Научная новизна работы.
1. Настоящая работа является первой во вьетнамской п мировой исторической науке попыткой комплексного исследования на основе применений методов количественного анализа экономической и социальной структуры традиционной северовьетнамской общины накануне ее резкой деформации.
2. В рамках поставленных задач с помощью новейших методов количественного анализа была предпринята попытка выработать принципиально новый подход сначала к оценке экономической структуры и исторических реалий вьетскоп общины на базе исследования неопубликованных деревенских документов ( земельных реестров, подушных списков, общинных уставов, родовых хроник). Для этого прежде всего был проведен предельно детальный анализ экономической структуры одной общины. Затем в результате сравнительного изучения сходных и отличных черт данной структуры с подобными структурами в других общпнах, было показано различие трех хозяйственно - экономических птаов общины (са1, которые формировались под воздействием различных факторов: не достаток земель, аграрное перенаселение, степень удаленности от политико-административного центра государства, впутрпобщшшая традиция, природная среда.
3. В.ходе проведенного исследования выяснились, что типичными представителями вьегекпх общин равппны Бакбо были мелкие (но
не мельчайшие) и средние крестьяне - землевладельцы, а также мелкие помещики. В ходе эволюции частного землевладения в северовет-намских общинах XIX в. не пропсходпло социального расслоения крестьянства, а наоборот, что постоянное " окрестьянствованпе", обеднение выделяющихся богачей. Мельчайшие землевладельцы не теряли прав на свой участок земли. Слой крупных землевладельцев не рос^.* Имущественная дифференциация в большей степени наблюдалась в тех общинах, где имелся большой земельный фонд. Малоземелье затрудняло расслоение крестьянства.
4. Комплексным анализом таких деревенских документов, как общинные уставы и родовые хроники показали, что малая семья уже ' давно утвердила себя в качестве социально - экономической ячейки общества, а род и родовые отношения продолжали функционировать лишь в некоторых сферах общинной жизни, прежде всего - религиозной и идеологической.
5. Во вьетской общине равнины Бакбо, считавшиеся раньше исполнявшими раздельные функции органы " законодательной" и "исполнительной" власти на практике являлись единым законодательно - исполнительным институтом.
6. Сфера юридического действия общинного устава ограничивалась подержанием социальной иерархии, определением законного места каждого члена общины во внутриобщинной социальной структуре, а также защитой общественного порядка и безопасности.
Практическая ценность работы. Введенный в научный оборот общинный материал, почерпнутый из таких не использовавшихся ранее видов написанных на древнекитайском языке вьетнамских источников как земельные реестры, общинные уставы и родовые хроники, и оценка диссертантом содержащихся в них сведений закладывают тот универсальный фундамент, на котором могут строиться дальнейшие специальные исследования по аграрной истории Вьетнама. Результаты проведенного комплексного исследования лог\т быть включены в соответствующие раздели университетских курсов по истории Вьетнама и в специальные курсы по социальной п экономической истории Азии в XIX в.
»
Решение крестьянской проблемы всегда было одной из самых важных задач внутренней полптнкп вьетнамского руководства. В последнее время процесс обновления (дои мой) и открытия страны (мо кыа) в полном объеме поставил перед руководством СРВ такие слож-2ше проблемы, как проведение современной аграрной реформы, возрождение родовых отношений, и старых обычаев. Диссертация дает возможность заинтересованным лицам воспользоваться в ходе проведения аграрной реформы в своей практической деятельности некоторыми традиционными, главным образом, компенсирующими механизмами в целях ослабления социальных издержек быстрой модернизации сельского хозяйства.
Источники для написания работы. Наиболее фундаментальными и надежными источниками по истории вьетских общин равнины Бакбо в XIX в. являются деревенские документы, имеющиеся почти во всех общинах Крайнего Севера. Однако до спх пор вследствие трудности их сбора, проводимого в полевых экспедициях, предпочтение в исследованиях по экономической и социальной истории в основном отдавалось государственным актам я официальным документам. Деревенские материалы являются массовой категорией источников, что, во - первых предоставляет возможность применить к ним современнейшие методики количественного анализа, во - вторых, дает картину социально -экономических отношений п социальных связей, существенно отличающуюся от той, которую можно представить на основании изучения официальных указов, распоряжении и чиновничьих докладов.
Основные виды использованных в диссертации документов:
1. Земельные реестры ("диен-ба"). Документы этого вида встречаются нраипческп во всех общинах. Государство утверждало стандартные образцы этих документов, которые необходимо было заверять в управах местных чиновников, ибо земельные реестры служили основой для взимания поземельного налога. Эти списки уточнялись, дополнялись и переписывались во время правления дсаждого следующего императора династии Нгуенов Х17\ - начале XX в. Сейчас в распоряжении исследователей имеются преимущественно земельные реестры общин северной части страны, составленные в 1805 г., и земельные реестры общин южной часта страны, составленные в 1836 г. Структура
''дпен-ба" была стандартной. В первой части земельного реестра указывались общие сведения об общине: название и границы, ориентированные по частям света; общая площадь всех земель общины объемы каждого сбора во время двух сезонных жатв и порядковый номер каждой из трех категорий плодородности земли. Во второй части земельного реестра фиксировались размеры компактных крупных и мелких участков общинных и частных земель и их принадлежность к определенной категории плодородности, а также площадь полей, принадлежащих к каждой категории плодородности. Далее следовали списки владельцев частных земель п "самканов" (лиц, обрабатывающих земли в чужих общинах). В третьей части земельного реестра помещались, во-первых, поручительства должностных лиц и представителей общины, свидетельствовавших об истинности составленных записей, во-вторых, списки получателей, участвовавших в переписи земель и гарантировавших пх доверенность. Составленный реестр проверялся государственными чиновниками, на местах соединения листов ставились печати уездного управления. Итоговые размеры площади земель записывались сложными иероглифами и также скреплялись печатью. Первый экземпляр земельного реестра отсылался в столицу, второй направлялся в провинциальное управление, третий хранился в общине.
