автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Историческое развитие движения "Братья-мусульмане" в Египте
Полный текст автореферата диссертации по теме "Историческое развитие движения "Братья-мусульмане" в Египте"
На правах рукописи
Царегородцева Ирина Алексеевна
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЯ «БРАТЬЯ-МУСУЛЬМАНЕ» В
ЕГИПТЕ
Специальность 07.00.03 - Всеобщая история
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
г 1 ноя 2013
ООо&зо*»5»-
Москва, 2013
005538499
Работа выполнена на кафедре современного Востока федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский Государственный Гуманитарный Университет» (РГГУ).
Научный руководитель: Официальные оппоненты:
Ведущая организация:
Коротаев Андрей Витальевич
доктор исторических наук, профессор
Беляков Владимир Владимирович
доктор исторических наук, Институт востоковедения Российской академии наук, ведущий научный сотрудник Отдела истории Востока
Карпачёва Ольга Владимировна
кандидат исторических наук, Институт Африки Российской академии наук, научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет»
Защита состоится «13» декабря 2013 г. в 16:00 на заседании диссертационного совета Д 212.198.03, созданного на базе Российского государственного гуманитарного университета, по адресу: 125993, ГСП-3, Москва, Миусская пл., Д. 6.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РГГУ по адресу: 125993, ГСП-3, Москва, Миусская пл., д. 6. Автореферат разослан <^^ноября 2013 г.
Ученый секретарь кандидат исторических наук, доцент
Е.В. Барышева
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Содержание научной проблемы н ее актуальность. В 2011-2012 гг. в ходе событий, которые получили в российской и западной историографии название «арабской весны», в ряде стран Ближнего Востока к власти пришли представители оппозиции — исламские партии. Не в последнюю очередь их приход к власти был связан с тем, что ограничения деятельности этих партий (законодательные и силовые), которые были установлены при прежних режимах, перестали действовать. Однако успех, который одержали исламские партии на парламентских выборах 2011-2012 гг., был обусловлен не только этой причиной. Каждая из этих партий имеет многолетний опыт функционирования, который показывает, что они были популярны и до событий «арабской весны». Анализ того, какие предпосылки, обусловленные историческим ходом развития этих партий, способствовали их приходу к власти на волне «арабской весны», представляется одной из актуальных задач исследований новейшей истории стран Ближнего Востока.
Ассоциация «Братья-мусульмане» (АБМ) в Египте - одно из наиболее известных исламских движений на Ближнем Востоке, которое имеет более чем 80-летнюю историю развития. После свержения Хосни Мубарака АБМ была легализована и превратилась в ведущего участника общественно-политической жизни в Египте. Созданная на ее основе Партия свободы и справедливости стала лидером парламентских выборов в начале 2012 г., а в июне того же года один из ее членов - Мухаммад Мурси - был избран президентом. Летом 2013 г. М. Мурси был отстранен от власти, а в сентябре того же года Ассоциации снова была запрещена. Однако «Братья-мусульмане» не покинули бесследно политическую арену и заявляют о намерении вернуться к власти. В настоящее время многочисленные сторонники АБМ представляют собой одну из наиболее активных общественных сил в Египте.
История развития АБМ имеет сходство с рядом других исламских партий Ближнего Востока. В этой связи, актуальность настоящего исследования заключается также в том, что оно может способствовать
пониманию аналогичных процессов в Тунисе, Йемене и других государствах, где к власти также пришли исламские партии - разумеется, с учетом специфики каждой из этих стран.
Хронологическими рамками являются 1928-2012 гг. Нижняя граница настоящего исследования - год создания АБМ. Верхняя граница доведена до 2012 г., когда кандидат партии АБМ М. Мурси победил на президентских выборах; это позволило автору диссертации проследить и проанализировать динамику роли «Братьев-мусульман» в политическом процессе при старом режиме и в новых условиях. В 2012 г., после избрания М. Мурси президентом, начался принципиально новый этап в истории этого исламского движения. Особое внимание в настоящей работе уделяется новейшему периоду развития Ассоциации (2004-2012 гг.), который менее всего изучен в отечественной и западной науке.
Объектом исследования является историческое развитие государства и общества в Египте на рубеже XX — XXI вв., а предметом исследования — движение «Братья-мусульмане», деятельность которого, с одной стороны, оказывала влияние на общественные и политические процессы в этой стране на разных этапах, а с другой стороны, сама была подвержена влиянию этих процессов.
Цель исследования - определить факторы, которые способствовали приходу АБМ к власти в Египте в 2012 г. и были обусловлены ее историческим развитием в предыдущий период. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- изучено, какое влияние оказывали события внутри Египта, а также на региональной и международной арене на развитие движения «Братья-мусульмане» и его идеологии;
- проанализирован политический аспект деятельности АБМ на современном этапе и роль Ассоциации в политическом процессе;
- исследована трансформация деятельности «Братьев-мусульман» в условиях протестных волнений 2011 г. и переходного периода, завершившегося парламентскими выборами в начале 2012 г.
Теоретико-методологическая база. При написании работы был использован проблемно-хронологический метод исследования, с помощью которого рассмотрена эволюцию движения «Братьев-мусульман» в период с 1928 по 2012 гг. в едином комплексе исторических, политических и общественно-экономических условий. Хронологический метод также применялся при выявлении исторических особенностей динамики развития политического аспекта деятельности этой исламской организации. Ситуационный анализ использовался для анализа политической активности этого движения посредством анализа конкретных казусов. Для работы с источниками был применен метод источниковедческого синтеза, который помог выявить общее и особенное в трудах ранних и современных идеологов «Братьев-мусульман», проследить преемственность ряда идей или, напротив, отметить их переосмысление.
Историография проблемы. Существует значительное количество материалов, в которых освещались различные аспекты деятельности «Братьев-мусульман», и в том числе анализировались причины динамики их популярности в разные исторические периоды. Первым фундаментальным трудом на Западе, в котором исследовалось развитие АБМ начиная с ее основания и до 1950-х гг., стала книга американского историка Р. Митчелла «The Society of the Muslim Brothers». По мнению автора, Ассоциация возникла и развивалась в качестве ответной реакции на вестернизацию египетского общества, что и предопределило ее реакционный характер. Периоды взлетов падений АБМ исследователь связывает с объемом политических амбиций движения: чем больше были эти амбиции, тем более напряженными становились его отношения с властью, и это в итоге не раз приводило к запрету Ассоциации и ее уходу в подполье.
С середины 1970-х гг. «Братья-мусульмане» стали восстанавливать свои позиции, утраченные в годы правления Г.А. Насера, что стало одним из мотивов новой волны интереса исследователей к этой исламской организации. В отечественной арабистике того периода можно проследить две основные тенденции. С одной стороны, взгляд советской науки во многом совпадал с западным восприятием организации «Братьев-мусульман» как реакционной и консервативной силы, хотя эта реакционность связывалась уже не с ответом на вестернизацию Египта в условиях колониальной зависимости, а с особенностями внутреннего развития Арабской Республики Египет (АРЕ). Примером такой позиции служит работа российского исламоведа A.A. Игнатенко «Халифы без халифата». По мнению автора, радикализация в 1960-70-х гг. исламских движений, в том числе и «Братьев-мусульман», делала невозможной их функционирование в легальных условиях наравне с политическими партиями.
Статья другого российского ученого Д.В. Микульского — первая в отечественной науке серьезная попытка привлечь внимание к социально-политическим идеям «Братьев-мусульман», разрабатываемым их ключевыми идеологами. В то время как на Западе все исламские движения - и радикальные, и более умеренные - как правило, связывались с террористической активностью, Д.В. Микульский сделал вывод, что к началу 1980-х гг. АБМ сделала выбор в пользу легальных методов борьбы и что это вполне соответствует идеологии движения.
