автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Человек в современном российском социокультурном пространстве

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Ильин, Александр Геннадьевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Человек в современном российском социокультурном пространстве'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Человек в современном российском социокультурном пространстве"

На правах рукописи

ИЛЬИН АЛЕКСАНДР ГЕННАДЬЕВИЧ

ЧЕЛОВЕК В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Специальность 24.00.01 - теория и история культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук

На правах

ИЛЬИН АЛЕКСАНДР ГЕННАДЬЕВИЧ

ЧЕЛОВЕК В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Специальность 24.00.01 - теория и история культуры

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук

Диссертация выполнена на кафедре философии и культурологии Государственного образовательного учреждения высшего профессионального

образования

«Казанский государственный университет культуры и искусств»

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Сабиров Аскадула Галимзянович

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор Курашов Владимир Игнатьевич

кандидат философских наук, доцент Никитина Татьяна Ивановна

Ведущая организация:

Самарская государственная академия культуры и искусств

Защита состоится «10» октября 2006 года в 14 часов на заседании Диссертационного совета К 210.005.02 по присуждению учёной степени кандидата философских наук при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Казанский государственный университет культуры и искусств» по адресу: 420059, г.Казань, ул. Оренбургский тракт, 3, ауд. 302.

С диссертацией можно ознакомиться в государственного университета культуры и искусств.

библиотеке Казанского

Автореферат разослан «10» сентября 2006 года.

Учёный секретарь диссертационного совета кандидат исторических наук, доцент

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В современных условиях, когда российская национальная, культурная идентичность оказалась под угрозой глобализации, феномен отчуждения человека стал приобретать совершенно новые формы. Все чаще ставится вопрос о факте существования общечеловеческих ценностей и отмечается, что стандартизация и унификация различных по своей природе культур обусловливает обезличивание человека. В связи с этим идея евразийства, основывающаяся на принципе: «вне традиции нет личности», в современной ситуации начинает привлекать к себе все большее внимание философов, историков, политологов, социологов и т.д. Кризисные явления в современной жизни российского общества поставили под сомнение возможность реализации многих ценностных установок мировой культурологической традиции без опоры на собственные культурные ценности. Отсюда повышенный интерес к евразийской мысли, стремящейся опереться на национальное политическое, экономическое и духовное своеобразие отечественной культуры, ориентирующуюся на органическое сочетание интересов человека и общества, личности и государства. Выявление антропологического потенциала евразийской мысли заставляет уточнить многие проблемы социально-философского и культурологического знания, выявить его особенности на российской почве, расширить теоретико-методологическую базу культурологических и социально-антропологических исследований. Исследование понимания российского человека в евразийском контексте является актуальным, тем более, что проблема человека в современной философии евразийства в не достаточной степени была предметом специального анализа и рассмотрения.

В дореформенный период российский (советский) человек также испытывал определённый дискомфорт, так как отсутствовала полноценная информация, не было реально существующей гласности, бюрократизм и т.д. Советская идеология

в целом не раскрывала и не отвечала пониманию сущности российского человека, который является своеобразным существом1.

В начале 90-х годов XX века произошёл распад Советского Союза, что привело к вакууму в душе российского человека, он быстро начал заполняться различными идеями, преимущественно западными. Общество страдало, но ещё больше страдал конкретный российский человек, в душе которого произошёл разрыв, разлад между своим «я», его природой, мировоззрением, внутренним содержанием, духовным настроем и тем образом мышления и поведения который ему пытались навязать извне. В данном случае, речь идёт о вестернизации российского общества, а через него навязывание российскому человеку западных, чуждых его сути, принципов действия и мировоззрения.

В настоящее время российский человек, как продукт евразийского общества, по прежнему не может определить своё место в мире, осознать свою самобытность.

Актуальность исследования обусловливается так же тем, что в формировании российского человека играли и играют большую роль две крупнейшие тенденции: влияние запада и влияние востока. Этот факт несомненен. Россия всегда поддерживала тесный контакт с западными странами и в основном ориентировалась на них. В характере российского человека можно проследить типично западные черты, такие как социальная активность, стремление к комфорту, техногенная направленность, новационность и т.д. С другой стороны, несомненно, влияние традиционного востока; об этом можно судить по проявлениям таких черт характера, как долготерпимость, покорность, ориентированность на внутренний мир и т.д. Под влиянием этих тенденций («восточной» и «западной») в России сформировался особый этнокультурный тип человека, который требует своей идентификации как евразийский. Евразийская концепция, по мнению автора, является наиболее адекватно характеризующей

'См Орлова И Б Контуры современной евразийской концепции http //www ispr m/Confer/EuroAsia/confer9-

1 html#bb Микюшев Ф И Социальная антропология (курс лекций) — М Международный Университет Бизнеса и Управления, 1997 — 192 с

Россию, её роль в мире; человек же в евразийской теории занимает центральное место1.

В настоящее время сложилась противоречивая ситуация. В реальности российский человек является своеобразным «продуктом» евразийского общества, формирующимся под воздействием нескольких евразийских факторов. В современной же философской мысли он понимается или как человек западный, обладающий чертами западного человека, или как восточный, имеющий в своей основе восточные признаки. Нельзя не согласится с тем, что «познание сущностных свойств основ нации и её предназначения—миссии в мире - сложная, почти не разрешимая проблема, но познание народом самого себя всё же возможно так же, как и до какой-то степени возможно самопознание человека»2.

Степень научной разработанности проблемы. Философско-теоретическая основа диссертации обусловлена спецификой исследовательской проблемы, целями и задачами работы. Методологической базой исследования выступают принципы, идеи, разработанные H.H. Алексеевым, Л.П.Карсавиным3, П.Н. Савицким, Н.С. Трубецким, Н.А.Бердяевым4, И.А.Ильиным, Л.Н.Гумилёвым5, Г.В.Вернадским6, А.С.Панариным7, И.Новиковой, И.Н.Сиземской, В.В.Ильиным8, А.Г.Сабировым9, В.И.Курашовым10, B.C. Барулиным", А.Игнатовым и др.

