автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Баптистская концепция исторического процесса: содержание, особенности, эволюция

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Скороход, Владимир Юрьевич
  • Ученая cтепень: кандидата философ. наук
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
Автореферат по философии на тему 'Баптистская концепция исторического процесса: содержание, особенности, эволюция'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Баптистская концепция исторического процесса: содержание, особенности, эволюция"

академия-наук украины

институт философии

На правах рукописи

СКОРОХОД Владимир Юрьевич .

УДК 215.8:289

БАПТИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА: СОДЕРЕАНИЕ, ОСОБЕННОСТИ, ЭВОЛЩИ .

■ Специальность 09.00.06 - теория и история религии, свойодо?..-алия и атеизма '

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата философских паук

Киев

работа выполнена на кафедре религиоведения философского факультета Киевского госуниварсятета

Научные руководители:

Официальные озпонентн:

Ведущая организация:

доктора философских наук , КАЛИНИН Ю.А., КОЛОДНЫЙ А.II. доктор философских наук КОСИЙ. П.И.

кандидат философских наук , ЕЛЕНСКИЙВ.Е.

Запорояский госуниверситет, каТедра истории и теории культуры.

Защита состоится " МА^ТА 1992 г. в И час. на заоедании Специализированного совета Д.016.26.01 при Институте Философии Академии наук Украины по адресу: 252001, Киев-1, ул.Кэроэв революции, 4.

.С диссертацией мокно ознакомиться в библиотеке института.

Автореферат разослан в___ 1992 г.

Учёны"' секретарь Совета

В.Е.КОЗЛОВСКИЙ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА"РАБОТЫ

Актуальность теми исследования. Исходя аз задачи возрсздёния •• финципа плюрализма в общественной кизни, важнейшим направлением юятельности современной фллорофской науки является не только даль-¡екпее развитие научной теории, но и объективное углублённое нзу- . гение идеалистических и религиозных концепций, одной из которых 'причём наиболее теоретически разработанных и популярных/ является баптистская. 3 настоящее время актуализировалась задача всесто-юнн'его изучено* общественных процессов. Её невозможно решить, без .нализа и сравнения взглядов на исторический процесс, различных фи-ософскнх теорий, ибо достижение истины возможно лшь на основе со-людения в научном поиске принципа мировоззренческого плюрализма.

. Баптизм является одной из самых гибких религиозных концессий, ействутаих в наием государстве. Его теоретики в последнее время, собекно интенсивно разрабатывает и развивает концепции историчес-ого процесса, которая становится всё более популярной не только в реде последователей ЕГ~ а и среди других христианских конфессий, оэтому её изучение мо.тет принести пользу при рассмотрении тенден-siü и сущности социально-исторического развития. Кроме того, углублённый анализ исследуемой баптистской концепции будет способст-ОЕать более полному учёту особенностей вероучения не только EZB, и протестантизма в целом, что имеет взкное значение для духошой азни Украины. ' .

Б настоящее время произоало смещение акцентов в баптистском зроучении с проблемы индивидуального бытия человека,на проблеш йцественного бытия, сущности исторического процесса и.место чело-;к£ в нём. Современные баптистские теоретики уделяют повышенное ¡икание глобальным проблемам и их месту в контексте социально-ис-»рзческого раззггтия человечества. Законченный вид в баптизме привело эсхатологическое учение, для аргументации которого привле-ются всё больше обществоведческого и научного материала. Предпри-ма^тся попытки собственной периодизации истории на основе, идеали-ических критериев, при этом целый ряд вакнеглшх исторических со-тиГ: трактуется верно.

Становятся очевидным, -.то современный баптизм, делая несезус-аные попытки сближения своего вероучения с реальной действитель-cti-э, пользуется всё большим успехом среди части наших согракдан,

б чбл решасцую роль играет нленно концепции исторического процесса. поэтому всестороннее глубокое раскригие её содержания, осно-Ецваав'ввся -црездв всег • ш>. анализе эволюции взглядов оаптизыа и евангелизма па поставленный круг вопросов, Судет сг.оиооствовать духовной? развитии граждан и является актуальной.задачей,совреые! но» £нлосо£ской науки.

Степень разработанности гооолемн. Рассматриваемая в диссертг цяк проблематика во второй вол.ИХ - нач.>2 в. частично освещала« в работах таких исследователей, как И.Апвазов, С.Д.Бондарь, './¡.АЛ льнев, А.Раэдественский, А.Уяинский, А. и ВЛертковы, В.И.Ясевич-Бородаевская и др. Вышеперечисленные авторы главков внимание уделяли не столько анализу вероучения баптизма и евангелизма, сколько критике их социально-политическим позиций, а также иг отношеш к проблема!»! вр2нн и мира. Кеобход.'зло подчеркнуть, что в втог перг од не было создано ни единой целостной работы по рассматриваемой проблеме, баптизм и евангелизм изучались односторонне, с позиций господствушей православной идеологии, поэтому они квалифицировались как инородные явления, чундые элементы отечественной духовной .тизки, враги государства и народа.

