автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.12
диссертация на тему: Болонская живопись конца XV-первой четверти XVI вв.
Полный текст автореферата диссертации по теме "Болонская живопись конца XV-первой четверти XVI вв."
Ленинградский ордена Бенина и ордена Трудового Красного Знамени государственный университет
На правах рукописи
СОКИНА. Татьяна Владимировна
БОЛОНСКАЯ НИБОПИСЬ ГОНЦА ХУ -ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРГИ ХУ1 ЕВ.
Специальность 07. 00. 12. - история искусств
Автореферат
зткссертации на соискание ученой стенени кандидата искусствоведения
Ленинград - 1990
Диссертация шполшна на кафэдрэ истории нокуссгва Ленинградского государственного университета.
доктор искусствоведения, др^фэссор А» Н. Не^шлов ДОКТОР ИеКуССТЕОЕЭДеНДЯ, ггеофоссор И. к. Смирнова кандидат искусствоведения Л. С. Грдшшга ГООударОТБОНШЙ ЬгуЕЭЙ
пгобрагательных ескусств швнп А. С. Пушкина
Защита соотсаася " " 199 г. в часов
на Еаседщшп спопетпЕзроваиного совета К. 063 о 57. 40. до щл-овоекшо утзной отепзня Еааяздота наук а Яешшграяскал ордена Ленива я орцона Трудового Красного Ззаианд государственной увл-Езрсигсго по адрозу: 199164. Лонлнтрзд, Менделеевская лшшя, д. !
С дассоргошой :.:огл:о ознакомиться б научней библиотеке п^о А. 11. Горького ,7ош!11грдцсксго государственного ун^верехзета,
. Лиорефираа расосльн в "__г.
секретарь спешшшзпровапнсгс есвота - :щидщаэ ' Е.0КуСС7Е0Б9ДеН2Я, доцзн? В. А. БуЛК^.
Наущай! руководитель -Офдндальнне оппоненты:
Ведущее учразцовае -
ОВДАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность щзоблеш* исследования. Представление о ренес-сансной культуре не может быть полным без обращения ко всем со-ставяяшиы культурной среды Апеннинского полуострова и европейским связям. Именно сейчас, когда советскими и зарубе.таыми исследователями проделана огромная работа по атрибуции произведений, открыты новые имена, пересмотрены традиционные взгляды, появилась настоятельная необходимость обратиться к изучению художественной жизни отдельных рзгионог и центров на протяжении значительного времени. Однако, ведущее масто в настоящее время занимают работы либо монографического, либо сугубо проблемного характера. Не отрилдя важнейшего значения тех и других, отметим, что они не дают возможности в полной 1».ере ощутить преемственность и взаимосвязь культурных традиций. Объектом таких исследований, как правило, становится изучение наследия крупных мастеров, но творческую активность эпохи, непоьторк«ость и направ-лелность этой активности определяет не только уровень ее высших достижений.
Обращение к искусству Болоньи - это обращение к искусству такого художественного центра ренессансиой Италии, который до сих пор выпадал из поля зрения отечественного искусствознания. Цели, преследовавшиеся при написании раборы, были следулцики:
1. Определить место Болоньи среди других культурных центров ренессансиой Италии, структуру ее художественных связей, особенности и причины последней.
2. Выявить последовательность формирования и развития ренессансиой живописи в Болонье ХУ - начала ХУ1 вв.
3. Определить значение ренессансиой гшвописи Болоньи как для развития итальянского искусства этого нерьода, так и .для исследования закономерностей этого развития.
ГРаннст то№. Репоссансшш еивоинсь Болонье хронологически исследуется наш нрзицуиостьонно в пределах второй полошни ХУ - поркяс двух десятилетий ХУ1 века. Выбор Еорхнеи и шшюй границ обуславливаемся преете всого тем, что л это время болонс-кап ниволксь обретаоз; стшшстпчаскоо своеобразие, выделяющее се среди произведении других центров Италии.
Пошал ^иводпсн в области исследуемого нате риала ш обра-иаеися к скульитуро, графике и ыздальарнаиу делу в тех случая::, когда рассглатриваеьгые нами загара дат причастии и к этщфб-ластяц худонествонпаго творчества., по основное рншащиз в работе сосредоточено на швописп в которой особенно наглядно проявились закономерности п противоречия реыессансиой культуры.
