автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Боевые колесницы в древней Греции (XVI-I вв. до н. э. )
Полный текст автореферата диссертации по теме "Боевые колесницы в древней Греции (XVI-I вв. до н. э. )"
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ РГб ОД На правах рукописи
О ь о- - •
НЕФЁДКИН АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОВИЧ
БОЕВЫЕ КОЛЕСНИЦЫ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (XVI -1 вв. до н. э.)
Специальность 07.00.03 — всеобщая история (история древней Греции)
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Санкт-Петербург 1997
Работа выполнена на кафедре древней Греции и Рима Санкт-Петербургского государственного университета.
Научный руководитель:
доктор исторических наук профессор Э.Д. Фролов
Официальные оппоненты:
доктор исторических наук, профессор А.И. Зайцев кандидат исторических nayi В.П. Никоноров
Ведущая организация:
Санкт-Петербургский филиал Российског научно-исследовательского институт культурного и природного наследия РАН Министерства культуры РФ.
Защита диссертации состоится «2.5 » раЛ^ 199 & г.
часов па заседании диссертационного совета К- 063. 57. 11 по защи' диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 19903 Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д. 5, аудитория 70.
С диссертацией можно ознакомится в научной библиотеке им. A.M. Горького Санкт-Петербургского государственного университета.
Автореферат разослан
/¿» JL
199
Ученый секретарь диссертационного совета
JI.B. Выскочк
г.
п
Актуальность и степень разработанности темы. Тема боевых колесниц у древних грекоп стала разрабатываться с XVII в. Главным источником для исследований служили поэмы Гомера, а изучалась конструкция колесниц и лексика, относящаяся к колесному транспорту. После открытия Г. Шлиманом микенской цивилизации, началось исследование и ахейских колесниц, главным образом, их конструктивных особенностей. В середине XX в., когда было дешифровано линейное письмо Б, стало прояснятся место колесничих и колесниц в структуре микенской дворцовой монархии. К сегодняшнему дню исследование данной темы продвинулось у западных авторов далеко вперед: произведен анализ свидетельств линейного письма Б; полученная информация сопоставлена с археологическим материалом; исследованы поэмы Гомера и даны различные интерпретации колесниц в греческой эпике; по отдельности изучено состояние развития колесшгчного дела у древних греков в микенский, гомеровский и архаический период1. В отечественной историографии исследование ведется по тем же направлениям, что и на Западе: история распространения коня и в этом контексте колесницы, а также анализ сведений линейного письма Б. Впрочем и эти работы крайне немногочисленны. Специально греческим колесницам посвящено лишь две статьи2. Таким образом, до сих пор в мировой историографии нет
1 Важнейшие работы: Lejeune M. Chars et rous à Cnossos: structure d'un inventaire// Minos. N.S. Vol. 9. 1968. Fasc.l. P. 9-61; Wiesner J. Fahren und Reiten (Archaeologia Homerica. Bd.I. Кар. F). Gôttingen, 1968; Greenhalgh P.A.L. Early Greek Warfare: Horsemen .and Chariots in the Homeric and Archaic Ages. Cambridge, 1973; Crouwel J.H. Chariots and Other Means of Land Transport in Bronze Age Greece. Amsterdam, 1980; Uchitel A. Charioteers of Knossos// Minos. Vol. 23. 1988. P.47-58; Crouwel J.H. Chariots and Other Wheeled Vehicles in Iron Age Greece. Amsterdam, 1992.
2 Кожин П.M. Кносскне колесницы// Археология Старого и Нового Света. М.,
обобщающей монографии, посвященной всему ходу развития колесничного дела у древних греков в контексте эволюции их военного дела. Кроме того, практически неизученными остаются региональные пути развития колесниц у эллинов античной периферии (Кирена, Кипр, эллинистический Восток). Так, нам не известно ни одной работы, специально посвященной восточным серпоносным или киренским колесницам. Именно отсутствием в историографии подобного комплексного исследования диктуется актуальность избранной темы.
Источниковая база исследования. Диссертация базируется на свидетельствах около 140 греческих и латинских авторов (Гомер, Ксенофонт, Арриан и другие), а также на переводах древневосточных нарративных источников (поздневавилонские клинописные таблички, Махабхарата, Цзочжуань и т.д.). Кроме того, в работе широко использовались данные археологии и иконографии.
Методология диссертации. Работа велась с помощью комплексно-исторического метода, с широким привлечением сопоставлений со свидетельствами других эпох.
Научная новизна исследования состоит в том, что диссертация призвана заполнить до сих пор существующие в историографии пробелы в комплексном изучении эволюции боевых колесниц эллинов и их региональных особенностей.
Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы как база для дальнейших научных исследований, а также для разработки курсов лекций по всеобщей и военной истории.
Пелыо исследования является показ развития колесничного военного дела у древних греков на всем протяжении его существования (XVI - I вв.)3.
1966. С. 76-81; Zajcev А. Zur Vorgeschichte des mykenischen Streitwagen// Hyperboreus. Vol.l. 1994. Fasc.l. S. 4-8.
3 Здесь и далее все особо не оговорённые даты — до н. э.
