автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.06
диссертация на тему:
Благотворительность в контексте духовного развития общества

  • Год: 1996
  • Автор научной работы: Темникова, Людмила Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Белгород
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.06
450 руб.
Диссертация по социологии на тему 'Благотворительность в контексте духовного развития общества'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Темникова, Людмила Александровна

Введение.

Раздел I. Благотворительность как социокультурный феномен.

1.1. Благотворительность как проблема духовного возрождения России.

1.2. Культурно-исторические особенности российской благотворительности.

Раздел II. Исторические традиции благотворительности в России.

2.1. Благотворительность в деятельности органов государственного управления.

2.2. Частная благотворительность: истоки и социокультурный статус.

2.3. Традиции церковной благотворительности.

 

Введение диссертации1996 год, автореферат по социологии, Темникова, Людмила Александровна

Сегодня, как никогда прежде, актуальна, проблема критического анализа и осмысления состояния российского общества, его истории и перспектив дальнейшего развития, формулирования ^сных целей и выбора, наиболее эффективных средств и методов их достижения. Великая мировая держава, стоит ныне на историческом перекрестке : назад пути нет, но и выбор нового еще предстоит сделать.

Главное сегодня - предотвратить ослабление и развал Госу -дарства "Российского. Это невозможно сделать лишь традиционными ад-глинист ративно-государственными или финансовыми методами: для России этого недостаточно. России нужна идейная, духовная основа сплочения, на которой издревле покоилась мощь Нации и Государства. В саше критические периоды истории нашего Отечества нацию спаса.-ли мощные запасы духовной силы русского народа. Они аккумулируют соборность как единение людей ради возрождения православной веры и процветания Отечества, человечность, гуманность русского национального характера, терпимость и восприимчивость к друптм народам, их верованиям и традициям, любовь и сострадание к ближнему.

Возрождение духовно-нравственного потенциала России на, современном этапе ее истории является важнейшей предпосылкой политического, экономического и социального прогресса, преодоления самого тяжелого кризиса, переживаемого страной. В связи с этим исключительно актуально научное осмысление истоков и путей возрождения традиций, духовности общества,, способствующих его консолидации.

Следствием радикального реформирования экономики явилось ослабление экономического и научно-технического потенциала страны, что крайне болезненно сказалось на решении социальных задач в обществе. Данные двух масштабных опросов общественного мнения взрослого городского и сельского населения России, проводившихся Институтом социологии парламентаризма, в 12 основных экономичзских райо-ных страны, показали, что около 75$ населения в той или иной мере нэ удовлетворены условиями своей жизни. По оценке Всероссийского центра уровня жизни Министерства.труда РФ имеет место трехкратное снижение уровня жизни-наделения атраны и 30-кра.тная разница в душевых доходах, быстрыми тешами идет расслоение обществ! на бед -ных и богатых1. В 1995 году соотношение доходов 10$ наиболее обеспеченных по официальным данным и 10$ наименее обеспеченных соста.-вило 17 к I. 40% населения имели среднедушевый денежные доходы нио же величины прожиточного минимума . При этом в число бедных в нал-большей степени попадают неполные и многодетные семьи, беженцы и мигранты. По данным Госкомстата РФ у российской нищеты детское лицо: доля лвдей, живущих за чертой бедности, выше всего среди детей в возрасте от 7 до 15 лет (39,6$), детей до 6 лет (38,7$) и молодежи от 16 до 30 лет (29,2$)3.

Социально-экономические условия жизнедеятельности россиян, затянувшийся кризис, охвативший все сферы общественной жизни придают особую актуальность решению проблем социальной защиты бедных слоев населения.

Великий русский философ Вл. Соловьев писал: "Как отдельные человеческие личности, так и целые нации стоят перед задачей восполнить друг друга, не утрачивая своего оригинального своеобразия. Истинное единство народов есть не однородность, а всенародность, т.е. взаимодействие и солидарность всех их дая самостоятель-т

Национальная доктрина России/проблемы и приоритеты/.- М. -."Обозреватель". 1994.- С. 130.

Правда, 7 февраля 1986 года. о

Национальная доктрина России/проблемы и приоритеты/,- М.; "Обозреватель", 1994.- С. 130. т ной и полной жизни каждого'.

Представляется, что эти мысли русского философа как нельзя лучше ориентируют исследователей на поиск резервов и путей выхода, из кризиса,, подсказывают направление смягчения социального напряжения в обществе государственным и негосударственным структурам, решащим задачу социальной помощи населению, организующем и осуществляющим социальное призрение на. сложном этапе развития России, В условиях жесткой бвджетной политики и ограниченности финансовых ресурсов снижение социальной напряженности в оСществе во многом определяется рациональным решением проблем социального призрения за остро нуждающимися слоями наоеления, степенью использования имеющихся резервов государственных и негосударственных учреждений, фондов и организаций, активизацией имеющей глубокие исторические корни благотворительной деятельности, социального призрения слабо защищенных в социальном отношении групп населения: инвалидов, пенсионеров, детей-сирот, членов многодетных и неполных семей и т.д. Сегодня идеи добра, и милосердия как никогда жизненно необходимы больному российскому обществу, в котором быстрыми темпами .растет социальное неравенство лвдей, а это объективно требует более глубокого социально-исторического исследования проблем <оциального призрения как в прошлом, так и в настоящем нашего общества. Связь прошлого с настоящим и будущим никогда, не прерывалась в реальности, хотя в разных обстоятельствах она. может быть более или менее прочной. Как показывают социологические опросы, за последнее время среди россиян заметно ослабло чувство Родины.,.уважение к ее истории и культуре, стало значительно больше "смердяковых".

Сегодня общественность все более начинает отдава.ть отчет в том, что экономика сама, по себе лишь средство, а не цель развития т

Соловьев Вл.С. Духовные основы жизни.// Сбор.соч.: Ь 12 т. -СПб.: Общественная польза, 1911. Т. 3.- С. 279. что она встроена в единую систему общественных отношений, духовной жизни и тленно об этой системе и должна быть проявлена, забота и внимание. Это в полной мере относится и к исследова.телям общест -венной жизни.

