автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Белорусская одноактная драматургия 20-30-х годов
Полный текст автореферата диссертации по теме "Белорусская одноактная драматургия 20-30-х годов"
АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ИНСТИТУТ ЛИТЕРАТУРЫ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ
На правах рукописи
ЯЦУХНО Виктор Иванович
БЕЛОРУССКАЯ ОДНОАКТНАЯ ДРАМАТУРГИЯ 20-30-х ГОДОВ
Специальность: 10.01.1)2 — литература народов СССР (советского периода)
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Минск 1992
Работа выполнена в Институте литературы имени Янки Купали АН Беларуси.
Научный руководитель: кандидат филологических наук
Лавшук С. С.
Официальные оппоненты: доктор филологических наук,
профессор Лысенко С. А.,
кандидат филологических наук, доцент Садовничий Э- В.
Ведущее научное учреждение: Мозырский государственный
пединститут имени Н. К. Крупской.
Защита состоится . 1992 г. в часов на заседании специализированного совета Д. 006.16.01 при Институте литературы имени Янки Куиалы АНБ (220072, Минск, проспект Ф. Скорины, 66).
С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке имени Якуба Коласа АН Беларуси.
Автореферат разослан «
1992 г.
Ученый секретарь специализированного совета
ДЛЦмь
М. И. Мушинский
© Институт литературы Академии наук Беларуси, 1992
Общая характеристика рас!отн
Актуальность исследования. Белорусское литературоведение располагает рядом весьма основательных работ по вопросам развития национальной драматургии. Прослежен практически весь пройденный ею путь от зарождения и до наших дней, ра смотрены эволюция и функционирование основных жанров, неплохо изучено творчество наиболее крупных авторов. Началось новое прочтение пьео белорусских советских драматургов. Происходит переоценка, переосмысление многих процессов, например, периода гражданской войны, коллективизации. Нагт-цо заметное обострение интереса к драматургическому наследию прошлого. И как производное от этого процесса наблюдается стремление ученых к созданию действительно научной, объективной и по возможности полной картины развития национальной драматургии. При решении этой, весьма непростой задачи очень важно, чтобы из поля зрения ио-оледователой не выпала ни одна пьеса, не был бн обойден вниманием какой-либо жанр, а тем более целая область драматургии, как до этого, например, обстояло дело с произведениями малой драматургической формы в белоруоокой литературе. Из пяти о лишним сотен одноактных пьео критико-литературного рассмотрения и анализа, причем, не всегда об стояч' ольного, удостоились лишь шесть-семь. деоятков произведений. В работах же историко-литературного характера их фигурирует не Зольше двадцати.
С начала 30-х годов, а то и раньше, в советской литературной зреде начало укрепляться мнение: художеотвенно-изобразительные возможности одноактной пьесы оилыю ограничены из-за ее размеров, важная и опьезиая проблематика ой не под силу; к написанию "манта" чьво несолидно обращаться именитым авторам, ибо это удел начинающих 1ли несостоявшихся драматургов; основным и едва ли не единственным тоническим потребителем одноактных произведений является театраль-гая самодеятельность. Такого характера взгляды и установки со вре-генем привели к тому, что молол драматургическая форма оказалась на ¡алокой периферии литературно-художественной жизни. Сшй одноактные ;ьеон, естественно, продолжали создаваться и их общее количество, ричем, только опубликованы*, доотигло, как уже отмечалось, полты-ячи. Мч очитаем, что давно назрела необходимость подвергнуть лх бъектявному иоторико-литвратурному анализу и таким образом вклю-ить в широкий научный и культурный обиход. Пусть даже среди има-нх" пьео немало сорюс, примитивных, неоопяршанннх, а то и вообще попомощннх произведений,.они вое равно требуют овоаго анализа и
определенной идейно-эстетической оценки — как каждая пьеса в отдельности, так и вся эта разновидность в контексте общего драматургического процесса. Во-первых, любой вид литературы, любой ее жанр, пусть самый легковесный о точки зрения мэтров, имеет право на исследование, на выявление в нем определенных внутривидовых: и внутри-жанровых закономерностей, уяснение места и роли в родовом и общелитературном процессах. Во-вторых, без "малых" пьес, и особенно без одноактных произведений Ф.Алехновича, В. Голубка, М. Горецкого, В. Дунина-Мартинкевича, Я. Коласа, Я. Купалы, В. Ластовского, А.Ма-каенка, Г. Марчука, А. Махнача, Л. Родевича, нельзя представить белорусскую драматургию.
Так или иначе, а белорусская "малая" драматургия требует основательного систематизированного рассмотрения и анализа. Одноактные пьесы необходимо о учетом специфики малой драматургической формы "вписать" в общенациональный литературный процесс. Это является одной из важных задач, стоящих перед белорусским литературоведением, и таким образом определяет актуальность избранной темы.
Объектом,исследования в диссертации стали одноактные произведения, созданные белорусскими драматургами в 20—30-е годы, а точнее с 1917-го по 1941-й годы. Выбор данного периода неслучаен. Он выступает в качестве очень важного этапа в общем процессе развития и функционирования малой драматургической формы в белорусской литературе, является во многих отношениях характерным и показательным, в том числе и дяя уяснения ее дальнейших судеб.
