автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему: Богостроительство А. В. Луначарского
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Наумов, Игорь Анатольевич
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОКИ И ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ
КОНЦЕПЦИИ БОГОСТРОИТЕЛЬСТВА А.В. ЛУНАЧАРСКОГО i. 1 .Богостроительство как явление культуры и его сущность.
1.2.Философские основы богостроительства А.В. Луначарского.
1.3.Концепция богостроительства А.В. Луначарского.
ГЛАВА 2. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ КОНЦЕПЦИИ
БОГОСТРОИТЕЛЬСТВА А.В. ЛУНАЧАРСКОГО
2.1 .Материализм и идеализм в концепции богостроительства
А.В. Луначарского.
2.2.Религиозные и светские начала концепции богостроительства А.В. Луначарского.
2.3.Теория и практика в концепции богостроительства
А.В. Луначарского.
Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Наумов, Игорь Анатольевич
Актуальность темы исследования. Российское общество находится на очень сложном этапе своего развития. В наши дни, в условиях радикальной социальной трансформации, резко возрастает интерес к нравственно-духовным проблемам и этическо-философским течениям.
Развитие кризисных явлений в духовной сфере общества обусловило необходимость решения ряда социально-этических вопросов, отражающих сложное состояние морального сознания современного общества. Для решения актуальных задач нравственного развития российского общества целесообразно обращение к отечественному этико-философскому наследию.
Объектом диссертационного исследования стал один из интереснейших и достаточно противоречивых феноменов в истории отечественной духовной культуры - "богостроительство", которое было первой достаточно серьезной попыткой соединения религии и марксизма. Возникновение богостроительства представляется закономерным явлением.
Основоположником концепции богостроительства был виднейший деятель российской и мировой культуры Анатолий Васильевич Луначарский (1875 - 1933), который в работе "Очерки по философии марксизма", двухтомном труде "Религия и социализм" и ряде других работ дал развернутую характеристику богостроительства. Содействовали становлению этого направления также великий русский писатель A.M. Горький и русский философ, экономист В.А. Базаров.
Представители богостроительства объявляли своей задачей обоснование новой пролетарской религии. В ней отсутствовал бог в традиционном понимании. Она фактически превращалась в обожествление коллектива и прогресса ("коллективного разума" передовой группы общества). Богостроительство, по мнению A.M. Горького, призвано было возбуждать в новом человеке "сложное творческое чувство веры в свои силы, надежду на победу любви к жизни"1. Богостроительство намеревалось действенно связать идеал и действительность.
Следует отметить, что начиная с эпохи Возрождения, получает все большее развитие процесс секуляризации - высвобождения из под влияния религии различных сторон общественной и личной жизни. Особенно большой размах этот процесс приобрел в начале XX века в условиях глубоких социальных преобразований и научно-технического прогресса. Сужается сфера контроля религии над духовной жизнью общества, религия постепенно перестает быть беспредельно господствующей формой идеологии. Но в обществе, как и в природе, появление и развитие новых форм не означает немедленную гибель старых. Родовым признаком культуры как раз и выступает сохранение предшествующего духовного опыта, но в новой форме, ином обличии.
Новые формы идеологии, их развитие, конечно, оказывают отрицательное влияние на развитие старых форм, но не уничтожают их. Поэтому с появлением марксизма и социалистических идей в достаточной степени закономерным являлось и появление новых религиозных форм. Наиболее ранней и значительной из них было богостроительство. Своим основанием богостроительство являло своеобразно понимаемое учение К. Маркса.
Научное осмысление роли богостроительства тесно связано с творчеством А.В. Луначарского. Интерес к его взглядам обусловлен не только их оригинальностью, но и значительностью места, занимаемого Луначарским в революционном движении, в истории социалистического строительства.
В обширнейшей литературе, посвященной жизни и деятельности А.В. Луначарского, лишь незначительное место уделено его философским убеждениям, сформулированным им в рамках богостроительских принципов в начале его творческого пути. В наше время, начавшие набирать вес в середине 80-х годов XX века демократические веяния обнаружили крен в сторону несостоятельной критики, и даже сплошного охаивания в адрес А.В. Луна
1 Цит. по: Большая советская энциклопедия. В 30 т. М., 1970. Т. 3. С. 450; Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 64. чарского. В том не трудно убедиться, обратившись к комментариям составленной библиографии "Литературы эпохи перестройки о А.В. Луначарском"1. Из 203 зафиксированных здесь работ у четверти их авторов явно преобладает безоглядно очернительная заданность.
Серьезнейшим недостатком этих исследователей творчества и культурного наследия А.В. Луначарского является трактовка созданного им богостроительства, как случайной ошибки молодого, формирующегося таланта. Здесь отсутствует понимание того, что богостроительство - это одна из форм проявления закономерного развития религии в условиях распространения марксизма и реального социализма.
Использование диалектического метода позволяет увидеть и обосновать неизбежность проявления в предреволюционный период философско-этического учения, подобного богостроительству. Проведенный нами анализ дает возможность по-новому осмыслить сложный, трагически противоречивый жизненный и творческий путь А.В. Луначарского, выдвинуть и обосновать новую концепцию оценки его личности в свете современных представлений, освобожденных от политической конъюнктуры.
Степень разработанности темы. На сегодняшний день в нашей литературе относительно полно выявлена эстетическая и литературно-критическая проблематика наследия Луначарского. Немало сделано и по осмыслению философских взглядов. Однако ощущается острая необходимость нового прочтения его работ, в плане анализа эволюции собственно философских взглядов в период, когда происходило формирование и определялось направление их развития.
В многочисленных исследованиях деятельности и творческого наследия А.В. Луначарского господствует односторонний подход, почти полностью отсутствует анализ культурно-исторических причин появления бого-строительских взглядов, причин, обуславливающих закономерность возник
1 См.: Ефимов В.В. Луначарский и культура. Душанбе. 1991. С. 215-251. 5 новения такого мировоззрения, его места в процессе эволюции этико-философских взглядов1.
Имеется очень мало работ, в которых обсуждались бы идейные истоки этого процесса, раскрывалась неизбежность характера и объективного содержания богостроительства. Так, например, в одном из сборников посвященных наследию А.В. Луначарского, из 72 докладов и сообщений только два (В.В. Горбачев, В.В. Судаков) касаются проблем философского становления личности этого выдающегося деятеля советской культуры. В ряде подобных сборников вообще нет работ, посвященных данному аспекту творчества А.В. Луначарского3.
Относительно полный обзор воззрений А.В. Луначарского был сделан лишь в период, предшествовавший становлению в России "культа личности". Это было сделано в 1922 году академиком П.Н. Сакулиным4.
В 30-е годы XX века философские и эстетические взгляды Луначарского оценивались с тенденциозных позиций3.
В последние десятилетия XX века более обстоятельно эти взгляды про
6 7 8 анализированы в работах Е.Г. Шараповой , Т.С. Гордиенко , Ю.Н. Трусова , Л.М. Балыковой9, Л. Турек10, В.В. Горбачева11, В.В. Судакова12, Н.П. Белых13,
1 Марков Д.Ф. Проблемы теории социалистического реализма. М., 1975. С. 11. Наследие А.В. Луначарского и проблемы его изучения. Тез. докл. к 3-й Межвуз. науч. конф. Череповец, 1985.
3 Наследие А.В. Луначарского и проблемы его изучения. Тезисы докладов зонального координационного совещания. Череповец, 1982.
4 Сакулин П.Н. Русская литература и социализм. 4.1. Ранний русский социализм. М., 1922.
5 Кривошеева А.И. Эстетические взгляды А.В. Луначарского. М.-Л., 1939.
6 Шарапова Е.Г. К вопросу об оценке эволюции философских взглядов А.В. Луначарского // Тр. Моск. гос. ист. арх. ин-та, 1963. Т. 18.
7 Гордиенко Т.С. Философские основы этических взглядов А.В. Луначарского: Автореф. дис. канд. филос. наук. Львов, 1969.
