автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Человек и общество в философии чистых братьев

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Аль-Баргути Абдель Карим
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Автореферат по философии на тему 'Человек и общество в философии чистых братьев'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Человек и общество в философии чистых братьев"

/ с

московский о ища л шина, ордьна октябрьшгй ркволюдйи, ордша тшового красного знашш госудштвшшгуниверситкг иы. и.в.ломоносова

Специализированный совет К 053.05.64 по философсюм наукам

№ правах рукописи

Аль-Баргути Абдель Карим

удк i Ш

человек и ова^ство в философии чистах БРАТЬЬВ (09.00.03 - история философы)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва 1991

} ? -

Работа выполнена на кафедре философии Университета дружбы народов км. П.Думумбы.

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Н.С.Кирабаев

Официальные оппоненты: доктор философских наук профессор А.В.Сагадеев

кандидат философских наук и.Д.Ибрагиков

Ведущая организация:

Российский Государственный гуманитарный университет,

кафедра истории философии.

Защита состоится " " С^^^ДГ 1991 года в Уэ часов, на з&седвнии специализированного совета /К 053.05.64/ по философский наукам в Московском государственном университете им. Ы.В.Ломоносова по адресу: Москва, Ленинские горы, 1-й корпус гуманитарных факультетов МГУ, философский факультет, 11-й отаж, аудитория 1156.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки 1-го корпуса гуманитарных факультетов МГУ им. Ы.В.Ломоносова.

Автореферат разослан г.

Учения секретарь спсц'.а.-лщтроЕанного

Г.Г.СУДЬИН

I

I

- 1 ОНЦАЯ ХАРАКГЕШЯЖА РАБОТЫ

сс-?ртдциЯ_| ^

Актуальность темч. Европоцентристская наука издавао утверждала, что для восточных народов характерны принижение статуса чоловока в гаро, отсутствие интереса к человеческому обцеаи-тию и к проблем ого уооверпепствовапия. Сказанноо в полной »¿эре относятся и к представлению европейцев о мусульманском Востока. В западпой науке получала распространение концепция, согласно которой муоульканокая культура на знала гуманизма, так как домзни-рупзгм Ьо идеалом била спасение и искупление,связанные о предота-влэниеи о чэловэкэ как о раба бозьом, а на идея добродатольного гражданина, характерная для античной культура.

На мусульманском Востока отношение к цробломэ гуманизма в духовном наследии - двоякоз. Одна авторы охотно согласуются с ут-Еорздоплем, что гуманизм является исклотптелышм достоянаем западной культура. Но, по их мнению, в этом как раз и заключается ео трагвдая. Европейский антрояоцентразм, по ах шагаю, и стал первопричиной всех поразивших западную цивилизацию потрясений. Другая же. категория авторов, напротив, отстаивает тезис о существовании в классической мусульманской культура а философии румз-нпотичаских традиций, но связывает их только о религией, оообеп-но о мистическим направлением в Цай, представленным суфиями.

Обгям для стогах исследователей среднавековой мусульманской философии как на Западе, так и на Воотоко является убеждение, что классическая арабо-муоульманская гаель светского направления, во-первых, не гшрахзот подлинного духа мусульманской культуры, а во-вторых, осталаоь невосприимчивой к свойственному Античности языческому гуманизму.. Швсте о тем в последнее врамя намечаетоя стремление дать объективную картину разгития гуманиотачоских идей в классической врабо-цусулыгшокой философии.

. Такая тенденция излагалась и в советской историко-философской наука, где гуманистические традиция мусульманского Востока в специальной форкэ ноолодуотся в работах, A.B.Сагадеева о гуманизма в средневековой мусульманской культура а философии, К.А.Азимова о гуманастзчэохях идеях азербайджанских мыслителей, С.К.Са-тнбековой - о гушназкэ ша-Сараба. В непосредственной связи о разработкой этой теки находятся работы советских исследователей, лоовящанные совдальной филооофаи арабо-вдусульмансхих мыслителей.

