автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.05
диссертация на тему:
Бытовой шовинизм как феномен национальных отношений

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Кувандыков, Алибек Усербаевич
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.05
Автореферат по социологии на тему 'Бытовой шовинизм как феномен национальных отношений'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Бытовой шовинизм как феномен национальных отношений"

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Социологический и социально-психологический центр

На правах рукописи

КУВАНДЫКОВ Алибек Усербаевич

БЫТОВОЙ ШОВИНИЗМ КАК ФЕНОМЕН НАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ (на материалах Казахстана)

Специальность 22.00.05 — Политическая социология

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук

Москва —1992

/ ¿Г

Работа выполнена на кафедре социологии Социологического и социально-психологического центра Российской академии управления.

Научный руководитель — доктор философских наук, профессор ТОЩЕНКО Ж. Т.

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор — ПАВЛЕНОК П. Д.

кандидат философских наук — БАРСАМОВ В. А.

Ведущая организация — Институт социально-политических исследований Российской Академии наук.

Защита состоится 28 января 1993 г. в 14.00 час. на заседании специализированного совета К—151.04.16 в Российской академии управления по адресу: 117606, Москва, пр. Вернадского, 84, ауд. № 2012 ( 2 уч. корп.).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РАУ.

Автореферат разослан 26 декабря 1992 года.

Ученый секретарь специализированного совета

ЧЕРНЫШОВА Л. Д.

Г. ОБЩАЯ ХА^АКТ^СТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования.Проблема,как ЛВДИ различного

расового,религиозного и национального происхождения могут жить мирно и творчески в рамках одного государства,становится сегодня актуальной для многих обществ,независимо от уровня экономического и социального развития,политической ориентации.

Этнический фактор, как источник конфликтов внутри государства и между государствами,представлявшийся еще вчера пережитком прошлого,оказался теперь в центре внимания и бывшего советского общества.Чрезвычайно сложен современный этнополитический фон его распада.С одной стороны:наличие остроконфликтных и предельно социально-и этно-напряженных регионов,тысячи беженцев, раненых и убитых,с другой-явная неприемлемость восприятия нынешнего состояния межнациональных отношений в пределах бывшего Союза с позиций тотального перманентного конфликта.

Для обществознания СССР был характерен акцент на социальную гармонию,интеграцию,равновесие и особенно игнорирование противоположных тенденций в общественных процессах.Отсутствие постоянных каналов для выражения интересов социальных субъектов, расширяющаяся сфера бюрократизации,деформация участия граждан в политической жизни,отсутствие свободы выбора и материальной обеспеченности обусловили накопление противоречий в обществе, углубление потенциальной напряженности,которые без своевременного их разрешения перерастают в открытый конфликт.К этому следует добавить,что к 70-м годам социальные институты СССР стали неадекватны новым общественным условиям,а их иерархическая жесткость не позволяла своевременно адаптироваться и управлять изменяющейся политической и экономической ситуацией.

Глубокий экономический,социальный и политический кризис, поразивший СССР на последнем этапе и присутствующий в настоящее время в государствах-наследниках, потребовал,наряду с другими причинами разработки более полных и гибких моделей социального развития,которые могли бы адекватно реагировать на широкий диапазон противоречивых процессов и тенденций,среда которых одно из центральных мест принадлежит теории социаль-

ного конфликта,в т.ч.этнического.

Дело в том,что в условиях сверхцентрализации,национальные противоречия выступали как латентный,глубоко скрытый фактор нестабильности.Прежняя социальная система удовлетворялась внешними атрибутами,характеризующими взаимоотношения этносов, что подкреплялось соответствующим набором идеологических аргументов. Вместе с тем большинство республик представляло и представляет собой многонациональные образования.Степень неравноправия тех или иных этносов была весьма различной и колебалась в довольно больших диапазонах.

Ущемленность интересов различных народов и отдельных групп неизбежно питает недовольство,стимулирует обострение национальных чувств,выражающих охранительную функцию-биоло-гического и культурного выживания этноса.Невозможность полноправного развития часто воспринимается людьми как низведение их до положения второсортной части населения.Большое значение имеют также различия в том,в какой мере нации наделены правами,как суверенные субъекты и как они могут реализовать и Замечено,что чем продолжительнее и жестче подавляются государ ством экономические и политические права народа,тем больше ве роятноеть увлечения его националистическими идеями.

Быстрый и противоречивый процесс интернационализации ук лада жизни,угроза исчезновения этнической самобытности поставило под сомнение естественность этого процесса.Веудивительно что представители некоторых этносов ищут свою идентичность на другом уровне.Сильная корреляция переменной"национальное сачс ссание" с переменной "самосознание советского народа" приводила к выводу,что первое возрастает за счет второго и,что "нг цнонализация" самосознания представляет собой в определенной мере лишь бегство от национальной ассимиляции,национальной ш велировки.На наш взгляд,интенсивный процесс такой вденти:Тжкш большинства этносов с прошлым нежели с настоящим,происходит ] силу отсутствия в содержании сегодняшней истории привлекател: ности.т.е.не появились ценности,которые могли бн превзойти п; ние.Именно поэтому сейчас эмоциональная,аффективная связь с дым-едва ли не самая прочная основа,составляющих кашпо.

