автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Благотворительность в Забайкалье в XIX веке

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Нагайцева, Нина Дмитриевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Улан-Удэ
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Диссертация по истории на тему 'Благотворительность в Забайкалье в XIX веке'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Нагайцева, Нина Дмитриевна

Введение.

Глава 1. Государственно-общественное призрение в России и в Забайкалье в первой половине XIX века.

1.1 Государственная политика в области призрения в первой половине XIX века в Забайкалье.

1.2 Общественная и частная благотворительность в первой половине XIX века.

1.3 Благотворительность по отношению к конфессиям и конфессиональная благотворительная деятельность в первой половине XIX века в Забайкалье.

Глава 2. Благотворительность в Забайкалье (вторая половина XIX века).

2.1 Социальная благотворительность Забайкалья в свете буржуазных реформ 60-х годов XIX века.

2.2 Общественная благотворительность в Забайкалье во второй половине XIX века.

2.3 Конфессиональная благотворительность в Забайкалье во второй половине XIX века.

2.4 Частная благотворительность в Забайкалье в 60-90 гг. XIX века.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по истории, Нагайцева, Нина Дмитриевна

Актуальность темы. Интерес к изучению социальной истории России обусловлен процессом реформирования российского общества, его политической либерализации. Исследование социально-экономического и социо-культурного развития Руси-России в IX-XX в. в., строительства Российского государства и его социальных институтов, характер и степень их связи с формирующимися структурами гражданского общества, практика модернизации социально-политического строя и социально-экономического уклада России способствует переосмыслению значения общечеловеческих и нравственных ценностей, в том числе сострадания, милосердия и их роли в гуманизации межчеловеческих отношений. Именно поэтому проблема дальнейшего развития системы государственной и общественной благотворительности в новых условиях актуальна на сегодняшний день.

Изучение дореволюционного исторического опыта развития государственной и частной благотворительности предоставляет нам возможность ее использования и требует придания ей государственного статуса.

Степень разработанности проблемы (историография)

История благотворительности - одна из самых малоисследованных проблем в отечественной историографии. Один из первых светских подходов к данной проблеме отражен в работе А.Стога (СПб., 1818).1 Он впервые в российской историографии попытался показать эволюцию государственного подхода, начиная с ранних страниц российской истории X -XI вв., к проблемам помощи и поддержки нуждающихся. В.О. Ключевский в статье «Добрые люди Древней Руси» приводит примеры разной помощи всем нуждающимся и говорит о начале государственного подхода к этой проблеме2.

1 Стог А. Об общественном призрении в России // Антология социальной работы. Т. 1.-М., 1994.-С.6-31.

2 Ключевский В О. Добрые люди древней Руси // Исторические портреты. Деятели исторической мысли. - М, 1990. - С.450-455.

На рубеже XIX - начала XX вв. были сделаны первые попытки обобщения исторического опыта в этом направлении и теоретического его осмысления. Это было связано с инициативой государственных органов по реформе системы призрения и благотворительности в стране, т.к. необходимость в ней назрела ко второй половине 90-х гг. XIX века.

Е.Д. Максимов3 в своих работах обобщил и описал опыт органов местного самоуправления (земств, городских дум) в области призрения и благотворительности в пореформенное время (60-е - 70-е гг. XIX в.) и осветил процессы благотворительности, происходившие в России в условиях демократизации, которые могут быть созвучны с современными процессами в этой области. Появилась целая серия работ историков, раскрывающих различные виды помощи в отношении тех или иных групп нуждающихся. Это работы В. Боцяновского4, С. Рункевича5.

В 1898 году Собственная Е.И.В. канцелярия по учреждениям императрицы Марии совместно с Департаментом здравоохранения Министерства внутренних дел провела анкетирование по губерниям России для выявления объективной картины состояния благотворительной деятельности государственных и общественных органов призрения. Результаты обработки анкет были опубликованы в трех томах отдельным изданием в 1900 году6. Однако, в этом издании нет сведений о благотворительных учреждениях Восточной Сибири и Забайкалья. Общесибирские данные о благотворительности, рассеянные по изданию, включены в общие цифры. В том же году вышел фундаментальный коллективный труд о

3 Максимов Е.Д Очерк земской деятельности в области общественного призрения.// Антология социальной работы. В 5 т. Т.1. История социальной помощи в России. - СПб., 1994. - С. 29-43; Он же. Законодательные вопросы попечения о нуждающихся - СПб., 1907; Он же. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России // Антология социальной работы. ТЛ . - М, 1994. -С.9-29.

4 Боцяновский В. Исторический очерк деятельности Российского Красного Креста. //Антология социальной работы. Т. 1, -М., 1994.-С. 164-171; Он же. Князь В.Ф. Одоевский//Антология социальной работы. Т. 1, -М., 1994.-С. 133-141.

5 Рункевич С. Приходская благотворительность в Петербурге//Ангология социальной работы. Т. 1,-М., 1994.-С. 94-108; Рункевич С. Московские городские попечительства о бедных в 1898 году. - СПб., 1900. - 10 с.

6 Благотворительные учренадения Российской империи. Т. 1-3. - СПб.,1900. благотворительность в России7. В нем дан общий обзор всех видов благотворительности с X по XX вв., обращено внимание на роль государства в ее организации. В изучении отдельных направлений социальной помощи можно выделить работы конца XIX - начала XX вв., посвященные церковноприходскому, земскому и городскому призрению, общественной помощи и частной благотворительности. Исследования церковно-приходского призрения содержатся в известных трудах В. Андерсона, А. Попкова, И.Прыжова, о

A.Раевского, В.Дерюжинского . Характерно, что ими изучались как само направление, так и частные аспекты проблемы благотворительности и история приходского призрения в отдельных местностях и городах.

Сибирская историография о благотворительности второй половины XIX в. носит локальный характер, примером тому служит справочное издание С. Соболева9. В Забайкалье заявленная нами тема долгое время не вызывала особого интереса исследователей, публикации по вопросу благотворительности носили отрывочный и информационный характер и ограничивались краткими сведениями о частных пожертвованиях публикуемых в "Иркутских губернских ведомостях", "Иркутских епархиальных ведомостях", "Забайкальских епархиальных ведомостях" в разделах "Хроника" и «Заметки».

