автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Культура Каракалпакстана в 70-90 годы: Общее состояние и тенденции развития
Полный текст автореферата диссертации по теме "Культура Каракалпакстана в 70-90 годы: Общее состояние и тенденции развития"
[ч л
Г) 4 V) V
» \ I)
г ц в» Ш!
1КАДЕЛШЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН КАРАКАЛПАКСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ИНСТИТУТ ИСТОРИИ, АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ
На правах рукописи УДК 93/94 (4/9)
АИШУРАТОВ ЖАЛГАС
КУЛЬТУРА КАРАКАЛПАКСТАНА В 70-90 ГОДЫ: Общее состояние и тенденции развития
Специальность: 07. 00. 02— Отечественная история
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
НУКУС — 1907
Работа выполнена на кафедре «История народов Узбекистана и Каракалпакстана» Каракалпакского Государственного, университета им- Бердаха.
Научный руководитель: Заслуженный деятель науки Республики Каракалпакстан, кандидат исторических наук И. К. КОСЫМБЕТОВ
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук
У. АЛЕУОВ
кандидат исторических наук П. МУРАТОВА
Ведущая организация: Нукусский Государственный педагогический институт им. Ажинияза, кафедра «История народов Узбекистана и Каракалпакстана».
Защита состоится « ¡il£a<í » 1997 г- в « " » часов на заседании Специализированного Совета К. 015- 30. 01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук по специальности 07- 00. 02.—Отечественная история при Институте истории, археологии и этнографии Каракалпакского, отделения Академии наук Республики Узбекистан. (742000, г. Нукус, Амир Тимур 179 «а»).
С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке КК ОАН Республики Узбекистан (742000, г. Нукус, ул. Амира Тимура 179 «а»).
Отзывы просим направлять по адресу Специализированного Совета.
Автореферат разослан 1997 г. « »
Ученый секретарь ^^^
Специализированного Совета, //2/7^'
доктор исторических наук Б. А. КОЩАНОВ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ' Г г
Актуальность темы. На основе собственней' программы обнов-; лення общества, уже получившей в мире наименование «узбекской;' модели», мы перевели нашу экономику на рельсы самостоятельно-' го современного рыночного1 развития, навсегда покончив с тем1 унизительным положением,1 когда, подчиненная 'пресловутому1 «Центру», республика была'"лишь неким экономическим придат-1 ком, поставщиком сырья для империи. ; '
Независимость дала возможность в краткий срок народам Уз-' бекистан,г заново оценить свое историческое наследие', возродить и," национальную'гордость, свою культуру и традиции, веру, язык й' духовность, стала импульсом в развитии национального мышления, упрочении чувств патриотизма, любви к Родине. Свидетельством чего является то, что весь мир отметили великую и славную дату в многовековой истории народов Туркестана—пятой годовщины независимости Республики Узбекистан, 660-летие Сахибки-рана Амира Тимура, 60-летие вхождения Республик Каракалпак-стан в состав Республики Узбекистан.
Постановка новых задач развития культуры в Узбекистане, несомненно требует глубокого анализа и изучения опыта предыдущих десятилетий. Этот аспект специально подчеркивал Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов, отмечая стремление народа ко всему лучшему в образовании, науке и культуре.1 Ведь с обретением независимости перед культурными учреждениями Узбекистана закономерно встают вопросы разработки новых концепций национальной культуры, совершенствования подготовки специалистов этой отрасли.
Критическое, научное переосмысление всего комплекса неоднозначных процессов культурного строительства Республики Ка-ракалпакстан в 7(1—90-е годы XX века диктуется потребностью восстановления объективной картины исторического процесса, необходимостью восполнения существенных пробелов в историографии истории Каракалпакстана. Ведь в условиях советского тоталитаризма историческая наука республики оказалась предельно деформированной- В результате мощного идеолого-цензурного прессинга были вырваны многие страницы истории, исковеркана историческая память народа, пытались предать забвению деятелей культуры, связав их с «узбекским делом». В этих условиях
1 Каримов И. А. Узбекистан—свои путь обновления и прогресса,—Ташкент: Узбекистан, 1992. с. 62.
правда истории представляет приоритетную предпосылку духовного обновления.; Республики. Каракалпакстан, выхода ее культуры на рубежи^щгвилизованйМ-о развитая. г Изучение историографии 70—80-х годов XX века показало наличие существенного пробела' относительно проблем" ' общего состояния и тенденций развития'-'культуры республики. Именно м'алЪчисленнйстъ' исследований; далеко не полное внедрение в научный оборот^ принципиально•'ва'лшых источников о состоянии культуры народов Каракалпакстана явилась важным подспорьем пр1( ёыборе тё'мьг'"настоящего исследования.
Хронологические рамки исследования охватывают промежуток времени с начала 70-х до конца 90-х годов XX века-включительно. Эти .годы ; характеризуются, во-первых, бурным развитием и нЬвыми достижениями культуры народов Каракалпакстана, во-вторых, тенденцией безраздельного господства коммунистической идеологии во всех областях духовной -жизни народов, ярко выраженным стремлением государственных идеологических структур к одностороннему подходу ко всем духовным ценностям, особенно к их прошлому духовному наследию, диктовать им свою державную волю во всем, что касалось развития, совершенствования национальных культур. Так называемый «застойный период» в историографии изучена далеко не полностью и не даны объективные оценки.
Избранный период представляет возможность в полном объеме .проследить эволюцию культурного образования в республике, высветить глубинные факторы торможения отечественной культуры. Вместе с тем в диссертации применен сопоставительный. метод, где показаны достижения в области культурного образования в период независимости. Исторические аналогии лучше всего показывают чего мы достигли и чего не могли достичь в условиях тоталитарного режима.