Реаая задачу, восстановления научной объективности, в анализе п обобщении воззрений баптизма и евангелизма на проблемы 'социально-исторического развития, рте в то время достаточно разработанных, .диссертант использует труды евангелистскнх и баптистских тео резаков В.Иванова, Д.'Лазаева, ¡¡¡Латьвсй, З.Г. и П.В.Павловых, 1а.'Г шшенко и др., 'а такге издававшиеся в то время печатные издания "Гость",. "Баптист", "Слово истины", "Утренняя звезда" и др., о£и-■ циальные документы /"Баптисты, их учение и задачи", "Вероучение русских евангельских хриетй&а-бапзисгов", материалы Всемирного ко нгресса баптистов в Лондоне в 1905 г., материалы Всероссийского съезда кружков баптистской. молодёжи, юношей и девиц в Ростове-на-Дону 1909 г. и др./

Исследователи баптизма и евангелизма 20-20-х г.г. Р.Блюменау, В.Д.Бонч-Бпуевич, II.Зарин, Ф.Путшщев, Б.Тихомиров, А.Ярцев и др. своп работы посвящали лишь отдельным момента!.", их вероучения, анализ отношения баптизма и евангелизма к вопросам социально-исторического развития данными авторами давался исключительно фрагмен-" тарно. 11х произведения в первую очередь были направлены против пр; - " ктическоп деятельности веруэдих, при этом были написаны необъективно, поскольку были пронизаны идеологическим заказон.

Учитывая этот сакт, ;;ассортант при анализе е1,-;кгельскс-оапти-стской концепция исторического процесса того ьб;.ло£й опирался пре-эде всего на труды их теоретиков Ареала, П.Дадко, И.И.Бозларенко, II. «.Савельева, П.В.Павлова, И.С.Проханова, Р.Д.Хомяка я др., а та-к^е широко использовал баптистские х евштелистские печатные издания /'"Слово истины", "Баптист", "Баптист Украины", "Источник из камня", "Утренняя звезда", "христиансв" и др./, оХициавыше доку-' ь:енты /"Исповедание веры христиан-баптистов", "декларация об ус-тановленви а защите справедливого общественного строя", материалы 1У Всеукраинского съезда баптистов, ХХУ1 Всесоюзного съезда баптистов и др./

В работах современных исследователей ЕХБ В.Н.Арестова, Б.И.Гальперина, А.И.Клибаноьа, П.П.Яшина анализируются исторические аспекты возгапшовения и функционирования вероучения баптистов, их практическая деятельность и социально-политическая позиция. И.ЛЛча-уаанский, Л.Н.Ыитрохин, З.Г.Филгалонов главное внимание уделяла анализу баптистски}: взглядов на двиаупще силы исторического процесса, и в первую очередь - проЕи/'^нциачизму. Отношение ЕХБ к науке как движущей силе истории получ;1ло достаточно падрооное освещение в трудах И.И.Акпнчица и Л.Н.Удтрохйка. Исследованию баптистской эсхатологии посвятил свои труды П.Г.ГЬпченко. Диссертант обращался тага» к работам А.Н.Колодного, П.И.Косухи, Ь.А.Лобовика, Г.С.Лялиной, Н. А. Катуковой, в.А.Лодоляка и др. видных учёных.

Однако следует учитывать то, что концепция исторического процесса ЕХБ претерпела в последнее врем существенную трансформацию, что выразилось цреэде Есего в модернизированном осмыслении периодизации истории, трактовке ва.г.пе1яних исторических событий, новом по;сходе к'спектру движущих сил истории, глобальным-проблемам, категориальном членении эсхатологии. Эти вопросы не нагли должного эевееения з науч1шх изданиях. С целью восполнения этого пробела автор обращается к работай современных баптистских теорэтиков 1.М.Бычкова, Я.Х.Духокченко, М.Я.Жидкова, АЛЗ.Карева и др.а так-г.в к лх печатни.; изданиям /"ВратскиИ вестник", "Настольная книга :ресвитера", "Соорц;^; духовных статей" и др./, специализированным :оллвктиьнкк трудам /"Евгтгэлъскив христиане-баптисты в СССР", 'Негорда евангельских хрнеглан-баптастов", календаря '¿ХБ и др./, «¿ягоннм докуквнтан, прежде всего глатзриалеа съездов и "пленумов зС^ХБ.

При паял сак.:;: работы автор оорааался такге к трудам, соврекен-

них 38.Щ08ЖШХ исследователей баптизма, в частя осте Л.Еайко-Поп новича, B.iyrme, С.дивена, Д.Стнвса, В.Хале, Л.Шендеровохого, Г.Х.Дядриха, Ц.а.Клеты, учёт точки зрения которых способствовал бсдее полному л всестороннему освещению проблемы.

