автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Социально-этические воззрения евангельских христиан-баптистов (Традиции и современные тенденции)

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Сляднев, Михаил Иванович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
Автореферат по философии на тему 'Социально-этические воззрения евангельских христиан-баптистов (Традиции и современные тенденции)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социально-этические воззрения евангельских христиан-баптистов (Традиции и современные тенденции)"

А ' * ••••;> •• 1 .-> / - - ' ^ П

АКАДЕМИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК ЦК КПСС

Специализированный совет Д—151.04.04 при Академии общественных наук ЦК КПСС

СЛЯДНЕВ Михаил Иванович

СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН-БАПТИСТОВ (Традиции и современные тенденции)

Специальность 09.00.06 — научный атеизм, религия (история и современность)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

На правах рукописи

Москва — 1991

Работа выполнена в Институте религиоведения и атеизма Академии общественных наук ЦК КПСС.

Научный руководитель — доктор философских наук, профессор МИТРОХИН Л. Н.

Официальные оппоненты :

доктор философских наук, профессор —

ИПАТОВ А. Н.

кандидат философских наук, доцент —

ГЛАГОЛЕВ В. С.

Ведущая организация - - Московский педагогический государственный университет им. В. И. Ленина, кафедра философии

Защита состоится /1991 г. в 0£> час. на заседании специализированного совета Д—151.04.04 в Академии об щественных наук ЦК КПСС по адресу: 117606, Москва, пр. Вер надского, 84, ауд. №

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке АОН

ЦК КПСС.

Автореферат разослан 1991 года.

Ученый секретарь специализированного совета

(

БАШИРОВ Л. л

\ ОБЩАЯ ХАРАНТЕШСТЖА РАБОТЫ

,с.?рт?дИН

"Аетуальность_иссл§^озания. Сложность и драматичность оисходящих в стране процессоз неоднозначно проявляются в зличных сферах общественной жизни. Существенные изменения оисходят и в области государствекно-цериовньк отношений, ть их заключается прежде всего в глубокой демократизации, гда быстрыми тешами происходит переход от конфронтации к аимопонимашто между государством и церковью, от взаимного чуждения к углубленному диалогу месяцу марксистами и христи-ами, а также представителязи других конфессий и деноминаций.

Принятие нового союзного Закона о свободе совести и ре-гиозных организациях, а также республиканских законов о своде вероисповедания закрепило правовой статус религиозтк ор-низаций, раош1рив границы их деятельности в обществе.

Перестройка мояет быть успешной, если а нея примут ак-зное участие и верующие, и неверующие. Среди существующих 1ашей стране более чем 40 вероисповеданий значительный эльный вес занимают протестантские церкви, э том числе и Со-евангельских христиан-баптистов, неспитыврюч^й более 200 ;яч членов в 2260 общинах*.

Сложная история взаимоотношений этой церкви с государств не преодоленное до этх поп пробл^/ч (че^огяльичя де<т~

ГЬНОСТЬ ТЗуКЭЕОДСТВЯ Совета ЦОП^ГОЙ е39ЧГ?Л*>СУИХ ХТ?ЧСТИР.Н—

ттистов) ставят п^р^д мпрт-^'^т^кимн ро^тинчо^сд01^ рр^атр^ |убленного анализа не тол*ко "е.телмюсч'и, но

пучения этччесг.гс концетг.'г^ баптизма, как одной из разно-&ностеЯ этики протестягггтма.

Объектом изучения в дрлчой рчбгге стал г та со^-с^'^сть :овно-нравственпых идей и при'сятз, котори? >тя и по-ряэному) воспрямигдаттся поколгигг.*:' »сругт? "э-¡тве характерной и неотъемлемой черты баптистской церкви. ;но попытаться, не нсзг"^" '.о'-'г/.ге^'-чу'к

•70-х годов об "антягуманности и враждебности истинной че-

См.: Братский вестник. - 1990. ■■ 9 Г1. - 0,50,

- г -

ловечности" этики баптизма, разобраться в ее подлинной природе, в частности, определять место, которое в ней занимают общечеловеческие ценности.