1 См Савицкий П Н Евразийство как исторический замысел В кн Основы евразийства/ сост Н Агамалян, В Галимов, А Гуськов, Н Мелентъева, П Зарифуллии, М Хрустов -М • Арктогея -Центр,2002 -800с С 282

2 Курашов В И Философия и российская «витальность философская мысль России на пороге XXI века - Казань КГТУ, 1999. С 217

5 Карсавин Л П Философия истории - СПб • АО Комплект -1993

4 См Бердяев Н А Русская идея // вопросы философии, 1990, №2, Бердяев Н А Судьба России опыты по психологии войны и национальности - М Мысль, 1990 -208с

5 См Гумилев Л Н Чёрная легенда Друзья и недруги Великой Степи - М Айрис-пресс, 2002 -576с ил -(Библиотека истории и культуры ); Гумилев Л Н Этногенез и биосфера земли - М Рольф, 2002 -560 с , с илл

6 Вернадский Г В Начертание русской истории/Предисловие С Б Лаврова, А С Лаврова -М Айрис-пресс, 2002 -368с ил -{Библиотека истории и культуры)

Вернадский Г В Русская история Учебник/Вернадский Г В -М Аграф, 2001 -542с ,

7 См Панарин А С Россия в Евразии геополитические вызовы и цивилизационные ответы \\ вопросы философии, 1994, №12, Панарин А С Евразийство за и против, вчера и сегодня // вопросы философии №6, 1995 с 4, Панарин АС Россия между евразийством и атлантизмом // российская провинция - № 1, 1993 - с 136-145 , Панарин АС Православная цивилизация в глобальном мире М Изд-во Эксмо, 2003 -544с

8 Ильин В В Философия истории -М Изд-во Моек Ун-та, 2003 - 380с

9 Сабиров А г Предметное становление и конституирование социально-философской антропологии в современном обществе Дисс Доктора фил Наук. Елабуга-1998

10 См Курашов В И Философия и российская ментальность Философская мысль России на пороге XXI века Учеб Пособие - Казань КГТУ, 1999, Курашов В И Философия человек и смысл его жизни - Казань КГТУ 2001 351 с

11 Баруллин В С Российский человек в XX веке Потери и обретения себя /Монография - СПб Алетейя,2000 431с

Основоположниками теории Евразийства являются такие выдающиеся мыслители своего времени как Н С. Трубецкой, П Н Савицкий, Г.В. Флоровский, П.П. Сувчинский, Н Н Алексеев и другие. Свои идеи они обнародовали в сборнике «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев», изданном в Софии в 1921 году. В этом сборнике были определены основные положения Евразийской теории: Н.С. Трубецкой- создал саму дефиницию Евразийства, дал её определение, выделил Евразийство как особое направление философской мысли; П.Н. Савицкий- определил учение о России-Евразии, как особом географическом и культурно-историческом мире, резко отличающемся от европейского и азиатского миров, хотя и содержащий в себе многие элементы обоих; С.Булгаков - рассматривал проблему человека с позиций приоритета в нём духовного начала; Л.Шестов - исследовал вопрос баланса между восточными и западными элементами в сущности российского человека. Н.Н Алексеев - уделявший большое внимание государственным и правовым вопросам евразийства, рассматривал проблему российского человека с позиций его отношения к государству и государственному строительству на основе суверенитета мнений каждого отдельного человека. Так же он уделял большое внимание духовным основам сущности российского человека, указывая на его культурное многообразие. Он считал что своеобразный, евразийский характер российского человека обусловил создание особенного государства - России со своими принципами.

Большой вклад в развитие евразийского понимания российского человека внёс Н.А.Бердяев. Он рассматривал вопросы, связанные с психологией российского человека, с проявлением в нём неких мистических сил. В этом он видел главную проблему человека в России, как синтеза восточного и западного начала.

Г.В.Вернадский рассматривал проблему российского человека в историческом контексте. Он считал, что на характер российского человека повлияло длительная жизнь различных народов на территории России, которая имела своим итогом формирование особого евразийского типа человека. Он делает

вывод о том, что больший отпечаток на уклад жизни евразийского типа человека оставила связь с представителями тюркских народов.

JI.H. Гумилёв занимался проблемой российского человека с позиций преимущественно этнологии и географии. Он утверждал, что на формирование российского человека повлияла особая географическая среда. По его мнению, российский человек складывался под влиянием природно-климатического фактора, ландшафта местности и тюркского этноса.

В настоящее время вопросы, связанные с пониманием российского человека в теории евразийства исследуются в работах многих мыслителей и политических деятелей. Многообразию подходов изучения данной проблемы соответствует различие мнений в современной философской мысли. Во-первых, евразийство в целом и российский человек рассматривается с либеральных позиций. Здесь можно отметить продолжателей либеральной критики евразийства, среди них Л.И.Новикову, И.Н. Сиземскую, О.Д. Волкогонову, H.A. Омельченко и др. в их работах отмечается, что российский человек является особым социально-культурным типом, в себе черты восточного и западного типов человека. Так, Л.И. Новикова и И.Н. Сиземская в своих трудах выделяют четыре основные идеи, составляющие основу понимания такого типа человека: I) особый путь развития России как Евразии; 2) обоснование идеалов на началах православной веры; 3) культуры как симфонической личности; 4) идеократического государства, с чем едва ли можно согласиться.

О.Д.Волкогонова оценивает понимание сущности российского, евразийского человека в русле либеральной критики. Она выделяет следующие основные положения евразийства: 1) представление о России как особом мире - Евразии; 2) критическое отношение к европейской культуре; 3) отказ от европоцентризма и признание «азиатской составляющей» российской самобытности; 4) создание подлинной национальной культуры на основе православия; 5) использование достижений советской власти; 6) выдвижение идеи идеократического государства. Как видим, позиция почти аналогична.

С другой стороны, имеются попытки вписать евразийскую теорию в мировую культурологическую и философскую традиции. Так, в работах Ф.И Гиренок, JT.B Понамарёвой, В.М. Хачатутяна проблема человека в евразийской концепции рассматривается с точки зрения мировой культурологической практики приобщения и выявления в нём общечеловеческих ценностей

Во- вторых, евразийство понимается как русская идея. Среди представителей данного направления можно назвать работы С.С Хоружего, А.В.Соболева, P.A. Урханова. В них подчёркивается, что в российском человеке имеют место универсальные ценности. Однако, в нём проявляется и уникальная сущность, которая, по их мнению, делает его непохожим ни на восточный, ни на западный тип человека, но какой - они не уточняют.

Особое внимание следует уделить работам, посвящённым проблеме еваразийства A.C. Панарина. В них подчёркивается, что российский человек в своём развитии больше является, прежде всего, евразийцем. Он отмечает, что «драма нашей идентичности связана с тем, что она с самого начала носила не натуралистический характер, не довольствовалась наличностями этнического, географического и административно - державного толка, а являлась по преимуществу ценностно - нормативной, духовной»1.

Большое значение для понимания и раскрытия сути российского человека, как представителя особого этнокультурного мира, имеют работы В.И. Курашова. Он раскрывает особые ментальные черты российского человека, обосновывает особенности российской национальной идентичности, выводя при этом методологические установки познания её сути.