Нравственность является элементом общественной жизни в оилу того, что нормы и принципы морали, воплощаясь в практические поступки людей, определяет их ценностные ориентации в делах, поступках, поведении. Нравы, т.е. реально действующие моральные отношения между людьми, вырастают на основе складывающихся в обществе форм производственной, социально-политической, бытовой в культурной деятельности, воспроизводятся и закрепляются повседневной социальной практикой, силой привычки и общественного мнения, которое накладывает определенные■моральные санкции на. людей, нарушающих своим поведением принятые в обществе нравственные нормы.

Нравственный прогресс выражается презде всего в гуманизации реально бытующих общественных нравов, обогащении содержания нравственных идеалов,'с позиций которых оценивается жизнедеятельность индивида и общественная жизнь в целом. Именно через нравы обнаруживаются связи морали со всеми другими сторонами жизни социума, общества - экономической, политической, социальной и духовной. В этой связи представляют большой научный и практический интерес исследование характера взаимозависимости между такими явлениями социальной жизни как призрение, благотворительность, милосердие и духовным развитием общества.

Очевидно нарастающее противоречие между необходимостью более эффективной социальной защиту населения, развития социальной благотворительности, с одной стороны, и игнорированием исторического опыта, отечественных традиций благотворительной деятельности, с другой стороны. С данным противоречием связана и основная проблема диссертационного исследования, а именно, проблема возрождения культурно-исторических традиций российской благотворительности и создания на этой основе более эффективной - по сравнению с ныне действующей - системы социальный защиты населения.

Из этой проблемы вытекают объект и предмет исследования, а также его цель и задачи.

Объектом исследования выступает благотворительная деятельность в дореволюционной и современной Роооии, предметом исследования -социокультурные особенности и традиции российской благотворительности.

Цель диссертационного исследования состоит в выявлении культурно-исторических особенностей, социальных и организационных форм российской благотворительности, учет и возрождение которых имеет принципиальное значение для формирования действенной системы социальной защиты в нынешних, переходных условиях.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач :

- определение оценка, роли благотворительности в духовной жизни общества, в возрождении и развитии российской духовности;

- анализ структуры и функций, генезиса и эволюции, типологических особенностей благотворительности в дореволюционной России;

- выявление ценностно-мотивационных основ российской благотворительности;

- выявление и описание традиций государственной и, в частности , земской благотворительности;

- анализ и обобщение традиций частной благотворительности;

- выявление особенностей и традиций благотворительной деятельности Русской православной церкви;

- обоснование практических рекомендаций по использованию традиций российской благотворительности в духовно-нравственном оздоровлении общества, совершенствовании социальной работы, повышению уровня социальной защищенности населения.

Вопросы духовного развития общества, нравственности его членов, благотворительности как проявления высоких . патриотических устремлений и гражданских чувств частных лиц, общественных объединений всегда, привлекали исследователей, историков, социологов и философов, поскольку формирование духовности нации есть краеугольны й камень возрождения и укрепления великой державы. Формирование духовности - процесс самоорганизации. Но этот социальный процесс протекает в определенном национальном контексте и, лишь поняв его основу, можно ускорить его формирование, а следовательно прогнозировать осуществляемые преобразования российского общества.

Интерес к изучению благотворительной деятельности проявляли как светские, так и церковные историшРоссии. Известный русский историк В.О.Ключевский, исследуя методологию социального призрения, в работе "Добрые лвди Древней Руси" сформулировал важный вывод о том, что на Руси благотворительность была не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием личного нравственного здоровья.

Оригинальный научный вклдд в осмысление социальной роли церкви внес С.Г.Рункевич, труды которого содержат богатый фактологичет ский материал и отличаются фундаментальностью .

Генезис и развитие благотворительности изучали В.Т)ензин, А.Кудрявцев, В.Рождественский, Г.Смирнов-Платонов2. Они выводили

См.: Рункевич С.Г. Приходская благотворительность в Петербурге.- Спб.; 1900. Великая Отечественная война и церковная жизнь в 1814-1915 г.г.// Приложение к Церковным ведомостям.-1917.- № I. о

Бензин В.М. Приходская благотворительность на Руси после 1864 года.// Трудовая помощь.- 1907.- № 2. Кудрявцев А.Н. Исторический очерк христианской благотворительности.// Детская помощь.- 1885. 10-12; История русской благотворительности.// Там ж.- ДО 13-15. истоки данного социального феномена из опыта раннехристианских общин. Особое значение придавали ему исследователи приходской благотворительности. При определенных условиях и надлежащей органи -зации, считали они, приход способен выполнять роль одной из основных структурных единиц системы общественного призрения« Различались лишь границы самостоятельности, которую разные авторы предлагали приходу, и степень допускаемого участия светских лиц в решении приходских вопросов.

Целостный взгляд на проблемы приходской благотворительности характерен для А.Папкова. В его работах выявлены особенности и этапы развития церковного прихода., подчеркнута социальная направленность деятельности православных братств^.

Большинство вышеперечисленных исследователей, при их в целом объективном отношении к историческим фактам, объясняло г.едоста,тки благотворительной деятельности духовного ведомства, в основном , субъективными моментами, не углубляясь в анализ причинной связи церковного кризиса с общим кризисом самодержавной властм и государственного строя, с особенностями и противоречиями развития капитализма в России.

История благотворительной деятельности, за, редким исключением, по существу выпала из поля зрения исследователей после 1917 года. В историографии 20-30-х годов интересы светских и духовных властей отождествлялись, церковь рассматривалась как .послушный инструмент классовой политики самодержавия, что упрощало понимание роли Русской православной церкви в духовном развитии общества.ве

Рождэственский В.О. Приходская благотворительность.//Православное обозрение.- 1862.- Т. 8. т

Папков А. Древнерусский приход.// Богословский вестчик.- 1897.-Т. 1-2; Упадок православного прихода.- М., 1899. ло к замалчиванию социальных инициатив духовного ведомства.

