автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Чеченский этикет: феномен "нохчолла"

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Берсанова, Залпа Хож-Ахмедовна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Чеченский этикет: феномен "нохчолла"'

Текст диссертации на тему "Чеченский этикет: феномен "нохчолла""

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В.ЛОМОНОСОВА

На правах рукописи БЕРСАНОВА ЗАЛПА ХОЖ-АХМЕДОВНА ЧЕЧЕНСКИЙ ЭТИКЕТ: ФЕНОМЕН "ПОХЧОЛЛА" (середина XIX - начало XX века)

07.00.07 - этнография, этнология и антропология Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель -доктор исторических наук профессор Л.Б.Заседателева

Москва - 1999

\

ПЛАН РАБОТЫ.

Введение, с.2-17.

ГЛАВА 1 .Исторические корни традиционно-бытовой культуры чеченцев, с. 18-68.

§ 1 .Особенности формирования поведенческих норм у чеченцев. 1.1 .Основные принципы "нохчолла".

1.2. Адат.

§2.Феномен "нохчолла". Его основные компоненты. §3.Религиозное и этническое в системе "нохчолла". ГЛАВА 2.

Традиционная культура общения и ее проявление в некоторых обычаях чеченцев.с.69-124. §1 .Черты семейной жизни. 1.1 .Геронтотимные традиции. 1.2.Элементы брачного этикета.

1.3.Женщина в чеченском обществе. §2.Этикет гостеприимства.

§3.Формы приветствий и благопожеланий. Заключение.с. 125-130. Библиография.с. 131-148.

Конец XX столетия ознаменовался значительным ростом национального самосознания, охватившим многие регионы России, в том числе и Северный Кавказ.

Процесс обретения национального самосознания сложен, а порой и трагичен (Абхазия, Чечня), в него вплетены политические, социально-экономические и культурные факторы, испытавшие влияние деформаций национальной политики советского времени.

В этом процессе народы пытаются постичь корни национального самосознания и как бы вновь пережить все этапы своей духовной истории, без этого процесса самопостижения вряд ли вообще возможна подлинная человеческая история.

С началом перестройки в стране, как и многие другие народы бывшего СССР, чеченцы получили возможность объективного изучения своей истории, своего культурного и духовного наследия.

Чеченцы - один из древних народов Кавказа. Принадлежит к кавказской расе. Самоназвание - "нохчи". В истории также известны под названием "нахчиматьяне", "дзурдзуки", "кистины", "цанары", "эры".

Происхождение этнонима "чечен" уходит в глубь веков. Так, например, тюрки издавна называли чеченцев "сасаны", кабардинцы - "шашаны", осетины -

"цацаны",, лезгины - "чачаны". Современное название "чеченцы" сформировалось в данной транскрипции в ХУШ веке в результате близкого соприкосновения этого народа с русскими. В литературе о чеченцах довольно часто встречается и название "вайнахи" (дословно: наш народ) или нахи (народ)1.

Чеченский язык относится к северо - кавказской языковой семье. Северный Кавказ всегда являлся регионом, где процессы формирования и развития общественно-политического уклада жизни, нравственных норм и религиозного сознания происходили достаточно динамично. Данные исторической науки свидетельствуют, что этот регион отличался высокоразвитой для своего времени материальной и духовной культурой. Однако поступательное, прогрессивное развитие народов Северного Кавказа, в частности, чеченцев, прерывалось и подрывалось войнами. Так, например, в эпоху раннего средневековья (1У-ХП века) предкам чеченцев, как и другим кавказцам, пришлось отражать экспансию Сасанидского Ирана, Арабского халифата и Хазарского каганата. В ХШ веке кавказские равнины более чем на

два столетия были заняты Золотой Ордой. А уже в 1396 году полчища нового

1 Хасиев С.-М. Чеченцев древняя земля. Рукописный фонд Чечено-Ингушского культурного общества "Даймохк". С.17.

азиатского завоевателя Тимура уничтожили северо-кавказские города. В начале ХУ1 века наступление на Кавказ развертывают сразу три крупные державы -Сефевидский Иран, Османская империя и Московское царство. Действия этих трех сил и определяли политическое положение чеченцев и других народов Кавказа по крайней мере до середины XIX века.

