автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему:
Башкирский такмак: Природа жанра, идейно-эстетические особенности

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Баимов, Бурзян Сафич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.09
Автореферат по филологии на тему 'Башкирский такмак: Природа жанра, идейно-эстетические особенности'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Башкирский такмак: Природа жанра, идейно-эстетические особенности"

Министерство науки, высшей школы и технической политики Российской. Федерации

Башкирский государственный университет

гго ел

На правах рукописи

Ейммоя Бурэян Оафич

БАШКИРСКИЙ ТЛКМАН: ПИ1Р0ДА ЖАНРА, ЦДЕЙН0-ЗСЯЕ1ИЧЕСКИЯ ОСОБЕННОСТИ

10.01.09 - Фольклористика

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Уфа - 1993

Работа выполнена в отделе фольклора и искусства ордена "Знак почета" Института истории, языка и литературы УНИ РАН

Научный руководитель - заслуженный деятель науки Российской

Федерации и Республики Башкортостан, академик АН РБ, доктор филологических наук, профессор Г.Б. Хуоаинов.

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор А.И. ЛазареЕ,

кандидат филологических наук ¡5.А. Мам-бегов.

Ведущая оргакизашя - Башкирский государственный педагогический институт

Защита состоится ----------1993 года

в--часов на заседании Специализированного совета

К 064.13.01 по защите диссертаций но соискание ученой стеиаки кендкдатэ филологических наук при Башкирском государственном университете /450074, г.Уфа, ул. Фрунзе 32, главный корпус, ауд. 412/

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Башкирского государственного университета. _

Автореферат разослан <* .й - .' 'л93 год

Учений секретарь специализированного совета

доктор филологических иаук Гайнуллин

профессор

_ДН2уадШ2С2^И2СЛ2й2£2Ш1Я« В последнее время псе большее внимание уделяется исследования путей разлития отдельных жанров, особенно тех, к^торие активно функционируют з условиях современнзс-ти. Это диктуется необходимость« выяснения закономерностей, сущности л специфики народного творчества в его 'историческом развитии . 3 этом отношении больной научный интерес представляет башкирский такмак - жанр очень своеобразный так по художественно-эстетическим особенностям, так и идейно-тематическому содержанию. Он является ныне одним из основных яанров, наиболее ярко представ-ляюа;нх современней фольклор банкирского порода. "Исследование же близкого нам по времени народного искусства, - пизет В.Е.Гусев, -представляет огромный интерес .для науки, ибо оно помогает воспринимать народное творчество как непрекращающийся творческий процесс Т. ого исторической эволюции"^ Изучение жанровой природи твкмака, путей его развития, идейно-эстетических особенностей поможет выявить обцие исторические закономерности и особенности роста башкирского советского фольклора в целом.

и§£Ь_Ц_222аН1;_И£££§322§!.ШЯ> Основная цель диссертационного исследования - дать полней, всесторонний анализ жанру ташак. Исходя из основной цели ставятся следующие конкретные задачи:

о/ выявление генетических основ такмака, показ процесса формирования и эяолквии;

б/ выделение внутрн-мирових разновидностей такмака, раскрытие их особенностей;

в/ анализ идейно-тематического содержания такмака, покзз его развития на историческом фоне;

г/ характеристика поэтических и музыкальных особенностей жанра.

Й2Ш£!Й:£21Ш2_Ы-.ЙЙ22Д952Е11Н5£!25_2£!12£^_1!££Л31121]21гИЯ составляет общие принципы и положения мировой и отечественной фольклористической науки. .В основе исследования - исторический .подход к изучаемы« проблемам, принцип диалектического единства формы н содержания.

[•'а2с2иалааа_исследаааи1!2_служат фольклорные тексты, собранные диссертантом. Кроме лих используются материала из архивного фонда УШ РАН, Банкирского государственного университета, Стерлитамак-

г

'Гусев В.2. Славянские партизанские песни. - Л., 1979. - С .Л-'

^у царственного педагогического института, а также опубли-J■■ °нныо н различных изданиях тексты.

Еадииал_цавааца_раб.йхи заключается в том, что оно янляется первым исследованием монографического плана по жанру такмак с использованием больного количества текстов, отражающих .дореволюционный и 70-летний послереволюционной период ¡жизни башкирского народа, Впервые исследуется проблема генезиса и эволюции канра, по-новому решается вопрос классификации, предлагается широкий обзор идейно-тематического содержания, выявляются новые аспекты поэтики и мелодики.

ЦШ'^иЕйав1Ш1_Ш^Ш1йЛ1С£ДйййааШ1а_состоит в том, что оно вносит определенный вклад в разработку теоретических вопросов башкирского фольклора в целом и проливает свет на ого современное состояние. Основные положения диссертация могут быть использованы .для более углубленного изучения канровой структуры башкирского устно-поэтического творчества, в также для сопоставительного изучения сходных миров фольклора других народов. Работа может быть применена как учебно-ыетодичеекое пособие в преподавании фольклоре в общеобразовательных школах, педучилищах и вузах республики.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и одобрена на заседании отдела фольклора и искусства Института истории, языка и литературы УНИ РАН, на заседании кафедры литературы и фольклора Башкирского государственного университета. Основные результаты исследования налли отражение в докладах и сообщениях на научных конференциях, а также в различных публикациях.

йадвдю, ряЛлтк» Диссертация состоит из введения, трех глив, заключения и списка использованной литер&"\уры.

Содержание работы

Во введении обосновывается выбор темы, ее октуальность, научно-практическая значимость, определяются цель и задачи, устанавливаются принципы и методы научного исследования, излагаются основные положения, выносимые на защиту, освещается история изучения жанра.

СМЕД.-^ - "Каир такмак. Вопроси генезиса и классификации" состоит из трех разделов: I. Такмак как жанр. 2. Прблема происхождения. 3. Классификация Токмаков. Последний раздел, в свою очередь делится на 7 подразелов:

я/ плясовые такмаки; б/ обрядовые такмаки; в/ игровые такмаки; г/ такмаки ядкар /памятки/; д/ .такмаки айтнгаа; к/ епешЛеские такмаки; з/ такмаки-кебылиьы /нескиадуаки/.

