автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Человек и природа в современной белорусской поэзии
Полный текст автореферата диссертации по теме "Человек и природа в современной белорусской поэзии"
АКАДЕМИЯ НАУК БЕЛОРУССКОЙ ССР
ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ ИНСТИТУТ ЛИТЕРАТУРЫ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ
На правах рукописи
УДК 882.6 09 + 113/. 119
ВЕЛЬСКИЙ Александр Иванович
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В СОВРЕМЕННОЙ БЕЛОРУССКОЙ ПОЭЗИИ
Специальность: 10.01.02 — литература народов СССР
(советского периода)
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Минск 1991
Paöora выполнена в Белорусском ордена Трудового Красного Знамени государственном университете имени В.И.Ленина
Научный руководитель — член-корреспондент АН БССР, доктор филологических наук, профессор ЯСЙКО O.A.
Официальные оппонента: доктор филологических наук ШШМЕДСВ В.В.
кандидат филологических наук,
доцент МИШ км. А.М.Горького МЩЕШУК Н.К.
Ведущее научное учреждение — Ыогилевский педагогический
институт км. А.А.Кулешова
Защита состоится " января 1991 г. в ^•Ь- часов на заседании специализированного совета Д.OOS.16.01 по задите диссертаций на соискание ученой.степени доктора филологических наук при Институте литературы имени Янки Купали АН БССР (220072, Минск-72, Ленинский проспект, 66).
С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной бвблнотеке имени йкуба Коласа АН БССР.
Автореферат разослан "Д£" декабря ISOO г.
Ученый секретарь j
спегайлизированного совета if ¡1 I /Г" доктор филологическое наук ыуЕШСКИЙ Ы.К.
_ Институт литература ^ Аходккик наук БССР, IS9I
ОВДАЯ ÎAPAJCTIItHOTilKA PAEOÏ'il
Актуальность исследования. Интерес к июни природ» не угасал в душе человека никогда, и поотоиу лака экологическая сеязь с окружающим миром извечна в GBccit духовной сущности.
Осмысление взаимоотносений человека п природа в литературе сравнительно недавно стало предаете;,' целенаправленного исследования литературоведов. Сегодня природсописательная лирика, экологическая проблематика в поэзии начали притягивать самое серьезное, пристальное внимание советской литературоведческой науки. Этот интерес, даке популярность в значительной степени питает ' взволнованно-публицистическое, трогательно-щемящее слово поэтов, которые, кре!'е острого социально-гражданского пафоса, достигли глубокого фитоссфско-аналигического проникновения в проблему экег-логического бнтия общества. Однако в белорусском литературоведении специального комплексного исследования, посвяркнного' художественному осмыслению и многогранному воплощении проблемы "человек и природа" в современной белорусской поэзии, еще не было. Поэтому необходимость появления обобщающей, целостной работ по волнующей TCÎJ8 л проблеме очевидна.
lie иь диссертационной работы, состоит в исследовании различию аспектов взаимоотношений человека и природа, нашедших художественное осмысление и отражение в соврененной белорусской поэзии: натурфилософских, соцгально-зхонсмических, дугсвно-эстети-ческих, нравственно-психологических и др.
Для достижения указанной цели автору диссертации потребовалось рееттть оледук";ие 2ШШ5а:
раскрыть современное понимание поэзией проблемы "человек и природа" во-взаилосплои и единства ее различию: аспектов изобра-пекич через стыковку литературоледтзекего материала с мирозоз-зренчесу.и.':п ксог.даатпми философии и эпоясгпц, битяйша спитом народной этюш, пепч><м наследном национальной я обпгачвловоческоа культурн и изторяи;
показать «ддаг::!дуслгло "у/ч'^ствзшше и обпц»а изобразительно 1УД0150ТС»КН1'9 тенденции cavucдон:';; «ройлсш "человек и при рода" в оовремандей йслсруоскоД порзги, о так?з тшйтк на бол2г uapowoe kohv:.'su"2 яви®»«*»* чптеретурн к4 обзеогга к тумя-ктяяа, гпрко1пгадеч чгри;
рассмотреть природно-образный -«¡ир родпо.4 земли как уникальной национальный Космос Бытия. Показать, как экологические издержи НТР, нерачительное природохозя^ствование, трагедия Чернобыля сузили границы пространственного и эстетического восприятия нац110!1аль;юго мироздания, повлекли за собой измельчание духсвно-зкологической культуры чувств человека;
проанализировать худоаоотвошше пути и сродства современной белорусской; поэзии и ее активном возрождении и воплощении духов-но-гумаиисткческого опыта прошлого, и утверждены; извечного идеала экологической гармонии;
исследовать философско-поатичзский мир познания и осмислс-нил Вселенной, космических связей Человека л Природы;
виязить определенные художественные недостатки и изъяны, которые присущи произведениям отдельнш: поэтов и вообще современной поэзии в поверхностном подходе к воплощению темы природы, в эпигонской культивации классической поэтики пейзажа.
Общей методологической основой исследования являются труды но философии, этике, эстетике, биологии, космологии, экологии. Основополагающее значение для понимания и изучения темы я коллизии "человек и природа" имели работы Г.Гегеля к И.Канта, классиков марксизма-ленинизма, ученых К.Циолковского, В,Вернадского, Н.Вавилова, И.Фролова, Е.Федорова, С .Соломиной, Ю.Ьорева, Г.Га-чева и др. В подходе к исследованию темы учитывались новые про. греммние документы нашего государства по перестройке экологического сознания и экологического бытия общества, г, также использованы материалы писательских пленумов и дискуссий, в ходе которых поднимались острые вопросы и проблема охрены ерздн обитания человека, его нравственного самочувствия и духовн>-экологи-ческого воспитания.
Теоретической основой диссертации также стали те работы советских литературоведов, в которых исследование гемы и проблемы "человек и природа" имеет прежде всего концептуальный характер (монография Г.Фялишюса "Русская советская философская поазпя: Человек и природа", Л., 1984; С .Лялина ""'словак глазами природа", М., 1935). Большую ценность для осмысления темы "человек п природа" представляют исследования по современной мк-яш Л.Гинзбург, А.Урбана, Е.Осетрона, А,Михайлова,, Б.Гусева, Б.Козакова, С.Чупряюша и др. Опрвдечзши« мемеягя иза,а*осъьоис:к:г: челшаенк с окруяащим мирсм затрагивалась и в отдельниг труд^:. пс из}че-
1'ью х. йлсас^гаого «.¡.тормю-дш'ературлого процесса il'.ivpjbrini, В.Беч1пс, В.^нилсйдоп, !<1.Ар04Х0, ПЛюбаЬдО, В,Ковал.:.и.о, ОДоЛ-ио, Л .Тар;'С-к, Т ЛЧгнлкшт а др.). Теме "человек а природа" специально иесаящекы отдельные диссертации по русской советской лч-тературз (Л.Сшию, Я.Соксловска, О.Трикова и др.), соиремешюй белорусской ярозе (А.Козейко).