2. Подушные списки налогоплательщиков ("динь-ба"). Источники этого вида по экономической и социальной истории принадлежат не только к внутриобщшшым, но и к официальным государственным документам. На основании подушных реестров государство осуществляло сбор подушного налога. В "дпнь-ба" включались сведения об общей численности и величине различных возрастных и социальных категорий мужчин старше 17 лет. К этим восьми категориям относились лица, внесенные в общинные списки; лица, освобожденные от подушного налогообложения и военной службы; действительные и отставные чиновники, лица, освобожденные от налогов и повинностей по старости, инвалиды и увечные, и даже лица, не внесенные в общинные спи-
В.. ' данной раооте использованы подушные списки нескольких оо-
щпн, из которых можно было почерпнуть интересующие нас сведения
и сравнить их с данными земельных реестров.
Необходимо отметить., что земельные реестры п списки налогоплательщиков, хотя и являлпсь виутрпобщишшмц документами, но их составление было жестко связано с государственными правовыми нормами.
3. Общинный устав ("хыонг ыок"). Во вьетекпх общинах равнины Бакбо общинные уставы возникли еще до XV в.. В XIX в. н в начале XX века документы этого типа становятся все более распространенными во вьетекпх обшпнах. Авторами этих документов, а также всех поправок п дополнений, вносимых в них являлись члены привилегированного слоя общины псуан впены! н общинные старосты.
Данные, связанные с объектами, регулируемыми в общинном уставе, 0Т710СЯТСЯ, в основном, к внутриобшпнной культовой деятельности, а также к социальной и гражданской жизни общины. Внутриоб-щинная культовая деятельность подробно регламентируется правилами, проведения церемонии и ритуалов, организуемых в течение года в общине. Социальная и гражданская жизнь описывается статьями о статусе коренного и пришлого населения, о расходах на свадьбы и похороны, о разрешении спорных внутриобшинных конфликтов, об охране внутрпобщппного порядка и защите общины от бандитов и разбойников. Экономические и юридические сведения в общинных уставах чрезвычайно скудны и отрывочны далее по сравнению с аналогичными сюжетами в государственных правовых кодексах.
4. Родовые хроншеп ("ток-фа"). Вплоть до конца XIX в. во вьет-
скнх общинах равнины Бакоо каждый род, как "большой" так п
"малый", имел свой собственную родовую хронику. Эти родовые хро- '
нпкп множество раз дополнялись п переписывались. Все изученные (
I
нами родовые хроники являются продолжением своих оолее ранних |
аналогов и представляют собой результат совместного творчества |
многих представителей сменявших друг друта поколений, обладающих |
разным уровнем знания и образования. Богатейшее содержание таких !
документов, свидетельствующее об огромном внимании членов рода к !
своим "родовым" делам, дополняет наше исследование разносторои- ! иымп материалами, включающими важнейшую информацию о сгрук-
"ПФе семьи и рода, а также о релпгиозиои деятельности, связанной с |
родовыми отношениями во вьетскоп оощиие. ,
Кроне земельных п подушных реестров. общинных уставов п родовых хроник, данная диссертация впервые вводит в научный оборот и другие ппды деревенских достментов: надписи на стелах ("оп кп") пс-торнп "основателя общины, ставшего духом хранителем" < "тхань титъ -тхань хоанг"), что частично является историей самой общины, географические описания общины (. "дпа тыГ), описания обшпны I "тиеу
Необходимо отметить, что такие типы деревенских документов, ка;с родовые хроники (ток- фа) и надписи на стелах (бп кп) основывались на обычном праве и в связи с этпм не были подконтрольны государству. Поэтому в них адекватно фиксировалось действительное положение в экономической п социальной сферах. В связи с тем, что часть деревенских документов, таких как родовые хронпкп (ток фа) и надписи на стелах (бп ки) не были подконтрольны государству, пх сравнение с контролируемыми казной деревенскими документами может дать много ценной информации как экономического и социального характера, так и характеризующего сферу государственного управления и контроля.
Помимо нарративных деревенских источников в работе псполь-зоианы сохранившиеся до нашего времени устные рассказы и предания, из которых можно почерпнуть ценные сведения о междоусобных столкновениях различных обшин, а также о внутренних конфликтах в одной общине.
Значительная часть деревенских документов, использованных в диссертации, была собрана диссертантом во время руководства летной практикой студентов исторического факультета Ханойского Государственного Университета, при проведении полевых исследований в общине Зукту п в некоторых других деревнях равнины Бакбо.
Диссертантом также были изучены и соотнесены с данными деревенских архивов традиционные официальные источники эпохи Нгуепов, что позволило как получить новые результаты, как и подтвердить часть выводов прежних исследователей. Среди официальных источников необходимо в первую очередь отметить придворную хронику "Дай Нам хой диен шы ле", составленную и структурированную в перпод правления эры Тыдык (. 1845 - 1883 г.).
и
В источниках, относящихся к жанру "географических описаний", содержатся ценные данные о количестве общин п входящих в них деревень, а также о официальных ставках налогообложения. Наибольшую ценность для работы предоставляют соответствующие разделы энциклопедического труда Фан Хюп Тю "Лить чпеу хпен тьыонг лоап тьи" (Классифицированные описания установлении прежних династий), "Дай Нал нят тхонг тьп" (полное географическое описание Даипама). Эти источники неоднократно цитировались в исследованиях по XIX в., но их аграрный аспект еще не разрабатывался.