8 Трусов Ю.Н. Этические взгляды А.В. Луначарского: Автореф. дис. канд. филос. наук. Л., 1969.
9 Балыкова Л.М. Проблема формирования и развития личности в наследии А.В. Луначарского: Автореф. дис. канд. филос. наук. Тула, 1972.
10 Turek Leszek. Kultura i revolucja. Wroclaw, 1973. Горбачев В.В. О философско-эстетических взглядах раннего Луначарского // Учен.зап. Моск.обл.пед.ин-та. Философия. 1967. Т. 192. Вып.10; Формирование и развитие философско-эстетических взглядов А.В. Луначарского (дооктябрьский период). Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1975.
12 Судаков В.В. Эволюция философских взглядов А.В. Луначарского: Автореф. дис. канд. филос. наук. Свердловск, 1973. ь Белых Н.П. Некоторые проблемы критики религии А.В. Луначарским (по материалам советского периода деятельности): Автореф. дис. канд. филос. наук. Иркутск, 1970.
И.П. Ярошевского1, Н.Г. Толстошеева2, И.Ф. Рекуца3, Е.Н. Селезневой4, И.Г. Франгулян5, И.П. Кохно6, О.А. Павловского7, А.Ф. Бараненсковой8, Т.П. Чижевской9, В.Ф. Пустарнакова10, В.Г. Иванова11, Е.В. Шевцова12, В.В. Агиевич13, В.В. Ефимова14. Исследователи приходят к разным выводам о генезисе и эволюции философских взглядов Луначарского. Так, например, П.Ф. Юдин15, Г.М. Лифшиц16, А.А. Лебедев17, О.А. Павловский18, И.П. Яро-шевский19, В.В. Судаков20 идейную эволюцию Луначарского представляют как приход к марксистским взглядам от неопределенной случайной философской позиции или от идеализма.
Общим для многочисленных работ, посвященных анализу начального этапа творчества А.В. Луначарского, является утверждение о том, что его соприкосновение с "махизмом" происходило исключительно в силу действия
1 Ярошевский И.П. Формирование и развитие научно-атеистических взглядов А.В. Луначарского. Автореф. дис. канд. филос. наук. Душанбе, 1970.
2 Толстошеев Н.Г. О преодолении А.В. Луначарским махистских воззрений в дооктябрьский период деятельности // Учен. зап. кафедры обществ, наук вузов Ленинграда. Философия. 1975. Вып. 16.
Рекуц И.Ф. Философские проблемы критики религии в атеистическом наследии А.В. Луначарского. Мн., 1976.
4 Селезнева Е.Н. Категория прекрасного в философско-эстетической теории А.В. Луначарского: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1977.
5 Франгулян И.Г. Эстетические взгляды А.В. Луначарского: Автореф. дис. канд. филос. наук. Тбилиси, 1978.
6 Кохно И.П. А.В. Луначарский и формирование марксистской литературной критики. Мн., 1979.
7 Павловский О.А. Луначарский. М., 1980; Вопросы формирования социалистической личности в трудах А.В. Луначарского // Науч. докл. высш. шк. Науч. коммунизм. 1984. №1.
8 Бараненскова А.Ф. А.В. Луначарский о проблемах социалистической эстетики. Рига, 1981.
9 Чижевская Т.П. Этические взгляды А.В. Луначарского: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1981.
10 Пустарнаков В.Ф. В.Ф. А.В. Луначарский и Н.Г. Чернышевский // Дискуссионные проблемы исследования наследия Н.Г. Чернышевского. М., 1984.
11 Иванов В.Г. Этические воззрения А.В. Луначарского // Очерки этической мысли в России конца XIX - начала XX века. М, 1985.
12 Шевцов Е.В. Основные средства и формы эстетического воспитания. Наследие А.В. Луначарского и современность. М., 1985. ь Агиевич В.В. Эволюция философских взглядов А.В. Луначарского (до 1908 г.): Автореф. дис. канд. филос. наук. Мн., 1987; ". Опыты сердца, мысли и пера": Эволюция филос. взглядов А.В. Луначарского до 1908 г. / Под ред. В.Ф. Пустарнакова. Мн., 1991.
14 Ефимов В.В. Жизнь и творчество А.В. Луначарского в контексте литературно-общественных реалий конца XX века: Автореф. дис. д-ра филос. наук. М., 1993.
15 Юдин П.Ф. Ленин и философская дискуссия 1908-1910 гг. //Литературное наследство. T.l. М., 1931.
16 Лившиц Г.М. А.В. Луначарский // Очерки историографии Библии и раннего христианства. Мн., 1970.
17 Лебедев А.А. Эстетические взгляды А.В. Луначарского: Очерки. М., 1970; "Последняя религия" // Вопросы философии. 1989. № 1.
18 Павловский О.А. Проблемы марксистско-ленинской философской науки в трудах А.В. Луначарского: Послеоктябрьский период: Автореф. дис. д-ра филос. наук. Алма-Ата, 1983.
19 Ярошевский И.П. Путь А.В. Луначарского к научному атеизму в дореволюционный период // Тр. Таджикского политического института. 1971. Вып.6.
20 Судаков В.В. Эволюция философских взглядов А.В. Луначарского. Свердловск, 1973. случайных причин (мода, непосредственно учился у Р. Авенариуса в последний год его жизни, дружил с А.А. Богдановым и др.).
Наиболее подробно гносеологические взгляды Луначарского рассматриваются в трудах Е.Г. Шараповой1, В.В. Судакова2, Н.Г. Толстошеева3.
Особенно следует выделить авторов работ, посвященных проблеме критики религии и, в частности, критики "богостроительства": В.И. Ленина4, Р.П. Сатину5, К.И. Сарычева6, И.П. Ярошевского7, М.П. Ласковую8, С.Н. Савельева9 и др.
Долгое время при рассмотрении проблемы "богостроительства" многие авторы давали критический анализ, базируясь на положениях В.И. Ленина о вредности данного направления в рабочем и партийном движении. Но стоит поставить вопрос: есть ли в "богостроительстве" то, что так привлекло к нему многие умы начала XX века, каковы его корни? Исследователи приходят к разным выводам о генезисе и эволюции философских, богостроительских взглядов мыслителя. В большинстве они доказывают, что философские идеи раннего Луначарского обусловили его дальнейшую эволюцию через их развитие, а не через отказ от них. В тоже время отсутствуют работы, в которых
1 Шарапова Е.Г. К вопросу об оценке эволюции философских взглядов А.В. Луначарского // Тр. Моск. гос. ист. арх. ин-та. 1963. T.18.
2 Судаков В.В. Эволюция философских взглядов А.В. Луначарского. Свердловск, 1973.
3 Толстошеев Н.Г. О преодолении А.В. Луначарским махистских воззрений в дооктябрьский период деятельности // Учен. зап. кафедры общест. Наук вузов Ленинграда. Философия. 1975. Вып. 16.
4 Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии. Полн. собр. соч. (далее ссылка на Полн. собр. соч. -И.Н.). Т. 17; Материализм и эмпириокритицизм. Критические заметки об одной реакционной философии. T.18; Совещание расширенной редакции "Пролетария" 8-17 (21-30) июня 1909 г. Т.19, Ликвидация ликвидаторства. Т. 19; По поводу письма М. Лядова в редакцию "Пролетария". Т.19; О фракции сторонников отзовизма и богостроительства. Т.19; Позорный провал. Т.19; Приемы ликвидаторов и партийные задачи большевиков. Т.19; Басня буржуазной печати об исключении Горького. Т.19; О фракции "впередовцев". Т.19; Развязка партийного кризиса. Т.21; Совещание заграничных большевистских групп. Т.21; Об А. Богданове. Т.24; Заключение к сборнику "Марксизм и ликвидаторство. Т.25; Плеханов, не знающий чего он хочет. Т.25; Приемы борьбы буржуазной интеллигенции против рабочих. Т.25; О "впередовцах" и о группе "Вперед". Т.25; A.M. Горькому. 25 февраля 1908 г. Т.47; A.M. Горькому. 16 апреля 1908 г. Т.47; Московскому комитету РСДРП. Т.47; Ученикам Каприйской школы. Т.47; А.И. Любимову. Т.47; Л.Б. Каменеву. Т.48; A.M. Горькому. Т.48; А.И. Ульяновой-Елизаровой. Т.55.