Данное развитие вставлено в контекст общей военной эволюции древних эллинов и в более широкую сферу всемирного развития колесниц в древности. Также показаны региональные особенности в развитии греческих колесниц (Кирена, эллинистический Восток). Составной частью работы является разбор военной организации колесничих и место последних в социальной структуре общества.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы и основных источников (731 наименование), а также списка сокращений и иллюстраций, которые прилагаются к работе (56 рисунков).
Во введении приводится историографический обзор и ставится задача диссертации. Тут же очерчивается предмет исследования. Под колесницей мы понимаем запряженную лошадьми двуколку, имеющую колеса со спинами и отличающуюся от повозки высокой формой кузова, обычно открытым сзади. Понятие «Древняя Греция» мы рассматриваем традиционно: все области, где жили древние эллины, ойкумена которых значительно расширилась в период эллинизма. Поэтому в настоящую работу составной частью входят главы, посвященные ближневосточным упряжкам с серпами.
Глава I. Происхождение и развитие простой колесницы__в_Греции.
Впервые мы встречаем боевые четырехколесные повозки в южной Месопотамии в первой половине III тыс. Прямых данных сб использовании двухколесных повозок в военных целях у нас нет, хота, вероятно, об этом свидетельствует снаряжение этого типа повозки колчаном с дротиками. В ¡Нумере боевые повозки находились в распоряжении государства. В них запрягали эквидов, главным образом, onaipoB. Домесгификацпя копя, по-видимому. произошла в степных зонах юго-востока Нгразнн в течение 1V-T11 тыс. Вероятно, скотоводы первоначально содержали лошадь pawi мяса и молока. Позднее её стали запрягшь в повозку, по-видимому, в культовых и репрезентативных целях. Ведь, если в древней Передней Азии коня никогда не запрягали в грузовые или ездовые телеги, то в древней Европе такой
традиции не было', туг лошади тянули и повозки. Индоевропейцы ко времени своего расселения уже знали лошадь л повозку. Индоарии, очевидно, распространили разведеши коней и их тренинг на Ближнем Востоке и тем самым способствовали появлению колесницы. Колесница тут складывается из двух составляющих: коня, запряжку которого принесли индоарии, и уже существовавшей в Передней Азии повозки. Изображения на оттисках каппадокийских печатей (начало II тыс.) определенно показывают переходный тип, от повозки, запряженной эквидами, к колеснице. Тут мы видим традиционную упряжку-квадригу, в которой кони просто сменили ослов. Именно древней традицией запрягать животное в повозку объясняется переход к тягловой, а не верховой лошади. Подобному переходу также способствовало и отсутствие всаднического искусства. В Центральной Анатолии в XIX в. уже известна боевая колесница-бига. К XVII в. она распространяется в Передней Азии, а в следующем столетии тут складывается колесничное койнэ4.
Колесница пришла в южную часть Балканского полуострова вместе с конями в начале-первой половине XVI в. Впрочем, еще до этого в Греции была известна повозка, запряженная быками. Колесницу, уже в достаточно совершенном виде, мы впервые встречаем на трёх стелах V шахтовой могилы круга А в Микенах. Очевидно, колесница не могла появится у ахейцев самостоятельно, в процессе многовековой эволюции от простой повозки — она была ими заимствована. По поводу места, откуда заимствовали колесницу греки существует две основных версии, которые можно назвать восточной и северной. Так, часто областью заимствования считают Левант5. Действительно, связей микенцев с сиро-финикийским регионом нельзя отрицать, однако сходство в конструкции микенских и левантийских упряжек еще не является
4 Nagel W. Der mesopotamische Streitwagen und seine Entwicklung im ostmediterranen Bereich. Berlin, 1966. S. 36-42.
5 Mercklin E., von. Der Rennwagen in Griechenland. Ersten Teil. Leipzig, 1909. S. 1; Evans A. The Palace of Minos at Knossos. Vol. IV. Pt. 2. London, 1935. P. 796; Crouwel J.H. Chariots... P. 172.
доказательством такого заимствования, ведь на всем Ближнем Востоке в середине II тыс. было'1'--Тй'Хническое колесничное ; койнэ; Некоторые исследователи полагают,"1 *5т0:' греки заимствовали колесницу от хеттов6. К такому предположению они проиходят, исходя из; одинакового употребления хеттами и ахейцами копий для боя с упряжки.; Однако, у хеттов основным оружием колесничих был лук, что явствует из египетских нарративных источников и рельефов. Следовательно, и это предположение не выглядит убедительным. Вторая основная гипотеза, предполагающая происхождение колесниц у микенцев с севера, получила очередной импульс в связи с находками на юге европейской н азиатской части России погребений с колесницами, в частности, из-за сходства формы дисковидных роговых псалнев7. Данную гипотезу следует признать приоритетной, однако из-за неразработанности вопросов хронологии, она нуждается в дальнейшей аргументации.
Первоначально упряжкой в Греции обладали наиболее знатные представители складывающихся микенских государств. Именно они сражались с колесниц как луком, так и с помощью копья, для чего требовалось непосредственное соприкосновение с противником и возможное спешивание. Основная же масса войск состояла из пехотинцев. Бой в этот период носил «героический» индивидуальный характер, поскольку н само общество находилось на стадии «военной демократии».
