автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Бернар Палисси (1510?-1590): творческая личность в контексте французской культуры XVI века

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Карпенко, Елена Константиновна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Бернар Палисси (1510?-1590): творческая личность в контексте французской культуры XVI века'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Карпенко, Елена Константиновна

Глава I. Типологические проблемы французской культуры XVI века.

Глава II. Бернар Палисси: творческая личность в контексте французской культуры XVI века.

Глава III. Художественное творчество.

Глава IV. "Трактат о глиняном искусстве". Автобиография или идеальный тип?

Глава V. "Истинный рецепт". Морфология религиозной утопии.

Глава VI. На пути к новой науке. Заключение. Приложение: Трактат о глиняном искусстве Трактат об употреблении золота в пищу Трактат "Истинный рецепт, с помощью которого все люди Франции смогут научиться преувеличивать и приумножать свои богатства" {О прекрасном саде /фрагмент/)

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Бернар Палисси (1510?-1590): творческая личность в контексте французской культуры XVI века"

Выводы:

Наука для Палисси - это, прежде всего рациональное искусство, имеющее конечной целью истину, которая заключается в источнике единства природного многообразия, в раскрытии Божественной Мудрости, как источника подобного многообразия.

209 B. Palissy. Discours admirablse. httpW : palissy.humana.nantes.univers.fr. p. 150.

210 L.Audiat. L'Alchimie de Bernard Palissy. httpW index.htmlindex.htmlplan alchimie.htm plan alchimie.htm

11 Alun attire la salive de l'homme. B. Palissy. Discours admirablse. httpW : Palissy.humana.nantes.univers.fr. p. 395.

Пытаясь выступить против алхимической научной традиции с позиции здравого смысла, Палисси, тем не менее, выдвигает свою теорию, которая сохраняет пантеистические признаки, характерные для его оппонентов.

Палисси следует индуктивному научному методу в противопоставление герметическому, который провозглашает синтез между миром Разума и Иррационального. С другой стороны, основываясь только на разуме, он принимает за аксиому Божественную Мудрость, как первопринцип материального мира. И таким образом, изучать материю в ее простоте и многообразии, значить познавать, прежде всего, на опыте открытость божественной мудрости.

Безусловно, полемика Палисси с алхимиками несколько поверхностна, имеет скорее моральный оттенок, нежели является научным диспутом. Природа же этих двух феноменов (алхимической науки и экспериментальной интуиции Палисси) схожа. В.Л. Рабинович отмечает212, что "прав Парацельс, сравнивая искусство алхимика с искусством булочника, равно придающих один металлу, другой муке, совершенство формы. Между тем очевидность такова, что булочник еще ремесленник, а алхимик уже художник"213. Вслед за В.Л. Рабиновичем, мы будем утверждать, что понятия алхимический и артистический являются в какой-то степени синонимами, поскольку оба связаны с представлениями о мире как физическом герметическом космосе.

212 В целом Рабинович придерживается мнения, что Палисси с его ограниченным образованием, неспорсобностью к абстрактоному теоретизированию и отсутствием глобальных универсальных макрокосмических концепций, выпадает из продуктивного для дальнейшего развития науки поля алхимии. Я позволю себе с подобным мнением не согласиться. 2,3 Там же. С. 262.

Заключение

Философский и культурологический анализ художественного и письменного наследия французского керамиста и натурфилософа Бернара Палисси (1510? - 1590) свидетельствует о том, что его творчество является ярким примером, воплощающим основные черты эпохи и позволяющим понять внутреннюю логику смыслового культурного поля, характерного для Франции XVI века. К основным специфическим чертам исследуемой культуры можно отнести:

Во-первых, характерное именно для европейского Ренессанса эстетическое восприятие реальности, основанное на отношении к Природе, как некой целостности, источнике гармонии и прекрасного. В 20 - 40 гг. XVI века это представление претерпевает изменения, что приводит к пониманию природы не как единого Универсума, но как материи, содержащей многообразие форм. Задачей искусства становится стремление обнаружить прекрасное в каждом объекте материального мира, что является одной из отличительных черт северного маньеризма. Художественное творчество Бернара Палисси органично вписывается в стилевую систему европейского маньеризма, в то его направление, которое получило название «сельского стиля», соединяющего интерес к природному многообразию и эстетический поиск гармонии в каждом конкретном предмете окружающего, пусть даже «дикого» мира.

Во-вторых, обостренное индивидуальное творческое самосознание. Анализ трактата Бернара Палисси "О глиняном искусстве" свидетельствует о том, что это произведение является не только автобиографическим текстом, но вполне закономерным для эпохи мифом об идеальном мастере. Этот мастер прошел путь становления от ремесленника к художнику, и для его творческого самосознания единственной реальностью, питающей фантазию и служащей источником вдохновения, является искусство. Переход от "цехового" мышления к индивидуально-артистическому со всей

Источники

Bernard Palissy. Oeuvres completes. Edition presentee et annotee par K. Cameron, F.