"Такмак" - общетюркскоз слэш. Этот термин о небольшими фонетическими вариациями встречается у рядя тюркоязычккх народов /у гаорцев и казахов - такпак, у хакасов - тахпах, у кумыков, чуваш и татар - такмак/ и служит для обозначения традиционного фольклорного жанра. Происховдение термина "токмак1' исследователи связывают с дреннетирксгсим глаголом "тах"/наннзызать, сцеплять, а по словари Радлова еще и складывать, шутить, дразнить/ к прэизвод-, ного аффикса "мак". Таким образом, "такмак" означает и переводится на русский язык как нанизывание, скопление, а также как складывание, подшучивание.

Таккак, как яанр, имеет ряд специфических особенностей, выделяющих его в ряду других жанров башкирского песенного фольклора. . К осноеным отличительным свойствам к признакам откосятся следующие:

а/ имеет краткую однострочную куплетовую форму; б/ прямо или koceshho он связан с процессом пляски и исполняется всегда под плясовую мелодию;

в/ в композиционном отношении текст такмака построен в форме обращения, призыва, т.е. имеет всегда конкретного адресата;

г/ по характеру является веселой, бодрой, шутливой припевкой;

д/ отличается многофункциональностью: одинаково успешо vo-жет служить аккомпанементом пляскам, элементом обрядов, материалом для различных игр, поэтических спороз-состязаний и пр.

Таким образом, «окно дать следующее определение канру: такпак - это четырех /реже трзх/ строчная ритмическая припевка, основанная на бодрой плясовой мелодии, часто остронанеленкого, шуточного характера, отличающаяся простотой формы, злободневностью содержания, выполняющая в быту различные /обрядовые, развлекательные, агитационные и пр./ функции.

Проблема происхождения жанра специально не исследовалась. Имеется лишь версия А.И.Харисова, что такмак; как жанр, возник во второй половине XIX века. Диссертант де считает, что такмак является одним из древних жатоов башкирского фольклора, что доказывается следущкми факторами:

I. Как признают многие исследователи, такмаки /также как рус-

ские "астушки, украинские коломыйки, белорусские припевки/ рождаются ~л бытуют вместе с плясками. Пляска, танец являющиеся одними из самых древних видов народного искусства, в далеком прошлом "гсто сопровождались поэтическими припевками. Сведения об этом можно нглти в исследованиях Т.Ковальского, ¿{.Бгахсрэ, а относительно башкирских танцев в трудах И.Лепехина, И.Салтыкова, Л „Нагаевой и других. Те примитивные припевки, сопровождающие древние охотничьи и обрядовые танш ь;о>ено считать первыми образцами такчаков.

2. По композиционной форме и другим поэтическим особенностям •такмак близок древнему, ныне забитому жанру Ьарнау /харнау, в некоторых тюркских языках "сарын", "сарнав"/. Харнау по своей сути м назначении - это паманские заклинания. По всем показателям /об этом подробно говорится в диссертации/ харнау и такмак имеют общие генетические корни. Древние плясовые припевки и харнау могли слиться в один жанр под названием "такмак". 3 пользу этой версии •говорит тот факт, что у кумыков и исриев термины "такмак" и "сарын-' являются сиионклаш и обозначают один и тот жанр, подобный русской частушке.

3. Такмаки тесно связаны с обрядами и являются их неотъемлемым элементом. Раньше у банкир бытовали специальные такмаки, исполняемые и таких обрядах как "KapFa бутгаЬы" /Грачиная каша/, "Кэкук г.эйе" /Кукупкин чей/, "Ямтыр телэу" /Вызов дождя/ и другие. Кроме того, издревле тагаакчми сопровождался свадебный обряд. 3 свадебном репертуаре баякпр сохранились старинные текмаки, которые активно функционируют г. поныне. Связь с обрядами - еще оо^о доказательство в пользу древности жанра.

4. На древнее происхождение жанра указывают некоторые его художественно-поэтические особенности. Так, например, б подавляющем большинстве они основаны на семисложной ритмике. Такая форма стихосложения является наиболее древней в поэзии тюркэязычных народов, что было доказано еще в дореволюционном прошлом исследователями i.i^opio и З.Гордлевским. Во-вторых, гакмаки в композиционном отношении в большинстве случаев используют традиционную для многих тюркских народов прием синтаксического параллелизма. А такая форма, как утверждает казахский исследователь ¡(.¡Кумалиев, идеггиз самых древних времен, из младенческого периода человечества^

кумалиев К. Зцебиет теорияса. - Алматы, 1965. - С.148.

Таким образом, все вышеизложенные факты дают основание считать, что такмак ^"ть канр традиционный и имеет древнее прг,исхо:кдение.

Довольно слокным представляется вопрос классификации такма-ков, что объясняется мобильностью и подвижностью кайра. Исследователи прошлых лет /X.Нагим, Б.Ишеигул, Г.Салям, Х.Уеманов/ классифицировали его по тематике. Позднее Кирей Изогон выдвинул иной вариант деления тякыаков на г.оцданры. За осиот.у классификации он взял условие бнтог.ония канра. При этом он выделяет три группы так-маков: плясовые, игровые и разные. Позднее М.Сагитов, опираясь на этот ке приншш, выявляет наличие сладебных текмаков.

Однако как в первом, так и во втором вариантах классификации обнаруживаются существенные недостатки. Так, если объединить такмаки по тематике, вне поля зрения остается существенная сторона жанра - его бытовое назначение. Ибо одна и та не тема /например, любовь, труд, социальная жизнь и пр./ может быть разработана во многих то тем а к ах, выполняющих различные функции в быту. Если же взять за основу классификации условия, при которых возникают таима ки /пляска, хоровод, свадьба/, то снова без внимания останется как функция жанра, .-так и его тематика. Поэтому, за основу классификации следует брать не тематику, не условие бытования, а признак бытового назначения. При такой классификации остается возможность тематического анализа каждого из поджанров, не упуская из виду условия их бытования.

