автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Быт и бытие в романе В.Я. Брюсова "Огненный ангел"

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Куличева, Евгения Вячеславовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Быт и бытие в романе В.Я. Брюсова "Огненный ангел"'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Быт и бытие в романе В.Я. Брюсова "Огненный ангел""

На правах рукописи

Куличева Евгения Вячеславовна

Быт и бытие в романе В .Я. Брюсова «Огненный ангел»

Специальность 10.01.01 - русская литература

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

005531725

Москва - 2013

005531725

Работа выполнена на кафедре русской литературы XX века Московского государственного областного университета

Научный руководитель:

доктор филологических наук, профессор

кафедры русской литературы XX века Московского государственного областного университета Скрипкина Вера Алексеевна

кафедры журналистики и технологии СМИ Северо-Западного института печати Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна Наталья Николаевна Кознова

кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы Московского государственного областного гуманитарного института (г. Орехово-Зуево) Ирина Юрьевна Симачёва

Официальные оппоненты;

доктор филологических наук, профессор

Ведущая организация: Московский педагогический государственный университет

Защита состоится 20 июня 2013 г., в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.155.01 по литературоведению в Московском государственном областном университете по адресу: 105005, Москва ул. Энгельса, д. 21а.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Московского государственного областного университета по адресу: 105005, Москва, ул. Радио, д. 10а.

Автореферат разослан «18 мая »2013 года

Учёный секретарь диссертационного совета

Алпатова Т.А.

Общая характеристика работы

Проблемы бытия интересовали человечество на протяжении всей его истории. Однако в порубежные эпохи, как правило, сущностные вопросы становились наиболее актуальными, поскольку при смене одного исторического периода другим происходила переоценка ценностей, новое отвергало старое, философские вопросы актуализировались и звучали с удвоенной силой.

В порубежную эпоху XIX - XX столетий дискуссии о смысле сущего не утихали. К данному вопросу обращались не только философы (В.Соловьев, Н. Бердяев, П. Флоренский, С. Франк и др.), но и представители искусства (М.А. Врубель, М.В. Добужинский, А.Н. Скрябин), творческая интеллигенция, священнослужители (С. Булгаков, Святитель Лука).

Л.А. Смирнова определила: «В атмосфере рубежа столетий, насыщенной жаждой гармонизировать внутреннее бытие отдельной личности и человеческого сообщества в целом, родилось новейшее искусство»1, стремившееся, по мысли Ф. Сологуба, «преобразить мир усилием творческой воли».2Основной функцией культуры стало предугадывание, предвосхищение «поступи мира к грядущему идеальному бытию»3. Исследовательница подчеркнула, что основой искусства рубежа XIX - XX веков было художественное воображение, выходящее за рамки реальности, показывающее высокий идеал, который не достижим в земной жизни. Однако само стремление к идеалу просветляет бытие человека. И чем сильнее была жажда душевной гармонии, тем активнее человек порубежной эпохи начинал искать новые пути к преображению мира.

Вопросы смысла жизни, развития человечества, духовной его эволюции стали центральными в творчестве выдающегося поэта, известного не только в России, но и в Европе; ученого, обладавшего широчайшим кругозором,

1 Смирнова Л.А. Золотой сон души: О русской литературе рубежа XIX- XX вв. - М.: Водолей 2009 -392 с. - С. 8. '

* Сологуб Ф. Искусство наших дней // Русская мысль. 1915. № 12. Отд. 2. - С. 60.

Смирнова Л.А. Золотой сон души: О русской литературе рубежа XIX- XX вв. - М.: Водолей 2009 -

401 Л /-> о '

громадной эрудицией во всех областях культуры; журналиста, литературного критика, теоретика; исследователя Пушкина, русской, западной, античной, армянской поэзии; блестящего переводчика и прозаика, оставившего заметный след в культуре Серебряного века, - В.Я. Брюсова. Масштабность его личности, новаторской, просветительской деятельности признавали как современники (А. Блок, А. Белый, 3. Гиппиус, С.А. Венгеров, Ф.Д. Батюшков, С. Соловьев и др.), независимо от личных пристрастий и позиций, так и литературоведы последующих поколений (Н.С. Ашукин,

A.И. Белецкий, В.М. Жирмунский, Д.Е. Максимов, К.В. Мочульский, Э.С. Даниелян, A.B. Лавров, 3. Г. Минц, JI.A. Смирнова и др.).

В последнее время в связи с многочисленными публикациями прозы Брюсова наметилась тенденция к более серьезному осмыслению прозаического наследия мэтра символизма, ибо «именно проза занимала важное, а в отдельные периоды даже ведущее место в творческой жизни поэта»3.

Известны три исторических романа В.Я. Брюсова - «Алтарь Победы», «Юпитер поверженный» (не завершен), «Огненный ангел». Последний был впервые напечатан в журнале «Весы» в 1907 - 1908 году (первоначально В Я. Брюсов планировал опубликовать его в журнале «Вопросы жизни»), а в 1908 году вышел отдельной книгой в издательстве «Скорпион».

Публикация «Огненного ангела» в России вызвала безусловный интерес и широкий резонанс в критике.4 Хотя принято считать, что поддержали

B. Брюсова только его сторонники (Э.К. Метнер, А. Белый, М.А. Кузмин, Эллис), однако даже в рецензиях идейных противников было значительно

3 Муравьев Вл. Неопубликованные и незавершенные повести и рассказы. Н Валерий Брюсов. Литературное наследство. Т.85.М.: Наука, 1976.-С.72. г г и

Аякс «Измайлов А.>. У Валерия Брюсова // Биржевые ведомости. 1910. 24 марта. № 11630' Гуревич Л Дальнозоркие // Русская мысль. 1910. № 3. С. 143. Коган П. Очерки по истории новейшей русской литературы. Т. III. Вып. II. М, 1910. С. 109; .Эллис. Русские символисты. Валерий Брюсов М 1910 рецензия на «Огненный ангел» В. Брюсова А. Белого // Весы. 1909. № 9. С 91—93 М А Кузмин ж л' «Аполлон» № 9, 190, К.-Д. С. Валерий Брюсов. «Огненный ангел», повесть XVI века в двух частях // Вестник Европы 1909 М 7 С. 417-^21, Кадмии Н. (Н.Я. Абрамович) Критические очерки.// Новая жизнь. 1У11. № 10. Стб. 136. Измайлов А. На переломе: Литературные размышления,- Спб.,1908. С. 23.

больше позитивного, чем критического и язвительного (А. Измайлов, Н.Я. Абрамович, Л. Гуревич и др.).

Интересной была реакция на роман за рубежом. Так, немецкий критик усомнился в том, что произведение написано русским, сославшись на то, что такое знание истории Германии «едва ли допустимо у иностранца»5. Журнал «Berliner-Lokal-Anzeiger» отказал в авторстве В.Я. Брюсову. В устной передаче дошла история о том, что какой-то любознательный читатель из Германии прислал на имя издателя письмо с просьбой указать адрес владельца рукописи, чтобы познакомиться с нею на родном для него немецком языке.

Личность и творчество В.Я. Брюсова занимали умы и представителей Русского зарубежья (3. Гиппиус, Н. Валентинова, С. Маковского, К. Мочульского, В. Ходасевича).

В Москве в 1937 году вышел том 27/28 Литературного наследства. Под общим названием «Символизм», где Брюсову был посвящен целый раздел: Из литературного наследства Валерия Брюсова.

В своих статьях и книгах обращались к нему: В.М. Жирмунский, брюсовед Н.С. Ашукин, A.A. Ильинский, Т.С. Ахумян, Д.Е. Максимов. Были собраны и изданы три тома Литературного наследства, непосредственно посвященные автору «Огненного ангела»: т. 85, «Валерий Брюсов» (1976) и две книги т. 98 «Валерий Брюсов и его корреспонденты» (1991, 1994 гг.). В Ереване существует на протяжении десятилетий научная школа по изучению творческого наследия В.Я. Брюсова.

