автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Человек у Байкала и мир Центральной Азии

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Урбанаева, Ирина Сафроновна
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Улан-Удэ
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
Диссертация по философии на тему 'Человек у Байкала и мир Центральной Азии'

Текст диссертации на тему "Человек у Байкала и мир Центральной Азии"

w 4 ./ , /

у

? о с с п i. л

° h с Т-''

П г»-

is i':

Jj У р j7 rn

J. О ТУ ,, -

° -i i У, и

" 0 Я Р С 7-

Т-С «

^ Л Я 4

О S

^ Л Я i? * ? 7,

А П, *'4 ^ Я Тт ,

-т^ - ^ ¿1 г ft V Т Т n у- 11 А у ТУ

WPfrrnr***K к ÎÏ <\ rr. ü Л Р TT rr Ь

Л^ 1 ^ h tí -

1 : n л и ?,

Ha

iro-,.,,

JJJil кок

vyzomiQQ

х-««« Ca

J/ Vi l

овна

VíJñ I MOV ЧНЭПЭХЭ OIÄHOKÄ VHVÁDHdi.: :

; ^ V 'W- '».Ь УХ и- i

¡| "У?"

ХО ЭИНОШЭС

у я кАиЧиеэсп

л ij

' J. о

1

-toco e/,rar

%лоЛ-,ООНСКад^ yvev

'"«их iíQy« " *WiïWÎ оа-елвад

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр*

Т^ЙИ^,. . »■ m » ».♦*■»» » » * • * * • •» * » * -» • -» 4

ГЛАВА I. ШЦЕОтТШШ ПАРАМЕТРЫ ЙШШ ШЙВДШШЙ Ш1,» . I.I. "Азия" «a» щсторшш-географиескйй и культурно~идео~ логический феномен и проблема контекста понимания истории Байкальского региона.. ************** *. * « *. 1*2* Азиата&м общность: целтральяо-азиатекий кочевой суперэтнос а Катай*. ♦.*• .. ».......... ..,

"Пять цветных* четыре чужих1' как формула древнеази-атской фклоссфш. » *• * ...... * »»♦. * • •»»-#53,,

1.4. Семантика пкурукап я оседлость кочевого шра.......62

1.5. Традиция этноэкоэтики ж духовная основа культуры Центральной /Внутренней/ Азии......................73 /

1*6» Связь времен м народов в формировании культурной

традиции Байкальской Азия..........................83 f

ш п. историческая отыа. байкмыжо! дэии в кшхшхв

дапРАШю-АШШтай эшшя к етштаз-

ШШШЧЕСШЙ ТРАДЩШ...... ».. #. » * • * ......•**..«*...

2.1. Хунну и генезис политической культуры и этики международных отношений во Внутренней Азии............98

2*2* Истока тюрко-шнгольского мира я центрально-азиагс-кии суперэтнос*.«....*«...••»...* *».........».*«..•130

2.3. Нраш и этикочюли тическая траджщя в Центральной

Азии периода поел© хуняу и до древних тюрков.....#.141

274. Судьба центрально-азиатского суяерэтнооа в "древне-

тюркское время................................... .153

2.5. Уйгурский этап развития центрально-азиатской культурно-политической традиции........................185

2.6. Государства кндан&й,. тангутов и их значение

в развитш центрально-азиатских традиций эгико-шншти-ческой жизни я в создании предпосылок монгольской эпохе». 198 ГЛАВА III» ШПШШШЙ Шг ШОООШ ШШШ I ЗШВШЗШКА

3.1. Этногенез монголов XIII в. на парадмеж Байкала и значение Забайкалья - зешш предков Чингяс-хана в экоэтяке дат?адов........... «..■...*...............а*............»....242 ,

3.2, Общество,, государство, личность в мире монголов XIII в...260 3.3« Философия Чиигис-хана и-религиозно-нравственные основы .

монгольского мира........................................279

3.4. Зтико-дравовая культура ж традиция монгольского государ-сгвенного .права*.*»*«.*.• *.*.«*•••...*•••.**»«...*.*,.». •

3.5. Монгольское завоевание: факте» этика, психология*........31?'

3.6. "Татаро-монгольское иго" и лицо Россия...................331

3.7. Судьба монгольского мира после распада Великого монгольс-

кого государства** * « ..*.»...... .«....... «33?