времешдг: Се.:ор,'оок!С( поэтов разню: поколений: МЛ'анка, П.Пин-ченко, А.Кротона, I'.Бородулана, В.Короткешча, Ь.Зушша, ¿.Вертинского, А.Рязапсва, и .Захошжкова, Л.Голубовича, Б.Марека, А.Сыоа и .ар. К исолздоваыаэ такие привлекались пьоилведешш й'.Скорин:;, ¡¿.Гусовского, Ф.Еогусеитчч, Я.Яучши, Я.Купали, Я.Ко-ласа, Ы .Богдановича.
ЙРХ'ЛЖЛаМШШ работы заключается п том, что это первое епецаалшос аенограф!п;<зсхое исследование обобщающего характера, посвящшшое худозестаелнону осмнолешш и многограиисму воплощению пробльл; "человек к природа" в современной белорусской поэзии. В диссертация иароко осве/ценн духогдю-эстетические, ьораль-но- лчге&сгла и социально-^иссофсдие аспекты отношений человека п природы, раскрыт позтическьй образ родной природт в его эволг-ции, начиная с япохи Ренессанса до нашего времени, которое ха-рап^раз^ з;сз эозродкенвеи нациэяально-эколог лесяого, духосно-гу-'-акнстяческого сознания человека.
Фактический материал, полонешш и вшзоди диссертации могут бить иепользсьаян для дальнейшею изучения современной белорусской 1:озг,:::г а целом и гзсрчеегга отдепышх поэтов, a такте в практике г.рэподааепид белорусской советской литература л пупах, в спец-сеишшрз г.о современной белорусской иооани, п природоохранительно:.! 1ФОС.ВПТО1Ш,
At{;>oC'rtiîtT,T рпбртц. диссертация обсуждалась па засэлшт ка-федрн Зс^орусской лпггратурп .t.ra$ar.a FT7 жеод П.И Ленина и ог-дела билоругской сог?тс:::ой литератур:? крнт.т/.п Ичстатутд лете-ратурч п'.:сйп Я.Кукма АН ГС(;Р. По иатср'.ияя: ксслвтзиешга автор, гцэтуплл с лс/ладо-i на П Купеиоаскпг «юунавс чгзкпчг, прелодч-KILX при уте ..:« СИ БССР (¡Логиков, i960), на У i:ay-;nci: подбрей ■ щ:и молод"« lenu-c ^ал.То.'/п ЬГУ (Или::?, ТЭОУ) и Богугепачскпг. ка-учнш: чгешя преподавателей Б ГУ Цйшех, 1390). ]) роглуЛтлшн-citoii псчп'!И o!î.v<iwopim pjîi; научных статей я рецензий od;u"i об г-
являлся пропзаевднпя со-
состокт в том, что
емом евшие 4.U п.л. Список основных работ прилагается d конце реферата .
Структура л объем работы. Реферируемая диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Общий обтем — страниц
СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Бо введении подчеркивается общественная и литературная значимость диссертации, формулируются ее цель и задачи, раскрывается научная новизна и практическое значение. Дается также краткий обзор литературы по теме, излагаются теоретико-методологические основы исследования.
В цервой главе — "Поэзия на пути эстетического утверждения кресотн.и поиска экологической гармонии" — отмечается, что человек и природа — одна из магистральных тел а проблем современной белорусской поэзии. Для белорусских поэтов сегодня мир родной природы — это большой и неповторимый мир — Вселенная в общечеловеческой сфере бытия. И сегодня поэты продолжает осмыслять бытийные проблему современности, экологические проблема, в частности, проникая в материально-природную сущность мира, где "растения, животные, качни, воздух, свет и т.д. являются частью человеческого сознания..•, человеческой жизни и человеческой деятельности"'''. Боль и экологические тревоги современной белорусской поэзии о цветке, травинке, родной земле обращают неае внимание к национально-природному Космосу Бытия, и в то не время усиливают наки перевивания за судьбу Человека и Природы. Лирически осмысляя "вобра-зы мЬтня роднаге краю" (Я.Колас), белорусская поэзия в лучших слоях произведениях раскрывает внутренний мир чувствования и простра::-ствешшй строй мышления белорусского народа, его извечные к книзи-нле морально-гуманистические ориентации. "Вкпод в природу лирического героя есть поэтому шкод в какуп-то "шюсферу", увеличивающую его масштаб за счет сближения с "ыртернеЛ вечности", — с sld~ леишкл, шя которое пишется с больно;: букш: Природе, Зе;.;лл, Вселенная"". Наряду с извечным худокествошмл имшканаги совгж'опь^и белорусская поэзия, с болью реагируя па asraorraß® ri:.
^ ь'эркс К. Эконсмическо-фгаосепские рукописи IB44 г. /'/' (.¡арке Г..
г. Энгельс Ф. Из ранних произведений. — i,l., 185с. — ~ Сгльлан Т.И. Даисзгаг о лирике. — Л., 1977. — С. 8Я.
.ЧТР, трагедия Чорнооаяя, ¡...-тли»» Хцютерпеиозт суцествеиныа кзке~ иешш в хул.озойтзошгэд оси&лошш отсаяении природа. Так, роли ршаиз традиционно-надис-кальное восприятий природа обуславливало созерцание, спокойная реЯясксая, тихое любование, вираганзе через пеЛгс-здиз каргшш пятркотичеет« чувств. ре»в — интимных пережигании, то сегодня поэтический взгляд на природный мир, адзнь и вептелъность в нем человека отличается гразданеко-пелк-гическсй остротой зрения, социалыю-фи-'ооо^скол обостренность» чувств.
Ь современней национальной поззии, конечно, остается тонкоз лирическое восприятие л падение м.чре. Родная природа, оставаясь для поэтов вместилищем красот» и тайн Сити, обогащай!; взгляд на аир, прсбувдает в поэтическом "я" пантеистическое ощущение единства, гарлошпескси взашосвяэи и родства с травой и деревом, с землей и небом. В этом плане белорусская цоузея остается одной из самых содержательных и интересных книг природы, в строках которой ярко я предельно искренне в^ракены с дане сокро венике мысли, -ежне глубокие эстетические н эмоционально-экологические чувства в ;гх преемственности с поэзией древнеГишсс времен. Способность современных поэтов "адчуваць счбе несением, што неузабавз прарасце" (Л.Дайнеко), кок раз обнаруыгаает генетическую свбзь с глубокой древностью, когда человек как бы сливался с окружающим миром, одухотворенно воспринимая камень, "дерево, траву, другие предаете, явления, реалии. Неслучайно нинеанему поэту кажется, что он ужз жил на этой земле з каком-то далека? столетии: "Тон,'било — I луг, 1 птупкь ! дрэзц. Х'сонна било, ! крило било..." (Я.Силаков). 3 поэзии М.Тенха, Р.Еородулина, В.Зуекка, Я.Сапакова и др. чувство природы вырастает па богатой культура духовной памяти, из национального ясгетико-окологического мироощущения.' '
Зко-общение человека с округами м;:ром оооз чается современными белорусскими поэтами как нравственная зрелость человеческой души. И у природа, и у человека в сущности едшше устремления — заполнить земля радостью полнокровной г.'нзни. Поэтому белорусским поэтам чрезвшайно ва&чо преяикиуть в гумашетичеокум сущность человеческого назначения на земяе, почувствовать еоридвтелъно-возроктспчсскув шниш» Природа-катерл, которая меже? какого из нас к сдухоть-ореьному, искреннему тталпру, к доадптв >рноиу продолжению »:юг«векового ТВОрчГ.СТЕП 11 ;'<УЛ1.ту].;! МУДРЫХ, ГГ'ВРрИТеЛЬ-
п
пш экологических отношений.