Основной целью и задачами исследования является рассмотрение и анализ произведений белорусской одноактной драматургии 20-30-х годов в контексте общенационального драматургического процесса своего времени, выявление и осмысление особенностей функционирования малой драматургической формы в данном процессе. В центре внимания находятся содержательное и проблемное наполнение конфликтов одноактных пьес, специфика эстетического выявления этих конфликтов, особенности драматургического воплощения индивидуальных характеров. Подчеркивается такое качество идейного содержания и проблематики некоторых "малых" пьес, как непреходящая актуальность. По мере необходимости приводятся факты, связанные с творческой историей, литературной и сценической судьбой произведений. Это позволяет более полно и точно определить место и роль од эактной драматургии в истории национального драматургического искусства, в культурной жизни белорусов.
Ь^тодологичеркой основой диссертации являются теоретические
труды и работы историко-литературного характера русских, белорусских, украинских, азербайджанских, таджикских ученых. Довольно широко использовался литературно-критический материал (рецензии, отклики на постановки одноактных пьес и т. п.), почерпнутый из периодики 20—30-х годов. В той или иной мере привлекались сведения из истории белорусского.и русского театрального искусства.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые в белорусском литературоведении предпринята попытка систематизированного рассмотрения произведений малой драматургической форма и включения в литературный процесс 20—30-х годов.
Практическая значимость. Данное исследование существенно расширяет представления о драматургии 20—30-х годов. Впервые вводятся в научный обиход малоизвестные или вообще неизвестные пьесы. Фактический материал, основные положения й выводы диссертации могут быть использованы при чтении лекций перед студентами, проведении спецкурсов и спецсеминаров» написании дипломных и курсовых работ.
Апробация работы. ДиооерТаций была обсуждена й одобрена на заседании отдела современной белорусской литературы и критию* Института литературы им. Я. Кулалы АН Беларуси й на заседании кафедры белорусской литературы Гомельского государственного университета им. Ф.Скорины.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения л списка использованной литературы.
Содержание диссертации
Во введении обосновывается выбор темы и ее актуальность, формулируются цели и задачи исследования, излагаются его теоретико-методологические основы. Обращается внимание на специфику малой драматургической формы, прослеживаются основные этапы ее развития в белорусской литературе. Сделан краткий обзор основных-литературоведческих работ по данной научной проблеме. Дается история исследования вопроса, приводятся причины — внутренние и внешние — мало-изученности проблемы. Здесь же автор диссертации полемизирует со ставшими уже традиционными взглядами на одноактную пьесу как на нечто второсортное, которое не заслуживает внимания писателей, критиков, ученых, представителей театра. Также оспаривается довольно распространенное и устоявшееся мнение о якобы имеющем место очень низком художественном уровне всех без исключения белорусских одноактных пьес и по этой причине будто бы вообще не отыгрывающих никакой роли в истории национальной драматургии и, естественно, не нуж-
дающихся в рассмотрении и анализе.
Первая глава работы ("Поиски одноактной драматургии в комедийных жанрах") посвящена рассмотрению "малшс" комедий 20—30-х годов.
Комедийное и мелодраматическое начала, которые явно преобладали над остальными в белорусской драматургии первых послереволюционных лет и начала 20-х годов, наиболее ярко воплотили в своем творчестве, и особенно в одноактных пьесах, В. Голубок и Л. Родевич.
В. Голубку принадлежат одноактные комедии "Забылся подпоясаться" (1917), "Пиоаревы именины" (1917), "Суд" (1920), "Бабы-лиходейки" (первая Головина 1920-х годов). Тексты первой и последней пьес не сохранились, но на основании веоьма скудных данных, почерпнутых лз периодики того времени, можно сделать заключение, что комедийно-сатирический пафоо этих произведений направлен на высмеивание недостатков морально-этического плана у представителей религиозного культа. "Писаревы именины" и "Суд" — также пьесы остросатиричес-кив. Конфликт "Писаревых именин" зиждатоя на несоответствии между внешней, напускной интеллигентностью персонажей и их внутренней душевной пустотой, никчемностью и распущенностью. В определенной мере это также характерно и для пьесы "Суд". Однако в отличие от "Писаревых именик" здесь присутствуют две противоположные конфликтные силы: с одной стороны, волостные чиновники и господа, а о другой — обыкновенные крестьяне. Сам конфликт носит характер внешнего столкновения, однако вместе о тем "подовечен" острыми социально-имущественными противоречиями, которые существуют между представителями сторон, что вступили в противоборство. Обрисовка образов в обоих произведениях в принципе одинакова. Она основывается на весьма плодотворном авторском использований двух разновидностей комического: элементарно-комического и социально-комического. Первое, согласко Д. Николаеву*, связано преимущественно с частными недостатками в облике и поведении.какой-либо личности (аномалии жестов, движения, внешности и т. п.). Оно почти не затрагивает внутренней сущности характеров, природы явлений или объектов, обусловленности их определенными социальными условиями и причинами. Это является задачей социально-комического, которое отражает несоответствие между внешним и внутренним не столько отдельного индивида, сколько определенной общественной группы и наряду с этическим носит еще и политический характер. Элементарно-комическое и социально-комическое в "Пи-
г См.: Николаев Д. П. Смэх — оружие сатира. М.: Искусство, 1963. С. 110.
саревых именинах" и "Суде" очень тесно переплетены, взаимосвязаны и взаимообусловлены.
В начала 1960-х годов била отыскана еще одна "малая" комедия В. Голубка — "Липовичок", созданная драматургом в 1928—1929-х годах. Самая отличительная черта этой, очевидно неоконченной вещи автора — тесная связь с фольклором.