Определенный интерес представляет работа известного юриста, этнографа

B.В. Птицына, который приводит ряд примеров купеческой благотворительности в главе «Кяхта, ее торговля и купечество» в книге «Селенгинская Даурия» (1894 год)10. Авторы перечисленных работ касались сибирской тематики лишь в контексте собственных исследований.

7 Благотворительность в России: история государственной, общественной и частной благотворительности в России.-СПб.,1900.

8Андерсон В. Несколько цифр из деятельности церковно-приходских попечшельств.// Антология социальной работы. В 5 т. Т.1. История социальной помощи в России. -М., 1994. - С.89-94; Попков А, Жизнь и труды принца Петра Григорьевича Ольденбургского,- СПб., 1885. - 184 е.; Он же. Упадок православного прихода в XVIII и XIX в.: Историческая справка. -М., 1899. - 163 с.; ПрыжовИ. Нищие на святой Руси.// Антология социальной работы. В 5 т. Т. 2. Феноменология социальной патологии. - М. 1995,- С. 9-19; Дерюжинский В. Общественное призрение у крестьян// Антология социальной работы. В 5 т. Т.1. История социальной помощи в России. - М., 1994. - С. 49-54.

9 Соболев С. Благотворительные учреждения Томской губернии.-Томск,1895.

10 Птицын В.В.Селенгинская Даурия.Очерки забайкальского края -СПб, 1896. - 306 с.

В советский период 1917 - 90-е годы XX века, отношение к благотворительности, как форме общественного призрения изменилось. В толковом словаре С. П. Ожегова11 об этом сказано так: «Благотворительность становится не нужной ни кому и считается пережитком старого общества». Теперь изучается исторический опыт социальной помощи и защиты и он рассматривается историками с марксистских позиций, где прошлое интерпретируется в контексте идей классовой борьбы. Историки еще обращались к анализу предшествующей практики защиты и поддержки нуждающегося населения, но критически12. Системное исследование дореволюционного российского опыта социальной помощи и поддержки населения начинается в конце 80-х - начале 90-х гг. XX века. Первые шаги в осмыслении дореволюционного исторического опыта прошлого в социальной помощи были сделаны в работах Я. Щапова13, Л. Бади14, П. Нещеретного15. Большой вклад в исследование темы благотворительности в России внес П.В.Власов16, А.Н. Фролов17, П.А. Бурышкин18.

Сборник статей "Торговля и предпринимательство в феодальной России» содержит разнообразные материалы о жизни русского города ХУШ-Х1Х вв., которые характеризуют некоторые формы благотворительности гильдейского купечества в России19. В эти годы выходит «Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири»20, в которой сосредоточены сведения о и Ожегов С.П. Словарь русского языка. -М,, 1984. - С. 320. :Черных A.B. Торговые связи Монголии и Восточной Сибири. - Иркутск, 1926; Солопий Л. А. Крупная буржуазия Забайкалья в коше XIX - начале XX вв.// Некоторые вопросы расстановки классовых сил накануне и в период Великой Октябрьской революции. - Томск, 1976; Солопий Л. А., Рабинович Г.Х. Крупная буржуазия Забайкалья в конце XIX - начале XX вв.// Из истории Сибири. Вып. 17. -Томск, 1975; Солопий Л. А. Крупная буржуазия Забайкальской области в XIX веке. Автореф. дисс. на соиск. степ. канд. ист. наук. - Томск, 1978. 1 Щапов Я Н. Благотворительность дореволюционной России: Национальный опыт и вклад в цивилизацию //Россия в XX веке. Историки мира спорят. - Л., 1994. - С.335-339,

14 Бадя Л.В. Благотворительность и меценатство в России. - М., 1993. - 134 с.

15 Нещеретный П.И Исторические корни развития социальной работы в России // Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России. -М., 1992. - С. 20-25; Он же. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. -М, 1993,- 106 с.

1 Власов П.В. Обитель милосердия. - М„ 1991; Он же. Благотворительность и милосердие в России. - М., 2001 - 443 с.

17 Фролов А.И. Основатели российских музеев,- М., 1991. - 80 с.

18 Бурышкин П. А. Москва купеческая: Мемуары./Вступ. ст. комментарий Г.Н. Ульяновой., М.К. Шацилло. -М., 1991.-352 с.

19 Торговля и предпринимательство в феодальной России. Под ред. Л.А. Тилюшиной. - М., 1994. - 304 с.

20 Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири. В 4-х Т.-Новосибирск, 1994-1995. купеческих династиях и отдельных предпринимателях Сибири и купцов Забайкалья. По истории российской и сибирской благотворительности имеется ряд работ современных авторов21. В том числе монографии В.Г. Афанасьева и А.Р. Соколова , Е.П. Хорьковой . Благотворительности Забайкалья, купцам-меценатам в 80-е -90-е годы XX в. были посвящены исследования М.А. Белокрыса (о Г.А. Шевелеве)24, В. Бараева (о купеческой династии Кандинских)25, О. Хавкина (о братьях - предпринимателях Н.Д. и М.Д.

Бутиных)26. Интересны статьи В.В. Гапоненко (1996)27 и В.В. Гапоненко в

28 соавторстве с Е.В. Вагановой . Сведения о благотворительных акциях тайши Баргузинской Степной думы Сахара Хамнаева отражены в монографии Е.В.

29

Вагановой . Благотворительность и меценатство первой половины XIX века стали предметом диссертационного исследования И.Ю.Замулы30. Истории градостроительства Верхнеудинска и благотворительности посвящена монография В.К. Гурьянова31. Отрывочные сведения о частной купеческой благотворительности в Забайкалье в XIX веке приводятся в отдельных публикациях Б.Э. Раднаева32, С.М. Малахировой33, Т.В. Паликовой34.