цель и зачачи исследования. Главной целью настоящей работы является изучение направлений и тенденции развития концепции и« рического- процесса ЕХБ, a такие сопоставление баптистской и нау ной трактовок данной проблеш для нахоядения обоих позиций в pet нии вопросов социального развития.

Достижение поставленной цели исследования обусловило необхо; мость реиэния следуяяих задач:

- дать анализ взглядов ортодоксального и современного бапти; ма на. ваанейшие социально-исторические события;

- рассмотреть зволдаив воззрений баптизма-на источники и сщ тему дважуаах сна исторического процесса;

- осмыслить позиция современного баптизма по глобальным врос лемам современности;

- проанализировать трактовку современными теоретиками ЕХБ cj ¡диости настоящего этапа развития;

- изучить основные направления эволюции баптистской эсхатолс гии и футурологии.

Научая нозчзна исследования. В работе впервые даётся целое НЫ11 научный анализ взглядов 32В на сущность исторического процес са, делается прогноз относительно дальнейшее направлений развит! этод концепции, проводится сравнение,-с одной стороны, ортодоксе льноа и современно! саптистскоЁ, а с другой стороны, оаптистскоь и научной трактовок ан&зизируеыоп проблемы.

' Проведённое исследование позволило (¡формулировать ряд пологе ний, огличалшхея' научной новизной: . ' -

- современный оаптистскки прззлдекци^тизм характеризуется пг зде всего признанием свесотя воли человека, а. вследствие этого а его способность» положительно ¿¡диять на ход развития истории, чт привело те твтиков-ЕЯБ к отказу от проповеди покорности к социая кого шда^ректЕЗка и признанию роли народных масс и личности' в истории. Б система движущих сил общественного .развития наряду с Ероввдг: чциализша как его., основой Оаптгаг всё более ыхделяег рол научно-технического развитая и цатеряадьно-псоизводстьенног' деятельности лэдей, а -такае целенаправленного социально-производств ного творчества отдельной личнок-я и человечества в целой, что с

собствует популяризвшщ_зерОучения ЕХБ, создаёт видимость адекватного восприятия- рзальной гизня;

- осмысление современным баптизмом глобальных проблем направлено презде всего на ш полоаительное практической разрешение. ит-казавлись от признания божественного промысла главным источником войн и считая виновниками хсс возникновения саг,та людей, поскольку, они, обладая свободой воли, используют ее во зло, современные теоретики КдБ жесте с тем особо подчёркивает активную роль человека в деле сохранения шра, призназзт возможность существования человечества вообие без еойн, призывают верующих к активной практической миротворческой-деятельности, х.реиешв экологических проблем, yc?¿arpzEaH в этом провиденциальную золю бога;

- в современном баптистском вероучении центральное место заняла эсхатология, результатом чего явилось резкое усиление взглядов о скором призестели Христа, которое баптизм рассматривает пре-яде всего как следствие падения нравственности общества, вызванное в первую очередь отхолоы от религии. Модернизм эсхатологии Б5Б про-г является ярче всего в том, что пгулзошю смешение акцента с устранения верукяях, с подчёркивания негативных сторон эсхатологии /конец света, страппшй суд, ад и др./ на описание Осшьей любви и олн-л:енства. загробной зизни в раю, что привело теоретиков оаптизрла к отказу от конкретно-чувственных трактовок рад и ада, их'аллегорической характерлст;—е;

- в области универсальной эсхатологии современный саптизм о'со- . бо подчёркивает, что основой попадания в царство божье наряду с верой является конкретные добрые дела, в первую очередь честный труд к нравственно-добродетельная гизнь, что привело к отчётливому.выделении ценности земной казни и утверждению, что й&рство божье присутствует yse сз^чае в скрытом виде в сердцах верующих. Б ооластк персональной эсхатологии современный баптазм полагает, что спасение предназначено не только Берущим, однако вопрос о конечной судьбе неверующих замалчивает, чем способствует экзальтации рзлдги-озпо-кшстических чувстз людей;

- 2столг.ов2кие ряда важнейших частких событии и глооельнех проблем ооиес:вея:ю-,,;стор,1"оско1,й развития о позиций стихляно-научно-го подхода /в частности, таких, как сущность науки и труда, харак-гар;:ст:н:а Е01шк и мира, глобальных прэйлеи, роль' народных. касс и . алчности в zai-jpaz и др./ дает з настояла« зрокя возможность нвь«- • рзгяшз: черэз сотрудничество с последователями ¿ЙЬ соигестЕьг прок-

■ тических действий в решении вопросов социального созидания, строительства справедливого демократического общества, что безусловна отражает интересы всех граадан нашей страны. *'■".'• ■ •■.. .. ■

> Теоретико-методологическо" основой диссертационного нсследо вания являются работы отечественных и зарубешшх философбв, осно ванные на диалектическом истолковании развития исторического про цесса. Автор опирался такте на работы философов-религиоведов, в торых разработаны принципы методологического анализа религиозвог мировоззрения в целом и его составных компонентов применительно теме нашего исследования - бога, провиденциализма, - эсхатологии и др. Бри освещении специфики украинского -баптизма диссертант обра цался прежде всего к трудам религиоведов из Украины и диаспоры.

