автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.04
диссертация на тему: Борьба Компартии Индии за развитие классового самосознания промышленного пролетариата (70-е - начало 80-х годов)
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Касенов, Умирсерик Тулешович
ВВЕДЕНИЕ.
Глава I. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАССОВОГО САМОСОЗНАНИЯ ПРОЛЕТАРИАТА И ПОЗИЦИЯ КПИ
§ I. Особенности социально-классового вызревания пролетариата Индии
§ 2. Позиции в рабочем движении Индии непролетарских партий и организаций.
§ 3. Взгляды Компартии Индии на проблему повышения классового самосознания рабочего класса и его место в революционном преобразовании общества
Глава П. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАРТИИ ИНДИИ ПО СОЕЛЩЕНИЮ РАБОЧЕГО ДВИЖЕНИЯ С ИДЕОЛОГИЕЙ НАУЧНОГО СОЦИАЛИЗМА
§ I. Борьба КПИ против идеологии и практики классового сотрудничества.
§ 2. Борьба КПИ против влияния буржуазного национализма на рабочий класс.
§ 3. Преодоление религиозно-общинных и кастовых предрассудков среди индийских рабочих.
Введение диссертации1984 год, автореферат по истории, Касенов, Умирсерик Тулешович
Индустриализация Индии привела к созданию многоотраслевого промышленного комплекса, обусловила количественный и качественный рост рабочего класса, превращение его в важнейший фактор общественного развития страны. Тем не менее рабочий класс пока еще не занял тех влиятельных позиций в политической борьбе, на которые он мог бы претендовать в силу своего объективного положения.
Это в решающей степени связано с недостаточной развитостью классового самосознания значительной части индийских рабочих, что препятствует превращению рабочего класса в ведущую социальную и политическую силу индийского общества, его выдвижению в авангард революционной борьбы трудящихся.
На социально-классовое, политико-идеологическое и социально-психологическое созревание индийского пролетариата продолжает оказывать тормозящее воздействие ряд объективных условий и субъективных факторов, во многом типичных и для других капиталистически развивающихся афро-азиатских государств. Это прежде всего сохраняющаяся принадлежность к различным по степени зрелости капиталистическим укладам и высокая степень иной дифференциации индийских рабочих, а также их значительная разделенность национально-этническими, религиозными, кастово-сословными перегородками, воздействие не только буржуазной, но и традиционной идеологии и т.д.
Все это наряду с расколом коммунистического и рабочего движения создает определенные трудности в деятельности Компартии Индии по укреплению пролетарского ядра своей социальной и массовой базы, усилению влияния в политической жизни страны, созданию левой, демократической альтернативы существующей власти имущих классов.
Компартия Индии в своих программных документах неоднократно подчеркивала важность работы коммунистов по развитию классового самосознания пролетариата. "Партия, - отмечалось на ХП съезде КШ, - должна активизировать свою деятельность, направленную на. достижение единства рабочего класса и повышение его политического самосознания до такого уровня, когда он станет авангардом в борьбе за интересы и демократические права всех подавляемых и угнетенных слоев населения"1.
Изучение опыта Компартии Индии на этом важнейшем направлении классовой борьбы имеет большое научное и политическое значение и для самой Компартии Индии, и для компартий развивающихся стран, так как способствует выявлению общих закономерностей и специфических проявлений в процессе формирования классового самосознания рабочего класса в освободившихся странах, дальнейшему совершенствованию форм и методов деятельности коммунистов по повышению его уровня.
Основная цель и задачи исследования - попытка комплексного изучения борьбы Компартии Индии за развитие классового самосознания пролетариата и анализ объективных и субъективных трудностей, с которыми КПИ сталкивается в этой борьбе, а также я/ факторов, способствующих и тормозящих данный процесс .
Диссертант поставил перед собой следующие задачи:
- проанализировать особенности воздействия социально-экономического базиса в условиях переходного периода формационного развития Индии на процесс превращения рабочего класса из "класса в себе" в "класс дал себя",
- выявить объективные и субъективные предпосылки политического и идеологического влияния на рабочий класс правящей партии Индийский национальный конгресс (И), крупнейшей оппозиционной партии,гБхаратия Джаната парт# (Партия индийского народа), некоторых других непролетарских политических партий и организаций;
- охарактеризовать основное содержание и особенности теоретической, организационно-политической и агитационно-пропагандистской деятельности КПИ по повышению уровня классового самосознания пролетариата;
- осветить такие узловые направления борьбы Компартии Индии за развитие классового самосознания пролетариата, как преодоление влияния на него буржуазной идеологии реформизма в виде индийской разновидности доктрины "социального партнерства", национализма, религиозно-общинной идеологии.
Хтюнологические рамки исследования. Период 70-х - начала 80-х годов, исследуемый автором, характерен тем, что рабочий класс становится более заметной социальной и политической силой в жизни индийского общества, вследствие чего значительно зе/ Автор полагает, что деятельность в этой области КПИ (м).
КПИ Тм.-л.) и Всеиндийской коммунистической партии (ЕКП) заслуживает самостоятельного исследования. обостряется борьба общественно-политических сил за влияние на него.
Наряду с возросшей социальной напряженностью в результате обострения противоречий между имущими и неимущими, радикализацией трудящихся масс в этот период значительно увеличилось количество конфликтов и столкновений на религиозной, кастовой и национально-этнической основе, что, безусловно, затемняло классовое самосознание трудящихся, препятствовало достижению их единства в борьбе против эксплуататоров.
Научная новизна. В диссертации проблема борьбы Компартии Индии за развитие классового самосознания промышленного пролетариата рассматривается многоаспектно, во взаимосвязи объективных условий и субъективных факторов. При этом учитываются особенности социально-классового вызревания рабочего класса, воздействие на него непролетарских партий и организаций, таких традиционных институтов, как религия и кастовая система.
На основании изученного материала автор приходит к выводу о том, что и в специфических условиях становления капиталистических производственных отношений в Индии находят свое подтверждение открытые классиками марксизма-ленинизма общие закономерности формирования классового самосознания пролетариата. Особенное же проявляется прежде всего в методах, формах, способах воздействия, к которым прибегает индийская буржуазия, чтобы затормозить развитие классового самосознания пролетариата. При этом она опирается не только на идеологию реформизма и национализма, но и достаточно эффективно использует добуржуазные традиции, прежде всего религиозные и кастовые.
В исследовании выявлено, что индийская буржуазия выработала оригинальную тактику классового сотрудничества, применяя в качестве своеобразной "национальной упаковки" учение М.К.Ганди об опеке. Вместе с тем подчеркивается, что классовая сущность индийской разновидности доктрины "социального партнерства" та же самая, что и в развитых капиталистических странах - предотвращение социальных взрывов, интеграция рабочего класса в капиталистическое общество, его примирение с существующим строем.
В работе также показано, что влияние буржуазного национализма на некоторую часть рабочего класса определяется как внешними факторами - усилением империалистического давления на Индию, неурегулированностью ее отношений с Пакистаном и Китаем, так и внутренними - оживлением в период после завоевания независимости процессов национально-этнической консолидации и ростом на этой основе национального самосознания, что дает возможность отдельным группам индийской буржуазии трансформировать его в самосознание националистическое, в ряде штатов тесно переплетающееся с религиозно-коммуналистским самосознанием.
В диссертации обосновывается вывод о том, что в 70-х- начале 80-х годов КПИ активизировала работу по повышению уровня классового самосознания пролетариата, совершенствование ее форм и методов на основе учета объективных реалий индийской действительности, усилила поиск эффективных средств противодействия своим классовым врагам, использующим религиозно-общинные и кастовые традиции как средство политической мобилизации масс.
Автор отмечает, что КПИ усилила свою деятельность по вовлечению пролетариата в политические формы классовой борьбы, повышению роли массовых пролетарских организаций в классовом воспитании рабочих. При этом особое внимание обращается на то, что КПИ в своей агитационно-пропагандистской деятельности шире стала опираться на прогрессивное содержание в духовном наследии народов Индии, их революционные и демократические традиции, утверждая себя в массовом общественно-политическом сознании их подлинным преемником и подрывая тем самым создаваемый классовыми врагами миф о коммунистах как об инонациональной силе.
Результаты диссертационного исследованияшосят определенный вклад в понимание механизма взаимодействия объективных условий и субъективных факторов в процессе формирования классового самосознания пролетариата на современном этапе развития индийского общества, подтверждают актуальность ленинского учения о роли коммунистической партии в борьбе за повышение уровня классового самосознания трудящихся в целях углубления революционного процесса.