Л. Родевич вошел в историю белорусской драматургии благодаря прежде всего собственным водевилям "Озадаченный Савка" (1918), "Конский портрет" (1920) и "Посланец" (1921). Вообще-то эти произведения являются "легкими" бытовыми юмористическими комедиями. Они основываются на использовании элементов и традиций народного театра, "народной с маховой культуры" (М. Бахтин) и в связи с этим владеют большой притягательной силой. Особенностями сюжета, композиции, конфликтов и характеров произведений такого рода является то, что на первый план в них выступают не драматургическая напряженность, не глубина конфликта (его специфика здеоь заключается в том, что имеет место во многом воображенное, "несерьезное" и преимущественно внешнее столкновение с почти обязательным примирением в финале противоборствующих сил), на психологическое выявление характеров, а острая, занимательная интрига, комизм ситуаций и положений. Такие комедии предназначены в первута очередь для того, чтобы позабавить публику, дать ей возможность от души посмеяться. Достигается это умением автора подбирать соответствующие оитуации, строить динамичные, лаконичные,и точные диалоги, языковым обыгрыванием, широким употреблением бытовой, иногда грубоватой народной лексики, народных фразеологизмов. Смех в таких произведениях носит безобидный, добродушный характер.
Пьесами "Озадаченный Савка", "Конский портрет" и "Посланец" не исчерпывается "малая" комедиография Л. Родевича. В частности одним из весьма своеобразных произведений белорусской литературы 20—30-х годов в плане затрагиваемой тематики и.проблематики является комедия (фацегия, согласно авторскому определению) с необычным названием "П.С.Х." (1923). Под сатирический прицел попал в ней образ нерадивого и бестолкового деревьнского коммуниста-активиста, забросившего свое хозяйство из-за участия в бесчисленных собраниях и митинга*. Еще более безжалостен Л. Родевич по отношению к таким персонажам пьесы, как Красноармеец и Китаец. Бабник, пьяница и гуляка, Красноармеец не имеет даже малайшего понятия о белорусах как о самостоятельном народе со своим собственным языком, оригинальной . культурой, обычаями и т. д. Едва ли .не каждого он принимает за бур-
жуя и тут же со своим подручным Китайцем готов расстрелять этого человека.
Осуждение социальной несправедливости вкупе с мощным патриотическим пафосом, использование аллегорий, условностей, мотивов и элементов рождественских праздников характерно для пьесы Л. Родеви-ча "На Рождество" (1922).
Значительное место в драматургии 20—30-х годов принадлежит и пьесам Ф. Алехновича. В одноактной шутке "Черт и баба" (1918) драматург мастерски обработал широко известный интернациональный сюжет в одном из его белорусских вариантов. В то же время Ф. Алехнович, создав пьесу "Помолвка Павлинки" (1921), не совсем удачно "дописал" известную купаловскую комедию, так как обесценил саму сущность драматической борьбы, которая во многом определяла идейную направленность "Павлинки".
Общая картина развития белорусской драматургии 20—30-х годов также будет выглядеть неполной без пьео А. Гаруна, литературные судьбы которых очен» близки к судьбам произведений Ф. Алехновича. Одна из лучших пьес А. Гаруна —.одноактная шутка-сказка "Удивительный Лапоть" (1920). Главным действующим лицом выступает в ней Лапоть-отопок —натура весьма своеобразная, импульсивная, с характером и в то же время сочувственно-доброжелательная, искренняя и непосредственная. Еще одной, очень интересной особенностью этой комедии является то, что автор правдиво отобразил в ней, несмотря на шутливость и сказочность, некоторые «менты послереволюционной действительности. В целом удачной получилась у А. Гаруна пьеска для детей "Выдержал характер" (1920).
Вместе с возвращением' широкому читателю и зрителю ; ойзведений тех писателей, которые были не'по нраву авторитарно-бюрократической системе, например, Ф. Алехновит и А. Гаруна, также есть необходимость в более интенсивном включении в общенациональный литературный фонд произведений западнобелорусских авторов, всестороннем и объективном их изучении, введении в научный и культурный обиход, в духовный и интеллектуальный потенциал нации.
Западяобелорусская "малая" комедиография предстьлпена сравнительно небольшим количеством произведений. Не очень широк и круг проблем, затрагиваемых в них. Используя фарсовые приемы, А. Василевский в пьесе "Чем бы ни лечился, лишь бы вылечился..." (1924) высмеял такие отрицательные черты в характерах некоторых людей, нчк лень и вранье. На реалцях западнобелорусской действительности при использовании фольклорных мотивов базируется сюжет комедии М. Маша-
ры "Черт из подпечка" (1935). Этому произведению не достает динамизма в развертывании и протекании действия. Нравы и методы работы некоторых представителей западнобелорусской провинциальной печати подвержены осмеянию в фарсе Ф. Рутковского "Убийство в доме № 37" (1936) — произведении очень сценичном, с интригой и хорошо разработанными характерами. Я. Башкир в пьесе "Кружок" (Т926) акцентирует внимание на такой проблеме, как необходимость образования и просвещения кителей деревни, и в'первую очередь ее женской половины. Особенно важно, с итает автор, внести ростки национального самосознания. Данная комедия некоторыми особенностями своего содержания и формы близка к агитпьесам.
