автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему: Проблема человеческой индивидуальности в мире отчуждения
Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема человеческой индивидуальности в мире отчуждения"
СП
— МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. § М.В.ЛОМОНОСОВЛ ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ.
сп -—
I Специализированный совет Д.053.05.84. по философским наукам
I
На правах рукописи
КОРТУНОВА Людмила Леонидовна
ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В МИРЕ ОТЧУЖДЕНИЯ (взгляды представителей гуманистической психологии в контексте основных этико-фнлософских подходов)
Специальность 09.00.05 - Этика
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Москва - 1997
Работа выполнена на кафедре этики философского факультета Московского Государственного университета им. М.В. Ломоносова.
Научный руководитель - доктор философских наук,
профессор В.А.Вазюлин
Официальные оппоненты - доктор философских наук,
профессор О.П.Целикова кандидат философских наук В.А.Цвык
Ведущая организация - Российский Государственный Технологический университет (МАТИ) им. К.Э.Циолковского, кафедра философии
Защита состоится " "_ 1997г., в_часов на заседании
Специализированного Совета Д.053.05.84. по философским наукам по присуждению ученой степени кандидата философских наук в Московском Государственном университете имени М.В. Ломононосова по адресу: 119899, Москва, Ленинские горы, МГУ, 1-й учебный корпус, философский факультет, ауд.
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки 1-го корпуса гуманитарных факультетов МГУ.
Автореферат разослан ""_ 1997 года.
Ученый секретарь Специализированного Совета доктор философских наук, профессор
Никонов К.И.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Актуальность темы исследования определяется как внутренними тенденциями развития знания о человеке, так и общественными потребностями, логикой происходящих в настоящее время в нашей стране и во всем мире социальных, культурных, политических и экономических изменений. Возрастание роли, значения и влияния отдельной личности в современном обществе, с одной стороны, углубление процесса отчуждения, возрастание возможностей манипуляции личностью, способов подчинения поведения и сознания людей - с другой, вместе с накоплением знания о человеке в сферах различных наук требует нового, "синтетического" осмысления проблемы человеческой индивидуальности в современном обществе.
Человек обладает сегодня величайшим могуществом. Однако в нынешних условиях образовалось опасное несоответствие между научно-технической и духовно-нравственной сферами жизнедеятельности человека: "...научно-техническая культура осталась не подкрепленной в должной мере соответствующей культурой разумной и гуманной организации человеческой жизни, общественных и межчеловеческих отношений" (Григорьян Б.Т. Понятие человека в современной философии.//0 человеческом в человеке. М., 1991, с.375). Глубокое изучение проблемы человека "неизбежно ведет к постановке вопроса о гуманизации социальных отношений, о причинах и путях преодоления отчуждения и духовного оскудения" (Развитие научных и гуманистических оснований философии: итоги и перспективы.//Вопросы философии. 1992, N10, с.91).
Проблема отчуждения становится в современном мире одной из центральных. Распространяясь на все сферы жизни общества она принимает сегодня все новые формы, такие, например, как
экологическое и технологическое отчуждение. В условиях отчуждения человек становится орудием господствующих над ним внешних сил. В этой ситуации особенно остро встает вопрос о возможности сохранения и развития современным человеком своей индивидуальности, поскольку проблемы развития современного общества все чаще для своего решения требуют индивидуального, творческого подхода. И прежде всего речь идет об индивидуальной ответственности, которая основывается на определенной системе ценностей человека, на осознании им возможных последствий своих действий и решений.
В данном случае особенно актуальной становится проблема нового осмысления роли и места морали и нравственности в структуре личности.
В этих условиях неизбежно возрастает роль этической науки, понимаемой как единство теоретического и практического знания. С одной стороны, этика должна внести свой вклад в создание современной целостной концепции человека, с другой, - в качестве практической философии, она призвана, как нравственный регулятор поведения, входить во все сферы жизни и деятельности человека. В глубоком осмыслении нуждаются сегодня такие проблемы, как индивидуализм и индивидуальность, проблема долга, свободы и ответственности, общечеловеческих ценностей. Как справедливо отмечал академик Н.Н.Моисеев: "важно не просто размышлять о природе человека и его сущности. Нам необходимо понять возможности общества влиять на человека, как-то менять его духовный мир, научиться воздействовать на него, выстраивать в нем иную систему приоритетов" (Моисеев H.H. Человек во Вселенной и на Земле.//Вопросы философии. 1990, N6, с.44).
