автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему:
Закономерности проявления национальной психологии в духовной культуре

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Рзалиева, Роза Хусаиновна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Алма-Ата
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.02
Автореферат по философии на тему 'Закономерности проявления национальной психологии в духовной культуре'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Закономерности проявления национальной психологии в духовной культуре"

КЛЗЛХСКИП ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. С. М. КИРОВА

На правах рукописи РЗАЛИЕВА Роза Хусаиновна

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ

(На примерах литературы и искусства казахского народа)

Специальность 09.00.02 — Теория научного социализма и коммунизма

АВТОР ЕФ ЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

АЛЛ1А-АТА 1990

Работа дополнена в отделе оовреиенгах проблем национальна! отношений я гнтернацнонального воспитания центра со изучению национальнах в межнациональных отношений института философии я права АН Казахокэй ССР.

Научннй руководитель - доктор философских звук,

профессор М.И.СТШКОЗ

Официальные оппонантн: доктор фзлооофоких наук,

профосоор Т.С.САРСЕНБДЕВ,

кандидат философских наук, 1.И.1ПЕСШ0В.

Ведущее учреждение - кефодра философии Алма-Атинского

института народного хозяйства.

Защита ооотоитоя *//* ^¿/¿ít 1Э9С года а часов на заседании сзециализнров&ного' совета ло заягате диссертации на соиаканпэ ученой атепени кандидата филооофоких наук нрз Казахской ордена Трудового Краевого Зншени государственном; университете имени С.И.Кирова (480012, г.Алма-Ата, ул.Аман-гедьда, 61).

С диооертаякой кошо ознакомиться в читальном зале научной библиотеки Наз1У ш. С.М.Кирова (ул.Тимирязева, 46).

Автореферат разослеа '¿У jcfr¿-l/J 1990 года.

/

Учений секретарь специаяязирзванного совета кандидат филооофоких наук,

доцент ----11.Ц.ТАЖШ

Характерной оообенноотью современного эгала развития советокого общества

являетоя ого последовательно расширяющаяся яв!краткзадня."?оа-денкае перестройкой процеооц общественного обновления во «ногах случаях обралв оотэотвенную фориу национального возрождения и национальных двиганий. Деиояратичоскио ошш этих движений отражает закопана уотремлвкия граядан соах нацяональвоотоИ к оаыоонрзделе-шиз з самоуправлении, в улучшению ооцяаяышх уоловий яиэни, а оо~ хранению и развитию национальных культур"*. По мерз развертывания ' иереотроЕка вое болео действенной овлой эюго продэооа отановятоя духовЕша Фактора, - развитие культура, которая занимает важноо мво-зо и формировании психологии народа, комплекса его чувств, паотрз-онзй, переживаний.

1^ол0доваета пацкопальноЗ поихологии я зо проявление в духовной культура оущоотвенно ваано кая в зворетачеакси, ?ак п практическом отношениях, особенно в настоящее время, когда проблещи онтииязащга иалдопалышх отношаанИ в отрава ви двинулись па первой нлая. йооледование данной проблош обусловлено установлением закономерностей проявления национальной поихологии в духовной культуре ооцн&таокгеаокпх наднЗ и задачами уовоошзя духовных цониоотай отровой цявалйзациз, ооздаето яа эгой оопоаэ гуманного, демократического социализма,

Зизненпая необходимость уяогзенпя поолэдуошх проблей наотоя-гвльно диктуется как потребное тяшз революционной перестроит, ко-ренш!ми эконоютеокимп и политическая! праобразозанияки гшзня нашего общоотва, гак п потребностями развития интернациональной советской культура, призванной удовлзяворять возрастающие духовные потребности, эстетпчэойнэ заярооц и худокаогвенвио вкуон оовег-оких людей.

Актуальность яоолбдуеиой проблем! обусловлена необходимость») более глубокой разработки яаучках оонов национальной политики,прз осуществлении которой особенно вален учет нацнонально-опецЕфаче-оких черт характера, ибо ¡шгде псняологвчоогша моментыне играют такой роли в общественной яйзнй, как в с$ере национальных отночц яий.

Степень разработанпоотп проблемы. Процеоо воанпкнороквп ос

Г Материалы ХХУШ оъеэда КПСС. - М., 1930. 4.168,

новных компонентов национальной психологии базируется на ооци-ально-вкономичеокой деятельности нации в разнообразных формах ее проявления. При этом национальная психология, проявляющаяся в духовной культуре ооциалистичеоких наций, приобретает качественно новые черты. Эти проблемы иооледованы в ряде работ ооввт-оких ученых1.

В работах ученых оврьезяов внимание уделяется и проблемам отруктуры национальной психологии. Эти проблемы огавятоя в трудах, посвященных более общим вопрооам межнациональных отношения, духовной жизни ооветокого общеотва2. Здесь объектами изучения выступает национальное чувство, национальный характер, национальное самосознание и другие компоненты национальной психологии. В ряде работ акцентируются психологические аспекты развития в углубления интернациональных овязей советских народов, социалистического интернационализма, показывается диалектическое единство интернационального и национального.

Растет количество диссертаций, поовящэнвнх вопрооам методологии национальной психологии, закономерностям ее становления

1 См.: Алябьева 3.С.Самосознание ооветокого народа и пути его формирования.Автореф.дво.кавд.фялоо.наук.-Л., 1980; Арутмян С.м.Нация и ее психический склад.-Краснодар,1966; Бороноев

А.0.Методологические вопросы исследования национальной пон-хологии.-Автореф.дио.канд.филоо.наук.-Л.,1969; Бромлей Ю.В. Национальные процессы в СССР: поиски новых подходов.-М.: Наука, 1988; Гнатенко П.И.Национальный характер: мифы в реальной ть. -Киев: Вища школа,1984; Горячева А.И.Является ли психический склад признаком нащга?//Бопроса истории,1967,» 7; Дкандильдин Н,д.Природа национальной психологии.-Алма-Ата, 1971; Его хе.единство интернационального и национального в поихологии советского народа.-Алма-Ата:Казахстан,1989: Серова И.Советская общенациональная гордость и пути ее формирования. -В кн.: Партийный комитет-организатор патриотического и интернационального воспитания грудящихся.-М.,1982.

