автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Бердах и развитие эстетической мысли в Каракалпакстане в XIX веке

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Худайбергенова, Умида Каримбаевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Тамбов
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Автореферат по философии на тему 'Бердах и развитие эстетической мысли в Каракалпакстане в XIX веке'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Бердах и развитие эстетической мысли в Каракалпакстане в XIX веке"

АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И ПРАВА ИМЕНИ И. М. МУМИНОВА

На правах рукописи ХУДАЙБЕРГЕНОВА Умида Каримбаевна

БЕРДАХ И РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В КАРАКАЛПАКСТАНЕ В XIX ВЕКЕ

09.00.03 — История философии

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

ТАШКЕНТ-1994

Работа выполнена в Отделе истории философии Института философии и права им. И. М. Муминова АН Республики Узбекистан.

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор АЛИКУЛОВ X. А.

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор ВАХИДОВ X. П., кандидат философских наук ПОДОЛЬСКАЯ 3. Л. '

Ведущая организация:

Ташкентский архитектурно-строительный институт

Защита состоится « . » 02^’ти1994 г в

час. на заседании специализированного совета Д 015.03.22 п( защите диссертации на соискание ученой степени доктора наук і Институте философии и права им. И. М. Муминова АН Республики Узбекистан по адресу: 700170, Ташкент, ул. И. М. Муминова, 9

С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной биб лиотеке АН Республики Узбекистан (700170, г. Ташкент ул И. Муминова, 13).

Автореферат разослан .» . . 1994 г.

Ученый секретарь специализированного совета, доктор философских наук [/С-С-С'С'^О ИМАМАЛИЕВА Р. Л

СКШ ХДРАКГСГИСГШ РАГЮ'іи

Йч-туи-іі.ііосуь ?е;л| ксоя.?,ппу,оі;ия. Одной из гвашігяс задач» .зтощ,ік поряд їк.тк'ігксіїг.і.у УзбсмістанО!! на кишене» зиагсе его ра,зі,лїі!Я, Г'ИСїупаот воспитанно високояухошпне. членов оби;осг»п,

;«)'і орпо как истшагиэ п&триот» сгоего «прода били би способна ді'іотоііік) г,7(її!пцга!гь его нитерзем, цекил-.і ого историческое лое, и обычаи, Рекетів отой падат.і нешемшо без глу-

бокого и Епссгорош.гто изучения духоапого достошшл каро.па, оо* »<:ЄШі:і культурі, а том числе эстетических ценностей, казопрен-них іш и имгнх тесячзяетиЯ. Как справедливо отиетед

Президент Республики Узбекистан И.А.Каримоа, “^ндамеят нашего порода - духовное наслеяие^ставленное нашими предками, которое' само по себе пвл.гется бесценный сокровищем. Имездийся у нас дг-хщши(\ Фундамент, наши глубокие корті позволяет воздоигпугь соотвогстауодее им здание независимости"^.

БсбСїОрОНИее И ГЛубОКОЭ ИОСЛеДОВОНИв ЭСТОТИЧЗСКОГО НПЙДЭ;’.!Ы к нк по го народа, его места и роли в развитии мировой культурі; и йснользоевнпо его для далыюйяего развития обпестванно-филоссф-оной и эотауйческой шел и является одной мз па*шпг аятудлыояг аадлч, видййну'гых соЕреионностыэ а изучении культурного насяо&пд.

Ні органическую связь философии а проблемой прекрасного, представляющего собой одну из ваякзйаих эстетических категорій» указывал оіцє Аб.у Каир -Ьараби: "Искусство, цельа которого яыя%, *> ап тольчо достижение прекрасного, называется философией, иля, и абсолотнои смысле мудрость» . Не в даваясь а существо даин^г.! определения философии, от.четяа лшь, что и нем ярко виразиядоь традиция народов Востока придбать большое значение эстетическим ценностям в духовном совврязнствовагош человека.

Исследование с этих нозкцнй эстетической мысли каракэ^ПсУс-с ко го народа-имеет актуальное значение для навей истоуико-ф?,*о~ софзкой науки тякде с точки зрения ликвидации тех "белых пятен? которые образовались в изучении историк общественной вдели У:;-Залистана, в то.л число Каракалпакствна, из-за некоторых нчіооо-птельник методологических подходов к ней в недавнем прегадок, п такте определенная недооценки духовного наследил малих к«рп-

1. Кярг.моп И.і\. Но сбиваясь, пвигптьск к великой цели. - Г к?ит: Узбекистан, ІУЗЗ. С,О,

Г.. Оказание и\'ти к счастью //Соцчалмм»--!??»'»

ті рг! гп г,;, ~ Д-Дтл: Пт.-кя, 1973. С.31. .

дов, сгахкввейеа в условиях тоталитарно-адммшстритккшй сяа

Следует отметить, что история эстетической ыислн каракал панского народа почтк не изучена, поэтому навіє обращение к ко следование эстетических воззрений великого каракалпакского па вт&, крупного иыслителя своего времени Еердаха Карагабай улы (1827-1900) кые&т паяное теоретическое и практическое значеик

Степень разработанности проблеми. Изучение творческого її ел^дмд Еердаха еєдєїси еда с 30-х го^ав. За это время ученики ■реопублшш проделана значятельная работа ко исследованию ткор чгатв& ьедккого поэта б различных аспектах - литературоведческом, философском, исторической, педагогическом и др.

Литературевадд У.Коауроь, И.Сагитов, С.Басскіг и др. в'с их кгрвих статьях, аооив^шш творчеству Вердаха, главное вк ьшдаа удйліша идейио-худохестьешпш особенностям его поэзии.

Извастние учеиао Н.Дьукараев, К.Сагнтоье* в Й0~е года вил стили первиз фундгшснтадькые труди по изсйєдоілпйя творчестьа Барлаха. В частности» Н.Даукараеь в своей работе. *Бефк«. кеЕі: исхода кз обстоятельного анышав етихое и пом 1лр.ргха, дег;ла вавод о богатой идейію-худаїхаствеїаіой содйрзшшг его поззяи, такка вскрысьат недостатки, проявившеся * тому ьр-эиеш» в азе дяваййях творчества Бзрдяха.

Е'ІСОКНе оценки Т80рив8Т»у В&РДДХС. ДШ1 С С20ИХ ??}*£* Тй у<»а»шв„ как П.П.Квансз, Н.АЛ&скаков» К.К.Одахш, И.Ц.ЫуишюЕ &!.££. Хайруллеэа, Х.П.Вахидоа, В.!). Загадав, К.Цурнухакмедоь, С.Каы&хоа, В.Диуыабйе». К.ХудайЛсррвков, Й.Іапакоа, Х.Ал«кулг

К ИІЮГНЄ другие . ■ '

1. Когурой У, Бардах //Кайл Каракмпакстгш. І' 203,209,211. НШ; Сагнтоа и. Вордахтші "Ахаак пдтіш* романи хяекинди. / Кзыд Кйракалпакстйн. 1939. 25 докаЗрк; Басші С. Вардах иг

. - войиккй поэт-патриот. - Нукус: НКгосизд, 19-53.