Призер женность национальным ценностям,еуверенитету-важнейший компонент национального самосознания большинства наций.Однако сегодня в национальном самосознании зачастую преобладает эмоциональность и иррациональность,превалируют аффективные компоненты и недостает рассудочности и прагматиэиа.У значительной части населения это создает предпосылки к появлению этнических деструкции и рецидивам негативных настроений.В их числе- такое малоизученное социально-психологическое явление как бытовой шовинизм.В современных условиях этот феномен получает все большее распространение.Его взрывная мощь заключается в том,что он лежит в сфере чувств и внушений,мобилизующих иррациональные эмоции,прилив раздражения,возмущения,ненависти./ носителей бытового шовинизма нет понятия "своей" вины,есть только понятие "чужой". Реально существующие в структуре его предрассудки и предубеждения могут служить специфическим мотивом совершения не только аморальных,но и противоправных,умышленных действий,вплоть до лишения жизни человека только за то,что он-представитель относа,с которым конфликтует "его этнос".Поскольку среда,в которой проявляется этот феномен, является многонациональной,а в составе конфликтующих групп оказываются люда разных национальностей,эти действия могут выступать как враждебные отношения между разными этническими группами.В связи с этим возникает необходимость выделения и исследования бытового шовинизма как самостоятельного предмета научного познания.Весь перечисленный спектр проблем и обуславливает актуальность проведенного исследования.

Степень разработанности проблемы. Острая этническая ситуация з обществе и отказ от утверждений решенноетн национального вопроса усилили теоретические и эмпирические поиски.Среди ряда специалистов имеет место точка зрения о необходимости, введения теоретических понятий,с помощью которых можно было бы объяснить так называемый этнический парадокс-когда этнические группы,казалось бы,быстро теряют свою культурную обособленность,но,в тоне время, подчеркивают свою культурную идентичность и исключительность.

Осмысление современных этнических процессов,с позиций их реального состояния и остроты присутствуют в работах С.А.Арутгаян,

Ю.В.Бромлея,Л.М.Дробижевой,В.И.Козлова;роль этносоциальных проблем в идеологии раскрывается Э.А.Баграмовым,М.С.Дяунусовым,В.!У Иорданом и др;западная антропология освещены в работах Ю.П.Авер киевой,С.Н.Артановского,Ш.А.Богиной и др.г

Значительный интерес представляют исследования этнические процессов зарубежной этносошологией,учитывающей при выработке нового подхода идеи М.Вебера.Э.Дюркгейма,К.Маркса.Здесь переосмыслению подверглись основные понятия этнических процессов и отношений.Традиционное понимание "культуры" племени /тг1Ъе / этнической группы,представлявшиеся дискретными,интегрированным! социальными единицами с ясными и недвусмысленными границами,бы: поставлены под сомнение и полевыми исследованиями,и теоретичес] ми выводами Ф.Барта,Р.Коэна,Р.Шермерхорна,Э.Френсиса,Г.Де Воса Дк.Ротшильда,А.Грили,У.Коннора,П.Ван ден Берга и др.

■^'Бромлей Ю.В.Национальные процессы в СССР:Ь поисках новых подходов.-М.:Наука,1988.-207 сЭтнические процессы в современном мире/Ю.В.Бромлей ,в.И .Козлов, С. А. Ару тюнян/ . -.Наука, 1987.-446 с.;Арутшян С.А..Дробижева Л.М.Многообразие культурной жизни народов СССР.-М.:Мысль,1987.-303 с.;Арутюнян С. Дробижева Л.М. и др.Этносоцыология:цели,задачи,методы и некоторые результаты.-М.:Наука,1984.-255 с.;Козлов В.И.

Иммигранты и этнор&совые проблемы в Британии. —ГЛ. -.Наука, 1287. 204 с. ;Джунусов Й.С.Национализм в различных измерениях.-Алма-Ата,1990,-197 е.; Ав'еркиева Ю.П. 0 некоторых этнопсихологических. исследованиях в США.-В кн. ¡Современная американская этнография.Теоретические направления и'тенденции.-М.:Изд-во АН СССР,1964.-с.112; Артановский С.Н. Проблемы этноцентшзма,этнического своеобразия культур и межэтнических "отношений в современной зарубежной этнографии и социологии. -В кн.Актуальные проблемы этнографии и зарубежная наука.-Л. :Наука,1975.-с.11-40.

2- Barth P. Ethnic processes -on the Pethan-Baluch Boundary.-It Indo-Irabica./Ed. by Redard.Y/iesbaden, 1964, P.13-21;Barth ] Introduction.- !n:Ethnic Groups and Boundary:The Social or{ nisation of Culture Difference./Ed.by P.Barth. Bergen-Oslo 1970, P.9-38; Cohen R.,Middleton J. /Eds./.Prom Tribe to № tion in Africa: Studies in Incorporation Processe. K.Y.,19' Schermerhorn R.A. Comparative Ethnic Relation: A Praraewor. for theory and research.H.Y.,1970./12nd ed.,1981/.Pransis Interethnic Relations: An Essays in Sociological theory.Ы. e.a.,1976; DeVon G. Ethnic Pentralism: Conflict and Accomo tion.-In:Ethnic Identity:Cultural continuities and Change, by g.DeVop,L.i;omanucci.-Rosa.,Palo Alro,/Cal./, 1975;Uoth-schild J.Etlmopolitics: A Conceptual Framework. 11.t., 1981 j Greeley A.M.Ethnicity in the United States :A Prelininary connaipsance.U-Y.,e.a.,1974;Connor v.national Building or tional Destroying.-Vorld Politics,1972,24,Г.319-355;Van de Berge D.L.The Ethnic Phenomenon.И.i". ,e. a., 1 981.

Догольно широко специалисты используют неологизм "этничность" 'Ethnicity /,Е силу того,что "возможно этничность служит лучшим >бьяснешем нераЕенстха в обществах .является чем-то более, фундаментальным ,чем класс и имеет отношение к некой первозданной при-гадлежности к племени"^"

Вместе с тем известные американские социологи Т.Парсонс.Д. >елл,Х.Бэш и др.^ попытались взглянуть на этнический парадокс и год углом зрения более общей социологической теории.

Большое значение в cotременной западной этнопсихологической ттературе придается проблемам геополитических движений,особен-юстям проявления этнических процессов в разных типах обществ и ¡а разных ступенях исторического развития.По Есем этим вопросам

70-РС-годы вышел ряд коллективных монографий и сборников"?

. Vincent- r,J.Race in International Relations.- International Affairs. Autumn, 1982, V.58, N 4, P.665.