Определенный интерес для темы диссертации представляют также сочинения известных политических деятелей, чиновников и писателей XIX в., таких как Нгуен Конг Чы, Данг Хюп Чы, Нгуен Чыонг То.
Методы исследования. В диссертации используются два вида основных методов исторического исследования: количественные и описательные.
Для всестороннего комплексного исследования экономической и социальной структуры диссертантом была выбрана типичная вьетская община Зукту (уезд Донгиган, пров. Кпнбак). Были изучены все сохранившиеся до наших дней местные документы этой общины, составляющие 35 сборников объемом более 800 страниц. Полученные данные были соотнесены с результатами количественного анализа официальных земельных реестров п общинных уставов другпх общин равнины Бакбо.
Подобный подход способен, на взгляд диссертанта, заложить основу для выработки методики исследования земельных реестров, общинных уставов и родовых хроник как важнейшего п богатейшего источника по экономической и социальной истории вьетских деревень.
Апробация работы. Некоторые результаты исследования были изложены в докладах на научной конференции Вьетнамоведческого центра в ИСАЛ при МГУ в 1991 - 1995 гг. По теме диссертации в период 1978 - 1996 гг. было опубликовано 14 статьей и 1 специальная монография.
Часть работы была защищена в качестве диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук на заседании спе-
и
цпализпровашюго совета Института востоковедения РАН 15 октября 1992 г.
Дпссертацнонная работа в целой была обсуждена на заседании Отдела истории Востока Института востоковедения РАН 16 февраля 1996 г.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы, списка сокращения, систематизированного иероглифического ключа - указателя и приложения.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.
Во сведении обосновывается выбор темы, ее актуальность п научная новизна, формулируются основные задачи и цели исследования, определяются территориальные и хронологические рамки работы, описываются характер и особенности массового материала, а также методы анализа. Кратко изгаляется общая структура диссертации. Даются обзор и характеристика исследованных источников и использованной литературы по данному вопросу.
В первой главе ("территориальная структура общины") в результате анализа размеров общин (соотношение площади селения п возделываемой пашни) удалось установить, что площадь вьетских общин в целом была небольшой и имела тенденцию к уменьшению. Это было связано с аграрным перенаселением и внутренними деревенскими конфликтами, вызывавшими разделение общин. Размеры новых образований становились, естественно, еще меньшими. Малая величина и сложившаяся территориальная стругаура общин на равнине Бакбо зависели также п от доминирования поливного рисоводства, и от исторической пра1ггпкп заселения местности, и от демографического фактора. Последствием прогрессирующего малоземелья явились, в свою очередь, усложняющиеся межобщшшые споры, конфликты и столкновения, существовавшие в XIX в. практики во всех общинах Северного Вьетнама. На почве земельных захватов между соседними общпнамп часто возникала вражда. В результате к Х1Х-ому в. четкая фиксация границ между общпнамп ( и между землевладельцами) стала настоятельным требованием общинников, желавших официально зарегистрировать точные пределы территорий своих общин.
В XIX в. масштабы освоения новых земель в Бакбо были большими, чем прежде, и любой клочок целинных и заброшенных земель вел к появлению на них колонистов.
Сезонный характер процедуры возделывания риса в условиях малоземелья в перенаселенной местности всегда оставлял скрытый избыток рабочей силы, особенно в межсезонье. "Свободное" время крестьян - общинников в перерывах между сельскохозяйственными работами было исключительно благоприятно для занятия торговлей п ремеслом, которые в XIX в. быстро развивалась в общинах. Это дает возможность сделать вывод о том, что именно малый фонд обрабатываемых земель в дельте Бакбо имел своим следствием специализированный и даже многоотраслевой торгово-ремеслелный характер хозяйственной структуры северовьетпамской общины. Это дает являлось важной специфической чертой экономики и социальной сферы в сельской местности Северного Вьетнама.
Развитие частного землевладения в условиях дефицита обрабатываемых земель проводило не только к расслоению крестьянства на богатых и бедных владельцев, но п появлению безземельных. Постоянное существование части безземельных оказывало огромное воздействие на деревенскую практику и, с одной стороны, служило источником социальных конфликтов, с другой стороны, содействовало укреплению частного землевладения.
Во второй главе ("Частные земли в общине") рассматриваются различные аспекты частного землевладения в общинах.
Детальное изучение общины Зукту дало возможность установить очень высокую долю частных земель - "ЧАЗ" (более двух третьей всего деревенского фонда), преобладание мелких и средних участков "ЧАЗ" и отсутствие крупного частного землевладения. Размеры и качество "ЧАЗ" прямо зависели от возраста и пола пх обладателя: чем старше были владельцы, тем большими участка мл земли, и притом лучшего качества, они владели; чем богаче были землевладельцы, тем меньше среди них было женщин. В общине Зукту был распространена обработка земли в чужих общинах. Крестьян, занимавшихся такой деятельностью называли "сампанами". На каждый двух владельцев
"ЧЛЗ" приходился один самкан из другой общпны. В преобладающей части арендуемые участки были мелкими.
Изучение тех же "сюжетов" по результатам исследования 108 общин из трех уездов равнины Бакбо свидетельствует о том, что в "столичном" (Тылием) и "центральном" (Тхыонгфук) уездах частные земли преобладали над общинными, а в "приморском" (Киенсыонг) уезде - частные земли уступали общинным. Площадь "ЧАЗ" в большинстве общин не достигала 108 га, размеры каждого из трех четвертей участков не превышали 1,8 га. Ближе к столице дробность "ЧАЗ" росла, дальше к морю участки "ЧАЗ" укрупнялись. Аналогичная ситуация наблюдалась и и отношении землевладельцев. В "столичном" уезде плотность землевладельцев была высока, в "центральном" и "приморском" - низка.