По признаку бытового назначения такмаки можно подразделить на следующие подаанры: а/ такмаки, предназначенные для сопровождения плясок, - плясовые такмаки; б/ такмаки, сопровождающие различные массовые игры, - игровые такмаки; в/ такмаки, обслуживающие обряди,- обрядовые такмаки; г/ такмаки, предназначенные для поэтического спора-состязания, - такмаки айтылз; д/ такмаки, предназначенные слукить памяткой, - такмаки-памятки или такмаки-яд-гар; ж/ такмаки, предназначенные для создания смеха, - такмаки-'смешинки или небылицы.

а/ Плясовые такмаки по сравнении с другими видами' более просты по содержанию. Главней 'объект, в них - пляшущий человек, а основная тема - тема само!! пляски. Тесно связанные с процессами пляски, такмаки предназначены для воодушевления, подбадривания танцора. Поэтому обычно пронизаны легким юмором и в большинстве случаев начинаются словами "бейе, бейе"../пляши, плети/, "бас. бас" /топни, топни/, например:

ßnfla элз, бейе ans Пляяи ,цапай, пляии давай,

ЬыкылЬын изондаре. Пусть пол от пляски гнется.

Ьинвн кеуек бейеусене Такой славный ты, танцор,

Юу асе кургендэро! Где еще найдется!*"

Существенной особенность» плясовых такьаков является то, что . они часто жевт небольшой припев-рефрен, который произносится все-', ми гзстямч з момент припляски танцора. Он модет быть построен на междометиях или составлен из возгласа "ана ш.улай, шулей шул!" /вот тек, скаки так/ я повторением последней строки такмака. В ' отлкчие от других видов, плясовые такмаки обычно не иол/гся, а выскэливпкд'ся релотатклоч.

б/ Игровые такмяки сочиняются и .исполняются во время массовых хороводных игр. Ммекцпе различные названия, например, УЛхрита", "Косклкэ-молотилка", "Социализм", " Паровоз", "Наза" и другие, эти игры особенно популярны был:: в 33-40-э годи. Все они состоят из двух частей: в первой - водится хоровод, во второй части исполняется такмак и все пляшут, Рапличия обяору*:ивак!ТСя в деталях композиции: в способах ведения хоровода, г. элементах танца и др.

Такмаки, исполняемые в отих играх, в основном посвящены общественной, социальной тематике. В них отражаются энтузиазм и созидательный .порыв нового поколения лвдей, их искреннэя вера в коммунистические идеалы, в партию к. ее вождей, в Советы, комсомол и, конечно г;е, в грядущий коммунизм, например:

Ай урынында -кизил бпйра-к Знамя вместо месяца Мэсет манераЬында. На печатных сводах.

Социализм тозайбоз Строим на социализм

йэилек заманаЬында. В молодые годы.

Общественная тематика игровых такмаков, в свою очередь, обуславливает кх характер. В отличие от плясовых, они более серьезны по содержании, ¡смор в них'почти не ощутим. Он обнаруживает себя лишь в некоторых такмаках, поднимающих вопрос о самой игре или о любви. Игровые такмаки сохраняют определенную свя.чь с пляской, но эта связь ке такая прочная как в плясовых такмаках.

Одна из важных особенностей игровых такмэковоперативность и актуаль.чость тематики. Они создаются как моментальный отклик на события общественной яизни. В них разрабатываются самые актуальные проблемы к темы дня. Таким образом, они играют роль живой газеты,.

*

Здесь и далее перевод диссертанта.

в которых отражаются быт и труд различного поколения людей, их чувства и стремления.

в/ Рбр^овые тзкмзкл сопровождают различные обряды и народные празднества. Раньше у башкир имелись множество разнообразных обоядов, генетическими корнями уходивп.че в далекие языческие времена. Однако с течением времени, с ростом культурного и образовательного уровня народа, многие из них перестали функционировать. Забились и такмаки, предназначенные для сопровождения этих обрядов. Остались только такие, в которых заговоры и заклинания не играют существенной роли.'которые не потеряли свою бытовую значимость и эстетическую ценность. К одним из таких праздников относится свадьба.

На свадьбе такмаки выполняет различные функции: при их помощи присутствующие обращаются с советами и погсэлг^'ями к молодоженам, виража ют свое отношение к дружке, к хозяевам, ■■^авл, например: Ко?о.лар килггн бе?гз Сваты к кам приехали

Ьыйлэрга, Ьыйланырка. Угощаться, угощать.

Ье?, -ко?алар, ■каршыЬында Дорогие сватупта, Ни ггнэ гыланырга? Как вам лучше угождать?

Кроме того, имеются специальные такмаки, исполняемые за время раздачи гостинцев. Этот эпизод свадьбы в народе называется ''йыуа-са" и такмаки, сопровождающие его7называются "йыуаса такмзктары" /такмаки йыуаса/. В нчх главный объект йыуаса /гостинец/, на через него выражается определенное отношение к приезжим сватам'.

3 свадебных такмаках, главным образом,отражаются темы и мотива свадьбы. Часто они сопровождаются плясками,.но в них отсутствует трафаретное начало типа "пляши, пляши...", или "топни, топни..." Исполняются эти такмаки под определенный, устоявшийся мотив. Речитативное исполнение наблюдается редко.

г/ Такмаки айтыша. 3 развитии поэтического мышления и эстетического вкуса народа большую роль играли сйткии - импровизированные поэтические диалоги - состязания. К сожалению, эта традиция ушла в прошлое. Новые айтыши возникают в 20-30-е годы,.но уже в другой форме - как диалоги, мегзду парнями и девушками. Основным материалом для них начинают служить такмаки.

Айтыши обычно возникают на вечеринках,, гулянках, при проводах в армию. Здесь парни и девушки подтрунивают друг над другом, острят, стараются задеть,.подзадорить, обозлить противоборствующую сторону. Например, девушки исполняет следующий таккак:

Сачауыр агартмайым, Самовар но стану чистить,

Куламды ггбартмайым. Ызз?"к появятся.