. Parsons T. The Evolution of Societies. Englewood Cliffs,N.x., 1977; Bell D. Ethnicity and Social Change.-In:Ethnicity..., p.141-174; Bash H.H. Sociology. Race and Ethnicity.

. Ethnic Conflict? in the 'vorld todey. Philadelphia, 1977, Interethnic Communication /3d.by F.L.Ross. Athena, 1978; Acculturation: Theory , mocieln and gome Kew Pindings /Ed.by A.M.Podilla. Boulder/Call.,1980; "lletion" and "State-' in Europa: Anthropological Perspective /Ed.by J.Dofny, A. Akiwo.vc. Beverly Hills /Cal.).-London,1980; Ethnic Identities in Transnational world /3d.by J.S.Stack,Jr. '.Vetport /Conn./.- London, 1980.

Вместе с тек,имеющийся дефицит публикаций о деструкциях в этнических процессах отражает существующую реальную ситуацию.

Лишь в самые последние годы стали появляться работы,посвященные социологическим-и социально-психологическим аспектам национальных отношений : ^

Что же касается проблемы собственно бытового шовинизма,то она еще не получила достаточно глубокой научной разработанности. Впервые о нем как реально функционирующем явлении,написал на ст{ ницах "Известий" профессор Ж.Т.Тощенко.^

Обоснование целей и задач.В теоретическом обосновании и социологическом анализе цель данной работы заключается в раскрыли сущности бытового шовинизма,особенностей его функционирования,ш та и роли в межнациональных процессах.

- Цель исследования реализуется постановкой и решением следу! ших задач

- выявлении сущности и основных характеристик бытового шо-ьинжзма;

- определении условий и факторов.влияющих на появление и п явления бытового шовинизма;

- выявлении механизма функционирования бытового шовинизма.

В качестве основных идейапрлбировались следующие предположения:

1. Бытовой шовинизм как относительно самостоятельный феном внутренне и неразрывно связан с природой национальных отноше ний.И как всякое общественное явление,имеет свой субьект и обьек

**Тишков В.А. О новых подходах в теории и практике межнациональв отношений:/этн.аспект/.//Сов.этнограшия.-1989.15.-с.3-14;Злоб зов И.А.Беженцы: /Социолог.исслед..-1991.6.-с.79-82;Дробижев£ Л.М. О проблемах межнациональных отношений и задачах этносоциолс в современных условиях.//Сов.этнография.-1989.-№1.-с.41-17;Витте берг Ё.Я. .Жарников А.Е. Этнический ренессанс-парадокс XX в.?//Д1 лог.-1990. -«15.-с.37-45;Матвеева Т.С. Национально-этнический асг утвервдения гуманизма и гармонии в советском обществе //Противо! в национальных отношениях и поиски межнационального консенсуса.-М. :1990.-с.6-13.

^'Известия,1989.-26 августа.

2.Мы предполагаем,что элементы бытового шовинизма в потен-ш заложены в любом этносе.Но мы также предполагаем,что бытовой эвинизм не может быть характерным /родовым / признаком всего эт-эса.посколысупроявляется он только в процессе межнационального чаикодействия конкретных личностей,определенным образом относятся и воздействующих друг на друга. Бытовой шовинизм как але-знт реального сознания актуализируется через индивидуальное соз-шие,и,ках социально-волеЕой момент в национальных отношениях, зязан с действиями в определенных ситуациях,способный в крити-зский момент захватить не только чувства и мысли,но и волю людей, гать причиной мотивации поступков определенной окраски.

3.Мы предполагаем,что битовой шовинизм имеет специфику разнил, являясь деформацией реального сознания и социальной ориен-здии людей.На каждом историческом этапе в его структуре могут >зникать новые элементы в Евде искаженных идеологических или психотических установок,меняться форма и частота проявления нега-гвного отношения к другим народам.

4.Предполагается,что социальная функция бытового шовинизма «сличается в реализации интересов и устремлений представителей зкого-либо этноса,что неразрывно связано с получением определен-IX привилегий,достижением преимуществ за счет других.Исключитель->сть нашш.ее особая историческая миссия является каркасом,вок-

т которого группируется вся система бытового шовинизма.

Обьвкт исследования- этнические группы,проливающие в Чимкен-:кой области.

Предмет исследования.Бнтовой шовинизм,проявляющийся в соци-гьных, политических »культурных, психологических ориентация^ ,уста->Еках,поведении людей.

Методология исследования.Методологическую базу исследования ¡ставили работы ученых стран Содружества и зарубежья,в основное шадноевропейских и американских авторов,публикации ученых,жур-¡листов России .Казахстана, других стран СНГ, посвященных этничес-¡м процессам и этническим конфликтам.

Эмпирическая база исследования.Эмпирической базой иссяедожа-1я явились материалы социологического исследования,проведенного ¡тором в Чимкентской области Республики Казахстан в мае-июне

1992 года и являющее собой реализацию части республиканского исс дования.

Область представляет собой развитый как в промышленном,так аграрном аспекте крупный регион республики.Социальная его струга соответствует в целом как этнической так и профессиональной кон<3 гурации республики.Регион характеризуется на момент исследованш относительно, стабильной этносоциальной обстановкой и отсутствш открытого противостояния людей по этническому признаку.

Целью исследования было изучение состояния и тенденций ра: тия межнациональных отношений в регионе,что отвечает социальным запросам современного полиэтнического общества.

