автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Человек-потребитель в условиях глобализации

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Борзых, Станислав Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Томск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Человек-потребитель в условиях глобализации'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Человек-потребитель в условиях глобализации"

На правах рукописи

Борзых Станислав Владимирович

ЧЕЛОВЕК-ПОТРЕБИТЕЛЬ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

09.00.11 - социальная философия

Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук

Томск - 2005

Работа выполнена на кафедре философии Томского Государственного Архитектурно-Строительного Университета

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Чешев Владислав Васильевич

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

доктор философских наук Лукина Нелли Петровна кандидат философских наук Ситникова Дарья Леонидовна

Омский Государственный Педагогический Университет

Защита состоится «28» июня 2005 года в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 212.267.01 при Томском Государственном Университете по адресу: 634050, г. Томск, просп. Ленина, 36, ТГУ, учебный корпус № 4, ауд. 306.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Томского Государственного Университета.

Автореферат разослан «28» мая 2005 г.

Учёный секретарь

диссертационного совета Д 212.267.01 кандидат философских наук, доцент

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Современный мир сталкивается с множеством проблем, появление которых обусловлено тенденциями развития, которые характерны для техногенной цивилизации стран Запада. В поиске их решений активное участие принимает социальная философия, обращающаяся не только к проблемам общественного устройства, но и к проблеме человека, ставшей особенно актуальной в современных условиях. Жизнь в техногенной цивилизации актуализировала одно из характерных измерений человека, которое могло оставаться без внимания в истории традиционных обществ. Речь идет о потреблении как свойстве человеческого существования, более широко, как одной из характеристик сущности человека. Названная сторона человеческой сущности стала привлекать внимание философов и всех учёных-гуманитариев в период перехода от индустриального общества к постиндустриальному. В процессе перехода к постиндустриализму потребительская ориентация западного индустриального общества приняла новые черты, описание которых оказалось невозможным без прогноза перспектив потребления. Поэтому работы, посвященные постиндустриальному обществу, обращены наряду с прочими проблемами, к изучению проблем потребления.

Переход к постиндустриальной стадии развития совершается сегодня в условиях глобализации. Последнее означает, что проблемы, порожденные развитием западного общества, приобретают в той или иной форме значимый характер для всего человечества. Процессы глобализации делают потребление и потребительскую ориентацию универсальной чертой общественной жизни, что также актуализирует задачу исследования потребления и перспектив человека-потребителя в современной социальной динамике. Глобализационные процессы, происходящие в современном мире, затрагивают каждого человека, независимо от того, где тот живёт и к какому типу общества он принадлежит. И это касается не только сферы экономики, хотя именно эта сфера наиболее ярко демонстрирует влияние глобализации на жизнь людей, но и сферы культуры, политики, производства, биологического выживания и т.д. По сути, глобализация имеет отношение ко всему, что происходит в современном мире.

Обращение к вопросу о потреблении актуально потому, что потребление, как это будет показано ниже, имеет общечеловеческое свойство, присущее всем людям без исключения. Действительно, любой человек потребляет. Вопрос заключается в том, что именно и

каким образом он это делает. Немаловажен и тот факт, что потребление в современном мире ассоциируется со сферой экономики, которая имеет тенденцию развиваться за счёт других сфер жизни общества и человека, а потому потребление актуально и злободневно именно для сегодняшнего дня. Безусловно, мы не понимаем потребление столь узко, а определяем его более широко, однако это лишь подчёркивает актуальность изучения проблемы потребления.

Таким образом, мы можем заключить, что проблемы потребления и глобализации актуальны для философии не только прошедшего, но и сегодняшнего дня.

Проблема исследования. Проблема данного исследования проявляет себя в том, что доминирующим мотивом в социальном поведении человека в современной техногенной цивилизации стало одномерное вещественное потребление. Более того, его наращивание, по сути, задает вектор исторического развития для развитых стран и увлекаемых ими на этот путь развивающихся государств и народов. На угрожающую тенденцию названного направления развития неоднократно указывали различные исследователи и публицисты прошлого и настоящего. Эта угроза не сводится к экологической проблеме и угрозе исчерпания природных ресурсов, хотя и об этой угрозе не стоит забывать. Речь идет о деградации самого человека и деградации социальной среды, т.е. общества, в котором живет человек. Это, так сказать, практическая сторона проблемы потребления в современном мире. Одномерный характер потребления порождает разрыв между потребительской и другими культурными ориентации человека. Необходимость преодоления названной критической ситуации порождает также исследовательскую проблему, суть которой заключается в выявлении соотношения между потреблением и другими сторонами человеческого существования. Иначе говоря, проблему потребления необходимо представить не только как социальную, но также и как антропологическую и культурную. Как уже указывалось, решение этой проблемы в современных условиях порождает обращение к проблеме глобализации, которая обостряет вопросы потребления и придаёт им всеобщую значимость, увеличивая область их рассмотрения с рамок западных обществ до рамок всего мира.

Цель и зачади исследования. Предпринятая нами попытка решения вопроса о положении человека в условиях глобализации в качестве потребителя естественным образом привела нас к осознанию целей и задач исследования. Цель, таким образом, заключалась в раскрытии оснований проблемной ситуации, с которой сталкивается современное общество в связи с динамикой потребления, раскрытие

особенностей названной проблемной ситуации в условиях глобализации и поиск альтернатив тем процессам развития потребления, которые доминируют в современном западном обществе и распространяются процессом глобализации по всему миру. Для достижения этой цели необходимо было выполнение следующих задач:

1. построение концепции потребления, как основополагающего фактора в деятельности человека и функционирования общества, рассмотрение различных категорий потребностей и на их основе выяснения потребительской сущности человека;

2. наполнение новым содержанием понятий «консьюмер» и «консьюмеризм» (от англ. "consumer" -потребитель), позволяющих разграничить феномены потребления в традиционном и в современном западном обществе;

3. экспликация особенностей модернизации и глобализации в их связи с развитием потребления, выявление воздействия названных процессов на потребление;

4. сравнительное исследование потребления и социализации в традиционном и современном обществах, а также изучение культурных характеристик потребления в различных типах общества;

5. выявление преобладающего на сегодня типа потребления человека и общества в рамках выделенных групп потребностей (консьюмеризма), его особенностей и последствий подобного преобладания;

6. выяснение причин превращения современного человека в консьюмера в условиях глобализации и анализ альтернатив консьюмеризму в развитии общества и человека. Предметная область исследования. В качестве предмета

исследования мы выделяем потребление и связного с ним человека-потребителя. Потребление рассматривается нами как основополагающее свойство человека, что доказывается на основе появления у человека тех или иных потребностей и процессов их удовлетворения, а также с помощью одной из форм социализации человека через потребление. Потребление вьщеляется нами в качестве основы жизни современного социума по той причине, что другие стороны жизни современного человека, кроме потребления в виде консьюмеризма, не дают достаточной базы для сравнения различных людей в разных частях света. Потребление видится автором в качестве

одного из немногих связующих звеньев в рассмотрении человека вне зависимости от прочих его свойств.

Автор не ставит своей задачей многомерное и исчерпывающее объяснение действительности. Предметом исследования становится не сведение всего многообразия человеческой природы к одной стороне, а указание на возможное развитие событий, которое повлечёт за собой разрушение общества и мира.

Методологические основания исследования. Автором был использован обширный методологический аппарат. Метод сравнительно-исторического анализа применялся, прежде всего, по отношению к модернизации и глобализации, а также при сравнении традиционного и современного обществ. В связи с всесторонней и широкой изученностью в психологии понятия, как потребления, так, и в особенности, потребности при рассмотрении потребления автором использовались психологические инструменты, такие, как самонаблюдение и проективный метод. Метод теоретической реконструкции применялся в случае с выделением доминантной группы потребностей, а также для экстраполяции подобного доминирования в современных условиях и с целью выявления и описания возможных альтернатив. Для изучения экономических реалий сегодняшнего дня были задействованы материалы статистики по важнейшим экономическим показателям, таким как ВВП, дохода на душу населения и другим.

В целом методы, использованные в данном исследовании, достаточно традиционны - это метод сравнительного исторического анализа, статистического анализа, метод сравнения, различные методы, используемые в экономических теориях, психологии, а также в социологии. Наиболее существенным из используемых методов стал теоретико-методологический анализ использованной в ходе изучения данной темы литературы. При изучении воздействия глобализации на незападные общества мы воспользовались комбинацией двух подходов - цивилизационного и формационного.