Детальный анализ основной массы "ЧАЗ", показал, что в большинстве общин имелись владения всех размеров (от 0,36 до 3,6 га) и сильная поляризация на "бедных" и "богатых" отсутствовала. Основным массовым слоем на равнине Бакбо были мелкие и средние земле-. владельцы. Исследование региональных особенностей "ЧАЗ" свидетельствует о доминировании в "столичном" уезде мельчайших и мелких землевладельцев, о преобладании в "центральном" уезде средних землевладельцев и о значительной доле крупных землевладельцев в "приморском" уезде. Так как освоение дельты Красной реки вьетами шло с северо-запада на юго-восток, то можно утверждать, что чем раньше осваивались в Северном Вьетнаме земли, тем меньше на них оставалось крупных землевладельцев "ЧАЗ". Эволюция частного землевладения к началу XIX в. на большей части дельты Красной реки привела не к концентрации земель в руках крупных землевладельцев, а наоборот - к доминированию мелких участков. Это не умаляет значения имущественной дифференциации в общине Северного Вьетнама, ибо, с одной стороны, четверть "ЧАЗ" сконцентрировалась в руках крупных землевладельцев, с другой стороны, в общинах существовали безземельные крестьяне.
Размеры землевладения на равнине Бакбо во многом зависели от пола землевладельца. В десятой части общин вообще не было женщин - владелиц "ЧАЗ". В целом женщины - владелицы "ЧАЗ" былп беднее,
чем мужчины. В региональном плане различия былп еще ярче выражены. Если в "столичном" уезде Тылпем доля бедных женщин - землевладелиц была большей, чем владельцев - мужчин, а средних п богатых - меньшей, то в "приморском" уезде Кпенсыонг процентное соотношение бедных владельцев обоего пола было приблизительно равным, а доля богатых женщин была даже большей, чем мужчин - землевладельцев. Положение женщин в сфере землевладения было лучше там, где существовала более благоприятная аграрная ситуация. С ухудшением этой ситуации женщины вытеснялись из сферы землевладения, либо получали меньшую долю земли, чем мужчины.
Массовым явлением на равнпне Бакбо была обработка земли в чужих общинах, которую осуществляли самканп. В ''центральном" и "приморском" уездах самканп существовала в двух третях общин, где на каждого самкана приходилось по два землевладельца, а обрабатываемая ими земля составляла четверть всей "ЧАЗ" общины. И все-таки масштабы обработки самкаиамп земли былп ограничены: в трех четвертях общин двух уездов было менее 20 самканов на общину и численность самканов не превышала числа владельцев "ЧАЗ". В двух третях общин самкан обрабатывал в среднем менее 1,8 га земли.
Исследуя региональные особенности развития такого явления, как обработка земли в чужих общинах можно установить, что и абсолютное и среднее количество самканов в каждой общине "центрального" уезда Тхыонгфук было значительно большим, чем в "приморском" уезде Кпенсыонг. Доля общин с более, чем половиной самканов в общине, в "центральном" уезде была выше, чем в "приморском" уезде. Количество самканов п их "плотность" в "центральном" уезде былп большими, чем в "приморском" уезде. II в то лее время в" центральном" уезде земель у самканов было намного меньше и они былп существенно беднее, чем самканы в "приморском" Кпенсыонг.
Самканы прпходплп обрабатывать землю в чужие общины, в основном из соседних общин, но былп выходцы и пз дальних районов. Наряду с самканамп, непосредственно обрабатывающими землю, существовала,. хотя и в небольшой мере, предпринимательская "аренда", осуществляющаяся торговыми людьми, сдававшими землю в
"субаренду". Предпринимательской "арендой" занимались, в основном, богатые купцы столицы в пригородах Тханглаунга. Непосредственные "арендаторы" были представлены как "полными" самканымп, не имевшими земли в родной общине, так и "полусамкаиами", имевшими землю в родной общине. В "центральном" районе преобладали "полные" самканы, в "приморском" - полусамкапы.
Анализ общей площадп и площади "ЧАЗ" в общинах равнины Бакбо дает возможность установить следующую зависимость: чем больше площадь общин, тем больше среди них общин с большой площадью "ЧАЗ". И наоборот, Т.о размеры "ЧАЗ" в общине ограничены возможностями общинного земельного фонда.
Земельные владения частного лица могли состоять из нескольких земельных участков. С ростом средней площадп частных владений состоящих из нескольких разновеликих участков земли, наблюдается не всегда стопроцентная, но довольно устойчивая тенденция увеличения в этих владениях доли участков крупных размеров. Т.о размеры участков "ЧАЗ" во владениях частных лиц определялись не столько ирпродои, сколько обществом. Крупные участки были более экономически выгодны, а мелкие не отвечали требованиям оптимальности ведения хозяйственной деятельности.
Как площадь "ЧАЗ" в общине зависела от размеров общины, так размеры "ЧАЗ" в общине в свою очередь в известной мере определяли численность землевладельцев и их имущественное положение в общине. Чем больше площади частных земель имелось в общине, тем больше в ней было частных землевладельцев п тем большей среди этих землевладельцев была доля богачей. Значительное количество частных земель в общинах создавало благоприятные условия для умножения численности землевладельцев и концентрации их богатств.
С размерами частных земель п количеством землевладельцев связана численность самканов в общине. Чем большими были площадь "ЧАЗ" ц количество землевладельцев, тем больше в общине наблюдалось самканов. Более того, чем большей в общи не была площадь "ЧАЗ", тем больше в ней было сдаваемых в аренду крупных участков и тем меньше в ней было сдаваемых в аренду мелких участков. Организация па арендуемых землях по мере возможностей крупных хо-
зяйств объясняется хозяйственной необходимостью, как п в случае с образованием больших частных владений в больших общинах.