Таковы труда Й.С.Кирабаева, А.А.Игнатенко, М.К.Арапова, А.М.Дха-хедэ и др,

Естест&о.ио, в .истории постановки я реаения проблемы человека и человеческого обдежзтия в средневековой арабо-мусульман-ской философия остается много и шосведзнных страниц. Одну из таких лакун ил в стйЕаа своей целью заполнить з настоящей работа, лоовя&цдоЗ юсетгедям, стоявшим у истоков гуиавистнчоской традиции в }Кйсо»навкой арабе-.чусульманской философия. \

Степент. гтозботонносэт; проблемы.. Энциклопедическому4.труду, ооставлолдб;.^ таена!,а тайной философско-политической'ассоциации, под !шзвтшйа "Трактаты Чистых брагьяв и Вэрных друзей" досвязшо тасло монографий, среди авторов которых

доминирующее д"злегишю шт нусульманские ученые. Это работы В.А.Абдашш, т-Аури, А.¡Л. адь-Абду, м.Гашзоа, У.Ад-Ддсукы, А.Такяра, Дудаева, А.Аль-Хузайря, А.Шамс ад-Дана, И.Р.Наттона, А. Трака Ч Все зтя труди отличаются стремлением их. авторов доказать, что Члс7и$ братья ставили своей целью подчинить философскую кущ)00-?ь, воспринятую от греков, требования!.! ' исламской идеология. Зге относится и к исследованиям А.М.аль- • Абду и М.Ф.Хидааба, по темо корегошкающимся с предметом нашей работы.

В советской историко-философской литературе "Трактатам Частых братьев" посвящена только одна монографическая работа А.К.Закуева "Философия "Крзтзьев чистоты". С пашей темой пересекается содержание одной-из глав этой книги - "Социально-политические и социологические взгляда "Братьев чистота"". Хотя глава эта содержит интероаную для читателя информацию о взглядах ■Братьев на современное им общество, трудно согласиться с основной ее идеей о том, что "взгляды и рассуждения "Братьев чистоты" выражают их тендонщш к демократизму, равенству, дружбе всех

Абдалла В.А. Бытие в философии Чистых братьев. Александрия, 1989; Абд ан-Нур JvK. Члстыэ братья. Каир, I9GT; эль-Абду A.M. Человек в ¿{илософяи Чистых братьев. Каир, 1973; Тамир А. Правда о Чистых братьях и Верных друзьях.Бейрут, 1966: Хид-каб М.Ф. Политическая философия Чистых братьев.Каир,1982; аль-Хузайри А.Чистые братья и кризис эпохи.Тунис,б.г.; Шамс • ад-Лин А.Педагогическая (¿клософпя Чистых братьев.Бейрут, 1988;

народов земного шара" Чистим братьям, кроме того, посвящены кандидатские диссертации И.А.Агаова и Т.П. Ахмада но, хотя ыш и затрагивают з той или нной маре рассматриваемую ¡ими тему, специально ее но исследуют.

Цель и вадачи исследования. Цажь ¡тэшего исследования замечается а раскрытии спецЕ(|нческпх сюсобов решения проблемы человека и человеческого общежития в первом на мусульманском Востока энциклопедическом.труда, созданном членами тайного союза Чистых братьев. Для достижения этой цели нам необходимо было решить следующие задачи:

- выяснить социально-политические и идешше предпосылка творчества Чистых братьев;

- раскрыть езглядн Братьев на чоловевд в контекста их онтологических, космологических и натуралистических концепций;

- изучить их социологические воззрешы и учение о Городе ладей добра;

- установить место и роль энциклопедистов в истории антропологических и социологических учеши на средневековом цусульмз.ч-ском Востоке.

Научная новизна исследовакия состоит в том, что в нем впервые: I

- дается комплексный анализ антропологических воззрений Частых братьев;

- в тесной связи с учением Братьев о человоко раскрываются их социологические идеи;

- доказываются, что "Трактаты Чистых братьев" явились яово-ротнкм пунктом в развитии средневековой арабо-мусульманской философии, определивши обращение ее к проблемам практического разума ;

- показано влияние гуманистических взглядов Чистих братьев на последующее развитие антропологических и социологических концепций в арабо-мусульманской философии и культуре.

т

Закуэв А.К. Философия "Братьев Чистоты". Баку, 1961, с.36.

&гаев И.А. Рационализм как выражение свободомыслия в.фшшсо-Апа Чистых братьев. АвтореФ. дне. ... хшнд.фнлос.наук.Баку, И285:, Ахмед Т.Р. Социологические и отичоскио воззрения в фи-.тесамяш "Братьев Чистоты". Автороф. до с. ... кшщ.фалос.на-1956.