Практическая значимость. Выводы и обобщения исследования относительно опыта борьбы Компартии Индии за развитие классового самосознания промышленного пролетариата могут быть использованы при дальнейшей научной разработке данной проблемы, осуществлении средствами массовой информации пропаганды на зарубежные страны, в процессе преподавания курса международного коммунистического движения в высших партийных школах и вузах, а также в сети партийно-политического просвещения.
Теоретической и методологической основой исследования является марксистско-ленинское учение о классах и классовой борьбе, исторической миссии пролетариата, роли коммунистической партии в развитии его классового самосознания. Маркойзм-лени-низм, несмотря на своеобразие и специфику современной индийской действительности, дает ключ к пониманию многих проблем, с которыми сталкивается Компартия Индии в борьбе за развитие классового самосознания пролетариата.
К.Маркс, впервые поставивший задачу соединения идеологии научного социализма с рабочим движением и обосновавший объективную неизбежность осознания пролетариатом своей исторической миссии, в то же время отмечал, что в этом процессе коммунистическая партия играет активную роль, "ни на минуту не перестает она вырабатывать у рабочих возможно более ясное сознание враждебной противоположности между буржуазией и пролетариа-«I том" .
Ф.Энгельс также особо подчеркивал необходимость формирования самого субъекта революционного процесса. В частности, в письме Максу Оппенхейму от 24 марта 1891 года он писал: ".Для того, чтобы отстранить имущие классы от власти, нам прежде о всего нужен переворот в сознании рабочих масс." .
В новых исторических условиях роль коммунистической партии в классовом воспитании трудящихся масс, и прежде всего рабочего класса, была глубоко разработана В.И.Лениным, особенно в таких его трудах, как "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?", "Наша программа", "Что делать?", "Детская болезнь "левизны" в коммунизме" и других.
История всех стран свидетельствует, - писал В.И Ленин, -что исключительно своими собственными силами рабочий класс в состоянии выработать лишь сознание тред-юнионистское, и подчеркивал: "Классовое политическое сознание может быть привнесено рабочему только извне, то есть извне экономической борьбы, извне сферы отношений рабочих к хозяевам"^.
Развитие классового самосознания пролетариата В.И.Ленин свя
1. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. -Соч., 2-е изд., т.4, с.459.
2. Маркс К., Энгешьс Ф. Соч., 2-е изд., т.38, с.51.
3. Ленин В.И. Что делать? - Полн.собр.соч., т.6, с.30.
4. Там же, с.79. зывал с его политизацией, осознанием рабочими классовой сущности буржуазного государства, необходимости лишения капиталистов не только экономической, но и политической, государственной власти.
Важнейшая функция коммунистической партии, в свете ленинского учения о партии нового типа, - воспитание классового, революционного сознания трудящихся масс, прежде всего рабочего класса. Это означает, что коммунистическая партия вносит решающий вклад в процесс осознания рабочим классом своей исторической миссии как ведущей социально-политической силы в низвержении капиталистического строя и строительстве социализма, выработки- в нем воли, готовности и решимости бороться за это.
Для этого, подчеркивал В.И.Ленин, необходима не только агитационно-пропагандистская работа партии, но и собственный политический опыт масс, их непосредственное участие в революционной борьбе. Партия должна выступать и идейным воспитателем пролетариата, и организатором его классовых сражений, ибо "только борьба воспитывает эксплуатируемый класс, только борьба открывает ему меру его сил, расширяет его кругозор, поднимает его способности, проясняет его ум, выковывает его волю"^.
Марксистско-ленинская концепция классового сознания, обогащенная революционным опытом международного коммунистического движения, прежде всего опытом РСДРП, служит надежным ориентиром при исследовании борьбы Компартии Индии за развитие классового самосознания пролетариата этой страны.
При этом следует подчеркнуть, что важнейшие теоретические положения основоположников марксизма-ленинизма, разработанная ими методология исследования проблем формирования классового
I. Ленин В.И. Доклад о революции 1905 года. - Полн.собр.соч., т.30, с.314. самосознания вполне применимы и к освободившимся странам Востока, разумеется, при творческом подходе, учитывающем наличие специфики в их развитии, иные исторические, национальные, культурные и международные условия.
В советском востоковедении неоднократно подчеркивалось, что при изучении общественно-политических проблем афро-азиатских стран необходимо избегать как недооценки, так и преувеличения специфических особенностей, забвения общих закономерностей исторического процесса, которым подчинены и Запад, и Восток^.
Источники и литература. Важнейшим источником исследования являются документы и материалы международных совещаний коммунистических и рабочих партий 1957, I960 и 1969 гг., съездов Коммунистической партии Советского Союза, Пленумов ЦК КПСС, труды и выступления видных деятелей КПСС и международного коммунистического движения.
В качестве основных источников исследования послужили документы и материалы Компартии Индии - Устав и Программа партии, резолюции съездов, заседаний Национального Совета и Исполнительного комитета КПИ, труды выдающегося деятеля коммунистического движения Индии А.Гхоша, выступления Генерально-ного секретаря КПИ Р.Рао и других руководителей партии^.
1. См., например,: Ульяновский В.А. К вопросу о специфике стран Востока. - Народьи Азии и Африки, 1979, № 5.
2. См. : Constitution of the Communist Party of India. New Delhi, 1959; Programme of the Communist Party of India, New Delhi,1968; Documents Adopted by Eighth Congress of the Communist Party of India*?atna,7-15 February 1968{Documents of the Ninth Congress of the Communist Party of India, $°съезй коммунистической1ё^рФии Индии. - М.: Политиздат, 1975; XI съезд Коммунистической партии Индии. - М.: Политиздат, 1979; Documents of the Twelfth Congress of the Communist Party of India.Varanasi ,22 to 28 March ,1982;Re-port and Resolution of the National Counsil of the Communist Party of India, New Delhi,23-26 March ,1974;Building of the Communist Party in thd Working Class.Adopted by the National Counsil, Communist Party of India,New Delhi, 31 July to 4 August ,1974jetc.
- 12
В диссертации широко использованы фактический и теоретический материалы, публикуемые в органе КИЙ журнале "Парти лайф", еженедельной газете "Нью эйдж" и других периодических изданиях партии. Особую ценность представили публикации деятелей КПИ А.Б.Бадхана, М.С.Кришнана, И.Гупты, Ш.Г.Сардесаи и других, посвященные проблемам социально-экономического положения рабочего класса Индии, формирования его классового самосознания, роли партии и профсоюзов в этом процессе. Ряд аспектов, связанных с влиянием на сознание трудящихся масс идеологии буржуазного реформизма и национализма, а также коммунализма и кас-теизма, освещался в статьях таких деятелей КИЙ, как Н.К.Криш-нан, Х.Мукерджи, М.Фаруки, П.Бора, С.Ногой, С,Данг и др.
В исследовании были использованы документы и материалы руководимого Компартией Индии Всеиндийского конгресса профсоюзов (ВИКЕ), проправительственного профсоюза Индийский национальный конгресс профсоюзов (ИНКП), а также профобъединения Бхаратия маздур сангх (Союз индийских рабочих), находящегося под влиянием оппозиционной партии Бхаратия Джаната парти, выступления в индийской печати их руководителей, материалы других профсоюзных центров.
Вопросы коммунистического и рабочего движения в Индии являются объектом пристального внимания также буржуазных ученых и политических деятелей, что объясняется их стремлением разработать наиболее эффективные методы снижения накала классовой борьбы, достижения обстановки "классового мира" в сфере трудовых отношений, сохранения идеологического и политического влияния буржуазных партий и организаций на значительную часть рабочего класса.
Буржуазная трактовка истоков, сущности и целей коммуниста
- 13 ческого движения в Индии содержится в работах таких авторов, как С.Гхос, Б.С.1*упта, М.Р.Масани, В.Б.Сингх и некоторых других*. Их классовое назначение заключается в том, чтобы извратить деятельность индийских коммунистов, представить их как инородную политическую силу в стране и тем самым воспрепятствовать расширению влияния КПИ на трудящиеся массы.
Что касается работ, анализирующих социально-экономическое положение рабочего класса, систему регулирования отношений между рабочими и предпринимателями, развитие трудового законодательства и ряд других аспектов, то, хотя они написаны с немарксистских позиций, тем не менее содержат определенный фактический ма2 териал и представляют с этой точки зрения значительный интерес.
Проблема развития классового самосознания пролетариата Индии изучалась диссертантом в контексте общих закономерностей и особенностей революционного процесса, развития общественной мысли и идеологии в освободившихся странах Востока, глубокая характеристика которых дана в ряде коллективных монографий,
•а вышедших в последнее время , а также в трудах советских восто
1. См.: Chose S. Socialism and Communism in India. Bombay, 1971; Gupta, B.S. Communism in Indian Politics. New York-London, 1972; Masani M.R. The Red Rebel in India. A Study of Communist Strategy and Tactics.New Delhi,1969;Singh S. Communists in Congress,Kamaramangulam«s Thesis. New York,1973,etc.
