автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Нравственное отчуждение как философская проблема
Текст диссертации на тему "Нравственное отчуждение как философская проблема"
■ ^
Я
Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию Башкирский государственный университет
На правах рукописи
Валеева Земфира Ризаевна
НРАВСТВЕННОЕ ОТЧУЖДЕНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
Специальность 09.00.11 - социальная философия
Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор ВАЛЕЕВ Д.Ж.
<-»•\/ /
Уфа 1998
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I. Методологические аспекты проблемы отчуждения 16
§ 1. Понятие отчуждения в философии. 16
§2. Сущность нравственного отчуждения. 43
Глава II. Преодоление нравственного отчуждения как фактор
духовного возрождения человека 77
§ 1. Социальный механизм преодоления отчуждения. 77
§ 2. Этическое просвещение и нравственное воспитание
как факторы снятия отчуждения 97
Заключение 118
Список литературы 120
Введение
Актуальность исследования. Современное состояние социальной философии все более определяется осознанием нравственности как одного из способов духовного бытия человека. Моральный дух - важнейший компонент многогранного человеческого духа, отражающего единство интеллектуальных, эстетических и нравственных сущностных сил человека. Поэтому, когда начинается разлад человека с самим собой, нравственность приходит в упадок, обостряется противоречие между моральным предназначением человека и его действительной жизнью, между духовным родовым состоянием и формами его индивидуального природного существования. Отсюда и трактовка темы нравственного отчуждения, как отчуждения духовного родового достояния человека.
Обращение к данной теме связано прежде всего с ее актуальностью, которая объясняется недостаточной разработанностью этой темы отечественной наукой, а также объективными моральными потребностями нашего общества. Проблема человека - основная проблема современности. К ней обращено внимание философов, политологов, экономистов, социологов, этиков, педагогов. Экзистенциальный кризис человеческого существования отмечен во всем мире. Это объясняется ослаблением моральных компонентов человеческого существования. В условиях социального кризиса современного российского бытия, в условиях резкого возрастания нравственного отчуждения, обращение к данной теме особенно актуально и важно.
Актуальность исследования связана также с потребностью выявления социальных механизмов преодоления нравственного отчуждения. На протяжении долгих лет в нашей литературе господствовал тот взгляд, согласно которому нравственное отчуждение можно устранить, ликвидируя материаль-
ные корни противоположности интересов личности и общества. «Тогда исчезнет и её отображение в сфере морального сознания». [183, 280] Однако прогресс в одном отношении, например в экономике, не всегда приводит к такому же духовному подъему и даже сопровождается в определенные периоды ослаблением нравственных устоев человеческого общежития, нарастанием эгоизма, своекорыстия и т.д. Сегодня мы можем сказать, что неравномерность развития и связь его сторон - экономической, социальной и духовной - требуют усилий по их гармонизации, что не только экономический прогресс обуславливает прогресс духовный, но в первую очередь потенции экономического роста коренятся в социальной и духовной сферах, в развитии человеческой культуры, в многообразии ее форм проявления.
Жизнь показала, что к добру ведут нелегкие пути, он труден, противоречив. Религиозный фанатизм, выступающий в различных формах (традиционных и нетрадиционных, явных и скрытых и т.д.) приносит в жертву абстрактному будущему именно счастье человека. Постоянное насилие над собой, доминирование нравственных императивов, расходящихся с влечениями человека, делали его поведение неестественным, неорганичным. Но истинная нравственность несовместима с неестественностью, с противоестественностью и со сверхъестественностью. Нравственное поведение может стать естественным, т.е. неотчужденным от человека состоянием, если следование добру превратиться в потребность души. «Тайна добродетели, - говорит JI. Фейербах, - это привычка». [161, 114] Чтобы стремиться к высшему благу, надо вначале научиться делать добро. Только тогда исчезнет также и обособленность друг от друга основных духовных ценностей - истины, добра и красоты. Науке, искусству и морали будет возвращен их человеческий смысл, а нравственные императивы не будут довлеть над сознанием и поведением человека.
