автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Концепция "Возможных миров" в свете эстетического идеала писателей-фантастов А. и Б. Стругацких

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Бардасова, Элеонора Вячеславовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Автореферат по филологии на тему 'Концепция "Возможных миров" в свете эстетического идеала писателей-фантастов А. и Б. Стругацких'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Концепция "Возможных миров" в свете эстетического идеала писателей-фантастов А. и Б. Стругацких"

? Г 5 ОД

„ , ,. „..............На правах рукописи

БАРДАСОВА Элеонора Вячеславовна

КОНЦЕПЦИЯ "ВОЗМОЖНЫХ МИРОВ" В СВЕТЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА ПИСАТЕЛЕЙ>ФАНТАСТОВ А. и Б. СТРУГАЦКИХ

10.01.01 — русская литература

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

КАЗАНЬ — 1995

Работа выполнена в Казанском государственном университете на кафедре русской и зарубежной литературы

- Научный руководитель: доктор филологических наук,

профессор Нигматуллина Ю. Г.

Официальные оппоненты: доктор филологических наук,

профессор, член-кор. АНТ, засл. деятель науки РТ Юзеев Н. Г.

кандидат филологических наук, доцент Бабко В. А.

Ведущее учреждение: Казанский государственный

педагогический университет

Защита состоится 24 ноября 1995 года в 14.00 часов на заседании диссертационного Совета К 053.29.22 по присуждению ученой степени кандидата филологических наук в Казанском государственном университете /420008, г. Казань, ул.Ленина,18/.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. Н. Лобачевского.

Автореферат разослан У?3 ■■ о^тл^Л—1995 г>

Ученый секретарь диссертационного Совета, кандидат филологических наук Азбукин В. Н.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. РАБОТЫ

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. В переломные моменты исторического развития возникает потребность в четких нравственных, духовных, идейных ориентирах. Именно тогда, когда прежние идеалы оказываются развенчанными, тормозящими поступательное движение общества, возникает опасность потери человеком морального "стержня", и, как страшное и необратимое следствие этого, сокрушительный распад личности. С помощью определенных форм выражения, например, фантастики, литература, обладая огромным оценочным потенциалом, помогает человеку выработать индивидуальное отношение к глубинным проблемам бытия, правде всего, через эстетический идеал. Эстетический идеал писателя служит интегратором потенциального смысла художественного произведения, в котором представление о прекрасном воплощается в эмоционально-образной форме. Актуальность нашего исследования обуславливается мыслью о том, что эстетический идеал является самым чутким художественным инструментом познания смысла человеческого предназначения. А форма фантастического произведения позволяет усилить эффект "постижения истины" с помощью воссоздания многочисленных вариантов развития моделей действительности.

Фантастика продолжает оставаться малоисследованной областью литературы и культуры. Несмотря на выявленные в последние десятилетий некоторые важные Функции фантастических произведений /например, прогностическая, воспитательная, оценочная и др./, все еще не до конца понятен механизм психологической притягательности Фантастики в общественном-сознании, пути воздействия содержания и Формы ее на личность. Кроме того, не найдено еще и достойное место фантастики в современном искусстве.

Вместе с тем, современная эпоха с ее активными методами ана-

лиза и систематизации Фактов накопила к настоящему времени внушительный комплекс знаний о Фантастической литературе. В частности, сформировались критика и литературоведение фантастики,-получившие в последнее время название фантастоведения* как комплексной науки,, исследующей истерию и теорию этого явления в их неразрывном единстве.

Фантастике посвящено значительное количество работ критиков, публицистов, писателей-фантастов, исследователей. В многочисленных дискуссиях ученые пытаются выявить сущность фантастики, ее

функции, дают различные классификации, намечают перспективы раз-2

ВИТИЯ .

Новая волна интереса к Фантастике возникает в критике и литературоведении в середине 1980-х гг.когда социально-политические изменения в нашем обществе открыли благоприятную перспективу для публикации огромного пласта фантастических произведений, прежде всего, написанных в острой социально-критической манере^.-

ЦЕЛЬЮ данного исследования является определение специфики и эволюции Фантастики в произведениях А. и Б. Стругацких в перИт-од конца 195С - начала 1990-х годов.

^Осипов А. Н. Гиблиография ф,- чтастики: Опыт историко-аналитичес-кой и методико-теоретической характеристики.-М.: Изд-во МПИ, 1990.-е. 6. '

о • ,

См., например, Б мире фантастики: Сб. статей и очерков о йантас-

тике/Сост. А. Кузнецов.-М.: Молодая гвардия, 1990.-238 е.; Чернышева Т. А. Надоевшие сказки XX-века//Вопроен литературы.-1990.-№5.-с. 62-82.

