автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: "Братья-мусульмане" на общественно-политической арене Египта и Сирии в 1928-1963 гг.
Полный текст автореферата диссертации по теме ""Братья-мусульмане" на общественно-политической арене Египта и Сирии в 1928-1963 гг."
министерство высшзго И сред1его специллыюго образования узбекской сср
ташкентский ордзна трудового красного знамени государственный университет имени в.и.ленина
На правах рукописи АБ/УВАХИГОВ Абружабар Абдусаттарович
■ "БРАШ1-МУСУЛЫ(1А11Е" ца 0БЦЕС1ВЕШ-
пошшнеской арене Египта и сирин
в 1928-1963 гг. Специальность (77.00.03 - Всеобщая история
Апторефер а т
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Ташкент -
1990
Работа выполнена на кафедре Новой и новейшей истории Ташкентского Государственного университета им. Ь.И.Ленина.
Научный руководитель - доктор исторических наук,
профессор Г.А.ХИДМ'ГОВ
Официальные опионент: - доктор исторических наук,
профессор и.А.ИГАиБЕР/да
- кандидат исторических наук
Ю.С.АЗИЗОВА
Ведущая организация - Ташкентский Государственный педагогический институт им.Низами.
Зашита состоится " ОЩСй^О^ 1ЭЭ0 г. в ^Д"Ф час, на заседании специализированного сонета К 067.02.11 по защите' диссертаций не соискание ученой степени кандидата исторических наук Ташкентского государственного университета лм.В.И.Ленина (700035, Ташкент, ул.Энгельса, 60-а, Исторический факультет ТашГУ ям. В.И.Ленина, ауд. 14).
С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке ТашГУ им.,В.И.Ленина (Ташкент, Вузгородок).
Автореферат разослан ШЦ^ Х9Э0 г.
Ученый секретарь специализированного совета, кандидат ..исторических наук
И.А.АШШ
- 3 -
ОьДЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность проблемы. Принципы нового политического мыале-иня, основанные на признании единства и многообразия миро, приоритета общечеловеческих ценностей, имеют большое значение для познания современной общественно-политической ситуации и сложных этапов исторического развития тех или иних народов.
Активизация на авансцене региональной политической борьба исламского фундаментализма, как политизированного исламского точения, является ошой из характерны* черт оСлзстБсьпо-пол.:тиче-ской, идеологической жизни современных стран мусульманского Востоке.
Разрыв, судествуаяий между уровнем политической культуры элитарных слоев и народных масс з этих странах потребовал от фундаменталисте::!« лидеров выдвижении лозунгов близки:« к традиционным «ценностям, веками доминировавшим'в сознании народа.
Бо многих странах ьостока идеологическим "мостом" от партий и движений к массам стал ислам. Политизация ислама стала не просто региональным, а глобальным явлением. Новей-/з события в мире показывают, что приэьшы к борьбе за'Чистоту ислама", за "интересы мусульманской обшины", против "притеснения мусульман" стали катализатором политических движений в таких странах, где, казалось бы, этого менее всего можно было бы ожидать. После долгих лет благостных иллюзий о том, что в социалистическом обществе религии находится на пути к отмиранию, целиком выведена из с^оры политической жизни, специалисты получили возмо.кность говорить о реальностях - сохранении исламом и его сторонниками немалых возможностей в политической мобилизации ¡'.асе и о серьезных проблемах, которые могут возникнуть^ если эт-т процесс останется без внимании и контроля или возникавшие при эпк проблемы гплаитсн решить силодым путем.
Вот почему сравнительное исследование политических движений, чья идеология так или иначе связана с исламом, особенностей их генезиса на нячэлышх этапах развития, необходимо для всестороннего понимания глобальных, региональных и национальных политических процессов в странах Востока, что представляет определении;! интерес также и для нашей страны,
В связи с этим представляется весьма важным и актуальны«. . изучение общих и специфических черт в развитии стран "исламско-
го района'"1» взаимодействия процессов и традиционных факторов раг.вития, определяющих формировании и политику партий и движений, идентифицирующих себя с мусульманской общиной, ориентированных на защиту, "очищения" и распространение ислама. Настоящая работа посвящена изучению проявления этих факторов и тенденций на примере деятельности исламско-фундяменталистских мелкобуржуазные организаций в Египта и Сирии и их свойств в исследуемый исторический период.
Необходимость изучения истории фундаменталистских общественно-политических течений на Арабском Востоке, давхгс возможность правильно сориентироваться при исследовании и оценке аналогичных движений в республиках СССР с мусульманским населением, определяет теоретическую актуальность, политическую злободневность и практическую значимость темы.