5 Сатина Р.П. Критика В.И. Лениным богостроительства: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1958.
6 Сарычев К.И. Критика В.И. Лениным религиозно-идеалистической концепции "богостроителей": Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1967.
7 Ярошевский И.П. Формирование и развитие научно-атеистических взглядов А.В. Луначарского. Автореф. дис. канд. филос. наук. Душанбе, 1970.
8 Ласковая М.П. Богоискательство и богостроительство прежде и теперь. M., 1972.
9 Савельев С.Н. Воспоминания о будущем (идеология культа и ее критики) // Философия и освободительное движение в России. Л., 1989. были бы проанализированы собственно богостроительские взгляды мыслителя.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы рассмотреть богостроительство А.В. Луначарского как феномен российской духовной культуры начала XX века. При этом внимание обращено на анализ основополагающих принципов, определения социальных и теоретических источников, факторов и предпосылок эволюции его мировоззрения.
В исследовании рассматриваются начальные этапы эволюции философских взглядов Луначарского как внутренне целостной системы, в единстве ее изменений и устойчивости. Исследуется генезис особенностей мировоззрения молодого мыслителя, пути и источники его формирования, становление Луначарского как теоретика и практика.
Достижение цели исследования предполагает решение следующих задач:
- выявить сущность богостроительства как явления российской культуры и причины его появления;
- рассмотреть философские основы богостроительства А.В. Луначарского;
- проанализировать зависимость богостроительских взглядов А.В. Луначарского от социально-политических и духовных факторов его философского развития.
Методологическую основу исследования составили: диалектический метод, позволяющий увидеть предмет исследования во всей его многогранности.
Специфика концепции богостроительства А.В. Луначарского выявляется с помощью сравнительно-исторического метода исследования и методологии культурно-исторического анализа, позволяющего выявить место и значение литературного творчества А.В. Луначарского в контексте отечественной культуры.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- впервые по-новому в отечественной религиоведческой литературе осуществлен философско-культурологический анализ сущности богостроительства;
- обоснована закономерность появления богостроительства, как фило-софско-этического учения в России начала XX века;
- выявлена связь богостроительских взглядов А.В. Луначарского с их практическим воплощением в ходе социалистического строительства в России в 20-30 гг. XX века.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что положения и выводы в нем, развивают и дополняют положения религиоведения, истории религиозных учений относительно нетрадиционных проявлений религиозности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его выводы можно использовать в процессе преподавания культурологии, этики, истории и философии религии, а также религиоведческих спецкурсов.
Апробация диссертации. Основные положения и выводы диссертации отражены в докладах и сообщениях на научно-теоретических межвузовских конференциях с международным участием: "Религия и культура в "богостроительстве" А.В. Луначарского"; "О философских основах "богостроительства" А.В. Луначарского" (27-28 апреля 1998 г.); "Проблема формирования личности в "богостроительстве" А.В. Луначарского и современные проблемы гуманизма"; "Решение проблемы взаимосвязи религии и социализма в "богостроительстве" А.В. Луначарского" (26-27 апреля 1999 г.), а также изложены в 6 публикациях.
Диссертация обсуждена на кафедре философии образования Ленинградского государственного областного университета имени А.С. Пушкина и рекомендована к защите.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и списка литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Богостроительство А. В. Луначарского"
Выводы диссертационного исследования в целом совпадают с концепцией жизни и творчества А.В. Луначарского, выдвинутой В.В. Ефимовым1. Ее содержание можно выразить в следующих положениях:
1. Луначарский как государственный и литературно-художественный деятель - личность сложная, во многом противоречивая, что проявлялось в переплетении в его мировоззрении классово-революционных и общечеловеческих устремлений, гуманистических идеалов и объективного отступления от них.
2. Непросто складывавшиеся отношения Луначарского со временем отчетливо выявляются в преимущественно деструктивном воздействии на его художественно-эстетические концепции политических доктрин Ленина, Троцкого, Сталина и других коммунистических лидеров.
3. Луначарский - один из непроизвольных создателей и вместе с тем жертв тоталитарного строя; это достаточно полно сказывалось в деятельности его как наркома просвещения и рельефно обнаруживается в литературно-критическом, художественном творчестве.
4. Беспристрастное критическое осмысление, объективная оценка разностороннего творческого наследия Луначарского позволяет выявить, наряду с несомненно позитивным в нем, обусловленную временем ограниченность, утопизм, постичь драматизм художника.
Эту оценку жизни и творчества А.В. Луначарского следует дополнить тезисом о том, что он являлся основоположником такого явления российской духовной культуры, как богостроительство, выступал одним из соавторов метода социалистического реализма.
Анатолий Васильевич Луначарский являлся одним из наиболее ярких личностей, вошедших в российскую историю и культуру в XX веке. Его гу
1 Ефимов В.В. Жизнь и творчество А.В. Луначарского в контексте литературно-общественных реалий конца XX века. Дис. в виде науч. доклада на соискание док. филолог, наук. М., 1993. С. 3-4. манитарный талант был многогранен. Обладая энциклопедическими знаниями, он с успехом занимался во многих областях общественной и духовной жизни.
На раннем этапе реализации своего творческого потенциала А.В. Луначарский принимал активное участие в процессе формирования мировоззрения российского социал-демократического движения.
В многочисленных исследованиях философов, историков, искусствоведов были рассмотрены различные аспекты творческого наследия Луначарского. Однако, всем им присущ общий характерный недостаток - крайне упрощенная методика их проведения, эмпирическая направленность.
Несмотря на то, что все исследователи считаются априорно материалистами, в их работах необоснованно абсолютизировался принцип абстрагирования. Труды А.В. Луначарского анализировались преимущественно лишь в связи с работами В.И. Ленина, при этом слабо учитывались общие закономерности развития философского мировоззрения, обобщения культурологического характера, влияние конкретных исторических условий в России в период формирования социал-демократической идеологии.
В этот период в России была очень сильна традиционная религиозная основа общественного мировоззрения. Она на начальном этапе общественного исторического развития являвшаяся единственной, с ростом достижений науки и увеличением темпов общественного прогресса очень медленно уступала позиции материалистическому мировоззрению. Причем каждому этапу исторического развития соответствовал свой преимущественный тип религии.
Католицизм в феодальном обществе отдалил простого человека от идеала, включив в процесс общения его с богом значительное число "посредников". Демократизм буржуазного общества по сравнению с феодальным был реализован многообразием возникших религиозных форм, объединенных общим понятием - протестантизм, в котором человек был приближен к идеалу.
Господствующей идеологической формой нарождавшегося социалистического движения становился атеизм, но переход к этому мировоззрению мог для широких масс проходить не только революционным путем, но и эволюционным - дальнейшим приближением идеала к человеку, идеализацией передовой части общества.
Богостроительство А.В. Луначарского было одним из способов воплощения эволюционного перехода идеологии. Это обстоятельство исследователями творчества Луначарского ранее не отмечалось.
Представлявшийся Луначарскому постепенный, эволюционный переход от религиозного сознания к не религиозному должен был в достаточной степени убедительно обоснован.
Необычайно высокое трудолюбие, гигантская работоспособность, и как следствие, огромная эрудиция позволили Луначарскому определить то звено, которое наиболее естественным образом связывало два противоположных направления философии - материализм и идеализм. Таким звеном оказался опыт. Обучение непосредственно у Р. Авенариуса, тщательное исследование работ Э. Маха, позволили А.В. Луначарскому творчески применить их метод в разработке философских основ богостроительства.
Многочисленными исследователями творчества А.В. Луначарского совершенно не отмечается то обстоятельство, что именно философские разработки А.В. Луначарского позволили в достаточно простой, эмоционально яркой форме творчески применить основные положения эмпириокритицизма, что в значительной степени помогло В.И. Ленину утвердить диалектический и исторический материализм в качестве идеологической основы российского социал-демократического движения.
