автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.08
диссертация на тему:
Биотехнологии и проблема самоидентичности человека

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Тищенко, Павел Дмитриевич
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.08
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Биотехнологии и проблема самоидентичности человека'

Заключение научной работыдиссертация на тему "Биотехнологии и проблема самоидентичности человека"

Результаты исследования могут быть полезны для изучения и практического разрешения социальных, политических и моральных проблем, обусловленных развитием новейших биотехнологий, разработки программ в области биополитики, а также для преподавания философской антропологии и биоэтики в вузах.

Заключение

Исследование влияния прогресса новейших биотехнологий на самоидентичность человека позволяет сделать ряд принципиально важных выводов.

1. Прогресс современных биотехнологий порождает системную проблематизацию самоидентичности человека. Радикально проблематизируются традиционно сложившиеся границы, разделявшие человеческое существование и не-человеческое (природное), человеческое и еще-не-человеческое (стадии эмбрионального развития), человеческое и уже-не-человеское (мертвое тело), нормальное и патологическое, свое (собственное) и чужое, моральное и аморальное, легальное и криминальное. В основе проблематизации лежит усложнение процедуры обоснования экзистенциальных границ, которая из внутринаучной монодисциплинарной процедуры становится междисциплинарной и парадисциплинарной за счет подключения дискурсов профанного сознания, а также ненаучных (например, религиозных) форм постижения реальности. В истолковании смысла проблематизации идентичности производится отмежевание как от панических ответов, которые предлагаются консерваторами (<антисциентистами), так и от прогрессистках иллюзий самодостаточности научного разума в решении острейших экзистенциальных проблем, порождаемых развитием биотехнологий.

2. Проблематизация экзистенциальных границ сопровождается фрагментированием и децентрацией структур самоидентичности человека в ситуации телесного страдания. В диссертационной работе предлагается типология моделей биомедицины, включающая медицинскую модель, социальную и экзистенциальную. Формирование параллельно с традиционной медицинской моделью социальной и экзистенциальной знаменует переход к меж- и пара-дисциплинарным практикам лечения, предупреждения и диагностики страданий.

3. В предложенной модели медикализованной экзистенциальной структуры самоидентичности выделено три уровня организации аффективный, манипулятивно-коммуникативный и объективно-научный. Подход к каждому из уровней осуществляется через специфическое отношение человека к смерти (т.е. в формах бытия-к-смерти, по М. Хайдеггеру).

4. Основой самоидентичности является экзистенциальное настроение, определяющее специфическую для каждой культуры ориентацию между полюсами угрозы и спасения. Для биотехнологий (как и науки в целом) классической эпохи характерна линейная настроенность на борьбу с опасностью, воплощенной во внешней природе, а спасение видится в рациональном научно обоснованном техническом контроле над природными факторами. Благодаря культурной трансформации, обозначенной как экологический поворот, происходит парадоксальное самозамыкание экзистенциального настроя. Экзистенциальный вектор классической эпохи сохраняется, но дополняется противоположно направленным. Угроза существованию человека диагностируется в экспансии техники и доминировании объективно научного типа рациональности. Спасение видится в сохранении или восстановлении естественной природной экологической среды. Наука начинает играть одновременно и роль спасителя, и роль экзистенциальной угрозы.

5. Кризис, порожденный экологическим поворотом, радикализируется в повороте биоэтическом. Конфликт научного разума с самим собой дополняется его конфликтом с моральным разумом, который предлагает свою диагностику экзистенциальной угрозы и свои пути спасения. Причем так же, как и научный разум, разум моральный оказывается внутри себя разобщенным конфликтующим многоголосием моральных ценностей, точек зрения, теорий, конфессиональных позиций и оппозиций. В результате, экзистенциальное настроение, как основание самоидентичности, превращается в сложно организованную игру конфликтующих практик различения добра и зла.

6. Геномика, представленная в нашем исследовании, главным образом, Международным проектом "Геном человека", является характернейшим примером науки нового типа, учитывающим экологический и биоэтический поворот экзистенциального настроения. Впервые в рамках одной научной программы объединено молекулярно-биологическое исследование генома человека (и ряда других животных организмов) с исследованием экологических и социальных (в том числе, моральных) последствий практического использования полученных знаний в биотехнологиях.