На протяжении целого ряда десятилетий в нашей стране насаждались упрощенные представления о добре и зле, о свободе и достоинстве личности. «Под прикрытием социальной мифологии обострения классовой борьбы, -пишет Ю.В. Согомонов, - резко противопоставлялись общечеловеческие и классовые начала в морали, расшатывались устои народной нравственности, утрачивались демократические ценности, происходило растранжиривание всего лучшего в «моральном наследстве». [146, 289] Постепенно за коллективизм стали выдаваться отказ от ответственности и подавление личностных начал. Служение общественному долгу обернулось слепым подчинением каноническим мнениям. Дальнейшее отчуждение морали и нравственности было усилено политической апатией, нарастающей девальвацией нравов в застойные годы. В данном отношении нравственное отчуждение связано, на наш взгляд, с раздвоением нравственности на официальную и неофициальную, декларируемую и практикуемую, что ведет в конечном счете к утверждению двойного морального стандарта. «Отчуждение в данном случае означает, что нравственные отношения между людьми предстают как отношения механизмов, продуктов, порядковых номеров, «безгласных вещей» (выражение М.М. Бахтина), в моральном плане совершенно нейтральные». [146, 230] Человек здесь уподобляется вещи. Находящиеся в состоянии нравственного отчуждения и самоотчуждения, люди используют друг друга и самих себя лишь в качестве средства достижения отчужденных целей (достаточно указать на феномен, так называемой, «вождистской» или «потребительско-ры-ночной» ориентации человека).
По нашему мнению, нравственное отчуждение есть отчуждение от человека его духовной сущности. Нравственность пронизывает все сферы духовной жизни человека. Например, искусство не является искусством в подлинном смысле этого слова, если оно безнравственно. Религия превращается
в суеверный ужас, если не содержит философского, т.е. человеческого элемента. Ученый может истребить все живое, если не будет думать о нравственных, социальных последствиях своих открытий. Поэтому с полным правом можно сказать, что нравственность есть атрибут человеческого существования и её полное отчуждение от человека оборачивается концом его существования.
Но нравственность, нравственные идеалы нельзя абсолютизировать. Когда человек противостоит самому себе, то это означает, что ему противостоит другой человек, т.е. тем самым признается уникальность, неповторимость, другость, инаковосгь другого. Нравственная деятельность противоречива в двояком отношении. С одной стороны, человек совершает добрые поступки, в результатах которых часто не утверждает себя, а отрицает (вспомним известную пословицу - «Не делай другому добра, тебе и зла желать не будут»), а с другой - осуществляя эти добрые дела, он относится к ним как к чему-то чуждому, ему не принадлежащему. Нравственная деятельность выступает в этом последнем случае как страдание. Она есть самоотчуждение, тогда как в первом случае мы имеем просто отчуждение.
Далее. Ценностные ориентации личности выражаются в жизненных идеалах. Их феноменологические лики представлены спектром давно известных в истории культуры идеалов - гедонизма, квиетизма, стоицизма, анархизма, аскетизма и т.д. Публично эти духовные традиции могут бичеваться в качестве «пережитков», но настроения и поведение, стимулируемое данными идеалами, оказываются подозрительно удачно пригнанными к современным порядкам. [146, 231] Порой кажется, что они, выключившись из графика исторического процесса, вытекают чуть ли не из природы человека и естественным образом связаны с его духовными потребностями.
Проявлением нравственного отчуждения выступает и, так называемый, «синдром довольности». Длительные годы это служило подтверждением благонамеренности и политической лояльности. Последняя обеспечивалась подчиненностью общественной нравственности идеологическим догматам. Среди них особое место занимала идея о безусловном приоритете политики над моралью, хотя при характеристике надстроечных явлений, мораль изображали стоящей над политическими и правовыми воззрениями. Обоснованным признавалось моральное негодование, но по преимуществу лишь на микросоциальном уровне, где приветствовались громкие призывы к ответственности, воззвания к активной жизненной позиции, бесконечные требования «единства слова и дела» и т.д. В то же время вся система бюрократического управления обществом заботливо оберегалась от критики. Критиковать бюрократию просто не рекомендовалось, поскольку требовалась «компетентная» критика, т.е. на деле примирение с существующей властью.