Следует отметить, что концепция богостроительства А.В. Луначарского достаточно прочно базировалась на материалистической основе, его религия - без бога, идеалистические элементы в ней - незначительны. Их присутствие носит прагматический характер - обоснование "веры" в возможность достижения в отдаленном будущем "царства всеобщего благоденствия" на Земле, когда человек, подчинив себе природу, будет жить счастливо.
Возникновение богостроительства в начале XX века именно в России было в значительной степени закономерным явлением. Реальный ход истории в начале XX века не совпадал с абстрактным постулатом о желательности сразу достижения высокого уровня экономического, политического и идеологического развития и возникновением критической политической ситуации. Теоретическая схема оптимального перехода к обществу нового типа столкнулась с реальной исторической практикой в острейшем конфликте. В российских условиях должна была произойти "опережающая революция", то есть произойти коренные изменения в политических отношениях, значительно опережающих создание соответствующих экономического и идеологического базисов.
В России несколько веков господствовало религиозное сознание. Это выражалось в определенном подходе к миру и обществу: приоритет веры над знанием в понимании мира; эмпирически усвоенные нормы человеческого поведения и общежития; допущение наличия сверхъестественного. Это сознание соответствовало характеру жизни, общественному устройству, способу движения общественного развития, на что акцентировал внимание современник Луначарского, русский философ А.П. Карсавин.
Социальная революция делает неизбежной и революцию в сознании и культуре, в сознании и самосознании. Это время острейшего столкновения старого и нового, их взаимопроникновения и противоречивого конфликтного сосуществования - не только и не столько рядом, сколько одного внутри другого.
Особенно сложно и противоречиво в России протекал процесс революций. В стране сочетались относительно высокие организационные формы капиталистического развития и весьма значительные элементы добуржуазных отношений в общественном сознании. В нем предстояло совершить большие изменения: из феодализма - в социализм. Из православия, сформировавшегося в культуре Древней Руси - в атеизм социалистического общества.
Первая русская революция закончилась неудачно, намечавшиеся преобразования сделать не удалось. А.В. Луначарский, соглашаясь с необходимостью совершения политических и экономических преобразований революционным путем, считал преобразования в идеологической и культурной сфере наиболее важными. Он предпочитал эволюционный путь развития и был уверен, что именно такой путь будет более гуманным по отношению к основной массе населения.
Следует признать, что А.В. Луначарский был единственным в среде партийных лидеров, который искренне считал, что процессу преобразования общества необходимо придать в максимальной степени гуманистический характер.
Остро критикуя Н. Бердяева и других русских философов, Луначарский эмоционально выступал против обвинений, предъявляемых марксизму в отрицании нравственных законов. При этом он настаивал на необходимости его творческого развития. Молодому Луначарскому представлялось, что при огромной силе рационализма марксизм создает прочную основу для создания новой эмоциональной силы.
Следует признать, что тезис о необходимости построения "социализма с человеческим лицом" был впервые выдвинут именно А.В. Луначарским. Последовательно придерживаясь гуманистических принципов в социалистическом движении, он в литературном творчестве и общественно-политической деятельности пытался отстаивать приоритет культуры над экономикой.
Это была ведущая тенденция в творчестве основателя богостроительства. Отметим, что некоторые теоретические элементы, разработанные при создании теории богостроительства, были практически использованы А.В. Луначарским и A.M. Горьким позднее при формировании основных положений социалистического реализма - основного художественного метода в СССР.
И в теории богостроительства, и в социалистическом реализме как художественном методе обосновывался примат коллективистских тенденций над индивидуализмом в процессе формирования мировоззрения, идеологии, культуры. И в том и в другом случае использована идеализированная вера в "светлое будущее", гипертрофированное эмоциональное начало - "чувство любви и радости".
Творческая личность А.В. Луначарского формировалась в конкретно-исторических условиях России в конце XIX - начале XX веков. Это был очень динамичный и чрезвычайно противоречивый период в развитии российского общества. В стране бурно развивались капиталистические отношения, идеологическое развитие общества слишком явно отставало. Более того, официальная идеология - православие испытывала глубочайший кризис. Религиозное сознание народа оказалось податливым к восприятию современных форм верований, и одной из таких форм нетрадиционных религий и явилось богостроительство.
Эмоционально одаренный, общительный человек с раннего возраста оказался втянутым в борьбу разных мнений, по-разному представлявших "светлое будущее" своего народа и оптимальные пути его достижения. Важным обстоятельством представляется и то, что А.В. Луначарский в борьбе за это "светлое будущее" человечества меньше всех других пренебрегал интересами современных ему людей, стремился к тому, чтобы этот переход в максимальной степени гуманизировать.
В связи с этим А.В. Луначарский отдавал на начальном пути своего развития почти все свои силы "гуманизации революции". Он потерпел "поражение" в утверждении своих целей, но революция в России победила, хотя и в жесточайшей, кровавой борьбе.
С победой Октябрьской революции были созданы условия для реализации других творческих способностей Луначарского. За последние годы своей жизни он оставил наиболее значительный след во многих областях духовной культуры России (педагогике, театре, литературе, литературной критике и др.). Полемический талант, отличное знание многих европейских языков делали его незаменимым для дипломатической деятельности. Луначарский и завершил свой яркий жизненный путь, выполняя важное дипломатическое поручение.
В условиях начавшегося НЭПа постепенная эволюция общества к социализму была резко и целенаправленно остановлена. Началось движение в прямо противоположную сторону, возврат к утопической концепции "большого скачка" в социализм. Совокупность указанных факторов обусловила реализацию того варианта развития, который по своему социально-экономическому содержанию являлся утопическим, и мог формироваться только на вере. Государственный атеизм, вера в личность вождя, его харизму - вот основные составляющие этого этапа.
На становлении утверждавшейся в СССР системы общественных отношений в значительной степени сказалось практическое отсутствие демократических традиций, а новое руководство вообще старалось их избегать.
Об опасностях пренебрежения религиозными традициями наиболее убежденно говорил современник А.В. Луначарского русский философ Л.П. Карсавин. По его мнению, большевизм 20-х годов XX века существенно упрощал, вульгаризировал и ограничивал абсолютный идеал, однако, именно это превращало коммунизм того периода во все большей степени в форму религиозного сознания, основанного на слепой вере в "коллективный разум" руководителей, в гениальность вождя, и безграничную любовь к нему.
При таких тенденциях в развитии партии, которая сращивалась с государством, любые, даже обоснованные альтернативные политические предложения воспринимались как "богохульство", политическая ересь, достойная костра. Сам Луначарский до 1933 года, мог наблюдать, как практическая реализация его философского тезиса об идеализации коллективного разума передовых членов общества очень быстро приводила к становлению "культа личности" в СССР.
До абсурда были доведены и другие положения богостроительства. Торжество человека над природой постепенно превращалось в бездумное вторжение в нее, что в последствие породило и экологические проблемы. Эмоциональная составляющая была гипертрофированна до религиозных, фанатических размеров. Тезис о том, что "жить стало лучше, жить стало веселее" приобрел статус религиозной догмы. Любовь к родине и вождю всех времен и народов нужно было доказывать регулярно, это стало обязательной нормой личной и общественной жизни, приобрело форму сходную с отправлением культа.
Луначарский доказывал целесообразность построения религии социализма без бога. Развитие действительных событий пошло в русле многовековых российских традиций религиоподобного сознания. Вождь был "обожествлен".
В процессе построения социализма в России соседствующая с атеизмом "переходная" идеология оказалась ближе к Карсавину, чем к Луначарскому. Для более полной реализации идей последнего новому обществу не хватало "демократизма" и опоры на действительно передовую, прогрессивную его часть.
Проведенные исследования позволяют определить место богостроительства в структуре философско-этических учений России, теории и практики реального социализма. Наиболее важным признаком при этом является соотношение элементов материализма и идеализма в общественной теории. Богостроительство как раз и заняло свое место на их стыке.