Ошо ауыл егеттарен парни сельские

БилгсаЬи, яратмгйым. Ей богу, мне не нравятся.

Парни л ответ:

!шн да матур Ты сама себя считаешь

Мин да матур v?CM3. Ук такой красавицей,

buy га то^кэн тауык кеуек, А по мне ты кажелься КуренаЬец ку?еиа. Просто мокрой курицей.

Айтьа - ото импровизация. На какдый колючий куплет нужна тут ке деть достойный ответ, иначе станешь объекта;* насмелек. Тогда на помощь прлходят трафаретные замкни типа: "Ага^елдец арьлгын-да..." /За рекою Агвделью/, "Бейек тнузыц баитаркада..." /lia высокой на горе/, "Лглы ситса кулдэгемдец..." /На ситцевом белом платье/, "Кулимдагы балдакьаддын.. •" и до. Высказанный !■ на-

чале тот или иной зачин в последующих куплетах может и не произноситься. Этот момент часто бывает достаточным для создания трех новых строк. Так рокдаюгся трехстрочкые текмаки.

Главная особенность такмаков айтиша - комизм, основанный на юмористической пли сатирической оценки действий человека, его характера, внешности. Поэтому в народе их называет "тэртмэ татслаг» тар" /колючие -гаккаки/. К хотя они исполняются под плясовой мотив /чаще речитативом/, пляска в этом случае необязательна.

д/ Такмаки-памятки. Среди банкирской адлодеки бытует хорошая традиция, наблюдаемая и поныне - это заведение тетрадей-альбомов, где друг-другу записывают на память песни, стихи, такмакм. Записанные в эти тетради такмаки носят характер пожеланий, наставлений, откровений. Основная тема в них - предстоящая разлука. Поэтому в них доминируют мотивы печали и досады за вынужденное расставание. Зачастую такмэками-ядгар /памятке/ молодые выражают друг другу свои чувства. Такмаки-памятки часто начинаются с определенных зачинов. Они такие ме как в такмаках айтыша, но чаще всего применяется зачин "Кулымдагы балда гыыцын....". После этого, по традиции такмака, появляется возможность назвать имя того, для кого пгагется ядгар-памятка. Например:

Кулымдэгы балдаккмдьщ На руке моей колечко -Исеме булыр Гелдэр. Называется Гульдар.

Я?мыштыц ич матур мэле Вспомни дни, что были вместе, Бе? бергэ булган кондэр. Как судьбы прекрасный дар. Глазное отличие такмаков-ядгар - в письменном их распростра-

нении. Наряду с традиционными элементами устного поэтического творчества, в них используются образа к изобразительные средства, заимствованное из кнтоснол поэзии.. Следует отметить, что некоторые такмаки, записанные п альбомы, впоследстьие получахл и устное распространение. Содержание такмаков обычно серьезное, но иногда могут встретиться элементы легкого шора. Сатира же ¡и не свойственна.

е/ Сх^ические_такмаки^являэтся одним иэ современных, повсеместно распространенных видов. Исполнителями /часто и сочинителями/ таких токмаков являются члени агидбрягад, участники художественной самодеятельности, а также профессиональные артисты. Особенности такмаков, предназначенных для исполнения со сцена, выявляются при анализе их идейно-тематического содержания. В них поднимаются актуальные темы и проблемы дня, имекцие в основном сб-цественно-социальное значение. Все они освецг ь.я с критической позиции, поэтому в сценических такмаках сильны элементы юмора л, особенно, сатиры. По своей сути они являются обличительными куплетами. Такими сатирическими куплетами народ обличает к бичует тех людей, чьи поступки, образ жизни, моральный облик не соответствует общепринятым человеческим и социальным норкам». 3 первую очередь это те, кто личное ставит выла общественного, кто стремится больае урвать» жить на готовом: лодыри, стяжатели, рвачи, спекулянты, пьякицы и другие. Например:

Аги?елдэн кемэ кила, Проплывают по Иделн

йкэу иязлор икэн. Дзое в одной додке.

йр-аттарзы суска кткэн Превращаются в свиней Агбаи иезалэр икэн. Парни из-за водки.

Объектом критики сценических такмаков зачастую становятся и производственные коллективы, допустившие брак г, работе. Искрящееся остроумие, суровый сарказм, почти фотографическая точность в передаче деталей, скрытая ирония и гиперболизация - все это характерные '.:ерты сценических такмаков. В основном они поются под плясовую мелодия' и сопровождаются пляской,

Такмаки-смеаиику /небилшы/ по своему содержанию, форме и функциональным особенности.! однотипны с русскими частусками-небы-яииами или перевертышами. Главное их назначение - вызвать смех. Своим нелепым, нелогичным содержанием они создают комическую ситуацию, разрякает атмосферу, поднимает настроение гостей:

Лютен торги, тынка сьткЬам, Вышел утром на улицу -

пыйыр Ьайрай а?бар?а. Буренка песенку поет.

Та.уы'ктарра то? ялаттнм, "-.-.'.ли соль лизать курипы,

Еесен Ьалдым уаэ?арга. Гуси сено лопают.

¡Сак функция так и худокественно-содеряютельноя форма такыа-ка-смешинкл особенная. Сн как бы играет реальными категориями, ресеставяяя и перевертывая »и:, создает свой комический мир, осознанно противопоставляет его реальному. Такмаки-небылииы свободно соединяют гротесковое с ггутливым, сатирическое с юморпстичзско-'безобицным. Несуразность кх содержания - причина смеха. В то же время они не так у:к и бессмыслеяы: и их основе лежит фантастическое видение мира, мечта человека о могучей силе, способной творить чудеса. В то ке время такмьки-небылиш - это критика всего обыденного, надоедливого и скучного.

Таким образом, тош&ш в народном быту выполняют ц ••> яичные функции: могут служить аккомпанементом пляскам, атрибутом свадебного обряда, элементом народных игр, материглом и формой для поэтического спора-состязания, памяткой для друзей, выполнять роль живой газеты-карикатуры и смешинок-кебылии. Они могут исполняться речитативом или в песенной форме, распространяться устно или письменно, Благодаря этой мобильности, доступности они всегда польза-

"»СЛТ1

гать и поныне.