Методологической основой исследования слугшл объективный, научный подход к историко-философскому процессу, в частности, заключенный в нем принцип историзма. При разработке 'теш мы опирались на работы советских историков средневековой арабо-му-сульманской философии - Н.С.Кирабаева, А.В.Сагадеева, В.В.Соколова, М.М.Хайруллаева.и др.

Практическая значимость исследования определяется тем, что его положения и вывода способствуют более глубокому пониманию гуманистических традиций в истории классической мусульманской культуры и критике ее европоцентристских искажений.. Содержание работы монет быть использовано в курсах по истории средневековой философии.

Апробация исследования. Работа обсуждена и рекомендована к защите на кафедре философии УДН им.П.Думуыбы и кафедре истории зарубежной философии философского факультета МГУ им.Ломоносова.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения и списка использованных источников и литературы.

ОВЦЕЕ СОДЕЕйАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается выбор темы исследования, ее актуальность, дается общая характеристика состояния литературы по ней, устанавливается степень разработанности объекта исследования, раскрываются цель и задачи работы.

Исходя из указанных выше методологических принципов, автор исследования приступает к анализу исторического контекста создания "Трактатов Чистых братьев и Верных друзей", которое посвящается глава I - ""Трактаты Чистых братьев" и исторические, предпосылки их создания".

В § I ("Эпоха "Трактатов Чистых братьев". Проблема их авторства") рассматриваются исторические факторы, определившие появление энциклопедии Чистых братьев, проблема авторства "Трактатов" и времени их составления. Исследователи выдвигают различные гипотезы относительно времени появления ассоциации. Многие полагают, что она возникла в 1У в. хиджры (X в.н.э.). Такая гипотеза исходит ив факта расксиш_ Аббасидского государства, углуб-■ ления разногласий, конфликтов, коррупции, охвативших халифат именно в этом веке. Такой ситуации сопутствовало распространение

всевозможных группировок, проловедугадах свои взгляды и стремящихся к захвату власти. Широков распространение к 1У в. хиджры получила античная философия; существовали многочисленные идейные течения, каждое из которых стремилось пропагандировать свое учение, прибегая с этой целью и к античной философии. В этих условиях, как полагают, и были написаны "Трактаты Чистых братьев", соединявши, с одной стороны, доктрины шиитов и мутазилитов, а с другой - плода античной философии.

Для подтверждения приведенной ворсни часто ссылаются на рассказ философа-вольнодумца ат-Таухиди (932-1023) об учоннх собраниях при двор« Суидского правителя Самсам ад-Даули (сЖ-987).Согласно ат-Таухиди, центральное ядро союза Чистых братьев составляли жившие в то время Абу Сулейман иль-Макдиси, Али ибн Харун аз-Занджани, ■ Абу Ахмед аль-Махраджпнн и Зайд ибн Рифа о и аль-Аусби. Высказываются также предположения, что одним из идеологов Чистых братьев бил сам ат-Таухиди.

Против этой версии ряд серьозных возражений выдвинул современный исследователь "Трактатов 1Ь;отш братьев" А.Хавдани. К рассматриваемому времени, считает А.Хаьшани, "Трактаты" были уже завершены, что подтверждается и сшбцшшем псовдо-Маджрити (X в.). .Другой исследователь творчества Братьев И.Марке считает, что "Трактаты", на im санные в разное время, представляют официальную фатимидскую доктрину,и что люди, которых ат-Таухиди называет авторами трактатов, могли быть лицами, приложившими к ним последнюю руку.

Если опираться на факт раопада Аббасидского халифата на несколько государств, то верное будет отнести дату появления союза Братьев к периоду до IX в. хиджри, поскольку уже во П и Ш в.в. хиджры появились властные структуры, пиотупающие против Аббзси-дов или проводящие независимую от них политику. Общей чертой новых государств было то, что их появлению предшествовала религиозная пропаганда - порой тайная, а иногда и открытая. Точно так же и распространение древнегреческой философии началось еще на рубеже 11-411 в.в. хиджры. Чтобы доказать, что ассоциация возникла в конце II - начале Ш в.в. хиджры, можно сослаться и на то, что Братья, классифицируя науки, на первое место ставят математику. Такую же классификацию предложил аль-Кинди (185-252 г.г. хиджры), тогда как более поздние мусульманские философы (аль-Фараби,

Ибн Сина) ставили логик; перед математикой.