Заметное снижение нравственного уровня массового сознания, с одной стороны, а с другой - рост социальных ожидани от реализации нравственного потенциала церкви приводят неред ко к абсолютизации религиозных нравственных ценностей как единственной альтернативы "бездуховной" светской, атеистичес кой морали, Что, на наш взгляд, свидетельствует об отказе от марксистского подхода в оценке религии и церкви, в частности баптизма.

Традиционно ведущую роль в интерпретации различных аспектов этических воззрений баптизма играют работы духовных авторитетов Союза евангельских христиан-баптистов, которые оказали воздействие на идеологию и практическую деятельность церкви. До последнего времени некоторые из них (Марцинковски В.Ф., Вине Я.Я. и др.) оказывались по различным причинам вне поля исследований религиоведов, что приводило к неполному по ниманию социально-этических установок лидеров баптизма.

Особенность современной ситуации заключается в том, что все более заметное влияние на социально-этические ориентации верующих оказывают христианские партии, самодеятельные религиозные группы и организации, которых два-три года назад просто еще не было, например, издательство "Протестант"*. Социально-этическое кредо данной организации еще не стало предметом религиоведческого изучения, но без этого трудно по получить более"или менее полное представление о динамике нравственных оценок в Союзе ЕН5.

Рост нравственного авторитета церкви в советском общее ве, отход от неоправданных административных ограничений со стороны государственных органов существенно изменили духовно самочувствие рядовых верующих. Оно стало более независимым, раскованным, что способствует преодолению отчужденности как

1&4.: Христианские партии и объединения /Сост.С.И.Иваненко, Ю.Б.Пищик, Н.А.Трофшчук. - Ы.: 1990. - С.7.

зжду верующими и неверующими, так и между верующими, которые о эиентируготся на различные баптистские центры (ЗС EXL и

EXT. Ролее углубленное значение социально-этических ориента-верущих, основывапцееся на данных социологических исследо-чий, проведенных в различных регионах страны, в том числе и гчбинскоп области, поможет избежать представлений о якобы их совноГ; неполноценности.

Сложность и неоднозначность проходящих процессов требу-продолжения диалога мезду марксистами и верующими, разра-тки социально-психологических и нравственных принципов кон-лидации общества с целью недопустить развития дезинтеграци-ных тенденций национализма или антикоммунизма под религиоз-м прикрытием. Если не учитывать особенности той нравствен-И напряженности, которая еще сохраняется в общинах СД ЕХБ, пытаться постепенно преодолеть ее с учетом современных авственных оценок общества со стороны руководства церкви, то о может привести к самоизоляции общин.

q баптизме

0 социально-классовом генезисе и исторических тенденциях

в вития имеется довольно значительная научная и научно-попу-эная литература, чтш позволяет говорить о сложившихся тради-ях самостоятельного направления в марксистском религиоведе-1. Первые попытки социально-политического анализа положения ггизма в стране были предприняты еще в 20-30 годы З.М.Путин-зым, Б. Тихомировым, И.Морозовым и др. Особое место занимают 5оты этого периода З.Д.Бонч-Бруевича^. Именно тогда был cofl-

1 огромный фактографический, документальный материал по [тизму, который хранится в настоящее время в рукописном от-ге Ленинградского музея истории религии и атеизма (Р0 МИРА)^.

См.: Бонч-Бруевич В.Д. Из мира сектантов. - М., 1922: Пу-тинцев З.М. Политическая роль сектанства. - М-Л..1929: Тихомиров Б. Баптизм и его политическая соль. - Й-Л.,1929 Морозов И. Сектантские колхозы. - М-Л..1931. См.: РО МИРА, ф.2, оп.15, ед.хр.154, 74; ф.13, оп.2, ед.хр.501.

