автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему: Борьба с потребительской ориентацией личности при социализме как фактор преодоления отчуждения человека
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Стрепетов, Виктор Георгиевич
ВВЕДЕНИЕ3-10.
Глава I. ПРИРОДА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ УСТРЕМЛЕНИЙ И ПРИЧИНЫ^ Е" />
ПОЯВЛЕНИЯ
§1. Потребительская ориентация как отчуждённая форма жизнедеятельни человека II-S5.
§2. Проблема потребителва в работа:: К.Мар£6-62.
Глава II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БОРЬБЫ С ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ОРИЕНТАЦИЕЙ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТОГО СОЩШШсМА
§1. Совершевование рределительны;: отношений - необходимое овие укрепления материальных и духовных овциаличого образа лшзни63-88.
§2. Воспитание культуры потребления как направление борьбы с потребителой ориентацией89-116.
Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Стрепетов, Виктор Георгиевич
На этапе зрелого социализма одной из важнейших -задач социальной политики партии и советского государства выступает борьба за отграничение естественного роста материальных и духовных потребностей людей от потребительских устремлений и обусловленного ими образа жизни, которые являются антиподами коммунистических идеалов.
Успех этой борьбы во многом предопределяется уровнем теоретической разработки этого вопроса, предполагающем изучение широкого круга проблем, возникающих в экономической, социально-политической и духовной областях общественной жизни. Об этом говорилось на ХХУ1 съезде КПСС, где была поставлена задача - поднять роль науки в решении актуальных проблем общественного развития^-. "Мы,- отмечалось на июньском / 1983г./ Пленуме ЦК КПСС,- до сих пор не изучили в должной мере общество, в котором-живём и трудимся, не полностью раскрыр ли присущие ему закономерности, особенно экономические".
Обеспечение нового, более высокого идейно-теоретического уровня научных исследований в области потребления имеет решающее значение для повышения действенности, результативности идейно-воспитательной работы. Идеологическая деятельность становится высокоэффективной , лишь тогда, когда она имеет глубокое научное обоснование, тесно связана с реальностями сегодняшней жизни и указывает путь дальнейшего движения вперёд. Массово-политическая работа должна опираться на прочный фундамент социально-экономической политики, учитывать все факторы, влияющие на сознание и поведение трудящихся, формирующихся под воздействием не только наших достижений, но и недостат
1. См.: Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.,1981, с.145-146. '
2. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983г. М.,1983, с.19. ков, трудностей, упущений^.
Важнаш роль принадлежит здесь созданию высокоразвитой теории потребления. Изучение поведения человека в сфере личного потребления необходимо и для познания механизма действия закона возвышения потребностей, и для разработки оптимальной модели потребления, отвечающей нормам и требованиям социалистического образа жизни. Оно позволяет также находить новые резервы в повышенииактивности личности, в обеспечении ускорения темпов общественного развития, повышении эффективности общественного производства.
Вместе с тем, вопросы потребления являются одной из наименее разработанных областей нашей науки. В определённый период отвергалась даже сама идея создания теории потребления "как потребительский под-ход'"0. Однако в конце 50-х, начале 60-х годов положение несколько изменилось. В связи с подготовкой и публикацией Новой Программы КПСС обострился интерес и к вопросам потребления. С этого периода стали выходить работы, в которых рассматривались и проблемы пот
Г4! ребления°.Однако долгое время рассматривались сугубо экономические вопросы потребления, в частности, такие вопросы, как: объём производства и товарооборот потребительских товаров, уровень зарплаты рабочих и служащих, уровень доходов колхозников, размеры поступлений из общественных фондов потребления.
1. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983г., с.39.
2. См.: Степанов И.Г. Отношения личного потребления. М., 1958 с.54.
3. См.: Островитянов К.В. Производство и потребление при социализме. М.,1954; Мстиславский П.С. Народное потребление при социализме. М., 1961;. Олдак П.Г.Взаимосвязь производства и потребления. М.,1968; Шутов И.И.Личное потребление при социализме.М.,1972.
К концу 70-х годов стала ощущаться потребность в изучении всего круга вопросов, лежащих в основе теории потребления. К настоящему времени уже появился ряд работ, в которых вопросы потребления исТ 2 следуются со стороны философской , социологической, социально-политической^, социально-психологической проблематики^3. На этапе развитого социалидма многие обществоведы стали всё чаще обращаться к анализу причин возникновения патологических форм потребления, в частности, к анализу явления потребительства. Так, в работах В.П.Мотяшова4, Н.М.Кейзерова5, Б.В.Жировова? В.П.Кузне-цоваг и других авторов с научных и партийных позиций была показана
1. См.: Власова Е.В. Проблема потребления ценностей культуры.Авто-реф.дисс.канд.философ.наук. Свердловск, УрГУ, 1982; Дзивиш М. Личное потребление и его роль в формировании личности в условиях развитого социализма. Автореф.дисс.канд^философ,наук.М.ДОН, 1980.
2. См.: Жилина JI.H.,Фролова Н.Т. Проблема потребления и воспитание личности. М.,1969; Жилина JI.H. Формирование личных потребностей при социализме. М.,1978.
3. См.: Роговин В.3. Общество зрелого социализма. Социальные проблемы. М.,1984.
См.: Донченко Е.А. Потребление и развитие личности /Опыт социально-психологического исследования/. Киев, 1982.
4. См.: Мотяшов В.П. Потребительские установки в идеологии и пропаганде современного империализма. Автореф.дисс.канд.философ.наук. М.,А0Н, 1976.
5. См.: Кейзеров Н.М. Патология потребительства. М.,1977.
6. См.: Жировов Б.В. Нищета доктрины потребительства. М.,1976.
7. См.: Кузнецов В.П. "Общество массового потребления": иллюзии и реальность. М., 1981. реакционная сущность идеологии потребительства, раскрыт глубоко враждебный делу коммунистического строительства характер потребительского образа жизни, дана аргументированная критика антимарксистских извращений этой проблемы.
Оценивая уровень разработки вопросов потребления на сегодняшний день в целом, можно сказать, что за последние годы в этой области сделан определённый шаг вперёд. Вместе с тем, здесь существует ещё большой круг вопросов, требующих дальнейших исследований. Так, пока ещё слабо изучен механизм действия закона возвышения потребностей, требуется дальнейшее раскрытие диалектики потребления и формирования способностей личности, недостаточно исследованы противоречия сферы потребления. Об этом говорится и в материалах июньского /1983г./ Пленума ЦК КПСС, где указывается: "Сегодня требуется всестороннее изучение присущих зрелому социализму неантагонистических противоречий, особенностей их разрешения в условиях крепнущего социально-политического и идейного единства советского общества"-*-.
Основной целью диссертации является исследование ряда социально-экономических вопросов потребления, котрые не получили ещё должного освещения в литературе. В частности, диссертант ставил перед собой следующие задачи:
- исследовать влияние социально-экономических отношений на сознание и поведение людей в сфере потребления;
- рассмотреть те конкретно-исторические особенности развития советского общества, при которых возникали рецидивы потребительской психологии у части его членов;
- определить основные направления борьбы с потребительской ориентацией на этапе развитого социализма;
I.«Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 г., с.20.
Решая поставленные задачи, диссертант в отличие от других работ, где потребительская ориентацияя рассматривалась как пережиток прошлого, исследует данное явление с точки зрения установленных К.Марксом особенностей Э-х крупных исторических этапов становления и т развития личности . С этих позиций потребительство выступает как отчуждённая форма жизнедеятельсти человека, получающая распространение на втором этапе исторического развития личности, когда её жизнедеятельность происходит в условиях личной свободы и "вещной зависимости"./ Маркс/.
В нашей литературе имеет место критическое отношение как к употреблению самого термина "отчуждение" в качестве научного понятия, так и к проблемам, с ним связанным^. Однако это понятие уже утвердилось и широко применяется во многих течениях философской мысли и без дальнейшего исследования проблематики отчуждения затрудняется как критика антикоммунистических нападок на реальный социализм, так и позитивное решение некоторых вопросов, связанных с формированием нового человека. Достоинство концепции отчуждения состоит в том, что она фиксирует ряд противоречий, существующих между личностью и обществом, между деятельностью человека и её результатами. Важно подчеркнуть, что проблема отчуждения стала для К.Маркса отправным пунктом изучения капиталистического общества. "Критика абсолютизации понятия отчуждения,- отмечает В.В.Кешелава,- и его внеистори-ческого рассмотрения никоим образом не является отрицанием его значения в категориальном аппарате марксистской науки, его ПознаваО тельной роли". Признание этих противоречий позволяет выйти за рамки упрощённых, механистических представлений о характере связей между потребностями человека, их удовлетворением и его развитием. 1
1. См.:Маркс К.,Энгельс ф. Соч.,т.46,ч.1,с.100-101.
2. См.: Попов С.И. Социализм и гуманизм. М.,1974, с.П-12.
3. Кешелава В.В. Гуманизм подлинный и мнимый. М.,1973, с.182.
Подобные представления фактически игнорируют сложность задач коммунистического воспитания и нередко приводят к соблазну отыс-кать"лёгкие" пути воспитания нового человека,"что,- как справедливо отмечается в одной из монографий',вряд ли можно считать перспективным и полезным с точки зрения осуществления коммунистического идеала""*". "Воспитание нового человека,- подчёркивал К.У.Черненко на июньском /1985г./ Пленуме ЦК КПСС,- неотделимо от самой энергичной борьбы с пьянством, хулиганством и тунеядством, спекуляцией и хищениями социалистической собственности, взяточничеством и стяжательством. Было бы неправильно видеть во всех этих уродливых явлениях, вызывающих беспокойство и справедливое возмущение трудящихся, одни лишь "пережитки прошлого" в сознании и поведении'людей. Причины многих из этих"болячек" следует искать и в сегодняшней практике, и в просчётах тех или иных работников, в реальных проблемах и трудностях нашего развития, в недостатках воспитательной деятель-.2 ности" .