2 г г.: Бурмистрова Т.Ю.Интернациональное единство ооветокого народа.-Л.,1982; Вопросы культуры межнациональных отношений: материалы Республиканской научно-практической конференции.-Алма-Ата:Казахстан,1988; Джунусов м.С.Вопросы интернационального воспитания.-Ташкент,1980; Дробижова Л.М.Духовная общность народов СССР:причины и поиски решений.-М.; Закономерности интернационализации общественной жизни.-Алма-Ата,1981; Интернациональное и национальное в образе жизни советского народа.-Фрунзе:Киргизстан,1982; Римаренко Ю.И. По следам снежного человека (о причинах национализма в СССР). - М.: Молодая гвардия,1989; Совершенствование национальных отношений и интернациональное воспитание трудящихоя: вопросы теории и практики. - Алма-Ата: Наука, 1989; Холмогоров А.И. Национальная политика в СССР. - М.: Знание, 1988.

с

и меото а духовной жизни социалистических наций"''.

Ряд книг поовящеи методологии исследований национальной психологии. В этих работах** подвергнут обоюятвльному ритичоскому анализу буржуазное толкование национального характера и национальной культури,даетея научная оценка концепций буржуазных социологов по более широкому кругу вопросов,касающихоя,в чаотнооти, теории нации,национальных отношений,националистических движений.

Необходимо отметить,что последнее десятилетие характеризуется более интенсивным проникновением в сущнооть проблемы национальной психологии,начало которому положила диокуооия,организованная куриалом "Вопросы истории" в 60-е года.Днояуосия,организованная журналом "Советская этнография" в 1983 году,характеризовалась ьа-чеотвонно новой ступенью в дальнейшей разработке данной проблемы. В частности,она выявила,что понятие национальной психологии шире, чем понятие национальный характер,уточнила некоторые опорные моменты в постановке многих новых вопросов,преимущественно теоретического и общеметодичеокого плана,которие в дальнейшем цоолугаяя надежным, ориентиром в атнопоихологичвеких наследованиях.

Однако до сах пор проблеии проявления национальной психологии не били предметом специального исследования.

Цель и палачи исследование, Ооновная цель диооертацип состоит в раскрытии закономерности,оообеввдети и механизма проявления национальной психологии в духовной культура.Материалом для анализа про этом выбрана литература и иокуоотво казахского народа.

Эта общая цель реализуется чорез решения таких задач,как!

- иооледование национальной психологии как сложного духовного феномена, отражающего социально-экономические,попхологические,

1 См.: Еликбаов Н.Закономерности становления национальной поихо-логив в условиях перехода к социализму минуя капитализм (на примерах формирования казахской нации).Дио.канд.филоо.наук.-Алма-Ата,1977; Иоенова Н.Е.Диалектика общего и особенного в психологии советского народа.Дно.канд.филоо.наук.Алма-Ата, 1980;Малинаукао К.Национальная психология и ее место в духовной хизни социалистических наций.Дио.канд.филоо.наук.-М.,1975.

2 См.: Айтшшев А.Пути преодоления рецидивов национализма в^е-гионах,не прошедших капитачиотичеокой стадии развития//Науч-1Шй 'коммунизм.1987,й 6; Баграмов Э.А.Национальный вопроо в борьбе идей.-М.,1982; Гизатов К.Т.Противоречия и. их проявления в национальной психологии//КоммуниотД989,Л II; Дементьев И.О психологии национальных конфЗшктов//Коммуниот,19ЭО,№1; Куличвнко М.И.Расцвет и сближение наций в СССР.-М.,198[; Су-жпков М.Вымыолн и действительность.-Алма-Ата,1985; Сужиков М., Сапаргалиев Г.С.Некоторие философско- правовые проблемы оовер-шенотвования культуры межнациональных отношений.-Алма-Ата,1989.

языковые, этнические,эоготические,природно-географичеокий оферы кизни;

- раскрытие природы национальной поихологии,взаимосвязи в ней национально-опецифичеокого и интернационального,проявляющиеся в духовной культуре;

- анализ основополагающих принципов проявления национальной психологии в духовной культуре;

- исследование механизма отражения национальной поихологии в литературе;

- раскрытие механизма проявления национальной психологии в искусстве (музыке,изобразительном иокуоотве - вивописи,танцах);

- анализ психологических аопектов межнациональной напряженности и конфликтов,иоследование психологии шовинизма и национализма,их конкретных форм проявления в духовной кизни,пути преодоления.

Теоретической, и методологической ооновой исследования явля-ютоя произведения основоположников марксизма-ленинизма, в которых охарактеризован принципиальные подходы изучения национальной пои-хологии.Материалы ХХУШ съезда КПСС,Пленумов ЦК КПСС и XIX Всесоюзной партийной конференции,оьездов народных депутатов СССР явилиоь отправными документами в изучении опыта Советского Союза в решении национального вопроса,современного ооотояния меанациональных отношений. Среди этих документов особенно необходимо выделить решение сентябрьского (1989г.) Пленума ЦК КПСС,на котором была разработана платформа партии по национальной политике на современном этапе.Он определил задачи партия в области национальной политики,выработал установки и направления ее пракгичеокой деятельности.

Научная новизна таботы состоит в том,что впервые в ооветокой литературе на основе анализа литературы и вокуоотва казахокого народа раскрываются закономерности,особеннооги,механизм проявления национальной психологии з духовной культуре.