Степень теоретической разработанности темы. В научной литературе имеется множество работ, прямо или косвенно затрагивающих вопросы, поставленные в диссертации. Однако это вовсе не означает, что существуют детальные исследования человека в качестве потребителя в современном мире. По преимуществу известные нам работы, которые посвящены анализу человека в качестве потребителя, ограничиваются рассмотрением общих черт потребления человека лишь в экономической сфере его жизни. Эти работы останавливаются на описательных характеристиках человека-

потребителя, но не делают, либо же делают общие, не конкретные, выводы, касающиеся последствий подобного положения вещей для дальнейшего развития общества. Тем не менее, взгляд на человека в качестве потребителя вещественных благ имеет глубокие традиции и сформировавшиеся подходы в изучении данного феномена. Имеется также много работ, посвященных изучению состояния современного мира. В решении данного вопроса можно встретить самые разные оценки и суждения. Большой объем исследовательского материала позволяет, с одной стороны, глубоко вникнуть в положение дел, но, с другой стороны, создает трудности разнообразием мнений и оценок. По этой причине необходимый материал отбирался по принципу его близости во времени к сегодняшнему дню, что придало ему большую актуальность. Тем самым, во-первых, была избегнута необходимость непродуктивного реферирования большого массива литературы и, во-вторых, получена достаточно достоверная и актуальная информация о тенденциях потребительского поведения человека в современном мире.

В философской литературе тема человека как потребителя представлена немногочисленным исследователями, такими как 3. Бауман, Н.М. Бережной, Д. Залтман, А.А. Зиновьев, Н. Кляйн, РЛ. Лившиц, Б.В. Марков, X. Ортега-и-Гассет, Д. Сибрук, А.Н. Тарасов, Э. Фромм, Ф. Фукуяма, Н. Хомский, Н. Элиас и другими.

Сложность здесь заключается в том, что многие философы не занимались темой человека как потребителя специально, и их взгляд на подобную сущность человека можно просмотреть в их исследованиях, связанных с другими вопросами и проблемами. Так или иначе, вопросы, связанные с потреблением человека, всё же появляются в работах многих авторов. Стоит заметить, что потребитель рассматривается учёными в двух вариантах - отрицательном и положительном. Тенденция отрицательного отношения к потребителю прослеживается преимущественно у философов левой окраски, соответственно положительное отношение больше присуще политическим философам правого спектра. Относительно сбалансированный взгляд на потребителя, таким образом, практически отсутствует. Вместе с тем, философы, как мы уже указали, склонны рассматривать потребление почти исключительно с точки зрения экономических процессов, что сужает теоретическую значимость концепции потребления и делает её прикладным вопросом, не имеющим собственного значения.

Тема состояния современного мира, а, точнее, анализа и тенденций глобализации представлена более широко, чем предыдущая. В последнее время сложились самые разнообразные подходы к

изучению глобальных процессов, происходящих в настоящее время. Возникло также новое направление в политологи, философии и социологии - глобалистика, которая и занимается вопросами глобализации и глобальных процессов. Огромное значение при изучении характера современного общества и тех процессов, которые в нём происходят, имеют также вопросы информационных технологий и связанных с ними событий и изменений в обществе. Исследование глобализации, а также проблем информационного общества представляют такие учёные, как С. Бенхабиб, П. Бергер, 3б. Бжезинский, Б.С. Ерасов, А.А. Зиновьев, Б. Кагарлицкий, А. Каллиникос, К. Коукер, И.С. Мелюхин, А. Негри, Дж. Сорос, Э. Тодд, В.А. Тураев, Ф. Фукуяма, С. Хантингтон, М. Хардт, Д. Хелд и другие.

Каждый исследователь стремится сформировать собственный взгляд на глобализацию, видя в ней и выделяя те свойства, которые наиболее полно подходят для заданной им самим модели. Следует отметить и тот факт, что изучение глобальных процессов имеет не слишком долгую историю и пока ещё продолжает создавать свой понятийный аппарат и методологическую основу рассуждений. В связи с этим возникают некоторые трудности в определении тех категорий и смыслов, которые бы наиболее адекватно описывали сложившуюся ситуацию. В целом можно сказать, что изучение глобализации строится на трёх основных подходах - рассмотрении современного мира в качестве проблемы для человечества в своём материальном выражении, рассмотрение его с позиций технологий, значительное место среди которых занимают информационные, а также рассмотрение его по вопросу о политическом влиянии тех или иных государств.

Тема теоретического осмысления процессов, протекающих в обществе при глобализации и более широко - при модернизации проявляется в исследованиях Р. Барта, П. Бергера, Ф. Бобкова, Р. Дарендорфа, В.А. Колотаева, Г. Маркузе, А.В. Назарчука, А.И. Неклессы, X. Ортега-и-Гассета, И.Г. Петрова, Э.В. Сайко, А. Сена, Р. Сеннета, Э. Тоффлера, Ф. Фукуямы, С. Хантингтона, О. Шпенглера, Н. Элиаса, и других.

Каждая концепция акцентирует своё внимание на самых различных сферах, в которых проявляет себя глобализация - культуре, экономике, социальном порядке, информационной сфере, нормах поведения, разделении публичного и приватного и т.д. Новая историческая реальность, сложившаяся за последние десятилетия двадцатого века и первых годов века двадцать первого, оказывается объяснённой лишь отчасти, поэтому назревает очевидная необходимость в создании нового подхода к изучению проблемы

положения человека в мире с тем, чтобы на его основе построить новую жизненную концепцию, отвечающую требованиям объективной действительности.

Между тем проблема потребления исследована весьма поверхностно, несмотря на обилие литературы, в которой она, так или иначе, упоминается. Проще сказать, проблема данного исследования заключается в том, что для оценки исторической перспективы потребления и человека-потребителя, особенно в свете отношения данной темы к проблеме глобализации, у нас не хватает знаний о самой этой проблеме и природе потребления. Решению этой задачи и посвящена предлагаемая работа.

Новизна исследования. Потребление и глобализация неоднократно становились темой для различных работ различного направления, как в философии, так и в других науках. Новизна представленной к защите работы, на наш взгляд, заключается в том, что показана атрибутивность потребления самой человеческой природе. Предпринята попытка объяснить через потребление положение человека в современном мире, вскрыть его, человека, свойства, увидеть, на чём строится мировоззрение и с помощью полученных результатов предложить альтернативу принятому почти повсюду на сегодняшний день пути развития. Данная попытка осуществляется не просто на основе изучения потребления, как одной из сторон человеческой жизни, но и путём применения выделенных нами групп потребностей для объяснения тех проблем, с которыми столкнулось человечество и которые грозят существованию общества в том виде, в каком оно существует уже очень продолжительное время. Вместе с тем доказывается обоснованность взгляда на современного человека, как консьюмера и выведения из этого факта всех остальных сущностных характеристик современного человека. Раскрыта взаимосвязь между процессом социализации, культурным развитием и потреблением. Обосновано представление об упрощении человека в процессе овеществления его потребностей. Дан сравнительный анализ потребления в традиционном и современном обществах, а также культурных характеристик потребления в данных типах общества. Дано новое толкование терминам «консьюмер» и «консьюмеризм», необходимость чего объясняется потребностью различения потребления как теоретической конструкции и тех его форм, которые наблюдаются в современном обществе.

Однако автор не утверждает преобладания консьюмера на планете, а лишь описывает ситуацию, которая сложится, если он будет преобладать. Таким образом, наше исследование ставит вопрос не о

свершившемся событии, а об альтернативе тому, к чему приведёт нынешнее развитие человечества.

Тезисы, выносимые на защиту.

1. Потребление, хотя и не является основополагающим свойством человека, становится таковым у человека современного и, особенно, в том, что касается глобализационных процессов, которые порождают сравнение людей на основе уровня их потребления. Оно определяет и систему взглядов на мир, и представляет собой способ социализации человека в обществе.

2. В современном потреблении преобладают вещественные потребности, что приводит к множеству проблем, которые со всей очевидностью заявляют о себе почти ежедневно и повсеместно. Это негативно сказывается не только на состоянии отдельных людей, но и всего общества и мира в целом, что проявляется в социальных и духовных последствиях консьюмеризма и вытекает из его свойств. Современный человек, таким образом, превращается из потребителя в консьюмера. Человек-консьюмер, как продукт консьюмеризма, господствует в современном мире, дегуманизируя его.

3. Проблемы, вызванные отношением человека к окружающей его среде, основанном на консьюмеризме, ведут к деградации людей, выражающейся в неудовлетворённости социальных и духовных запросов человека и общества, что, в свою очередь, ставит под вопрос дальнейшее существование человечества как такового. Использование инструментария, основанного на выведенной автором концепции потребления и на группах потребностей и возможности преобладания одних над другими, позволяет вывести альтернативы сложившемуся положению вещей.

4. Преобладание одних потребностей над другими не ведёт к улучшению ситуации, а лишь ставит другие, не менее тяжёлые вопросы перед человеком. Необходим взвешенный подход к потреблению, мера и комбинирование потребностей. Человек должен стать потребителем и перестать быть консьюмером. Теоретическая и практическая значимость исследования.

Как выводы, так и размышления и мысли, высказанные в работе, могут найти своё место в различных областях философского знания. Исследование, в целом, является одной из многих попыток понять

современный автору мир и объяснить его, используя правильный, на его взгляд, подход. В нём детально рассматриваются отдельные вопросы социальной философии и философской антропологии. Развёрнутое в работе объяснение реалий современного мира и общества может способствовать прояснению места современного человека в мире и тех побудительных мотивов, по которым он действует, но самое главное — к чему это приводит.

Предлагаемый в диссертации подход к человеку имеет теоретическую значимость для развёртывания исследований по философии культуры, социальной философии, культурологии, истории, философской антропологии, политэкономии и социологии.