Lestringant, J. Ceard, M.-D. Legrand, M.-M. Fragonard, Paris. 1996.

Palissy B. Oeuvres completes. Edition presentee et annotee par P.-A. Cap. Paris. 1864

Palissy B. Oeuvres choisies. Edition presentee et annotee par. Paris.

Pierre de L'Estoile. Registre-Journal du regne de Henri III. Geneve. 1996.

Fr. Colonna. Le Songe de Poliphile [ed. J. Kerver], Paris 1545.

Леонардо да Винчи. Избранные произведения. M. 2000.

Челлини Б. Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентийца, написанная им самим во Флоренции. М.1991. Дж. Бруно. О героическом энтузиазме. М. 1985. Дж. Боккаччо. Декамерон. М. 1989.

Т. Мор. Утопия//Утопический роман XVI - XVII веков. М. 1971. Ф. Рабле. Гаргантюа. М. 1966.

Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. В 5-ти томах. Т. 4-5. Пер. с ит. А.И. Бенедиктова и А.Г. Габричевского. М., 1994.

Н. Кузанский. Об ученом незнании// Сочинения в 2-х томах. М. 1979. М. Сервантес. Дон Кихот. (Собрание сочинений в 5-ти томах)

 

Список научной литературыКарпенко, Елена Константиновна, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1. Андреев М.Л. Хлодовский Р.И. Итальянская литература Зрелого и Позднего Возрождения. М. 1988.

2. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М. 1997.

3. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М.1973.

4. Брагина Л.М. Социально-этические взгляды итальянских гуманистов (втораяполовина XV века). М. 1983.

5. Вебер А. Кризис европейской культуры. М. 1999.

6. Вебер М. Протестантская этика и дух и капитализма// Избранное. М. 1991. Виппер Б.Р. Борьба течений в итальянском искусстве XVI века. М. 1956. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. М. 1970.

7. Горфункель А. X. Гуманизм и натурфилософия Итальянского Возрождения. М.1977. Гайденко П.П. Христианство и генезис новоевропейского естествознания// Философско-религиозые истоки науки. М. 1997.

8. Гайденко П.П.Волюнтативная метафизика и новоевропейская культура//Три подхода к изучению культуры. М. 1997.

9. Дворжак M. История Итальянского искусства в эпоху Возрождения. М. 1978. Дживелегов А. К. Очерки Итальянского Возрождения. М. 1998. Западноевропейское декоративное искусство IX-XVI. Из собраний Лувра и Клюни. 1981.

10. Зиммель Г. Философия культуры // Избранное. Т.1. М. 1996.

11. Зарецкий Ю. П. Ренессансная автобиография и самосознание личности. Нижний Новгород. 2000.

12. Захаров А. Основы технологии керамики. http://www.horss.ru/edu/glos.html#g Золотова Е.Ю. Жан Фуке. М.1984.

13. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. Под ред. Л.М. Братиной. М.1999.

14. Культура эпохи Возрождения и Реформация. М. 1981. Либман М.Я. Дюрер и его эпоха. М. 1972. Лившиц Н. А. Французское искусство XV-XVIII веков. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М.1978. Панофски Э. Идея. М. 1999.

15. Панофски Э. Ренессанс и ренессансы в искусстве Запада. М.1998. Петрусевич Н. Б. Искусство Франции XV-XVI веков. 1973. Пинский Л. Реализм эпохи Возрождения. 1961.

16. Платон. Законы. Книга IV. 704 724/ Собрание сочинений в 4-х томах. Т.4. М. 1994.C. 155- 177.

17. Ревуненкова Н.В. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. М. 1988. Ротенберг Е. И. Искусство Италии XVI века/ Памятники мирового искусства. М. 1967.

18. Сапрыкин Д.Л. Regnum hominis (Имперский проект Фрэнсиса Бэкона). М. 2001 Свидерская М.И. Леонардо на рубеже Ренессанса и Нового времени // Мастера классического искусства Запада. Сб. статей. Ред. и составитель В.Н. Прокофьев. М., Наука, 1983.

19. Свидерская М. И. Искусство Италии XVII века. М. 1999. Свидерская М.И. Караваджо. Спб. 2001. Соколов M. Н. Мистерия соседства. М. 1999.

20. Стародубова В. В. Искусство Франции// Памятники мирового искусства М.1994. Стаф И.К. Миф и печатня: мифологизация французского языка в "Цветущем луге" Жоффруа Тори// Миф в культуре Возрождения. М.: Наука. 2003. Тананаева Л. И. Рудольфинцы. М.1996.

21. Уваров П.Ю. Французы XVI века: взгляд из Латинского квартала. М. 1993. Февр Л. Бои за историю. М. 2000.

22. Хамаза Е. Французский театр: от Средневековья к Новому времени. Спб. 2003. Хейзинга И. Осень Средневековья. М., 1988.

23. К.А. Чекалов. "Маньеризм во французской и итальянской литературах". М. 2001.

