автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему: Бусы Верхнего Прикамья конца IV-IX вв.
Полный текст автореферата диссертации по теме "Бусы Верхнего Прикамья конца IV-IX вв."
ос Министерство общего и профессионального образования
ст? Удмуртский государственный университет
с= -э-
гл. •<—
На правах рукописи
Голдина Екатерина Владимировна
Бусы Верхнего Прикамья конца 1У-1Х вв. (по материалам могильников неволинской культуры)
Исторические науки - 07.00.06 - археология
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Ижевск 1998
Работа выполнена в Институте истории и культуры народов Приуралья при Удмуртском государственном университете
Научный консультант - доктор исторических наук, профессор Ю.Л.Щапова
Официальные оппоненты:
доктор исторических наук, профессор М.Г.Иванова
кандидат исторических наук, доцент Н.П.Довгалюк
Ведущее учреждение - Пермский государственный университет
Защита состоится 28 апреля 1998 г. в 10.00 на заседании специализированного Совета К.064.47.05 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук при Удмуртском государственном университете.
Адрес: г.Ижевск, ул.Университетская, 1.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Удмуртского государственного университета.
Автореферат разослан 26 марта 1998 г.
Ученый секретарь специализированного Совета, доцент
О.М.Мельникова
Общая характеристика работы
Актуальность темы. Вторая половина I тысячелетия н.э. - один из ключевых периодов в истории Верхнего Прикамья, во многом определивший дальнейшие судьбы финно-угров Приуралья. К настоящему времени в Верхнем Прикамье известно более 650 различных памятников второй половины 1 тысячелетия н.э.: курганных и бескурганных могильников, селищ, городищ, культовых мест, кладов и случайных находок. Разнообразные и богатые материалы получены при раскопках могильников. Одной из самых многочисленных находок этих памятников являются бусы. Поскольку почти все бусы, обнаруженные в Прикамье - привозные, изучение данной категории находок весьма актуально, так как позволит получить важнейшую информацию об уровне развития торговли, путях и направлениях обмена, социальной стратификации общества и других важнейших характеристиках общественно-экономической системы древних обществ.
Археологические памятники этого края У-1Х вв. объединены исследователями в три культуры: ломоватовскую (собственно Прикамье), неволинскую (бассейн р.Сылвы) и поломскую (бассейн р.Чепцы). Население, оставившее эти памятники по мнению большинства ученых - предки современных коми-пермяков и северных удмуртов. Если бусы ломоватовской и поломской культур были в некоторой степени исследованы, то бусы неволинской культуры еще не стали объектом специального изучения. В предлагаемой работе проанализирована выборка из 4309 бусин, которые происходят из 135 захоронений четырех могильников неволинской культуры. Изучаемые комплексы охватывают весь период существования культуры - от конца IV до IX в., они хорошо документированы и представляют собой полноценный источник определенного типа.
Цель и задачи исследования
Цель данного исследования - всесторонняя характеристика бус, обнаруженных в могильниках неволинской культуры. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: сбор и систематизация всех
доступных материалов, морфо-технологический анализ бус, создание базы данных, выяснение особенностей формирования набора бус в отдельных комплексах и памятниках, хронологичекий анализ бус, определение специфики набора бус неволинской культуры и их сравнительный анализ с бусами родственных культур Верхнего Прикамья.
Научная новизна работы. В работе впервые проанализирован такой источник как бусы неволинской культуры, которые еще никогда не были предметом специального исследования. Многоплановый анализ этого источника позволил выявить его характерные черты, их эволюцию во времени, разработать хронологию бус и таким образом сделать его полноценным хронологическим индикатором, обозначить истоки происхождения отдельных типов бус, особенности их поступления в Прикамье и обозначить роль бус в системе торговли средневекового населения Прикамья.
Практическое значение работы и апробация результатов исследования. Результаты работы могут быть использованы и используются при написании обобщающих работ по древней истории народов Приуралья, при чтении учебных курсов "Археология Урала", "Методика археологических исследований", "История Урала". Отдельные положения могут быть использованы при создании экспозиций в краеведческих музеях Прикамья. Полученные выводы могут быть применены в лекционной работе среди населения по проблемам истории и культуры народов Приуралья.
Некоторые разделы исследования были представлены на международных в гг. Ижевске (1993 г., 1997 г.), Оулу (Финляндия, 1996 г.), Кирове (1997 г.) и российских конференциях в гг. Ленинграде (1986 г.), Екатеринбурге (1993 г.), Ижевске (ежегодно с 1990 г.), Сарапуле (1997 г.), а также в опубликованных работах. При подготовке работы автор знакомился с методикой исследований и литературой в научных центрах г.Будапешта (Венгрия, 10.1986-02.1987 гг.), г.Веиы (Австрия, 06.-07.1991, 08.1992, 12.1994 гг.), г.Манчестера (Англия, 02-03.1996 г.).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения. К работе приложены список использованных архивных материалов и литературы, справочные и статистические таблицы, иллюстрации.