В третьей главе ( "Общинные земли") рассматриваются состав и формы владения общинными землями.
Несмотря на то, что к началу XIX в. в большинстве общин Северного Вьетнама частные земли преобладали над общинными, последние все еще сохранились во всех общпнах, а в трети из нпх доминировали над частными.
К общинным землям в общпнах относились подушные землп, периодически распределяемые между общинниками пли "конг диен" (далее - КД), культовые, "наклонные" и "наносные" (аллювиальные) земли.
В общине Зукту общинные землп занимали четверть всей площади общины.
В трех уездах Северного Вьетнама КД и культовые землп занимали более двух третей площади общинных земель, а наклонные и наносные землп были менее распространены: в половине общин даже не было этих двух видов земель. В равнинных районах было мало "наклонных" полей. В центральной части Северного Вьетнама их было больше, чем в приморье. По мере удаления от центра равнины Бакбо к приморью доля общинных земель в общине возрастала. Базой общинных землевладения являлись районы более позднего заселения вьета-мп Северного Вьетнама, а не его древняя историческая часть на западе.
Доля КД в общине Зукту была меньшей, чем в среднем по равнине Бакбо. КД в Зукту были расположены дальше от селения по сравнению с частными землями и обладали худшим качеством, чем последние. Это было связано с процессом формирования частных владений: ведь все более близки и лучшие качеством землп уже былп превращены в частные.
КД в трех уездах былп тоже удалены от селений, занимая около четверти всей площади землп общины и более половины общинных земель. В большинстве общин частные землп преобладали над КД п только в четверти общин положение было обратным. В трех четвертях
общин площадь КД была небольшой (менее 50 га) п только в каждой восьмой общпне - более значительной (более 120 га).
В разных районах дельты Бакбо площадь п доля КД бьглп не одинаковы. В "столичном" и "центральном" уездах почти во всех общинах КД обладали малой площадью (менее 50 га), а в "приморском" уезде малые размеры КД были лишь в половине общин. По мере же удаления от столицы к "центральным" уездам, а затем - к приморью доля общин, в которых КД преобладали над частными землями, значительно увеличивалась: соответственно в два и в четыре раза. Т.о. наибольшее количество земель КД было в приморье.
В соответствии с земельным реестром 1805 г. КД в общпне Зук-ту должны было распределяться между всеми членами общины в равных долях. В 1848 г. часть земель КД (около 15%) была изъята из общего распределения и передана привилегированной общинной группе состоящей, в основном, из военнообязанных. В 1857 г. около трети оставшихся КД было передано старосте общины для "общинных расходов и уплаты налогов". В результате общинная администрация и военнообязанные общинники постепенно захватили около половины КД. Наконец, в 1888 г. не только КД, но и культовые и "наклонные" земли, т. е. все общинные земли, были присвоены социально - привилегированными группами общины Зукту. Сходная ситуация была и в других общинах равнины Бакбо. Там, где КД было очень мало, они все попадали в руки общинных старост; там, где их было немножко больше, староста делил их с привилегированными социальными группами и некоторой частью крестьян - налогоплательщиков; там же, где КД было много, ими использовались более широкие массы крестьянства. Так как крестьянам КД доставались в виде остатков в последнюю очередь, то они выдвигали требования их более справедливого распределения -по жребию.
Формально продажа всех видов общинных земель, в том числе и КД, была запрещена, что было зафиксировано и в государственных законах и в общинных уставах. Нарушители карались большим штрафом. Однако в общинных статутах всегда находился какой-либо благовидный предлог, пользуясь которым, общинник мог продать свой надел КД под впдом сдачи в аренду. Чаще всего это делали должност-
ю
:шс лппа сбшииы. Вследствие массовости этого явления государственные власти разрешили в 1844 г. сдачу земель КД в аренду как местным крестьянам, так и "чужакам" сроком на три года.
Культовые земли занимали небольшую плошадь - около 4?о от всей общины Зукту. Под них отводились самые лучшие земли общины. Среди источников образования культовых земель не последнее место занимали пожертвования на религиозные цели. Несмотря на формальные запреты, на практике культовые земли, так же как и КД, могли сдаваться в аренду, что часто и делали деревенские старосты. В общине Зукту культовые земли составляли значительную часть экономической базы привилегированных общинных слоев.
В трех упомянутых выше уездах Бакбо культовые земли существовали в четырех пятых всех общин. Размеры культовых земель в этих уездах были очень разнообразны, но в основной массе обшпн. имеющих культовые землп (четырех пятых), на каждую общину приходилось менее 5.5 га. и только в одной пятой обшпн, имеющих культовые землп, размеры культовых земель превышали эту цифру. В подавляющем большинстве обшпн, имеющих культовые земли (тех же четырех пятых), культовые землп превышали двадцатую часть общего земельного фонда и только в пятой части всех общин, имеющих культовые землп, они не достигали этого рубежа (как в общине Зукту,).
Источником формирования культовых земель в трех уездах равнины Бакбо являлось прежде всего предоставление необработанных общинных земель общинному лому, пагоде или храму при основании новой деревни. Впоследствии служители пагод и храмов сами покупали частные земли п превращали их в культовые. Таких "покупных" земель в некоторых ебщпнах было до третп от всех культовых земель общины. Наконец, значительная часть фонда культовых земель пополнялась за счет дарения пли посмертного завещания общинниками своей частной землп. Т. о, источниками формирования культовых земель являлись как общинные , так в частные землп. В общинах большой площади доля крупных площадей (более 5.4 га) культовых земель постоянно росла, а доля мелких площадей!менее 1,3 га) постоянно понижалась. Это свидетельствует о том. что в больших, а следовательно.