24. Эльфонд И.Я. Раннесредневековые основы политической мифологии во Французской культуре XVI века// Миф в культуре Возрождения. М. 2003.

25. Audiat L. Notice historique, bibliografique et iconologiqueWOeuvres de Maistre Bernard

26. Palissy, nouvelle edition. Avec une notice historique, bibliografique et iconologique par L.

27. Audiat. Niort, edition Fillon/ Aaudiat. 1888.

28. Audiat L. Bernard Palissy. Paris. 1868.

29. Ceard J. La Nature et les prodiges, Geneve, 1977.

30. Chastel A. Art et Humanisme a Florence au temps de Laurent Le Magnifique. P. 1959.

31. Colombier P. Art Renaissance. 1960.

32. Dumensil A. Bernard Palissy: le potier de terre. P. 1908.

33. Dubois S.-G. L'imaginaire de la Renaissance. P. 1985.

34. Dupuy E. Bernard Palissy. L'homme, l'artiste, le savant et l'écrivain. P., 1970.

35. Emaux du Moyen Age. M.M. Gauthier. P. 1972.

36. Gastineau M. Bernard Palissy et la ceramique. Paris. 1942

37. Bernard Palissy et la ceramique de Saint-Porchaire. Musee National de la1. Renaissance. 1997-1998.1.s Majoliques des musees nationaux. P. 1974.

38. Une orfevrerie de Terre. Bernard Palissy et la ceramique de Saint-Porchaire. Musee Nationale de la Renaissance. 1997. Faiences françaises (XVI-XVIII ss.). P. 1980.

39. Интернет-ресурсы, посвященные Б. Палисси:http://www.palissy.humana-nantes.univers.fr. http://www.horss.ru/edu/glos.html#g Bernard Palissy Online

40. Bernard Palissy French Potter, C.1510-1590. Guide to pictures of works by Bernard Palissy in art museum sites and image archives worldwide. www.artcyclopedia.com/artists/palissybernard.html Bernard Palissy (Getty Museum)

41. A biography of the artist Bernard Palissy from the J. Paul Getty Museum's collection.www.getty.edu/art/collections/bio/a867-l.html

42. PALISSY BERNARD (1510 env.-1590)

43. PALISSY BERNARD (1510 env.-1590). Céramiste et " philosophe naturel " français.histoirechimie.free.fr/Lien/PALISSY.htm

44. Palissy. Bernard on Encyclopedia.com

45. Palissy, Bernard: European Art Biographies.www.encyclopedia.com/html/P/Palissy.asp 34k - 28 Map 20041. Palissy, Bernard

46. Catalog of the Scientific Community Palissy, Bernard. Sources: E.Dupuy, Bernard Palissy, l'homme, l'artiste, l'savant,l'écrivain, (Paris, 1894). es.rice.edu/ES/humsoc/Galileo/ Catalog/Files/palissy.html1. BERNARD PALISSY

47. PALISSY, BERNARD (15 101589), French potter (see CF.IAisles), is said to have been born about 1510, either at Saintes or Agen. 35.1911 encyclopedia.org/P/PA/PALISS YBERNARD.htm Palissy, Bernard

48. Palissy, Bernard: C.1510-C.1589, French potter. For 16 years he worked.www.slider.com/enc/40000/PalissyJBernard.htm

49. Bernard Palissy — Encyclopaedia Britannicawww.britannica.com/eb/article?eu=595651. Palissy Bernard

50. PALISSY, Bernard, disponibilité au 1er mars 2004.www.nanga.fr/p/palissy.htm1. Bernard Palissy

51. Bernard Palissy Ecole française -Renaissance www.insecula.com/contact/A008294.html Bernard Palissy

52. Diaporama. 40 éléments 46 photos. Musée du Louvre Bernard Palissy Céramique française Renaissance www.insecula.com/salle/MS00207.html Musée Palissy, La Capelle Biron

53. Un homme de la Renaissance. Bernard Palissy's figulines.www.ceramique.com/Palissy/artnet.com: Resource Library: Palissy, Bernard

54. Palissy, Bernard (b Agen, Lot-et-Garonne, 1510; d Paris, 1590). French glass painter and potter. www.artnet.com/library/06/0648/T064853.asp CMPC Dossiers : Suir les traces de Bernard Palissy

55. Sur les traces de Bernard Palissy. texte de l'article pour impression, Edition du mois denovembre 1999. Bernard Palissy en Saintonge. Le mythe palisséen.www.alienor.org/Articles/palissy/

56. Bernard Palissy et l'alchimie Louis Audiat

57. Alchimie de Bernard Palissy.perso.club-internet.fr/hdelboy/palissyalchimie.html

58. Bernard Palissy : Potier émailleur. savant et écrivain français

59. Quelques courts extraits d'un des documents de l'encyclopédie dédié à Bernard PALISSYhebergement.ac-poitiers.fr/l-bp-saintes/lhomme/1. Bernard Palissy