2. Cm. : Karnik V.B. Indian Labour:problems and prospects.Calcutta-New Delhi, 1974;Majmundar p. An ana.tomy of peaceful industrial relations, Bombay, 1973; Nath R.Occupational Pattern and Wage Structure in Indian Industries.Delhi,1976; Pylee M.V. Worker participation in management. Myth and reality. New Delhi,1975; Ramaswamy E.A. The Worker and his union: a Study in South India.Bombay,1977;Sharma B.The Indian Industrial Worker.Issues in Perspective. Delhi,1974.
3. См.: Зарубежный Восток и современность. T.I-Ш. 2-е изд. - М.: Наука, I980-I98I; Борьба идеи в современном мире. Т.З. - М.: Политиздат, 1978; Революционный процесс на Востоке: история и современность. - М.: щука, 1982; Актуальные проблемы идеологии национально-освободительного движения в странах Азии и Африки. - М.: Наука, 1982; Восток: рубеж 80-х годов. - М.: Наука, 1983; Развивающиеся страны: экономический рост и социальный прогресс. - М.: Наука, 1983; Развивающиеся страны в современном мире: единство и многообразие. - М.: Наука, 1983, и др. коведов Р.А.Ульяновского, К.Н.Брутенца, Е.М.Примакова, Г.Ф.Кима, А.Х.Вафы, Ю.Н.Гаврилова, Б.С.Ерасова, А.И.Левковского, Б.Ф.Ли, Н.А.Симонии, Л.Р.Полонской и др.
Вопросы формирования пролетариата в развивающихся странах в период 60-х - 70-х годов всесторонне рассматривались в таких коллективных монографиях, как "Рабочий класс стран Азии и Африки", "Формирование рабочего класса стран Азии и Африки", "Рабочее движение в развивающихся странах", "Рабочее движение в освободившихся странах Азии и Северной Африки", "Развивакщиеся страны: нарастание классовой борьбы".
Важный вклад в изучение места и роли формирующегося рабочего класса в социально-классовой структуре развивающихся стран, особенностей процесса становления пролетариата в условиях многоукладного развития экономики, его превращения из "класса в себе" в "класс для себя" внесли работы советских востоковедов Л.А.Гордона, Л.А.Фридмана, В.В.Крылова, А.Б.Гудыменко, М.Н.Егоровой, Т.С.Покатаевой и др.*.
В ряде работ советских и зарубежных индологов дана глубокая характеристика социально-классовой природы армии наемного труда в Индии, состава и структуры рабочего класса, его соци
I. См.: Гордон Л. А., Фридман Л. А. Социальная структура общества и рабочий класс развивавдихся стран Азии и Африки. - В кн.: Рабочий класс стран Азии и Африки. - М.: Изд-во Моск.ун-та, 1966; Фридаан Л.А., Воронин С.В. Наемный труд и рабочий класс в освободившихся странах. - Народы Азии и Африки, 1982, № 2; Современный промышленный пролетариат Азии и Африки. - Народы Азии и Африки, 1982, № 5; Крылов В.В. Специфика природы наемных трудящихся в развивающихся странах и особенности их классовой борьбы. - В кн.: Исследования социологических проблем развивающихся стран. - М.: Наука, 1978; Гудымен-ко А. В. К вопросу о марксистско-ленинской методологии изучения пролетариата в развивающихся странах. - Народы Азии и Африки, 1981, $ 6; Егорова М.Н. Проблемы формирования пролетариата развивающихся стран: вопросы методологии (на примере Индии"). - Народы Азии и Африки, 1980, № 3; Покатаева Т.С. Сдвиги в экономике и изменения в социально-классовой структуре развивающихся стран. - Мировая экономика и международные отношения, 1982, № 7. ально-экономического положения, классовой борьбы индийских рабочих. В этих исследованиях обращалось внимание и на проблему развития классового самосознания пролетариата, в частности, среди факторов, препятствующих его превращение из "класса в себе" в "класс для себя", справедливо указывалось на относительную неразвитость социально-классовой дифференциации индийского общества, связанную с незавершенностью процессов классообразо-вания, определенную действенность рабочей политики правительства Индийского национального конгресса, направленной на интеграцию пролетариата и его профсоюзных организаций в систему буржуазного государства, деятельность антидемократических сил различного толка и т.д.1.
Вместе с тем в них не затрагивался или недостаточно полно освещался ряд других важных аспектов проблемы формирования классового самосознания рабочего класса Индии, например, политическое и идеологическое воздействие на рабочий класс партии Индийский национальный конгресс и оппозиционных ей партий и организаций, объективные и субъективные предпосылки восприимчивости определенной части рабочих к буржуазной идеологии реформизма и национализма, а также к религиозно-кощуналистской и кастовой идеологии и социальной практике.
Следует отметить, что борьба самой Компартии Индии за развитие классового самосознания рабочего класса пока еще не ста
I. См.: Гордон Л.А., Егорова М.Н. Рабочий класс независимой Индии. - М.: Наука, 1968; Егорова М.Н. Проблемы профсоюзного движения. - Б кн.: Индия, 1980. Ежегодник. - М.: Наука, 1982; .ее же. Рабочий класс Индии: некоторые проблемы социально-экономического положения и классовой борьбы. - В кн.: Развивающиеся страны: нарастание классовой борьбы. Разд.П, гл.1. - М,: Прогресс, 1983; Свердлов Л.А. Рабочий класс и профсоюзы независимой Индии. - м.: Профиздат, 1980; Хафнер А. 0 степени политического самосознания пролетариата Индии. -В кн.: Актуальные проблемы идеологии национально-освободительного движения в странах Азии и Африки. - М.: Наука, 1982. ла объектом специального исследования. Некоторые аспекты этой борьбы затрагиваются в работах П.В.Куцобина и ряда других советских ученых, посвященных деятельности Компартии Индии^. Однако комплексно эта проблема в советском востоковедении изучена еще недостаточно.
В процессе работы над темой диссертации были широко использованы результаты исследований как общих проблем, так и отдельных сторон общественно-политической жизни современной Индии, таких, как изменения в расстановке социальных и классовых сил, деятельность и противоборство политических партий и организаций, использование рядом из них лозунгов национализма, коммунализма и кастеизма. Это прежде всего труды К.З.Ашрафян, А.Г.Вельского, А.Г.Володина, Н.Р.Гусевой, Б.И.Клюева, Э.Н.Комарова, Г.Г.Котов-ского, А.А.Куценкова, О.В.Малярова, О.В.Мартышина, В.И.Павлова, А.А.Празаускаса, Е.Б.Рашковского, А.И.Чичерова и др.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Борьба Компартии Индии за развитие классового самосознания промышленного пролетариата (70-е - начало 80-х годов)"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Динамика социально-экономического развития Индии в 70-е - начало 80-х годов, ее дальнейшая индустриализация объективно обусловили количественный и качественный рост рабочего класса. Хотя в целом в социально-классовой структуре рабочий класс, особенно его промышленное ядро, продолжает занимать скромное место, он становится все более существенным фактором в общественно-политической жизни страны. будучи связан с наиболее современными производительными силами, промышленный пролетариат представляет в то же время и сацуго организованную силу в индийском обществе среди всех эксплуатируемых масс, способную возглавить их борьбу за социальное освобождение.
В указанный период характерными чертами развития рабочего класса Индии продолжали оставаться дальнейшая его концентрация, рост квалификационного и образовательного уровня, усиление внутриклассовых связей, солидарности и организованности. Вместе с тем проявлялась тенденция дифференциации рабочих по их уклад-ной, профессионально-квалификационной принадлежности, уровню социально-экономического и правового положения, сохранялась разобщенность по национально-этническому, религиозному и кастовому признакам.
В результате проведенного исследования автор приходит к выводу, что в 70-е годы, несмотря на радикализацию борьбы индийского рабочего класса и некоторое повышение уровня его классового самосознания, процесс его превращения из "класса в себе" в "класс для себя" далеко еще не завершился. Недостаточно высокий уровень общественно-политического массового сознания индийских рабочих выражается в том, что рабочие пока еще не являются основной со
- 149 циальной и массовой базой КПИ, что за свои классовые интересы они в большинстве своем борются под "чужим флагом": под влиянием ИНК(И), других непролетарских политических партий и организаций, которые направляют их борьбу главным образом в реформистское русло,
Различные отряды рабочего класса, - отмечает председатель Центральной контрольной комиссии КШ Ш.Сардесаи, - не осознают того, что все они борются против общего врага - класса капиталистов, против капиталистической ^системы в целом. Они еще не осознают, что главная цель рабочего движения состоит в борьбе за ликвидацию эксплуатации, за социализм"*.