В результате нашествий северо-кавказским народам наносился огромный духовный и материальный ущерб. Несмотря на сложнейшие условия, каждый этнос, в том числе и чеченцы, вновь становился на путь демографического, морально-нравственного, общественно-политического и экономического развития.

Поиск путей развития невозможен без внимательного изучения разных сторон национальной жизни. История, психология, культура этноса ярко отражаются в традиционных формах общения людей. Именно поэтому важен анализ бытовых традиций народа, характеристика его этикетных норм.

Многое в истории этноса становится понятным только через изучение эволюции его культуры. Эта эволюция неизбежна в процессе взаимодействия религиозных и светских компонентов.

Несомненно, этническое самосознание чеченцев, их традиции играли значительную роль в сохранении этноса, в его развитии. Но исторические

реалии таковы, что, чеченский народ на протяжении всей своей истории не раз оказывался поставленным в неимоверные условия существования (многолетняя Кавказская война XIX века, революция, гражданская война, политические репрессии 30-х годов, депортация 1944 года, военные события 1994-1996 годов). Существенное значение в духовной культуре народа приобретал феномен "нохчолла".

Источники. Основной источниковой базой диссертации явились полевые этнографические материалы, собранные автором в 1990-1994 годах в селениях Вашиндарой, Бечиг и Шатой Шатойского района, Ачхой-Мартан и Шаами-Юрт Ачхой-Мартановского района, Урус-Мартан и Шалажи Урус-Мартановского района, Белгатой Шалинского района, а так же в 1995-1996 годах в г. Грозном среди беженцев из разных сел республики.

Основной задачей на первом этапе работы стало выявление характерных черт, присущих чеченцам как этносу, и работа с информаторами старшего поколения.

Сбор полевых материалов проводился преимущественно методами интервью по специально разработанному вопроснику, бесед с информаторами разного возраста, а также изучения обрядов методами наблюдения по прямой,

наблюдения включенного.

Запись бесед велась на чеченском языке, что позволило определить специфику обрядовой терминологии, речевого поведения и приветственных пожеланий. Важность именно полевых исследований для этнографического изучения чеченцев несомненна, так как сведения о религиозных верованиях и обычаях очень слабо отражены в историко-этнографической литературе. Собранные полевые материалы по существу остаются единственным полным источником для изучения феномена «нохчолла» и взаимовлияния его с религиозными верованиями и традициями чеченцев.

В работе также использованы материалы нартского эпоса и средневекового эпоса «Илли» как ценнейшие источники для изучения этикетных норм и обычаев чеченцев.

Помимо полевых материалов в диссертации использованы материалы ЦГА Чеченской Республики, архивных фондов Чечено-Ингушского научно-исследовательского института истории, языка и литературы, а также материалы рукописного фонда Чечено-Ингушского культурного Центра «Даймохк»

Некоторые материалы архивных фондов, полевых этнографических экспедиций введены в научный оборот впервые.

Состояние научной разработанности темы. В обширной литературе по истории Кавказа, известной со времен античности до наших дней, внимание исследователей чаще всего привлекали явления историко-этнографического и политического характера. Вопросы этикета народов Северного Кавказа, в том числе и чеченцев, упоминались попутно, описания традиций и обрядов носили повествовательный характер.

Что касается исследования понятия "нохчолла" (чеченство), его возникновения и функциониров ания в среде чеченцев, а тем более его взаимодействия с их религией, то ученые к этой проблеме стали обращаться только в последние годы.

Интерес к Кавказу, в частности, к чеченскому народу, особенно проявился в годы Кавказской войны XIX века. В работе "Покоренный Кавказ. Очерки исторического прошлого и современного положения Кавказа"2 мы находим интересные сведения о традиционной культуре общения чеченцев, описание их внешних данных.

" Чеченцы, как мужчины, так и женщины, наружностью чрезвычайно красивый народ. Они высоки ростом, очень стройны, физиономии их, в особенности глаза, выразительны; в движениях чеченцы проворны, ловки; по

2 См.: Покоренный Кавказ. Очерки исторического прошлого и современного положения Кавказа. (Издание Каспария). С.-Петербург, 1904г., с. 12.