После сложения государственности, ахейские царства превратились в бюрократические монархии восточного типа, где дворец был центром производства и распределения. Подобный государственный механизм мог содержать армию, выдавая ей вооружение, продовольствие, предоставляя земельные угодья и всем этим держа войска под непрестанным контролем. В данный период (ХУ-ХШ вв.) колесничие, как и на Востоке, являлись
6 Wiesner J. Fahren und Reiten. S. 97; ср.: Lorimer H.L. Homer and the Monuments. London, 1950. P. 322.
7 Кузьмина E.E. Откуда пришли индоарпи? M.,1994. С. 180.
привилегированной .социальной прослойкой Были.ли ¿¡ru конкретно гекьегы не ясно. Колесничие поручали из царских арсеналов самые дорогостоящие элементы своего вооружения — папцири, из конюшен им вьщали коней, а из гаражей — колесницы, Церсональное оружие бойцы на колесницах, вероятно, имели собственное. В эту эпоху колесницы составляли отдельный род войск. Однако, колесничные силы в ахейских царствах были значительно меньшими по количеству, чем в крупных ближневосточных монархиях. Основным оружием колесничих, как и на Востоке, вероятно, был лук, копье же являлось вспомогательным оружием, как можно судить об этом по изображению на гемме из Вафио. Тактика микенских колесниц этого времени, очевидно, была также аналогична восточной. Невооруженные (= без серпов) боевые колесницы предназначались прежде всего для боя с упряжками противника и лишь при отсутствии по какой-либо причине колесниц врага на поле боя, упряжки могли производить и атаку на пехоту противника. Колесницы господствовали во II тыс. на поле боя в Передней Азии. Впрочем, численность пехоты была на порядок выше, чем количество колесниц. Однако, она, как и в средневековой Европе, играла вспомогательную роль, действуя на пересеченной местности, во время осад и т. д., т. е. в тех случаях, когда было не удобно пользоваться упряжками (ср.: Amm., XXIII,6,83; Ргос. Bel. Pers., 1,13,25). Вместе с тем, колесницы применялись для патрулирования и блокад. Следовательно, колесницы выполняли функции конницы.
На рубеже ХШ-ХП вв. в Эгеиде происходят коренные изменения в военном деле, связанные с действиями «народов моря». Вероятно, с ними связано и появляется нового вида колесницы — перильной биги. В подобной колеснице находилось два воина, вооруженные круглым щитом и парой копий. Последние могли одновременно быть и метательными, и колющими. Исходя из легкости конструкции колесницы, не пригодной для атаки, и учитывая манеру вооружения воинов, можно прийти к выводу, что воины в подобных бигах должны были действовать по способу спешивающихся апобатов, о чем напоминают и британские аналоги (Caes. В.G., IV,33; V,16;
Diod., V,29.1-2). Подобную тактику, очевидно, усвоили от своих противников или наемников и мнкенцы. Наряду с этой повой упряжкой, продолжал использоваться для военных целей и старый двойной тип колесницы.
С окончательным падением дворцов, в Элладе исчезли и колесницы как род войск. В Греции Гомеровской эпохи опять настал период племенных обществ, фаза «героического века». Колесница теперь снова становится символом статуса вождя или знатного воина, которые стали использовать пфяжку для передвижения к полю боя или на месте сражения, как это описывает Гомер. Такой знатный боец сражался пешим во главе своих дружинников и ополченцев. Вероятно, что тактика апобатов, подобная позднемикенской, объясняется не только сходством вооружения колесничих, но и силой традиции. Колесницы, очевидно, сохранились в областях, не подвергшихся разорению, или там, куда бежало оставшееся в живых население (Аттика, Иония, Кипр, а также Беотия).
С ростом благосостояния населения увеличивалось и количество упряжек. Основной моделью колесницы в начале архаической эпохи становится квадрига, реже трига. Однако, в это же время, очевидно, начиная со второй половины - конца VIII в., вдет развитие искусства верховой езды, постепенно распространяются всадники. Число таких воинов возрастает по мере выделения богатой аристократической прослойки, способной содержать верховых коней. Таким образом, постепенно распространяется своеобразная, переходная к настоящей коннице, модель верховых воинов. Тут тяжеловооруженный колесничий предстаёт в образе конного гоплита, а возница превращается в конного сопровождающего. На возникновение такой верховой пары, очевидно, повлияла модель колесничного экипажа. Такие воины ездили до поля боя по древней традиции верхом, а сражались пешими, оставив копя оруженосцу. Во второй половине VIII - начале VII вв. складывается и гоплитское вооружение: колоколовпдная кираса, иллирийский и коринфский шлем, круглый щит, имеющий центральную бронзовую рукоять и ручку около обода. В качестве основного наступательного оружия
используются копья, а как вспомогательное средство — меч. Причем, в силу своего статуса и, будучи лучше вооруженными, знатные верховые воины, спешившись, должны были сражаться во фронте отрядов, поддерживая тем самым свое реноме и создавая тем самым основы для появления фаланги. Первоначально подобные немногочисленные воины составляли одну шеренгу. Колесницы, очевидно, в VIII в., а в некоторых более богатых областях, вероятно, в течение VII в., исчезают из военного использования и переходят в область спорта и парадной езды. В начале VI в. на вазовых изображениях мы встречаем и настоящих конных воинов, которые сражаются копьями, обычно не имея щита и поножей.