Следует признать, что богостроительство ни в коей мере не является "случайным" явлением, плодом "случайных" ошибок. Оно закономерно заполнило структурную нишу в истории философско-этических начала XX века, стало составляющей российской культуры. ill
Таким образом, А.В. Луначарский как государственный и литературно-художественный деятель - это, во-первых, личность сложная, во многом противоречивая.
Во-вторых, на художественно-этические взгляды Луначарского оказали преимущественно деструктивное воздействие политические пристрастия Ленина, а затем и Сталина.
В-третьих, Луначарский стал одним из непроизвольных создателей и вместе с тем жертв нарождавшегося "культа личности".
В-четвертых, объективная оценка разностороннего творческого наследия Луначарского позволяет выявить наряду с несомненно позитивным в нем обусловленную временем ограниченность и утопизм. Как крупный мыслитель он вошел в историю духовной культуры прежде всего своей концепцией богостроительства. Как значительный общественный и политический деятель он известен своими "нетрадиционными" для марксиста действиями по воплощению своей концепции в жизнь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список научной литературыНаумов, Игорь Анатольевич, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"
1. Авенариус Р. Критика чистого опыта. М., 1907-1908. Т. 1-2.
2. Авенариус Р. Философия, или мышление о мире сообразно принципу наименьшей меры силы. СПб, 1899.
3. Авенариус Р. Человеческое понятие о мире. М., 1909.
4. Агиевич В.В. Эволюция философских взглядов А.В. Луначарского (до 1908 г.): Автореф. дис. канд. филос. наук. Мн., 1987.
5. Агиевич В.В. ". Опыты сердца, мысли и пера": Эволюция филос. взглядов А.В. Луначарского до 1908 г. / Под ред. В.Ф. Пустарнакова. Мн., 1991.
6. Анфимов A.M. Крестьянской хозяйство Европейской России, 1881-1904. М., 1980.
7. Базаров В. А. Мистицизм и реализм нашего времени // Очерки по философии марксизма. СПб, 1908.
8. Бакиров У.Н. Из истории борьбы В.И. Ленина против махизма // Вопросы философского наследия В.И. Ленина. М., 1970.
9. Бакрадзе К. Очерки по истории новой и новейшей буржуазной философии. Тбилиси, 1960.
10. Ю.Балыкова Л.М. Проблема формирования и развития личности в наследии А.В. Луначарского: Автореф. дис. канд. филос. наук. Тула, 1972.
11. Бараненскова А.Ф. А.В. Луначарский о проблемах социалистической эстетики. Рига, 1981.
12. Батунский М.А. Православие, ислам и проблемы модернизации в России на рубеже XIX XX веков // Общественные науки и современность, 1996. №2.
13. Белых Н.П. Некоторые проблемы критики религии А.В. Луначарским (по материалам советского периода деятельности): Автореф. дис. канд. филос. наук. Иркутск, 1970.
14. Бергсон А. Время и свобода воли. М., 1910.
15. Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994.
16. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
17. Бердяев Н.А. Философская истина и интеллигентская правда // Вехи. М., 1909.
18. Бердяев Н.А. Этическая проблема в свете философского идеализма // Проблемы идеализма. М., 1902.
19. Бибихин В.В. Философия и религия // Вопросы философии, 1992. № 7.
20. Благова И.И., Наумов И.А. О социальных воззрениях Русской Православной Церкви в постсоветский период // VI Царскосельские чтения: Научно-теоретическая межвузовская конференция с международным участием. 23-24 апр. 2002 г. СПб., 2002. Т. V.
21. Богданов А.А. Страна идолов и философия марксизма // Очерки по философии марксизма. СПб, 1908.
22. Богданов А.А. Философия современного естествоиспытателя // Очерки философии коллективизма. СПб, 1909. Сб.1.
23. Богданов А.А. Наука об общественном сознании. М., 1914.
24. Болдырев Н.Ф. Конт, Маколей, Гладстон, Бокль, Лессепс. Челябинск, 1999.
25. Большая советская энциклопедия. М., 1927. Т. 6.
26. Большая советская энциклопедия. М., 1938. Т. 37.
27. Большая советская энциклопедия. М., 1950. Т. 5.
28. Большая советская энциклопедия. М., 1954. Т. 25.
29. Большая советская энциклопедия. В 30 т. М., 1970. Т. 3.
30. Бонч-Бруевич В.Д. Гапон и гапоновщина // Вопросы истории религии и атеизма. М., 1995. Т. 3.
31. Бороноев А.О. Огюст Конт: Сб. материалов семинара.: К 200-летию со дня рождения. СПб, 1998.
32. Булгаков С.Н. Карл Маркс как религиозный тип // Наш современник. 1990. № 11.
33. Быховский Б.Э. Л. Фейербах. М., 1967.
34. Бычкова Н.В., Лебедев А.А. Первый нарком просвещения (о А.В. Луначарском). М., 1960.
35. Бэкон Ф. Афоризмы об истолковании природы и царстве человека. Сочинения. В 2 т. М., 1978. Т. 2.
36. Бюхнер Л. Дарвинизм и социализм. СПб, 1913.
37. Бюхнер Л. Природа и наука. Киев, 1881.
38. Бюхнер Л. Психическая жизнь животных. СПб, 1902.
39. Валентинов Н.В. Э. Мах и марксизм. М., 1908.
40. Вундт В. О наивном и критическом реализме. М., 1910.
41. Вайнгартнер П. Сходство и различие между научной и религиозной верой // Вопросы философии, 1996. № 5.
42. Василенко Л.И. Краткий религиозно-философский словарь. М., 1998.
43. Варьяс М. Религиозная мораль и политико-правовая действительность: теологический аспект // Общественные науки и современность, 1993. № 5.
44. Володин А.И. и др. Чернышевский или Нечаев? О подлинной и мнимой революционности в освободительном движении России 50-60-х годов XIX в. М., 1976.
45. Володин А.И. Бой абсолютно неизбежен. М., 1982.
46. Воскресенская М.С., Овсянникова М.Д. Регион Верхней Волги в период капитализма. Калинин, 1979.
47. Вронский А.К. Избранная проза. М., 1987.
48. Гаврюшин Н.К. Русская философия и религиозное сознание // Вопросы философии, 1994. № 1.
49. Гадамер Г.Г. Диалектическая этика Платона. СПб., 2000.
50. Гаджиев К.С. Американский протестантизм: история и современность // Новая и новейшая история, 1993. № 1.
51. Гайденко В.П. Природа в религиозном восприятии // Вопросы философии, 1995. № 3.
52. Гангнус А. На руинах позитивной эстетики: Из истории одного термина // Новый мир, 1988. № 9.
53. Геккель Э. Борьба за эволюционную идею. СПб, 1909.
54. Геккель Э. Мировоззрение Дарвина и Ламарка. СПб, 1909.
55. Геккель Э. Современные знания о филогенетическом развитии человека. СПб, 1899.
56. Голяндин А. Был ли Лютер мятежником? // Знание сила, 2000. № 1.
57. Горбачев В.В. О философско-эстетических взглядах раннего Луначарского // Учен.зап. Моск. обл. пед. ин-та. Философия. Вып. 10. 1967. Т. 192.
58. Горбачев В.В. Формирование и развитие философско-эстетических взглядов А.В. Луначарского (дооктябрьский период): Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1975.
59. Гордиенко Н.С. Современное русское православие. Л., 1987.
60. Гордиенко Н.С., Наумов И.А. О философских основах "богостроительства" А.В. Луначарского // II Царскосельские чтения: Научно-теоретическая межвузовская конференция с международным участием. 27-28 апр. 1998 г. СПб., 1998. Т. I.
61. Гордиенко Т.С. Философские основы этических взглядов А.В. Луначарского: Автореф. дис. канд. филос. наук. Львов, 1969.
62. Горький А. М. К.П. Пятницкому. Собр. соч. В 30 т. М., 1954. Т. 29.
63. Горький A.M. Неизданная переписка // Архив A.M. Горького. М., 1976.