После продолжительного перерыва в научном изучении бап тизма, вызванного репрессиями и войной, в 60-70-е годы после довательно и углубленно анализировались различные аспекты со циально-этичееккх концепций евангельских христиан-баптистов в работах А.И.Клибановз, З.В.Калиничевой, Г.С.Лялиной, Л.Н.Митрохина, Э. Г »Филимонова, В.С.Штейиа, П.П.Яшна, и др. исследователей^. В эти гсды проводятся первые социологически исследования, фиксирущие основные черти нравственного созна ния веругщих данной конфессии^.

Перестройка, происходящая с середины 80-х годов в обще ственных науках, затронула и марксистское религиоведение. Четко наметились изменения в оценках гуманистической направл ности, места общечеловеческих ценностей в нравственном учени баптизма, причин^возникновения противоречивых социально-этических тенденций^.

Вместе с тем недостаточно изученными остается такие проблемы как восприятие и передача этических ценностей от старшего поколения верующих молодежи; ненасилия в этике бап тизма; неоднозначность этических представлений верующих о протекающих общественных процессах, в частности, об отношени к новому союзному закону о свободе совести и религиозных организациях; влияние новые самодеятельных организаций на формирование современных этических тенденций в баптизме.

1. Си.: Клибанов А.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. -Ы.,1973; Калиничвза З.В. Социальная сущность баптизма. - Л.Л972; Лялина Г. С. Баптизм: иллюзии и peani ность. -!£., 1977; Митрохин Л.Н. Баптизм.-И., 1966: Филиис нов Э.Г. Баптиаи и гуманизм. - М., 1963; Штейн B.C. Баптл и современность. - Алма-Ата, 1969; Яшин П.П. О современнс баптизме. - Харьков, 1973.

2. См.: Баптизм и баптисты: социологический очерк/Ред.Ы.Я.Л« Е.С.Прокошина. - Минск, 196У.

3. См.: Акинчиц И.И. Поросль отрезанной ветви. - М., 1985; Ембулаева Л.С. Протестантизм о взаимоотношении человека i общества (на материалах баптизма). - Дисс.. .канд.филос.нг ук. - Ji., 1989; Коваль А.Д. Социальные ориентации молоды? баптистов// Молодежь, религия, атеизм. - U.,1985; Лешан I Лики религиозного сектанства. -Киев, 1988; Протестантски« организации в СССР (современное состояние, идеология, политическая позиция, проповедническая деятельность),-Й., 1989; Зерущий в условиях перестройки (динамика духовно-

1продолж. сн. см. на след. стр.)

Ф

Зйь_исся§аования состояла в том< ^бы на основе 1ило-эско-исторического анализа изучить специфику и некоторые гекты эволюции социально-этических воззрения баптистов, в етском обществе.

Диссертант ставил перед собой следующие задачи:

- показать демократическую направленность в социальной :ке баптизма по отношению к социализму, революции, труду и тим социально значимым нравственным ценностям;

- охарактеризовать такие основные направления социаль-этических ориентация евангельских христиан-баптистов как ка диалога и этика изоляционизма;

- выявить основные направления восприятия этических воз-ний в различных поколениях верующих, а том числе сооеобра-

1 содааяьио-эткчзсвах подходов самодеятельных раяигиозных аннзацк и групп в баптизме, представленных издательским единением "Протествит";

- на основе социологических наблюдений и опросов, прове-ных в общинах евангельских христиан-баптистов Челябинской асти, показать отношение верупцих к перестройке, к новым онодательным актам, регулирующим государственно-церковные оаения.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней основе анализа различиях дореволюционных и поелересолюцяэн-источюсгоя показана не только историческая эволюция этаких принципов баптизма, но и {ораа преломления в них ойде-ов«ческкх нравственных ценностей.

- на материалах самодеятельные общества и групп (изда-ьство "Протестант" и другие), изданий ВС В(Б и печатной дукции руководства СЦ 1ХБ выявлены и определены характер-

черты различных социально-этических воззрений современно-5аптизма;

в научный оборот впервые введены материалы социологичвс-

(продсшзк, сноски)

нравственных ориентация).-Л.,1909; Религия в советском оаавстве: лрвчтаы сшромв4ы1 и проблемы преодолевая (сборная нау*иых работ аспирвжов). - Ы., ¿ЖУ^

- о -

хих исследований проповеднической деятельности руководства баптистской общины сторонников Совета Церквей евангельских христиан-баптистов в Челябинской области в 1981-1987 годах; а также данные проведенных в Челябинской области летом Г. 90 при участии автора локальных социологических исследований отношения верующих к вынесенному на всесоюзное обсуждение пр екту Закона о свободе совести и религиозных организациях.