В разработке теоретических и практических аспектов этического знания важную роль сегодня играет взаимодействие этики с другими науками, как социальными, так и естественными. "Если этика, вообще говоря, рекомендует человеку "поступать так, как должно", то без помощи других наук она не могла бы ответить на вопрос "как должно поступать?" в конкретных ситуациях. Что касается науки, то она не претендует на то, чтобы отвечать на такой вопрос, ибо сам вопрос не является научным. Но она могла бы помочь этике найти ответ... Специфика таких особых понятий этики как свобода, обязанность и природа человека, необходимая для применения этих понятий в анализе конкретных человеческих действий, нуждается в привлечении результатов некоторых наук, в особенности наук о человеке (биологии, генетики, нейробиологии, психологии и социологии). Без правильного использования информации, какую дают эти науки, этика не смогла бы судить о современном человеке, тем более, что в наши дни люди уже по-новому смотрят на себя и считали бы этику, игнорирующую научное знание о человеке, безнадежным анахронизмом" (Агацци Э. Ответственность - подлинное основание для управления свободной наукой.//Вопросы философии. 1992, N1, с.40).
В свете вышесказанного этический анализ концепций человека, представленных такой наукой как психология, является, по нашему мнению, важным и актуальным. Как практическая наука психология в состоянии улавливать изменения, происходящие в душевном состоянии современного человека. Данные, получаемые психологами, могут оказаться полезными для осмысления этических проблем человеческой индивидуальности, ответственности, обоснования моральных ценностей.
В этом смысле, как нам представляется, является плодотворным анализ концепций представителей гуманистической психологии. Выбор гуманистической психологии в качестве объекта анализа во многом определяется тем, что она представляет собой относительно молодую ветвь психологической науки. Сформировавшись в качестве самостоятельного течения в 60-е годы нашего столетия в условиях технизированного и омассовленного общества, гуманистическая психология отражает насущные проблемы современного индивида.
Гуманистическая психология возникла и развивается в условиях полемики с такими психологическими течениями, как фрейдизм и бихевиоризм, чей исследовательский потенциал не может уже в достаточной степени отвечать требованиям времени. Представители этого направления аккумулировали в своих концепциях положительный опыт исследования личности различных направлений и школ (гештальтпсихологии, бихеворизма, психоанализа, экзистенциальной психологии и психотерапии).
При этом сами гуманистические психологи, как и критикуемые ими фрейдизм и бихевиоризм, выходят далеко за рамки чисто психологического знания, фактически стремясь выработать свой метод осмысления современных проблем, стоящих перед обществом, и в первую очередь это касается личностно-мировоззренческой, этической проблематики. Представители этого психологического направления исследуют такие проблемы, как проблема природы человека, его сущностных характеристик, проблемы общечеловеческих ценностей, свободы воли, ответственности.
Все эти особенности гуманистической психологии, на наш взгляд, обусловливают актуальность исследования этого направления не только психологической, но и философской наукой. При этом следует отметить, что, несмотря на наличие философской,
мировоззренческой проблематики в трудах гуманистических психологов, в отечественной философской литературе еще не предпринималось попыток их систематического анализа.
СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ТЕМЫ. В настоящее время в отечественной литературе нет специального исследования по проблеме человеческой индивидуальности в мире отчуждения. Также отсутствуют и специальные работы, посвященные этико-философскому анализу трудов представителей гуманистической психологии. В связи с этим в работе над данной диссертацией автору приходилось использовать источники, относящиеся к трем различным направлениям. Первое направление связано с исследованием проблемы человеческой индивидуальности, второе - с проблематикой отчуждения, а третье с анализом творчества гуманистических психологов.
Проблема человеческой индивидуальности давно привлекает к себе внимание представителей как гуманитарных, так и естественных наук. Многогранный и многоаспектный характер этой проблемы породил обширную литературу, начиная с древнейших времен и до наших дней. При этом на различных этапах истории общества и развития наук о человеке на первый план выдвигались те или иные аспекты исследования человеческой индивидуальности.
В наши дни происходит интенсивное осмысление проблемы дефиниций индивидуальности, индивидуальных различий, роли индивидуальности в жизни общества, индивидуальной инициативы, ответственности.
Проблема определения человеческой индивидуальности, индивидуальных различий разрабатываются в трудах В.Г.Ананьева, А.Г.Асмолова, Г.М.Гака, М.Г..Гулямова, В.Е.Давидовича,
А.Н.Леонтьева, В.С.Мерлина, В.Д.Небылицына, А.В.Петровского, И.И.Резвицкого, В.М.Русалова.
Внутренний мир человека, потребности, мотивационная сфера и проблемы, связанные с самореализацией индивидуальности рассматривались такими авторами как К.А.Абульханова-Славская, Л.П.Буева, В.Т.Бахур, Л.Н.Каган, И.С.Кон, В.Л.Леви, А.В.Мялкин, Л.В.Скворцов и др.