При анализе зздвописп т, в с юз очередь, остановились на исследовании тох ое качеств, кот ори о но зависят от характера пршеняецого материала, то есть наиболее непосредственна сйна-ются с проблсикшы шровоз зрения: на решении кешпонащп, организации пространственной среди п архитектурных кулис, образе чз-
л обо гл.
рлторплд?; ;; ксточтгрч гсолодогитя. Шторкаяы, воозхшзошо воссоздать худогествонаухэ еизнь Болоньи интересующего нас врэ-ьени, доеольио значительны. Прзздё всего, это известные нал по ряду публикаций / Ф. Ыалагуцпп Болери, А. Вентури, Л. фрати, Ф. Филнллшш, К. Риччи / докушнзд из архивов города, помогающие уточнить биографии мастеров и круг их работ. Ряд сведений содержится также в сочинениях ХУП-ХУИ веков. Основное из них: изданный в середине ХУЦ столетия труд А. Мазпни "Разведанная Болонья" и свод хроник, составленный спустя столетие историографом моденских герцогов Л. А. Муратори.
Сода относятся такае печатные материалы по истории и культуре города, выходикяие в Германии и Италии на рубзяе Х1Х-ХХ
столетий а в недавнее время.
Среди ранних сочинений, посвященных деятельности мастеров эпохи Возрождения, выделяются предце всего работа Дж. Базари и более поздняя - ХУЛ века - К. Мальвазии. Произведение последнего посвящено исключительно болонскаму искусству и снабжено рядом документальных материалов. Для последующего столетия нужно отметить изданное в Болонье сочинение П. Оцяавди и особенно Дя." Каваццони-Дзанотти, дающего подробнуо топография художественных произведений в болонеких церквах.
Наибольшее количество исследовательских материалов о Болонье связано с кондом XIX - началом XX века. Сюда относятся труды Кроу и Кавальказелле, К. Риччи, А. Вентури и Р. Лонги.
Привлекались также появляющиеся в периодической искусствоведческой литератур? различные статьи атррбудаонного и полемического характера, каталоги музеев и частных собраний, в кото? рых находятся произведения болонских мастеров. Основное внимание уделено каталогам итальянских собраний, в особенности Бо-лонской Пинакотеки, Городского музея Болоньи и галереи Брера.
Методологическая и теоретической основа. При выработке методики исследования автор опирался преаде всего на основные положения теории искусства, разработанные ведущими советскими учеными: м. Н. Алпатовым, Б. Н. Лазаревны, Б. Р. Виппером, В. Н. Гратенковыи, -И. А. Смирновой. ^
В основе метода лезшт принцип рассмотрения искусства культурного центра во взаимосвязи социальных, идеологических и художественных явлений как внутри самого центра, так и вне его, поскольку "...любой... художник был обусловлен достигнутыми до него техническими успехами в искусстве,, организацией общества и разделением труда в его местности к, наконец, разделением
труда во всех странах, с которыми его местность находилась в » 1
сношеш.ях".
Б оьазд с эхш прдвлакашся даншо №пшп шхун: ксторш, эконошша, литература.
Среда бнтовалпя болошвой питдпдои обусловила со «осяшо сеяел " с покусстЕСсд других худолюстЕошшх iio.qspoij Соворгюй а Средней Италии. В сеяез с той появилась необходимость pacouox-рошя со иш части одшшто в цельного процзеоа ойщитплытоко-го Возражения, ш "крайняя экологическая, подихнчаокая, вуль-турао-диошжгшя драбпость Егалпн1^ грзбуег гадального pao-сштрошя данного явления. Спевифпческой особошостыэ процесса разшяиа худоаао5БОпвой куякгда Иташщ щшшдгшйся в прдазаэ-шш к искусству прщвдш пешщошграи^а, вая'Чшсжеда: городовой взашогашсикасжи и взациадойотЕах, рсашгавашаСся ва небольшой тордагорзд союрцой и ораддай Етяшй®
Псшщэигриэд "працдадатае.г,».схсожй урашш разаигш постшх сил, значительность л шцдавхщуальЕоеть es аЕПшаости''^ , Огсща продотахао? праблош. шатания п особошюстсй здаоаеогвэи-шх школ.