Источники и литература. При написании данной работы автор опирался на достижения советской науки в области изучения общих проблем развивающихся стран, узловых вопросов национально-освободительного движения. Важной теоретической основой являются труды советских востоковедов и обществоведов.
Болькую помощь в написании настоящей диссертации оказали ряд коллективных монографий и исследований, посвященных разработке основных ироблем современного национально-освободительного движения, становления молодых независимых госуд:.,огв. В этих работах дается обобзающий анализ идеологии, теоретических основ, классовой базы и политической деятельности сил современного национально-освободительного движения, революционной демократии, различных мелкобуржуазных течений, определяются основные направления и перспективы эволюции этого движения, исследуются основные факторы и тенденции развития политических сил в том или иной направлении, что помогло в определении общих и специфических черт в идеологии и деятельности мелкобуржуазного движения "Братьев-мусульман" в Египте и Сирии в процесса его исторического развития.
Анализ коллективных исследований и шдпьидуаяьных монографий советских ученых социологического, прикладного и политического характера, поовкаюшьи общим и частным проблемам развития стран Ближнего Востока, идеологии современных партий и движения, среди которых особо отмечаются труды Л.Р.Полонской, А.И.Лзвков-ского, З.И.Дзвина, помог выявить различия л сходства в подитиче-
сккх и идеологических установках мелкобуржуазных движений, выдвигавших, как правило, на определенных этапах развития лозунги в религиозной форме.
В коллективных монографиях: "'"'арубе-шуй Восток и современность", "Развивающиеся страны: закономерности, тенденции, перспективы", "Восток: рубеж 1Ю~х годов", "Развивающиеся страну в современном миро. Пути революционного процесса на Востоке", "Арабски;) мир. Три десятилетия независимого развития", - иссло-дуются осношне противоречия, дейсгрушие в раэшичижихсл стро-них, поведение различных классов, социальных групп, слоев, отношение их к проблемам внутренней и тшанч'л политики сьоих стран, разносторонние факторы, оказывающие воздействие на развитие этих стран, становление и эволюцию внутренних политически;; сил, выступающих под флагом ислама^
Несмотря на то, что целый ряд отдельных аспектов политического и социально-экономического развития Египта.и Сирии в новейший период истории рассматривается в работах Е.14.Примакова, Л.И.Модведко, Э.ПЛир-Будаговой» А.Е.Едина, Г.И.Ыирского, 11. Ба-тор, Т.П.Тихоновой и других, эти работы ни охватывают проблему, связанную с изученном движений египетских к сирийских "Братьев-мусульман". Тем но менее они внесли огромная вклад в изученио истории этих стран и оказали неоценимую помощь л подготовке данной работы.
Вольшуй ценность дли работы над диесерч-ациой представили исследования Г.Г.Косач, й.М.Аббуд, А.М.Захарова, К,С,Азимова,Ы.Х. Рахимова, А.О.Шайхова, А,А.Знатенко, А.Н.Боркави, А.К.Адиханян, Гази Абд ар-Разик, посен'аенныэ изучению аспектов исторического развития Египта и Сирии в новейшее время. Неоценимую помоаь в написании диссертации оказали также работы Ю.Л.Тегина, А,В.Кудрявцева, Г.В.Милослалского, йуэйши Ыурси А., ь которых освещаются деятельность, идеология, организационные структуры египетских фундаменталистских организаций.
Что касается работ специально посвященных деятельности, политике и идеологии ассоциации "Братья-мусульмане" в еириПтсоЛ обнастве,.то отмечается явная недостаточность таковых в с нет-скоч востоковедении. Имеющиеся публикации не дают по~чой картины деятельности "Братьеп" в этой стране и нэ касаются ранних этапов истории организации, без чего невозможно дать обьективнуп оценку ее деятельности в последующие периода.
3 качестве непосредственного объекта исследований использована документы, материалы и заявления лидеров "Братьев-мусуль-ыан", труди кх идеологов: Х.аль-Баниы, С.Котба, М.ас-Сибаи, 0. Тилмисаки и других. Самым широким образом ш работц над диссертацией привлекались материалы периодической печати, в частности, газет и журналов, принадлежавших самим "Братьям", а также изданий, представлявших им свои страницы, таких как: "ан-Назир", "ад-Да'ва", "аль-И'тисам", "Хадарат аль-ислам" и др., которые вводятся в научный оборот, фактически, впервые.
Характер исследуемых источников отражает стремление проанализировать материалы, охватывающие целые этапы деятельности "Братьев-мусульман", эволюцию их идеологии, и на этой основе провести сравнительно-сопоставительный анализ деятельности "Братьев" в Египте и Сирии.