Комплексный подход к человеку в контексте проблемы культуры, гуманизма, диалектики отношений человек-общество представлен в работах С.Ф.Анисимова, В.В.Белоуса, Л.П.Буевой, Б.Т.Григорьяна, А.А.Гусейнова, М.В.Демина, Б.Ф.Ломова, М.К.Мамардашвили, В.С.Мерлина, А.В.Мялкина, А.И.Ракитова, И.Т.Фролова, О.П.ЦеликовойА.И.Щебегенко и др.
Представители зарубежной философской и философско-антроиологической мысли обратили свое внимание прежде всего на осмысление существования отдельного, конкретного человека. Можно сказать, что ориентация на проблемы человека, его индивидуальности, ценностей, размышления по поводу человеческой активности, деятельности, свободы, ответственности, моральных установок и повседневного поведения характерны почти для всех философских школ и направлений Запада. Классическими стали работы таких авторов, как Э.Агацци, У.Джеймс, А.Камю, Г.Марсель, К.Маркс, Э.Мунье, Х.Ортега-и-Гассет, А.Печчеи, Ж.-П. Сартр, О.Тоффлер, П.Рикер, В.Франкл, З.Фрейд, Э.Фромм, Ю.Хабермас, К.Г.Юнг, К.Ясперс и др.
Следует, однако, отметить, что при большом разнообразии работ, посвященных проблеме человеческой индивидуальности, это проблема все еще остается дискуссионной и требует в этой связи своей дальнейшей разработки прежде всего в аспектах, связанных с
определением человеческой индивидуальности, а также с ее существованием в условиях современного общества.
Второе направление составляет литература, отражающая проблему отчуждения в современном мире.
Проблема отчуждения пережила несколько этапов пристального к себе внимания со стороны ученых. Ею активно занимались в период кризиса капиталистической системы середины 19 - начала 20 столетия , в шестидесятых годах - как ответ на молодежные движения в Европе и Америке, в СССР - в период оттепели и в ходе объяснения причин кризисов в социалистических странах. Последний всплеск внимания приходится на последние советские годы - период перестройки и крушения социалистической системы в некоторых странах социализма.
Этой проблемой занимались представители различных классических методологических школ в гуманитарных науках, например, Т.Гоббс, Ж.Ж.Руссо, Г.В.Ф.Гегель, К. Маркс, Ф.Энгельс. Т.Адорно, Э.Фромм, Ж.-П.Сартр и многие современные авторы, например, Блаунер Р., Маркович М., Кениг Р., фон Ринтелен Ф.Дж., Ритцер Г., Хортон Дж., Шатц О., Шафф А. и др.
Несмотря на большую разнородность школ и концепций, практически все современные исследования отчуждения в западной литературе развиваются в рамках уже имеющихся классических концепций - марксизма, фрейдизма и неофрейдизма, экзистенциализма, персонализма, философской антропологии. Большой вклад в исследование этого явления внесли теоретики Римского клуба, в частности, А.Печчеи.
В качестве недостатков некоторых трактовок отчуждения, которые встречаются в современной философской литературе можно назвать антиисторизм и психологизм в трактовке причин этого
явления. При этом следует отметить, что в западной литературе феномен отчуждения часто анализируется без употребления самого понятия "отчуждения", например, при анализе бюрократии у Манхейма и Вебера, социальной аномии у Дюркгейма и Мэртона. В то же время, исследования западных авторов, отражающие различные подходы к проблеме отчуждения позволяют полнее охарактеризовать и глубже изучить этот феномен в различных его проявлениях.
Среди отечественных авторов, в трудах которых разрабатывается проблема общего понимания отчуждения, следует назвать Г.С.Батищева, Э.В.Ильенкова, М.Мамардашвили, Мысливченко А.Г., И.С.Нарского, Т.И.Ойзермана и др.
Отечественные ученые в своих трудах большое внимание
уделили категориальному анализу понятия отчуждения, проблеме
¡Г
генезиса отчуждения, его исторических рамок, а также описанию и анализу последствий этого явления для общества и индивида.
В отечественной и зарубежной литературе последнего времени наряду с дальнейшим углублением категориального анализа понятия "отчуждения", уточнением его объема наблюдается повышение интереса к исследованию конкретных проявлений отчуждения в различных культурах и отдельных сферах социальной действительности. Специальным предметом исследования становится и такой вид отчуждения как отчуждение в сфере морали или моральное отчуждение.
Непосредственному исследованию морального отчуждения уделялось до сих пор не слишком много внимания. Оно рассматривалось обычно в контексте общих проявлений отчуждения в обществе. В имеющихся публикациях часто проявляется тенденция психологизации этого явления, когда анализ сводится к описанию
психологического состояния индивида. В первую очередь этот упрек относится к западным авторам.