Важнейпую супностную основу современной белорусской поэзии составляет также чувство любви к родному крап, ощущение прочной сращснносги с бороздой и всходами ржи, травой и колосом. Ведь баз приобщения к быившо-природчым ценностям невозможно существование эстетической и философской сферы чувств, вообще глубокое позгиче-ское открытие мира, в котором и находим отражение своего внутреннего "я".
Образ белорусской природы раскрывает национально-эстетическое переживание красоты. Описания родных мест, природы в стихах Р.Бородулшш. Е.Яшшчец, Д.Бичель-Загнетовой и др. насыщены ре-гионалышй экспрессивно-колоритной лексихо.й, которая отракает нивоп!1сно-кон1фет!Шй облик национальной вселенной.
Дерево очень часто осмысляется поэтами как Древо жизни, которое устремляется ввысь от земли, от ее крестьянского корня, а если брать глубже и тире — от национального Космоса Бытия. "Дрова вечнага руху" (Р.Бородулин) — это само венчание природы со временем и аизнью, которые несут ей непрестанное обновление. Сегодня белорусская поэзия жаждет гармония всех жизнедеятельных органов Древа кизни. Обтлсмется это известными экологическими травмами ¡1 тревогами человечества. Древо еизни — это мирное и уникальное построение красоты,.и потому лирический герой многих современных поэтов приходит к осознанию уникальности извечной модели мира и жизни.
Вообще родная природа является для поэтов предметом осмысления связей человека с вечностью и современность» по законам красоты. Любовь и прекрасное — истоки, которые ровдают проникновенный лиризм п эмоционально-эстетическое ведение природы как Храма, Собора красоты: "3 ус^х саборау есцъ сабор, Дзе сгодзеи я мадщ-иа. У-спелым лесе, спелы бор, Зваиць гвас зван^цы" (А.Велюгнн), 'Тэта край — Твой дом * сабср..." (В.Короткезич). йдо великий поэт Ренессанса М.Гусовский в своей поэме "Песнь о зубре'; смотрел на родную природу как на неоцешнуга национальную святыню, на грандиозное вместилище красоты. Воплощением самобытности и неповторимости стал у него зубр, что "дудам толы:! шчэ у нас загава?с;: паи зорка!! Палярнай", само первородство земли, ее пушчанская поэзия. И угл и.Гусовский с тревогой, боль» восприыиа1! разрыв человеком гзвечннх связей с :;ркро,г,оЗ к звап к античному идеалу эко-. гармонии.
Национальный пейзаж станозмся органическим ьнровели.г.» "внутреннего пространства" —пейзажа дуич о се устромлен'.шм:;, заветнши мечтами, тревэгшши чувства!1«!. Поэтому пейзаг? шш пейзажный элемент в поэтических произведениях несет многоаспектную функциональную нагрузку. Клесте с тем современный пейзаж в белорусской поэзии сохраняет примечательные черти п эстетические цепкости: ото созерцайте привольной шири земли, обкитость и уютность, акварельность и разноцветно красок, а такие пластичность, гармоничность соединения очертаний и линий разных природных объектов, Розная природа всегда поэтизируется с моцшм патриотическим пафосом. II не только лес ила поле, рема или другие собирательные, объемные образы природы определяет фоновую окраску белорусского пейзака. В национальный орнамент родного края вписывается кандая травинка, каядый 'теток. Именно микромир белорусских пейзакей помогает поэтам увидеть мир огромный и необъятный.
Образы родной флоры л фауны — своеобразный индикатор духовно-эмоционального пульса поэзии, зерг.ало социально-нравственного содержишь иизни и времени. Совсем случайно через поэтя-зедью национального пейзака проступает вся гамма мыслей-чучств поэта. "Лирика в атсниси" (выражение К.Грпгорьяна) в талантливых произведениях сохраняет колоритную выразительность краса?, эстеттческую гесоыость авторского взгляда. Пейзашшй мир белорусской поэзии — естественная среда существования лирической экспрессии и музыки. Но сфера технического прогресса, а главное действующее лицо в кой —■ человек, властно потеснила и радикально изменила контекст бытия как человека, так и самой природы. "Бенз!нжш слет, пальмерк;; ч:сзг на пал! I лясы" (П.Панченко). Пейзажние образы в поэзии ы*. раз и стали чуткям.1 резонаторами изменений, ноторпе в большом количестве принесли экологические издержи 1ГСР. Та те трава, например, при ииноааеч эстотяческом оскудении мира и ыо;;;ном урбанистически! взрыве приобретает особенную эстетическую цешюоъь. Изменился и сш характер ьзыыо-отножешй лирического "я" и окружающей средой, ь которой человек 1»еГ'в:р:о мег.ежзае г иосбыча"иую ыоипонмию-ивяхолопгчвскув драм у: ''¡Ызая— по Исйэяя, Л по!Х1Ч1Ш иск..."' (Л.Руоещсий).
В и-спршггиз родной рряреди в сскрепсшюЗ белорусской пей-за^яой щрлке 10.; о бодшой широтой стало нролиллуься а другое состоянго гергя — тревожная цпдсстт,. Это и есть то
чувство, ко.-лч и юло'веко гидом с як-бошл:, ч'рсгатвлг.нг-эг!оцко-
налышм отношением к природе возникает волнение за ее красоту и кз сердца прорывается беспокойство за ту яиянь, на которую "на-ракахць новат самия д^гавечиия звярн 1 птузпс!, трави ! дрэвы..." Ш.Танк). Сегодня родной пойзак — это уже среда экологических ДЕсеонансов и контрастов. Поэтому национальное поэтическое слово все активнее выходит на путь пногоплпковсго раскрытия драматизма и дисгармоничности окрушжчего мирз, стараясь в'.тпить через пейзаж социальную и нравственную оппозиции к природе технократического человека, общества эпохи НТК. Однако и'красоты, гармонии в окружающем иире за последние десятилетия супественно убавилось, 1Шогда — до печальной неузнаваемости, что даже порой трудно выделить природно-исторические особенности ландиафта, образы и краски извечной белорусскосги: "I недзе ужо нам паклен¡ц-ца адвечнай прнроднай краса..." (П.Пянченко). Поэзия, эстетизируя родную природную среду, питает веру и надежду на возвраце-кие нашего современника к псфвояетокш рождения высоконравственных чувств. Ибо человек вместе с измельчанием эстетического богатства природы начал терять к крупицы своей внутренней сущности, растрачивать извечную поэзию общения с миром.
Еще в конце 60-х годов белорусская поэзия восприняла варварское окультуривание пейзажа как угрозу многовековой гармонии природного бытия белоруса. В голосе Р.Бородуликв, например, слышалась открытая языческая ааада д&Оротн и слаженности мира, он на . лирнческо-чистой ноте ощущения и идеализации первородства, сказочности природы утверждал необходимость ссхранешш национально-природных истоков духовности, нравственно-эстетического сношения к родной земле. Современная белорусски поэзия особенно остро заметила, как каждому из нас не хватке: одухотворенного живого контакта с природой.