Использовались анализ статистических данных,контент-анали: анкетный опрос.Репрезентировались основные демографические хар! теристики населения Чимкентской области.Обьем выборки составил I респондентов,в т.ч. 59« мужчин и 39? женщин.По возрасту респонд распределены следующим образом: 16-19 лет-4^;20-29 лат-ЗОл ;30-3' лет-32#;40-49 лет-21^;50-59 лет-7.^;60 лет и старще-б^.По роду з нятий 14 ^ респондентов представлены колхозниками и рабочими сов хозов;27#-рабочими государственных предприятий;25^-инжерно-техн киыи работниками;12,^-учителями и врачами;6^-творческой и научно интеллигенцией;1%-руководителями государственных предприятий;Ъ% студентами и учащимися;3^-пенсионераш;1!£-спортсменаш и йизкул турниками;1^-работниками частного бизнеса.В числе респовдентов-54^ казахов; 19% русских;!^ казаков;2- немцев;2$ украинцев;^ у бековтатар;1# корейцев;9# людей,принадлежащих к другим навд нальностям.

Был проведен анализ периодической печати,выходящей в Рос и Казахстане.В ходе подготовки социологического исследования бь проведена операционализавдя понятий.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- в обосновании многоплановости и сложности феномена би го шовинизма,его функционирования в социальной действительност!

- в исследовании сущности.По мнению автора,"бытовой шов1 низм"-это противоречие,обусловленное рассогласованностью устанс целей и методов действия людей в процессе межличностного этничс

- э -

взаимодействия по поводу конкретного предмета или ситуации;

- в определении понятия "битовой шовинизм",которнй представ-шет собой деструктивный регулятив^ в межличностно-национальных »тношениях,отражающий этнически окрашенные процессы,приводящий к зеальному конфликту и обусловленный получением приоритетов или доминированием в материальной и/или духовной сферах.

- в специфике форм проявления бытового шовинизма.Бытовой юеинизм представлен в представителях численно преобладающего этно-:а в форме.которую мы обозначила как "связанный".вызываемый в боль-гей мере Феноменом национальной исключительности,национального эго-[зма,которые могут внступать не только как достаточные сегменты в :труктуре бытового шовинизма,но и Нормой проявления его. У численно [еболыпих этносов бытовой шовинизм представлен в форме,которую мы обозначили как "разлитый",вызываемый такими сегментами сознания как гредрас судки,предуб еждения,националистические стереотипы,надионалис-ическая психология.

- в обосновании социальной (Тункции битового шоЕинизма,которая ¡аключается в реализации интересов и устремлений представителей :акого-либо этноса,что неразрнгно связано с получением определенных [риЕилегий,достижением преимуществ за счет других;нанесении физичес-.ого или морального ущерба,насилия.

- в объяснении механизмов функционирования бытогого шовинизма : позиций концепций Фрустрации и агрессии,теории проекции,компенса-орной реакции,трансфера,поведения двойного стандарта,теории соци-¡льного конфликта.

- в обосновании и выделении факторов,обуславливающих функцио-ирование бытового шовинизма,а имешо:этнического,социально-эконо-ического,психологического;объективированных и личностных аспектов.

Научно-практическая значимость исследования.Полученные в ра-оте результаты могут быть использованы:

'Автор вводит понятие "регулятив",считая,что бытовой шовинизм,как ;нашческое явление,изменяет и направляет развитие процессов,проходящих в межнациональных отношениях.

- для дальнейших исследований проблем типологии форм этнических деструкций,конфликтов в сфере общественных отношений;

- для дальнейшей, разработки основ управления практикой межнациональных отношений;

- в практике регулирования проблем межнациональных конфликте и напряженности;

- при чтении лекций и спецкурсов по национальным отношениям,

Апробация работы.Основные положения диссертации были изложены на заседаниях проблемной группы и кафедры социологии Социолог] ческого и социально-психологического Центра Российской Академии Управления и нашли отражение в публикациях диссертанта.

Структура работы обусловлена поставленными задачами. Диссерг, вдя состоит из введения.трех разделов,заключения,списка использ( ванной литературы и источников,приложения.

2. Основное содержание работы.

• Во введении-обосновывается актуальность исследуемой проблеь рассматривается состояние ее научной разработанности,определяются объект и предмет иссследования,Формулируются гипотезы,цель и зад г раскрывается научная новизна и практическая значимость.

Первый раздел - "Социально-философская характеристика быто* го шовинизма" - посвящен анализу этого феномена как научной катег рии.его свойствам,признакам.

В современном обществе продолжает сохраняться достаточно I сокий уровень этнической самовдентификации и нет показателей его дальнейшего возможного понижения.В жизни явно проявляется динаш* кий характер этничности:возникают новые символы этнической принас лежноств и "новой этничности",противопоставляются на этой основе сбои группы другим,актуализируются новке этнические идентификации выстраиваются иные уровни этнической иерархизации и обновленного самосознания.

Динамика этнизации объясняется двумя фактораш:восприятием других и соперничеством с другими.

Усиление феномена этничности.его внутренняя и внешняя нап-|авленность неизбежно сопровождается подъемом этнически окрашен-ых процессов.конфликтом культур,перераспределением статусов и олей,сопоставлением и противопоставлением этнических интересов, ротиворечия возникают не только на уроЕне национальных государств, тнических общностей и групп,т.е.макроуровне,но и межличностном, роЕне малкх групп,т.е.микроуровне.Одни из них-постоянно действуете, другие-ситуатиЕные, одни конструктивны,другие деструктивны.

0 было бы неверно рассматривать и трактовать однозначно деструк-ивные противоречия межэтнических процессов в известных парадигмах ационализма,шовинизма, расизма.Вшгеобозначеннне общественные яв-ения отражают только макроуровень деструктивных этнических провесов и не объясняют сути взаимодействия представителей различ-ах этносов на личностном и микроуровне,и возникающих при этом азличннх негативных явлений.

В этнических процессах могут проявляться феномены,которые гражают другие уровни явлений национальной с<^ерн.Изучая отношения а микроуроЕне.ш сталкиваемся с тем,что невозможно характеризовать с /отношения / лишь с точки зрения "равновесия","сплоченности", элвдарности" и т.д.Эмпирические данные взаимоотношений индиеицов зидетельствуют о наличии Факторов,нарушающих равновесие и веду-IX к конфликтному поведению.