При ваявлеши споцсфшш школы, a такш при иослодовашш вопросов проблсыи содорганпа п форзн в болошкой швопесп вое-нпкла необходимость в прхгзиошш пагода оравйкгеишпого анализа, разработанного в трудах таких ученнх, как Б. Р. Вшшер, В. Н. Лазарэв, 13. Н. Атагов.
Научная потряа работа заключается в той, что ото порто в соштслш иокусствовэдошш исследование, двгщоо цолостипД и проблемный анализ ашкдшеп Болоньи во второй половине Щ - начало ХУ1 столетий. Бось объол собранного шжориала шоршо выводится в научшИ оборот» Ташв шершо в советской научной литература дан развернутый стилистический анализ работ крупнейших болошких мастеров: франчсско ©ранш и Аынко Аспортшш и. про-слеконр на этоы осеоеохеш форшзрованпо ведущих шпрзшзпий
внутри 1%аессакса, уже в начале ХУ1 столетия намечающих пути к классищэ^у и барокко.
Практическое значение работы. Результаты исследования являются основой для дальнейшего пробле*«кого и исторического изучения болонского искусства ХУ-ХУ1 столетий« Выводы к конкретные наблтгтения, содержащиеся в диссзртшдаи, могут быть привлечены при чтении обшх и специальных курсов по истории итальянского искусства эпохи Возрождения, а такте прзволяпг развить и расширить элементы сравнительного анализа для выявления спе-пяЬгая художественных произведений эпохи Ренессанса, важные для популяризационной работы как в музеях, так и ше их.
Дцробашя. Основные положения и еыводн диссертации содержатся в статьях, опубликованных в периодической печати и сборниках, а такаю изложены в докладах на научной конференции ШО Государственного Эршггаяа / 12 декабря 1980 г./ и научных заседаниях ШО Государственного Эрштада / 1980, 1983, 1984, 1987 гг./.
Состав и объем работы. Диссертация содержит два тоьа: текстовую) часть и альбом иллгострашй. Первый том включает в себя текст диссертации, список источников и использованной литературы. В соответствии с целью и задачами исследования диссертация состоит из введения, глаш первой "Структура бо-лонской отвописи в Х1У столетии и развитие ренессансных прин-пипов в первой половине и середине Х7 века"; глаш второй Тецезис и стилистические особенности жиеопнси Болоньи рубежа ХУ-ХУ1 веков. Франческо Франча"; глаш третьей "Развитие и направленность художественных устремлений в болонскои живописи рубеяа ,<У-ХУ1 веков" и заключения.
БТО[ ом ТОМ сосгщ.ляет альбом 1ШП0СТЪУЗИ из 50 '¡отог,
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНОЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Во ввеггешщ дается обоснование темы диссертации, определяется цели исследования, метсщ, а также дается историографический обзор проблем болонской живописи эпохи Возрождения.
По вопросам балансного искусства ХУ- начала ХУ1 столетий в советской научной литературе не существует исследований. В зарубежном искусствоведении эта тема также недостаточно изучена, хотя ужа в конце XIX- начале XX веков в трудах Кроу и Ка-ьальказелле, к. Риччи и особенно А. Вентури был освещен огромный документальный материал и отчасти прослежены основные связи болонского искусства с другими центрами Италии. Но в целом в итальянском искусствознании того времени не было.интереса к теоретическим проблемам, а исследователяви неитальяндаыи роль Болоньи в Ренессансе не рассматривалась. За ренессансныы искусством Болоньи утвердилось лишь признание его источником академизма. Самостоятельность и значание болонской живописи были подчеркнуты в 30-х годах XX века в работах Р. Лонги и до сих пор его позиция по отношению к искусству Болоньи, как к явлению, в которой всегда были сильны тенденции "ангиклассического" в области чувства и формы, определяет взгляды итальянских исследователей.
В настоящее время ишеросы гарубепиой шувн сосредоточились преимущественно вокруг таких мастеров ренессансной Болоньи как • Амико Асперггини, Рипанда, Банчи. В одних случаях изучение их наследия предстает развитием теории Лонги о противопоставлении болонского искусства классическим формам Высокого Возрождения и слиянию его с маньеризмом / например, Аспертини /, а других не вышло еще за рамки атрибуций.