1 "Эгэпы_разГ|Ктия жанра такмак" посвящается анализу идейно-тематического содержания такмаков в разные периоды их бытования, а также поэтапной характеристики путей развития канра. При определении периодов эволюции жанра диссертант опирается на истори-ко-хронологииеский принцип и выделяет пять основных этапов: I/ дореволюционные такмаки; 2/ такмаки периода революции и гражданской войны; 3/ такмаки периода первых пятилеток; 4/ такмаки периода Великой Отечественной войны; 5/ послевоенные такмаки.

^ п основном бытовали дна вида г.'ак-

маков: плясовые и обрядовые /перед революцией появляются игровые и такмаки айтыиа/. Б ранний период бытования они были чрезвычайно узки по тематике и примитивны по содержанию. Лирические, затем социальные мотивы проникают в них намного позднее. Поэтому основное внимание в диссертации уделяется последнему этапу этого периода /вторая половина XIX века/, когда такмак окончательно сформи-

-íl-

ровался как специфический многофункциональный жанр, поднимающий различные теми и проблемы времени.

Как известно, вторая половина XIX века является периодом обострения классовых, социальных и идеологических противоречий. Перемены в социальной и материальной кисни сильно изменили ,з частности, духовный облик крестьянина, его обьхую культуру, психологию, внесли в его сознание новые понятия и стремления. Все это не могло не отразиться з народной поэзии, в тон числе в такмаках. В частности, впервые в фольклоре такмак открыто заговорил о любви как о свободном, благородном чувстзе, основе семейного счастья.

Любовная тематика, безусловно, центральная, наиболее разработанная, но далеко не единственная в дореволюционных такмаках. По мес пробуждения самосознания народных масс, в такмаках усиливаются общественно-политические мотивы. Они все чаце и живее откликаются на те или иные социальные явления времени. Прежде всего п них получило отражение такое явление пореформенного времени; как проникновение капитализма в дерег.нгэ и связанный с ним процесс расслоения крестьянства. Тема крестьянской бедности составляют содержание многих такмаков дореволюционного временя, например: Эхмэт -байга яллангайным, Нанялся Ахмет на бая, Итет; кейерыен тиеп, Сапоги мечтал носить.

Башы тияек ката бирэе, Он дал старые галоши,

Ямап кейерЬен тиеп. Велел дырочки залить.

В пореформенное время усилилось отходничество беднейшего крестьянства в город, на прииски. В народе их называли "зимчгорзми" Они создают свои "зямагорские" такмаки, характеризующие их создателей: парней бравых, удалых, бесшабапкых.

Особую группу дореволюционных такмаков составляют рекрутские такмаки. В них доминируют печальные мотивы расставания, жалобы на судьбу. Близки к ним солдатские такмаки, присылаемые в письмах с фронтов империалистической войны. Ь них уже звучит но только жалоба, но и антивоенные мотивы.

В такмаках начинает отражаться и классовая борьба в деревне. В одних из них создается карикатурный образ сына или дочери богача, которые смотрят на всех свысока, а на деле оказываются никчемными, в других выражается ликование джигита, подлегшего байскую лавку.

Таким образом, окончательно сформировавшись как жанр, такмак расширяет не только функциональные, но и тематические рамки, Разнообразнее и богаче становится в художественном отношении. Однако

к тому времени таотакп не получили еще такого общественного резонанса, оперативности и социальной остроты, которые придут к нему с новым временем, с новой общественной формацией.

Е''11^3к становится

самым действенным жанром башкирского фольклора, наиболее рельефно и оперативно отражающий те большие социально-исторические преобразования, которые . скорне изменили политическое сознание у психологию народа. Главной темой такмака этих лет, как и всего революционного фольклора, естественно, стала тема борьбы.за Советскую власть. Глубоко уверовав сладким посулам и обещаниям большевиков о грядущей счастливой хизни, народ в своих такмаках прославляет Советскую власть, партию к ее вождя Ленина. Именно с ними связывается вековая народная мечта о свободе, равенстве и безбедной ;хиз-ни. Поэтому такмаки призывают всех встать на защиту завоевании Октября, служить новой власти ке жалея сил, идти по пути, указанному партией, например:

Барайытстар алга табэн Указал путь ЗШ1/6/,

ВйП/б/ эзензи. Смело по :нему лойцем.

Бур:куй?ар?ы Ьеперэйек, ■ Всех буржуев-лиходеев Мэнгегэ ер йзэекэн. Мы с лгала земли сотрем!

Во многих такмаках этого периода воспеваются успехи Красной Армии, прославляются их руководители, высмеиваются вроги-белогвар-дейии и интервенты. Для той поры вполне естественно, что все успехи Красной Армии связываются деятельностью партии и Ленина. Как говорится в такмаках, это они, партия большевиков и Ленин, вдох-навляют красноармейцев на ратные подвиги.

События и мотивы гражданской войны кашли отражение и в многочисленных любовных такмаках. В них широко представлена тема верности. Левуака поет о том. что самоотверженно будет трудиться в тылу и с нетерпением вдать возвращения милого с победой. Теперь у нее другие взгляды на избранника: если раньше, до революции, она восхваляла любимого-за то, что он гарошнист и красив собой, то теперь девушка гордится своим милым потому, что он кавалерист и борется за народное счастье.

Таким образом, такмаки периода революции, гражданской войны характеризуются, главным образом, глубоким социально-политическим содержанием, оптимистическим пафосом, агитаыиоачо-пронагандистски-ми мотивами и широтой тематики. Появляются новые положительные герои: большевик, красноармеец, рабочий и крестьянин, которые строят

новую жизнь и с орудием в руках борются за нее. Усиливается сатирическая струя такмеков, направленная ка обличение классовых врагов. Получают далшейлее развитие любовные такмаки, в которых в разной мере находят отражение общественные интересы и новые идеалы молодежи.