Чистые братья, говорится в § 2 ("Деятельность тайного союза Братьев"), понимали, что бороться с государственной машной путем открытого насилия невозможно* Этим определялась тайная иерархическая система союза, повторявдая, во их шали, -структуру кара. При разработке той а другой система иерархий Братья использовали и аналогичную пифагорейскую систему, и теорию "идей" Платона, и шотиновскук теорию эманации, и индуистскую философию перевоплощения душ. Организация Братьев состояла из идейно-духовного руководства ("боаественшв", политического руководства ("владеет"), практического руководства ("руководигели"), исполнителей ("обладающие научными и практическими ремеслами") и, наконец, тех, кто откликается на пропаганду соаза ("руководимые"). 1^атья утверждали, что в ходе инициации в Боепитания членов союза необходимо соблюдать постепенность в обучений наукам сообщества я раскрытии его тайн. Эта постепенность указывает на существование градаций в пропаганде, в также на то,, что члена кз ассоциации были по преимуществу Ередставвтели средних и высших слоев общества. Этот вывод подтверждается той неприязнью, кото-' рую Братья обнаруживают по отношению к "черни".

Братья придавали болыгое значение учешм собраниям, ласаи", шшомзнадам собрания шфагорейцэв и философские пиры у Платона, а такке известные в истории ислама крупа: ученых.

"Трактата" Братьев представляла ссбоС идэйко-политическую и духовно-нравственную програвду соверЕенстиования членов созданного ЕК1 союза, находившихся на промежуточных ступенях инициации. Об атом свидетельствует содэраание "Трактатов", рассмотрению которого поовзцен § 3 ("Содержание энциклопедия Частых 'братьев и источники их философии").

Энциклопедия Чистых братьев состоит из 52 трактатов. Кроме того, ко нао доолн "Соборный трактат" и 'Тозг&з "Соборного трактата"", представляющие собой как бы его аннотированное оглавление. Энцаклояедяя, несомненно, с течением времена изменялась и дополнялась. О том, что трактаты создавались на одним человеком ■ и не единым разом, говорит ах содержание, не всегда следующее единой логике и взобидуюцеа повторениям. Тем не менее такая ло-' гика в них прослеживается, и она соответствует как педагогической их направленности, так и разработанной Братья:® классифика-

е

ции наук. Основываясь на этой классификации, Братья расположили свои трактаты внутри энциклопедии так, чтобы в них рассматривалась области знании, тгачинвя-тг-и^тематикн и логики, переходя далее к естественным наукам, а от них - к психологии' и кончая теологией (метафизикой).

Серддевипу энциклопедии составляет воспринятая от Античности философия, которую Братья определяют как универсальную науку, познание истинной природы ведай, объятие всего универсальным знанием в меру человеческой споообноста. Частые братья отдавали сабе отчет, что философия создавалась усилиями разных народов на протяжении многих поколений - евреями времен Птоломея, египтянами эпоха Псамматаха,' персаш, Соломоном сыном Давидовым и др. Хотя в представлениях этих много легендарного, они передают характерно черту энциклопедии — ее эволюционистскую направленность.

В основе философских идей энциклопедии лежит прежде всего научное наследив Александрийской иколы, переработанное сирийскими и арабскими мыслителями в единую систему, получившую завершение а УШ-1Х веках. Наиболее- характерный для "Трактатов" было следование пифагорейскому учению, из которого энциклопедисты почерпнули тезис о том, что знание чисел является необходимой предпосылкой усвоения философии. Их энциклопедический труд полон числовой символики . \

Велико было влияние на философия Братьев также Аристотеля (особенно в логике, физике и метафизика), неоплатонизма (в теории эманации) и герметической литературы (например, в астрологии). Обилие источников, из которых Частые братья черпали своя знания, не могло не наложить ш их труд отпечатка эклоктияиа

Антропология Чистых братьев рассматривается в глава II - "Человек". В § I ("Человек как Малый Мир и мир как Келпкнй Человек") отмечается, что исходным принципом антропологии Братьев била характерная для средневековья мысль о том, что Бог является мерой всех вещей, а человек — образом божьим, совершеннейшим существом, в котором отражаются все уровни бытия. Человек, - заключали отсюда Братья, - это Малый мир, микрокосмос, совершенный "конспект" вселенной, средоточие всех элементов универсума, а это значит, что и вселенная есть не что иное, как Великий Человек, макроантро-поо. Они характеризуют человека и как "конспект" Хранимой скрижали - небеоного прототипа всех священных писаний, на котором запя-

вою вое, что было на свете а произойдет в буддам,и которые отождествивтся яма в универсальной дуао*.