О 4

См. об этом: Чаликова В. Идеологии не'нужны фантазерц//3автра. Фантастический альманах.-1991.-Вып. 2.-е. 206-211.

Цель исследования обусловила постановку и решение следующих ЗАДАЧ: 1/ выявить-критерии исследования фантастических произведений А. и Б. Стругацких; 2/ воссоздать ретроспективнув модель творчества братьев Стругацких в историко-литературном контексте современной отечественной фантастики; 3/ дать типологию Фантастических произведений братьев Стругацких на основе-взаимодействия концепции "возможных миров" и эстетического идеала писателей; 4/ показать особое место писателей-фантастов А. и Б. Стругацких, их вклад в формирование и развитие российской Фантастической ли-, тературы в 1960-1980-е года.

Предлагаемая работа представляет собой форму монографического исследования, поэтому все задачи будут решаться на основе художественного анализа произведений братьев Стругацких различных творческих этапов: "Стажеры"/1962/, "Попытка к бегству"/1962/, "Трудно быть богом"/1963/, "Улитка на склоне"/1965/; "Гадкие ле-беди"/1966/, "Второе нашествие марсиан"/196б/, "Сказка о тройке" /1967/, "Пикник на обочине"/1971/, "За миллиард лет до конца све-та"/1974/, "Волны гасят ветер"/1982/, "Хромая судьба"/1982/, "Град обреченный"/!972, 1975, 1987/, "Отягощенные злом"/1988/, "Жиды города Питера...", или Невеселые беседы при свечах"/1990/.

А. и Б. Стругацкие принадлежат к поколению писателей-фантастов 1960-х годов. Ныне произведения А. Громовой, В. Куравлевой, 0. Ларионовой, К. Булычева, В. Михайлова, И. Варшавского и др. известны далеко за пределами Отечества. Как писатели, все они, в том числе и братья Стругацкие, воспитывались на традициях Фантастики И. Ефремова. Именно в его творчестве были отточены, проде-- монстрированы и утверждены новые принципы Фантастики как литературы по преимуществу социальной, философской литературы больших идей. .

Последнее поколение, пришедшее на смену писателям 1960-х

годов, - это/уже несколько^ десятков имен'писателей, чьи произве-

* 4 « ' "

дения "ворвались" обновленным "потоком" в- российскую фантастику • в конце 1980 - 1990-х годах. "Четвертая волна" взяла на вооружение многие приемы своих предшественников, преете всего А. и Б. Стругацких, освоила'вее без исключения разновидности фантастики. Это и фантастика социальная, философская /В. Рыбаков,-А. Зинчук, А. Лазарчук/, современная сказка /Б. Романовский/, историческая фантастика /С. Логинов/, притчевая фантастика /А. Столяров, Н. НекитайскаяА. Измайлов/. Бледнее на нынешнем этане /1990-е году/ представлена разновидность научной фантастики /саМой известной. во все предыдущие Периоды/. Именно научная фантастика в ее классическом, "чистом" варианте отошла на" периферию творческих интересов четвертого поколения фантастов в России. Характерными же чертами "молодой" фантастики можно назвать ее повышенную пси-хо'логичность; пристальный интерес к своему герою как личности особой и неповторимой; усложнение стиля и Формы произведений. Кроме того, в произведениях этих писателей заметно порой нарочитое стремление уйти от пост роения приключенческого сюжета во избежание хрестоматийных штампов.

Творчество писателей-фантастов А. и Б. Стругацких интересно по нескольким причинам. Эти авторы - признанные мастера отечестг-венной фантастики, первые лауреаты премии "Аэлита" /1981. год, по-' весть "Жук в муравейнике"/. Их творчество отражает традиционные черты, характерные для лучшей части отечественной фантастики третьего поколения: тяготение к решению сложных социально-философских проблем, стремление к изучению психологии человека в особых обстоятельствах, сопряжение научно-Фантастической' концепции с насущ- • ными проблемами действительности.

7 '

Одновременно, у критиков и исследователей^ сложилось мнение' ' об их произведениях как особом мире, где всегда присутствует новизна подхода к каждой проблеме, непредсказуемость в решениях. Такие яркие индивидуальное черты произведений А. и Б. Стругацких как способность.социального предвидения, тесная взаимосвязь духовных- и нравственных ориентиров, критический социальный пафос, четко выраженйая оценочная позиция проявились в творчестве этих авторов многообразно. В художественной эволюции авторов можно отметить изменение-формы материала.и стиля, жанровой доминянты в сочетании с различными жанрами /ройан, повесть, сценарий, пьеса/.