характеру они все очень впечатлительны, веселы и остроумны, за что их называют "французами Кавказа", но в то же время подозрительны, вспыльчивы, вероломны, коварны, мстительны. Когда они стремятся к своей цели, для них хороши все средства. Вместе с тем, чеченцы неукротимы, необыкновенно выносливы, храбры в нападении, защите и преследовании. Это - хищники, каких немного среди горных рыцарей Кавказа; да и сами они не скрывают этого, избирая среди царства животных своим идеалом волка".3

А.А.Бестужев-Марлинский в "Письме к доктору Эрману" описывает некоторые отличительные черты этого народа:"... (Чеченцы) не жгли домов, не топтали умышленно нив, не ломали виноградников. "Зачем уничтожать дар божий и труд человека", - говорили они... И это правило горского "разбойника" есть доблесть, которой могли бы гордиться народы самые образованные..."4.

По словам современников, "замечательно остроумным и весьма образованным человеком, незаменимым собеседником и первым лицом на Кавказе по своему обширному знакомству с краем" являлся А.П.Берже -историк, член многих представительных научных обществ России и Европы. В его работах "Этнографическое обозрение Кавказа", "Горские племена", "Краткий

3 Там же.

4Бестужев-Марлинский "Письмо кдоктору Эрману" (1831-1837), РВ.1861. №4.

обзор горских племен на Кавказе"5 мы находим описание некоторых обычаев чеченцев, внешних данных представителей этого этноса, некоторые психологические характеристики чеченцев.

В 1879-1880-х годах в этнографических экспедициях по Кавказу принимали участие М.М.Ковалевский и В.Ф.Миллер. Научные изыскания М.М.Ковалевского получили высокую оценку в Европе. В его работах "Закон и обычай на Кавказе", "Поземельные и сословные отношения у горцев Северного Кавказа" содержатся интересные сведения об обычаях чеченцев, семейных и родственных отношениях.6 Много интересных сведений об этикете чеченцев дает Л.Н.Толстой в своих произведениях, к которым мы можем относиться как к серьезным научным данным, так как Лев Николаевич долгое время жил на Кавказе, дружил с чеченцами, изучал их нравы и обычаи. Тем более, что писатель в кавказский период своего творчества признавался : "... Когда я пишу историческое, - я люблю быть до малейших подробностей верным

п

действительности".

Крупнейшей заслугой ученого М.Косвена, изучавшего этнографию и историю Кавказа, является описание им сельской общины у кавказских народов.

5Берже А.П. "Этнографическое обозрение Кавказа". (СПб.), 1879; "Горские племена". "Живописная Россия". М.1883. Т.9; "Краткий обзор горских племен на кавказе". Тифлис, 1885.

6 Ковалевский М.М. "Поземельные и сословные отношения у горцев Северного Кавказа". М.1963.

7 Толстой Л.Н. Полн.собр.соч в 90 т.М., 1928-1958. Т.73. С.353.

На основе исследования разнообразного материала М.Косвен пришел к выводу, что одной из основных ячеек чеченского общества в эпоху "башен и замков" была патронимия (небольшая группа близкородственных малых семей).8

Из современных историков вопросами общественной организации чеченцев занимался М.Мамакаев. В его работе "Чеченский тайп в период его разложения" рассматриваются семейные отношения внутри тайпа, права и обязанности членов тайпа, при этом делается упор на моральную ответственность за совершение того или иного поступка, не соответствующего нормам морали, принятым в чеченском обществе. Автор выявил двадцать три основных общественно обязательных принципа, установленные правовым институтом тайпизма для своих сородичей и обществ.9 Работа Мамакаева дает обширный материал по этнографии чеченцев, исследует структуру и особенности чеченского тайпа последних трех столетий дореволюционной истории. Однако некоторые выводы автора тенденциозны, его попытки следовать марксистско-ленинской методологии приводят к искажению исторической действительности и нивелировке особенностей общественного строя чеченцев в рассматриваемый период.

В тридцатые годы нашего столетия некоторые ученые из Чечено-

8 См.:Косвен М. Этнография и история Кавказа. Исследования и материалы. М.1961, с.38.