События 11 сентября 2001 г. вызвали очередной и самый мощный всплеск интереса западных и отечественных исследователей к исламским движениям вообще и к организации «Братьев-мусульман» в частности. В историографии того времени было представлено несколько позиций относительно деятельности АБМ. Так, по мнению американских исследователей Дж. Эспозито и О. Волла, в конце XX в. исламские организации играли весомую роль в поддержке движения за религиозное возрождение, которое во многом стало реакцией на авторитарную политику светских властей.
Говоря об Ассоциации «Братьев-мусульман» на современном этапе, исследователи характеризовали его как модернистское и противопоставляли его таким экстремистским течениям в АРЕ, как «ал-Гама'ат ал-исламиййа» и «ат-Такфир ва-л-хиджра».
Примером иного подхода к оценке деятельности АБМ является сборник статей «The Muslim Brotherhood: The organization and policies of a global Islamist movement» под редакцией Б. Рубина. Основная идея собранных редактором материалов состояла в том, что в последние годы своего развития движение «Братьев-мусульман» довольно успешно сочетало в себе организационные способности, относительно модернистскую направленность курса и грамотную работу с электоратом. Однако, по мнению исследователей, «Братья-мусульмане» несли угрозу режиму, поскольку могли помешать процессу плавной передачи власти от X. Мубарака к его сыну Гамалю.
Еще одна группа исследователей вообще ставила под вопрос совместимость исламских движений с принципами современности и демократии и, следовательно, их способность вписаться в текущий политический процесс. Характерными в этой связи являются работы французских исследователей Ж. Кепеля и О. Руа. Так, по мнению Ж. Кепеля, не исламские умеренные движения являются участниками демократических процессов, но напротив, демократизация их внутренней жизни и смягчение идеологии являются для них непременными условиями выживания. При этом французский исследователь связывал идеологию движения «Братьев-мусульман», которое стало, по его словам, «матрицей современного исламизма», преимущественно со взглядами С. Кутба, несмотря на то, что его наследие было во многом переосмыслено последующими поколениями идеологов Ассоциации. В России, где в 2004 г. появилось переведенное на русский язык издание книги Ж. Кепеля, этот подход также приобрел ряд сторонников, а тесная ассоциативная связь имени С. Кутба с АБМ до сих пор нередко становится причиной резко негативной оценки деятельности движения «Братьев-мусульман».
Для отечественной науки начала 2000-х гг. в целом был характерен более взвешенный подход к восприятию роли исламских движений вообще и «Братьев-мусульман» в частности. В 2004 г. в России вышло первое фундаментальное исследование, посвященное этой организации. Его автор, М.З. Ражбадинов, не только подробно рассмотрел этапы становления и исторической динамики «Братьев-мусульман», но и пришел к выводу, что в последние годы они превратились в группу прагматичных оппозиционных политиков, способных играть по современным правилам политической жизни. По мнению исследователя, АБМ является типичным представителем умеренного исламистского движения, поскольку использует легальные методы борьбы за власть.
В отдельную группу стоит выделить те работы, которые были изданы в 2011-2013 гг. Приход «Братьев-мусульман» к власти вызвал столь же резкий рост интереса исследователей к этому движению. Современные исследователи, как правило, видят в движении «Братьев-мусульман» силу, оказывавшую положительное влияние на политический процесс в АРЕ - как накануне событий «арабской весны», так и после начала активных волнений. Так, британская исследовательница М. Тадрос в своей работе исследовала эволюцию политической идеологии движения в ее связи с внешними изменениями и объяснила подобную гибкость стремлением исламистов включиться в современный либерально-демократический дискурс.
В отличие от западных авторов, которых интересовали прежде всего такие вопросы, как взаимоотношения «Братьев-мусульман» с египетской властью и совместимость исламистской идеологии с западными принципами либеральной демократии, арабские авторы значительное внимание уделяли внутриструктурной и идеологической трансформации этого движения. Такова, к примеру, работа родного брата основателя движения Г. ал-Банны, в которой он подробно описал первый этап становления идеологии «Братьев-мусульман» в свете общего развития исламской мысли. По мнению Г. ал-Банны, после смерти первого лидера движения в конце 1940-х гг. идеология «Братьев-
мусульман» и вся исламская мысль переживали глубокий кризис, выход из которого до сих пор не найден.
Египетский исследователь X. Таммам описал в своей монографии историю АБМ конца XX - начала XXI вв. как стадию ее упадка, считая, что она практически потеряла способность адекватно реагировать на вызовы современности. Другой египетский автор, X. ал-Анани, осветил в своей работе события начала 2000-х гг., в частности участие движения в парламентских выборах в 2005 г. По его мнению, победа «Братьев-мусульман» во многом стала результатом умелого маневрирования исламистов в их отношениях с египетской властью. Обе названные работы содержат в себе значимый фактический материал - программные документы движения, а также данные о выборах различного уровня и участия в них «Братьев-мусульман».
Тематика диссертации разрабатывалась и другими учеными, однако работ, посвященных комплексному изучению причин прихода «Братьев-мусульман» к власти в 2012 г., которые были обусловлены историческим развитием движения в последние годы перед событиями «арабской весны», еще не было. Этот пробел и призвано восполнить настоящее исследование.
Источниковедческое основание диссертационного исследования. В ходе исследования были использованы источники на арабском, английском и русском языках. Их можно разделить на несколько групп.
Первую группу источников представляют работы идеологов «Братьев-мусульман». Прежде всего, это труды основателя движения Хасана ал-Банны, которые составляют идеологический фундамент его организации и на которые ссылались и продолжают ссылаться все последующие поколения Ассоциации. Поскольку наследие X. ал-Банны весьма обширно, были отобраны те его работы, в которых освещаются ключевые принципы политического и правового устройства исламского государства. В работе «Ал-усул ал-'ишрун» («Двадцать основ»), которая многократно комментировалась последователями основателя движения, а также арабскими и западными исследователями, перечисляются основные задачи исламской религиозно-политической
деятельности. Основы государственного и правового устройства трактуются X. ал-Банной с точки зрения ислама в следующих трудах: «Ан-низам ал-иктисади» («Экономический порядок»), «Низам ал-хукм» («Порядок власти») и «Мушкилатуна фи дау' ан-низам ал-ислами» («Наша проблема в свете исламского порядка»). Работа «Ду'ат ла кудат» («Проповедники, а не судьи») (предположительно коллективного авторства, хотя и приписывается чаще всего второму лидеру «Братьев-мусульман» Хасану ал-Худайби) представляет собой попытку отразить отхода Ассоциации от радикальных идей, апологетом которых был С. Кутб. Из обилия работ современных мыслителей, близких к движению «Братья-мусульмане», в первую очередь, Мухаммада ал-Газали и Юсуфа ал-Кардави, были отобраны те, в которых отражены взгляды их авторов на политико-правовое устройство мусульманских государств и обществ.