Критики /В. Гопман, В. Пискунов, Вл. Гаков/ соотносят индивидуальные бсобенности произведений братьев Стругацких с ббщими принципами, формирующими круг фантастической литературы. Ведь именно с появлением в отечественной фантастике лучших произведений А. и. Б. Стругацких стало возможным всерьез, не прибегая к методологическим 'натяжкам, говорить о поэтике, о художественных образах, о-первичности нравственной проблематики, о своеобразии конфликта, вытекающего из особенностей самой фантастики. Исследователь А. Генис выделяет А. и Б. Стругацких как одних из очень немногих авторов, переживших кризис■советской литературы в

например: Амусин М. В зеркалах будущего//Литературное обозрение. -1989. -Ж5. -с. 37-39.; Арбитмая Р. '"Вернуть людям духовное содержание..."//Проблемы истории культуры, литературы, социально-экономической мысли.-Саратов: Изд-во Саратовского ун-та,1989.-с. 127-144.; Геллер Л. Вселенная за пределом догмы: Размышления о советской фантастике.-Лондон, 1985.-443 с. ^Генис А. Лук и капуста//3намя.-1994.-№8.-с. 188-200.

1960-1970-е гг., отмечая их лучшую книгу - Фантастическую повесть, "Улитка на склоне", написанную еще в 1965 голу.

ОБЪЕКТОМ исследования служат произведения А. и Б. Стругацких. ПРЕДМЕТОМ же является динамика этих произведений в эстетическом и логико-семантическом аспектах. Ввделение данных координат обусловлено следующим предположением. Специфику и эволюцию произведений братьев Стругацких, необходимо рассматривать как особую систему, включающую "постоянный" /"возможные миры"/ ич "переменный" /эстетический идеал/ компоненты.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ исследования являются концепции:

1/ "возможных миров" /разработанная финским философом Я. Хинтик-

й 7

кой°/; 2/ Н. А, Ястребовой о содержании эстетического идеала ;

3/ Ю. Г. Нигматуллиной оструктурных принципах эстетического

идеала®.

АСПЕКТ предлагаемой работы - историко-теоретический. МЕТОДЫ исследования - историко-типологический, системно-структурный и системно-функциональный.

МЕТОДИКА данной работы предполагает -применение' сравнительно-типологического анализа; системного анализа произведений; метода "ретроспективного анализа творчества писателей. •

с

Хинтикка Я. Логико-эпистемологические исследования.-^.: Прогресс, 1980.- 445 с.

7 '

Ястребова Н. А. Формирование эстетического идеала и искусство. -Л.: Наука, 1976.- 294 с.

^Нигматуллина ¡0. Г. Национальное своеобразие эстетического идеала.-Казань:-Изд-во Казанского ун-та, 1970,«- 211 с.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА предлагаемой работы заключается в том, что она представляет собой первый опыт монографического исследования творчества писателей-фантастов А. и Б. Стругацких.Здесь впервые: а/ дан системно-структурный анализ большинства значительных про- . изведений братьев Стругацких; 6/ в отношении фантастики А. и Б. Стругацких применяется концепция "возможных миров"; в/ на ее основе выделяется классификация фантастических произведений писателей; г/ творчество братьев Стругацких рассматривается с точки зрения идейно-художественных функций эстетического идеала; д/ воссоздается ретроспективная модель творчества А. и Б. Стругацких; в/ представление об эволюции фантастики братьев Стругацких становится наиболее полным благодаря включению в ретроспективный обзор произведений конца 1980-х - начала 1990-х годов.

В связи с тем, что,помимо историко-литературных целей, перед нами стояла задача поиска теоретических критериев, представляется-возможным использование в работе следующего композиционного приема. Изучение Фантастических произведений А. и Б. Стругацких ведется поэтапно, в нескольких планах. В плане взаимодействия с концепцией "возможных миров" и в плане Функционирования эстетического идеала /первая глава/. Во второй главе все аспекты рассматриваются на примере одного произведения /повесть "Хромая судьба"/, выступающего в качестве отправной точки для дальнейшего исследования. В заключительной главе проводится ретроспективный анализ творчества А. и Е. Стругацких в историко- литературном контексте 1960-1990-х годов /в плане взаимодействия двух координат - концепция "возможных миров" и эстетического идеала писателей/.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧ2ГЛЗ работы заключается в том, что наблюдения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть исполь-

зованы в лекционных курсах и практических"занятиях по русской литературе двадцатого века* .а такке в спецкурсах и спецсеминарах по теоретическим проблемам современной русской литературы,

СТРУКТУРА диссертации определена целью и задачами исследования. Она'включает в себя введение, три главы, заключение и список использованной литературы и источников.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ. Во ВВЕДЕНИИ доказывается актуальность выбранной темы, ставятся цели и задачи,исследования, определяются объект и предмет исследования. Формулируются исходные теоретические положения, выясняется степень изученности .избранной проблематики, отмечается научная новизна и практическая значимость работы, указываются методы и логика исследования. • ' %

В ГЛАВЕ 1 "Эстетический идеал и взаимодействие "возможного" и "действительного" миров в произведениях братьев Стругацких" Формируются основные теоретические критерии, которые становятся основополагающими для концепция представленного исследования.