богатых общинах выделялось больше средств на культовые нужды, в частности, на приобретение культовых земель.
Наносные земли образовывались вдоль берегов рек (в основном, Красной реки) и их притоков, а также у устьев рек. Эти земли пме-лпсь в двух пятых оощпн столпчного уезда п в одной пятой оощпн "приморского" уезда. В общинах "центрального" уезда они отсутствовали. По данным вьетнамских исследователей, в целом наносные земли имелись в трети общин обследованных II уездов, составляя более 15?о всех обрабатываемых земель и более 80°6 площадп общинных земель этих уездов.
Наносные земли делились на "старые" и "подлинные", и "вновь нанесенные". На "старых" землях сажали шелковицу, на "новых" - кукурузу, бобы, сахарный тростник. Государственные власти обложили наносные земли налогом еще в 1471 г. . В силу "божественного" источника происхождения и из-за их высокой плодородности наносные земли рассматривались как общее достояние общины и периодически распределялись между общпннпкамп. Однако под предлогом расходов
К ' 9* / Г
на оощинные дела социально привилегированные слои оощины и оо-гачп постепенно захватывали их превращали в частные владения.
Превращение общинных земель в частные осуществлялось преимущественно в районе первоначального расселения вьетов на северо-западе равнины Бакбо (район Фонгтяу-Футхо). На остальной части равнины, куда вьеты расселялись в своем движении к юго-востоку, образуя общины на вновь освоенных землях, с самого начала не было преобладания общинных земель. Это засвидетельствовано и в государственных актах и в общинных документах. Впоследствии в части общин превращение частных земель в общинные происходило под давлением государства. В то же время в течение последних полутора столетий процент земель, распределяемых средп общинников (КД), в значительной мере сохранялся на постоянном уровне. Для этого периода характерен не процесс распад КД, а пх длительное сохранение. Земли КД распределялись, в основном, между старостами и привилегированными слоями общины, но не превращались в массе своей в частные земли. Это объясняется не только вмешательством государства, препятствовавшего распаду общинных, но и жизнестойкостью самой
сбщппы ic.ii; социального организма. Существование значительных площадей земель КД ограничивало разложение общпны, препятствовало обезземеливанию крестьян и уходу их из деревни.
В четвертой главе ('Семья и род") рассматриваются характер, тин п функции семьи, а также типы п функции рода в общпне.
Сведения, почерпнутые из родовых и государственных хронпк, из правовых кодексов, пз надппсей на общинных домах и на буддпйскпх пагодах, свидетельствуют о ярко выраженном патрилинейном характере вьетской семьи, состоящей чащей всего пз родителей и несовершеннолетних детей, т.е. двухпоколенной пли простой семьи.
Анализ данных численности рождавшихся в общпне Зукту на протяжении всего XIX в. детей в 251 семье, принадлежащей к 5-х родам, показал, что средняя численность детей в одной семье составляла 2,7 человек, а двухноколенная или простая семья состояла пз 4,7 человек. Сходная ситуация была и в других общинах равнины Бакбо: пз 1048 семьей общины Мочатъ (пров. Хайзыонг) и общпны Ханьтхпен (пров. Шонам) около двух третьей семьей насчитывало от 1 до 3 детей.
В родовых и государственных хрониках сообщается о наличии у малых.семей равнины Бакбо отдельного жилища, земельной собственности, приусадебного хозяйства, а та]сже профессиональной специализации. Таким образом малая семья являлась минимальной социальной ячейкой с одной стороны - рода, с другой стороны - общпны.
Несмотря на мощное воздействие со стороны авторитарного государства, культивировавшего патриархальные идеалы древности, в реальности статус женщины во вьетской семье в XIX в. был значительно более высоким и свободным, чем это предписывалось официальными идеологическими установками.
Несмотря на то, что малая семья уже давно утвердила себя в качестве социально - экономической ячегоси оощества, род как реликт большой семьи, и родовые отношения все еще продолжали функционировать в некоторых сферах общинной жизни.
Патрилпнейность рода на равнине Бакбо проявлялась в том, что нее члены рода, включая вышедших замуж за членов другого рода
женщин, носплн фамплпю человека, считающегося родоначальником рода ("тхюи то").
У каждого рода имелся свой храм культа предков ("ты дыонг"), где члены рода ежегодно совершали культовые обряды поклонения умершим предкам. Средства на расходы, связанные с осуществлением этих дорогостоящих церемоний, члены рода получали за счет эксплуатации земель, специально предназначенных для этих целей, называемых "родовые земли" ("ток диен"). Детальный анализ родовых хроник показал, что объектом дарения земель, из которых составлялись "родовые земли", были одни только маленькие участки частных земель. Все даримые земельные участки былп раздроблены и рассредоточены. Это свидетельствует о малой доходности "родовых земель", средства с которых шли, в основном, на ритуальные нужды.
За исключением "родовых земель", доходы с которых шли на отправление родового культа, род рте не имел общей собственности и его члены не осуществляли совместной хозяйственной деятельности. В таких условиях культ предков, на практике имел лишь религиозное значение, а в идеологическом плане - являлся важнейшим инструментом создания мифологемы о всестороннем, в том числе и экономическом, единстве рода.
Анализ родовых хроник, земельных реестров и других документов общины Зукту показывает, что эта община состояла из множества в разное время поселившихся в ней родов. Рядом с пятью "старыми" родами, уже в течение нескольких веков проживавшими в общине Зукту, там в конце XVIII - начале XIX в. появились два новых рода.