Одновременно с мыслью о возобновления естественного, природ-но-эсгетического облика окрузаящей среди ? поэзии усиливается мотив оптимизации нынешнего человеческого ояткл в современном городе. Осмысляя проблему бурной технизации и увбанизгции, белорусские поэты стремятся нащупать те пути е тропинки, с которых начинается человеческое "вяртанне да зям.ч!. вядм, паветрп са с;.:огпва-бсна!:1еьк туманоу" (Р .Бородулил).
В дкссортапо подчеркивается, что всладотвае уеугу&'®аяя экологических гроолва, а игобеячо поело Черяоошл'кой трагцмл, современная налнол.ъшгея лозз!г> с ба1"!о" грпцааи^.чой обомтреп-
косгыо чусств раскрчла весь драматизм человичсокоп ».сиси п природном дорсздонзх. "У наиих uectMic -- яс5лс:1..-ч;ш cv,.>'.:;nu¡i" — кал бы от и-лени вое:« худокпикон лирического слока схг^гл М.Ташс — поэт, которому, например, произрзстапне видится частно мудрой упорядоченности и развития совраленного пира, даже aniñe — основой сушоствоззняя всех вселенских связей. Сг.ма иэи-чная экологическая гарыгдош смоделирована поэтом как 'универсальное, ¡¡атурТ-и-лосо'ское здшстзо твой кизнн и природы ("Коашогая") - Сегодня очевидно, что идеал гармоничности мира раср}ыац?ся: человек отравил химией и радиацией зерно, угроза экологической смерчи цгсит кед колыбелью младенца и материнской песпьп: "I млтчию далеко святое у саба неита то!ць не тое" (Р.Бородуллн). Поэтому белорусская поэзия, отчетливо определяя тревожные координаты ьргяе-ня, как никогда остро убеадает, что :.!iíp природы я г.мр человека клекзт общий корень бытия. В сердцах поэтов появилось грахическое послечернобыльское счущечие природно-пегоричвского ^нтяя: "...Зерне, яков — не зерне!" (О.Лойко), "Я, страчанае зерне. Хто мне спатоян зерне?!" (М.Метлицкий), "Moza смерць уст ai«.- сцякой калоо-ся..." (А,Религия).
Важное ¡десто в современной поэзии занимает яо.-.тпческо* осмис-ление сколсгического содержания народной эстетики, эттси и [шло-co'Jhl". Национальная лирика поэтизирует природу как хиъу:; сущность человеческой дум, обличает я осуздаот безграничное потреоптель-ство, бездушный утилитаризм. Потрейстельскн-хлщпгческое стнояе-нае к флоре и фауне родной зе?.:ли всегда расценивалось белорусской поэзией с определенных соииально-граадпнеких. и моралыпос позиций, a именно как варварство, браконьере r ao, преступление и т.п. "'¡к, сегодня вся наша беда в том, как ут:зе[ ч-'Даг.т пеэги, что корыстное отношение к природе вкоренилось и прогрессирует в человеческих щш па обвденнсм уровне..Причину оскуднекия красоты поэты находят в той среде, гцо человек ровдаегся, воспитывается и гягоет.
Современная национальная поэзия пс-граздшскп u.j:,í¿ihc:u"ihho срязнлает ¡. одроагошю ипцкоиплыю-сколопчооко^о Длю белорусов, вистуr;>íT за соцтино-ячалогическоа и эстетическое возрозс-дегпе челсшокд и r.upa. В cTüXOTEOpeüüin ра-ч:г;нш: везтов находят воалоадяае прочахнсьешшв змоцвоиак&н.эдр&ядшшкао и рдепигриэ-пуЗлидаотвческяз интонации. Лартюзш? чувства позтеь расук'.лагг tíia боль f отве-готвекиость zü зрасот? вира. Ведь ксчеэаг.т, унич-
тожается, казалось бы, малое пли единичное в природе, а наступает большая трагедия в национальном мироздании, на нашей Земле.
В заключения главы специально сосредотачивается внимание на художественном уровне пейзакно-экологической поэзии. Подчеркивается, что экологическая проблематика превращается у некоторых поэтов в игру словами, или еще хуже — в очередную спекуляцию. В итоге — кзбитне мысли, шаблонные образы, внутренняя легковесность слова, рифмачество, стереотип, голая декларативность.
Во второй главе — "Национально-духовное и гуманистическое содержание экологической темы в белорусской поэзии" — отмечается, что окрукающий мир раскрывается поэтами как духовно-историческая и природно-трудовая основа бытия человека, народа вообще. Белорусская поэзия не представляет социально-экономической жизни общества, современного природохозяйствования, в частности, вез глубокого национально-экологического и гуманистического мироощущения личности.
Ландшафтные особенности, природные образы заключают в себе выразительность и красоту национального мира. Так, белорусские реки для поэтов — богатство национально-духовное, ибо течение реки — это сама жизнь, история и память родной земли. Поэты свято почитают реки-русла национальной памяти, глубоко ощущая общие культурно-исторические узы человека и природы. "Напам1напць за-бнул!вым рэк)" (Р.Бородулин) о достоинстве своего национального и исторического "я". Но шесте с этил в строках поэта возникает социально-гражданская озабоченность и открытое возмущение действиями тех, кто направляет беспамятную, безответственную "звШ-ну-думку" на то, чтобы "рэк! усе убачыць канавам!, выцягнутым! У струны". Река — кивая хранительница героического и трагедийного прошлого, образ ее — своеобразное отражение лица народа, его духа и истинного нравственного самочувствия. Так, заточение Немиги в бетон вызвало трогательно-печальное и острое слово .С.Граховского, П.Макаля, В.Некляева, И .Богданович... Реки пашей земли — неотъемлемый путь духовной культуры белорусов, частица народного сознания.
Тема природы, проблема "человек и природа", как подчеркивается в диссертации, осмысляется в современной белорусской'посопи во всей многогранности, в тесной взаимосвязи с широким кругом проблематики: пеыять и время, история и современность, духовнее и природное, народ и природа. Мотив течения раскрывает соцкаль-
но-экологические и нравственно-экологические коллизии отношений человека и природы. Вода — жизнетворящая сила биосферы, исток вечного круговорота: "Вада узбудз!ла усё жывое, — Вада няйначай кроу зямл!" (П.Бровка). Но радиоактивные воды — это уже экологическое вширание, небытие. Разум и сердца поэтов не хотят мириться с возможностью захлебнуться в реке Смерти. На трагедийно-возбувденной ноте звучит человеческое слово-мольба: "Бога, не ган! мяне у пячоры, Бога, не ган! у глыб ракП" (П.Панченко). Лирическое любование потеснено чувством боли и тревоги за течение-жизнь, за родную природу. Как ни скорбно, но "глынуушы ишаку, прыхварэла рэчка" (Е.Яшшчиц), а речное течение стало чаще превращаться в сток нечистот, вызывая у поэтов чувство возмущения отношением к природе общества.