К новизне работы относится и то, что здесь исследуется такое новое направление социальной политики и идейно-воспитательной работы как воспитание культуры потребления. Основные положения диссертации заключаются в следующем:
- потребительская ориентация - это извращённая ценностная установка человека, сознание которого порабощено противоречиями товарно-денежных отношений, вследствие чего его жизнедеятельность лишается подлинно человеческого содержания;
- борьба с потребительской ориентацией должна носить комплексный
1. Социалистическое общество. М., 1975, с.223-224.
2. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983г., с.23. разносторонний характер, предусматривающий совершенствование способов разрешения противоречий социалистической экономики в направлении дальнейшего укрепления основного принципа социализма и повышение качества работы по коммунистическому воспитанию.
Диссертация состоит из двух глав, заключения и библиографии. Первая глава носит общетеоретический характер, где рассматриваются основные характеристики потребительского образа жизни, исследуются причины возникновения потребительской ориентации, показывается несостоятельность концепций буржуазного гуманизма в решении этой проблемы. Во второй главе используются конкретно-исторические материалы, отражающие особенности развития советского общества в течение последних двадцати лет.
Методологической основой для написания'работы явилось богатейшее наследие классиков марксизма-ленинизма, огромный практический опыт и теоретические выводы коммунистической партии, в том числе, материалы ХХУ1 съезда КПСС, последующих Пленумов ЦК КПСС, выступления Генерального Секретаря ЦК КПСС К.У.Черненко.
При написании работы использовался материал, представленный в монографиях и статьях советских учёных, а .также учёных социалистических стран. Диссертант проанализировал также ряд работ буржуазных авторов.
Практическая значимость диссертации видится в том, что её содержание и выводы углубляют представления о сущности и причинах возникновения потребительской ориентации у человека, дают возможность уяснить методологию дальнейшего изучения этого вопроса, направлены на повышение эффективности сегодняшней социально-экономической политики партии и её идеологическое обеспечение.
Материалы диссертации прошли апробацию на заседании проблемной группы кафедры теории и практики коммунистического воспитания философского факультета МГУ им.М.В.Ломоносова и на научно-теоретической конференции профессорско-преподавательского состава Арка-лыкского педагогического института им.И.Алтынсарина. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите кафедрой теории и практики коммунистического воспитания философского факультета МГУ.
II
Г Л А В A I
ПРИРОДА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ УСТРЕМЛЕНИЙ И ПРИЧИНЫ ИХ ПОЯВЛЕНИЯ.
§1» Потребительская ориентация как отчуждённая форма жизнедеятельности человека.
В жизнедеятельности человека наряду с производством важная роль принадлежит потреблению. Потребление есть процесс удовлетворения общественных, групповых и личных потребностей, в ходе которого происходит уничтожение предметов потребления или видоизменение их вследствие чего возобновляется потребность в новом производстве. " Без производства,- отмечал К.Маркс,- нет потребления, однако, и без потребления нет производства, так как производство было бы в таком случае бесцельно"^.
Марксизм-ленинизм рассматривает отношения по поводу потребления исходя из понимания общей направленности целей производства. Конечной целью любого производства является потребление. Однако эта цель модифицируется под воздействием общественных отношений и господствующей формы собственности на средства производства. Так, при капиталистическом способе производства отношения между производством и потреблением опосредуются созданием прибавочной стоимости, прибыли для капиталистов. С переходом средств производства в общественную собственность между конечной и непосредственной целью производства устраняются антагонистические противоречия. Поэтому социализм создаёт возможность не только "обеспечить всем членен общества путём общественного производства вполне достаточные и с каждым годом улучшающиеся мате
I. Маркс К., Энгельс , Соч.,2-е изд.,т.12, с.717. Г риальные условия существования, но также полное, свободное развитие и применение их физических и духовных способностей."-^.
Зависимости производства и потребления неоднозначны. Потребление, хотя и определяется производством, в то же время обладает известной самостоятельностью, активно влияет на последнее, диктуя определённую направленность его развития. Рассматривая
К.Маркс отношения потребления, разделял их на производственное и личное потребление, так как производство есть одновременно потребление различных вещественных факторов /средств производства, рабочей силы/, а личное потребление выступает как производство самого человека^. С производственным потреблением имеет дело политическая экономия, открытия которой позволили сформулировать положение об основном экономическом законе социализма, помогло уточнить многие методологические вопросы общественного устройства социализма, определить основные направления экономической поли-ти партии, её экономическую стратегию. Вместе с тем, всякое потребление это и биологический, физиологический процесс/утоление голода, жажды/, психологический акт /появление чувства удовольствия, удовлетворённости/, эстетич еский процесс/ формирование вкусов/,идейно-нравственный процесс/ формирование нравственных норм, ценностей, идеалов/.
При решении задач формирования нового человека важное значение приобретают следующие особенности потребления: во-первых, с изменением характера потребления, которое происходит под воз-лействием общественных отношений, изменяется структура потребностей человека в том числе в направлении облагораживания чело
1. Маркс К.,Энгельс Ф. Соч.,т.20, с.294.
2. Там же, т.12, с. 716. веческой природы, появления у людей таких новых качеств как музыкальный слух, чувствующий красоту форм глаз и других, которые К.Маркс называл "истинно человеческой чувственностью"^; во-вторых, отношения потребления являются мощным фактором укрепления связей личности с обществом, формирования общественного че-2 ловека .
Исследуя вопрос об исторической направленности влияния потребления на человека, основоположники научного коммунизма открыли закон возвышения потребностей. Его суть заключается в том, что каждая новая ступень в развитии производительных сил приводит к увеличению объёма потребления материальных и духовных благ трудящимися, что, в свою очередь приводит к усложнению структуры их потребностей, ибо "удовлетворение первичных потребностей, связанные' с поддержанием его /человека - B.C./ физической жизни, действие удовлетворения и уже приобретённые орудия удовлетворения ведут к появлению и развитию новых истинно человеческих потребностей"^.
Развитие капитализма,- писал В.И.Ленин,- неизбежно влечёт за собой возрастание уровня потребностей всего населения и рабочего пролетариата. Это возрастание создаётся вообще учащением об
1. Маркс К.,Энгельс Ф. Соч.,т.42, с.48.
2. О влиянии потребления на формирование социальных качеств человека Гёте писал так: "Я'приучил себя постоянно вспоминать, как и откуда была получена любая вещь, которой я владею, подарок ли это, купил ли я её, или приобрёл путём обмена. Показывая свои коллекции, я вменил себе в обязанность с благодарностью вспоминать тех людей, через посредство которых мне попадала та или иная вещь. Таким образом всё вокруг начинает одушевляться; повсюду мы усматриваем духовную и любвиобильную генетическую связь, а живое представление о прошлом возвышает и обогащает настоящее".- Гёте И. Собр.соч.в 10 т-х,т.З,М., 1976 сТ346-347.
3. Маркс К, Энгельс Ф. Соч.,т.З, с.245. мена продуктами, приводящими к более .частым столкновениям между жителями города и деревни, различных географических местностей и т.д. К этому же приводит и сплочённость, скученность рабочего пролетариата, повышающая его сознательность и чувство человеческого достоинства и дающая ему возможность успешной борьбы против хищнических тенденций капиталистических порядков. Этот закон возвышения потребностей с полной силой сказался в истории Европы.
Опираясь на этот закон, классики марксизма-ленинизма выдвинули подлинно гуманистический критерий развития человеческого общества, определяющий фундаментальное качество человеческого существования вообще - это создание материального изобилия в обществе и утверждение таких способов его употребления, которые обеспечивают всестороннее и гармоничное развитие личности. Речь идёт о формировании у людей на основе потребления в необходимом количестве материальных и духовных благ таких важнейших человеческих качеств как потребность в труде, в постоянном обогащении своего духовного мира , в реализации "творческих дарований чеQ ловека . Материальной предпосылкой для этого выступает научно-технический прогресс, развитие автоматизированного и конвейерного производства, способных удовлетворять разнообразные потреб
1. Ленин В.И. Полн.собр.соч.,т.1, с.101.
2. Духовное богатство личности в марксистской литературе определяется как "совокупность прогрессивно направленных компонентов её духовной структуры /мировоззрения, знаний, убеждений, чувств и т.д./, определяющих содержание, характер, мотивы и эффективность её деятельности".- Сохань Л.П. Духовный прогресс личности и коммунизм. Киев, 1966, с.196-197; См.также: Духовное становление человека. Л.,1972, с.4.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,т.46,1, с.4-76. ности людей в массовых масштабах.
Вместе с тем, реализация закона возвышения потребностей не лишена определённых трудностей и проблем. В частности, повышение производительности труда в общественном производстве, рост материального благосостояния создают определённые возможности для паразитического существования, которые нередко превращаются в действительность. "Монополистическая буржуазия,- указывается в Программе КПСС,- является бесполезным наростом на общественном организме, излишней для процесса воспроизводства. Заводами и фабриками управляют наёмные директора, инженеры, техники. Монополисты ведут паразитический образ жизни, поглощая со своей челядью значительную часть национального дохода, создаваемого трудом пролетариата и крестьянства" Кроме того, потребление может стать самоцелью и в структуре жизнедеятельности трудящихся, когда стремление к накоплению и потреблению материальных благ превращается у них в главную жизненную установку, определяющую их поступки и систему ценностных ориентаций. Данное явление пор лучило название потребительства .