Степень изученности проблемы. Проблемы истории культурного развития Республики Каракалпйкстан 20-х—70-х годов XX века достаточно разработаны. Работы У. Шалекенова], А- Пана-бергенова, И. Косымбетова, А- Сабирова представляют значительный интерес в отношении широты, глубины охвата н методологии исследования.2 Они в известной сженени помогают понять про-
2 ШАЛЕКЕНОВ У. X. Очерки по истории культуры Советской Каракалпакии, 1917—1940—Нукус: Каракалпакстан, 1960; ПАНАБЕРГЕНОВ А. Партийная организация Каракалпакстан, в борьбе за осуществление культурной революции, 1917—1940,—Нукус: Каракалпакстан, 1960; К.ОСЫМБЕТОВ И. К,арацалпац-совет интеллигенциясыныц, тарийхынан.—Некие: К,аРаКалпацстан, 1970; Его же. По пути, начертанному Коммунистической партией.—Нукус: Каракалпакстан, 1976; САБИРОВ А. Развитие советской культуры народов низовьев Амударьи, 1928—1940.—Нукус: Каракалпакстан, 1984 и др.
U,ecc развития каракалпакской национальной культуры в период тоталитарного режима, переосмыслить аспекты и анализировать состояние в условиях коммунистической идеологии.
В 70-е—90-е годы усилиями обществоведов Республики Узбекистан было введено в научный оборот огромное количество источников. В монографических исследованиях К. Акилова глубоко освещены проблемы развития национальной культуры, становления национальной интеллигенции, которых при его критическом переосмыслении можно использовать в современной научно-по исковой работе.3 Вместе с тем, выделяются монографические исследования И. К. Кадырова, Н. Рахманова, Ф. Шарипова, С. Аб-эасовой, С. Садыкова, Д. Юлдашева и др, посвященных фундаментальным проблемам становления и динамики развития школ Узбекистана.4
Необходимо отметить, что в них не подвергаются сомнению эффективность советской модели школьного образования, идеология школьного строительства. Естественно чрезмерно большое внимание уделено проблемам формирования коммунистического мировоззрения у школьников. Вместе с тем, в них мы находим интересные суждения об основных этапах развития отечественной системы народного образования и подготовки педагогических кадров.
Независимость Республики Узбекистан и кардинальные перемены в общественной жизни, ликвидация монополии коммунистической идеологии создали благоприятные возможности объективного изучения процессов в сфере культуры во всей противоречивости их проявлений. В новейших работах историков Узбекистана рассмотрена с новых методологических позиций картина культурного развития республики в условиях «советской дейстиитель-ности», обозначены болевые точки в духовной сфере.5
3 АКИЛОВ К. А. Исторический опыт решения проблем кадров^ народного хозяйства и культуры в Советском Узбекистане. Автореф. дисс. д-ра ист. наук. Ташкент, 1987 и др.
4 КАДЫРОВ И. К- Очерки развития общеобразовательной школы Советского Узбекистана.—Ташкент, 1974; Рахманов Н. Развития педагогического образования в Узбекистане,—Ташкент: Укптувчи, 1976; ШАРИПОВ Ф. Народное образование в Узбекистане—Ташкент: Укптувчи, 1977; Аббасова. О. Шаги реформ,—Ташкент: Укптувчи, 1987; САДЫКОВ С. Развитие народного образования в Узбекистане.—Ташкент:' Укптувчи, 1988; ЮЛДАШЕВ Д. На пути перестройки системы повышения квалификации учителей.—Ташкент: Укптувчи, 1989 и др.
5 МАВРУЛОВ А. Культура Узбекистана на современном этапе: Общее оостоянне. Проблемы. Тенденции развития, середина 70-х—1990,—Автореф. дисс. д-ра ист. наук,—Ташкент, 1993; ПАСЫРОВ Р. Социальное развитие села Узбекистана, 1965—1985— Автореф: дисс.. д-ра ист. наук.—Ташкент, 1994; ЭРГА-ШЕВ К. Развитие общеобразовательной школы в Узбекистане, 70—90-годы,— Автореф. дисс... д-ра ист. наук.—Ташкент, 1996; ЛЕКОМЦЕВА Т. Деятельность культурно-просветительных учреждений по подъему духовного уровня, трудя-
К сожалению до последнего времени еще не появились масштабные исследования, непосредственно посвященные истории культурного развития Республики Каракакпакстан.
Имеется обобщающая статья академика С. К- Камалова, где воссоздается картина развития каракалпакской национальной культуры до конца 80-х годов XX в.6 П. Муратова освещает мероприятия по подготовке кадров национальной интеллигенции, в частности в 80—90-х годах нашего века-7 Р. К- Джанабаев в своей кандидатской диссертации охватывает проблемы культурного строительства в республике до 1977 года.8 Справедливости ради, необходимо отметить, что данная работа написана в русле бурного развития «социалистической культуры», гд^ встречаются стереотипы старого подхода. В работах Р. Уразбаевой и Б.И . Закирова, а также в коллективной монографии ученых Нукусского государственного педагогического института им. Ажннияза имеется немало важных данных о развитии высшего, среднего и среднего специального образования в крае.9
Впервые в крупномасштабном плане разработана проблема зарождения н развития педагогической мысли в Каракалпакстане.10
щихся Республики Узбекистан, 70—80-е гг.—Ташкент: ТашГУ, 1992; НУРМУ-ХАМЕДОВА М. Культура узбекского села: проблемы и суждения,—Ташкент: Узбекистон, 1993; КУВВАТОВ Н. Подготовка и воспитание педагогических кадров в Узбекистане: Опыт и проблемы, 1980—1990.—Автореф. дисс... канд. ист. наук.—Ташкент, 1994; ХАЛИК.ОВА Р. Развитие высшего исторического образования и науки в Узбекистане. Автореф. дисс... канд. ист. ,паук.—Ташкент, 1995 и др. 1
6 КАМАЛОВ С. К. Расцвет социалистической культуры //В братской семье народов СССР.—Нукус: Каракалпакстан, 1978.
7 МУРАТОВА П. К,ара^алпацстанда интеллигенция кадрларын таярлау— Некие: К,ара^алпацстан, 1992.
3 ДЖАНАБАЕВ Р. К. Культурное строительство в Каракалпакской АССР, 1961 —1977,—Автореф. дисс... канд. ист. наук. Москва, 1985.