Агит пьесы — небольшие, в основном одноактные произведения, предназначенные преимущественно для постановки на самодеятельной сцене, — составляют в количественном отношении значительную часть белорусского драматургического наследия 20—30-х годов. Благодаря таким своим качествам, как возможность быстро и.оперативно откликаться на саше актуальные вопросы времени, доступность для восприятия, причем, даже самому неискушенному в театральном деле зрителю, несложность постановочного момента, агитпьесы стали одним из самых распространенных жанров советской драматургии и театра 20-х годов. И хотя они в силу своей специфики нередко характеризуются низким художественным уровнем, рассмотрения и оценки все-таки требуют. Без учета этих произведений вряд ли можно составить полное представление об общей картине развития драматургии' 20—30-х годов.
Тематика белорусских агитпьес, ориентированных в основном на крестьянскую аудиторию, была разнообразной. Так, шутка Ю. Лявонного "Неожиданное" (Г926) агитирует за новое и передовое в быту, за использование достижений научно-технического прогресса. На необходимость изживания знахарства обращает внимание А. Гаротный в пьесе "Лекари и лекарства" (1925). Этот же автор в произведении "Два жениха" (1925) пропагандирует новые взгляды на брак, на взаимоотношения между влюбленными, на право девушки самой выбирать себе спутника жизни. "Пьесы "Лекари и лекарства" и "Два жениха", — весьма резонно замечает А. Семенович, — напйсаны в комедийном плане, но назвать их комедиями-в полном смысле этого слова нельзя, ибо здесь нет комедийных характеров. То же самое можно сказать и в отношении сатиричности названых произведений, хотя отдельные сатирические элементы кое-где заметны"1. Выводы исследователя касаются большинства белорусских
1 Семянов!ч А. А. Беларуспая савецкая драматург 1я. 19Г7—1932.' Ми.: Навука 1 тэхн!ка, Т968." С. 94.
агитпьес, написаных в комедийном плане. Антирелигиозная проблематика характеризует такие агитпьесы, как "Когда дьяк говорит правду" (1924) А. Вольного, "Дожинки" (1924) М. Чарота, "Поросенок" (1926) А. и Е. Савич, "В месте поломнйчеотва" (Г928) В. Сташевского. Довольно широко использует М. Мицкевич условности в стихотворной шутке "Почему Янка в коммуну пошел" (1924).
Своеобразными и оригинальными в системе агитпьео являются так называемые агропьесы —произведения, направленные на популяризацию сельскохозяйственных знаний ореди креотьян. К ним относятся "У агронома" (1924) А. Вольного, "Суд над трехполкой" (1925) Н. Улицына, "Наш праздник" (1926) А. Добровольского.
С конца 20-х годов агитпьесы, как и другие жанры, стали наполняться новой проблематикой, связанной с начатой в стране коллективизацией. Одноактных произведений комедийной направленности о вопросами коллективизации в центре среди агитпьео нет. Правда, чуточку близка к ним комедия М. Мицкевича "Каманина" (1930). Упомянутая тематика нашла в ней сравнительно неплохое воплощение. В то же время настоящего и высокохудожественного драматургического произведения, к сожалению, не получилооь. Автор попробовал охватить-, да еще в "малой" пьесе, множество вопросов, не выделив при атом одной, конкретной и определенной, скрепленной соответствующим конфликтом, сюжетно-компоаипионной линии.
Агитпьесы были преходящим явлением в советском театрально-драматургическом искусстве. Социологические схемы,-лежащие в их основе, оказались не в состоянии вместить всего богатства тем, идей, конфликтов, которые порождала действительность. Лозунговая декларативность, однолинейные, лишенные психологической глубины образы, простые и примитивные, в плане элементарной ошибки двух начал или пози-. ций, а не сложной борьбы индивидуальностей конфликты, шаблонные ситуации — все это не могло по-настоящему удовлетворить растущие эстетические запросы зрителей и читателей. Нужна была 9быкновенная классическая драматургия во всем разнообразии ее форм и жанров. В том числе и комедийная, несмотря на наличие мощной сатирической струи у большинства агитпьес. Такая драматургия, естественно, существовала и.во время господства агитпьес, будучи слегка потесненной ими, отодвинутой на задний план. Из "малых" комедий это были ттьэсы.Е. Мирошча и К. Чорного. В 30-е же годы наряду с Е. Мирови-чем, продолжавшим создавать одноактные сатирические произведения, несколько "малых" комедий написал также Б. Гузаревич.
К. Чорный в своем первом драматургическом произведении — сце-
не-сатире, согласно авторскому определению, под названием "Не пиши черт знает как" (Т928) — подверг критике чрезмерную раздутость штатов, бюрократизм, завистливость. Писатель довольно хорошо обрисовал некоторых типичных представителей канцелярской "братии", подметив наиболее яркие и характерные черты в их внешнем облике и поведении.
Тексты одноактных комедий Е. Мировича (среди них были и скетчи), к сожалению, не сохранились. О комедиях же Б. Гузаревича необходимо сказать следующее. В пьесе "Консилиум" (1938) он высмеял чрезмерно хлопотливых родителей, которые в то же время не могут организовать настоящее воспитание своих детей. Для этой комедии хат рактерна своеобразная-смеховая полифония. Наряду с едкими сатирическими насмешками здесь соседствуют юмор и легкая ирония. Во второй одноактной пьесе Б. Гузаревича — лирической комедии "Ошибка" (1938), в основу сюжета которой положены недоразумения, возникшие в связи с омонимичными фамилиями, — сатиричесг.л сфера вообще отсутствует. Это закономерно, ибо конфликт в лирической комедии, как правило, не очень острый, а среди персонажей нет значительной поляризации. Объектом смеха в лирической комедии выступают несущественные, вторичные, легксисправимае недостатки, издержки духовного роста людей.