7. Характерной чертой геномики как науки нового типа является рыночная ориентация, что находит выражение в перестройке институциональной системы научной деятельности за счет включения структур, обеспечивающих ее эффективность в новых условиях жизнедеятельности (отделы маркетинга, пиара, патентования и др.). Одновременно трансформируется понимание природы научного знания, начинающего парадоксально совмещать в себе идею открытия и идею изобретения (предметами патентования становятся гены, нуклеотидные последовательности и др.), что оказывает влияние на представление о генетической идентичности человека.

8. В современной биомедицине идея универсальной теории замещается многообразием контекстуально самодостаточных модельных описаний телесного страдания, которые прагматически отбираются и комбинируются, обеспечивая осмысленность биотехнологического действия в рамках конкретного случая. Теоретический образ страдания, как нарушения деятельности механизма тела, распадается. В результате связанное представление о происходящем (интерпретация причин, рисков, прогнозов и т.д.) может быть получено лишь транзитом (У.Бек), - как коммуникативная стратегия внутридисциплинарного движения в сети нагруженных конкретными интересами и ценностными ориентациями точек зрения.

9. Усложнение сетевого фрагментированного теоретического образа телесного страдания (его биологического плана) за счет включения столь же фрагментированного (дисциплинарно полицентричного) биографического плана страдания, в котором единая история болезни распадается на серию локальных повествований, данных с различных дисциплинарных точек зрения и средствами различных дискурсов (психоаналитического, морального, психологического, социологического, богословского и т.д.). Соответственно, децентрируется самосознание и самочувствие страдающего человека, приобретая многоуровневую сетевую организацию.

10. На основе методологического анализа практик анатомической и моральной аутопсии демонстрируется социокультурное происхождение базисных эталонов самоидентичности - образа атлетического молодого мужского тела (анатомический стандарт) и автономного субъекта (моральный стандарт). Показывается, что интериоризация стандартных образов генерирует переживание страдания и провоцирует специфическую структуризацию самоидентичности.

11. Жизненный мир страдания, в котором биотехнологии формируют структуры самоидентичности, имеет эстетическую (драматическую) организацию, а общение конфликтующих точек зрения в среде профанного дискурса предстает, как конкуренция своеобразных драматических презентаций в борьбе за признание перед судом публики. Используя гадамеровскую интерпретацию эстетической структуры актуальности (человеческого присутствия), можно утверждать, что существенное значение в эстетической организации страдания имеют концепты игры, символа и праздника. Возникает возможность утверждать, что основанием сетевой структуры самоидентичности человека, генерируемой биотехнологиями в эпоху другого модерна, является публичный суд истории, в котором происходит стихийный (напоминающий дарвиновский) отбор различных практик самоидентификации. В результате возникающие самоидентичности приобретают нестабильный контингентный сетевой характер.

 

Список научной литературыТищенко, Павел Дмитриевич, диссертация по теме "Философия науки и техники"

1.Альтернативные миры знания, под. ред. В.Н. Поруса и E.J1. Чертковой. СПб. 2000

2. Анисов A.M. Темпоральный универсум и его познание. М.ИФ РАН. 2000

3. Аршинов В.И. Свирский Я.И. Синергетическое движение в языке // Самоорганизация в науке: опыт философского осмысления. М. ИФ РАН. 1994. С.33-48.

4. Арьес Ф. Человек перед лицом смертиМ. Прогресс. 1992

5. Ахутин A.B. Открытие сознания (древнегреческая трагедия) // Человек и культура. М. Наука. 1990. С.??,

6. Ахутин A.B. Понятие "Природа" в античности и Новое время ("фюзис" и "натура"). М. Наука. 1988.

7. Балашов Н., о. Искусственное оплодотворение: что думают православные? // Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М. Эдиториал УРСС. 1998. С. 147-153.

8. Бек У. "Общество риска. На пути к другому модерну" Перевод с немецкого В. Седельника и Н. Федоровой. М. 2000.

9. Бек X. Сущность техники //Философия техники в ФРГ. М. Прогресс 1989. С. 172-190

10. Ю.Бибихин В.В. Узнай себя. СПб. Наука. 1998.

11. Бибихин В.В. Язык философии. М. 1993.

12. Библер B.C. Диалектика и диалогика //АРХЭ: Труды культуро-логического семинара, ред. B.C. Библер. Вып.З. М. РГГУ.1998. С. 13-40.