' Основополагающими методологическими указателями при анализа' следуемого, явления по служили научные труда отечественных религио ведов, в которых учтены последние правительственные документы о тях взаимоотношений между государством, и .церковью, верузшими и н верупциии, основанные на принципах плюрализма и научной объектив

кости. ■ .....

В своей работе автор использовал сравнительно-исторический," аналитико-синтетическии, аострактно-логический кетоды.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что е выводы и положения могут помочь в работе по объективно-научному следованию вероучения евангельских христиан-баптистов и всего пр гастангазма в целом с целью укрепления взаимопонимания^ гнезду-вер -щйш л..неверующими. Результаты диссертации могут оыть использов ны для'дальнейшего изучения как данной, так к смеаных проблем /ъ ооласти научного религиоведения, философии, политологии, социодо гии и; др./, .при чтении курса "История религии и свободомыслия", спецкурсов, посвяаённых христианству, протестантизму, собственно балтизцу..

- Апробация результатов исследования. Основные положения и вы воды диссертация излагались автором в докладах на пяти научных к нференциях • "Актуальные вопросы диалектики материальной и духое нон сфер общества" /Днепропетровск, 1987/, "Общественное сознана и перестройка" /Москва, 1988/, "Актуальные прослеш развития фш софии з современных условиях" /Киев, 1989/, "Опыт и лроодеиы пер стройки воспитания учащие ся" /Запорожье, 1989/, "Пути повышения зрелости'общественного сознания" /Москва, 1969/, а также на эасе даниях научно-методологического секин&ра кафедры философии Криво

рожского педагогического института л. кафедры религиоведения Каев?, ■ ского госунквэрситета, на итоговой научной конференции Кривороже-" кого педагогического института за 1991 год.

Всего по теме диссертации опубликовано семь научных работ обоим объёмом 2,5 п.л. -

Структура диссертации определена спецификой темы, целью, за-~ дачами и логикой научного исследования поставленной проблемы. Диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения и онблиогра-фических ссылок.

Решение сформулированных вадач исследования предполагает в качестве исходного этапа изучение баптистской трактовки ваянейдшх'. сосытий истории, чещ посвядена первая глава. Это дало возможность перейти к анализу всеобщих ДЕИкущих сил исторического процесса, проследить тенденции эволэдии воззрений последователей ЕдБ в данном вопросе, что было сделано во второй главе, изучить отношение баптизма к глобальным проблемам современности с целью нахождения общих позиций баптистов и неверукхп"^ в решении этих проблем, чему посвяшева третья глава. Изучив элементы концепции исторического про- . цесса ЕХБ, связанные с прошшм и настоящим, в четвёртой главе анализируется баптистская трактовка будущего, его эсхатология и футу- * рол огня. Заверишэт работу кратко сфорлулиро ванные выводы и практические рекомендации.

основное содвтание диссертации

Во введения обосновывается актуальность теш, анализируется степень её разработанности, аюрмулируотся цель и задачи исследования, характеризуются теоретико-методологическая основа и источники диссертации, определяется её научная новизна, теоретическая и практическая значимость, освещается апробация результатов-исследования, обосновывается структура диссертации.

В первой главе - "Особенности баптистского истолкования 'социально-исторических явлений" - даётся анализ трактовки теоретиками ЕХБ ваг^кеЬиш!. исторических сооытий, осуществлённый "врез их собственную периодизацию истор прослеживается эволюция взглядов баптизма ка эти события. Диссертант исследует разлпчпыэ подходы-баптизма к периодизации истории. Наиболее популярным является членение её ка семь периодов, гредипы которых связаны как с ванными религиозными, так и со светскими социально-политическими событиями.

■■-."'.'-. Б •

При этом.неоОходшо отметить, что оодьшш вниканием со стороны современных теоретиков ЭДБ пользуются явления прошедших этапов социально-исторического развития, связанные преимущественно с деятельностью сооственно оаптистов и евангелистов. ' -

Автор считает, что при освещении баптизмом причин возникновения; и распространения их вероучения в Российской империи не находят достаточного отражения социально-экономические факторы этого-процесса и поезде всего то, что оаптизц и-евангелизм в то время были мировоззрением нарождавшейся оургуазш. Теоретики EZE рассматривает свое вероучение как оо&ественное, истинно христианское и утвервдаот, что оно возникло в Российской империи исключительно олагодарк "воле оо^ьей".