Таким образом, подавляющим большинством овоих произведений белорусская "малая" комедия 20—30-х годов засвидетельствовала плодотворность осуществляемых ею поисков по обнаружению новых источников и объектов смеха, разработке интересных художественных конфликтов и выявлению типических образов-характеров, созданию оригинальных жанровых форм. Одноактные пьесы не только значительно пополнили национальную комедиографию в количественном отношении, но и существенно обогатили ее качественно.
§2_®то20й_главе диссертации ("Проблема конфликта и характера в-жанре драмы") анализируются белорусские одноактные драмы 20—30-х годов.
Наиболее значительные достижения "малой" драмы 20—30-х годов связаны с произведениями М. Горецкого и Л. Родевича.
Стремление к сжатости, лаконичности, умение в малом вместить большое — одна из характерных особенностей творчества М. Горецкого. Особенно наглядно это проявилось в его драматических миниатюрах ("вбразках"). Тематика одноактных пьес М. Горецкого разная. Вместо с тем эти произведения объединены одной особенностью: сосредоточением внимания на очень важных; и актуальных вопросах. В том
числе и на тех, которые пряш или косвенно касаются обеспечения нормальной национальной жизнедеятельности белорусов, осознания ими себя полноценным народом, знающим и любящим свой материнский язык, свою историю и культуру, готовым в случае необходимости сплотиться и постоять за себя.
Одним из наиболее типичных образов "иванов, не помнящих родства", является главный герой миниатюры "Мутэрка" (1920) — домашний учитель Данила Пахомович Мутэрка. Раскрывая особенности взглядов на жизнь, черты характера и вообще сущность натуры этого "интеллигента", М. Горецкий не жалёет сатирических красок.
Обличительным пафосом, особенностью и характером противоречий, питающих конфликт произведения, очень близка к пьесе "Мутэрка" миниатюра "Скорбная комедия" (Г922). В этом глубоко проблемном произведении о месте и роли интеллигенции в освободительной борьбе и национально-возрожденческой деятельности М. Горецкий "маотерски рисует портреты разного рода политических демагогов и приспоообленцев, раскрывает ах моральное банкротство"1. Такими персонажами в "Скорбной комедии" являются Председатель национального комитета и Литератор.
Вместе с Мутэрками, Председателями национальных комитетов, Литераторами, иными "интеллигентами" М. Горецкий гневно клеймит и тех, кто,пожив чуточку в городе, науки и культуры особенной не приобрел, но уже с высокомерием стал относиться ко всему деревенскому. Именно таким типом является Микола Муха — центральный персонаж миниатюры "Светский человек" (1922).
"Светский человек" и "Скорбная комедия" принадлежат к так называемому двинскому, циклу произведений М. Горецкого, который датируется 1922 годом. Кроме них сюда также входят такие "малые" пьесы, как "Солдат и его жена", "Не одной веры", "¡.аменотес" и "Шутливый Писаревич". "Тематически миниатюры очень разные, — отмечает С.Лав-шук, — однако их объединяет общая напряженная гуманистическая авторская мысль о необходимости усовершенствования человеческой природы, о надобности утверждения более умных, справедливых взаимоотношений между людьми"5*.
Бедность, нужда, несправедливость, отягощенные войной, а также
* Мушинский М. Комментарий к кн.: Гарзцк! М. 36; тв.: У 4 т. Мн.: Мастацкая л!тпратура, 1985. С. 370.
Ла?шук С. С. Стана$леяне беларускай савецкай драматурги (20-я — пач. 30-х гг.). Мн.: Нарука ! тэхн!ка, 1984. С. 73.
крестьянская темнота, забитость, необразованность являются основным источником конфликтных противоречий и виновниками отображенной в пьесе "Солдат и его жена" человеческой драмы.
Жертвами религиозного фанатизма стали герои миниатюры "Не одной веры". Причем, люди одной национальности. М. Горецкий обратил внимание на очень важную и непреходящу проблему. Возникшее с помощью религии расчленение единого народа на две части в результате притязаний восточного и западного соседей на белорусские земли в той или иной мере дает о себе знать и поныне. И даже приобрело в последнее время особую остроту.
Одной из особенностей двинского цикла стали поиски автора в создании нового для того времени образа — рабочего. Это проявилось в уже упомянутой вше "Скорбной комедии", а также в миниатюре "Каменотес".