Решаютоя методов ячеокие проблемы выявления общей природы национальной психологии,ее меото в система духовной культуры,взаимосвязи в национальной поихолопш национально-опецифичеокого и интернационального.

Доказывается,что в современной структуре психологии социалистических наций обнаруживаются различные слои как древнего, так и более позднего проиоховдения.Наряду о прогреооивными элементами и ней могут содержаться и пережиточные,консервативные.Из особенного, национально-опецифичеокого ушла немалая чаоть устаревшего,того,что

не соответствует духовным потребностям социалистических наций в современных условиях.По многим аопектам содержание и формы особенного, национально-опоцифичеокого ооставляет новое,родившееся в ооветокий период.В то же время некоторые элемента национальной поихологяи у ряда ооветокях народов были необоснов^о отнесены к уотаревптм и признали не соответствующими принципам социализма, что нанеоло ощутимый вред развитию национальных отношений.

Новым в диссертация являетоя раскрытие диалектики национально-специфического и интернационального в психологии наций и ее проявление в духовной культуре,а также механизма проявления национальной психологии в такой сфере духовной жизни как литература. Литература отражает внутреннее духовное ооотояние человека,его отношение о другими людьми,обществом.Национальная психология проявляется в хдожеотвенных образах,в поступках и действиях героев художественных произведений,а также отношением писателя к тому, что он изображает.В литературе национальная психология выражается через ее конкретные компоненты - национальное чувотво,национальный характер,национальное самосознание и т.д

Доказывается,что универсально воспитательное воздействие литературы па национальную психологию людей состоит в том,что она формирует моральный,духовный облик человека,в том чиоле его патриотизм,интернационализм.Воспитательная оила литературы также определяется идейной позицией художника.

Новым в работе также является раскрытие механизма проявления общего и особенного национальной психологии в конкретных видах иокусства.йокусотво отражает жизнь в конкретно-чувственных образах и в оилу этого воздействует не только на оознание,но и чувства и волю людей.Показывается отражение национального чувс ва, национального характера,национального оамооознания в музыке,изобразительном иокуоотве - живописи, танцах.

Подчеркивается,что в условиях перестройки т^лвильное отражение национальной психологии в литература и кокуоотве имеет важное значение в обновлении духовного потенциала общества, в последовательном преодолении сложившихся десятилетиями отереотипов мышления, готетияеокого и духовного конформизма,нивелизирующих сложную и многогранную действительность.

Новым в диооертации являетоя раскрытие психологических аспектов межнациональной напряженности и конфликтов.Доказывается,что поихология шовинизма и национализма по овоему содержанию и надрав-

лэннооти находится в антагонистическом противоречии о общечеловеческими, интернационалистскими нотами и идеями.,; Психология шовинизма и национализма выступает как весьма уотойчивый пережиток прошлого и в то ко время результат допущенных ошибок и просчетов в управлении национальных отношений.Выделяются конкретные формы проявления,лоихологии шовигазма и национализма,иоказывшотоя пути их преодоления. На втой оонове защищаются методологические и теоретические положения закономерности проявления национальной психологии в духовной культуре.

Практическая значимость исследование определяется тем,что его результаты могут быть попользованы при решении теоретических и практических проблем развития национальных культур,укрепления духовного единства социалистических наций.Эти результата могут помочь в совэршонствовашга дела интернационального,патриотического воопитаиия подрастающего поколения,выработке методов и вредств преодоления психологии шовинизма и национализма.Материа-лы и выводы диосертации могут быть использованы в лекционной и пропагандистской работе,при изучении курсов социальной философии и теории современного социализма,при чтении спецкуроов.

Адробапвд работы.Диооертация обоуздена на заседании отдела современна* проблем национальных отношений и интернационального воспитания инотитута филооофии и права АН КазССР,ira заседании кафедры теории современного социализма ИПК при КазГУ им.С.М.Кирова,Отдельные аопекты диооертации доложены автором ь выступлениях на вузовских и межвузовских научно-теоретичеоких конференциях¿а научно-практических конференциях аспирантов и соискателей института философии и права АН КазССР,на П летней философской школе молодых ученых.

Структура диооертации. Работа ооотоит из введения,двух глав, заключения и опиока использованной литературы¡

Основное содержание диссертации. Во введении обосновывается' актуальность темы, задачи и цель иооледования, ее научная новизна, анализируетоя уровень научной разработки изучаемой проблема, даетоя анализ литературы.

В первой главе "Методологические вопросы исследования проблемы национальной поихологии" освещаются методологические принципы маркоизма-ленинизма по данной проблеме,раскрывается противоположность двух подходов к изучению национальной психологии,рассматривается оущность материалистического ее понимания,ваяоняетоя структура,место и функции национальной психологии в духовной жизни общества. Значительное место уделено характеристике диалектики на-

цпоналыюго и интернационального в поихологии народа и ее проявление в духовной культура.

В § I "Два подхода к изучению национальной поихологии"показывается наличие разных подходов к проблеме влияния различных уо-ловий на поихологш этничеокой общнооти.еа духовной жизни: идеалистического и каучно-ыатериалиотичеокого.

В современной буржуазной ооциологии широкое распространение получила ток называемая психологическая школа,в оонове которой лежит субъективный идеализм.Сторонники этой школы отрывают нацио-папышо проблемы от естественно-исторических процессов,абсолютизируют национальную психологию.Этим проблемам поовящеяы работы Г.Коппельмана.Н.Веряера.Г.Лойбхольца.Э.Лемберга.

Отдельные буржуазные социолога,изучающие проблемы национальной культур,помологии,духовкой жизни народа,не ограничиваются рассмотрением чиото теоретвчеоких вопросов,а допускают выпады против марксистской теории нации,практики национальных отношений в нашей страна,С этих позиций выотуяают такие западногерманские социологи,как Г.СЕтв,Г.Брутаер,Р.Воссен.