В §1 /"Споры о специфике Фантастики"/ объединяются и интегрируются различные точки зрения ученых о сущности Фантастической литературы. Данный параграф носит установочный характер, и его главная цель - выявить рациональное зерно в предшествующем критическом и теоретическом опыте, и на его основе попытаться-определить свой взгляд на сущность фантастики. Это необходимо для того, чтобы обозначить направление дальнейших поисков применительно к творчеству интересующих нас писателей-фантастов А. и Б. Стругацких. ..

Основной вывод параграфа в том, что, по нашему предположению, Фантастика по природе представляет собой сложное явление. В плане

научно-художественном ее'отличает синтетичность. Кроме того, (Фантастическая литература представляет разнообразное соотношение традиционных родов /эпос, лирика, драма/ и жанров /роман, повесть,, рассказ и др./ с так называемым "фантастическим элементом", сущность которого выясняется нами далее /во втором параграфе/.

Необходимо указать| что, используя в.своей работе выражение "фантастический элемент" , мы имеем в виду не отдельный элемент поэтики, стиля .или содержания фантастического произведения/'а сущностный, системообразующий признак явления в целом.

В §2 ^представляется возможным рассмотреть фантастику братьев Стругацких, используя понятие "возможных миров". Согласно теории Я. Хинтикки, главная отличительная черта "возможного мира" заключаемся в том, что это не онтологически /нечто отличное от

реального мира/, а эпист'емологически /другой вариант видения реального мира/ "возможный'мир". В художественной сфере фантастики А. и Б. Стругацких "возможный мир" предстает в поэтически-образном воплощении. .

'* • / Правомерность соотношений йонятия""возможный мир" с Фантастическими произведениями братьев Стругацких, на наш взгляд, связана с природой фантастики. Мы думаем','' что Фантастика /вернее, , ~ 'ее лучшая часть/ представляет собой разновидность интеллектуальной литературы, где установка на интеллект зачастую является ве-, дущей /например, социально-философские повести А. и Б. Стругацких, философские романы В. Головачева, "петебуржские Фэятези" А. Столярова, философско-психологические новеллы А. Лазарчука/. Кроме того, .специфика подобной литературы в том, что она в равной 'степени воздействует как на интеллект, так и на эмоции, перебирая варианты и._ исследуя. возможности. Самым важным признаком фантастического произведения-'является мысленное перекомбинирование различных,,событий, фактов и явлений. Поэтому здесь всегда отра-

жается понятие модальности /возможности-невозможности, необходимости или нецелесообразности описанных вариантов/, которое предусматривает воссоздание особого, "мысленно осязаемого" мира.

По нашему мнению, Фантастические миры А. и Б. Стругацких -это не рассказ о будущем или прошлом, не повествование о научных открытиях и т.п. Фантастика братьев Стругацких - это особая модель видения реального мира.

В Фантастике А. и Б. Стругацких нами ввделяготся типы "возможных миров". В основе семантического разделения типов "возможных миров" лежит концепция Ю. Левина о структурно-семантических

о

элементах притчи3. Мы показываем, как в Фантастических произведениях братьев Стругацких /роман "Град обреченный" и повесть "Отягощенные злом"/ реализуются два различных типа "возможного мира" /названные условно А- и ¡¡-"возможные миры"/.

В §3 показывается, как в фантастических произведениях А. и Б. Стругацких функционирует эстетический идеал. Эстетический идеал выделяется нами в качестве величины, определяющей движение и изменение творчества писателей. Сопоставительный анализ произведений "Гадкие лебеди" и "Туча" выявляет, как происходит изменение в содержании и структуре этих произведений, имеющих сходные тему и сюжет, но написанных с временным интервалом в двадцать лет. В повести "Гадкие л,ебеди"/1967/ доминирующим является социальный аспект эстетического идеала. В содержании эстетического идеала самой важной является идея о том, что прекрасное будущее возможно лишь при условии строительства справедливого общества в настоя-

й

Левин Ю. М. Логическая структура притчи//Ученые записки Тартуского университета. Выпуск"576. Типология культуры, взаимное влияние культур. Труды по знаковым системам-!!»-.-Тарту, 1984.-е. 49-56.

щем, в котором будут вое предпосылки.для воспитания нового человека. В сценарии "Туча"/1987/ акцентируются просветительские идеи. Будущее показано с общечеловеческих позиций. Усиливается философское звучание проблемы разобщенности настоящего и будущего.