Современные нам общественные процессы также характеризуются высокой степенью нравственного отчуждения. Более того, отчуждение приобрело сегодня всеобщий характер. Открывшаяся возможность реализации духовной свободы (это остается, на наш взгляд, главным завоеванием перестройки), натолкнулась на возросшее отчуждение труда. Данное отчуждение имеет свою специфику. Когда Маркс писал о том, что «рабочий только вне труда чувствует себя самим собой, а в процессе труда он чувствует себя оторванным от самого себя» [102, 90], ему и не снилось, что может настать время, когда рабочий будет проклинать именно свое внетрудовое время. Капиталист, хотя и частично, все же оплачивает рабочему время его труда. Но когда рабочий вообще не получает за свой труд или годами вынужден чувствовать себя абсолютно невостребованным, возникает ситуация, когда свободное время рабочего, выступающее субстанцией его духовности, начинает противостоять
ему как угрожающая сила. Квинтэссенцией нравственного отчуждения выступает поэтому всеобщая невостребованность труда и, следовательно, нравственности.
Возможность отчуждения от человека его моральности превращается в действительность лишь тогда, когда у человека и общества есть реальные средства изменить в лучшую сторону условия своего индивидуального и общественного отчужденного бытия и обрести индивидуальную свободу для своей самореализации в том числе и морально-нравственной.
Степень научной разработанности проблемы. В отличие от осмысления понятий «мораль», «нравственность», «отчуждение», работ, посвященных непосредственно исследованию феномена нравственного отчуждения, немного. Укажем на основные: Валеев Д.Ж. Проблема деполитизации морали как условие её выхода из состояния отчуждения // Обновление общества: проблемы и перспективы. Тезисы докладов. Уфа, 1990; Смоленцев Ю.М., По-роховская Т.И. Особенности морального отчуждения // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия №1, 1995.; Согомонов Ю.В. Моральное отчуждение: грани малоизученной проблемы // Освобождение духа / Под ред. A.A. Гусейнова, В.И. Толстых. - М.: Политиздат, 1991. Положение усложняется тем, что взаимосвязь морали и нравственности сложна и противоречива, вплоть до их противостояния - «благими намерениями вымощена дорога в ад». Поэтому в настоящей диссертации мы попытались разграничить понятия «мораль» и «нравственность», чтобы глубже проникнуть в специфику именно нравственного отчуждения. В работах В.Г. Иванова обосновывается положение о том, что мораль обозначает определенную форму общественного сознания (группового, индивидуального и общечеловеческого), в то время как нравственность - деяние (поступок) и поведение; «в норме» - нравственность есть мораль в действии. [69] По мнению Гегеля, «нравственность составляет
основу права и моральности». Нравственность - это объединение воли и моральности. [36, 186] Отсюда вытекает тот вывод, что проникновение в природу нравственности неизбежно затрагивает субстанцию всех социальных институтов и степень их соответствия человеческой сущности.
Существует достаточно большое количество исследований, посвященных непосредственно проблеме отчуждения от человека его человеческой сущности.
В работах Гайденко П.П., Гулыги A.B., Гусейнова A.A., Ильенкова Э.В., Нарского И.О., Поцелуева С.П., Погосян В.А., Титаренко А.И., трейдера Ю.А. анализируется сущность отчуждения, исследуется постановка проблемы отчуждения и самоотчуждения в немецкой классической философии. Так Ю.А. Шрейдер рассматривает данную проблему в свете существующего пробела между этическим идеалом и реальным поведением. А. И. Титаренко придает проблеме отчуждения философско-этический смысл.