Учение о человеке как шжрокосмоое служат Частым братьям обосжоваден дм ах мшотеммопгоской концепции, согласно кото-рок человек, будто конечным суцрством. в» «ожег в отпупвшюй вцу огрешчешшй срак пзяя оdun саошм завопи все бескошчное богатство бытвя, во поскольку оя выступает в качестве его "кояо-am'i перед вам открывается возможность, познав себя, созвать ш otiiw а вое оуцм. У Братьев речь вдет о Человеке - Земяе, Чаяовакв - Небе, Человеке - Прошив, Человеке - Зяжяяя, Укяаер- . оалъком Человеке, Человеке - Роявгяи, Человек - Душ я Человек* - Деятельном Разую* которые бявзкв к ковцедав Соаераенно-го Человека в философском оу$авм» аашш Ибв Араба. В учения о "единства битая", резребатываваемся Ибн Араба, выделяют тря гхав-вых аспекта концепции Совериевного Человека: I) мвтафвзачаско-косшлогвческий, 2) ревелятявио-пророчаоЕЖЙ и 3) атяко-анаццацвS-иый (постепенное яриобиение неофитов в выспям уровням эзотериче-окого знания имеет много общего у суфиев и Частых братьев). Эти три аспекта свойственны в упомянутым концепциям Чистых братьев. На космическом уровне человек отождествляется о первотворением, деятельным разуме», но как Универсальный Человек он даже превосходит этот активный интеллект, так как если в деятельном разуме совершенство универсума должно еще раскрыться, то в человеке как родовом существе оно раскрывается действительно.

Универсальный Человек - метафизическое понятие, имеющее не столько этический, сколько онтологический и эпистемологический смысл. Вместе с тем Универсальный Человек - это регулятивный Принцип, идеал, к которому стремится историческое человечество и в движении к которому может участвовать любой, рас пола га щи й соответствующими данными, "частный" человек. О том, как эта возможность актуализируется в человеке, согласно Братьям, в процессе его познавательной деятельности, рассказывается в § 2 ("Человек как существо разумное").

Проводя аналогии между различными частям) космоса и человеком, высауи, ангельскую, наиболее совершенную часть мирз, Чистыо братья сравнивали с Универсальным Человеком, ^ подлунный мир, обиталище добрых и злых "дуа" (факторов, благолриятстпуюдих и но блзгоприятствукшх хпзн;; - с "частным" человеком. Человек кпк родовое существо, ссткэшшГ: из противоречий, разрывается мо:-ду

ценностям ■ аятицншоотяю, между астнно!, благом, красотой, о одно» стороны, ■ п протавотшжностяш - с другой. Предназначала человека состоят в той, чтобы предлагаться к соединению с духовки,: цшротаом. вырываясь и плена смев врачастаоста к яаа-шм ступеням природа.

Так как преодоление двойственности человеческой природы есть преодолен» казиманхстрастей, эшдоимвдаоты щпдают баяьаое значение ях эф£етанса пана, расоматравая вопроси, касаксяеся удовольствия и (fount, радости и печала, араятаого а тпраятаого. Некоторые удоаоистпя, согласно Братьям, армсуш только человеку i ангелам. On вмшваятся познаиаеы астаякой прароды вечэй. йюаае ааслахдаажя сопровождают познавательную деятельность дуя, отдали ввейся от таю я окончательно мЮравпЖся аз пучаны «терт. Наслаждения эта присущ мудрецам, un "святым", оперяруходм понятия«, лгаеяяыш всякой с вяза о материей, и она истолковываются как возврат к а ста нн ому ойятадшду индивидуальной дуои в качестве часта дуга универсальное. Частно братья видела свою задачу в том, чтобы опосредовать связь "частного" человека о универсальное душой, поскольку знание есть форма объекта познания в душе познающего, нуждающаяся в выводе ее из потенциального состояния в актуальное, а для этого необходимы " путеводители", учителя, у которых эти знания ужо актуализировались - так, как у самих энциклопедистов.

Уже одно то, говорятся в § 3 ("Человек как субъект нравственности"), что для своего интеллектуального совершенствования человек нуждается в помощи "путеводителей", свидетельствует, по мысли энциклопедистов, о невозмояности его развития в изоляции от других людей. Человек - существо социальное и как таковое должен "руководить собой" во взаимоетнсиениях с другими, т.е. бнть субъектом нравственности. Чистые братья считали своим долгом помочь людям и их нравственном совершенствовании.