В ГЛАВЕ 2 "Фантастическая повесть "Хромая судьба" как "экспериментальное" произведение в творчестве братьев Стругацких" показывается, как в произведении переходного плана осуществляется взаимодействие "возможного мира" и эстетического идеала писателей. В прогностике модель подобного типа принято называть "базовой"*0. "Базовая модель" служит отправной, точкой для проведения ретроспекции. ЕВ изучение позволяет в дальнейшем упорядочить значительный ряд произведений и дать им оценку с точки зрения качественных изменений.

Выделяя повесть "Хромая-судьба" в качестве "базовой модели", мы не считаем ее "идеальным" произведением с точки зрения художественной и эстетической. На наш взгляд, эта повесть в большей степени представляет собой "экспериментальное" произведение, обозначающее границы творческих поисков писателей в начале 1980-х годов. Но в "Хромой судьбе" присутствует особое качество, необходимое для проведения ретроспективного анализа творчества братьев Стругацких. Здесь достаточно "обнаженно" представлены "устойчивые" элементы, которые "перетекли" в последний этап творчества из предшествующих. Такие есть и моменты качественных изменений, нашедших свое дальнейшее развитие в заключительных произведениях писателей-фантастов А. и Б. Стругацких.

10

Бестужев-Лада И. В. Основные этапы разработки прогнозов. К комплексной методике .социального прогнозирования//Социологические исследования.-!982.-№1.-с. 39.

" ~ 14

В §1 дается обоснованиевыбора "базовой модели", поясняется суть ретроспекции. Значение ее в том, чтобы постигнуть смысл развития творческих процессов путем движения в обратную сторону. Это позволяет выделить "устойчивые" темы и проблемы, элементы поэтики и стиля в произведениях братьев Стругацких, а также и "нереализованные" /потенциальные/ на длительном отрезке времени /более тридцати лет/.

Определяя жанровую разновидность повести "Хромая судьба"

Л

как "реалистическую" Фантастику /выражение, используемое самими братьями Стругацкими/, мы раскрываем содержание этого термина, его происхождение и понимание. Мы подразумеваем под "реалиетичес-кой" Фантастикой такие произведения, в которых фантастика "вторгается" в реальный мир с'целью исследования писателями социально- ' -психологических проблем'Действительности. Осознавая условность данного термина,.мы веб же применяем его для разграничения определенных тенденций в Фантастическом творчестве братьев Стругацких. ,

В §2 демонстрируется анализ повести "Хромая судьба" в аспекте взаимодействия "возможного"'и "действительного" миров. Спёци-

Фика данного произведения заключается в том, что здесь осущест-

■ * -

вляется сложное "переплетение" А- и П-"возможных" и "действитель- : ного" миров. • '•

В §3 дается детальная' характеристика содержания эстетического' идеала в повести "Хромая судьба". Провозглашение авторами первичности истинны* духовных ценностей в сложном, противоречивом мире является главным моментом в содержании эстетического идеала' данного произведения. "

В ГЛАВЕ 3 "Ретроспективный анализ творчества А. и Б. Стругацких" рассматривается эволюция творчества писателей на Фоне оте- •

15 /

чественной фантастики с 1957 года по 1990 год. Самая значитесь- • ная по содержанию и объему, эта глава включает четыре параграфа. Каждый параграф посвящен рассмотрению отдельного этапа творчества братьев Стругацких.

В §1 отражаются общие тенденции научной фантастики, конца 1950 - начала 1960-х годов в произведениях .братьев Стругацких. Здесь отмечается, что эстетический идеал авторов того времени на- -целен на приведение к единому знаменателю идеалов будущего и идеалов сЪциалистического общества. В начале 1960-х годов молодые еще А. и Б. Стругацкие в традиционной научно-фантастической форме воплощают вдеи торжества Коммунизма в будущем как самого справедливого и "человечного" строя; гармоничного развития отдельного человека и общества; безоглядного служения личности делу справедливого социального устройства; воспитания нового человека, способного участвовать в утверждении принципов Коммунизма в масштабах целой Вееленной/"Страна Багровых Туч", "Далекая Радуга", г "Стажеры", "Путь на Альматею"/.

В §2 выявляется формирование и развитие новых идейно-художественных принципов фантастики братьев Стругацких в середине 1960-х годов. Объектная тема произведений А. и Б. Стругацких перекликается с темами и проблемами фантастики того периода и отражает интерес авторов к развитию человеческого общества, его тра- ' гяческому столкновению с будущим.