21 Предприниматели и предпринимательство Сибири. (XVIII век - начало XX вв.). - Барнаул, 1995.; Российское купечество от средних веков к Новому времени. Тезисы докл. науч. конф. 1993 г.- М., 1994; Предпринимательство и предприниматели России от истоков до начала XX в.- М„ 1997; Купечество в России XV - середина XIX века,- М, 1997; Должиков В,А. М.А. Бакунин о социально-психологическом облике сибирского купечества (50-60-е гг. XIX в.)// Предпринимательство в Сибири.- Барнаул, 1994,- С. 83-87; Разгон В Н. Менталитет сибирского купечества в XVIII - первой половине XIX в. // Предпринимательство в Сибири. -Барнаул, 1994,- С. 10-16; Ноздрнн Г. Меценаты Сибири.// Земля Сибирь.- 1992 - № 3 - С. 52-59; Елфимов Л. Купцы-меценаггы// Земля сибирская, дальневосточная,- 1992,- № 9-10.- С. 24-25 и др.; Мешалкнн П.Н. Благотворительность в Сибири: опыт, уроки (вторая половина XIX в.) // Современное российское общество -Красноярск, 1995.- С. 393-397; Он ям. Меценатство и благотворительность сибирских купцов-предпринимателей,- Красноярск, 1995; Душин Ю.С. Иркутский благотворитель // Иркутская старина.- 1994,-Выл. 2 - С. 26; Ковалева А. Иркутский благотворитель // Земля Иркутская - 1996,- № 5.- С. 25-29 и др.

22Афанасьев В.Г., Соколов А.Р. Благотворительность в России; историографические аспекты проблемы. - СПб., 1998.

23 Хорькова Е.П. История предпринимательства и меценатства в России. - М. 1998,- 496 с.

24 Белокрыс М.А. Друг наш старинная книга. - Улан-Удэ, 1980,- 80 с.

25 Бараев В. Древо: Декабристы из семейства Кандинских. - М., 1991.- 250 с.

26 Хавкин О. Дело Бутиных. - Чита, 1994 - 180 с.

27 Гапоненко В. В. Верхнеудинские меценаты./ Улан-Удэ в прошлом и настоящем. - Улан-Удэ, 1996,- С. 42-54

28 Гапоненко В В., Ваганова Е.В. В.К Кюхельбекер в социокультурной среде Баргузина // Баргузин: страницы истории. - Улан-Удэ, 2001 - С.57-84

29 Ваганова Е.В. В.К. Кюхельбекер на поселении в Сибири (1836-1846). - Улан-Удэ, 2001,- 167 с.

30 Замула И. Ю.Дела купеческие заботы отеческие // Правда Бурятии. - 1997, 3 дек. - С.5.; Она же. Городская культура и общественный быт Верхнеудинска (1875- февраль 1917гг) -Иркутск, 2001 - 208 с.

31 Гурьянов В.К. По Большой, Большой Николаевской. - Улан-Удэ, 1998,- 157 с.

32 Раднаева Б.Э. Из истории Забайкальского купечества. - Улан-Удэ, 1997.

33 Малахирова С.М. Благотворительность и меценатство купечества Забайкалья.// Музей истории Бурятии им.

М.Н. Хангалова. Сб. статей. Вып. 2 - Улан-Удэ, 1999,- С. 27-30

Благотворительность в этих работах изложена в контексте исследований авторов.

В монографии O.E. Наумовой35 одна глава посвящена просветительской и благотворительной деятельности Иркутской епархии первой половины XIX в. В работе читинского историка В.И. Косых отражена церковная благотворительность в Забайкалье. А A.B. Дулов своим трудом существенно дополнил картину истории православия на территории Восточной Сибири. В исследованиях фрагментарно освещена и благотворительная деятельность

Г.А. Бочанова, Л.М. Горюшкин, Г.А. Ноздрин (2000г) проанализировали динамику и соотношение форм филантропии, её национальные и региональные особенности и ее основные результаты38. Документальную историю г. Читы дает в своей книге В.Г.Лобанов39.

В указанный период было защищено несколько диссертаций, в которых отдельными главами включены материалы о благотворительности русских купцов40. В автореферате И.А. Щукина41 отдельной главой выделен материал, посвященный благотворительности и меценатству купцов указанного региона.

Сведения об истории и культуре Западного (Бурятии) и Восточного (Читинской области) Забайкалья содержатся в многотомном труде «История Сибири»42 2 и 3 тома, «Очерки истории культуры Бурятии»43 т.1, но, к сожалению, в них (по известным причинам) нет материалов о благотворительности. Есть некоторые разрозненные сведения о культурных м Палихова T.B. Культура городов Прибайкалья (вторая половина XIX века-1917).-Улан-Удэ. 1999.-118с.

35 Наумова O.E. Иркутская епархия XVII - первая половина XIX вв. - Иркутск, 1996. -208 е., ил.

36 Косых В.И. Забайкальская епархия накануне и в годы первой российской революции. - Чита, 1999. -1% с.

37 Дулов A.B. Русское православие: очерк истории.-Улая-Удэ, 2000,- 303с.

38 БочановаГ.А., Горюшкин Л.М., Ноздрин Г.А. Очерки истории благотворительности в Сибири во второй половине XIX- начале XX в. - Новосибирск, 2000. - 221с.

39 Лобанов В.Г.Старая Чета - Чита, 2001. - 443 с.

40 Судакова О.Н. Культура русского купечества 20-х гг. XVIII - начала 60-х гг. XIX в. Автореф. дис. на соис. уч. степ. кавд. культ, наук - СПб., 1998,- 24 с.

Щукин И. А. История купечества и культуры Восточной Сибири. Формирование и социальное положение. Автореф. дисс. на соис. уч. степ. к.и.н. -М., 2000.- 26 с.

42 История Сибири с древнейших веков до наших дней. В 5 т. T.2. Сибирь в составе феодальной России. - Л., 1968. - 538 е.; То же. T.3. Сибирь в эпоху капитализма. - Л., 1968. - 538 с.