Одним из первых в советской литературе предпринял попытку проанализировать деятельность духовенства в области социального Т призрения М.С.Корзун . Но отношение к церкви как к орудию эксплуа,-тации привело автора к одностороннему освещению проблемы. Церковная помощь пострадавшим во время Первой мировой войны М.С.Корзун считает символической, имевшей лишь пропагандистское значение. Он отмечает, что церковь путем назначения сборов забирала средства, у трудящихся и им же обещала, помогать, преследуя цель укрепления народной веры в справедливый характер империалистической войны,

В целом до середины 80-х годов в нашей стране благотвори -тельная деятельность частных лиц, общественных объединений и церкви рассматривалась как атрибут эксплуататорских классов, как один из способов отвлечения трудящихся от революционных выступлений. Позитивные аспекты и недостатки благотворительной деятельности, социального призрения научно-критической оценки и освещения не получили.

Обострение социально-экономической ситуации в первой половине 90-х годов в Российской Федерации, изменение ориентиров в социальной политике пробудило интерес к изучению проблем милосгрдия,.бпа.-готворительности и меценатства, в России.

Одной из первых увидела свет книга П.Власова "Обитель милосердия", где систематизирован исторический опыт развития благот2 ворительности в Москве . Общая характеристика, деятельности светских организаций в сфере социального призрения дана в ,аботе

Корзун М.С. Русская православная церковь на. службе эксплуататорских классов (X век - 1917 год).- Минск, 1984. р

Власов П. Обитель милосердия.- М.: 1991. т

ILM. Нещеретнего .

В этот период проблема, социального призрения становится предметом специального научного исследования, защищен ряд диссер

• у таций'".

В современной отечественной литературе исследование социальных и духовно-нравственных аспектов развития российского общества, нашло отражение в серии публикаций по программе "Обновление гумао нитарного образования в России" .

Анализ научной литературы по проблеме благотворительности, духовно-нравственных основ общественного развития позволяет сделать вывод, что несмотря на возрастающий интерес к этой проблеме до сих пор исследования и публикации посвящаются отдельным аспектам благотворительности и ее роли в духовной жизни общества, диф-ференциируясь либо по содержанию, либо по субъектам деятельности. Специальных же исследований взаимосвязи социальных инициатив и духовного, нравственного состояния и развития общества нет, ещеретний П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России.- М.: 1993. о

Афиногенова, А.П. Социальная активность русской православной церкви: Дис. канд.филос.наук.- М.: 1993.

Зубанова С.Г. Православная церковь в социальной, культурной и духовной жизни российского общества XIX века: Дис. канд.ист. наук.- М.: 1995.

Пашинцев Д.А. Благотворительная деятельность русской православной церкви во второй половине XIX-начале XX века: Дис. канд.ист. наук.- М.: 1995.

3. См.: Гараджа. В.И. Социология религии.- M.:Наука, 1995; Дили-генский Г.Г. Социально-политическая психология.- М.: Наука., 1994; Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса,.- М.: АО "Аспект Пресс", 1994; Секиринский С.С., Ше-лохаев В.В. Либерализм в России: очерки истории.- М.: Памятники исторической мысли, 1995; Социальная философия.- М.: Высшая школа, 1994 и др.

Таким образом, недостаточная степень научной разработанности :: объективная потребность исследования проблем социальной защиты населения в период реформирования российского общества., возрождения национальных традиций благотворительности, милосердия , социального призрения, выявления наиболее существенных факторов оздоровления нравственной атмосферы в обществе обусловили выбор темы диссертационного исследования.

Новизна диссертационного исследования заключается:

- в выявлении и оценке роли благотворительности, возрождения ее отечественных традиций в духовно-нравственном оздоровлении российского общества, создании более действенной системы социальной защиты;

- в определении и описании культурно-исторических особенностей российской благотворительности, ее социокультурного статуса, ценно-стно-мотивационных основ;

- в введении в научный оборот ряда документов и литературных источников, ранее не привлекавших внимание исследователей ь, в част -ности, по деятельности земских и православных благотворительных учреждений, частной благотворительности;

- в обосновании перспективных направлений развития благотворительности и социальной защиты наделения, опирающихся на отечественные традиции и социокультурные особенности России.

Теоретической базой исследования послужили работы философов, социологов, историков и культурологов о социокультурных и культурно-исторических особенностях России, работы об истории и традициях российской благотворительности и меценанства,, а также работы современных авторов по проблемам социальной политики и социальной защиты населения как в нашей стране, так и за. рубежом. Методологическую основу исследования составляют диалектический метод познания, системный и историко-типологический подходы к анализу социальных явлений, позволяющие выделить наиболее существенные признаки в анализируемой проблеме. В диссертации широко используются исторический и логический, структурно-функциональный и сравнительный, документальный и статистический методы исследования, общенаучные методы анализа и обобщения фактического материала, относящегося к исследуемой теме.

В процессе работы над диссертацией автор использогал широкий крут архивных и опубликованных литературных источников, среди которых архивные материалы фондов Российского государственного исторического архива, Государственного архива. Российской Федерации, Государственного архива Калужской и Рязанской областей.

В ходе исследования изучались материалы текущих архивов .благотворительных фондов, учреждений социальной помощи различным группам населения, проводились социологические опросы среди различных профессиональных, половозрастных групп работников социальных уч -реждений и управленческих кадров (выборочная совокупность - 365 человек), студентов вузов Калужской и Белгородской областей (опрошено 737 респондентов). В диссертации также использованы мате -риалы всероссийских мониторингов общественного мнения, социологических опросов среди населения Тульской области (выборочная совокупность - 3000 чел.), учащейся и незанятой молодежи Белгородской области (опрошено - 1235 чел.). Широко использовались также отчеты и справки об уровне жизни жителей России, статистические ежегодники и справочники, материалы периодической печати.

Практическое значение диссертации заключается в следующем. Возрождающаяся благотворительная деятельность общественных объединений, система социального призрения и социальной защиты населения Российской Федерации имеет непреходящее значение для смягчения социалъного напряжения в обществе. В обществе по существу завершается формирование структуры государственных и негосударственных учреждений,, призванных осуществлять социальное призрение, формируется корпус профессиональных кадров социальной работы, В этой связи исследуемая проблема представляет не только теоретический, но и большой практический интерес. Диссертационный материал, выводы и положения, выдвигаемые в исследовании, будут способствовать творческому использованию нашими кадрами накопленного опыта в области социального призрения, благотворительности, в утверждении престижности этого вида деятельности.