Методология,разрабатываемая, буржуазной понхологией.чаото не учитывала реальных социальных законов.определяющих развитие общества,не придавала должного значения такому важному фактору социальной жизни,какш являются антатояиотзчеокиэ противоречия общества. Для большинства представителей буржуазной ооциологии,социальной психологии характерна приверженность идеалистическим взглядам,а в некоторых случаях наблюдаютоя попытки оочетать идеалиотичеокий а иатариалЕотичсский подход в толковании психологических феноменов.

С позиций марксизма ооновным решающим фактором,определяющим, характер национальной психологии,ее специфику и отруктуру,являет-оя опоооб производства,т.е. совокупность производительных оил и производственных отношений данного общества."...изучение материального субстрата психических явлений"1,как писал В.И.Ленин,коренится в материальном производстве,во воей совокупности данных производственных отношений,во всей сопиально-экономичеокой жизни общества.

Природная среда, являясь одним из важнейших условий материальной жизни общества,оказывает существенное влияние на национальную психологию.Предметы и явления природы.оомысливаяоь,преломляясь оквозь призму истдрически обусловленного способа мищди-ния.в том чиоле художественного, как бы в преобразованном, идеальном виде,"входят" в структуру национальной поихологии. Иаця-

I Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т.1. С.142.

ональная психология воспроизводит не природу вообще,не прошлое вообще, а то, что отало в них близким для нации,что вошло в ее кровь я плоть, '

Однако влияние природы на национальную психологию проявляется hff непосредственно, а через ускорение или замедление развития производительных сил со всеми вытекающими отсюда последствиями."...естественная ореда становится важным фактором в историческом развитии человечества,-пиоал Г.В.Плеханов,-не благодаря своему влиянию на человеческую природу,но благодаря своему влиянию на развитие производительных сил" .Общеотвенно-историчеокая и природная ореда проявляются сначала в чувствах, амоциях(щолях людей,т.е. в их психологии, а затем через национальную психологию - в специфических особенностях национальной культура.

Отражение в психологии, в сознании людей природы составляет одну из постоянных черт культуры народа,что в извеотвой степени определяет ту специфическую особенность его поихологии,национальной культуры, благодаря которой они отличаютоя от поихо-логии, национальной культуры других народов. В разнообразных оЧастях национальной культуры природа отражается в специфических формах и в различной степени в виде любимого образа в художественной литературе, пейзаже в живописи, в поэзии. На полотнах живописца, в песнях народа, в музыке и в танцах, стихотворении поэтов, в форме и характере одежда и жилища, - во всех областях культуры и на всех ступенях ее развития мы видим известное отражение природа.

Наиболее непосредственно может изобразить природу литература. Так, в казахских пеонях находил свое выражение многовековой опыт трудовой жизни казаха-кочавника-скотовода.В песнях воо-певались домашние животные,пастбища,реки,озвра.Пеаней казахи-кочевники вогречали вооход и закат солнца,появление звезд и луны.Песней благоолавляли отъезжающих в дальний путь,ею сопровождали отгон табунов ка новые паотбища.

Национальная психология,веомотря на свою значительную устойчивость, традиционнооть, как воякое общественное явление,подвергается изменениям,органически овязанным о природными,социально-экономическими уоловиями, которыми она в коночном очете определяется. В силу atoro формирование и развитие структурных ком-

I Плеханов Г.В. Избр.философские произведения.Т.П.М. ,1956, С.157,

понентов национальной психологии взаимосвязано о развитием есте-отвенно-иоторзчеоких,экономических,культурных условий жизни нации.Изменение происходят как в настроениях,мнениях, так и в характере, вкусах, традициях народа.

В § 2 "Национальная психология в системе духовной культуры" определяет место и функции национальной психологии в духовной япзня парода. В советском обществе возрастает роль духовной культура, которая охватывает в целом совокупность духовной жинни общества, все ее сферы и направления.

Национальная психология непосредственно связана о духовной культурой, как с самим процессом ее формирования,так и содержанием и формой ее продуктов. Поэтому она первой фиксирует диалектику отношений человека и общества, человека и природы.

- Чем правдивее и всестороннее выражена в духовной культура национальная специфика, особенности национальной психологии, тем ценнее она и как источник исторических оведений, я как источник изучения эстетического богатотва, накопленного пародом. х

Национальное в культуре определяется, во-первах, национальными черта?,та жизни, спецификой истории, природно-климатическими условиями, материальной культурой', семейно-бнтошм укладом, обычаями, традициям, национальной поихологией и, во-вторах, такими специфическими средствами выражения, как язык, музыка, худоае-отвепные традиции. В.И.Ленин указывал,что марксисты под национальными особенностями имеют в виду особенности психологии,языка, условий быта, культура*.

Национальная психология - явление историческое,обусловленное социально-историческими условиями формирования п развития нации. Особенные.своеобразные ее черты вырабатаваютоя у нации в результате специфических условий ее существования и запечатлеваются в духовной жизни нации - не только в искуоствэ, нравственности,-но и в такой форме общественного сознания, как философия. "Различие французского и английского материализма соответствует различию между этими нациями,- писали К.Маркс и Ф.Энгельс,- 'Французы наделили английский материализм остроумием,плотью и кровью, краоноре-чием.Они придали ему недостававшие еще темперамент и грацию"2.

Национальная поихология проявляется в оамых различных офе-

1 См.: Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т.8.С.65; Т.45.С.357.