9 УРАЗБАЕВА Р. Дж. Возникновение и развитие высшего и среднего специального образования в Советском Каракалпакстане, 1924—1980.—Автореф, дисс... канд. ист. наук. Ташкент, 1984; Ее же. Из истории высшего и среднего специального образования в Каракалпакстане.—Нукус: Каракалпакстан, 1994; ЗАКИРОВ Б. И. История создания и развития профессионально-технической школы в Каракалпакстане, 1917—1980,—Автореф. дисс.... канд. ист. наук. Ташкент, 1981; Его же. Профессионально-техническое образование Советского Каракалпакстана: становление, развитие перспективы—Нукус; Каракалпакстан, 1983; БАЗАРБАЕВ Дж., СЕЙФУЛЛАЕВ К., АЯПОВ Ш., ЮСУПОВ О. Некие педагогикальщ институтына 60-жыл.'—Некие: К,аРаКалпаКстан, 1994.
Ю АЛЕУОВ О. К^ра^алпа^станда тэлим-тэрбияльц ойлардыц к,элиплесиуи >^эм рауажланыуы. К,арацалпа^ хал^ыныц педагогикасы тарийхы.—Некие, каракалпакстан, 1993; АЛЕУОВ У. Становление и развитие педагогической мысли в Каракалпакстане (с древнейших времен до 30-х годов XX в).—Нукус: Билим, 1996; АЛЕУОВ У. Развитие и перспективы народного образования в Каракалпакстане //Агитатор блокноты, 1983;—№ 3; АЛЕУОВ У. Народное образование в Каракалпакии за СО лат // Советская педагогика, 1984,—№11;
Проблемы зарождения и развития каракалпакского театрального, музыкального и драматического искусства разработаны в трудах Т. Алланазарова, Т. Баянднева, Т. АдамбаевойЛ1 А. Ал-ламуратов аргументированно прослеживает пути развития каракалпакского народного прикладного искусства.12 Воссоздается история зарождения и развития национального телевидения.'3
Культурные взаимосвязи каракалпакского народа с другими народами стали объектом изучения ученых.14 Эти работы ценны тем, что в них затрагиваются как исторические истоки, так и современное состояние подобных связей, получивших наибольшую интенсивность развития особенно в последней четверти истекающего XX века и заметно обогативших сокровищницу нашей духовной культуры.
Обобщая предыдущую историографию необходимо отметить, что в ней проблемы развития культуры 70-х—90-х годов рассматриваются с точки зрения идеологических постулатов и рецептов вчерашнего дня, так называемого застойного времени. В историографии расхваливаются на все лады и чрезмерно преувеличиваются роль и значение русского народа и русской культуры во всем, чего достиг каракалпакский народ в области духовной культуры за годы тоталитарного режима, наблюдается тенденция петь дифирамбы в честь Коммунистической партии. Тем не менее, эти труды ценны прежде всего тем, что они проливают свет на отдельные важнейшие проблемы и аспекты развития каракалпакской культуры.
Историографический анализ предыдущей литературы показывает, что до сих пор не имеется обобщающаей работы, где сточки
и АЛЛАНАЗАРОВ Т. Некоторые вопросы истории Каракалпакской советской драматургии,—Нукус: Каракалпакстан, 1987; БАЯНДИЕВ Т.. Каракалпакскому театру—50 лет,—Нукус: Каракалпакстан, 1976; АДАМБАЕВАТ. Карацалпак совет музыкасыныц тарийхынан,—Некие: Каракалпакстан, 1985; Ее же. Жырау намалары.—Некие. Кара^алпак;стан, 1991;
'2 АЛЛАМУРАТОВ А. Мэцги мшТрас,—Некие: К,ара^алпа^стан, 1993; Его же. Каракалпакская народная пышнвка.—Нукус: Каракалпакстан, 1977.
'3 МАДРЕЙМОВ А. Телсвнденне-жэриялылыц хуралы,—Некие: КаРак1ал" па^стаан, 1989.
ч НУРМУХАА1ЕДОВ М К. Рус—цара^алпа^ мэдений байланыслэры тарийхынан,—Некие: Каракалпакстан, 1977; Его же. Судьбы народов—судьбы культур. Ташкент: Изд-во худ, литры и искусств им. Г. Гуляма, 1982; БАБА-ШЕВ Ш. Казахстан ССР-ы ^эм КаРа1\алпаКстан,—Некие: Каракалпакстан, 1982; Тлеумуратов М. Белоруссия хэм Каракалпакстан.—Некие: КаРа1^ялпа1^' стан, 1986"; Его же. К^ара^алпа^лардыц тууысцан халыцлар менен мэдений-байланыслэры.—Некие: КаРак.алпа1^стап. 1989; Его же. Исторические и культурные связи каракалпаков с Россией и Башкирией в XVIII—начале XX в. —Нукус: Билим, 1993; Его же. КаРак.ал1,а>^ езбек халыцларынын мэдений байла-ныелары тарийхынан.—Некие: К,аРа1\алпш»ста11> 1993.
зрения идеологии национальной независимости были бы изучены состояние и тенденции развития национальной культуры народов Каракалпакстана в 70-е—90-е годы XX в.
Цель и задачи исследования. В соответствии с темой диссертации и исходя из актуальности поставленных вопросов, целью работы является историко-теоретическая разработка с современных методологических позиций комплекса проблем, связанных с состоянием национальной культуры народов Республики Каракал-пакстан на завершающей стадии функционирования тоталитарной системы. „
В контексте целевой установки определены следующие задачи:
— раскрыть сущность, стратегию и тактику административно-командного руководства культурным строительством в рамках советского унитарного государства;
— охарактеризовать содержательную суть школьной реформы второй половины 80-х гг.( осветить противоречия в характере школьного строительства, выявить позитивные моменты и деформации в состоянии сети и материально-технической базы народного образования;
— изучить и обобщить неоднородный опыт работы профессионально-технического, специального и высшего образования, осуществления кадровой политики в системе советского народного образования;
— исследовать положительный опыт и выявить недостатки укрепления материально-технической базы культурно-просветительных учреждений и культурного обслуживания населения;
— определить роль и место очагов культуры в духовной Жизни народных масс в 70—90-е годы;
— проследить тенденции развития каракалпакской науки и литературы, искусства, раскрыть сущность тезиса «социалистическая по содержанию, национальная по форме» в Республике Ка-ракалпакстан;
— исследовать положительный опыт налаживания культурных связей с сопредельными братскими народами;
}— на основе изученного материала и теоретического обобщения накопленного опыта предложить практические рекомендации, направленные на дальнейшее кардинальное обновление политики культурного строительства в республике Каракалпакстан.