Самым объемным одноактным произведением двинского цикла является "Шутливый Писаревич". Но не только в этом его отличие от других пьео, В "Шутливом Шсаревиче" М. Горецкий сосредоточил внимание на проблематике, которая до настоящего времени не нашла в белорусской литературе должного отображения, хотя беженство постоянно напоминает белорусам о себе. Последняя, Чернобыльская беда — этому подтверждение. Муки, переживания, невзгоды и злоключения, которые пришлось вынести в беженства белорусам, и в частности Писаре-вичу с семьей, тоска этих людей по Родине, по нормальной человеческой жизни при односменном стремлении большинства из них оставаться в любых обстоятельствах самими собой, не падать -духом, идти Há-перекор жестоко! судьбе — все это составляет идейно-тематическую и коллизийную основу "Шутливого ПисаревйЧа". Автор создал в произведении очень яркий, неповторимый и психологически достоверный образ терпеливого мученика-белоруса, который дает не только своим современникам, но и их потомкам настоящий урок моральности, духовного величия и благородства.. Пьеса "Шутливый Писаревич" характеризуется .своеобразным в композиционном отношении конфликтом, который условно можно назвать "чеховским". Для белорусской драматургии 20-х годов такой тип конфликта явился во многом новаторским.' Автор почти полностью перенес драматическое столкновение из рамок традиционного "межличностного" конфликта во внутренний, в драму одного характера. Писаревичу противостоит на какая-то конкретная личность или группа •людей, а надличностные, объективные по своей сущности и природе обстоятельства. Именно они выступалт в произведении в качестве противоположной конфликтной силы, выполняя одновременно свои собственные
функции и функции действугацего лица. Обстоятельства являются здесь самостоятельным звеном драматургического конфликта. Важно также и то, что жестокая действительность не формирует характер Писаревича, а только "высвечивает" его уже ранее сложившиеся, наиболее яркие, отличительные черты и качества.
Одноактные драмы Л. Родевича по значительности проблематики и глубине затрагиваемых противоречий практически не уступали пьесам М. Горецкого.
Своеобразным тематическим продолжением дореволюционных много- ■ актных пьео "Обиженные" и "Заблудшие" стали мелодрамы-миниатюры "Заблудшие", "Колыбельная" и "На пути к солнцу", созданные в 1920 году. Во всех трех пьесках действительность обрисована преимущественно темными красками вкупе с трагической развязкой действия. Героями этих произведений являются люди забитые, безвольные и инертные, способные лишь на определенные рефлексии, не говоря уже о решительных действиях, направленных на избавление от беспросветности жизни. Хронологически и общей тональностью (в том числе и трагическим финалом) к миниатюрам "Заблудшие", "Колыбельная" и "На пути к солнцу" примыкает одноактная пьеса "В кузнецовой хате".
Во время гражданской войны и иноземной интервенции, когда враги-чужаки опять хозяйничали в Белоруссии и она в который раз оказалась заложницей чьих-то политических интересов и амЗициЯ, Л. Родевича как настоящего патриота, сына своей земли очень волновали следующие вопросы: почему такая горькая судьба Отечества, что с ним будет дальше и что надо делать для освобождения и возрождения родимой зешш; какова роль интеллигенции, и в первую очередь творческой, в деле спасения и возрождения Родины. Все они стали смысловым центром и организующим началом конфликтной системы пьесы "Сказ о гуслях" (1920). В связи с целым рядом затронутых в этом произведении проблем конфликт его многослоен. Центральйая же линия драматической борьбы развертывается вокрут вопроса о роли и месте художника, искусства в целом в общественно-исторической жизни народа.
Со "Сказом о гуслях" некоторыми моментами своей проблематики перекликается драма "Рассвет" (1922). Можно также говорить об определенном дополнении к общему пафосу "Сказа о гуслях", а где-то и о его развитии в пьрсе "Рассвет". Главным конфликтообразущим моментом выступает в этой драма вопрос о необходимости установления мирп и спокойствия на родной земле и шире — обретения национальной независимости. В той или иной мере данная проблема волнуот каждого из героев, заставляет переживать, "мучатьсл" ею. Таким образом, конф-
ликт драмы "Рассвет" можно считать глубоко внутренним и психологически наполненным. Такого же характера и свойства конфликт миниатюры "На реке зимой" ("Г920). Однако его проблемное наполнение иное — морально-этическое. Данное произведение Л. Родевича весьма интересно своей формой. В нем автор умело синтезировал (кстати, в определенной мере это также характерно и для "Сказа о гуслях") драматургические и прозаические элементы и начала.
Миниатюру Л. Родевича "Кузнецы" (1924), близкую некоторыми своими чертами к агитпьесам, характеризует революционно-освободительный пафос. Интересно, что в других западнобелорусских'одноакт-ннх драмах ("Кузнецы" и "Рассвет" можно с полным правом относить к западнобелорусским произведениям, так как во время их создания писатель находился в Вильно) штивы революционно-освободительной борьбы и острой социальной напряженности практически отсутствуют. Вместе с тем отображение социально-имущественного расслоения имеет место. Весьма з шлет но это, например в детской пьесе Молодого Дедка "Елка Деда Мороза" (Т927). Присутствуют в западнобелорусских одноактных драмах и национально-возрожденческие мотивы. Так, в дилогии И. Рущанца, в которую входят пьесы "Первые ласточки" (193Г) и "Звезда-идея" (1933), они являются ведущим пафосом. Мысли, 'стремления, действия юношей и девушек — героев этой дилогии,направленные на возрождение родного языка, культуры и вообще нормальной национальной жизнедеятельности, наталкиваются не только на преграды, чинимые польскими властями, но и на определенную национальную индифферентность, а то и нигилизм самих белорусов. Такова'содержательная сущность конфликта данной дилогии, произведения которой в связи с осо-' беиностями их художественной формы можно отнести к так называемым драмам для чтения, имеющим полное право на существование в литературе. Кстати, "Первые ласточки" и "Звезда-идея" — не единственные произведения такого рода в западнобелорусской-драматургии. Драмой для чтения является также и религиозно-просветительского характера и направленности пьеса В. Отважного "Батлейка" (1932).
