автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Борьба Партии Конгресса Независимости Мадагаскара за национальную независимость и социальный прогресс (1958-1980 гг.)

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Андриамиханта, Эммануэль
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Борьба Партии Конгресса Независимости Мадагаскара за национальную независимость и социальный прогресс (1958-1980 гг.)'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Андриамиханта, Эммануэль

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. БОРЬБА АКФМ ЗА ПОЛИТИЧЕСКУЮ НЕЗАВИСИМОСТЬ

1. Предпосылки создания партии.

2. Идейные позиции и организационная основа АКФМ

3. Форш и методы борьбы партии за национальную независимость.

Глава II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АКФМ В УСЛОВИЯХ НЕОКОЛОНИАЛИСТСКОГО

РЕЖИМА НА МАДАГАСКАРЕ (1960-1975)

1. Политическая программа партии.

2. Борьба за экономическую независимость.

3. Партия в борьбе за создание единого фронта прогрессивных сил.

Глава Ш. БОРЬБА АКФМ-ВДРСМ ЗА СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС И

ЭКОНОМИЧЕСКУЮ НЕЗАВИСИМОСТЬ (1975-1980)

1. АКФМ-ВДРСМ и Хартия социалистической революции и конституция Демократической Республики Мадагаскар

2. Роль АКФМ в Национальном фронте защиты революции

3. Участие и роль АКФМ в Верховном революционном совете, в правительстве, в децентрализованных коллективах.

4. АКФМ и перспективы социального и экономического развития Демократической Республики Мадагаскар

ЗАКЛШЕНИЕ.

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по истории, Андриамиханта, Эммануэль

Национально-освободительное движение составляет одну из частей мирового революционного процесса. Суть его состоит в стремлении народов к полному освобождению от колониального гнета, укрепления национальной независимости и суверенитета своих стран.

Патриоты малагасийского народа неустанно вели и продолжают вести борьбу за полное освобождение от наследия колониализма. Чтобы успешно вести эту борьбу они стремятся к объединению и созданию политических партий, которые служат им инструментом в создании нового типа социального общества, в котором будет ликвидирована эксплуатация человека человеком. Процесс создания политических партий протекает в острой классовой борьбе меящу малагасийским народом, с одной стороны, и колониальным режимом и его союзниками - с другой. В этой связи следует напомнить слова В.И.Ленина, который писал, что "борьба партий является самым непосредственным и полным выражением политической борьбы классов" (1.3, стр.137). Это учение В.ИДенина было и остается актуальным для борьбы малагасийского народа за полное освобождение своей страны.

После второй мировой войны, когда советские войска одержали победу над фашистской Германией, перед колониальными народами открылись возможности для полного освобождения от колониализма. На Мадагаскаре это историческое событие нашло свое выражение в создании патриотических группировок под руководством партии Демократическое движение за возрождение Мадагаскара (ВДРМ), которая была образована в 1946 году. Программа этой национально-демократической партии, которая получила 8055 голосов на выборах в Национальное собрание Франции в 1946 году, выдвигала требование о предоставлении Мадагаскару полной независимости в свете резолюции, принятой на конференции в Сан-Франциско.

Находясь в авангарде борьбы за национальную независимость малагасийского народа, это движение было жестоко подавлено колониальными войсками в 1947-1948 годах. В этой борьбе погибло более 100.000 лучших патриотов страны.

После событий 1947-1948 гг. партия была распущена, а политическая деятельность в стране была запрещена.

Только в 1958 году предоставилась возможность десяти малагасийским партиям вновь выдвинуть лозунг о предоставлении Мадагаскару независимости. Руководители этих партий с первых шагов своей деятельности убедились в необходимости объединить свои действия, чтобы достичь поставленной цели. Поэтому в мае 1958 года в Тама-таве состоялся Конгресс независимости Мадагаскара.

Впервые за историю страны было достигнуто единство десяти партий, выражавших интересы самых различных политических направлений и тенденций. Была выработана общая программа-минимум и организационная структура, которые позволяли координировать деятельность этих партий.