2/ Т§^маки_пепиоз2Л]бЭвых_пяталеток отражают бурный порыв революционной энергии народа, направленный на мирное строительство, на корзнноо переустройство старого мира. Основной темой так-маков этих лет, естественно, становится тема труда. Она разрабатывалась в разных по назначению такмаках, но особенно часто этой тема посвящены игровые и сценические такмаки. Они призывали ударно трудиться не благо Отчизны, пропагандировали пеоедовой опыт ударников ' новаторов, вызывали трудящихся на социалистическое соревнование, т.е. носили ярко выраженный агитсоионно-пропагандистйкий характер. Напиимер:

Алдынкыларэан урнзк ал. Если молод и здоровый,

Тырыш, йоклэп ятма, пин. Ты борись за опыт новый. БулЬац, бул зштэ ударник, С .дурной славой не водись, Насар даныч счгмаЬын. По-ударному трудись.

Прославляя передовиков, ударный труд, такмаки вместе с тем сатирически остро обличают лентяев, бракоделов, для которых работа - тяжкое бремя, горькая повинность, например:

Удаониктар эшкэ бара, Ударники на работу

Лрбеларга тейэлел. Едут с песней по пола.

Лу.цыр мескен карал кала Лодырь, жалкий остается

Баганара Ьэйэлеп. Прислонившись к тополю.

Такие обличительные куплеты в основном исполнялись со сиены членами агитбригад и, благодаря Своей остроте, сатирической силе, были очень действенны.

.Тема труда в такмаках тесно связана с коллективизацией. Раз-рчбатывазмая в основном в игровых такмаках эта тема была очень популярной в то время. Основная масса крестьян, твердо уверовавшая в коммунистические к^цеи, видела в колхозах основу коммунизма -светлого, счастливого будущего. Откликаясь на призыв партии, так-1аки вдохновляли людей к объединению, к коллективному труду во имя будущего.

В этот период создано огромное количество такмаков о Советской власти, партии, комсомоле, Ленине, о пятилетке, выборах, о появлении техники на селе, принятия первой Конституции, о возведении

промышленных гигантов; строительстве метрополитена и пр. Все они носят ярко выраженный агитационно-пропагандистский характер, проникнуты мотивами гордости в связи с достигнутым, чувством благодарности партии и Советской власти, благодаря деятельности которых осуществляется все это. Отливаются эти такмаки высоким романтическим пафосом, оптимизмом. Героями такмаков этих лет выступают ударники-стахановцы, передовые колхозники, женщины-активистки, герои-коммунисты, комсомольцы. Все они наделены высокими моральными и личностными качествами. Для их характеристики в такмаких применяются яркие сравнения, удачные эпитеты, часто используются меткие слова, пословицы. Да и сам такмак, благодаря краткости, меткости высказываемой мысли, становится афористичным, похожим на пословицы. Обогащается поэтическая лексика такыака, расширяется функциональная и тематическая рамка яанра.

Таким образом, в 30-е годы такмак переживает период своего расцвета. Продолжая развивать традиции дореволюционного устно-поэтического творчества и освоив псе то прогрессивное, что было внесено новой жизнью и новым искусством; такмак выступает в зтот период как жанр-коватор, синтезирующий традиционное и новое.

4/ главной и

доминирующей темой становится тема защиты Отечества. Многие такмаки первых .дней войны освещают сборы и подготовку воинов в поход, их прощание с домом, с любимыми. Они носят характер напутствий уходящим ня фронт сыновьям, мужьям, братьям. Такмаки в то же время создают героический образ джигита, вставшего на защиту Родины, готового ради нее к народа к суровым испытаниям. "Если потребуется, и жизни не пожалеем, лишь бы разбить ненавистного врага", - таков лейтмотив многих такмаков военного времени.

В такмаках широко представлена тема единства фронта и тыла. Создавшиеся обычно в тылу и уходящие на фронт вместе с письмами, эти ..такмаки чрезвычайно разнообразны по своим мотивам и интонациям. В них раскрывается душевное благородство женщин-башкирок, чистота их нравственного облика, стойкость характера и сознание долге, например:

Кзнде? исемдэн сыкмасЬыч, Днем ты в мыслях моих будешь,

ИнерИец-кис тошемэ. Ночью ты войдешь во сны.

Герой булып гайт, бзверем. Будь героем, с орденами.

Орден тапш т-ушена. _ Возвращайся ты с войны.

Во многих тпкмаках этих лет отражена героическая борьба Красной Армии с захватчиками» В них правдиво и емко показан бессмертный подвиг советских воинов, отстоявших в тянелых боях свободу Отчизны.

В годы войны дальнейшее развитие в такмаках получает сатира. Сатирические токкаки создавали звериный образ врага-захватчика, его главаря Гитлера, раскрывали захватническую суть фааизма. Сатирическое изображение зачастую основывались на сопоставлении контра сных картин, использовании метких сравнений или выражалось неожиданной кониовкой, например:

Китомен, иркзм, китэмен, Говорят', идут бои,

Сиктэ даузар ■куп'кан, ти. В дальном пограничье.

Г'тлзр-.цучгыд мороно менен Гитлер дог звор порвал Догсворзы йырт-кэн, ти. Мордой п:,,>-'еячей.

По силе воздействия такие такмаки не уступали плакатам военного времени.

Таким образом, в годы Великой Отечественной войны .чанр такмак ; ^одолжает активно бытовать и по-своему развиваться. В этот пе-¡:;:од разрабатываются новые темы и мотивы, создаются новые образы, внедряются в лексику такмака новые слова и выражения. Особенно активизируются в эти годы сценические такмаки и такматш-г.амятки. Проникнутые героическим пафосом, чузством глубокой веры в победу над врагом народные такмаки не только правдиво и живо отобразили события военных лет, но и сыграли взнную роль в мобилизации духовны" сил народа на разгром фашизма.