Тот- факт, что оаптизм и евангелизм в первое время своего существования подвергались преследованиям со стороны режима к господ- " ствовавшеи православно!; церкви, рассматривании их как инородные явления, не свойственные отечественной духовной еизее, дал повод оаптизму утверэдать о своём "народном характере. Часто говорится такке о революционности оаптизка, проистекавшей якобы от родства с анабаптистами, что выразилось в конфликтах с царизмом. Диссертант на основе фактических данных показывает односторонность таких суждений и опровергает идею революционности баптизма. Последнее подтверждается всей его деятельностью с первых лет XI века, когда оаитисты и евангелисты полностью перешли на аострактные социальные и пацифистские позиции. Свою практическую деятельность они ооосно-вывали ссылками на Священное писание, считан его основой и указателем развития истории, при этом предлагали путь всеобщей еванге-лизации населения как единственно возможный в кризисных ситуациях, проповедовали теории "революции духа"находясь тем самым на. позициях ревивадизка и идеализма l рассмотрении исторического процесса, Б диссертации подчеркивается, что современный баптизм, основываясь на идеалистическом видении мира, рассматривает историю зачастую ненаучно, однако ряд сосытп'1 трактует верно /крещение Киевской Руси, с разование древнерусского государства, возникновение протестантизма, Великая Огечеггвенная воина, современный этап-общественного развития и др./. При зток всячески восхваляется /очень часто оез достаточной аргументации/ успехи оалтистских сельскохозяйственных предприятий, подчёркивается патриотическая позиция последователей ESB во время Вааикои Отечественной- вошш, говорится об успехе деятельности ЕХБ в настоящее Брейк.

Рассмотрев в целой саптистскую трактовку Б£-.нейиях историчесг клх событий через анализ их периодизации история, диссертант делает, слвдушие выводы:

- оалтизг4 всегда уделял повышенное Еникакие анализу наглейших социально-исторических явлений, ослысление которых оыло налравлено• прежде всего на практическое воплощение, что опровергает алолятсч-ность EJE;

- баптизм в зависимости от обстановки неоднократно ьгенял свой социально-политические езгляды, что свидетельствует, во-перЕых, о его приспособленческом.характере, а во-вторых, о его гибкости, способности выживания в разных исторических условиях;

- баптизм всегда, с одной стороны, подчёркивал революционный

и народный характер своего вероучения, его вечнуэ сущность, всячески приукрашивал cedió роль в истории, а с другой стороны, замалчивал те факты своей идеино-теоретическои и практической деятельности, которые дискредитировали его в глазах общественности;

- поскольку при pact-...отренин исторического процесса балтизи основывается на идеализме, то отсюда.вытекает, что прогрессивное . развитие человечества невозможно без евангелизацаи населения. Несмотря на то, что главным направлением обновления обаества теоретики ЕлБ считает ревиваллзм, игнорируя социальные факторы общественного развития, тем не менее в рассмотрении ряда важных исторических явлений оаптпзм приблпкается к их научной оценке.;

- современный баптизм делает небезуспешные попытки концептуального осмысления важнейших социально-исторических событйё, стремясь

; созданию собственной "философии истории".

йторая глава - "Баптизм об источниках и движущих''силах истори-геского процесса" - посвящена анализу баптистской системы опреде-шэщих факторов общественного развития. Автор подчёркивает,, что, :отя важнейшей двизуией силой исторического процесса оалтизн всег-;а считал прозиденциализ>:, в последнее время в качестве самостоя-'ельных движущих сил стал рассматривать науку и материально-произ-юдственнув деятельность лкдеА. Теоретика ехб по-прежнему в качес-ве особой дЕгсгуней силы истории -д критерия общественного прогрес-а рассматривают мораль, и в первую очередь - религиозность.

Анализируя эволшит провиденциализма, соискатель особо отмеча-т, что проповедуемая оаптизмом покорность судьба никогда не была ассивной, поскольку он совиецает доплат предопределения с допаа-ом земного гглизеонш человека, которое чодтвар^дается всем ходом 23Е2 человека, его успехами иле кеудачгжа. Современный баптизм

' .•.-•".'■ ' 10 . . . . . ; ■ использует концепцию провиденциализма не только,для объяснения года облиственного развития, но и для обоснования своей социальной активности, позитивного отношения к некоторым моментам исторического развития. Такая трактовка провиденциализма направлена, во-первых, па обоснование прогрессивности баптизма, а во-вторых, на закреплении в сознании верующих основ баптистского вероучения_ з- осовремененном виде.Диссертант подчёркивает, что провиденциализм в вероучении ЗП> тесно увязывается с телеологией, поскольку признание бога как творца и двигателя истории с необходимостью должно зести к оценке его творений как образца« целесообразности.

3 диссертации даётся подробный.анализ категорий провиденциализм, предопределение, предведение, предузначие, предызбрание,. ко-.торые баптизм'использует для•затусйвывания фатализма. Особо под-= чёркивается, что предопределение относится только к добру, отмечаются равные шансы всех людей па спасение, .которое достигается не только верой, но и конкретными-добрыми делами.

