автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Развитие благотворительности в России, 1861-1914 гг.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Батоева, Саяна Аюровна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В РОССИИ КАК ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
1.1. Благотворительность в России: общая характеристика и этапы исторической эволюции.
1.2. Основные факторы и тенденции интенсивного развития благотворительной деятельности в России на рубеже XIX - XX вв.
ГЛАВА 2. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЗАБАЙКАЛЬЕ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД.
2.1. Социально-экономические и культурные условия формирования сферы благотворительности в Забайкальском крае.
2.2. Основные направления распространения благотворительной деятельности в регионе во второй половине XIX - начале XX вв.
2.3. Меценаты и благотворители Забайкалья.
Введение диссертации2006 год, автореферат по истории, Батоева, Саяна Аюровна
Актуальность темы диссертации определяется возросшим за последние годы научным интересом к феномену отечественной благотворительности. Игнорируемое в советский период по идеологическим мотивам общественно-историческое явление благотворительности стало предметом исследования российских и зарубежных историков.1
Благотворительность, объединявшая идеи свободного выбора, личной инициативы, общественной солидарности и справедливости, коллективной заботы о слабых, рассматривалась как важный регулятор социального равновесия, как один из аспектов государственной политики, являлась культурообразующим фактором жизни пореформенной России.
Главной фигурой в этой сфере выступал российский предприниматель, для которого личное участие в филантропической деятельности мотивировалось осознанием ответственности перед обществом, стремлением повысить свой социальный статус. Для предпринимательской среды провинции, впрочем, как и для столичной, благотворение выступало необходимым стереотипом поведения, средством социализации деловой элиты.2
Процесс трансформации, переживаемый современной Россией, характеризуется масштабностью перемен и поиском оптимальной модели развития, Трудности на пути реформирования общества (низкий жизненный уровень большой части населения, духовный кризис и др.) заставляют обратиться к историческому опыту развития благотворительности в пореформенной России, анализ которого позволяет не только выявить причины многих проблем, но и использовать позитивный опыт для решения Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования // Под ред. О. Лейкинда. СПб., 2001; Ульянова Г.Н. Благотворительность московских предпринимателей. 1860-1914. М., 1999; Предпринимательство и городская культура в России, 1861-1914. / Под ред. У. Брумфилда, Б. Ананьича, Ю. Петрова. М., 2002; Ruckman J.A. The Moscow Business Elite: a Social and Cultural Portrait of the Generations, 1840-1905. De Kalb, IU, 1984.
2 Ульянова Г.Н. Благотворительность московских предпринимателей. 1860-1914. М., 1999. острых социальных вопросов, сохраняя преемственность традиций благотворительности, применяя их к новой социокультурной ситуации.
Актуальность темы исследования связана также с региональным аспектом изучаемой проблемы. Забайкалье государство рассматривало в качестве сырьевого придатка, а потому не уделяло должного внимания развитию социальной сферы региона. В такой ситуации, в крае с трудными для выживания человека природно-климатическими и социально-экономическими условиями, с высоким процентом бедного населения, состоящего в основном из ссыльных и добровольных переселенцев, благотворительная деятельность имела особую значимость. Знание традиций, особенностей исторического опыта развития благотворительности в Забайкалье позволит решать современные социальные проблемы через механизмы, наиболее полно учитывающие региональную специфику.
Рассмотрение научной проблемы через призму истории благотворительности конкретного региона позволяет отразить разнообразие общеисторического процесса, обогатить историческую науку новыми фактами.
Изучение степени научной разработанности темы исследования показало, что развитие благотворительности в России во второй половине XIX - начале XX вв. в отечественной историографии изучено недостаточно.
В историографии исследуемой научной проблемы условно можно выделить три этапа, на протяжении которых избранная тема изучалась с различной степенью интенсивности и в рамках различных историографических подходов. Соискатель выделяет этапы со второй половины XIX в. по начало XX в., с 1917 г. по конец 1980-х гг., с начала 1990-х гг. по настоящее время.
Исследование развития общественного призрения и благотворительности в России началось во второй половине XIX в. По подсчетам современных исследователей по вопросам благотворительности в дореволюционный период были опубликованы 323 работы (без учета периодики).1
Общие проблемы благотворительности нашли отражение в трудах таких авторов, как П. И. Георгиевский, П. И. Лыкошин, Е.Д.Максимов, В.И. Ильинский, В. Ф. Дерюжинский, А. Якоби и других.2 В своих работах они рассматривали исторические этапы общественного призрения в России и перспективы его развития, предприняли попытку в историческом аспекте проанализировать российское законодательство в данной области, дали оценку деятельности приказов общественного призрения, земской благотворительности и основных благотворительных ведомств и учреждений XIX - начала XX веков, выделяя разнообразные формы государственного призрения и частной благотворительности, отмечая как религиозные, так и социально-экономические корни их возникновения.
В этом ряду особо выделяется фундаментальное исследование «Благотворительные учреждения Российской Империи»,3 основанное на результатах анкетирования, предпринятого Собственной Его Императорского Величества Канцелярией по учреждениям Императрицы Марии совместно с Департаментом здравоохранения МВД ■< с целью выявления объективной картины состояния благотворительной деятельности государственных и общественных органов призрения.
Научный интерес представляет монография П. И. Лыкошина «Благотворительная Россия. История государственной, общественной и частной благотворительности в России».4 В первой части работы дана
1 Невский архив. - СПб., 1994; Афанасьев В.Г., Соколов А.В. Благотворительность в России. Историографические аспекты проблемы. Учебно-методическая работа. - СПб., 1998. С. 16.
2 Георгиевский П.И. О призрении бедных. - СПб., 1897; Призрение бедных и благотворительность. - СПб., 1894; Лыкошин П.И. Благотворительная Россия: история государственной, общественной и частной благотворительности. В 2-х т. - СПб., 1901; Максимов Е.Д. Общественная помощь нуждающимся в историческом ее развитии. Благотворительность в России: В 2-х т. / Составлено Собственною Его Императорского Величества Канцеляриею по учреждениям Императрицы Марии. Т.1. - СПб., 1907. С. 1-77; Ильинский В. Благотворительность в России: история, настоящее положение и задачи. - СПб., 1908; Дерюжинский В.Ф. Заметки об общественном призрении. - М., 1897; Якоби А. Благотворительность. - СПб., 1899.
3 Благотворительные учреждения Российской Империи. - СПб., 1900.
4Лыкошин П.И. Благотворительная Россия. История государственной, общественной и частной благотворительности в России. - СПб., 1901. подробная характеристика становления и развития благотворительности в России. Вторая часть исследования посвящена анализу деятельности ведущих благотворительных обществ и организаций, центральное место среди которых занимало Ведомство учреждений Императрицы Марии.
Целый ряд интересных работ содержит информацию о таком важном направлении благотворительной деятельности, как трудовая помощь. Это направление получило широкое распространение в последней четверти XIX века в связи с недостаточной занятостью населения и появлением острой безработицы. Вопросами трудовой помощи занимались такие видные ученые, как Д.С. Волков, В.И. Герье, A.M. Горовцев, В.В. Лутковский, Е.Д. Максимов, Г.Г. Швиттау и др.1 Они обосновывали необходимость государственной системы «трудовспоможения», предлагали свои варианты решения вопроса. Но до революции так и не удалось развить эту систему хотя бы в начальном виде. Поэтому трудовая помощь оставалась делом многочисленных и почти не связанных друг с другом общественных организаций и негосударственных учреждений.
Во многих работах было освещено такое важное направление благотворительной деятельности, как призрение детства. Этому вопросу в дореволюционной России уделялось большое внимание, свидетельством чего являются многочисленные труды по данной проблематике.2
Не меньший интерес во второй половине XIX века проявлялся по отношению к церковно-приходской благотворительности. Именно церковь постоянно внушала мысль о том, что надо помогать людям любыми
1 Волков Д.С. Что такое дома трудолюбия? Их основные начала и цели, состав, устройство, быт, источники. - СПб., 1898; Горовцев A.M. Трудовая помощь как средство призрения бедных. - СПб., 1901; Дмитриев М.Н. Дома трудолюбия. - СПб., 1900; Лутковский В.В. О домах трудолюбия в России. - СПб., 1898; Максимов Е.Д. Заметки о внутреннем устройстве домов трудолюбия. - СПб., 1901; Максимов Е.Д. Что такое трудовая помощь // Трудовая помощь. - 1900. №7.; Максимов Е.Д. Десятилетие Попечительства о домах трудолюбия и работных домах (1 сентября 1895 - 1 сентября 1905 г.). - СПб., 1906.; Швиттау Г.Г. Трудовая помощь в России. - Петроград, 1915.