ЗМШФШЙЕ...................353

ИСТОЧНИКИ И ЖТОАОТА............................................358

ШССЖ СОКРАЩШИЙ.... . «. ♦ .*..»....«».....»..».....*. ». .388

в в е д е и ii ж

Актуальность исследования» Создавшаяся в последние годы ситуация радикального расширения нашего жизненного мира и опыта международного общения» гак же кш ж невиданно широкий доступ к произведениям мировой культуры и человеческого духа», заключает в себе, с одной стороны* благотворней потенциал культурной полифонии а возможность обоснованного нироташ шштом многих народов выбора путей будущего для обществ, переживающих в конце II тысячелетия н.э. глубокий кризис во всех жизненных сферах.. С другой снорови» это стшулирует потребность в восстановлении связи времен» в глубоком историческом самопознаний. Всё это представляет собой мучительный процесс самоосшвания человека и не менее болезненный процесс духовного пробуждения народов* будучи сопряжено с ломкой ставших привычными за десятилетия тоталитарного общества схем восприятия шра - идеологических и об-ществоведчесшх концептов марксизма» атеистических и .других догматов вульгарного материализма, отравившего вирусом бдаверня отношение людей к высшим ценностям и истинам бытия» поразившего основания научного знания об окружающем мире* но особенно гибельное влияние оказавшего на знания человека о самом себе» о человеческом шре и истории. Долгое вреш ш были в положения людей: из платоновской притча о аещврег видя лишь тт реальности, принимали их за саму реальность., Чтобы выйти к свету и свободе» все ш должны научиться правильному пониманию на пути самоосознания» перестать отождествлять свои концепты с реальность© и освободиться от деспотизма абстрактных представлений» полученных наш в ходе воспитания и образования. Особенно мешают творческому гуманитарному познанию те предрассудки "научности"» которые взращены ложными вульгарно-материаяистическиш и истори-

ко-материалистяческами аксиомам®. Освобождаясь от т&ш навязанных на» иллюзий ж мировоззренческих шор» т по-новому под» .ходам к пониманию сущности я .природа человека» общества я своего фундаментального отношения к шру* Процесс еамоосознания идет шарь», причем физически ощутимо - в направлении преодоления барьеров» твдатвтж государственными границами, и развития "открытого общества**, интегрированного в щровоесообщест-во "рожденных ладьми". Одновременно это я ментальный процесс -понимание того» что государственные границы условны и преходящи, ибо обусловлены вашими идеяш. Они, можно сказать, существую!? в нашем сознания, искажающем реальность: на планете людей, нет этих границ как реалы-шх, естественных образований. Те историки, которые описывают историю государств как некую объективную реальность, подобны платоновским "пещерным" лвдш, ибо не понимают, что феномен государственности обусловлен ментаяь-но - концептами,- понятиями, идеями, т..,®, ментальными построениями, через призму: которых люди воспринимают реальность. Ее обращаясь к. анализу сознания и заключенных в нем средств-посредников, через которые люда воспринимают мир, невозможно получить адекватное историческое знание..

Процесс, самоопределения человека, вылушшвшсщегося жз индивида советского образца, идет не только вдарь., но и вглубь., ■в историческое, измерение. Восстановление психического и нравственного здоровья каждого народа вдет яо лшшш возрождения культурных традиций и духа веры ж символики, мудрости ш этики», В России, например» идея "тысячелетней Руси" /Русской Традиции/ и знамя православия служат мощным фактором преодоления современного кризиса общества и народной .душ. Путь к универсальной всечеловеческой интеграции пролегает через осозна-

iffie коллективного бессознательного каждого народа - характера я смысла Традиции» гфя&здопахч) кода», благодаря которому данная культура саглотовдвственна* самобытна ж одновременно универсальна» глубин народной души* отражающихся в фундаментальном отношении к миру, ладей друг к другу я человека к самому себе»