Материалы диссертации могут быть использованы в процессе создания учебных пособий и учебников по социальной работе, при проведении семинаров, конференций с работниками социальных учрежде -ний и благотворительных организаций, в преподавании курсг "Социология социальной сферы11, чтении спецкурсов на факультетах повышения квалификации социальных работников.

Положения и выводы диссертационного исследования апробировались в учебных курсах, разработанных и читаемых на. факультете социальной работы Калужского государственного педагогического университета имени К.Э.Циолковского, в организации курсового дипломного проектирования, производственных практик студентов, а также в докладах и выступлениях автора на Международных, Всероссийских и региональных конференциях, посвященных проблемам благотворительности и меценатству в России, проблемам образования в области социальной работы, семинарах и симпозиумах практических работников социальной сферы, прошедших в период с 1991 по 1996 год в различных регионах России.

Положения диссертации, выводы и рекомендации, выте каюцие из научного исследования проблемы, изложены в публикациях автора, включая две монографии и учебные пособия.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Благотворительность в контексте духовного развития общества"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Накануне XXI века, человечество оказалось в условиях всеохватывающего кризиса машинной цивилизации, беспрецедентного обо -стрения глобальных проблем современности.Перед угрозой выживания земного сообщества стала остро ощутимой целостность мира, его неделимость, усилился поиск таких объединяющих начал,ориентиров,которые способствовали бы становлению нового миропорядка,нового типа культуры, которая является продуктивной основой консолидации человечества, формой свободного решения и перерешения им своей судьбы.

В этой ситуации философский разум эпохи обратился к культуре как мощному средству "Свободного перерешения" мира в соответствии с общекультурным идеалом его устройства.

Культура как социальный и "антропологический" феномен в своих пространственно-временных характеристиках и значениях предстала в конце XX века источником ответов не только на коренные цивилиза -ционные проблемы, но и хранилищем наиболее мощных и устойчивых систем социальных и культурных смыслов, универсальных ценностей,воплощение которых неразрывно связано с сознательной деятельностью человека, направленной на формирование новой, "антропогенной цивилизации". Детерминантой развития этой цивилизации выступает культура, понимаемая как форма, бытия и общения людей различных - прошлых, настоящих и будущих - эпох.

Ценности культуры не носят характер абстрактных, вневременных понятий; никаких онтологических гарантий их существования, понимаемых. как гарантий свыше, нет. Эти гарантии даются жизнью человечества, тем, что называется нашей совестью, нашим умом, историческим опытом, надеждами. Истина, добро, благо не существуют вне. нашего исторического бытия.

Национальные цели государственной политики России должны быть сориентированы на достижение социального и духовного благополучия, на неразрывность единства судеб российских народов, их консолидацию, обеспечение прав человека, укрепление нравственности , развитие здравоохранения, культуры, науки, образования.

Государство обязано защищать население, а не пугать и не враждовать с ним, не создавать угроз его духовному наследию, выполнять важнейшую функцию защиты экономических, социальных, культурных интересов, способствуя созданию условий для торжества подлинной демократии и свободы личности.

Одним из главных направлений социальной политики в переходный период является обеспечение социальной защиты социально уязвимых слоев населения. В условиях ограниченности ресурсов социальная защита населения должна носить адресный характер, быть ориентированной на социальную помбщь социально и физически слабым слоям на.-селения, включая пенсионеров, инвалидов, неполные и многодетные семьи, беженцев и мигрантов.

Государственные меры по социальной защите населения все активнее должны дополняться участием общественности, частных лиц и церкви в благотворительной деятельности, социальном призрении за сиротами, престарелыми, увечными и неимущими.

С сожалением следует отметить, что социологические исследования среди молодежи все чаще подтверждают, что наблюдается духовное обнищание подрастающего поколения, отвыкание делать добро. Бездуховность порождает цинизм, презрительное отношение к культуре и духовно-нравственным ценноетям,веками складывающимся в обществе.

Исследование показывает, что важнейшим критерием нравственного здоровья нации является степень развития в обществе благотворительной деятельности во всех формах ее проявления, степень господства в обществе идей добра, милосердия и справедливости.

Недооценка государством, обществом науки, образования, культура. ;гх мэота и роли в духовной сфере, нынешнее их состояние вызывает серьезную тревогу. Они стали предметом третьестепенной важности, несмотря на широковещательные заверения и декларации. Финансирование этих отраслей осуществляется в последнюю очередь, и, главное, с постоянным опозданием.

Другой, не менее серьезной угрозой для развития духовно-нравственного потенциала страны является манипулирование общественным сознанием, в чем видное место принадлежит средствам массовой информации, которые проникают практически во все сферы общественной жизни. В современных условиях они представляют важнейший рычаг, влияющий на формирование общественного мнения и настроения людей.

Вторжение насилия и преступности в духовную жизнь через средства массовой информации, игнорирование приоритета трудовой деятельности стали всеобщей опасностью для населения России, для эволюционного его развития и выражения.

Проведенное исследование позволяет сделать выводы и сформулировать ряд рекомендаций практического характера,, а имэнно:

1. Знакомство с историческим опытом, многовековыми традициями народов России, анализ социальных отношений в нынешнем обществе приводят к выводу о том, что возрождение достоинства и духовного потенциала нации является важнейшей предпосылкой преодоления переживаемого ныне кризиса и последующего социального прогресса государства Российского.

2. В условиях ограниченных материальных и финансовых ресурсов государства для оптимального решения задачи социальной поддержки слабо социально защищенных групп населения исключительно важное значение приобретает использование всех имеющихся резервов как государственных, так и негосударственных органов, учреждений, фондов 2 организаций, поиск путей активизации благотворительной деятель -ности в обществе, меценатства.

3. На этапе кризисного развития экономики приоритетной задачей региональной социальной политики является максимально возможное смягчение негативных последствий снижения жизненного уровня наименее защищенных категорий населения: пенсионеров по старости, инвалидов, неполных и многодетных семей, и прежде тех, чей совокупный среднедушевой доход ниже установленного для региона прожиточного минимума. С этих позиций представляется весьма целесообразным создание при администрации областей, городов и районов своеобразных попечительских советов - органов по координации и содействию рациональному использованию финансовых и натуральных ресурсов федерального и регионального бюджетов, внебюджетных средств социальной поддержки населения, приданию ей большей адресности и созданию условий для режима самообеспечения нуждающихся групп населения.