По нашему мнению,одним из проявлений противоречия деструк-1вного характера на микроуровне является бытовой шовинизм.

Бктоеой шовинизм отражает деструктивные этнические процес-

1 на уровне чувственных образований,эмоционального состояния, ¡тановок и стереотипов.Это явление,отражающее этнически окра-!нные процессы на макроуровне,не может быть ни политикой ,ни ;еодогией,следовательно,не функционирует в межгосударственных сношениях,что существенно отличает это явление от национализма, жинизыа и расизма,для которых политика и идеология-родовые фактеристики.

Бытовой шовинизм возникает и проявляется как (Такт только а существовании этнических различий и когда имеется возможность ш причина для противопоставления людей разных национальностей извлечения из этого какой-либо практической выгоды или нанесе-

шя морального или Физического ущерба.Бытовой шоеинизм,националь ный интерес эгоистичен по своей природе.

Бытовой шовинизн понимается нами как противоречие,обусловленное рассогласованностью установок,целей и методов действия в процессе межличностного этнического взаимодействия по поводу ков кретного предмета или ситуации.

Бытовой шовинизм-это деструктивный регулятив в межличностк национальных отношениях,отражающий этнически окрашенные процессь приводящий к реальному конфликту и обусловленный получением прис ритетов или доминированием в материальной и/или духовной сферах.

Бытовой шовинизм как латентный конфликт различной степени и интенсивности существует исподволь и постоянно.И мы не ограни* ваем свое понимание бытового шовинизма как открытого протигосто) ния взаимодействующих этносов.

Бытовой шовинизм как открытый конфликт,как правило,обуслоз лен непосредственной ситуацией и имеет сиюминутную направленное] когда цели достаточно определенны и вполне осознаются субъектам конфликта.Субьект стремиться добиться выигрыша в конфликте,если даже таковыми будет всего лишь чувство удовлетворения от того.ч' удалось нанести моральный пли Физический ущерб сопернику.У него возникает чувства ганн,напротив,субъект склонен к экстрапунктиЕ] тенденциям,т.е.готов обвинять прежде всего не себя самого,а дру; в создании конфликтной ситуации.

Бытовой шовинизм как латентный,так и реализованный может быть рассмотрен в двух содержательных аспектах конфликта, в осн которых лежит различие между конфликтом как средством достижени определенного результата и конфликтом как самоцелью.

Конфликты второго порядка вызываются в отличие от первог не соперничающими целями участников,а необходимостью снятия нал жения.по крайней мере у одного из них.Выбор агента в этом сяуча не связан непосредственно с объектом и не ориентирован на опред ленный результат,а зависит от случая,обусловленного ситуацией.

Разрядка накопившейся враждебности /агрессивности / не всегда направляется на объект,вызвавший ее.ЧувстЕа Iраждебноста пшявляются в похеденш в трояком отношении:

- прямое выражение ьряздебности,направленное на источник фрустрации / ивдш ид или группа /;

- перенос гцаздебных чувств на объект - заменитель;

- символическое снятие напряжения,не требующее ни субъекта, вызвавшего враждебность,ни объекта, его заменяющего.

С учетом того,что бытовой шовинизм,как напряженность,ют.ет нть разной интенсивности,силы проявления, очень юатлняд продстав--:яется фиксировать эти его качественные особенности,так как от их зависит реальное поведение-социальный эффект битового поик-изма.

Бытовой шовинизм как и всякое другое явление социального .ействия характеризуется тремя составляющими:субъектом,объектом : социальной средой.

Поведение любого объекта немыслимо вне определенной среда, оторая применительно к личности предельно просто может бить оп~ «делена как совокупность физических и социальных объектов и влений,находящихся вне человека.Для нас представляет интерес >ассмотрение ее части, охватываемой понятием "социальная сре-;а".образующей комплекс условий жизни человека.Одним из составных 'лементов микросредн наряду с предметно-Еещннки и духовными ком-юнентами является социальное общегае человека ,т.е.совокупность :онтактнкх отношений данного индивида с другими людьми,посредст-юм которых личность Еключается в те или иные малые социальные •руппы.

Субьект-это люди или группа людей с деформированным воспри-1тием межнациональных отношений и еидящих способы разрешения меж-[ациональных конфликтов только путем насилия.Сознание субъекта !сегда содержит в себе тот или иной элемент бытового шовинизма. !уществуюг объективные причины для его проягления,поскольку,по гашему мнению,это явление может быть перманентным по содержанию, ю не по Форме.

Обьект-это специфическое понимание общественных /эконома-¡еских,политических,культурных /отношений,воспринятых как ущеше-ше национального достоинства,национальных ценностей и интересов шловека.В каждом конкретном случае,представитель этноса,являю-дайся г данный момент объектом действия субъекта феномена битового шовинизма содержит в себе отрицательную информацию и в силу »того оказывающий на стереотипизирогэнное сознание субъекта,отя-'ощенное в силу разных обстоятельств,негативными установками и

предубездениями фрустрирующее воздействие,как правило это-этни-ческая принадлежность.Следует учитывать,что в гомогенном госуда] стЕе объекта может и не быть.

На наш взгляд,нет такой нации ш народности е обществе, представители которых не выступали бы в роли субъекта или объекта бытового шовинизма,или в роли того и другого.И связано это с природой этого явления,способного,как уже подчеркивалось,апеллировать к интересам нации,национальной гордости и чести,достоинству, распространению в сознании искаженных суждений и оценок, фак; а событий в межнациональных отношениях.

Поскольку Феномен бытового шовинизма как категория реального сознания и поведения не обладает каким -либо органически присущим ему универсальным свойством,то и не существует ео всем многообразии лиц,какого-либо конкретного психологического или физиологического типа с определенным набором особенностей,котор1 отличался бы от всех других людей.Носителем феномена бытового ш< винизма может быть человек из любого социального слоя,вне заЕиа мости от занимаемого социального положения и типа интеллекта.Бе< конечные варианты всевозможных обстоятельств.поводов не оставляв места для надежды,что какой-то ran личности или группы может бы: застрахован от ответной реакции.