Среди российских монголов, именуемых ныне "бурятами11 /т конца 50-х гг. Ж в, - *бурят-монгояыв/» таж@ вдут штш&т я противоречивые процессы культурной ш .духовной лошш и нового еано» понимания* сопряженные с поисками истоков национальном куды?уры, осмыслением масштаба и своеобразия Традиции своего народа. Проблемы, аналогичные бурятским, существуют & у других монгшеьсшх народов* Ставшие повседневными контакта между представитамш монгольского шра, проживающими в раза® странах, заставляют ах глубже задуматься над многими вопросами. связанны®: с общ©-монгольской историей, общей исторической драмой и единым культурным наследием монголов* Очень важным не только дш с анаше монгольских народов, но и для историков культуры, для современной наука и да общих целей ттшвт людей на планете является вод-рос об основах кочевой цивилизации» о причинах её многовековой устойчивости, о значении культурных ценностей кочевников* рюш монголов в мировой истории, их связи о другиш кочевниками и общем актив кочевников в человеческую цивилизацию. Исследование, посваденное этим вопросам» для бурят тем более необходимо, что монографии и учебники, so которым до оюс пор изучают историю Бурятии,, дают* как правило, ограниченное и е тому же искаженно©, понимание процессов ш событий* имевших место в истории бурят» игнорируя или не замечая органической включенности Байкальской Азии в состав центрально-азиатского шра и её участи« в развертывании судеб кочевых государств» Аналогичным образом монгольские историки tos далеки от освещения истории монгольского ми-

ра в целом, ограничивая историю Монголии историей Халхи. Однако новую историю монгольского шра невозможно написать, просто суммируя исследования о бурятах ж Бурятии, работы о хаяха-мон-голах и Хажхе, данные о .других монгольских регионах. Необходимо предварительное, обобщенно-философское видение и понимание единой истории монголов в масштабе Большого времени. Автор .диссертации предлагает свой концептуальный подход к истории монгольского шра* охватывающий хронологический период в два тысячелетия - о 3 в. до н.э. до 17 в» н.э. включительно*.

Основная пель - философская реконструкция основоаолагаидих цивйлизавдошшх характеристик шра аборигенов Байкальского региона на протяжении его существования в составе кочевых государств Центральной Азии, выявление ценностно-антропологической с одержательнос т истории кочевого шра Внутренней Азии* характеристика культурной Традиции и автохтонной духовной основы цивилизации монгольских кочевников. Поставленная цель определяет предметное доле исследования. На основе исторических источников, имеющихся в распоряжении автора» воссоздается картина ушедшей в нропшое исторической реальности и эта картина в неменьшей степени» чем от фактологической базы* зависит от способа видения этой реальности исследователем, от его мировоззрения и научной экипировки, от того» что он чувствует и переживает. Диссертант далек от уотановш на описание некой объективной совокупности исторических событий и выражение "объективной истины" об исторической реальности, тем более что последняя представляется не объектом, нуждающимся в незаинтересованном, бесстрастном ж п отому,.якобы,научном, объективном описании, а реальностью, гнездящейся в глубинах нашей памяти ш душ. Поэтому диссертацию следует рассматривать как философский опыт

исторического самопознания* соответствующий те» познавательным возможностям, которые® располагает автор. Способ видения да исторического материала обусловлен исходной мотивацией, закяючея-ной в вопросе: "Кто я,. бурят-монгольский человек, родившийся на Байкале /в Прибайкалье, Забайкалье/, шк существо историческое, связанное с определенным человеческим коллекишом через Традицию, мировоззрение, да? Кто я - зтот исторический "человек у Байкала" - в свое! духовной, культурной самобытности в узнаваемости среди многообразия народов а культур, в той универсальной системе человеческих архетипов и ценностей, которая образует единый потенциал прошлого и будущего? Руководствуясь этим мотивом ж исходными мировоззренческими и методологический® предпосшшаш /т. ниже/, диссертант постепенно осознает и выражает запечатленную источниками историю аборигенов Байкальского региона и всей кочевой Внутренней Азии шк историческое измерение своего собственного жизненного мира. Таким образом, предмет философской реконструкции определяется, во-первых, используемой фактологией, во-вторых, рационально-логическими предпосшшаш и принципами мировоззренческого и методологического характера, в-третьих, философской интушщей автора.

Одной из важных предпосылок является положение, что мир человека принципиально несводим к опыту одно! единственной человеческой жизни, и каждый человек обладает возможностью Бытия -в Большом времени, в тройственной реальности прошлого, настоящего и будущего, что наиболее важные черты жизненного шра одре» деляются типом отношения человека к миру - способом мировосприятия* отношением к природе* другим людям и самому себе» теш онтологическими отношениями и понятиям, которые составляют сердцевину Традиции и базис воспроизводства общественного человека.