Вторая группа источников — программы и документы «Братьев-мусульман», в которых излагались основные принципы, сформулированные в трудах идеологов движения в разные периоды его истории. Поскольку курс движения претерпевал определенные изменения во времени, это находило отражение и в его программных документах. Так, содержание документов, изданных АБМ в последние годы, в определенной степени отличается от более раннего документа - «Лаихат ан-низам ал-'амм ад-дували ли-л-ихван ал-муслимин 1982» («Международный устав общего порядка "Братьев-мусульман" 1982»); последние программы можно охарактеризовать как более умеренные. В то же время и новые программы организации не во всем похожи. Программный документ под названием «Хаула ал-мабади" ал-'амма ли-л-ислах: мабади' джами'ат ал-ихван ал-муслимин ли-л-ислах ад-дахили фи миср» («Об основных принципах реформы: Основа внутренней реформы в Египте, представленная Ассоциацией «Братья-мусульмане») представляет собой их видение необходимых преобразований в стране. Предвыборная программа "Братьев-мусульман" 2005 г. во многом повторяет положения предыдущего документа, тогда как программа Партии "Братьев-мусульман" (2007) уже несет на себе отпечаток обострившихся отношений АБМ с властью и содержит
положения, которые вызвали неприятие со стороны ряда представителей интеллигенции Египта и соседних с ним стран. Наконец, в Предвыборной программе "Братьев-мусульман" 2010 г. значительное место занимают перечисления результатов, достигнутых в ходе работы парламентского блока движения в 2005-2010 гг.
Третья группа источников — конституции и законы. Это прежде всего конституция 1971 г. Она действовала до марта 2011 г. и трижды подвергалась поправкам - в 1980, 2005 и 2007 гг. В ходе последнего этапа поправок в Конституцию было введено положение о недопустимости создания политических партий на религиозной основе. До 2007 г. оно было прописано только в законе «О политических партиях». Конституционная декларация 2011 г. сохранила это положение, что, впрочем, не стало препятствием для легализации партий исламского толка и их участия в выборах в Народное собрание АРЕ. Среди прочих законодательных актов, используемых в настоящей работе - закон «О профессиональных союзах», закон «О политических правах» и закон «Об организации ал-Азхара и включенных в него структур».
Четвертая группа источников представлена материалами различных электронных сайтов, среди которых стоит в первую очередь выделить арабоязычные и англоязычные интернет-ресурсы, принадлежащие «Братьям-мусульманам». Это сайт http://www.nowabikhwan.com, который послужил источником ценного материала о работе блока АБМ в Народном собрании 2005-2008 гг.; сайты http://www.ikhwanweb.com и http://www.muslimbrotherhood.co.uk, содержащие статьи, освещающие различные моменты жизнедеятельности движения на современном этапе. Обилие ссылок на интернет-ресурсы в данной работе объясняется спецификой ее тематики, которая имеет отношение к современному периоду развития движения «Братьев-мусульман». Отсутствие возможности проведения эмпирического или полевого исследования автором настоящего исследования
было компенсировано за счет привлечения обширного материала интернет-источников на арабском языке и их критического анализа.
Наконец, пятую группу источников представляют блоги представителей молодого поколения «Братьев-мусульман». В условиях достаточно жесткой цензуры в АРЕ электронные блоги молодых представителей АБМ являются одним из важнейших ресурсов выражения настроений наиболее политически активной группы происламски настроенной молодежи. В то время как государственные средства массовой информации в годы правления X. Мубарака подвергались прямому контролю со стороны властей, блогосфера была местом открытого выражения населением оппозиционных настроений. Вместе с тем в них нередко можно прочесть и недовольные отзывы элитарной замкнутостью руководящего звена и отсутствием кадровой лестницы внутри организации «Братьев-мусульман».
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. В современной истории «Братьев-мусульман» были выделены три этапа развития: 1) 2004-2008 гг.: деятельность АБМ в условиях подготовки к парламентским выборам 2005 г. и конституционных реформ; 2) 2008-2010 гг.: реакция «Братьев-мусульман» на свертывание реформ и ужесточение политики властей в отношении Ассоциации, 3) 2011-2012 гг.: функционирование АБМ в легальных условиях. Это позволило автору исследования раскрыть связь между развитием государства и общества Египта, с одной стороны, и трансформацией стратегического курса и идеологии «Братьев-мусульман», с другой.
2. Подробно исследована деятельность парламентской группы «Братьев-мусульман» в Народном собрании Египта в 2005-2008 гг., когда АБМ впервые за свою историю завоевала столь большое количество голосов избирателей. Благодаря этому было установлено, что их деятельность в определенной степени оживила работу нижней палаты парламента. Анализ этой деятельности был проведен с привлечением значительного числа электронных источников на арабском языке.
3. Анализ типологий групп интересов внутри АБМ и результатов их противостояния позволил установить зависимость трансформации развития Ассоциации от динамики внутренней борьбы в конкретный период времени. В том числе было выявлено, что усиление влияния «консервативного» крыла внутри «Братьев-мусульман», с одной стороны, явилось закономерной реакцией на репрессии в отношении организации со стороны властей, а с другой - способствовало ужесточению ее риторики.
4. В научный оборот были введены ранее не исследованные отечественными учеными источники по истории и идеологии АБМ на арабском языке, что позволило автору исследования:
а) установить преемственность ключевых идеологических принципов АБМ в ходе ее исторического развития;
б) проследить изменение ряда идеологических принципов Ассоциации и их зависимость от конкретного исторического периода;
в) определить, что в 1970-80-е гг. идейное наследие С. Кутба было в основном пересмотрено новыми идеологами «Братьев-мусульман», что позволяет отнести современную АБМ к умеренным исламским движениям.
Научно-практическая значимость данной диссертационной работы обусловлена главным образом тем, что содержащийся в ней фактический материал и выводы могут использоваться в дальнейших научных исследованиях по анализу деятельности «Братьев-мусульман» в Египте на современном этапе. Результаты работы углубляют и дополняют понимание роли умеренных течений политического ислама в условиях трансформации социально-политической системы этой ближневосточной страны. Выводы настоящего исследования также могут быть учтены в практической работе государственных учреждений, национальных и международных организаций при анализе и оценке перспектив политических процессов в Египте и их влияния на российско-египетские отношения. Равным образом эти выводы могут быть использованы при подготовке курсов лекций по современным
исламским движениям, политико-правовым системам арабских стран для студентов высших учебных заведений.
Апробация выводов, выносимых на защиту. Основные положения и выводы диссертации были представлены автором на следующих конференциях: «Мир ислама: история, общество, культура» (Москва, 2007;
2010); «Иерархия и власть в истории цивилизаций: Пятая международная конференция» (Москва, 2009); П международный симпозиум «Исламоведческие исследования в современной России и СНГ» (Казань, 2011); «Ислам в России и за ее пределами: история, общество, культура» (Магас,
2011); «Религия и гражданское общество: межконфессиональные и этнические конфликты в условиях геополитической конкуренции» (Ялта, Украина, 2012); Хакимовские чтения «Россия и арабский мир: история и современность» (Уфа,
2012); ХХУП Международная конференция «Источниковедение и историография стран Азии и Африки. Локальное наследие и глобальная перспектива» (Санкт-Петербург, 2013). Содержание и выводы диссертации изложены в авторских публикациях, в том числе в журналах «Азия и Африка сегодня»; «Вестник РГТУ», а также в сборниках по итогам научных конференций и на сайте Института Ближнего Востока (www.iimes.ru).
Структура исследования: введение, в котором дается обоснование исследования, сформулированы цели и задачи, отмечена научная новизна; три главы, в которых решаются основные исследовательские задачи, заключение, дополненное списком использованных источников и литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во Введении обоснованы актуальность и научное значение выбранной темы, обозначены предмет и объект исследования, сформулированы цели и задачи работы, определены ее хронологические рамки, обоснованы методы исследования, проанализирована степень изученности темы, дана характеристика использованных источников, отмечены научная новизна и научно-практическая значимость исследования.