- определены некоторые аспекты возможного развития социальной этики баптизма в зависимости от хода перестроечных процессов;

- на конкретном материале обоснована необходимость углубления диалога между марксистами и христианами как определяющего средства решения имеющихся проблем в воспитательнс работе, ориентированной на длительное существование религии при социализме.

Метщологическдй_основдй диссертационного исследованш стали произведения Н.Маркса и Ф.Энгельса, В.И.Ленина, в коте рых выявлена социальная природа христианства и его буржуазнс разновидности - протестантизма; решения ХХУШ съезда КПСС, В1 тупления руководителей партии и Советского государства (198* 1990 гг.).

Исследование новейших тенденций этической концепции б; тизма основывалось на анализе теологической и пропагандисте] литературы, издаваемой как зарубежными миссионерскими орган! зациями, тая и в Союзе евангельских христиан-баптистов, причем акцент в работе был сделан на литературу Совета Церквей ЕХБ.

В своей работе диссертант опирался на монографии и ст; марксистов-религиоведов, посвященных идеологии и практике е гельских христиан-баптистов.

Автор изучил материалы доступных для исследовательско работы баптистских журналов "Баптист", "Христианин", "Слово истины", "Утренняя звезда", "Баптист Украины", "Братский со: "Братский вестник", "Вестник истины", "Братский листок", а же малоизвестные баптистские журналы, выходившие в Сибири в годы гражданской войны.

Автор использовал работы протестантских теологов и еван-листоз Ч.Сперджена, Е.Грэма, Д.Мудн, П.Тилиха, С-.Зандерса, Хе.фиксона, Р.Дикса, У.Баркли, П.Я.Рогозина, взгляды которых ужат одним из источников современной социально?, этики бап-зма.

Влияние теологических положения на обвденное сознание довых верующих выявлялись с помощью бесед автора с пресзи-ра1ли и активными верующими Челябинской, Златоустозскон об-н ЗС ЕХЕ, молодежными лидерами Полетаевской общинь: СЦ ЕХБ, енами редколлегии независимой газеты "Протестант".

мное рассмотрение социально-этической концепции баптизма бут способствовать развитию как традиционных, так и новых под-цов марксистского религиозедения (изучению протестантски нцепций в СССР) в условиях демократизации государственно-рковных отношений; позволит более обоснованно формировать ношение государственных общественных организаций, депутатско-корпуса местных органов власти к протестантским конфессиям, частности к евангельский христианам-баптистам.

Итоги проведенного исследования могут быть использованы факультативном курсе "История религии и свободомыслия" в злах, техникумах, вузах, а также на курсах повышения квали-кации партийных, советских, идеологических работников, в боге представителей создаваемых на местах советских органов связям с религиозными организациями. Возможно применение иного материала при разработке методических рекомендаций цества "Знание" для лекторов и пропагандистов.

Апробация_иссл§ддвания. Основные теоретические посылки зыводы, полученные в ходе диссертационного исследования, бы-изложены автором в сообщении на заседании секции социологов мгии I Всесоюзного съезда социологов (Москва, январь 1991), международной конференции "Религия, атеизм, общечеловечес-з ценности" (Москва, декабрь 1989), на "круглых столах" Иниста религиоведения и атеизма по проблемам участия верую-3 интеллигенции в общественно-политическом движении (июль Ю); деятельности самодеятельных религиозных организаций

- В -

(май 1989); "Протестантские организации в СССР (социальный облик, идеология, политическая позиция, проповедническая деятельность)" - в мае 1988 года. Основные положения диссерта ции изложены в научно-методических рекомендациях, брошюре и опубликованных материалах.