Не только река, но и лес — объекты национального мироздания. Они взаимосвязаны, всегда имели огромное знамение в жизни белоруса. В стихотворении "Леса и реки" П.Панченко говорит о бескорыстна» самопожертвовании природы и о естественной взаимообусловленности экологических связей, которая сегодня разрушается: "Пац!ху у нас лясы высякащь, тему 1 рэчк) пераснхаюць". Сохранить леса и реки — значит утвердить себя на земле. Человеческая совесть и разум должны предопределять и опережать время ради реки и леса — их будущего, будущего человека, народа.
В современной белорусской поэзии все чаще возникают картины мертвих водоемов. Так, Д.Еичель-Загнетова в триптихе "Разные Говьи" с угнетенностью душевных чувств говорит, что "напаунягц-ца рэк! самотай маг¡л". Очень трогательно, раскрыла экологические контрасты Полесья Е.Янишчиц. Активная гражданская забота о родной природе в-ее стихах проникнута гуманистической мыслью о живом национальном облике мира, о самом человеке, его самочувствии.
Белорусская поэзия смотрит на природу как на национальное и общечеловеческое достояние, чрезвычайно непримиримо и остро выступает против любях форм 'варварства на родной земле. Поэты уверены, что и тайное браконьерство, и природоразрушительнов хозяйствование — явления одной и. той же философии бездуховности и де-гуманизировашшго мшшення. Корни экологической воинственности кроются в самой эгоцентрической формуле существования современного человека. Белорусскую поэзию тревожит низкий нравственный уровень человека в отношешш к живим существам. Еестокость, бездушнее отнесение к живой и неювой природе стали опасным явлена-
ем в нынеаней общественной реальности. В стихотворения М.Танка "На похорони реки" исчезновение реки с ляда земли осмысляется как нравственно-духовная и социально-общественная проблема: дикое издевательство над природой л людьми стало кое для кого обычным делом, за которое получают г/отериальное вознаграждение.
Во многих стихах утвервдается, что сама природа не г состоянии защититься от цивилизованного варварства. Поэтому гражданская позиция поэзия выражается предельно ясно и требовательно: жестокость к природе должна восприниматься и наказываться как преступление по отнопенго к человеку. Ответственность за судьбу природы должна стать реальным законам жизни общества. Поэзия стремится дать ответ, почему случилось так, что человек оказывается безнаказанны.) за свои безнравственные поступки. Ведь в самом обществе не стал реальной силой всплеск волны гражданского сознания. Одна только социальная активность поэтов но в состоянии преодолеть безразличие. Будто это и вмел в виду А.Бачило, описывая воду, что "заснула у тван! чорнай нематы". А за осци-ельно-гразданскув амср^яосгь человеку сегодня приходится распла-. чиваться по большому счету,
С потерей кационашпс: ценностей в человеке произошли отрицательные морально-психологические изменения, а в самом обществе — отдаление от жизненно необходимых социально-экологического и духовно-экологического идеалов. Еще в конце 60-х годов Н.Гилсвич .Е стихотворений "Выравнивают рс-чку" заметил, что, выпрямляя реку 2 тем самым разрушая извечное течение гармонического мироустройства, мы становился аертвзмп моральной п эстетической глухоты и наш внутренний мир в чш-то существенном становится прямолинейно-бездуховна.;, непростительно оскудевши. Вааряшекие и истощение реки влечет за собой и иссыхание гусла души человека, отлучение ее от красоты и родины. Н.Гидсзич звал к сохранению многообразия и семобигности как икра пркродо. тяк и мира человеческого: "Xs.il будуць душ розная, як наш™ рэчк; родяня..." Этим белорусская поэзия активно способствовала фдощювшав ь обществе нового, осознанного отношения к природе — экологического «даддаи, о котором особенно часто говорлтея в посгадяое вг>у.<я. Нсьзе око-погичесхое шшюняе, «одргаер, сыграло реалвдк роль в отмоче upociaa строительства Даугавяяяско!! Г?С. Рэгокллшавя очазачись би десятки белорусских МзтЧр с могллзкк предков к дрсашк кур-гапамл, сломадлсъ йа па одна чслоеечэс::ач :.yz:->6c., Сборсчь par,.
(ины, реку духовного единства, общей памяти трех народов — в ы заключается общечеловеческий смысл национального бнтия (сти-С .Панизнгаса).
Есть ли шанс возродить извечный идеал экологической гармо-I? Этим вопросом постоянно озабочена современная белорусская >зия, отвечая на него утвердительно, напоминая о наших вечгаос »пых и духовных родниках, что питают чистое течение аязии че-¡ека и природы: "Ш, як продак п!у, — з крын1чк1, Коянай кроп-1 дараш!" (А.Писшенков).
Призывая к размышлению и сопереживании, к волнующему дпало-, мастера лирического слова заботятся и о художественно-эсте-геском качестве своей поэзии. Вместе с том в многочисленных алогических стихах нельзя не заметить и•существенных недостат-з. Настораживает, что поэты, особенно молодые, зачастую доволь-вуются лишь констатацией фактов и результатов негативного хо-йствованкя, высказывая это словами "няма", "прапала", "зн1кла", тлела" и т.д.: "Няма крнн1ц, Няма рак!, Засохла лстаць. Няма вёскай есак!, Няма балота" (Л.Пранчак). Поэтам довольно часто достает глубины анализа, художественного первооткрития. Во мпо-х стихах встречается скучная огшсательность либо крикливые об-' е фразы-декларации. Только преодоление художественных изъянов слабостей мокет способствовать углублении проблемности и дейсг-нности экологической лирики.
Тема вечного круговорота рассматривается в связи с философами , социальными и„преимущественно с нравственно-гуманистиче-:ими представлениями и опущениями современного человека. Еело-■сская поэзия теснейшим образом приобщена к познанию ипостасей состояний вечного дв л гения в мире, иначе говоря, к многообра-т круговорота:' пор года, климатических изменений, произраста-ш зерно, созревания■реи... Современная национальная поэзия — щукба зярна 1 зямл!" (М.Танк), что идет еще от традиций Богу-5вкча, Купалы, Коласа. Поэтн органически включают своего лкрп-гокого героя в динамическое, последовательное движение природа. Зрази зерна, колоса, рта в поэзии становятся основой философско-э и гуманистического проникновения в смысл гязнп. "Круговорот" роизрастанкя, роста, плодоношения — закон вечного сущестпсвя-ия Природа, раскршсюпщЛ сущность определенных образоз и вооб-э тайн сохранения на земле рода человеческого. "Сачопожертво-ааие" зерна во нового колоса поэты С .Дергай, П.Панченко,
А.Пысин, П.Макаль и др. понимают как сущность вечного природно-исторического бытия. В звоне спелой ржи герой А .Пнсина, например, улавливает глубинные ишульсы своего земледельческого народа, стараясь усилить их и трансформировать в будущее. Кавдый человек — вечный посредник мевду прошлым и грядущим. Неизбежность новизны в природе ввдится поэтами как неисчерпаемость жизни. В "круговороте" зерна родной земли заключен смысл вечности. Философский закон круговорота познается поэзией с гуманистических позиций: "Без чалавечнасц! не будзе I вечнасцр' (П.Панченкс
Сегодня уже становится очевидным, что без осознания человеком кровной сращенности с природой не может быть мирного и жиз-нетворящего круговорота на земле. Поэтому вечные образы природы в современной белорусской поэзии довольно часто вырастают в поэтические символы мира и жизнелюбия. Ведь ядерный век, трагедия Чернобыля омрачили извечную поэзию земледельческого труда, радость мирного бытия человека. "Мы — у адвечнш кругазвароце", и поэтому поэты к:шут неустанной тревогой о будущем родной земли, о продолжении человеческой вечности: "На свеце, мусгць, добра усё было б, Каб людз! болей думал! Пра аыта!" (М.Арочко). Гуманизм белорусской поэзии зримо проявляется в экологической заботе о национальной и общечеловеческой природно-трудовой среде
КИЭШ1.