4. История России богата опытом и традициями благотворительности и меценатства, которые сыграли большую роль не только в сохранении национальных самобытных культур, достижений науки и искусства, но и их приумножении. Задача современников - использовать этот нравственный и гражданский источник. Вместе с тем целесообразно организационное и нравственное возроадение благотворительной деятельности, меценатства среди современных предпринимателей, бизнесменов и банкиров, частных лиц, сопровождение широкой популяризацией этой деятельности, государственной и юридической защитой, утверждением ее престижности в общественном мнении, средствах массовой информации, печати, в деятельности органов государственной власти и управления, просветительских организаций и учреждений, в рекламе .

5. Практическая работа по организации социальной поддержки, благо гб¡зрительные мероприятия, проведенные за последнее время,показали, что должный эффект и душевный отклик эта работа находит тогда, когда она носит адресный характер, предусматривает помощь конкретным, нуждающимся лицам с учетом их индивидуальных условий жизнедеятельности, дифференцирована по видам и размерам; когда, социальная помощь гарантирована и оперативно реагирует на изменения условий и обстоятельств жизнедеятельности нуждающихся в помощи и поддержке групп населения.

6. Целесообразно закрепить в практике работы социальных служб, пенсионных и благотворительных фондов, фондов занятости и других благотворительных организаций накопленный положительный опыт по социальной поддержке отдельных категорий граждан (ветеранов войны) и распространить его на другие категории нуждающихся в социальной поддержке. Всемерно содействовать развитию производственной и коммерческой деятельности фондов социальной поддержки населения, расширению сети их торгового и бытового обслуживания с предоставлением льгот инвалидам, участникам войны, многодетным семьям и больным. Привлекая средства внебюджетных и благотворительных фондов, содействовать организации летнего отдыха, и оздоровлению детеь; из многодетных и неполных семей, детей-инвалидов и сирот. Считать необходимым и полезным проведение съезда (конференции) благотворительных организаций России. Инициаторами такого мероприятия могли бы быть Министерство социальной защиты населения РФ, ассоциации социальных служб и социальных работников.

7. Представляется актуальным и необходимым ускорить принятие закона РФ "О благотворительности", разработку нормативных актов, регламентирующих льготную налоговую политику в отношении организаций и лиц осуществляющих благотворительность, социальную поддержку и призрение.

8. Особого внимания со стороны как государственных органов, так и благотворительных негосударственных фондов и организаций , заслуживает программа оснащения и обеспечения эффективного функционирования стационарных и нестационарных учревдений социального обслуживания и поддержки одиноких пенсионеров по старости и инвалидности, бездомных и лиц без определенного места жительства, беженцев, центров психолого-педагогической помощи взрослым и детям,реабилитационных центров, приютов для детей и подростков. В целях активизации и повышения действенности социальной помощи социально незащищенным группам населения, расширения масштабов благотвори -тельной деятельности территориальным органам администрации целе -сообразно совместно с общественными организациями и благотвори -тельными фондами чаще практиковать проведение акций по привлечению внимания общественности к острым проблемам различных категорий на,-селения, нуждающихся в социальной помощи и поддержке: Дни, Недели, Месячники милосердия; Дни многодетных семей, безвозмездного труда, благотворительных вечеров, концертов, выставок и других мероприятий с перечислением средств в фонд социальной поддержки населения.

9. С учетом опыта, государственной организации благотворительности в дореволюционной России целесообразно:

- ввести систему социального надзора и, в частности, института социальных инспекторов, учредить социальный (семейный) патронаж;

- ввести многоуровневое финансовое и организационное обеспечение деятельности учреждений социального призрения, дополнить их нормативно-правовую базу пунктами (статьями) закрепляющими и повытающими социальный статус воспитанников домов ребенка, детских домов;

- учредить институты социального "пансионирования", социального попечительства на региональном и местном уровнях.

10. С учетом историческтх традиций частной благотворительности рекомендуется:

- разработать и ввести систему ее нормативно-правового организационного обеспечения;

- обеспечить адресный характер благотворительной помощи;

- ввести многофакторную систему стимулирования.

11. Из отечественного опыта церковной благотворительности наибольшую практическую ценность представляют: а) систематическая организация проведения социальных пожертвований; б) организация на епархиальном уровне благотворительной деятельности православных братств; в) проведение разнообразных благотворительных акций на уровне прихода; г) учреждение приходских попечительств при православных хра,-мах и, в частности, финансовое обеспечение их деятельности; д) активное участие прихожан в благотворительной деятельности приходских попечительств.

12. Русская православная церковь, будучи на сегодняшний день весьма авторитетным общественным институтом в стране, не в полной мере использует свой духовный потенциал и нравственный авторитет в гармонизации социальных отношений в обществе. Представляется,что она могла бы выступить инициатором созыва Всероссийской межконфессиональной конференции и учреждения Совета церквей в России, который сосредоточил бы свои силы на укреплении единства, и мира между народами, исповедывающими различные веры, содействовал бы решению проблем социальной защиты различных групп населения.

Следовало бы в современной обстановке аморфности духовного состояния общества возобновить традиционную форму диалога верховной власти и народа через созыв Земского Собора, где были бы представлены авторитетные представители всех социальных, профессиональных и конфессиональных слоев населения. Это позволило бы выявить те болевые точки нашей социальной деятельности, на которых в первую очередь необходимо сосредоточить внимание и усилия тем, кому доверено и на кого возложено государственное строительство в России.

13. Неотложными задачами в области социальной защиты следует полагать введение жестких стандартов качества окружающей человека природной, социальной и духовной среды и неотвратимых санкций за ее деформацию вплоть до уголовной ответственности.

Важнейшее условие реализации эффективной социальной политики - дальнейшее углубление научных исследований в этой области. В качестве приоритетного научного направления следует указать разра.-ботку долгосрочных прогнозов социального развития, дающих возможность не только предвидения характера , темпов социальных изменений в перспективе, но и оперативного маневрирования, предупреждения развития негативных процессов в социальной сфере.