2 Детские приюты Ведомства учреждений Императрицы Марии (1839-1889 гг.). К 50-летию со времени издания положения о детских приютах, 27 декабря 1839 г. - СПб., 1889.; Призрение детства. Сведения по общественной и частной благотворительности в России и за границей. T.1-3. - СПб., 1888; Путерен М.Д. Исторический обзор призрения внебрачных детей и подкидышей и настоящее положение этого дела в России и др. странах. - СПб., 1908; Термен С.Э. Призрение несчастнорожденных в России. - СПб., 1912; Жеденев Н. Детские сельские кустарные приюты самопомощи. История их, устройство и жизнь. - СПб., 1896; Щербинина Г.Я. К вопросу об организации земледельческих приютов для сельских сирот. - Петроград, 1915. доступными средствами. В то же время церковь сама постоянно показывала пример подобного отношения, особенно в трудные для страны времена. Поэтому не удивительно, что благотворительная деятельность русской православной церкви постоянно была в центре внимания отечественных исследователей.1
Среди дореволюционных исследований по истории отечественной благотворительности заслуживают внимания труды, посвященные истории российского предпринимательства, содержащие различные оценки благотворительной деятельности представителей деловых кругов.2 Анализ работ по названной тематике показал, что в них исследуется в основном деятельность меценатов Москвы, Санкт-Петербурга и некоторых центральных городов России. Благотворительная деятельность забайкальских предпринимателей не являлась объектом специального исследования. Лишь в книге известного юриста, этнографа В.В. Птицына «Селенгинская Даурия» приведен ряд примеров забайкальской купеческой благотворительности.3 Краткие сведения о частных пожертвованиях купцов можно встретить на страницах газет («Иркутские губернские ведомости», «Иркутские епархиальные ведомости», «Забайкальские епархиальные ведомости» и др.).
В целом, оценивая степень изученности проблемы развития благотворительной деятельности в России в работах дореволюционных
1 Бензин В.М. Церковно-приходская благотворительность на Руси. - СПб., 1907; Забелин А.В. Приходская благотворительность обществ в Санкт-Петербурге. - СПб., 1885; Кудрявцев А. Нищенство как предмет попечения церкви, общества и государства. - Одесса, 1885; Лабутин И.К. Характер христианской благотворительности. - СПб., 1899; Лаврентьев К. Христианское братолюбие. - СПб., 1875; Никольский Н.А. Об общественной благотворительности и ее органах - приходских попечительствах. - М., 1876; Ульгорн Г. Христианская благотворительность в древней церкви. - СПб., 1899 и др.
2 История Московского купеческого общества. Т. V. М., 1913; Москва в ее прошлом и настоящем. М., 1909 -1912. Вып. 1-12; Скальковский К.А. Наши государственные и общественные деятели. СПб., 1890 и др.; Берлин П. Буржуазия в русской художественной литературе // Новая жизнь, 1913. №1 (январь); Янжул И.И. Между делом. М., 1905; Гефтер А.Дела и деяния Всероссийского купечества в донесениях китайского мандарина. М., 1899; Кизеветтер А.А. Гильдия Московского купечества. Исторический очерк. М. 1915; Терентьев П.Н. Краткий исторический очерк деятельности Прохоровской Трехгорной мануфактуры по техническому и общему образованию рабочих. М. 1899; Ушаков А.С. Наше купечество и торговля с серьезной и карикатурной стороны: в 3-х вып. М., 1867-1868; Беляев Н.С. Купеческие родословные как исторический источник. М., 1900; Иваск У.Г. Суконные фабриканты Бабкины. М., 1910; Он же. Родословная Москвиных. М., 1910; Чулков Н.П. Московское купечество XVIII и XIX веков: Генеалогические заметки // Русский архив. 1907. №12.
3 Птицын В.В. Селенгинская Даурия Очерки забайкальского края. - СПб, 1896. ученых и публицистов, следует отметить, что при обилии трудов по общероссийской тематике, научное освещение специфики региональных моделей развития социального призрения достаточно полного отражения в них не получили.
В советской историографии по идеологическим мотивам проблемы благотворительности перестали быть актуальными для историков. Основное внимание исследователей направлялось на изучение вопросов социального обеспечения и страхования социалистического типа. Однако следует признать, что в 1920-х - начале 1930-х гг. сохранялся интерес к изучению истории купеческого меценатства, продолжались исследования культурно-просветительской деятельности купечества, его быта и облика.1 30-40-е гг. XX века являлись периодом длительного замалчивания истории российской благотворительности. Оно было прервано лишь в 1950 - 1960-х гг., когда вышли книги по истории благотворительности в купеческой среде.2
Однако решающие предпосылки к освобождению от всякого рода запретов и идеологических предубеждений в исследовании темы благотворительности сложились к концу 1980-х годов. В это время, после десятилетий забвения, были изданы и переизданы мемуары москвичей купеческого происхождения - П.А. Бурышкина, А.П. Зилоти, А.П. Боткиной, Ю.А. Бахрушина и других. Наибольшую известность из них получила книга П.А. Бурышкина, давшего яркие портретные зарисовки московских купеческих династий. Обращая внимание на негативное отношение «интеллигентских кругов» к купечеству, он, в противовес этому, подчеркивал, что широкая благотворительность, коллекционерство и поддержка всякого рода культурных начинаний были особенностью русской
1 Звягинцев Е.А. Московский купец-компанейщик Михаила Гусятников и его род // Московский край в его прошлом: очерки по социальной и экономической истории XVI - XIX вв. - М., 1928; Ковалевский В.А. Хозяин Трех гор: Повесть о возникновении Трехгорной мануфактуры в Москве. - М., 1939; Корш Е.А. Быт купечества и мещанства // Гос. ист. музей: выст. «Из эпохи крепостного хозяйства XV11I и XIX вв.»: Статьи и путеводитель по выставке. - М., 1926; Панкратова А.А. Великий путь // Борьба классов. 1934. №7-8; Эфрос А. Петербургское и московское собирательство (параллели) // Среди коллекционеров. 1921. №4 (июнь).
2 Боткина А.П. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. - М., 1951.
3 Бурышкин П.А. Москва купеческая. - М., 1990; Зилоти В.П. В доме Третьякова. - М., 1992; Бахрушин Ю.А. Воспоминания. - М., 1994. торгово-промышленной среды, что не было ни одной культурной области, где бы представители московского купечества не внесли своего вклада.1
Изучению исторического опыта России в области благотворительности посвящены работы П.В. Власова, JI.B. Бадя, П.И. Нещеретнего, М.В. Фирсова, Е.И. Холостовой, Е.П. Хорьковой и других.2 Основное внимание авторы уделили проблемам общественной и частной благотворительности, истории земств, характеристике и классификации основных этапов развития благотворительности в России. Главная ценность этих трудов состоит в попытке систематизировать и интерпретировать накопленный фактический материал на основе разных методологических подходов.
В отечественной литературе 1990-х годов появился ряд работ, посвященных исследованию историографии и источников по истории благотворительности и общественного призрения.3
Изучением русской благотворительности занимались и зарубежные историки.4 Наиболее существенный вклад в разработку названных проблем внесла А. Линденмайер,5 уделившая главное внимание становлению и функционированию института общественного призрения. В работах Линденмайер рассматриваются политика царского правительства по
1 Бурышкин П.А. Москва купеческая. - М., 1990. С. 213.
2 Власов П.В. Обитель милосердия. - М., 1991; Бадя Л.В. Благотворительность и меценатство в России: Краткий исторический очерк. - М., 1993; Нещеретний П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. - М., 1993; Очерки по истории социальной работы в России. - М., 1996; Формы общественного призрения в России в X1V-XV1II веках. - М., 1993; Общественное призрение и частная благотворительность в пореформенной России. - М., 1994; Фирсов М.В. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика. - М., 1996; Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. - М., 1995; Хорькова Е.П. История предпринимательства и меценатства в России: Учебное пособие для вузов. -М., 1998.
3 Афанасьев В.Г., Соколов А.Р. Благотворительность в России: историографический аспект проблемы. -СПб., 1998; Ульянова Г.Н. Благотворительность и общественное призрение // Россия, 1913 год. Статистико-документальный справочник. — СПб., 1995; Социальная периодика по благотворительности в России. 1870-1907 // Вопросы историографии и источниковедения дооктябрьского периода. - М., 1992.
4 Кимбэлл А. Русское гражданское общество и политический кризис в эпоху Великих реформ // Великие реформы в России. 1856-1874. / Под ред. Л.Г. Захаровой, Б. Эклофа, Дж. Бушнелла. - М., 1992; Брэдли Дж. Общественные организации и развитие гражданского общества в дореволюционной России // Общественные науки и современность. - 1994. - №5.
5 Lindenmeyr, Adele. Poverty is not a vise: Charity, Society and the State in Imperial Russia - Princeton: Princeton univ. press, 1996, etc.; Адель Линденмайер. Добровольные благотворительные общества в эпоху Великих реформ // Великие реформы в России. 1856-1874. / Под ред. Л.Г. Захаровой, Б. Эклофа, Дж. Бушнелла. - М., 1992. отношению к самодеятельным объединениям (на примере частных благотворительных организаций), деятельность городских участковых попечительств о бедных в Москве, домов трудолюбия, участие в благотворительной деятельности женщин.