13. Библер B.C. "Век Просвещения и критика способности суждения. Дидро и Кант." М. 1997.

14. М.Библер B.C. Самостояние человека. "Предметная деятельность" в концепции Маркса и самодетерминация человека", Кемерово, 1993.

15. Биоэтика: принципы, правила, проблемы, ред Б.Г. Юдин, В.Н. Игнатьев. Эдиториал УРСС. М. 1998.

16. Бинсвангер JI. Феноменология и психопатология.//Логос №3, 1992.С.125-135

17. Бирштейн В.Я. Эксперименты на людях не только в нацистской Германии //

18. Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М. Эдиториал УРСС. 1998. С. 192210.

19. Брокмейер И., Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы //Вопросы философии 2000. N.3 С. 29-42.

20. Вальденфельс Б. Мотив чужого. Минск. "Пропилеи". 1999.

21. Васильева Т.В. Великая правда Протагора //АРХЭ: Труды культурологического семинара, ред. B.C. Библер. Вып.З. М. РГГУ.1998. С. 204-206.

22. Витгенштейн Л. Философские исследования. № 107//Философские работы (часть 1). М.1994

23. Вригт Г.Х., фон. Логико-философские исследования. М. Прогресс. 1986.

24. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. Москва. 1991. С.266-324.

25. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М. Прогресс. 1988.

26. Гайденко П.П. К предыстории становления новоевропейской науки // Философия, наука, цивилизация. М. Эдиториал УРСС. 1999. С. 6-30.

27. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). М. Наука. 1987.

28. Гладыш А. Структура лабиринта. М. 1994

29. Гончаров Н.И. Зримые фрагменты истории (литературно-анатомическое наследие XVI XVIII вв.). Волгоград. 1988.

30. Гудков Л.Д., Юдин Б.Г. Медицинская этика и право на информацию // Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М. Эдиториал УРСС. 1998. С. 378-383.

31. Гудков Л. Д., Тищенко П. Д., Юдин Б.Г. Социологический портрет биотехнологического оптимиста // Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М. Эдиториал УРСС. 1998. С. 413-419.

32. Гуркин В. А. Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук "Генезис экспериментального метода в период эллинизма (на материале медицины и биологии). М. 1992.

33. Гусейнов A.A. Апресян Р.Г. Этика М. Гардарика. 1998

34. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. 1. Перевод A.B. Михайлова. М. 1999.

35. Гуссерль Э. Картезианские размышления. Перевод Скляднева Д.В. С-Пб. Наука. Ювента. 1998.

36. Делез Ж. Логика смысла. Перевод Я. И. Свирского. Екатеринбург. 1998

37. Делез Ж. Различие и повторение. Перевод Маньковской Н.Б. СПб 1998.

38. Делез Ж. Эмпиризм и субъективность. Перевод Я. И. Свирского. М. 2001

39. Деррида Ж. Позиции. Перевод Бибихина В.В. Киев. Д.Л. 1996.

40. Иванюшкин А.Я. История медико-биологических экспериментов на человеке и животных // Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М. Эдиториал УРСС. 1998. С. 73-92.

41. Ионин Л.Г. Театр культурных форм // Человек. 1991?

42. Кант И. Ответ на вопрос: что такое Просвещение? // Сочинение в шести томах, т. 6. М.1966. С?

43. Кастельс М. Информационная эпоха:экономика, общество и культура. ГУ-Высшая школа экономики. М. 2000

44. Кастельс М., Киселева Э. Россия и сетевое общество// Мир России.Том. 1Х.№1. С.23-51

45. Катц Дж. Защита испытуемых и пациентов: уроки Нюрнберга // Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М. Эдиториал УРСС. 1998. С. 177-191.

46. Киященко Л.П. В поисках исчезающей предметности (очерки о синергетике языка). М. 2000.

47. Кожев А. Идея смерти в философии Гегеля. Перевод И.Фомина. М. "Логос" "Прогресс-Традиция", 1998.

48. Коновалова Л.В. Правила и исключения. Дискуссия об этических проблемах аборта// Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М. Эдиториал УРСС. 1998. С. 154-161.

49. Королько В.Г. Основы паблик релейшнз. М. "Рефл-бук". Киев. "Ваклер". 2000.