64. Грамши А. Тюремные тетради. Избранные произведения. В 3 т. М., 1959. Т. 3.
65. Грекулов Е.Ф. Церковь, самодержавие, народ. М., 1969.
66. Грибанов А. Сколько религий на земле. Протестантизм // Наука и жизнь, 1993. №8.
67. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная социология. СПб., 1997.
68. Громов И.А., Скворцов В.Н., Стельмашук Г.В. Социология. Предмет социологии. Введение в историю социологию. СПб., 2002.
69. Данин Д. Неравная дуэль человека с богом // Наука и жизнь, 1989. № 12.
70. Делокаров К. Закончилось ли противостояние науки и религии? // Общественные науки и современность, 1996. № 1.
71. Декарт Р. Первоначала философии. Соч. В 2 т. М., 1989. Т. 1.
72. Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках. Соч. В 2 т. М., 1989. Т. 1.
73. Денисова Е. Дифференциация социальной позиции духовенства в годы первой русской революции как отражение кризиса идеологии русского православия. JL, 1986.
74. Елкин А.С. А.В. Луначарский. Эстетич. взгляды, обществ лит. и критич. деятельность. М., 1961.
75. Ефимов В.В. Жизнь и творчество А.В. Луначарского в контексте литературно-общественных реалий конца XX века: Автореф. дис. д-ра филол. наук. М., 1993.
76. Ефимов В.В. Луначарский и культура. Душанбе, 1991.77.3амалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии: В 2 ч. Ч. I: XI -начало XX в. СПб., 1994.
77. Зелинский К.Л. На рубеже двух эпох. Литературные встречи 1927-1920 годов. М., 1959.
78. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины XIX начала XX века. М., 1988.
79. Иванов В.Г. Этические воззрения А.В. Луначарского // Очерки этической мысли в России конца XIX начала XX века. М., 1985.
80. Иконникова С.Н. История культурологии. Идеи и судьбы. СПб., 1996.
81. Инструкция по пересмотру книжного состава библиотек. М., 1924.
82. История религии. В 2 т. / В.В. Винокур, А.П. Забиянко, З.Г. Лапина и др.; Под ред. И.Н. Яблокова. М., 2002.
83. Каариайнен К., Фурман Д.Е. Верующие, атеисты и прочие (эволюция российской религиозности) // Вопросы философии, 1997. № 6.
84. Кавторин В.В. Первый шаг к катастрофе: Свободное размышление строго по документам: О предистории событий 9 янв. 1905 г.. Л., 1992.
85. Каменев Jl.Б. Не по дороге // Пролетарий, 1909. № 42.
86. Капелюш Ф. Религия раннего капитализма. М., 1931.
87. Карякин Ю.Ф. Достоевский и канун XXI века. М., 1989.
88. Кедров Б.М. Как изучать книгу В.И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм". М., 1983.
89. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986). М., 1983. Т.1. 18981917.
90. Кон И.С. Позитивизм в социологии. Ист. очерк. Л., 1964.
91. Корниенко Н.В. Массовый читатель 20 30-х годов // Москва, 1999. № 6.
92. Кохно И.П. А.В. Луначарский и формирование марксистской литературной критики. Мн., 1979.
93. Коэн Р.С. Эрнст Мах: физика, восприятие и философия науки // Современная прогрессивная философия и социологическая мысль в США. М., 1977.
94. Краткая литературная энциклопедия. М., 1967. Т.4.
95. Кривошеева А.И. Эстетические взгляды А.В. Луначарского. М.-Л., 1939.
96. Кувакин В.А. Религиозная философия в России: Начало XX века. М., 1980.
97. Ласковая М.П. Богоискательство и богостроительство прежде и теперь. М., 1972.
98. Лебедев А.А. "Последняя религия" // Вопросы философии, 1989. № 1.
99. Лебедев А.А. Эстетические взгляды А.В. Луначарского: Очерки. М., 1970.
100. Лемэтр Н. Католики и протестанты: религиозный раскол XVI века в новом освещении // Вопросы истории, 1995. № 10.
101. Ленин В.И. А.И. Любимову. Поли. собр. соч. Т.47.
102. Ленин В.И. А.И. Ульяновой-Елизаровой. Полн. собр. соч. Т.55.
103. Ленин В.И. A.M. Горькому. 25 февраля 1908 г. Полн. собр. соч. Т.47.
104. Ленин В.И. A.M. Горькому. 16 апреля 1908 г. Полн. собр. соч. Т.47.
105. Ленин В.И. A.M. Горькому. Поли. собр. соч. Т.48.
106. Ленин В.И. Басня буржуазной печати об исключении Горького. Полн. собр. соч. Т. 19.
107. Ленин В.И. Заключение к сборнику "Марксизм и ликвидаторство. Полн. собр. соч. Т.25.
108. Ленин В.И. Л.Б. Каменеву. Полн. собр. соч. Т.48.
109. Ленин В.И. Ликвидация ликвидаторства. Полн. собр. соч. Т. 19.
110. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Критические заметки об одной реакционной философии. Полн. собр. соч. Т. 18.
111. Ленин В.И. Московскому комитету РСДРП. Полн. собр. соч. Т.47.
112. Ленин В.И. Наша программа. Полн. собр. соч. Т. 4.
113. Ленин В.И. Наши упразднители (о г. Потресове и В. Базарове). Полн. собр. соч. Т. 20.
114. Ленин В.И. О "Вехах". Полн. собр. соч. Т. 19.
115. Ленин В.И. О "впередовцах" и о группе "Вперед". Полн. собр. соч. Т.25.
116. Ленин В.И. О некоторых особенностях исторического развития марксизма. Полн. собр. соч. Т. 20.
117. Ленин В.И. О фракции "впередовцев". Полн. собр. соч. Т. 19.
118. Ленин В.И. О фракции сторонников отзовизма и богостроительства. Полн. собр. соч. Т. 19.
119. Ленин В.И. Об А. Богданове. Полн. собр. соч. Т.24
120. Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии. Полн. собр. соч. Т.17.
121. Ленин В.И. Плеханов, не знающий чего он хочет. Полн. собр. соч. Т.25.
122. Ленин В.И. По поводу письма М. Лядова в редакцию "Пролетария". Полн. собр. соч. Т. 19.
123. Ленин В.И. По поводу статьи "К очередным вопросам". Полн. собр. соч. Т. 17.
124. Ленин В.И. Позорный провал. Полн. собр. соч. Т. 19.
125. Ленин В.И. Предисловие к брошюре Воинова (А.В. Луначарского) об отношении партии к профессиональным союзам. Полн. собр. соч. Т. 16.
126. Ленин В.И. Приемы борьбы буржуазной интеллигенции против рабочих. Полн. собр. соч. Т.25.
127. Ленин В.И. Приемы ликвидаторов и партийные задачи большевиков. Полн. собр. соч. Т.19.
128. Ленин В.И. Развязка партийного кризиса. Полн. собр. соч. Т.21.
129. Ленин В.И. Совещание заграничных большевистских групп. Полн. собр. соч. Т.21.
130. Ленин В.И. Совещание расширенной редакции "Пролетария" 8-17 (2130) июня 1909 г. Полн. собр. соч. Т.19.
131. Ленин В.И. Ученикам Каприйской школы. Полн. собр. соч. Т.47.
132. Ленинский сборник. М., 1933. Т. 16.
133. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
134. Леонтьева Т.Г. Вера и бунт: духовенство в революционном обществе России начала XX века // Вопросы истории, 2001. № 1. С. 31.
135. Лившиц Г.М. А.В. Луначарский // Очерки историографии Библии и раннего христианства. Мн., 1970.
136. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.
137. Луначарский А.В. Автобиография. Литературное наследство. В.И. Ленин и А.В. Луначарский. Переписка, доклады, документы / Под ред. В.Р. Щербины. Т. 80. М., 1971.
138. Луначарский А.В. Атеизм // Очерки по философии марксизма. СПб., 1908.
139. Луначарский А.В. В мире музыки. М., 1971.
140. Луначарский А.В. Воспоминания и впечатления. М., 1963.