Следует отметить, что на исследовательском уровне отдельные направления общей проблемы генезиса и эволюции государственно-общественного призрения были отражены в трудах Покотиловой Т.Е., Чернецова Н.В., Кононовой Т.Б., Пашенцева Д.А., Миндлина Я.С. и Косаговской И.И., Нувахова Б.Ш. и Лавровой И.Г., Болотиной Т.Н., Горбуновой Е.Ю., Ивановой Е.В., Солянова Г.А., Пашенцевой С.В., Апариной И.И., Ульяновой Г.Н., Бобровникова В.Г., Римского С.В., Человенко Т.Г. и Кононовой Е.С.1 Авторы изучали основные этапы эволюции благотворительности и социального призрения в России, роль православной церкви, государства, общества и зарубежного опыта в этом процессе, мотивы и социальный состав благотворителей, влияние благотворительности на общественно-культурную жизнь страны.
Среди работ, посвященных истории развития благотворительности в рассматриваемом регионе, следует отметить «Краткую энциклопедию по истории купечества и коммерции Сибири» , где сосредоточены сведения о купеческих династиях и отдельных предпринимателях Сибири и купцах Забайкалья. Особое значение в этом ряду имеет монография Г.А. Бочановой, Л.М. Горюшкина, Г.А. Ноздрина, в которой представлены результаты анализа
1 Покотилова Т.Е. Благотворительность в социальной истории дореволюционной России: мировоззрение и исторический опыт: Дисс. д-ра ист. наук. - Ставрополь, 1998; Чернецов Н.В. Генезис и эволюция социального призрения в России. X-XIX вв.: Автореф. дисс. канд. ист. наук. - М., 1996; Пашенцев Д.А. Благотворительная деятельность Русской Православной Церкви во второй половине XIX - начале XX века: Автореф. дисс. канд. ист. наук. - М., 1995; Миндлин Я.С., Косаговская И.И. Традиции медико-социальной благотворительности в России // Помоги ближнему! Благотворительность вчера и сегодня. - М., 1994; Нувахов Б.Ш., Лаврова И.Г. Этапы развития милосердия и благотворительности в России в XVIII-XX веке И Проблемы социальной гигиены и история медицины. - М., 1995; Иванова Е.В. Внедрение в российскую систему благотворительности зарубежного опыта социальной работы в конце XIX-XX веков: Автореф. дисс. канд. ист. наук. - М., 1998; Пашенцева C.B. Правовой статус и структура женских благотворительных обществ России конца XIX - начала XX веков. - М., 1999; Ульянова Г.Н. Изучение социальных аномалий, благотворительности и общественного призрения в России // Исторические исследования в России. Тенденции последних лет. - М., 1996. - С.405-406.; Бобровников В.Г. Благотворительность и призрение в России. - Волгоград, 2000; Римский C.B. Российская церковь в эпоху Великих реформ: Церковные реформы в России 1860-1870-х гг. - М., 1999.
Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири. В 4-х Т.- Новосибирск, 1994-1995. динамики и соотношения форм филантропии, её национальных и региональных особенностей.1
Определенную ценность для нашего исследования представляет работа АЛО. Бендриковой, в которой отражена эволюция благотворительной деятельности в Забайкалье во второй половине XIX в.2 В труде читинского j историка В.И. Косых исследована благотворительность церкви в регионе.
Истории благотворительности в Забайкалье посвящены исследования М.А. Белокрыса4, В. Бараева5, О. Хавкина6. Эта проблема нашла отражение и в статьях известных забайкальских краеведов Г.П. и В.Г. Лобановых и А.
7 Я
Маннова, А.В. Дроботушенко, Н.Н Константиновой, Н.М. Рупосова, А. Зуева, Н. Дремова.9
Сведения по истории и культуре Западного (Бурятия) и Восточного (Читинская область) Забайкалья содержатся в многотомном труде «История Сибири»,10 «Очерке истории культуры Бурятии»,11 «Истории Забайкалья (с древнейших времен до 1917 гг.)» , «Энциклопедии Забайкалья» . В указанных работах проблема развития благотворительности в регионе не стала предметом специального рассмотрения, однако на основе представленных фактов можно сделать определенные выводы о социально
1 БочановаГА, Горюшкин Л.М., Ноздрин Г.А. Очерки истории благотворительности в Сибири во второй половине XIX- начале XX в. - Новосибирск, 2000.
2 Бендрикова АЛО. История и тенденции развития благотворительной деятельности в Забайкалье. - Чита, 2005.
3 Косых В.И. Забайкальская епархия накануне и в годы первой российской революции. - Чита, 1999.
4 Белокрыс М.А. Друг наш старинная книга. - Улан-Удэ, 1980.
5 Бараев В. Древо: Декабристы из семейства Кандинских. - М., 1991.
6 Хавкин О. Дело Бутиных. - Чита, 1994.
7 Лобановы Г.П. и В.Г. Непременные жертвователи // Эффект. 1999. 4 ноября; Лобановы Г.П. и В.Г. Меценаты старого города // Эффект. 2000. 29 марта, 5, 12, 19, 26 апреля, 3, 10, 17, 24, 30 мая, 7, 14 июня; Маннов А. Попечители // Забайкальский рабочий. 1990. 16 августа; Маннов А. «Попечительное о тюрьмах» // Нерчинская звезда. 1992.18 января; Маннов А. Читинский дом трудолюбия // Читинское обозрение. 2004. 10 марта.
8 Дроботушенко А.В. О благотворительности в Забайкалье // Ресурсы Забайкалья. 2002. №4.
9 Константинова Н.Н. «.содействие во многих нуждах края» (из редких и малоизвестных документов М.Д. Бутина) // Забайкальские областные ведомости. 1998. 11-17, 18-25 ноября; Рупосов Н.М. Золото братьев Бутиных // Записки Нерчинского краеведческого музея. Вып. 1. - Нерчинск, 2005; Зуев А. Миллионер и меценат // Забайкальский рабочий. 1995.11 октября; Дремов H. Правда и легенды о фирме Бутина // Эффект. 1999.4 февраля.
10 История Сибири с древнейших веков до наших дней. В 5 т. Т.2. Сибирь в составе феодальной России. - Л., 1968. То же. T.3. Сибирь в эпоху капитализма. - Л., 1968.
11 Очерки истории культуры Бурятии. В 2 т. Т. 1. - Улан-Удэ, 1972.
12 Константинов А.В., Константинова Н.Н. История Забайкалья (с древнейших времен до 1917 года). - Чита, 2002.
13 Энциклопедия Забайкалья. Т. 1. Общий очерк. - Новосибирск, 2000. экономических, политических, культурных предпосылках и условиях развития благотворительной деятельности в дореволюционном Забайкалье.
Проблемы региональной благотворительности нашли отражение в диссертационных исследованиях.1 Особый интерес представляет исследование Н.Д. Нагайцевой. В центре внимания автора находится история развития благотворительности в Забайкалье в период от начала реформ Александра I до конца XIX века. Работа Н.Д. Нагайцевой имеет определенную теоретическую значимость для нашей диссертации, поскольку вносит свой вклад в воссоздание истории развития благотворительности как социального явления на территории Забайкалья.
Таким образом, исследователями проделана значительная работа по изучению различных аспектов благотворительности в России, в том числе в Забайкалье. Однако тема данной диссертации в предложенном автором перечне исследовательских задач не являлась предметом специального рассмотрения историков. Вместе с тем, накопленный научный потенциал послужил основой для проведения данного исследования.
В качестве цели исследования избран комплексный анализ развития благотворительности в России в пореформенный период на примере Забайкальского региона.
1 Белоусов А.А. Меценатство и благотворительность на Дальнем Востоке России: Автореф. дисс. канд. ист. наук. - Владивосток, 1997; Вантеева H.B. Общественное призрение на Ставрополье и Кубани в XIX - начале XX веке: Автореф. дисс. канд. ист. наук. - Ставрополь, 2000; Егорова Л.А. Благотворительность в российской провинции (Костромская губерния, 2-я половина XIX - начало XX в.): Автореф. дисс. канд. ист. наук. - М., 2002; Задворнова Е.Е. Государственно-общественное призрение на Урале (последняя треть XVIII - начало XX веков): Автореф. дисс. канд. ист. наук. - Курган, 2001; Зориков А.Н. Региональные структуры пенитенциарной системы и благотворительно-тюремные общества России на рубеже XIX — XX веков: На материалах Тверской губернии: Автореф. дисс. канд. ист. наук. - Тверь, 1996; Игнатьева М.И. История благотворительности на Кавказских минеральных водах в XIX - начале XX веков: содержание и особенности: Дисс. канд. ист. наук. - Ставрополь, 2005; Казанцева С.Г. Развитие благотворительности в Самарской и Симбирской губерниях во второй половине XIX - начале XX века.: Автореф. дисс. канд. ист наук. - Самара, 2000; Курманова Г.Д. Социальное призрение на Европейском Севере в последней трети XIX -начале XX века: Автореф. дисс. канд. ист. наук. - Сыктывкар, 2001; Мокроносова О.М. Благотворительные организации во 2-й половине XIX - начале XX веков (на материалах южного Урала): Автореф. дисс. канд. ист. наук. - Оренбург, 2002; Нагайцева Н.Д. Благотворительность в Забайкалье в XIX веке: исторический аспект: Дисс. канд. ист. наук. - Улан-Удэ, 2002; Павлова И.А. Становление и развитие общественной благотворительности в Ставропольской губернии в XIX - начале XX вв.: Дисс. канд. ист. наук. - Пятигорск, 2004; Тимченко В.А. Деятельность южнороссийский благотворительных обществ, заведений, братств и попечительств во второй половине XIX века (на материалах Дона, Кубани и Ставрополья): Автореф. дисс. канд. ист. наук. - Новочеркасск, 2004.