 

Список научной литературыТемникова, Людмила Александровна, диссертация по теме "Социология культуры, духовной жизни"

1. Труды по тзории и методологии проблемы.

2. Бердяев H.A. Философия свободного духа.- М.: Республика, 1994.- 480 с.

3. Булгаков С.Н. Свет невечерний.- М.: Руспублика, 1994.- 415 с.

4. Булгаков С.Н. Христианский социализм.- Новосибирск.: Наука,1991.- 350 с.

5. Ильин И.А. Путь духовного обновления.// Собр.соч.: в 10 т.- -М.: Русская книга, 1993.- T. I.- С. 39-281.

6. Ключевский В.О. Добрые люди Древней Руси.// Ключевский В.О. Афоризмы. Исторические портреты и эткщы. Дневники.- М. :Мысль,1993.- 415 с.

7. Ключевский В.О. Курс русской истории.// Сочинения: в 9 т.- М. : Мысль, 1987-1990,- Т. 1-5.

8. Розанов В.В. В темных религиозных лучах.- М. : Республика. ,1994,- 476 с.

9. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура.- М. : Республика,1992.- 399 с.

10. Соловьев B.C. Духовные основы жизни.// Собр.соч.: в 12 т. -СПб.: Тип. Общественная польза, I9II.- Т. 3.- С. 270-387.

11. Соловьев B.C. О духовной власти в России.// Собр.соч. В 12 т.- СПб.: Тип. Общественная польза, I9II.- Т. 3.- С. 206-221.

12. Соловьев B.C. Оправдание добра.// Соч.: в 2 т.- М., 1988.

13. Соловьев B.C. Смысл любви.// Соч.: в 2 т.- М., 1988.

14. Соловьев B.C. Человек. Цивилизация. Общество.- M., 1992.

15. Сборники документов и материалов.

16. Благотворительные учреждения России.- Спб., 1912,- 304, 122 с.

17. Благотворительные учреждения Российской империи: В 3 т. СПб.,1900.- 3 т.

18. Забелин И.Е. Материалы для истории, археологии и статистики г. Москвы: В 2 ч.- М., I884-I89I.

19. Ч. I. 1884.- 1383 с. Ч. 2. - 1891.- 1607 с.

20. Полное собрание законов Российской Империи: В 55 т.- СПб.

21. Православная богословская энциклопедия: В 2 т./ Ред. А.П.Ло-1пухин.- 2-е изд.- СПб., 1903.- 2 т.

22. Россия. Энциклопедический словарь.- Л.:Лениздат, 1991.- 922с.

23. Сборник сведений о благотворительности в России с краткими очерками благотворительных учреждений в С.-Петербурге и Москве. СПб., 1899.- 1207 о.*

24. Сборник сведений о благотворительности в С.-Петербурге за 1889 год.- СПб., I89I-- 400 с.

25. Сборник статистических сведений о благотворительности Москвы за 1889 год.- М., 1891.- XXXI, 34 с.

26. Смирнов-Платонов Г.П. Статистика приходской благотворительности в Москве.- М., 1885.- 34 с.

27. Стоглов.- СПб.: Тип. Императ. Академии Наук, 1863,- 312 с.

28. Труды съезда по общественному призрению, 11-16 мая 1914 г.: В 2 т.- Пг.: Тип. В.Безобразов и К, 1914.

29. Т. I: Доклады и журналы заседаний.- ХХХУП, 745 с. Т. 2: Материалы.- II, 538 с.

30. Устав об управлении Русской православной церкви.- М., 1990.-32 с.

31. Энциклопедический словарь: В 82+4 т.т./ Ред. И.Е.Андреевский.- СПб., 1890-1907.- 82+4 т.3. Архивные материалы

32. ГАРФ (Государственный архив Российской Федерации). Ф.642.- Императрица Мария Федоровна.

33. Опись I. Ед. хр.: 232, 265. Ф.655.- Романова Мария Павловна.

34. Опись I. Ед. хр.: 2705 Заборовский В.В. В царстве молитвы и труда Валаамская обитель. Рукопись. Ф.1486.- Щавельский Г.И. Опись I. Ед.хр.: 15.

35. Ф.6787.- Министерство государственного призрения Временногоправительства.1. Опись I. Ед.хр.: 97, 115.

36. РГИА (Российский государственный исторический архив). Ф.796,- Канцелярия Святейшего Синода.

37. Опись 145. Ед.хр.: 165, 5666. Опись 158. Ед.хр.: 1479, 1482. Опись 198. Ед.хр.: 330. Опись 440. Ед.хр.: 991.

38. Ф.797.- Канцелярия обер-прокурора Святейшего Синода.

39. Опись 86. Раздел 2. Ед.хр.: 185, 346.

40. Ф.804.- Присутствие по делам православного духовенства.

41. Опись I. Раздел I. Ед.хр.: 8, II, 73, 83.

42. Ф.812.- Прибалтийское православное братство.1. Опись I. ЁД.хр.: 245.

43. Ф.1574.- Победоносцев К.П.

44. Опись 2. Ед.хр.: 70, 108, 124.1. Ф.1661.- Сербинович К.С.1. Опись I. Ед.хр.: 629.

45. Августин Блаженный. Исповедь. Богословские труды.: 19 т. ,-М., 1978.

46. Агеев В.Ф., Темникова Л.А. Словарь терминов по социальной работе.Калуга, 1992.

47. Антология социальной работы.: В 5 т. Т. 1-3.- М. :Сварогъ-НВФ СПТ, 1995.

48. Баркер Р. Словарь социальной работы. Пер.с англ. М., 1993.

49. Беккер Т., Босков А. Современная социологическая теория.-М., 1961.

50. Благотворительная Россия.:- СПб., 1902.

51. Бензин В.М. Приходская благотворительность на Руси.// Трудовая помощь.— 1906.- Т. 2.- С. 175-209, 570-589, 669-700.

52. Бессонов М.А. Православие в наши дни.:- М., Полит.лит-ра, 1990.

53. Блаженная Ксения Петербургская.- М., 1994.

54. Бердяев H.A. Судьба России.- M., 1991.

55. Бурышкин П.А. Москва купеческая.- M., 1991.