Впервые в произведениях этих лет возникает проблема Выбора /"Трудно быть богом", "Второе нашествие марсиан", "Улитка на склоне"/, которая здесь и в дальнейшем.является для А. и Б. Стру- ' гацких сквозной, интегрирующей все аспекты эстетического'" идеала. На втором этапе Выбор предстает на психологическом уровне, как свойство, присущее разумному человеку, и проблема Выбора стано-

вится движущей силой, основой внутреннего конфликта человека с собой и обществом.

Центральное место в данном параграфе занимает анализ фантастической повести "Улитка на склоне"/1965/. Это произведение -сложное по содержанию, стилистически полифоническое, отражающее представления авторов о грядущем будущем, о социально-разумном обществе, о месте человека, прежде всего, интеллегента, в новом мире, 0 гармонии человека и природы. Одна из главных авторских задач - выявить причину дегуманизации жизни общества. Братья Стругацкие видят ее в попытке изменить людей, пожертвовать разумом и моралью во имя абстрактных идеалов. Выход из нравственного тупика писатели видят в просветительских идеях. Вернуть гуманность, органичность развитию общества возможно лишь путем глубокого понимания человека и мира. Понимание этого может быть достигнуто только через возвращение духовности, способности размышлять, думать о завтрашнем, дне.

В §3 раскрываются принципы научно-Фантастического творчества братьев Стругацких в 1970-н. 1980-х годов. Продолжая лучшие традиции научной фантастики, А. и Б. Стругацкие развивают проблемы, затронутые в 1960-е годы: взаимоотношения человека и окружающего мира, судьбы.человеческой цивилизации, поиска альтернативных путей для движения человеческого сообщества.

Самое яркое и значительное произведение этих лет - научно, Фантастическая повесть "Пикник на обочине"/1971/, где наиболее важной, на наш взгляд, является философская идея обращения Зла в Добро. Суть ее в том, что многоликие явления окружающего мира -человечество должно обращать не во вред, а на сохранение и процветание нашей цивилизации. Главным же критерием при определении верного решения является Разум, который дает человеку возможность

осуществить нравственный выбор.

На третьем этапе еще ярче проявляют себя нравственные критерии, превде всего, понятие человеческой совести-/"Хук в муравейнике"/. Совесть, как исконное, но зачастую "загнанное" в самые темные уголки "натуры", чувство, является для писателей главной опорой,.двигателем поступков человека.

В §*4 анализируется заключительный этап, характеризующийся расцветом "реалистической" фантастики братьев Стругацких в середине 1980 - начале 1990-х годов. «

Здесь выявляются черты, воспринятые А. и Ь. Стругацкими из предшествующих этапов.Способность братьев Стругацких облекать аб-. страктные идеалы в "видимые" одежды - самый важный принцип творчества, воспринятый писателями из раннего периода. Второй этап привнес в заключительный острый социально-критический пафос фантастики 1960-х годов й важнейшую проблему Выбора. Глубокий <Ттою-софский смысл идей и четкая оценочная позиция писателей по отношению к нравственным критериям - черты, "перешедшие" в творчество А. и Б. Стругацких из третьего этапа.

Нами выделяются и индивидуальные особенности, присущие итоговому периоду творчества братьев Стругацких. В это время писатели ощущают потребность довести до читателя идею глубинной связи между различными Формами проявления человеческой жизнедеятельности. 'Преуменьшение или преувеличение роли одной из составляющих /социальной, просветительской или антропологической/ может повлечь необратимые последствия, вывести мироздание из равновесия, обрежь его на хаос /"Град обреченный", "Отягощенные злом"/. Только взаимообусловленность социальных факторов, духовных и культурных ценностей, нравственных критериев, разумное их взаимодействие позволит человечеству возвести "град надежды".

В последнем, написанном имеете, произведении - пьесе "Жиды города Питера..."/1990/ актуализируется А, и Б. Стругацкими понятие Страха. Именно Страх является, по мнению авторов, основополагающим звеном в цепи общественного рабства, преклонения простого человека перед "царями и героями". Страх заставляет скрывать истинныё мысли и мотивы поступков. Животное чувство Страха завоняет человека в узкие рамки "обывательского" существования. Страх - одно из конкретных проявлений вселенского Зла, и поэтому требует активного ему противодействия. Единственным способом избавления от него, по мнению авторов, будет воспитание нового поколения людей, чуждого социальных стереотипов, не отяго-' щенного веригами идеологии и обладающего собственным взглядом на. вещи. -

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. ' " "

В процессе исследования произведений'писателей-фантастов А. и Б. Стругацких 1957-1990-х. годов в йсторико-литературном контексте мы попытались "воссоздать ретроспективную модель развития' их творчества. Анализируя ее,, мы пришли к выводу, что произведения братьев Стругацких различных периодов творчества основаны на' художественной модели "возможного мира". Непременным условием, обеспечивающим функционирование этого понятия, является его взаимодействие с "действительным миром".. "Действительный мир" мыслится нами как отражение той реальности, которая окружает писателя в жизни и воспроизводится в художественном фантастическом произведении.