При изучении данной проблемы привлекались труды арабских ученых и исследователей Запана, специально посвященные как деятельности и идеолопш сирийских и египетских "Ератьев", так и многим аспектам истории деятельности, эволюции воззрений идеологов религиозно скрашенных мелкобуржуазных движений в мусульманском мире в целом, что необходимо для сравнительного анализа, определения общих закономерностей в развитии движения, выделении обаих и специфических черт.
Несмотря на то, что многие эти работы носят объективный характер, сведения и оценки, содержащиеся в них, были критически осмыслены при работе над диссертацией.
В исследовании были изучены и проанализированы труды арабских ученых по новейшей истории арабских стран, проблемам национально-освободительного движения,-а также истории становления движения' "Братьев-мусульман" в египетском й сирийском обшествах и в развивающихся мусульманских странах мира в целом. В них содержится определенный фактический материал, к сожалению, часто описательного и пропагандистского характера. Но главное - они отражают отношение различных научных школ и органов пропаганды к деятельности и идеологии "Братства". В ряде работ дается в определенной степени объективная картина истории развития движения в период X. аль-Банны и М.ас-Сибаи. Политические портреты основателей движения обрисованы объективно и цельно.
Развернувшийся в конце 70-х - начале 80-х годов процесс активизации различных общественно-политических движений, выступив-
тих под флагом ислама, и в связи с этим исламский подьем в странах мусульманского мира привели к появлению на Западе целого ряда работ, посвященных этой проблеме. К ним, о первую эчэредъ, можно отнести исследования Р.Мит^ла, Э.Мортимера, ДЛенсена, Ж.Рейснера, М.Родннеонп, /К.0.Белл, М.С.Хадсона и других.
Э.Мортимер в книге "Ьера к злзеть", исследуя вопроси национально-освободительного движения, рнутриполитичесчого поло;::о-ник в странах с мусульманским населением, истории "Впачьеь-му-сульман" на pa-знья этапах развития р.рчбекого г-бшестаа л полегшее гремя, езязывает историо птоМ организации с несколькими личностями - лидерами движения: Х.аль-шш;ой, М.ьс-Сцбак и прущими. Тем самым он излишне увлекается персонификацией, сабьшая при этом о социально-экономической .снове вопроса, о то;л, что диижо-ние представляет целые слои арабского общества.
Важной особенность» исследования является то, что автор питается уйти от ставшего стареотипним показа "Братьев-мусульман" как религиозного движения а, © определенной степени, трактует их kctodho как исто-рио, торетдо геего, политической, а но религиозной организаций. Однзкф» ври моле» несмотря на стремление к показу политической, сущности,, O-J-icyîzv.ep и® шюскгодзяг четкого разграничения между тем, где полизлтегскша бммгипм аревааируют над религиозными и где "Братья" лишь пвяьауотс-я религии® лда срикръг-т.ия своих подлинник целей- -
Вышеназванные авторы питаются выдвинуть тезис о том» что £гс-ламский подьем и развитие фундаментализма о определенной степей ни явились ответными действиями на наступление коммунизма. Интерпретация данной темы в таком висе, ставшая все же не для. многих буржуазных исследователей вопросом особого внимания, не утвердилась в виде абсолл'шой трактовки активизация ислама в эти годы.
й.Рейснер и М.С.Ха'дсон в работах, посвяшенкых исследовании зашой проблемы в традициях фундаиентальногс труда-. Р.Митчеда о 'Братьях-мусульманах"'в'Египте, на основе широкого фактического ютериала прославляют историю "Братства." в Сирии. Но. все же: ра-io'TH этих исследователей также.носят некоторым образом от кегель-» ий характер. Оценка аптеками тех или иных политичесн-х- лидеров, :х взглядов зачастую недостаточно объективна. Отсутствие,-» ряде лучаев глубокого социального анализа рассматриваемых ¿шгаоа и влений обусловливает вьшедение на передний план мемсонфессио-
- а -
»кл социально-классовых противоречил, имеюаи* эко-
ии;-.!1ысклв корни. Ьмеете с тем, публикации ряда исследователей, имеющих арьбскоо происхождение, работающих в западных научных центрах, выгодно отличается пол'"?нчесхой ураьносадеиностыэ и объективностью.. »к 2руда написаны с позиций строгого учета свойственных для данного региона факторов, таких как, цивилизацион-ный, национальная психология, самобытность, историческая специфика развития. К числу таких авгоров следует огнооти л.Ьлтату, с.пбрахима.