В течение VII - VI вв., по мере развития демократических и олигархических форм правления и по мере увеличения численности среднего класса, растет и число людей, могущих приобрести себе дорогостоящее гоплитское вооружение. В бою они формируют линейное построение — фалангу. По-видимому, первыми, в процессе многоступенчатой эволюции, к настоящей фаланге пришли жители северо-восточного Пелопонесса. Число шеренг в фаланге постепенно растет, достигнув классического и, очевидно, оптимального числа — восемь. Фалангиты воспринимают уже существующее защитное вооружение. Фаланга строится компактным построением, стремящимся своим натиском опрокинуть врага, в связи с этим, исчезают и характерные для эпохи метательного боя 2-3 копья. В течение VI в. отмирают отдельные защитные детали доспеха, которые были характерны для предыдущего периода, когда единоборства знатных бойцов играли большую роль: оплечья, наручи, набедренники, налодыжники, настопники. Тогда же фаланга вытесняет с поля боя конницу и оттесняет на второй план верховых гоплитов. Это происходит путем кооптирования верховых воинов в пеший строй или же оттеснением конницы на фланги. Процесс образования фаланга у эллинов вдет не только параллельно процессу формирования полиса, но и связан с ним. Однако, не во всех греческих областях военное развитие шло таким образом. В силу местных условий эволюция военного дела эллинов
могла идти и друшм путем. В Фессалии, Великой Греции, на западном побережье Анатолии фаланга не получила развития в архаическую эпоху, а подчас даже и в более позднее время. Тут на полях сражений господствовали не верховые гоплиты, а настоящие всадники (Arist. Pol., IV,3,1; 8; 10,10; Strab., XIV,1,28; Polyaen., VII,2,2; Ael. Var. hist., XIV,46; Nat. anim., XVI,23). Это, в целом, согласуется с олигархическим характером правления в этих областях. Вместе с тем, в крестьянской Беотии развивается глубокая фаланга тяжеловооруженных пехотинцев наряду с аристократической конницей. Причем здесь возможно появление фаланга просто из глубокой массы ополченцев. Северо-западные области Эллады (Этолия, Акарнания) задерживались в своем социальном развитии и вплоть до периода эллинизма воевали методами «героической эпохи». Местные условия могли способствовать и альтернативному всадникам развитию колесниц в военном деле греков, что мы видим на примере Кипра и Кнренаики. В эллинских городах Кипра во многом продолжались микенские традиции, в частности, это касается и колесниц, развитие которых тут находилось под сильнейшим восточным, преимущественно ассирийско-левантийским влиянием.
Глава II. Киренские колесницы. Конь и колесница появляются в Ливии из Египта во второй половине XIII в. На небольшом дорийском острове Фера, откуда была выведена в 631 г. колония Кирена, колесницы не могли быть распространены. Вследствие этого, очевидно, что киренцы в первой трети VI в. заимствовали боевые квадрига от окрестных племен, о чём, видимо, говорит Геродот (IV, 189). Ведь сами древние рассматривали ливийцев, как первых людей, ставших применять колесницу (Hesych. s.v. Bapraíois" öxois", Steph. Byz. s.v. В0ркт|). В силу неразвитости всаднического искусства, колесницы у греков Ливии заменили конницу и выполняли их же роль. У киренцев была ближневосточная конструкция боевой квадрига, экипаж которой состоял из возницы и двух парабатов (лучник и вспомогательный боец). Причем, судя по всему, боевой колесницей в Африке была именно квадрига, тоща как бига использовалась для других целей. Колесницы составляли род войск и были
организованы в лохи, по несколько десятков упряжек. Исходя из данных эпиграфики, общее количество упряжек в Кирене можно определить примерно в 150 - 200 колесниц (около 330 г.). Квадрига сражались при поддержке специальных пельтастов, которые действовали на манер гамиппов8. Для форсированных маршей жители Киренаики сажали своих пеших гоплитов, составлявших основу армии, на повозки (Aen. Tact., 16,14-15). К сожалению, у нас нет данных о том, как изменялась система набора киренских колесничих. Первоначально, возможно, киренские олигархии сами выступали на войну на собственных колесницах. Однако, вероятно, развитие шло от непосредственной военной службы воина на квадриге к нанятшо им заместителя. Поскольку колесничное развитие различных областей древнего Магриба было гесно связано между собой и шло в одном русле, то действие в бою киренских колесниц было аналогичным тактике карфагенских боевых квадриг (Diod., XX,10,5-11,2; Plut. Timol., 27). Материал из Кирены представляет нам несостоятельность утвердившегося тезиса о невозможности применения фаланга гоплитов наряду с колесницами и, соответственно, о каком-то фатальном вытеснение фалангой упряжек с поля боя. С появлением во второй половине IV в. в Ливии всадников, колесницы, очевидно, стали взаимодействовать с ними. В Северной Африке общеисторический процесс смены колесниц конницей шёл довольно поздно, ещё в конце IV в. в Киренаике отношение колесниц к всадникам было 1 : 6 (iJiod., XX,41), т.е. пропорция характерная для Передней Азии первой половины VII в. Чем же можно объяснить консервативность развития военного дела у жителей Пентаполиса, выражавшуюся в столь долгом существовании у них боевых колесниц? С одной стороны, олигархическая структура полисов Киренаики предполагает военное господство знати, которое выражалось в формировании колесничного корпуса, с другой стороны, наличие постоянных противников — ливийцев, сражающихся на упряжках, диктовало необходимость адекватного
8 См. надпись из Кирепы: Stucchi S. Architettura cirenaica. Roma,1975.P.95, n.3.