Реакционная сущность потребительства состоит в том, что здесь субъективные цели потребления вступают в противоречие с объективными потребностями человека, так как реализация потребительских установок не только не способствует возвышению потребностей личности, но, наоборот, деформирует их, низводя жизнедеятельность человека до уровня борьбы за обладание вещами. Получая раепрос
1. Программа Коммунистической Партии Советского Союза. М.,1976, с.29.
2. См.: Словарь по этике. Под ред. И.С.Кона. М., 1983, с.268. транение потребительская ориентация дегуманизирует общественные отношения, порождает социальные конфликты, тормозит исторический процесс.
В настоящее время потребительское отношение к жизни стал© выступать характерной чертой буржуазного общества. В объяснении причин его распространения в буржуазной науке существует много точек зрения, которые, однако, можно свести к двум направлениям: апологетическому и критическому. Сторонниками первого направления разрабатывается учение о том, что потребительская ориентация является естественным, нормальным состоянием сознания человека, живущего в обществе, достигшем стадии массового потребления. По мнению таких буржуазных идеологов как Дж.Гэлбрейт, Дж.Ка-тона, У.Ростоу, О.Тоффлер, Д.Белл, Ж.Фурастье и других, центр жизни современного человека, находившийся до недавнего времени в области труда, перемещается в настоящее время под воздействием научно-технического прогресса в сферу потребления. Рост материального производства порождает якобы у людей психологическую потребность приобщиться к благам цивилизации в полной мере, что, в свою очередь, создаёт беспрецедентную в истории человечества власть потребителей над процессами общественного производства.
Так, У.Ростоу, автор теории "стадий экономического роста" пытается доказать, что любое общество в своём историческом развитии должно пройти ряд стадий, высшей из которых является стадия "массового потребления", при которой происходит превращение человека из "гомо лаборанс" /человека работающего/ в "гомо консу-менс"/человека потребляющего/.^ Подобных взглядов придерживается
I.Robtow VC< Poiihtb cuij ytack&b oj? Cjt*ovcHi. и Дж.Гэлбрейт, который считает, что новое "индустриальное общество" осуществляет революцию в мотивах деятельности и потребностях человека, так как "массовый потребитель", обладая "счастливым потребительским сознанием", утрачивает потребность в классовой борьбе и изменении социальной структуры общества-''. В работах О.Тоффлера проводится мысль, что общество массового потребления является альтернативой коммунизму, так как оно способно в корне изменить отношение людей к собственности. Формируя культуру "выбрасываетелей", оно приводит к "эфемеризации человека с окружающими его вещами", к -"потере привязанности к вещам, вследр ствие чего чувство собственности постепенно утрачивается .
Реакционная сущность подобных теорий была раскрыта в работах Замошкина Ю.А.,Ашина Г.К., Бессонова Б.Н., Красина Ю.А., Феофанова О.А. и других авторов.0 В них подчёркивается, что теорией "массового потребления" буржуазные идеологи попытались отвлечь ртудящихся от социалистической перспективы. Одновременно маскировались те социальные антагонизмы, которые присущи современному капитализму. Наталкиваясь на физические пределы эксплуатации рабочей силы и такие социальные факты как усиление борьбы трудящихся против всевластия монополий, буржуазия стала прибегать к различным средствам маневрирования, активно используя при этом достижения научно-технической революции. Насаждая потребительскую идеологию, буржуазия исходит из того, что большая часть производимых капиталистическим обществом товаров уже не
ТШ&Жф» К Tfo J0ue»i Socuiy. М У., iW, А И.
2. 7Ь# .f/W* . Mr, in о ^ А 46,
3. См.: Замошкин 10.А. Личность в современной Америке. М., I960: Ашин Г.К. Доктрина "массового общества".М.,1971;Бессонов Б.Н. Идеология духовного подавления. М.,1971; Красин Ю.А. Революцией устрашённые М., 1975. служит удовлетворению первичных, жизненно важных для человека' потребностей и, в тоже время, нуждается в сбыте. Поэтому, пропагандируя потребительский образ жизни, буржуазия, с одной стороны, решает свои экономические проблемы, а, с другой, маскирует свои истинные цели с помощью мифов об обществе "всеобщего благоденствия". Об этом недвусмысленно говорит Дж.Гэлбрейт, когда указывает, что приобретённые благодаря умело поставленной рекламе предметы потребления способны вызвать у человека "чувство личного успеха, равенства с соседями, освобождают от необходимости думать, вызывают сексуальные потребности, обещают ему престиж в обществе. сообщают внешнему облику привлекательность в соответствии с общепринятыми стандартами"^".
Апологетизация консюмеризма буржуазной идеологией - это один из способов продления жизни капиталистической системы, ибо не случайным является то, что самой трудной задачей для многих буржуазных идеологов выступает ответ на вопрос "Что будет после того, как потребительские идеалы перестанут удовлетворять трудящихся?" Альтернативные решения, предлагаемые теоретиками "индустриального общества" полностью раскрывают реакционный характер их учений. "Постиндустриальное общество", согласно прогнозам буржуазных футурологов, будет характеризоваться тотальным контролем за поведением человека. Развитие науки и техники даст возможность элите расчитывать "индекс настроения" отдельных групп и влиять на поведение человека различными способами в том числе, с помощью медикаментов и химических средств, оказывающих нужное психическое воздействие в направлении удовлетворения пре
I. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М., 1969, с.248. длагаемым человеку образом жизни.^
Естественно, что такая перспектива устраивает не всех членов буржуазного общества. Сталкиваясь с фактами нивелирования личности, распространения культа жестокости, насилия, морального одичания и анализируя причины их возникновения, многие из них приходят к выводу о том, что в немалой степени этому способствует нездоровая атомсфера в сфере потребления. Безудержная страсть к обладанию потребительскими благами, господство идеологии индивидуализма и стяжательства делают наиболее типичной формой межличностных отношений самую жестокую конкуренцию и взаимную отчуждённость между людьми. Их прямым следствием выступает распространение преступности, наркомании, самоубийств и других социальных болезней, идущих параллельно с ростом материального благосостояния страны в целом. Поэтому часть из них стала бить тревогу. "Мы стали более богатой страной, но по общему мнению не более счастливой,- отмечают профессора Колумбийского университета П.Пэссел и У.Росс.- Для многих существует неоспоримая связь между ростом потребления и тем, что вещи приносят всё меньше о удовлетворения качеством обычной жизни" . По мнению американского социолога Ч.Рейча потребление в американском обществе носит искусственный, извращённый характер, подавляющий человека и не приносящий ему подлинного удовлетворения0. "Богатство - безжалостный враг понимания,- считает тот же Дж.Гэлбрейт.- До тех пор, пока человек не научится жить со своим богатством, он будет проявлять хорошо наблюдаемую тенденцию к использованию его
1. См.: Антонович И.И. Капитализм и социальный контроль. М.,1978, с.40-45.
2. Цит.по кн. Симуш П.И. Возвышение потребностей личности в условиях развитого социализма. М., 1975, с.5.
3. См.:"Рабочий класс и современный мир", 1974, №2,с.37. в ложных целях или вести себя как глупец"^.
Глубочайший кризис капиталистической системы, развернувшийся в последнее время, способствовал тому, что сейчас на Западе стали много говорить о качестве жизни. Например, социолог
3.Кюнг считает, что в системе ценностей буржуазной идеологии в настоящее время пропаганда "общества потребления", олицетворяющего собой рай на земле в виде универсального магазина, должна уступить место пропаганде "общества благоденствия", которое характеризуется стабильностью существования,, здоровьем, удовлетр ворённостью работой, свободой и социальным престижем . По мнению французских социологов Л.Арман и Ж.Фурастье, западное общество должно перейти в "научную фазу", которая требует подавления
Г) потребительских инстинктов и развития духовных запросов0.
Пытаясь найти выход из кризиса, некоторые представители либерально настроенной интеллегенции, такие как Э.Фромм, Г.Мар-кузе, Р.Миллс, Д.Рисмен, Ч.Рейч и другие, выступили с критикой потребительской психологии, которая получила название современного буржуазного гуманизма. Буржуазные критики "общества массового потребления" попытались разработать доктрину "человеческих отношений" с тем, чтобы спасти буржуазное общество от тех социальных последствий, которые несёт с собой потребительский образ жизни. "Откройте вновь человека во всей «го ценности, верните ему самоуважение и уважение окружающих!"- призывают "новые гуманисты Дэвис и Скотт^.
OMro.it JoL £ The S'orJeijf! /./
2. См.:"Политическое самообразование", 1974, IF7,с.66. о. См.: "Вопросы философии", 1974, №7, с.98-100.
4. Цит.по кн. Богомолова Н.Н. Доктрина "человеческих отношений"-идеологическое орудие монополий. М., 1970, с.66.
В своём анализе потребительской психологии современные буржуазные гуманисты следуют традиции немецкой классической философии, характеризовавшей подобного рода явления как отчуждение, под которым понималась утрата субъектом своих субстанциональных свойств/переход в инобытие абсолютной идеи, а также потеря себя в вожделеющем сознании субъективным духом у Гегеля/, передача родовых качеств человека богу у Фейербаха и др. В настоящее время на Западе термин отчуждение "применяется философами, психологами и социологами в отношении необычайного разнообразия психо-социальных расстройств включая утрату себя, состояние страха, отчаяния, дезориентации, деперсонализации, ненадёжноеч ти, социальной дезорганизации, одиночества, автоматизации, бессилия, бессмысленности, изоляции, пессимизма и утраты веры или ценностей"Несмотря на такое многообразие толкования отчуждения, ценность данного понятия заключается в том, что оно в синтетическом виде отражает процесс дегуманизации субъекта, будь-то общество, класс или отдельный индивид. Как отмечается в статье А.И.Титаренко и Б.И.Воронцова "Понятие отчуждения в системе категорий марксизма", понятие отчуждение по своему содержанию противостоит такому понятию как гуманизм и в ряде слуо чаев "выступает как противоположная ему парная категория" .