Однако реакционные, антикоммунистические силы, руководимые французскими колониальными властями и движимые политическими мотивами, сумели расколоть это движение на три течения. Четыре партии выступили против сотрудничества с коммунистами и создали отдельную группировку под названием Мальгашское народное объединение. В это же время была создана другая партия - Национальное движение за независимость Мадагаскара (М0НИМА), которая заявила о своем сотрудничестве с другими партиями при условии достижения полного согласия между ними. Другие пять из десяти партий создали Партию конгресса независимости (АНШ), в состав которой вошли бывшие члены партии ЦЦРМ, несколько малагасийских марксистов и революционные демократы. В такой ситуации лишь партия АКШ продолжала борьбу за независимость страны и была продолжателем революционной борьбы малагасийского народа.

В процессе своего развития эта партия восприняла марксизм-ленинизм в качестве своей идеологической основы. Эти особенности ставили партию выше других, оказали большое влияние на ее организационные принципы, сближавшие ее с партиями марксизма-ленинизма.

Данная работа посвящена революционной деятельности партии АКФМ на различных исторических этапах развития Мадагаскара.

В начальный период после своего создания партия АКФМ развернула свою деятельность по пропаганде и организации массовых народных выступлений с требованием предоставления независимости малагасийскому народу. Как известно, в это время колониальные власти в союзе с метрополией готовили очередной фарс с так называемой "автономией" Мадагаскара в рамках Сообщества. Политическая деятельность членов партии распространялась и на представителей марионеточного правительства социал-демократической партии (ПОД) во главе с Филибером Цирананой. Результатом этой борьбы явилось предоставление в июне 1960 года политической независимости народу Мадагаскара.

Однако предоставление политической независимости Мадагаскару было лишь формальной уступкой со стороны французской метрополии. Соглашение о предоставлении т.н. независимости, подписанное между Францией и правительством партии ПОД, ставило национальные интересы страны в полную зависимость от колониальных властей. Неоколониалистский режим 1960-1972 годов не только не защищал национальные интересы страны, а проводил политику, направленную на усиление в стране позиций иностранного капитала, западных и особенно французских монополий. В такой ситуации партия АКФМ считала в качестве главной своей задачи - ликвидацию иностранного капитала в стране и устранение неоколониалистского режима. Партия подчеркивала, что только некапиталистический путь развития, радикальные демократические преобразования во всех сферах национальной экономики смогут вывести страну на путь прогрессивного развития, привести ее к обществу социального равенства, основанному на власти трудящихся, В условиях постоянных репрессий, угроз и открытого террора со стороны правительства $ .Цирананы и партии ПОД в адрес членов и активистов партии АШМ, последним удалось с большими трудностями осуществить на практике политику партии в области подготовки кадров и социальных реформ. Действия партии АКФМ не могли не повлиять на выступления широких народных масс, на массовые выступления студентов, в ходе которых в мае 1972 года был свергнут антинародный режим Ф .Цирананы и социал-демократической партии ПОД.

С падением режима Цирананы и диктатуры партии ПОД перед малагасийским народом открылся путь для некапиталистического развития. В 1975 году к власти пришли прогрессивные силы страны, которые выступили за подлинную независимость страны, за построение на Мадагаскаре справедливого социалистического общества.

В Хартии социалистической революции, разработанной нынешним президентом страны Д.Рациракой и опубликованной в августе 1975 года, нашли свое отражение основные положения программы партии АШ?М. Перед лицом провокационных действий, саботажа, которые предпринимали реакционные силы страны в целях помешать прогрессивным преобразованиям, осуществляемым правительством Д.Рацираки, партия АКФМ постоянно призывала прогрессивные и патриотические силы страны объединить свои усилия и энергию для укрепления и упрочения революционной власти, оказания помощи правительству в осуществлении радикальных реформ в социально-экономической, политической и культурной областях жизни страны. Будучи членом Национального фронта защиты революции (НФЗР), в состав которого вошли различные по своим политическим взглядам политические партии, партия АКФМ совершенствовала свою тактику и политическую линию. Члены партии АНФМ входят в состав правительства, являются членами Национального собрания, ведут активную работу среди населения страны.