В первой главе «Трансформация деятельности и идеологии Ассоциации "Братья-мусульмане" в XX в.» рассматривается история создания и эволюции идеологии движения в XX в. В этот период «Братья-мусульмане» прошли через несколько этапов трансформации, что не в последнюю очередь было связано с обстановкой на внутриполитической арене.
В первом параграфе «Возникновение и становление "Братьев-мусульман"» исследуются первые этапы развития АБМ, начиная с ее основания в 1928 г. и до прихода к власти X. Мубарака. За эти годы Египте сменилось несколько правителей и страна превратилась из монархии в республику. «Братья-мусульмане» по-разному выстраивали свои отношения с властями в данный период, что нашло отражение в характере и направлении их политической деятельности. В этой связи особое внимание в этом параграфе уделяется анализу зависимости изменения политического курса движения от событий на внутриполитической и региональной арене. Выявлено, что росту популярности АБМ в течение XX в. способствовали, во-первых, активная включенность Ассоциации во внутриполитические события и события на региональной арене, во-вторых, последовательная критика непопулярных решений власти, в-третьих, способность осуществлять корректировку идеологического курса в соответствии с текущими реалиями.
Во втором параграфе главы «Политический и социальный аспекты деятельности "Братьев-мусульман" в 1980-90-х гг.» рассматривается участие АБМ в парламентских выборах и их благотворительная и общественная работа в первые два десятилетия правления X. Мубарака. С конца 1980-х гг. АБМ на регулярной основе стала принимать участие в парламентских выборах, позиционируя отказ от нелегальных методов борьбы за власть. Однако непрекращающиеся попытки властей лишить «Братьев-мусульман» возможности участия в политической жизни страны привели к тому, что организация сосредоточила свою основную работу в менее публичных сферах - профсоюзах и студенческих организациях, а также благотворительных, финансовых и образовательных проектах. В этом АБМ
удалось добиться определенного успеха - сфера распространения ее влияния расширилась. К концу этого периода правящий режим, одержав временную победу в борьбе с радикальными исламскими группировками, начал воспринимать «Братьев-мусульман» в качестве своего основного внутреннего противника.
Третий параграф «Развитие политико-правовых концепций в идеологии Ассоциации» посвящен анализу взглядов и воззрений ключевых идеологов «Братьев-мусульман» в XX в. В ходе исторического развития идеологический курс движения претерпел определенные изменения. Основы идеологии АБМ были заложены в трудах ее основателя X. ал-Банны. Опираясь, в свою очередь, на работы мусульманских мыслителей-реформаторов предыдущего поколения, он сформулировал ключевые принципы политической деятельности организации. В 1950-60-х гг. идеологический курс «Братьев-мусульман» во многом определялся воззрениями радикальных мусульманских мыслителей, которые среди прочего обосновывали необходимость насильственного сопротивления светской власти. Это идейное наследие во многом было переосмыслено в 1970-80-х гг. следующим поколением руководителей АБМ. Начиная с этого времени идеология движения тяготела в сторону умеренных трактовок политико-правовых принципов и доктрин в исламе. Современные исламские мыслители, близкие к Ассоциации, с одной стороны, продолжили идейную традицию X. ал-Банны, а с другой, предприняли попытки адаптировать исламскую политическую мысль к вызовам настоящего времени.
Во второй главе «"Братья-мусульмане" в условиях подготовки к парламентским выборам и конституционных реформ» рассматривается очередной этап в политической деятельности «Братьев-мусульман», который был связан с их подготовкой и участием в выборах в Народное собрание 2005 г. Анализируются причины беспрецедентного успеха АБМ на этих выборах, а также итоги первых лет работы парламентской группы «Братьев-мусульман».
Первый параграф второй главы «Программа реформ "Братьев-мусульман"» посвящен подготовке АБМ к участию в парламентских выборах. Одним из аспектов этой подготовки стало обнародование программы, в которой содержались требования реформирования полипиеской системы страны, а также была представлена программа развития страны на ближайшие годы. В целом, программа носила достаточно умеренный характер и представляла собой попытку синтеза либерально-демократического дискурса с исламскими концепциями государства и общества. Одним из центральных положений «Программы реформ» было требование ограничения президентской власти и расширения полномочий парламента. По мнению АБМ, парламентская форма республики согласуется с исламской концепцией государства, в которой также делается акцент на ответственности различных ветвей власти друг перед другом. Несмотря на то, что программа реформ «Братьев-мусульман» была проигнорирована властями, начавшиеся в 2005 г. по инициативе X. Мубарака изменения конституции фактически представляли собой реализацию ряда положений программы реформ АБМ.
Во втором параграфе главы «Участие "Братьев-мусульман" в парламентских выборах 2005 г.» исследуется подготовка «Братьев-мусульман» к выборам в Народное собрание и причины их успеха. Поскольку парламентские выборы проходили на фоне инициированных президентом реформ, а также перед президентскими выборами, в данном параграфе также анализируется связь между текущими политическими преобразованиями и отношениями власти и АБМ. Несмотря на запрещенный статус и активное противодействие со стороны властей, АБМ удалось завоевать на этих выборах около 20% голосов. В данном параграфе делается вывод о факторах, обусловивших столь неожиданный результат выборов в Народное собрание. Во-первых, это хорошая организационная работа АБМ накануне выборов. Во-вторых, успеху «Братьев-мусульман» способствовала их последовательная критика непопулярных шагов власти на фоне относительной пассивности других оппозиционных партий. В-третьих, репрессии власти против АБМ
создали для организации своеобразный «мученический» ореол славы, благодаря которому она притянула к себе на выборах протестные голоса.
Третий параграф главы «Работа парламентской группы Ассоциации "Братья-мусульмане"» анализирует результативность деятельности «Братьев-мусульман» в Народном собрании в 2005-2008 гг. Ранее АБМ никогда не проходила в парламент в таком большом составе. В этой связи подробно рассматриваются те возможности, которыми, согласно конституции государства, могла воспользоваться парламентская группа организации. Анализ деятельности «Братьев-мусульман» в Народном собрании строится на основе большого количества новостных ресурсов на арабском языке. Выявлено, что участие группы АБМ в НС сделало его работу более насыщенной: депутаты от Ассоциации многократно высказывались о необходимости решить острые социальные вопросы, а также привлечения к ответственности ряда руководящих лиц. В целом, в своей парламентской работе «Братья-мусульмане» старались следовать заявленным в их предвыборной программе задачам, хотя их численность в Народном собрании была недостаточна для того, чтобы лоббировать свои законопроекты или блокировать решения правящей партии.
В четвертом параграфе главы «Деятельность "Братьев-мусульман" в условиях обострения отношений с властью» исследуется, каким образом ужесточение политики властей в отношении АБМ повлиял на характер их деятельности. После успеха «Братьев-мусульман» на парламентских выборах 2005 г. правящий режим вновь стал воспринимать движение в качестве угрозы своей стабильности; в стране начались аресты и чистки членов Ассоциации. Это привело к тому, что позиция «Братьев-мусульман» относительно ряда вопросов общественно-государственного устройства ужесточилась. Период второй половины 2007 и особенно первой половины 2008 гг. ознаменовал собой постепенные изменения в курсе «Братьев-мусульман». В 2007 г. это нашло отражение в программе партии АБМ, которая характеризовалась более жесткой программной риторикой по
сравнению с предшествовавшими ей документами организации последних лет. Глубокое неприятие арабской общественности вызывали положения о том, что копты и женщины не могут занимать пост президента республики, а также ряд других положений. В апреле 2008 г. в рамках обострения отношений с властями АБМ бойкотировала муниципальные выборы, отказавшись принимать участие в выборах в условиях продолжающихся репрессий в отношении ее членов. Вместе с тем, в данном параграфе показывается, что отказ «Братьев-мусульман» от участия в выборах нанес определенный ущерб имиджу египетской власти: отказ АБМ участия в выборах вновь поставил на уровень широкой общественной дискуссии вопрос о степени демократичности прошедших выборов.