2 Нагайцева Н.Д. Благотворительность в Забайкалье в XIX веке: исторический аспект: Дисс. канд. ист. наук. — Улан-Удэ, 2002.
Для достижения поставленной цели ставились следующие научные задачи:
- проанализировать причины и факторы интенсивного развития благотворительной деятельности в России в исследуемый период;
- рассмотреть социально-экономические и культурные условия, важнейшие направления и тенденции развития благотворительности в Забайкалье во второй половине XIX - начале XX вв., показать его специфику;
- исследовать основные направления деятельности наиболее крупных забайкальских благотворителей и меценатов, внесших значительный вклад в развитие региона.
Источниковая база исследования. При написании диссертации был использован широкий спектр как опубликованных, так и неопубликованных источников, содержащих ценные сведения по исследуемой проблеме.
В первую группу вошли архивные материалы, среди которых центральное место заняли документы из Российского государственного исторического архива (РГИА), Государственного архива Читинской области (ГАЧО), Национального архива республики Бурятия (НАРБ), Государственного архива Иркутской области (ГАИО). Основную часть архивных источников составили материалы делопроизводства государственных и частных учреждений, благотворительных организаций (различного рода отчеты, переписки, акты, сметы, ведомости приходов и расходов пожертвований, журналы комитетов и т.д.). Комплексный анализ архивной документации позволил воссоздать как историю развития отдельных благотворительных учреждений, функционировавших в Забайкалье в исследуемый период, так и картину эволюции благотворительности в регионе в целом.
Вторую группу источников составили нормативно-правовые акты, включающие в себя законодательные акты, примерные уставы, правила и циркуляры, касающиеся устройства и функционирования учреждений общественного призрения, характеризующие основы организации призрения в Российской Империи. Указанный круг источников позволяет выявить самые общие принципы организации общественного призрения в России и примерные правила деятельности отдельных благотворительных учреждений без учета региональной специфики.
Документами личного характера (мемуарная литература, письма) представлена третья группа источников, воссоздающих образы наиболее крупных российских, в том числе забайкальских, благотворителей и меценатов, основные мотивы и направления их деятельности.
В четвертую группу выделены материалы центральной и местной периодической печати, существенно расширившие источниковую базу исследования («Вопросы истории», «Вопросы экономики», «Отечественная история», «Социс», «Вестник благотворительности», «Сибирь», «Иркутские епархиальные ведомости», «Забайкальские областные ведомости», «Забайкальский рабочий», «Нерчинская звезда», «Эффект», «Ресурсы Забайкалья» и др.)
В целом, использование обширного круга исторических источников по теме позволило комплексно решить поставленные в диссертации цель и задачи.
Хронологические рамки диссертации охватывают пореформенный период развития с 1861 по 1914 гг. - период, отмечавшийся, с одной стороны, единой направленностью социально-экономических процессов в русле модернизации России, с другой -беспрецедентной по масштабам благотворительностью в различных регионах России, в том числе в Забайкалье, прерванной событиями первой мировой войны.
Территориальные рамки исследования определялись с учетом географического положения региона, включавшего Западное (территория современной Бурятии) и Восточное (территория современной Читинской области) Забайкалье.
Научная новизна диссертации определяется тем, что в ней впервые в отечественной историографии на основе широкого круга архивных и опубликованных документов комплексно исследуется проблема развития благотворительности в одном из крупных регионов России - Забайкалье во второй половине XIX - начале XX веков.
Введение в научный оборот новых источников, применение системного подхода к изучению научной проблемы позволили рассмотреть социально-экономические и культурные условия, основные направления, особенности и тенденции развития благотворительности в Забайкальском крае.
В частности, в диссертации показано, что концентрация усилий регионального социума на решении социальных проблем в определенной мере компенсировала неспособность властных структур эффективно осуществлять политику в отношении различных социальных групп населения. Правительство рассматривало Забайкалье в качестве сырьевого придатка и места ссылки «людей неугодных», а потому не финансировало должным образом развитие в регионе учреждений здравоохранения, науки, образования и культуры. Только благодаря благотворительной деятельности местных обществ, братств, комитетов, попечительств, церквей, дацанов, а также частных лиц стало возможным создание в регионе общедоступных больниц, школ, училищ, мастерских, приютов, музеев, театров и библиотек.
В ходе исследования была проанализирована деятельность благотворительных организаций в Забайкалье, их цели, состав, источники финансирования. Аргументирован тезис о том, что исторический опыт создания и функционирования общественных благотворительных учреждений в значительной мере может быть востребован в процессе возрождения института благотворительности в современной России, в рамках реализации социальных региональных программ.
В процессе написания работы был сделан обоснованный вывод о том, что заметный след в сфере филантропии оставили представители региональной деловой элиты - особого социокультурного слоя, поликонфессионального и полинационального по составу, с собственными традициями и системой жизненных ценностей. В диссертации представлены описания наиболее ярких фигур в сфере благотворительности в крае.
Научная и практическая значимость диссертационного исследования определяются постановкой и решением комплексной исследовательской задачи. Разработанные материалы, представленные в работе выводы и обобщения будут способствовать расширению проблематики истории благотворительности в России пореформенного периода. Они могут быть использованы в процессе подготовки к общим и специальным курсам, чтению лекций, проведению практических занятий со студентами вузов, техникумов, лицеев, гимназий, а также при разработке региональных учебных и методических пособий и курсов лекций по социальной истории и истории социальной работы.
Изучение регионального исторического опыта благотворительной деятельности позволят использовать его значимые элементы при организации системы социальной защиты населения, выработке общественных мер по стимулированию частных лиц и бизнеса к проявлению активного участия в оказании адресной социальной помощи населению.
Методологическую основу диссертации составляют научные принципы объективности и историзма, основанные на признании вариативности исторического процесса. Исследование базируется на принципах критической интерпретации источников, систематизации и сравнительного анализа данных.
Комплексный подход к исследованию научной проблемы обусловил необходимость применения методов системного анализа, компаративного, хронологического, методов классификации и оценок.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы нашли отражение в статьях, тезисах выступлений автора, опубликованных в сборниках научных трудов и научных журналах. Диссертант принимал участие в вузовских, международных научных конференциях, на которых выступал с докладами по проблемам развития благотворительности в регионе. О результатах научного исследования соискатель докладывал на кафедре социальной политики Читинского государственного университета.
Структура диссертации соответствует цели и задачам исследования, состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Развитие благотворительности в России, 1861-1914 гг."
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Феномен отечественной благотворительности - значимое для научного исследования общественно-историческое явление, истоки которого следует искать как в самой человеческой природе, так и в истории, традициях и быте русского народа. По мере эволюции общества менялись цели, задачи, мотивы, субъекты, направления благотворительности, менялось и отношение к ней, о чем свидетельствуют, в частности, различные подходы к определению сущности данного феномена. Благотворительность неотъемлемая часть российского образа жизни, на протяжении долгого времени она являлась «священным ритуалом, обычаем, нормой поведения», одним из важнейших условий нравственного здоровья человека. Лишь в советский период она расценивалась как крайне негативное и нежелательное явление, как нечто унизительное как для принимавшего помощь, так и для того, кто ее оказывает. Модернизация российской действительности начала 90-х гг. XX вв. затронула все сферы жизни общества - экономическую, политическую, социальную, культурную, духовную, привела к переоценке многих устоявшихся представлений, в том числе о благотворительности. Сегодня благотворительность признается одним из самых гуманных явлений, способным принести неоценимую пользу обществу.
Как всякое общественное явление, благотворительность прошла в своем развитии несколько этапов, каждый из которых в силу определенных конкретно-исторических условий имел свои особенности.
На наш взгляд, историю развития благотворительной практики в России следует рассматривать, начиная со времени возникновения потребности в поддержке и взаимовыручке у древних славян, а не с момента принятия христианства, как это делают многие современные исследователи. Уже в дохристианский период у восточных славян произошло формирование и появление таких простейших форм социальной помощи, как культовые формы поддержки с различными сакральными атрибутами, общественнородовые формы помощи и защиты в рамках рода, семьи, населения, хозяйственные формы помощи и взаимопомощи.