В настоящее время интерес к творчеству ярчайшего художника XX века не утихает (М.Д. Амирханян, И.П. Бакалдин, С.И. Гиндин, O.A. Лекманов, A.A. Павленко, О.В. Сергеев, Л.А. Смирнова, O.K. Страшкова, H.A. Царева и ДР-)-

5 Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1978 год. - Л.,1980.-С. 238.

4

Защищен ряд диссертаций, касающихся творческого наследия В.Брюсова1. Но не все страницы творчества В. Брюсова глубоко изучены, многие требуют системного и объективно-концептуального подхода, новой, современной методологии. В первую очередь, все перечисленное, касается прозы поэта. Востребованность комплексного подхода к осмыслению «Огненного ангела» (1908) и его системного анализа обуславливает актуальность предпринятого нами исследования. Несмотря на более чем столетний период с момента выхода романа, он остается по-прежнему загадочным для читателей, не осмысленным всесторонне учеными. Более того, многие акценты в изучении этого замечательного произведения В. Брюсова или устарели, или сводятся к рассуждениям о жанровом своеобразии (исторический роман, символистский роман), но не дают целостного анализа всех граней этого феномена русской прозы начала XX века. Взаимообусловленность быта и бытия в романе историками литературы не рассматривалась.

Роман «Огненный ангел», действие которого разворачивается в Германии XVI века, тесно связан с брюсовской современностью. В художественном тексте нашли отражение не только бытовые картины, детали, исторический колорит, но и важнейшие проблемы бытия, духовной жизни людей2.

О бытийных проблемах, звучащих в романе «Огненный ангел», JI.A. Смирнова писала еще в начале 90-х годов XX в.: «В.Я. Брюсовым руководило страстное желание - вернуть людям утерянные ценности. Сходное побуждение он нашел у передовых деятелей позднего средневековья, поэтому и избрал этот исторический период. Главным для

1 Аторина О.Г. «A.A. Фет и русский символизм: К.Д. Бальмонт, В.Я. Брюсов, A.A. Блок, А. Белый» (дисс.к.ф.н;2005); Дубова М.А. «Стилевой феномен символистского романа в контексте культуры Серебряного века: проза В. Брюсова, Ф. Сологуба, А. Белого»(.дисс. д. ф. н.,2005); Кулешова И.Г. «Художественное бытие в лирике К.Д. Бальмонта и В.Я. Брюсова» (дисс.к.ф.н.; 2006); Богданович О.В. «Эволюция темы творчества в русской лирике первой трети XX в.: ВЛ. Брюсов, A.A. Ахматова, BJI. Пастернак» (дисс.к.ф.н.; 2008); Карабегова Е.В. «Романы В. Брюсова "Алтарь Победы" и "Юпитер Поверженный" и "античные романы" в мировой литературе XIX - XX веков» (2008); Осипова О.И. «Жанровое своеобразие прозы В. Брюсова 1900-х годов» (дисс. к.ф.н., 2009).

2 В определении понятий «быта» и «бытия» мы опираемся на историко-лексическсе толкование (В. Даль), «Священное писание», философские концепции Гегеля, С. Франка, Святителя Луки (Войно-Ясенецкого).

5

писателя было утверждение за человеком высоких духовных потенций, способности к постижению истины. Автора интересовал не просто человек, а его созидательная деятельность». «"Огненный ангел", - отметила исследовательница, - был необходим времени». Мысль В.Я. Брюсова о развитии мира отвечала напряженным раздумьям о судьбах России. Писатель показал суровую правду - несовместимость любых исторических переломов с гармонией, трудность духовного преображения людей»6.

В основе нашего исследования тема соединения быта и бытия в художественном мире «Огненного ангела», романтическая устремленность писателя «в высь, в даль, в глубь. Но только прочь от постылой плоскости серого прозябания»,3 как писал о русском неоромантизме С.А. Венгеров, приводит В.Я. Брюсова к творческому эксперименту: перенести решение актуальных проблем современности в кризисную эпоху другого времени, иной страны (на родину романтизма - Германию). Именно там он стремится найти истинного Героя. Однако настоящим достижением творческого гения В.Я. Брюсова становится то, что, обратившись к онтологическим проблемам и ценностным (аксиологическим) категориям, он сумел достичь вневременного, то есть универсального звучания заявленных вопросов: смысла жизни, веры, путей познания, любви. Возможно, именно поэтому православный литературовед М.М. Дунаев, отказав, в общем-то, В.Я. Брюсову в духовности, роман «Огненный ангел» выделил7.

В диссертации рассматривается следующая гипотеза: бытовые реалии, исторический колорит Германии XVI века служат В.Я. Брюсову для постановки и разрешения бытийных проблем, имеющих вневременный непреходящий характер (смысла жизни, творческого дерзания, любви, попытки постижения тайн мироздания), кроме того, под этими ценностными

4 Смирнова Л.А. В. Брюсов// Русская литература конца XIX - начала XX вв. - М.: Просвещение, 1993. -383 с.-С. 303, 304.

' Русская литература XX в. 1890-1910 /под ред С.А. Венгерова/ послесл. и сост А.Н. Николюкина - М.: Республика, 2004. - 543 е.- С. 17. Дунаев М.М. Православие и русская литература. 4. V - М.: Христианская литература, 2003. - 703 с. -

категориями подразумевается их актуализация в кризисное время начала XX века, современное прозаику.

Новизна подхода к осмыслению «Огненного ангела» В Л. Брюсова обусловлена конфликтной постановкой темы, аксиологическим ракурсом его анализа, герменевтическим характером интерпретации.

Материалом для исследования послужили проза и в первую очередь роман «Огненный ангел» (1908), поэзия, дневники, эпистолярное наследие В.Я. Брюсова.

Предмет исследования: бытийные проблемы в романе, их современное и вневременное звучание; достоверное изображение бытовых примет времени: пейзажа, интерьера, портретов и т.п. с целью создания исторического колорита, романтической атмосферы, исключительности хронотопа романа.

Методы и методика включают разнообразие подходов от сравнительно-исторического, аксиологического, онтологического до герменевтического.

Цель исследования: рассмотреть проблемы быта и бытия, их взаимопроникновения и взаимодействия в свете художественного замысла и воплощения в романе В. Я. Брюсова «Огненный ангел».

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) уточнить определение понятий «быт» и «бытие» по отношению к замыслу романа В. Брюсова;

2) рассмотреть историческую и биографическую основу романа «Огненный ангел»;

3) выяснить, чем вызван интерес писателей начала XX века к средневековому прошлому зарубежных стран (на примере романа В.Я. Брюсова «Огненный ангел» и романа Д.С. Мережковского «Воскресшие боги (Леонардо да Винчи)»);

4) раскрыть многозначность темы любви в «Огненном ангеле»: образ Мадиэля; двоемирие героини романа, ее сходство с современницами В.Я. Брюсова;

5) проследить особенности процесса «жизнетворчества» на страницах художественного текста;

6) осмыслить философские искания героев романа, близкие брюсовской современности;

7) определить роль и значение мифологических, библейских образов в «Огненном ангеле»; городской архитектуры, предметов обихода, немецких традиций и обычаев;

8) раскрыть пагубную сущность инквизиции на страницах романа;

9) рассмотреть концепцию истории В.Я. Брюсова.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Обращение В.Я. Брюсова к историческому периоду перехода от мистического Средневековья к эпохе Возрождения обусловлено тем, что это «смутное», переходное время в немецкой истории сходно с основными чертами (тенденциями духовного поиска) современного мэтру символизма десятилетия.