Второй разделт"Условия и факторы возникновения бытоього шовинизма" - рассматривает обстановку,процессы и факторы,оказнв; ющие значительное влияние на появление и функционирование битового шовинизма.

Бытовой шовинизм не возникает сам по себе ,независимо от объективной действительности и субъективных факторов.Этот феном^ представляет собой совокупность представлений о людях своего и других этносов,на закреплённом некритически воспринятым опытом негативном отношении к представителям других этносов,на готова* сти к предвзятому реагированию при восприятие информации,касающ ся "своей" и "чужой" этнической группы.

По нашему глубокому убеждению в осноге возникновения быт вого шовинизма лежат два психологических образования:стереотип : установка.

Стереотип есть результат,продукт процесса стереотипизацни )знания и является необходимым инструментом социального восприми.

Установка актуализирует в сознании "эталоны" и в зависимо-?и от степени соответствия облика и поведения этого субъекта со-эржаншз этих эталонов у человека начинают затем актуализировать-г и определенные оценочные стереотипы.

Основной социальной (Тункцией стереотипов,в т.ч.этнических, ¡ляется защита групповых ценностей,консолидация группы.

Для исследования важен и тот факт,что этнический стереотип ужой" этнической группы характеризует не столько ее,сколько тот нос,в котором он создан и бытует.Оценки какой-либо этнической ¡уггпн не только весьма различны,но зачастую противоположны.

Этнические стереотипы представляют собой проекцию ценностей воей" этнической группы на "чужую" и оценку ее качеств сквозь лзму этих ценностей.Этнический стереотип обычно не преследует ль сознательно оскорбить "чужой" этнос,а скорее подчеркнуть евосходство "своего" этноса.Эти стереотипы суть проявлений реак-й этнической общности на внешние Факторы.

Роль,которую играют стереотипы в обществе зависит не толь-от их содержания,но и происхождения,способа функционирования других динамических характеристик,т.е..два человека могут иметь одные стереотипы,содержание которых соотносится,но в то же емя могут осуществлять при этом деятельность различной социаль-й направленности.

Это важно для нас в том аспекте,что в одной конкретной связи первый план может выдвигаться одна сторона свойства,в другой-угая.Так,сходные по содержанию стереотипы,относящиеся к националь-й идентичности,могут лежать в основе бытогого шоЕНказма и патра-1зма.

Этнические стереотипы выступают при возникновении определен-4 социально-экономических условий в качестве основы деструктив-£ противоречий ж в т.ч.бытового шовинизма.

Итак,этнические стереотипы,как правило,всегда направлены внутрь,определяют ценностные представления этноса,создавшего .Следовательно,при наличии выраженного или подразумеваемого

чро'ДЕошставленал своего этноса другому,правильнее,как нам ка-.чэгол,говорить о стереотипах националистических.

Сложившаяся в советской науке традиция использования понятия "этнический стереотип" зачастую,на наш взгляд,применяется для обозначения именно националистического»по своей сути,образа.

Насыщенность общественного сознания националистическими стореотапамп дает возможность говорить о наличии перманентного бытового шовинизма,уровень этой насыщенности может характеризовать степень зараженности людей битовым шовинизмом.

Одним из разновидностей стереотипа является этноцентризм, как процесс Формирования этнических стереотипов и предрассудков.

По нашему мнению.бытовой шоеинизм является не идеологией определенного класса в определенную эпоху,а проявлением универсальной склонности людей фиксировать различия и относиться с недоверием к представителям других этносов.Противопоставление общностей всегда связано с негативизмом,"с защитой обособленности. НогатлЕность в статическом психологическом явлении /психичек складе относа,характере и т.д./ мало заметна,но когда речь идет о динамическом явлении,к примеру,о настроении,здесь негативная сторона почти всегда видна.

Этнические стереотипы усваиваются человеком еще в детств< значит бессознательно и некритически.Впоследствии они функционируют преимущественно на подсознательном уровне.Осбенности бессо: нательного- эмоциональность,алогичность,символизм ,следоьателык слабая подверженность рациональным доводам и сознательному конт] лю- в той или иной степени присущи структурам этнической психик]

Характерным для поведения .людей в критических.кризисных < туациях являются бессознательные формы взаимодействия и коммуникаций, когда индивид не обладает личным контролем над ситуацией. Фоном таких ситуаций бывает обстановка эмоциональной напряженно' взвинченности,нервозности,всеобщего недовольства.Бытовой шовини: в такой момент способен захватить не только чувства и мысли,но ] волю людей,довольно быстро распространяться среди населения,ста1 причиной мотивавди поступков негативной окраски.Внешние к.казал' бы,случайные события могут служить поводом для этого.

По нашему мнению,существует определенная связь этнически

ереотипов с авторитарным сознанием.Жесткость стереотипов обус-Еливает в определенной мере жесткость созпанзя.что является рактерной чертой авторитарной личности.Наше исследование псдт-рдило наличие у определенной части населения черт авторитаризма, тегории таких людей предрасположены к предрассудкам,поскольку присущ специфический тип мышления,вырезающийся в привычках видеть р в черных и белых тонах,хороших и плохих,сильных и слабых.Су-стЕование этой категории людей во многом объясняет распростра-нность предрассудков,но существует и обратная зависимость.

Функционирование бытоЕого шоЕинизма заключается в том,что а проблема,в большей мере-проблема предрассудка.Истоки конйлик-,а именно в таком контексте представлен нами бытовой шовинизм, ключаются е сущестЕОЕании предрассудка и такое понимание глав-го условия его возникновения не противоречит устоявшемуся мне-ю об истоках конфликта вообще.

Поскольку речь идет о социальном явленш.очегицно.что его тершнация не будет однородной.Основными звеньями в этой цепи дут:во-первнх- этнические;во-вторых- социально-экономические; третьих- психологические характерис-тики.