Если человек есть нечто большее» чем индивид ш индивидуальные возможности, укщцывааднеся в масштаб одной ;ждащ* то это имеет место благодаря именно Традиция. В зависимости от тина отнше-ни к миру человек делает экзистенциальный выбор и тем сашм формируются основы определенного шла цивилизации как способа шжявания человеческой общности ш сущности. Западные и восточные цивилизации - пример различия в экзис тенциалышх процессах*, фэршрущих облик цивилизации. IIa Западе * мировоззренческий выбор в пользу дихотшлшческо! онтологии /субъект-объект, человек-природа» тело-душа, человек-бог» добро-зло» цивилизация-варварство и т.д./» шра вещннх отношений и материального прогресса» шбор* предельно способствующий материализации природа самого человека /так что жизнь человека сводится к жизни тала* поэтому смерть трагична и окончательна/. На Востоке, напротив» мировосприятие традиционно было целостным», не противопоставлявшим человека остальной природе и не выделявшим его из всеобщей взаимосвязи. Восточная онтология ищет гораздо более глубокие корни человеческого существования, не выпячивая человеческую самость,., "эго"» но и не обрекая человека на тот неизбежный финальный трагизм» который заключен в дуалистическом мировосприятии и концепции единственности человеческой жизни /от рождения до смерти/.. Здесь бытийные возможности человек признается в принципе бесконечны« - судя по теории реинкарнация, идее карда я др. Но ответственность за реализацию этих возможностей вое» точная мудрость возлагает на самого человека,. Й человек на Востоке научился бесконечно углублять свой бытийный опыт, освобождаться от страха смерти и от самой смерти» научился понимать относительность понятий "жизнь", "смерть"» "прошлое"» "будущее"» "время" - всех тех понятий* которые создают наш ограничений.

расщепленный» фрагментированный трт понятий, создающих "щель на бесшовной ткани универсума* /Венуа/. Восток с глубокой древности не только строит теории, направленные на проблеете человека и его освобождение от трагедия дуалистического существования, но ж развивает практические метода трансцендентальной эволюции человека.

Учитывая фундаментальную важность онтшгогмчеошж представлений, шраиаадих тип отношения к миру, диссертант яри работе а центрально-азиатским историческим материалом обращает внимаете прежде всего на этот предметный срез - особенности мировоззрения, .духовной традиции, экологической, зетко-правовой, философской культуры монголов и ж предков. При этом автор акцентирует в кочевой истории особенное - то, что не только и. не столько разделяет, сколько соединяет, заключает в себе момент общего.

Основная цель работы реализуется через постановку следующих рабочих гипотез ж задач:

- шр аборигенов Байкальского региона определялся в своем историческом развитии с 3 в. до н.э. по ХУП в. теш общими щвшш-зационными факторам - онтологией,, духовной традицией, экологической ш этико-правовой культурой, » которые бит основой жизненного мира кочевников - создателей суперэ тшческих государств хунну, сяньби, древних, тюрков и уйгуров* киданей, монголов; необходимо реконструировать как обобщенные цивилизационные характеристики дара центрально-азиатских кочевников, так и конкретно-исторические их проявления, историческую преемственность от хун-ну до монгольского мираИИ-ХУП вв.;

следует выявить центрально-азиатскую кочевую Традицию к дать характеристику её важнейшх параметров /особенности шровоззре-

етя ж духовности, нормативно-ценностно© своеобразие, этнокультурные аспекты, экологическая ж политическая культура, философская мудрость ж др./ на основ© конкретно-исторических данных;

- исследовать роль международных отношений и культурных синтезов в эволюции кочевого мира;

- вшит место и значение центрально-азиатской кочевой Традиции в формировании и эволюции монгольского шра ХПХ-ХУП вв.;

- понять личность Чингис-хана в соответствии с ценностями я нормами его собственного шра ш осмыслить его деятельность в качестве идеолога и .духовного лидера монгольского мира!.

- внести коррективы в понимание нравственно-психологических сторон монгольского завоевания и взаимодействия монголов с другими народами.;

- обосновать историческое место и роль Байкальской Азии в составе монгольского шра и осветить историческую драму распада последнего ш вхождения Байкальской Азии в состав России.

Ксточниковая база. Ближайший круг источников* имеющих непосредственное отношение к прошлому Байкальского региона* составляют археологические и письменные шишки, религиоведческие и этнографические данные» памятники литературы ш фольклора* собранные на территории Прибайкалья и Забайкалья и отражающие исторические а этнографически© реалш иж события* имевшие здесь место. Особое значение для диссертации имели археологические данные исследований ПЛ>«Кон0ваяова, А.В.