2. Историческая достоверность обусловлена яркими полнокровными бытовыми зарисовками, характеристиками нравов, привычек, поверий, традиций средневековых германцев; описанием интерьеров храмов и монастырей, жилых помещений, мест обучения и развлечения, костюмов, причесок, занятий представителей разных сословий Германии XVI века.

3. Все грани быта позволяют В.Я. Брюсову создать иллюзию не только исторического романа, достигаемую столь точной передачей историко-бытового колорита, но и убеждают читателя в разрешении именно такой задачи - отражения городской (в основном) жизни немецкого Средневековья. Это привело даже к заблуждению, что писатель только перевел и издал старинную рукопись.

4. На самом деле задача В.Я. Брюсова куда сложнее, чем желание создать историческую мистификацию. Самое важное для прозаика-символиста: сквозь призму исторической эпохи высветить современную действительность, названную H.A. Бердяевым «русским ренессансом» («Самопознание»), Время предстает перед читателем во всей своей противоречивости: с устремлением к Бого- и миропознанию (см. у Бердяева «поворот ренессанса к религии и христианству»), но и горячим порывом к познанию мира «вне рассудочных форм, вне мышления по причинности» («Ключи тайн»), любыми путями: даже посредством мистических действий и оккультных ритуалов, тут же развенчиваемых как ложные. По мысли В.Я. Брюсова, верными оказываются те интуиции, которые чисты и этически оправданы.

5. И в поэзии, и в прозе В.Я. Брюсов обращается к «тайнам седых веков» в поиске идеала героя времени, необходимого России начала XX века, актуального для современной поэту действительности.

6. Центральные персонажи романа - Рупрехт, Рената, граф Генрих -ориентированы на лучших представителей современности, но каждый по-своему отражает дисгармонию, противоречивость сущего. Не случайно

A.B. Лавров убедительно определил в них реальных людей (самого

B.Я. Брюсова, Нину Петровскую, А. Белого). О слиянии в «Огненном ангеле» жизненных реалий и творческого создания писал и В. Ходасевич («Некрополь»: «Конец Ренаты»),

7. В какой-то мере приближаются к авторскому идеалу гармоничной личности, сочетающей беспрерывный поиск истины, творческое дерзание с кропотливым научным трудом, историко-литературные персонажи - доктор Фауст и Агриппа Неттесгеймский. Им не хватает, по мысли прозаика, выхода к людям, направленности результатов интеллектуальных усилий на службу человеку и человечеству. Каждому из этих героев недостает и способности на самоотверженную любовь и чистоту побуждений и дел. Эмблема их недостатков - «нечистые» помощники: бес (пес) и Мефистофель.

8. Размышляя об истоках заблуждений, падений, о трудности самопознания и жизненного выбора своих современников, В .Я. Брюсов выходит к проблемам вневременного звучания: истинной любви, добра, веры. Отказ от исполнения христианских заповедей в земной жизни приводит героев к гибели (Рената) или к раскаянию и гармонизации с миром (Рупрехт), к искреннему покаянию и новому поиску (Генрих).

9. Особенно сложный, амбивалентный образ Мадиэля (ангел или дьявол? (М. Дунаев)) - является синтезом противоречий мировидения и заблуждений выбора пути героини. Оксюморонное соединение в ней благих побуждений и нечестивых поступков выливается в болезненно-противоречивый, трагический образ: праведницы, грешницы, необыкновенной женщины, наделенной неординарными способностями; нездоровой, надломленной горестями натуры.

Ю.Жизненный итог персонажей «Огненного ангела» фатальный: уклонение от предназначения, судьбоносного промысла Божия приводит или к гибели (в земной жизни), или к возвращению на подлинную стезю. Бытийная проблема жизни и смерти звучит не единожды (например, в эпизоде поединка). Отрицая ложные основы действий представителей инквизиции, В.Я. Брюсов утверждает дорогую для себя гуманистическую истину значительности человеческой личности, ее высокие порывы и человечные, освещенные любовью деяния.

Научно-практическая значимость работы.

Практическая значимость данной диссертационной работы заключается в том, что основные ее положения могут быть использованы в трудах, посвященных творчеству В.Я. Брюсова, Д.С. Мережковского, 3. Гиппиус, Н.И. Петровской, а также в курсах, спецкурсах по русской литературе XX века (в вузовской и школьной системе образования).

Апробация.

Основные положения диссертационной работы были апробированы при чтении лекции студентам-филологам по творчеству В.Я. Брюсова, в докладах,

прочитанных на международных и региональных научных конференциях: «Прославление "фаустовского духа" в романе В.Я. Брюсова "Огненный ангел"» (Москва, 2009); «Актуальные проблемы эпохи в романах В.Я. Брюсова "Огненный ангел" и Д.С. Мережковского "Воскресшие боги (Леонардо да Винчи)"» (Москва, 2010); «Тамплиер или розенкрейцер?» (На материале романа В .Я. Брюсова «Огненный ангел») (Москва, 2011); «Брюсов и Мережковский: полемика единомышленников или антиподов?» (Москва, 2013), университетских аспирантских семинарах.

Структура работы, обусловленная ее целью и задачами, включает: содержание; введение; две главы, заключение; библиографию, насчитывающую 227 названий изученных источников; приложение. Содержание диссертационной работы изложено на 220 страницах.

Основное содержание работы

Во введении характеризуется многогранность творчества В.Я. Брюсова, его понимание искусства и роли художника, а также актуальность, новизна, методы исследования, гипотеза, цель, задачи диссертационной работы, основные положения, выносимые на защиту.

Первая глава диссертационной работы под названием «Историческая и биографическая основа романа "Огненный ангел"» состоит из пяти разделов.

В первом разделе первой главы «Концепция истории в творчестве В.Я. Брюсова» рассматриваются историософские представления прозаика. Писатель обращался к прошлому в сложные для страны моменты, ища в нем ответы на злободневные вопросы, идеал истинного героя, способного к деянию ради других, творческому дерзанию, самопожертвованию. Прослеживая ход истории, В.Я. Брюсов убеждается, что на протяжении столетий меняется культура, цивилизация, но высота духовных достижений человечества остается неизменно значимой.

Во втором разделе первой главы «Национально-германский колорит в романе В.Я. Брюсоеа "Огненный ангел"» представлены важнейшие события Германии первой трети XVI века, нашедшие отражение в художественном тексте.

«Огненный ангел» - свидетельство интереса писателя к кризисным моментам всемирной истории. Детальное описание обуславливает исторический колорит романа. Все «приметы» Средневековья создают устойчивое впечатление реальности происходящего.

В третьем разделе «Бытовые реалии в художественном тексте» рассматривается жанровое своеобразие романа и значение бытовых реалий (городская архитектура, предметы быта, традиции, обычаи, диалекты, суеверия) в структуре романа.

Для писателя создать атмосферу именно исторического романа было важно, чтобы за столь убедительной стилизацией выстроить художественную картину внутренних духовных коллизий персонажей романа. То есть за внешним - бытовым - скрыть более значительные, уже не исторические, а вневременные бытийные вопросы.

В разделе «Н.И. Петровская. Жизнь "в нескольких планах"» представлена одна из граней биографической основы романа «Огненный ангел».

В разделе «Жизненные и художественные параллели в романе» утверждается мысль о том, что для В.Я. Брюсова «личная жизнь и любовь превращались..., по его воле и заданию, в экспериментальную сценическую площадку, в лабораторию чувств и ситуаций, дающих материал для... творчества»8. Фиксация в героине типических черт женщин круга В.Я. Брюсова дает возможность выдвигать гипотезы о прототипах Ренаты (Н.И. Петровская, З.Н. Гиппиус, др.). Выводы по главе убеждают в правомочности сближения разных эпох; использовании быта не столько для характеристики повседневности, обыденности, сколько для «прорыва» к

' Максимов Д.Е. Брюсов. Поэзия и позиция. - Л., 1969. -С. 58.