Третья глава «Развитие Ассоциации в последние годы правления X. Мубарака и переходный период» посвящена политическому участию «Братьев-мусульман» в последние годы правления X. Мубарака и в первые два года после его свержения. Политика власти в отношении Ассоциации после ее успеха в 2005 г. была направлена на недопущение движения к участию в политической жизни страны и ограничение ее влияния в обществе. Правящему режиму удалось добиться в этом определенных успехов, однако сам он не устоял в ходе событий «арабской весны». Вместе с тем, характер деятельности «Братьев-мусульман» после ухода X. Мубарака был подвержен вынужденным изменениям в соответствии с новыми реалиями.
В первом параграфе главы «Изменение курса "Братьев-мусульман" в условиях внутренней борьбы в Ассоциации» подробно рассматриваются различные группы интересов внутри движения «Братья-мусульмане». В западной, российской и арабской историографии выделяется несколько типологий таких групп, исходя из их принадлежности к разным поколениям и идейным течениям. В этой связи, в данном параграфе автор настоящего исследования уделяет особое внимание двум группам, между которыми в последние годы происходило основное противостояние -«консерваторы» и «модернисты». Исследуются взгляды и позиции этих групп, а
также то, какое влияние оказывало их противостояние на развитие внутреннего курса АБМ. Выявлено, что важным моментом в борьбе этих групп на современном этапе стали внутренние выборы в АБМ в начале 2010 г., которые завершились победой «консерваторов». Между тем, с окончанием выборов противостояние между «консерваторами» и «модернистами» не иссякло, но перешло на новый уровень. Так, представители молодого и среднего поколения «Братьев-мусульман», поддерживающие «модернистов», выразили свое возмущение усилением консервативного крыла, в связи с чем «консерваторы» впоследствии вынуждены были несколько скорректировать свою позицию и дать согласие на участие АБМ в следующих парламентских выборах, которые должны были пройти в конце 2010 г.
Во втором параграфе главы «Участие "Братьев-мусульман" в парламентских выборах 2010 г.» анализируется подготовка «Братьев-мусульман» к выборам в Народное собрание 2010 г. и участие в них. Ситуация 2010 г. в значительной мере отличалась от ситуации накануне прошлых парламентских выборах: за прошедшие пять лет изменения претерпела и внутренняя политика властей, и сама АБМ. Конституционные реформы 2005 и 2007 гг. не принесли ожидаемых изменений, а политика власти в отношении «Братьев-мусульман» ужесточилась еще больше. В итоге власть направила максимальные усилия на то, чтобы не допустить АБМ к участию в парламентских выборах, а тем более их успеха, и в НС нового созыва не прошел ни один член Ассоциации. Представительство других оппозиционных партий в парламенте также оказалось незначительным, тогда как правящая партия усилила свои позиции по сравнению с предыдущими годами. Столь неожиданно высокие показатели голосования за правящую партию мало сочетались с нарастающим недовольством текущей политикой властей среди египетского населения. Безусловно, результаты выборов в Народное собрание 2010 г. стали одним из катализаторов событий «арабской весны».
Третий параграф этой главы «"Братья-мусульмане" в контексте трансформации политического режима» посвящен участию «Братьев-
мусульман» в политическом процессе после начала народных волнений 2011 г., получивших название «арабской весны». В этом параграфе подробно рассматривается, как менялся курс АБМ в отношении власти X. Мубарака до и после его свержения. В первые дни волнений «Братья-мусульмане» выступали, скорее, в роли пассивных наблюдателей процесса, тогда как после того, как масштабы волнений резко возросли, они выдвинули достаточно жесткие требования к власти. После свержения старого режима и роспуска правящей партии «Братья-мусульмане» оказались единственной политической силой, способной заполнить образовавшийся политический вакуум. Вместе с тем, у Ассоциации появились и новые конкуренты, прежде всего, из числа салафитских движений. В данном параграфе подробно рассматривается подготовка АБМ к парламентским выборам 2011-2012 гг., а также анализируются причины ее успеха на них. Обращается также внимание на трудности, с которым столкнулись «Братья-мусульмане» в первые месяцы своей власти.
В Заключении диссертации содержатся основные выводы по вынесенной в ее название теме.
Египетское движение «Братья-мусульмане» представляет собой исламскую организацию, ведущую широкий спектр деятельности -политическую, финансово-экономическую, социально-благотворительную, просветительскую и образовательную. Исламский характер этой организации, во-первых, подчеркивается в ее названии, во-вторых, развивается в ее идеологии, и в-третьих, выражается в общем стратегическом курсе Ассоциации.
Общая суть исламской идеологии АБМ, которая не менялась со временем, а потому может считаться непременным атрибутом и «визитной карточкой» этой организации, сводится к следующему: 1) идеальный государственный порядок подразумевает обязательное применение и исполнение исламского закона; 2) религиозная просветительская и образовательная деятельность среди мусульман - основа основ будущего
исламского порядка; 3) создание исламского государства должно происходить снизу вверх, начиная с человека и его семьи и заканчивая обществом; 4) на определенных этапах власть может ускорить этот процесс «сверху».
Идеология АБМ является основой ее стратегии и характера деятельности, которые с течением времени претерпевали изменения. С приходом к власти X. Мубарака, когда «Братья-мусульмане» пользовались относительной лояльностью со стороны власти, они регулярно принимали участие в выборах, выдвигая своих кандидатов как независимых. Однако власть не была заинтересована в сильной исламской оппозиции, поэтому представительство АБМ в Народном собрании вплоть до 2005 г. каждый раз оказывалось незначительным.
С наступлением нового тысячелетия стало ясно, что в стране назрели реформы. Выступив в 2004 с собственной программой реформ, «Братья-мусульмане», стали готовиться к очередным парламентским выборам, которые должны были пройти 2005 г. В программе реформ АБМ подчеркивала, что придерживается требования превращения страны в демократическую республику, а также ограничения президентских полномочий и увеличение роли парламента в государстве. Ассоциация настаивала, что демократия и парламентаризм не только соответствуют исламу, но и являются его ключевыми политическими принципами. Вместе с тем, «Братья-мусульмане» подчеркивали необходимость приведения всех законов страны в соответствие с шариатом. Обнародовав свою программу реформ, АБМ демонстрировала готовность содействовать власти в постепенных изменениях, инициируемых «сверху». Вместе с тем, эта программа была издана в преддверии подготовки движения к предстоящим выборам в Народное собрание, которые прошли в стране в 2005 г.
Результаты выборов оказались для многих неожиданными -запрещенная Ассоциация «Братья-мусульмане», выдвигая своих кандидатов как независимых, завоевала 1/5 мест в Народном собрании. Среди причин такого успеха можно назвать, прежде всего, хорошую организационную работу АБМ
накануне выборов. Свою роль сыграло и то, что «Братья-мусульмане» представляли собой фактически единственную оппозицию в сложившейся политической системе (пусть и внесистемную), поэтому нарастающее недовольство населения властью также притянуло к ним многочисленные протестные голоса.