430черки истории культуры Бурятии. В 2 т. Т. 1. - Улан-Удэ, 1972 - 676 с. начинаниях общественности Бурятии. В монографии С.Ю. Даржаева44 приведен ряд примеров благотворительной деятельности бурятских тайшей и инородческого населения.

На сегодняшний день отсутствует комплексный подход к изучению благотворительности как социального явления, а немногочисленные изданные монографии и ряд статей в научных сборниках и периодической печати, носят общий характер и не могут показать системное развитие этого феномена в Сибири и в Забайкалье.

Целью исследования является изучение благотворительности как социального феномена, социального двигателя общественной культуры Забайкалья на протяжении XIX века. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: 1. Выстроить структуру государственного, общественного и частного призрения в дореволюционной России в целом и в Забайкалье, в частности; 2. Рассмотреть деятельность местных органов самоуправления, общественных организаций и частных инициатив Забайкалья в области благотворительности в XIX веке; 3. Воссоздать на основе печатных и архивных источников неизвестные страницы истории государственной, общественной и частной благотворительности в Забайкалье и раскрыть ее особенности в XIX веке; 4. Выявить формы благотворительности, получившие наибольшее распространение и развитие в Забайкалье в XIX веке; 5. Показать в историко-культурном контексте взаимосвязи государственной, общественной и частной благотворительности в Забайкалье в указанный период.

Объектом диссертационного исследования является система государственного, общественного призрения и частная благотворительность в России XIX века.

44 ДаржаевС.Ю. Степные Думы - органы самоуправления бурят в российском государстве (1822-1904гг. )-Улан-Удэ, 2001.-139 с.

Предмет исследования: Реализация государственной политики через деятельность общественных организаций и частная инициатива в области благотворительности в Забайкалье в XIX веке.

Хронологические рамки исследования охватывают XIX в. от начала реформ Александра I (1802-1804), касающихся государственного управления -создания Министерств, в том числе ведающих организацией и государственным контролем за деятельностью институтов здравоохранения и благотворительных организаций в стране. До конца XIX века (1900-1905 гг.) -времени, когда намечалась реформа существующей в стране системы благотворительности, которой не суждено было осуществиться ввиду сложившейся политической ситуации (буржуазная революция и русско-японская война 1905 г.; 1-ая мировая война 1914-1917 гг.; Февральская и Октябрьская революции 1917 года). Состояние благотворительности в указанные годы (1905-1917 гг.) - это тема отдельного исследования, т.к. она складывалась в особых условиях и имела специфические формы.

Территориальные рамки исследования охватывают Забайкалье (Западное и Восточное) и являются достаточно условными. Это связано со следующими обстоятельствами. По реформе М.М. Сперанского 1822 г. вся Сибирь делилась на два генерал-губернаторства Западносибирское и Восточносибирское. С 1851 года из состава Восточно-Сибирского генерал-губернаторства выделяется самостоятельная Забайкальская область, включающая Баргузинский, m

Верхнеудинский, Нерчинский округа и Кяхтинская канцелярия. В 1884 году с образованием Приамурского генерал-губернаторства, Забайкальская область со всеми структурными подразделениями вошла в его состав.

Природно-географические условия края. Площадь современного Забайкалья составляет 431,5 тыс. кв. км. В разные промежутки времени (XIX в.), описываемого нами, она была различна, в силу изменения ее административных границ, и достаточно условна, т.к. точного обмера не существовало. Забайкалье находилось в разных географических и климатических поясах: С севера она обрамлялась горными массивами

Баргузинским и Яблоновым, с юга Саянским (Хамар-Дабан) хребтами. В центральной части она представлена лесостепями, а в южной части - степями (Боргойская, Даурская, Агинская и т.д.).

Климат Забайкалья в большей части суровый, резкоконтинентальный. Температура колеблеться от +35 до - 40 градусов, среднегодовая температура 3 градуса. Территория пригодна для земледелия. Суровый климат, близость границы с Китаем и Монголией, протяженность и сложность путей сообщения сыграли главную роль в выборе хозяйственной и торгово-промышленной деятельности населения (промыслов, промышленности и торговли). Особенность климатических условий Забайкалья влияла на уклад жизни населения. Сельско-хозяйственная деятельность приходилась на знойное короткое лето, а торгово-промышленная - на зиму, когда замерзали водные артерии и превращались в дороги, действовала зимняя Верхнеудинская ярмарка, шла «растаможка» товаров в Кяхте и Сретенске. Тогда оживлялась жизнь городов и сел Забайкалья, проходили большие праздники и создавались условия для благотворительных акций45.

Методологической основой диссертации являются материалистический (формационный) и цивилизационный подходы. Используя первый, мы смогли определить зависимость развития системы государственной и общественной благотворительности от экономического и политического состояния России в первой половине (феодализма) и второй половине (капитализма) XIX века. Второй подход дал нам возможность выявить особенности развития различных форм благотворительности в Забайкалье и связать их с климатическими, географическими, демографическими и геополитическими характеристиками края. Используемые нами подходы при изучении темы диссертации предопределили комплексное применение методологических принципов: диалектический, историко-системный, объективности, толерантности.

45 Энциклопедия Забайкалья. Т. 1. Общий очерк. - Новосибирск: 2000, С. 13-15

Методы исследования: При работе над диссертационным исследованием автор использовала общенаучные методы: аналитический (поиск, отбор материала, его реферирование и аннотирование); синтетический (обобщение собранного материала, его научная организация); аналитический (систематизация и анализ материала).Исторические методы: датировки исторических фактов; идентификации; хронологический метод.

Положения, выносимые на защиту: ¡.Создание государственной системы управления благотворительностью в России означало отказ от религиозного понимания призрения, нищенствования и милосердия. Осуществляется нормативное регулирование деятельности органов государственного общественного призрения.