2. Даукараев И. Бардкх шаНыр. - Нукус: ККгоеизд, 1950; Саге-тоь И. Б<їрДдх - увяи патриот- сайцр. - Нукус: ІКгосизд, 194

3. Ёв&иов ПЛІ. Новые дьншр о каракалпак* //С^ьстскоа ьосгои ведвшіе. і‘.Ш. - Мосііва-Лоїшпі’рад, 1945. СД7Э; Баскаков Н. Большое событие к ввэня караккдп.іков. //Сспегскак Каракалг хня, ї;> 196, 1954; Йдигяг: К.К. Нз-ютораа аопросы киракалпа* ска го лаггкй к яатор&туца' //Соватзх&м Каракалпакия. £< 196. 19Ь4} Мушка 8 И.К. Йатйрйшга ш историк об«встввнио-фялосо окоИ ішсхи а Узбекистане. - Тєійхїйт: Фаи, 195?} Хайруллаеі йультурігое юе^жо и кстоькк фкдоеофакоа шелк. - хагжеш Уз&вкьгт&и, І96&Ї Вагккп» а Л. Вврдахшікг іштммокк-сшіекй нарааэарк. - Тоонвыт. 1962} г#го кв. Цросьатитсздск&к кдвол гяа к Турхес.ї&ке. - Тягикоит, 1973; Яахндоь К.й. Народний

т

3 с~чу:'х янсссргацпокпих работах фхтоеофм К.ХуггП’?.£'угг«!,в' С.Слри’''’>'-,топ^ раскрывовт об^оттошю-ф:»ласофоки<?, Э'гт.?ее^”з1 ;”1П « сгсбодпячслке кармадпакскнх гыслнтягзЙ XIX. г. л*ггч-п X* г. чь от ни о п Б*рдотл.

Г» ;!ос.’!п(г:)я:я?ия М.7илзу^ураго яч** п;%зигг.'э;:гс:-ч Г’Г.* "*5 г'1-" л-лриллчгеп к?>х зллтгл нсто;':г{-?с;(*г;' л(;?0'лчк .ллл пт,-'•■■•' :.•. г( кг р*лкая гтск<»г--' кг-го^л.

Глсл? гр:п;\п гдллоглл".?’?:--.!: чл'лнд.5п ггилч"" --;.т7^'.гг- "Л пл о гоп ;,иг:с?ггоцэдтгуо рдСату У.Адзуоз’*,

Проблл-'л ял;?;!*ч"л::л:;лл тгорч^сггаа Б.;р?.гал •' у:.Л';.:Ий лл*~ ху?.турч рзссчз.ряг.ссго;: п д:!ссортзцш! Б.Куро::;^ ■:лг.*>.

С "0!Игр;Сйл, швп я-. г>: :з ,ой _ис еда д?я5-г.т ■ ,■•: гхч'пхпг. п; ::д?лл" Глрдллл*., А.!];С1у'-.р;;/Г'Г.л*э !П/г"л?оя рллусллр'лл !ЦЛ'"' .•"'', :;пс;'.г>ллгсг; лоон л уллтлклп лаз'?.".,

^лл^'л г г ■»Е-»ллллнлл я блудлх о г. о/-.о ига етл-л п»л«! ;л’'Л’л ',Ху^Я5->р:чг^ .••» ■"■• ^спосррг^!!'!') Езр.й.кя4^ й т;ж/у *;

чубсгжт ;■? г .л сд'[ лллл? л 1лллз;:>л .*и -

1 ■ ссчгср,’*тх л сл и'’:- гл-л^лллП умс><;>?гл?л<л~л !'лл~

■;;;нз йспллч л л .'ллс'г.г’ло;”!';-, глглл/'^.. •

г!'-?г-.'?’,'1глс'.. //!' л'7* ;гр<ф». сисго. - Тлллллл: •*?•-?,

С.Ь<--'. 'ч Нуулл'’*л );:'•'••■ л,г.. ^лэллк - млилну , с\:г ’'^рчггслл'"-' слого - '^лк/чуг: '1У7!; ллллл’''’ г пкгч

п У.УУ-МУ. - Тллгль?: 'Улл^ 1°ЛсЦ Хуул-;?,....,;-.-^.^ Л„

г ГЛ'НО ЛПЛЛЛ ПЛГЛ'Л:Э Н ул :1>СО\ЛлЛН’ ГЛЛГЛЛЛ ”г1ллллл-’'.л''-'-;

слк-л^лП XIX и :;лйла XX "лл ~ Нуллл: К'Т’Лл.ллллг л.

Рал гг.'' и И. '* •,.?5я.".'Г гур.'глч лйлар. ~ Иу?"'/с: А"гллд.!лллл;!?'и( 197-1; Ллшсуло- Х.Л. й?ач&С:':!3 гозлрения иллллгл-лл лглгллЗ. Алйй я лсгас^чл. - Тазчгят: Ал;;, Г.5-?^; ГчппрЗ-'га я. <л:р'л“--то.ч пи :к .«:5- хз '<:у гл и г; жл-лзрагл’лулп нл^ртл'л.* ?и?

Дуул'г.рмг'. I. 1\Н>г\; ‘'лт-глсь И. Сг-чра Сулила, -- Нлтул; !->'• р‘1?л:л;1акстл!/, 1УМ, . ' ‘ ‘

. X’-алй^сргс";"'л к, &гнч.'>с!?5*.е влгл'л?! ппссгагик тг№:сл*& Яп-гллтллу.л-(п ЦХ и тчя.та дХ 1к*ой: А?т:л;г^.^!Сс..,юид. фу.ллсллл/ч, - 'Нтлус, 1967, ' '

Сг-т :»?'^ЛТО-» С. ^лглклл^личлйгл* 1'. СЛ’-'^ ’ГЛСЛ';ЛЛ^ ?ГЯг,лЛЛ'ТГ;?и1С?г,,.!; у' -• л л;! г «л л Г:: А п т о' ; л;; л15,.. л -ч >; д.:; ; л. > (• л гт. - к. ~ 1 п ;■ л 1У 71.

1. ТиМ. ;;с;.'пл;л';!л «-:чгчрчл."■»г.г;гпг!гч /л’л’ллчгг;

Ллтслк:1!’.,../Л!2^ л«;!л, ~:~г .нлук. -' 1 К- к; • ~ т 197/. ’

■ . /лл.'-оп V, !! • гл:'ОТ'' 'иик' рлл'ллл I' г>Д''лп : ";глл, -.

„.,,,-ч ,.яу/г. - :!у!СЛС, П?4, " " ’

!. К-Л^'лн^'!-.. Л !). ;'•< оуъ: И ул ■.П^КПКВЛ ЛП'луу: ,';л И'Л.?'Л’ЛЛ'?» . ,

гчн!'. ••!• -7- Гг::лк"ит, Х^лО. ' ‘ ‘

I.' '• •< Г. V Г1-- :- •! р;. Су Ч V ; ^ Л Л ' Т’!" - ~

!:<л:'л:; Кл-лг-^лл:"''-:-! 1, !лМ7» ’

X'.' г.■’, ■■ ”. л К. '''Л'лилл.лл!1’*!- г'-'р’У’ - ;;л':-'л

с. зч, ‘ ' '

Эстетику каракалпакского фальклсрл. подверг исслєровшп кзввохшй каракалпакский ученый профессор И.Максегов , оно со-«ось в чисто литературоведческом аспекте. Екшшч вкладом б ио-яяедовашо остетической мисли каракалпаков явилась работа Г.^дгнабаевой", б которой вперше подвергавгея специальной;,' анализу эстетические аспекты ряда каракалпакских эпосоп.

В целом следует отметить, чго труди вкшелерсчнслениих ав-асфов имеют, несомненно, актуальное значение с берднховедонии, однак.о в них уделено крайни недостаточно вникании анализу г>г*лв~ і «масках воззрений поэта, его роли и моторки эстетической иасли.

Мугододогичоской и таоргштской основой исслсд'лзання поел./ жили- прошлые к соврекегшио* коицзптуаіько-методологичоскмв дості;-хшшш исторкко-філософской наукн, ряд теоретических ПиЛОЭДШ'П муулителеЛ народов Центральной Лэйн, крупных учения ГЬстсгда. и Запада.