Цели и задачи работы. В диссертации ставится цель на конкретном материале проследить пути социальной и политической эволюции партии АКФМ, зафиксировать качественные сдвиги в ее программных положениях и практической деятельности. С другой стороны, анализ действий партии с точки зрения марксистско-ленинской теории, способствует пониманию особенностей стратегии и тактики малагасийских революционных демократов и марксистов-ленинцев на современном этапе национально-освободительной революции на Мадагаскаре. Автор диссертации исходил из того, что события последних лет на острове ставят вопрос о теоретическом осмыслении опыта деятельности малагасийских революционеров, трудностей в осуществлении ее задач, необходимости совершенствования ее стратегии и тактики при полном соблвдении ею собственных стратегических установок.

В работе ставится задача через анализ взаимоотношений партии АКФМ с правящей партией АРЕМА и другими партиями - членами Национального фронта защиты революции, проникнуть в природу мелкобуржуазных партий и происходящие в них процессы, проследить механику влияния антикоммунизма на их подход к сотрудничеству с демократическими силами страны.

Научная новизна исследования. Новизна работы заключается в исследовании актуальных и вместе с тем недостаточно разработанных проблем формирования революционно-демократических партий в Африке. В научный оборот введен новый материал, касающийся деятельности партии АКЁШ. Впервые рассмотрены основные этапы идейно-политической эволюции партии. На некоторых фактических материалах вскрыты противоречия членов партии по ряду проблем политического и социального развития Мадагаскара. Новизна опыта партии АШШ очевидна, если учесть, что в ряде независимых стран Африки буржуазные и мелкобуржуазные партии и армейские круги, стоящие у власти, нередко предпринимают планомерные усилия к тому, чтобы не допустить участия марксистов-ленинцев в правительстве и местных органах власти. Это, как правило, приводит к неудачам таких режимов на пути антиимпериалистической борьбы и попыток осуществления социально-экономических преобразований.

Практическая значимость работы. С созданием партии АКФМ на - Мадагаскаре обозначился сдвиг в политических концепциях революционной демократии. Рассмотрение сложного вопроса взаимоотношений партии АКФМ с правительством и другими политическими партиями на продолжительном этапе борьбы Мадагаскара за политическую и экономическую независимость от иностранного империализма и неоколониализма, представляет интерес в теоретическом и прикладном отношении по ряду причин.

Анализ деятельности партии АШШ на различных этапах национально-освободительной революции на Мадагаскаре призван дать объективный материал для деятельности других партий в Африке. Ее опыт способствует выяснению на фактическом материале Мадагаскара путей доведения до конца национально-демократической революции и ее перерастания в социалистическую, а также методов, форм и средств, с помощью которых можно способствовать прогрессивной эволюции революционной демократии на пути к теории и практике научного социализма.

Выводы и результаты работы могли бы быть использованы при изучении особенностей исторического развития Мадагаскара, при анализе политического развития страны. Подробный анализ экономической и социальной программы партии, проведенный в данной работе, может оказать содействие членам партии АКФМ и руководителям других политических партий-членов Национального фронта защиты революции при разработке социально-экономических программ, в борьбе малагасийского народа за построение на Мадагаскаре социалистического общества.

Методология исследования. При написании работы автор использовал большой объем научной литературы, среди которой прежде всего работы классиков марксизма-ленинизма. Основные положения марксизма-ленинизма стали отправными моментами при анализе проблем политического и экономического развития страны в период колониального и независимого развития, при определении роли авангардной партии, служили методологической основой анализа политической ситуации в стране. Марксистско-ленинская методология анализа позволила дать объективную и научную оценку различным этапам исторического развития страны, целям и задачам партии в различные периоды ее деятельности, роли, которую сыграла партия АКФМ в борьбе за национальную независимость и социальный прогресс на Мадагаскаре.

Жизненная сила марксизма-ленинизма, научного коммунизма состоит в том, что учение является творческим по своему существу. Марксистско-ленинская теория не только верно отражает объективные процессы материального мира в целом и общества, в частности, но и научно объясняет их. Она рассматривает общественное развитие как естественно-исторический процесс, который определяется объективными закономерностями и в то же время осуществляется под воздействием субъективного фактора - созидательной деятельности, революционной энергии и инициативы масс, классов,партий, а также отдельных ведающихся личностей, способных выражать закономерности общественного развития и интересы передового класса,

В марксистской литературе выделяются следующие основные принципы политического руководства массами: классовый подход к явлениям общественной жизни; единства науки и политики, теории и практики; опора на опыт и творческую инициативу масс; коллективность руководства; единство политической и организаторской работы, политической и хозяйственной деятельности; контроль и проверка исполнения, критика и самокритика. Такая систематизация принципов политического руководства наиболее полно отражает роль и место партии в жизни общества как вождя, политического руководителя и воспитателя масс. Она охватывает всю совокупность отношений как самой партии с массами, с государственными и общественными организациями, так и внутри нее.