противостояния им, что, в свою очередь, способствовало консервации данного рода войск у ливийских греков, очевидно, вплоть до первой половины III в.
Глава III. Серпоносные квадрига в ахеменидский и эллинистический период. Серпоносная квадрига была закономерным этапом в эволюции ближневосточных боевых колесниц. В течение второй четверти I тыс. основные функции обычной колесницы переходят к коннице, а сама невооруженная упряжка становится парадно-представительским средством транспорта и охоты. В Передней Азии невооруженная упряжка исчезла к началу V в. Серпоносная квадрига по своим задачам сильно отличается от своих предшественников, простых колесниц. Упряжка с серпами — это оружие исключительно для атаки пехоты врага, рассчитанное не только на непосредственное поражение неприятеля, но и на психологический эффект, деморализующий последнего.
Сохранилось два свидетельства о происхождении колесниц с серпами. Ксенофонт (Cyr., VI, 1,27) и следующий за ним Арриан (Tact., 19,4) приписывают их введение Киру II (558-530 гг.), тогда как Гезнхий (s.v. 5psjravr|(p6p(x арцсста) ■— македонянам. Однако, "Киропедия" не является строго историческим сочинением и в нём автор приписывает Киру Великому введение многих персидских установлений своего времени (конец V в.). Свидетельство же лексикографа просто неверно. Отсюда н возникает проблема верификации "Киропедпи". Битвы при Куиаксе (401 г.) и при Зеле (47 г.) ■— вот тот исторический путь серпоносных колесниц, который зафиксирован в источниках. Процесс возникновения квадрига с серпами, на наш взгляд, катализировался столкновением ахеменидских войск с греческой фалангой. В VI - начале V вв. основу боевого порядка персов составляли пешие лучники, снередн прикрываемые геррофорами, тогда как конница, вооруженная метательными оружием, атаковала врага с флангов. Нападения таких всадников на фалангу зллпнов не увенчивались успехом (Hdt., IX,23; 25). В то время как гоплиты, наоборот, относительно легко разбивали стену из герронов (Hdt., IX,61-62; 99). Это-то, возможно, н привело в середине V в.
к изобретению нового типа колесницы, способного разрушить сплоченный сгрой феков. Очевидно, свидетельство Ксенофонта о появлении вооруженных колесниц именно у персов верно, однако афинский историк сместил время их введения, приписав изобретение серпоносных квадриг Киру. Данное нововведение, вероятно, произошло в областях, где столкновения с эллинами были перманентны, возможно, в Малой Азии. Это изобретение не стояло особняком в военном деле персов. С 460-х — 450-х гг. в персидской армии значительно увеличивается, зачастую составляя основную массу, доля воинов, вооруженных по типу пельтастов, вероятно, главным образом, жителей Анатолии. В то же время наряду с легкой персидской конницей, появляются и тяжеловооруженные всадники с двумя легкими копьями - пальтонами, причем эти же конники могли вообще не иметь лука (Хеп.Ап., 1,8,7; Суг., VII, 1,2). В данные изменения персидской военной системы органической частью входят и серпоносные колесницы, позволяющие расстроить строй фаланги, после чего могла последовать атака бронированных персидских всадников в бреши, образовавшиеся в строю противника, тогда как «пельтасты» играли бы при этом вспомогательную роль.
Вооружение колесниц изменялось, с течением времени появлялись новые серпы, усиливая поражающую силу упряжки и, в то же время, страх перед ней. Судя по описаниям Ксенофонта (Ап., 1,8,10; Суг., VI,1,29-30; 1,51; 2,17), квадрига на рубеже V - IV вв. имела большие колес;;, вертящиеся вокруг оси, длина которой была примерно равной ширине упряжки из четырех коней. К каждому концу оси было прикреплено по одному горизонтальному серпу, являвшемуся основным оружием колесницы и еще два вертикальных серпа находились под осью, у обеих сторон пола кузова. В высоком деревянном кузове из досок стоял возница одетый в чешуйчатую броню с длинными рукавами и воротом, голову его защищал шлем. Из оружия колесничий, очевидно, имел лишь меч. Кони некоторых упряжек также могли защищаться бронзовыми налобниками, луноввдными нагрудниками и пластинчатыми набочниками. К концу ахеменидской эпохи отказались от нижних серпов;
'однако вооружение усиливалось путём прибавления горизонтального серпа, закрепленного с каждой стороны на копне ярма и путём приделывания к концу оси спускающегося к низу лезвия, ниже горизонтального серпа (Diod., XVII,53,1-2; Curt., IV,9,4-5; 15,4).