50. Курило Л.Ф. Право родиться // Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М. Эдиториал УРСС. 1998. С. 135-146.

51. Лакан Ж Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда. М. РФО. 1997.

52. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. Перевод Н.С. Автономовой. М. 1996.

53. Леви-Строс К. Структурная антропология. М. Наука. 1983.

54. Левинтон Г.А. Инициация и мифы. // Мифы народов мира. т.1. М. 1980, С. 544

55. Лейнг Р. Разделенное Я//Логос №3,1992.

56. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Философия, наука, цивилизация. М. Эдиториал УРСС. 1999. С. 284-292.

57. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М. Мысль, 1978.

58. Малахов. B.C. Неудобства с идентичностью// Вопросы философии. N2. 1998. С. 43-53.

59. Мамчур Е.А. Причинность как идеал научного познания // Философия, наука, цивилизация. М. Эдиториал УРСС. 1999. С. 170-183.

60. Маркс К. и Энгельс Ф. Экономико-философские рукописи 1844 года. Соч. Т42. С. 41-174.

61. Меркулов И.П. Эволюция научного знания как информационный процесс // Философия, наука, цивилизация. М. Эдиториал УРСС. 1999. С. 132-143.

62. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия, cfl.6. Наука. 1999

63. Мосс М. Общество. Обмен. Личность.Труды по социальной антропологии.М. 1996

64. Подорога В.А. Двойное время //Феноменология искусства. М., 1996. С. 89-116.

65. Порус В.Н. "Наука - средства массовой информации - общественность" // Ежегодник "Философия и социология науки и техники" 1984-1985 гг. М. Наука 1986, С. 192 - 224.

66. Порус В.Н. "Оценка техники" в интерпретации западных философов и методологов" // Ежегоднике "Философия и социология науки и техники" 1987 г., М. Наука 1987. С. 249-275.

67. Порус В.Н. Парадоксальная рациональность (очерки о научной рациональности). М. 1999

68. Рапп. Ф. Перспективы философии техники//Философия техники в ФРГ. М. Прогресс 1989. С. 75-89

69. Подвысоцкий В.В. Основы общей и экспериментальной патологии. СП-б. 1905.

70. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Перевод Данилова Ю.А. М. Прогресс. 1986.

71. Рикёр П. ГЕРМЕНЕВТИКА ЭТИКА ПОЛИТИКА Московские лекции и интервью/Москва, "АО KAMI" издательский центр ACADEMIA, 1995, С. 19

72. Рикер П. Введение к "Идеям I" Э. Гусерля // Феноменология Искусства. М. 1996. С.218-240.

73. Рикер П. Время и рассказ.Перево Т.В. Славко. T.l М., СПб. 1998.

74. Рикер П. Время и рассказ. Первод Т.В. Славко. Т.2 М., СПб. 2000.

75. Рикер П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. М. Искусство. 1996

76. Рикёр П. Какого рода высказывания о человеке могут принадлежать философам.// "О человеческом в человеке" М.1991.С.?

77. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. М. Медиум. 1995.

78. Розин В.М. Онтологические, направляющие и организационные схематизмы мышления // Философия, наука, цивилизация. М. Эдиториал УРСС. 1999. С. 106119.

79. Розин В. М. Здоровье как философская и социально-психологичская проблема, ж. Мир психологии. 2000, №1, С. 12-31.

80. Розин В.М. Методология исследования технической реальности//Традиционная и современная технология. ИФ РАН 1999. С. 10-31

81. Розин В.М. Диспозитив техники//Традиционная и современная технология. ИФ РАН 1999.С. 48-57

82. Розин В.М. Дискурсы и концепции техники и технологии С.32-48

83. Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. М. 1996

84. Савенко Ю. Феноменологический подход к бессознательному и психопатология//Логос №3, 1992.С. 184-189

85. Сассон А. Био-технология: свершения и надежды. М. Мир. 1987.

86. Свирский Я. И. Самоорганизация смысла (Опыт синергетической онтологии) М.ИФ РАН. 2001

87. Сильвестров В.В. Культура. Деятельность. Общение. М. 1998

88. Степин B.C. Философская антропология и философия науки. М. Высшая школа. 1992

89. Стёпин B.C. Наука// Новая философская энциклопедия. Том третий.М.2001. С. 28

90. Степин B.C. Розов М.А. Горохов В.Г. Философия науки и техники. М.1996

91. Страхов A.B. О пространственном аспекте славянской концепции небытия. // Этнолингвистика текста. Семиотика малых форм фольклора. Институт славяноведения и балканистики. М. 1988. С.92-94.