Аналогичная ситуация наблюдалась и на всей равнине Бакбо. Анализируя названия 345 северовьетнамскпх общин, которые, по мнению предшествующих исследователей, былп населены лишь одним родом, мы пришли к заключению, что в подавляющем большинстве случаев на равнине Бакбо существовали общины, в которых первоначально селились представители разных родов. Изучение родового состава общин, образованных в XV - XIX вв. в прибрежной часта равнины Бакбо, показало, что ни в одной из этих общин в момент их создания не проживал один единственный род. Все эти общины создавались усилиями нескольких родов, прибывших из разных общин.
Б связи со слабой соцпалыгой п экономической базой въетского рода, в общине на равнине Бакбо один род, в отличие от рода в южнокитайской деревне XIX в., ни численно ни с точки зрения земельных владений не занимал доминирующего положения.
В многородов ой вьетнамской общине на равнине Бакбо межродовые отношения могли быть как конфликтными, так и вполне мирными, о чем свидетельствуют местные общинные документы. Кон-флшстность пли мир между родами зависели от многих условий: от времени заселения обцщны различными родамп; от численности членов родов, от соотношения родов в общине друг с другом.
В родовых хрониках общины Зукту имеются точные биографические сведения относительно 217 супружеских пар. Из них 171 представитель супругов пли 70% всех супругов являлись местными уроженцами, и лпшь 21% супругов вступали в брачную связь с чужаками. Таким образом брачные связи между односельчанами - между родами внутри общины - были значительно более интенсивными, чем браки с чужаками. Детальпый анализ данных, упоминаемых в родовых хрониках, показал, что брачные евши между внутрпобщпнными родами отражали статусные различия между этими родамп: "старые" роды предпочитали роднится с себе подобнымп, не допуская мезальянса.
Во всех общинах уставах имелся пункт, называемый "свадебный взнос". Этот пункт повествовал о правилах уплаты женихом определенной суммы денег деревенским властям за право прохода из дома жениха в дом невесты через запряжденпе, специально устраиваемое перед домом невесты ("лан или"). В соответствии с этими правилами общинного устава, с чужаков брали в десятки и даже сотни раз больший взнос, чем с местпых жителей, что свидетельствовало о настойчивом желании общинных властей в условиях аграрного дефицита и высокой мпграцпп затрудппть проникновение в пх общину представителей родов из других общин.
В пятой главе ("Самоуправление общины") анализируются различные субъекты и инструменты общинного самоуправления: привилегированная группа куан впепов и общинных старост, общинный устав, организация религиозного культа духа - хранителя общины, а также оценивается роль этого культа в структуре общинной власти.
Конкретный аналпз общинных документов и, прежде всего, общинных уставов, показал, что по вьетской общпне равнины Бакбо считавшиеся рапсе исполнявшими раздельные функции органы "законодательной" (куан впен) и "исполнительной" (общинные старосты) власти на празстпке являлись единым законодательно - исполнительным институтом. Верхний слои этого института состоял из куан впенов, и нижний слой - из общинных старост.
Основная часть категории куан впей состояла из отставных чиновников и секретарей пенсионного возраста. Наряд}' с большим возрастом, чем простые члены общины, с более высоким к моменту ухода на пенсию должностным п ранговым положением, что являлось предметом зависти многих простолюдинов, куан впены пользовались и другие не менее существенным преимуществом: они были в среднем значительно богаче землей и состоятельнее имуществом, чем обычные крестьяне. Соответственно высок был их авторитет и велико влияние. Это влияние закреплялось ведущей ролью куан впенов в решении основных важнейших вопросов общины.
В той "псполнптельной" сфере деятельности, за которую общинные власти должны были нести ответственность перед государственными чиновниками, каун впены полностью перекладывали всю эту ответственность на плечи старост общин и деревни.
Аналпз всех видов местных документов, состоящих как из земельных реестров и общинных уставов, так и из родовых хроник, свидетельствует о том, что все элементы экономической и социальной характеристики (землевладельческое состояние, возраст, должностное и ранговое положения, образованность) должностных лиц общины, т.е. общинных и деревенских старост, не могли быть сравнимы с аналогичными показателями куан виенов. По всем этим показателям общинные старосты занимали приниженное, близкое к простолюдинам, место как в официальной государственной, так и во в внутриобщинной социальной иерархии. Должностные лица общины всегда находились в подчиненном, зависимом положении по отношению к куан впенам.
В связи с этим на социальном и экономическом фундаменте традиционных вьетских общин не появилось индивидуального лидера, который сумел бы монополизировать власть в общине. Но и демократия,
2о
о которой часто писала в своих работах французские исследователи, отсутствовала во вьетскоп общине, власть в которой целиком и полностью принадлежала привилегированному слою куан впенов.
Социальное положение жителя общины целиком определялось
у
его местом в общинной иерархии, принадлежностью к привилегированным или непривилегированным внутрпобщпнным социальным слоям.
Жесткое определение положения члена общины его местом в социальной и властной внутрпобщпнной перархпп, основанном на государственном должностном п титульном критерии, а также на возрастном цензе, с одной стороны, подрывало имущественное положение общинников, заставляя их покупать ранги п почетные должности, а с другой стороны, включало все мужское население в гонку за повышением своего внутрпобщпнного социального статуса и вследствие этого еще больше привязывало общпннпков к родной деревне.
Сопоставляя данные по экономической, социальной и властной структуре общины, имеющиеся в общинном уставе с аналогичной информацией, имеющейся в государственных правовых кодексах, можно с полным основанием сделать вывод о том, что, в основном, сфера юридического действия общинного устава служила лишь поддержанию социальной перархпп в общпне, определению законного места каждого члена общины во внутрпобщпнной социальной структуре, защите общественного порядка п безопасности общины, что считалось основополагающим средством для поддержания социальной стабильности в общпне. Основное же содержание экономической, социальной п гражданской сферы в общпне определялось не общинными уставами (хыоиг ыок) как это считалось ранее, а государственными правовыми кодексами (хинь луат).