Структзгра_и_объем_работы. Диссертация состоит из введе ния, двух глав, в каждой из которых по три параграфа, заклюй ния и списка использованной литературы. Объем работы состав; 147 машинописных страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕШНИЕ РАБОТЫ

Во_вв§дении обосновывается актуальность избранной теш рассматривается состояние ее научной разработанности; опред* ляются цели и задачи исследования, а также его теоретико-ме1: дологическая основа и источники; обозначается степень научн( новизны, теоретической и практической значимости диссертацш обосновывается ее структура.

§_П§Е1°В_£л§§§ - "Эволюция баптистских представлений < нравственности в послеоктябрьский период" - рассматривается специфика отношения идеологов баптизма к государству и обще' ву, к революции и социализму в изменившихся социально-полит! ческих условиях: от гонимой церкви в условиях царизма до це' ви, которая имела равный статус с другими в первые послеоктябрьские годы, а затем была репрессированна в 30-е годы, в родилась, в 40-50-е и перевила политику администрирования в 60-70-е годы.

В первом параграфе "Специфика социально-этических воз ний в баптизме" автор стремился раскрыть содержание понятия "этика баптизма" как особой разновидности протестантской эт ки.

По мнению автора, содержание понятия "этика баптизма" значительной степени определено взаимодействием двух различ ных теологических традиций: "частного" и "общего" баптизма, сохранивших традиции кальвинизма и арминианства, а также ис пытавших влияние христианского экзистенционализма в интерщ:

тации центрального понятия в баптизме - "личной веры", в решении вопроса о предопределении и свободе воли.

Особое внимание обращается на синкретический характер этических воззрений, в которых отразились как традиционалистские подходы, так и модернистские, причем "ядро" этической концепции всегда было и остается подчеркнуто "христоцентри-ческим".

Представляется весьма актуальным утверждение Митрохина Л.Н. о проблематичности употребления понятия "классовая мораль" о наличии общих нравственных ценностей в светской и религиозной морали^, о возможности гуманистической и демократической интерпретации этики христианства, а значит и баптизма.

В первом параграфе на материале баптистских изданий автор стремился выделить гуманистическую и демократическую направленность социально-этических представлений баптистов, полемизируя с односторонними утверждениями в ряде работ 60-70-х годов об антигуманизые, реакционности морали и этики баптизма . При этом сохраняется методологическое значение марксистского положения о протестантизме как одной из мистифицированных разновидностей буржуазной морали.

На основе существующего содержания понятия "этика протес-тентизма" делается предварительное определение понятия "этика баптизма" как совокупности конфессионально-сориентированных, религиозно-оформленных субъектных ценностей, нравственных норм и принципов поведения верующего в обществе, не только в буржуазном, но и социалистическом.

Далее определяются как общие (необходимость личной веры, христоцентризм, провозглашение ценности человеческой жизни для бога), так и характерные черты этики баптизма в современных условиях (противоречивость в трактовке принципов социальной справеаливдсти_и_]эавенства; последовательное развитие идеи

1. См.: Культура. Нравственность . Религия (материалы "круглого стола")//Вопросы философии. - 1989. - №11. - С.59-54.

2. См.: Баптизм и баптисты: социологический очерк / Ред. М.Я.Ленсу и Е.С.Прогошина. - Минск, 1969.

"мирского аскетизма" и т.д.).

На основе материалов рукописного отдела музея истории религии и атеизма (г.Ленинград), дореволюционных изданий

"Баптист", "Друг молодежи", "Утренняя звезда" и др.) выделен и проанализирован тот крут вогтросоз, который так или иначе способствовал сохранению демократической направленности социально-этических ориентация з союзах баптистов евангельски; христиан: неоднозначное отношение к социализм и революции, что проявилось в косвенном признании их нравственной ценности, к кооперативной 5орме организации труда как отвечающей принципам раннего христианства.

По мнению диссертанта социальная этика баптизма в начале XX столетия еде не была каким-то единым учением, а отражала опосредованно наличие различных социальных групп и их политические интересы в форме различных социально-политических и нравственных ориентации.