92. Танатография эроса. Жорж Батай и французская мысль середины 20 века, перевод C.JI. Фокина. Мифрил. СПб. 1994.

93. Терновский В.Н. Андрей Везалий. Жизнь и труды, в кн. Андрей Везалий. "О строении человеческого тела". Перевод В.Н. Терновского. Изд. Академии Наук СССР, 1954. С.901-937.

94. Тихоненко В.А. Жизненный смысл выбора смерти // Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М. Эдиториал УРСС. 1998. С. 264-274.

95. ЮО.Трубина Е.Г. Повествование и наука: от альтернативности к симбиозу // Альтернативные миры знания. СПб. 2000. С.142-170.

96. Ю1.Тулмин С.Т. Человеческое понимание. Перевод З.В. Кагановой. М. 1984. 102.Тхостов С.Ш. На какое "Я" покушается самоубийца // Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М. Эдиториал УРСС. 1998. С. 301-303.

97. ЮЗ.Фейнберг E.JI. Эволюция методологии естествознания в XX веке // Философия, наука, цивилизация. М. Эдиториал УРСС. 1999. С. 31-37.

98. Философский прагматизм Ричарда Рорти и российский контекст. Отв. ред. Рубцов А. М. Традиция. 1997.

99. Философия техники: история и современность. М. 1997 Юб.Франк СЛ. Сочинения. М. 1990

100. Ю7.Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. М. Наука. 1987

101. Фуко М. Забота о себе. История сексуальности -III. Перевод Титовой Т.Н. и Хомы О.И. Киев Москва. 1998

102. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СП.б. 1997.

103. Ю.Фуко М. Надзирать и наказывать. Перевод Наумова В. М. Ad Marginem. 1999. 1 П.Фуко М. Рождение клиники. Перевод. А.Ш. Тхостова. М. 1998.

104. Хайдеггер М. Время и бытие, Перевод В.В. Бибихина, М. 1993.

105. Хайдеггер М. Самоутверждение немецкого университета//Мартин Хайдеггер. Перевод Михайлова A.B. М. 1993. С.222 231

106. Хайдеггер М. Бытие и время. Перевод В.В. Бибихина. М. 1997.

107. Харакас С., о. Православие и биоэтика // Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М. Эдиториал УРСС. 1998. С. 315-327.

108. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М. Прогресс. 1992

109. Хёсле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // Вопросы философии. 1994. № 10. С. 112-124.

110. Хёсле В. Философия и экология. М. Kami. 1994.

111. Хюбнер К. Критика научного разума. М. ИФ РАН. 1994. 120.Червонская Г.П. Этика медицинского эксперимента в доклинических испытаниях // Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М. Эдиториал УРСС. 1998. С. 221-253.

112. Шел ер М. Положение человека в Космосе. Перевод А. Филиппова // Проблема человека в западной философии. М. 1988, С. 31-95

113. Шпильрейн С. Деструкция как причина становления// Логос №5, 1994. С.207-239

114. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М. 1996.

115. Юдин Б.Г. Возможно ли рациональное самоубийство? // Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М. Эдиториал УРСС. 1998. С. 284-296.

116. Юдин Б.Г. Клонирование человека: предварительные уроки дискуссии // Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М. Эдиториал УРСС. 1998. С. 460-467.

117. Юдин Б.Г. Принципы биоэтики // Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М. Эдиториал УРСС. 1998. С. 5-22.

118. Юдин Б.Г. Человек в пространстве эксперимента: расширяющиеся горизонты // Философия, наука, цивилизация. М. Эдиториал УРСС. 1999. С. 323-336.

119. Юдин Э.Г. Юдин Б.Г. Наука и мир человека. М.1978

120. Юнгер Э. Рабочий. Господство и гештальт. Сп.б. 2000

121. Ясперс К. Феномеологическое направление исследования в психопатологии.//Логос №5, 1994. С. 25-42

122. Ana Smith Iltis Bioethics as Methodological Case Resolution: Specification, Specified Principalism and Casuistry //The Journal of Medicine and Philosophy. 2000 vol. 25. n. 3. June.