Во вьетских общинах равнины Бакбо издревле сосуществовала общинные дома ("динь"), храмы духов ("миеу") и буддийские пагоды ("тюа"), образовывавшие религиозный микрокосм общин, и ставшие неотъемлемой частью северовьетнамского ландшафта.
Содержание культово-социо-органпзовапных статьей общинного устава было проработано значительно более подробно, детально, конкретно п четко по сравнению с социально - экономпко - гражданскими
статьями. Культовые земли, доходы с которых шлп на жертвопрпно-шення в общинных домах п в храмках духов, всегда были землями только лучшей категории качества. Совершение ежегодных жертвоприношении в общинном доме и в рамках общины возлагалось на куан впенов и общинных старост. Статьи, регламентирующие расходы на строительство и ремонт общинных домов, храмов духов, буддийских пагод, а также на совершение обрядов жертвоприношении и молений, имелись почти во всех общинных уставах и в надписях на стелах общин.
Все династии, правившие во Вьетнаме, всегда стремились установить непосредственный контроль на культом духов, включить духов - хранителей общины в общегосударственную идеолого - иерархическую систему. В XIX в. активное вмешательство государства в систему общинного культа еще более усилилось. Но восприятие духа - хранителя общины жителями самой общины было связано противопоставлением и противостоянием общины и государства. В связи с этим, чем интенсивнее осуществлялся контроль государственных властей за сферой общинного культа, тем глубже входил культ духа-хранителя в жизнь населения общины. При больших материальных затратах на "кормление" духа-хранителя, эти материальные пожертвования являлись одним из существенных доходов общинной верхушки.
В заключении содержатся основные результаты исследования, формулируются теоретические оценки и выводы относительно процесса и итогов развития экономической и социальной структуры северо-вьетнамскон общины в XIX в., которые в кратком виде можно свести к следующим положениям.
Социальная п экономическая структура вьетской общины вырабатывала многие консервативные нормы, которые препятствовали быстрому развитию социальных и экономических отношений внутри общины: наличие общинных земель сдерживало безудержный рост частного землевладения, возрастной ценз в иерархической структуры затруднял вхождение богачей во внутрпобщпнную власть, родовые отношения ослабляли обособление индивидуальных семьей, особенно в религиозной и идеологической сферах.
2а
Социальный п экономический процесс по вьетскпх общинах сдерживался как сверху, при помощи вмешательства государства, так и снизу, путем коисервацпп общинных традиций.
Экономическая и социальная структура традиционной вьетской общпны одновременно создавала, с одной стороны, центробежную силу, разоряющую и отрывающую крестьянина от родной деревни, с другой стороны, силу центростремительную, препятствующую отрыву общинника не только от сельскохозяйственного производства, но и от родных пенатов.
В противоборстве этих двух сил и шло развитие вьетнамского традиционного позднесредневекового общества, что отражало трудный нугь общин равнины Бакбо к прогрессу.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. (Сорта риса и рисоводство Вьетнама в XVIII - XIX вв.. Журнал "Этнография".^? 1 -1978.с 81-91.).
2. (Продовольственные культуры, дополняющие рис, в псторпп сельского хозяйства Вьетнама."Эгнографпческпй сборник" 1979. С 1-6).
3. (Освоение целинных земель и основание новых деревень в приморских районах Хайфонга. Тезисы научной конференции Ханойского государственного Университета 1981. с.5.).
4. (Освоение новых земель и война сопротивления в XIII в.. тезисы научной конференции Института псторпп 1985. с.б.).
5. (Деревня Лпндонг. "Исследование по истории Хайфонга №4/1985. с.51-51.).
6. ((Дамба "Хоиг-дык" п формирование новых деревень в устье Красной реки в XV в.. Журнал "Исторические исследования" №5/1985. с.35-42.).
7. (О деревнях, называемых "Лм~ в уезде Впнбао. "Исследования по псторпп Хайфонга" № 3/1986. с.37-40.).
8. (Экономические связи между Книбаком и Тхалаунгом. Тезпсы научной конференции в провпнппп Хабак 1986. с.9. ).
9. (Деревня как способ заклепленпя на местностп в процессе освоения новых земель. Журнал "Научные исследования Ханойского Государственного Университета" № 2/1986. с.24-29.).
10. Об общинных уставах вьетскпх общпн. 'Гезпсы парной конферен-цап Еьетнамоведческого центра в ИСЛЛ при МГУ 1992. с.4.
11. Препращенпе общинных земель во владении общинной верхушки в XIX в. на примере общины Зукту Бакбо. Сборник статьей -"Традиционный Вьетнам". М.1993. с. 179-185.
12. Родовые хроники и изучение экономической, социальной структуры вьетскпх общпн равнины Бакбо. Тезисы научной конференции Вьетнамоведческого центра в ИСЛЛ при МГУ. 1993 с.З.
13. Центробелаше и центростремительные тенденция во вьетскпх общинах равнины Бакбо в XIX в.. Тезисы научной конференции Научно-технического общества вьетнамцев в Мосзсве. 1995. с.5.
14. Культ предков у вьетов. Тезисы научной конференции Научно -технического общества вьетнамцев в Москве 1995. с.5.
15. Вьет екая деревня в первой половине XIX в. (исследование аграрной струзстуры Северного Вьетнама). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М.1992. 215с.
10. (Одна пз традиционных вьетскпх деревень на равнине Бакбо. Ханой. 1996. 204 с.