Цель и задачи исследования. Даль настоящей диссертации -дать комплексны,! анализ деятельности и идейно-политических позиций организации '•¿•рйяья-мусуль.моне" в Египте и Сирии и 1926-19оЗ годах и на ¡к призере показать роль мелкобуржуазных движения и мелкобуржуазно;1, революционности в историческом процессе, отношение алое дарений к процессам национального освобождения и становления, независимого государсгаа; проследягь оволвцил мелкобуржуазных движений в условиях колониально,; ьависимости, ¡>¿¡0-гоукла.шости, затяжного перехода от феодализме к кагпигелшцу, когда в обществе сохраняются и развиваются факторя грзйбадкама, сектаризма и устойчивого обрааения в политической сфере к религиозным ценностям и общения с массами через религий.
В соответствии с поставленной целью регалиоь следующие основные задачи:
- проследить историю "Бра ьев-мусульман" в С.:рии, взятуа в сравнительном анализе с историей "Братства" в Егкпге, раскрыть объективные причины и факторы эволюции их деятельности и идеологии, и на этой основе выявить облпш и специфические черты мелкобуржуазных, популистских движений;
- исследовать соотношение факторов мелкобуржуазности и религиозности, причины обрааения к исламу на современном этапо развития на Арабском Востоке;
- изучить эволюцию популистско-народшческих яечзнк'Л в национально-освободительном движении на примере Египта и Сирии;
- раскрыть основные закономерности и лденцпи в отношении "Братьев-мусульман" к различным партиям и
- выявить обдиэ закономерности в развитии общественно-политических фундаменталистских двикоиий» определить ¿к специфические, черты, зависимость от то; или иных социальных, кцгоричзскнх, 1\КВИЛИЗаЦИОНИЗЛС Я В1ШХ ^.КЗОРОЕ И основе (*СРО
те ила иныз явления, прошсск» характер их гочен$т в других странах с мусульманским населением.
Хронологические замки дисс-зртвцна схяатыяйкп1 пар: эд с по 19оЗ год. Это пзяано там, чт"> данный период истории "iicu-тъвв-мусулылш", особскно в Сирии, г.э был до era пер предмете" специального моног\ з {мческого пли диссертационного иселвдомодм ни в нп-лей -Ciporia, ни га рубежом. Бо-в-ххрьк, ь ото: период и Египет, и Сирия our.i вовлечены з рпд исторлческ'« событии, гл. -иейшим из которых б-.ыо достижение независимости, что qtuwim,»;» на деятельности и идеолог;.".! "Ьопгъев", вшыэая пое-голулув тании" г- ту или другую сторону и образуя нп пут я :;.< ксиоричзско-го развития зигзаги, даши'э еоэмочшос'ь четко гфэодэдпгь и сын-еить их мелкобуржуазную суаност^.
Научная новизнп иослэдовекин, Ластоявал работа является первой попыткой комплексного исследования деятельности к идеологии организации' "Брат;г>в-м>сульманп на примере Ешт-га и Сирии в 1923 - 1953 гг., базирующегося на сравнительном анализе ссколньсс этапов, направлений и особенностей эволоции деятельности и идейных воззрений "Братьев-мусульман". Впервые в советском востокочедз-ни1. рассматриваются некоторые аспекты проблемы в связи с изучением социально-экономического и политического развития арабских стран, определенных сторон истории организации "Братьев-мусульман", делается попытка вычленить и сопоставить роль" "Братьев" в ключевых событиях политической жизни Египта и Сирии, характер позитивного и негативного воздействия их на внутри- и внешнеполитическую жизнь стран арабского региона. Новым является так?::е попытка разработать научные подходы в изучении аналогичных движений, структур в других регионах, в частности, суфизма и суфийских движений в одной цепи с движением фундаменталистов. Кроме того, исследование данной темы в определенной коре помогает раскрыть ошибочность догматического и одностороянего подхода, существовавшего в надей историко-политической литературе, о возможности путем политического террора создать "светлое здание" нового, неэксплуа'^аторского общества на основе концепции "насилие. -повивальная бвбкя революции" и избежать недооценку уровня -«развитости политической куль.уры массовых освсбодительнг* и социальных движений.
Практическая значимость работы. Фактический материал л основные выводы диссертации могут быть использованы политологами и ис-
•кориками при изучении сложных социально-политических процессов в арабских странах, подготовке общих и специальных курсов по новейшей истории этих государств. Сделанные в результате исследования выводы и обобщения приложимы в ср внительно-типологических исследованиях социальных и политических движений, опирающихся на ис~ даы, в различных регионах мира, в том числе и в СССР.
Апробация исследования. .Диссертационная работа обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры Новой и новайаей истории исторического факультета ТашГУ им. В.Й.Ленина в сентябре 19У0 г. и на расширенном заседании Отдела социально-экономических проблем стран Среднего и Ближнего Востока Института востоковедения им. Абу Райхана Ееруки АН УзССР. Основные положения и ш-воды исследования были доложены автором на ряде научно-теоретических конференций, в том числе на 4-ой Всесоюзной школе молодых востоковедов (Москва, 19оо), Всесоюзной конференции исламоведов (Ленинград, 1989), 5-ой Всесоазной конференции африканистов: "Новое мышление и Африка" (Москва, 1939) и др.