Выводы, содержащиеся в данной работе, нацелены на их использование в качестве методологического базиса философских, политологических, экономических и психологических исследований, которые в свою очередь будут являться, в частности, предпосылкой для объяснения необходимости модернизации в различных обществах соответствующими путями, для определения стратегии и тактики социальной, государственной, экономической политики.

Полученные выводы имеют значение для сферы воспитания и образования, способствуя формированию по-новому и более адекватно к природе и окружающему миру ориентированной личности.

Построенная в диссертационном исследовании целостная и многомерная модель реальности потребления в современном мире имеет особое значение в условиях кризиса не только российского общества, ищущего свою социокультурную, психологическую и экономическую идентичность, стремящегося создать эффективную систему социальной организации, но и других обществ, пребывающих в кризисе самоидентификации, мировоззрения и ожиданий.

Результаты исследования могут быть использованы при подготовке университетских спецкурсов по социальной философии, философской антропологии, методологии гуманитарного познания, культурологии, психологии и социологии.

Апробация работы. Основные концептуальные, а также прикладные положения данного исследования обсуждались на теоретических семинарах кафедры философии Томского Государственного Архитектурно-Строительного Университета. Автором также был сделан доклад по проблеме глобализации на конференции, посвященной 10-летию Общеобразовательного факультета ТГАСУ.

Структура диссертации. Структура настоящего исследования подчиняется логике поставленных перед автором проблем и задач и

развёртывается в полном соответствии с положением излагаемых здесь вопросов. Таким образом, представленная к защите диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, осуществляется постановка проблемы, формулируются цель и задачи работы, описывается степень разработанности темы, представляется предметная область исследования, приводятся методологические основания работы, а также раскрывается научная новизна, определяются положения, выносимые на защиту, характеризуется теоретическая и практическая значимость исследования.

В первой главе «Социокультурная динамика потребления»

выстраивается концепция потребления человека, в связи с чем, во-первых, синтезируются подходы в изучении потребностей и потребления в рассмотрении данной проблематики, во-вторых, обосновывается взгляд на человека как на существо потребляющее, в-третьих, выводится взгляд на потребление как форму социализации, в-четвёртых, вводится и обосновывается ввод нового понятия «консьюмеризм», и, в-пятых, описывается общая картина состояния потребления и его культурных особенностей. Предварительно вводятся такие основополагающие понятия, как потребность и потребление, а также выводится сам механизм потребления. Обосновывается взгляд на человека в соответствии с его потребительской сущностью.

В первом параграфе «Структура потребностей и процесс их удовлетворения» предлагается классификация потребностей на основе их соотнесённости со сферами жизнедеятельности человека, состоящая из четырёх категорий - биологической, предметной, социальной и духовной, выводятся понятия потребности в качестве внутреннего императива человеческой деятельности, а также потребления в качестве распределения ресурсов для реализации потребностей, обусловленного окружающей средой и господствующей культурой. Вместе с этим описывается механизм потребления, касающийся каждой категории потребностей.

Автор обосновывает своё обращение в рассмотрении человека к вопросу о его потребностях фактом непосредственной связи проблемы потребления с потребностями, а потому описывает каждую категорию потребностей и способы их удовлетворения. Признаётся

определённая степень иерархии потребностей в связи с переходом после удовлетворения от более низких к более высоким потребностям, в соответствие с чем признаётся более высокая значимость социальных и духовных потребностей.

Возможности удовлетворения, сложность его воплощения и уровень приемлемости удовлетворения тех или иных потребностей указывают на социальную значимость потребностей. Одновременно с этим грань между значимостями различных потребностей выстраивается на основе традиционного различения телесного и духовного.

В целом, делается вывод о том, что современное общество во многом изменило отношение людей к удовлетворению своих потребностей, т.е. к потреблению, приняв лишь отдельный его тип.

Во втором параграфе «Потребление как способ социализации человека» доказывается изначальная заложенность в человеке потребительской сущности. На ряде примеров обосновывается взгляд на человека исключительно в понятиях его склонности к потреблению. По необходимости рассматривается проблема смешения понятий «потребитель» и «покупатель», в связи с чем анализируется роль денег в потреблении и делается вывод о принципиальном различии этих понятий на основе разноплановых по своей сути и последствиям актах, касающихся покупки и потребления. Данные выводы применяются в заключительной главе исследования. Также доказывается предположение об обусловленности социализации человека его потреблением.

Человек изначально представляется автору потребителем, однако не в том значении этого слова, которое вызывает отрицательную реакцию, а в смысле его неспособности воспроизводить основания своей жизни. Данного положению дел способствует и общество, которое, поддерживая человека на начальном этапе его жизни, прививает ему потребительское отношение ко всему окружающему.

Покупатель предстаёт как человек, совершающий акт обмена, в то время как потребитель - как человек, который использует окружающую его среду в любом её виде. И если покупка является лишь краткосрочной сделкой, то потребление, наоборот, становится главным свойством человека. В этой связи используется понятие «консьюмера», которое и обозначает особенности потребления современного человека, выражающиеся в преобладании вещественного потребления.

Потребление, как и всякая деятельность, протекающая в рамках общества, имеет строгую социальную обусловленность и

направленность. С одной стороны, потребление и его привитие человеку исходит от общества и им насаждается. С другой стороны, оно само начинает играть социальную функцию, выражающуюся в изменении формы социализации индивида. В этой связи проводится сравнение традиционного и современного обществ. Традиционное общество ограничивает потребление и определяет его исходя из традиции, социального статуса человека и господствующей религии. Современное общество, напротив, определяет положение человека в социуме через его вещественное потребление. Поэтому делается вывод о том, что в современном обществе у индивида не остаётся альтернативы тому способу вхождения в общество, которое присутствует в настоящее время.

Потребление воспроизводит само себя, что ведёт к замыканию общества на нём и к его деградации в случае с преобладанием вещественного потребления, которая сопровождается деградацией человека.

В третьем параграфе «Культурные особенности потребления» затрагивается роль капитализма в появлении консьюмеризма. Кратко описывается путь капитализма и те условия, в которых он проходил. Доказывается связь между капитализмом и консьюмеризмом. Культура, как порождение общества, влияет как на процесс удовлетворения потребностей, так и на их форму и содержание. В целом, проводится сравнение различных типов общества на основе их культуры потребления, сравниваются отношения общества ко времени, к связям между людьми и к окружающей среде, в связи с чем проводится разделение типов обществ на традиционное, модернизирующееся и современное. В конце параграфа даётся краткий анализ особенностей современного типа потребления, определяемого опорой на вещественное потребление, модой, транснациональными корпорациями (ТНК), массовой культурой, современными технологиями. Обосновывается взгляд на человека как существо социокультурное и потребляющее.

Капитализм непосредственно связан с протестантской этикой, которая выразилась в аскезе и накоплении огромных материальных богатств. Это привело к тому, что появилась необходимость более эффективного распределения ресурсов, чем существовавшее прежде. Демократия и длительное развитие материальной базы существования общества позволили людям стать консьюмерами.

Культура выражается в отношении к природе, к связям между людьми и ко времени, отсюда берут своё начало различные типы потребления, точнее, сам характер потребления. Таким образом,

уровень потребления, особенности его протекания, его интенсивность и его сущностные параметры зависят от того, какое время жизни общества - прошлое, настоящее или будущее - воспринимается положительным и наилучшим, какое отношение испытывает общество к имеющимся ресурсам, где пролегает грань среднего уровня потребления, а также где проходит момент насыщения потребностей разного рода.

Особенности современного потребления заключаются в появлении нового типа потребления, основанного на вещах и названного автором консьюмеризмом. Его основной характеристикой является, прежде всего, преобладание вещественного потребления. На основе предыдущего анализа делается вывод о том, что вещественное потребление свойственно, по преимуществу, современным западным обществам. Свойствами консьюмеризма являются мода, которая быстро сменяется, заставляя человека постоянно быть в курсе событий в мире моды и обостряя его желание соответствовать ей; ТНК, которые, по сути, есть главные производители вещественной продукции, а поэтому обладают сильным влиянием на покупательские способности и предпочтения людей; массовая культура, которая свойственна индустриальной ступени развития общества и которая является упрощением высокой культуры; высокие технологии, позволившие придать вещам новые инструментальные характеристики и выявившие новые потребности в сфере информации и услуг, а также развивающиеся в ущерб человеку.

В целом, признаётся, что современный западный человек стал консьюмером, т.е. упрощённой моделью своего возможного потенциала.

Во второй главе «Потребление и глобализационные процессы» выстраивается концепция соединения теории глобализации и модернизации на основе последней. Делается вывод о принципиальном сходстве этих понятий и о переходе модернизации в условиях современного мира в своё естественное продолжение -глобализацию. Состояние мира характеризуется дегуманизацией мира, означающей потерю миром человеческих свойств и превращение человека в консьюмера с одновременным присутствием человека повсюду. Это, в свою очередь, приводит автора к осознанию необходимости поиска альтернативы сложившемуся положению вещей и выливается в предположение о возможности построения общества, потребление которого будет содержать в себе элемент преобладания более предпочтительных потребностей над менее предпочтительными.