Однако, в силу недостаточной разработанности проблемы сущности российского человека и её одновременной актуальности, на фоне общего роста интереса к антропологической проблематике, вытекают объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Объектом исследования является человек в российском, евразийском социокультурном пространстве.

1 Панарин А С Православная цивилизация в глобальном мире -М Изд-во Эксмо, 2003 -544с С 7

8

Предметом исследования являются особенности формирования характерных черт российского человека в контексте евразийской культуры.

Цель диссертационного исследования - выявление сущностных качеств российского человека как человека евразийского. Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

-анализ формирования личности российского человека в контексте евразийской культуры;

-выявление типичных личностных черт российского человека как человека евразийского;

-составление и представление обобщённого образа современного российского человека, представляющего евразийские значимые черты, способствующие его идентичности, уменьшению внутреннего отчуждения и расколотости.

Научная новизна заключается в следующем:

1. Исследовано особое понимание российского человека в контексте евразийской философской мысли, которая оригинально понимает его как евразийский этнокультурный тип.

2. Обоснована евразийская этнокультурная суть российского человека, которая обусловлена особенностью объективных (единство тюркских и славянских этносов, их верований, культур и т.д.) и субъективных (византийское культурное наследие в лице православного христианства, заимствование западной политической организации, цивилизационной идеологии и т.д.) составляющих российского общества.

3. Российский человек представлен как продукт российского, евразийского этнокультурного образования, основой которого являются социальные и культурные характеристики восточного и западного человека.

4. Обосновано понимание российского человека как особого социокультурного и этнокультурного явления, имеющего в своей основе сочетание культурно-исторических и социальных традиций различных народов российского (евразийского) общества.

5 Определены основные перспективы развития российского человека в евразийском этнокультурном пространстве (приближение к традиции своего культурного наследия, осознаваемости себя не как уникального и неповторимого существа, а как вполне обычного, имеющего в своей генеративной предпосылке конкретные факты и условия, приближение к общемировым ценностям посредством осознаваемости себя). Естественно, что евразийская концепция не может объяснить всей сложности противоречий природы, сути российского человека. Необходимо учитывать конвергентные процессы в современном мире, наличие открытых обществ, большую социальную мобильность людей.

Положения выносимые на защиту:

1. Своеобразие проявления природы российского человека несомненно Он не может вписаться в западную или в восточную характеристики человека. Одновременно он обладает теми качествами и свойствами которые присущи человеку восточному и человеку западному. На протяжении всей истории развития и формирования российского человека происходил в нём синтез черт восточного и западного начал, это привело к тому, что в нём сформировались особые качества, которые позволяют его рассматривать как евразийского человека.

2. В евразийской теории проблема России и человека занимает центральное место. Она выдвигает положения о культурном и цивилизационном своеобразии России. Таким образом, теория евразийства способна дать ответ на понимание России и российского человека, как особого евразийского человека.

3. Российский человек формировался под воздействием тех особенностей, которыми обладает Россия. Среди них можно выделить несколько факторов: политический, экономический, социальный, природно-климатический, географический и др. Влияние этих факторов несомненно.

4. Сущность российского человека можно определить, как проявление в нём особых, российских качеств. Эти черты формировались под воздействием преимущественно восточного и западного факторов. Благодаря их синтезу произошёл процесс выделения особого типа человека - российского, или евразийского.

5. Исходя из конкретно-исторического понимания сущностных качеств человека, а так же того, что человек находится в постоянном развитии, на него оказывает влияние время, в которое он живёт. Современность обуславливает в нём наличие определённой системы ценностей. Поэтому развитие российского человека в настоящее время может происходить преимущественно в рамках евразийского культурного пространства, сформированного в свою очередь на протяжении длительного периода времени.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. Полученные результаты исследования могут быть использованы в дальнейшей разработке евразийской теории вообще и проблемы развития российского человека в современном мире, в частности. Так же они могут быть применены в раскрытии проблемы взаимодействия человека и общества на современном этапе, когда в России происходят тенденции интеграции, направленные на создание индустриального общества и интеграция в мировое сообщество. Данное исследование так же можно применить при раскрытии сути российского человека, для реабилитации его собственной исторической роли в России и в мире. Содержащиеся в диссертации положения и выводы могут быть использованы в качестве дополнительного материала при изучении различных философских дисциплин, в частности, философской антропологии, социально-философской антропологии, в преподавании вузовского курса философии, культурологии.

Апробация работы осуществлялась посредством публикации основных идей в печати, во время выступлений на научно-практических конференциях, а так же в процессе преподавания курса философии ЕГПУ.

Основные идеи диссертации были изложены на следующих конференциях:

1. Перспективы развития современного общества. Всероссийская научная конференция под рук. В.В. Лузгана (Казань, 20-21 декабря 2002 г.). Ильин А.Г. Перспективы развития России в контексте современности.

2. Перспективы развития современного общества. Всероссийская научная конференция под рук. В.В. Лузгина (Казань, 10-11 декабря 2003 г.). Ильин А.Г. Российский человек как человек евразийский.

3. Научная конференция преподавателей ЕГПУ «Проблемы человека в свете современных социально-философских наук» (Елабуга, 27 апреля 2004 г.).

4. XXXVI научная конференция преподавателей. Елабуга 18—21 апреля 2005 г. Проблема человека в современной философии Ильин А.Г. Своеобразие российского человека в свете Евразийской теории.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых имеет по три параграфа, заключения и библиографического списка используемой литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, анализируется степень разработанности проблемы, формируются цель и основные задачи исследования, теоретические и методологические основы исследования, раскрывается научная новизна исследования, его научно-практическая значимость.

Первая глава диссертации называется «Российский человек в условиях евразийского общества». В этой главе раскрывается проблема понимания российского человека в евразийской теории, пути формирования его особой сути под воздействием нескольких определяющих факторов. Среди которых можно назвать особое евразийское общество (многонациональное, многоконфессиональное), а так же особые цивилизационные факторы (природно— климатический, географический, культурно — исторический, и другие).

В первом параграфе «Проблема российского человека в евразийской теории» делается анализ проблемы человека в евразийской теории. По мнению евразийцев, проблему человека необходимо рассматривать в его взаимосвязи с другими личностями, а так же в его неразрывной связи со «сверхличностями», которыми являются коллектив, группа, общество. Российский человек может реализовать свою сущность посредством неразрывной связи со своей евразийской традицией. Подобной же точки зрения придерживался и Н.А.Бердяев, он считал, что «человек входит в человечество через национальную индивидуальность». Таким образом, проблема российского человека в евразийской теории

рассматривается как необходимость обретения его собственной сущности, целостности.