Содержание диссертации
Во введении определен географический район распространения изучаемых памятников. Верхнее Прикамье - область Западного Приуралья, включающая в себя бассейн р.Камы с многочисленными притоками - от ее истоков до широты современного г.Осы (юг Пермской области). Очень близки верхнекамским как территориально, так и по своему характеру, средневековые памятники верхнего и среднего течения р.Чепцы. Археологические памятники V-IX вв. этого района объединены исследователями в три культуры: ломоватовскую (собственно Прикамье), неволинскую (бассейн р.Сылвы) и поломскую (бассейн р.Чепцы). Население, оставившее эти памятники, по мнению большинства ученых - предки современных коми-пермяков и северных удмуртов.
Неволинская культура расположена в бассейне р.Сылвы, левого притока р.Чусовой, левого притока р.Камы, включает памятники V-IX вв. н.э., расположенные от устья р.Сылвы до впадения в нее р.Тис. Протяженность культуры с севера на юг около 150 км, с запада на восток -чуть более 100 км. В данной работе использованы материалы четырех могильников неволинской культуры, изучавшихся Камско-Вятской экспедицией в 1979-1991 гг.: Бродовского (конец IV - VI вв.), Верх-Саинского (VI - IX вв.), Неволинского (VII - IX вв.) и Сухого Лога (VIII- IX вв.).
Анализу бус Верхнего Прикамья посвящены рабты З.А.Львовой. Она исследовала бусы из могильников поломской культуры: Поломского I и Варнинского (1973, 1976, 1983). Автором проведена технологическая типологизация стеклянных бус, дана их общая характеристика и датировка, выявлены типичные для ноломской культуры виды бус, определены центры
производства некоторых видов (Египет - Александрия, Северный Кавказ).
Хронология бус ломоватовской и родановской культур V - начала XIV вв. была разработана Р.Д.Голдиной и О.П.Королевой (1983). Ими выявлено три этапа в импорте стеклянных бус Верхнего Прикамья: У-1Х вв. - приток ближневосточных бус; Х1-ХП вв. - византийских и русских бус; ХШ-Х1У вв. -бус из Золотой Орды. Эти изменения связаны с конкретной исторической обстановкой н центрах производства бус и на торговых путях.
Анализируя стеклянные украшения, их роль и место в материальной культуре восточных славян и их соседей, Ю.Л.Щапова (1983, 1991) пришла к заключению, что в течение долгого времени, с VII по начало IX вв. Прикамье находилось в сфере интересов восточной торговли. Город Болгар был крайним и конечным пунктом, которого достигали восточные купцы. В X - начале XI вв. на этой территории появились бусы византийского происхождения, которые были распространены примерно в тех же пределах, что и ближневосточные бусы и так называемое восточное серебро в монетах и изделиях. По мнению Ю.Л.Щаповой, эти территории от купцов эпохи сасанидов перешли "по наследству" к купцам из арабских халифатов, а от них, к византийским. Византийцы "наследовали", видимо, не только основной район, но и пути, ведущие к нему, прежде всего волжский путь.
Иной путь поступления бус в пушные районы предполагает З.А.Львова (1977, 1989). Она утверждает, что наряду с другими формами торговли в середине 1Х-Х вв. существовала трёхступенчатая торговля бусы - меха -серебро. Наибольшую выгоду от такой торговли должны были получать скандинавские купцы-перекупщики, которые обменивали бусы (и другие товары) на пушнину в северных районах Восточной Европы, которую затем везли в Великие Болгары и там продавали арабским купцам за восточные серебряные манеты.
Контакты Балтийского региона и Прикамья исследует Ю.Каллмер (1989, 1991). Он предполагает, что эти связи были существенными и регулярными в течение VIII в- и позже. В подтверждение своей версии он приводит находки
орнаментированных бронзовых поясов неволинского типа на территории Финляндии и некоторых типов бус. Ю.Каллмер считает, что финны получили эти вещи отнюдь не в результате собственных длительных экспедиций на Восток, а скорее всего регулярные визиты в Финляндию осуществляли группы людей из Прикамья.
Таким образом, проведенные исследования бус ломоватовской и поломской культур позволили представить морфо-технологические характеристики бус и рассмотреть проблемы, касающиеся источников и путей поступления бус в Прикамье и хронологии. Бусы неволинской культуры до сих пор не являлись предметом специального исследования. Накопленные за многие десятилетия материалы необходимо ввести в научный оборот, что позволит увидеть общую картину использования и постугшения бус на территорию лесного Приуралья.