2 Маркс К., Энгельс Ф.. Соч. Т.2. С.144.

pax общественной а духовной жизни: в труда,быту,языке,вкусах, культуре.Все эти афера непрерывно развиваются,изменяютоя.Поэтому национальная психология проявляется в духовной культуре не вне времени и проотранотве.а исторически конкретно.Особая,специфическая манера мышления и восприятия явлений действительности составляет существенную черту национальной поихологии и наи--более ярко это проявляется в художественной литературе.Национальные образн,творчески восооздаиные писателями,поетами,не только отражают черта национальной психологии,но в в определенноа степени обогащают ее какими-то новыми черточками.Это особенно заметно в произведениях,где отражены принципиально новые условия жизни народав.

Так,дореволюционные казахские писатели И.Аятыноарин.А.Кунан-баев,С.Торайгыров в овоем творчестве отражали традиционные,особенные черты казахской национальной.психологии,сложившиооя на протяжении веков в борьбе со стихийными силами природы,против социального гнэта.Казахокие se советские пиоателв,такие как С.Сей-фуллин,С.Муканов.Г.Муоропов и другие рисуют новый облик казахского народа,его поихологшо,лучше национальные черты, получившие простор для своего развития в условиях советского общества.

Плодотворность изучения особенного а общего в национальной психологии,мировосприятия,поведения людей по произведениям художественной литература показал Г.Гачев,который дает анализ национального восприятия по произведениям Ч.Айтматова "Д&адаиш","Тополек мой в краоной косынке"*. Интересные мысли и замечания по этому вопросу содержатся в книге Р.Гамзатова "Мой Дагестан'' в в романе М.Ауэзова "Путь Абая". Подверженность художественной культуры национально-поихологичваша влияниям,ев повышенная чуткооть к нравственным,эмоциональным и социальным процессам,протекающим й о^деотве, и делают художественное твотяеотво своеобразным барометром жизни общества. Именио ata способность открывает перед художественными произведениями широкие возможности для обратного воздействия на национальную психологию.

Лучшие гуманнотичеокие, интернациональные черты,составляющие ооновное содержание психология социалистических наций, в их культуры, у каждой из них проявляются по-своему, отличаютоя особым своеобразным колоритом, определенными отношениями в выражении чувогв, наотроенвй, вкусов и привычек. К примеру, ча-

I См.: Гачэв Г.Д. О национальных картинах мира. Народы Азии и Африки. 1967. * I. G.82-92.

dan из романа "Тронка" украинского писателя 0.Гончара пало похож на чабана, отмываемого казахским пноателем С.Мукановнм. Их отличают не только нюансы поведения, не и отношения к ценностям жизни и культуры, специфика восприятия окружающего мира. В то же время в поихологии и характере этих людей легко заметить и интернациональные черты, которые определяются общностью их социальных интересов и целей.

В § 3 "Диалектика национального и интернационального в психологии народа и ее проявление в духовной культуре" раскрывается диалектика этих категорий национальной поихологии в духовной жизни общества. "Национальный вопроо я прежде воего вопроо о соотношении интернационального и национального нашей партии пришлось решать и на этапе подготовки революции, и оообенно в- условиях строительства социалистического общества"*. Достижения качественно но* вого состояния советского общества немыслимы без переотройки,без оовершояотвозанял социалистической культуры, всех ее функций.Социалистическая культура - это те достижения, которые в процеосе развития советских наций выкристаллизовывались и закреплялись в ,худо-кествеших произведениях и живут в сознании, психологии, духовная, ценноотях парода. Ни одна нация ле живет только оамобытннм, идущим из глубины веков. Именно это обусловливает оутцэотвованив национального о интернациональном.

Интернациональное - это таков свойство национального, которое делает его значительным но только для овоей нации, но и для других. Отовда интернациональное та, национальное, которое обладает высокой отепенью художественного'* а общественного звучания,значимо для всей современной культура. Подлинная культура всегда интернациональна, потому что в ней находят отражение жизнь, труд, борьба, духовный мир, психология нации, находящейся в тесном хозяйственном, политическом, культурном общении о другими нациями. В "интернационализма заключал высокий принцип взаимного уважения п доверия народов друг к другу.

Круг известных идей и чувотв, воплощенных в современной художественной литературе, воегда оказываетоя близким представителем различных наций. Таковы, например, идеи мужества, героизма, самопожертвования,патриотизма,стремления к озободе,победа добра над злом. В этом смнсле характерно.что всенародным признанием

I Материала Пленума ЦК КПСС.1Э-20 сентября 1989 г.

М., 1989. С.15.

пользуются сказки и эпос, содержанием которых является победа света над тьмой, ума над глупоотыо, добра над злом.

Интернациональное и национальное находятся в единстве. Национальное проявляется в интернациональном,приобретает общечеловеческий характер и в овою очередь интернациональное не беэнаци-онально,оно развиваетоя через национально-специфическое.

Вое нации и народности,населяющие нашу отрану, сохраняют свои особенности,специфику, черты национального характера, язык, овои традиции. Лучше произведения каждой национальной литературы становятся достоянием многих наций, поступают в общий ароенал духовных богатств советских людей.

Интернациональное вбирает в себя подлинное богатство и разнообразие национального. Становясь неотъемлемой частью духовной жизни советских людей, интернациональное дает новое, прогрессивное направление процеооам, проникающим в национальные культуры. Национальные моменты в культуре окладаваютоя из национальных черт в авзненном материале и из особенных, специфических выразительных оредотв национальной культура. Р.Гамзатов метко заметил: "Когда у тебя опрашивают, кто ты такой, можно предъявить документ, паспорт, в котором содеркатоя вое основные данные.Еолв же у парода опросить,кто он такой, то народ, как документ, предъявляет своего ученого,писателя, художника,композитора, политического деятеля, полководца"так как вое они выражают духовную жизнь данного' народа.