Во-первых, российский человек понимается евразийцами как особая личность, которая содержит в себе элементы целого. Евразийцы вводят понятие, особой «симфонической» или «соборной» личности. Согласно евразийскому учению отдельная личность всегда несовершенна - совершенно их единство, по Л.П.Карсавину, не уничтожающее «индивидуальности своих моментов». Индивидуальность существует лишь относительно симфонического целого -семьи, сословия, класса, народа. Исходя из того, что каждое из этих образований также симфоническая соборная личность, евразийцы считали важным учитывать их иерархию. По словам Н.С.Трубецкого, в принципе каждая личность есть (фактически или потенциально) индивидуация другой, более «объемистой» личности. «Существует как бы особая иерархия личностей - по признаку вхождения их друг в друга. Каждая личность конкретно существует в контексте этой иерархии личностей, т.е. эмпирически существует постольку, поскольку, с одной стороны, имеет определенные индивидуации, а с другой - сама является одновременной индивидуацией другой личности».

Евразийцы особое внимание обращали на то, что, работая над собственным, индивидуальным самопознанием, человек познает себя и как представителя данного народа. Душевная жизнь каждого человека всегда заключает в себе элементы национальной психики.

Во-вторых, целостность сущности российского человека обусловлена историческим влиянием восточного и западного культурных факторов. Роль этих факторов несомненна. Кроме этого следует указать на влияние «внутрироссийского востока», так называемого туранского элемента. Согласно Н. Трубецкому он сыграл положительную роль в развитии и формировании сущностных качеств российского человека.

В-третьих, российский человек не должен, обретая своеобразие, терять связи со своей исторической почвой. Евразийская теория может дать ответ на

проблему его сущности в целом и его настоящее антропологическое состояние, в частности.

По мнению евразийцев, российский человек не должен заимствовать и искать реализации европейских идей без опоры на собственную социокультурную основу Он должен культивировать свои собственные ценности, которые были сформированы на протяжении многовековой истории.

Во втором параграфе «Российский человек, как своеобразный «продукт» евразийского общества» раскрывается общественный фактор формирования российского человека. В современной философской мысли общество и общественные отношения считаются одними из главных факторов формирования и развития человека. Данная идея считается общепринятой. К.Маркс, Э.Дюркгейм и другие считали общество главной движущей силой развития человека. Затем так же и Л.Н. Гумилёв общественному фактору в развитии человека уделял большое внимание. Он указывал, что «человек - существо социальное, ибо его личность формируется в непосредственном общении с другими людьми и предметами, созданными руками его предков». Среди современных исследователей проблемы человека можно назвать А.Г.Сабирова, который в частности указывал, что «общество считается важнейшим фактором формирования и развития человека». Что касается взаимоотношений человека и общества, то объединение человека с другими людьми обеспечивает мощный импульс для его прогрессивного развития. На определённом этапе развития общество как бы становится отдельным, самостоятельным организмом. С данного этапа общество становится объективным фактором формирования и развития человека. *

Многие современные исследователи (А.Игнатов, Н.Семеникова, С.Кара-Мурза, И.Кондаков и др.), занимающиеся проблематикой евразийства, склонялись *

к тому, что несмотря на территориальную близость России к Европе, она всё-таки остаётся особой страной, которой присущ уникальный, особый евразийский тип общества.

Одним из факторов, влияющих на формирование российского человека, является разнообразный этнический потенциал российского общества Оно является симбиозом славянского и туранского элементов Данный симбиоз осуществлялся естественным образом: при историческом распространении русского народа на восток и смешении с туранскими или урало-алтайскими племенами (угрофинами, тюрками, монголами, манчжурами), а так же при движении тюркских народов на запад. На базе данного этнического симбиоза, по мнению ученого, сложилась оригинальная «славяно-туранская» этнопсихологическая общность.

Следует указать, что поликонфессиональность (наличие трёх мировых религий - христианство, ислам, буддизм) сыграла свою роль в формировании евразийского типа человека.

На современном этапе проявляется действие со стороны мирового сообщества, данный факт так же необходимо учитывать.

В третьем параграфе «Роль евразийского фактора в формировании и развитии российского человека» рассматривается особенность российского человека как человека сформированного под влиянием определённых цивилизационных факторов. К таковым можно отнести собственно российскую особенность, как страны расположенной на двух материках - Европе и Азии, т.е. географический фактор, культурно-исторический фактор, политический, социальный, экономический, природно-климатический и другие. Природная среда, безусловно, оказывает влияние на формирование и развитие человека. Тем более что человек является не только социальным существом, но и природным. На формирование же российского человека оказали влияние особые природные условия, которыми обладает Россия. В данном случае нужно указать, что суровый климат, например, сформировал соответствующие черты характера, как то. терпимость, коллективизм, трудолюбие или леность, в зависимости от того, как человек относится к своему будущему, запасливость и т.д. На это указывали также Н.Карамзин, Б. Вышеславцев, Н Лосский и др

Природный фактор имеет не маловажное значение для формирования и развития российского человека. «Выйдя из инкубационного периода и полностью включившись в социальную среду, человеческая особь подчиняется некоторым естественным закономерностям». Российский человек формировался под воздействием суровых климатических условий, с сочетанием различных ландшафтов.

По словам Гумилёва, «подлинным месторазвитием являются территории сочетания двух и более ландшафтов». Необходимость связи и зависимости российского человека со своим месторазвитием подчёркивал и А.С.Панарин. Далее Гумилёв указывает, что «монотонный ландшафтный ареал стабилизирует обитающие в нём этносы, разнородный - стимулирует изменения, ведущие к появлению новых этнических образований». Таким образом, можно говорить о формировании особого российского, или евразийского человека, большую роль в формировании которого сыграл природный фактор. «Человек есть биопсихосоциальное существо, обладающее системой различных по природе потребностей и способностей, которые взаимосвязаны и взаимодействуют друг на друга». Человек является не только продуктом социальных условий, большую роль в его развитии играют естественные условия его обитания. Эти условия влияют одновременно на социум в котором живёт человек.

Согласно К.Марксу, «человек является непосредственно природным существом. Он наделён жизненными силами, эти силы существуют в нём в виде задатков и способностей, в виде влечений...». Характеризуя взаимодействия человека с природной средой, то есть с основным средством существования человека, Маркс считал, что «наиболее важными проявление биологического '

качества человека являются биологические формы существования и окончания существования человека- жизнь и смерть. Жизнь человека - это форма его "

существования, проявляющаяся во взаимодействии со средой, избыточным самовоспроизводством, множественностью свойств и белково-генетическими реакциями».