Методической основой данной работы является учение о системах, разрабатываемое в рамках семинара "Морфология древностей" на кафедре археологии МГУ под руководством профессора Ю.Л.Щаповой. Вещь, рассматриваемая как система, разделяется на подсистемы: морфология, технология, материал и функция (Ю.Л.Щапова и др., 1990). Подсистемы, являясь частями одного целого, обладают относительной самостоятельностью и могут быть исследованы отдельно. В этом случае изучение целого происходит через исследование частных признаков. Такой путь позволяет более глубоко вникнуть в природу изучаемых явлений и выявить законы эволюции древних вещей (Ю.Л.Щапова, 1994).
Каждая бусина проанализирована по 37 признакам, включающим в себя сведения о ее конструкции и форме, цвете, декору, технологии изготовления и приемам наложения декора. Вначала информация о каждой бусине была занесена на бумажную каргу, а затем была создана база данных. В исследовании использованы статистико-математический, культурно-стратиграфический, сравнительно-исторический методы.
В главе 1 рассматриваются морфология и технология бус неволинской
культуры. Бусы изготовлены из 12 различных материалов: стекла, смолистых материалов (янтарь, гагат), камня (сердолик, халцедон, хрусталь), из раковины, металла (свинц, бронза) и глины. К продуктам местного производства можно отнести металлические и глиняные бусы, остальные являются привозными. На всех памятниках значительно преобладают стеклянные бусы (74-90%). В ранних комплексах (Броды, ранняя часть Верх-Саи) встречались бусы из янтаря, гагата, раковины и свинца. Бусы из камня в большом количестве обнаружены на памятниках расцвета неволинской культуры (Верх-Сая, Неволино). На позднем могильнике (Сухой Лог) каменных бус мало. Бронзовые бусы в небольшом количестве есть на Верх-Саинском могильнике, на более поздних памятниках (Неволино, Сухой Лог) их число увеличивается. Глиняные бусы известны только на Неволииском могильнике.
По форме стеклянные бусы делятся на 32 варианта. Доминируют экземпляры округлые в поперечном сечении (3035 экз., 91,73%). Гранёные и ребристые бусы составляют соответственно 7,25 и 1,02%. На Бродовском могильнике преобладают бусы в форме цилиндра и шара, усечённого дважды. На могильниках Верх-Сая, Неволино и Сухой Лог чаще встречаются бусы в форме эллипса, усечённого дважды, шара, усечённого дважды и шара. Кроме того, в коллекциях могильников Неволино и Сухой Лог заметна доля гранёных бус и округлых многочастных бус в форме эллипса, усечённого дважды. Ребристые бусы относительно многочисленны лишь на Неволинском могильнике. Стеклянные бусы Верх-Саинского могильника чаще всего округлы в поперечном сечении и отличаются разнообразием форм.
Каменные бусы различаются по 15 видам форм, среди которых преобладают экземпляры округлые в поперечном сечении. Известно небольшое количество гранёных бус. На всех трёх могильниках более распространены бусы следующих форм: шар, усечённый дважды, эллипс, усечённый дважды и шар. Только на Верх-Саинском могильнике
многочисленны экземпляры в форме шара, усечённого дважды вдоль канала.
Среди янтарных бус зафиксировано 11 видов форм. Преобладают экземпляры в форме шара, усечённого дважды, цилиндра и эллипса, усечённого дважды вдоль канала. Гранёные бусы из янтаря редки и их формы невыразительны. Бусы из раковины известны на двух памятниках, причём формы бус в обоих случаях оригинальны. Металлические бусы в форме шара, усечённого дважды обнаружены на трёх памятниках, бусы в виде шара с валиком у отверстий найдены только на Верх-Сае, в виде параллелограмма со срезанными вершинами - в Неволино.
На исследуемых могильниках встречаются стеклянные бусы диаметром от 2,5 до 26 мм. Диаметр 6-8 мм характерен для 30,4% бус. Бусы с диаметром 3-5 мм и 9-11 мм составляют соответственно 28,8 и 25,4%. Диаметр 12-14 мм имеют 13% бус. Бусы других размеров представлены единичными экземплярами. По пропорциям около 70% стеклянных бус отнесены к средне-коротким. Средне-длинные экземпляры составляют 21,1% . Короткие и длинные бусы из стекла редки. На Бродовском могильнике доминируют средне-короткие бусы с диаметром 3-5 мм. На Верх-Сае средне-короткие бусы имеют различные диаметры - 3-14 мм. На Неволинском могильнике многочисленны средне-короткие и средне-длинные бусы с диаметром 6-14 мм. На могильнике Сухой Лог кроме средне-коротких и средне-длинных часты длинные экземпляры. Основная масса бус на этом памятнике имеет диаметр 3-11 мм.