Среди отечественных исследователей, уделивших внимание этой проблеме следует особо выделить С.Ф.Анисимова, А.А.Гусейнова, Ю.М.Смоленцева, А.И.Титаренко, которые внесли значительный вклад в процесс определения и анализа морального отчуждения.
Третий блок или направление составляет литература, относящаяся к гуманистической психологии.
Гуманистическая психология, как одно из направлений психологической науки, предлагающее свои ответы на философские, мировоззренческие и этические вопросы современной жизни человека, возникло относительно недавно. Главными представителями гуманистической психологии считаются А.Х.Маслоу, К.Р.Роджерс, В.Э.Франкл, Г. Олпорт, Ш.Бюлер, Р.Мэй,
По-видимому, относительная молодость гуманистической психологии и является причиной того, что исследовательской литературы об этом направлении весьма немного. Материалы о школе гуманистической психологии, разбор и анализ концепций гуманистических психологов представлены в отечественной литературе в основном в виде статей, при этом анализ философских и этических аспектов их концепций практически отсутствует.
Среди отечественных авторов, занимающихся исследованием концепций гуманистических психологов в первую очередь следует назвать Анциферову Л.И., Леонтьева Д.А., Каганова Л.С., Слепову Т.В., Шевеленкову Т.Д.
Среди зарубежных исследователей трудов гуманистических психологов можно назвать М.Аллена, Ю.Ф.Т.Бугенталь, Ш.Бюлер, Л.Геллера, М.Б.Смита, В.Э.Франкла, Л.Первина, Ю.Лайонса и др.
За последние два года в связи с повышением интереса к гуманистической психологии вышло еще несколько посвященных ей книг. Среди них первый русский перевод книги А.Х.Маслоу "Психология бытия", а также работы Д.Я.Райгородского, В.Н.Колесникова, Л.Хьелла и Д.Зиглера, посвященные изложению и популяризации идей представителей гуманистической психологии.
Как уже говорилось выше, аспект, в котором творчество гуманистических психологов рассматривается в данной работе, является до сих пор наименее исследованным.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Целью работы является систематизация и этико-философский анализ взглядов представителей гуманистической психологии на проблему бытия человеческой индивидуальности в мире отчуждения, и включение полученного знания в общую систему философских взглядов.
Реализация поставленной цели предполагает решение ряда взаимосвязанных задач. Для разработки темы представлялось необходимым и целесообразным:
- дать характеристику основных философских подходов к проблеме определения человеческой индивидуальности, ее места и роли в современном обществе. На основе полученных данных рассмотреть проблему индивидуальности в нравственной сфере;
- выделить проблематику человеческой индивидуальности в трудах гуманистических психологов и проанализировать ее с этико-философской точки зрения;
- рассмотреть состояние современного общества и феномен отчуждения в нем. Охарактеризовать основные философские подходы к данным вопросам. Определить нравственно-этический аспект проблемы отчуждения в современных условиях;
показать взаимосвязь категорий, используемых в гуманистической психологии и в теории отчуждения, проанализировать трактовку проблемы отчуждения в трудах представителей гуманистической психологии;
- проанализировать различные подходы к проблеме преодоления отчуждения в их отношении к возможности преодоления морального отчуждения;
рассмотреть терапевтические методы гуманистической психологии с точки зрения проблемы преодоления отчуждения, определить роль нравственных факторов в их теоретическом обосновании и в ходе практического применения;
-проанализировать тезис о том, что гуманистическую психологию можно рассматривать как реакцию на обострение проблематики отчуждения в обществе, как феномен, порожденный необходимостью решения современных проблем и отражающий ситуацию "неподлинности" существования человека в мире;
- определить значение способов снятия отчуждения в гуманистической психологии для действительного преодоления этого явления. Определить практическую и теоретическую значимость концепций гуманистических психологов для решения этой проблемы.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Методологическими основами настоящего исследования послужили положения, разработанные в трудах К.Маркса, Ф.Энгельса, Э.Фромма, Л.С.Выготского и других классиков гуманитарной мысли. В работе использованы положения и теории, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных философов, этиков, психологов, социологов, исследовательские данные, результаты прикладных социально-психологических исследований.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА. Научную новизну предлагаемой работы можно сформулировать в следующих положениях:
1) в систематической форме изложены и проанализированы различные взгляды, связанные с воздействием феномена отчуждения на человеческую индивидуальность, критически рассмотрены и классифицированы возможные пути преодоления отчуждения и освобождения человеческой индивидуальности;
2) представлен нравственно-этический аспект данной проблематики: обобщен и проанализирован материал по проблемам индивидуальности в морали и морального отчуждения, показано влияние отчуждения на нравственное творчество, роль нравственного фактора в преодолении отчуждения;.