Коренные причины такого положения заключаются в том, что в Индии в исследуемый период сохранялись объективные условия и субъективные факторы, тормозившие развитие классового самосознания рабочих. К объективным условиям относится незавершенность процесса консолидации рабочего класса, что обусловлено недостаточной степенью вызревания капиталистической формации, сохраняющейся многоукладностью социально-экономической структуры страны, географически неравномерным характером ее индустриализации и рядом других причин.
Недостаточная зрелость объективных предпосылок для развития классового самосознания индийских рабочих сочетается с воздействием субъективных факторов. Во-первых, это идеологическое и политическое влияние буржуазии; во-вторых, воздействие традиционной, прежде всего религиозно-комыуналистской, идеологии и социальной практики на сознание значительной части рабочего класса. Партия ИНК (И), выражающая преимущественно интересы буржуазии,
I. Сардесаи Ш.Г. Роль рабочего класса в общественно-политической жизни Индии. - В кн.: Развивающиеся страны: нарастание классовой борьбы. - М.: Прогресс, 1983, с.55.
- 150 все еще пользуется авторитетом среди трудящихся масс, которые продолжают считать ее преемницей Конгресса М.Ганди и Дж.Неру. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что миролюбивый, антиимпериалистический курс во внешней политике и осуществление ряда общедемократических преобразований правительством ИНК(И) во главе с И.Ганди встречают широкую поддержку в стране.
Влияние ИНК на сознание трудящихся масс в значительной мере объясняется так же тем, что последние видят в этой партии реальную политическую силу, способную дать отпор правым реакционным силам, стремящимся к захвату власти в стране.
В целях усиления своих позиций в рабочем классе Компартия Индии ведет острую борьбу против воздействия на него буржуазной, а также религиозно-комвдуналистской и иных форм непролетарской идеологии. Наиболее важные направления в этой борьбе - преодоление в рабочей среде иллюзий в отношении индийской разновидности доктрины "социального партнерства", проявлений буржуазного национализма, религиозного и кастового комадунализма.
Чтобы ограничить забастовочную борьбу трудящихся, правительство, с одной стороны, принимает меры по усилению государственного контроля за сферой труда, широко применяя в этих целях законодательные и административные меры, а также репрессии, с другой стороны, предпринимает попытки добиться "мира в промышленности", классового сотрудничества между рабочими и предпринимателями, что обосновывается чаще всего необходимостью ускоренного экономического развития.
Основным проводником доктрины "социального партнерства" в рабочем классе служит проправительственный Индийский национальный конгресс профсоюзов (ИНКИ), ставящий своей целью достижение "гармонии" между трудом и капиталом. ИНКИ отрицает классовую борьбу и наличие противоположности классовых интересов у капиталистов и рабочих.
На реформистских позициях стоят и некоторые другие профцентры, среди которых особое место занимает "Бхаратия маздур сангх" (ЕМС), контролируемый оппозиционной "Бхаратия Джаната парти". ВМС оказывает влияние в основном на наиболее фанатичные в религиозном отношении и политически отсталые слои рабочих, исповедующих индуизм. Свои доктрины и лозунги лидер! БМС облекают в религиозную оболочку, обосновывают ссылками на индуизм, что облегчает их проникновение в среду рабочих-индусов. Суть концепции трудовых отношений, которой придерживается БМС, заключается в том, что "капитал и труд - равные партнеры", "рабочие и предприниматели - одна семья".
Подлинные интересы рабочего класса страны выражает руководимый Компартией Индии Всеиндийский конгресс профсоюзов (ШКП), находящийся на левом фланге индийского профсоюзного движения. Коренное отличие ШКП от большинства профобъединений страны в том, что он выступает против идеологии и практики "социального партнерства", подчеркивая, что индийский рабочий класс может достигнуть своей цели созидания нового социального устройства только в классовой борьбе.
По многим позициям, в том числе по отношению к доктрине "социального партнерства", к ВИКП близок Центр индийских профсоюзов (ВДП), руководимый КПИ(М), хотя между ними имеется и немало разногласий, нередко препятствующих достижению взаимопонимания и единства действий в борьбе против классового противника. Исходя из того, что преодоление раскола в коммунистическом и профсоюзном движении является важнейшей предпосылкой развития классового самосознания индийских рабочих, КПИ и ВИКП прилагают максимальные усилия для сближения позиций с КПИ(М) и руководимыми ею профсоюзами.
Компартия Индии, разоблачая буржуазно-реформистскую сущность доктрины "социального партнерства", обращает внимание трудящихся на то, что призывы правительства к "миру в промышленности" -лишь одна сторона официальной политики в сфере труда, максимально рекламируемая буржуазной пропагандой. Другая же ее сторона, умалчиваемая этой пропагандой, заключается в том, что государство в случае возникновения промышленных конфликтов всегда выступает на стороне предпринимателей, а не рабочих, вплоть до использования армии и полиции в целях пресечения забастовок.
Доктрина "социального партнерства" навязывает трудящимся идею "классового мира" независимо от их национально-этнической принадлежности. В отличие от нее буржуазный национализм эту же идею пропагандирует под лозунгом единства всех классов и социальных слоев внутри каждой нации. Буржуазия использует национализм в своем идеологическом и политическом воздействии на трудящихся для того, чтобы затушевать классовые противоречия внутри отдельно взятой нации, посеять семена национальной розни среди эксплуатируемых, подорвать классовое единство трудящихся различных национальностей.
Буржуазный национализм в Индии проявляется в форме как локальных национализмов, так и общеиндийского национализма. Если партикулярные интересы различных по своей национально-этнической принадлежности отрядов индийской буржуазии находят свое выражение в локальных национализмах, то ее всеобщий интерес как господствующего класса проявляется в концентрации "единой нации", под которой имеется в виду весь индийский народ, несмотря на то, что фактически он состоит из множества наций, народностей и племен.
В Индии существует ряд разновидностей локального национализ
- 153 ма: маратхский, бенгальский, ассамский, пенджабский и т.п. В их разжигании главенствующую роль играют местные группировки буржуазии. Объективная основа для существования и проявления локального национализма - неравномерность и диспропорции в социально-экономическом и культурном развитии штатов и населяющих их национально-этнических общностей, наличие на этой основе тех или иных форм противоречий.
Для индийской буржуазии важным стимулом использования национальных чувств в своих интересах, помимо установки на достижение "классового мира" внутри отдельных наций, является также и конкурентная борьба между ее различными по национально-этнической принадлежности группировками. Чтобы одержать в ней верх, последние, прибегая к националистическим лозунгам, стремятся привлечь на свою сторону трудящиеся массы.
Коммунисты Индии противопоставляют буржуазному национализму, а также религиозному и кастовому коммунализму реакционных сил пропаганду идей единства трудящихся различных наций и народностей, каст и вероисповеданий, ведут на этой основе борьбу как против шовинистических, так и против националистических сил, вне зависимости от того, выступают ли они под национально-этническими, религиозными или кастовыми лозунгами. Особенно острый характер носит борьба против сепаратистов в Ассаме, Пенджабе и некоторых других штатах страны.
Поскольку "человеческий материал", из которого формируется нынешнее поколение индийского рабочего класса, в основной своей массе складывается в докапиталистических укладах и в значительной мере сохраняет свою приверженность религиозным и кастовым традициям, индийские рабочие в целом пока еще не свободны от влияния религиозной и кастовой идеологии.
- 154
Социально-психологический механизм живучести религиозных и кастовых предрассудков заключается в том, что принадлежность к религиозной общине, к касте для наиболее бедной части населения является условием выживания» Распространенность в среде трудящихся религиозно-общинных и кастовых предрассудков, наличие разобщенности по религиозному и кастовому признаку существенно замедляют процесс развития их классового самосознания.
В наибольшей степени к религии как к эффективному средству политической мобилизации масс апеллируют оппозиционная "Бхара-тия Джаната парти" и тесно связанные с ней массовые организации приверженцев индусского комцунализма ("Раштрия свайямсевак сангх", "Вишва хинду паришад", "Раштрия суракша самитри" и др.), ведущая партия исламского фундаментализма "Джамаат-е-ислами", ряд других коммуналистских организаций, действующих в отдельных регионах или штатах страны.
Эти политические партии и массовые организации религиозно-комыуналистского толка активно используют в своей идеологической и пропагандистской деятельности высокую степень религиозности и неграмотности подавляющего большинства населения страны, наиболее закоснелые традиции, обычаи и стереотипы, пока еще не изжитые из повседневной жизни и из массового сознания индийского общества.