Бусы, изготовленные из других материалов, имели диаметр от 3 до 37 мм, но для большинства изделий характерны средние диаметры (6-8 мм -19,1%, 9-11 мм - 41,3% и 12-14 мм - 23,4%) и пропорции (средне-короткие -58,5%, средне-длинные - 21,9%). Относительно часто встречаются короткие экземпляры - 15,2%. Набор бус каждого памятника имеет свои особенности. Для коллекции Бродовского могильника характерны короткие и средне-короткие бусы с диаметром 9-14 мм. Особенностью Верх-Саинского могильника являются значительные вариации диаметров бус, хотя основная
масса их относится к средне-коротким и средне-длинным диаметром 6-14 мм. На Неволинском могильнике преобладают средне-короткие и средне-длинные бусы диаметром 6-14 мм. На могильнике Сухой Лог многочисленны средне-квроткие экземпляры диаметром 6-14 мм.
Цвет бусины определен с помощью шкалы цветов, которая насчитывает 21 цветовой тон, каждый из которых имеет 8 различных оттенков по интенсивности и светлоте. Шкала цветов была разработана на кафедре археологии МГУ на основе атласа цветов Е.Б.Рабкина (1956).
У одноцветных бус без декора и бус с декором определен цвет основы бусины, для бус с металлической прокладкой и бус с дополнительной поверхностью дается цвет внешнего слоя стекла. На памятниках многочисленны декорированные многоцветные бусы. Для этих экземпляров отдельно подсчитаны сочетания цветов в декорах.
На неволинских могильниках обнаружены бусы 17 цветов и оттенков. Каждый памятник имеет свои особенности. На Бродовском могильнике преобладают жёлтые, бежевые, коричневые и красно-оранжевые бусы, на Верх-Саинском - чаще встречаются сине-фиолетовые, сине-зелёные и бусы оливкового слабого цвета. В коллекции Неволинского могильника многочисленны синие, сине-фиолетовые, бирюзовые и бежевые экземпляры. На могильнике Сухой Лог - оливковые слабые, жёлтые, синие и бирюзовые бусы. В целом основу коллекции бус неволинских могильников составляют экземпляры сине-фиолетового, оливкового слабого, жёлтого, бежевого, сине-зелёного, синего, бирюзового цветов. Бусы других цветов встречаются реже. Многоцветные бусы не обнаружены на Бродовском могильнике, но присутствуют на более поздних памятниках (29% и 22% от всех декорированных бус на Верх-Саинском и Неволинском могильниках соответственно) и многочисленны на могильнике Сухой Лог (59% от всех бус с декором). Основная масса многоцветных бус - трёх- и четырёхцветные красно-оранжевого, жёлтого, зелёного цвета.
По прозрачности бусы разделены на прозрачные, полупрозрачные и
непрозрачные. Данный признак исследовался отдельно для бус из стекла, камня и других материалов.
На Бродовском могильнике доминируют бусы из непрозрачного стекла, на Верх-Саинском могильнике - прозрачные и полупрозрачные. В коллекциях могильников Неволино и Сухой Лог многочисленны прозрачные экземпляры. Прозрачность бус, изготовленных из других материалов обусловлена видом материала. Все янтарные бусы, обнаруженные на неволинских могильниках, непрозрачны. Уникальная бусина из гагата непрозрачна. Сердоликовые и халцедоновые бусы, преимущественно, непрозрачны, среди них редко встречаются полупрозрачные экземпляры. Бусы из горного хрусталя всегда прозрачны. Бусы из глины, металла и раковин непрозрачны.
Изучение декора бус проведено с учетом характера декора (цветность и рельеф), элементов декора, места расположения, материала декора и его технологии изготовления.
Декор обнаружен на стеклянных и сердоликовых бусах. Доля стеклянных бус с декором на рассматриваемых памятниках различна. В исследованной части Бродовского могильника декорированных бус нет, на Верх-Саинском могильнике их 18%, на Неволинском - 29% и на могильнике Сухой Лог - 12%. Бусы с глазчатым декором преобладают на Верх-Саинском и Неволинском могильниках. Лишь одна глазчатая бусина найдена на могильнике Сухой Лог. Бусы, украшенные поперечными или продольными полосами известны на всех трёх могильниках. Доля полосатых бус увеличивается в поздних комплексах (Сухой Лог). Довольно многочисленны бусы, имеющие поперечные полосы и глазки (так называемые "глазчато-полосатые"), их число возрастает в поздних погребениях. В этих же погребениях встречаются бусы с поперечными полосами и "шахматным" рисунком. Бусы с мозаичным декором обнаружены на всех трёх памятниках,
но преобладают на Верх-Саинском могильнике. Бусы со сложным я особым
«
декором - особенность Верх-Саинского могильника. Зигзагообразный,
пятнистый и неопределённый декор встречен на бусах Верх-Саинского и Неволинского могильников.