Роль этнического Фактора п Функционировании бытового шоеи-зма обусловлен тем,что как «Такт он возникает и проявляется толь-при существовании этнических различий и имеется возможность и причина для противопоставления людей разных национальностей, интересов.

Обусловленность бытового шовинизма социально-экономически-факторами заключается в действии суеты различных сторон и усло-й общественной жизни,они взаимно влияют друг на друга и в этом адмодействии появляются причини,основания проявления бытоЕого ЕИНИЗМа;

Учитывая состояние современных общественных процессов в ранах СНГ можно предполагать,что в ближайшее гремя сохраняться щестЕующие очаги этнических конфликтов и трений.Всякое же обо-рение национального вопроса в обществе со сложной социальной и циокальной структурой создает условия для проявления и функцио-ровшшя бытоЕого ШОЕИНИЗМа.

Бытовой шовинизм,хотя и возникает в зависимости от материальных и социальных условий,но проявляется он всегда по личным психологическим мотивам,он имеет в осноеноы индивидуальный харак тер.

Психологически этот феномен обусловлен возникающими раздражениями в психике людей,когда собственные стремления и импуль противоречащие его самосознанию и моральным установкам,индивид бессознательно проецирует,приписывает другим /процесс проекции/.

Важную роль в возникновении явления играет также ситуационный фактор.Это связано с бессознательно функциональным механизмом как трансфер /перенос/.В нашем плане это ' способ ность аккумулировать энергию' раздражения иных по своей природе конфликтов и переносить ео на национальные проблемы.

Бытовой шовинизм паразитирует на алогичности функции национального бессознательного,проявляющегося в существовании двойка стандарта-все, задевающее собственные национальные чувства,восщ: нимается исключительно болезненно,часто как вызванные злым умысд и,в то же время,мало или совсем не обращается внимание на нацио* ные чувства других,на собственные действия,могущие обвдеть преде вителей других этносов.Появление двойного стацдарта многократно усиливается в обстановке этнического конфликта.

Третий раздел - "Специфика и формы проявления бытового шо! низма"-посЕящен анализу реального состояния этносоциальных проце сов в регионе на основе материала,полученного в ходе массового опроса.Излагается специфика проявления бытового шовинизма,харакз ризуются формы существования в реальной действительности.

Итоги опроса свидетельствуют об отсутствии в регионе поте! циального межэтнического конфликта,но выражают наличие определе! ного уровня напряженности мезду взаимодействующими этносами.

Об относительно невысоком уровне межэтнической напряженное свидетельствует тот факт,что выехать из области в ближайщее врег намерены только респондентов,38% покидать это место жительстз не собираются.Можно с определенной уверенностью утверждать,что при отсутствии в будущем открытых конфликтов,массовой миграции з

егиона ожидать не следует.К этому следует добавить,что большин-тво людей не поддерживает выезд неказахов из Казахстана.

Но на фоне экономического ухудшения жизни,происходящих роцессов консолидации и, соответственно) поляризации населения о этническому признаку,роста предпочтения своей национальности, купе с оживлением этнических стереотипов,в регионе возрастает оциальная дистанция между людьми разных национальностей,соотевт-твенно увеличивается недопонимание между ними и недоверие.

В такой обстановке возрастает неадекватность восприятия дной этнической группой действий,поведения представителей ино-ткической группы.Это неизбежно порождает и сопровождается дей-твием феномена бытового шовинизма,поскольку о функционировании того явления Есегда будет свидетельствовать наличие этнических тереотипов и установок той или иной этнической группы.Характерно, то около 40"? респондентов были свидетелями недоброжелательного тношения к представителям своей национальности,43^-ссор.конфлик-ов людей различных национальностей.

Бытовой шовинизм являясь в конкретной ситуации индикатором ровня напряженности,в то же время сам представляет определенный ровень напряженности между взаимодействующими этносами.

Полученные данные подтверждают,что усиление феномена этнич-:ости,его внутренняя и внешняя направленность неизбежно сопровож-ается подъемом этнически окрашенных процессов,сопоставлением и ротивопостаглением этнических интересов,ростом предпочтения своей :ациональности.Около 60^ респондентов предпочитают однонациональ-:ые семьи,треть- работать в таких коллективах,иначе говоря,имеет :есто тенденция определенных слоев населения к этнической одно-юдности в местах проживания и работы.При этом,большинство людей ПЕут /80#/, трудятся /8&%/ в многонациональных микрорайонах и :оллективах,более трети имеют многонациональные семьи.

Итоги опроса свидетельствуют о том,что межличностные на-сиональные отношения не приобрели личностно-значимаго смысла.По-иому несмотря на внешнее благополучие отношений,при возникнове-ши конфликтной ситуации сразу же эти отношения,Еследствии выше-жазанной причины,могут приобретать негативный характер.Так,толь-:о 12^ респоцдентоЕ не будут вмешиваться в гипотетический конфликт.

Полученные результаты свидетельствуют,что оценка этническ спулда в достаточной мере определяется своеобразием реакции представителей этносов на происходящее,в зависимости от численности,которая не может не влиять и на их качественную опреде ленность.Так,если ¥1% опрошенных казахов считают,что отношения м людьми разных национальностей не всегда дружеские,то 25^ русских 6С£ казаков,33^ украинцев,265? татар,28^ представителей других этнических групп,проживающих 'В регионе, испытывают чувство дио-комфорта,связанного с этнической принадлежностью.Это подтверждав существующую закономерность* в нестабильной обстановке наиболыии дискомфорт ощущают этносы,являющиеся в данном регионе меньшинств Но существует и другая закономерность - от статуса,положения этн ческих групп меньшинств зависит прочность социального и духовног здоровья региона.

Своеобразие реакции представителей этносов в зависимости о численности обуславливает и специфику проявления,и (ТункционироЕа бытового шоЕинизма.