Б ходе написання работы автор опирался на труді»' к иэпебкя но обздтеорзтичоским проблемам зстотккн. Крома того, быпч ио~ аользовиш монографии, труду, статьи, материалы кз перисда-гаскоП пачахк, связанные с исследованием раэдячшдс аспвитои TP.of-13cr.oro тллотгАЯ Бэрдтаа. Что касается источниковедческой бази, то помимо известных публикаций использодош материалу враеподчсского иуэвя и музея искусоте Резпублнка Каракалнаяотан, отдельные &р-хкише матьриеді: Каракалпакского филиала АН РУз, связанные с м-.~ горией Карак&лпакпк» хиаиь» и деятельностью Еердаха.

В целом ярк исследовании Гфнмс-нядся диалектический метод, ошшсанмий на принципах научной обгоктившет и, кошерегно-игто-рического подхода, преемственности.

Цель ийслодошпмя состоят с ток, чтобы, руководствуясь Щ'ішфшамп диалектического анализи к ш-учно-обгектиппого подхода, пссдодэвать астатические возарсшія Еордаш, »;к нзего г оиа-чениз в раэс.«лкк есхсгкческоР. иксди каракалпакского народа в

XIX ЕОЕС. _ ......

В сооіесїсїсйп с ,&юЯ у.уль'о 9 ;«ссс;ртац',н' сгавяїсл спея?«~ ячз задача: ' 1

~ раосиоїрзїь изкгосдо о&з&іп»с:а раз&кшг ?егехкч*зской

1г К&кгсхю К, Эсгетпм егмгалйлкгя&го $о£Ь5;я?г5. - Нукус: К'а{;гглз;иЕі:;-яз!, Ш'і. ' ‘ ‘

". Г«?< Згі5:те5г?іЕ хдг.аа ». { гіг.и'-К'Є'-'лх зносах: кп~

|-окап!:?лгі5, « Иузд-с: Гаї’г&гтгпксївн, І?Л.

п:зкц народов Росто;:л, і' ’іас?иос7П ЦоігсральноІІ Азпп, ряд ез тая™ ротяческях аслозтос з гсопївксг ч гняэдския спзцпфячзсккх оообэп-

г.'Ойтеп, сЕоосбрпс:гіі г','лц;-;ог;зяького кекусстза кяраяолпакоз, развитая пк вствгтзсгой гуслії;

-- гшязлгь св'їзь ггиду аон;фег>«оч*сторгіиаокк?г4 услопяй?*:! г-изкч ;іараііічпл.";;а^ого ссдтэстса з XIX з. а деиогратнчаегшня ?п~ празлаиияїпі в сСа.ес’гггягоЛ кнели, иоязэать их гянаика ка йар-!!ироваи:!о к рлэг,;:?::э эстагичосаоК кнсзп каракалпакского народа а цэлои, звтетичоскнж воззрений Езрдаг.а в чостиосзп;

- опрздзлц*ь ойпзфллосс^с-км» гаросоззрэячзраио ось'акі ес-

тзтпчэсвих -взгляда» Бзрдка; ■

- нэучкгь остзтичзсіскв взгляда Бордаха, воплощэниэ »єтої;> ПЗСК5Х'категорий прекрасного, аозгшенного п героячэского» гра-шчвсшзго и коглхческого з его худого отігсизш гворчэс'ггз}

• - раскрігь суцкоогь шгсрнрзггщш: Бзрдаха роли поээай з глизт: обцесгза; ,

- опрвдэляг!* квото л роль зсгстачзсгого яаслсляя Вардздл

о раззятин зсї-отачвской шсяя Кйраяашаксїака, показать его окачеіїнс рл.л соерекзкггос’гк. ■

Научная иостзіге пзбога состой? в слвдеетя астз;:таг:

1. Прздприкята попытка специального целостного анализа ссїстичасяях взглядов Пзрдаха, пряэвашзго епособсївоегть пра-доюхеията работа по создпшо исторші зстоїячєской шолп яаракпл-паксзсого народа, рада ез групкге сгродставатейей,

2. 11а оеїмгз когтдзкеного коикратно-исторччоского ьислпса,

с учзтом уросяя і5 развития кацноназьного ясіїусства я лй-горзт-у-р:з гняолекн слацп.'гачясхне овобот'осїй каракалпакской ос?©нт*> ской здаля кеслодгсгагл пзркодз. .

3. Показ2!«! ззагсеосаязь п вввягдавяшня© градящст »9е?оп-

5»8 зстоїийя і) я развіггяк сстеткчзской • :^яг>гур«

їаравалпакского ипродд із XIX з.

4. Пр:і опродллрпяи об!*'и$ияосо$спіх основ г>С'?ог»и'гсгл;т г-агяядов &?рддх?. раес^огрсга зляга!!? я радь еу^чкп яа г-тр*з~

^ОЗЗрЗІШО ?''-!СЛП?ЄЛЯ,

5. В ;"!сссртаїглп дятадыю проачгзпзкрагглгг гстстігаскч'? йзглядзі Бзг^тп, ті ^аггласш следуема кзпекгл:

- Еогпсг.;гсда л его -Т'горчоо.^? с снопі:.".: іжгогор*.!? остпті"."*.

•- прекрасного, глзгтггапізго, горозмсекого* гр^гг.'т'сгыго п г~:'г~ •та с гогу { и де гг о рмч гп;;г;*’* -ті гтст/сетаа л :-г:. г-

стввниои воспиташш чкекав обсеотва; соотносите еткэдсиаго V. встегичзсяого в уворчестоэ кцсяігголпі роль встсткиасикк пагдп-;ї>в Бердлха в развитии фйлоео^ско-эстстичеекой «ноля в Каракал-пакстано, его значение с рзашичш соврзмзнкш: елдов искусства.

Научио-пдакткчоская значимость работа состоит в топ, иго отдельные ев положения к виоада могут бить копольвосшш » курсе «о историк филасофш к культура Центральной Азия, в той число Узбекистана, •• Карапалпакстша, дяссортацпоитго рззультати к вывода иогуу оказать по моїй» исслодопйіаїж нузыкоседрв, искусствоведов, лирерагуровадаа, что позволяет обогатить курсы по историк музыкальной культури, мсторяи искусств, в то*: число литературе Каракалпакии. Наконец, она нопеї послужить вспоаога-телышм материалом дяя педагогов в дола ираовтвешю-всто-шчз-оиого воспитания иолодепн.

Апробация Дмрсзртеции. Оаноишэ цоаояекаа работа нсылвиа е ряде публикации по гемо, отдельные идеи и вывод-лись на научш-тоорзтйческих коїфронциях с опублгл.ошікеи ¥0-засов высгуплзний, а ташхе использовьш о тязй ирййїйчзссай педагогической даятешюсгя в Карскадвакског? госуИлссрсдтето

їМ.ВерДДХй.

Структура работ». Диссертация состоя? вз введена*» двух глав» заключения м списка кспаяьзоиакнюс источников ;ї лг.те-ра-?ура, ,

ОСНОВНОЕ СОдаріШОЕ РЛВОШ

Во «аадонии обоскошвастся актуальность тегаз, валздястск етєпзнь разработашгасти нробдеьаі, определяются цели п задачи исследования, раскрывается новизна работы, ео тсорозігчіскал и практическая знач»кость.

ГЬрсші гдаса - "Особенности харакадпакскоРі всїоїші XIX в.и - цоссяадіш рассмотрена» отдалыавс теоретических аспзктоп «статики мусульманского Востока е> еоіисксто виявлення йдойко-тосрс-тачоеккх истоков караисшіакспой эстетической шейк, соцйсльио-окономичоеккх и идейішх предпосылок форгшросивія и развития ос-тстнчоспой культури каракалпаков исслзду'сюго иэрнода, со спа-щфчосшік особенностей, анализу обадфялософоіаїх основ астатических взглядов Еордаяа.