Методологической и теоретической основой исследования являются диалектический подход к явлениям общественной жизни, концепции национальной независимости с ее приоритетом гуманистических ценностей, а также положения, высказанные в трудах президента Республики Узбекистан И. А. Каримова, постановлений правительства Республики Узбекистан «О подготовке и из-
даннн «Новой истории Республики Узбекистан», «О развитии национального танца и искусства хореографии в Узбекистане» и др.
Источниковую базу исследования составили архивные документы ЦГА Республики Узбекистан, ЦГА и Архива Жокаргы Ке-неса Республики Каракалпакстан, текущих архивов Министерства по делам культуры РК, Госкомпечати РК, Министерства народного образования РК, НГПИ, ККГУ, Госком радиотелевндения РК. «
В работе широко использованы статистические сборники РК. Однако необходимо отметить, что изданные в годы тоталитарного режима эти данные призваны были показать поступательное движение и расцвет культурного строительства п СССР целом, в Каракалпакстапе, ё частности. Активно, путем критического осмысления, привлекались и другие опубликованные источники: справочные материалы. Важную источниковую информацию дали опубликованные мемуары государственных деятелей: Республики Узбекистан и Каракалпакстан: Н. Мухитдинова, К- Камалова, деятелен культуры и науки: С. Камалова, Ж. Сейтннязова и А. Ху-даибергенова др-
Научная новизна диссертации—в самой постановке вопроса, в комплексном подходе к проблеме. Впервые дан анализ явлениям, отношениям и процессам культурного и идеологического характера в Республике Каракалпакстан в 70—90-е годы XX века. В советском обществе культурный вопрос был сильно мифологизирован не только в 1 исследовательской, но и общественно-политической практике. Сегодня нашей раскрепощающейся национальной историографии необходим новый деполитизпрованный взгляд на культурные процессы, исходя из постановки вопроса в постановлении правительства Республики Узбекистан «О подготовке и издании «Новой истории Республики Узбекистан».
Практическая значимость диссертации определена тем, что исследовательские данные могут быть использованы в дальнейших исследованиях ученых, в создании «Новой истории Республики Каракалпакстан», а также в работах соответствующих отраслей гумапнтарной, духовной и политико-идеологической сфер жизнедеятельности общества.
Апробация работы. Структура, направление, содержание диссертации обсуждались на заседании кафедры «Истории народов Узбекистана и Каракалпакстана», «Истории и археологии» Каракалпакского государственного университета им. Бердаха, отдела новейшей истории. Ученого Совета ИИАЭ ККО АН РУ, Научного семинара «История и история культуры пародов Южного При-аралья» Научного Совета по общественным наукам при ККО АН РУ. Отдельные положения и выводы диссертации были изложены автором на 1 и VII н-т конф. молодых ученых и специалистов
Республики Каракалпакстан (Нукус, 1991, 1996), на IV и V конф. профессорско!—преподавательского состава ККГУ им. Бердаха (Нукус, 1992, 1993), межреспубликанской конференции молодых ученых и историков (Бишкек, 1987). Результаты исследования отражены в опубликованных автором научных статьях и тезисах.
Структура диссертации. Состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы и источников.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснован выбор темы, раскрыта ее актуальность, охарактеризована степень научной разработанности проблемы, определены цели и задачи исследования, показана его научная и м&тодологическая новизна, практическая значимость, источни-ковая база.
В первой главе «Народное образование в 70—90-е годы: модель экстенсивного развития и реформы» — разработан комплекс проблем, связанных с состоянием народного образования Кара-• калпакстана на завершающей стадии функционирования тоталитарной системы. 70-е—начало 90-х годов отличаются сложным переплетением стагнационных и верхушечно реформистских процессов системы народного образования- По своей содержательной характеристике этот период распадается на два ярко выраженных этапа: первый включает 70—середину 80-х годов, когда преобладала модель экстенсивного развития народного образования, в духовной сфере безгранично властвовал механизм торможения, в руководстве школьным образованием господствовали авторитарные методы; второй, начавшийся с апреля 1985 г. до приобретения независимости, привлекает внимание попытками реформирования ключевых сфер народного образования. В этот период предпринимаются усилия по преодолению рельефно обозначившихся кризисных явлений в советской школе, относительной перестройке тоталитарных методов управления.
За исследуемый период расширились сети общеобразовательных школ, например, число дневных школ с 623 в 1970 г- достигло до 689 в 1990 г. Численность учащихся в этих школах возросла с 184,4 тыс. в 1970 г- до 313,5 тыс. в 1990 г. В 1985 г,! в школах трудились около 20 тыс. педагогов, свыше 80% которых имели высшее образование. В республике плодотворно работали 93 заслуженных учителя Узбекистана, 331—заслуженных учителей Каракалпакстана.
Реформа школьного образования, предпринятая в середине 80-х годов должна была, по мысли ее зачинателей, обеспечить качественный рост образованности молодежи, добиться повышения ее производственной квалификации, создать условия для всестороннего духовно-нравственного развития личности. Однако
концепция реформы по-прежнему опиралась на омертвевшие догмы коммунистического учения, исходила из ип'ологии тоталитарного мышления и потому с самого начала была обречена на неудачу.
В 1990—1991 учебном году в Республике Каракалпакстан функционировало 487 средних, 134 неполных средних, 68 начальных школ с контингентом 311102 учащихся. Однако, здесь всего лишь 272 школы имели благоустроенные типовые здания.
В главе подчеркивается, что на всем протяжении советской истории организация учебно-воспитательной работы и общеобразовательных школах носила противоречивый характер: с одной стороны школа обеспечивала определенные позитивные результаты в обучении и воспитании подрастающих поколений, с другой стороны, составными элементами были засилье коммунистической монондеологии, политика насильственной русификации, отрыв от духовного наследия прошлого, игнорирование национального своеобразия каракалпакского парода и достижений мировой общеобразовательной практики. В процессе преподавания общественных дисциплин учащиеся получали лишь те знания, которые укладывались в прокрустово ложе марксизма-ленизма: господствовал атеистический экстремизм, методы манкуртизации общественного сознания.