2.Благотворительность в Сибири и Забайкалье в XIX веке реализовывалась по тем же направлениям, что и в Центральной России, но имела свои особенности, исходящие из территориальных (удаленность), геополитических (близость границ и наличие пограничных войсковых соединений), национальных (этнографических), географических и климатических, демографических (наличие переселенцев, каторжных и ссыльных).

3.Развитие промышленности и торговли Забайкалья стимулировало частную благотворительную деятельность по отношению к образованию и просвещению, способствовало вовлечению частных капиталов в различные благотворительные акции.

Источниковедческую базу диссертации составили законодательные и нормативные акты, делопроизводственные опубликованные и неопубликованные документы архивов РГИА, НАРБ, ГАИО, ГАЧО, мемуарная литература, периодическая печать. Источники, использованные нами, составили несколько групп. Отчеты военного губернатора Забайкалья с 1855 по 1900 г., содержащие информацию о деятельности Иркутского приказа общественного призрения сосредоточены в фонде 2-ого Сибирского комитета РГИА (Ф.1265, Оп.1-4). Фонд 2-ого Сибирского комитета.

Важными опубликованными источниками для исследования стали статьи «Полного собрания законов Российской империи», распоряжения министерств, уставы и положения по учебным заведениям, распоряжения Св. Синода, Духовной Консистории, Иркутской и Забайкальской епархий, дацанов). Документы об их исполнении содержатся в фондах ГАЧО (Ф.1 -«Забайкальское областное управление», Ф. 73 - «Читинское духовное училище», Ф. 7 - «Забайкальский областной епархиальный училищный совет» и др.) и в НАРБе (Ф. 10 «Верхнеудинская городская управа», Ф. 11 «Верхнеудинская городовая управа и городничий», Ф. 92 «Канцелярия кяхтинского градоначальника», Ф. 158 «Кяхтинская городовая ратуша», Ф. 128 «Верхнеудинская городовая ратуша», Ф. 207 «Тарбагатайское волостное управление», Ф. 84 «Гусиноозерский дацан», Ф. 428 - «Ацагатский дацан», Ф. 454 - «Ангажинский дацан» и др.).

Большой блок составляют фонды общественных организаций Забайкалья, сосредоточенные в ГАЧО (Ф. 76 «Забайкальский областной комитет общественного здравия», Ф. 15 «Забайкальское управление Российского Общества Красного Креста», Ф. 238 «Забайкальский областной отдел призрения», 152 «Забайкальский областной попечительный комитет о тюрьмах»), в НАРБе (Ф.55 «Отделение окружное попечительное о тюрьмах», Ф. 181 «Верхнеудинское окружное попечительство о тюрьмах»).

Особую группу составили документы учреждений просвещения, здравоохранения и культуры которые помогли выстроить целостную картину духовной жизни и развития культуры Забайкалья XIX века. Ф. 62 «Верхнеудинского 1 приходского училища», Ф. 136 «Штатного смотрителя Верхнеудинского и Баргузинского округа», Ф.183 «Контора Горячинского курорта и Тункинской гражданской больницы», Ф.338 «Верхнеудинская приходская гражданская больница» НАРБа.

Информация о благотворительности и меценатстве, содержащаяся в периодической печати, позволила выделить её в самостоятельную группу источников. В работе использованы газеты различных направлений: "Сибирь",

Восточное обозрение", "Иркутские епархиальные ведомости", "Забайкальские епархиальные ведомости», издания Русского Географического общества -«Известия Троицкосавского отделения Приамурского отдела Императорского Русского географического общества», «Известия ИРГО», «Известия Сибирского отделения РГО». Ценным историческим источником представляется Летопись города Иркутска Н.С. Романова46, которая дает возможность воссоздать целостную картину развития сибирского города и общественного самосознания в Сибири. Интересный перечень документов и работ ученых и исследователей, ранее мало нам знакомых, можно изучить в "Антологии социальной работы" в 5-ти томах, 3 из которых и были нами использованы.

Научная новизна данного исследования заключается в ведении в научный оборот новых архивных материалов ранее не использованных в научных работах, а также в обобщении уже имеющегося материала.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что материалы исследования полезны для тех, кто изучает историю и теорию социальной работы в училищах и вузах; а также для тех, кто практически занимаете^ социальной работой в государственных структурах или общественных организациях, для педагогов, медиков и др. специалистов, которые по характеру своей работы или профессии постоянно сталкиваются с людьми, нуждающимся в помощи и поддержке.

46 Романов Н.С. Летопись города Иркутска за ]902-1924гг/ Сост. Н.В.Куликаускене,- Иркутск, 1994. -ил.

560 е.,

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Благотворительность в Забайкалье в XIX веке"

Заключение

Итак, на основании всего выше сказанного, можно констатировать, что благотворительность в России имеет давнюю историю, глубокие корни и традиции. Ее истоки восходят к Киевской Руси, началу формирования русской государственности, когда Великий князь Владимир Святославович (Креститель) ввел так называемую «десятину» подушный налог, десятая часть которого шла на благотворительные акции, как строительство первого в Киеве православного храма, прозванного в народе «Десятинной церковью». Средства этого налога шли и на другие благотворительные цели. Эту акцию Великого князя блюли и другие правители средневековой России.

Не отставала от князей и православная церковь. Церковнослужители изначально трактовали благотворительность как «милосердие» к ближнему, т.е. любому страждущему и нищему, «призревали» их путем подаяний и принятия в монашествующие. Эти действия церкви имели как положительную, так и отрицательную сторону, вторая способствовала формированию целого «сословия» нищенствующих.

Петр I, а затем Екатерина II путем законодательств пытались регламентировать благотворительность в России и только Александру I через реформы (1802-1804 гг.) структуры государственного управления удалось это сделать. В 1802 г. было создано Министерство внутренних дел, в структуре которого существовала с этого года Медицинская государственная управа, призванная руководить всеми учреждениями общественного призрения в области государственной, общественной и частной благотворительности. С этой целью МВД был передан Приказ общественного призрения, отделения которого образовались во всех губернских управлениях (губернские комитеты общественного призрения), выполняющие функции, подобные «Приказу», но только в пределах своих губерний. С 1822 г. в Сибири проведены реформы М.М. Сперанского. В Восточной Сибири при Главном управлении (ГУВС) был создан Комитет, осуществляющий руководство окружными комитетами на протяжении всей первой половины XIX в., в нашем случае Верхнеудинским, всей первой половины XIX в., в нашем случае Верхнеудинским, Нерчинским и при Троицкосавской канцелярии, и координацию их с попечительскими советами, ведающими образованием и конфессиональными структурами, занимающимися благотворительностью (церкви, христианские и буддийские монастыри).