123. Anthias F. Theorising identity, difference and social division// Theorising Modernity. Reflexivity, Environment and Identity in Giddens' Social Theory. Longman. London New York. 1999. P. 156-178

124. Canguilhem Georges The Normal and the Pathological. Zone Books New York, 1991.

125. Cook-Deegan R.M. "The Alta Summit, December 1984," Genomics 5:661-663, 1989.

126. Cooley Ch.H. Human Nature and Social Order.N.Y. 1964.

127. Dickens P. Life politics, the environment and the limits of sociology// Theorising Modernity. Reflexivity, Environment and Identity in Giddens' Social Theory. Longman. London New York. 1999. P.98-120

128. Engelhardt Tr.Jr. The foundations of bioethics. Second edition. New York Oxford 1996

129. Erikson E.H. Identity and the lifecicle. Selected papers by E.H. Erikson

130. Fanu Le J. The Rise&Fall of Modern Medicine. London. Abacus. 2000.

131. Gaylin Willard, Jennings Bruce The Perversion of Autonomy. The Proper Use of Coersion and Constrains in a Liberal Society. N Y. 1996

132. Gelven M. War and existance. Univ. Pennsylvania. Press. 1994

133. Giddens A. Modernity and Self-Identity. Cambridge. 1991.

134. Goffman E. The Presentation of Self in Everyday Life. N.Y. 1959.

135. Goffman E. Stigma: Notes on the Management of Spoiled Identity. Endlewood Cliffs. 1963.

136. Habbard R.& Wald E. Exploring the Gene Myth: How Genetic Information is Produced and Manipulated by Scientists, Physicians, Employers, Insurance Companies, and Law Enforcers" Boston. 1993.

137. Habermas J. The Philosophical Discourse of Modernity. Translated by Lawrence F. The MIT Press Camdridge. 1987.

138. Herzlich CI., Pierret J. "Illness and Self in Society", translated by E. Forster. Baltimor and London, 1987.

139. Heyd D. "Genethics& Moral issues in the creation of people"& Univ. of California Press. 1992.

140. Jonsen, A.R. and Toulmen, S. The Abuse of Casuisttry. Univ. of California Press. 1988

141. Levine R.J. Ethics and Regulation of Clinical Research. Yale University Press. 1988.

142. Lewontin R.C. Biology as Ideology: The Doctrine of DNA. N.Y. 1992

143. McKusick, V. A. The Human Genome Project: Plans, Status, and Applications Biology and Medicine. // Annas, G.J. and Elias, Sh. "Gene Mapping. Using Laws and Ethics as Guids, Oxford Univercity Press: Ney York/Oxford, p. 36-37.

144. Mead G.H. Mind, Self and Society. 1934

145. O'Brien M., Harris J. Modernity and politics of identity// Theorising Modernity. Reflexivity, Environment and Identity in Giddens' Social Theory. Longman. London New York. 1999. P. 139-155

146. Pellegrino E.D. Thomasma D.C. A Philosophical Basis of Medical Practice. New York-Oxford. 1981

147. Rabinow P. Making PCR. A story of Biotechnology. The University of Chicago Press. Chicago&London, 1996

148. Richardson S. H. Specifying, Balancing, and Interpreting Bioethical Principles // The Journal of Medicine and Philosophy, vol. 25, no.3 June 2000. P. 285-307

149. Ricoeur P. Onselfe as Another, trans, by K. Blarney. Chicago, London, 1990 160.Sawday J. The Body Emblazoned. Dissection and the Human Body in Renaissance Culture. Routledge: London/Ney York, 1995&

150. Taylor Ch. Sourses of the Self: Making of Modern Identity. Cambridge. 1989.

151. Theorising Modernity. Reflexivity, Environment and Identity in Giddens' Social Theory. Longman. London New York. 1999

152. Veatch R.M. Models for Ethical Medicine in Revolutionary Age. // The Hastings Center Report, vol2, no.3, June 1972, pp.5-7

153. Veatch R.M. A Theory of Medical Ethics. N Y. 1981

154. Weiner Ch. Anticipating the consequences of Genetic Engenering. Past, Present, Future//Are Genes Us? The Social Consequences of New Genetics. Ed. Granor C.R. New Brunswick, 1994, P.44