В.И.Ленин неоднократно указывал на необходимость строгого соблюдения принципов партийного руководства. Ленинские принципы политического руководства массами имеют интернациональное значение.

В.И.Ленин всесторонне обосновал ведущую и направляющую роль партии в системе диктатуры пролетариата, доказал необходимость осуществления партией руководства массовыми организациями трудящихся. При этом он особо подчеркивал, что руководство партии Советами, профсоюзами, комсомолом, должно быть основано на убелзде-нии и силе идейного влияния. Оно должно опираться на полное доверие трудящихся масс к политике правящей партии, на безусловное

- II признание ее как руководящей и направляющей силы общества.

Партия может выполнить свою роль политического руководителя лишь опираясь на массовые государственные и общественные органы, которые В.И.Ленин называл "приводными ремнями от авангарда к массе передового класса, а от него к массе трудящихся" (1.10, с.205).

Партийное руководство по существу своему жизненно только при опоре на массы, при органической связи с ними и тщательном учете настроений, запросов, рекомендаций и предложений трудящихся.Без строгого соблюдения этих условий нельзя поднять широкие трудящиеся массы на решение важнейших политических и экономических задач социалистического строительства. "В народной массе, - писал В.И.Ленин, - мы все же капля в море, и мы можем управлять только тогда, когда правильно выражаем то, что народ создает (1.12,с.112).

Успешно решить задачи социалистического преобразования страны, выработать необходимые для построения социализма организационные формы управления народным хозяйством можно было только путем последовательного претворения в жизнь коренного принципа социалистического государственного управления - принципа демократического централизма. Сущность этого принципа всесторонне разработанного В.И.Лениным, состоит в сочетании двух важнейших сторон -подлинного народовластия, неограниченного участия всех трудящихся в создании социалистической экономики и централизации, необходимой для планового ведения хозяйства, для объединения всех материальных и духовных факторов в масштабе Республики. Социалистический централизм немыслим без развития самодеятельности и инициативы местных органов самоуправления, а следовательно и без участия самых широких масс. В первоначальном наброске статьи "Очередные задачи Советской власти" В.И.Ленин писал о том, что централизм понятый в действительно демократическом смысле, предполагает возможность полного и беспрепятствовенного развития местных особенностей, местного почина, местной инициативы.

Исключительно большое значение В.И.Ленин всегда придавал связи революционной партии с жизнью, с практикой революционной борьбы. Он учил, что "без революционной теории не может быть и революционного движения. Роль передового борца за социализм может выполнить только партия, руководимая передовой революционной теорией" (1.9, С.407).

Образцом творческого развития и применения теории научного коммунизма к оценке сложнейших явлений общественной жизни и выработки на этой основе перспективной политики служат ХХ1У, ХХУ и ХХУ1 съезды КПСС. В документах этих съездов дан научный анализ внутреннего и международного голожения СССР, намечены мероприятия по дальнейшему развитию и укреплению мирового социализма, конкретизированы пути и методы создания материально-технической базы коммунизма, совершенствования социалистического образа жизни и воспитания нового человека, разработана программа борьбы за мир, обеспечение безопасности СССР и всего социалистического содружества.

Большое место в работе уделено изучению документов КПСС и международного коммунистического движения. Сближение партии АКФМ с идеологическими и организационными основами марксизма-ленинизма, конструктивный анализ исторических документов мирового коммунистического движения и опыта КПСС позволили нам приблизиться к более научному методу оценки форм и задач борьбы партии за завоевание подлинной независимости Мадагаскара.

Вторая группа источников - труды и выступления таких африканских государственных и политических деятелей государств соц-ориентации как Матье Кереку, Д.Сассу Нгессе, Х.Мариан Нгуаби и др.

- 13

Третья группа источников - материалы международных научно-теоретических конференций, в которых принимали участие видные деятели коммунистических и рабочих партий, опубликованные в журнале "Проблемы мира и социализма".