Классификация потребительства как разновидности отчуждения исходит из того, что -здесь также происходит извращение и даже утрата определённых субстанциональных качеств и свойств личности, без которых немыслимо её полноценное, гармоническое сущест
1. Личность при социализме. М., 1968, с.20.
2. "Вопросы философии", 1978, PII, с.106. вование.
Рассмотрение вопроса о причинах возникновения потребительской ориентации невозможно без опоры на общефилософские принципы антропологии, особенно той её части, где рассматриваются взаимоотношения между телом и душой, материей и сознанием. Разграничение души и тела имеет длительную историческую традицию,где за душой признавалось свойство руководить поступками человека, направляя их к достижению блага. Основные принципы гуманизма также исходят из признания человека разумным существом, управляющим своими деяниями и поступками с помощью разума.
Вместе с тем, уже древнегреческие философы считали, что душу человека нельзя свести только к разумному началу. Согласно Пла-. тону, например, в душе каждого человека незримо дремлет дикое, звероподобное начало, которое под влиянием сытости и хмеля может отбросить всякий стыд и разум и стремиться к удовлетворению своих вожделений. Даже в тех, кто на первый взгляд кажется разумным, умеренным и добродетельным, таится "какой-то страшный, беззаконный и дикий вид желаний."^. В истории философии трудно, пожалуй, найти мыслителя, который отрицал бы возможность появления в человеке безудержных страстей. Даже Декарт, провозгласивший тождество сознательного и разумного, в последние годы своей жизни специально обратился к исследованию этого вопроса. В трактате "Страсти души" он не только попытался дать классификацию страстей, но и указал на борьбу, которая постоянно происходит между "низшей" частью души, названной им р чувствующей, и "высшей" её частью - разумной .
1. Платон. Соч. в 3-х томах, т.З, ч.1, М.,1971, с.391.
2. Декарт Р. Избранные произведения. М.,1950, с.619.
Рассматривая борьбу между вожделениями и разумом, подавляющее большинство мыслителей считало так же как и Платон, что разум может и должен подчинить себе вожделения, что он способен контрЯировать желания иррационального начала души. По убеждению гуманистов эпохи Просвещения, человек может иметь абсолютную власть над страстями, если у него развита воля и чувство долга. На таких позициях стояли Кант, Фихте, Гегель, Фейербах, основоположники научного коммунизма.
Однако были и другие мыслители, которые полагали, что вожделения человека не поддаются контролю разума, что последний бессилен в своём стремлении сдержать их натиск и единственное, на что он способен, это осознать своё бессилие перед ними. Так, Юм утверждал, например, что "разум есть и должен быть рабом аффектов и не может претендовать на какую-либо другую должность, кроме служения и послушания им"-'-. Иррационалистические принципы антропологии стали доминирующими в современное буржуазной философии. Ведущая роль принадлежит здесь фрейдизму. Учение Фрейда исходит из предпосылки, что глубинной основой всех чувств и стрем лений человека выступает бессознательное желание получения максимума удовольствий, которое сознанием не контролируется. Последнее способно лишь к сублимации, то есть выбору социально приемлимых способов удовлетворения вожделений. Механизмом сублимации выступает культура, в том числе господствующие нормы и идеалы социального поведения.
1. Юм.Д. Соч. в 2-х томах, т.1, ш., 1965, с.556.
2. См.: Фрейд 3. Я и Оно. JI., 1924, с.22.
Опираясь на это учение, буржуазные критики консюмеризма считают, что причиной распространения потребительской психологии выступает сам характер современной цивилизации вообще, которая якобы провоцирует разгул внутренних страстей человека тем, что с помощью техники и индустриального производства расширяет ассортимент потребительских благ. Особая роль в превращении человека в бездушного потребителя, по их мнению, принадлежит средствам массовой информации. Распространяя свойственные потребительскому образу жизни вкусы, мнения, настроения, они заставляют индивида включиться в безудержную погоню за "жизненным стандартом", делают его слепым поклонником моды, конформистом. Ранее популярный идеал активного бизнесмена, энергично действующего в сфере предпринимательства, уступает место активности потребителя, ориентированного на погоню за удовольствиями, предметами моды и комфорта. Пропагандируя "счастливое сознание потребителя", средства массовой информации поставляют капитулировавшим перед жаждой обладания вещами обывателям образцы и мерила поведения, с помощью которых те начинают судить о самих себе, успокаивают свою совесть. Созерцание собственных вожделений с экранов телевизоров и в печати позволяет, с одной стороны, отвлечь массы от серьёзных проблем реальной действительности, а с другой, снабдить их практическими рецептами поведения в "обществе массового потребления".
Голый прагматизм и бездуховность, насаждаемые средствами мае-совой информации, стали проникать в область образования и воспитания. Школа в современном буржуазном обществе имеет целью не повышение уровня образования человека как основы его культурного развития, а лишь обеспечение возможности получения лучше оплачиваемой работы и облегчение материального преуспеяния. Исходя из философии "приспособления", она поощряет конформизм, стремится обеспечить идентификацию личности с существующей системой, наилучшее приспособление к ней. "Главный возбуждающий конфликт, обыгрываемый средствами массовой информации,- отмечает Р.Миллс,- это противоречие между желанием обладать и невозможностью обладать материальными ценностями или красивыми женщинами"*.
Поток информации такого рода направлен на то, чтобы непрерывно создавать у людей'иллюзию "ложной идентификации" масс с образом жизни и мыслей предлагаемых ей героев. Радио, кино, телевидение, пресса усиленно поставляют массам типаж "человека толпы", превратившегося в знаменитость, в "звезду" и потому являющегося примером и образцом для подражания. В культе "звёзд" обыгрываются открытые психологией механизмы проекции и идентификации, позволяющие переносить на личность "звезды" те надежды и стремления, которые у масс остались нереализованными и одновременно переживать её жизненные успехи как свои собственные.
Приведенные выше взгляды А.Рисмена и Р.Миллса отражают некоторые процессы реальной действительности современного капиталистического общества, развивающего средства социального контроля за сознанием и поведением людей и манипулирующего этим сознанием в интересах правящих классов. Их критический пафос выражает протест против разложения буржуазной культуры, болезненно ощущаемый прогрессивно настроенной интеллегенцией, понимание тех бедствий, которые несёт с собой процесс отчуждения человека.
I. Миллс Р. Властвующая элита. М., 1969, с.423.
Однако односторонняя оценка явлений кризиса и распада буржуазного общества не позволила им вскрыть глубинные противоречия этого общества и определить те реальные силы, которые ведут борьбу за прогрессивные идеалы. Большинство современных буржуазных гуманистов, пишущих об отчуждении, рассматривают его лишь как состояние сознания, полагая при этом, что только внутренние изменения, духовное возрождение позволят личности обрести свою сущность.
Примером тому могут служить идеи Г.Маркузе и Ч.Рейча, которые считаются на Западе наиболее радикальными. Основные идеи Г.Маркузе изложены в его книге "Одномерный человек", которую он называет критической теорией индустриального общества. Современное буржуазное общество характеризуется юл как "одномерное общество технологической рациональности", являющееся воплощением идеи разума и принципа производительности. В этом обществе господствует "демония техники", которая предопределяет социальную структуру общества и политический способ её использования. Научно-технический прогресс интегрирует классы и партии в "одномерное общество" на основе заинтересованности всех в развитии сферы потребления, которая, по его мнению, носит двойственный характер. Например, владение автомобилем означает не только получение удобств и удовольствий, но и дополнительную зависимость от общества. Возрастание многообразия потребностей, реальных и мнимых, влечёт за собой увеличение зависимости человека от системы, делает цепи этой зависимости более прочивши. Теперь любой протест против того, что обеспечивает увеличение потребительских благ, кажется неразумным. Поэтому для "одномерного общества", становится характерным "паралич" критики. Техника, потребительский образ жизни и средства массовой информации формируют сознание "единства" с этим обществом. Логика социального протеста вытесняется принципом "технологической рациональности" и революционные потенции рабочего класса иссякают, так как потребительское общество обеспечивает его теперь домом, автомобилем, телевизором, пищей и одеждой в достаточном -количестве."Развитие капиталистической производительности,- делает вывод Маркузе,-остановило революционное сознание, человек удовлетворён и счаст тлив" .
Став потребителем и конформистом, человек, как бы сливается с капиталистической системой и перестаёт осознавать враждебность этого строя. Социальные нормы, регламентации и установления,исходящие извне, приняты им и превратились во внутренние мотивы и побуждения. Его потребности унифицированы и вещны, он делается духовно нищим, но, потеряв свободу, "одномерный человек" делается наилучшим образом приспособленным к существующей системе. Всё действительное, в том числе и он сам кажется ему воплощением "технологической рациональности".
Далее Маркузе выступил с идеей "новой революции", в основе которой лежит бунт против общества. Трансформировав для своих целей фрейдистское учение о человеке как невротическом существе, обуреваемом страстями и вожделениями, подавляемыми современной культурой, он призвал к "Великому отказу", означающему "неучастие в угнетении инстинктов принципом производительности".