В первые десятилетия XIX в. создаются сословные благотворительные общества, деятельность которых в стране координировало Четвертое отделение собственной ЕИВ канцелярии, в которое входила канцелярия Императрицы Марии Федоровны, утвержденная официально Александром I в 1828 г., после смерти его матери - императрицы Марии Федоровны. В 1854 г. она стала называться в ее память «Ведомство Императрицы Марии Федоровны» (Брокгауз и Ефрон, Т.60. С.656). Оно призвано было руководить (на государственной основе) деятельностью создававшихся или уже функционирующих благотворительных обществ и их региональных отделений. В описываемый период были так же созданы общества: Императорское человеколюбивое общество (1802 г.), Патриотическое общество (1812 г.) Комитет о раненых (1814 г.).

Таким образом, в первые десятилетия XIX века была заложена и сформировалась сеть государственного управления благотворительностью в России, что было значительным шагом вперед в повышении роли государства в организации призрения.

Создание государственной системы управления благотворительностью в России означал отказ от религиозного смысла призрения, «нищенствования» и «милосердия». Процесс помощи начинает рассматриваться только в рамках указов и постановлений, по другому говоря, в первые годы XIX в. начало осуществляться нормативное регулирование органов государственного общественного призрения.

Благотворительность в Сибири и Забайкалье в первой половине XIX в. реализовалась по тем же направлениям, что и в Центральной России, но имела некоторые отличия, исходящие из территориальных (удаленности), геополитических (близость границ и наличия пограничных войсковых соединений), национальных (этнографических), географических и климатических, демографических (переселенцы, каторжане, ссыльные) условий.

В 1806 г. Александром I было утверждено «Положение о переселенцах в Сибирь» и с этого времени переселение в Сибирь населения из Центральной части России, Украины, Белоруссии стало регулярным. На протяжении всего XIX в. переселение носило плановый характер и было частью государственной политики. Оно сопрягалось со многими трудностями и не обходилось без участия в реализации этой программы благотворительных организаций и частных пожертвований. Так в Восточной Сибири и Забайкалье в указанный период создавались в каждом округе хлебозапасные магазины, из которых крестьяне получали семена, а если были неурожаи, то и, безвозмездно, зерно. В урожайные годы в эти магазины поступало зерно от сельских обществ, степных дум и частных жертвователей. Функции переселенческих обществ не сводились исключительно к « пассивно—благотворительным», как представляли себе некоторые его члены. Общество должно было не только собирать случайные пожертвования и пересылать их на места, но и разрабатывать дифференцированную программу помощи переселенцам. Таким образом, благотворительные общества оказывали непосредственную практическую помощь и финансировали изучение соответствующих проблем.

Для переселенцев-ссыльных создавались в окружных центрах Забайкалья (по подобию других городов Сибири) ремесленные дома, т.е. они обеспечивались работой и жильем. Такой дом был создан в Верхнеудинске в 1828 г. Особым вниманием у жителей Сибири пользовались ссыльные поселенцы, люди вышедшие из тюрем и освобожденные от каторжных работ. Забайкалье было с XVIII в. местом каторги и ссылки для всех сословий и разных политических ориентации. Для такого рода поселенцев предусматривалось законодательством как расселение их в уже существующие села, так и создание для них (в редких случаях) казенных селений. В Забайкалье в указанный период было создано несколько таких сел.

В Забайкалье большое внимание во второй половине XIX в. уделялось подготовке к труду неимущих малолетнего возраста в форме трудового приюта и профессионального обучения, как необходимого условия их нормальной жизни в будущем.(Ремесленная сиропитательная школа в Троицкосавск (1885 г.), в Кяхте в 1820 г. Н.М. Игумнов открыл ремесленную школу для мещанских детей). Помощь вполне трудоспособному взрослому населению Забайкалья предоставлялась преимущественно в форме работы, за которую они получали заработок, а при недостаточности его им оказывали помощь натурой (питанием, жильем, одеждой) (ночлежный дом, дом трудолюбия г. Чита). Нетрудоспособных принимали сиропитательные дома и приюты, в основном открывающиеся на средства частных капиталов. Такой приют для престарелых в 1851 г. в Кяхте построил купец I гильдии Н.М. Игумнов, дальнейшее финансирование приюта осуществлялось на протяжении всего XIX в. за счет частного капитала кяхтинского купеческого общества.

В конце XVIII в. в Иркутске было создано Военно-сиротское отделение Императорского военно-сиротского дома. Оно имело целью призревать сиротских детей военнослужащих, умерших или ушедших на пенсию и незаконнорожденных. В Забайкалье при военных гарнизонах и казачьих соединениях были созданы такие школы, на их содержание средства выделяло государство, сами военные соединения и благотворители. Такая школа в 20-е годы существовала в Селенгинске, а в 1822 г. она была переведена вместе с Селенгинским полком. В 40-е годы подобная школа существовала в Верхнеудинске при казачьем полку.

Значительной по своим масштабам на территории Забайкалья была благотворительная деятельность православной церкви и буддийских монастырей. Особенностью ее было то, что получая пожертвования от населения, церкви и дацаны оказывали помощь населению сами выступая уже в роли благотворителей. Они на свои средства открывали церковно-приходские училища (Нер-чинское, Верхнеудинское в 1845 г.), школы хувараков при Тамчинском и Агинском дацанах. Монастыри принимали престарелых людей на полное обеспечение. Православные церкви в Забайкалье (О диг игр невская в Верхне-удинске, Вознесенская в Нерчинске) были в 40-е годы пионерами женского образования и вслед за Иркутским училищем «для девиц духовного звания» (1847 г.) открыли подобные у себя.