Р-Парром параграмо - "йзкоториз теоретичоскиа аспокти раз-

літи зсхстлгаеісоїі иислп на Елсгоггз” - диссертант, базируясь •га оексгололлгаг.тз-гз ?рущ яавос*шк иседоддватией фнлосс<$еко-зс’;оїйчс-сі:оЛ ;п.гсліі Центральной .к'іш, яогсуссгвосэдов а иузико-

;з'!.гу)п, «госматрипсзог асівлічсскп!? идеи од&едгоявй Бостони, •:а:;-з-^?га ;-паааздагпп<э спои сйг:оСигіЮі> оїраи&изв о асїв-гйчсскоЗ ічул:>-;-урз зюргхаилйквіюго лпродд.

Ра;:;п;с>'.эпзкосая лульд/рл ігусул:.-:.:лпсііого Воса-ока, овоіЗсл-:» 'Зпг-.;С'?Ьй!',і":з ілучи, фалософля, якзиись одінд» из sucsux доо-с'£'з,кгз2ысо;;ьл* Васуочкая зсїедп;а» со 'гйоргг-ічзскоз ос-іакаашіа ксїєїнчйсиого ітследяя ігкогііі: народа обрали шсоггуз &: зпань асрсйдеста дзя своего прашкп, хздя з ?о зршія зсїєїп-"ї отдзльиа^ odaacaa акзі'пл еде из бша огдаИ^рвнідарганэ.

1Ьо£а:лда>о оо.'Сч.’ихь» что а йпоху срйдаоюковьи па иусуль-’■эг.^О’; Ъ1., ччсо, і:сл ” гі друпік pcrnons>:f кунлура, в аом r»"-".с г.-.уиа :: ’x:yccvao, рр.з;алпг.;:;.?ся ;j ргалгах рзлшт.эппого :і"уа--. оазр іапат, ■ у я., v.,,o--:;pec:Z?cz:-;utIt дадриш иелтш.

!л?з: г-:ги:.п ау:,а:л р:,;Г„;п:л надшл еоллдач осшліп шкогра-д;апао-'Гу-!':ааг';ааа:гп<:; логаш^аса?, саарпїосїьа) с&’дачйгюйечо-сні'л тпга'оаа'я Г.:о сасган^сааогаяо ас:.:;/, чао р у;.,зіяти; ооі'Л •

"■-VJ'JC.-O'il *я:с:п алаа\а а'аа, ацаїааи -;пчз;ілі млей:;:-:: :ачаіП;><,

;;.'vг: гагаааа'аа:а: агаг ^ у., т.лх '..о :::;*п д в ■■'лс’НЖ'сл нудаз.Uavri,

■. on.і:-: \ і;?і;:і;;л ' о сл,і..::лі а s ;-лі: и рад і;а :Юеоао:.а::.

Г'„;,у;т.” и'.‘-рэ;-л:;, 0С0,;СЛ,.;3 ДГ:гуЗ;;0П, ШгЕЛ;Л;2П :•; ,rp. ОюЛаа ч і;агаглрсапа! ра;а;зауа,:а:айсасіл;; ^сіаад .лаасП

(aava їг.і к-о"'.' •- ааго уагаап:'; ,аа;л;: ада; j..; і с і л ^*сл л » їі.іа к~

;Дї а'а ї г,”д с і" ї .■; кср>';лї : 4 :а:а;, ■> г..2йа;а,о*аа;аа,,

’) ас ааая'; я/ауя ::а;;:;;;;счп Іаид-г-яаL а ,а-аяагаї оао аааіиаа:

;•:"і-':- ■ :аа" ааа аа::і;а.ааа:аа.£я; оаааа .ааао діапапп::; аа.яас-.'і -.і а і а;гктд:::;.л:ї ,:;:-:сг:л'!ґі-.и-.,гг:;іг,. сгрл-а'с:'.'з а

• а;'',;;;'-;;:; ‘-v..;-; oropt.ti.j.:-:„ ' :.ч :у:'::с^а. ;• 'у'.:оч:л:ь '•■;:•>-

i.r.v ,:д Сс";:оо о а ос:’.'.... ї. :v---"■ ї саа >Ь—

•‘і.а;':\ -.^r.rv.a / j іц-:.-.:ґ.\їК;ї з, .-Огода; опр’Д^л;тзсаь

ай;а ;:ам|;;я.:;га:іа,

” аа'а а;j 'по-'Са.агіаа' і а.ааа .\аа.-і аг':аа;/-аї а аь^срііуа--, г\;а\•'•_• а-аг'г.-аа'а'и Даі ;.аз -заао с..а;;а:2Ло

й

кгм'ргцшчошшз еоз^сдиости ч&яоьачзскоП породи, ез способность шкать и познавать во шей красе шсау» роалыгос?» не только в сабо, ш к в окружающаи мира» природз. Сильное шпдоше суфизма, суфийской яиршш ярко лраямлсмч и ■••порчсетее каракалпакского поэ'га~иимн18Ля Ажишшза К'>с.,.Ьг >,-м (1624-1878).

Езоточшо перипатетики аеь-К.'.н^л, иараби, Ибн Сила и ;;з., углубляя к развивая идзи дрзшвгречзсгах фадософэв, б чайное-т Арасуогеля, изопаагошкеа, утазр-едгин и дзкааывадк, что юр ьзпаи, познаваем и прзкраегн. Здзсь проявлялась приверженность на гохыю дравиеграчеокма 5:дзк:з, но я ислпискам ценно езш, кх сбраа5зшюо5н на реадышз аизношшо проблема.

. Од:;а кз главных оеобзююо*оК те?очк'.!й эстапжк заключается в тс:г, что встгсхичйскуй »ауе, зеготачегкпй идеал форяфудо» ся вокруг взтачия и црасоти чадовека. О-сдчи; ;;з''л.:да1.го соЕер-

ГЗНШ-й.' ?80рож!ем СоЭДДТеМЯ, ШОЯЯЮЯЛ ЕОСГОКй У'-.,-,:-СГ--Т^.'П» «по чсдоськ иоксу н еал творить красоту, облагор^^а-, ь спою дуау. "Чедосзчезкая цваь «рах яадо», - считал йД),-©ар:..бц, - ваттная, полезная ?! прекрасней"*, В эстз'гш'.о Бостона. ирикрьсное а польз-кзе п.сйдсевалены как едамов цакоо, они гармонична сли«и. Чеяо-ьск, по инс.Ш! философов, йж&ъ прнроднуя склонность к пгрцоккн* крвсотс, прзднаан&чен дггя добра ц сов&р-констсш. О человвчоской а^дсо**» ьудз&елнсь дьг стонет - фкзецзеягш (иааш:) к духоь-нол {вну»рснияя). Прзкрпсны:. духошлни пл-гспа расценивалась ка:; бусшгс зегатачейкиа цзняоста.

Кислатзяи Востока, исходе ка своих обудо ф:*.госо4«ко-г.'С?е-здядогжх цр'дИцяяоп, вндзигеля ряд коккро-гиых идей а ннкерирзод-1рл' ГфЗ!ф£скзго, объекта и прз^ата остоглчсскоуо сезерц&шя, осмтачесхсгз наеденная> иаяиачшш; нскуссгга, рхэрабашеадп кокцзпцпк :^;'ц;:скелького, пскхологк«ос::аго а грлвегаеикого воз-ДаЙС?Е:!д! Х-УСйШ', ШЗС2Ш, прзпзшдонкй КЗ-^'Г-"«СЯЫМГО 'ЙСЕуЗ— С'гт:. 5 взакнаоаазв этического и астогнчссг^гл е ксхусстее.