Во втором параграфе - "Социально-этическое отражение в баптизме революционных процессов" показана сложность противоречивость процесса включенности баптизма в социальные преобразования; социально-этической адаптации и "вживания"' баптистского и евангельско-христианского союзоз з социо-куль-турное и моральное пространство становящегося нового общественного строя. При этом использованы ранее не публиковавшиеся материалы из архивов ЦГА РС5СР и ЦГА НХ СССР.

Данная противоречивость заключалась, с одной стороны, в признаки социализме позиций этики баптизма как учения, имеющего право на существование в качестве своего рода светской попытки реализации идеи милленаризма ("царства божия на земле' С другой, в стремлении обосновать необходимость повсеместной реализации протестантского принципа личной веры и "духовного возрождения" для воспитания "нового человека" (И.С.Проханов) на принципах христианства как одной из главных целей социального переустройства, без реализации которой обречены на провал все социально-экономические преобразования.

Подчеркивается положительное восприятие Февральской буржуазно-демократической революции, антицаристские настрое-

ния не только у рядовых верующих, но и в руководстве союзов баптистов и евангельских христиан, которое было выражено з различных публикациях в марте-июне 1917 года.

Автор попытался критически отнестись к тезису о контрреволюционной позиции руководства баптизма и евангельского христианства после Октября 1917 года и показать, что далеко не все руководите™ и идеологи враждебно отнеслись к социалистической революции. Правильнее и исторически объективнее говорить об аполитичности баптистов и евангельских христиан з годы революции и гражданской войны, о стремлении следовать этическим принципам ненасилия, что на практике удавалось лишь отчасти.

В 20-е годы баптистские лидеры последовательно пытались реализовать на практике, в добросовестном труде верующих, а также в деятельности коммун баптистов и евангельских христин протестантское понимание труда как "божественного призвания". В диссертации уточняется по архивным материалам количество таких коммун. Документально удалось выявить 13 таких коммун в 20-е годы. В дополнительном уточнении нуждаются данные о количестве коммун, приведенные И.М.Трегубовым в 1924 году. Изучение документов в архивах позволило сделать вывод, что таких коммун было бы значительно больше, если бы не искажение ленинских принципов отношения к церкви и верующим на местах.

Показана активная деятельность идеологов баптизма и эвангельских христиан по духовному воспроизведению и передаче нравственных норм и принципов от старших поколений верую-1их к молодежи. На основе изучения малоизвестных книг Я.Я.Зин-;а, В.5.Марцинковского показана этическая направленность 5аптизма на формирование преданности и стойкости верующей мо-юдежк, готовности к страданиям за дело евангелизации страны.

Противоречивость в практической реализации провозглашен-юго нравственного принципа ненасилия и антимиллитаризма прочилась у евангельских христиан и баптистов во время гражданской войны, в отношении к службе в армии, йде в годы первой адровой войны число отказавшихся служить в армии у баптистов

и евангельских христиан составило около 400 человек. Антимилитаристские настроения усилились в годы гражданской войны,

В диссертации приводится документ Всероссийского Союза евангельских христиан "Голос Востока" (1922), где идеи нравственного осуждения войны получили яркое выражение.

3_третьем_параг5§фе - "Социально-этическое в воззрениях идеологов баптизма в годы сталинизма и попыток его преодоления (1929-1959 гг.)" - анализируется кризисное состояние баптизма и отражение его в этических представлениях баптистов в годы репрессий, проводившихся с конца 20-х годов после принятия постановления "О религиозных объединениях" (8 апреля 1929 года).

Необходимо обратить внимание на то, что сталинская политика репрессий получала отрицательную оценку в работах И.СЛрсхакова, В.Х.Мврцинковсвого после хх эмиграции из страны. Этическое и нравственное неприятие тоталитаризма однозначно проявилось еще в начале 30-х годов до кассовых репрессий, что било нравственным предупреждением об опасности для церкви и общества.