12

ценностным бытийным категориям, получающим не исторически обусловленное, а вневременное звучание.

Вторая глава диссертационной работы под названием «Духовные искания героев романа В.Я. Брюсова "Огненный ангел"» состоит из семи разделов. В первом разделе второй главы «Рената. История жизни» всесторонне рассматривается образ главной героини «Огненного ангела».

Рената жила как будто в двух мирах (в реальном и вымышленном) и пыталась примирить их, соединить в собственном воображении.

Образ героини противоречив, ее самосознание, настроения, поступки переменчивы, как и отношение к действительности, мистике, любви. Возможно, жизнь в двух мирах открывала ей вещи, недоступные для взгляда непосвященного. Рената интуитивно стремилась к истинному пути. Он заключался в смирении страстей, плоти, в терпении. Рената искала искупления собственных грехов (истинных и придуманных), покаяния, поэтому так притягательна для нее была жизнь в монастыре, к чему она была предрасположена с детства. Однако отсутствие духовного наставника, не сформировавшиеся четко религиозные убеждения, болезненность привели Ренату к гибели. Ее душа слишком тонка и ранима, героиня не в силах была бороться с непониманием, жестокостью людей, поэтому все ее надежды устремились к Богу, к Мадиэлю, она покинула земной мир, чтобы на небесах обрести Любовь.

Судьба героини «Огненного ангела» движется, будто по кругу. Детская мечта и стремление к свету в конце пути привели в монастырь. Однако ее мятежная, измученная душа, не найдя в его стенах успокоения, предпочла небеса земной жизни. В то же время жизнь Ренаты выглядит как западня, тупик, в который она загнала себя сама.

Раздел второй «Тема любви в художественном тексте» состоит из трех подразделов: «Образ Мадиэля в романе», «"Сакральный эрос" в "Огненном ангеле"», «"Любовь земная" в романе. Некоторые выводы». В

первом из них рассматривается брюсовская концепция любви, которая, по мнению автора, трагична, а потеря ее приравнивается к смерти.

«Огненный ангел» - это символ любви, света, но его неверное истолкование погружает героиню в пучину страстей, испепеляет ее душу.

В связи с этим символичен в романе образ огненного ангела - Мадиэля. Он одновременно - и плод больного воображения Ренаты, и ее душа, светлая, чистая и в то же время страстная, огненная, стремящаяся к познанию Бога и любви. (В христианском искусстве огнекрылые ангелы стоят у престола Божия, так что в природе этого героя В.Я. Брюсова сомневаться не приходится.) Любовь в художественном тексте многопланова и противоречива. Она эгоистична, жестока, слепа, горда и в то же время жертвенна, является животворным источником, даром, Божьей благодатью.

В разделе «Рупрехт (трагичность образа главного героя романа)» выявляется значение образа главного героя «Огненного ангела».

Путь Рупрехта - путь скитальца, странника, бесприютного, бездомного, дерзнувшего познать неведомый мир тайных наук, стремившегося к обретению истины в разных сферах бытия. Герой двигался по тернистой стезе самопознания и постижения душевных порывов окружающих. Он -типичный представитель эпохи. Герой следует за лучшими умами современности, меняется. Любопытство, любознательность живут в нем; созидательный дух, дерзание толкают на значительные свершения; нерушима в нем и вера в Бога.

Значителен эпилог истории Рупрехта. Собираясь в Новый Свет в качестве золотоискателя, герой якобы составляет записки о пережитых событиях, чем уподоблен своему автору - В.Я. Брюсову. Кроме того, утверждая «непобедимую любовь» к умершей Ренате, Рупрехт выступает истинным рыцарем, романтическим героем, для которого любовь единственна и неизменна. Ко Господу обращает он слова клятвы о стремлении к чистоте своей будущей жизни, отречении от любопытства к запретным знаниям и опытам, осуждаемым церковью.

В разделе «Тамплиер или розенкрейцер? Граф Генрих» рассматривается образ графа Генриха и делается вывод о том, что он, возможно, входил в масонское общество, в частности, был розенкрейцером.

Его жизненный путь, в связи с этим, представляется как путь мыслителя, попытавшегося соединить тайные учения с наукой. Цель его жизни -служение людям. Генрих готов был отдать свое сердце человечеству, чтобы вывести его из тьмы, невежества, ничтожного прозябания и показать свет, радость от духовного преображения.

Введя в повествование образ графа Оттергейма, В.Я. Брюсов не только через своего героя продолжил полемику (личную и литературную) с А. Бельм, но и на примере графа Генриха решал одну из главных задач -поиска осмысленного пути для своих современников. Намеченный духовный выбор графа (он заканчивается у гроба Господня) - это один из возможных.

Поиск пути (жизненного, творческого) был актуален и важен как для автора романа «Огненный ангел», так и для его современников.

В разделе «Роль исторических личностей на страницах художественного текста (Агриппа, Фауст)» показаны философские искания героев романа, представлены исторические личности (в частности, Агриппа и Фауст), которые в романе являются носителями истины.

В .Я. Брюсов вывел идеал ученого-мыслителя - Агриппы Нетгесгеймского, - постоянно самосовершенствующегося, думающего, стремящегося к познанию тайн вселенной, законов мирозданья. Важно, что обретение знания ученый не складывал в копилку собственного сознания, а щедро делился с теми, кто вставал на путь науки. Агриппа самолюбив, эгоистичен, однако тщеславие не закрывало ему глаза на собственные ошибки. Члены семьи, ученики относились к нему с почтением. Перед нами предстает трагическая судьба мыслителя.

Агриппа для В.Я. Брюсова - один из самых величайших умов нового времени, мыслитель-гуманист, утверждающий, что в «человеке... нет ничего

более благородного, как его мысль, и возвышаться силой мысли до созерцания сущностей и самого бога - это прекраснейшая цель жизни»9.

Еще одним историческим лицом, действующим в романе, является Фауст. Легенда о нем, бытовавшая в XVI веке, отражена в «Огненном ангеле». Фауст - мечтатель. Он - созидатель, творческая, незаурядная натура, желающая все познать, пережить, прочувствовать. Проследить ход истории, жизни человеческой во все времена и эпохи, впитав многолетний опыт веков, чтобы, наконец, прийти к гармонии и совершенству, - вот идеал жизни Фауста.

Мефистофелес выступает в качестве своеобразного наставника Фауста (хотя у последнего всегда своя точка зрения на происходящее) и в то же время антипода. Не раз мефистофельские черты современники находили у самого В.Я. Брюсова. Однако автор романа предостерегает читателя о недопустимости обращения к темным силам.

Рупрехта, Фауста и Агриппу объединяет стремление к знанию, однако они выбирают разные пути в достижении поставленной цели. З.Е. Либинзон отметил, что глубинное содержание романа состоит «в прославлении фаустовского духа в том высоком значении понятия, которое... стало нарицательным, как духа неудовлетворенности, неустанных исканий путей разрешения вечных загадок жизни»10. Фауст — носитель мудрости, мысли. Это созидательная личность, стремящаяся разрушить сложившиеся устои (взамен теории предлагает практику), проникнуть в тайны вселенной, чтобы подарить миру знание.

В.Я. Брюсов верил в интеллектуальные возможности человека, в силу его духовных потенций. Данная позиция была актуальна в эпоху Возрождения. Автор «Огненного ангела» соотнес XVI в. с началом XX в., который явился этапом к возрождению всех видов искусств, науки, человеческой мысли и чувств. «Мятежный, богоишущий, бредивший красотой» (С. Маковский).

' Брюсов В.Я. Огненный ангел: Роман. Повести. - М.: Эксмо, 2007. - С. 154.