Художественная культура сущеотвует и развиваетоя на национальной почве,вбирает в себя национальный колорит.придающий ее произведениям ооязательнооть.глубину жизненной правды,большой познавательный интерес.Глубоко национально-своеобразным художественным феноменом является советская многонациональная романя-отика.В лучших ее образцах воооозданы подлинно национальные характеры. Таковы романы казахских писателей А.Нурпеисова "Сумерки", С.Дооанова "Горная дорога", С.Габбаоова "Порыв", повеоти молдавского пиоатоля И.Чабану "Мооты", таджикского писателя Д.Икрама "Дочь огня", лакского пяоателя М.Башаева "В горах Дагеотана" и другие. Писатели, отмечая традиционно приоущвв национальному характеру, национальной психолог и, чувотва и мысли овоих героев подчеркивают одновременно в них лучшие интернациональные и национальные черты, возникшие в ооветокие годы.

I Гамзатов Р. Собр.ооч. Т.З. С.24-

Революционные преобразований общественной жизни не только охватывает аферу духовной культуры,но и сами в немалой степени завиоят от уровня последней.Вэдь без политической культуры населения, например, не могут успешно решаться проблемы дальнейшей демократизации межнациональных отношешзй. "Теперь, когда мы решаем задачи перестройки,обновления социалистического общества, широкого разлития демократии, проблемы духовной культура встают во многом по-новому. Их новизна определяется нашим нынешшга обращением к человеку, попоротом к его реальному облику, потенциалу,

хологии в духовной культуре** оовещаютоя поихологнчоокиэ особенности художоотвенного отражения действительности, проявления общего и особенного национальной психологии в литературе и в искуоат-во, определяется меато и функции национального чувства, национального характера и национального самосознания в духовной- культуре, раскрываются некоторые социально-попхологичесгсие предпосылка возникновения конфликтных, оитуаций в межнациональных отношениях и показываютоя пути ах преодоления.

В § I "Особенности проявления общих а оообетшх черт национальной поихологии в литературе" раоаматриваотоя важный компонент национальной психологии - национальное чувство и показываются особенности ого проявления в национальной литературе. Литература -важнейшая сфера проявления национального чувотва. Она обладает огромными возможностями для оодерзательного раскрытия этого феномена. Данной цели могут служить оаиаа различные жанр« здесь и апическое повествование, роман, расояаз, поема, аказка, паскн и др., а также такие специфические формы, как драма, трагедия, комедия. Литература споообна выражать правду жизни, изображать характер* людей, их чувства, переживания. В ней запечатлена и сохранена для грядущих поколений психология живых людей, даетоя широкая панорама общественной жизни.

Здесь возникает необходимость рассмотреть и такой компонент национальной психологии, как национальное чувотво. Национальное чувотво - это поотоянно действующий механизм, который фиксирует вое суждения о национальных ценностях. Оно формируется как чувотво близости, родственности, общноотя людей, проживающих на одной

I Горбачев М.С. Революционное переотройке - идеологию обновления. М., 1988. С.18.

¡е "Конкретные пути проявления национальной пои-

территории, разговаривающих па одном языке, имеющих однотипный быт, занимающихся одинаковым видом хозяйотва, поющих одни и те же пеони в отмечаэщих одни и те же праздники. Формирующиеся чувства охожеоги, бдиэооти дополняютоя лябоэыо к родной земле,цен-нозтным пониманием результатов матерагшгай я духовной деятельности оэоей нации.

Важное место в национальном чувство занимает чувство патриотизма и любви к родине, к своему народу, уважении к обоим обычаям и традициям. Сыновняя любовь л своей нации, к своей земле, к своему языку естественно и необходимо включает в оебя любовь к общей социалистической Родине, частью которой является родная земля. 1йдина, Отечество - eso то, что пролегает в плоовооти национальной общнооти и национальных различий и шаоте о том имеет нечто существенное в измерении другом - социальном. Это ощущение чувотва нераотораимооти, слитооти особенного и общего, интернационального и национального.

Истинный художник народов и националенt он чув-

ствует овою принадлежноить к данной национальности естественным образом и ею запечатлевается £ его произведениях. Тал, в романе "Ботагоз" С.Муканов повествует о жизни казахского общества до и поале Великого Октября, отражая оыыол событий художественно-эмоционально, т.е. через поступки и действия людей, а также их психологию, мысли и чувотва. Ибо зне этого нет художественно-психологического образа. Как бы далеко от дейотвательноптя не отлетала фантазия художника - она есть порождение человеческого ума и человеческих отношений я имеет целью воздействовать на ум человека, его поведение, психологию.

В течение десятилетий казахский народ был лишен возможности читать произведения многих овоих пиоателей, которые являлиоь знатоками и ценителями народного творчеотва, традиций и обычаев казахов, их психологии, национального оамосознания. Имеются в виду литераторы, которые подвергались репреооиям в годы сталинщина. В свете нового подхода к исследованию истории казахской советской литератуха возвращены народу имена я незаурядное творческое наолрчие Ш.Кудайбердыева, А.Байтурсуяова, М.Жумабаева,1.АЙ-

маугова, М.Дулатоаа и других. Возвращение творческого богатства, выработанного лучшими представителями казахокой гуманитарной интеллигенции, его подлинному хозяину - казахскому народу, будет опособотвоватъ раскрытию новых черт, нюансов его психологии, самосознания.

Каждый народ имеет свою психологичеокуга образную оиотему в языке, м-ткие пословицы и поговорки, сравпеЕгия и метафора. Туркменский писатель Б.Кербабаев шгшет: "Ворчание мачехи не смолкало, как колокольчик"на шее верблюда". Башкирский писатель С.Агиш прзвсдрт о равнение: "Душа его кипела, как спелый куша". Казахский ппсатоль З.Шашкин, описывая раоплавленнуа отель, говорит: "Она бурлила, как кипящий курт". Эти примеры свидетельствуют о том, что в литературных произведениях отражаются особенности ху-дояеотвепного зооприятия нации, условия эе гетзяи.