'адетахезл&я миохь Востока онагаяа €бхт& на далъ-

р&эдкгкг астатической гаодя народов Центрепы.сй Азам, б частности, на форг.срованиз к раг2ктн0>эстй‘гг.ч^с1:с-,* караси».-

пакского ка'рдг, В саоо очзредь, аскетическая !ч:е;:и парадов %нгрйЯьио6 умакядалась в яроцзссе гдубэг.зге н ьсесторои-кзго взааковлкг:::-;'; а ящв свочк лучших нрадсп.:,: ::т1 3.

1, Аль-$прЮи. (:. ■ ■■рлы’о-г-тн’-шскио тр?ъ'?аги.

Во агорон иарзграфз ■■ 4Развитие эсп-тическоИ мысли яара-:алпокского парода а XIX в." - дана обцпя характеристика обяо-:тпог?но-истсрімесетму положенно каракалпакского общзствп й XIX :еко, которое наложило спой отпочаток На формиропаниз и разви-‘t'e философской, эстетической мисли, национального искусства,

і ТОМ ЧИСЛО лнтсратурн исследуемого периода, С учетогг конкрет-га-нсторичзских условий XIX столетия, а такяо рядя яыпгарассмот-іекнчх фактором предпринята пошггка тднвитъ наиболее существенна особенности каракалпакской эстетики этого периода.

, В диссертации показано, что а XIX пело в янэнп иараяилпак-їкого народа произойди события, которые а значительной нерп оп->едоякли яго дельїіє’їаую судьбу. ІІреядя всего отот период харак-:ер'ізустся теч, что поело подчинения каракалпаков тапинским «ратштолем Нухашюдом Рахпиханом в начало XIX века заканчивайся процесс расселоияя каракалпакского народа на севере Хо-

І) это-т период политика тавинсиого правительства целиком Шла шпр&вл&к на создание цонтрялизоиакного государства 6 Х«-?о. По/тляэтая новие торгогыо города ЧимбаЯ, Кунград, Шурахан, :троятсл иодресо и нектебн.

В пэслодущио годы учгкггирЕйесп мяждрусобниз пойми затор-ІОЗИЛП СОІЩаЛЬНО-ЗКОКОМІЧЙОКИР сдаиги, привели к разорений іяселвшіл. Рйстаая социально-налоговая политики хивинских ха~ 10в привела к нарастания обэдст’вимого протеста. В 1827,

[855-56, 1858-1659 гг. каракалпаки поднимали освободительно восстания, однако это т привело к улучшение яизни народа.

Завоевание. Российской империей Хивинского ханства в IQ73 году и установление? но пых -порядков на правом берегу Амударьи 10ставили народа в условия двойного гнота.

Осп эти социальные, экономические и политические процеос» энаэывали свое влияние я па духовнуо офору общества. Проблеми эпохи, ее боли, азлети и падения, тяжелая судьба народа стали главными вопросами поэзии и искусства. Творчеству классикоп каракалпакской литератур» XIX В. - Кунходяи (1799-ЮоО), Аяи--іияпп (1824-1878), Бердаха (1827-1900), Отета Ц028-І9О2) н яр., ик эстетическим идеалам была присуща сильная социальная настроенность.

Ряд особенностей эстетических цзнносгой'каракалпакского народа определяется и тем, что он рол п прошлом вннужденни.Ч

ю

полукочевой образ шшш, ка прогясении многих столатуй не г-:сл> утвердить свой государственность, развивать письменность. К ним относятся предде всего своеобразная система образко-эстеи:-* ческого воздействия» сильная роль личностного начала в эстетическом идеале л г.д.

Однако скитальческая жизнь каракалпаков не смогла заглу-иать потребность и интерес народа к руховно-эстетичоскоиу на-сдаздзнию; они сумели сохранить свои национальную самобытность, язык, традиции и обычаи, прикладное искусство, народную муош-у и поэтические традиции, воспитывать в себе высокую нравственность» любовь ко всему прекрасному,. возвышвкно&у, взру о све'г-лое СуДуцее. _

Диссертант отмечает, что б силу объективных причин иармод- . пакская эстетика но «чсватшдот те кайры к форш искусстве» ко-т-орынм обладают многое народа Европа и Азии. сотетичесьпе мгля-ды, вкус, мироощущение, саыно сокровеннио черти народило й-ракт ра нашли свое отражение в произведениях прикладам кеиус-ства, устного народного творчеств, поэзии, цуоыки каракалпаков.

В диссертации анализируется ряд других особенностей есте-тическоИ мысли каракалпакского народа XIX в., г.оторне склада-валясь под влиянием общественно-исторических п духопшлс факторов, идейных источников, эстетических традиций Востока, социальных Процессов того вреш»ии К В своей СОЬОКУПИОСТК соотавглк ео неповторимое своеобразие и самобытность.

В третьем параграфе - "Общефилософские основа эстетических воззрений Бердаха Каргабай улы” - рассматриваются мировоззренческие аспекты художественного творчезтеа Берджа» его 1-с~ тетических взглядов.

Бордах - крупный представитель каракалпакской обиостаснио-фнлософской шелк XIX века, ткэрчество которого отразило важнейшие исторические, социально-политические и духосно-г.уяьтур-Ш5 танД2ИЦ51ц и события в ки.чш карикалпанского общества того

ВрЗИЗНИ. '

Бардах бил образованна человеком, шзтои, цусыханюи, ис— торнко.'з, но он кз был профессиональным ученым, фнлосоуэ'», однако его поэтическим произведении!! был ирисуч глубокий фИЯОСО^-СШ1Й настрой, философская казквкзниость, стрзкаспг.о к опро/йлан-ксуу ксицэптуадьно-обсбвдпнэг'у оскнелекна изображаемого.

и

Неточно, л основа мкровоззрзіглл Бордака дешп* религгтазио-

р>;логсрс:;;оо ггтаетсприлтпо. Он ярязнавт Нога одинсгЬошічм тзор-поч нироп.т'й’ия: "Аллах яеликпй, создано тобой вое -• з лупа, :< .’о, ■ ;■}; о под їута.’і" ^ Он елздогйт ?г:і і::)Ц!!о;:іі:.:7 о сл;о зо положат:), ■•!го лн> спті-тат по чг::чгр.:-;с о:з: “Чоти^ сегл - осиоиа

• 1;ог-нп^а.чо, пиліі оі’о, чсло^сіс1 . С;і 'кадагнпао? глубокие

о іи.р\<;іроі>:іШіИ 'п.-оі;з^лсі^го літг5;л з процесса гпр-

рг. ,, о заглісппсс':':: 'ло-гггаїсоГІ пси/.!*.;-.:?, ^рез^неге ;:г~

•■«•Д'С'.і, моїгл'ов іірпзстпснігп::: ги .’уп^оз зї ;;сп:;рпі уелог.:т.П,

•-■■'і- '^ФулпЕуеп его "з?.с га:.телу.! оз'Л і» о? ду:ю:л;сі'0 сосїошк'.я сучого чі-лозпка.

В їліропопітігпі Р';р”'.:;а сйхкгзю-р^алгцтичэскпЯ пар::о,” с рл.Тіі:;';їото -:і” V:;с,;;:?;:т ::р;згт. Взя поз'М,

/.•' ‘V:?Р'Гіі-.у.'-о т'.ччлгнг..!:'

(■/-г,;;* от уі’П'л:’:т і! прістоги :о

-:-..р ; ;>./'бгр; і,:- : р.;;;’оуг.:о ссіп:е:;:.^ь пря!,.;г''>р;гт;;;

ос-■.:. р ■/,■ ■г::^ і;-;-.' ^пс7;:і:лл ;ї оіг/ і'.з і.ТчГ.'."