В цикле статей "Культура и общество" Маркузе выступил с заявлением, что вся история развития цивилизации - это история по
I.jUzhCubZ Н. Фи bi-i^lihiUtdLOhiU'e jUtHbcfi МЙИЛИИ s п. давления человека "принципом производительности", а развитие всякой культуры невозможно без ограничения его свободы. Объявив борьбу трудящихся за улучшения условий труда, быта, повышение жизненного уровня "борьбой за дальнейшее порабощение человека", он обрушился с нападками и на реальный социализм, объявив его разновидностью "индустриального общества".
Новая революция" Маркузе должна начаться с отказа от "принципа производительности" и перехода к "принципу удовольствия". Это означает радикальное изменение человеческой природы, структуры человеческих потребностей, создающее новую "биологическую основу социализма". Старая система потребностей,, основанная на идеях разума и принципе производительности порождает отношение к вещам как "ценностям для обмена и господства" и потому должна т быть упразднена. При реализациии "принципа удовольсвия" в обществе будут госпоствовать эрос, блаженство, свобода, а главными т потребностями человека станут "чувственность, игра, пение .
Такую революцию могут совершить только люди, находящиеся вне социальной структуры "одномерного общества", так как последнее нельзя революционизировать изнутри. Ими являются отверженные капиталистическим обществом деклассированные элементы или порвавшие с ним анархиствующие индивидуалисты. Позднее Маркузе стал причислять к революционным силам бунтующее студенчество, увидев в нём"прообраз будущего человека". Таким образом, предложенный Маркузе путь борьбы с потребительскими устремлениями, его "Великий отказ" - это переход к аскетическому образу жизни, отказ от труда, культ чувственных наслаждений, в котором секс выступает в качестве высшей ценности. По существу это образ жизни части люмпена и богемы,
В отличие от анархических идей Маркузе, вырождавшихся на практике в экстремизм, взгляды Ч.Рейча носят более умеренный характер. В его учении о "революции с помощью сознания" воспроизводятся все главные постулаты "критической теории", только используется при этом понятие "корпорационного государства". "Корпорационное государство, в котором мы живём,- пишет он,-это безмерно могущественная машина - упорядоченная, узаконенная, рационализированная, но при этом полностью находящася вне человеческого контроля и безразличная к человеческим ценностям"-'-.
CJ tt II оакономерности действия машины корпорационного государства" н лежат вне досягаемости человеческой воли, так как они фукциони-руют в соответствии с требованиями техники и собственной структуры. Поэтому активные формы борьбы против неё бессмысленны и "исторически не оправданы". Однако, машина корпорационного государства всё же разрушается благодаря изменениям в сознании людей, Так, в сознании человека эпохи "свободного предпринимательства" / Рейч называет его Сознанием I / главной ценностью жизни считалось материальное богатство, которое можно добыть на основе предпринимательской деятельности. В условиях "корпорационного государства" вырабатывается Сознание II, которое ориентировано на комфорт и удовольствия, ради которого происходит подчинение индивида безличному "организованному порядку", служение "благу целого". Однако постепенно появляется и Сознание III, которое представлено чувствами, настроениями и мировоззрением молодого
I. Rticfr Л. Т$е of поколения. В его основе лежит опущение ценности собственного "я", "поиск человечности", в противоположность "мании техники, организации и потребления". Руководствуясь таким сознанием,индивид действует уже не в соответствии с принятыми в обществе нормами и ценностями, а самостоятельно, то есть, становится свободным. "Смысл освобождения,- пишет Рейч,- заключается в том, что индивид становится свободным для того, чтобы строить собственную философию и собственные ценности, вырабатывать собственный стиль жизни и собственную культуру с самого начала. Сознание III постулирует абсолютную ценность каждого человеческого существа, каждого "я". Сознание III отвергает антагонистическую или конкурент тную доктрину жизни" .
Рейч расчитывает на то, что "новое сознание" способно разрушить машину "корпорационного государства", поскольку последнее хорошо защищено лишь от внешних атак на систему истэблишмента,но уязвимо для изменений, совершающихся изнутри. Поэтому распространение нового сознания и обусловленного им нового образа жизни приведёт к гуманности, любви, личной независимости в обществе. "Когда сознание изменится, пишет он,- солдаты корпорационного государства откажутся воевать, полиция восстанет, бюрократы прекратят работать, а тюремщики станут хозяевами баров. Ничто не моп жет остановить могущество сознания" .
Теории Маркузе и Рейча получили всесторонню оценку в марксисо тской литературе . В ней было убедительно показано, что за ультрареволюционными фразами Маркузе скрывается его фактическая ка
1. Там же, с.225-226.
2. Там же, с.348.
3. См.:Антонович И.И. Общий кризис капитализма ^'буржуазный гуманизм. М., 1975; Буева Л.П. Человекдеятельность и общение.
М.,1978; Новиков Н.В. Мираж "организованного общества".!.,1974. питуляция перед капиталистическим обществом и его идеологией. Отказ от революционного преобразования отношений собственности означает скрытое примирение с существующей действительностью путём иного её истолкования. Во взглядах Маркузе по сути дела не содержится никакой реальной программы революционного действия. "Революция" у него происходит лишь в разуме в виде некоего интеллектуального "бунта". Антипод конформиста буржуазного общества, предлагаемый Маркузе, это - нигилист, анархиствующий интеллектуал и экстремист, который не принадлежит ни к какому классу или социальному слою и совершает революцию лишь в своём сознании, в структуре собственных инстинктов и потребностей. Поэтому, несотря на резкие выпады против потребительства как образа жизни, он фактически не выходит за рамки потребительского, мелкобуржуазного сознания при анализе процессов общественного развития. Его концепция преодоления отчуждения человека способствует ещё большему отчуждению, поскольку отказ от принципа производительности, создавшего человека как такового, носит глубоко реакционный характер. Переход же к принципу "удовольствия" на деле означает пустое времяпрепровождение и сексуальную распущенность, то есть сохранение той лее философии потребления, только вывернутой наизнанку.
Теоретически:-несостоятельными, ошибочными выступают и идеи Рейча о возможности разрушения общества "массового потребления" с помощью "нового сознания". Рейч глубоко ошибается, полагая, что можно жить отказавшись от конформизма не вступая при этом в конфликт с существующим общественным строем. В реальной действительности подобная жизнедеятельность будет с неизбежностью принимать формы лицемерия, эпатажа, идеологического самообмана. В противном случае противникам истэблишмента придётся идти на открытую конфронтацию с ним и для того чтобы победить в этой борьбе, они должны руководствоваться подлинно научными идеями, которыми является марксизм-ленинизм.
Морально-этическая оценка потребительской психологии, избегающая соотнесения данного явления с социально-экономическими принципами общественного устройства, делается крайне односторонней, не отражающей классово-детермипированную природу стс~\ психологии. В образе жизни, порождённом современным капитализмом буржуазных гуманистов беспокоит не то, что здесь существует экУ сплуатация человека человеком несотря на повышение производитель ности труда, а лишь то, что здесь получают распространение отдельные крайности патологического характера.
Субъективно-идеалистические конструкции общественного развития, ориентация на первичность духовного по отношению к материальному в структуре сознания, приводят буржуазных теоретиков к ложным выводам относительно дальнейшего развития человеческого общества. Критикуя субъективный идеализм как несостоятельный в научном отношении метод исследования, В.И.Ленин писал, что "марксизм отличается от него тем, что "этическую точку зрения" он подчиняет "принципу причинности", а в отношении практическом - он сводит её к классовой борьбе"^.
Исходным пунктом анализа общественных явлений в марксизме вы
I. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.1, с.440-441. ступает способ производства. В результате кропотливых научных исследований основоположниками научного коммунизма было установлено, что образ жизни людей зависит от способа производства, от содержания и характера их экономических интересов. "Открытие* К.Маркса и Ф.Энгельса здесь состояло в том,- писал В.И.Ленин, что действия "живых личностей" в пределах каждой общественно-экономической формации, действия, бесконечно разнообразные и, казалось, не поддающиеся никакой систематизации, были обобщены и сведены к действиям групп личностей, различающихся между собою по роли, которую они играли в системе производственных отношений, по условиям производства и, следовательно, по условиям их жизненной обстановки, по интересам, которые определялись этой обстановкой, - одним словом, к действиям классов , борьба котот рых определяла развитие общества".
Под воздействием экономических интересов складываются идеологические мотивы и формируется психологический облик человека. Обобщая социально-историческую практику К.Маркс сделал вывод о том, что сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, а выступает как совокупность общественных отношений. В этом теоретическом положении марксизма заложена подлинно научная идея революционной переделки мира и формирования сознания человека. "Если характер человека создаётся обстоятельр ствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными" .
1. Ленин В.И. Полн.собр.соч.,т.1, с.430.
2. Маркс К., Энгельс Ф.,Соч.,т.2, с.145-146.
В характере экономических интересов, в противоречиях этих интересов заключаются основные причины возникновения потребительской психологии. Учение марксизма-ленинизма является той методологической основой, которая даёт возможность раскрытия конкретно-исторического механизма проявления этих противоречий в различных общественно-экономических формациях.