5/ Послевоенные такмаки по своим основным темам и мотивам в некоторой степени напоминают такмаки первых пятилеток. Главной темой данного периода, как в 30-е годы,становится тема труда. Присоединяясь к призывам пзрткик, такмаки зовут народ совёряить новый подвиг - подвиг трудовой. Тема труда органически сливается с темой Родины. В такмаках выражается беспредельная любовь народа к своей Отчизне, мотивы радости и гордости за нее. В них советская страна уподобляется распустившемуся цветку, цветущей яблоне, сияющей звезде или яркому солнцу, например:

Ее? ватзьцин, ерен, Ьыуын, Родину свою мы любим,

Урмандары.ч Ьойэбе?. Ее луга, леса, поля.

"Бед?ец Вятан - гвл батсаЬы, Говорим: Отчизна наша Бэхет иле," - тиэбе?. С.->дом счастья расцвела.

Тема Родины, широко представленная в игровых такмаках, часто перекликается с темой борьбы за мир. Испытавший на себе тяготы войны советский народ искренно радуктся наступлению мирной жизни и возможности спокойно трудиться. Мир и созидательный труд - единственное желание и стремление совете «идей. Об этом говорится во многих такмаках.

В послевоенные годы продолжают бытовать и создаваться такмаки о партии, комсомоле, Ленине, Сталине. Теперь они могут восприниматься как нелепый анахронизм, однако не следует .забывать, что народ вложил в них свою глубокую веру и искренние чувства. Будучи творчеством пусть обманутого народа, они являются частью нашей истории, памятниками .духовной культуры горьких времен. Идеологическая направленность фольклора прошлых лет не может быть причиной их игнорирования. Поэтому .диссертант подвергает анализу и такие такмаки.

Как и в прошлые периоды, б послевоенные годы создано огромное количество такмаков о любви.' Как богата эмоциями, нюа> сама любовь, так богаты такие такмаки своими образами, мотивами, интонациями.

Послевоенные такмаки не ограничиваются разработкой и дальнейшем углублением известных тем и мотивов. В них все чаще и шире освещаются новые явления действительности, все важнейшие события народной жизни. Широко представлены в такмаках, например, тема целины, освоении космоса и пр.

В связи с глубокими переменами, происходящими в социально-политической жизни страны, прежде всего с наступлением эпохи гласности, открылись возможности для возникновения -и распространения такмаков социально-обличительного характера. В них критикуются недостатки уже не только местного, ко и общегосударственного, социально-политического характера. Народ теперь смело виракает свое отношение, взгляды на все происходящее в масштабе республики и страны, дает свою оценку деятельности руководителей различного ран га. В последнее время на молодежных вечеринках, со сцен часто звучат обличительные такмаки о перестройке, Горбачеве, Ельцине и других политических деятелях, осуждаются их поступки, ошибки.и недостатки. Гласность дала новый импульс развитию такмаков публицистического, обличительного характера.

Таким образом, послевоенные, татмаки продолжали творчески использовать и развивать отдельные темы и мотивы такмаков предыду-

цих периодов, в то же время разрабатывали новые темы, поднимали ювые проблемы, продиктованные новым временем, но тали обстоятельствами. ■

Итак, подводя итог рассматриваемой главе, следует подчеркнуть, что тякмак прошел довольно длительный, сложный эволюционный 1уть с древнейших времен до наших дней. Возникнув первоначально <пк примитивная плясовая припевка, очень ограниченный по тематике и выполняемым функциям, такмак, с течением времени видоизме-1ялся, развивался и стал в нпие время одним из самых популярных i мобильных жанров современного фольклора, отличающимся масштаб-юстью идейно-тематического содержания, функциональным разнообразием и оригинальной художественно-поэтической ЬоомоЯ.

1 ^S^-iiiL.r-ríjí^í^^lí-lí^il^íI'JíS-f^^-í^i^" состоит из. ;пух разделов: Ц Художественно-поэтические особенности жанра; V «Мелодическая структура такмака.

В первом разделе особое внимание уделяется показу новатор-1-ж элементов жанра. Отмечается, что активное восприятие жилки, ■силенное стремление к познанию мира, к переопенке ценностей, двойственные молодежи, являются основными факторами, определяющими новые для народного творчества стороны поэзии, проявившиеся т такмаках. По сравнению с другими традиционными жанрами фольклора, в такмаке особенно заметен пересмотр традиционных ценностей, Фитическое отношение к явлениям действительности, к установлением нормам. Словом, если лейтмотивом старой поэзии была "баналь-юсть" /по выражению Аничкова/, то лейтмотивом такмака является ювзе вкдекиё мирз.

Новаторство такмака обнаруживается и з особой форме примеие-гля юкорз. В отличии от старой народной поэзии, где применение омора ограничено, и он является принадлежностью лишь отдельных ч,чиров /анекдот, бытовая- сказка/, круг образов, мотивов, используемых такмакями, г. юмористическом плане гораздо шире' и ярче. Дело тоеждэ acero в том, что юмор в ташлаках впервые стал средством раскрытия жизненно ва?шых противоречий. Такую форму использования смора можно назвать приемом, обличительно-бытового изображения действительности. Шуточные такмакк с заостренной проблематикой часто ■юреходят в острую сатиру, обличающую общественные пороки. Юмор в [•акмаках обычно заключен в самой ситуации, обнаруживается'в дина-лике изображаемого факта, себития или явления. Поэтому юмористи-

■еская направленность такмаков тесно связана с определенными кон-¡озипионными приекЕИн.

В композиционном отношении такмаки весьма разнообразны. В зависимости от идейно-тематической нагг :.~нности одни га них скла дываются по монологическому принципу, другие в вопросо-ответной форме, третие - путем противопоставления, другие - при помощи художественного параллелизма. Каждая то этих композиционных форм содержит в себе определенную смысловую, интонационную нагрузку. Например, вопросо-отг;тная /диалогическая/ форма в основном используется для создания комической ситуации, монологическая форма чаще всего применяется для передачи определенных чувств лирического героя к конкретному лицу или факту действительности, при помощи опи. сательной формы характеризуется главный герой иди объект такмака, а художественный параллелизм, используемый в такмаках,усиливает выразительность образа, его психологизм.