Западнобелорусская и связанная с ней проблематика также нашла отражение в пьесах белорусских советских драматургов. В том числе и в одноактных произведениях: в драмах "Панское право" (1920) И. Вира, "Белый венок" (1921) В. Голубка, "Мессия" (Т939) М. Ильинского, "Клад" (1940) И. Гурского.
Коллизии морально-этического плана пьесы "Белый венок" (первоначально она именовалась "Окровавленная подать"), которая, как считает А. Атрощенко, является самой типичной мелодрамой известного бб-
лорусского драматурга и организатора театрального дела в республике1, возникли в основном на почве социальных противоречий. Конфликт в этом произведении принял глубоко внутренний харяктер. Главный герой пьесы — крестьянин-арендатор Гарасим — долго борется с самим собой, прежде чем решиться на преступление, задуманное женой. В принципе внутренний и основан на борьбе в сознании крестьян между боязнью, нерешительностью и желанном дать в конце концов отпор зарвавшемуся князю конфликт пьесы "Панское право" И. Вира, хотя в произведении имеют место внешние столкновения — стычки обозленных мужиков с хозяином имения и его дворней, а также полицией.
Весьма слабыми в художественном отношении и примитивными по содержании являются пьесы "Мессия" М. Ильинского и "Клад" И. Гур-ского. Как, впрочем, и целый ряд одноактных драм на тему "вредительства", "шпионства", классовой и политической "бдительности". Это пьесы "На страже" (1938) И. Гурского, "Хата с краю" (1939) Я. Мавра, "Бешеная рысь" (1939) М. Последовича, "Около лисьей норы" (1940) Ф. Ольшевской. Некоторым образом выделяется среди них благодаря писательскому таланту и дарованию "Базылевичева семья" (1938) К. Чорного. Низкий художественный уровень в силу самых разных причин свойственен также пьесам "На следующий день" (1926), "Беспризорные" (1927) и "Во мраке" (1927) В. Сташевского, "Старое и новое" (1929) А. Титовой, "Большевистская весна" (1930) и "На Кресах Восточных" (1932) И. Гурского, "Город в огне" (1931) Е. Романовского, "На чьей стороне" (1935) Ф. Ольшевской, "Горячее сердце" (1938) М. Последовича. Можно вести речь и об определенной слабости в связи с неправдоподобностью, нетипичностью финала в целом неплохого произведения "Один из многих" (1925) Н. Рубахина, в котором автор попробовал отобразить социально-политический "разлом", возникший в ряде крестьянских семей после революции.
Упомянутые выше пьесы "Хата с краю" Я. Мавра и "Бешеная рысь" М. Последовича адресованы детской аудитории. Но вряд ли подобные произведения должны создаваться для детей, так как. кроме вреда они ничего не принесли. Юным зрителям и читателям нужны пьесы, далекие от политической конъюнктуры, способные научить разграничивать добро И зло,' правду и ложь, давать определенные знания про окружающую среду, рассказывать о мире в целом. В белорусской "малой" драматургии 20—30-х годов одним из .лучших таких произведений является,
1 См.': Атрошчанка А. Я. Уладз!сла? Галубок. Мн.: Навука I тэх-н!ка, 1969. С. 43.
к примеру, пьеса Ф. Алехношча "В лесной чащобе" (19Т8). Также б принципе неплохим драматургическим произведением для детей мозю;о считать одноактную пьесу "Человек-невидимка" (Г940) А. Якимовича.
Кроме сосредоточения внимания на проблемах действительности 20—30-х годов и недавнего, предреволюционного прошлого, белорусская одноактная драма этого времени небезуспешно пробовала отобразить события далекой истории, в той или иной мере проецируя затрагиваемые вопросы на современность. Вспомним пьесу Л. Родевича "Сказ о гуслях", действие в которой разворачивается еще в докиевскую эпоху. Немногим ближе к нам по хронологии события, положенные в основу миниатюры В. Ластовского "Одинокий" (1917). Б центре этого произведения находится образ Франциска Скорйны с его делом, не получившим должного признания у современников. Можно говорить о' трагедийном характере противоречий, на которых базируется конфликт драмы "Одинокий". Несмотря на то, что В. Ластовский вложил в уста Скорйны всего лишь один небольшой монолог, благодаря авторскому мастерству, а именно умению опосредствовано, через поведение и реплики других персонажей, а также через сам характер й атмосферу действия обрисовать образ, в произведении во весь рост встает живая и неповторимая в своем величии и трагизме фигура первопечатника. Образ Скорйны при его кажущейся эпизодичности находится все-таки в центре произведения и его конфликта. А вот . М. Климковичу в стихотворной миниатюре "На Виленском пути" (1939) так и не удалось в похожей, 1.^ичем, более выигрышной ситуации, включить' по-настоящему в драматическую борьбу главного героя —, будущего великого украинского поэта Тараса Шевченко. В инсценированной в конце 20-х годов и таким образом получившей определенный драматургический статус поэме Я. Купалы "На Кутью" (1911) действие отталкивается как от прошлого, так и, от настоящего, приняв характер условности. Героическое, т без моментов значительной идеализации прошлое и губительное для белорусов как народа и нации настоящее контрастируют в произведении, образовав соответствующие полюсы его конфликтной конструкции. Столкновение носит условно-аллегорический характер. Символико-аллегоричны и образы миниатюры. Вместе с тем сам конфликт является конфликтом большой социальной и философской емкости. Также довольно широко использует символику, аллегории и условности, причем, не без влияния Купалы, М. Чарот в стихотворной миниатюре "Сон на болоте" (1924). Произведение характеризуется своеобразным внутренним конфликтом ' главного героя — Мужика, который обусловлен противоречиями между богатством, роскошью, с одной стороны, и бедностью, нищетой, угне-
тенностью, бесправием — с другой. В данный конфликт также вплетены коллизии (правда, весьма слабо заявленные), относящиеся к национально-освободительным вопросам.