Человек, как любая живая система, является открытой, самоорганизующейся системой, главными характеристиками которой являются обмен веществ, развитие и размножение В результате обмена веществ с окружающей средой, человек получает из вне вещества, служащие строительным материалом,обеспечивающим его функционирование, рост и развитие, энергию и информацию. «Человек взаимодействуя со всем живым, получает вещество, энергию и информацию и переводит их в более высокое, качественное состояние» По мнению Л.Н.Гумилёва, «человек заселяя новый регион, меняет не анатомию или физиологию своего организма, а стереотип поведения». Таким образом, конкретные природно-климатические условия оказывают влияние на поведение человека и на характер его деятельности.

Человек взаимодействуя с определённой природной средой получает информацию и энергию и реализует её в соответствующее действие. Евразийский человек формировался в особых природно-климатических условиях. Главными признаками которых были суровая долгая зима, короткое лето, чередование различных ландшафтов. Исходя из этого следует, что евразийскому человеку за период короткого лета нужно было запастись всем необходимым для долгой зимы. Это накладывало отпечаток на деятельность российского человека. С одной стороны в нём было развито трудолюбие, запасливость и т.д., с другой- долгая зима в нём развивала леность и другие отрицательные черт. Большая часть времени проводилась в домашних условиях, «природа евразийского мира минимально благоприятна для разного рода «сепаратизмов» - будь то политических, культурных или экономических».

Во второй главе «Своеобразие российского человека как евразийского» рассматривается сущность российского человека как синтеза восточного и западного типа человека, в котором представлены черты этих обоих типов человека. Однако в процессе жизнедеятельности и взаимодействия с другими народами черты востока и запада в российском человеке переработавшись, превратились в свои, российские или в евразийские. Необходимость понимания россиянина как человека евразийского, обусловливается евразийской, особенной

принадлежностью составляющей его сути. Перспективы развития российского человека как евразийского, по мнению автора, можно считать наиболее существенными.

В первом параграфе «Российский человек, как человека синтезирующий в себе качества человека западного и человека восточного» делается анализ понимания российского человека, который является особым типом. Он не западный и не восточный тип человека, это особый человек, имеющий и конституирующий в своей основе восточные и западные признаки. Одной из главных причин самобытности российского человека евразийцы считали своеобразие географического фактора, его месторазвитие, которое обуславливало постоянное расширение, колонизацию новых земель. Эта важнейшая особенность России, её колонизаторский характер, во многом предопределила ставшую традиционной для Росси особую роль государства. Государство стремилось организовать, закрепить это разбегающееся социальное пространство. Эта же особенность, по мнению евразийцев, вела, в процессе продвижения России на Восток, к изменению характера российского человека. Она предопределила в нём наличие восточных, азиатских элементов. Исходя из этого, проблему российского человека необходимо раскрывать посредством сочетания в нём восточного и западного элементов. Теория евразийства как раз строит своё понимание его сущности на сочетании качеств восточного и западного типа человека. Российский человек отличается от западного тем, что сохраняет общинное, крестьянское мироощущение (отношение к человеку, обществу, государству и т.д.). Западный человек формирует свою социальную среду исходя из того, что он, человек, является главным звеном в обществе. В плане политической организации, ^

западное государство так же ставит человека в качестве определяющего в своей деятельности. С данной точки зрения российский человек находился в другом взаимодействии с обществом и государством. Он часто определялся переходным, переменчивым состоянием в своём отношении к обществу и государству.

Российского человека стоит рассматривать не просто как стык европейских и азиатских качеств человека, их механическое сплетение как духовная и

материальная конвергенция Взаимопроникновение двух культур по своему гуманитарному содержанию не исчерпывается лишь масштабами двух континентов Земли, самых главных в плане культуры и цивилизации в историческом контексте. Евразийская концепция, по нашему мнению, есть синтез выработанных за всю историю человечества двух стратегических путей преодоления человеком в себе своих животных (биологических, зоологических), материальных стимулов бытия и накопления социально-гуманитарных знаний Евразийская концепция человека - теоретическая и частично уже реализованная на практике человечества модель, используя которую можно создать целостную концепцию синтеза восточной и западной культур. Это позволит российскому человеку занять достойное место, самоопределится. Поэтому, имеет место необходимость сформулировать нашу Национальную Идею на новом этапе развития человечества. По мнению автора, никакая иная версия, кроме евразийской, не является наиболее приемлемой в настоящее время.

Второй параграф «Ментальность российского человека, как человека евразийского» посвящен анализу проблемы ментальное™ российского человека. Необходимо определить особенность человека в евразийском обществе, выявить его сущностные черты, делающие его именно таким. Евразийская цивилизация, имеющая в своей основе Византийскую культуру и в силу своего географического положения расположенная на двух материках (Европе и Азии) определяет свой тип человека. Этот человек не похож ни на западного ни на восточного человека. Напротив, он приемлет в себе черты того и другого. Ментальность человека, по нашему мнению не может быть сведена лишь к его социальной природе, так же она не может быть объяснена лишь биологической сутью человека. Ментальность можно рассматривать как условие, тянущее человека из сферы свободы в сферу необходимости. Ментальность органически входит в душу человека, однако особенности характера человека не есть его несвобода. Ментальность человека всегда исторична, то есть существует в зависимости от конкретных культурно -

исторических условий. В России данные условия позволили сформировать на протяжении всей истории развития особый тип человека.

По мнению автора, его предпочтительно назвать евразийским, исходя из конкретно - исторической обстановки. Российский человек является не восточным и не западным, он является особенным человеком. Часть качеств заимствована от восточного человека, часть от западного. Эти качества взаимодействуют друг с другом, что приводит к созданию своих, особенных сущностных качеств. В зависимости от обстоятельств в российском человеке может проявляться то восточное, то западное. Однако чаще всего проявляется своё, российское. В этом отношении теория евразийства признаёт влияние тюркского элемента, при этом обосновывается понимание российского человека не как чисто русского, а как особого - евразийского.

Основные качества современного российского человека можно свести к следующим:

• Российский человек ориентирован на близких людей. Он не может существовать без поддержки окружающих его людей, которым так же он готов придти на помощь.

• Российский человек обладает разумной ограниченностью в обладании собственностью. Собственность для российского человека не является абсолютным благом. Она может выступать лишь как средство к более высоким целям, например как связующее звено между его потенциалом и возможностью реализовать себя.