Таким образом, благодаря овоей способности выражать оообен-нооти, специфику национальной психологии, литература является одной из тех областей культуры, в которых национальные особенности отражаются ярко и ощутимо. Она глубоко, полно, конкретно может выражать в художественных образах поихологто нецяи - особенности, опоцпфлку оо мировосприятия, эмоциональные реакции на явления окружающей действительности. В сущности через ее оообеннооти познаотоя национальная пояхология.

В § 2 "Отражение национальной поихологии в некоторых видах иокусотва" определяется моото и функция национального самосознания в системе национальной психологии п показываются закономерности его проявления в иокуоотвв. Национальное самосознание бы-отупает активным фактором, влияющим на темпы, направления л содержание эстетических процэооов. На каждом историчеоком этапе оно, приобретает новые черты, оохраняя в то не время овою специфику.

Перестройка создала благоприятные уоловия для роста национального оамосознаяяя народов, дала им уверенность в том, что они могут-самостоятельно решать проблемы своей политической, социально-экономической и культурной жизни. В этих условиях неизмеримо уоиливаетоя роль иокуоотва, призванного отражать жизнь общества а конкрзтно-чувотвенных образах и на этой оонове воздействовать на чувства и волю человека, вливая в него новые аилы, веру в свэтлые идеалы, помогая преодолевать труднооти.

Художественное освоение национальной жизни оложно,многогранно. Человеческие отношения на производстве и в биту, оложный внутренний мир личнооти, ее место на нашей планете, все ето неисчерпаемая область художественных поисков. Для выражения всего богатства мира человека, его психологии выработаны различные художественные приемы, каждый из которых раскрывает различные грани духовной жизни, поихологию людей, недоступные другим видам иокуоотва.

Природа влияет на национальную поихологию, на национальное оамооознание через деятельность людей. Наиболее полно она выражена в живопиои и чаще всего и непосредственно в пейзаже. Например, художник А.Каотеев в картине "Стадо на джайляу" живопи-оая крааоту казахской степи, труда его людей. Благодаря яркому и жизнерадостному колориту передано все очарование степного про-отора, единение человека и природы. То ко можно сказать и о аду-гих его произведениях, поовященных реалиям повседневной жизни казахского народа. Раскрывая ценности индивидуально-неповторимого мира личнооти, художник обращается к глубоким пластам психики индивида, которые запечатлеваются в телесном, цветовом богатстве. Произведения изобразительного иокусотва во всех его видах являются своеобразным проявлением особенностей, опедифики, психологии нации, ее самосознания, идеалов, чаяний.

Наряду с живопиоыэ большими возможностями в отражении национальной психологии обладает музыка. Она представляет собой специфическую форму творчеогва, которая в звуковых художественных образах отражает жизнь, общественные отношения. Особенность, ее состоит в том, что эти художественные образы лишены зримости.Не поддающейся конкретным словеоным определениям отихия музыки сложна и непрерывна в своем развитии, подобно рамой жизни. Каждое музыкальное произведение имеет овов родину, а значит и определенную национальную специфику, которая проявляется в основных компонентах музыки.

Так, композитор Курюнгазы Сегирбаев воплотил в кюях демократические идеи казахокой культуры. В его творчестве передано не только определенное эмоционально-психологическое состояние человека, но и раскрыты существенные черты общественной жизни того временя. Через образ самого композитора, через его переживания, отрадания, связанные о нахождением в изгнании, раскрыта

глубокая трагедия, психология казахского народа в условиях феодально-колониального гнета.

Совотокое иокуоство является результатом доотижений и твор-чеоких уоилий всех социалистических наций. Оно слагается из вое-го лучшего, что создано каждым национальным искусством. Вот несколько из возможных примеров. В опера узбекокого композитора Ашрафи "Сердце поэта", в чувашской опере "Наречий", в киргизской опера "Токтагуль" нао увлекают и волнуют любовь их героев к родине, желание видеть ее независимой и счаотливой, стремление к свободному и творческому труду. В этих произведениях отчетливо проявилось национальное самосознание советских людей различных национальностей, общность их интернациональных черт.

Искусство в совокупности составляющих его видов утверждаете я художественными средствами, социалистический гуманизм.раскрывает нравственные истоки мужества, героизма, высоких патриотических качеств советских людей. Именно эстетичеокими средствами, при помощи художественного олова, перелива краоок, гармонии звуков можно особенно ярко и впечатляюще воздействовать не тол1ко на чувства, но а на разум человека, оказать влияние на весь его духовный мир.

В § 3 "Некоторые социально-поихологичеокие предпосылки возникновения конфликтных ситуаций в межнациональных отношениях и пути их преодоления", раскрываются социально-психологические предпосылки психологии межнациональных конфликтов, корни их живучее ти и определяются пути их преодоления. Национальные и межнациональные проблема тлеют овою специфику и особый исторический характер. Как и везде этот фактор иожет быть направлен и на созидание, и на разрушение. Перестройка вызвала роот национального самосознания, чувства национальной гордости у наших народов за овою иоторшо, культуру, язык, традиции, обычаи, горячее стремление сохранить и приумножить национальные ценности. Эти процессы проходят оложно, противоречиво.

Бресте о тем она обнажила негативные стороны жизни, порожденные духовными репрессиями и застоем общественного сознания. Это привело к оживлению в определенных регионах страны рецидивов националистических и шовинистических наотроений. Противопоставляя одни нации другим, выдвигая лозунги сепаратизма, нацио нальной иоключительнооти, они чаото оказываютоя выразителями

интересов антидемократических групп. "Серьезное осложнощт в ра-ализацад задач перестройки вносит активизация националистических г всякого ро;.а деструктивных сил, питающихся использовать общественную энергию в своих корыотных целях и не останавливающихся пэрзд дестабилизацией обстановки во шл их достижения. Вот почему то там, то сям ьспчхпва'от конфликты"*.