В эпоху эллинизма квадрига с серпами, вместе с другами элементами военного дела, переходят от Ахеменндов к Селевкидам, которые стали господствовать над основными районами поселений колесничих. Видимо, этим, а ещё силон традиции, объясняется появление данного рода войск именно в государстве потомков Никатора. Основу селевкидской армии составляла фаланга, тогда как конница была ударным видом войска. Вместе с тем, колесница с серпами в этот период еще более отходит на задний план, потесненная в своей основной функции — фронтальной атаке противника — боевыми слонами. В данную эпоху вооружение квадрига усиливается путем прикрепления к ярму пары копий, торчащих вперед (Liv., XXXVII,41,6-8). В течение всей истории дома Селевка мы не встречаем сколько-нибудь успешного применения серпоносных квадриг. Реанимация данного рода войск Мнтридатом VI в конце II в. была вызвана милитаристской политикой этого царя, на базе сильной иранизации Понта. Вместе с тем, Мнтридат, вероятно, надеялся на успешное действие (главным образом психологическое) таких колесниц против римлян, которые до этого столкнулись с данным оружием лишь однажды, в битве при Магнезии, и не умели с ним бороться. Но и этим надеждам не суждено было сбыться и сам царь перешел на римскую систему вооружения. Затем и колесницы с серпами на Ближнем Востоке ушли в историю.
Серпоносные колесницы в том виде, в каком они были изобретены при Ахеменидах, а затем перешли к Селевкндам и Митридатидам, •— явление в достаточной мере уникальное в мировой истории. У нас нет никаких других выдержавших верификацию свидетельств, которые говорили бы о данных упряжках, как о роде войск, у других народов. Так, свидетельства античных писателей первых веков новой эры о наличии серпоносных колесниц у
греческих героев (Stat. Theb., VII, 712; Lact. Plac. ad Stat. Theb., VII, 712;' Serv. ad Verg. Aen., 1,476), африканцев (Strab., XVII,3,7) и кельтов (Mel. Chorogr., 111,6; Lucían., Zeux., 8-10; Jor. Get., 2) вызваны незнанием этими авторами настоящей боевой колесницы, которая стала ассоциироваться в их представлении с серпоиосной упряжкой, вероятно, как с последней известной моделью боевой колесницы. Употребление курродрепанусов, описанных в анонимном трактате De rebus bellicis (12-14), нам не известно, и они, вероятно, являлись изобретениями самого автора, который мог рекомендовать их для применения императору Валентиану I (364-375 гг. н.э.). А поскольку последний увлекался моделированием военных аппаратов (Amm., XXX,9,4), то опытные образцы этих машин могли быть сделаны, однако они оказались недостаточно эффективными и на практике их не использовали. Военная теория п практика эпохи позднего Средневековья представляет нам лишь возвращенце к идее прикрепления серпов и наконечников к повозке, а отнюдь не к самой серпоносной квадриге. Впрочем, подобные тележки могли употреблять не только для нужд обороны, но, очевидно, и для расстройства пеших баталий. В этом мы видим сходство между древними квадригами с серпами и вооруженными тележками. В проектах возобновления использования вооруженных колесниц в Новое время изобретатели вовсе не стремились воссоздать их как род войск — речь шла лишь об единичных экземплярах. Тем не менее, при сходных условиях военного развития, могут появится и сходные военные аппараты, о чем свидетельствует наличие в царстве Цинь колесниц с лезвиями на осях в VII-IV вв. Сам факт существования таких колесниц в Китае, у которого не было практически никаких связей с Ахемешщамн и Селевкидами, говорит об общей тенденции в развитие колесниц: переходе от простых боевых упряжек к вооруженным.
Глава IV. Социальное положение колесничих, сражавшихся на серпоносных квадригах. Согласно сведениям Ксенофонта (Cyr., VIII,4,28; 6,10; 8,24; ср.: VII,5,71-72), в эпоху Ахеменидов колесничие серпоносных квадриг, обычно персы, мидяне или гирканцы, являлись владельцами ленов с
зависимым населением. Таким образом, здесь мы видим'продолжение древней традиции, согласно которой бойцы на колесницах имели достаточно высокий социальный статус. По призыву цара колесничие должны были являться па службу. Скорее всего, саму колесницу и коней они получали с государственных складов и конюшен. С одной топархии, вероятно, набиралось 50 квадриг, которые делились на 5 взводов по 10 колесниц в каждом: Отряды колесниц не имели общего начальника: каждая сотня квадриг возглавлялась своим командиром, который получал приказы непосредственно от главнокомандующего (ср.: Xen. Cyr., VI,3,34). Видимо, эти-то сотники и были традиционными командирами колесничих правого и левого крыла.