В целом, делается вывод о желательности превращения современного человека из консьюмера в потребителя.

В четвёртом параграфе «Глобализация, модернизация и потребление» анализируются процессы, протекающие в современном мире, обычно обозначаемые понятием «глобализация». Выводится мысль о том, что глобализация наследует модернизации в деле преобразования мира, а также в общетеоретическом плане. Сама глобализация понимается в качестве гомогенизации и функционального неравенства людей, проявляющегося в принципиальном различии роли людей, обладающих деньгами, и людей, их не имеющих, в миростроительстве и миропонимании. Подобное видение глобализации отвечает, прежде всего, задачам исследования. Другие аспекты глобализации не рассматриваются по причине их малой соотнесённости с проблемой потребления. В целом показывается, что модернизация, а, следовательно, и глобализация означают заимствование, а затем и приживание моделей развития Запада в незападных обществах. Таким образом, вполне справедливым следует считать восприятие, как модернизации, так и глобализации в форме вестернизации. Вместе с тем особо оговаривается, что глобализация возможна лишь на уровне вещественного потребления.

Проведение модернизации было свойственно обществам, желающим достигнуть материального уровня Запада. Обычно она являлась ответом на вызов со стороны Запада. Вместе с тем модернизация представляет собой уникальный путь развития Запада, который невозможно воспроизвести где-либо ещё. Она состоит из капитализации и индустриализации. По преимуществу незападные общества заимствовали индустриализацию, зачастую достигая значительных успехов. Однако индустриализация тесно связана с капитализацией. Автор делает вывод о том, что на практике их невозможно разделить. Поэтому успешная модернизация означает превращение в Запад, что невозможно для Незапада. Отсюда проистекают многочисленные проблемы тех стран, которые попытались повторить путь развития Запада.

Глобализация означает вестернизацию незападных обществ. В этом смысле она полностью повторяет модернизацию, но отличается своим охватом и упором на господствующий на Западе тип потребления. Она характеризуется гомогенизацией взгляда на мир, принимаемого по всему свету, а также неравенством, проявляющемся на уровне обладания вещами. Делается вывод о том, что само сравнение различных обществ возможно лишь на единых основаниях. Неравенство, в свою очередь, функционально по той причине, что оно

поддерживает общественное устройство и выражается в том, что богатые и бедные люди по-разному участвуют в социальном строительстве и обладают различными возможностями для самовыражения.

Глобализация и модернизация, таким образом, являются вестернизацией. Глобализация поэтому приводит к культурным противоречиям, которые становятся следствием невозможности привить западную культуру в незападном обществе. Подобное возможно лишь при условии разрушения местной культуры, которая, сопротивляясь, либо ассимилируется к западной культуре, либо разрушается.

В пятом параграфе «Социальные и духовные последствия консьюмеризма» исследуется два упоминавшихся выше свойства характеризующей состояние современного мира дегуманизации, проявляющиеся в различных сферах жизни общества - экономике, экологии, духовном пространстве, а также даётся определение понятию «современный». Автором описываются последствия, к которым приводят преобладание в потреблении современного общества вещественных потребностей и игнорирование других групп потребностей.

Тотальное присутствие человека в мире сложилось по многим причинам, главными из которых называются очеловечивание мира, желание использовать окружающую среду, а также постоянно возрастающее количество жителей Земли. Второй составляющей процесса дегуманизации мира является упрощение человека, выражающееся в потере им многих своих качеств и свойств. Вкратце рассматривается роль США в современном мире. Тотальное присутствие и упрощение человека в итоге порождают дегуманизацию мира. В этой связи можно говорить о некоторых издержках вещественного потребления в социальной и духовной сферах жизни человека и общества.

«Современный» означает либо «западный», в смысле наиболее развитых стран мира, либо «имеющий тенденцию стать западным», либо «подвергающийся влиянию Запада». То состояние современного мира, которое сложилось на настоящий момент, является следствием прогресса и стремлением к наживе западных обществ. Вместе с тем понятие обесчеловечивания заменяется своим синонимом -дегуманизацией. История человечества говорит о постоянном очеловечивании мира, когда последний рассматривался лишь по отношению к человеку. Одновременно человек упростился за

последнее время, становясь консьюмером. Поэтому лучше говорить о дегуманизации.

Социальные и духовные последствия преобладания в современном мире вещественного типа потребления вырисовываются в трёх основных сферах - на уровне различного рода социальных образований, которые, в конце концов, превращаются в массу, что ведёт к деградации человека, но также и к образованию новых социальных образований, таких как международные неправительственные и правительственные организации, Интернет-братства и другие. На уровне социальных связей, которые постепенно разрушаются из-за желания обладания как можно большим количеством вещей, что приводит к облегчённой модели социализации, но также и к резкой индивидуализации, которая выражается в исчезновении родственных, дружеских и любовных связей. И, наконец, на уровне культуры, которая постепенно вымывается из поля потребления современного человека и приводит его к игнорированию духовных запросов, что, в свою очередь, позволяет направлять дополнительные средства на удовлетворение других потребностей.

Также возможно появление проблем, связанных с биологическими потребностями и выражающихся в ухудшении экологической обстановки и в отсутствии необходимых средств из-за господствующего типа хозяйствования для удовлетворения потребности в пище и других базовых нуждах людей.

Из вышесказанного делается вывод о том, что консьюмеризм разрушает традиционные элементы, присутствующие в любом обществе. Т.к. функционирование любого общества основано именно на них, то необходимо либо влиять на последствия, к которым приводит консьюмеризм, либо изменять сами принципы функционирования общества, соответствующие новым тенденциям.

В шестом параграфе «Перспективы консьюмеризма в условиях глобализации, альтернативы развития» обобщаются предыдущие параграфы, и описываются свойства консьюмеризма, выражающиеся в экономизации, индивидуализации, стандартизации, экологических проблемах и обезличивании. Делается детальный анализ связи глобализации и потребления. Итогом данной связи оказывается наличие огромного количества проблем, решение которых жизненно необходимо человеку для того, чтобы сохранить его человечность. Такое положение дел увязывается с процессом овеществления всех групп потребностей, и на основе этого утверждения предлагаются альтернативы общепринятому пути развития, которые выражаются в социализировании и одухотворении всех групп потребностей.

Описываются характеристики общества, принявшего данные установки. Также описывается общество, которое практикует биологизирование потребностей. Однако в конце делается вывод о том, что необходимо взвешенное и ориентированное на более высокие потребности потребление.

Глобализация означает гомогенизацию взгляда на мир и неравенство в распределении материальных благ, т.е. в вещественном потреблении. Человек упрощается до консьюмера, и данная тенденция распространяется по всему миру, что приводит к его дегуманизации. Такое положение дел сложилось вследствие нескольких причин. Первая - это глобализация, которая сделала существование всех людей более тесным и взаимозависимым. Вторая - это исторически сложившееся превосходство Запада во всех его проявлениях над остальными обществами и культурами, и, прежде всего, в военном и экономическом отношении. Третья - это овеществление всех групп потребностей, которое состоит в превращении всех групп в подобие вещественных потребностей. Это, в свою очередь приводит к некоторым проблемам, которые связаны со свойствами консьюмеризма.

Автором выводятся следующие свойства. Экономизация видится нами в том, что все взаимодействия между людьми сводятся к акту купли-продажи, в том, что товарная логика проникает во все сферы жизни людей, где она не столь эффективна как в экономике. Индивидуализация приводит к выбору индивидуальной стратегии выживания каждого человека, разрушая общество. Экологические проблемы ставят вопрос о физическом будущем человечества. Стандартизация ведёт к тому, что люди становятся одинаковыми, элиминируя разнообразие человеческих проявлений. Технология представляет угрозу из-за тех последствий, которые могут быть вызваны к жизни её употреблением, а также тем, что замыкает общество в искусственных рамках, которые не являются естественными, а потому долговечными, не позволяя развиваться человеку. Отношение к природному миру, как к миру противоположному социальному ландшафту приводит к его отрицанию. Обезличивание соединяет в себе эти свойства и сводится к превращению людей в ничего не значащие атомы, изъятие которых из общественного тела не означает разрушения последнего, а потому ведёт к лишению человека его значимости. Все шесть свойств наиболее остры в развитых странах, но постепенно вырисовьгеаются в остальном мире.

Подобное положение дел ведёт к тому, что люди начинают относиться к другим как к вещам. Это означает, что каждый перестаёт осознавать какую-либо ценность другого и таким образом разрушает общество, основанное на равном статусе его членов. Последствия такого отношения видятся в войне всех против всех или в потреблении всеми всех.

Причины этого лежат в овеществлении потребностей. Вместе с тем предлагаются альтернативы - социализирование потребностей, при котором общество живёт ради самого себя и практикует социальное потребление; одухотворение потребностей, выражающееся в духовном совершенствовании каждого человека. Также выделяется ещё одна возможность в рамках доминирования одной группы потребностей над другими - биологизирование потребностей, которое возвращает человечество к примитивной стадии его развития, но не уничтожает окружающую среду.