Восстановление нарушенных репрессиями традиций социальной этики баптизма приходится я«аь на 40-е годы, «по во многом било обусловюко четкой антифашистской и патриотическая позицией баптистских ойцкя в годы Веяной Отечественной воины. Дается анализ малоизвестного обращения батистов и евангельских грает км в мае 1942 года, полный текст которого еде не опубликован, что дает возможность баптистским авторам идеализировать отношение руководства к проблеме антимилитаризма . Суть этого обращения заключалась в призыве к верующим в борьбе против фашизма,заповедь "не убий" трактовалась таким образом, что не распространялась на оккупантов.

В годы культа личности Огалина и деформации социализма развитие социальной этики баптизма оказалось крайне затруд-неннда, но тем не менее оио продолжалось. В "Братском вестни-

I. Ист|ЭД^е|внгедьских христиан-баптистов в СССР. - М.,

се" после окончания войны с протестантско-религиозных позиций )азрабатывались такие социально-этические категории как 'патриотизм", "антимилитаризм", "труд" как божественнее придание и гражданский долг.

В то же время сложные общественные условия отрицательно ювлияли на уровень теологической разработанности социально-1ТИческой проблематики, все больше заметной становилась ее упрощенность. Тем не менее социальная этика баптизма сумела сохранить преемственность христианских традиций в общинах как »тики ненасилия и общечеловеческих ценностей.

§2_§1°ЕОй_главе - "Новейшие тенденции социальной этики >алтизма" - на историческом фоне политики администрирования :о стороны органов власти по отношению к Союзу евангельских :ристиан-баптистов рассматривается сложный процесс "расщепле-мя" социальной этики в рамках ВС ЕХБ (с 1944-1945), а также Ц ЕХБ (с 1961) на относительно противоположные модели (этика диалога и этика изоляционизма).

Дается характеристика основных особенностей социально-(тических ориентации за прошедеее после организационного рассола в начале 60-х годов время и возможностей их интегрироЕа-мя (сближения) на основе решений 44 съезда ВС ЕХБ (февраль 1990 года), ориентированного на умеренный фундаментализм, ще раньше, с ноября 1988 года,этих позиций придерживается 1езависимое издательство "Протестант".

- "Отражение в социально-этических зоззрениях раскола в баптизме" - показаны некоторые аспекты »заимодействия этики диалога и этики изоляционизма. Это взаи-юдействие характеризуется постоянной напряженностью и стрем-гением представить собственную позицию как соответствующую традициям баптистской церкви, в то же время нравственно обес-}енить позицию другой стороны.

Ваяно подчеркнуть, что такое разделение было связано не ?олько с объективными внутренними тенденциями, но и в значительной степени было обусловлено давлением извне, так как ¡еверно оценивались перспективы существования религии при юциализые, роль церкви, в том числе и баптистской, определи-

лась по преимуществу как негативная.

~ "Основные социально-этические ориентации в баптизме и их влияние на верующую молодежь" -дается характеристика существенных различий между "этикой диалога" и "этикой изоляционизма": если "этика диалога" - это путь молодого верующего от общины к обществу, то "этика изоляционизма" - это отрицания всяких ценностей, не имеющих религиозного характера,от общества к общине. Усиление влияния прежде всего на молодежь различных социально-этических ориентация баптистские лидеры рассматривают как главную, определяющую задачу в деятельности христиан-баптистов, чему подчинены разнообразные способы проповеднического воздействия Как следствие - происходит "омоложение" общин, причем данный процесс приобрел стабильный характер.

По материалам наблюдения в Полетаевской общине СЦ ЕХБ за читаемыми проповедями в 1981-1987 годах выделены основные приемы воздействия на слушателей, в основном, молодежь. Показан механизм обесценивания одних моральных ценностей, презде всего имеющих общественную направленность и повышенной оценки других: этизация страдания и т.п., что приводит к усилению настроений социального пессимизма, который не исключает, а скорее предполагает активизацию миссионерской деятельности молодых верующих среди сверстников. Этим целям, в частности, служит регулярное проведение молодежных собраний "Уральского братства" в Челябинской области.