По результатам исследования били опубликованы I брошюра, 5 научных статей и тезисы 4 докладов.
СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СО^ЖАНИЕ РАБОШ
Диссертация состоит из введения, двух тл&в, заключения и библиографии.
Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность,формулируются цели и задачи исследования, научная новизна и практическая ценность, хронологические рамки, дается обзор источников и литературы.
Первая глава - "Основные идеологические принципы политического движения "Братьев-мусульман" - посвящена исследовании классовых корней и политических особенностей идеологии мелкобуржуазных партий в исторической эволюции, их общих и специфических черт поведения, Б ней ддется краткая характеристика мелкобуржуазной революционности, выявляются возможности проявления тех или иных характеристик черт для Ьартий и движений, чью социальную базу составляю? широкие слои мелкой буржуазии. В современном национально-освободительном движении, во внутренних социально-политических процессах в развивающихся странах, в частности мусульманских, широко представлена мелкобуржуазные партии и движения, в сил;
градационных факторов исторического развития выступающие под флягой ислама. При этом в них отмечается устойчивая тенденция развития неонародничества, проявлявшегося в новых условиях несколько по-новому, но сохраня'опего вместе с тем некоторые типичные свойства мелкобуржуазных объединений: стремление к достижению социальной справедливости и обращение к террору.
¿!ногоукладность экономики и общества в этих странах, связанная с переходным периодом от ф3°вЯЛ1<3,(а к капитализм, и обусловленная этим нногоукладиссть политических воззрений, цивилиза-цлонная специфика арабского обчюетва и уровонь развития в ней политической культуры, устойчивое влияние традиционных факторов н исторической специфики развития, многочисленность среди;« слоев и выдвижение их на определявшие п зтих обществах позиции -все это налагает свой от эчатон на поведение и идеологии таких движений, что требует объективного, взвешенного, основанного на политических реальностях, свободного ог догматизма и нетерпимости подхода к ним, в том числе н в поиске взаимодействия с ними на основе приверженности приоритету общечеловеческих ценностей.
В данной главе дается оценка идеологических воззрений "Братьев-мусульман", характерной для мелкобуржуазных по своему социальному составу движений идейной неустойчивости, определенной беспринципности и в силу этого отсутствия четкой программы, ц-го является ярким примером аморфности и расплывчатости взглядов современного мелкого буржуа на социально-экономическую и политическую) жизнь в условиях многоукладного обшес?ва, сохраннкаого влияние традиции.
Изучение идеологических воззрений лидеров "братства" Х.аль-Еанны (Египет), М. ас-Сибаи (Сирия), С.Котба (Египет), проведенное в форме сравнительно-сопоставительного анализа дает возможность проследить эволюцию.отношения "Братства" к тем или иным вопросам, выявить общее и особенное во взглядах лидеров различии* звеньев одного движения и рассмотреть широкий спектр их концепций от "салафии"* к просветительству, от умеренного сощ-эллама до крайней воинственности.
Наличие антиимпериалистических начал, устойчиво просматриваемых в работах лидеров "братства", поставившего перед собой
I "Салафия" - средневековое учение и движение, основанное на идее необходимости восстановления и возрождения ислама, мусульманского общества и первоначальных установленных при Ш/хам- ' иапз форм правления.
эьдоцу создан/.» или же восстановлен!:.-. государства Халифат рапного средневековья, перехода к феодальному обществу было общин для всих лидеров этого двикения. Нереальные и ретроградные ила ны добиться, национального освобождения и социальной справедлив сти о обаоотс« в углоешх изоляции от других антиимпериалистич ек»;х сил'доминировали и их илейно-полотических установках.
X. аль-Еанна видел путь достижения указанна шлей посредс ком *оху.$ом>юй С'орьОы уль-Моут"), сводившейся в конеч-
ном ктоге к индивидуальному террору. Политическая программа,уа ;*бот&&1&л им, ¿чнтхчески не включала какой-либо окономическо ) платформы, хат.ч в нэй встречались некоторые упоминания о "разу пай" исламской »ко.чомнке, акционерных обаествах и г^/сульмонек банках.