Консервативные, откровенно реакционные социальные и политические идеи религиозно-коммуналистских партий и организаций, облекаемые в религиозную оболочку, способны проникать в сознание определенной части трудящихся, в том числе и в отсталые слои рабочего класса, которые под их воздействием входят в профсоюзные и иные массовые организации на религиозно-кастовой основе, нередко принимают участие в коммуналистских и кастовых конфлик
- 155 тах. Об этом свидетельствуют межобщинные столкновения, нередко с человеческими жертвами, которые имели место в 70-е годы в Бомбее, Ахмадабаде, Джамшедпуре, Ранчи, Индоре и других промышленных центрах страны.
В этих условиях Компартия Индии считает одним из важнейших направлений в своей деятельности борьбу за национальную интеграцию, то есть за такое единство страны, которое бы не подрывалось трениями, конфликтами, враждебными отношениями между представителями различных национально-этнических, религиозных, кастовых и иных общностей. Коммунисты подходят к проблеме национальной интеграции с классовых позиций, считая, что за сепаратистскими движениями, религиозно-коммуналистскими и кастовыми столкновениями стоят партикулярные интересы отдельных группировок буржуазии и других имущих классов, а также стремление классового противника подорвать единство рабочего класса, всех прогрессивных и демократических сил в стране.
Характеризуя борьбу за национальную интеграцию как органическую и неотъемлемую часть национально-демократической революции с социалистической перспективой, КПИ настойчиво борется за достижение единства рабочего класса и всех трудящихся независимо от их национально-этнической, религиозной или кастовой принадлежности.
Исключительно большое значение в деятельности КПИ приобретает опора на прогрессивное, демократическое в духовном наследии и традициях индийского народа. Исходя из классовой оценки традиций прошлого, коммунисты Индии выступают в поддержку тех из них, которые способствуют социальному прогрессу, и отвергают те, которые его тормозят. При этом многое делается для разоблачения притязаний индусских коммуналистов выдавать себя за единственных
- 156 наследников традиций индийского народа, а коммунистов представлять как "чуждых" индийской цивилизации элементов. Последовательно осуществляемая- КПИ поддержка прогрессивной линии преемственности в идеологии и культуре, обращение к лучшим национальным традициям способствуют формированию в массовом сознании представления о партии коммунистов как о подлинно национальной, патриотической силе в индийском обществе.
В 70-е - начале 80-х годов Компартия Индии, выполняя решения УШ и последующих съездов, усилила свое внимание к проблеме развития классового самосознания индийских рабочих, поиску новых форм и методов расширения влияния партии в рабочем движении. Вопрос о работе партии среди рабочего класса специально рассматривался в 1974 году Национальным советом КПИ, принявшем резолюцию "Укрепление позиций партии в рабочем классе", которая имела большое значение в повышении роли партии в классовом воспитании рабочих. В 1983 году Национальный совет КПИ вновь обращался к этой проблеме.
В соответствии с принятыми решениями КПИ большое внимание уделяет обеспечению партийного руководства профсоюзами, политизации их деятельности, усилению через них партийного влияния на рабочий класс. В организационном плане предпринимаются большие усилия по увеличению приема в партию рабочих, созданию партийных организаций на каждом заводе и фабрике, в новых отраслях промышленности и индустриальных районах, возникающих по мере экономического развития страны. КПИ принимает также меры по усилению партийной пропаганды, расширению продажи партийных изданий и литературы среди рабочих, налаживанию их партийной учебы.
Учитывая, что одной только агитации и пропаганды недостаточно для классового воспитания трудящихся, что для этого необходим
- 157 также собственный политический опыт масс, КПИ стремится к максимально^ вовлечению рабочих в классовые сражения с эксплуататорами, прежде всего в забастовочное движение. Важнейшей своей задачей при этом КПИ и руководимый ею профцентр БИКП считают радикализацию и политизацию забастовок индийских трудящихся, изменение характера требований, выдвигаемых ими, от чисто экономических к социальным и политическим.
Развивая традиционные для забастовочной борьбы трудящихся Индии формы забастовочной борьбы, такие, как "бандхи", "гхерао", "дхарна" и др., КПИ и БИКП в то же время выступают организаторами политических стачек и манифестаций, забастовок солидарности, походов трудящихся на Дели к зданию парламента и других форм классовой борьбы, добиваясь перерастания борьбы за улучшение материального положения в борьбу за коренные демократические преобразования и социальный прогресс.
Важнейшей предпосылкой возрастания социально-политической роли рабочего класса является повышение уровня его классового самосознания. Для того, чтобы стать не только самостоятельной политической силой, авангардом революционной борьбы всех трудящихся масс, организовывать, политически и идеологически их воспитывать, пролетариат должен прежде всего достичь собственной социально-классовой, политико-идеологической и социально-психологической зрелости, осознать свою историческую миссию как класса, освобождающего и себя, и всех угнетенных.
Для реализации этой важнейшей задачи КПИ нацеливает свою организационно-политическую и агитационно-пропагандистскую деятельность среди индийских рабочих на развитие общедемократического сознания, усиление в нем социально-классового содержания, подвод масс к восприятию идеологии научного социализма, соединению с ней рабочего движения.
Список научной литературыКасенов, Умирсерик Тулешович, диссертация по теме "История коммунистического и рабочего движения и национально-освободительных движений"
1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма
2. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. -Соч., 2-е изд., т.4, с.419-459.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч., 2-е изд., т.З, с.7-544.
4. Маркс К. Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.7, с.5-110.
5. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.8, с.115-217,
6. Маркс К. Британское владычество в Индии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 9, с.130-136.
7. Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.2, с.231-517.
8. Энгельс Ф. Революция и контрреволюция в Германии. Маркс К. Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.8, с.З-ПЗ.
9. Энгельс Ф, Крестьянский вопрос во Франции и Германии. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.22, с.501-525.
10. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов? Полн.собр.соч., т.1, с.125-346.
11. Ленин В.И. Развитие капитализма в России. Полн.собр. соч., т.З, с.1-609.
12. Ленин В.И. Наша программа. Полн.собр.соч,, т.4, с.182-186.
13. Ленин В.И. Попятное направление в русской социал-демократии. Полн.собр.соч., т.4, с.240-273.
14. Ленин В.И. Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения, Полн,собр.соч., т.6, с.1-192,
15. Ленин В.И. Ответ на критику нашего проекта программы. -- Полн.собр.соч., т.7, с.217-232.
16. Ленин В.И. Шаг вперед, два шага назад (Кризис в нашей партии). Полн.собр.соч., т.8, с.185-414.
17. Ленин В.И. Две тактики социал-демократии в демократической революции. Полн.собр.соч., т.II, с.1-131.
18. Ленин В.И. Социализм и религия. Полн. собр. соч., т. 12. с.142-147. '
19. Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии. Полн. собр.соч., т.17, с.415-426.
20. Ленин В.И. Разногласия в европейском рабочем движении. -Полн.собр.соч., т.20, с.62-69.
21. Ленин В.И. Материалы к вопросу о борьбе внутри с.-д. думской фракции. Полн.собр.соч., т.24, с.93-110.
22. Ленин В.И. Критические .заметки по национальному вопросу.-Полн.собр.соч., т.24, с.ПЗ-150.
23. Ленин В.И. Развращение рабочих утонченным национализмом. -Полн.собр.соч., т.25, с.144-147.
24. Ленин В.И. 0 праве наций на самоопределение. Полн.собр. соч., т.25, с.255—320.
25. Ленин В.И. Доклад о революции 1905 года. Полн. собр. соч., т.30, с.306-328.
26. Ленин В.И. Доклад на П Всероссийском съезде коммунистических организаций народов Востока 22 ноября 1919 г. -Полн.собр.соч., т.39, с.318-331.
27. Ленин В.И. Детская болезнь "левизны" в коммунизме. Полн. собр. соч., т.41, с.1-104.29, Ленин В.И. П онгресс Коммунистического Интернационала. 19 июля 7 августа 1920 г. - Полн.собр.соч., т.41, С.213—267.
28. Ленин В.И. Тезисы о П конгрессу Коммунистического Интернационала. Полн.собр.соч.,.т.41, с. 159-212.
29. Ленин В.И. Материалы ко П конгрессу Коммунистического Интернационала. Полн.собр.соч., т.41, с.437-461.