10 Брюсовские чтения 1983 года. - Ереван: Советакан грох, 1985. - С. 334.

В разделе «Оккультизм и инквизиция в романе» показано остро кризисное состояние церкви в Германии XVI века, которое породило массовое увлечение «тайной» философией. Черный католический крест стал символом мертвого государственного устройства. Роман «Огненный ангел» - это остро болезненная реакция его автора на разложение и деградацию мира, когда высокие человеческие возможности оказываются погубленными под натиском царящего мракобесия. Героями В.Я. Брюсова руководило страстное желание обретения счастья. И сила этого желания-таинства снимает все запреты, связанные с обращением к «тайным» силам.

В романе «демоническое» дается не столько в мистическом плане, сколько в конкретно обыденном, доведенном до натуралистических деталей. Одновременно «мистика» тут же опровергается, трактуясь как порождение болезни, состояние сна, самообман и преднамеренный обман.

В романе разоблачается инквизиция, подминающая под себя истинные заветы Господа. Церковь как государственное учреждение забыла о Боге, поэтому она не способна помочь обретению любви, которую в ее стенах ищет Рената. В.Я. Брюсов остро ставил вопрос о кризисе христианства, обличал служителей церкви. Страшен, чудовищен, уродлив тот мир, в котором даже люди, посвятившие свою жизнь служению Всевышнему, погрязли в грехах, забыли учение Христа.

Тема оккультизма, получившая развитие в романе, и инквизиции напрямую связана с образами Ренаты и Рупрехта. Через поиски главными героями любви развенчивается могущество дьявола и его окружения, так как нечистая сила не способна ответить на вопросы о самом светлом человеческом чувстве, поскольку оно противоречит их сущности. Любовь есть Господь. Отсутствие в человеке Бога, а значит и любви, ведет его к гибели. Любовь дает силы Рупрехту и Ренате преодолевать все препятствия. Именно во имя любви умирает Рената. Перенесенные страдания уподобляют ее мученикам веры. Со светлой улыбкой покидает она мир насилия и лжи, чтобы отправиться ко Христу, встретиться с Мадиэлем.

«Огненный ангел» злободневен. Л.А. Смирнова указала: «Смело выделенная Брюсовым мысль о развитии мира отвечала напряженным раздумьям о судьбах России. <...> писатель помог глубоко прочувствовать суровую правду - несовместимость любых исторических переломов с гармонией, сложность духовного преображения людей. И об этой истине следует помнить. Роман, написанный с тонким мастерством, был необходим времени»13. Важен он и в наши дни.

В разделе «В.Я. Брюсов и Д.С. Мережковский. Полемика антиподов или единомышленников?» сопоставляются романы В.Я. Брюсова «Огненный ангел» и Д.С. Мережковского «Воскресшие боги. (Леонардо да Винчи)». Примечательно, что оба автора начали работу над произведениями приблизительно в одно и то же время (Д.С. Мережковский — в 1901 г., у В.Я. Брюсова возник замысел в конце 900-х годов). Ими была выбрана одна историческая эпоха (конец Средневековья начало Возрождения); обоим было отказано в авторстве этих художественных текстов, воспринятых как подлинные памятники. В.Я. Брюсов и Д.С. Мережковский, обращаясь к далекому прошлому, стремились понять специфику и причины кризисных процессов современности.

Концепции художественных текстов различны, однако они имеют черты сходства: представлен рубеж XV - XVI вв.; показаны яркие исторические личности, которые являются искателями истины; основной акцент делается на исторические и бытовые зарисовки, являющиеся фоном для решения нравственных, философских, религиозных вопросов; передан дух времени (увлечение магией, чернокнижием; поиск философского камня; остро поставлен вопрос о смысле жизни человека, показана вера в его созидательные способности, в силу разума; обращение к духовным основам человеческого существования - поиск любви, религии).

" Смирнова Л.А. Русская литература конца XIX - начала XX века / Учебник для студентов университетов и педагогических институтов. - М., 2001. - С. 310.

Однако, несмотря на внешнее сходство сцен полета на Лысую гору, их смысловая наполненность различна. Так, В .Я. Брюсов и Д.С. Мережковский преследовали разные цели в описании шабаша. В.Я. Брюсов показал несостоятельность нечистой силы в главных жизненных ценностях (например, любви). Д.С. Мережковский, с одной стороны, пытался примирить в образе Кассандры два начала в человеке - свет и тьму, с другой, указать на созидательную, важную роль христианской церкви в мире, о ее ведущем значении в жизни человека. Однако, несмотря на столь явные отличия взглядов писателей, они сошлись в одном, что невозможна гармония там, где царит похоть, чревоугодие, братоненавистничество, ложь.

Романы «Огненный ангел» и «Воскресшие боги. (Леонардо да Винчи)» явились откликом их авторов на события, происходившие в России в начале XX века. В .Я. Брюсов призывал в первую очередь к реформированию души, к самопознанию и самосовершенствованию, а, познав себя, человек сможет познать и преобразить окружающий мир. Д.С. Мережковский выступал за перерождение церкви, которая тогда, по мысли прозаика, сможет стать духовным приютом, дать спокойствие, поддержку людям.

Оба писателя стремились понять духовные противоречия и процессы, которые происходили на рубеже веков. Ответы на поставленные вопросы они искали в прошлом. В.Я. Брюсова в ушедшей эпохе интересовал идеал героя, который был необходим времени; сильную личность, способную стойко переносить удары судьбы, «силой мысли» и творчества преображать мир. Обращение Д.С. Мережковского к прошлому было вызвано желанием указать на необходимость претворения концепции «новой» церкви в жизнь. Однако, преследуя разные цели, писатели сошлись в том, что гармония невозможна в период исторических катаклизмов, показали «сложность духовного преображения людей» в это нелегкое время14.

и Смирнова Л. А. Русская литература конца XIX - начала XX века / Учебник для студентов университетов и педагогических институтов. - М., 2001. - С. 310.

В заключении подводятся итоги диссертационной работы. Проблема быта и бытия в романе В.Я. Брюсова «Огненный ангел» открывается как непростое многоаспектное проявление и глубинных слоев онтологии писателя, и неоднозначного отражения сущностных процессов интереснейшего периода в русской истории, философии, литературе и культуре в целом.

Древнегерманский быт (интерьеры, костюмы, уклад, традиции) не воспринимается в «Огненном ангеле» как убедительная и яркая декорация, фон для происходящих событий и весьма острых состояний, переживаний героев. Очень скоро приходит убеждение, что их трудно, почти невозможно отделить от внутреннего, глубинного потока романа - постановки и попытки разрешения вечных аксиологических проблем бытия: веры и безверия, выбора и осмысления жизненного пути, природы счастья человека и внутренних диссонансов личности, поиска баланса между чувством и разумом. Круг бытийных проблем в романе В.Я. Брюсова чрезвычайно широк и многопланов. Более того, каждый герой, эпизод, порой даже отдельные детали явлений и событий дают повод для весьма неоднозначного, а порой и противоречивого, даже амбивалентного толкования. Причина подобной сложности видится, прежде всего, в очень глубокой и многогранной личности самого В.Я. Брюсова, не случайно сравниваемого со знаковой фигурой эпохи Возрождения - Леонардо да Винчи (С. Соловьев).

Парадоксально, но созданная В.Я. Брюсовым маска («демонической личности», сверхчеловека, мага, спирита), зафиксированная в воспоминаниях и даже творчестве современников (А. Белого, М. Волошина, В. Ходасевича, др.), настолько прочно соединилась в сознании людей с личностью В.Я. Брюсова, что, возможно, и подменила ее.