Автор.выделяет 'следующие моменты, которые характеризуют новый подход ЕХБ к .трактовке провиденциализма:

- несмотря на признание провиденциализма господствующим фактором в развитии хода истории, баптизм достаточно отчётливо выделяет свободу воли человека, отказавзись тем самым от крайнего фатализма;

- современный баптизм относит на счет свободы воли человека.не только негативные моменты истории, а и признаёт роль людей дз -осуществлении-добра и справедливости в социально-историческом развитии человечества; .........•„ .

- по-пракнему проповедуя покорность человека богу, современный баптизм тем не менее довольно часто говорит о способности человека не только активно участвовать в историческом процессе, но и влиять на ход его развития;

- баптизм полностью отказалсл от проповеди социального индифферентизма и проявляет интерес, подкреплённый практическим участием, Кб всем "ажнейпай событиям истории;

-приспосабливая к современным условиям своё учение о провиденциализме, баптизм прежде всего пытается сблизить его с объективной социально-исторической действительностью, что выразилось в его отказе от использования провиденциализма в антиобщественных целях.

В диссертации раскрывается 'особенности интерпретации баптизмом таких специфических двкауцих сил развития исторического процесса, ^¿жвш он считает науку и материально-производственную деятельность

Автор склоняется к той витании, что баптизму никогда не онло присуще '.отрицательное отношение к пауз:в гтотя её ол пытался подчинить религии. Современный баптизм придаёт науке как фактору развития исторического процесса-большое значение, утверждая, что она играет в нём самостоятельную роль, причём всё более усиливающуюся б ходе социального развития человечества. Но с другой стороны, отчёта ляво просматривается стремление теоретиков ЕХБ примирить веру и знание, религия и науку.-Несмотря на положительные высказывания в .' адрес науки, баптисты используют её данные в первую очередь для обоснованйя тезиса о том, что-научные знания якобы подтверждают религиозную картину-тара и что религия является фундаментом науки. При этом'баптизм часто спекулирует на нерешённых научных проблемах и делает отсюда вывод о неспособности науки объяснить ход социально-исторического развития без помощи религии.

Диссертант рассматривает отношение традиционного баптизма к материшгьно-производственной деятельности и выявляет его противоречивость. С одной стс-оны, внешне баптизм относился к труду с ува-гение!.:, а с другой - рассматривал ¿-зго как наказание человека богом за его грехи. Однако если раньше подчёркивался принудительный характер труда, .то се''час баптизм чаие говорит о радости, доставляемой -трудовой деятельностью, ко при этом всегда подчёркивает её бо- -гсугодный характер, чек фактически отрицает определяющую роль ка-териально-производс венной деятельности человечества в ходе общественного развития.

. Соискатель анализирует взгляды Е2Б па сутдность и. критерии общественного прогресса и отмечает, что в их интерпретации исторический процесс носит конечный характер. Игнорируя ведущую роль материального фактора в развитии человечества, основой общественного прогресса баптизм считает предав всего прогресс моральный, который невозможен оез религии, в первую очередь - оез христианства. Поэтому теоретики ЕСБ утверждают, что прогрессивное развитие общества невозможно без всеобщей христианизации населения.

В третьей главе - "Отношение баптизма к глобальным проблемам человечества" - анализируется подход КУК к сущности и решению всего спектра современных \"обалышх проблем, и в первую очередь - к проолеме во!1НЫ и »¿лра, даётся анализ эволюции взглядов баптизма на этот вопрос.■ -

Автор доказывает, что современный баптизм полностью не отрицает ваша, выводя необходимость применения вооружённой .силы и воз-

мощность ведения войн из Ьислии. Подчёркивается, что взгляды баптизма на источники вопретерпели значительную эволюцию. Раньле баптизм утверждал, что все люди из-за первородного-грехд пронизаны от рождения злом, время от времени конфликты между злом и доброй обостряются, и именно в это время происходят воины,"которые бог посылает людям в качестве наказания за их грехи. Современный же баптизм считает виновниками возникновения воин не бога, а са--мих людей, ибо они имеют свободную вола и используют её во зло. Такой подход направлен в первую очередь на реабилитацию бога в глазах верузсдах, снятие с него ответственности за существование воин.

диссертант подчёркивает, чтц главное внимание в рамках данной проблемы баптизм уделяет миру, считая одним из главных средств предотвращения воины разоружение,' выступая против всех новых, видов оруЕИЕ. Одним из главных направлении сьоей религиозно-практической деятельности оаптисты считают миротворческое слуненне, призывая при этой единоверцев к бд-дешей борьбе за мир. Соискатель особо отвечает, что проблема гонки вооружений, неудачи.в киротворческоЁ^ деятельности рассматриваются теоретиками ЕХБ не как следствие' сог-цпально-экономических причин, а как результат нравственной испорченности лвдзй, которая ассоциируется презде всего с' отступлением от религии. Отсэда к пути преодоления воул предлагаются идеалистические, связанные прежде всего с нормированием мира в своём сердце

Автор выделяет следующие основные направления эволюции -баптнс--••т'ской концешда войны и мира: —

- от пацифизма к признанию справедливых воин, национаньно-ос-ьооодятольных движений, участию в военной службе;

- от признания бога как причины воин к объявлению их виновникам самих ладей' вследствие их греховной сущности и наличия у них свободы воле, в результате чего человек добровольно избирает зло;

- от признания вечности войд к вере в возмогность их полного ' преодолэнкя, мирного суиествования человечества;

- от эоповеда нвкасЕлия к активной практической шротворчес-кой деятельности.