Эстетический идеал определяет специфику ."вплетения" "возможного мира" в ткань произведения. Именно от его содержания, оценочной позиции авторов зависит, по какому пути осуществляется

19 ,

взаимодействие составлящих "внутри" фантастического мира. "Возможный мир" является лишь "продлением" мира "действительного" /"Страна Багровых Туч", "Возвращение"/, или представляет один из его вариантов /"Попытка к бегству, "Пикник на обочине"/, или актуализирует, какую-либо сторону "действительного мира" /"Хромая судьба", "Жиды города Питера..."/, или, наконец, находится в оппозиции к нему /"Гадкие лебеди", "Град обреченный"/.

Сущность отражения эстетического идеала в фантастических произведениях братьев Стругацких проявляется в следующих моментах.- Во-первых,, проблемная ситуация /как один из Факторов эсте-

• тического идеала/ в их фантастике выступает как проблемная ситуация "возможного мира", зачастую необычного, далекого от реального /"Трудно быть богом", "Малыш"/. Но, создавая образ "возможного мира", отдаляя его от данного конкретного бытия, писатели

• через эстетический идейл соотносят "возможный мир" с "действи-. тельным". А. и Б. Стругацкие пытаются ''врастить" в концепцию

"возможных миров" проблемную ситуацию своего времени /"Улитка на склоне", "Сказка о тройке"/.- Во-вторых, социальный аспект эстетического идеала в "возможных1 мирах" братьев Стругацких выступает как квинтессенция нескольких "действительных миров" /"Второе нашедтвиё.марсиан", "Град обреченный"/.'В антропологическом подходе важна "космическая" доминанта, которая акцентирует гармонию /или дисгармонию/ человека не только с Природой, но' и с целой Вселенной. В просветительских идеях осуществляется выход разумного человеческого начала ко вселенскому Разуму /"Туча", "Отягощенные злом"/. '

с ■

Исследуя творчество А. и Б. Стругацких в аспекте концепции "возможных миров", мы выявили типологию "возможных миров" в их произведениях в художественном плане. Это два типа "возможного

мира". А-"возможный мир", основанный на знаковостиизображаемых явлений, и ¡¡-"возможный мир", который позволяет писателям осуществлять выводы через "доказательство примером". В Фантастических произведениях А. и Б. Стругацких есть и "чистое" воплощение1 каждого из типов, и их "перекомбинации" в единой сфере с "действительным миром". Эстетический идеал выступает в роли катализатора, активизирующего тот или иной тип мира, а иногда обуславливающий их "пересечение"/"Улитка на склоне", "Сказка о тройке"/ и даже "слияние" друг с другом /"Хромая судьба"/.

Важным моментом, воссоздающим "облик" Фантастических.произведений А. и Б, Стругацких, являются структурные элементы, которые ввделены нами как "универсальные" - объединяющие "возможные" и "действительные"'миры. Это знаковый, идейно-тематический и интонационный уровни. Знаковые Фокусы переосмысливают образы и ситуации, возводят их на высший уровень художественного мышления /"Пикник на обочине", "Улитка на склоне"/. Через идейно-тематические фокусы появляется возможность актуализировать различные грани проблемной ситуации, идеи и философские размышления /"За миллиард лет до конца света", "Нук в муравейнике"/. Интонационные Фокусы создают эмоциональную целостность "возможного" и "действительного" миров /"Туча", "Жиды города Питера..."/.

Мы выяснили, что фантастические произведения А. и Б. Стругацких обладают признаками, присущими таюхе литературному жанру притчи. Способы выражения притчевости, как показал ретроспективный анализ, были неодинаковы. На первом этапе притча напрямую отражала "мораль", заключенную в рамки научно-фантастического произведения /"Извне", "Стажеры"/. И если подобный способ можно условно назвать "зеркальным", в силу его прямолинейности, то способ воплощения притчевости на втором и третьем этапах можно обозна-

ять выражением: "сложное в простом". За притчевым сюжетом, за, азалось бы, прозрачной нравственной дидактикой названий и эпиг-афов скрывается глубокая Философская мысль. На последнем этапе юсоо выражения притчевости можно назвать так: "сложное в слож-эм". Здесь притчевость лишена прямолинейности, присущей тради-ионной притче и допускает трактовку.различных вариантов. Необхо-ямо добавить, что разрушение логики притчи в Фантастических ройэведениях братьев Стругацких несет в себе позитивный смысл, эскольку позволяет элементам, участвующим в создании "возможно-э мира", многостороннее и глубже отразить ценностные установки второв.