Интенсивное развитие народного хозяйства Каракалпакстапа в 70—80-е годы потребовали создания новых средних специальных учебных заведений-Численность техникумов возросла с 14 в 1970 г. до 20 в 1980 г. Численность учащихся техникумов возросла с 9,0 тыс. в 1970 г. до 23,2 тыс- в 1989 г. Активно подключились вдело подготовки педагогов для начальных классов и дошкольных учреждений педучилища республики, которые насчитывались к 1980 г. 8 районных и городских заведений.
В 70-е годы Каракалпакский госпедннститут явился крупным центром подготовки квалифицированных педагогов не только для республики, но и соседних Ташаузской области Туркменистана, Хорезмской области Узбекистана- На 27 кафедрах ККГОСПИ работало 240 профессоров—преподавателей, который, обучали 4856 студентов очного и заочного обучения. \
В диссертации показываются огромные усилия руководства республики и научной общественности по открытию университета в Каракалпакстане на базе ККГОСПИ. Каракалпакский госунн-верснтет) им. Бердаха стал кузницей кадров для многих отраслей народного хозяйства, культуры целого региона. Только в 1976— 1984 гг. сельскохозяйственный факультет университета подготовил свыше 1000 агрономов, инженеров, бухгалтеров и экономистов. Открытие факультетов правоведения, сельского хозяйства и экономики позволило расширить рамки подготовки специалистов для
республики. В главе уделяется внимание вопросам подготовки и переподготовки кадров в ККГУ в 80-е годы, воздается должное энтузиастам науки п образования, культуры, международным связям.
Вместе с тем, в диссертации показаны негативные процессы подготовки кадров в ККГУ в 70-начала 90-х годов. Это идеологизация и политизация учебного процесса, особый упор на изучение «марксистско-ленинской теории познания», которая не всегда способствовала принципу историзма и конкретно-историческому подходу. При отборе в вуз важное значение имели не только знания абитуриентов, но также социальное происхождение и данные их автобиографии. К кому же далеко необъективным был так называемый «районный разрез» приема студентов, когда абитуриенты —выходцы из сел и аулов Каракалпакстана, независимо от количества набранных баллов, имели льготы при поступлении в вуз-
Во второй главе «Культурно-просветительные учреждения в . 70-е—90-е годы» рассматриваются роль п место культурных учреждений в культурной жизни Каракалпакстана, анализируются формы и методы их работ, показаны положительный опыт и недостатки.
] В диссертации раскрывается роль библиотек в качестве подлинных очагов духовности в аулах и городах, излюбленных местах проведения культурного досуга населения. В 1970 г- в республике насчитывались 388 библиотек с книжным и журнальным фондом 1789 тыс. экз. В 1989. г. этот показатель возрос 552 библиотек с фондом 5758 тыс. экз. Если культурно-просветительную работу на селе в 1970-годы вели 229 клубных учреждений, то в 1989 г.— . этот показатель намного возрос: 334 клубных учреждения, число киноустановок увеличилось до 413. В главе показаны достижения библиотек ц клубных учреждений республики в деле приобщения населения к культурным ценностям человечества. Телерадиоконкур-сы «Народные таланты», «Тапцырлыц, епшиллик, зийреклик», фестивали, смотры, прошедшие в 70—80-е годы, выявили самородных талантов из числа студентов, рабочих, колхозников-
Другой, не менее важной и новой приметой культурной жизни первого лови ны 80-х годов стало зарождение семейных ансамблей, давших путевку на большую сцену не одному одаренному носителю таланта и самобытного народного исполнительского искусства. Вместе с тем, в диссертации подчеркивается тот факт, что монокультура хлопчатника заставила руководителей хозяйств отодвинуть на задний план вопросы культурно-просветительного обеспечения хлопковой кампании, в результате человеческий фактор, его интересы в сфере образования, досуга и мировоззрении были значительно ущемлены-
Негативные последствия безраздельного господства коммунистической идеологии привели к тому, что культурно-просветительные учреждения вели свою работу под жестким прессом всяческих идеологических запретов в строго дозированной, раз и навсегда установленной сверху форме.
В 70-е—80-е годы специалистов среднего звена для культурно-просветительных учреждений Каракалпакстана готовили Нукус-ский культпросветтехникум им. 1С Аимбстова и Нукусское музыкальное училище искусств им- Ж. Шамуратова. Культпросветтехникум за 1970—1985 гг. подготовил более 1500 талантливых кадров для клубной и библиотечной работы. Музыкальное училище ежегодно выпускает 8Q—90 специалистов народной музыки, хореографии, живописи, песенно—вокального искусства и др. В республике помимо музыкального училища финкционировали целых 20 детских музыкальных школ. Тем, не менее, в диссертации констатируется тот факт, что во второй половине 80-х годов лишь 31,4% работавших в системе культпросветучрежденпй имели специальное | среднее образование. Более G0% молодых специалистов, направленных в сельскую местность, ежегодно вынуждены были вернуться в города из-за недостаточной материальной обеспеченности и отсутствия жилья-
Единственными и основными очагами культуры, занимающимися бережным сбором, систематизацией, научной обработкой, хранением поистине уникальных и богатых памятников древней цивилизации народов Приаралья являлись каракалпакские государственный краеведческий музей и музей искусств им. И. В Савицкого, 70-е годы характеризуются открытием музеев истории колхозов и совхозов, «Боевой и трудовой славы», мемориально-экспозиционных музеев им. К. Авезова, О. Халмуратова, школьных музеев.
Традицией краеведческого музея с 80-х годов стало регулярное проведение вечеров воспоминаний и встреч, юбилейных торжеств известных государственных и общественных деятелей республики. В 1985 г. фонд музея насчитывал более 44 тыс- экспонатов.
Передвижные выставки уникальных экспонатов музея искусств (более 5 тыс- эксп.) стали известны не только населению республик бывшего СССР, но народам Японии, Испании, Югославии, Болгарии, Сирин, Италии, Австрии, Франции и др. Народы Каракалпакстана благодарны основоположнику музея искусств И. В- Савицкому (а простонародье его назвали «старьевщиком») за фанатизм, энтузиазм и заслуги в сборе редчайших и замечательных образцов каракалпакского народного прикладного искусства.