30. Ленин В.И. Ш конгресс Коммунис тиче с кого Интернационала22 июня 12 июля 1921 года. - Полн.собр.соч., т.44, C.I-6L
31. Ленин В.И. Беседа с делегацией Монгольской Народной Рес--тблики 5 ноября 1921 г. Полн.собр.соч., т.44, с.232
32. Ленин В.И. 0 значении воинствующего материализма. Полн. собр.соч., т.45, с.23-33.
33. Документы КПСС и международного коммунистического и рабочего движения
34. Программа Коммунистической партии Советского Союза. Принята на ХХП съезде КПСС. М.: Политиздат, 1976. - 143 с.
35. ХХ1У съезд Коммунистической партии Советского Союза: Стенограф, отчет. 30 марта 9 апреля 1971 г. - М.: Политиздат, 1971. Т.I - 598 е., т.П - 592 с.
36. ХХУ съезд Коммунистической партии Советского Союза; Стенограф, отчет. 24 февраля 5 марта 1976 г. - М.: Политиздат, 1976. T.I - 472 е., т.П - 599 е., т.Ш - 311 с.
37. ХХУ1 съезд Коммунистической партии Советского Союза: Стенограф, отчет. 23 февраля 3 марта 1981 г. - М.: Политиздат, 1981. T.I - 382 с., т.П - 264 с., т.Ш - 536 с.
38. О 110-й годовщине со дня рождения В.И.Ленина: Постановление ЦК КПСС от 13 декабря 1979 г. М.: Политиздат, 1980. -16 с.
39. О 60-й годовщине Великан Октябрьской социалистической революции: Постановление ЦК КПСС от 31 января 1977 г. -Правда, 1977, I февраля.
40. Коммунистический Интернационал в документах. Решения, тезисы и воззвания конгрессов Коминтерна и пленумов ИККИ. I9I9-I932. М.: Партиздат, 1933. - 1007 с.
41. Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм. Документы совещаний представителей коммунистических и рабочих партий, состоявшихся в Москве в ноябре 1957 г., в Бухаресте в июне I960 г., в Москве в ноябре I960 г.
42. М.: Политиздат, 1964. 372 с.
43. Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. М., 1969 (Материалы). Прага: Мир и социализм, 1969. -878 с.
44. За мир, безопасность, сотрудничество и социальный прогресс в Европе. К итогам конференции коммунистических и рабочих партии Европы. Берлин, 29-30 июня 1976 г. М.: Политиздат,
45. Работы -руководящих деятелей КПСС и Советскогоправительства
46. Черненко К.У. Избранные речи и статьи. 2-е изд., доп. -М.: Политиздат, 1984. 670 с,
47. Черненко К.У. Народ и партия едины: Речь на встрече с избирателями Куйбышевского избирательного округа г.Москвы 2 марта 1984 г. М.: Политиздат, 1984. - 30 с.
48. Андропов Ю.В. Избранные речи и статьи. 2-е изд. М.: Политиздат, 1983. - 320 с.
49. Брежнев 1.И. КПСС в борьбе за единство всех революционных и миролюбивых сил. 2-е изд., доп. - М.: Мысль, 1979. -496 с.
50. Пономарев Б.Н. Избранное. Речи и статьи. М.: Политиздат, 1977. - 624 с.
51. Пономарев Б.Н. Реальный социализм и его международное значение. М.: Политиздат, 1979. - 49 с.
52. Пономарев Б.Н. Совместная борьба рабочего и национально-освободительного движений против империализма, за социальный прогресс. Коммунист, 1980, $ 16, с.30-44.
53. Материалы научно-теоретических конференций
54. Соединение научного социализма с социальной активностью трудящихся. Материалы исследовательской группы. Проблемы мира и социализма, 1972, Л 5, с.3-13.
55. Проблемы классообразования и классовой борьбы в афро-азиатских странах. Обзор материалов симпозиума ученых СССР и ГДР, состоявшегося в Институте международного рабочего движения АН СССР 23-25 апреля 1974 г. Народы Азии и Африки, 1974, с.216-221.
56. Классообразование на современном Востоке: проблемы и тенденции (материалы межинститутской дискуссии, состоявшейся в институте востоковедения АН СССР 13 декабря 1977 г.). -М., 1977. 194 с.
57. Коммунисты и массы. Обзор материалов научно-теоретической конференции, состоявшейся в июне 1980 г. в Институте международного рабочего движения АН СССР. Рабочий класс и современный мир, 1980, J6 5, с. 165-168.
58. Идеи социализма в освободившихся странах. Обзор материалов научно-теоретической конференции, состоявшейся в Институте марксизма-ленинизма при ЦК КПСС в ноябре 1980 г. -Рабочий класс и современный мир, 1981, № I, с.158-163.
59. Массовое сознание в развивающемся мире. "Круглый стол" журнала. Народы Азии и Африки, 1982, № 2, с.65-81.
60. Проблемы формирования рабочего класса освободившихся стран. Обзор материалов научно-теоретического совещания, состоявшегося в Институте востоковедения АН СССР в июне 1983 г. -Рабочий класс и современный мир, 1983, № 6, с.162-165.
61. Национальный вопрос в странах Азии и Африки. Обзор материалов теоретического симпозиума. Проблемы мира и социализма, 1983, № 3, с.49-59.
62. Программные документы КПИ, статьи и труды ее руководителейа/ на русском языке
63. У1 съезд Коммунистической партии Индии. Виджаявада , 7-16 апреля 1961 года. М.: Политиздат, 1962. - 167 с.
64. X съезд Коммунистической партии Индии. Виджаявада, 27 ян-BagH 2 февраля 1975 года. - М.: Политиздат, 1975.
65. XI съезд Коммунистической партии Индии. Бхатинда. 31 марта -7 апреля 1978 года. М.: Политиздат, 1979. - 192 с.
66. Рао Р. Объединить усилия против правой опасности. Проблемы мира и социализма, 1973, JfeB, с.33-37.
67. Рао Р. Сознание исторической ответственности. Проблемы мира и социализма, 1975, № 5, с.37-42.
68. Рао Р. 50 лет Коммунистической партии Индии: достижения, программа, политика. Коммунист, 1976, № I, с.94-104.
69. Рао Р. Важная веха. К итогам XI съезда КПИ. Проблемы мира и социализма, 1978, № 7, с.20-26.
70. Гхош А.К. Октябрьская революция и национально-освободительное движение в Индии. М.: Политдздат, 1957. - 24 с.
71. Гхош А.К. О массовой Коммунистической партии Индии. -Партийная жизнь, 1958, № 6, с.52-60.
72. Гхош А.К. Статьи и речи. М.: Изд-во вост.лит-ры, 1962. -352 с.
73. Гогой П., Бора П. Корни проблемы "иностранцев" в Ассаме. -Проблемы мира и социализма, 1984, № 2, с.55-57.
74. Гупта И. Факторы рабочего движения в Индии. Проблемы мира и социализма, 1984, № 5, с.66-70.
75. Кришнан Н.К. Новая расстановка политических сил и задачи Компартии Индии. Проблемы мира и социализма, 1972, № 8, с.61-64.
76. Кришнан Н.К. Крутой поворот. Задачи КПИ в новых условиях. -Проблемы мира и социализма, 1975, № 10, с.20-25.
77. Кришнан Н.К. Новая ситуация в Индии и задачи КПИ. Проблемы мира и социализма, 1977, № II, с.59-64.
78. Кришнан Н.К. Программа радикальных перемен. Проблемы мира и социализма, 1982, № 7, с.22-25.
79. Малхотра А.С. Во имя братства простых людей. Проблемы мира и социализма, 1984, № 2, с.51-54.
80. Сардесаи Ш.Г. Индия и революция в России. М.: Политиздат, 1967. - 166 с.
81. Сардесаи Ш.Г. Борьба рабочего класса Индии за демократиюи социализм. Мировая экономика и международные отношения, 1973, № 7, с.132-137.
82. Сардесаи Ш.Г. Освободительное движение и идеология. Проблемы мира и социализма, 1980, № I, с.57-59.5.21» Сардесаи Ш.Г. Проблема национальной интеграции в Индии. -Коммунист, 1982, № 18, с.81-92.
83. Сардесаи Ш.Г. Роль рабочего класса в общественно-политической жизни Индии. Б кн.: Развивающиеся страны: нарастание классовой борьбы. - М.: Прогресс, 1983, с.51-75.
84. Саркар №. Наше мнение о специфике путей революции. Проблемы мира и социализма, 1981, Jfe II, с.78-83.
85. Саркар Дж. Преодолевая кастовые предрассудки. Проблемы мира и социализма, 1983, № 4, с.37-38.
86. Сингх Г. Индия: за влияние в рабочей среде. В кн.: Как живут и борются партии коммунистов. - Прага: Мир и социализм, 1981, с.209-212.