Ряд зарубежных работ посвящен изучению отдельных художественных комплексов Болоньи: дрежде всего калеллн Св. Чечилии и капеллы Бентивольи в Сан Джакоко маджоре. Но работ проблемного характера, раскрывающих значение художественного наследия Болоньи нет; не существует и современных монографий, посвященных ее крупнейшим художникам.
Наряду с обзором историографии во введении определяется граыщы теш, источники и материалы, на основе которых проводится исследование.
Глава первая. В ней освеиен процесс формирования болонской живописи ХУ века.
На основании анализа художественных памятников живопись Болоньи в ХУ столетии нельзя признать безусловно целостным явлением. В ней очень рано намечается широкая ориентация на искусство других областей Италии и это можно видеть уже в творчестве мастеров предшествующего Х1У века. Лицо болонской жибопи*-■ си тогда определяет экспрессивный стиль Витале да Болонья, но наряду с этим мы постоянно находим здесь воздействие искусства Венеции и Тосканы. В первой половине ХУ столетия в Болонье нет значительных мастеров, а ее живопись отмечена воздействием позд-неготического искусства. Сада продолжает проникать венецианские и усиливаются умбро-флорентинские влияния. Отмечаются также связи с заальпийским искусством, прежде взего в области скульптуры.
На формировании болонского искусства сказались особенности политической истории города и его социальная структура. К неблагоприятным моментам следует отнести то, что политическая жизнь Болоньи в первой половине ХУ века осложняется достояниями столкновениями враждующих партий в борьбе за ыасть. К то^у
зв город входил в состав Папской области и его стремился удержать в подчинении понтифик: на протяжении полустолетия граждане Болоньи неоднократна предпринимали попытки освободв$ься от ршсквй зависимости» . | -„.'..•
В формировании широкой направленности болонского искусства значительную роль сыграл университет, профессура и студенты которого были выходками из различных частей Италии и Европы. Но это обстоятельство пароздало и определенный консерватизм, тяготение к сохранению готических традиций. Болонья в первой половина ХУ века сравнительно шло была охвачена гуманистическими идеями, в университете, известном как традиционный пентр по изучению н^ава, преобладали схоластические тенденции.
Расцвет болснской культуры начинается с середины ХУ столетия, когда устанавливается власть Бентивольи и стабилизируется как внутригородская зшзнь, так и политическое положение Болоньи.
.Включенность с этого времени болонской живописи в сфещ падуанс-кого и ^еррарского искусства рассматривается в работе как один из ваянейяих этапов формирована здесь ренессансного искусства. Наибольшее значение в художественной жизни города в 60-80-х голах ХУ века тлело творчество Анцреа мантеньи, Франческо Коссы и Эрколе Роберти. С ними, в особенности с мантеньей и Коссой, связано развитие в Болонье интереса к проблемам перспективы, увлекавшее в то время всех передовых мастеров Италии. В Болонье была для этого благоприятная почва в частности потому, что университет уделял больное внимание математике; здесь работали крупные теоретики, архитекторы, ученые, например, Себастьяно Серлио, позднее Лука Пачоли.
Перспективное решение пространства в картинах Коссы проанализировано на примере его работ, исполненных в 70-е годы
ХУ века, в болонский период жизни художника.
В деле художественной ориентации города имела большое значение нв только географическая близость тех или иных центров, во и политические связи. Так обсосали дела с Флоренцией: в лице Медичи бояонские Бентивольи находили покровителей. Мастера из Флоренции постоянно работали в Болонье - об этом свидетельствуют архивные документы - но среди них практически нет крупных имен. Причину этого мы видим презде всего в значительно превосходящей болонский художественном уровне Флоренции.
Дружественные отношения и территориальная близость сыграли важную рать в интенсивном обмене художественным опытом с Феррарой и Мантуей.
В первой половине ХУ века отмечается также влияние Сиены, но не в области живописи, а преимущественно в скульптуре, прежде всего благодаря Яконо делла Кверча. Б то же время следует выделить умбрийскне влияния, последовавшие через Дженткле да фабриано.
Таким образом, Болонья на протяжении ХУ века постоянно находилась в русле поисков ренессансного искусства, но оставалась в целом на умеренных позициях. На этой многогранной основе складывается собственно бол опекая ренес-сансная живопись рубежа ХУ-ХУ1 столетий.