3) с этико-философской точки зрения систематизированы и проанализированы взгляды гуманистических психологов на проблемы индивидуальности и отчуждения. Выявлен этический аспект в теоретических и прикладных исследованиях представителей гуманистической психологии;
4) показано, что понимание здорового, полноценного человека в гуманистической психологии соответствуют этико-философскому пониманию свободно развивающейся человеческой индивидуальности;
5) установлено, что проблематика исследований гуманистических психологов представляет собой специфическое отражение проблемы отчуждения в психологической науке;
6) показано, что такие понятия гуманистической психологии как "экзистенциальный вакуум", "потеря смысла" представляют собой характеристики состояния отчужденности у человека, а понятие психологических защит характеризует один из способов преодоления
человеком состояния отчужденности путем отказа от своей индивидуальности;
7) показано, что системы терапий, предлагаемые гуманистическими психологами можно рассматривать в качестве способов временного и локального преодоления состояния отчужденности.
При разработке темы автор руководствовался стремлением, соединить научный и гуманистический принципы.
Исследование опирается на принципы "интерграч ивно-плюралистического" подхода к существующим и существовавшим концепциям отчуждения и человеческой индивидуальности. Предполагается, что различные концепции выявляют различные аспекты этих проблем, и, следовательно, могут внести свой вклад в разработку общей теории.
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Методологические и теоретические положения, сформулированные в диссертации, могут быть использованы для расширения и углубления взаимодействия этической и психологической наук и дальнейшего продвижения по пути создания синтетической, интегративной теории человека.
Включение отдельных положений марксисткой теории позволяет не отбрасывать ее достижения, а использовать их совместно с достижениями иных методологических и теоретических подходов.
В работе систематизированы основные этико-философские подходы к проблеме человеческой индивидуальности в условиях отчуждения. Анализ трудов представителей гуманистической психологии с точки зрения данной проблематики позволяет обогатить уже имеющееся философское знание в этой области.
Анализ таких представленных в гуманистической психологии проблем, как проблема долга, смысла жизни, свободы и
ответственности, общечеловеческих ценностей может быть использован для исследований этической науки.
Основные результаты могут быть интересны для философов, психологов, социологов и специалистов других областей, занимающихся ценностно-нормативной и личностной проблематикой.
Идеи и положения диссертации могут быть использованы при подготовке к некоторым темам в курсе преподавания этики, социальной философии, истории современной зарубежной психологии.
АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Положения и выводы данного исследования на различных стадиях разработки прошли апробацию: обсуждение на аспирантском семинаре кафедры этики философского факультета МГУ им.М.В.Ломоносова, обсуждение на заседании кафедры этики МГУ им.М.В.Ломоносова.
СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Первая и вторая главы содержат по два параграфа, третья глава состоит из трех параграфов.
2.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ.
Во введении обосновывается актуальность избранной темы, показана степень ее научной разработанности, сформулированы основные цели и задачи исследования, определены его методологические основания, новизна и практическая значимость.
В первой главе - "Человеческая индивидуальность и современный мир" - на основе систематического анализа современных философских трактовок понятия человеческой индивидуальности, ее места и роли в современном обществе, и на основе анализа концепции человека, представленной в трудах представителей гуманистической психологии, рассматривается возможность включения теоретических
положений, разработанных гуманистическими психологами в общефилософскую систему знания о человеческой индивидуальности.
В первом параграфе первой главы - "Современные философские трактовки человеческой индивидуальности" - рассматривается процесс изменения места и роли отдельного человека в современном мире, связанный с дальнейшим развитием общества на основе новых достижений науки и техники, а также проблема возрастания значения свободно развивающейся человеческой индивидуальности для поступательного развития всего общества. Исследование состояния современного общества показывает, что в ходе его развития все более усиливается тенденция обособления индивидов, возрастает роль и возможности влияния отдельных людей на общественную жизнь. В связи с этим возрастает и ответственность каждого человека за свои поступки и принятые решения. При этом отмечается, что действие традиционных институциональных регуляторов человеческой жизни сегодня затруднено из-за сложности существующих общественных связей и невозможности вследствие этого осуществлять достаточный контроль за действиями людей. В этих условиях особое значение приобретают индивидуальные, нравственные регуляторы поведения человека, его внутренняя система ценностей. Эти процессы обусловливают возрастание роли человека как самобытной индивидуальности, способной самостоятельно осмысливать многообразную действительность и принимать неординарные решения.