_ ГГїО;:.-/;;! у,Ч' Ч:-р:;-::ПЛ|-! іч::Г

і:.;.: ;і р.1;'П’сі’згзї.-'.гя г.рр!р:;.:; 3 "іїокго . рі;ет.;>• ст/.Г'!. ."ч ;;чг: г-трл/'л^лй^^ко:’ рс^зї1.^;-

■ ил.'.уг, :'Т-: п:>р.';о;.'^'ї:п Р5.?, п;‘р:;ори

- :;р-'тр, г: ІССО с. по І'У/П г?Г?.

Г СПр-; - с ГЗ/-5 :г» ІС/СО і’Орї^. .

і; :крі;’'Р г~рпод їгор-чоК".а ЇЬрг'с: агілг-ігос?

!П!3 гпвпог.огзуг'гзй «;глз.5Щ’И-:, Б то гз зрека сЗр'^'П!?? з нздро-с-ї, нзуч2:-:ї-;:; Ксргшп, озгооіие їг“рс*а::оуо ірсл^зл за'.'ігет: с”3':й:'зй, пэа*.'Ой Цоигрсиьиай Аа::іі, »/акяк кап <!’зпрсусп, Иавзк, із^улп, Елйііллк Драглі, Уакігумісу *т, пх гумзгггеї'.ічеклй: яд>Л спо-собсївоЕ-али боспз'їенио у іголодезго Езрдяхз изсопях нр&ссюогашх. качеств, росту его позтігоеекого иаоторезпа, с?а«овязшз его дкиократкчоокик взглядов, СольіЗоо паздзАвтвиз на та оказелп ' его собствентіз кнзнешша епєчилсіия, евлззннцз с іибаодазнаеи кггденской акзии народа, бооправіш я несйроьодяавости ханеша властей. . -

І. Бердах. Избранное. - Тижеот: Фен, 1977. 0.78.

Z. Ещ^ілх. Танлаїтли кагармаларц. - Наказ: Карп:іалиака?ав,

3. У.удзЯбврг|Ноп К, К^роеоаэрэ»»'? Езррдчв, - Нукус: іСаракая-

Бардах в своей мировоззрении испытал влияние ролигиоэно-ыистического учения суфизма. Однако выполняя все требования! предъявляемые с\фшш мпридат , он не предавался мистике и в своих произведениях сосредоточивал внимание на реальной земной кизни, на реальних людях, и ик -взаимоотношениях. Он возвеличивал человека тpvдa, его нравственные достоинства, доброту, т-ликодушие, страстно призывал людей воспользоваться и наслаждаться всеми благами этой кизни. Бердах беспощадно критикует нравственный пороки сильных мира сего, клеймит позором отдельных служителей духовенства, который, нарушая подлинные идея: ислама, беззастенчиво обирают несчастных сирот, едой, используют в своих користних целях подояемЕ шариата. Бее сто свидз-тельствует о том, что ему били близки идак накшбандлз.ч'а,, которые цолучшш в то ьреыя широкое распространение а Ц.^тральиоГ. Азии й других регионах Востока.

СлеДУВТ аСОбО ПОДЧерКНуТЬ, ЧТО В формировании МфОБОЗЗре-

иия поэта определяет^» роль сиграло богатое устное народное творчество каракалпакского народа, из которого он чарпал шю-гие цешша мысли о явлениях. абщзгтвзняой дизни» их оценки.

. На развитие освободительных идей в мировоззрении Бердаха аильное влияние оказало вооруженное восстание кграиадпакскэго . народа под предводительством Ераазара Алакоза Х8а5-1В5а г., н;— травленное на завоевание неаавиекыо сх’и и государственной. самостоятельности. Глубокое осмисление второ восстания и его последствий заставили Борддха выдвинуть ндзи о единстве народа,

о необходимости забыть ыеяродрвые конфликты, вражду, объвщ-ииться и сплоченно бороться аа независимость.

События 1873 года, установление русских порядков на правом берегу Ацударьи безусловно повлияли на дальнейшее развитие мировоззрения Бердаха, на идейное содержанке ого проиэвед-эний. Принятие русского подданства но принесло уяушвтп дм зла народа. В произведений)! этого периода Бордак кродэлиаат изобраг^агь реальную картину цесаряведаивоитк, кестокости дарешгх сановников, аталшеов, ьолосгннк, кртигу^г кх яорилщ/и опусгсы«ш:эв¥г., нрвв&тввшша пороки обдаст в а.

К отоиу вредом Сердах со яа:-"г аоа янаыенатуо пооцу "Ц. [и.

ейГ!ОДЗ'ри , содорхацуг'» О О 7 рун )ф ШШу о'уЦйОУЬУВСвГй фс;0;;алЬ!!;)Г;-строй, СЙЛ-ЛЫЙ при ЗИН К еы»р ••3}!' Ь( .<:!:!« и установление &Жлфг ••

1Ч-: ,Д ;1 1' I! УЬ , Ч5Ч; 1>- р.' , б VI.",' ■"<

приверженцем идеи о справедливо» правителе, в та ка врецл исходя пз кизиениого опита, изучении исторического проалого народов Туркестана, приходит к иисли: "Царей, что справедливо правят, с начала мирозданья не било"^.

Бордах своими передовыми демократическими и гунанистичесин-ни идеями внес крупниП вклад в развитие общественно-философской шслн народов всей Центральной Азин.

Обдефилософские и общественные идеи Бердаха легли в основу ого эстетических взглядов.

Во второй главе диссертации - "Сущность эстетических вэгля-доп Бордаха" ~ раскривавтся эстетические воззрения Бердаха, детально анализируятся его идеи об основных категориях эстетики -прекрасной, возвыаонноц, героическом, трагическом и коютюскои, рассмотрен рад худохествекно-зотетмческих принципов поата, ого идеи об общественной значимости искусства, поэзии.

Й£В2УИ_Й2.ЕЙ£ЕЙЙ “ "Категория прекрасного в творчества Бердаха”. ’

Прекрасное'- ведущая категория эстетики. Во всо времена она наступала всеобщим критерием эстетической оценки, хотя исторкче» ски менялись конкретные представления о прекрасной, теоретически е подходи к раскрытие его сущности.

Бердах, как и его идейные предшественники Низами, Фнэули, Ееднль, Навои, придавал большое значение проблеме крекрасного, осмысленно и восприятию изображаемого а огон контексте.

В творчестве Бердаха нашло слов отражение единство сущноет-ко-концептуального подхода к категории прекрасного и его художественно-практического воплощения. Прехде всего он исходил из того, что прекрасна сама природа, что подлинная красота закликается в визой действительности, в ео совершенств. Он писал: "Вселенная совершенна, в ней нет недостатков’"1'.

О.цнш из важных тг.орчеоккх принципов Бердаха выступало худо-;:<*,стйен1!0“эстетячес:кое освоение. действительности с полиции ее соотношения с прекрасши, его авторсусго поикмзн^я. Поэтому гнт -сотру чуемвозал креог}' жизни, природа ;; спсшн^л': мУсп: г.'.пал и .г наснтились кх^есо-гой***1*. Согласно чпу, красота ^ч: ггго м >ч

I. I):■[!-;г,:'. и.;бр.*чно>;. 0.0.

Т'Н;яг,м:1;п г.^:;5 ;■ ':г;; ■ Г..!!1'

0.

контрасте рзаадюго отношения субъекта к объективно^ шзру. Он шюая? “Этот глр показался мне л уте pair’*.

Црокрйв’лоо у Еордаха по кшгом совпадает с добром, оЗДест-благо:», справсдкивоса:г,ы; ап в определенной иаре отсадест-гяясї осуетическоз к нї'іі «езкос, 1,ч’.о;чл,р;:ваЕТ мк по пзйякоевкзи s единстве и гермонш:. .