С крещением Руси оказание безвозмездной помощи различным категориям населения приобрело религиозно-нравственный смысл, что на многие столетия определило характер и направления развития отечественной благотворительности. В конце XVII в. церковь, игравшая ведущую роль в сфере благотворения, уступила место государству, которое превратилось в главного инициатора всех социальных программ. Однако с начала проведения либерально-демократических реформ в 60-х гг. XIX в. благотворительность стала уделом земских и городских органов самоуправления, различных общественных, благотворительных организаций и частных лиц. Ключевые позиции в этой сфере начал занимать российский предприниматель. Именно пореформенный период отмечен беспрецедентными масштабами благотворительной деятельности. Это было обусловлено действием ряда факторов, самыми заметными из которых были следующие:
1. Экономический. Либерально-демократические реформы 60-70-х гг. XIX в. послужили сильнейшим импульсом для развития экономики страны, ими были созданы благоприятные условия для бурного роста предпринимательской деятельности. Такое положение способствовало накоплению капитала в стране, сосредоточению в руках торгово-промышленного слоя больших материальных ресурсов, ставших финансовой базой развития благотворительности, источником благотворительных вложений в социальную сферу, культуру.
2. Социальный. Процессы модернизации в России способствовали социальной дифференциации населения. С одной стороны, укрепили и приумножили свои капиталы крупные предприниматели, а с другой -появилось множество обездоленных людей, лишенных традиционных основ жизни и источников существования. Осознавая определенную социальную ответственность за бедственное состояние народных масс, многие либерально настроенные и прогрессивно мыслящие представители деловых кругов пришли к пониманию того, что эффективным средством сглаживания социальных противоречий, устранения общественного эмоционального дискомфорта, возникшего в результате несправедливого соотношения труда и присвоения, дорогой к общественному примирению могла стать благотворительность. Все это выразилось в огромных суммах пожертвований на строительство приютов, богаделен, домов дешевых квартир, бесплатных столовых и т.д.
3. Политический. К середине XIX в. стало очевидно, что выделяемых государственными и благотворительными организациями средств недостаточно для полноценного функционирования и развития системы социальных учреждений. Проявилась необходимость большего участия общественности в делах попечения, свободного от правительственного контроля. Поэтому правительство взяло курс на проведение политики поощрения благотворительности в стране. В 1862 г. был упрощен порядок открытия благотворительных обществ, что заметно сказалось на росте числа благотворительных учреждений. Согласно Земской (1864 г.) и Городской (1870 г.) реформам были созданы земские и городские органы самоуправления, в обязанности которых входила забота о развитии системы общественного призрения в стране. Кроме этого, за крупные пожертвования государство награждало благотворителей почетными званиями, чинами, знаками отличия, устанавливало налоговые льготы. Их имена вносились в специальные книги почета, печатались в газетах.
4. Религиозный. В основной своей массе предприниматели были чрезвычайно набожными людьми, соблюдавшими нормы православной нравственности, которая ставила во главу угла христианскую благотворительность, помощь всем нуждавшимся. Обязательными считались пожертвования на строительство храмов, церквей, монастырей. Однако даже в случае, когда сами благотворители не были глубоко религиозными людьми, семейные традиции доброхотства или опасение быть отлученными от Церкви по обвинению в стяжательстве и других пороках способствовали отчислению значительных сумм на призрение бедных и помощь культуре.
5. Культурный. Во второй половине XIX - начале XX вв. наблюдался общий подъем российской культуры, произошла трансформация взглядов представителей торгово-промышленного класса на науку, образование, искусство. Наблюдалось массовое увлечение театром, книгами, художественным искусством, что способствовало расцвету таких явлений, как коллекционирование и меценатство. Стремление опровергнуть представление о себе как о «темном царстве», завоевать общественное признание стимулировало интерес купечества к образованию. Осознание необходимости образования, усложнение технического оснащения российских промышленных предприятий в пореформенную эпоху привели и к изменению воззрений на просвещение рабочих. Предприниматели были заинтересованы в квалифицированном персонале, способном овладеть новейшим оборудованием, повысить производительность труда, что требовало определенных знаний. Поэтому они жертвовали большие суммы на развитие образования, оказывали покровительство школам, училищам и университетам. Многие передовые фабриканты создавали школы, библиотеки, курсы для рабочих и даже театры при своих фабриках.
Действие всех этих факторов способствовало широкому распространению благотворительной деятельности во второй половине XIX - начале XX вв. на территории всей Российской Империи. Именно в этот период были созданы благоприятные условия для формирования сферы благотворительности в Забайкалье.
Вместе с тем, становление благотворительности в регионе проходило в специфичных географических, социально-экономических и культурных условиях, рассмотрение которых позволило нам выделить ряд особенностей в ее развитии.
Во-первых, Забайкалье являлось малонаселенной окраиной России с трудными для выживания человека природно-климатическими и социальноэкономическими условиями, с высоким процентом бедного населения, состоявшего в основном из ссыльных и добровольных переселенцев, поэтому взаимопомощь и взаимовыручка имели здесь особое значение.
Во-вторых, Забайкалье - поликонфессиональный и полинациональный регион, на территории которого, благодаря довольно спокойному характеру протекания процесса колонизации, исторически сложилось мирное сосуществование разных культур, что позволило их представителям объединить усилия для развития социальной сферы края. Наблюдалась высокая вовлеченность в благотворительную деятельность коренного населения Забайкалья - бурят, тунгусов и других народов.
В-третьих, Забайкалье - регион, имевший уникальные запасы полезных ископаемых. Во второй половине XIX в. Забайкалье - основной поставщик золота в государственную казну. Добыча золота стала самым прибыльным делом в крае, позволившим местным предпринимателям накопить значительный капитал, ставший впоследствии материальной базой для развития благотворительности. Кроме добычи золота представители деловой элиты наращивали свои капиталы в обрабатывающей промышленности и торговле.
В-четвертых, Забайкалье - один из регионов, где участие государства в развитии социально-экономической и культурной сфер было минимальным, поскольку край рассматривался лишь в качестве сырьевого придатка страны. Финансирование большинства социальных и культурных инициатив осуществлялось главным образом за счет добровольных пожертвований населения. Благодаря деятельности местных благотворительных обществ, братств, комитетов, попечительств, а также частных лиц, в Забайкалье появилось достаточное количество больниц, школ, училищ, мастерских, приютов, музеев, театров и библиотек, оказывалась помощь бедным и больным, сиротам, нищим, беженцам и т.д.
В Забайкалье в пореформенный период благотворительная деятельность осуществлялась по нескольким направлениям, которые были обусловлены как самой спецификой региона, так и теми экономическими, социальными, политическими, культурными изменениями, которые происходили в это время по всей стране.
Широкое распространение в крае получили такие традиционные общероссийские направления благотворительности, как призрение детей, в том числе детей ссыльнокаторжных, открытие и поддержка учебных заведений и оказание материальной помощи нуждавшимся учащимся, расширение сети учреждений здравоохранения и оказание бесплатной медицинской помощи малообеспеченным, оказание трудовой помощи населению с целью предотвращения нищенства, развитие отечественной культуры и искусства. С началом первой мировой войны особую актуальность приобрело оказание материальной и моральной поддержки воинам и их семьям.
Спецификой региона было обусловлено развитие здесь таких направлений благотворительной деятельности, как попечение о тюрьмах, в огромном количестве существовавших в Забайкалье, оказание помощи крестьянам, переселявшимся после отмены крепостного права из европейской части России, страдавшей от аграрного перенаселения, в Сибирь и на Дальний Восток в надежде обустроить свой быт, поддержка беженцев, большое число которых направлялось и оседало в Забайкалье в силу его удаленности от мест боевых действий.
Развитие всех этих направлений осуществлялось главным образом за счет общественной инициативы и частных пожертвований, поэтому к числу основных субъектов благотворительной деятельности в Забайкалье следует отнести в первую очередь благотворительные организации и частных лиц.
Наиболее заметной в регионе была деятельность следующих организаций: Забайкальского областного попечительного о тюрьмах комитета, Забайкальского областного попечительства детских приютов, Церковного братства равноапостольных Кирилла, Мефодия и святителя Иннокентия Чудотворца, Общества вспомоществования нуждающимся учащимся Забайкальской области, Забайкальского попечительства о домах трудолюбия и работных домах, Забайкальского управления Российского общества красного креста, Забайкальского отделения Комитета Ея Императорского Высочества Великой княгини Елизаветы Федоровны по оказанию благотворительной помощи семьям лиц, призванных на войну, Забайкальского областного комитета по обеспечению нужд беженцев и т.д. Анализ численности их членов, состава, финансового положения, масштабов оказываемой помощи позволяют прийти к заключению, что данные организации были самыми крупными и активными в Забайкалье.
Большой вклад в социально-экономическое и культурное развитие края во второй половине XIX - начале XX вв. внесла благотворительная деятельность частных лиц, среди которых были представители всех сословий и социальных групп.
Особый вес и значение в общественной жизни региона имело купечество, что было обусловлено почти полным отсутствием здесь дворянства и немногочисленностью чиновничества. Именно в руках представителей торгово-промышленного класса в пореформенный период был накоплен необходимый капитал для развития сферы благотворения в Забайкалье.
С момента своего присоединения к Российской империи Забайкалье, в силу своей удаленности от центра и развития здесь горнорудной промышленности, требовавшей большого количества рабочих рук, стало основным местом каторги и ссылки для разного рода преступников (от простых уголовников до провинившихся дворян). Сосланные в регион декабристы, народники приняли активное участие в благотворительной деятельности и оставили глубокий след в истории края, в развитии здесь образования и культуры.