Дополнительный источник - газетная и журнальная периодика. Деятельность демократических сил по созданию национально-демократического фронта освещалась в газетах и зкурналах коммунистических и рабочих партий капиталистических стран (ШАНИТЕ, УНИТА). Разносторонняя информация по теме диссертации содержится в издающихся прогрессивными партиями газетах и журналах ("Революсьон африкэн", "Этумба", "Африкен комьюнист" и др.).

В прессе независимых стран Африки ("Жен Африк", "Анне политик африкэн", "Африк нувель") имеется также соответствующий материал.

Несмотря на то, что проблемы создания национально-демократических партий в буржуазной прессе освещается крайне тенденциозно, тем не менее крупные газеты типа "Монд", "Фигаро", журналы типа "Африк-Ази", "Ревю франсез д,этвд политик африкэн" и т.д. оказались полезными при исследовании отдельных ее аспектов.

При написании работы были использованы официальные документы правительства Мадагаскара (Хартия малагасийской социалистической революции, Конституция, Уставы кооперативов и социалистических предприятий), программные документы, уставы, а также резолюции съездов и конференций партий-членов НФЗР, выступления лидеров различных партий и др.

В работе использованы различные документы партии АКФМ, отражающие различные этапы в развитии партии в соответствии с историческими этапами развития страны и национально-освободительного движения в целом. Это особенно важно при оценке позиций, форм и методов борьбы партии в определенный период развития революции,в каждой конкретной ситуации. Резолюции и решения съездов партии дают возможность определить уровень политического развития партии, вццелить ее среди других революционно-демократических партий, существующих на Мадагаскаре.

Периодическая печать на различных языках (малагасийский,русский, французский, английский) дали возможность диссертанту собрать необходимый материал по актуальным событиям в стране и использовать его при анализе программных положений и политики партии АКШМ.

В работе были также использованы труды малагасийских историков и ученых, в которых нашли свое отражение основные исторические события, происходившие на острове, с разных точек зрения оснащена история страны, уточняется хронология.

При этом автор исходил из необходимости критического подхода к такого рода информации с позиций марксизма-ленинизма, особенно материалов, касающихся политических и идеологических аспектов деятельности партии. Некоторые лидеры партий в определении своего места и роли в малагасийской революции, исходят из субъективных оценок социально-политической обстановки в стране, роли партии, государства и общественных организаций в обществе. Субъективные факторы являются причиной противоречивых оценок роли и задачи рабочего класса и крестьянства, значения классовой борьбы в поступательном движении революции. Представитель левых направлений Сьерр-Рацимандиза, например, заявляет: "Перспектива социалистического переустройства на базе фукунулуны таит в себе еще немало трудностей, которые заключаются прежде всего в необходимости ликвидировать систему "торговой экономии", ориентированной на экспорт и оставшийся на Мадагаскаре от прошлого. Кроме того, еще только предстоит осуществить на деле провозглашенный принцип народного самоуправления и демократического развития. Для правительства Рацираки характерен пока крен в сторону централизма,принцип "импульса сверху", который предполагает программу первоначального "воспитания масс в целях создания благоприятных условий для движения по социалистическому пути, провозглашенному Хартией" (У1, 23, с.55).

Денные факты, касающиеся деятельности фронта и социально-политической ориентации его участников, подчерпнуты автором из личных контактов с представителями партий АРЕМА, СОМОНИМА, ВУНДЗИ на Мадагаскаре, а также из общения с представителями делегации Мадагаскара в момент работы советско-африканской научно-политической конференции "За мир и социальный прогресс", проходившей в Москве в октябре 1981 года.

Вместе с тем следует отметить, что при исследовании данной проблемы автор столкнулся с большими трудностями, связанными прежде всего с малоизученностью вопроса, недостаточностью эмпирического материала, отсутствием конкретной документации.

Ключом к толкованию сложных проблем антиимпериалистической борьбы в странах социалистической ориентации и, в частности, на Мадагаскаре, послужили научные труды советских ученых - специалистов, таких как Брагинский М.И.; Брутенц К.Н.; Гончаров Л.В.; Громыко A.A.; Исмагилова Р.Н.; Кива A.B.; Косухин Н.Д.; Лет-нев А.Б.; Манчха П.И.; Мартышин О.В.; Пономарев Б.Н.; Примаков Е.М.; Старушенко Г.Б.; Субботин В.А.; Тарабрин Е.А.; Ульяновский P.A.; Хазанов A.M.; Чиркин В.Е.; Энтин Л.М.; К[цин Ю.А.; Яблочков Л.Д. и др. В работах этих ученых автор диссертации нашел ответы на многие теоретические вопросы, возникавшие при определении политических и идеологических аспектов фронта на Мадагаскаре.