Поднимается вопрос о степени доминирования одних потребностей над другими. Необходим взвешенный подход с небольшим преобладанием высших, т.е. социальных и духовных потребностей. Однако нельзя забывать и о материальном и биологическом фундаментах развития общества. Человек должен снова стать потребителем и перестать быть консьюмером.

В заключении подводятся итоги исследования, систематизируются и формулируются основные выводы и намечается перспектива возможного продолжения работы в русле дальнейшего изучения представленных в диссертации разработок.

По теме диссертационного исследования опубликованы следующие работы:

1. Борзых СВ. Человек в условиях глобализации // Естественные и гуманитарные науки в XXI веке. Материалы региональной научной конференции, посвященной 10-летию Общеобразовательного факультета ТГАСУ. - Томск: Изд-во Томе. гос. архит.-строит. ун-та, 2004, с. 135 - 139.

2. Борзых СВ. Человек как потребитель // VIII Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Наука и образование» (19-23 апреля 2004 г.): Материалы конференции: В 6 т. Т. 6. Ч. 1. Философия. - Томск: Центр учебно-методической литературы Томского Государственного Педагогического Университета, 2005, с. 71 -78.

Изд. Лицензия №021253 от 31.10.97. подписано в печать Формат 60x90/16. Бумага офсетная. Гарнитура Тайме. Тираж 100 экз. Заказ

Изд-во ТГАСУ, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2 Отпечатано с оригинал-макета в ООП ТГАСУ. 634003, г. Томск, ул. Партизанская, 15

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Борзых, Станислав Владимирович

Введение.

Глава 1. Социокультурная динамика потребления

§1.1 Структура потребностей и процесс их удовлетворения.

§1.2 Потребление как способ социализации человека.

§1.3 Культурные особенности потребления.

Глава 2. Потребление и глобализационные процессы

§2.1 Глобализация, модернизация и потребление.

§ 2.2 Социальные и духовные последствия консьюмеризма.

§ 2.3 Перспективы консьюмеризма в условиях глобализации, альтернативы развития.

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по философии, Борзых, Станислав Владимирович

Современный мир сталкивается с множеством проблем, появление которых обусловлено тенденциями развития, которые характерны для техногенной цивилизации стран Запада. В поиске их решений активное участие принимает социальная философия, обращающаяся не только к проблемам общественного устройства, но и к проблеме человека, ставшей особенно актуальной в современных условиях. Жизнь в техногенной цивилизации актуализировала одно из характерных измерений человека, которое могло оставаться без внимания в истории традиционных обществ. Речь идет о потреблении как свойстве человеческого существования, более широко, как одной из характеристик сущности человека. Названная сторона человеческой сущности стала привлекать внимание философов и всех учёных-гуманитариев в период перехода от индустриального общества к постиндустриальному. В процессе перехода к постиндустриализму потребительская ориентация западного индустриального общества приняла новые черты, описание которых оказалось невозможным без прогноза перспектив потребления. Поэтому работы, посвященные постиндустриальному обществу, обращены наряду с прочими проблемами, к изучению проблем потребления.

Переход к постиндустриальной стадии развития совершается сегодня в условиях глобализации. Последнее означает, что проблемы, порожденные развитием западного общества, приобретают в той или иной форме значимый характер для всего человечества. Процессы глобализации делают потребление и потребительскую ориентацию универсальной чертой общественной жизни, что также актуализирует задачу исследования потребления и перспектив человека-потребителя в современной социальной динамике. Глобализационные процессы, происходящие в современном мире, затрагивают каждого человека, независимо от того, где тот живёт и к какому типу общества он принадлежит. И это касается не только сферы экономики, хотя именно эта сфера наиболее ярко демонстрирует влияние глобализации на жизнь людей, но и сферы культуры, политики, производства, биологического выживания и т.д. По сути, глобализация имеет отношение ко всему, что происходит в современном мире.

Обращение к вопросу о потреблении актуально потому, что потребление, как это будет показано ниже, имеет общечеловеческое свойство, присущее всем людям без исключения. Действительно, любой человек потребляет. Вопрос заключается в том, что именно и каким образом он это делает. Немаловажен и тот факт, что потребление в современном мире ассоциируется со сферой экономики, которая имеет тенденцию развиваться за счёт других сфер жизни общества и человека, а потому потребление актуально и злободневно именно для сегодняшнего дня. Безусловно, мы не понимаем потребление столь узко, а определяем его более широко, однако это лишь подчёркивает актуальность изучения проблемы потребления.

Таким образом, мы можем заключить, что проблемы потребления и глобализации актуальны для философии не только прошедшего, но и сегодняшнего дня. Точнее, проблема проявляет себя в следующем. С одной стороны, потребление является естественной и необходимой стороной человеческого существования. С другой стороны, доминирующим мотивом в социальном поведении человека в современной техногенной цивилизации стало одномерное вещественное потребление. Более того, его наращивание, по сути, задаёт вектор исторического развития для развитых стран и увлекаемых ими на этот путь развивающихся государств и народов. На угрожающую тенденцию названного направления развития неоднократно указывали различные исследователи и публицисты прошлого и настоящего. Эта угроза не сводится к экологической проблеме и угрозе исчерпания природных ресурсов, хотя и об этой угрозе не стоит забывать. Речь идет о деградации самого человека и деградации социальной среды, т.е. общества, в котором живет человек. Это, так сказать, практическая сторона проблемы потребления в современном мире. Одномерный характер потребления порождает разрыв между потребительской и другими культурными ориентации человека. Необходимость преодоления названной критической ситуации порождает также исследовательскую проблему, суть которой заключается в выявлении соотношения между потреблением и другими сторонами человеческого существования. Иначе говоря, проблему потребления необходимо представить не только как социальную, но также и как антропологическую и культурную. Как уже указывалось, решение этой проблемы в современных условиях порождает обращение к проблеме глобализации, которая обостряет вопросы потребления и придаёт им всеобщую значимость, увеличивая область их рассмотрения с рамок западных обществ до рамок всего мира.

В научной литературе имеется много работ, прямо или косвенно затрагивающих вопросы, поставленные в диссертации. Однако это вовсе не означает, что существует детальные исследования человека в качестве потребителя в современном мире. По преимуществу известные нам работы, которые посвящены анализу человека в качестве потребителя, ограничиваются рассмотрением общих черт потребления человека лишь в экономической сфере его жизни. Эти работы останавливаются на описательных характеристиках человека-потребителя, но не делают, либо же делают общие, не конкретные, выводы, касающиеся последствий подобного положения вещей для дальнейшего развития общества. Тем не менее, взгляд на человека в качестве потребителя вещественных благ имеет глубокие традиции и сформировавшиеся подходы в изучении данного феномена. Имеется также много работ, посвященных изучению состояния современного мира. В решении данного вопроса можно встретить самые разные оценки и суждения. Большой объем исследовательского материала позволяет, с одной стороны, глубоко вникнуть в положение дел, но, с другой стороны, создает трудности разнообразием мнений и оценок. По этой причине необходимый материал отбирался по принципу его близости во времени к сегодняшнему дню, что придало ему большую актуальность. Тем самым, во-первых, была избегнута необходимость непродуктивного реферирования большого массива литературы и, во-вторых, получена достаточно достоверная и актуальная информация о тенденциях потребительского поведения человека в современном мире.

В философской литературе тема человека как потребителя представлена немногочисленным исследователями, такими как 3. Бауман, Н.М. Бережной, Д. Залтман, А.А. Зиновьев, Н. Кляйн, P.JI. Лившиц, Б.В. Марков, X. Ортега-и-Гассет, Д. Сибрук, А.Н. Тарасов, Э. Фромм, Ф. Фукуяма, Н. Хомский, Н. Элиас и другими.

Сложность здесь заключается в том, что многие философы не занимались темой человека как потребителя специально, и их взгляд на подобную сущность человека можно просмотреть в их исследованиях, связанных с другими вопросами и проблемами. Так или иначе, вопросы, связанные с потреблением человека, всё же появляются в работах многих авторов. Стоит заметить, что потребитель рассматривается учёными в двух вариантах - отрицательном и положительном. Тенденция отрицательного отношения к потребителю прослеживается преимущественно у философов левой окраски, соответственно положительное отношение больше присуще политическим философам правого спектра. Относительно сбалансированный взгляд на потребителя, таким образом, практически отсутствует. Вместе с тем, философы, как мы уже указали, склонны рассматривать потребление почти исключительно с точки зрения экономических процессов, что сужает теоретическую значимость концепции потребления и делает её прикладным вопросом, не имеющим собственного значения.

Тема состояния современного мира, а, точнее, анализа и тенденций глобализации представлена более широко, чем предыдущая. В последнее время сложились самые разнообразные подходы к изучению глобальных процессов, происходящих в настоящее время. Возникло также новое направление в политологи, философии и социологии - глобалистика, которая и занимается вопросами глобализации и глобальных процессов. Огромное значение при изучении характера современного общества и тех процессов, которые в нём происходят, имеют также вопросы информационных технологий и связанных с ними событий и изменений в обществе. Исследование глобализации, а также проблем информационного общества представляют такие учёные, как С. Бенхабиб, П. Бергер, 36. Бжезинский, Б.С. Ерасов, А.А. Зиновьев, Б. Кагарлицкий, А. Каллиникос, К. Коукер, И.С. Мелюхин, А. Негри, Дж. Сорос, Э. Тодц, В.А. Тураев, Ф. Фукуяма, С. Хантингтон, М. Хардт, Д. Хелд и другие.