Соискатель утверкдает, что, несмотря на существенные расхождения иеаду дослелеватедяии ЕХБ и научного мировоззрения относительно проблем во!шы л мира всё не кеаду ншги есть обдке позиции, которые дают возможкосгь успеиного сотрудничества для достижения ояа-горокной цела всеобщего м^ра на планете. Автор формулирует эти с-о-

гаие позиции:

- призыва к прадотправению кировой войны, ± •' зорузенкю, против космичесю!! вооружений, воооше всех новых видов оружия;

-„ искренняя Бора в воз;*о;:;ность существования человечества без каких бы то ня было войн;

- актишат борьба за оезъядерши и ненасильственный мир;

- поддераса национально-освободительных движений, справедливых войн, участие в народной дипломатии, экуменическом мпровторческок движении.

Наряду, с проблемок войны и мира как валнейлей для человечества последователи ЕЖ уделяет вншанне и другим глооальныы проолемам, ставят вопросы о влиянии НТР на ход социального развития, придают больное значение зазшости позитивного решения экологической проблемы, призывгл единоверцев к практическое растив в деле охраны окружающей среды, допускают возможность положительного разрешения и других глобальных проблем совреманности - демографической, энергетической, сырьевой, продовольственной.

Автор считает, что „:озно соглржиться с баптистами в том, что веянейаики задачами предотвращения обострения глооальных проблем и их постепенного преодоления являются следующие:

- борьба против угрозы мировой ядерно!; вокны, сохранение и упрочение ¡¿ара, обуздание гонки вооружений;

- утверждение рр-нодравного экономического, социального, политического и духовней^ развития всех стран и народов;

- обеспечение растущего населения планеты всеми видами ресурсов, поддержание благопр;1ятных условий человеческой »изнедеятель-ности. '

Соискатель доказывает, что, хотя размышления баптистов о возможности -положительного разрешения глобальных проблем носят аост-рактно-идеалпсткческий ?.арактер, поскольку не затрагивают глубинных социально-экономических их причин, всё ке они дают возкошюсть светским кругам для сотрудничества с верующими в данной области, что отвечает всеобщим гуманитарным интересам.

Четвёртая глава - "Эсхатология и футурология в баптистском вероучении" - посажена апрггзу ¿¿лтистских о схатллогических взглядов, их теоретстескоиу ои..:ыслешго тенденций социально-исторического развития действительности, а также прогнозам будущего развития . человечества.

¿£р&куер:~уя ссврэ!«йвум эсхатологии Е£Б, автор даёт подробный

14 - •

анализ её составных частей, уделяя повышенное иямагов собственно, эсхатологическому процессу, который подразделяется на восхищение . церкви, второе црашвстг-.-^ Христа, суды ооьши, ьоскресвнкя, армагеддон и др. Отмечается, что баптистская эсхатологическая надежда ; носит демократический характер, поскольку призывает веруюыих к активным действиям по улучшения земной дизни и направлена на веру в спасение всех людей, а не отдельных верущих.

' Соискатель подчёркивает, что восхищение церкви баптизм понимает лремде всего как усиление :её роли в осяественной кизни. 3 ожидании второго щшествия Христа лидеры БХБ призывают верующих оодрс-твовать, при этом активная п честная трудовая деятельность, праведная земная ^изнь, строгое сослюдение нравственных предписаний . рассматриваются как богоугодное дело и вакне;ший показатель бодрствования. Однако баптисты утверждают, что даже бодрствующему верую-кеау ещё ке гарантировано спасение, что не касается ивоппп^яулпит веруюцих, то говорится, что они останутся с неверующими на великую" скорбь, во вреьи которой могут произойти всякие згаюы и всемирная . война. Великая скороь ассоциируется баптизмом с влиянием сатаны, вследствие чего произо.'Двт падение авторитета христианства и мора-, ли. Зачастую периодом великой скорой последователи ЕХБ называют нале время.

Диссертант отдельно анализирует баптистское истолкование" идеи второго пришествия Христа на землю. Поскольку в последнее время.во все;; системе вероучения КХБ резко усилилась именно эсхатологические- мотивы,- то это наглядно свидетельствует с культивировании современным баптизмом взгляда о оягзкои конце света, связываемом с росток аморализма и Сезоояия современного кара. Хногда последователи ЕХБ.утверадаля, что пришествие Христа ¿же осуществилось в невидимой &орме. В последние годы оанткзи стал усматривать признаки, близкого прддествпя такие в различных необычны*. атмосферных к ко отческих явлениях, в шакте сбора евреев в Израиле, однако конкретных -дат второго иуалествия Христа на земля не называет.