В настоящее время механизм возникновения потребительской психологии в условиях буржуазного общества изучен достаточно полно. Однако в вопросе о причинах воспроизводства потребительской ориентации при социализме пока ещё нет единой точки зрения. Так, Р.И.Косолапов считает, что существование потребительского сознания при социализме обусловлено тем, что это "есть особый вид отвращения к труду, унаследованный от капитализма" и полагает, что с ним необходимо бороться с помощью воспитательной работы, направленной на формирование у людей правильного представления о том, в чём заключается истинная свобода человека. "Нужно сделать всё,- пишет он далее,- чтобы разъяснить такому человеку, о если он способен слушать и думать, в чём он заблуждается . Другие видят причину воспроизводства потребительской психоо логии в воздействии буржуазной пропаганды . По мнению венгерского учёного Э.Фаркаша, на поведение некоторых членов социалистического общества очень сильное влияние оказывает образ жизни мелкой буржуазии, поскольку в современной Венгрии, например, 20/о из числа мелкой буржуазии принадлежит к числу наиболее бога
1. Косолапов Р.И. Социализм. К вопросам теории. М., 1979,с.194.
2. Там же.
3.См.: Козма Ф. Благосостояние по-социалистически / К вопросу о социалистическом образе жизни/.- В кн. Социалистический образ жизни.Сборник статей учёных социалистических стран.М.,1979, с.105. тых семей в этой стране^.
В свете исходных методологических принципов марксизма приведенные выше точки зрения имеют один недостаток, заключающийся в том, что они недостаточно- полно отражают реальные противоречия социалистической экономики как и вся концепция отставания общественного ошзиания от общественного бытия в целом. Об этом говорится в работах Г.JI.Смирнова^, С.М.Ковалёва? Ф.И.Минюшева4 и других авторов. На это указывают и документы нашей партии,в том числе материалы июньского 1983 года Пленума ЦК КПСС.
В этой связи представляется актуальным вновь обратиться к работам К.Маркса, чтобы под углом зрения интересующей нас проблемы уточнить ряд вопросов, связанных с диалектикой производства и потребления.
1. Фаркаш Э. Мещанский образ жизни и социалистическая мораль.-В кн.: Социалистическим образ жизни, с.149.
2. См.: Смирнов Г.Л. Формирование нового человека - программная цель КПСС. М., 1983, с.39.
3. См.: Ковалёв С.М. О человеке, его порабощении и освобождении. М., 1970, с.155.
4. См.: Минюшев Ф.И. Отчуждение и его преодоление при социализме. Автореф. дисс.канд.философ, наук. М., 19'<1, с.22-23.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Борьба с потребительской ориентацией личности при социализме как фактор преодоления отчуждения человека"
Современный этап ком^.о^нистического строительства ставит перед общественньтш наукшли новые задачи с тем, чтобы, отвечая на них, они помогали движению общества вперёд, к новьа! BepiniJiaivi обществен ного прогресса. Одной из таких задач выступает разработка теории потребления, способной явиться основой научного управления зако ном возвьшения потребностей.С кшкдым годом в распоряжение трудящихся поступают всё новые и новые богатства, способные удовлетворять их разнообразные мате риалыше и духовнью потребности. За годы строительства социализ ма наше государство сделало очень многое для повышения материаль ного благосостояния советского народа. "То, что достигнуто соци ализмом в социально-экономическом раьвитии, в повышении материаль ного и к'ультурного уровня жизни людей,- говорится в постановле нии Ц[{ РГПСС "О 60-й годовщине образования Союза Советскихх Социа листических Республик",- это целая эпоха" . Достаточно сказать, .что в 1979 г. по сравнениьэ с дореволюционной Россией реальные доходы рабочих промьш1ленности и строительства возросли в 10,5, крестьян - в 15,8 раза. Только за последние сорок лет расходы на просвещение поднялись более чем в 15 раз, на здравоохранение и культуру - в 16,2 раза, на соцг;альное обеспечение и социальное страхование - в 47 раз.'^ Ко№,1унизму' чужды ась:етизм, возводящий нужду в добродетель, и ни 1.0 бО-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик. Постановление Щ 1ШСС от 19 озевраля 1982 г.М. ,1982,с. 1^
2. См.:Народное хозяйство СССР в 1979г.,с:407, 412,554.велирозание потребностей членов общества, проповедуемые сторон никами казарменного кошгунизма. Комь^унисты борются за то, чтобы трудящимся были доступны все ра,цости бытия и полностью удовлетво рялись нормальные человеческие потребности. "Коьшунизм,- говорил В.К.Ленин в беседе с PDiapo/'i Цеткин,- долл{ен нести с собой не аске тизм, а лшзнерадостность и бодрость..' '.Характерной чертой потребления выступает то обстоятельство, что с этим видом жизнедеятельности связано большое количество положи тельных эмоций и в психологическом плане человек облс'^ даот способ ностью к безграничному расширению своих потребностей вне зависи мости от того, приносит ли ещ пользу их удовлетворение или нет.Отсюда очень важно, чтобы повьшюние материального благосостоянрш людей сопроволсдалось воспитательньтж мероприятиями, так как в против ном сл^^ае возникает потребительская ориентация, делающая чело века рабом собственньЕс волсделений и вызываюш,ая отчуждение личнос ти.Руководствуясь потребительскими установками,человек начинает игноррфовать тот факт, что потребление нежюлимо без труда, без затраты физической и умственной энергии, направленной на произ водство материэл:ьных и духовньп: благ и стремится поменьше дать обществу, а от него урвать себе побольше. Возникарэщий на этой основе потребительский образ жизни обезличивает Р1ндивида, дегут-ла низирует общественные отношения, создаёт нездоровый морзльно-пси хологический климат.I, £;-5Спош-1нанйя О в. к. Ленине в 5 т-х, т. 5, М., 1969, с. 47.Одной из прр1чин оживления потребительской психологии в социа листическом обществе стало то, что рост материального благососто яния части членов общества не всегда соответствовал производи тельности их труда, что порождало.юкдивенческие настроения, пред ставление о социализме как о скатерте-самобранке.Нет ничего плохого в стремлении к увеличению объема личного пот ребления. Однако при этом человек должен исхо.цить из того, что ему нужно развивать свои способности и лучше трудиться, так как "гла-внРзШ критерием распределения при социализме может быть только труд - его количество и качество... Кто хочет жить лучше, должен больше и лучше работать' . .На этапе развитого социализма происходит постепенный переход к коммунизму. В этой связи очень ваашо уяснить сущность основного принципа -коъщтизма. "от каждого - по способностям, -кгощощг - по потребностям". Разъясняя смысл кот.тунистического принципа распре деления, Маркс и Энгельс подчёркивали, что при полном коьслунизме не будет никаких социально-экономических ограничений для равного доступа всех без исключений членов обш,ества к любьил потребительс ким благшл в обш,естве. Вместе с тем, классики марксизма-ленинизма выступали против анархистских представлений о кош/гунизые, как об обществе, где кагкдый может брэ-ть себе всё что захочет. Было бы гру бейшей ошибкой думать, писал В.И.Ленин, будто "социалисты обеш,ают Еа}щощг право получать от общества, без всякого контроля за трудом отдельного гра;кданина, любое количество трюфелей, автомобилей, пиа нино и т.п."'^ .1. Материалы Х}С71 съезда 1ШСС, с.59.2. Ленин Б.И. Поли.собр.соч., т.33, с.97.Таким образом, ком1>.4з^ н;истЕческий принцип распределения не отме няет контроля за потреблением, а выражает лишь то, что здесь не будет его реглал^^ентацип, лшсткого нормирования, которые ищсуащ обществу, где ощз'^ щается острый недостаток потребительских благ.По мере роста производительности труда, нормирование уступает место общественног.ту регулированию в соответствии с потребностями общественного развитрш, что является необходимой предпосылкой вся кого управления, "В ком.-^унистическом обществе,- писал 'Т>.Энгельс,-
легко будет учитывать как производство, так потребление...регули ровать производство соответственно потребностям' .CaiviH же потребности формир^потся под воздействием многих факторов.Зто и уровень развития производительньЕ-с сил, и характер обществен ных отношений, и уровень достигнутой кулвтзфы семой личностью. Бо лее развитый человек обладает более развитьпли потребностями, удов летворение которьвс совсем не сводится ни к о^му потребления, ни к его ассортименту, а измеряется общественной мерой, которую прик ладывает общество на конкретном этапе своего исторического разви тия. "Наши потребности,-писал Маркс,- и наслаждения порождаются об ществом; поэтому мы прилагаем к ним обш,ественную мерку, а не изме ряем их предметами, служащими для их удовлетворения".Одностороннее толкованив принципа коммунизма фактически сводит проблему распределения к количественньш гоакторат/Т, к объёь'гу потреб ления и создаёт иллюзию, что на каком-то этапе ком1,1лшистического строительства будет, наконец, создано такое изобилие, которое позволит регулировать потребление со стороны самой личности.1. Маркс К., Энгельс f?., Соч., т. 2, с. 535.2. Taivi же, т.б,., с.446.При такот/i подходе к проблеме коммунистического распределения внимание концентрируется не на взаимосвязи производства и потреб ления, а на потреблении как конечной цели общественного ]развития, что,в JZ'SDi^.Zr- .сьшмает cai.iy проблемз^ борьбы с потребительской ори ентацией как таковую. Примером loiJiy могут слу}шть представления об исчезновении труда при коммунизме в современном поншлании этого слова, превршцении еЬо в разновидность потребительной сто имости, то есть разновидности одного из тех удовольствий, iJOTopFe доставляет потребление.Потребность в труде несводР1ма к желанию получения наслэ:кдения от труда дшке в самом оптшАальном его варианте. Она порождается вначале необходш-.юстью производства средств с\ти,ествования, а за тем необходимостью решения общественшлх задач, возникающи^-с в процессе исторического развития общества. С развитием общества, возрастает роль общественной необходимости труда и вырабатывают ся адекватные ей способы его стимулирования. Противопололшость между трудом и потреблением сохранится и при • С'гош>.1унизме, зада чей которого выступает недопущение превращения протршоположнос тей в антагонизмы. Поэтому борьба с потребительской ориентацией является одной из вгушых проблем коьа'гунистического строительства.Если рассматривать развитие соц[.-алистического об1дества в широ ких временных paiviKajv, то можно с уверенностью сказать, что неко торое распространение потребительской психологии является времен ным, преходящрш явлением. Объективное развитие образа жизни в социалистическом обществе происходит в направлении укрепления принципов и норм трудовооо образа жизни, утверждения таких цен ностных ориентации, которые обеспечивает всестороннее развитие человека, реализацию коммунистического идеапа.