Четкий и обоснованный ответ на допрос, почему так произошло, важен для выводов, что и как делать дальше. Он необходим в для того, чтобы укрепить у людей веру в пероотройку. Причины мзк-ноцгональкых конфликтов самые разные. Они обусловлены спецификой региона. Но есть у них и общее. Психология национализма вырастает на определенной почве иокажешя принципов социальной справедливости, гипертрофия эгоистических потребностей, подбор кадров по признакам землячества, кумовства, переплетаясь о национально-этническими факторами, порождает напряженность в межнациональной среде.

Подобные просчеты имели мбото в различных регионах страны, в том числе и в Каззхотаке. Они овоевременно не вокривались.что при. }ло к событиям 17-16 декабря в Алма-Ате, аде группа студенческой и рабочей ыолодожз вышла на площадь о лозунгами и плакатами. Коыиооия Президиума Верховного Совета Казахской ССР по окончательной оценке обстоятельств, связанных с декабрьскими событиями, пришла к выводу: "Выступления казахской молодежи в декабре 1985 года в Алма-Ате' и ряде областей Казахстана не были националистическими - это первая попытка воспользоваться гарантированным Конституцией и декларированным перестройкой правом на свободпое выражение гракданокой и политической позиции.

Глубокие причины недовольства молодежи уходили в низкий жизненный уровень, социальную неоправедяивооть и издержки командно-административной системы"*. /

Вполне обоснован пересмотр постановления ЦК КПСС "О работе казахской республиканской партийной организации по интернациональному и патриотическому воспитанию трудящихся", в чаотнооти, формулировку оценки декабрьских (1986 г.) событий, сияю обвинение казахского народа а национализме. Восстановлено доброе имя народа, его характерные черты: честность, интернационализм, вер-

1 Материалы Шй съезда КПСС. Ы., 1990. С.8.

2 Каэахстанокая правда.~1990. Л 223, 28 сентября.

пооть дружбе.

Рецидивы психология национализма начинаются тогда, когда интересы своего народа противопоставляются интересам других, когда ограничиваются или разрываются духовные связи между ними. Психология национализма споообна возбудить в людях самые низменные чувотва. В этой оитуации рождаетоя цеп-пая реакция зла, ибо неконтролируемые, слепые чувства не могут породить ничего кроме подозрений в злых намерениях других народов.

В отдельных регионах и сегодня встречаются всплески национализма, потоки которых кдоютоя в экономических трудностях, острейших социальных противоречиях. В то же время осложнения межнациональных отношений связаны о последствиями невнимания к специфическим материальным и духовным запросам народов, населяющих несу страну. Другая причина - отсутствие контроля со стороны масо за деятельностью тех, кто находится у власти. Третья причина - реакция на перестройку коррумпированных групп, которым в ряде мест удалось помести выражение естественных национальных чувотв в разрушительное националистическое русло. В диосертацди выделяютоя конкретные фор-га проявления психологии национализма и шовинизма: а) психология национального эгоизма и психология национальной ограниченности; б) чрезмерное воохваленнв и возвышение овоей палии за очет пршпгаоппл других; в) защита реакционных оби-чаев, традиций под ввдом развития национальных оообанно-отей; г) идеализация прошлой истории, затушевывание социальных противоречий в истории того..-'зли иного народа; д) рецидивы психологии национализма и шовинизма проявляются в об-лаоти подбора и подготовки кадров; е) нарушение лениноких принципов о соблюдении такта и культуры общения между национальностями. Показнваютоя пути преодоления поихологий национализма и шовинизма.

В заключении диооергации подведены итоги исследования,оформу-лированы ооновные вывода и даны практические рекомендации,намечены перспектива дальнейшего изучения некоторых аспектов проблемы.

с

По тоне диссертации опубликована оледувдие работа:

1. Язык и поэтический оклад - форм национальной кулкгурз.-В кн.: Материалы республиканской научно-практпчеокой конференции. Алма-Ата: Наука, 1978. - 0,2 п.д.

2. Национальная воихология и ее структура. - В кн.: Материалы республиканской научной конференции, поовященной 110-fl годовщине оо дня рождения В.И.Ленива. Алма-Ата: Наука, 1981. -0,2 д.л.

3. Единство национального а интернационального в психологии социалистических наций (на казахском языке). В аураало "Казахстан угитшисе", 198I. # I. - 0,3 п.л.

4. Оообенноотв проявления интернационального в национально-специфического в духовной культура социалистических наций.-В кн.: Образование Coosa ССР - нквое воплощение ленинских принципов национальной политики, поовященной бО-летвв образования СССР, Алма-Ата, 1982. - 0,25 п.л.

5. Специфика национальной психологии в духовной культуре.-В п.: Актуальные проблемы исторического материализма, 1982. -0,25 п.л.

6. Проявление некоторых особенностей национальной психологии в искусстве. В кн.: Материалы УТ научной конференции аспирантов и соискателей (Деп.ИНИОН АН СССР, & II348, 10.10.82). Москва. - 0,6 п.л.

7. Характерные особенности нравотввано-психологическвх принципов коммунистической морали (на казахоком языке). В вурнале "Казахстан угитшиои", 1983. М II. - 0,2 п.л.

8. Критика буржуазных теорий культуры. - В об.: Методологические принципы анализа социальных явлений н современная идеологическая борьба (Деп.ЭДИОП АН СССР, $ 24981, 19.04.86). -

0,6 п.л.

Подписано к печати 27.10.90 формат 60x8!» 1/16 Печати.лист 1,2 Уч. изд. д. 1,0 Тирав 120 Захаа 6 *Й5

Отпечатано на ротапринте КаэИКСв, г.Алиа-ата, ул. К.Маркса,105