Особую значимость для автора имел вывод Р.А.Ульяновского о том, что "Объективная историческая необходимость формирования широкого фронта прогрессивных сил, носящего не только антиимпериалистический, но и социально-классовый характер, вытекает прежде всего из признания того факта, что ни одна классовая сила, ни одна политическая партия в любой освободившейся стране, вступающей в этап национально-демократической революции, не может в одиночку, даже прочно опираясь на армию и государственный аппарат, справиться с задачами, ввдвигаемыми этой революцией" (У. 46, с.102).

При анализе идеологических особенностей революционной демократии на Мадагаскаре автор руководствовался многими на его взгляд справедливыми выводами Н.Д.Косухина, который, в частности, отмечает, что "идеология революционной демократии обусловлена соотношением классовых сил, уровнем экономического развития, политической активностью масс и, наконец, мировоззрением находящегося у власти политического лидера" (У1.6, с.103).

Отправными моментами в изучении политической роли фронта на Мадагаскаре были разработанные Энтиным Л.М. положения, касающиеся шести главных функций государства, а также его критика немарксистских концепций политико-правового развития стран Тропической Африки (У1.12, с.7; У.40, с.29-60).

При рассмотрении других отдельных аспектов фронта автор использовал труды сотрудников Института Африки АН СССР (Высоцкая Н.И., Иванов B.C., Орлова A.C., Смирнова Е.В., Билевич Б.В.) и специалистов из других научных учреждений (Бардина Ю.Я., Радо пуло H.A., Корнеев Л.А., Цветков В.Н., Корочанцев В.А.).

Изучение роли партии "формирующейся новой социально-классовой структуре в африканском обществе становится одной из генеральных тем зарубежной немарксистской африканистики. Социологический подход утверждается в острой борьбе с этнографическими воззрениями, господствовавшими в западной африканистике многие десятилетия и тесно связанные с теорией и практикой колониализма.

В настоящее время основные идейные баталии разгораются по вопросу о сущности социальных изменений в африканском обществе, о природе формирующихся классов и групп и роли в общественном развитии. Главные существующие в немарксистской африканистике идейно-теоретические и политические течения: буржуазно-консервативное, буржуазно-либеральное, леворадикальное и социал-демократическое течения по-разному трактуют эти проблемы.

Типичной для западных исследований по развивающимся странам можно считать точку зрения на элиту, сформулированную в работах английского социолога П.Ллойда, в котором понятие элиты и политического лидерства связывается с "модернистской" и "прозападной" ориентацией. В политическую элиту, согласно Ллойду, входят наиболее образованные в западном духе и наиболее обеспеченные по сравнению с остальной массой индивиды. Соответственно "массы" рассматривались как носители традиционных начал по сравнению с модернизаторской "ориентацией элиты". Всю структуру африканского общества английский исследователь сводит к двум компонентам: элита и массы. Естественно, массы не анализировались по принципу классовой принадлежности (У. 87, с.126) .

Активность масс и их взаимоотношения с политической элитой изучаются в западной литературе в таких категориях как "политическое участие" и "политическая мобилизация". Среди работ по проблемам политического участия масс в развивающихся странах выделяются труды африканского исследователя П.Оллавы, который вцце-ляет "либеральную" концепцию политического участия, созданную на базе изучения классических буржуазных демократий Запада. По мнению П.Оллавы в отличие от либеральной модели для Африки, характерна "предписывающая модель участия", утвердившаяся в рамках однопартийных государств. Здесь политическое участие - это процесс, с помощью которого правящий режим мобилизует массы на реализацию постулированных целей национального развития" (У.22,с.75) .

Американский исследователь Ф.Хейярд также считает применительно к условиям развивающихся стран распространенной ошибкой ряда исследователей смешение политического участия с демократией. Он утверждает, что политическое участие - это "действие, имеющее целью любого рода влияние (контроль, изменение, поддержка, присоединение) на выработку политических решений или на функционирование политических структур (У.82, с.594) .