Если рассматривать классическую литературу, то наиболее рельефно феномен отчуждения был рассмотрен И. Кантом, И.Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегелем, JI. Фейербахом, К. Марксом, Н. Бердяевым, Д. Лукачем, М. Вебером, Э. Фроммом. В немецком идеализме отчуждение и опредмечивание отождествляются. Снятие предметности здесь мыслится как освобождение самосознания от всего внешнего, чуждого ему. Н. Бердяев подчеркнул положительный и отрицательный момент объективации духа. Но причину объективации и сопровождающего его нравственного отчуждения он связывал с утратой человеком богоискательских потенций. Э. Фромм проблему отчуждения и самоотчуждения анализировал с точки зрения бытия и обладания. Фромм при этом опирался на молодого Маркса. Чувство обладания, по мнению этих мыслителей, тождество отчуждению от человека всех физических и духовных, в том числе и нравственных чувств.
В существующей литературе проблема отчуждения разработана значительно в отношении его сущности, природы, общих определений. Однако нельзя сказать то же самое в отношении конкретных форм отчуждения. Ряд авторов, разумеется не обходит эту сторону проблемы. Но зачастую она играет для них второстепенную, иллюстративную роль и все сводится лишь к перечислению определенных форм (в том числе и морального отчуждения) с краткой характеристикой. Другая группа исследователей больше сосредотачивается на изучении отдельных форм отчуждения, внутренних механизмов и отражения в индивидуальном и общественном сознании.
Существует достаточно обширный список исследований так или иначе затрагивающих проблему нравственного отчуждения. Это труды А.П. Андреева, B.C. Библера, М.М. Бахтина, М. Бубера, Д.Ж. Валеева, Н.Д. Виноградовой, A.B. Гулыги, A.A. Грицакова, П.П. Гайденко, A.A. Гусейнова, С.Ф. Анисимова, С.М. Ковалева, K.M. Долгова, JI.H. Когана, В.И. Копалова, A.B. Лукьянова, Д. Лукача, В.А. Малинина, В.М. Мегицева, И.С. Нарского, А.П. Огурцова, В.А. Погосян, Ф.Б. Садыкова, Ю.М. Смоленцева, Т.Н. Порохов-ской, В.И. Толстых, С.П. Поцелуева, Ю.В. Согомонова, Ю.А. Шрейдера, А.Н. Чанышева.
Однако за некоторым исключением (исследования B.C. Библера, Д.Ж. Валеева, Ю.М. Смоленцева, Ю.В. Согомонова, Ф.Б. Садыкова) проблема нравственного отчуждения не ставилась с точки зрения анализа противоречий общественного развития, роли субъективного фактора в историческом процессе.
Следует отметить, что несмотря на обилие связанного с предметом диссертации материала, сама проблема нравственного отчуждения остается своеобразным «белым пятном». Не находит достаточного освещения в социально-философской литературе выявление сущности, статуса, структуры
нравственного отчуждения. Не выяснены механизмы его преодоления, в том числе роль этического просвещения и нравственного воспитания в данном процессе.
Объект и предмет исследования. В качестве объекта диссертационного исследования выступает та существенная сторона общественных процессов, которая связана с отчуждением от человека его духовного родового достояния. Предметом исследования является феномен нравственного отчуждения, пронизывающий все многообразие типов и форм духовности.
Цель и основные задачи работы. Целью диссертации является социально-философский анализ нравственного отчуждения как универсальной формы, в которой осознается конфликт человека с миром и самим собой.
С учетом поставленной цели решались следующие задачи.
а) анализ понятия отчуждения в философии и на данной основе раскрытие сущности, смысла и статуса нравственного отчуждения в социально-историческом развитии человека и общества;
б) исследование особенностей содержания нравственного отчуждения, а также его истоков, структуры, форм проявления (внутренние моральные механизмы появления отчуждения);
в) раскрытие социальных механизмов преодоления нравственного отчуждения на основе проникновения в природу социальных