Глава вторая посвящена анализу ренессансного искусства
I
Болоньи. Художественная жизнь города на рубеже ХУ-ХУ1 веков была очень активной: об этом свидетельствует, например, огромное число картин болонских художников в музеях Италии и за ее пределами. Большинство местных и приезжих художников было связано с мастерской.Франческо Франчи, поэтому преимущественное внимание уделено его творчеству.
Становление Франчи как художника и через ьего и.орьшрова-
ниб облика болоисЛой живописи в целом на рубеже столевий до сих пор исследовано недостаточно. Автор освещает генезис его искусства, учитывая разнообразие мнений зарубежных исследователей реатышй круг мастеров, с кот о рыки художник мог быть связан пряма или косвенно и стилевые особенности его картин.
Для раннего творчества Франчи / активную деятельность его как художника мы относим к началу 80-х годов ХУ века / выявляются очевидные связи с феррарским искусством, но более глубоким и постоянным представляется воздействие творчества Андреа шн-текьи, особенно его гравюр. Сравнительный анализ гравюри рисунков Мантеньи и рисунков Франчи, прежде всего на античные сюжеты, проведенный автором, подтверждает эту зависимоств.
В 90-х годах ХУ века в творчестве мастера все более сказываются умбрийские влияния, воздействие искусства Перуджино: усиливается элегичность настроения, меняются формы ландшафта, объемы делаются обобщеннее, архитектура шесте с пейзажем начинает ' интенсивно формировать пространственную глубину. В дальнейшем фр&нча знакомится с ¡:аботами Рафаэля как непосредственно, так и через гравюры своего бывшего ученика щркантонио Раймоцди.
Таким образом, с начала первого десятилетия ХУ1 века творчество Франчи включается в русло Высокого Возрождения', но одновременно Формализует и обращает в канон его художественные принципы. В связи с этим автор подчеркивает чрезвычайный рационализм в работах Франчи и отсутствие попыток эксперимента в области художественной форды.
В дальнейшем эти предварительные суждения раскрываются в работе на более конкретном материале: нескольких срезах на уровю анализа пространственного построения картин, их композиционной структуры и передачи образа человека. В качестве основного материала приводятся алтарные композиции Франчи - его
главное худс:а,ст1.елиое ¡.глгеди«.
Особого ¡вдизьтеллШак лредстььлшгоя иаьъвлвщл п^ост-ренстьеиной структуры. 2 роа»ла: ¿.¿.Зотах «».астср ьгхмычоиш, ¿полке в соответствии с трздипаей кватроченто, обьедк^хст первый а дальний план, помедая между пространственными зонами маскирующие кулисы. В некоторых случаях это приводит р нарушению единства лавдша$тной панорамй, где фигур! полностью подчиняют себе переднюю пространственную зону/ "Распятие". Болонья, Городской музей /.
В произведениях, выполненных в 90-« годы ХУ века, глубина • пространственного построения будет нарастать, исчезнет замкнутость переднего плана. Варьируя высоту горизонтов первого и дальнего планов Франча будет добиваться единого впечатления равновесия и покоя / например, "Алтарь Скаппи" и "Алтарь шаннуоли". Оба: Болонья, Пинакотека /.
Около 1500 года в работах франчи намечается переход к чистому пейзажному фону в котором почти совсем снимается противо--речие между планами. Но средой обитания персонажей пейзаж не становится.
Такие лее медленные, но пвленапрвленные изменения в сторону Высокого Возрождения наблюдаются в трактовке Фета ландшафта и архитектур!. На смену слоистым панорамам раншх работ приходит поэтичность и пышность умбржйского пейзажа, во вникает упорядоченность в распределении пластических и цветовых масс, которая со временем приводит к утрате непосредственности и обращает в схему прежнюю конструктивную ясность.
В передаче образа человека Франча руководствуется прежде всего поиском универсального облагораживающего начала. В созданных им фигурах видно стремление к классической правильности пропорций и знание античного искусства.
Таким образок, анализ работ франчи наглядно показал причастность болонского искусства к Высокому Возрождению с его тяготением к обобщенности, укрупненности фощ, композиционной упорядоченности. Но интерес мастера сосредоточивается на формальных приемах; эмоциональное, духовное содержание его картин существенных изменений не претерпело.