Особенный вклад в дело просвещения и образования в Забайкалье вносили городские общества: городские и степные думы. При их прямой финансовой поддержке открывались так называемые «министерские» школы, уездные и приходские училища. Эти училища были подведомственны Министерству народного образования (1802 г.), но содержались полностью на средства городских, сельских обществ и степных дум. При них создавались попечительские советы из представителей имущих жителей, которые ведали общественными средствами, распределяли и принимали на содержание училищ деньги от частных жертвователей. Такие училища были открыты в Верхнеудинске в 1805 г., Онинское в 1806 г., в Троицкосавске в 1811 г., в Селенгинске в 1820 г. и в других населенных пунктах. Существовали в эти годы в Забайкалье и частные школы (А. Цивилев, 1849г., Баргузин). В первой половине XIX в. в Забайкалье на содержании степных дум находилось 11 бурятских училищ.

Совершенно определенно можно говорить о том, что функционирование народного образования и социального обеспечения, на которые правительство выделяло мизерные средства, без общественной и частной благотворительности было бы невозможно.

Финансовые возможности государственных благотворительных учреждений были выше частных, но функцию инициативы в деле развития благотворительного движения в 1 половине XIX в. все чаще и полнее брали на себя в силу своей демократичности и мобильности именно частные и сословные общества.

В пореформенный период 60-70 гг. XIX в. общественное призрение в России начинает развиваться по нескольким направлениям. Система приказов постепенно заменяется земской, волостной и городской системами помощи и поддержки. Несмотря на организационные, финансовые, правовые трудности, земская система помощи становится более эффективной, мобильной, так как местные органы управления и самоуправления оперативно реагируют на те проблемы, которые возникают у них на местах, появляются новые формы помощи нуждающимся, расширяется сеть социальных услуг в области общественного призрения.

Во главе благотворительных органов в губернии ставили губернаторов и высших сановников, а их жены возглавляли благотворительные общества и учреждения. Имена жертвователей присваивались учреждениям, в которые они вкладывали средства (верхнеудинская богадельня-приют им. Голдобина, Немчиновская ремесленная сиропитательная школа в Кяхте, Фроловская школа в Верхнеудинске и др.). Благотворители избирались почетными членами различных обществ, их награждали орденами. За особо крупные пожертвования присваивалось личное и потомственное дворянство.

Поскольку аристократии в Сибири практически не было, а купечество сформировалось и окрепло здесь лишь в начале XIX века, то активные формы благотворительности и меценатства в Забайкалье стали возможны только после накопления потомственными купцами солидного капитала. Наличие свободных денежных средств являлось одним из условий общеполезной деятельности и служило фактически толчком к развитию благотворительности. Своеобразное развитие сибирской экономики (монополизм, золотопромышленность) обусловило тенденцию вкладывания крупных капиталов в различные благотворительные заведения.

К середине XIX века уже сложилось в Забайкалье купеческое сословие, которое, накопив достаточный капитал, могло полноправно участвовать в благотворительности. Купцы и предприниматели вкладывали «вскладчину» и отдельно деньги в строительство храмов, школ, богаделен, сиротских домов. Это были купцы Кандинские (Нерчинск и Нерчинский завод), В. Второв (Нерчинск); Сабашниковы, Баснины, Игумнов (Кяхта), Шевелевы, Курбатовы (Верхнеудинск), братья Черных и А. Цивилев (Баргузин).

Появление богатой купеческой буржуазии во второй половине XIX в., развитие золотопромышленности, ряд законодательных мер, предпринятых правительством, создали предпосылки для развития частной благотворительности. Все частные пожертвования подразделялись на три группы по способу их внесения: сбор средств по подписным листам; сбор средств от проведения лотерей, спектаклей, концертов и т.п.; добровольные пожертвования граждан на нужды общественных учреждений или заведений. Каждый жертвователь сам определял, в зависимости от возможности, мотивации, как и куда им будет сделан вклад. Наиболее распространенными формами благотворительности являлись строительство и содержание детских приютов, богаделен, ночлежных домов и домов трудолюбия, строительство школ, помощь школе и ученикам, а так же строительство церквей. Не отрицая огромного вклада частных инициатив в развитие образования и культуры Забайкалья, не следует забывать, что многие созданные благотворительные и образовательные учреждения и общества были не долгосрочными. Их срок деятельности зависел от наличия средств и желания учредителей и от поддержки и активности общественности. Приказы общественного призрения не могли полностью охватить всех нуждающихся, так как в открывающихся учреждениях было мало мест для призреваемых (Акатуйская школа для приходящих детей ссыльнокаторжных рассчитана на 10 детей, ремесленная сиропитательная школа в г. Троиц-косавске -18 человек, приют-богадельня им. Голдобина - 12 человек и т.д.) Это составляло низкий процент обеспеченности нуждающихся.

Однако, частная благотворительность не получила достаточного распространения и не реализовала полностью свой потенциал из-за многочисленных трудностей, с которыми сталкивались учредители частных благотворительных обществ (например, необходимость регистрации благотворительной организации в органах Министерства внутренних дел, связанная с опасением правительства, что под покровом благотворительности в отдельных обществах могут возникать политические заговоры). Несоблюдение условий преемственности и сотрудничества государственных, общественных и частных благотворительных организаций также снижало эффективность их деятельности и приводило в свою очередь к падению популярности благотворительности в целом.

Благотворительные организации объединялись для лучшей координации своих действий, изучения местных нужд, реализации сходных целей или выполнения проектов, непосильных для каждой из них в одиночку и т.п. Финансовые возможности государственных благотворительных учреждений были несравненно выше частных, но функцию инициативы в деле развития благотворительного движения брали на себя именно частные лица. Основная помощь исходила не от частных лиц, а от правительства и сословий. Однако, не менее чем в материальных средствах, благотворительные общества нуждались в моральной поддержке, а также в труде и энергии отдельных личностей. Несомненную помощь можно было принести изучением нужд, обследованием бедных, выяснением причин бедствия в каждом отдельном случае.