Занимались благотворительностью и забайкальские военные губернаторы, православные и буддийские священнослужители, а также простые жители, для которых пожертвования на учреждения образования, здравоохранения, культуры, оказание материальной помощи незащищенным слоям населения были нормой, нравственным долгом, обязательной статьей расходов.
Осознав, что выделяемых государством средств недостаточно для развития социальной сферы региона и что в такой ситуации единственным средством улучшения условий жизни в крае может стать благотворительность, забайкальские благотворители и меценаты объединили свои усилия и сделали возможным появление в забайкальских городах необходимых элементов благоустройства, создание сети общедоступных больниц, школ, приютов, богаделен, музеев, библиотек, театров и т.д.
Таким образом, в Забайкалье в пореформенный период были созданы необходимые предпосылки для формирования сферы благотворительности. И хотя она не достигла здесь таких масштабов, как в центральной части России или даже некоторых других областях Сибири, следует признать, что благотворение общественное и частное сыграло важнейшую роль в развитии забайкальского региона, оказало на него безусловное гуманизирующее воздействие, выступило элементом сословного единения и активизации жизни общества.
Проведенное исследование позволяет высказать ряд научных, а также практических рекомендаций, направленных на совершенствование правительственной политики в области благотворительной деятельности в современной России.
1. Необходимо продолжить изучение истории развития отечественной благотворительности в различных хронологических рамках, как на общероссийском, так и региональном уровнях. Исследование исторического опыта развития благотворительной деятельности в отдельных регионах позволит получить объективное представление о ее особенностях, формах и основных направлениях развития в разных частях России, а также выявить общие для всей страны тенденции и закономерности. Комплексное изучение явления благотворительности требует объединения усилий представителей разных научных направлений, практических деятелей в этой сфере, предполагает взаимодействие государственных и общественных структур, поддержку предпринимателей разного уровня.
2. Сегодня, когда стала очевидной необходимость возрождения традиций благотворительности, государству следует ответственно подойти к выработке системы мер поощрительного характера для активного привлечения частного капитала к решению острых социальных проблем. При этом правительственная политика должна быть ориентирована не на гуманитарную помощь из-за рубежа, культивирующую у населения иждивенчество и чувство собственной неполноценности, а на создание условий, побуждающих представителей различных социальных групп населения России участвовать в благотворительной деятельности.
3. Социально-экономическое положение современной России с постоянно растущим числом безработных, пополняющих ряды бродяг, воров, проституток, требует разработки комплексных благотворительных программ по организации трудовой помощи населению с учетом дореволюционного опыта, когда большое внимание уделялось подготовке к труду неимущих малолетнего возраста в форме трудового приюта и профессионального обучения, являвшейся необходимым условием их достойного существования в будущем, а также предоставлению возможности легального заработка трудоспособному населению.
Конечно, прямое копирование опыта развития отечественной благотворительности во второй половине XIX - начале XX вв. сегодня невозможно. Однако, исторический опыт при определенном критическом подходе и его адаптации к сегодняшним реальностям может и должен использоваться.
Список научной литературыБатоева, Саяна Аюровна, диссертация по теме "Отечественная история"
1. Российский государственный исторический архив
2. Ф. 1265. Фонд 2-ого Сибирского комитета
3. Государственный архив Читинской области
4. Ф. 1 (о).-Забайкальское областное правление
5. Ф. 12. Комитет по оказанию благотворительной помощи семьям лиц, призванных на войну
6. Ф. 13. Военный губернатор Забайкальской области (1851-1917)
7. Ф. 14. Особая канцелярия военного губернатора Забайкальской области
8. Ф. 57. Забайкальский областной комитет по обеспечению нужд беженцев
9. Ф. 79. Читинский дом трудолюбия
10. Ф. 105. Окружной инженер Восточно-Сибирского горного округа (1888-1920)
11. Ф. 116. Забайкальское областное попечительство детских приютов
12. Ф. 152. Забайкальский областной попечительный о тюрьмах комитет
13. Ф. 176. Маккавеевская станичная земская управа
14. Ф. 225. Окружной инженер частных золотых промыслов
15. Ф. 323. Читинский объединенный комитет красного креста помощи амнистированным
16. Национальный архив республики Бурятия
17. Ф. 10. Верхнеудинская городская управа
18. Ф. 84. Гусиноозерский дацан
19. Ф. 158. Кяхтинская городовая ратуша
20. Ф. 181. Верхнеудинское окружное попечительство о тюрьмах
21. Ф. 183. Контора Горячинского курорта и Тункинской гражданской больницы
22. Ф. 261. Троицкосавская городская управа1.. Документы и материалы
23. Полное собрание законов Российской империи. 1-е собр. СПб., 1830. Т. IV, VII, XVI-XXIV, XXVI, XXXV, XXXVIII.
24. Свод законов Российской империи. М., 1910. Т. II, XIII.1.I. Периодическая печать1. Ваша реклама. 1995-1999.
25. Вестник благотворительности. 1993-1999.
26. Вопросы истории. 1998-2005.4. Вопросы экономики. 1994.5. Забайкальская новь. 1912.
27. Забайкальские епархиальные ведомости. 1906.
28. Забайкальские областные ведомости. 1996-1998.
29. Забайкальский рабочий. 1990-2005.
30. Иркутские епархиальные ведомости. 1866-1896.
31. Нерчинская звезда. 1991 -1992.
32. Общественные науки и современность. 1992-1996. 12.Отечественная история. 1998-2003. 13.Ресурсы Забайкалья. 2000-2002. М.Родина. 1996.15.Русские ведомости. 1899.16.Сибирь. 1882-1887.
33. Социальная защита. 1995-1997.18.Социс. 1995-1999.
34. Трудовая помощь. 1898-1909. 20.Эффект. 1999-2000.
35. Юридический вестник. 1887.1.. Книги и статьи
36. Андреева И.Н. Очерки истории социальной помощи в России (X — начало XX века). М., 1996.
37. Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1914.
38. Аронов А.А. Золотой век русского меценатства. М., 1995.
39. Афанасьев В.Г., Соколов А.В. Благотворительность в России. Историографические аспекты проблемы. Учебно-методическая работа. -СПб., 1998.
40. Бадя J1.B. Благотворительность и меценатство в России. М., 1993.
41. Бадя J1.B., Демина Л.И., Егошина В.Н. Исторический опыт социальной работы в России. М., 1994.
42. Бахрушин Ю.А. Воспоминания. М., 1994.
43. Беляев Н.С. Купеческие родословные как исторический источник. М., 1900.
44. Бендрикова А.Ю. История и тенденции развития благотворительной деятельности в Забайкалье. Чита, 2005.
45. Ю.Бензин В.М. Церковно-приходская благотворительность на Руси. -СПб., 1907.
46. П.Берлин П. Буржуазия в русской художественной литературе // Новая жизнь. 1913. №1.
47. Бисарнов М. Список главнейших русских золотопромышленных компаний и фирм. СПб., 1896.
48. Благотворительность в России. Т. 1. СПб., 1907. М.Благотворительность в России. Социальные и историческиеисследования / Под ред. О. Лейкинда. СПб., 2001. ^.Благотворительные учреждения Российской империи. Т. 1. - СПб., 1900.
49. Боголюбский И. Историко-статистичес-кий очерк производительности Нерчинского горного округа с 1703 по 1871 год. СПб., 1872.
50. Большая советская энциклопедия под ред. 0.10. Шмидт. Т. VI. М., 1927.
51. Болыиая советская энциклопедия под ред. С.И. Вавилова. Второе издание. -М., 1950.
52. Боткина А.П. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. М., 1951.
53. БочановаГ.А., Горюшкин J1.M., Ноздрин Г.А. Очерки истории благотворительности в Сибири во второй половине XIX- начале XX в. -Новосибирск, 2000.
54. Брэдли Дж. Общественные организации и развитие гражданского общества в дореволюционной России // Общественные науки и современность. 1994. №5.
55. Бурышкин П.А. Москва купеческая. М., 2002.
56. Великие реформы в России. 1856 1874. Под ред. Л.Г. Захаровой, Б. Эклофа, Дж. Бушнелла. - М., 1999.
57. Вестник Европы. 1881. Т. 2. Кн. 3.
58. Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. М., 2001.
59. Власов П.В. Обитель милосердия. М., 1991.
60. Волков Д.С. Что такое дома трудолюбия? Их основные начала и цели, состав, устройство, быт, источники. СПб., 1898.
61. Временные правила об обществах и союзах. 1906. Ст.2.
62. Гавлин М.Л. Предприниматели и российская культура (вторая половина XIX начало XX вв.) // Отечественная история. 1998. №6.
63. Гвоздев С. Записки фабричного инспектора (из наблюдений и практики в период 1894 1908 гг.). - М., 1911.
64. Георгиевский П.И. О призрении бедных. СПб., 1897.
65. Герье В.И. Записка об историческом развитии способов призрения в иностранных государствах и о теоретических началах правильной его постановки. СПб., 1897.