Список научной литературыСтрепетов, Виктор Георгиевич, диссертация по теме "Теория научного социализма и коммунизма"
1. Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 года.- Маркс К.,Энгельс Ф. Соч.,т.42.
2. Маркс К. Заметки по поводу книги Дж.Милля "Основы политэкономии".
3. Маркс К.,Энгельс Ф. Соч.,т.42;
4. Маркс К. Тезисы о Фейербахе.- Маркс К.,Энгельс Ф.,Соч.,т.о.
5. Маркс К. К критике гегелевской философии права.Введение.-Маркс К.,1. Энгельс Ф.,Соч.,т.1.
6. Маркс К. К еврейскому вопросу.- Маркс К.,Энгельс Ф.,Соч.,т.1.
7. Маркс К. Экономические рукописи I857-I86I гг./Первоначальный вариант"Капитала"/ т.1-2, М.,Политиздат, 1980.
8. Маркс К. £а1\1ечания к nporpaivn.ie Германской рабочей партии.- Маркс К,1. Энгельс Ф., Соч.,т.19; ее К. Капитал,- Маркс К.,Энгельс Ф.,Соч.,т.22.
9. Маркс К.,Энгельс Ф. Святое семе".СТво.- Маркс К.,Энгельс Ф.,Соч.т.2.
10. Маркс К.,Энгельс Ф.Цемецкая идеология.- Маркс К.,Энгельс Ф.,Соч.т '^
11. Маркс К.,Энгельс Ф..^анифест Кошгу'нистической партии.- Маркс Ii.,1. Энгельс Ф., Соч.,т.4.
12. Энгельс Ф. Анти-Дюринг.- Маркс К.,Энгельс Ф. Соч.,т.20.
13. Энгельс Ф. Принципы кош.^шизма.- Маркс К.,Энгельс Ф. Соч.,т.4.
14. Энгельс Ф. Развитие соЩ'1ализма от утопии к науке.- Маркс К.,Энгельс Ф. Соч.,т.19. 1. ТОО
15. Ленин В.PI. Экономическое содержание народничества и критика егов книге Г.Струве.- Ленин В.И. Поли.собр.соч.,т.I,
16. Ленин В.И. самечания на второй проект прогрэлош Плеханова,- Ленин В. И. Поли.собр.соч.,т.6.
17. Ленин В.И. UaiviHTH графа ГеГздена,- Ленин В.П. Поли.собр.соч.,т.16.
18. Ленин В.И. Об отношении рабочеч партии к религии.- Ленин B.PI.1. ПОЛИ.собр.соч.,т.17.
19. Ленин В.И, Либеральный профессор о рэ^венстве,- Ленин В.И, Поли.собр,соч., т.24.
20. Ленин В.И. Государство и револьэцкя,- Ленин В.И. Поли.собр.соч.,m "^'С'
21. Ленин В.И. Как организовать соревнование.- Ленин В.И, Поли,собр.соч., т.35.
22. Ленин В.И. Маленькая критика для выяснения больших вопросов.- Ленин В. И. Поли.собр.соч., т.о7,
23. Ленин В.PL От разрупюния векового уклада к творчеству нового.
24. Ленин В. Pi. Поли. собр. соч., т.40.
25. Ленрш B.PI. От первого субботника на Московско-Казанской железнойдороге ко Всероссийско1,/у субботнику-маёвке.- Ленин В.PL Полн.собр. соч.,т.41.
26. Ленин В.К. Задачи союзов молодёжи.- Ленин В.И,Поли.собр.соч.,т,41.
27. Ленин В.PL Наказ от СТО / Совета труда и обороны/ местньид советским учреждениям.- Ленин В.PL Поли.собр.соч.,т.43.
28. Ленин В.И. План статьи "Коьшерческая постановка вопроса".- Ленин B.PI1. Полное собр.соч.,т,44,
29. Прогрш.ша Кош.тунистической Партрш Советского Союза.- М.,Политиздат, 1976.
30. Конституция / Основной закон / Союза Советских Социалистически}
31. Ресщ^блик. - i.'i., Политиздат, 1978.
32. Решения партии и правительства по .^озяйственньш Bonpocaivi.- М.,
33. Политиздат, т.1-11, 1967 - 1977.
34. Материалы .Т1У съезда КПСС- М.,Политиздат, I97I.
35. Материалы Х;,У съезда РШСС- М., Политиздат, 1976.
36. Материалы 71У1 съезда КПСС- М., Политиздат, I98I.
37. О дальнейБЮм совершенствовании хозяйственного механизма и задачшс партийньк и государствеш-Ш}^: органов.- Постановление Щ КПСС от 12 июля 1979 года. М., Политиздат, 1979.
38. Об улуч1'11ении планирования и усилении воздействрш хозяйственногомеханизма на повьш1ение эффективности производства и качество работы. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 года.- М.,Политиздат, 1979.
39. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспрттательнойработы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 года.- М., Политиздат, 1979.
40. Продовольственная прогршша СССР на период до 1990 года и мерыпо её реализации: Материалы майского Пленума ЦК КПСС 1982 года. 1. М., Политиздат, 1982.
41. Материалы Пленуьла Центрального Комитета КПСС. 22 ноября 1982 года. М., Политиздат, 1982.
42. Материалы Плену1..1а Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня 1983 года. М., Политиздат, 1983.
43. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сборнршдокут'.юнтов и материалов.- М.: Политиздат, 1984.-112 с.
44. Брежнев Л.К. Ленинским курсом. Речи и статьи. М.,Политиздат,т.1-7,1.72-I979.
45. Андропов Ю.В. Шестьдесят лет СССР: Доклад на совместном торжественном заседании Центрального Комитета КПСС, Верховного Совета
46. СССР и Верховного Совета РСФСР в Ьфемлёвском Дворце съездов 21 декабря 1982 года. М., 1982.
47. Андропов Ю.В, Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР,- М.,Политиздат, 1983.
48. Черненко К.У. 1ШСС и права человека. М., Политиздат, I98I.
49. Черненко К.У. Речь на Пленуме ЦК КПСС 1с февраля 1984 года.-"Правда", 14 февраля 1984 г.
50. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания,- Л.,.ЯГУ, 1968, с.839.
51. Ангелов Л. Социально-экономические функции общественньпс фондовпотребления / на примере Болгарии /.- Киев, "Наукова думка",1973.
52. Антонович И.И. Социальное кредо буржуазного гутяанизма.- Минск,"Высшая школа", 1976, 215 с.
53. Архангельский Л.М. Социально-этические проблегш теории личности.
54. М.,"1/1ЫСль", 1974, 221 с.
55. Ашин Г.К. Доктрина "массового обш.ества".- М., "1.4ысль", I97I.
56. Бессонов Б.И. Идеология дрсовного подавления,- М,, "Мътсль", I97I.
57. Богомолова Н.Н, Доктрина "человеческих отношений" - идеологическое орудие монополий,- М., "Знание", с.90,
58. Буева Л.П, Социальная среда и сознание личности.-М. ,1\'1ГУ, 1968,268с.
59. Бурагас А.И. Моделирование личных расходов в развитьсс капиталистических страна:!.- М. ,"?1аука", 1975, 463 с.
60. БеЦТлИНГ В. Евангелие бедного грешника.- СПб.,"Мысль",1907,88с.
61. Волков Г.И. Истоки и горизонты прогресса.- М.,Политиздат, 1976,
62. Воловик А.Ф, Введение в интерес- М.,"Советская Россия", 198с,124 с.
63. Воронов А.И. Покупательный фонд населения и товарооборот.-М.,"Экономика", I98I, 95 с.
64. Вальтух К.К; Целевая функция потребления: анализ и практическоеиспользование,- Новосибирск,"Наука", 1980, 384 с.
65. Гак Г.М. Формирование нового человека,- М., АОН, 1962, 64 с.
66. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество,- М,,"Прогресс",1969, 480 с.
67. Давьщов Ю,Н. Труд и свобода,- М.,"Высшая школа", 1962, 132 с.
68. Дёмин М.В, Анализ структуры сознания,- М., МГУ, 1980, 38 с.
69. Дубсон Б.И. и Козловский А.А. Мифы и действительность "обществамассового потребления".- М., "Знание", I97I, 47 с,
70. Донченко Е.А. Потребление и рэ.звитие личности./Социально-психологический анализ/,- Киев,"Наукова дутяка", 1982, 112 с,
71. Доходы и потребление населения,/Научн.ред.Н.М.Римашевская/ М.,"Наука", 1976, 123 с.
72. Доходы и потребление населения СССР.-М., "Статистика", 1980,271 с.
73. Жилина Л.Н.,Фролова Н.Т, Проблемы потребления и воспитание личности,- М., "Наука", 1969, 214 с,
74. Ж: ировов Б.в. Нищета доктрины потребительства./ За фаса,цом буржуазньк теорий /.- М., Политиздат, 1976, 63 с.