В ходе анализа проблемы человеческой индивидуальности отмечается неоднозначность трактовок этого понятия в современной философской науке. В работе представлены марксистский, экзистенциалистский, персоналистский, философско-
антропологический, неотомистский, структуралистский подходы к
проблеме человеческой индивидуальности, проанализирована точка зрения на эту проблему немецкого исследователя Ю.Хабермаса. Как наиболее полное и адекватное природе исследуемого явления для дальнейшего исследования выбирается, опирающееся на марксистскую традицию, понимание человеческой индивидуальности, предложенное И.И.Резвицким. В данном случае человеческая индивидуальность трактуется как особая форма бытия человека в обществе, и ее определение связывается с целостным представлением об индивиде, взятом в единстве всех его свойств и проявлений.
На основе данного определения в диссертации определяется место и роль человеческой индивидуальности в жизни отдельного человека и всего общества.
В процессе исследования общих проблем человеческой индивидуальности и ее бытия в мире особо выделяется круг вопросов, связанных с проблемой человеческой индивидуальности в сфере нравственности. В ходе исследования этой проблемы показывается, что индивидуальное начало можно рассматривать в качестве основы существования и функционирования морали, и что свободное проявление человеком своей индивидуальности является необходимой предпосылкой для нравственного творчества, в процессе которого человек становится подлинным субъектом .морали.
Второй параграф первой главы - "Философское понятие индивидуальности и концепция человека в гуманистической психологии" - посвящен рассмотрению и анализу концепций человека в работах представителей гуманистической психологии. Здесь с этико-философской точки зрения рассматриваются взгляды видных представителей гуманистической психологии (А.Х.Маслоу, В.И.Франкл, К.Р.Роджерс) на такие проблемы, как проблема свободы воли, человеческих потребностей, существования общечеловеческих
ценностей, определения сущностных характеристик человека. Человек в гуманистической психологии рассматривается как существо уникальное, целостное, открытое в своем опыте миру. Обладая сущностными, общечеловеческими признаками или характеристиками такими, как общечеловеческие потребности, внутренние ценности, свобода воли, человек обладает в тоже время и неповторимыми индивидуальными задатками и особенностями. Таким образом, в человеке, по мнению гуманистических психологов, сочетается общее и особенное. Человек одновременно является продуктом природы и общества, существом биологическим и социальным. Условием подлинного развития сущностных потенций человека является достижение им уровня самоактуализации или стремления к поиску и нахождению уникальных смыслов, скрытых в каждой жизненной ситуации. Подлинному раскрытию потенций человека, согласно гуманистическим психологам, предшествует процесс становления, связанный с взаимодействием индивида и общества.
Глава завершается выводами о том, что с философской точки зрения представленное в трудах представителей гуманистической психологии понимание человека может рассматриваться как специфическая трактовка человеческой индивидуальности. Таким образом, проблематику человеческой индивидуальности можно рассматривать в качестве основного предмета исследования представителей этого психологического направления. Философскому понятию индивидуальности в данном случае соответствует понятие полноценно развивающегося, психически здорового, самоактуализирующегося человека в гуманистической психологии. Таким образом, обнаруживается связь между психическим здоровьем и возможностью человека реализовать себя как индивидуальность. В работе отмечается, что такие важные характеристики человека, как
возможность свободы выбора, внутренних общечеловеческих ценностей, содержащиеся в трудах гуманистических психологов, имеют большой интерес для этической науки. Они представляют собой один из возможных вариантов решения таких этических проблем, как проблема морального выбора, ответственности, морального творчества, обоснования морали. Гуманистические психологи "онтологизируют" мораль, объявляя наличие общечеловеческих ценностей сущностной характеристикой индивида. При этом осознание и реализация этих ценностей ставится в зависимость от степени свободы проявления индивидуальности.
Во второй главе работы - "Отчуждение в современном мире. Моральное отчуждение, как специфическая форма проявления этого явления" - рассматривается современное состояние проблемы отчуждения, определяется место взглядов гуманистических психологов в системе философского знания, касающегося данной проблематики.
В первом параграфе второй главы - "Проблема отчуждения в современном мире. Моральное отчуждение, его причины и последствия" - указывается на то, что проблема отчуждения является одной из наиболее серьезных проблем, характеризующих современное общество. Феномен отчуждения оказывает свое негативное влияние как на отдельных индивидов, так и на общество в целом. В современном мире проблема отчуждения приобрела глобальный характер. Это явление проникает сегодня во все сферы жизни общества. При рассмотрении феномена отчуждения в работе приводится несколько классификаций возможных подходов к этому явлению. В данном случае наиболее адекватно природе исследуемого объекта представляется марксистское понимание отчуждения, которое предполагает рассмотрение феномена отчуждения в историческом
плане, учитывая особенности его существования как в статике (как состояния), так и в динамике (как процесса).