87. Синха И. Положение и революционные возможности крестьянства. Проблемы мира и социализма, 1975, ifc II, с.29-34.
88. Синха И. Противоречия аграрного капитализма. Проблемы мира и социализма, 1982, № 3, с.70-74.
89. Периодическая печать а/ на русском языке61. Азия и Африка сегодня.62. Вопросы истории КПСС.68. Вопросы философии.64. Коммунист.
90. Мировая экономика и международные отношения.66. Народы Азии и Африки.67. Партийная жизнь.68. Правда.
91. Проблемы мира и социализма.
92. Рабочий класс и современный мир.б/ на английском языке611. Indian Worker.612. Indian Labour Journal.
93. Economic and Political Weekly.6. 14. Link.615. Mainstream.616. Hew Age.617. Organizer.618. Patriot.619. Peopled democracy.620. Seminar.621. Trade Union record .622. Hindustan Times.
94. Специальная литература а/ на русском языке
95. Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. М.: Политиздат, 1982. - 270 с.
96. Басманов М.И., Лейбзон Б.М. Коммунистический авангард. Проблемы идеологической борьбы. М.: Политиздат, 1975,287 с.7;5. Вельский А.Г. Опасное оружие индийской реакции. Азия и Африка сегодня, 1983, & 10, с.29-33; № II, с.45-48.
97. Боги, брахманы, люди. Четыре тысячи лет индуизма: Сб.статей/ АН ЧССР, Ин-т востоковедения. (Авт.кол. В.Гамперт, Э.Мергаутова, Б.Мергаут и др.). Яаука, 1969. - 416 с.
98. Борьба идей в современном мире / Под общ.ред. Ф.В.Константинова. М.: Политиздат, 1978. - 343 с.
99. Брошей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983.
100. Брутенц К.Н. Современные национально-освободительные революции,(Некоторые вопросы теории). М.: Политиздат, 1974. - 551 с.7,10, Брутенц К.Н. Освободившиеся страны в 70-е годы. М.: Политиздат, 1979. - 157 с.
101. Брутенц, , К.Н. Освободившиеся страны в начале 80-х годов.-Коммунист, 1984, № 3, с.102-113.
102. Володин А.Г. Буржуазная оппозиция в социально-политической структуре Индии. М.: Наука, 1982. - 222 с.
103. Восток. Рубеж 80-х годов: Освободившиеся страны в современном мире / Е.М.Примаков, Г.Ф.Ким, Р.Н.Андреасян и др. (Редкая.: Е.М.Примаков (пред.) и др.). М.: Наука, 1983. -269 с.
104. Выхухолев В.В. Отстаивая интересы трудящихся (К 55-летию создания Компартии Индии). Азия и Африка сегодня, 1980, № 12, с.24-25.
105. Гаврилов Ю.Н. Объективные основы союза рабочего классаи крестьянства в национально-освободительном движении. -Народы Азии и Африки, 1979, № 3, с.3-15.
106. Гаврилов Ю.Н. Национально-освободительное движение: перспективы развития. М.: Мысль, 1981. - 85 с.
107. Ганди И. Статьи, речи, интервью. М.: Наука, 1975. - 432 с.
108. Ганди М.К. Моя жизнь. М.: Наука, 1969. - 612 с.
109. Гордон Л.А., Егорова М.Н. Рабочий класс независимой Индии.-М.: Наука, 1968. 296 с.
110. Гордон А.В. Советские востоковеды и африканисты о процессах формирования национального и классового сознания в освободившихся странах (1976-1980 гг.). Народы Азии и Африки, 1981, № I, с.174-193.
111. Гудыменко А.В. К вопросу о марксистско-ленинской методологии изучения пролетариата в развивающихся странах. -Народы Азии и Африки, 1981, & 6, с.72-87.
112. Гусева Н.Р. Индуизм. М.: Наука, 1977. - 327 с.
113. Движущие силы мирового революционного процесса (В.Н.Егоров, В.П.Давыдов, Г.Л.Еганов)/ Редкол.: В.В.Загладин и др. М.: Политиздат, 1981. - 392 с.
114. Девяткина Т.Ф. Индийский национальный конгресс (1947-1964гг.) М.: Наука, 1970. - 200 с.
115. Дшшгенский Г.Г. Марксистская концепция классового сознания и ее критики. Вопросы философии, 1969, № 2, с.15-25.
116. Дшшгенский Г.Г. Марксизм и проблемы массового сознания. Вопросы философии, 1983, № II, с.3-15.
117. Дшшгенский Г.Г. Массовое общественно-политическое сознание рабочего класса капиталистических стран: проблемы типологии и динамики. Рабочий класс и современный мир, 1984, В I, с.33-48; .№ 2, с.26-43.
118. Егорова М.Н. Проблемы формирования пролетариата развивающихся стран: вопросы методологии (на примере Индии). -Народы Азии и Африки, 1980, В 3, с.75-87.
119. Ерасов Б.С. Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М.: Наука, 1982. - 280 с.
120. Загладин В.В. За права трудящихся, за мир и безопасность народов. М.: Мысль, 1982. - 293с.
121. Зародов К.И. Три революции в России и наше время. М.: Мысль, 1983. - 640 с.
122. Зарубежный Восток и современность. Основные проблемы и тенденции развития стран зарубежного Востока. В 3-х т./ Редкол,: Г.Ф.Ким (пред.) и др. М.: Наука, т.1, I9B0 -530 е., т.П, 1980 - 320 е., т.Ш, 1981 - 527 с.
123. Зарубежный Восток: религиозные традиции и современность: Сб.статей / АН СССР, Ин-т востоковедения. (Редкол.:-Л.Р.Полонская (отв.ред.) и др.). М.: Наука, 1983. - 264 с.
124. Иванов Н. Социальные аспекты традиционного ислама. Азия и Африка сегодня, 1982, № 3, с.7-10.
125. Идеологические проблемы современной Индии: Сб.статей. (Отв.ред. Э.Н.Комаров и А.Д.Литман). М.: Наука, 1970. -222 с.
126. Идеологические процессы и массовое сознание в развивающихся странах Азии и Африки / АН СССР, Ин-т востоковедения, (Отв.ред. Б.С.Ерасов"). м.: Наука, 1984. - 184 с.
127. Индия: современность и история. М.: Наука, 1974. -240 с.
128. Индия: экономическое и социально-политическое развитие.-М.: Наука, 1978. 164 с.
129. Индия: проблемы истории национально-освободительного
130. Движения и современного политического развития. М,: аука, 1980. - 262 с.
131. Индия. 1980. Ежегодник / АН СССР, Ин-т востоковедения. Гл.ред. П.В.Куцобин. М.: Наука, 1982. - 336 с.
132. Индия. I98I-I982. Ежегодник/ АН СССР, Ин-т востоковедения. Гл.ред. П.В.Куцобин. М.: Наука, 1983. - 310 с.
133. Индия союз штатов. Проблемы политического, экономического и социального развития; Сб.статей / АН СССР, Ин-т востоковедения. (Отв.ред. Н.И.Семенова, А.И.Чичеров). -М.: Наука, 1981. - 238 с.
134. Исследования социологических проблнм развивающихся стран; Сб.статей / АН СССР, Ин-т востоковедения. (Отв.ред. В.Ф.Ли). М.: Наука, 1978. - 235 с.
135. Касты в Индии: Сб.статей / АН СССР, Ин-т востоковедения. (Отв. ред. Г.Г.Котовский. М,: Наука, 1965. - 346 с.
136. Ким Г.Ф. От национального освобождения к социальному. Социально-политические аспекты современных национально-освободительных революций. М.: Наука, 1982. - 296 с.
137. Клюев Б.И. Национально-языковые проблемы независимой Индии. М.: Наука, 1978. - 294 с.
138. Клюев Б.И. Секуляризация в Индии. Народы Азии и Африки, 1983, В 2, с.24-35.
139. Колонтаев А.П. Динамика и структура занятости населения Индии: проблемы капиталистической трансформации. М.: Наука, 1983. - 195 с.
140. Комаров Э.Н. 35 лет независимости. Азия и Африка сегодня, 1982, № 8, с.12-15.
141. Комаров Э.Н., Литман А.Д. Мировоззрение М.К.Ганди. М.: Наука, 1969. - 103 с.
142. Коммунистические партии развивающихся стран в борьбе за единый фронт (Сб.статей) / АН СССР. Ин-т международного рабочего движения. (Отв.ред. Р.А.Ульяновский). М.: Наука, 1976. - 325 с.
143. Красин Ю.А. Теория социалистической революции: ленинское наследие и современность. М.: Мысль, 1977. - 292 с.
144. Красин Ю.А. Революционный процесс современности. Теоретические очерки. М.: Политиздат, 1981. - 270 с.