Глубокое осмысление находит в поэзии мотив земледельческого круговорота, ибо от нового произрастания зерна зависит незыблемость крестьянской вселенной, сохранение генетических связей с родной землей. Именно ощущение себя частицей определенной при-.родно-трудовой силы и благоприятствует врастанию человека в свою национальную почву, в свой белорусский Космос. Для белорусских поэтов характерна глубокая память о своих истоках, "корнях" в родной земле. В то же время между колосом и человеком, землей и земледельцем возникло "штось ¡ншае" (С.Дергай). Вот его и хочет понять, выяснить современная белорусская поэзия. Севом ржи человек утверждает себя на земле, в мире природы. Так было, так есть и в наши дни. Но в белорусской поэзии ува давно появились нотки тревожного ощущения аритмии и противоречий человека с зем лей предков. У нашего современника, прежде всего у сельчанина, ослабеваюг и рвутся связи "з глебай, з пачаткам, з асновай ас-ноу" (Г.Корзшневския) традиционно-поэтического образа жизни на родной зешю. А без чутких, заботливых рук не молот быгь и на-.
юящего расцвета отеческого края. Высокой духовной энергией тру-¡пика издавна держится "круговорот" зерна. Поэты заметили, как !еныпается духовная насыщенность жизни сельчанина, иссякают ис-)чникя настоящей крестьянской культуры чувств. Поле — часть на-юнального мира, открывающаяся человеку с младенчества. Но если шу жизнь измерять только утилитарно-прагматической меркой, то )уд перестает радовать, неизбежно наступает и отдаление от пер-)основ крестьянского хозяйствования. Белорусские литераторы вига одну из причин потери пиетета к земле-кормилице в изменении уничтожении природно-культуряой среды обитания человека. Из энтекста извечного круговорота стали исключаться и звери, и пти-и, нередко и сам человек. Белорусская поэзия стремится возврв-ить нашего современника к каждодневной "переписке" о землей, ко-орая ведется и плугом, и сердцем. Поэты понимают, что трудовое ытие человека невозможно сегодня без духовно-экологических свя-ей с окружающим миром, без возобновления лучших крестьянских радиций.
В заключение главы диссертант подчеркивает, что современная :ациональная поэзия, прибегая к природной мифологизации и исполь-;ованию экологического опыта прошлого, помогает читателю ощутить' шоговековое родство с родной природой, увидеть в ней источник . духовной гармонии и прочность крестьянского чувства. "Век машын-ш" (Р.Бородулян) дегуманизируег личность, углубляя в ней разрыв ¡езду живим чувством и неорганическим миром. Поэтому языческий ?ульт одухотворенно-доверительных отношений человека и природы 1ужея нам так ге, как и христианский вдеал доброты и милосердия. Глубоко очеловеченное общение с природой рождает гуманистические I духовно-экологические убеждения. Такие поэты, как М.Танк, Р.Бородулин, В.Зуенок и др., возроядают в своей поэзии высокую куль-гуру экологических отношений с миром, ненавязчиво напсшпая человеку, что он все-таки не царь природы, а ее.сын, дитя, кровный родственник.
Третья .рлава — "Нравственно-философское осмысление жизни на Земле и вселенского бытия Человека"— посвящена исследованию художественно-поэтического познания Природы и Космоса. Еакное место отводится раскрытию гражданского и лиряко-филооофского осмысления проблемы современного апологического бытия во всей ее глобальности, драматизме. Решением антиномия "жизнь и смерть" поэзия ищет шход в национальный мир природы и общечеловеческий
Космос: Бытия.
В современной белорусской поэзии мир природы чаще предстае как среда юша и гармонии. Тигина-гармонмя мира таит в себе од ¡сотворенный, зшвой ритм обновления. Царство тишины в лирическом восприятии художников раскрывается в многообразии признаков, со стояний и мгновений природы. Тишина, наполненная «ивой красотой вызывает у поэтов трепетные чувства, пробуждает нередко обостренный музыкальный слух. Тксина-гармошш, типиаа-аизнъ соотносятся современной поэзией с чувством полнокровного бытия па зем лэ. Однако в поэтическом представлении и осмыслении мира состоя нпо ТИШИ1Ш ассм'дируется к с драматизмом природной и социальной Ш31Ш. Природа-ыать "беспристрастна к человеку" (Н.Чернышевский она не имеет воинственных намерений в отношении человечества и хивой жизни, ибо сама страдает в результате экологических травм vl катастроф. Разрушительные силы природы — землетрясение, смер' наводнение и т.п. —■ олени и беспощадны. Тишина после любых катастрофических разрушений всегда ужасающая, она стынет в жутком безмолвии. Современная поэзия, усиливая чувство почитания и родственности с природой, очень часто показывает, насколько мы без-завдтнл перед могущественными силами стихии. Ведь человек и сам сегодня несет ответственность за стихкШюе нарушение тишины-гар-ионии, так ка/. в своем стремлении к победам над природой довольно часто недооценивал законы ее развития. Именно в итого необдуманного властвования над природой произошли глобальные экологические взрывы и разрушения биосферы. В своих размшшенлях белорусские поэта ьмоционялько-взиоянованио убеждают в необходимости "реанимации" Прпроды-Зешш, возвращения ео к жизни. Поэзия выходит на путь широкого социально-философского понимания современной экологической ситуации, которая предвещает печальную участь человаческшу our л®. Природа страшится могущества человека, но она но снисобйа на месть своему сыну и приносит людны только го, что отд заслужили, ведя эгоистический образ хозяйст-_ иошшая. У Солодуиокдх поэтов экологическое поведение и вообще экологически:! ст;иь ад:«« "нишого современника визшшет небесном-ьеннув озабоченность, 'iprEOi-y, ибо "у ярыроди менее пяброу, Па-карипбл! гризала у (С .ийкон:шхов). Нваей национальной по-
вам, иачанск с ¡-¡Досовского, а в XX ст. — о Я.Колеса, природе еам-аась кш5 ly-va краоо?ч v вязки, а иотив покорения, властвования азд яруредаЛ. хогориЗ osortojwo арпмо обнаружил себя в поазин
-30-х годов, противоречил органичности и целостности нацио-льно-поэтического мировосприятия. Белорусская поэзия не примет науки властвования и насилия над природой: "Но.люблю я эвэ "пакарыцель" (Н.Панчснко). В одном из разделов поэмы Зертинского "Сколько лет, сколько зим!" звучит голос возмуще,-я и гнева, изобличающий тех, кто по нынешний день в нашей ка-з рьяно культивирует давно морально устаревшую мичуринскую . гю отношений к природе, пафос которой общеизвестен —"не буя ждать милости от природы". Вечная жизнь не представляется эту без слаженности экологических отношений человека и приро-. Далее в диссертации отмечается, что после Чернобыля в бело-гсксй поэзия все чаще возникает образ безжизненной тишины, гибнуть или выжить! — такую дилемму поставила термоядерная эха, которая аварией на АЗС засвидетельствовала, насколько упка и беззащитна жизнь в сравнении с энергией и силой атома, годняпнее противоречие мегду бытием и смертью поэтесса Е.Яни-яц восприняла во всей глобальности и альтернативности: "Там--та прыв1д васкрэс на планеце 3 тым жа пнтаннем: "Быць альбо ?" ("Звездная поэма"). Чернобыльская трагедия, принесшая на лорусскую землю смертельную тишину, усиливает у многих поэ-в трагическое ощущение вселенского бытия: апокалипсический рнобыль может наступить в результате человеческого безразли-я и моральной безответственности за судьбу Земли-Природы. Не лько новый атомный взрыв страшит поэтов, но и экологический изис, экологическая смерть. Говоря о дефиците тишины я бурном зрушенип биосферы, национальная поэзия с возрастающим соци-ьным и духовным напряжением обращается к человеку.