В свете данной трактовки отчуждения, в работе исследуются условия существования и развития человеческой индивидуальности в современном мире. В результате исследования делается вывод о том, что существование отчуждения в обществе препятствует развитию человеческой индивидуальности, а следовательно, осуществлению той роли, которую они призвана играть в жизни отдельного человека и всего общества. В условиях отчуждения набирают силу процессы деиндивидуализации и деперсонализации личности. Это значит, что человек теряет свою индивидуальность, обретая взамен некую социальную роль. Это ведет к дегуманизации всего общества, к постановке ложных целей и выработке ложных ориентиров. Особое внимание в работе уделяется анализу феномена нравственного отчуждения, которое рассматривается здесь как особая форма проявления отчуждения в нравственной сфере. В то же время в диссертации выделяется также и специфика морального отчуждения, рассматривается его влияние на человеческую индивидуальность. В результате воздействия морального отчуждения человек теряет связь с существующими моральными правилами и нормами, которые воспринимаются им как чисто внешние формы принуждения. В этих условиях происходит раздвоение личности на "подлинную" и "неподлинную", являющееся источником проявлений эгоизма, лицемерия, морального нигилизма. В условиях морального отчуждения человек лишается способности быть подлинным субъектом морали, творчески реализовать моральные предписания. Отчуждаясь от общечеловеческих моральных норм и принципов, человек утрачивает связь с личностно-психологическим состоянием
другого человека, не зная, что скрывается под его маской общепринятых суждений и стандартов поведения.
На основании тезиса о том, что моральное отчуждение является специфической формой проявления общего феномена отчуждения в сфере морали, его причины исследуются в связи с общими причинами отчуждения. Опираясь на анализ имеющихся трактовок этой проблемы, автор приходит к заключению, что для уяснения подлинных причин, порождающих феномен отчуждения, следует обратиться к марксистской теории, рассматривающей отчуждение как закономерное порождение исторически сложившихся противоречивых общественных отношений.
Во втором параграфе второй главы - "Отражение проблематики отчуждения в трудах гуманистических психологов" - рассматриваются исследования гуманистических психологов с точки зрения отражения в них социальных проблем. При этом отмечается, что трудность проведения данного анализа заключается в необходимости проведения параллелей между философскими и психологическими понятиями.
Анализ концепций представителей гуманистической психологии в свете теории отчуждения показал, что общественные явления, рассматриваемые гуманистическими психологами как порождающие у современного человека психические заболевания и душевный дискомфорт, представляют собой проявления, проникающего во все сферы человеческой жизни, феномена отчуждения. Таким образом, проявления отчуждения рассматриваются гуманистическими психологами как препятствия к полноценному развитию человеческой индивидуальности и источник психических заболеваний. При рассмотрении отражения проблематики отчуждения в работах представителей гуманистической психологии делается вывод о взаимосвязи категорий, используемых в гуманистической психологии
и в теории отчуждения. Показано, что такие понятия гуманистической психологии как "экзистенциальный вакуум", "потеря смысла" представляют собой характеристики состояния отчужденности у человека, а понятие психологических защит характеризует один из способов преодоления человеком состояния отчужденности путем отказа от своей индивидуальности. Выявлено их соотношение с философскими проблемами конформизма, деиндивидуализации, кризиса общечеловеческих ценностей.
В третьей главе - "Человеческая индивидуальность и процесс преодоления отчуждения" - рассматривается проблема возможности преодоления отчуждения и его негативных последствий. Концепции гуманистических психологов исследуются здесь с точки зрения предлагаемых в них способов так называемого "локального" преодоления отчуждения и их значения для действительного преодоления этого явления.
В первом параграфе третьей главы - "Стихийные и манипулятивные (обезличивающие) способы преодоления отчуждения. Бегство в индивидуалистическую и групповую иллюзии" - в ходе рассмотрения существующих в современном обществе стихийных (бегство в индивидуалистическую и групповую иллюзии) и манипулятивных возможностей и способов преодоления отчуждения автор приходит к заключению, что такие способы представляют собой лишь видимость, иллюзию преодоления данного явления, не затрагивая его сути, а , напротив, углубляя этот процесс. В этих условиях, разумеется, нельзя говорить о свободном и полноценном развитии человеческой индивидуальности, поскольку ее проявления носят лишь случайный, поверхностный, несущностный характер и обусловлены внешними обстоятельствами.
Во втором параграфе третьей главы - "О возможностях действительного преодоления нравственного отчуждения. Место и роль человеческой индивидуальности в этом процессе" рассматриваются научные подходы к решению проблемы преодоления отчуждения. В связи с разнообразием точек зрения, автор считает возможным разделить их на три категории.