Своеобразна лексика такмака. Здесь часто используй словосочетания, обороты, характерные для бытовой, разговорной речи. Специфический оттенок придает применение диалектизмов, варваризмов. Особенно часто встречаются слова и выражения, заимствованные из русского языка. Так образуются билингвические такмаки. Поэтическая лексика канра постоянно обновляется: каждый период развития общества налагает на тексты такмакс своеобразный отпечаток.

Для художественного раскрытия образа или ситуации в такмаках применяются разнообразные поэтические тропы. Самым употребительным из них является эпитет. Новаторство таккака в использовании эпитетов состоит в том, что в отличии от традиционных песен, где используются развернутые эпитеты, в такмаках они сжатые, конкретные. Это обусловливается краткостью самой формы такмака, требующей полновесности, четкости, конкретной значимости каздого слова.

Яркость и выразительность образа достигается путем применения различного . рода сравнений, которые являются одними из эффективных средств создания комической ситуации. Поэтому они особенно часто используются в айтышах и сатирических сценических такмаках.

Из поэтических фигур наиболее употребительны гротеск, литота, олицетворение, поэтические повторы. Каздая из них усиливает эмоциональное звучание такмака, его образность.

В отличие от традиционных протяжных песен, такмаки по своей ритмической структуре относятся к кратким формам песенной поэзии. Краткость формы обусловлена й ритмической структурой плясовых на-

пер.эп, на которых основывается текст такмака. Токг/акн в основном строятся на ссмксложшй ритмике /8-7-8-7/. Кроме того, в зависимости от ритмики использованной мелодии, могут принять и другие формы. Например, часто встречаются тексты, сложенные по схеме 4_7_3_7J 5_7_8_7, 7-7-8-7 и другие. Словом, ритмическая структура такмзков весьма разнообразна, и каядая форма, в своя очередь, обогащает их интонационное звучание.

Одним из основных художественно-поэтических средств, придающих тглгматсам гармоническое звучание, эмоциональность и изящество, является рифма. В такмаках ни находим поразительные способы созвучности строк, богатые примеры рифмовки. Большинство текстов построены на конечной перекрестной рифме, при которой созвучны последние сл")пя второй и четвертой строк /ВАСЛ/. Кроме того, такмаки очень часто используют и форму рубаги, при которой рифмуются г?ер-' воя, вторая и четвертая строки /АЛВА/. В то же время молено найти примеры полной перекрестной рифмы, когда между собой созвучны первая и третья, вторая и четвертая строки /ABAß/. В некоторых случаях сходное звучание получают концовки всех четырех строк, возникает так называемая сквозная рифма /ЛААА/. Наряду с простыми рифмами, такмаки используют и сложные рифмы,"состоящие из нескольких слов, а таюте начальную и внутренн.ую форму созвучности строк. Нередко применяются такие поэтические приемы как редиф, градация, анафора, алитераиия и пр. Следует сказать, что рифма в такмаках не просто элемент звукозаппск: она п то aw лсемя важное средство повышения эмоционг.лыш-интонооиокного звучания, помогающее ярче выразить основную идею произведения, придающее композиционную стройность поэтической речи.

Во втором разделе донной главы краткому анализу подвергается музыкальная сторона такмака. В такмаках связь поэтического текста Л основном осуществляется по принципу "слог-звук" , т.е. каждый слог любого слова выражается ОДЬ'Ж музыкальным звуком. Для няпелов такмака не характерны мелизмы, сложные- _.,.чамекты, кок это наблюдается в протяжных пеейях. В отличие от традиционных лирических песен, в мелодиях такмака заметны смелые отходи от старых пятиступенчатых ладов в сторону звуков, характерных для русской .диатоники. Структура большинства мелодий, под которых исполняется тякм:нг, квадратная, гара-nepeoдивная. Диолозон невелик, обычно не прегы-пает октаву. Это облегчает массовое, хоровое исполнение.

Глкг.1 збгляоч, тмкмати богаты и разнообразим не только в функ-

ционяльном и идейно-тематическом отношениях, но и по споим художественно-поэтическим и музыкальным особенностям. Используя богатый набор поэтических и музыкальных средств выразительности, так-мак создает свой особый мир образов и мотивов, который привлекает своей красоток и необычностью.

В заключении излг^гаются краткие выводы исследования.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Особенности развития жанра такмак // Учитель Башкирии, 1963. -/£7. - С.50-54. /па банк, яз./

2. Проблемы изучения башкирских такмаков // Источниковедение башкирской филологии. - Уфа, изц.БигЛН, 1984. - С.02 /тезисы/

3. Башкирский фронтовой фольклор // Агздель, 1935. С.123-127. /на башк. яз./

4. Башкирский такмак // Лги.дель, ХЭШ. -/'52. - С. 136-142.

• -5. Такмаки первых пятилеток // Башкирский фольклор: Исследования последних лет. - Уфа, БМН СССР, 1936 - С.55-66.

6. Образ В.И.Ленина в башкирском песенном творчестве // Источники по истории и культура Башкирии. - Уфа, Б^АН СССР, 1966. -С.125-129.

7. Роль фольклора в системе нравственного воспитания // Учитель Башкирии. 193?. - /1*12. - С. 54-56.

8. Классификация жанра такмак // Вопросы Башкирской литерату-

_ Т1ПЧГ Г г*1 « / " ' /

ри. — л^м, ш.7, хгги. — и, он »и. /ку оулк. яз./

9. К происхождению жанра такмак // Башкирский фольклор: исследования и материалы.-Уфа, 1992. - С.76-82.

10.Фольклор в .духовной культуре горожан /•/ Вопроси эннографиа городского населения Башкортостана. - Уфа, БШ, 1992. - С.131-141.

11.Современный песенный фольклор банкирского народа // Исторический опыт развития духовной культуры Башкортостана. - Уфа, БШ. 1992. - С. 171-174.

12.Бери гармонь, пропой такмак.../монография о жанре такмак. .Но бапгк. яз./ - Уфа, 1993. -'0.170.