формализм болонской гмвописи, кис подчеркнуто в работе, явление не случайное. Заключенную в недрах Высокого Возрождения тенденций к ъозипкнавещт догматических структур болонское искуса во ш-квило потому, что не генерировало новых идей, а шло ■по пухл.'их усвоения и упрощения. В силу этого в поздних работах •Франчи паблвдается официальное, хдладное исполнение, в котором заметно теааее сходство с позднейшим творчеством академистов. Это было_^щ1лчено еще исследователями начала вева, подчеркнуто Р. Лонги и ^едрепилось в настоящее время в термине "преждевременный классмщамЦ^лрименяеьом в отношении болонской живописи начала ХУ1 века.
Глава ттэезод-.посвящена особенностям художественных устремлений в живописи Болоньи на рубеже ХУ-ХУ1 веков. Анализ художественных пальников позволяет выделить в ней несколько направлении, различающихся по стилистике.
Преаде всего зго круг мастеров, связанных с боттегой Фран-чи: Д хули о к Джакошо Франча, Бартолоидео Раыенги, Инночеыцо да Имола, Якопо Боатери. Их творчество продолжает линию намеченную Фраичей, оно эклектично и пронизано формализмом. Художники этого круга опираются прежде всего на искусство Рафаэля. Но среди них нет ни одного, сумевшего подняться до уровня Высокого Возрождения. Не перешли они и на позищш маньеризма, хотя и заимствовали в нем отдельные приемы в передаче форш, построении композиции, .решении колорита.
К ведущий мастерам времени Бентивольи относится такяа фор-рарец горенцо Коста, творчество которого оказало значительное влияние ва художественную атмосферу Болоньи. Но сложившаяся в конце ХУ века манера К осты остается во многом кватрочентнстской.
Значительное место г искусства Высокого Возрождения среди болондев занял лишь Ыаркантонио Райиовдн, деятельность которого стала одним из звеньев связи Болоньи с Ршлш, сделашстиа веду« щш художествонша п культурный цанароа Италии,
Наибольшее вниыанпо среди болонскпх художников этого вроме-ни автор уделяет. Амико Аопертини, так как его искусство в отлично от вышеназванного демонстрирует отказ от классических вора. Внимание исследователей творчество Аспергини стали привлекать с начала XX века - в период оформления нового представления о
художественных ценностях. В настоящее вреш творчество этого
>
настера изучено достаточно подробно, хоте и не монографически. Автор проследитет становление и развитие стиля Аспергини ва ' основании опубликованных документов в материалов о ого творчество, стилистического анализа работ аивописных и пластических.
Основная деятельность Аспергшш приходится на период, "когда над пзлостноотьэ про обладали рагнорачивость и раздробленность культурных тевдендай".^ Но уаа в работах конвд ХУ ьека художник проявляет себя как предтеча грядущего кризиса. В в полиции ого мастерства довольно отчетливо нрослеиавае^ся несколько периодов, первая из которых отшчеп характерный для Болоньи влиянием Рафаэля. За'эткд выделяется группа работ первого десятилетия ХУ1 века, которая демонстрирует сложный сплав немецких в нидерландских тугкятптй с увлечением античными памятниками.
Наиболее значительные произведения были созданы Амико в конце второго - начале третьего десятилетки ЗСГ1 столетия. Эмо-шкшальпая сшга и монументальность фораь сблшаот отчасти эти
работы с произведениями л'.келанджело. Отмечается, что в данных-работах передаче настроения подчинены все художественные средства - освещение, линейный и пластический ритм, широкая манера письма извилистым казнам, это нобый прием в-искусстве Возрождей ния, возникни?, отчасти под влиянием заальпийской живописи,
Xapairrep работ Аспергини последних лет определяют в основном римские впечатления, но в ш виден не прежний археологический интерес, а стремление постичь характер античных памятников.
Несмотря па своеобразно, искусство Аспергини не является е.гтастгешшм пргмероы "антиклассических" устремлений в болонс-, кой живописи. Сюда нужно отнести Якоио Рипанду, Антонио Цырри, Эрколе Банчи, произведения которых также рассмотрены в работе. Но Аспергини представляется höh бесспорно ведущей, фигурой, в которой неправомерно видеть только создателя гротескного идеа-
с
ла, что отметил еще Р. Лонги. Эта точка зрения, распространенная в современное зарубежной искусствознании, ставит, по существу, художника в положение одиночка, наследие которого не бшю использовано должным образом. В действительности в нем заключается предвестие сдвигов в искусстве 60-80-х годов 171 вала, когда эмоциональное содержаще полотна будет в большой мере раскрываться через цвет, освещение, фактуру, подобно тему что предстает в венецианском искусстве. Свобода коштоапшонпаго решения и динамичная живопись пятном, особенно выразительная в настеншх росписях Аспергини, могут служить ранним предвестием барокко.