Гармоническое экологическое бытие на Земле невозможно без няманая острой необходимости жить сегодня а общечеловеческом, ланзтном аспекте" (В.Вернадский). Поэтому в разделе, завершаем главу, автор сосредотачивается на более углубленном осмыс-шш проблемы "Человек — Земля — Космос". Человек в наш век — рамадзянЬч Сусвету" (РЛЗородулия), ибо он, как никогда раньше, «имеет, что все человечество — команда одного звездного ко-бля. Осознание этого лргкло к современным поэтам в результате оотрзкия термоядерной угроза и экологического кризиса на Зем-
"...Кыв1, кв!тней, карабрль касм!чны!" — ятзнеутЕергаажщэ ;учит голос А.Русецкого. Человек на Земле и зо Вселенной — это ■нкостный центр философс:со-поэтяческого мироипдзп-я к миропонл-
мания А.Кулешова. Проблема "Земля — Ч-лоьек — Космос" находив своеобразное преломление и б поэзии М.Танка, П.Яанченко, А.Гу-сецкого, П.Макаля, Е.Яягаачиц и др. Чуткая наотрийка не. "космический диапазон", космизм и ыасшгабносгь дасла в пашей современно;: национальной поэзии во многом обусловлены фшюссфжши и художественными первооткрытиямп Ф.Скоринн, Я.Купали, ¡.I.Богдановича, русских поэтов 1.1 .Ломоносова, В .Маяковского и до. Пантеистически-одухотворенная связь человека с НеСсц, Вселенной обнаруживается и б сегодняшней поэзии. Романтическая мысль и чувство стремятся панорамно, объемно охватить звездное пространство и соединить далекие галактики с родным уголком земли.
Более подробный анализ мировоззренческой эволюции темы "Человек и Космос" дан через анализ поэзии А.Цулеысва, идейно-философское содержание которой оказывает заметнее влияние на врю современную белорусскую'поэзию. Именно в стихах и поэмах А.Кулешова человек выступает жителем Вселенной, мысль его владычествует в самых широких пространственных координатах. Познлкке Космоса, по мнении поэта, безгранично. Человек у А.Кулешова — нистоящий микрокосм Природы: он как бы концентрирует в себе универсальный "трэц! свет" и пронизывает своей человеческой сущностью Вселенную. Кулешов говорит о Человеке как о личности космической значимости. Ведь ракетно-ядерный век приблизил угрозу всезешой катастрофы. Поэт почувствовал, что судьбц человечества. Земля, Природы оказались в человеческих руках. А.Кулешов по-гравдански страстно выступает за экологию Земли и ее главного зителя — Человека. Его лирический герой становятся выразителем тревог и чаяний человечества, которое подошло к выбору ыевду бытием и небытием. Проникаясь ответственностью за прочность мироздания, repoli А.К^леша^а выступает как гуманистический универ-зум Космоса. Его мисль п сердце ищут путь к очеловеченному бюта во всей Вселенной
Белорусские поэты вообще понимают, какая это большая ответственность — "з иауклШгл Сусветаа застацца сач-насам" ( Р.Бороду лш}, ибо и в Космосе на человека возложена высокая нравствен-пая и гуманистическая миссия. Так, Р.Бородулика в стихотворении "Чалой к в космосе" волнует, чем ко утвердит себя во Вселенной Ептель Зала'. Нравственно осознании,! смысл битип, как полагает поит, обуславливает высокую куатуру человеческого обшепкя и в цесшгас_х Вселенной. Ь поэзм M .Танк« Земля и Небо находятся к Е гармоническом вдяистло, и л нрнделыю шраз и тельном иритвьовто-
шии. Гармонизирующей силой мироздания для поэта становится сам [еловек, который во вселенском бытии но представляется поэту без ¡ухсзной связи со своим национально-природным миром. Человек кос-шческий и земной житель прочно соединились в лирико-философсксм 1иропояямашш М .Танка. По законам человечности я красоты обжива-;т Кос;,toe тшсяе и герой ПЛанченко. На фоне Вселенной поэт ьнсве-!ивает сущность бытия современного человека, измеряет его земные гаги мерой вечности, гармонией Космоса.
Особо акцептирована в диссертации мысль о том, что белоруе-;кая поэзия под воздействием сегодняляей научной мысли стремится расширить свой худоаествекяо-познавательные представления о Вселенной. В актигно» мыслительном поиске поэты пытаются предви-цеть и предугадать будущее, кийтя объяснение интересным гипотезам и загадкам. Так, тленно научные изыскания предопределили лл~ рическоэ раздумье о жизни во Вселенной в поэме А.Русецкого "Монолог ЗеПоэт лотрясен силой и масштабами экологической драмы и потому трепетно печется о гзрмоническон устройстве Дома земного, Космоса общечеловеческого.
Надо отметить, что в космическом пространстве, в оторванности от своей плгнетн начал больше цениться "дотык да зямл!" (П .Макаль) . Из космоса героя современной белорусской' поэзии все сильнее и крепче притягивает родней мир, его природа, потому что только в национальной вселенной берег исток духовная сила человеческой личности. Здесь яе диссертант останавливается на некоторых момента* я нюансах ф;цосо$ско-поэтического осмысления проблемы "человек —Земля — Космос" з поэзии А .Рязанова, А.Гречанинова, В.Нзкллоез, а такхе молодых поэтов М.Метлицкого, А.Письмепкола, А.Глобуса а др.. '
Pf зок.тченпл подводятся итоги исследования.' Родная природе воспринимается сегодняшними поэтами как неоценимое каяионашю-духелное достояние, пзвочный Хром крзеотк, который по вине человека зачсступ забропен, загрязнен, a то л по-впрр.эрекк изуродован, Поэтому поэтическое слово вооярял»«о? сложные отггопеняя человека с природой кок проблему национальной важности. П^йз^и вгдится белорусски.; поэтам пе только в своей птт'описи ой самобытности, ко и зо всей удручат>~сй и yxaeaicKsft современней дисгармоничности, Нелиоааяьно-прпроуыИ Косноо Бктия приобрел контрастные экологические пс;.<яп<"'Ш,.я я постепенно утрэтквяет овст духовно-эстетическую наполненность. Не это белорусские поэты ревгиру-
ют остро и с болью. Возрастает граэданское зьучание поэзии, ее жазнеутвервдгадкй пафос направлен против безогляднохю и слепогс разрушения красоты. Национальная память, как считают поэты, питает высокую меру ответственности за облик родной земли и природы.