Более разноботаняая програша Цустафы ас-Сибаи, также как программа Х.аль-Банны, (являюсь по существу ее продолжением и будучи адаптированной к сирийскому обдзетву, новы;.! измениваимс, условиям) предстаЕляет из себя концепции, содержание которой а. шло связано с проззлык - с устройством общества при Мухаммеде и его халифах. Ее формп была продиктована временем и условиями идеологической и со^шльно-подятичоской борьбы в странах региона в ото? пзрнод. Оплаченная » социалистические лозунги, конце! цаа "Исламского социализма" ас-Сибаи, обоснованная им в доводы аморфной и декларативной книге "Социализм ислама", является св( еоброзной реакцией "Братье*-" на изменившиеся в 1У60-х гг. условия и определеннуо популярность в массах социалистических идей, Ас-Сибпи сохраняет основньга положения программы движения "Брат] ав-мусудьмзн", заключающиеся в требовании восстановления чисто', первоначального.ислама, принципов, действовавших в обществе пе; в:к годов существование Халифата, названного им :'обшестЕом мусз льманского социализма". Но это не помещало концепции "Исламско! социализма" с его идеей умеренного накопления стать основополагающей для тех сил, которые действительно стремились к переустройству общества и достижению социальной справе .дливости, идеал> зируя при этом свое прошлое и рассматривая возврат к нему как единственный путь решения проблем.
В апелляции "Братьев" к социализму проявилась их мелкобуржуазная сущность. ¿1гран на популярности социалистических идей, соединяя кх. с исламом, адаптируя их к современному обществу, "Братьл-кусульмане", в свою очередь, эксплуатировали идеисоциа-
язма. b or m «jftpsr4âh«№ ;t социализм-/ и, э kohuvímm ï:;ùî-
ом отказе j.aro проявилась иепослешвя-гелькосгь двоения и го идеологии, склонность его лидеров три малейсем изменении по-,п'ичесно!5 ко;га'дтури пересмотреть свои сцжнципи, «.^и и позиции, это есть e¡:v одно подтверждение мелкобуржуазной нэус-
>Лчивости, присущей даиаениэ в целом,
Ü конце Í'in0-ic - доделн Ivôfl-x vi'» произошли качестг^^ца (менанил в с.о'.ымъних Cípys-íypaK ззкх двуч cviïtu. i'олог.чо <м;s »да-.ацйвся evp п i>oen:¿;i и:: оу«ь ро-знил словник экен^иичзск.и социально-.) f.'i!t»CK5r.c с> i Заметно jog ;:.;:и н 3ïh:î c'funün.-í м8лкс-бур«уя:»! саои o5ú'-»urr.a, йоличасгвjhh¿:3- *(эмгг!-чц.'/| со -•ïamiit с дальности! сс-нп^впием «елкой буржуазии и ее бессилие;.! решении мнэгж задач, тсивш^х перед гдав .wt
в<знво иов'.'э 5э ян у «лгкоЯуахулзноро ¿рт&еняя.
Ь^разителг i r-ttoí; козоЛ eoffii» стал Ca,¡,u Ко?б, кпн:й;п::-я j;cio ■ го носи1? нсяйке ьоине'гвзцтЯ чиракгер и глятз на вооружение ньгеинсгвод: .товооксгремисгсхих обьздлнонлЛ после~ь-к дз.тюияа-
Bu« та ле "салч^ия", v.o, идея »осетпновлошш сюицципоа cú~ гчьа мусульмвиского умеренного гач'зпласлн; обостч'о-
i справедливого ^аспуедеяаи.«л благ и сбложпп»^ ияяогян'.«. похо~ з через "закяг", зстоз-гся с?вр*нвзо,1 г.о г-з^лдяях С,Кг.?ба« sote с тем О.Котб поступает сторонником црайтсс форм в достигая этих идг.Ч, призывав? к гражданской войне,- a ïaicsa к одичали выстрелам, .благосяавляя террор многочисленных групп бо*--ов "Братства" н и.м подобных:.
Анализ политических взглядов С.Котба, его кредо, -
'Л на определенные - слои a »tí« странах позволяв« сдшть. ли-о том, ч^о он привнес л мелкобуржуазную концэппиэ $ук?амзк~ язмз большой крен в сгорону^ерроркзка.
Во второй глаза - "Деятельность йссоцнпцтш "Бра^ьес-'-уо/ль-' на обдесггукно-политической арене Египта и Сирии 2 I92Ô-) гг." - осуществлен сраьнительцо-сопоставнтельнай анг.лиз ;ельносз>и."братства" з двух странах в слошшй период заьоолп т» национального освобождения- и становления новых могсдьк 'дарстз в условиях обострения внутренних противоречий, renurti, .ласть, бурного : роцзсса соикалькаЯ аисЭД.-эренцитцми, Р-?сс рст-• процессы пгапочшмя и язол-оции иегорхчзского пугл -згнп<?•?--■ и сирийских "Eçài'bea" ч 1-;ч?«няр"",""ея условия?.