141. Луначарский А.В. Двадцать третий сборник "Знания" // Литературный распад: Критический сборник. СПб., 1909. Кн. II.
142. Луначарский А.В. Диалог об искусстве. Собр. соч. В 8 т. М., 1967. Т. 7.
143. Луначарский А.В. Жизнь и литература // Правда, 1904. №11.
144. Луначарский А.В. Ибсен и мещанство. Собр. соч. В 8 т. М., 1965. Т. 5.
145. Луначарский А.В. Н. Ленау и его философские поэмы. Собр. соч. В 8 т. М., 1965. Т. 5.
146. Луначарский А.В. На новых путях. Новые пути и задачи народного образования. Речь, произнесенная на собрании работников просвещения и студентов г. Самары 12 января 1924 г. Самара, 1924.
147. Луначарский А.В. Неизданные материалы // Литературное наследство. М., 1970. Т. 82.
148. Луначарский А.В. Неприемлющие мира // Образование, 1906. № 8. Отд. 2.
149. Луначарский А.В. Несколько слов о моем "богостроительстве" / Ко всем товарищам. Париж. 1909.
150. Луначарский А.В. О своей литературной и преподавательской деятельности. Автобиографические материалы. АН СССР, ИМЛ им. A.M. Горького. Литературное наследство. А.В. Луначарский. Неизданные материалы / Под ред. В.Р. Щербины. М., 1970. Т. 82.
151. Луначарский А.В. О художниках вообще и некоторых художниках в частности. Собр. соч. В 8 т. М., 1967. Т. 7.
152. Луначарский А.В. О XXIII сборнике "Знание" // Литературный распад. Кн.2. СПб., 1909.
153. Луначарский А.В. От Спинозы до Маркса. М., 1925.
154. Луначарский А.В. Отклики жизни. Сб. статей. СПб., 1906.
155. Луначарский А.В. Основы позитивной эстетики. Собр. соч. В 8 т. М., 1967. Т. 7.
156. Луначарский А.В. Очерки по философии марксизма. СПб., 1908.
157. Луначарский А.В. Почему нельзя верить в бога? Избранные атеистические произведения. М., 1965.
158. Луначарский А.В. "Проблемы идеализма" с точки зрения критического реализма // Образование, 1903. № 2. Отд. 2.
159. Луначарский А.В. Пять лет без Ленина //Красная газета, 1929.20 января.
160. Луначарский А.В. Религия и социализм. СПб., 1908. 4.1.
161. Луначарский А.В. Религия и социализм. СПб., 1911. Ч. 2.
162. Луначарский А.В. Толстой и Маркс. Собр. соч. В 8 т. М., 1963. Т. 1.
163. Луначарский А.В. Что такое образование? Речь А.В. Луначарского на открытии Курсов инструкторов по внешкольному образованию. Пг., 1918.
164. Луначарский А.В. Этюды критические и полемические. Сб. статей. М., 1905.
165. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии (латинская патристика). М., 1979.
166. Марков Д.Ф. Проблемы теории социалистического реализма. М., 1975.
167. Марков Б.В., Солонин Ю.Н., Шилков Ю.М. Идея бога в жизни человека// Социально-политический журнал, 1997. № 1.
168. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 8.
169. Маркс К. Манифест коммунистической партии. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 4.
170. Мах Э. Анализ ощущений и отношение физического к психическому. М, 1908.
171. Мах Э. Основные идеи моей естественнонаучной теории познания и отношение к ней моих современников // Новые идеи в философии. СПб, 1912. Сб. 2.
172. Мах Э. Познание и заблуждение. М., 1909.
173. Мах Э. Философское и естественнонаучное мышление // Новые идеи в философии. СПб, 1912. Сб. 1.
174. Минц И.И. История Великого Октября. В 3 т. М., 1972. Т. 1.
175. Миркина З.А., Померанц Г.С. Великие религии мира. М., 1995.
176. Миронов Б.Н. Народ богоносец или народ-атеист? // Родина, 2001. № 3.
177. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII -начало XX в.). В 2 т. СПб., 2000.
178. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII -начало XX в.). В 2 т. СПб., 2000. Т. 2.
179. Миронова М.Н., Кефели И.Ф. Религия в системе культуры // Социально-политический журнал, 1996. № 1.
180. Митрохин JI.H. Религия и нация // Наука и религия, 1989. № 3.
181. Молешотт Я. Естествознание и медицина, СПб., 1865.
182. Молешотт Я. Вращение жизни в природе. СПб., 1867.
183. Молешотт Я. Причины и действия в учении о жизни. М., 1868.
184. Наследие А.В. Луначарского и проблемы его изучения. Тез. докл. к 3-й Межвуз. науч. конф. Череповец, 1985.
185. Наследие А.В. Луначарского и проблемы его изучения. Тезисы докладов зонального координационного совещания. Череповец, 1982.
186. Наумов И.А. Некоторые проблемы "богостроительства" А.В. Луначарского и современность // Актуальные проблемы философии, социологии и культурологии: Ученые записки. СПб., 1999. Т. III.
187. Наумов И.А. Религия и культура в "богостроительстве" А.В. Луначарского //II Царскосельские чтения: Научно-теоретическая межвузовская конференция с международным участием. 27-28 апр. 1998 г. СПб., 1998. T.I.
188. Наумов И.А. Решение проблемы взаимосвязи религии и социализма в "богостроительстве" А.В. Луначарского // III Царскосельские чтения: Научно-теоретическая межвузовская конференция с международным участием. 26-27 апр. 1999 г. СПб., 1999. Т. И.
189. Наумов И.А. Современные религии и их социальная сущность. Л., 1990.
190. Никольский М.М. История русской церкви. М.-Л., 1931.
191. Новиков А.И. История русской философии X XX веков. СПб., 1998.
192. Общественное сознание и его формы / Предисл. и общ. ред. В.И. Толстых. М, 1986.
193. Окинский A.J1. Два года среди крестьян. М., 1998.
194. О'Коннор Т.О. Анатолий Луначарский и советская политика в области культуры. М., 1992.
195. Осипов В.И. Теория познания Э. Маха. Архангельск, 1999.
196. Оствальд В.Ф. Несостоятельность научного материализма. СПб, 1896.
197. Оствальд В.Ф. Философия природы. СПб, 1903.
198. Остроухова К. Группа "Вперед" (1909-1917 гг.) // Пролетарская революция. 1925. № 1.
199. Павловский О.А. Вопросы формирования социалистической личности в трудах А.В. Луначарского // Науч. докл. высш. шк. науч. коммунизм, 1984. №1.
200. Павловский О.А. Луначарский. М., 1980.
201. Павловский О.А. Проблемы марксистско-ленинской философской науки в трудах А.В. Луначарского: Послеоктябрьский период: Автореф. дис. д-ра филос. наук. Алма-Ата, 1983.
202. Папастафис Х.К. "Казенная" церковность: тупики в отношениях между государством и религией // Мировая экономика и международные отношения, 1994. № 7.
203. Переписка Г.В. Плеханова и П.Б. Аксельрода. М., 1925. Т. 1.
204. Петров С.М. Возникновение и формирование социалистического реализма. М., 1970.
205. Пивоваров Д.В. Религия: сущность и обновление // Философские науки, 1992. № 2.
206. Пияшев Н.Ф. Луначарский?. нет, он Антонов!: Докум. повествование о жизни и деятельности А.В. Луначарского. М., 1998.
207. Планк М. Религия и естествознание // Вопросы философии, 1990. № 8.
208. Платон. Теэтет. Сочинения. В 3 т. Т. 2. М., 1970.
209. Плеханов Г.В. О так называемых религиозных исканиях в России. Избранные философские произведения. В 5 т. М., 1957. Т. 3.
210. Поляков Ю.А. Переход к НЭПу и советское крестьянство. М., 1967.
211. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995.
212. Правоторов В.Ф. Церковь и демократия // Наука и религия, 1995. № 7.
213. Пустарнаков В.Ф. История философии и марксизм. М., 1979.