Сопоставляя сообщение Ксенофонта и нововавилонских табличек, упоминающих надел колесницы (bit narkabti), мы наблюдаем и сходство, и различие между ними9. С одной стороны, лен колесницы был довольно большим земельным наделом, на котором мог находиться даже целый округ -хатру (BE. IX.91). С другой стороны, уже при Дарий I (522 - 486 гт.) таким землевладением обладают чиновники храмов главных богов, что, вероятно, объясняется той большой ролью, которую святилища играли в жизни месопотамского общества (Dar. 9; СТ. XXII.74; VS. VI. 155). Возможно, в конце нововавилонского периода или, более вероятно, во время Кира либо Камбиза на храмы могло быть возложено содержание самого дорогого из тогдашних родов войск — колесниц, или же святилища получали земли от царя с целью поставки колесничих. Вся же система развития ленного землевладения в Вавилонии, в которую составной частью входили наделы лука, коня и колесницы, могла выглядеть следующим образом. Уже в новоассирийское время были заложены основы для надела лука - bit qasti, получаемого за службу в качестве лучника, затем в раннеахеменидский период для укрепления исчезающего рода войск появился надел колесницы - bit
9 Автор считает своим долгом выразить искреннюю благодарность д.и.н. М.А. Дандамаеву, который перевел большую ча^ть использованных табличек. Без этой помощи данная часть работы была бы практически невыполнима.
narkabti, и, наконец, персы, развивая свою конницу, ввели в Месопотамии надел коня - bit sfsl. Bit narkabti, по-видимому, представлял собой традиционный институт, который был связан с обычной упряжкой, а не с наделом колесничего, сражающегося на квадриге с серпами. Впрочем, опираясь на известные ныне источники, проблему отождествления вавилонского bit narkabti с фьефом колесничего вооруженной упряжки окончательно решить нельзя.
В III в. надел колесницы также упоминается в вавилонских табличках. Однако опять же связь его с колесничим квадриги с серпами не ясна. В эллинистическое время, вероятно, под влиянием военных теоретических трактатов с их двоичной системой деления организация квадриг претерпела модификацию. Естественно, чаще не удавалось набрать число упряжек, кратное 64 (фаланга колесниц); в этом случае, оставшиеся незадействованными квадрига могли быть организованы в более мелкие подразделения: крылья, харматархии, и т. д. Вероятно, колесницы с серпами весь период своего существования представляли собой отдельный род войск, административно не связанный, ни с пехотой, ни с конницей.
Заключение. Всю историю колесниц в Древнем мире можно разделить на три этапа: 1) эпоха боевых четырехколесных повозок, запряженных эквидами (вторая половина III тыс.)10; 2) время простых боевых колесниц: а) эпоха доминирования боевых колесниц на поле боя (II тыс.) б) время постепенной замены колесниц конницей (первая половина I тыс.); 3) эпоха серпоносных колесниц (V - I вв.). :
Первый этап существования боевой упряжки известен нам по материалам из Месопотамии и восточной части Анатолии. Уже в данный период государственно-храмовые хозяйства Шумера брали на себя обеспечение воинов таким дорогостоящим оружием, как боевые повозки. В начале II тыс. начинается второй, основной, этап развития боевых колесниц. Колесницы распространяются как в монархиях, так и у племенных обществ. В последних
10 Данная хронология —для Передней Азии.
упряжки служили не столько оружием, сколько показателем знатности воина, ведь колесницы находились на полном содержании бойца. В монархиях же государство обеспечивало колесничих весьма дорогостоящим снаряжением н вооружением, поскольку одному человеку, даже очень состоятельному, было довольно накладно снарядить и содержать специальную поенную колесницу. Существовал и строжайший учет того, что выдано с государственных складов. Колесничие в этот период составляли особый привилегированный социальный слой (в Передней Азии — марианну). Последний, в свою очередь, также не был однороден. В колесничных войсках Ближнего Востока служили не только марианну, но и представители различных социальных групп. В этот период колесницы представляли собой род регулярных войск. Доминирование колесничих в социальном плане соответствовало и их господству на поле боя. Такой была ситуация на Ближнем Востоке во II тыс.
Микенская Греция не была исключением из этого процесса. В первой половине XVI в. колесница уже в достаточно совершенном виде появляется в Греции. Эллада по хронологической шкале отставала от ближневосточной эволюции боевых колесниц. На первом этапе развития микенской государственности колесницей обладала, вероятно, самая верхушка ахейского общества. А сами упряжки служили в этот период скорее символом, чем настоящим боевым оружием. По мере структуралнзацпи государства, в XV-XIV вв. у ахейцев создается некая социальная прослойка, которая несла обязанности колесничих. Военное развитие Микенской Греции шло в это время в одном русле с ближневосточными монархиями, а сами ахейские царства напоминали небольшие восточные государства типа Угарига. С великим переселением народов в последней трети II тыс, связаны и изменения в военном деле мнкенцев. На рубеже ХШ-ХП вв. в Греции появляется новый вид колесницы, перильная бнга, и новая тактика колесничного боя. Теперь они. вероятно, уже не сражался, как раньше, с колесницы в течении всего
боя, но спешивался. Подобная тактика резко отличалась от восточной и
»
имеет, очевидно, европейское происхождение.