Более того, эта «творимая легенда» распространилась и на главный роман писателя, который памятен для многих как произведение историческое о мрачных временах инквизиции, роман о ведьме, с запоминающимися сценами общения с демонами и даже «князем тьмы», полетами на шабаш и

т.п. Представляется весьма целесообразным разделение замысла, творческой задачи и художественных средств ее достижения.

В «Огненном ангеле» каждый эпизод, вроде бы подтверждающий «демонизм» писательской позиции, тут же им самим развенчивается.

«Чернокнижник-чародей» Агриппа Неттесгеймский перед смертью исповедуется и принимает святое причастие. Факт говорящий сам за себя.

Интерес к старинным трактатам, их поиски вытекают из логики характеров персонажей, в первую очередь Рупрехта, «сладострастие познания» которого необычайно сильно и возрастает по мере эволюции (становления личности) героя, для которого определяющим событием движения к зрелости, даже мудрости становится испытание любовью.

В.Я. Брюсов - поэт мыслящий, поэт философского склада. Для него идея бессмертия человеческой души бесспорна. Его «странная» героиня Рената делает в итоге нравственный выбор: пройти сквозь жестокие физические страдания во искупление грехов, чтобы не только прочувствовать муки Христовы, но и удостоиться приобщения к вечной жизни.

Психологически обоснованные мотивы поступков героя-повествователя имеют некий ореол рыцарства, романтических порывов. Например, он хочет остаться рядом с мертвой Ренатой, чтобы тоже погибнуть. Но побеждает логика, рационализм. «Ото всей души сотворив молитву», он покидает подземелье, с горечью осознавая, что без возлюбленной он не только «снова одинок», но и обречен на одиночество в дальнейшем.

«Огненный ангел» В.Я. Брюсова представляет собой сложную систему постановки и художественного разрешения сложных бытийных проблем, пробуждающих мысль, чувства, имеющих твердую духовную этическую основу, необходимую для любой эпохи человеческой истории.

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:

Публикации в изданиях, включенных в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК РФ для публикации работ, отражающих содержание кандидатских диссертаций

1. Кулнчева Е.В. Национально-германский колорит в романе В.Я. Брюсова «Огненный ангел» // «Вестник» МГОУ, серия «Русская филология» № 3. 2012, с. 147-151, [0,5 пл.].

2. Куличева Е.В. Тема любви в романе В.Я. Брюсова «Огненный ангел»// Вестник ТвГУ. - Серия ФИЛОЛОГИЯ. - 2012. - № 4,- Вып. 1. - С. 261 - 265. [0,5 пл.].

3. Куличева Е.В. Оккультизм в романе В.Я. Брюсова "Огненный ангел"// Вестник Череповецкого государственного университета. - № 4 (43). Т. 2.-Череповец, 2012. - С. 94 - 96. (0,5п.л.). Другие публикации

4. Огольцова Е.В. Прославление «фаустовского духа» в романе

B.Я. Брюсова «Огненный ангел» [Текст] //Словесное искусство Серебряного века и Русского зарубежья в контексте эпохи: сборник научных трудов по материалам Международной научной конференции. Часть I. Проза, драматургия и поэзия Серебряного века. - М.: МГОУ, 2010. - С. 108 - 114. [0,5 пл.]

5. Огольцова Е.В. Концепция истории в поэзии В.Я. Брюсова [Текст] // Русский язык и литература: история и современность. Сборник научных статей по материалам докладов и сообщений конференции, посвященной 70-летнему юбилею профессора Л.Ф. Копосова. - М.: МГОУ, 2010. -

C. 504-510. [0,5 пл.]

6. Огольцова Е.В. Актуальные проблемы эпохи в романах В.Я. Брюсова «Огненный ангел» и Д.С. Мережковского «Воскресшие боги

(Леонардо да Винчи)» [Текст] //Филологическое образование в современной школе. Сборник научно-методических статей / сост. и отв. ред. Т.Г. Крапотина. - М.: ГОУ, Педагогическая академия, 2010. - С. 120 - 128. [о,5 пл.]

7. Огольцова Е.В. Традиции древнерусской литературы в романе В-Я. Брюсова «Огненный ангел» [Текст] // Традиции в русской литературе: межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред. В.Т. Захарова. -Н.Новгород: НГПУ, 2011. - С. 112- 117. [0,5 пл.]

8. Огольцова Е.В. Образ Мадиэля в романе В.Я. Брюсова «Огненный ангел» [Текст] // Слово- образ - текст - контекст: Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Слово - образ - текст - контекст». -Одинцово: АНОО ВПО «Одинцовский гуманитарный институт», 2012. - С. 117-122. [0,5 пл.]

9. Огольцова Е.В. Тамплиер или розенкрейцер? (На материале романа В.Я. Брюсова «Огненный ангел») [Текст] // Словесное искусство Серебряного века и Русского зарубежья в контексте эпохи: сборник научных трудов по материалам Международной научной конференции. Часть I. Серебряный век. - М.: ООО «ЮНИАКС», 2012. - С. 56 - 64. [0,9 пл.]

Заказ № 224. Объем 1 п.л. Тираж 100 экз.

Отпечатано в ООО «Петроруш». г.Москва, ул.Палиха 2а.тел.(499)250-92-06 www.postator.ru

 

Текст диссертации на тему "Быт и бытие в романе В.Я. Брюсова "Огненный ангел""

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

04201358F58

Куличева Евгения Вячеславовна

Быт и бытие в романе В.Я. Брюсова «Огненный ангел»

Специальность 10.01.01 - русская литература

Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук

Научный руководитель доктор филологических наук, доцент Скрипкина Вера Алексеевна

Москва - 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение............................................................................4

ГЛАВА 1. Историческая и биографическая основа романа В.Я. Брюсова «Огненный ангел»...............................................42

1. Концепция истории в творчестве В.Я. Брюсова...............................42

2. Национально-германский колорит в романе В.Я. Брюсова «Огненный ангел»........................................................................................49

3. Бытовые реалии в художественном тексте....................................56

4. Н.И. Петровская. Жизнь «в нескольких планах»............................69

5. Жизненные и художественные параллели в «Огненном ангеле»........81

ГЛАВА 2. Духовные искания героев романа «Огненный ангел»............................................................................87

1. Рената. История жизни..............................................................87

2. Тема любви в художественном тексте..........................................94

2.1.Образ Мадиэля в романе............................................................96

2.2. «Сакральный эрос» в «Огненном ангеле......................................101

2.3. «Любовь земная». Некоторые выводы.........................................107

3. Рупрехт. Трагичность образа главного героя романа.....................112

4. Тамплиер или розенкрейцер? Образ графа Генриха.............................128

5. Роль исторических личностей на страницах художественного текста (Агрипа, Фауст)...........................................................................136

6. Оккультизм и инквизиция в романе.............................................161

7. В.Я. Брюсов и Д.С. Мережковский. Полемика антиподов или единомышленников?........................................................................................180

2

Заключение...................................................................196

Библиография...............................................................201

Приложение...................................................................220

Введение

Валерий Яковлевич Брюсов (1873 - 1924) - «вождь» и «мэтр» русского символизма, выдающийся поэт, известный не только в России, но и в Европе; ученый, обладавший широчайшим кругозором, громадной эрудицией во всех областях культуры; журналист, литературный критик, теоретик, исследователь Пушкина, русской, западной, античной, армянской поэзии; блестящий переводчик и прозаик, оставивший заметный след в культуре Серебряного века. Масштабность его личности, новаторской, просветительской деятельности признавали как современники, независимо от личных пристрастий и позиций, так и литературоведы последующих поколений.