В отличие от аль-Фараби, который ограничивает этику изученном волевых дойствий людой в связи с их добродетелями и характп-pai.ü!, Чпстио братья утворядэкт, что эта наука охватывает более ls;-DoKiiii кгуг uur.pooci», поскольку ься практическая деятельность че.-.с-uoiía п ;.'.>,v.e ого наморршш дс.таш бнть рлсодатрт-зеш; wл нгзиос-чошш*.: угле::.: згэдюя. Сто позволяет говорить об обдай этико и эти-:х а с>;>!г.астме: '.г.лклч «vioisd, »ч :-о7>" pía первая ;>еспрос?ргня'}7'.;я

на широкую область того, что заслуживает похвалу или порицание, а вторая - на область добра в ала, опредэляпцуюся волей в ответственностью.

В этике энциклопедиста придавали первенствующее значение естественным факторам выработки у человека тех или иных нравственных задатков, Еыэоте с тем они отводили значительную роль воспитанию, которое, до их словам, лежит в основе уматвенных, ре лигиозных, доктринальных и нравственных различий между людьми. Что же касается добродетелей, то энциклопедисты вслед га Арис-т тотелеи характеризовали их как мэру: ыукаство есть середина ме»-ду безрассудством и трусостью, щедрость - между скупостью и расточительством и т.д. Выработка человеком в себе добродетельных качеств - есть его совершенствование, совершенство же ведет к подлинному счастью. В понятия совэршэнства и счаотья у Братьев входят как этические, так и дианоэтические добродетели. Только сочетание тех и других добродетелей позволит человеку еойти в число "святых, ангелов и обитателей рая", ибо после смерти человек уносит с собой лишь благие нравственные даяния, науки, знания и соогветствупцие убеждения. <

Нравственность, одвахо, немыслима без человеческого обцзхв-•гия. Трактовке последнего посвящена глава Ш - "Общество и государство" . В § I ("Нравственная, социальная и политическая критика "государства людей зла"") отмечается, что социально-политические воззрения Братьев, непосредственно связанные с оппозиционным общественным движением, необходимо содержали в себе критику окрухакэдэЁ социальной в политической жизни, причем главные бедствия, обрушившиеся на окружающее их общество, авторы "Трактатов" связывали с его нравственной деградацией.

Чиновники изображаются Братьями как лвди, использующие в корыстных целях свои способности, знания и красноречие. Специалисты в кораночтении и набожные лвди - лицемеры, прикидывающиеся праведниками и аскетами. Правоведа и богословы - тоже святоши, стремящиеся с помощью религиозных занятий удовлетворить мирские и политические амбиции. Достается от Братьев в тем философам, которые не приносят окружающий никакой пользы, но отклоняют их от божественного закона своими рассуждениями, нходящими в противоречие друг с другом.

С особой яростью обрушиваются Братья на халифов, обнаружи-

вал здесь наиболее очевидным образом свои прошиитские симпатии. Это - люди, говорят они, которых мусульмане считают наследашкаш пророков, но которые в действительности имеют характер тиранов. Они запрещают другим делать зло, а сами совершают всевозможные преступления, убивают "друзей Бога" и потомков пророка Мухаммеда, узурпируя их права. Но еще энергичнее критикуют.Братья вообще тип несправедливого властителя, что указывает на историческую роальность, характеризовавшуюся падением власти "повелителей правоверных" и возвышением независимых местных монархов. Тем не менее "революционный дух" энциклопедистов не связан с требованием коренных социальных перемен. Чистые братья ставят своей целью лишь исправление нравов, просвещение людей и через это - восстановление справедливости и создание государства, основанного на разую п высоких принципах морали. Рассмотрение учения энциклопо днстов о таком государстве предваряется п § 2 ("Происхоздение и структура общества") изложением и анализом взглядов их на гено-зис человеческого общэгатия и основные социальные слои.