Каждый исследователь стремится сформировать собственный взгляд на глобализацию, видя в ней и выделяя те свойства, которые наиболее полно подходят для заданной им самим модели. Следует отметить и тот факт, что изучение глобальных процессов имеет не слишком долгую историю и пока ещё продолжает создавать свой понятийный аппарат и методологическую основу рассуждений. В связи с этим возникают некоторые трудности в определении тех категорий и смыслов, которые бы наиболее адекватно описывали сложившуюся ситуацию. В целом можно сказать, что изучение глобализации строится на трёх основных подходах - рассмотрении современного мира в качестве проблемы для человечества в своём материальном выражении, рассмотрение его с позиций технологий, значительное место среди которых занимают информационные, а также рассмотрение его по вопросу о политическом влиянии тех или иных государств.

Тема теоретического осмысления процессов, протекающих в обществе при глобализации и более широко - при модернизации проявляется в исследованиях Р. Барта, П. Бергера, Ф. Бобкова, Р. Дарендорфа, В.А.

Колотаева, Г. Маркузе, А.В. Назарчука, А.И. Неклессы, X. Ортега-и-Гассета, И.Г. Петрова, Э.В. Сайко, А. Сена, Р. Сеннета, Э. Тоффлера, Ф. Фукуямы, С. Хантингтона, О. Шпенглера, Н. Элиаса, и других.

Каждая концепция акцентирует своё внимание на самых различных сферах, в которых проявляет себя глобализация - культуре, экономике, социальном порядке, информационной сфере, нормах поведения, разделении публичного и приватного и т.д. Новая историческая реальность, сложившаяся за последние десятилетия двадцатого века и первых годов века двадцать первого, оказывается объяснённой лишь отчасти, поэтому назревает очевидная необходимость в создании нового подхода к изучению проблемы положения человека в мире с тем, чтобы на его основе построить новую жизненную концепцию, отвечающую требованиям объективной действительности.

Методологические основы постижения человека в современном мире также можно найти в вышеперечисленных источниках и трудах. Методологическая основа самого диссертационного исследования может быть представлена как соединение философско-антропологического подхода, направленного на выявление онтологической сущности человека, и социологического подхода к поведению человека, связанного с процессами потребления. В отношении же представлений о глобализирующемся человечестве диссертационное исследование ориентировано на использование достоинств методов, известных как цивилизационный и формационный подход. В частности, формационный подход позволяет вскрыть техногенные факторы динамики потребительских аспектов в жизни человека и общества, в то время как цивилизационный метод дает основание для раскрытия роли культурных факторов в названных процессах.

Предпринятая нами попытка решения вопроса о положении человека в условиях глобализации в качестве потребителя естественным образом привела нас к осознанию целей и задач исследования. Цель, таким образом, заключалась в раскрытии оснований проблемной ситуации, с которой сталкивается современное общество в связи с динамикой потребления, раскрытие особенностей названной проблемной ситуации в условиях глобализации и поиск альтернатив тем процессам развития потребления, которые доминируют в современном западном обществе и распространяются процессом глобализации по всему миру. Для достижения этой цели необходимо было выполнение следующих задач:

1. построение концепции потребления, как основополагающего фактора в деятельности человека и функционирования общества, рассмотрение различных категорий потребностей и на их основе выяснения потребительской сущности человека;

2. наполнение новым содержанием понятий «консьюмер» и «консьюмеризм» (от англ. "consumer" - потребитель), позволяющих разграничить феномены потребления в традиционном и в современном западном обществе;

3. раскрытие особенностей модернизации и глобализации в их связи с развитием потребления, выявление воздействия названных процессов на потребление;

4. сравнительное исследование потребления и социализации в традиционном и современном обществах, а также изучение культурных характеристик потребления в различных типах общества;

5. выявление преобладающего на сегодня типа потребления человека и общества в рамках выделенных групп потребностей (консьюмеризма), его особенностей и последствий подобного преобладания;

6. выяснение причин превращения современного человека в консьюмера в условиях глобализации и анализ альтернатив консьюмеризму в развитии общества и человека.

Решение поставленных задач определило основные положения, представленные в тексте диссертации и выносимые на защиту. Структура диссертации отражает логику исследования и соответствует порядку решения задач, решение которых необходимо для поставленной цели. Таким образом, данная работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Человек-потребитель в условиях глобализации"

Заключение

Подводя итог всему вышесказанному, необходимо отметить несколько наиболее значительных моментов, которые непосредственно вытекают из представленной работы.

Во-первых, потребление не ограничивается экономической, хозяйственной сферой жизни человека и общества. Потребление, безусловно, включает в себя эту сферу, но также распространяется и на другие области жизни. По сути, потребление изначально присуще человеку как существу, ограниченному своей самостью, своей природой, а потому вынужденному брать извне, т.е. становится существом потребляющим. Социум также ищет свои основания во внешней среде, поэтому он может быть также определён как потребляющее образование. Поэтому мы можем говорить о том, что потребление есть онтологическая характеристика человека и общества, бытийная сторона их существования. Вместе с тем потребление, как мы определили его выше, предстаёт как распределение ресурсов. Но и распределение, и ресурсы зависят не только от объективных факторов, но и от субъективного отношения к ним человека, а потому потребление выстраивает свою антропологическую структуру в зависимости от той социальной среды, в рамках которой оно протекает. Таким образом, потребление является общей категорией, с помощью которой возможно сравнение различных типов общества.

Характер современного общества и его склонность к использованию материальных ресурсов и благ во всё возрастающем количестве делают концепцию потребления, представленную в данном исследовании, наиболее значимым вкладом в его изучение и объяснение тех процессов, которые в нём протекают. Прежде всего, это связано с традиционным, узким пониманием понятия «потребление», но также и с обеднением остальных сторон жизни социума, что непосредственно вытекает из характера современного потребления, основанного на преобладании удовлетворения вещественных потребностей.

Во-вторых, потребление находится в тесном взаимодействии с процессами социализации человека. Традиционное общество, хотя и регламентировало потребление, его объём и свойства, не воспринимало его в качестве основы для социализации. В данном типе социума действовали иные способы и формы вхождения в его состав. В современном обществе, напротив, потреблению придаётся огромное значение, при этом не всякому потреблению, но лишь вещественной его стороне, а более точно -потреблению тех товаров, которые социально и культурно значимы и желанны. Потребление вещей и товаров призвано социализировать человека. Вместе с тем каждое общество обладает собственными представлениями о потреблении, которое в результате и практикуют его члены.

В-третьих, потребление обусловлено культурой, господствующей в обществе. Именно культура и определяет, что будет потребляться людьми, а что останется вне его рамок и будет отнесено к другим сферам жизни человека. Производство необходимых ресурсов для потребления играет важную роль в процессе его осуществления, но то, каким будет характер потребления и задействованные в нём ресурсы, определяется культурой. Данное обстоятельство более важно и существенно именно для современного общества, потому что культурные составляющие потребления сегодня наиболее полно характеризуют его и обозначают путь, по которому оно будет двигаться. Вместе с тем тип потребления, свойственный современному обществу, можно обозначить как консьюмеризм, т.е. одномерное потребление, ориентированное преимущественно на удовлетворение вещественных потребностей. Поэтому можно утверждать, что современный человек, во-первых, социализируется благодаря потреблению материальных благ, а, во-вторых, и это есть следствие первого, не удовлетворяет, либо удовлетворяет не в полном объёме свои социальные и духовные потребности, что приводит к угрозе культурной деградации человека и серьёзным проблемам в общественном развитии.

В-четвёртых, преобладание в современном обществе удовлетворения вещественных потребностей и своеобразное превращение всех остальных групп потребностей в подобие вещественных имеют своим следствием ряд негативных факторов, которые перерастают в насущные и актуальные проблемы современности, такие как экологические проблемы, экономизация человеческих взаимоотношений, стандартизация и т.д. На основании возможности доминирования в потреблении удовлетворения той или иной группы потребностей, нами предлагаются две альтернативы. Социализирование потребностей приводит к доминированию социальных потребностей, одухотворение - духовных нужд. Вместе с тем мы особо подчёркиваем тот факт, что человеку и обществу требуется взвешенное потребление, т.е. такое распределение ресурсов, которое бы не игнорировало самые разнообразные нужды индивида и социума, а удовлетворяло бы все потребности по мере их появления. Современный человек должен стать потребителем и перестать быть консьюмером.

Всё сказанное здесь приводит нас к выводу о том, что данная работа является всего лишь началом для более широкого и более глубокого теоретического и практического проникновения в суть потребления и его осмысления. Проблема потребления очень обширна и обещает получение значимых и многообещающих результатов в процессе своей разработки.