Заключение содержит следующие основные результаты и выводи: 1. Структура художественных связей Болоньи ХУ века позволяет включить культуру этого города в русло передовых явлений Ренессанса. На ее формирование оказали влияние политические взаимоотношения итальянских городов, их территориальная бли-
зость, а такие особенности внутригородской структуры самой Болоньи.
2. Ренессашиля .дшэаась сюкдаьайтся в Болонье с середины ХУ века. Б ее становлении значительную роль сыграло искусство Мантуи и Серрарц. С копла ХУ века возр^итиет интерес к творчеству Перуджино и Рафаэля в связи с чем меняют почерк и обосновавшиеся в Болонье феррарпы, например, Лоренца Коста. Б начале ХУ1 столетия преобладьвдии становится римское влияние. IIa протяжении всего этого времени болонекие мастера обнаруживает также хорошее знакомство с творчеством заальпийских художников.
3. Тесная связь болопской живописи с творчеством Гафаэля делает наследье болонских мастеров особенно ценный в изучении законов развития искусства Высокого Возрождения, поскольку логику метода улавливают и начинают последовательно применять тац, где новые идеи не создаются, а преимущественно усваиваются. Однако, нормативность соседствует з,;есь с резкими отступлениями от нее, с попытками найти принципиально ноши путь творчества. Выразительный примером является деятельность Аспертини, которая связана с кризисными явлениями. Они начинают отдаться уг.е с конца ХУ столетия и в связи с этим внутри итальянского искусства намечангся два основных направления: формирование классического стиля Высокого Возрождения через который будет лежать путь к академигму ХУП столетия / в Болонье эту лцшш предстньпдет Фран-ча /, и "антиклассического". Внутри последнего тоже можно выделить дт художественных принципа: первый из них не порывает с традициями кватроченто, сохраняя линейно-пластическую минеру в трактовке фермы; другой - и это мы видим у Аспертики - отступление от линейно-пластической трактовки, новое для итальянского искусства того времени.
4. Искусство Болоньи, таким образом, не является просто
частной прояснешем ренесоапепог культуры. Процессы, .н-.зьиил-мщеся в кедрга послздиек, ббрелс здесь чрезвычайно яркую ¿ориу очекь наг ъчнао с^озх-аадта нарастание в ней противоречий, а отсутствие •'на^тетьнои групш крупных мастеров лишь подчеркнуло всеобщность чтих прсг.зсаоз. Своеобразие болонского искусства составляй контрасты, возникшие па почве адаптации и развития ренессапстк идей.
11£1?:Счания.
1. К. к'агкс, Ф. Энгельс. Кег-егтая идеология // Сочкиешш.-Т. Я.- С. 392.
2. Рутенбург Е. И. Истоки итальянского Еозроэтенкя // История Италии,- М., 1970.- Т. 1.- С. 279.
3. Петров Ита^ьянстзй полипег.трк'аа и культ згра ХЯ-ХУ1 вв.// Гороттскг.я культура. Средневековье и начало нового времени.-!.;., 19,%.- С. 53.
4. Т&й: с. 62,
5. Сыфиоиа И. А. Якопо Бассако к позднее Бозроздздьо в Белении.- ш., 1975.- С. 8.
6. Лонги Р. 4е|.'ре.};ская школа лаьоппск // Ст Чиььбуэ до ».орак-де.- и., 1984-- С. 181-185.
Но теь.с авторов скуояшоъивк. след)аще рь-бота:
1. Тьорчесаво великого художвька. 500 лег со дня ровде-нкя Гацаэля // Искусство,- 1953.- }'■■ 4.
2. Художественная ориентация Болонье 17 века // Возрождение. Культуре.', образование, обжсствспкея июль.- Иваново, 1935.- С. ЗС-7С,
РГЭ.Зап.280.Тир.100.31.10.90.Бесплатно