Среди конкретных направлений деятельности благотворительных обществ наиболее популярным было оказание помощи нуждающимся детям. Значительных расходов требовала помощь учащимся. Кроме членских взносов обществ, большая роль принадлежала и единовременным пожертвованиям деньгами, книгами, вещами (одеждой и обувью) не только членов общества, но и посторонних лиц, а также доходам от благотворительных спектаклей поставленных самими учащимися. Наибольший доход в кассу обществ приносили литературно-музыкальные вечера, в которых, помимо самих учащихся, принимали участие самые лучшие артисты, приглашенные благодаря личным контактам руководителей обществ. Это повышало популярность таких вечеров у публики и увеличивало их прибыльность. Основной статьей расходов была плата за обучение. Наряду с общим внесением платы за обучение существовали именные стипендии, учрежденными отдельными членами обществ.

Из средств благотворительных обществ оплачивались лечение учащихся, их проезд на транспорте, а также экипировка по окончании учебного заведения.

Наряду с профессиональным образованием частные благотворители оказывали поддержку и передовым школам нового типа, соответствовавшим интересам развивавшегося капитализма, который требовал коренной реформы школы, изменения содержания обучения и методов преподавания с тем, чтобы школа готовила деятельных, инициативных, самостоятельно мыслящих работников для промышленности, торговли и других областей жизни.

Частная благотворительность распространялась не только на систему образования, но и на культурно - просветительную деятельность в целом.

Достаточно распространенной была и благотворительная помощь, представляемая по профессиональному признаку военным, духовенству и др. При выдаче пособий наводились тщательные справки о семейном и материальном положении просителей и принимался во внимание размер получаемых ими пенсий или содержания.

Существовали и благотворительные организации специального характера, обеспечивавшие помощь лицам , пострадавшим от военных действий, раненным и больным воинам, семьям военных и военнопленных. Примером такой организации может служить Российское Общество Красного Креста.

В экстремальных условиях благотворители стремились действовать максимально оперативно, понимая, что оказание помощи связано не только с экономическим благосостоянием населения, но и его «политической благонадежностью в смысле сохранения государственного спокойствия и общественной безопасности». Для широкой организации помощи нужно было только освободить частную инициативу от всякого административного преследования, предоставить всем лицам и частным благотворительным организациям полную свободу деятельности. 5

Частная инициатива нередко способствовала переходу актуальных проблем в более широкую область «социальной политики». Сохраняя свою специфику в XIX в. она все более определенно стремилась к слиянию с организациями общественного характера, поскольку именно действуя в форме таких объединений она могла стать наиболее эффективной.

Независимо от мотивов, которыми они руководствовались, и размеров помощи, благотворительная миссия государственных органов, обществ и частных лиц облегчала тяготы жизни бедным, ссыльным; способствовала развитию образования, науки и культуры Забайкалья, Восточной Сибири и России в целом.

С конца 80-х гг. XX столетия по настоящее время идет процесс бурного развития благотворительных организаций, фондов, ассоциаций, союзов, объединений. Первые фонды появились в России в конце 1980-х гг. Ими были Детский фонд, Фонд культуры, Фонд милосердия и ряд других. Они за это время накопили большой опыт благотворительной деятельности. Так, например, Детский фонд (1987 г.) стал первой независимой общественной организацией со времен революции, оказывающей безвозмездную помощь детям-сиротам и инвалидам. Его деятельность была построена на принципах благотворительности, т.е. сбора пожертвований от населения, предприятий, и реализации за счет этого социальных программ. За последние годы возникло много новых благотворительных организаций, деятельность которых направлена на разработку и выполнение целевых программ оказания социальной помощи различным категориям населения, формированию источников финансирования.

Богатый дореволюционный опыт благотворительности в современных условиях может дать обществам и фондам интересные формы работы, которые будут способствовать созданию новых условий и возможностей для формирования государственной системы с использованием частной и общественной благотворительности. Частная и общественная благотворительность должны прийти на помощь государственным структурам в оказании помощи нуждающимся. От этого содружества в выигрыше будут обе стороны этого процесса - и нуждающиеся, и государственные службы социальной помощи.

 

Список научной литературыНагайцева, Нина Дмитриевна, диссертация по теме "Отечественная история"

1. Абросимова Е.А. О благотворительных организациях в СССР.// Советское государство и право. - 1992,- №1. - С.30-35

2. Андерсон В. Несколько цифр из деятельности церковно-приходских попечительству/ Антология социальной работы. В 5 т. Т.1. История социальной помощи в России. М., 1994. - С.89-94.

3. Андреевский И.Е. По вопросу об отношении к общественному призрению. М.,1894.

4. Антология педагогической мысли в России в XVIII веке. М., 1985. - 186 с.

5. Антология социальной работы, В 5 T. T.I История социальной помощи в России./ Сост. Фирсов М.В. М.: Сварогь, 1994. - 288 с.

6. Антология социальной работы. В 5 Т. Т.З Социальная политика и законодательства в социальной работе / Сост. Фирсов M.B. М.: Сварогь, 1994.-300 с.

7. Аронов A.A. Русские меценаты и отечественная культура. Золотой век русского меценатства. -М., 1995. 115с.

8. Арская Л.П. Из истории межнациональной благотворительности:

9. Афанасьева В.Г., Соколова А.Р. Благотворительность в России: историографические аспекты проблемы. Спб., 1998.

10. Ашрот П.Ф. Призрение бедных.- СПб., 1902. № 45.

11. Бадя Л.В. Благотворительность и меценатство в России. М., 1993. - 134 с.

12. Бараев В. Древо: Декабристы из семейства Кандинских. М., 1991

13. Баргузин: страницы истории (Материалы научно-практической конференции, посвященной 350- летию со дня основания Баргузина).- Улан-Удэ, 1998.-236с.14