В тлптшж праіфаопого uvy< ,'..і ucpwU ляиі видьигме? пояс-:;ок9 и чолосочесі.у,.: а;;з;а в jsc і;|>;‘ЯС;«.є:і::и чішє;; социальное; ирг С"їі:г;гс исыпска, ups;Kpco:un c:c,3,vnmcu боіх-ї ьорца, ve« its игн-ів Всдозз; ii-ure.»; or клетаf чго игь г. чедоьог.о и и чстоь^чоско кпзгсг ксаозрсяяуиг:аэ сводлгся к Ссиа^т-лшсму. Оа опоерьд/е:-и:.; через соці:;\Л!Л:уп cpi'^y-

В їО .прж ііілсвг.;: г,ог^.'пк-'^.'аа кіл: шцшь'.гвус.лг.гог. ■ іЛіСоат.’лг суи Пойїог.,у Па^д:...: ьоо;.лгіл;-і,с:я ^иизогиг*

о тт.., сг-о <1',:о;-ґчГ..г.:;;.\ C0C3[CCU':YV;0;:н.і::о iv; гг:з.г"л‘ с::‘о :с v:i'Zгс;;оіау u y?r,op.;;;.;ci, чіа ’іллої;».;, iipurj’ace?; ir~s.r»':-r& c:,vi;i іцДГ^ті.Хпіс'ї;.^, до::гаШі::..: шрелъши счЬ-ш-с.: j ;; c.:=V-*'£:';> у C.VJ-;: cv;n.4ii.\.'e и аш.'й'/ип svac— bjr.i с;лого rG;,;:;:a к а;с;Пьєакого со^сгр-е;^:^:..

py.;t icv-r^ Ji-voaiv когорз/'о куооїид ь

tV5u';;:u-;j t; w.j/y, n tt-o огі^дцхольі-оі; onosoGt^c-''.'.;

- . ’Ч.?рлЬьЛ; ко Jc-’Л ssi,

' Ъ-c-i чсгіп-Ж і'руд из Jipcaexcr,

'К&з їсал'йї на.рой, ,

' 2л vpi's к «s-ї ігаі'дй^іш0>дьв~. '

Г:;,:: n'Kr'^UD й £!?eeepscj£;i:, в оьоііі: проі<8ЬЄД«іт.: с

Rc;cr;fU;pt-o дсиокрсяугуь яддииул и обсашгл сйоіі есто-Slvpci:#! {.ffiiai, неразрывно с&;8&;5|&0 с его поюшакіеи пре^рся-і:;,го. С:-йоко оц-зшійая преобраззя^в деятельность человека, он рмеуэдзцеаст ео в кереарцвноЙ овяза этического и эстстк-чвокого сеЗїС&гстЕКИ с естетическііи аівапри Бердаха, сознательная е.їс.?&гьиосп Яолї;їіз бдаь подчкнзна висоїиш кравствешаш .норшм е >-р:шд!Щйи. Оововши содораанязы ее долано быть слу<кешіе каро-

д.!', 0?о«геа?йу» тру, друабв между народами. Бердах в стихогво-ріінца "Дли Народа" пншет:

І. Ба^гас. їдааі-галн выгариалара. С.60.

&, Ыщ$а. Нвбргивюе. С.32.

"Достойные народу отдоит Все без остатка - разум свой я труд, , ’

■ Народ к заветной цопя приведут ,

Та, кто достоин послужить народ7"^.

Своему эстетическому идеалу Бердах предъявляет шаскт мвстоеннчо требования; он должен добить свой родиоП край, гй>» 1ЯНО трудиться, лить честный трудом, любить и заботиться о гшших, уметь дорозлть друхбой, помогать беспомощным, нукдал™ 1мся, быть милосердным, справедливы», мукостпенинм и ?.й. 1а-»

1С понимание нраве?вешо-эотетичеакого идеала героя находг/г , юе выражение в его стихотворении "Мне нуг-Ш"! .

"Кто сеет хлеб и воду шзет, '

Кто С бедняком!» ДОЛ11Т П!Ш'У, ■

. Кто помогает людям нищим, ■ '

Такие люди мне цуяйы .

Эстетический идеал Еердаха - это иечта народа, прости: уденлкоз, воспринимаемая через индивидуальное вкдешш поэта, дасмая, досягаемая, но противоречащая дзйс’гзктелькйстм* а_опг:« 'дался ид объективно зояояешгас в ней возможности. Е^о В.Г.Пз-дакий писал, что "илеалн - яэ произвольная игра фадтаэйа, ;:з !ГУМКИ, НС Мечты; В ТО КС прС?И |Щеа«а - 118 сийсок- с ДйПствИ-

1ЫШ07Н, а угаданная умом п воскроизпед еймвд фантйояез. зозг'б;;-. • :ть того или другого явления'’*".. ■

Все те требозшшя,готорне предъявляет' Бердах к свэогу г.о« • н!чесг.оиу идеалу, есть т/свее проявление прекрасного з чет:,- ■

;а. ... -

Продолжая традиции еостсчнпЗ поэзин, Всрдая с бйл:лп оС’^г; -- • ’.ескиг! вкусом воспевал хснскуэ красоту, которуя он тоннй ' •сизая, связизоя зседино шошмй облк», еч«1нея краос*?;- о г;.'--.ой правстпсчноЛ культурой, богач-стпге? ппутренгкго яу;:огкпю а дзн:н!нн. Цсяул талере*) гзкпк о5{йаов Серах сс\д:,л

роизведенкях "Повестка", "Шесть легален”, Тауяан* "Цауь-а дур" и др. . ■ ;

Эпоха Бсрдаха била щпПиэ еуроооН й иссп^аЬодяйгоР» по огне--

Бордах. Избрмиюе, С.Эй.

Гон ~в. С.27. . .

Зелински!» В.Г. Иэ-гпесобр.соч. Т.8, ~ ’?есг.па, ,Ш35. С»ПЭ.

пению к пешцинс. Бердах решительно выступал в защиту ее человеческого достоинства, права на счастье и жизнь. Он осуждал обычаи, приникающие достоинства прекрасной половини человечества, ее честь и человеческие права. Он смело говорил о большоі! роли кенщин в общественной жизни, о необходимости дать им правильное воспитание и хорошее образование.

Таким образом, прекрасное Кордах ;ч;дит в самой кизни, а земной реальности, в созидательной деятельности человека и с отих позиций строит свой эстетический идеал, осуществляет его концептуально-сущностное воплощение 5 своем творчестве.

Второй параграф - "Категории возвышенного и героического".

Категория возвышенного очень близка к попятив прекрасного. Объектами возвышенного могут быть предметы и явления, которца отличаятся масштабами величия, силы и значительности. Подлинно высокими и иоэвипенкыш ячлявтся события и деяния людей, которые ускоряпт общественный прогресс, несут им счпстье. Возвышенны ПОЯВІ..!! во имя прекрасных целей, во имл Отчизны. К везвааеннону близка категория героического.

Героическое есть высяое проявление возвьиенного и вместе с тем имеет свою качествениуи определенность и специфику, оно связано с кипучей, плодотворной и интенсивной деятельностью человека. Чем значительнее общественная цель, по имя которая ведется борьба, теы вьгпе эстетическая ценность героического деяния.

Возвышенное в творчестве Бердаха связано с представлениям;} поэта о прекрасной к зачастую передается через героические характеры. Объектами возвышенного у Бердаха выступают героические личности, такие как Асан и Амангельдк в поэме "Амангельдн", Ер-назвр Алакоэ в поэме "Ерназар СиЙ", а таюзе выдаяпщеся общественно-исторические явления.