Каракалпакским республиканским Советом Общества охраны памятников истории и культуры (создан в 1967 г.) было взято под контроль 124 археологических памятника, 75 историко-революци.-онных памятника и 3 памятника искусства. Однако знаменитая хлопковая монополия привела к тому, что более одной трети всех существующих в республике 450 памятников истории и культуры исчезли с лица земли в 70-е—80-е годы.
Важной вехой в театральной жизни республики явилось создание в 1978 г. театра юного зрителя им. С. Хожаниязова. Старинный театр музыкальной драмы и комедии им. Бердаха за 70-летний период своего существования показал зрителям более 200 драматических произведений, открыл совершенно новый сценический жанр—национальную оперу такие, как «Ажинияз», «Печаль Арала» и др-
В республике в 70-е—80-е годы функционировали 8 народных театра н ансамблей, более 900 коллективов художественной самодеятельности. Было построено и введено в строй 38 кинотеатров, 413 киноустановок, что позволило привлечь население республики к лучшим национальным и отечественным, всесоюзным и мировым общечеловеческим духовным^ ценностям.
Открытие Нукусского филиала киностудии «Узбекфильм» в 1970 г. свидетельствовало о зарождении каракалпакского национального киноискусства и связано с именами М. Каюмова, Ж. Ай-мурзаева, Н. Давкараева. К концу 80-х годов впервые в истории каракалпакского киноискусства появились художественные фильмы «Гум-гум», «Непокорная», экологические фильмы «Арал-кум», «Год змеи» и др.
За 1975—1985 гг. издательство «Каракалпакстан» выпустило в свет 2800 наименований различной литературы тиражом 18 млн. Ежегодный объем издательства начиная со второй половины 80-х годов насчитывает 240 наименований тиражом 2 млн. книг. Открытие специального издательства «Билим» представило широкие возможности развития народного образования, выпуска литературы на каракалпакском языке-
Важнейшими источниками информации о культурной жизни республики, достижениях отечественной и мировой цивилизации служили в рассматриваемый период журналы «Амударья», «Вестник ККФАН УзССР», «Агитатор блокноты», 4 республиканских и 15 районных газет. Вместе с тем, справедливости ради, отметим, что информации о наболевших проблемах социально-экономической, общественно-политической и духовной жизни общества и планеты передавались строго дозированно, словом на средства массовой информации была накинута своеобразная идеологическая узда.
Каракалпакское национальное телевидение появилось в эфир
в 1964 г. С 1971 г. в результате построения сети Газли—Ургенч-Нукус стали транслироваться программы московского и узбекского телевидения. В начале 80-х годов в корне обновился комплекс технической аппаратуры телестудии, были введены программы цветных передач- Шестичасовая радиопередача, пятичасовая телепрограмма, а также субботние и воскресные дневные телепередачи свидетельствуют о становлении и укреплении национального радиотелевещЙГия в 70—80-е годы.
В третьей главе диссертации «Наука, литература, искусство, культурные связи^в 70—90-е годы»—объектом исследования стал научный интеллектуальный потенциал Каракалпакстана, проблемы сохранения богатого культурного и духовного наследия народов края, вопросы выхода науки республики на мировую арену и др.
70-е годы характеризуются открытием новых научно-исследовательских учреждений: Вычислительного центра на правах института, филиалов Узбекского института онкологии и радиологии, института животноводства, института экономики. Возрос научный потенциал Каракалпакстана: если в начале 1970 г- вели исследования 573 научных работника, в том числе 10 докторов, 177 кандидата наук, то в 1976 г. работали 620 научных сотрудников, в том числе 14 докторов, 320 кандидатов. Руководство республики приняв специальное постановление «О состоянии и перспективах подготовки докторов наук в Нукусском госуниверсптете и научных учреждениях» в 1978 г стимулировало ученых, создало все материальные и моральные условия- В результате возникли национальные научные школ^-академиков: М. К. Нурмухамедова, Ч. А. Абдирова, С. К> Камалова, Ж- Медетуллаева, докторов наук: Д. Насырова, Ж. Базарбаева, А. Бахиева, Ж. Орынбаева, Н- Дав-караева. Научный потенциал республики в начале 90—года насчитывал четыре академика, три члена-корреспондента, 25 докторов и более 450 кандидатов наук. Характерные особенности развития наук Каракалпакстана в 70—90-е годы состоит в том, что во-первых, научные открытия в области экономики тесно связаны с внедрением в производство; во-вторых, фундаментальные изыскания в области общественных и естественных наук значительно обогатили духовное и материальное наследие; в третьих, появились новые направления в науке; в-четвертых, в подготовке научных кадров прослеживается научная семейственность, поя-явление национальных самородков.
Уровень развития каракалпакской литературы 70-х годов определялся не только творениями представителей ее старшего поколения А. Бегимова, Н Давкараева, Ж. Аймурзаева, М- Дарибаева, А. Шамуратова, К. Султанова, но и тем, как все смелей пробивали себе дорогу в мир художественного слова и представители среднего поколений—Т. Кайыпбергенов, Г. Есемуратова, Д. Айт-
Муратов, К. Мамбетов, С. Бахадырова, У. Бекбаулов, Роман «Порог», роман—эссе «Мой Арал—моя боль» О. Абдурахманова свидетельствуют об активном участии писателей края за сохранение природного равновесия, за экологическое оздоровление При-аралья и спасение Аральского мор£—уникального катализатора природы-
70—80-е годы характеризуются дальнейшим интенсивным развитием и обогащением каракалпакской драматургии. Произведения С. Хожаннязова, Т. Жумамуратова, П. Тлегенова, Т. Сейт-жанова и др. превратились в подлинную сокровищницу национальной драматургии.
Если в написанных 70-е годы литературных произведениях господствовала тенденция к восхвалению на все лады партии, ее руководящей роли, к упрочению монокультуры хлопчатника, стало традиционным петь дифирамбы в честь героев хлопковых полей, то каракалпакские поэты 80-х годов уже стали обращать-си лицом к воплощению острых социальных проблем в обществе, к открытому разоблачению отрицательных явлений и социальных пороков в общественной ж'изни. Следует отметить немаловажный феномен, имевший место в каракалпакской литературе: в ней появляется целая масса вариантов стихотворения безымянного автора под названием «Мой ^аракалпак».