Египетские "Братья" прошли путь от суфийского кружка, благотворительности, просветительства, акционерных обществ в 30-х гг. к формировании групп боевиков, террористической деятельности в середине и конце 40-х гг. Их активность была сбита в 50-х гг. широкими репрессивными мерами правительства Г.Абдаль Насера. Ьга эволюция стала практическим выражением современных Форм мелкобуржуазной революционности в условиях многоукладное™, быстротечности различных социально-политических процессов, устойчивого сохранения традиционных: факторов в обществе, влияния религии на все сферы лиэни, высокой степени трайбализма, сектаризма и др.
Ь отличие от египетского "Братства" для сирийских "Братьев-цусульмпи" были характерны большая умеренность и гибкость, склонность к обращения' к реформистским, парламентским методам политической борьба в обществе. В ,-знкой глзве рассмотрена практическая деятельность сирийских фундаменталистов в го/зы претшетьу»-шив приходу к власти баасистов в 1363 г. Раскрыты социальные корни движения, аспекты социального статуса духовника и торговца (мелкого и среднего), выступающего иногда в одном лице к в силу этого его многоликость в социальном и политическом плане.
Сирия, где ''Бра-ья" под руководством ес-Сибаи в I9G.Q-» гг.,. увлеченные пропагандой концепции "Исламского социализма1*» бс.рй,-бой за представительство в парламенте страны & в местных палитотах (в чем они не добились значительных успехов) я силу сложного положения египетской организации, становится центром движения. Б эти годы "Братья" здесь были особенно сильны к игра-™~ ли больную роль в общественно-политической жизни-' страны. Однако в 19оВ г. в связи с созданием Объединенной Арабской республики в составе Египта и Сирии, в первой из которых деятельность ассоциации была запрещена»'начинается процесс вытеснения, фундаменталистов с занятых- ими. а обществе позиций. К началу 60-х гг. они нредстачт угле довольно ослабленными и дезорганизованными, iianaoe ойетоляедьство? во многом обусловило относительно легкий приход к гласяи в стране- базсистов,. отношения которых с фундаменталистами «рададаониф моеят характер конфронтации.
В; Заключении- на. основе анализа и обобщения изложенного в гладях- диссзр.тйщи- материала а результате сравнительного исследования де.ядельносги- к идеологии- "Братьев-мусульман" в Сирии и Египте- » исследуемый; период сделана следующие основные выводы;
~ Рудучи; революционной силой, подготовившей мусульманские
- íü -
раны к революционным преобразованиям, разбудившей сеош.ш дейст-ями все ocia льни« социальные силы, "Братья-мусульмане" практи-ски стимулировали политическую активность маетно", национальной ржуазии.
- Организации "Братьев-мусульман" в арабских странах возникшие продолжение средневековых традиций суфийских орденов' в ис-знческих условиях старых социально-экономических структур и пьема национально-освободительного движении. Их появление на цественно-политическоя арене явилось ответной реакцией на коло-1лъну», экономическую и культурную экспансию Запада, нарушение здиционных социально-экономических, згноконфесспональньк струк->, развитие капиталистического уклада обусловившего ускорение пресса социальной дифференциации к выделение из крестьянской :сы и традиционных горпских ремесленников и торговцев новых 5одеких средних и беднейших слоев, более близких по своему об-<у к современному мелкому буржуа.
Классовая характеристика "Братьев-мусульман" заключается в опоре на городские средние слон, определяющие их политическую юследовательность, расплывчатость политических ориентиров и юнность к религиозному ревайваяизму. Известное двойственное южение мелкого буржуа по отношению н собственности здесь уси-¡о еще и тем, что люди (убежденные верувлшэ), которые состав-iT социальную'базу "Братьев", обращаются к современным методам :итической борьбы: буржуазному реформизму, парламентаризму,эй-«мизму, не отрываясь о? религиозных форм в своих действиях, ллируя к религии, они стали своеобразней» отражением спс ..ики ременного переходного периода.
Анализ соотношения религиозного и политического в деятельно-и идеологии фундаменталистских, организаций дает основание тать, что религия ислам служит в политической борьбе общества зушим и мобилизующим звеном для широких слоев населения, от-аюишхея высокой степенью религиозности, В связи с этим отказ апелляции к исламу будет способствовать при определенных уе-иях потере связей с ними и обусловит тенденцию дальнейшего об-ания к немассовым . узким методам политической борьбы, основание экстремизме. Вместе с тем сама по себе апелляция к рели-зным ценностям нь является гарантией массовости организации, в большей степени связано с опорой на определенные классы социальные слои, такие как мелкая буржуазия.
- 16 -
Типичный путь эволюции организаций "Братьев-мусульман" -ото переход от преимущественно просветительской и пропагандист ской деятельности к террористическим методам с последующим ра: межеванием между сторонниками политического терроризма и парл: кентской борьбы.