Весьма точно уловил определяющий его творчество пафос молодой Сергей Соловьев (шел 1905 год): «Думая о Ваших стихах, я заметил в них Леонардовскую черту. В Вас сильно сладострастие познанья (выделено автором)».1 Высокую планку будущих свершений Брюсов наметил еще в юности. Из дневника 1898 года: «Юность моя - юность гения. Я жил и поступал так, что оправдать мое поведение могут только великие деяния».2 З.Гиппиус в статье «Одержимый» (1922) с присущей ей остротой главной страстью своего героя называла честолюбие. В. Ходасевич выделил другую страсть - одержимость литературой, тихим безумием писательства.3 А.В.Лавров, характеризуя деятельность Брюсова в 1890-е годы, утверждал, что «его творческая энергия была преимущественно направлена на формирование собственной поэтической индивидуальности и создание себе прочной репутации поэта-символиста, другие же замыслы и осуществления поневоле оставались до времени на периферии».4 И, наконец, очень значимая характеристика дана К.В. Мочульским: «Огненная страсть знания - право

1 ОР РГБ ф.386 (В.Я. Брюсов), к. 103, е/х 23. Письмо С. Соловьева от 10 марта 1905 г.

2 Брюсов В.Я. Дневники. Автобиографическая проза. Письма./Сост., вст. статья Е.В. Ивановой) - М.: ОЛМА-ПРЕСС Звездный мир, 2002. - 415 с. - С.50.

3 Ходасевич В.Ф. Валерий Брюсов // Ходасевич В.Ф. Собрание соч. в 4- томах. Т. 4: Некрополь. Воспоминания. Письма.- М.: Согласие, 1997. - 744 с. - С.27.

4 Лавров A.B. «Проза поэта». Заметки к прозе Брюсова (1989) //A.B. Лавров. Русские символисты. Этюды и разыскания. - М.: Прогресс-Плеяда, 2007. - 632 с. - С. 70.

4

Брюсова на духовное благородство. Он был отцом русского гуманизма XX века, подлинным русским Фаустом...»5. Это определение представляется особенно важным в связи с раздумьями над романом Брюсова «Огненный ангел».

По мнению A.B. Лаврова, «Брюсов-поэт не заслоняет Брюсова-прозаика, автора рассказов, демонстрирующих широкий спектр тематико-стилевых исканий, исторических романов»,6 повестей. Более того, исследователь утверждал очень важную, на наш взгляд, истину: «Параллельность работы над поэзией и прозой - отличительная черта всего

творческого пути Брюсова, начиная с его истоков»7, - подразумеваются

8

очень ранние, чуть ли не детские прозаические опыты поэта.

Э.С. Даниелян в книге «Валерий Брюсов. Проблемы творчества» (Ереван, 2002) отметил, что прозаическим произведениям В.Я.Брюсова критика долгое время отводила второстепенное место, и объяснил это тем, что при жизни поэта было издано всего два его романа, два сборника рассказов и несколько повестей. В течение 1901 - 1907 гг. в периодических газетах и журналах было опубликовано около 20 рассказов писателя, из которых только семь вошли в первый прозаический сборник «Земная ось», вышедший в 1907 году в издательстве «Скорпион». Данный сборник переиздавался трижды, второе издание, 1910 года, дополнено четырьмя новыми рассказами.

На первое издание прозы сразу же откликнулся А. Блок: «Странная, поразительная магическая книга! "Земная ось" - заключительное звено в цепи исторических, приключенческих и фантастических романов с "пытанием естества", полоса которых красной нитью проходит сквозь всю литературу XIX века; сборник тесно связан с современностью, в нем

5 Мочульский К.В. Валерий Брюсов (1962) // Мочульский К.В. А. Блок. А. Белый. В. Брюсов /Сост., авт. Предисловие и комментарии В. Крейд- М.: Республика, 1997. - 479 с. - С. 428.

6 Лавров A.B. «Проза поэта». Заметки к прозе Брюсова (1989) //A.B. Лавров. Русские символисты. Этюды и разыскания. - М.: Прогресс-Плеяда, 2007. - 632 с. - С. 68.

7Лавров A.B. «Проза поэта». Заметки к прозе Брюсова (1989) //A.B. Лавров. Русские символисты. Этюды и разыскания. - М.: Прогресс-Плеяда, 2007, 632 с. - С. 69.

Об этом писал С.С. Гречишкин: «Ранняя проза В.Я. Брюсова // Русская литература, 1980 № 2, 2008. С. 200208.

...охарактеризована "историческая среда, в которой возникла книга"; ...он (В .Я. Брюсов) - провидец, механик, математик, открывающий центр и исследующий полюсы, пренебрегая остальным. Таков Валерий Брюсов -прозаик. Это космическое любопытство9 - основной психологический момент его книги». Александр Блок отметил логический, научный характер мышления Брюсова-прозаика10. Мысли, высказанные А. Блоком в рецензии на книгу «Земная ось», предвосхитили дальнейший путь Брюсова-прозаика.

В предисловии к сборнику «Земная ось» В.Я. Брюсов разделил рассказы на два типа - «рассказы характеров» и «рассказы положений» - и отметил их тяготение к признанным, хорошо известным читателю образцам: «Я сознаю, что в таких рассказах, как "Республика Южного Креста" или "Теперь, когда я проснулся", слишком сильно оказывается влияние Эдгара По, что "В подземной тюрьме" более напоминает стильные подделки Анатоля Франса, чем подлинные итальянские хроники...». Однако, подчеркивал В.Я. Брюсов, «...никто не в силах освободиться от влияний прошлого, своих предшественников. Нельзя отрицать, что Пушкин был писатель в высшей степени оригинальный. Между тем у Пушкина есть целые стихи, почти буквально взятые у Державина, а сколько образов, сравнений, выражений, повторяющих уже сказанное другими, русскими и французами».'1 Таким образом, для В.Я. Брюсова своеобразие писателя заключалось в умении творчески осмыслить опыт предшественников.

Э.С. Даниелян отметил, что большинство рассказов первого и второго сборника «Земной оси» и тематически, и по «аксессуарам действия» прямо не связано с русской жизнью. На это указал и К.В. Мочульский, подчеркнув, что В.Я. Брюсов стремился привить русской прозе приемы «иностранных беллетристов», ввести в нее различные способы повествования: деловой, сухой язык старинных хроник, «романтический жанр» (выделено мной -Е.К.) бытовой повести, импрессионизм Пшибышевского, фантастику Эдгара

9 Это «выражение затем станет активно использовать и толковать Д.Е. Максимов (В. Брюсов. Поэзия и позиция).

10 Блок А. Собр. соч.в восьми т. Т.У, - М- Л..: Гослитиздат, 1962. - С.638.

11 Брюсов В.Я. Собрание сочинений в семи томах. Т. 6 - М.: Художественная литература, 1975. - С. 390.

6

По. С.Гречишкин и А.Лавров нашли подобным заимствованиям писателя

простое объяснение: «Брюсов устремился "на Запад", поскольку не находил в

русской литературе достаточно устойчивой традиции "рассказа 12

положений"» . Однако, устремившись на Запад, В.Я. Брюсов оставался «в своих рассказах русским и славянином, ибо такова стихия» его «души»13.

В «Земной оси» автор стремился разрушить старые образцы психологической повести и на ее месте создать «повесть положений» с острой, оригинальной фабулой, полной движения и действия. Подражая, писатель создал собственные сюжеты, довел их темы и приемы до крайней точки.

В.Я. Брюсов остро чувствовал современную жизнь, глубоко осознавал всемирно-исторический смысл событий, происходящих в начале XX века, поэтому обращение к прошлому вызвано стремлением откликнуться на эти события. Его предощущения возможных путей эволюции современной социальной системы породили модель тоталитарного государства в рассказе-утопии «Республика Южного Креста»; двойственное, противоречивое отношение к революции 1905 года проявилось в рассказе «Последние мученики», где изображен революционный переворот в вымышленной стране далекого будущего.