145. Куценков А.А. Политическая функция индийской касты. -Народы Азии и Африки, 1974, J& I, с.29-43.
146. Куценков А.А. Касты и партии в политической жизни Индии. -Рабочий класс и современный мир, 1973, $ 3, с.167-170.
147. Куценков А.А. Касты, классы и проблема социальных кон
148. Гиктов в Индии. Рабочий класс и современный мир, 1974, 4, с.120-130.
149. Куценков А.А. Каста в социальной жизни современного индийского города. В кн.: Урбанизация, научно-техническая революция и рабочий класс. - М.: Наука, 1972, с.163-175.
150. Куценков А.А. Эволюция индийской касты. М.: Наука, 1983. - 325 с.
151. Куцобин П.В. УШ съезд Компартии Индии. Партийная жизнь, 1968, № 7, с.75-76.
152. Куцобин П.В. За единство действий демократических и прогрессивных сил (По итогам 9-го съезда КПИ). Партийная жизнь, 1972, № 5, с.72-75.
153. Куцобин П.В., Чичеров А.И. Современная Индия: достижения, проблемы, перспективы. м.: Знание, 1977. - 64 с.
154. Ланда Р.Г. О специфике современных условий классовой и политической борьбы на Востоке. Народы Азии и Африки, 1971, № I, с.38-49.
155. Левковский А.И. Социальная структура развивающихся стран. Проблемы многоукладного переходного общества. М.: Мысль, 1978. - 221 с.
156. Ленинизм, классы и классовая борьба в странах Востока: Сб.статей / АН СССР, Ин-т востоковедения. Редкол.: академик Б.Ф.Гафуров (отв.ред.) и др. М.: Наука, 1973. - 348 с.
157. Ли В.Ф. Социальные движения на Востоке и национальный вопрос. Азия и Африка сегодня, 1973, № I, с.30-32; № 2, с.30-33.
158. Ли В.Ф. Проблемы социального размежевания в освободившихся странах. Азия и Африка сегодня, 1976, № 6, с.I2-I7.
159. Литман А.Д. Об определении понятия и классификации типов национализма в освободившихся странах. Народы Азии и Африки, 1973, № I, с.37-49.
160. Мартышин О.В. Политические взгляды Мохандаса Карамчанда Ганди. М.: Наука, 1970. - 299 с.
161. Мартышин О.В. Политические взгляды Джавахарлала Неру. -М.: Наука, 1981. 311 с.
162. Национальный вопрос в странах Востока: Сб.статей/ АН СССР, Ин-т востоковедения. (Отв.ред. М.С.Лазарев). М.: Наука, 1982. - 272 с.
163. Национальные проблемы современного Востока; Сб.етатей/ АН СССР, Ин-т востоковедения. (Отв.ред. М.С.Лазарев). -М.: Наука, 1977. 232 с.
164. Не.зу Дж. Автобиография. М.: Изд-во иностр.лит-ры, 1955.
165. Hegy Дж. Открытие Индии. М.: Изд-во иностр.лит-ры, 1955.7.74. Покатаева Т.С. Сдвиги в экономике и изменения в социально-классовой структуре развивающихся стран. - Мировая экономика и меж;пународные отношения, 1982, № 7, с.71-85.
166. Политическое развитие и общественная мысль Индии в- новое и новейшее время: Сб.етатей/ АН СССР, Ин-т востоковедения, АН ГДР, Центр.ин-т истории. (Редкол.: Э.Н.Комаров, Д.Вайдеман и др). М.: Наука, 1976. - 398 с.
167. Полонская Л.Р., Вафа А.Х. Восток: идеи и идеологи/ Критика буржуазных и мелкобуржуазных концепций "третьего пути" развития. М.: Наука, 1982. - 256 с.
168. Посова Т.К. Индийские рабочие против коммунализма. Рабочий класс и современный мир, 1973, № 4, с. 158-163.
169. Празаускас А.А. Северо-Восточная Индия. Этническая ситуация и политика. М.: Наукз 1981. - 240 с.
170. Примаков Е.М. Восток после краха колониальной системы. -М.: Наука, 1982. 207 с.
171. Проблемы коммунистического движения. Коммунисты и борьба за национальное и социальное освобождение. Ежегодник. 1974./йОН при ЦК КПСС. (Под общ.ред. проф. Н.В.Матковско-го. М.: Мысль, 1975. - 302 с.
172. Проблемы коммунистического движения. Авангардная роль марксистско-ленинской партии в современном революционном процессе. Ежегодник 1975 / ИОН при ЦК КПСС. (Под общ. ред. проф. Н.В.Матковского. М.: Мысль, 1976. - 326 с.
173. Проблемы коммунистического движения. Рабочий класс -авангард революционных сил. Ежегодник 1979/ ИОН при ЦК КПСС. (Под общ.ред. Ю.Н.Панкова). М.: Мысль, 1980. - 341 с.
174. Проблемы коммунистического движения. Марксизм-ленинизм -творческое интернациональное учение коммунистов всего мира. Ежегодник 1981 / ИОН при ЦК КПСС. (Под общ.ред. Ю.Н.Панкова). М.: Мысль, 1982. - 342 с.
175. Проблемы коммунистического движения в Индии / АОН при ЦК КПСС. (Редкол.: П.В.Куцобин и Ю.Н.Чубаров). М.: Мысль, 1971. - 207 с.
176. Проблемы мирового революционного процесса. Вып.1. Сб.статей/ АОН при ЦК КПСС. (Редкол.: Ю.А.Красин (отв. ред.) и др. М.: Мысль, 1981. - 300 с.
177. Проблемы мирового революционного процесса. Вып.2. Сб.статей / АОН при ЦК КПСС. (Редкол.: Ю.А.Красин (отв.ред.) и др. М.: Мысль, 1982. - 301 с.
178. Проблемы мирового революционного процесса. Вып.З. Сб.статей / АОН щ)и ЦК КПСС. (Редкол.: Ю.А.Красин (отв.ред.) и др. М.: Мысль, 1983. - 287 с.
179. Рабочее движение в развивающихся странах/ АН СССР, Ин-т востоковедения. (Редкол. : Г.Ф.Ким (отв.ред.) и др.).1. М.: Наука, 1977. 263 с.
180. Рабочее движение в освободившихся странах Азии и Северной Африки. Особенности и тенденции / АН СССР, Ин-т востоковеения. (А.И.Соболев, С.Н.Ростовский, М.И.Брагинский и др. Отв.ред. А.С.Кауфман. М.: Наука, 1981. - 272 с.
181. Развивающиеся страны: закономерности, тенденции, перспективы / АН СССР, Ин-т мировой экономики и международных отношений. (Редкол.: Р.М.Аваков, К.Л.Майданик (отв.ред.) и др. М.: Мысль, 1974. - 462 с.
182. Развивающиеся страны: единство и многообразие/ АН СССР, Ин-т мировой экономики и международных отношений. (И.Д.Иванов. И.В.Аяепщн^М.А.Чешков и др. Отв.ред. И.В.Алешина и др.). М.: Наука, 1983. - 300 с.
183. Развивающиеся страны: экономический рост и социальный прогресс/ АН СССР. Ин-т мировой экономики и международных отношений. (В.Л.Шейнис, А.Я.Эльянов, Н.З.Волчек и др. Отв. ред. В.Л.Шейнис, А.Я.Эльянов). М.: Наука, 1983. - 655 с.
184. Развивающиеся страны: нарастание классовой борьбы/ АН СССР, Ин-т международного рабочего движения. (Ш.Г.Сардесаи, О.Флорес, А.Г.Бакланов и др. Под общ.ред. Б.И.Коваля, С.А.Ершова). М.: Прогресс, 1983. - 255 с.
185. Разинкина А.М. Проблемы формирования рабочего класса афроазиатских стран в советской литературе 20-70-х годов. -Народы Азии и Африки, 1983, с.162-169.
186. Революционный процесс на Востоке: История и современность. Сб.статей/ АН СССР, Ин-т международного рабочего движения. (Отв.ред. Р.А.Ульяновский). М.: Наука, 1982 . - 388 с.
187. Революционный процесс: общее и особенное / АОН при ЦК КПСС. (Редкол.: В.В.Загладин (отв.ред.) и др.). М.: Мысль, 1981. - 255 с.
188. Регинин А.И. Индийский национальный конгресс: очерки идеологии и политики (60-е первая половина 70-х годов). - М.: Наука, 1978. - 296 с.
189. Резников А.Б. Стратегия и тактика коммунистического Интернационала по национально-колониальному вопросу. Проблемы теории и истории. М.: Политиздат, 1978. - 341 с.