• По отношению к власти российский человек предпочитает покорно ей подчиняться, однако при этом он не исключает возможности разочароваться в ней.

• Российский человек проявляет затратное отношение к природе (запасов так много, что их хватит на всех).

• Не достаточная мобильность в обществе так же является проявлением сущности российского человека. Он не склонен к переменам, предпочитает жить на одном месте.

• Российский человек ориентирован на чувственное восприятие мира. Он так же ориентирован на такие формы духовного освоения мира, как религия

" (отсюда повышенная религиозность), идеология, искусство.

• Российскому человеку так же присущи коллективизм, общинный характер стиля жизни. Так же имеют место патриотизм, величественность, державность, неторопливость.

• Российский человек верит в лучшую жизнь, быстрое счастье. Отсюда его долготерпимость, способность к лишениям и невзгодам.

Сущностные качества российского человека, как и любого другого человека, невозможно до конца понять. Поэтому необходимо наметить пути его реализации исходя из его культурно—исторического прошлого. Российский человек, как уникальный, «восточно—западный», имеет способность к раскрытию своего потенциала, своих скрытых возможностей.

Третий параграф исследования «Состояние и перспективы развития человека в современном российском обществе» посвящён проблеме развития российского человека. Современный мир ушёл далеко вперёд и теперь проблему человека уже трудно решать старыми методами, советский человек пытается реанимироваться после крушения советского союза. В его душе по прежнему царит мрак, он не может сосредоточиться на своих взглядах, своих целях, своих идеях. Современный 1 российский человек оказался в вакууме, причина этого в том что теперь ему стало

возможно то что не дозволено было до этого. Как написано выше основными качествами человека выступают духовность, творчество, свобода, смысло -ценностное самоутверждение, этого пожалуй и не было у российского человека в XX веке. В советском государстве человеку не нужно было думать о том, что и как сделать за него это делали другие, поэтому он и не должен был отвечать за свои поступки, хотя это го от него требовали. Человек был принижен в обществе,

общество стояло выше человеческой личности. Современные разрывы человека и общества — это одновременно и освобождение человека от этих сцеплений, восстановление в обществе определенной социальной дистанции между человеком и общественными институтами. В глобализирующемся мире российский человек должен устоять перед универсализацией ценностей. По нашему мнению, российскому человеку есть чем ответить на вызовы глобализации. Он должен восстановить тот культурно -исторический, конкретный потенциал, который в нём заложен на протяжении длительного времени процесса его формирования в едином, евразийском пространстве.

Главными моментами в перспективах развития можно считать особенность российского человека, направленность на самопознание, самоосмысление своего места в этом мире.

В Заключении подводятся краткие итоги диссертационного исследования, намечаются пути дальнейшего философского изучения данной проблемы. Реализация в современной России еразийских идей находит всё большую поддержку в общественной среде, среди политиков, но кроме этого она является предметом внимания учёных, философов, культурологов и т.д. Главная проблема которая стояла перед автором - обоснование на основе изучения имеющегося материала особого понимания российского человека - трактование его как преимущественно евразийского. «Вписывание» его в мировую культурологическую мысль как особенного, не похожего ни на западный ни на восточный тип человека.

Основные положения диссертационного исследования изложены в следующих публикациях и выступлениях автора:

Список статей.

1. Ильин А.Г. Евразийская концепция человека, как человека российского / А.Г. Ильин // Проблемы человека в свете современных социально -философских наук: Сб. ст. - Вып. 2. - Елабуга, 2004.- С. 34-41.

2. Ильин А.Г. Духовность как главный фактор выживания российского человека в современных условиях / А.Г.Ильин // Традиционное, современное и переходное в российском обществе: сборник статей 11 Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Р.Г. Яновского и др. - Пенза, 2005.- С. 132-134.

3. Ильин А.Г. Феномен человека в условиях евразийской цивилизации / А.Г.Ильин // Человек и общество: на рубеже тысячелетий: Международный сборник научных трудов: выпуск 30 / под ред. О.И.Кирикова,- Воронеж,2005.-С.119-123.

4. Ильин А.Г. Евразийский фактор формирования российского человека / А.Г.Ильин // Проблема человека в свете современных социально— философских наук. Сборник научных трудов преподавателей и аспирантов кафедры философии и социологии ЕГПУ. Выпуск 3. / Под ред. А.Г.Сабирова. -Елабуга: изд-во Елабужск. Пед. Ун-та, 2006, 110с. С. 33-36.

5. Ильин А.Г. Евразийство как культурный феномен в глобализирующемся мире [Электронный ресурс] / А.Г.Ильин // Культура &общество- Интернет-журнал МГУКИ,- 2006. - Режим доступа: http // www.е. Culture.ru., свободный

г

Г

Ильин А.Г. «Человек в современном российском социокультурном пространстве» Отпечатано с готового оригинал-макета в ООО ТФ «БИНОМ» г. Казань, ул. Ямашева, д. 10 Заказ № 178 от 08.09.2006 г. Формат 60x84 1/16.Усл. печ. л.1,5. Бумага офсет 80 г. Печать ризографическая. Тираж 100.

AOOGfr

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Ильин, Александр Геннадьевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. РОССИЙСКИЙ ЧЕЛОВЕК

В УСЛОВИЯХ ЕВРАЗИЙСКОГО ОБЩЕСТВА.

1.1. Проблема российского человека в евразийской теории.

1.2. Российский человек как своеобразный «продукт» евразийского общества.

1.3. Роль евразийского фактора в формировании и развитии российского человека.

ГЛАВА 2. СВОЕОБРАЗИЕ РОССИЙСКОГО ЧЕЛОВЕКА

КАК ЧЕЛОВЕКА ЕВРАЗИЙСКОГО.

2.1. Российский человек как человек, синтезирующий в себе качества человека западного и человека восточного.

2.2. Ментальность российского человека как человека евразийского.

2.3. Состояние и перспективы развития человека в современном российском обществе.

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по культурологии, Ильин, Александр Геннадьевич

Актуальность исследования. В современных условиях, когда российская культурная идентичность оказалась под угрозой тотальной глобализации, феномен отчуждения человека стал приобретать совершенно новые формы. Все чаще ставится вопрос о факте экспансии «общечеловеческих ценностей» и отмечается, что стандартизация и унификация различных по своей природе культур обусловливает обезличивание человека. В связи с этим идея евразийства, которая основана на принципе: «вне традиции нет личности», в современной ситуации начинает привлекать к себе все большее внимание философов, историков, политологов, социологов и т.д.