Развитие человеческого общества Брагья включают в общую эво-лщяю природы. Праотцом человеческого рода она считала Адама, но говорила при этом об Адаго небесно?,I п Адама земном. Кобесннй Адам - это архетип родового человека, земной яо - исторический чо ловек, развивающийся в пространство п времени. Человек, по учению Братьев, своим высоким полояенпем в иерархии бытия обязан гармоничпо;;у сочетанию в его организме четырех элементов, а это могло произойти только при сочетании благоприятных климатических условий. Такие условия существуют в области экватора, где климат отличается умеренностью. Возникновение яа1 человечески* сообществ рассматривается как нечто необходимое для совмзстного труда и удовлетворения насущных потребностей, а различия между- ними объяснятся влиянием особых условий географической срэды, определяющих темперамент, характер народов, способ добывания ими необходимых благ и образ жизни. „

Как и для многих других мыслителей Античности и с се дно воловья, для Чистых братьев бала характерна циклическая трактовка человеческой истории. Каждое государство имеет время начало своего становления, время развития и время, когда оно начинает приходить в упадок. Казцдай такой цикл длится около 14? лет, я за это время добро и зло в государстве канквтея мэстамя. Ка ззверпп-

идем этапе, говорили энциклопедисты, находится развитие Аббасид-ской державы, во главе которого находятся не наместники Аллаха на зеше, а наместники Сатаны.

В "Трактатах" выдвигается несколько моделей классификации людей по видам их занятий, определяющих структуру общества. В этих классификациях прослеживается принцип повышающейся ценности профессий и образа жизни с точки зрения их необходимости для жизнедеятельности общества. Энциклопедисты на первое место ставят профессии тех слоев общества, выразителями интересов которых они выступали, - ремесленников и торговцев; деятели же религии оказываются на низшей ступени, уступая по насущности своих занятий даже бездельникам и тунеядцам.

Перечень социальных групп мы находим, в частности, в тех рассуждениях Братьев, где речь идет о Духовном Добродетельном Городе. Ремесленники здесь именуются "благонравными и милосердными". Им свойственны разумная сила и сала различающая, которые формируются в душе к пятнадцати годам. Затем идут политические деятели -"добрые и добродетельные", чья функция заключается в заботе о горожанах на основе "силы мудрости", возникающей к тридцати годам. За ниш следуют правители и обладатели властц, предотвращающие среди горожан конфликты. У них формируется "сила, даваемая божественным законом" к сорока годам. Их Братья именуют "добродетельными и благородными". Перечень замыкают люди, пш'учпъ-шш "ангельскую душу", когда по достижении пятидесяти лет, они постигают Истину непосредственно, после чего их душа окончательно освобождается от связой с телом. Чистые братья, давая этот перечень видов занятий в идеальном обществе, стремились дать его структура натуралистическое обоснование. В этом их социология близка к социологическим взглядам аль-Фараби, который яерпрхичо-скую структуру своего идеального общества толковал как повторение космической иерархии и соподчинения органов человеческого тела.

Решительную борьбу с существующими порядками для осуществления своего нравственно-социального идеала энциклопедисты признавали только в политическом плане. Они допускали и возможность народных выступлений, восстаний и мятежей. Но правомерность таких действий они признавали только в рамках борьбы за смену правящей династии, за приход легитимной власти имама - духовного и политического руководителя общины.

Становление государства, истолкованию которого в "Трактатах" посвящен § 3 ("Государство"), Братья питаются объяснить исторически. .Сообщества людей вначале но нуждались в особых органах гласти. Но с течоннс-м времени складывались крупные племена, которые под влиянием пебосиых светил и свойств, формировавшихся у населения данного региона на протяжении веков под воздействием природных условий, стали испытывать потребность во власти. Именно к этому времени относится появление пророков - зоконоустапо-штелей. Пророк как законоустановатоль опирается не на личное мнение (рай) и на па собственное суяденпо (идятяхад), а непосредственно на откровение. Поолз его смерти свойствашшо ему качества передаются его ближайшим товарищам к сторонникам, по от-носанзн к которые он вистуиаст в кпчоотве пои. Сдедущэо поколение царей следует том х;о залогам ззг.оноустанова'лач:; и продолжает доло его то^аритай з послодоввтолай. Если ж в г,г, спэ-дэ возникает раскол, го в нодоех обютнн начинаются конфликты, перерастайте в междоусобицу, и государство, созданное пророком, слабеет и под конец терпит порайонно от внешних врагов. Укрепление власти тех или иных правителей, восстания мятежников, обновление правяпэх режимов и тому подобные события происходят под влиянием планеты Карса. Сила его действует в направлении блага, хотя это ое влияние пробивается через хаос войн, мятежей и разрушений.