Героические характеры, созданные Бердахои, наибояео близки к его естетическому идеалу, ини проявляют героизи во имя счастья народа, Родиш, жертвуют жизнью во имя этой благородной цели. Эти герои - носители высоких идея, наделены прекрасными чептпт человеческого характ(*ра. Кизнь, отданную за свободу и ст астье народа, Бердах считает самой прекрасной:

"Во имя края, где мы рождены,

Мы с вами жить и умереть должны.

ill

РЕЗВMЕ

Уігиу диссертация г;агзуи пояр гл іутафаяяир І^аргабаИ <т бсрд»»нииг /1Ы.7-1900/ остотик цартаяари попекла XIX парда одоліи»; сететик {гтірларяшшг рк'сяйонпіш iqwsiwmproin тящіч

гага 0 nr па лаиг п? і дир,

«Циссаргаїшглн биршта « "XIX яср цорацаяиоі; сотстиялвйікяг гга зшс хусусиятларя" бобпда XIX аср г£орс.цалп<ц зстстик даііо-;-іїг.ії««шг кдтачииИп{Ті;сс>дї!П са гояриіНіапарий яаі^атдан тдаитл інп есосларі ва XIX аср сстотик $-чкрлар?тгаіг ривозяшм! Зротк*» w. 1-іпда конкрст гарикий тахлнл аоосида миллий сйіїьпї m лдл» ігкнмнг jmmvsoyim дяражясиии еьткборра одган э;олда 'мраг'аяпгл; геїнипсишшг ;экга хос ї^сусиятлари оппб беряладч,

XIX осрдаїш кораі{алпсн{ зстотикася xax’j демократия Г-'Р^Гі""» зіт!Шt хплц огзаїш вдодшшдострюшп tn тятй сгпьаткми У а -та олгаи щппща^ит ссосляигші оди* -

Днаспртаїуіядг i(0p.vrsmi0!j сотстик тдтщтпли* гугудга чітки і.п рйгоклаїссяідп ajftpj оотепікссп шикіапарття* J?sops» г,рт< г% уларинішг твтлиря курсатклгея, ■ ' ■

Тадні; отішїбтж ддяр вялкляара вудмая I^raora /І799-ІЄ0С!/ s пшоз / 1024-1071/ еа Еордпя,'г?ргшгг’ ооготии^пгегфій фікргарадз <ш?дя булаетгаи иет»:иаГС!гнг;гпсодчП,сяосиП я* изданий r^pfripr.p

ЙКСШШ ГОППДИ, . ■

Илмкй ивда Оврдаз; и/одшгегг асоеяй дтерларп тарикий яядак1**

і бериліди» Берд*яиииг иеррий пжвратп* уаянг /дги^врмпи яя.гг; ' рікй яяоди таьемрида пякилпздади. Упдоч тга^ари* ірта а«рлпр зц .’ялса^ий ^ккирляринмиг еиьаиалари, sycycaii исрипатешгем* п»и-шн* тпс*г*ур гояларн алохида пг.тяип кесб огади* Вордаяитг :'»'.<зиіН{-а-,"С'’.'|'ПГ, доіе^араги ушпіг д^пени сзтегнх і<уцт»й ішзардяц ■умити рглї асо» б? лади»

(U'.CCfJpTUl'If »:ІІКПГ НКЮЯІЧИ ЙОбИДД Г-орДРДНИНГ СУГЄТИК fJBp'W.np:.*

т, хпр тожчілина гяхлил »;нл«!іг,и, Яог^иииг бпдпй и^одлдз fjnp4~ v.w% X'-i'tifH тзфторпитіг гкригий б.ур" г.«я длг.р rctWiH иу^Так на~ • тд/.іі jpni-ч тсос о^пб 0ap4.Tvyt. ■

Г-гд-чл у я urtcv’fi.a ия:їи*'<»«ій у-р^и^-ч

•ри;Мї.!'Г!1‘К J rii|'I;5 :■*’!! члга '"'fpf r'f'. 'Vv'i JiV і 1 ЧіЦ.'і X«>»;*«>J»*4W4* "РГ>:' і* г. ;п,у ><•. і j ч! ■! І! іу%\-М

О, ■’ fu, І ^ Ж

п. 9

г щ й «

О »'i {г »

£І ІІ ,J

Й Я

3 « 3

‘5 К Я

с; і* V-'

lilO (_1 L Г t. ciL 1 Gl’l IS C6VCLCU 10 t.l iGr КаГаХаІрак ci’riHLlicLiCzi

research пі XiX century on the example of the prominent thinker, post: Be-rdnkh Kargabai uli's aesthetic views

/tf;2',’-1-390/. ‘

In ths first chapter the social and ideological premises cf fonraticn and development the Karakalpak aesthetic thought in XJX century are defined. The specific Karakalpak aesthetics peculiarities are revealed cn ths basis of the concrete and

historical analysis with pravison for the national art and literature deveiopnant. ■

•* The Karakalpak people aesthetics was based cn the world outlook including, people democratic ideology and aesthetic ideas finding their reflection in folklore, music and in

applied art. ■ . .

Ths corelation and mutual influence of the eastern

esthetics tradition;: m Karakalpak culture are shown in the

thesis. '

The aesthetic thought cf the Karakalpak people of this

period reflected all the social, political and cultural processes. It was expressed not in the scientific and

philosophical form but in the poetic one. Its bright

representatives are Coonkhodzha /1799-І880/, Azhiniyaz /1824-1878/ and Berdakh. ' .

' The rrain stages of Berdakh*s creative work are noted on the wide historical background in the dissertation. Berdakh's poetic mastery, his ideology was formed under the folklore

influence, the historical reality of XIX century. Besides that the philosophical thought role of the iredieval East is a j-ji’i if і cant m the'poet's ideology particularly the ideas cf peripatetics, siifiiiiM, pantheism. Eardakh's social and

.. mlcscphical views underlay Ins apathetic world concept.

in the second chapter the complex analysis or' tic;‘a ■.:-:;hatic views is accomplished, the aesthetic iiiasterin'j

i.-out lai’itits in the poet's art works or' that reality.

tserdal.h's ideas about beautiful, elevated, heroic, tragic fad cowic categories are analysed in detail in Um

■Jisr.ertaticri. The essence of the poet reveals throuuli

such wsr&l qualities as dilifconc.i, loyality, diamtoreated-iieac, love of' freedom, heroism, patriotism, i^rcy and their antipodes - greediness, laziness, vanity, cruolty, betrayal, stiiijiness and etc.

lV-:i daj-.h sf»vf the essence of beautitul in tem»i*tnal realities, ui nature, in ami croative activity. The central plane occupies a man in Eordakh* s aesthetics. Ttw pott

considers the nam essence of hunnn dignity, his Ihauty in n.dissoluble ethio and aesthet »c rulat ion.

lit;idaJ-.h saw tho esasntial in art - it:;

sigmfication. Ihe thinker highly valued th> role or' art and pootty in moral and aost.het.ic education. Ha sues ti.u j o&t * a prinojpal duty in serving to pucplo interests, Ins nv.ral

uprovament, enliehteiarient rise and aesthetic taste.

lujrdahlYs aesthetics is inprocnated with pivi'cxmd humanist and patriotic ideas. He ruthlessly criticises social «nd noral defects of the feudal reality, looks tor way out, U'lonfyir.g life and ei.i'/lciaihigh aspiration or a man.

In conclusion general theoretical inferences sru dra-.n,

the sigmfic.mco of B-‘idaUh*a aesthetic legacy for ivudeintly

it; revealed. '

]J. .if-.» ,i, . i. |U {. l'

>'*!*>.! ' , J, i-

1't ■((.!( Hi* (Mi.iro I;..(!( t < \|J f, . )i - * v , \, ,r

........ tf y„ l.,'ih-!- 71