На изучаемых памятниках обнаружено 163 сердоликовые бусины с декором. Они происходят из 8 бескурганных и 28 курганных захоронений могильника Верх-Сая и 1 бескурганной могилы могильника Сухой Лог, что составляет соответственно 27 и 12,5% от общего числа могил, обнаруженных на памятниках (соответственно 135 и 8). Сердоликовые бусы орнаментированы способом травления, который подробно описан (Р. Francis, 1980). На неволинских сердоликовых бусах было обнаружено несколько элементов декора, которые комбинируются в различные декоративные композиции. Часто встречается сетка из пятиугольников или четырехугольников с включенными в нее различными элементами: снежинка, круг, трехлучевая звезда, завиток, трилистник, свастика, круг с точкой. Популярен мотив непрерывающейся лозы, ответвления которой часто заканчиваются снежинкой, точкой, а в одном случае - виноградной гроздью. Прерванная лоза (в ней бывает 2-3 завитка) может быть дополнена вертикальной чертой, снежинкой, точкой. Часто встречается схема -непрерывная волна, которая проходит между снежинками, точками, трехлучевыми звездами в кругах, точками в кругах, "древом жизни". Иногда две непрерывные волны переплетаются, иногда многочисленные непересекающиеся волны покрывают все тулово бусины. Во многх случаях тулово бусины украшено следующими друг за другом, включенными друг в друга или чередующимися элементами. Круглая форма плоских бус диктует особые схемы декоров. Противоположные плоскости бусины могут иметь и одинаковые и разные орнаменты. Зафиксированы следующие схемы: "древо жизни", пятилистник, свастика, завитки, скопление снежинок или трехлучевых звезд, 3, 4 или 5 лучей, между которыми расположены снежинки, трех- или четырехлучевые звезды, углы, круги с точками, иногда лучи заканчиваются снежинками. Встречаются сложные соединения многих элементов сразу. Такие бусы имеют иногда орнаментальный пояс,
составленный из полумесяцев, трехлучевых звезд, углов, точек, снежинок, линий, полумесяцев, соединенных по два и мотива, напоминающего дерево. На некоторых бусинах декор не сохранился или был выполнен некачественно.
Исследование технологии изготовления стеклянных бус и приемов наложения декора основано на технологической классификации предметов, разработанной З.А.Львовой. Бусы из камня, янтаря и раковины имеют одинаковую технологию изготовления: вырезание с последующим сверлением отверстия и шлифованием. Стеклянные бусы неволинских могильников выполнены серийно (тянутая, навитая, выдутая трубочки) или серийно-индивидуально (палочка, многослойная палочка, сгибание полосы, сварка, вырезание инструментом). На памятниках преобладают либо бусы из трубочки (Броды, Сухой Лог), либо из палочки (Неволино), либо из трубочки и палочки одновременно (Верх-Сая). Бусы из трубочек и из палочек -продукция мастерских, специализированных на изготовлении бус и некоторых полуфабрикатов, располагающихся в областях традиционного стеклоделия - в Сирии и Египте (Ю.Л. Щапова, 1962).
В главе 2 освещены вопросы, связанные с использованием бус населением неволинской культуры. Данные о числе находок бус в одном погребении на могильниках различны и не всегда равноценны. Некоторые могплы нарушены грабительскими вконами и часть бус утрачена. Половина захоронений (49-64%) содержат небольшие ожерелья из 1-9 бусин. Ожерелья из 10-15 бусин обнаружены на трёх могильниках и встречены в 27% погребений могильника Броды, в 13% погребений на Верх-Сае и в 6% погребений на Неволинском могильнике. Наборы из 16-20 бусин немногочисленны, они зафиксированы в 6% погребений могильника Верх-Сая и в 11% - на Неволино. Низки из 22-36 бусин на Верх-Сае и в Неволино составляют соответственно 16 и 21%. Редки, но все-же образуют отдельную группу, ожерелья из 38-42 бусин: 3% - на Верх-Сае и 6% на Неволино. Наборы из 44-66 бусин известны на всех памятниках, хотя их доля
не так велика: 9% - Броды, 8% - Верх-Сая, 6% - Неволино, 20% - Сухой Лог. Ожерелья, насчитывающие свыше 70 бусин на Верх-Саинском могильнике составляют 5%, на могильнике Сухой Лог - 20%. В целом, на изучаемых могильниках половина погребений содержит небольшие наборы бус из 1-9 экземпляров. В этих погребениях сосредоточено небольшое количество бус от 3,5 до 19%. Другая половина могил содержит более крупные ожерелья: по 10-20 бусин - 18% погребений (содержат 12-16% бус), по 22-36 бусин - 15% погребений (21-38,5% бус), по 38-66 бусин - 12% погребений (23-50% бус) и ожерелья, содержащие свыше 70 бусин составляют 4% (37-59,5% бус).