В развитии современного каракалпакского национального искусства, в дальнейшем обогащении духовного мира большая роль сегодня принадлежит Каракалпакскому государственному музыкальному театру им- Бердаха, Театру юного зрителя им. С Хо-жаниязова, государственной филармонии им. Бердаха, ансамблю • песни и танца «Кырк-кыз», эстрадному ансамблю «Айцулаш», национальному ансамблю «Аму толкыны», симфоническому оркестру и др. В 70—80-е дальнейшее развитие получает новая отрасль каракалпакского искусства—изобразительное, где выросла целая плеяда талантливых мастеров кисти, создавших неповторимые скульптурные и живописные образы. И. В. Савицкий, К- Сай-пов, К. Бердимуратов, А. Еримбетов, Б. Каменев, Ф. Мадгазин и др. создали замечательные шедевры национального изобразительного искусства.
В 70—80-е годы культурные связи каракалпакского норода с другими братскими народами поднялись на качественно новую высоту. Традиционными стали регулярные проведения Дней, Недель, Декад литературы н искусства в соседних республиках Средней Азии и Казахстана,, России. Другой, не менее важной формой культурных связей между братскими народами стало празднование юбилеев знаменитых деятелей литературы и искусства друг у друга-
В заключение диссертации подведены итоги исследования,
даны обобщающие выводы по теме, содержатся рекомендаций научно-практического характера.
Во-первых, в системе народного образования Каракалпакстана был завершен переход на всеобщее среднее образование, во-вторых, значительно укрепилась материально-техническая база общеобразовательных школ, особенно в сельских местностях, дошкольных учреждений. Кабинетная система обучения, профориентация школьников начали давать свои плоды. Однако в этой отрасли имелись отставания, более 75% школ продолжали заниматься в двух сменах, дошкольные учреждения обеспечивали всего 28% потребностей населения Каракалпакстана.
В системе обучения не учитывались достижения мировой цнви' лнзации, накопленный веками опыт воспитания подрастающего поколения народов Востока. Поэтому в нынешних условиях необходимо тесно связать обучение в общеобразовательных школах, дошкольных учреждениях, лицеях, колледжах, вузах с национальными традициями; во-вторых, необходимо довести все формы образования на уровень обучения мировой цивилизации; в-третьих, освобождение школьных, вузовских программ от всяких идеологических догм; в-четвертых, экономические знания должны служить политике рыночной экономики; в-пятых, настало время открыть при ККГУ факультет международных экономических отношений.
Обобщая деятельность культурно-просветительных учреждений Каракалпакстана в указанный период, необходимо констатировать, что были достигнуты определенные успехи в развитии национальной культуры, возросло духовное образование. Тем не менее, в эти годы книжный фонд библиотек содержал более 90% литературы на русском языке, пропагандистская литература служила идеологии коммунизма. Идеология национальной независимости требует-чтобы: во-первых, поднять на высокий уровень работу общества ' «Духовность и просветительство»; во-вторых, превращение культурно просветительных учреждений Каракалпакстана в движущие силы развития национальной культуры; в "/третьих, в угол просветительной работы ставить самосознание чувств патриотизма, любви к Родине, совести; в-четвертых, воспитание молодежи в условиях рынка, преданности к высоким целям.
Проанализируя достижения каракалпакской науки, литературы и искусства в 70—80-е годы необходимо учесть положительные моменты в условиях достижения независимости, обратить внимание на следующие факторы: во-первых, для изучения производительных сил_ суверенной Республики Каракалпакстап, экономики и культуры приобретать современные технологии, используе: мые в мировой цивилизации; во-вторых, усилить разработку фундаментальных отраслей науки для построения основ будущего
государства; в-третьих, в сфере общественно-гуманитарных наук глубже изучить научное наследие восточной философии.
Анализ проблем национального искусства в 70—90-е годы показывает, что в современных условиях ждут своего решения целый ряд важнейших задач: 1 Создание национальных опер, основанных на богатейшем фольклоре и истории каракалпакского народа; 2. Возрождение традиции ба^сы, жырау, создание национальных школ. 3. Усиление помощи государства учреждениям искусства; 4. Восстановление культурных связей с тюркоязычными народами; 5- Создание музеев литературы, народного образования-
В диссертаци также даны практические рекомендации о переименовании улиц, школ, учреждений культуры Республики Кара-калпакстан.
ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ АВТОРОМ ОПУБЛИКОВАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ РАБОТЫ:
1. Памятники истории и культуры—важные источники патриотического и интернационального воспитания//УП науч-теор. конф-я молодых ученых и специалистов Каракалпакстана. Вестник ККФАН УзССР. 1986. №3. С. 82.
2- Развитие общественных наук в Каракалпакии за годы Советской власти/уВеликий .Октябрь и некоторые вопросы исторической науки- Тезисы докл. и выст. молодых историков. Фрунзе, 21—22 мая 1987 г- Фрунзе: Илим, 1987,—С. 16—18.
3- Улкемиз тарийхын цашан уйРенем113?//Арал, 1991. №2—С 31—32.
4. Роль Советов Каракалпакстана в дальнейшем развитии народного образования в 80-е годы//1-я республ. н-т конф-я молодых учен, и спец. Каракалпакстана,—Нукус, 1991.—С 112— 113.
5. Культурно-воспитательная деятельность Советов Каракалпакстана в 80-е годы.// Тезисы докл. республик, н-т конф-и «Актуальные проблемы истории, Каракалпакстана»,—Нукус, 1992. —С. 53—56.
6. Развитие культурно-просветительных учерждений в Кара-калпакстане в 70—80-е годы.//Материалы УТ-й н-т конф-и молодых учен, и спец. ККГУ.—Нукус, 1993.—С. 3—5.
7. Мэдений мийраслар ^эм миллий мэденняттыц рауажланыуы К.МУ жас илимпазларыныц ^эм цонигелерпшщ У-илимий—тео-рияльщ конф-я материаллары.—Некие, 1993,—С. 3—48. 70—80-жылларда Карацалпа^стан мэдениятыныц рауаж-
ланыуына кез «¡араслар.// Эмир Темурдьщ ббО-жыллыгына багыш-ланган профессор-оцытыушыларыныц XX илимий-тео-
рияльщ кон-ф материаллары. Некие, 1996. 183—184 б.