66. Гефтер А.Дела и деяния Всероссийского купечества в донесениях китайского мандарина. М., 1899.
67. Гирченко В. Из истории поселения в Прибайкалье старообрядцев-семейских. Верхнеудинск, 1922.
68. Глаголев А. Экономическая философия великих русских меценатов конца XIX начала XX вв. // Вопросы экономики. 1994. №7.
69. Горовцев A.M. Трудовая помощь как средство призрения бедных. -СПб., 1901.
70. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. М., 1956.
71. Дашкевич П.М. Гражданский обычай приймачества у крестьян Киевской губернии // Юридический вестник. 1887. №6.
72. Дерюжинский В.Ф. Заметки об общественном призрении. М., 1897.
73. Детские приюты Ведомства учреждений Императрицы Марии (18391889 гг.). К 50-летию со времени издания положения о детских приютах, 27 декабря 1839 г. СПб., 1889.
74. Дмитриев М.Н. Дома трудолюбия. СПб., 1900.
75. Дроботушенко А.В. О благотворительности в Забайкалье // Ресурсы Забайкалья. 2002. №4.
76. Дружинина О. Как образовалась Забайкальская область // Забайкальский рабочий, 1997. №194.
77. Елева В.И., Киселева M.JL, Черных А.Н. Словарь справочник // Социальная работа: Учебное пособие / Под общ. ред. В.В. Курбатова. -Ростов-на-Дону, 2003.
78. Жеденев Н. Детские сельские кустарные приюты самопомощи. История их, устройство и жизнь. СПб., 1896.
79. Жуков В.И., Еськов Г.С., Павлов B.C. Социальная история России. -М., 1999.
80. Зуев А. Миллионер и меценат. // Забайкальский рабочий. 1995. 11 октября. №192.
81. Изборник 1076 г. М., 1965.
82. Ильинский В. Благотворительность в России: история, настоящее положение и задачи. СПб., 1908.
83. История Московского купеческого общества. Т. V. М., 1913.
84. История предпринимательства в России / Книга 2. Вторая половина XIX- начало XX века. М., 1999.
85. История Сибири с древнейших времен до наших дней. В 5 т. Т. 3. JI., 1968.
86. Каганов Е.Р. Религия древних славян. М., 1918.
87. Кеннан Дж. Сибирь и ссылка. М., 1906.
88. Кизеветтер А.А. Гильдия Московского купечества. Исторический очерк. М., 1915.
89. Кимбэлл А. Русское гражданское общество и политический кризис в эпоху Великих реформ // Великие реформы в России. 1856-1874. / Под ред. Л.Г. Захаровой, Б. Эклофа, Дж. Бушнелла. М., 1992.
90. Ключевский В.О. Добрые люди Древней Руси / Ключевский В.О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники. -М., 1993.
91. Ковалевский В.А. Хозяин Трех гор: Повесть о возникновении Трехгорной мануфактуры в Москве. М., 1939.
92. Кокорев В.А. Владимиро-Мариинский приют на озере Метин // Русский архив. М., 1885. Кн.2. №7.
93. Кононова Т.Б. История российской благотворительности и ее связь с государственными структурами социального обеспечения. М., 1997.
94. Кононова Т.Б. Очерки истории благотворительности. Учебное пособие. -М„ 2005.
95. Константинов А.В., Константинова Н.Н. История Забайкалья (с древнейших времен до 1917 года). Чита, 2002.
96. Константинова Н.Н. «.содействие во многих нуждах края» (из редких и малоизвестных документов М.Д. Бутина) // Забайкальские областные ведомости. 1998.11-17 ноября.
97. Корш Е.А. Быт купечества и мещанства // Гос. ист. музей: выст. «Из эпохи крепостного хозяйства XVIII и XIX вв.»: Статьи и путеводитель по выставке. М., 1926.
98. Косых В.И. Забайкальская епархия накануне и в годы первой российской революции. Чита, 1999.
99. Красовский JI. Местопризрение по действующему русскому законодательству // Трудовая помощь. СПб. 1909.
100. Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири. В 4-х т. Новосибирск, 1994-1995.
101. Кудрявцев А. Нищенство как предмет попечения церкви, общества и государства. Одесса, 1885.
102. Лабутин И.К. Характер христианской благотворительности. СПб., 1899.
103. Лаврентьев К. Христианское братолюбие. СПб., 1875.
104. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 17. М., 1961.
105. Линденмайер Адель. Добровольные благотворительные общества в эпоху Великих реформ // Великие реформы в России. 1856-1874. / Под ред. Л.Г. Захаровой, Б. Эклофа, Дж. Бушнелла. М., 1992.
106. Лобанов В.Г. Забайкальские «буржуины» наших дней против братьев Бутиных 1870-х годов. // Ваша реклама. 1998. 24 июля.
107. Лобанов В.Г. Евгений Осипович Мациевский // Ваша реклама. 1998. 14 августа.
108. Лобанов В.Г. Коммерции советник Д.В. Полутов. // Ваша реклама. 1998.15 мая.
109. Лобанов В.Г. Купцы отец и сын Немеровы. // Ваша реклама. 1998. 1 мая.
110. Лобанов В.Г. Мещанский староста Иван Павлович Иванов // Ваша реклама. 1998. 10 июля.
111. Лобанов В.Г. Преосвященный Мефодий // Ваша реклама. 1998. 21 августа.
112. Лобанов В.Г. Старая Чита. Чита, 2001.
113. Лобановы Г.П. и В.Г. Губернатор Евгений Михайлович Жуковский // Эффект. 1999. 10 июня.
114. Лобановы Г.П. и В.Г. Дом для народа // Эффект. 2000. 12 апреля.
115. Лобановы Г.П. и В.Г. Жуковский Евгений Михайлович // Эффект. 2000. 30 мая.
116. Лобановы Г.П. и В.Г. Игнатьевы. // Эффект. 2000. 19 июля.
117. Лобановы Г.П. и В.Г. Ильинский Симеон Савич // Эффект. 2000. 26 июля.
118. Лобановы Г.П. и В.Г. Лечебница Общества Красного Креста // Эффект. 1999. 10 июня.
119. Лобановы Г.П. и В.Г. Меценаты старого города// Эффект. 2000. 17 мая.
120. Лобановы Г.П. и В.Г. Непременные жертвователи. // Эффект. 1999. 4 ноября.
121. Лутковский В.В. О домах трудолюбия в России. СПб., 1898.
122. Лыкошин П.И. Благотворительная Россия: история государственной, общественной и частной благотворительности. В 2-х т. СПб., 1901.
123. Лыткин В.А. История социальной работы в России. Калуга, 1997.
124. Максимов Е.Д. Десятилетие Попечительства о домах трудолюбия и работных домах (1 сентября 1895 1 сентября 1905 г.). - СПб., 1906.
125. Максимов Е.Д. Заметки о внутреннем устройстве домов трудолюбия. -СПб., 1901.
126. Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. СПб., 1894.
127. Максимов Е.Д. Общественная помощь нуждающимся в историческом ее развитии. Благотворительность в России: В 2-х т. / Составлено
128. Собственною Его Императорского Величества Канцеляриею по учреждениям Императрицы Марии. Т.1. СПб., 1907.
129. Максимов Е.Д. Очерки частной благотворительности в России // Трудовая помощь. СПб. 1898.
130. ЮО.Максимов Е.Д. Что такое трудовая помощь // Трудовая помощь. -1900. №7.
131. Маннов А. Детские приюты // Эффект. 1999. 9 декабря.
132. Ю2.Маннов А. Попечители // Забайкальский рабочий. 1990. 16 августа.
133. ЮЗ.Маннов А. «Попечительное о тюрьмах» // Нерчинская звезда. 1992. 18 января.
134. Ю4.Маркс К., Энгельс Ф. Сочинение. Т. III. М., 1968.
135. Ю5.Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учебное пособие. 2-е изд. М., 2002.
136. Юб.Нагайцева Н.Д. Благотворительность в Забайкалье в XIX веке: исторический аспект: Дисс. канд. ист. наук. Улан-Удэ, 2002.
137. Ю7.Наумова О.Е.Иркутская епархия. XVIII первая половина XIX века,-Иркутск, 1996.
138. Ю8.Нещеретний П.И. Очерки по истории социальной работы в России. -М., 1996.
139. Ю9.Нещеретний П.И. Предпосылки зарождения благотворительности в начальный период российской истории. М., 1993.
140. Ю.Никольский Н.А. Об общественной благотворительности и ее органах приходских попечительствах. - М., 1876.111 .Общественное и частное призрение в России. СПб., 1907.
141. Ш.Ольман С. Это соль земли // Вестник благотворительности. 1997. №56.
142. ПЗ.Орлова А Н. Краеведы города Кяхты. Труды Кяхтинского краеведческого музея имени академика В. А. Обручева и ТКОРГО. -Улан-Удэ, 1949.
143. М.Очерки истории культуры Бурятии. Т.1. Улан-Удэ, 1972.
144. Павленок П.Д. Становление социальной работы как общественного феномена и вида социальной деятельности // Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. Е.И.Холостова и А.С.Сорвина. М., 2001.