 

Список научной литературыБорзых, Станислав Владимирович, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Андреев И.Л. Человек по имени «Деньги» // Вопросы философии, № 11,2002, с. 60-72;

2. Арон Р. Эссе о свободах. М.: Праксис, 2005;

3. Баллестрем К.Г. Homo oeconomicus? Образы человека в классическом либерализме // Вопросы философии, № 4, 1999, с. 42 53;

4. Бард А., Зодерквист Я. NetoKparan. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004;

5. Барт Р. Мифологии. М.: Издательство им. Сабашниковых, 2004;

6. Баталов Э.Я. Новая эпоха новый мир // Свободная мысль, № 1, 2001, с. 4-13;

7. Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества. М.: Издательство «Весь Мир», 2004;

8. Бауман 3. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002;

9. Бек У. Что такое глобализация? М.: Прогресс-Традиция, 2001;

10. Ю.Белковский А.Н., Черносвитов П.Ю. Человеческие культуры:бесперспективное разнообразие? // Человек, № 6, 1996, с. 6 21;

11. И.Белл Д. Возобновление истории в новом столетии // Вопросы философии, № 5} 2002, с. 13 25;

12. Бенхабиб С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру. М.: Логос, 2003;

13. Бережной Н.М. Человек и его потребности. Под редакцией В.Д. Диденко. М.: Московский Государственный Университет Сервиса, 2000;

14. Бжезинский 36. Выбор. Глобальное господство или глобальное лидерство. М.: Между нар. отношения, 2004;

15. Блюменкранц М. Мир после смерти вещей (культура непримиримой толерантности) // Вопросы философии, № 2, 2003, с. 181 184;

16. Бобков Ф.Д. и др. Современный глобальный капитализм. М.: OJIMA-ПРЕСС, 2003;

17. Богомолов О. Перед вызовами глобализации // Свободная мысль, № 8, 2003, с. 3 16;

18. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства или конец социального. Екатеринбург: Издательство Уральского Университета, 2000;

19. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1995;

20. Бузгалин А.В. «Постиндустриальное общество» тупиковая ветвь социального развития? // Вопросы философии, № 5, 2002, с. 26-43;

21. Бузгалин А.В. Постмодернизм устарел. (Закат неолиберализма чреват угрозой «протоимперии») // Вопросы философии, № 2, 2002, с. 3 15;

22. Бузгалин А.В. Призрак «антиглобализма» // Свободная мысль, № 1, 2003, с. 32-42;

23. Бузгалин А.В., Колганов А.И. Глобальный капитал. М.: Едиториал УРСС, 2004;

24. Бункина М.К., Семёнов A.M. Экономический человек: в помощь изучающим экономику, психологию, менеджмент: Учеб. пособие. М.: Дело, 2000;

25. Валлерстайн И. Конец знакомого мира: Социология XXI века. М.: Логос, 2004;

26. Валлерстайн И. После либерализма. М.: Едиториал УРСС, 2003;

27. Василенко Л.И. Экологическая этика: от натурализма к философскому персонализму // Вопросы философии, № 3, 1995, с. 37 42;

28. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990;

29. Вернер Теобальд. Экология как эрзац-религия и вопрос её рациональной обосновываемое™ // Вопросы философии, № 12, 2003, с. 93 99;

30. Воронин А.А. Миф техники. М.: Наука, 2004;

31. Воронцов Б.Н. Разумные потребности личности: сущность, критерий,пути формирования. Воронеж: Издательство Воронежского Университета, 1990;

32. Гарр Т.Р. Почему люди бунтуют. СПб.: Питер, 2005;

33. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. М.: Издательство «Весь Мир», 2004;

34. Глинчикова А.Г. Капитализм, социализм, индустриальное общество — к вопросу о соотношении понятий // Вопросы философии, № 9, 2001, с. 36-53;

35. Глобализация и утилитаризм: Материалы постоянно действующего междисциплинар. семинара клуба учёных «Глоб. мир»: Вып. 11 (34), Яркова Е.Н.. М.: Новый век, 2004;

36. Глобализация, рост и бедность. Построение всеобщей мировой экономики. М.: Издательство «Весь Мир», 2004;

37. Глобализация: её критики и сторонники // Реферативный сборник. -Минск: Аналитический центр НАН Беларуси, 2004;

38. Глобализация: человеческое измерение. М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет); «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002;

39. Голобоков В. Личность, история, образование // Свободная мысль, № 2, 2004, с. 93 104;

40. Грей Д. Поминки по Просвещению: Политика и культура на закате современности. М.: Праксис, 2003;

41. Гречко П. Империум императив нового мирового порядка // Свободная мысль, № 2, 2004, с. 3 - 11, с. 10;

42. Гречко П. Империум императив нового мирового порядка // Свободная мысль, № 3,2004, с. 33 - 49;

43. Данил ов-Данильян В .И. Возможна ли «коэволюция природы и общества»?//Вопросы философии, № 8, 1998, с. 3 -25;

44. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политикисвободы. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002;

45. Дахин А.В. Парниковый эффект-2 // Свободная мысль, № 9, 2003, с. 70 -81;

46. Дахин В. Подводные рифы глобализации // Свободная мысль, № 4, 2003, с. 51-61;

47. Де Грааф Д., Ванн Д., Нэйлор Т.Х. Потреблятство: Болезнь, угрожающая миру. М.: Ультра.Культура, 2003;

48. Дебор Г. Общество спектакля. — М.: Издательство «Логос», 2000;

49. Дзарасов Р. Альтернатива хаосу // Свободная мысль, № 6, 1999, с. 68 -84;

50. Донченко Е.А. Потребление и развитие личности (социально-психологический анализ). Киев: АН УССР, Ин-т философии, 1982;

51. Ильин В.И. Поведение потребителей. СПб: Издательство «Питер», 2000;

52. Иноземцев В.Л. Вестернизация как глобализация и «глобализация» как американизация // Вопросы философии, № 4, 2004, с. 58 — 69;

53. Иноземцев В.Л. Глобализация наивная мечта XX века // Человек, № 5, 2003, с. 38-45;

54. Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация: системные кризисы индустриальной эпохи // Вопросы философии, № 5, 1999, с. 3 18;

55. Иноземцев В.Л. Эксплуатация: феномен сознания и социальный конфликт // Свободная мысль, № 2, 1998, с. 84 97;

56. Иноземцев В.Л., Кузнецова Е.С. Социодинамика хозяйственных систем в XX столетии // Свободная мысль, № 1, 2001, с. 14 36;

57. Информационное общество: Сб. М.: ООО «Издательство ACT», 2004;

58. Иоселиани А. Стратегии рефлексии техносферы // Свободная мысль, № 5,1999, с. 81-93;

59. Кагарлицкий Б.Ю. Восстание среднего класса. М.: Ультра.Культура, 2003;

60. Каллиникос А. Антикапиталистический манифест. М.: Праксис, 2005;

61. Кейган Р. О рае и силе: Америка и Европа в новом мировом порядке. -М.: Дом интеллектуальной книги; «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004;

62. Кейзеров Н.М. Патология потребительства. Критика буржуазного образа жизни. М.: Политиздат, 1977;

63. Келле В.Ж. Человеческий потенциал и человеческая деятельность // Человек, № 6, 1997, с. 5 14;

64. Кессиди Ф.Х. Глобализация и культурная идентичность // Вопросы философии, № 1, 2003, с. 76 79;

65. Киви Б. Гигабайты власти. Информационные технологии между свободой и тоталитаризмом. М.: Бестселлер, 2004;

66. Киселёв Г.С. «Кризис нашего времени» как проблема человека // Вопросы философии, № 1, 1999, с. 40 52;

67. Кляйн Н. NO LOGO. Люди против брэндов. М.: ООО «Добрая книга», 2003;

68. Койл Д. Секс, наркотики и экономика. Нетрадиционное введение в экономику. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004;

69. Коломийцев В. Цивилизация XXI века // Свободная мысль, № 11, 1996, с. 105-111;

70. Коротаев А.В. Социальная эволюция: факторы, закономерности, тенденции. М.: Вост. лит., 2003;

71. Коукер К. Сумерки Запада. М.: Московская школа политических исследований, 2000;

72. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005;

73. Кравченко И.И. Общественный кризис XX века и его отражение в ряде западных концепций // Вопросы философии, № 8, 2001, с. 3 16;

74. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000;

75. Курашов В.И. Экология и эсхатология (Судьбы человеческого существования с религиозной и научной точек зрения) // Вопросы философии, № 3, 1995, с. 29 36;

76. Кутырёв В.А. Пост-пред-гипер-контр-модернизм: концы и начала // Вопросы философии, № 5, 1998, с. 135 143;

77. Кутырёв В.А. Человек XXI века: уходящая натура. // Человек, № 1, 2001, с. 9-16;

78. Кутырёв В.А. Экологический кризис, постмодернизм и культура // Вопросы философии, № 11, 1996, с. 23 31;

79. Латуш С. Конец западной мечты // Свободная мысль, № 8, 2004, с. 56 -64;