75. Журавков М.Г. Социализм и мораль. Некоторые черты и особенностиформирования морали советского общества.- М., "Наука", 1974, 2бБс.
76. Зшлошккн 10.А. Кризис бур}хуазного индивидуализма и личность,- М.,"Наука", 1966, 328 с.
77. Здравомыслов А.Г. Жизненные потребности трудящихся и их удовлетворение в условиях развитого социализма.- М., "Мысль",1977.
78. Каган М.С. Человеческая деятельность.- М., Политиздат, 1974,328 с.
79. Кайдалов Д.П., Суименко Е.И. Актуальные проблетш социологии труда.- М., "Экономика", 1974, 238 с.
80. Каримский A.M. Проблема гуманизма в современной американской социологии.- М., 1.1ГУ, 1978, 200 с.
81. Кейзеров Н.М. Патология потребительства. Критика буржуазного образа жизни.- М., Политиздат, 1977, 240 с.
82. Кешелава В.В. Гугяанизм действительный и мнимый.- М. ,"1У1ЫСЛЬ", 1973,200 с.
83. Кикнадзе Д.А. Потребности, поведение, воспитание.- М.,"1-1аука",1968, 300 с.
84. Ковалёв С М . О человеке, его порабощении и освобождении.- М.,1. Политиздат, 1970, 303 с.
85. Кон И.О. Социология личности.- М., Политиздат, 1967, 383 с.
86. Косолапов Р.И. Социализм. К вопросшл теории.- М.,"Мысль", 1979,598 с.
87. Курелла А. Своё и чуткое.- М.,"Прогресс", 1970, 277 с.
88. Кузнецов Б.П. "Общество массового потребления": иллюзии и реальность.- М.,"Московский рабочий", I98I, 126 с.
89. Малинин В.А. "Капитал" Маркса и проблема человека,- М., "Знание",1968, 40 с,
90. Шллс Р. Властвующая элита,- М,, "Ршостранная литература", 1959,543 с,
91. Михайлов Н,Н. Социализм и разумные потребности личности,- iM.,1. Политиздат, 1982, 191 с,
92. Мораль развитого социализма,/ Актуальные проблегш теории/. М,,"1/1ысль^ 1976, 255 с.
93. Мотяшов В. Потребляющий мир: за и протрш,- М.,"Молодая гвардия",1976, 255 с.
94. Шлкин А.В. Способности и потребности личности.- М,,"Мысль",1983, 260 с.
95. Новиков Н.В, Мираж "организованного общества",- М,,Политиздат,1974, 214 с,
96. Новый человек - новый гутманизм,- М., "Мысль", 1969, 303 с.
97. Обуховский К. Психология влечений человека,- М,,"Прогресс",1.7I, 266 с.
98. Ойзерман Т.И. сформирование философии марксизма,- М,,"Мысль",1974, 266 с.
99. Проблема г^шанизма в марксистско-ленинской философии,- М,,"Наука",1975, 340 с.
100. Проблема человека в современной философии,- М,,"Наука",1969,43Ос.
101. Ракитский Б, Стратегия благосостояния,- М,,"Молодая гвардия",1983, 304 с.
102. Ребрин В.А, Общественное благо и общественьшй долг,- М,,"Мысль",1.7I, 126 с.
103. Роговин B.:L. Формирование потребностей личности в условиях развитого социализма,- М.,"Знание", I98I, 64 с.
104. Рациональный потребительсрсий бюджет населения СССР.- М.,"Знание",1974, 42 с.
105. Римашевскэл Н.М., Овсянников А.А. Моделирование потребительского поведения населения: теория, метод, эксперимент.- Препринт.-М.,
106. Центр.окон.-матем. рш-т АН СССР, 1982, 51 с.
107. Саркисян Г.С, Кузнецова Н.П. Потребности и доход семьи.- М.,"Экономика", 1967, IS6 с.
108. Сш/туш П.И. Возвьшюние потребностей личности в условиях развитогосоциэлизма.- М.,"Знание", 1975, 54 с.
109. Смрфнов Г.Л. Советский человек. Формрфование сорщалкстршескоготипа личности.- М., Политиздат, 1930, 473 с.
110. Смирнов Г.Л. Формирование нового человека - nporpaivainafl 11;ель
111. КПСС- М.,"Знание", 1983, 85 с.
112. Социалистический образ жизни. Сборнрш стате-': учёньп: социалистическР1х стран.- М. ,"1;1ысль", 1979, 240 с.
113. Стратегрш экономргаеского развитрш СССР на современном этапе.- М.,"Экономика", I98I, 288 с^
114. Совершенствование хозяйственного мехаьшзма.- М., "Правда", 1980,319 с.
115. Тарасенко В.И. Социальные потребности личности: формрфование,удовлетворение, разврттие.- Киев, "Наукова думка", 1982, 168 с.
116. Тугаринов В.П. Теоррш ценностей в марксизме.- Л.,ЛГУ, 1968,168 с.
117. Титаренко А.И. Структуры lipaBCTseHHoro сознанрш.- М. ,"1','ысль",1974, 278 с. 1.O
118. Типология потребления.- М.,"Наука", 1978, 168 с.
119. Чангли К.И. Труд.- М., "Наука", 197Б, 588 с.
120. Шеховцев А.В.Марксова теория товарного ^^стишизма.- М. ,"Высшзлшкола", 1961, 6.8 с.
121. Штайгервальд Р. "Третий путь" Герберта Маркузе.- М.,"Прогресс",1972, 240 с.
122. Арзамасцев A.M. Что понимается под разумньши потребностяьш?"Надщный кош.гунизм", 1980, PI, с.80.
123. Бакурадзе О.М. Истина и ценность.-"Вопросы философии", 1966,i:^7, с.48.
124. Давьщов Ю.Н. Гедоническрш мистицизм и дух "потребительского общества".- В кн.: Худолюственное произведение и личность. М., "Художественная литература", 1975, с.8-20.
125. Дилигенский Г.Г. Кризис капитализма и проблема потребностей."Вопросы философии", 1982, 1:^2, с.95-105.
126. Зворыкин А.А. Социальные условРШ, техника и проблемы отчу/кдениятруда.- В кн.: Социология и идеология. М.,"Наука", 1969.
127. Ковалёв С М . Отстаёт ли сознание от бытия?- "Вопросы философии",1969, !:^ 5, с.80-87.
128. Милейковский А.Г. Научно-техническая революц14я и проблема "качества жизни" в развиты:-: капиталистическшс странах.-"Вопросы философии", 1974, !;-7, с.98-105.
129. Нарский Е.С Об •историко-философском развитии понятия "отчуждение".- "Философские науки", 1965, \1Ч.
130. Новиков Н.В. Человек и потребительская идеология.- "Вопросы философии", 1968, т, с.80-84. 1.I
131. Сулииов Е.Ф. Некоторые концептуальные вопросы теории и прщ^тики коьагунистического воспитания.- "Научный ко№/!унизм", 1977, tm, с.68-74.
132. Тоффлер 0. Столкновение с будующим.- "Иностранная литература",1972, !:^ , C.II6-I24.
133. Фроьш о. Человек одинок.- "Иностранная литература", 1966, Ш.
134. Андреев 3, Личность и творческий труд,- Автореф.дисс.кан,философ.наук.,Г,!., МГУ, 1970, 22 с.
135. Воронцов Б.Н. Марксова концепция исторического становления человека,- Автореф.дисс.кан.философ.наук. М.,МГУ, 1972, 24 с.
136. Воробьёв Н.Е. Потребности как фактор активности личности при социализме.- Автореф.дисс.кеьН.философ, наук. Минск, АН БССР, 1982,17с.
137. Власова Е.В, Проблемы потребления ценностей культуры.-Автореф.дисс.кан.философ.наук. Свердловск УрГУ, 1982, 19 с.
138. Дзиврш М. Личное потребление и его роль в формрфовании личностив условиях социализма.- Автореф.дисс.кан.философ, наук. М., АОН, 1980, 25 с.
139. Донченко Е.А. Нормирование потребительной деятельности личностив развитом соц14алкстическом обществе.- Автореф.дисс.кан.философ. наук.- Киев, 1{ГУ, 1978, 21 с.
140. Щтремова Н.Ф. Отношения потребления и их совершенствование в условиях развитого социаяистического обш,ества.- Автореф.дисс.кан. экон.наук.- Киев,Ин-т торг-и, 1979, 26 с.
141. Колосницын В.И. СоцисиЯьне-психологические условия возникновенияотчуждения.- Автореф.дисс.кан.философ.наук. Свердловск,УрГУ,1959.
142. Коженевский В,Б. Регулирование меры труда и меры потребления какфункция советского общенародного государства./ Некоторые теоретические аспекты /.- Автореф.дисс.кан,юрид.наук. М.,1/1ГУ, 1975,19с.
143. Косолапов Р,И, Социализм и проблетш освоболсдения труда,- Автореф.дис с. до кт, фил о с оф, наук. М., И Ш , 1970, 48 с.
144. Шгаошев Ф.И. От^1уждение и его преодоление при социализме,- Автореф,дисскгон.философ,наук. М. ,МГУ, 1970, 28 с.
145. Мотяшов В,П. Потребительские установки в идеологии и пропагандесовременного и.-.:периали£ма.- Автореф.дисс.кан.философ.наук.М. ,АОН, 1976, 19 с.
146. Пансрилова М.Н. 1{лассовая природа отчуждённости личности,- Автореф,дисс,кан,философ,нал^к, Свердловск, УрГЗ'', 1970, 2S с.