214. Ранович А.Б. О раннем христианстве. М., 1959.
215. Раушенбах Б.В. Миф об антагонизме научного и религиозного мировоззрения//Природа, 1995. № 1.
216. Рекуц И.Ф. Философские проблемы критики религии в атеистическом наследии А.В. Луначарского. Мн., 1976.
217. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. Га-раджа В.И., Руткевич Е.Д. М., 1996.
218. Римский С.В. Церковная реформа 60 70-х годов XIX века // Отечественная история, 1995. № 2.
219. Россия: Энциклопедический словарь. Л., 1991.
220. Рьюз М. Наука и религия: по-прежнему война? // Вопросы философии, 1991. №2.
221. Савельев С.Н. Идейное банкротство богостроительства в России в начале XX века. Л., 1987.
222. Савельев С.Н. Воспоминания о будущем (идеология культа и ее критики) // Философия и освободительное движение в России. Межвуз. сб. / Под. ред. А.А. Ермичева, С.Н. Савельева. Л., 1989.
223. Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? / Россия накануне XXI века. СПб., 1994. Вып. 2.
224. Сакулин П.Н. Русская литература и социализм. Ранний русский социализм. М., 1922. 4.1.
225. Сарычев К.И. Критика В.И. Лениным религиозно-идеалистической концепции "богостроителей": Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1967.
226. Сатина Р.П. Критика В.И. Лениным богостроительства: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1958.
227. Своевременные мысли, или Пророки в своем Отечестве / Сост. М.С. Глинка. Л., 1989.
228. Селезнева Е.Н. Категория прекрасного в философско-эстетической теории А.В. Луначарского: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1977.
229. Семенкин Н.С. Философия богоискательства: Критика религиозно-философских идей софиологов. М., 1986.
230. Смирнов П.И. Служебная деятельность как фактор формирования русского национального характера // Поиски исторической психологии. Сообщения и тезисы докладов Международной научной конференции. Санкт-Петербург. 21-22 мая 1997 г. СПб., 1997. Ч. 2.
231. Смирнов П.И. Социальная значимость как основная личностная ценность // Вестник Ленинградского университета. Сер. 6. СПб., 1990.
232. Современная западная социология: Словарь. М., 1990.
233. Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры. М., 1994.
234. Солоневич И.Л. Народная монархия. М., 1991.
235. Судаков В.В. Эволюция философских взглядов А.В. Луначарского: Автореф. дис. канд. филос. наук. Свердловск, 1973.
236. Судаков В.В. Критика А.В. Луначарским идеалистической антропологии Н. Бердяева // Историко-философские исследования. Свердловск. 1973. Вып. 1.
237. Судаков В.В. Эволюция философских взглядов А.В. Луначарского. Свердловск, 1973.
238. Толстой Л.Н. Собр. соч. В 20 т. М., 1960-1965.
239. Толстошеев Н.Г. О преодолении А.В. Луначарским махистских воззрений в дооктябрьский период деятельности // Учен. зап. кафедры обществ, наук вузов Ленинграда. Философия. 1975. Вып. 16.
240. Трифонов Н.А. А.В. Луначарский и советская литература. М., 1974.
241. Трифонов И.Я. Классы и классовая борьба в СССР в начале НЭПа (1921-1925 годы). Ч. 2. Подготовка экономического наступления на новую буржуазию. Л., 1969.
242. Трусов Ю.Н. Этические взгляды А.В. Луначарского: Автореф. дис. канд. филос. наук. Л., 1969.
243. Туган-Барановский М.И. Социализм как положительное учение. Пг., 1918.
244. Усенин В.И. Социальное партнерство или классовая борьба? М., 1968.
245. Файнбург З.И. Не сотвори себе кумира.: Социализм и "культ личности": (Очерки теории). М., 1991.
246. Федорченко Л.С. (Н. Чаров). Первые шаги социал-демократии в Киеве // Каторга и ссылка. 1927. № 6.
247. Философия / Г.В. Стельмашук, В.И. Стрельченко, В.Н. Скворцов и др.; Под ред. Г.В. Стельмашука. СПб., 2001.
248. Философская энциклопедия. В 5 т. М., 1960. Т. 1.
249. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
250. Флегонтова С.М. Влияние философского мировоззрения на развитие гуманистического идеала в искусстве: К постановке проблемы. Л., 1979.
251. Фохт К. Человек и его место в природе. СПб, 1865-1866. Т. 1-2.
252. Фохт К. Физиологические письма. Вып. 1-2. СПб, 1867.
253. Фохт К. Естественная история мироздания. М., 1863.
254. Франгулян И.Г. Эстетические взгляды А.В. Луначарского: Автореф. дис. канд. филос. наук. Тбилиси, 1978.
255. Чижевская Т.П. Этические взгляды А.В. Луначарского: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1981.
256. Шарапова Е.Г. К вопросу об оценке эволюции философских взглядов А.В. Луначарского // Тр. Моск. гос. ист. арх. ин-та, 1963. Т. 18.
257. Шахматов Б.М. Этюды к творческому портрету. М., 1981.
258. Шахнович М.И. Ленин и проблема атеизма. М-Л., 1961.
259. Шевцов Е.В. Основные средства и формы эстетического воспитания. Наследие А.В. Луначарского и современность. М., 1985.
260. Шердаков В.Н. Философия религии и религиозная философия (пристрастные размышления над книгой) // Вопросы философии, 1995. № 2.
261. Шептулин А.П. Категории диалектики. М., 1971.
262. Шешуков С.И. Неистовые ревнители. Из истории борьбы 20-х годов. М., 1970.
263. Школьный философский словарь / Т.В. Горбунова, Н.С. Гордиенко, В.А. Карпунин и др.; Общ. ред. А.Ф. Малышевский. М., 1995.
264. Штирнер М. Единственный и его достояние. М., 1906.
265. Элез Й. Проблема бытия и мышления в философии Людвига Фейербаха. М., 1971.
266. Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20.
267. Энгельс Ф. Иосифу Вейдемейеру. 12 апреля 1853 г. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 28.
268. Энгельс Ф. Йозефу Блоху. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 37.
269. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 21.
270. Энгельс Ф. Фердинанду Лассалю. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 29.
271. Юдин П.Ф. Ленин и философская дискуссия 1908-1910 гг. // Литературное наследство. М., 1931. Т.1.
272. Юм Д. Исследование о человеческом познании. Соч. В 2 т. М., 1965. Т.2.
273. Юшкевич П.С. Материализм и критический реализм. СПб., 1908.
274. Юшкевич П.С. Современная энергетика // Очерки по философии марксизма. СПб, 1908.
275. Юшкевич П.С. Мировоззрение и мировоззрения. СПб, 1912.
276. Юшкевич П.С. Новые веяния. СПб, 1910.
277. Юшманов Н. Общественно-политические взгляды вульгарных материалистов // Из истории философии XIX века. М., 1933.
278. Яблоков И.Н. Основы религиоведения. М., 1998.
279. Яковлева Т.С. Луначарский. М., 1991.
280. Ярошевский И.П. Путь А.В. Луначарского к научному атеизму в дореволюционный период // Тр. Таджикского политического института. 1971. Вып.6.
281. Ярошевский И.П. Формирование и развитие научно-атеистических взглядов А.В. Луначарского: Автореф. дис. канд. филос. наук. Душанбе, 1970.
282. Deutscher Issac. Introducition to Revolutionary Silhouettes, by A.V. Lunacharskii, trans, and ed. Michael Glenny. London, 1967.
283. Fitzpatrick Sheila. The Commissariat of Enlightenment: Social Organization of Education and the Arts under Lunacharrsky, October 1917-1921. Cambridge, 1970.
284. Turek Leszek. Kultura i revolucja. Wroclaw, 1973.
285. Wiliams Robert C. Artists in Revolution. Portraits of the Russian Avant-garde, 1905-1925. Bloomington. Indiana, 1977.
286. McNeal Robert H. Bride of the Revolution: Krupsaya and Lenin. Ann Arbor. Michigan, 1972.