Хотя возможности АБМ в Народном собрании были ограничены, тем не менее, работа организации в египетском парламенте была весьма активной. «Братьям-мусульманам» удавалось поднимать достаточно острые политические и общественные вопросы, однако характерно, что их критика действующей власти никогда не была обращена лично в адрес президента. Тем самым Ассоциация в очередной раз демонстрировала, что не несет угрозу действующему режиму, но намерена лишь оживить работу парламента с тем, чтобы он постепенно превратился в эффективный орган государственной системы. Учитывая относительную пассивность светской оппозиции, можно утверждать, что к середине 2000-х гг. движение «Братья-мусульмане» фактически превратилось в ведущего участника демократического процесса в АРЕ. Вместе с тем, несмотря на участие в работе Народного собрания, «Братья-мусульмане» подвергались постоянным арестам и репрессиям со стороны властей. Каждый новый виток репрессий, в свою очередь, становился причиной радикализации риторики «Братьев-мусульман».
В преддверии следующих выборов в Народное собрание внутри АБМ обострилась давняя фракционная борьба между группами «модернистов» и «консерваторов». В отличие от «консерваторов», «модернисты» выступали за большую открытость Ассоциации, за продолжение сотрудничества с властями и активизации политической деятельности. В результате внутренних выборов 2009-2010 гг. в АБМ уверенную победу одержали «консерваторы», что принесло значительное разочарование молодому поколению «Братьев-мусульман».
Несмотря на победу «консерваторов», руководство движения все же приняло решение об участии АБМ в парламентских выборах 2010 г. Однако
выборы прошли в обстановке беспрецедентных нарушений и фальсификаций. Правящая НДП впервые за всю историю получила такое большое количество голосов - 91%. «Братья-мусульмане» вынуждены были бойкотировать выборы после первого тура, когда стало ясно, что только один член организации прошел в парламент. В новом составе Народного собрания не оказалось ни одного члена АБМ.
Безусловно, многочисленные перегибы и махинации со стороны властей стали одной из основных причин, по которьм «Братья-мусульмане» не прошли в парламент нового состава. Поэтому после свержения режима X. Мубарака и ликвидации старого репрессивного аппарата власти, т.е. в условиях свободной политической конкуренции, шансы АБМ на победу существенно возросли. На парламентских выборах, которые прошли в стране в конце 2011 - начале 2012 гт. и стали первыми честными выборами в истории Египта, «Братья-мусульмане» получили беспрецедентное число голосов - около 40%.
Победе Ассоциации способствовали и другие факторы. АБМ была лишена возможности участвовать в выборах на законном основании, однако это обстоятельство одновременно и служило преимуществом движения: в отличие от светских партий, «Братья-мусульмане» не ассоциировались с режимом X. Мубарака, недовольство которым нарастало с каждым годом. Кроме того, «Братья-мусульмане» вели достаточно активную деятельность на предыдущем этапе: они принимали участие в парламентских выборах, а также выступили с собственной программой реформ. Активная работа парламентской группы АБМ оживила деятельность Народного собрания. Всё это позволило «Братьям-мусульманам» обрести популярность у населения еще до событий «арабской весны». А придя к власти в 2011-2012 гг., АБМ уже имела известную широкой общественности программу преобразований и опыт работы в государственных структурах. Наряду с отсутствием у «Братьев-мусульман» реальных политических конкурентов с аналогичным опытом и характером деятельности
эти обстоятельства способствовали успеху Ассоциации в первые месяцы после свержения режима X. Мубарака.
Основные положения диссертационного исследования изложены в следующих публикациях автора:
Статьи в изданиях, рекомендуемых Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ:
1. Царегородцева И.А. Деятельность «Братьев-мусульман» в парламенте Египта: путь к системной оппозиции // Вестник РГГУ, №13/09. Серия «Востоковедение и африканистика». М., 2009. С. 178-194.
2. Царегородцева И.А. «Братья-мусульмане» и власть в Египте: диалог или противостояние? // Азия и Африка сегодня, № 5. М.: Ин-т востоковедения РАН, 2010. С. 32-36.
3. Царегородцева И.А. Политико-правовые концепции идеологов египетского движения «Братья-мусульмане» // Учен. зап. Казан, унта. Сер. Гуманит. науки. 2013. Т. 155, кн. 3, ч. 2. С. 98-110.
Другие публикации:
1. Царегородцева И.А. Программа партии «Братьев-мусульман» в контексте политического развития современного Египта // Мир ислама: история, общество, культура. Российский Государственный Гуманитарный Университет. Москва, Россия, 11-13 декабря 2007 г. С. 296-301.
2. Царегородцева И.А. «Братья-мусульмане» в Египте: на пути к созданию политической партии // Иерархия и власть в истории цивилизаций: Пятая международная конференция. Российская академия наук - Институт Африки. Российский Государственный Гуманитарный Университет. Москва. 23-26 июня 2009 г. С. 178-179.
3. Царегородцева И.А. «Братья-мусульмане» и Аль-Азхар о будущем Египта: между западной демократией и исламской теократией? // Ислам в России и за ее пределами: история, общество, культура: Сб. материалов межрегиональной научной конференции, посвященной 100-летию
со дня кончины выдающегося религиозного деятеля шейха Батал-хаджи Белхароева. СПб.; Магас, 2011. С. 128-134.
4. Царегородцева И.А. Египетские «Братья-мусульмане» в конце XX - начале XXI вв.: история поражения накануне победы // Хакимовские чтения «Россия и арабский мир: история и современность»: Материалы Всерос. науч.-практич. конф. - Уфа: Информреклама, 2012. С. 156-159.
Подписано в печать: 08.11.2013 Тираж: 100 экз. Заказ № 935 Отпечатано в типографии «Реглет» 101000, г. Москва, Пл. Мясницкие Ворота д. 1, стр.3 (495) 971-22-77 www.reglet.ru
Текст диссертации на тему "Историческое развитие движения "Братья-мусульмане" в Египте"
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИСТОРИКО-АРХИВНЫЙ ИНСТИТУТ
Факультет истории, политологии и права Кафедра современного Востока
На правах рукописи
04201452590
Царегородцева Ирина Алексеевна Историческое развитие движения «Братья-мусульмане» в Египте
Специальность 07.00.03 - Всеобщая история Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Научный руководитель
доктор исторических наук, профессор
A.B. Коротаев
Москва 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................................3
ГЛАВА I. ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИДЕОЛОГИИ "БРАТЬЕВ-МУСУЛЬМАН" В XX В.............................................................................................................20
1. Возникновение и становление Ассоциации........................................................20
2. Политический и социальный аспекты деятельности "Братьев-мусульман" в 198090-х гг............................................................................................................................35
3. Развитие политико-правовых концепций в идеологии Ассоциации..................48
ГЛАВА II. «"БРАТЬЯ-МУСУЛЬМАНЕ" В УСЛОВИЯХ КОНСТИТУЦИОННЫХ РЕФОРМ И ПОДГОТОВКИ К ПАРЛАМЕНТСКИМ ВЫБОРАМ..........................................................69
1. Программа реформ "Братьев-мусульман"...........................................................69
2. Участие "Братьев-мусульман" в парламентских выборах 2005 г.......................81
3. Работа парламентской группы Ассоциации "Братья-мусульмане"..................100
4. Деятельность "Братьев-мусульман" в условиях обострения отношений с властью 110
ГЛАВА III. РАЗВИТИЕ АССОЦИАЦИИ В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ X. МУБАРАКА И В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД..........................................................................124
1. Изменение курса "Братьев-мусульман" в условиях внутренней борьбы в Ассоциации.................................................................................................................124
2. Участие "Братьев-мусульман" в парламентских выборах 2010 г.....................142
3. "Братья-мусульмане" в контексте трансформации политического режима.... 152
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................................169
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.........................................................................180
ВВЕДЕНИЕ
Содержание научной проблемы и ее актуальность. В 2011-2012 гг. в ходе событий, которые получили в российской и западной историографии название «арабской весны», в ряде стран Ближнего Востока к власти пришли представители оппозиции - исламские партии. Не в последнюю очередь их приход к власти был связан с тем, что ограничения деятельности этих партий (законодательные и силовые), которые были установлены прежними режимами, перестали действовать. Однако успех, который одержали исламские партии на парламентских выборах 2011-2012 гг., был обусловлен не только этой причиной. Каждая из этих партий имеет многолетний опыт функционирования, который показывает, что они были популярны и до событий «арабской весны». Анализ того, какие предпосылки, обусловленные историческим ходом развития этих партий, способствовали их приходу к власти на волне «арабской весны», представляется одной из актуальных задач исследований новейшей истории стран Ближнего Востока.