В то же время в зависимости от внутренней и шешеполитич' ской ситуации террористический уклон в деятельности "Братьев-мусульман" может проявляться слабее, как это было до 60-х гг. Сирии. Пии этом предпочтение отдается мирным методам борьбы, включая политику союзов с идеологически близкими партиями и д жениями.
Эволюция "Братства", воздействие на него в общество многа факторов, таких, как трайбализм, сектариэм, многоукладность, бурный процесс социальной дифференциации диктуют необходимост; дифференцированного подходя к оценке фундаменталистских дяиже ний, выделяя сред; них основные направления - умеренное, лево стремнсгское, провоэкстремистское и центристское, допуская пр огон возможности взаимопереходов, быстрых смен акцентов.
Опыт арабских стран показывает, что административио-полчц ские методы борьбы против "Братьев-мусульман" и подобных им о ганизаций лишь создавали им ореол "мучеников за веру" и побуж, ли их к усилению террористических акций. Там, где они имели в< мощности для легальной работы, их усилия концентрировались на расширении влияния в массах. В перспективе такое развитие ото: движения может привести к изменению его классового характера I превращению в выразителя интересов определенных слоев трудяще; ся населения, что, безусловно, благоприятно с точки зрения пр< дотвра;дения взрывов насилия в регионе, как одного из главных : точников напряженности в мире.-
Наличие среди фундаменталистских организаций умеренных ней равлений, выступающих в обществе за социальные преобразования демократизации, нацеленных на достижение социальной- спраиед. ливости; идеология которых несет рациональное зерно' внтиимпер: лизма, внтиколониализма, идей переустройства общества с более вершенным и справедливым распределением благ, отвечает потреб] стям широких слоев населения, допускает возможности временных (о учетом их определенной непоследовательности) союзов с ними "ругих прогрессивных сил в интересах решения социально-полити ских проблем, а при определенных условиях возможность долгов?!
того сотрудничества с умеренными радикальными фун.шшешилие*-ii.di движениями.
Основное содержание диссертации изложено автором в следующих ютах:
I, Исламский экстремизм в современном национально-освободн-;ыюм движении //Социальное развитие и духовный прогресс: Тез. ладов научно-теоретической конференции аспирантов и молодик них, посвяти би-летиа образования Узбекской ССР и Компартии екистана. - Ташкент, 1984. - С.4~о.
¿. "Братья-мусульмане" и два основных направления в ислам-й религии 11 Сборник научные трудов ТашГ'У нм. В.И.Ленина. -токоиедение. ~ Ташкент, I93Ó. - G.III—lió.
3. Истоки исламского экстремизма // 4-ая Всесоюзная школа эдих востоковедов. Тезисы. Том '4. - ¡Ьвэйзая политическая эрня. Идеология. - Ц., I9óó. - C.I50-IÜ2.
4. Мусульманская студенческая Ассоциация США и Канады // гоксведенив;. История, источниковедение. Филология. - 'Гнэ. гадов молодых ученых и аспирантов. - Ташкент, 1987. -С.5-6. ó. О социально-политической деятельности сирийских "Братьео-'льман" // Востоковедение. - Сборник научных трудов ТашГУ им. Ленина. - Таакент, 1963. - С.71-81.
0. К вопросу oó отношении "Братьев-мусульман" к оч'ноконфес-адьным конфликтам в Египте // ó-ая Всесоюзная конференция конистов. Новое мышление и Африка. - Тез. докладов и научных дений. - М., 1939. - С.49-50.
7. "Братья-мусульмане", кто они. - Ташкент, 1989. - 36 -узб. яз.).
J. Религиозное и политическое в деятельности "Братьеа-мусу-i" (На примере Египта и Сирии) У/ Общественные науки в Уз-:тане. - 1909. - № б. - С.49-53.
). Ленинская оценка мелкобуржуазной революционности и сокре-,i£ мелкобуржуазные движения на Арабском Востоке // Материк-¡тодического семинара "Ислам и политические процессы в мирз", ■т востоковедения АН УзССР (На узб. яз., печати, 0,0 п.л.)
1. "Братья-мусульмане" и суфизм // Материалы Всесоюзной ренции исламоЕ-дов. Традиции и новации э исламе. - Ленин-
1985 (в печати, 0,5 п.л.). (\
k'-r
' (
Подписано к нсчптн^?^^ Р-- Заказ Л4
Тираж /ОО »кз. 05ьем / п. л. Формат иумлш НО У.Н4 1/10.
Отпечатано на ротапринте и типографии ТлшГ.У им. Г.. И. Ленина.
Адрес: 700(105, г. Ташкент, ГСП, Вулгорпдок, ТашГУ.