Как отметил Д.Е. Максимов, приветствуя революцию, гражданское сознание В.Я. Брюсова вступало в противоречие с его культурным сознанием, с мыслью о его собственном существовании как носителя культуры. Рассказом «Мраморная головка» (1907) В.Я. Брюсов утверждал идею нетленности искусства, которое покоряет даже тех, кто потерял, казалось бы, облик людей. Красота во все времена одинакова, ее надо только суметь увидеть, и в этом человеку помогает искусство, которое создает миры

~ 14

«новой» жизни.

12 Гречишкин С. Лавров А. Брюсов-новеллист. // В.Брюсов. Повести и рассказы. - М. 1983. - С.7.

13 Гречишкин С. В.Брюсов о себе как о прозаике. // Studia slalica (Budapest). t.XXl. 1975. fase. 4. p.426.

14 Максимов Д. Брюсов. Поэзия и позиция. - Советский писатель. Ленинградское отделение, 1969. - С. 158.

В сборнике «Земная ось» также представлены произведения, в которых автор попытался проникнуть в тайны человеческого сознания: «Архив психиатра», «Сестры» (Из судебных загадок), др.

В 1913 году вышла вторая книга рассказов писателя «Ночи и дни» -продолжение «Земной оси». В предисловии автор сообщал, что повести объединены общей задачей: «всмотреться в особенности психологии женской души»15.

В каждой из приведенных цитат сконцентрированы ведущие черты прозы поэта: синтетический характер жанровых исканий, вырастающий на почве ярко выраженной индивидуальности писателя; продолжение традиций XIX века, тесная связь с современностью, психологизм.

В последнее время в связи с многочисленными публикациями прозы Брюсова наметилась тенденция к более серьезному отношению к прозаическому наследию мэтра символизма, ибо «именно проза занимала важное, а в отдельные периоды даже ведущее место в творческой жизни поэта»16.

Известны три исторических романа В.Я. Брюсова - «Алтарь Победы», «Юпитер поверженный», «Огненный ангел». Последний был впервые напечатан в журнале «Весы» в 1907 -1908 году (первоначально В.Я. Брюсов планировал опубликовать его в журнале «Вопросы жизни»), а в 1908 году вышел отдельной книгой в издательстве «Скорпион». Обращение В.Я.Брюсова от настоящего к прошлому объясняется поиском закономерностей в смене культур и цивилизаций, желанием провести аналогию между конфликтом Средневековье - Реформация и судьбой современного общества. Замысел «Огненного ангела» у В.Я. Брюсова возник еще в конце 90-х годов, в нем переплелись литературные влияния с жизненными впечатлениями: «За границу я попал впервые в 1897 г. Кельн и Ахен ослепили меня яркой, золоченой пышностью своих средневековых

15 Брюсов В.Я. Ночи и дни - М., 1913.

16 Муравьев Вл. Неопубликованные и незавершенные повести и рассказы. // Валерий Брюсов. Литературное наследство. Т.85. - М.: Наука, 1976. - С.72.

храмов. Впервые «сквозь магический кристалл» предстали мне образы "Огненного Ангела"».17

Три года работал В.Я. Брюсов над романом: с июля 1905 г. по июнь 1908 г. Революцию 1905 года, которая поставила многие вопросы ребром, «подсказала идею широкого социального фона для истории "ведьмы"», он пережил как «наблюдатель»18. По мнению А. Белецкого, произведение, пронизанное дьявольскими стуками, конвульсиями Ренаты, легендами о Агриппе, - это предчувствие беды. 24 сентября 1905 года в письме к Б.Перцову В.Я. Брюсов говорил, что все кругом «костенеет, мертвеет, превращается в "мертвый символ"»19.

Итак, «Огненный ангел» был задуман не только в связи с острыми

90

личными переживаниями, но и под влиянием событий революции 1905года.

Об этом свидетельствуют записи в «Дневниках», сделанные В.Я. Брюсовым:

«1904 - 1905 годы были временем "бурь", "водоворотов"»; «никогда не

переживал я таких страстей, таких мучительств, таких радостей»; большая

часть переживаний нашла отражение в лирике и «кое-что вошло» в роман

21

«Огненный ангел». Э. Литвин писал, что в первоначальных набросках действие романа развертывается на фоне крестьянской войны XVI века. В письме В.Я. Брюсова к Г. Чулкову говорится: «Среди залпов казаков, между двумя прогулками по неосвещенным и забаррикадированным улицам я продолжал работать над своим романом. И как-то хорошо работалось (тем

более, что в начальных главах пришлось изображать религиозно-

22

революционное движение 1553 года)». Однако в дальнейшем автор

17 Брюсов В. Детские и юношеские воспоминания. //Новый мир - № 12 - 1926. - с. 118-11.

Белецкий А. Первый исторический роман В.Я. Брюсова. — М., 1993. — С. 385. Впервые текст этого исследования был частично опубликован в Научных записках харьковского педагогического института, Харьков, 1940. Т. III. С. 5 - 32.

19 Белецкий А. Первый исторический роман В.Я. Брюсова. - М., 1993. - С. 386.

20 Гречишкин С.С., Лавров A.B. Биографические источники романа В. Брюсова «Огненный ангел»// Гречишкин С.С., Лавров A.B. Символисты вблизи: Статьи и публикации. СПб., 2004. - С.63-77. Мирза-Авакян М.Л. Образ Нины Перовской в творческой судьбе В.Я. Брюсова // Брюсовские чтения 1983. Ереван, 1985. - С. 223 - 234. Минц З.Г. Граф Генрих фон Оттергейм и «московский ренессанс». Андрей Белый в «Огненном ангеле» В. Брюсова // Минц З.Г. Поэтика русского символизма. - СПб., 2004. - С. 242 - 262.

21 Брюсов В.Я. Дневники. Автобиографическая проза. Письма./Сост., вст. статья E.B. Ивановой) - М.: ОЛМА-ПРЕСС. Звездный мир, 2002. - 415 с. - С. 136.

22 История русской литературы. АН СССР. T.X., 1954. С. 643.

исключает из текста эпизоды, связанные с описанием крестьянской войны, и акцентирует внимание на передаче тревожного духа времени, смятении умов, стремлении личности к точному знанию, так характерному для кризисного периода начала XX века. J1.A. Смирнова, обратив внимание на сложную структуру романа «Огненный ангел», утверждала, что она служит для выражения важных критических и позитивных взглядов автора: «В мертвом средневековом царстве под черным католическим крестом угадываются картины духовного опустошения XX века <...> Писатель разоблачил бездуховную атмосферу современной эпохи, обличил все "низменные законы

23

человеческого бытия": иерархию, ложь, фарисейство».

Несмотря на то, что работать над своим первым романом писатель начал в 1905 году, первоначальный замысел некоторые исследователи относят к первой поездке В. Брюсова в Германию, связывая этот факт с посещением Кельна и Аахен.24 Известно, что изначально главным героем художественного произведения должен был стать Агриппа Неттесгеймский. Затем замысел менялся, и в центре повествования оказалась Рената -девушка, преследуемая нечистой силой. Отсюда первоначальные варианты названия романа: «Ведьма», «Молот ведьм», «Повесть о ведьме», «Правдивая повесть», «Повесть о дьяволе». Один из первых рецензентов писал: «Подделка под средневековье удалась автору "Огненного ангела". Наивный оборот речи, описание Кёльна и Бонна, царство магии и колдовства, силуэты алхимиков и инквизиторов, так же как добродушных бюргеров с их повседневной психологией, дают художественную миниатюру XVI века, на фоне которой проходит беззаветная любовь Рупрехта к Ренате» . «Подделка» была выполнена предельно качественно. 31 марта 1910 года В.Я.Брюсов сообщал A.A. Измайлову: «Немецкий критик усомнился... в том,

23 Смирнова Л.А. Русская литература конца XIX - начала XX века / Учебник для студ