Ассоциация «Братья-мусульмане» (АБМ) в Египте - одно из наиболее известных исламских движений на Ближнем Востоке, которое имеет более чем 80-летнюю историю развития. После свержения Хосни Мубарака АБМ была легализована и превратилась в ведущего участника общественно-политической жизни в Египте. Созданная на ее основе Партия свободы и справедливости стала лидером парламентских выборов в начале 2012 г., а в июне того же года один из ее членов - Мухаммад Мурси - был избран президентом. Летом 2013 г. М. Мурси был отстранен от власти, а в сентябре того же года Ассоциации снова была запрещена. Однако «Братья-мусульмане» не покинули бесследно политическую арену и заявляют о намерении вернуться к власти. В настоящее время многочисленные сторонники АБМ представляют собой одну из наиболее активных общественных сил в Египте.
История развития АБМ имеет сходство с рядом других исламских партий Ближнего Востока. В этой связи, актуальность настоящего исследования
V 1
• I vi/ . <, 1' ! ' .и •
i?Kii;i4 «Л V'г
заключается также в том, что оно может способствовать пониманию аналогичных процессов в Тунисе, Йемене и других государствах, где к власти также пришли исламские партии - разумеется, с учетом специфики каждой из этих стран.
Хронологическими рамками являются 1928-2012 гг. Нижняя граница настоящего исследования - год создания АБМ. Верхняя граница доведена до 2012 г., когда кандидат партии АБМ М. Мурси победил на президентских выборах; это позволило автору диссертации проследить и проанализировать динамику роли «Братьев-мусульман» в политическом процессе при старом режиме и в новых условиях. В 2012 г., после избрания М. Мурси президентом, начался принципиально новый этап в истории этого исламского движения. Особое внимание в настоящей работе уделяется новейшему периоду развития Ассоциации (2004-2012 гг.), который менее всего изучен в отечественной и западной науке.
Историографическое основание диссертационного исследования.
Существует значительное количество материалов, в которых освещались различные аспекты деятельности «Братьев-мусульман», и в том числе анализировались причины взлета и падения их популярности в разные исторические периоды. Первым фундаментальным трудом на Западе, в котором исследовалось развитие АБМ начиная с ее основания и до 1950-х гг., стала книга американского историка Р. Митчелла «The Society of the Muslim Brothers».1 По мнению автора, Ассоциация возникла и развивалась в качестве ответной реакции на вестернизацию египетского общества, что и предопределило ее реакционный характер. Периоды взлетов падений АБМ исследователь связывает с объемом политических амбиций движения: чем больше были эти амбиции, тем более напряженными становились его отношения с властью, и это в итоге не раз приводило к запрету Ассоциации и ее уходу в подполье.
1 Mitchell R.P. The Society of the Muslim Brothers. 2nd ed. Oxford : Oxford University Press, 1993.
Хотя выводы Р. Митчелла относились к конкретному времени развития АБМ (до революции «Свободных офицеров» 1952 г.), исследователи следующего поколения нередко переносили их и на более современные периоды, и такая точка зрения продолжала пользоваться относительной популярностью вплоть до начала XXI вв. Примером может служить работа норвежского исследователя Б. Лиа «The Society of Muslim Brothers in Egypt: The rise of an Islamic mass movement 1928-1949»,2 которая была издана много лет спустя после труда Р. Митчелла, но во многом повторяет его выводы.
С середины 1970-х гг. «Братья-мусульмане» стали восстанавливать свои позиции, утраченные в годы правления Г.А. Насера, что стало одним из мотивов новой волны интереса исследователей к этой исламской организации. В отечественной арабистике того периода можно проследить две основные тенденции. С одной стороны, взгляд советской науки во многом совпадал с западным восприятием организации «Братьев-мусульман» как реакционной и консервативной силы, хотя эта реакционность связывалась уже не с ответом на вестернизацию Египта в условиях колониальной зависимости, а с особенностями внутреннего развития АРЕ. Примером такой позиции служит
о
работа российского исламоведа A.A. Игнатенко «Халифы без халифата». Анализируя причины появления радикальных исламских движений в 1970-80-х гг. в АРЕ, он пришел к выводу, что толчком к этому послужил кризис общественно-политических отношений в эти годы. По мнению автора, радикализация исламских движений, в том числе и «Братьев-мусульман» делала невозможной их функционирование в легальных условиях наравне с политическими партиями. Вместе с тем, A.A. Игнатенко отмечал, что АБМ отличалась от остальных террористических организаций Египта, и относил ее к числу умеренных, хотя и не исключал возможность их причастности к террористическим актам 1970-80-х гг.
2 Lia В. The Society of Muslim Brothers in Egypt: The rise of an Islamic mass movement 1928-1949. Ithaca Press, 1998.
3 Игнатенко A.A Халифы без халифата. Исламские неправительственные религиозно-политические организации на Ближнем Востоке, история, идеология, деятельность. М.: Наука, 1988.
I 1 ч StHnti Лл,шЛ ! / t'ltowij,1 'iifi " I v1 »'
VtA1, U44vf f'-V '¡b'^vts J 'if',' "p'»/м»*. 1 л^ц^Д^М1'
Другие исследователи среди причин радикализации исламских движений того периода видели агрессивную политику по отношению к ним со стороны властей. Так, советский исследователь Е. Абгарян в своей статье «Религиозно-политическая организация "Братья-мусульмане" в Египте»4 отмечал, что реакционный характер деятельности АБМ был напрямую связан с политикой власти по сдерживанию влияния Ассоциации. Кроме того, в то время как в начале 1980-х гг. «Братьев-мусульман» многие обвиняли в причастности к убийству А. Садата, по мнению Е. Абгаряна, «со всей уверенностью можно сказать, что она [организация] не имела никакой конкретной связи с направленным на ликвидацию А. Садата заговором».5
Статья другого российского ученого Д.В. Микульского6 - первая в отечественной науке серьезная попытка привлечь внимание к социально-политическим идеям «Братьев-мусульман», разрабатываемым их ключевыми идеологами. В то время как на Западе все исламские движения — и радикальные, и более умеренные - как правило, связывались с террористической активностью, Д.В. Микульский сделал вывод, что к началу 1980-х гг. АБМ сделала выбор в пользу легальных методов борьбы и что это вполне соответствует идеологии движения.
События 11 сентября 2001 г. вызвали очередной и самый мощный всплеск интереса западных и отечественных исследователей к исламским движениям вообще и к организации «Братьев-мусульман» в частности. В историографии того времени было представлено несколько позиций относительно деятельности АБМ. Так, по мнению американских исследователей Дж. Эспозито и О. Волла,7 в конце XX в. исламские организации играли весомую роль в поддержке движения за религиозное возрождение, которое во многом стало реакцией на авторитарную политику
4 Абгарян Е. Религиозно-политическая организация «Братья-мусульмане» в Египте // Ислам в политической жизни стран современного Ближнего и Среднего Востока. Ереван: Изд-во Ан СССР, 1986.