Ученый-социолог М.Пейл различает сектор "формального политического участия (голосование, работа в тех или иных политических организациях, в партиях) и "неформальный" сектор-участие в различных "группах по интересам" - этнических ассоциациях, профсоюзах, религиозных организациях и т.д., что может иметь как потенциально, так и актуально политическое значение. "Группа по интересам", -считает М.Пейл, - либо способны преследовать какую-либо конкретную политическую цель, либо могут становиться группой давления на правительства или местную власть" (У.93, с.182).

Из специальных работ о политическом участии в развивающихся странах можно назвать книгу американских политологов С.Хантингтона и Дж.Нельсона "Нет легкого выбора". Авторы исходят из того, что проблема политического участия имеет особое значение для модернизирующихся политических структур, так как "в традиционном обществе занятие социальным управлением и политикой обычно является привилегией узкой элиты" & .83, с.1). По их мнению характер политического участия определяют такие факторы как отношение к нему политической элиты, степень групповой солидарности и группового сознания, тот масштаб, который может приобрести политическое участие как побочный продукт или следствие развития (У.83,с.161).

Специальное изучение проблемы политической мобилизации в т.ч. в развивающихся странах, предпринято американским исследователем Дж.Неттлом. Автор рассматривает категорию политической мобилизации в структурно-функциональном плане, т.е. как функцию политической системы, обеспечивающую ее сохранение (У.90,с.107). Политическая мобилизация - это "коллективное и организованное выражение доверия и поддержки существующей политической власти в обществе" (У.90, с.112).

Американский исследователь П.Брасс настаивает на том, что политические партии в развивающихся странах в различных сферах своей деятельности в т.ч. и в сфере политического участия, используют как материальные, так и идеальные стимулы. При этом радикальные партии делают более сильный акцент на призывах и стимулах идеального характера (У.95, с.35).

По мнению французского исследователя Д.Деже в малагасийской фукунулуне "динамика народного контроля" ограничена центральной властью". Несмотря на то, что создание новой административной структуры задумано именно в целях высвобождения массовой инициативы на местах, фукунулуна в ее нынешнем виде еще очень далека от того, чтобы стать, "такой моделью развития, в которой крестьянство не будет более простым объектом, а станет субъектом своего развития" (У.68, с.176).

В методологических аспектах изучения политической жизни развивающихся стран в современной западной литературе широко используются такие понятия как "элита", "политическое участие", "политическая мобилизация масс" и т.д.

При всех теоретико-методологических различиях основных течений немарксистской африканистики для них характерен один общий недостаток: отсутствие целостной общесоциологической теории общественного развития, что ведет к фрагментности и эклектичности выводам, научным и политическим просчетам.

 

Список научной литературыАндриамиханта, Эммануэль, диссертация по теме "Всеобщая история (соответствующего периода)"

1. Маркс К., Энгельск Ф. О колониальной системе капитализма. М., Политиздат, 1959.

2. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 21, с.2б9317.

3. Ленин В.И. Социалистическая партия и беспартийная революционность. - Ленин В.И. Поли.собр.соч., т.12, с.133-141.

4. Ленин В.И. К вопросу об общенациональной революции.Ленин В.И. Пол.соб.соч., т.15, с.276-280.

5. Ленин В.И. О революционной фразе. - Ленин В.И. Пол.соб.соч., т.35, с.343-353.

6. Ленин В. И. Социалистическеш революция и право нации насамоопределение (тезисы). -Ленин В. И. Пол.соб.соч., т. 27, с.252266.

7. Ленин В.И. Конгресс коммунистического Штернационала(19 июля - 7 августа 1920 г.). Доклад комиссии по национальному и колониальноь^г вопросу 26 июля). - Ленин В.И. Пол.соб.осч., т.41, с.241-247.

8. Ленин В.И. Первоначальный набросок тезисов по национальному и колониальному вопросам (для Второго съезда комь^унистического Интернационала) - Ленин В.И. Пол.соб.соч., т.41, с.161-168.

9. Ленин В. И. Речь на Всероссийском совещании политпросветов губернских и уездных отделов народного образования 3 ноября 1920 г. - Ленин В.И. Пол.соб.соч., т.41, с.398-408.