«70—90 ЙИЛЛАРДАГИ КОРАЦАЛПОРИСТОН МАДАНИЯТИ: УМУМИЙ Х.ОЛАТИ ВА ТАРАККИЕТ ЙУНАЛИШЛАРИ»
РЕЗЮМЕ
Миллий мустакиллик мафкураси тамойиллари асосида, Узбеки-стои Ресиубликаси .^укуматининг «Узбекистониинг янги тарихи» ни тайёрлаш ва нацир этиш >^ацида»ги ^орорнга биноан диссер-тацияда болыневистик снстемасы чексиз ^укомдорлигининг сунгги бос^ичидаги К^рацалпогистон Республикаси ^алк,лари миллим маданиятннинг а^воли билан боглиц булган муаммолар ком-илекслари ишлаб чицилган.
Диссертация му^аддима, учта боб, .^улоса ва маънбалар хамда фойдаланилган адабиётлар руГцатидан иборат-
Муцаддимода муаммонинг долзарблиги асосланган, бупдан ил-гарнги тарихшуносликнинг юту^лари ва камчилнклари тап^идий ну^тан наза'рдан тахлил килинган, тадци^отнинг илмий янгилиги ва амалий а^амияти таъкидлаб утилган.
«70—90 йиллардаги халц таълими: экстенсив рнвожланнш на-мунаси ва псло.^атлар» деб номланадиган бнринчи бобда 80-йил-ларнинг иккинчи ярмидаги мактаб нслохатининг мазмунн очиббе-рилган, мактаб ^урилишида мавжуд булган 1^арама-царчиликлар ёритилган, Кора^алпошстон Республикаси хал^ таълими са.%а-сидаги ва унинг моддин-техника базасини мустахкамлашдаги ижобий жи.\атлар, шунннгдек пул ^уйилган катта хато-камчилик-лар аннкланган. ^унар-техника, махсус ва олий таълим фаолгия-тидаги, совет халк таълими систимасида кадрлар сиёсатини амалга оширишдаги бир хил эмас нш тажрибоси урганилган ва умумлаштирилган-
«70—90 йиллардаги маданий-о^артув муасассалари» деб ном-ланган иккинчи бобда уша даврдаги маданий-окартув муасасса-ларининг моддий-техника базасини мустахкамлаш ва К,орацал-погистон Республикаси ахолисига маданий хизмат курсатпш бора-сидаги ижобий тажриба ва камчиликлар илмий нуцтан назардан тадциц цилинган. Мадаиият масканларииинг 70.—90 йиллардаги халкнинг ру^ий .^аётндаги роли ва урни ани^ланган.
2-565
17
«70—90 йиллардаги фан, адабиёт, санъат, маданий алокалар» деб номланган учпнчи бобда К,ора^алио^ фани, адабиёти, санъ-атининг ривожланиш йуналишлари изчилилик билан очиб берилган «мазмунан социалистлик, шаклан миллий» деган тезиснинг асл маъносн изсцлаб берилган- Чегарадаш ^ардаш хал^лар билан маданий алоцалар урнатишдаги ижобий тажриба тадцик; этилган-Хулусада тадкиц этилган материал ва тупланган тажрибани назарий жи^аттан умумлаштириш асосида суверенли Рцора^ал-пошстон Республикасида маданий цурилиш со^асидаги сиясатни бундан буён тубдан янгилашга ^аратилган амалий тиклифлар ки-ритилган. , .•
;'--*: - • * ■■ v .''. - 'v; "> '* .! • j " n'' - it.' ;:.;•(!
. '. ''■ >' . "5;;.
■ ' ■:■ id? it' ."<Y";j -rui-u •;)
•-'■ - ■ : nsiio "..ii??-• " ■ -h'
'r : R c s n jn e;i- - / .mic . -;•;■
. „Culture1 of Karakalpakstan in the year of 70th=90th: General condition and tendency of development"
Basing on principles of the ideology of national independence and in conformity with the rules of government resolutions of the Republic of Uzbekistan. „On Preparation and Edit.on of New History of Uz/ekis1an". complex problems connected with the position of national culture of the peoples of Republic of Karakalpakstan at the final stage of functioning of the totalitarian Bolshevic system, have been presented ang^ worked out in this thesis.
The research work consists of introduction, three chapters, conclusion and bibliography.
In introduction, the actuality of problem has been presented: the achievements and shortcomings of previous historiography have been analysed from the critical point of view and practical significance and the novelty of this thesis have been emphasized.
In chapter one „Public education in the year of 70th—90th;
Model of Extensive Development and Reform", the maim content of school reform of the second half of the 80 th has been defined, the contradictions in tie characteristics of school system has been interpreted, the positive aspects and also changes in the position of ralations and material and technical base of public education of the Republic of Kirakalpakstan have been ravealed. The experience of different nature of the vocational traning, specialized and higher education and realization ot personnel policy in the system of Soviet Public education have been studied and summarized.
In chapter two, on the subject of „Cultural and Educational Instructions in 70th—90th", the positive experience has been worked out and as a result, some shortcomings in strengthning of the materid and technical base of the cultural anc^educational institutions and servicing of the people of the Repulic of Karakalpak-stan have been revealed. The role and place of Cultural ceritres"in the intellectual life of people in the year of 70t!i —90th 'period:have been defined.
In chapter three, on .Science, literature, art and cultural relations in 70th—90th", the trend of development of the Karakalpakstan science, literature and art has been traced. The essence of this thesis of the theme, „Socialist culture on Content, National on
Form" has been disclosed. The positive aspect of establishing oj the cultural relations with the contiguous fraternal peoples in this region has been studied.
In coticlunsion, on the basis of the materials studied and thore-tical generalizations, the author offers some practical recommendations which has orientated to the ^main"renovation of the cultural policy in the Sovereign Republic of Karakalpakstan..
HyKyccKiiii*n0^nrpa4):K0M6HHaT 3aK. №565 cf> 60x84'/i€. 06"beM 1,5 n. .-I. Tup. loo 1997-