5 Там же.
6 Микульский ДВ. «Ассоциация Братьев-мусульман» в Египте и ее социально-политическая доктрина // Вопросы научного атеизма. 1987. Вып. 36. С. 125-140.
7 Esposito J. L, Voll J. О. Islam and Democracy. Oxford : Oxford University Press, 1996.
% , ' • I I ! ' 1 I 1
светских властей. Говоря об Ассоциации «Братьев-мусульман» на современном этапе, исследователи характеризовали его как модернистское и противопоставляли его таким экстремистским течениям в АРЕ, как «ал-ГамаПат ал-исламиййа» и «ат-Такфир ва-л-хиджра». Тенденция к восприятию «Братьев-мусульман» как умеренного исламского течения (в противопоставлении организациям, использующим радикальные методы борьбы за власть), способного вписаться в текущий политический процесс, прослеживалась также в ряде других работ.8
Примером иного подхода к оценке деятельности АБМ является сборник статей «The Muslim Brotherhood: The organization and policies of a global Islamist movement» под редакцией Б. Рубина.9 Основная идея собранных редактором материалов состояла в том, что в последние годы своего развития движение «Братьев-мусульман» довольно успешно сочетало в себе организационные способности, относительно модернистскую направленность курса и грамотную работу с электоратом. Такая тактика, как писал в предисловии к изданию сборника Б. Рубин, давала АБМ возможность политического маневрирования, а также поддержку населения и обещала довольно «блестящее будущее». Однако их приход к власти мог оказаться «катастрофой» для тех обществ, в которых это движение вело свою деятельность. В случае Египта опасность, по мнению Рубина, заключалась в том, что «Братья-мусульмане» могли помешать процессу плавной передачи власти от X. Мубарака к его сыну Гамалю, а значит, расшатать устойчивый политический режим.
Еще одна группа исследователей вообще ставила под вопрос совместимость исламских движений с принципами современности и демократии и, следовательно, их способность вписаться в текущий политический процесс. Характерными в этой связи являются работы
8 Al-Awadi H. In Pursuit of Legitimacy: The Muslim Brothers and Mubarak, 1982-2000. London, New York: I.B.Tauns, 2005; Leiken R.S , Brooke S. The Moderate Muslim Brotherhood // Foreign Affairs , March/April 2007; Rutherford B.K. What do Egypt's Islamists want? Moderate Islam and the rise of Islamic constitutionalism // The Middle Eats Journal. 2006. Vol. 60, No. 4. P. 726-731. <
9 The Muslim Brotherhood: The organization and policies of a global Islamist movement / Ed. Barry Rubin. Palgrave Macmillan, 2010.
французских исследователей Ж. Кепеля10 и О. Руа.11 Так, по мнению Ж. Кепеля, не исламские умеренные движения являются участниками демократических процессов, но напротив, демократизация их внутренней жизни и смягчение идеологии являются для них непременными условиями выживания. При этом французский исследователь связывал идеологию движения «Братьев-мусульман», которое стало, по его словам, «матрицей современного исламизма», преимущественно с радикальными взглядами С. Кутба, несмотря на то, что его наследие было во многом переосмыслено последующими поколениями идеологов Ассоциации. В России, где в 2004 г. появилось переведенное на русский язык издание книги Ж. Кепеля, этот подход также приобрел ряд сторонников, а тесная ассоциативная связь имени С. Кутба с АБМ до сих пор нередко становится причиной резко негативной оценки деятельности движения «Братьев-мусульман».
Для отечественной науки начала 2000-х гг. в целом был характерен более
взвешенный подход к восприятию роли исламских движений вообще и
«Братьев-мусульман» в частности. В 2004 г. в России вышло первое
фундаментальное исследование, посвященное этой организации. Его автор,
10
М.З. Ражбадинов, не только подробно рассмотрел этапы становления и исторической динамики «Братьев-мусульман», но и пришел к выводу, что в последние годы они превратились в группу прагматичных оппозиционных политиков, способных играть по современным правилам политической жизни. По мнению исследователя, АБМ является типичным представителем умеренного исламистского движения, поскольку использует легальные методы борьбы за власть.
Можно говорить также о том, что в XXI в. интерес российских исследователей к движению «Братья-мусульмане» стал, с одной стороны, более постоянным, а с другой - более дифференцированным, чем в предыдущий период; стали появляться материалы, освещающие различные частные вопросы
10 Кепель Ж Джихад: экспансия и закат исламизма. М.: Ладомир, 2004.
11 Roy О. The failure of political Islam Transl. by Carol Volk. Harvard University Press, 1996.
12 Ражбадинов М.З. Египетское движение «Братьев-мусульман». М.: Институт востоковедения РАН, 2004.
н "hi* 1 JM id - V Ь lf .iVi> 'ifVf ч, *<« <Vii л 1 (\1'ч\>Ц)1 >, < и и
/^V'VMm^V ; i> \'(Унч4 V ^ \i "(lfl, ^ Vr /f '{■ i ^ ^^¡''K^t ,>,(>
внутреннего и внешнего развития этой организации.13 Однако после 2004 г. каких-либо серьезных исследований, посвященных этой исламской организации, в отечественной арабистике больше не появлялось.
В отдельную группу стоит выделить те работы, которые были изданы в 2011-2013 гг. Приход «Братьев-мусульман» к власти вызвал столь же резкий рост интереса исследователей к этому движению. Современные исследователи, как правило, видят в движении «Братьев-мусульман» силу, оказывавшую положительное влияние на политический процесс в АРЕ - как накануне событий «арабской весны», так и после начала активных волнений.14 Шади Хамид, руководитель Brookings Doha Center в Катаре и один из авторов коллективной работы, в которой события 2011-2012 гг. на Ближнем Востоке рассматриваются через призму американской политики, отметил, что именно авторитарный характер египетской власти был главной причиной тотального поражения «Братьев-мусульман» на парламентских выборах 2010 г. и обнаружил всю несостоятельность правящей элиты инициировать демократический процесс в стране.15 Похожих взглядов придерживается автор еще одной монографии о «Братьях-мусульманах» - британская исследовательница М. Тадрос.16 В своей работе она исследовала эволюцию политической идеологии движения в ее связи с внешними изменениями и объяснила подобную гибкость стремлением исламистов включиться в современный либерально-демократический дискурс.
В отличие от западных авторов, которых интересовали прежде всего такие вопросы, как взаимоотношения «Братьев-мусульман» с египетской властью и совместимость исламистской идеологии с западными принципами
13 Кудрявцев А В. Мамун аль-Ходейби - новый лидер египетских «Братьев-мусульман» // Ближний Восток и современность Вып. 19. М, 2003. С 64-74, Кудрявцев A.B О новом руководителе египетских «Братьев-мусульман» // Ближний Восток и современность Вып 22. М , 2004 С. 118-127, Зинькина Ю. Египет: коптская община и «Братья-мусульмане» (эл. ресурс) // Институт Ближнего Востока. URL: http://www.iimes ru/?p= 10020 Дата обращения- 1.03 2013
14 Ражбадинов М 3. Анатомия египетской революции - 2011. Египет накануне и после политического кризиса в январе-феврале 2011 года. М , 2013. С. 232-265.
15 Grand S.R, Hamid Sh., Jones В., Maloney S„ Pollack J.D., Riedel B.O., Santini R.H., Shaikh S., Sharqieh I, Telhami Sh, Yerkes Sarah E.. etc. The Arab awakening: America and transfo