В_третьем_паоаграфе - "Социально-этические ориентации "Протестанта" - проанализирована попытка возможного сближения "этики диалога" и "этики изоляционизма" на позициях умеренной фундаментализма в условиях кризисного состояния общества в начале 90-х годов. Деятельность "Протестанта" заслуживает самого пристального внимания религиоведов, так как выражает настроения значительной части верующих в трактовке социально значимых проблем, а также нерешенных вопросов виутрицерковной жизни, На страницах одноименной газеты ведется активная полемика с атеизмом и атеистами, подробно освещается благотворительная деятельность евангельских христиан-баптистов. Вместе

тем существенно и то, что кризис, переживаемый советским бществоы, угроза экологической катастрофы, снижение нразст-енного уровня массового сознания обусловили критическое от-ошение как к самой перестройке, так и к положению в Союзе ванг ел ьс ких хри ст и ан-бапт и ст о в.

Газета выступает за полную подчиненность светских нрав-твенных ценностей религиозны/, видит пути выхода из кризисом ситуации только на основе предельной евангелизации страны, то означает в значительной степени приверженность идеям фун-

аментализма. Четко выражены мотивы нравственного негодования

как ^ .

о отношению к государству, так оно имеет будто бы ярко зыра-

енный антирелигиозный характер. Вместе с тем получают одоб-

ение, положительно оцениваются процессы в государственно-

ерковных отношениях, их демократизация.

"Протестант" выступает с позиций общечеловеческих ценнос-ей, когда речь заходит о глобальных проблемах сохранения че-овечества (о предотвращении угрозы новой мировой войны, пре-упреждении экологической катастрофы), осуждает эмиграцию асти ве'рующих на Запад в поисках лучшей земной жизни.

Вместе с тем, сопоставление различных номеров "Протестан-а" свидетельствует о том, что нарастает тенденция резко не-ативного отношения к марксистскому атеизму, что может привести смещению идеологического и социально-этического противостояли в область политическую. Это сближает позиции данного из-ания с позицией руководства СЦ ЕХБ. В то же время - социаль-э-этические позиции "Протестанта" весьма изменчивы, находят-я в постоянном развитии. Направленность их в значительной гепени будет зависит от продолжения демократических преобра-эваний и от взаимоувакительного диалога марксистов и христиан.

Как уже отмечалось, принятые союзный и республиканский аконы о свободе совести и религиозных организациях, о свободе зроисповеданиП способствуют снятию напряженности между орга-ами советской власти и церковью. Поэтому ваяно укреплять диа-эг и сотрудничество с верующими, устанавливать контакты с зми общинами, руководство которых до последнего времени не эизнавало советское законодательство о религиозных культах,

следовало принципам "этики изоляционизма".

Принцип дифференцированного подхода к верующим данной конфессии дает возможность правильно определить поэтапность и конкретность сотрудничества с верующими, которые придерживаются различных взглядов на общество и место верующего в нем Тем самым он положительно скажется на участии верующих в пере строечных процессах, становлении демократического социализма, преодолении опасности раскола общества.

диссертации подводятся основные итоги исследования, формулируются некоторые выводы по поставленным проблемам работы, намечаются возможные перспективы дальнейшего изучения социально-этических воззрений в баптизме.

Основные результаты работы отражены в следующих публика

циях:

1. Религия в планах психологической войны империализма против СССР. - Челябинск, 1987. - 23 с. - I п.л.

2. Анализ проповеднической деятельности руководства Полетаевской общины сторонников Совета церквей евангельских христиан-баптистов. - Челябинск, 1986. - 14 с. - 0,5 п.л.

3. 0 двух социально-этических ориентациях в баптизме

и их влиянии на верующую молодежь. - Челябинск, 1390. - 18 с. 0,6 п.л.

Опубликованы материалы в яурнале Челябинского обкома КПСС "Политический собеседник" (апрель 1920); в написанной в соавторстве с Иваненко С.И. статье "Объединение Протестант" в журнале "Знания - народу" (1990, №8. С.41-44). Практически аспекты диалога марксистов и христиан рассмотрены в материале напечатанном в газете "Московский комсомолец" (1989, 25 июля)