Рассмотрев одноактные драмы 20—30-х годов, можно смело утверждать, что у данной области национальной драматургии есть несомненные художественные достижения. Они связаны с произведениями Ф.Алех-новича, В. Голубка, М. Горецкого, Я. Купалы, В. Ластовокого» Л. Ро-девича. Около десятка неплохих пьес создано другими авторами. К сожалению, среди "малых" драм 20—30-х годов немало также и конъюнктурных, слабых, примитивных, а то и вовсе беспомощных в художественном отношении произведений, которые не столько дискредитируют малую драматургическую форму и принижают ее значение в драматургическом процессе своего времени, сколько свидетельствуют о довольно сложных и противоречивых путях развития тогдашней белорусской и всей советской литературы.
В заключении подводятся общие итоги исследования, определяется место и роль одноакт-их пьес 20—30-х годов в драматургическом процессе своего времени, в истории национальной драматургии, в духовной и культурной жизни белорусов.
Отмечается, что поиски одноактной драматургии в комедийных жанрах привели к созданию немалого количества интересных и оригинальных произведений, значительно пополнивших национальную комедиографию. Обращается внимание на то, что проблемно-тематический диапазон "малой" комедийной драматургии довольно широк. Объектами высмеивания в пьесах стали самые разные негативные явления общественной жизни 20—30-х годов и недавнего прошлого, а также частные, сугубо' личностного плана пороки и недостатки. Разнообразие идейио-темати-ческих основ произведений белорусской одноактной комедиографии, их насыщенная самыми разными оттенками смеховая палитра обусловили широкую жанровую раскладку пьес. Есть среди них и сатирическая комедия, и социально-бытовая, и лирическая, а также водевиль, фарс, шутка, скетч. Присутствуют и гибридные формы.
Подчеркивается, что основой для художественных конфликтов большинства белорусских одноактных драм 20—30-х годов послужили реальные жизненные 'противоречия. Почти во всех этих пьесах конфликты получили неплохую, а иной раз и отличную художественную разработку, выявив ряд -чипических образов-характеров. Необходимо отметить разнообразив содержательного наполнения конфликтов "малых" драм::от морально-этических вопросов до политических, философских и эстетических. В некоторых пьесах присутствует весь этот спектр
проблем. Данное обстоятельство, а также тесное переплетение в ряде произведений (например, в пьесах М. Горецкого) собственно драматического, комического и трагического затрудняют проведение точной жанровой классификации пьес. Однако, даже с учетом этого момента, налицо явное превалирование мелодрамы и социально-бытовой драмы. Затем идет социально-психологическая драма. По отношению же к таким пьесам, как "Сказ о гуслях" и "Рассвет" Л. Родевича, "Одинокий" В. Ластовского и "На Кутью" Я. Купали,"можно употребить термин "социально-философская драма". Разнообразны конфликты одноактных драм 20—30-х годов и в плане их строения, общей специфики эстетического выявления в отдельных произведениях: от наличия двух конфликтных сил до нескольких, иногда многочленных; от элементарных, с упором на внешнее действие столкновений и сшибок до глубоко внутренних, психологически заостренных коллизий, иной раз с мощным философским наполнением и выходом на трагедийность.
В заключьние обращается внимание на то, что некоторые одноактные пьесы 20—30-х годов, уже имеющие свою, иногда довольно яркую сценическую историю, пользовались бы несошенным успехом и у сегодняшнего зрителя. Это является еще одним веским доказательством заметной роли "малой" драматургии в истории национальной культуры.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Аднаактовыя п'есы Зладз5 слава Гаяуйка //Беларуокая л!тара-тура. Вып. Т7. Мн., 1989. — 0,3 п. л.
2. На подступах да галоунай тэмы (аднаактовыя п'есы Андрэя Ма-каёнка) //Беларуская л!таратура. Вып. 18. Мн., 1990. — 0,3 п. л.
3. Беларуская аг ¡тп'аса 20—30-х гадо? //Беларуская л!тарату-ра. Вып. 19. Мн., 199.. — 0,4 п. л.
4. Магчымасц! жанру (Да праблемы даследавання беларускай адна-актовай драматург!!).// Васц{ АН БССР..Сарыя грамад. навук. 199Т.
й 6. — 0,5 п. л.
5. Малая драматычная форма У творчасц! Макс1ма Гарэцкага // Першыя Гарэши'я чктанн! (Тэз1сы дакладау 1 паведамлення?). Горк}, Т992. — 0,15 п. л.
Подписано в печать 21.04.92г. Бумага писч.М. Объем п.л.№1. Тираж 100. За к.М534.
Ротапринт типографии БелИИНГа. 245022,г.Гомгль, ул.Кирова,34.