Ингушского научно-исследовательского института истории, языка и литературы для обозначения совокупности этих моральных принципов, обязательных для соблюдения всеми чеченцами, ввели термин "нохчолла". Ученые-арабисты решительно воспротивились такой постановке вопроса, считая, что чеченцы -это прежде всего мусульмане, и они должны придерживаться в своем образе жизни принципов ислама. И термин "нохчолла" так и не получил права на жизнь.10

В 80-е годы, когда появилась возможность объективного изучения малоисследованной и сильно фальсифицированной истории чеченского народа, ученые стали уделять внимание вопросам изучения культуры, этикета, нравственных сторон жизни чеченского этноса.

В этом отношении выделяется работа Алироева И.Ю. "Язык, история и культура вайнахов".11 Автор значительное место уделяет описанию обычаев чеченцев, иллюстрируя повествование легендами, воспоминаниями известных людей, побывавших на Кавказе. Работа содержит обширный фактологический материал, но бедна научными выводами и обобщениями.

Вопросами изучения этикетных ценностей чеченского народа занимается

9 См.:Мамакаев М.А. Чеченский тайп (род) в период его разложения. Чечено-Ингушское книжное издательство. Грозный, 1973.

10 Хасиев С.-М. Указ.соч., с.7.

11 Алироев И.Ю."Язык, история и культура вайнахов". Грозный, 1998 г.

этнолог Я.В.Чеснов. В его статьях "Женщина и этика жизни в менталитете чеченцев"12, "Политическая культура чеченцев"13; "Чеченцем быть трудно" делается теоретический анализ некоторых обычаев чеченцев, рассматриваются вопросы семейно-брачных отношений.14

Чеченской этике общения посвящены работы историка и социолога Э.Исаева.15. Цикл его статей в периодической печати подробно описывает всю гамму отношений в чеченской семье, рассматривая в ней роль матери, долг детей, место бабушки и дедушки в семье. Ценность работы Исаева заключается в том, что он широко использует материалы чеченского фольклора, основную часть которых собрал лично, беседуя со старожилами разных сел республики. Но статьи Исаева не лишены определенных недостатков, в частности страдают

и V

идеализациеи чеченской семьи.

Пожалуй, самыми исчерпывающими, полными и объективными исследованиями вопросов, касающихся чеченского этикета, феномена "нохчолла" отличается работа этнографа С.-М.Хасиева "Чеченцев древняя земля". В своей работе ученый описывает мировоззренческие аспекты "нохчолла", выявляет черты, присущие чеченцам как этносу. Но при этом

12 См. "Этнографическое обозрение", №5, М. 1994г.

13 См.:"Независимая газета" от 22.09.94 г.

14 См.:Газета "Справедливость" №4 (66) январь 1994 г.

13 См.: Газета "НовостиГрозного" №№ 1-9 1994 г.

обходит вниманием религиозные аспекты феномена "нохчолла".16

Понятия, аналогичные понятию "нохчолла", существуют у адыгов ("адыгагьэ) и у абхазов ("апсуара").

Б.Х.Бгажноков определяет "адыгагьэ" как древнюю категорию, "служащую

17

концентрированным выражением моральных правил поведения" . Справедливо

II II II о

характеризуя адыгагьэ как ...высшую ценность для основной массы

населения, идеал, в направлении которого следует совершенствовать себя", он

все же почти не проводит различия между этим феноменом и адыгским 18

этикетом.

Такими же недостатками страдают выводы С.Хасиева относительно понятия "нохчолла".

Но, несмотря на актуальность исследования проблемы взаимовлияния и взаимодействия религиозного фактора и "нохчолла", чеченских традиций и "нохчолла" специальных работ, посвященных этому вопросу, нет.

На наш взгляд, понимание "нохчолла" нельзя ограничивать только рамками морально-этических ценностей и норм, поскольку это категория, в которой отражаются характерные для чеченцев черты и на других уровнях: психологическом, этнополитическом, философском, этнокультурном и т.д.

16 Хасиев С.-М. Указ.соч.

17 Бгажноков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов. - Нальчик: Эльбрус, 1983. С.201.

Исходя из этого, целью данного диссертационного исследования является анализ феномена "нохчолла", чеченского этикета, и его взаимодействия с религиозными верованиями чеченцев в процессе их исторического развития и на современном этапе. Этикет имеет право на независимое от религии существование, при этом сохраняя в себе черты ислама и языческих верований.

Такая постановка вопроса особенно актуальна на современном этапе истории чеченского народа в связи с тем, что в республике ломал их традиционный уклад жизни, пытался силой у