56. Введенский А. Приходские попечительства при православных церквах // -Прибавления к Церковным ведомостям,- 1914,- № 50. С. 2085-2088; Jfe 51-52.- С. 2136-2145.

57. Воронин C.B. Теория "филантропии".- M., 1981.

58. Власов П. Обитель милосердия.- М.: Моск.рабочий, 1991.-330 с.

59. Вусович. Селиванова А.К, Исторические одерки Хлгостинских богоугодных заведений по случаю их столетия.- Калуга, 1910.

60. Гараджа, В.И. Социология религии.-М. : Наука, 1995.

61. Гордеева Н.Д. Экспериментальная психология.- М., Тривола, 1995.

62. Грекулов Е.Ф. Православная церковь.- враг просвещения.- М. : Изд. АН СССР, 1962.- 192 с.

63. Грекулов Е.Ф. Церковь, самодержавие, народ (2-я половина XIX в.- начало XX в.).- М. : Наука,, 1969.- 184 с.

64. Данакин Н.С. Смысл и профессиональные особенности современной работы// Российский журнал социальной работы.- 1995.1. Д.- С. 26-33.

65. Данакин Н.С., Лазарев В.Н., Шеденков С.А. Социальная защита населения в условиях местного самоуправления . Белгород-Но-вомосковск, Центр социальных технологий, 1995.- 48 с,

66. Данакин Н.С., Дятченко Л.Я., Сперанский В.И. Конфликты и технология их предупревдения. Белгород. Центр социальных технологий, 1995.- 315 с.

67. Дшгигенский Г.Г. Социально-политическая психология.- М. : Наука,, 1994.

68. Добровольская Т.А., Мастеропуло А.П., Поддубный М.В. О перспективах возрождения христианской благотворительности.// На пути к свободе совести.- М.: Прогресс, 1989.- С. 274-293.

69. Думова Н.Г. Московские меценаты.- М.: Моск.рабочий, 1992.

70. Дятченко Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами.- Белгород, Центр социальных технологий, 1993.- 343 с.

71. Жизнеописания достопамятных ладей земли Русской (Х-ХХ в.в.).- М.: Моск.рабочий, 1992.- 334 с.

72. Жизнь и житие Сергия Радонежского.- М.: Сов.Россия, 1991.-368 с.

73. Житие Феодосия Печерского.// Памятники литературы Древней Руси: начало русской литературы Х1-нач.- М.: Худ.лит., 1978.

74. Здравомыслов . А.Г. Социология конфликта,.- М.: Ю. "Аспект-пресс", 1994.

75. Знаменский П.В. Приходское духовенство на Руси.// Православное обозрение.- 1866.- }£ 9.- С. 1-35,- С. 131-169.

76. Иоанн (Маслов), архимандрит. Милосердие в деле спасения (по учению святителя Тихона Задонского).// Журнал Московской патриархии,- 1992.- * 11-12.- С. 55-57.

77. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни.- М., 1876.

78. Историческое описание Тихоновой пустыни.- М., 1876.

79. Калужский край. Книга первая.- Тула,.: Приокск. изд., 1976.

80. Калужский край. Книга вторая. Документы и материалы.- Тула.: Приокск. изд., 1977.

81. Калужский край. Книга третья.- Тула.: Приокск.изд., 1982.

82. Кандидов Б. Церковный фронт в годы мировой войны.- М.: Атеист, 1929.- 159 с.

83. Карташев А. Церковь и государство^ Париж, 1932.- 20 с.

84. Ковалев Б.Н. Социология социальной сферы,- М., 1992.

85. Кон С.И. Социология личности.- М., 1967.

86. Корзун М.С. Русская православная церковь на службе эксплуататорских .классов (X век 1917 г.).- Минск: Беларусь, 1984.-255 с.

87. Красников Н.П. Православная этика: прошлое и настоящее.- М.: Политиздат, 1981.- 96 с.

88. Красников Н.П. Социально-этические воззрения русского православия в XX веке.- Киев: Выща школа,. 1988.- 177 с.

89. Кудрявцев А.Н. Современные церковно-благотворительные учреждения в России.// Детская помощь.- 1885.- № 19.- С. 910-913. # 20.- С. 943-946.

90. Курочкин П.К. Социальная позиция русского православия.- М.: Знание, 1969.- 45 с.

91. Лагутин В.Д. Краткие очерки народного образования Калужского края.- Калуга, 1992.

92. Ленин В.И. Аграрный вопрос в России к концу XIX века.//Полн. сбор.соч.- Т. 17.- С. 57-137.

93. Летопись Калужская. Калуга, 1991.

94. Линденмейер А. Добровольные благотворительные общества в эпоху великих реформ.// Великие реформы в России, 1856-1874.-М.: МГУ, 1992.

95. Лихачев Д.С. Крещение Руси и государство Русь.// Новый мир.-1988.- № 6.- С. 249-258.

96. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра.- М., 1991.

97. Максимов Е.Д. Особые благотворительные ведомства и учреждения.- СПб.: Гос.тип., 1903.- 138 с.

98. Малинин Д.И. Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим Центрам Губернии.- Калуга., 1992.

99. Мещовск и его уезд// Калужские губернские ведомости, Лямет-ри, 1855, J& 37.

100. Морозова Г.М. Прогулки по старой Калуте.- Калуга, 1993.

101. Мудрик A.B. Социализация и смутное время.- М., 1991.

102. Нещеретний П.И. Исторические корни и традиции развития бла готворительности в России.- С,: Союз, 1993.- 31 с.

103. Никольский Н.М. История русской церкви.- 3-е изд. М.: Политиздат, 1985.

104. Никон, иеромонах. Монастыри и монашество на Руси (X-XII вв) Вопр. истории.- 1991.- 12.- С. 23-36.

105. Новый Завет в современном переводе.- М.: Протестант, 1993.

106. Новый Завет. Евангелие от Матфея. Гл. 5, 6, 7. Евангелие от Луки. Гл. 6.

107. Овчинников В.Г. Православная церковь в истории нашей страны.// Вопр. ист.- 1988.- Л 5,- С. III-I2I.

108. Об общественном призрении в России.- Спб., 1818.- 114.с.