Анализ размещения бус в погребениях показал, что бусы использовались в костюме женщины в качестве ожерелий и пронизей. Пронизи представляют из себя длинные низки, составленные из бус, бронзовых пронизок и серебрянных монет. По-видимому, такие украшения закрепляли у головы. В детских погребениях наборы бус могли содержать различное количество экземпляров (1-27) и располагаться у черепа и груди (Броды, Верх-Сая) или в области пояса (Верх-Сая, Неволино). В мужских захоронениях число бус невелико (1-12 экз.), и обнаружены они у пояса, ног или груди. Очевидно, бусы не являлись обязательным атрибутом мужского костюма, а представляли собой, скорее всего, дары. Кроме того, бусы, вместе с другими вещами, входили в состав жертвенных комплексов.
Бусы неволинской культуры были проанализированы с точки зрения составления комбинаций ожерелий, предложенное Р.Андреа и впервые в России примененное Ю.Л.Щаповой. Образцовая комбинация, которую составляет сам изготовитель или торговец, связанный с ним, фиксирует разнообразие и набор синхронных бус, одинаковых по происхождению. Сборная комбинация создается из различных по материалу и технологии изготовления бус, которые оказались в распоряжении потребителя в данный момент. Основная комбинация - измененная образцовая, дополненная другими видами бус, занимает промежуточное положение между образцовой
и сборной (Ю.А.Лихтер, Ю.Л.Щапова, 1991). Для анализа наборов бус с этой точки зрения были взяты ожерелья, содержащие не менее двух бусин. К образцовым комбинациям отнесены наборы, в которых бусы изготовлены в одной технологической традиции. К основным комбинациям отнесены ожерелья, которые содержат стеклянные бусы, изготовленные в 1-3 различных техниках и 1-2 вида каменных бусин. Ожерелья, составленные из 2-5 видов стеклянных и 3 видов каменных бус или из стеклянных, каменных, янтарных и бус из раковины обозначены как сборные комбинации. Металлические и глиняные бусы, которые, скорее всего, являются продуктом местного производства, встречены и в основных и в сборных комбинациях.
В анализируемой выборке выделено 24 образцовые комбинации (14%), 119 основных (69%) и 29 сборных (17%). Образцовые комбинации составляют на неволинских могильниках незначительный процент и, как правило, состоят из небольшого числа бус (2-11 экз.). Несколько крупных образцовых наборов стеклянных бус из трубочки обнаружено на Бродовском могильнике (конец IV - VI вв.). Состав бус на этом могильнике однообразен: это, в основном, янтарные и стеклянные бусы из трубочки. Возможно, в конце IV - начале VI в., население неволинской культуры получало стеклянные бусы из одного источника через минимум посредников. На более поздних памятниках появляются стеклянные бусы, изготовленные разными способами и бусы из других материалов. Изменяются и правила составления ожерелий. Преимущественно, в их состав входят только стеклянные бусы или стеклянные в сочетаниии с каменными или стеклянные в сочетании с каменными и янтарными. Почти во всех основных и сборных ожерелья этого времени сосуществуют бусы разные по происхождению, причём эти правила составления ожерелий сохраняются на протяжении VI - IX вв. Анализ наборов бус показал, что нет оснований говорить о прямых контактах населения неволинской культуры с производителями стеклянных бус. Скорее всего обменные контакты были многоступенчатыми. Направление и
интенсивность таких контактов изменяется во времени. Наиболее заметно это на рубеже VI в., когда появляются бусы из палочки и исчезают янтарные бусы, на дубеже VII-VIII вв. распространены разнообразные стеклянные и каменные бусы.
В главе 3 рассмотрена хронология неволинских бус. На первом этапе решения этой задачи была создана их типология и выделено 350 типов бус. Затем был» проведена статистическая обработка 175 погребений, содержащих не менее 2 различных бусин. Расчеты производились по методике, предложенной Г.А.Федоровым-Давыдовым (1987), согласно которой по соответствующим формулам были подсчитаны коэффициенты сходства между объектами, описанными дискретными признаками, а затем методом корреляционных плеяд полученный массив данных был разделен на группы (плеяды) связанных между собой объектов*. Обозначившиеся "плеяды" бус были размещены на таблице взаимовстречаемости в порядке, определенном силой связи. Была построена корреляционная таблица, на которой по вертикали отмечены типы бус, а по горизонтали погребения, в которых эти тины встречаются. Бусы - характерный признак женских погребений и сформировавшиеся группы бус отражают, скорее всего, хронологические различия. В результате были выявлены типы, характерные только для одной группы, и типы, встречающиеся в нескольких группах. Вероятно, в первом случае мы имеем дело с типами короткого хронологического бытования, а во втором - длительного. Групп короткого бытования было выделено 5, а длительного - 10. Затем из анализа сопровождающего инвентаря, монет и аналогий были установлены даты групп бус. Следует отметить, что метод аналогий привлекался лишь в том случае, когда морфотехнологический облик бусины можно было представить достаточно полно по публикациям.