Кризисные явления в современной жизни российского общества поставили под сомнение возможность реализации многих ценностных установок мировой культурологической традиции без опоры на собственные культурные ценности. Отсюда повышенный интерес к евразийской мысли, стремящейся опереться на национальную ментальность, политическое, экономическое и духовное своеобразие отечественной культуры, ориентирующуюся на органическое сочетание интересов человека и общества, личности и государства. Выявление антропологического потенциала евразийской мысли заставляет уточнить многие проблемы социально-философского и культурологического знания, определить его особенности на российской почве, расширить теоретико-методологическую базу культурологических и социально-антропологических исследований. Поэтому, научное осмысление понимания российского человека в евразийском контексте является актуальным, тем более, что проблема человека в современной философии евразийства разработана недостаточно, по причине того, что редко была предметом специального анализа и рассмотрения.

В дореформенный период советский (российский) человек испытывал определённый дискомфорт, так как отсутствовала полноценная информация, не было гласности, господствовал бюрократизм и т.д. Советская идеология в целом не была тождественна, не раскрывала и не отвечала пониманию сущности российского человека, который является своеобразным «мыслящим субъектом»1.

И всё-таки, когда в начале 90-х годов XX века произошёл распад Советского Союза, это привело к вакууму в душе российского человека, он быстро начал заполняться различными идеями, преимущественно западными. Общество страдало, но ещё больше страдал конкретный российский человек, в душе которого произошёл разрыв, разлад между своим «я», его природой, мировоззрением, внутренним содержанием, духовным настроем и тем образом мышления и поведения, который ему пытались навязать извне. Речь идёт, в данном случае о вестернизации российского общества, навязывании через неё российскому человеку западных, чуждых его сути, принципов действия и мировоззрения.

В настоящее время российский человек, как продукт евразийского общества, по прежнему не может определить своё место в мире, осознать свою самобытность.

Актуальность исследования обусловливается также тем, что в формировании российского человека играли и играют большую роль две крупнейшие тенденции: влияние запада и влияние востока. Этот факт несомненен. Россия всегда поддерживала тесный контакт с западными странами и в основном ориентировалась на них. В характере российского человека можно проследить типично западные черты, такие как социальная активность, стремление к комфорту, техногенная направленность, новационность и т.д. С другой стороны несомненно влияние традиционного востока; об этом можно судить по проявлениям таких черт характера, как долготерпимость, покорность, ориентированность на внутренний мир и т.д. Под влиянием этих тенденций («восточной» и «западной») в России сформировался особый этнокультурный тип человека, который требует

См.: Орлова И.Б. Контуры современной евразийской концепции http://www.ispr.rU/Confer/EuroAsia/confer9-l.htmil#bb; Минюшев Ф.И. Социальная антропология (курс лекций). — М.: Международный Университет Бизнеса и Управления, 1997. — 192 с. своей идентификации как евразийский. Евразийская концепция, по мнению автора, является наиболее адекватно характеризующей Россию, её роль в мире; человек же в евразийской теории занимает центральное место1.

В настоящее время сложилась противоречивая ситуация. В реальности российский человек является своеобразным «продуктом» евразийского общества, сформировавшимся под воздействием нескольких евразийских факторов. В современной же философской мысли он, чаще всего, понимается или как человек западный, обладающий чертами западного человека, или как восточный, имеющий в своей основе восточные признаки. Нельзя не согласится с тем, что «познание сущностных свойств основ нации и её предназначения — миссии в мире - сложная, почти неразрешимая проблема, но познание народом самого себя всё же возможно так же, как и до какой-то степени возможно самопознание человека»2.

Степень научной разработанности проблемы. Философско-теоретическая основа диссертации обусловлена спецификой исследовательской проблемы, целями и задачами работы. Методологической базой исследования выступают принципы, идеи, разработанные Н.Н.Алексеевым,

Л.П.Карсавиным3, П.Н.Савицким, Н.С.Трубецким, Н.А.Бердяевым4, И.А.Ильиным, Л.Н.Гумилёвым5, Г.В.Вернадским6, А.С.Панариным1,

1 См.: Савицкий П.Н. Евразийство как исторический замысел. В кн. Основы евразийства/ сост.: Н.Агамалян, В.Галимов, А.Гуськов, Н.Мелентьева, П.Зарифуллин, М.Хрустов.-М.: Арктогея -Центр,2002.-800с. С.282.

Курашов В.И. Философия и российская ментальность: философская мысль России на пороге XXI века. - Казань: КГТУ, 1999. С.217.

Карсавин Л.П. Философия истории.- СПб.: АО Комплект,-1993

4 См.: Бердяев Н.А. Русская идея // вопросы философии, 1990, №2; Бердяев Н.А. Судьба России: опыты по психологии войны и национальности. - М.: Мысль, 1990.

5 См.:Гумилев Л.Н. Чёрная легенда: Друзья и недруги Великой Степи.- М.: Айрис-пресс, 2002.-57бс.:ил.-(Библиотека истории и культуры.); Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера земли.- М.: Рольф, 2002. с илл.

6 Вернадский Г.В. Начертание русской истории/Предисловие С.Б.Лаврова, А.С. Лаврова.-М.: Айрис-пресс, 2002. ил.-(Библиотека истории и культуры). Вернадский Г.В. Русская история: Учебник/Вернадский Г.В.-М.: Аграф, 2001.

Л.И.Новиковой, И.Н.Сиземской, В.В.Ильиным2, А.Г.Сабировым3, В.И.Курашовым4, B.C. Барулиным5, А.Игнатовым и др.

Основоположниками теории Евразийства являются такие выдающиеся мыслители своего времени как Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Г.В. Флоров-ский, П.П. Сувчинский, Н.Н.Алексеев и другие. Свои идеи они обнародовали в сборнике «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев», изданном в Софии в 1921 году. В этом сборнике были определены основные положения Евразийской теории: Н.С. Трубецкой- создал саму дефиницию Евразийства, дал её определение, выделил Евразийство как особое направление философской мысли; П.Н. Савицкий - определил учение о России-Евразии, как особом географическом и культурно-историческом мире, резко отличающемся от европейского и азиатского миров, хотя и содержащий в себе многие элементы обоих; Г.Флоровский - рассматривал вопрос о национальном и надгосудар-ственном характере Евразийства; С.Булгаков - рассматривал российского человека с позиций приоритета в нём духовного начала; Л.Шестов - исследовал вопрос баланса между восточными и западными элементами в российской культуре. Н.Н.Алексеев - уделявший большое внимание государственным и правовым вопросам евразийства, рассматривал проблему российского человека с позиций его отношения к государству и государственному строительству на осно

1 См.: Панарин А.С. Россия в Евразии: геополитические вызовы и цивилизаци-онные ответы, вопросы философии, 1994, №12; Панарин А.С. Евразийство: за и против, вчера и сегодня. // вопросы философии. №6, 1995. ; Панарин А.С. Россия между евразийством и атлантизмом // российская провинция.- № 1, 1993.- с. 136-145.; Панарин .А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. -М.: Изд-во Эксмо, 2003.