109. О вере и нравственности по учению православной церкви.- М.: Московская патриархия, 1991.

110. Отечественность и ее социальная природа.- М., 1993.

111. Панкратов A.C. Без хлеба. Очерки русского бедствия (Голод 1898 и I9Ü-I2 гг.).- М.: Изд. В.П.Портуталова, 1913.- 250 с,

112. Патов A.A. Церковные братства,.- СПб.: Синодальная тип., 1893.- 146 с.

113. Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени.- М.: Русская книга, 1993.- 640 с.

114. Посошков И.Т. Книга о скудности и богатстве.- М., 1951.

115. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке.-М.: Республика, 1995.- 511 с.

116. Пушкарев С.Г. Роль православной церкви России.- Нью-Йорк:1985.- 123 с.

117. Ребрин В.А. Общественное благо и общественный долг.- М.,1971.

118. Религия и церковь в истории России.- М.: Мысль, 1975, 255 с.4.75". Рождественский В.О. О приходской благотворительности.//Православное обозрение.- 1862. № 6.- С. 223-240.

119. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания и поэзия.- М., 1989.

120. Русское православие: вехи истории.- М.: Политиздат, 1989.-719 с.

121. Руссо Ж.-Ж. Тракты.- М., 1969.

122. Секиринский С.С., Шелохаев В.В. Либерализм в России. Памятник исторической мысли, 1989.

123. Семенов-Тян-Шанский А. Отец Иоанн Кронштадтский.- Париж: ИМКА-ПРЕСС, 1990.- 380 с.

124. Симоненко О.Д. Сотворение техносферы.- М.: -Аргус, 1994.

125. Смелзер Н.Д. Социология.-М., 1994.

126. Солнце правды. О жизни и учении Господа нашего Иисуса Христа. Избранные проповеди о. протоиерея И.И.Сергеева (Кронштадтского).- Свято-Троицкая Сергиева Лавра., 1991.- 330 с.

127. Социальная философия. Хрестоматия.- М.: Высшая школа, 1994.

128. Социология и современность. В 2 т.- М., 1977.

129. Темникова Л.А. Социальная поддержка, в России, благотвори -тельностъ и меценатство: история, традиции, современность. Калуга, 1995.

130. Темникова Л.А. Традиции милосердия и подготовка, специалистов для современной системы социальной защиты в Калужской области.// Российский журнал социальной работы.- М., 1995.- № 2.

131. Теркер Р. Структура социологической теории.- М., 1984.

132. Толстой Л.Н. Осмысление жизни.- Спб., 1906.

133. Уледов А.К. Духовная жизнь общества.- ГЛ., 1980.

134. Фриз Г. Церковь, религия и политическая культура на закате старой России.// История СССР.- 1991.- Л 2.- С. 107-119.

135. Франк В, Человек в поисках смысла,.- М., 1980.

136. Фромм ;Э. Бегство от свободы.- М., 1990.

137. Фромм Э. Искусство любви. Исследование природы любви.-Минск, 1990.4.-95. Чунтулов В.Т. Экономическая история СССР.- М.: Высшая школа, 1969.- 464 с.

138. Швейцер А. Культура и этика.- М., 1973.

139. Швиттау Г.Г. Трудовая помощь в России: В 2 ч.- Пг., 1915. 4.1: Трудовая помощь в истории призрения бедных в России.-216 с.

140. Шибутани Т. Социальная психология.-М., 1969.

141. Диссертации и авторефераты

142. Афиногентова. А.П. Социальная активность русской православной церкви: Дис. канд.филос.наук.- М., 1993.- 144 с.

143. Костиков К.Н. Формирование мировоззрения личности и массовая культура.: Дис. канд.филос.наук.- М., 1994.- 153 с.

144. Красников Н.П. Социально-этические воззрения русского православия (критический анализ): Дис. докт.филос.наук.- М.,1976.- 452 с.

145. Пашенцэв Д.А. Благотворительная деятельность русской православной церкви во второй половине XIX-нач. XX в.: Дис. какд. истор.наук.- М., 1995.- 166 с. ~ :

146. Симонов И.Б. Анализ особенностей социально-идеологической деятельности русской православной церкви в начале XX века.: Дис. канд.филос.наук.- Нижний Новгород, 1993.- 175 с.

147. Субботина Е.А. Проблема милосердия о современном православии.: Дис. канд.филос.наук.- М,, 1993.- 149 с.

148. Цветкова, Л.Э. Религиозно-этическое учение С.Н.Булгакова и Русская Православная Церковь конца. XIX-начала XX веков.: Дис. канд.филос.наук.- СПб., 1994.- 142 с.

149. Черемицина, Т.Б. Взаимоотношение интеллигенции и русского православия в конце XIX-начале XX века.: Дис. канд. филос. наук, -Спб., 1994,- 165 с.

150. Зубанова С.Г. Православная церковь в социальной, культурной и духовной жизни Российского общества XIX века.: Автореф. д*ас. канд. ис тор. наук.- М., 1995.- 29 с.6. Периодическая печать

151. Богословский вестник; Орган Московской Духовной Академии. -Сергиев Посад.- 1897-1898.

152. Вера, и разум: Богословско-философский журнал.- Харьков,- 1898.

153. Вестник благотворительности. Орган ведомства детских приютов. СПб.- 1897-1902.

154. Деньги и благотворительность.- М., 1995.- № 1-4.

155. Детская помощь: Орган общества попечения о неимущих детях в Москве.- М.- 1885-1894.

156. Журнал Московской патриархии.- М.- 1992-1993.

157. Калужские Губернские ведомости.- Ляметри.- 1856,- $ 12-18.

158. Калужские Губернские ведомости.- Ляметри.- 1858.- № 36.

159. Калужские Губернские ведомости.- Ляметри.- 1859.- # 2.6ДО. Призрение и благотворительность в России: Орган Всерос. Союза учреждений, обществ и деятелей по обществ, и частн. призрению.- Пг.- 1914.

160. Прозоровский И.К. К истории закрытых монастырей Калужской Губернии.// Известия Калужского архивного комитета.- 1897. » 5; 1898.- № I.

161. Русский инвалид.- 1815.- № 51; 1993.- № 3,8.