Бытовой шовинизм представлен в представителях численно пре ладающего этноса в Форме,которую мы обозначили как "связанный", вызываемый в большей мере феноменом национальной исключительност национального эгоизма,которые могут выступать не только как достаточные сегменты в структуре бытового шошнизма,но и формой про* ления его.

Анализ свидетельствует,что происходит оживление самого деь стративного индикатора бытового шоЕИнизма-национального эгоизма. Так, от 30 до 50^ респондентов считают,что представители их этнс должны иметь и пользоваться привилегиями.Эти разнородные и nepei взаимоисключающие друг друга представления и оценки сталкиваются Возникает острая полемика,а в ряде случаев и конфликты.

Бытовой шовинизм при всем разнообразии своих конкретных щ явлений имеет определяющий логический признак.Им является призш национальной исключительности и вытекающих из нее противопостаи ний данного этноса другому.Национальная исключительность своей нации разлита в бытовом шовинизме.Конкретное противоречие,которс несет б себе национальная исключительность,проявляется в отчуядЕ ности и нетерпимости в отношениях между отдельными этногруппаш,

4 ,

- 21 -

Главная социальная сТункция бытового шовинизма заключается в реализации эгоцентристских или исключительных интересов и устремлений представителей какого-либо этноса или группы в любой с?ере общественной жизни.А это неразрывно сеязйно с получением определенных привилегий,достижением преимуществ за счет других народов,что в сбою очередь,порождает представления об исключительности этноса,ее особой исторической миссии и т.п.

В Ряду основополагающих аспектов,характеризующих этнически окрашенные процессы и в т.ч.бытовой шовинизм.определяющих это явление как духовное образование и социально направленное действие лежит национальный эгоизм.Эгоизм выражается в пренебрежительном отношении к интересам других социальных групп,других людей,достижению выгоды,корысти только для своей группы или .для себя.Национальннй эгоизм может быть заложен в утверждениях, что величие и благоденстше народа не может быть приобретено иначе,как в ущерб другой или иногда и многих народов.Являясь наиболее глубокой и устойчивой (Нормой проявления бытового шовинизма,национальный эгоизм выступает как желаемый принцип взаимоотношений между этносами.

У численно небольших этносов ботовой шовинизм представлен в <Торме,которую мы обозначили как "разлитый",вызываемый такими сегментами бытового шовинизма как предрассудки,предубеждения, националистические стереотипы,националистическая психология.

Реально функцинируто^ие среди разных этносов предубеждения, нетерпимость и другие, ранее не проявлявшиеся или не замечаемые деструктивные этнические Факторы стали частью повседневной жизни общества.

Происходящее с этноцентристских позиций преувеличение различий между своей группой и иноэтнической и,наоборот,минимизация различии внутш собственной этнической группы можно считать той основой,на которой происходит процесс сформирования этнических предрассудков.На психологическом уровне такой основой служат предубведения,характерпзую-цкеся отрицателычым эмоциональным фоном.Преломления пре,дубеждени:; сквозь призму этноцентризма приводят тс усилению отрицательных,аффективных моментов е структуре стереотипов и превращению их г ттпедрассудки.

Именно возрастание отрицательного эмоционального заряда определяет иррациональность,характерную для регулятивной функции этнического предрассудка в процессе межэтнического общения.

Следует подчеркнуть инерционность негативных этнических стереотипов и предрассудков,в которых аккумулирован прошлый жизненный опыт,ориентирующий человека на поведение,неадекватное требованиям данного момента.В этом случае различия между социа.т но-психологическими особенностями этнических общностей бозеод* ся в главное качество и превращаются во враждебную установку.

Отягощенное негативными этническими стереотипами,предубея дениями,предрассудками этническое самосознание гипертрофируетс* становится ориентированным на межэтническую вражду.

Бытовой шовинизм в Фюрме националистической психологии-эз совокупность чувств,настроений,направленных против других социг но-этнических общностей и их представителей.Существенное значение имеет сама специфика националистической психологии-ее осс бенности и выполняемые ею Функции.Дело в том,что она распрострг няется как бы исподволь,незаметно внушает ненависть к другим этносам,посредством возбуждения чувств,внедряется в психику индивида постепенно и повседневно,в процессе обыденной жизни.Существующее неравенство людей объективно ведет к возникновению и функционированию националистических мнений и представлений.

Таким образом,бытовой шовинизм различается,по нашему мне нию,в двух формах: "связанный" бытовой шовинизм,вызываемый определенными внешними объектами и присущей в большей мере численно преобладающим этносам;"разлитый" бытовой шовинизм",вызываемый внутренними стимулами,сохраняющимися в течении .длительного време] и присущий численно небольшим этносам,что впрочем не означает,ч: им не может быть присущ и "связанный" бытовой шовинизм,так же к; и "разлитый" бытовой шовинизм численно преобладающим этносам.Эт( во многом зависит от исторических и культурологических аспектов становления и развития этноса. •

В заключении подводятся итоги диссертационного исследова обощаются еыводы,указывается на необходимость пристального и ко: кретного анализа проблем межнациональных отношений,условий,при : торых возможна положительная установка на контакты и взаимодейс1 этносов.

Основные положения диссертации изложены:

1. Бытовой шовинизм.^остановке проблемы: /тез.докл.международ. научн.-практ. конф./ 26 -28 мая 1992г./Редкол.Дмитриева Л.М.

и др.-Омск,1992.-с. 103-105.

2. Миф или реальность - бытовой шовинизм: //Мысль.-Алма-Ата. -1992.- гё 12.

3. Этносошапьные процессы в Казахстане: Результаты социологического исследования населения Чимкентской области по проблемам мажнациональных отношений' //Ожидания и надежды людей в условиях становления государственности /опыт социологических исследований е Таджикистане .Казахстане .России и на Украине /Социологический и социально-психологический центр Российской академии управления,- Информ. бкхпл. 4/1-, 1992.-^.

¿2. с