Обращаясь к "анализу ретроспективного ряда произведений А. и . Стругацких, мы сделали вывод, что в их творчестве присутствуют ве разновидности фантастики: научная и "реалистическая". Процесс азвития двух ветвей, связанный с социально-политическими и идео-эгическими условиями существования отечественной фантастики Э60-1980-х гг.-, имеет сложный характер, хотя доминирующая линия вделяется достаточно четко. Первый и третий этапы - научно-фан-астические, второй и четвертый - "реалистическая" Фантастик а. *терес А. и Б. Стругацких к "космической" проблематике на первом третьем этапах отражал общие тенденции Фантастики тех лет,' свя-анные с поиском путей развития человеческого общества и с идеей звоения землянами огромного жизненного пространства при помощи цианизации Космоса. Появление "реалистической" Фантастики на гором и четвертом этапах представляется нам не столько выраже-ием общей тенденции /хотя она также имела место/, сколько твор-вской индивидуальностью братьев Стругацких.

В работе мы говорили об уточнении хронологических рамок пе-иодов творчества А., и Ь. Стругацких в процессе воссоздания рет-

роспективной модели. Эти рамки, в целом, соответствуют общим пери одам развития современной отечественной фантастики, но "наполнение" каждого в творчестве братьев Стругацких отличается индивидуальным содержанием и художественными принципами. Мы думаем, что начальной границей второго этапа может выступить повесть ТУлитка на склоне", поэтому хронология этапов будет выглядеть следующим образом. Первый: 1957-1964 гг.; второй: 1965 -1967гг.; третий: 1968-1982 гг.; четвертый: 1982-1990 гг.,.Пьесу "зддн города Питера..."/1990/ возможно также считать началом нового, "экспериментального", этапа, но только условно, так как преждевременная кончина Аркадия Натановича Стругацкого прервала творчество талантливого писательского тандема.

Мы пришли к выводу, что своеобразие эстетического идеала А. и Б. Стругацких в аспекте концепции "возможных миров" заключается в том, что он обуславливает единство нравственных, эстетических, социальных принципов внутри одного произведения. Если принят во внимание, что "возможные" и "действительный" мира являются для читателя различными точками отсчета, то эстетический идеал бу дет служить механизмом, отражающим динамику единого творческого кредо писателей.

Основные линия движения эстетического идеала авторов в 19571990-е годы выглядят следующим образом. На раннем этапе авторы стремились создать социальную утопию /"Возвращение", "Страна Багровых Туч"/. Затем, в творчестве 1960-х и 1980-х годов социальные аспекты жизни получают отрицательную эстетическую оценку. Возникает жанр ромама/;:овост^/-"Г1редупрек;;ения" /"Улитка на склоне", "Гадкие лебеди", ".¡рал обреченный"/. Э-тот процесс еонзовоуда ется усилением Рилосо^схого содеркаияа/просл.емы цпвчлизации и прогресса, культуры и птлроя:!, человека и общества/. Дроизведе-

ния последних лет "впитывают" особенности второго и третьего этапов: социально-критический пафос возвышается до уровня общечеловеческих проблем.

Просветительский аспект в понимании прекрасного у братьев Стругацких обладает наиболее "устойчивым" содержанием. Так, на втором этапе' главный герой - рефлексирующий интеллигент, ищущий Знания и Понимания о мире. В последних произведениях герои пытаются обрести себя в активном поиске духовных ценностей.

От этапа к этапу значительно изменяется содержание антропологического аспекта. От показа прямолинейной связи природных качеств и социально-обусловленных сторон характера, через трагическое ощущение противопоставленности природного и социального, к пониманию их диалектического единства - такова сложная динамика изображения человеческой "натуры" в произведениях бр„ Стругацких.

Основное содержание.диссертации отражено в следующих публикациях автора:

1. Взаимосвязь фокусов в повести бр. Стругацких "Хромая судь-ба"//Системный анализ художественного произведения Учебно-методическое пособие.-Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1992.-с.22-34.

2. Специфика научной фантастики в литературоведческих дискуссиях 1970-1990-х годов.-Казань, 1993.-10 е.- Деп. в ИНИОН РАН 09.03.93, №47777.

3» Отражение логики "возможных миров" в Фантастических произведениях А. иЕ. Стругацких "Град обреченный", "Отягощенные злом", "Жиды города Питера...".-Казань, 1993.-9 с,- Деп. в ИНИОН РАН 09.03.93, М7778.

Сдано в набор 11.10.95 г. Подписано в печать 17.10.95 г. Форм.бум. 60 х 84 1/16. Печ.л. 1. Тираж 100. Заказ 390.

Лаборатория оперативной полиграфии КГУ 420008 Казань, Ленина, 4/5