80. Левяш И .Я. Цивилизация и культура: логос, топос, хронос // Человек, №5, 1999, с. 43-55;

81. Лекторский В.А. Умер ли человек? // Человек, № 4, 2004, с. 10 16;

82. Лившиц Р.Л. Потребление и потребительство // Свободная мысль, № 6, 2001, с. 81-89;

83. Луман Н. Общество как социальная система. М.: Издательство «Логос», 2004;

84. Макбрайд У. Глобализация и межкультурный диалог // Вопросы философии, № 1,2003, с. 80 87;

85. Маркарян К.В. Закон сохранения капитала. М.: Едиториал УРСС,2004;

86. Марков Б.В. Перспективы человека в глобализирующемся мире / Под ред. Парцвания В.В. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.62-84;

87. Маркузе Г. Одномерный человек. М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2003;

88. Марченко Т.А. Потребность как социальное явление: Моногр. М.: Высш. шк., 1990;

89. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999;

90. Массовая культура: Учебное пособие / К.З. Акопян, А.В. Захаров, С .Я. Кагарлицкая и др. М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004;

91. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999;

92. Мирошник И.М., Гаврилин Е.В. Индивид, личность, постиндустриальное общество // Свободная мысль, № 7, 1996, с. 102 — 116;

93. Многоликая глобализация / Под ред. П. Бергера и С. Хантингтона. М. Аспект Пресс, 2004;

94. Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ // Вопросы философии, № 1,1995, с. 3-30;

95. Моррис Д. Людской зверинец. СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2004;

96. Мусхелишвили Н.Л., Сергеев В.М., Шрейдер Ю.А. Ценностная рефлексия и конфликты в разделённом обществе // Вопросы философии, № 11, 1996, с. 3 22;

97. Мясникова Л. А. Экономика постмодерна и отношения собственности // Вопросы философии, № 7, 2002, с. 5 16;

98. Назарчук А.В. Этика глобализирующегося общества. М.: Директмедиа Паблишинг, 2002;

99. Нейсбит Д. Мегатренды. М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2003;

100. Нейфах А.А. Кроманьонцы в цивилизованном мире // Человек, № 4, 1996, с. 52-59;

101. Новейший философский словарь: 2-е изд., переработ, и дополн. -Мн.: Интерпрессервис; Книжный дом. 2001;

102. Новиков А.А. Рациональность в её истоках и утратах // Вопросы философии, № 5, 1995, с. 48 59;

103. Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечений человека. СПб.: Издательство «Речь», 2003;

104. Олещук Ю.Ф. Американская опасность? // Свободная мысль, № 6, 2001, с. 59-67;

105. Олещук Ю.Ф. Грозный парадокс мироустроенчества // Свободная мысль, № 6,2003, с. 44 51;

106. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс: Сб. М.: ООО «Издательство ACT», 2002;

107. Павленко А.Н. «Экологический кризис» как псевдопроблема // Вопросы философии, № 7, 2002, с. 66 79;

108. Панарин А.С. Искушение глобализмом. М.: Изд-во Эксмо, 2003;

109. Панов Е.Н. На острие социальной эволюции «Я» - «Мы» -«Они» // Человек, № 4, 1998, с. 30 - 42;

110. Переосмысливая грядущее // Свободная мысль, № 8, 1998, с. 4 -24;

111. ГТпимак Е.Г. Главная альтернатива современности // Свободная мысль, № 8, 1996, с. 42 52;

112. Разлогов К.Э. Геополитика культуры // Свободная мысль, № 9, 2002, с. 93-98;

113. Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействуетна ваше сознание. М.: Ультра.Культура, 2003;

114. Рейман Л.Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении // Вопросы философии, № 3, 2001, с. 3-9;

115. Рено А. Эра индивида. СПб.: Издательство «Владимир Даль», 2002;

116. Розин В.М. Философия техники и культурно-исторические реконструкции развития техники // Вопросы философии, № 3, 1996, с. 19-28;

117. Самарская Е.А. Индустриальное общество перед лицом перемен // Свободная мысль, № 2, 1997, с. 72-83;

118. Сен А. Развитие как свобода. М.: Новое издательство, 2004;

119. Сеннет Р. Падение публичного человека. М.: «Логос», 2002;

120. Сибрук Д. Nowbrow. Маркетинг культуры и культура маркетинга. М.: Издательство «Ад Маргинем», 2005;

121. Сорокин П. Кризис нашего времени // Человек, № 6, 1998, с. 51 -58;

122. Сорос Дж. О глобализации. М.: Изд-во Эксмо, 2004;

123. Столович Л.Н. Об общечеловеческих ценностях // Вопросы философии, № 7, 2004, с. 86 97;

124. Сумерки глобализации: Настольная книга антиглобалиста: Сб. -М.: ООО «Издательство ACT: ЗАО НПП «Ермак», 2004;

125. Тарасов А.Н. «Средний класс» и «мещанский рай» // Свободная мысль, № 1, 1998, с. 46 56;

126. Тодд Э. После империи. Pax Americana начало конца. - М.: Междунар. отношения, 2004;

127. Тоффлер Э. Третья волна. М.: ООО «Издательство ACT», 2002;

128. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов: Учеб. пособие. М.: Издательство

129. Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004;

130. Тромпенаарс Ф. и Хэмпден-Тернер Ч. Национально-культурные различия в контексте глобального бизнеса. Мн.: ООО «Попурри», 2004;

131. Тураев В.А. Глобальные вызовы человечеству: Учебное пособие. -М.: Логос, 2002;

132. Уткин А. Будущее Запада // Свободная мысль, № 2, 2003, с. 52 -69;

133. Уткин А. Поле будущей битвы // Свободная мысль, № 5, 2003, с. 6-24;

134. Федотова В.Г. Мир культур против культуры мира // Свободная мысль, № 9,2003, с. 32 43;

135. Федотова В.Г. Неклассические модернизации и альтернативы модернизационной теории // Вопросы философии, № 12, 2002, с. 3 21;

136. Федотова В.Г. Типология модернизаций и способов их изучения // Вопросы философии, № 4, 2000, с. 3 27;

137. Федотова Н.Н. Кризис идентичности в условиях глобализации // Человек, № 6, 2003, с. 50 58;

138. Философия глобальных проблем / Вторые Фроловские чтения // Человек, № 4, 2003, с. 72 80;

139. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990;

140. Фридмен, Милтон, Хайек, Фридрих о свободе. В серии «Философия свободы», вып. II. М.: Социум, Три квадрата, 2003;

141. Фромм Э. Величие и ограниченность теории Фрейда. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 2000;

142. Фукуяма Ф. Великий разрыв. М.: ООО «Издательство ACT», 2003;

143. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НИИ «Ермак», 2004;

144. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М.: ООО «Издательство ACT: ЗАО НПП «Ермак», 2004;

145. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: ООО «Издательство ACT», 2003;

146. Хардт М., Негри А. Империя. М.: Праксис, 2004;

147. Хелд Д. И др. Глобальные трансформации. М.: Праксис, 2004;

148. Хомский Н. Прибыль на людях. М.: Праксис, 2002;

149. Хрумалов Н.Н., Хрумалов А.Н. Вопросы теории развития общества и личности // Свободная мысль, № 6, 2004, с. 112-118;

150. Цивилизация. Восхождение и слом: Структурообразующие факторы и субъекты цивилизационного процесса / Отв. ред. Э.В. Сайко; Науч. совет «История мировой культуры». М. Наука, 2003;

151. Чешев В.В. Человек как мыслящее существо, или оправдание разума. Томск: Изд-во Том. арх.-строит. ун-та, 1999;

152. Чешков М.А. «Новая наука», постмодернизм и целостность современного мира // Вопросы философии, № 4, 1995, с. 24 34;

153. Чусин-Русов А.Е. Новый культурный ландшафт: постмодернизм или неоархаика? // Вопросы философии, № 4, 1999, с. 24 41;

154. Шанин Т. Идея прогресса // Вопросы философии, № 8, 1998, с. 33 -37;

155. Швырёв B.C. Человек и рациональность // Человек, № 6, 1997, с. 75 85;

156. Шевченко В.В. Человек Тьюринга // Человек, № 5, 2002, с. 88 -98;

157. Шептун А.А. Философия денег // Вопросы философии, № 7, 1999, с. 180- 183;

158. Шпенглер О. Закат Европы: в 2 т. М.: Айрис-пресс, 2003;

159. Элиас Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. Том 1. Изменения в поведении высшего слоя мирян в странах Запада. М.; СПб.: Университетская книга, 2001;

160. Элиас Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. Том 2. Изменения в обществе. Проект теории цивилизации. М.; СПб.: Университетская книга, 2001;

161. Элиас Н. Общество индивидов. М.: Праксис, 2001;

162. Юдин Б.Г. О человеке, его природе и его будущем // Вопросы философии, № 2, 2004, с. 16 28;

163. Юнгер Э. Рабочий. Господство и гештальт; Тотальная мобилизация; О боли. СПб.: Наука, 2000;

164. Яних П. Человек и автомат: размышления о заменимости человека техническим устройством // Вопросы философии, № 3, 1996, с. 29-34;