Автор г :рооно характеризует баптис'.скую трактовку хилиазма, учение о даул воскресениях, подмечает логические стока в баптистском определении судов оо-;;их, анализирует взх'гэды ЕХБ на армагед-г дон, второе воскресение уёртшх и суд перед белым престолом. Характеризуя баптистски сутурологпэ, диссертант отмечает, что она основана нрекде всего на вере в -новую земли и новое небо. Подчёркивается, что новый'мир имеет предпосылка укв в ьтой кизнг, что он насту-

пет в недалёком будущем. Что касается конечно»; судьсн отдельного человека, то она рассматривается исследователя;:. ¿ДБ дифференцированно - праведникам /в первую очередь христианам/ .уготовано царство небесное, судьба же остальных замалчиваете»«.

3 диссертации проводится сравштельно-историческвп- анализ современной баптистской эсхатологии с ее первоначальными.варьйнтбмк и на основе этого выделяются следулщав тенденции развития. а-схатологии и футурологии Е2Б:

- если раньше баптисты просто ожидал? прихода Христа, то теперь их лидеры призывают единоверцев не адать его пассивно, а честно аить и трудиться, за что и должна последовать награда бога;

- в настоящее время, в отличие от раннего саптизыа, резко усилились взгляды о скором пришествии Христа, обусловленные преаде всего росток оезбожия и падением нравственности оопества;

- если раньше утверждалось, что Христос придёт спасать только верующих-, то сейчас говорится, что он является спасителем всего человечества, при этом вопрос о судьбе неверуяцих замалчивается;

- если раньше баптизм использовал эсхатологию с целью устранения веруших, то сейчас он /в принципе не отказываясь• от этого метода/ всё больгао внимания уделяет описанию бокьеН любви и блаженства в загробной кизни, при атом не запугивает приходом Христа, а как бы лишь напоминает об этом; \

- современный баптизм трактует царство бенье прежде всего как духовное состояние верующих, основой попадания в него объявляется добродетельная земная .тизнь и чбетный труд, что привело к подчёркивании реальной ценности зеьшоХ лизни как начального-етапа перед казнью вечной. 11оэто?лу спасение даётся не даром, а за заслуги;

- если раньше преобладали конкретно-чувственные-'тр&чтовки рая

и ада, то .сейчас используются преимущественно абстрактные аллегории, в результате чего рак рассматривается как духовное совершенство, а ад - как дулевные страдания.

Соискатель, в целом положительно оценивав патриотическую позиции современного баптизма, выделяет его специфические моменты,учёт которых будет способствовать всестороннему и объективному отношению к оаптистскому Философскому осмыслению реальной действительности, лсобо подчёркивается, что, несмотря на расхождения мезду баптизмом а научным материализмом в вопросах исторического процесса, акту&чь-зефюй задачей современности является шработка общих позиций кен-ЧГ представителя?,'.;: различных теории с целью успешного совместного зсзддательно-исторгческого тзорчества.

IS •

В'заключении диссертации выделяются обяда и отличные глобальные черты современной баптистской; и ортодоксальной концепций истог 1 ричоского процесса, проводится сравнительный анализ баптистской и научной трактовок исследуемой проблемы, даётся прогноз относительно дальнейшего развития основных направлений концепции исторического процесса ШБ.

Основные положения диссертации излонены автором в следующих публикациях:

1. Скороход В.ю. Сущность баптистской трактовки исторического процесса.. Деп. в ШПОН АН СССР £21484 от 8.07.1985 г. - Суш, 1985 • 14 с.

2. Скороход B.D. Особенности модернизации основ вероучения, современного баптизма. Деп. в ИНИОН АН СССР ¿28024 от 23.01.1987 г. -

■Кривой Рог, I9S6. - 17 с.

3. Скороход B.D. Модернистские тенденции в политическом сознании современного баптизма // Общественное сознание и перестройка.-M., I9fc8. - С.Ill - 113.

4.' Скороход В.Ю. Сущность баптистской концепции общественного ' развития // Актуальные проблемы развития философии в современных .. условиях. - К., 1989. - С.129 - 131.

5. Скороход В.Ю. Специфика ведения культурно-просветительной работы с учащиеся из баптистстсих семей // Опыт и проблемы перестройки воспитания учадшхся средней сколы, - Запорожье, 1989. - '.

С.74 - 76.

- 6. Скороход B.D. Современная концепция исторического процесса евангельских хркстиан-баптистов // Пути повышения зрелости общественного сознания. - И., 1989. - С.375 - 377.

?.. Скороход В.Ю. Особенности воспитательной работы среди баптистской ыолодёни •// Вопросы атеизма. Вып.26. - К., 1990. --С.97 - 103.

Ротапринт НИПИр»ямй'"« Зчк.д; тир /QO 19В2 г