С падением микенских дворцов, исчезло и колесничсство как определенная социальная прослойка. В своем военном развитии Греция, по существу, вернулась к героической» эпохе сложения ахейской государственности. В гомеровский период упряжки имелись лишь у вождей и наиболее знатных воинов в качестве показателя их высокого социального статуса. Если в предыдущую микенскую эпоху количество боевых упряжек исчислялось сотнями, то теперь речь шла лишь о единицах или десятках. Из-за презрения у греческой аристократии к луку, сам метод сражения с колесниц напоминал позднемнкенский, причем, вероятно, могла существовать генетическая связь тактики апобатов двух эпох.
С исчезновением царской власти колесница перестает быть и одним из символом статуса монарха, который мог сохраниться у этого властителя и его родичей в силу происхождения. Вместе с тем, квадрига могли остаться в качестве парадно-представительского вида транспорта у взявшей власть родовой аристократии. С начала архаического периода, по мере перехода к полису, увеличения благосостояния жителей, появляется и более широкая прослойка зажиточного населения, способного содержать коня. Данный процесс в Греции по времени совпал с развитием всаднического искусства и появлением верхового воина. В Элладе складывается своеобразный, переходный к настоящей коннице, тип воинов — верховые гоплиты, в сопровождении конных легковооруженных оруженосцев. Очевидно, такая конная пара постепенно в VIII - первой половине VII вв. оттесняет колесницу из военной области в сферу культа, транспорта и спорта. Вероятно, лучше вооруженные верховые воины, спешившись, становились к бою впереди остальных воинов, образуя при этом первую шеренгу построения, ггз которого постепенно, по мере развития гражданского общества в Греции, развилась фаланга. Последняя постепенно вытеснила с поле боя верховых гоплитов и появившихся в VII в. в материковой Греции вооруженных всадников. Однако, в некоторых греческих областях военное развитие шло по другой линии, по пути развития настоящей конницы. Как могли местные условия повлшгть гга
раззшие военного дела, мы ясно видели на примере Киренапки, где вместо коншшы развилось колесиичество. 3 целом же, в силу социальных причин и неразвитости всаднического искусства, 1реки пошли но собственному нуги усиления пехоты и падению роли всадников в битве.
На Ближнем Востоке с начала I тыс. начинается новая фаза второй стадии эволюции колесниц, связанная с развитием всадничества. В это время в царствах Передней Азии более не упоминаются колесничие-марианну, вероятно, они вообще исчезли. Всадники в течение УШ-УН вв. вытесняют колесницы из военной области, постепенно отбирая у последних сначала второстепенные функции разведки, патрулирования и т.д. В бою конница взаимодействует с колесницами. Вместе с тем, постепенное утяжеление ассирийских колесниц, вероятно, связано с функцией их атаки на строй врага, причем данное нападение носило скорее психологический, нежели физический характер. Следовательно, вероятно, уже в VII в. могли быть заложены основы для последующего перехода простой колесницы в серпоносную. К началу V в. на Ближнем Востоке боевые колесницы сходят на нет и передают все своп функции развившейся к этому времени коннице. Такое вытеснение является общеисторическим процессом, который объясняется довольно просто. Колесницы превосходили пехотинцев по двум параметрам: маневренности и скорости передвижения. Конница же, будучи более дешевым, чем колесницы, родом войск, превосходила упряжки и в данных отношениях. Поэтому ход военной эволюции, затягиваясь из-за различных факторов на несколько столетий, вдет именно по пути смены колесниц всадниками. Простые боевые колесницы возвратились в этот период к началу своего развития, они стали, по существу, «боевой командной машиной», символом статуса, на которой военачальник руководит боем.
Итак, колесницы исчезли из военного дела греков на пару веков раньше, чем на Ближнем Востоке. Однако, в отличие от Передней Азии, в Элладе' колесничное развитие было прервано около 1200 г. и перешло на другую более низкую, фазу развития. В то же время греки почти на век отстали от
своих восточных соседей в развитии всаднического искусства.
Третий н последний этап развития холесниц связан с серпоносной квадригой. Появление данного вида оружия в Ахемешщской империи, очевидно, носило революционный характер, в отличие от Китая, где
конструкция колесницы с лезвиями на осях постепенно, в течение нескольких
»
веков, развивалась. Для комплектования данного рода войска Ахеменидам потребовалось создать новую военную прослойку колесничих. Эти лица заняли высокое социальное положение в империи, обладая значительными земельными поместьями. В период эллинизма колесницы с серпами — типично восточное оружие — перешли в греческий мир. Однако, применение в бою данных аппаратов обычно не увенчивалось успехом и, с падением Понтийского царства, серпоносные квадриги ушли в историю. На этом завершился третий и последний этап развития ближневосточных боевых колесниц. Упряжки же продолжали использовать в Средиземноморье лишь как престижное транспортное средство.
/
Апробация диссертации. Основные положения диссертации излагались на конференциях и на заседаниях кафедры истории древней Греции и Рима исторического факультета СПбГУ. Диссертантом был прочитан спецкурс по соответствующей теме. По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. К вопросу об использовании микенских колесниц// Античное общество: проблемы истории и культуры. Тезисы докладов научной конференции 9-11 марта 1995 г. СПб, 1995. С. 10-12.
2. Серпоносные колесницы: проблема происхождения// Вестник СПбГУ. Серия 2. 1997. Вып. 2 (№ 9). С. 22-26.