В результате удалось выстроить хронологический ряд бус неволинской
* Математические расчеты были выполнены программистами кафедры археологии и истории первобытного общества УдГУ И.Н.Шииовской и В.Г.Базановой
культуры, в котором каждый, даже самый малочисленный таи занял свое место. Мелкие непрозрачные бусы из трубочки и некрупные янтарные в форме цилиндра на раннем этапе существования культуры в конце IV-V в. составляли абсолютное большинство в ожерельях. В это же время широко распространены цилиндрические экземпляры из бежевого полупрозрачного стекла, напоминающие янтарные. Иногда они встречались и позднее. Желтый непрозрачный бисер и синие полупрозрачные бусы в форме бочонка и в форме параллелепипеда со срезанными углами существовали на протяжении всей культуры с конца IV - до начала IX в. Синие бусы в погребениях конца IV-V в. имеют более четкие грани и более точное отверстие, чем в позднейшее время. С VI в. в погребениях появляются бусы, выполненные из стеклянной палочки и различных вмдов камня. Особенностью этого времени являются глазчатые бусы из непрозрачного стекла и большое число изделий, согнутых из пластины (без декора и с декором). По цвету и качеству стекла бусы из пластины сходны с бусами из палочки, что указывает, по-видимому, на общее место производства. Впервые зафиксированы в VI в. сердоликовые и халцедоновые -бусы. В VI-IX вв. преобладают стеклянные бусы из палочки (сине-фиолетовые, бирюзовые экземпляры различных форм, глазчатые бусы из полупрозрачного стекла с плоскими и выпуклыми глазками) и появляются разнообразные изделия с металлической фольгой. Внутри этого временного отрезка разные виды бус встречаются неравномерно. Для погребений VI-VII вв. характерны мелкие посеребренные бусы с внешним слаем стекла, наложенным способом сгибания пластины. Сердоликовые бусы с декором достигают наибольшего распространения в VI-VII вв., а в более позднее время (VIII-IX вв.) встречались реже. На VIII-IX вв. приходится пик в распространении желто-красно-зеленых бус из многослойной палочки и дутых бус. Ю.Каллмер включает эти бусы в группу восточных стеклянных изделий, которые появились в конце VIII в. в большом количестве в Европе,- Западной и Центральной Азии (1991). Для группы IX в. карактерны
мелкие бусы из голубого непрозрачного стекла кубические и зонные ребристые.
В 4 главе проводится сравнительный анализ бус пермских культур по морфо-технологическим признакам, их хронологическое сравнение, а также затронуты некоторые вопросы торговли бусами. В ходе анализа стало очевидно, что бусы неволинской культуры однородны, хотя и имеют свои особенности. Например, ярко выделяется коллекция бус Бродовского могильника, что связано с ранней датой его существования (конец IV-V вв.). Бусы Агафоновского I могильника (лмоватовской культуры) близки по материалу и технологии изготовления украшениям неволинской культуры. Бусы другого памятника ломоватовской культуры - Аверинского II - близки к поломским комплексам. Исследователи уже отмечали наличие общих черт памятников поломской культуры и памятников верхнекамского варианта ломоватовской культуры.(Р.Д.Голдина, 1987, С.Р.Волков, 1995). По-видимому, схожесть бус поломской культуры и верхокамского варианта ломоватовской культуры еще одно доказательство их близости.
Географическое расположение памятников также подтверждает предположение о том, что бусы, попадали по Каме вначале на территорию неволинской культуры, после чего, продвигались по реке в район ломоватовской культуры и затем в район поломской культуры. При этом, торговцы, несомненно учитывали вкусы местного населения, что подтверждается преобладанием бус определенного цвета на разных территориях, а также факт неравномерного распространения декорированных бус. Судя по распространению бус из роговика (Поломский I могильник), в IX в. существовал еще один путь проникновения бус на р.Чепцу, скорее всего, по р. Вятке.
Динамика поступления бус и ее сопоставление с информацией о поступлении серебрянных монет выявил следующие факты. В конце вв. набор бус на памятниках неволинской культуры был однообразен: в могилах присутствуют изделия из стекла, раковины и янтаря. Кроме того,
бусы найдены лишь в 1/4 части могил и их доля составляет лишь 5,6% от общего количества исследованных бус.
Начиная с VI в., на территорию неволинской культуры поступают бусы, изготовленные разными способами, из различных материалов (хрусталь, халцедон, сердолик). Примерно к этому же времени относят появление серебряных монет в могильниках Верхнего Прикамья.