Первая точка зрения - "внешнего воздействия". Ее приверженцы, выводя все виды отчуждения из воздействия на человека враждебной ему среды, связывают его преодоление в первую очередь с изменением внешних воздействий.
Вторая точка зрения - "личностная". В этом случае главная роль в процессе преодоления отчуждения отводится отдельному индивиду, его активному сознанию.
Третью точку зрения можно назвать "синтетической". Преодолевая ограничения первых двух подходов, она предполагает в процессе преодоления отчуждения взаимодействие объективного и субъективного факторов, не переоценивая роли каждого и них в отдельности. Данная точка зрения в ее марксисткой трактовке признается автором наиболее последовательной и научно обоснованной.
В третьем параграфе третьей главы - "Проблема преодоления отчуждения в гуманистической психологии" - в контексте проблемы преодоления отчуждения рассматриваются системы психотерапий, разрабатываемые представителями гуманистической психологии. Возможность такого рассмотрения определяется тем, что в предыдущих главах были проведены параллели между трактовкой человека и препятствий к полноценному человеческому развитию в гуманистической психологии и проблемами индивидуальности и отчуждения в философии. Таким образом, становится возможным
утверждать, что пути преодоления препятствий к полноценному развитию человека, предлагаемые гуманистическими психологами, могут рассматриваться как пути борьбы с отчуждением.
При рассмотрении концепций гуманистических психологов в контексте различных подходов к проблеме преодоления отчуждения, автор приходит к заключению, что гуманистическую психологию в этой связи можно рассматривать в феноменологическом (как явление общественной жизни) и в содержательном аспектах. С точки зрения феноменологического аспекта, делается вывод о том, что появление гуманистической психологии, как одного из направлений психологической науки, может быть рассмотрено как реакция на расширение и углубление процесса отчуждения, как феномен, порожденный новыми проблемами общества и отражающий ситуацию "неподлинности" существования человека в мире.
С содержательной точки зрения системы психотерапий, разрабатываемые представителями гуманистической психологии, можно рассматривать как способы "локального" преодоления отчуждения. При этом делается вывод о том, что в данном случае речь идет не о преодолении отчуждения в собственном смысле, не о ликвидации порождающих его причин, а о временном преодолении человеком состояния, переживания отчуждения. Однако в отличие от стихийных и манипулятивных способов преодоления отчуждения терапии гуманистических психологов имеют своей целыо не увод человека от действительности, а актуализацию его индивидуального творческого начала. Воспринимая систему ценностей, заложенную в основе теорий гуманистической психологии, индивид учится творчески применять ее в повседневной жизни. При этом, как представляется, можно говорить и об обретении человеком в результате терапии опыта морального творчества. Таким образом,
несмотря на то, что результаты данных психотерапий являются временными, они тем не менее имеют большое значение, поскольку принципиальная возможность достижения неотчужденного состояния, активизация индивидуальности являются для современного общества чрезвычайно важными.
В качестве достоинства гуманистической психологии можно также отметить, что концепции гуманистических психологов, рассматриваемые с точки зрения предлагаемых в них способов преодоления отчуждения и освобождения человеческой индивидуальности, являются своего рода доказательством от обратного того факта, что для коренного преодоления отчуждения необходимо изменение общества.
В результате рассмотрения вопроса о возможностях преодоления отчуждения и свободного развития человеческой индивидуальности в наши дни, делается вывод о том, что освобождение индивидуальности сегодня, в условиях массового отчуждения может носить лишь эпизодический, частичный характер (как и стихийные проявления индивидуальности). Тем не менее оно необходимо. Эта необходимость выражается уже в том, что появились такие течения, как гуманистическая психология, которая также явилась своего рода ответом на требования времени. О необходимости хотя бы частичного преодоления отчуждения, освобождения человеческой индивидуальности говорят и назревшие современные проблемы такие, как экологическая, проблема выживания в условиях все более широкого распространения ядерного оружия и мирных атомных технологий, девальвации ценностей, необходимость выработки нового понимания ответственности.
В заключении подводятся итоги исследования, излагаются его основные выводы, обосновываются перспективы дальнейшей разработки намеченных в диссертации проблем.
Положения диссертационного исследования представлены в научных публикациях: "Проблема общечеловеческих ценностей в теории человеческой мотивации А.Х.Маслоу" /Рукопись деп. в ИНИОН РАН 10.06.96 г., N 51621/, "Человеческая индивидуальность и проблема преодоления отчуждения" /Рукопись деп. в ИНИОН РАН 30.01.97 г., N52285/.