145. Пб.Паликова Т.В. Культура городов Прибайкалья (вторая половина XIX в. 1917).-Улан-Удэ, 1999.
146. Патронова А.Г. 150 лет со времени начала разработок Карийского золотоносного месторождения // Библиографический указатель к знаменательным и памятным датам по Читинской области на 1988 год, Чита. 1988.
147. Попов И. И. Забытые иркутские страницы: Записки редактора. Иркутск, 1989.
148. Предпринимательство и предприниматели России. От истоков до начала XX века. М., 1997.
149. Призрение детства. Сведения по общественной и частной благотворительности в России и за границей. Т. 1-3. СПб., 1888.
150. Приселков М. Купеческий бытовой портрет XVIII-XX вв. JL, 1925.
151. Предпринимательство и городская культура в России, 1861-1914. / Под ред. У. Брумфилда, Б. Ананьича, 10. Петрова. М., 2002.
152. Прохоров B.JI. Этапы развития благотворительности в России // Вопросы истории. 2005. №3.
153. Птицын В.В. Селенгинская Даурия: Очерки Забайкальского края. СПб., 1896.
154. Путерен М.Д. Исторический обзор призрения внебрачных детей и подкидышей и настоящее положение этого дела в России и др. странах. СПб., 1908.
155. Рашин А. Г. Население России за 100 лет (1811-1913 гг.). Статистические очерки. М., 1956.
156. Российский гуманитарный энциклопедический словарь. В 3-х т. -М„ 2002.
157. Россия: Энциклопедический словарь. JL, 1991.
158. Рупосов Н.М. Золото братьев Бутиных. // Записки Нерчинского краеведческого музея. Выпуск 1. Нерчинск, 2005.
159. Ш.Санжиев Г.Л., Санжиева Е.Г. Бурятия: История (XVII-XIX вв.). Улан-Удэ, 1999.
160. Сборник сведений о благотворительности в России с краткими очерками благотворительных учреждений в С.-Петербурге и Москве. -СПб., 1899.
161. Свердлова А.Л. Меценатство в России как социальное явление // Социс. 1999. №7.
162. Скубневский В.А. Купечество Сибири по материалам переписи 1897г. Предприниматели и предпринимательство в Сибири. Вып. 2 (XVII -1920 гг.).-Барнаул, 1997.
163. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знания под редакцией С.Н. Южакова и проф. П.Н. Милюкова. СПб., 1904.
164. Снегирев И.М. Московский почетный гражданин Сапелкин Владимир Андреевич. М., 1864.
165. Ш.Соколов А.Р. Российская благотворительность в XVIII XIX веках (к вопросу о периодизации и понятийном аппарате) // Отечественная история. 2003. №6.
166. Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн. I: История России с древнейших времен. Т. 1-2. М., 1988.
167. Сорвина А.С. Инновационные идеи истории социальной работы в России и их использование в современных условиях. М., 1994.
168. МО.Социальная энциклопедия. М., 2000.
169. Стог А. Об общественном призрении в России. СПб., 1818.
170. Сухоруков М.М. Социальная работа в России // Социальная защита. 1995. №5.6.
171. МЗ.Сущенко В.А. История российского предпринимательства. Ростов-на-Дону, 1997.
172. Терентьев П.Н. Краткий исторический очерк деятельности Прохоровской Трехгорной мануфактуры по техническому и общему образованию рабочих. М., 1899.
173. Термен С.Э. Призрение несчастнорожденных в России. СПб., 1912.
174. Мб.Ульгорн Г. Христианская благотворительность в древней церкви.1. СПб., 1899.
175. Ульянова Г.Н. Благотворительность московских предпринимателей. 1860-1914. М„ 1999.
176. Ульянова Г.Н. Духовный облик и образ жизни предпринимателей пореформенной России // Отечественная история. 1998. №6.
177. Ушаков А.С. Наше купечество и торговля с серьезной и карикатурной стороны: в 3-х вып. М., 1867-1868.
178. Фирсов М.В. История социальной работы: Учебное пособие для высшей школы. М., 2004.
179. Фирсов М.В. Краткий курс истории социальной работы за рубежом и в России.-М., 1992.
180. Фирсов М.В. Проблемы институционализации социальной работы // Социальная работа: Введение в профессиональную работу: Учебное пособие / Отв. ред. А.А.Козлов. М., 2005.
181. Фирсов М.В. Социальная работа В России: теория, история, общественная практика. М., 1996.
182. Фирсов C.JI. Отечественная история. СПб., 2006.
183. Фомин Э.А. Благотворительность: дискуссионное поле и исследовательские задачи // Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования. СПб., 2001.
184. Хавкин О. Дело Бутиных. Чита, 1994.
185. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. М., 1995.
186. Хорькова Е.П. История предпринимательства и меценатства в России: учебное пособие для вузов. -М., 1998.
187. Целищева В.Н. Золотопромышленность Забайкальского края // Записки Нерчинского краеведческого музея. Выпуск 1. Нерчинск, 2005.
188. Циткилов П.Я. Общественная и частная благотвориельность в России во второй половине XIX в начале XX вв.// Социальная работа: Учебное пособие. / Под общ. ред. В.И. Курбатова. - Ростов - на -Дону, 1999.
189. Чернецов Н.В. Генезис и эволюция социального призрения в России (X—XIX века).- М., 1996.
190. Швиттау Г.Г. Трудовая помощь в России. Петроград, 1915.
191. Щапов Я.Н. Государство и церковь в Древней Руси. X-XIII вв. М. 1989.
192. Щербинина Г.Я. К вопросу об организации земледельческих приютов для сельских сирот. Петроград, 1915.
193. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Т. IV, XXV. -СПб., 1891,1898.
194. Энциклопедический словарь братьев А. и И. Гранат. Т. VI. М., 1922.
195. Энциклопедия Забайкалья. Т. 1. Общий очерк. Новосибирск, 2000.
196. Якоби А. Благотворительность. СПб., 1894.
197. Янжул И.И. Между делом. М., 1905.
198. Lindenmeyr, Adele. Poverty is not a vise: Charity, Society and the State in Imperial Russia Princeton: Princeton univ. press, 1996.
199. Ruckman J.A. The Moscow Business Elite: a Social and Cultural Portrait of the Generations, 1840-1905. De Kalb, IU, 1984.
200. V. Авторефераты и диссертации
201. Белоусов А.А. Меценатство и благотворительность на Дальнем Востоке России: Автореф. дисс. канд. ист. наук. Владивосток, 1997.
202. Вантеева Н.В. Общественное призрение на Ставрополье и Кубани в XIX начале XX веке: Автореф. дисс. канд. ист. наук. - Ставрополь, 2000.
203. Егорова JI.A. Благотворительность в российской провинции (Костромская губерния, 2-я половина XIX начало XX в.): Автореф. дисс. канд. ист. наук. - М., 2002.
204. Задворнова Е.Е. Государственно-общественное призрение на Урале (последняя треть XVIII начало XX веков): Автореф. дисс. канд. ист. наук. - Курган, 2001.
205. Иванова Е.В. Внедрение в российскую систему благотворительности зарубежного опыта социальной работы в конце XIX-XX веков: Автореф. дисс. канд. ист. наук. М., 1998.
206. Игнатьева М.И. История благотворительности на Кавказских минеральных водах в XIX начале XX веков: содержание и особенности: Дисс. канд. ист. наук. - Ставрополь, 2005.
207. Казанцева С.Г. Развитие благотворительности в Самарской и Симбирской губерниях во второй половине XIX начале XX века.: Автореф. дисс. канд. ист наук. - Самара, 2000.
208. Курманова Г.Д. Социальное призрение на Европейском Севере в последней трети XIX начале XX века: Автореф. дисс. канд. ист. наук. - Сыктывкар, 2001.
209. Мокроносова О.М. Благотворительные организации во 2-й половине XIX начале XX веков (на материалах южного Урала): Автореф. дисс. канд. ист. наук. - Оренбург, 2002.
210. Нагайцева Н.Д. Благотворительность в Забайкалье в XIX веке: исторический аспект: Дисс. канд. ист. наук. Улан-Удэ, 2002.
211. Павлова И.А. Становление и развитие общественной благотворительности в Ставропольской губернии в XIX начале XX вв.: Дисс. канд. ист. наук. - Пятигорск, 2004.
212. Пашенцев Д.А. Благотворительная деятельность Русской Православной Церкви во второй половине XIX начале XX века: Автореф. дисс. канд. ист. наук. - М., 1995.
213. Покотилова Т.Е. Благотворительность в социальной истории дореволюционной России: мировоззрение и исторический опыт: Дисс. д-ра ист. наук. Ставрополь, 1998.
214. Тимченко В.А. Деятельность южнороссийский благотворительных обществ, заведений, братств и попечительств во второй половине XIX века (на материалах Дона, Кубани и Ставрополья): Автореф. дисс. канд. ист. наук. Новочеркасск, 2004.
215. Чернецов Н.В. Генезис и эволюция социального призрения в России. X-XIX вв.: Автореф. дисс. канд. ист. наук. М., 1996.