Белорусская поэзия 70-х, и особенно 80-х, гг. возвысила со циально-экслогический и эстетико-экологический идеал современно го бытия, слроко и во весь голос прозвучала з ней мысль о необходимости нравственного и социально-духовного возрождения человека и общества в отношении с природой. В творчестве М.Танка, П.Панченко, В.Короткевича, В.Зуенка, А.Вертинского, Я.Скаакова, П.Макаля и других белорусских поэтов тема и проблема "человек и природа" раскрылась во всей сложности противоречий и многообразии философско-этических и эстетических проявлений. Драматические отношения человека и природы воспринимается нашими поэтами как проблема и социальная, и нравственно-гуманистическая. У них вызывает протест хищническое покорение природы, они выступают з( гуманизацию человека и самой НТР. Мощную напряженность экологическая проблематика в белорусской поэзии получила после Чернобыльской катастрофы. Судьба бытия белоруса а природа, спасительный путь нации и народа невозможны без осознанного социально-экс логического мышления. Поэзия о гравданскда мужеством, острой пус лицистичкостью, идейно-художественной убедительностью говорит о необходимости кардинальных изменений в отношении к искалеченной ■и больной белорусской земле.
Мир природы для белорусских поэтов — воплощение многосложной философии современного бытия. Поэзия сосредотачивает внимание, на границе между человеческим и природным, временным и вечным и осмысляет те пути, пересечения, коллизии, которые предопре деляются .духовно-активными поисками истины, драматизмом времени. Природа дает возможность поэтам приблизиться к познанию тайн веч ности, своего собственного "я".
В многочисленных стихах белорусских поэтов находит отражение духовно-иси.-,ологичвекое самочувствие современного человека. Пояты идут путем эстетизации города, быта, возвращения к натуральному одпнению о природой. Сегодня белорусская поэзия обнаруживает аритмии а р кы'.очиой связи человека с землей-ко|впиш-цей. Иоэгы затгетши:, что бесхозяйственность и нерачительное об-хокдыые с ог.рз»«.'.игй гредой негативно разились нь духовиом
2Й
блике человека, Возросла ецс большая отчуйздонность от природно-рудовой среды предков. Однако поэзия говорит, что, к счастью, е все потеряно в душе белоруса из многовековой культуры обтце-ия с родной землей. Современная поэзия все чаще вспоминает .ревнае времена гармонической гатзнп человека и природы. В пер-юродпом языческом согласии поэтического "я" с миром природа нкивает мир чуда и сказки, одухотворенная поэзия чувств, кото-)ая пробуждает в душе человека кровное ощущение родства с тра-юй и деревом, птицей к зверем. Национальная поэзия стремится ¡озобновить мудрость народных основ в отношениях человека к визой красоте родной земли. Лучшие пейзанине и экологические сти-си белорусских поэтов как раз и воспзтывакт возвышенно-зкологи-зеские и национально-патриотические чувства.
Для сегодняшней поэзия природа — это уже и космический мир, привычный и обжитой. Звездное пространство продолжает будоражить познавательную мысль поэзии и зовет к открытию новых тайн. Космическая сфера сделалась средой активной деятельности жителя Земли, и зто вызвало у многих поэтов размышления и заботу о нравственном и гуманистическом смысле человеческого бытия во Вселенной. Экологическую и термоядерную угрозу лизни'на Земле белорусская поэзия осмысливает как проблему планетарной' и вселенской значимости. Цель у поэзии одна —■ сохранить Природу, Человека, Землю.
Весомость раскрытия темы "человек и природа'1 достигается через существенное художественное углубление поэтических мыслей и эмоций, повышение идейно-эстетического содержания и уровня стихов. Однако в творчестве отдельных поэтов, в современной лирике встречаются п серьезные недостатки и просчеты, которые заметно снизают эмоциональную л эстетическую силу воздействия поэтического слова. ~~
Талантливые лоэти, оперсятя время, уга думрчт л газу? хлопотами о третьем к ссслздуг.так тцсячелетггх, стремятся чутко пго-зерпть д укрепить извечнне связи в снстемо "Чолгеок — Пряродп". Нгиа- иодаовалх-яой поэзия возрождает и утворгдпгч изпечшгй штеал з;>огопгчесг.ой гармонии, который долпеч стать згасонда Будуг.ого его единении человека и природ?:.
ОоЕОвшсе аолоьвшщ диссертации оттесни в следуиздх пубял-кацдах:
1. Сганауланне беларускай пейзаЕлай саэзН: ¿д Я.Чачота да Ф.Еагушэв1чь // Беларуская лЛаратура. — Вкл. 18. -- Мн.: Ун1-версЛэцкае, 1390.
2. Свсг природа у сучаснай беларускай паззН // Еесн1к БДУ
— Сер. 4. — 1389. — К 3.
3. Зорка Палнн: Тзма Чарнобыльскгй трагеды! у беларускай иагзИ // Баларуская ыова 1 лЛаратура у сколе. — 19Э0, — к 3,
4. Сацыяльна-грамадзянскав ас.апсавг^шо Чарасбыльскай траге-Д1а у паэме Л.Закоыикава "Черная быль" // Некоторые вопр. изучена»'славянских яз. и литератур: Материалы I кон$. молодых ученых филфака БГУ. — Мн., 1990.
5. Бошо чалавеч{1ага скрывалI // Родная природа. — 1990. —
й 6.
6. "А л!рс ж: гучыць?": Читаючы пейзаглгую 1 якялаг^чную па-эз!ю // ЛЛаратура I мастацтва. — 1990. — 17 августа.
7. Свегш подах ветру // Ыаладосць. — 1390. — а 12.
8. Горх1 суы рьзвЛанкя // ЛЛаратура 1 мастацтва. — 198Э.
— 9 июня.
9. Набл1жэ1ше вншыл! // ЛЛаратура I мастацтва. — 1990. — 26 января.
10. Соку одталага рух // ЛЛаратура I мастацтва. — 1990, — .26 октября,
По теме диссертация такЕе опубликованы статьи и рецензии в белорусских газетах: "У наших песнях — небяспечны стронций": Чарнобшь у бздаруской паээМ // Звкзда, 25.09.90 г.; Шлях пад зори! // Чырвокая змена, 1.08.89 г. и др.
Погагсльо г печать 12. 90г. оогвм 1,0 и. л. 3*х. 4764 Твр. 100
Огизчгтлио на [мгге ГШ! ГосЕомствгл БССР г» Кзусй пр. Гр.^та.эгзсавг 14