Как и всякое другое движение, имеющое целью замену сусест-вуюэдх порядков другими, движение Братьев придает смене религий, государств и царств фаталистический характерt проистекаю® й из строгой детерминированности изменений, происходящих в подлунном мире под влиянием движения небесных сфер; функция чаловечэской воли заключается в ускорении или торможении этого процесса. Человеческие индивиды и являются виновниками бедствий, презеходя-1ДТ/С в мире, движение которого в целом направлено на благо: действия, исходящие от "частных, душ", суть "акциденции" rapa и/л "вторые интенции", случайно приносящие зло и сопровождающие "перше интенции", присущие творческой деятельности Бога и всем благим деяниям. В этой связи Братья подвергают критике "диалектиков", приписывающих Богу все человеческие деяния. Таким нутам Чистые братья пытались совместить в одном учении принципы теодицеи , естественной необходимости и свобод а человеческой соли о

Идеал автономного практического государства состоит в том, чтобы инстинктивные и произвольные действия людей подчинить божественному закону, ибо если предоставить "частным"лвдям возможность действовать, исходя из своих эгоистических побугсденпй, они могут опуститься до уровня .неразумных животных».

Принадлежность авторов "Трактатов" к шизму явственно обна-рузашается в их толковании сущности халифата. Халиф, с их точки зрения, - "наместник" Бога, а не "преемник" пророка, как пола-гам представители других точений в ислама. При этом энциклопедисты больше говорили об "имамата", чем о "халифате", подразумевая под обоими терминами высшую духовную и светскую власть в общине. Власть эта должна прннадлокать предотавителям "дома пророка", под которым они разумели потомков Али ибн Аба Талиба.

Одна из главных функций имама, по учению Братьев, состоит в отстаивании Закона. При этом они говорят о Законе, устанавливаемом мудрецами, философам и пророками. Говорят они также о "религии философов". Таким образом, Частно братья не только не отстаивали какую-то особую религию в традиционном смысле этого слова, не только призывала к веротерпимости, но и подготавливали почву для построения государства, в котором будет доминировать объединяющая все народа идеология, основанная1»па философии. В отом государстве открываются перспективы для нравственного совершенствования человека и его восхождения к воршшам аподиктического знания, обеспечивающего бескошчноо блакенство.

Гуманистические идеи, выдвинутые среди мусульманских филосо-. фов влорвыо алъ-Кинди и углубленные далее ар-Рази» говорптаз в Заключении. оставались в пределах теоретического, ^адаа и этики , но связанные с социальной сущностью человека. 1' яэму мсо они но продставлялм собой стройной системы взглядоа, даетойной названия антропологии. Положение изменилось с хнзягзвагнагл "Трактатов" Чистых братьев, чья философская доктрина дглгрЕые связала проблему человека с идеей необходимости достроеоа общества, в котором нравственные и интеллектуальные потенщга; чадявека могла бы реализоваться в полной мере.

Антропология н социология Чистых братьев юлагжа эяиеча-ток на последующую философскую мысль средневековала пщсдашанекого мира. Учение их о Добродетельном Городе имеет! шага« го с соответствующей доктриной Абу Насра аль-Фараби. Одагкш ио-

ворять о шяятл энциклопедистов из пгя лдел трудно, так ¡саг. они могли чзрпать из одного и того :хе античного источника, что очевидно в случае с совпадением перечня черт, необходимых для главу соворгдЕШного государства, в трудах аль-Фараби п Чистых братьев. Но можно с уверенностью утверждать о влияют "Трактатов Чистих братьев" на творчество Ибп Сипы и знаменитого поэта-волнодумца Абу-ль-Аля пль-Мзпррп. "Трактат" пользовались популярностью в Андалусии л Магрибе, где гаи получили распространение не только в мусульманской среде, но также среди христианских и иудейских кпишшкоз. Несомненно влияние Братьев на мировоззрение Ибн Араби, а такта на йбн Халдуна. Велико было воздействие "Трактатов" на идеологию исмэилптского дгпггзття п на творчество Насир ад-Дина ат-Туси. О популярности "Трактатов" среди сегодняшних исмаиллтов свидетельствует то, что болкзяст-во трудов об этой энциклопедии, яаписашшх сопрзмзшшмз пвторэ-ми, принадлежит последовзтеляг.1 лсмэилизмэ.