Проведя картографирование находок серебряных монет, В.Ю.Морозов установил, что сасанидские монеты проникали в Прикамье в конце V - VII вв. с Кавказа и из Ирана. В это время кавказские купцы поднимались по Каме до устьев рр. Обвы, Чусовой, и Сылвы (т.е. до территории неволинской культуры и севернее), так как именно здесь сконцентрировано большинство драхм, обнаруженных в Прикамье. Общие черты в коллекциях бус памятников юго-восточной Европы и неволинской культуры свидетельствует о том, что бусы могли поступать на территорию Прикамья вместе с серебрянными монетами по Волге и Каме. Кроме того, бусы, изготовленные на Ближнем Востоке могли бы доставлять в Прикамье до середины VII в. и византийские купцы, поскольку в V-VI вв. Византийская империя вела обширную торговлю со странами Европы, Азии и Африки. Дополнительными доказательствами того, что византийские купцы могли достигать Прикамья является находка клада у д.Бартым с 272 серебряными миллиаресиями Ираклия и Ираклия Константина и находка гирьки византийского купца на Верх-Саинском городище. Особый всплеск поступления ближневосточных бус наблюдается в конце VII-VIII вв. По-видимому, Прикамье являлось в это время основным рынком сбыта для среднеазиатских купцов, которые потеряли налаженные связи с Ираном, Византией и Китаем. Во второй половине VÍI-VIII вв. степной путь из Средней Азии на время заменил собой волжский путь. Этим путем в Прикамье шли серебряные сосуды и среднеазиатские монеты (В.Ю.Морозов, 1996). Со сторой половины VIII в. снова стал действующим волжский путь. Таким образом, Прикамье в эпоху раннего средневековья
являлось постоянным потребителем стеклянных и каменных бус и непрерывна находилось в иоле зрения иностранных купцов. Несмотря на сложную историческую обстановку I тыс. н.э., связи с Прикамьем не только не прерывались, но иногда имели первостепенную важность для ведения успешной торговли.
В заключении сформулированы основные выводы диссертации и намечены проблемы, разрешение которых требует специального исследования.
Возможности изучения бус средневековых культур Верхнего Прикамья не исчерпаны. Еще не исследован в полном объеме вопрос происхождения стеклянных бус. Выяснению более точной локализации мест производства стеклянных бус будет способствовать соотнесение данных морфо-технологического и химического анализов материала. Специальное исследование проблемы происхождения и поступления бус из камня, янтаря и раковины позволит, возможно, проследить маршруты и страны, с которыми контактироаало население Прикамья в эпоху средневековья. Анализ бус неволинско! культуры и бус западного варианта саргатской культуры позволит проверить истинность гипотезы о проникновении в конце IV в. на территорию Прикамья зауральского населения.
Располагая современной методикой исследования бус, автор в последующем ставит перед собой задачу расширять хронологические и географические рамки исследования, что позволит увидеть широкую картину распространения бус на территории Прикамья в эпоху раннего железного века и средневековья.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Gurtelbeschläge mit Pflanzendekor aus dem Kamagebiet // Awaren Forschungen Institut für Ur- und Frühgeschichte der Universität Wien. 1992.Band 1. s. 497-507.
2. Бусы могильника Сухой Лог // Археологические культуры и культурно-исторические общности Большого Урала: Тез. докл. Екатеринбург.
1993. С.40-41.
3. Бусы из раннесредневековых могильников Верхнего Прикамья // Историческое познание: традиции и новации. Тез. межд. конф. Ижевск. 1993. С. 91-94.
4. Особенности набора бус в женских погребениях неволинской культуры И Женщины России: история и современность. Ижевск. 1995. С. 189=-194.
5. Этнокультурные контакты населения Верхнего Прикамья по материалам бус // Historia Fenno-Ugrica 1:1. Congressus Primus Historiae Fenno-Ugricae. Oulu. 1996. C. 241-247 (резюме на финском и английском языках).
6. К вопросу о торговых связях населения Прикамья в конце IV-IX вв. по материалам бус // Тезисы докладов к конференции "Проблемы межэтнических взаимодействий в сопредельных национальных и административных образованиях". Сарапул. 1997. С. 70-71.■
7. Скандинавия и Верхнее Прикамье: контакты во второй половине I тыс. н.э. // Шведы и русский север: историко-культурные связи. Материалы международного научного симпозиума. Киров. 1997. С. 5-23. В соавторстве с Р.Д. Голдиной.
8. К методике изучения древних бус // Тезисы докладов к международной конференции "Гуманитарное образование на пороге XXI века". Ижевск. 1997. С. 115-116.
9. Итоги изучения средневековых бус Верхнего Прикамья /( Урал в прошлом и настоящем. Тезисы докладов региональной конференции. Свердловск, 1998. С.42-45.
И. Хронология бус неволинской культуры // Социально-исторические и методологические проблемы древней истории Прикамья. Ижевск. 1996. (В печати).
9. Сердоликовые бусы с декором из могильников неволинской культуры. (В печати).
Подписано в печать 25.03.98. Заказ № 414. Тираж 100 экз. Типография УдГУ.