2 Ильин В.В. Философия истории.-М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2003.

3 Сабиров А.г. Предметное становление и конституирование социально-философской антропологии в современном обществе. Дисс. Доктора фил. Наук. Елабуга.-1998

4 См.: Курашов В.И. Философия и российская ментальность: Философская мысль России на пороге XXI века. - Казань: КГТУ ; Курашов В.И. Философия: человек и смысл его жизни,- Казань: КГТУ, 2001.

5 Баруллин B.C. Российский человек в XX веке. Потери и обретения себя / Монография." СПб.: Алетейя, 2000. ве суверенитета мнений каждого отдельного человека. Так же он уделял большое внимание духовным основам сущности российского человека, указывая на его культурное многообразие. Он считал что своеобразный, евразийский характер российского человека обусловил создание особенного государства- России со своими принципами.

Большой вклад в развитие евразийского понимания российского человека внёс Н.А.Бердяев. Он рассматривал вопросы, связанные с психологией российского человека, с проявлением в нём неких тёмных, мистических сил, отсутствие целей и патриотизма. В этом он видел главную проблему человека в России, как синтеза восточного и западного начала, не могущего определиться в своих целях и приоритетах.

Г.В.Вернадский - рассматривал проблему российского человека в историческом контексте. Он считал, что на характер российского человека повлияло длительное сожительство различных народов на территории России, которое имело своим итогом формирование особого евразийского типа человека. Он делает вывод о том, что на создание всего уклада жизни большую роль сыграла связь с представителями типично восточного менталитета- тюркскими народами.

Л.Н.Гумилёв - занимался проблемой российского человека с позиций этнологии и географии. Он утверждал, что на формирование российского человека повлияла особая географическая среда. По его мнению, российский человек складывался под влиянием природно-климатического фактора и ландшафта местности.

В настоящее время вопросы, касающиеся проблемы российского человека, исследуются в работах многих мыслителей и политических деятелей. Среди них можно назвать следующие имена: В.Сендеров, К.Мяло, С.Кара-Мурза, В. Межу ев, С.Хоружий, В.Холодный, В.Пащенко, и др.

В.В. Ильин рассматривая Россию в контексте мировой истории ставит проблему невозможности разобщённости её на Восток и на Запад. В этом случае она может превратиться в «задворки» того или другого и потерять свою целостность.

Особое внимание следует уделить работам, посвященным проблеме евара-зийства А.С.Панарина. А.Панарин считал, что российский человек на пути своего развития имеет больше тенденций и предпочтений к евразийской концепции. По его мнению, для современного российского человека характерно проявление в нём западных традиций, однако это не мешает развитию своих, особых признаков.

Объектом исследования является человек в современном российском социокультурном пространстве.

Предметом исследования являются особенности формирования характерных черт российского человека в контексте евразийской культуры.

Цель диссертационного исследования - выявление сущностных свойств современного российского человека, как человека евразийского. Реализация данной цели предполагает решение следующих конкретных задач:

- анализ формирования личности российского человека в контексте евразийской культуры;

- выделение типичных личностных черт российского человека как человека евразийского; составление и представление обобщённого образа современного российского человека, представляющего евразийские значимые черты. Научная новизна заключается в следующем:

1. Исследованы характерные черты ментальности российского человека в контексте евразийской философской мысли, которая помогает раскрывать и трактовать его как евразийский этнокультурный тип.

2. Обосновано, что с учетом актуальной социокультурной ситуации, необходимо рассматривать проблему евразийства не с позицией традиционного понятия «русский человек», а с позиций понятия «российский человек». При этом объясняется правомерность включения в системное понимание современного российского человека знаний о формировании этноса в ситуации встречи различных культур.

3. Представлен вариант системы характерных черт российского человека, выявленных в результате синтеза принципов евразийства и общих философских идей социальной философии и культурологии.

4. Выявлены возможные траектории дальнейшего формирования типа «российский человек», которые как результат данной работы будет одновременно результатом диалектического единства и противостояния людей евразийского этнокультурного типа и людей космополитического типа. В этом ключе определены основные перспективы развития российского человека в евразийском этнокультурном пространстве: приближение к традиции своего культурного наследия; осознание себя не как уникального и неповторимого существа, но и как вполне человека мира, имеющего в своей генеративной предпосылке типичные общемировые факты и условия приближения к общемировым ценностям. При этом показано, что одна евразийская концепция не может объяснить всей сложности противоречий природы и сути российского человека, здесь необходимо учитывать и конвергентные процессы в современном мире, и наличие открытых обществ, и большую социальную мобильность людей.

Положения, выносимые на защиту:

1. На протяжении всей истории развития и формирования российского человека происходит перманентное взаимодействие культур Востока и Запада, приводящее к формированию особых качеств, позволяющих рассматривать не только русского человека, как это имеет место в традиционном евразийстве, но и современного россиянина как евразийского человека.

2. Современный российский человек сформировался в результате диалектической борьбы и взаимодействия противоположностей, которые определяются не только встречей Востока и Запада, но и в результате особенностей культур регионов России.

3. Исходя из конкретно-исторического понимания сущностных качеств человека, а также из знания о том, в каких социокультурных условиях жил и живет российский человек, особенно из знания о системе ценностей, сопровождающей его в историческом времени, утверждается, что развитие российского человека в настоящее время может происходить преимущественно в рамках евразийского культурного пространства, сформированного на протяжении длительного периода времени.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. Полученные результаты исследования могут быть использованы в дальнейшей разработке евразийской теории вообще и проблемы развития российского человека в современном мире в частности. Также они могут быть применены в раскрытии проблемы взаимодействия человека и общества на современном этапе, когда в России происходят процессы, направленные на создание постиндустриального общества и интеграцию в мировое сообщество. Данные исследования также можно применять при познании и раскрытии сущности российского человека, его реабилитации и восстановления идентичности и собственной исторической роли в России и мире. Содержащиеся в диссертации положения и выводы могут быть использованы в качестве дополнительного материала при изучении различных философских дисциплин, в частности, философской антропологии, социально-философской антропологии, в преподавании вузовского курса философии.

Методологические основания работы. Общая структура диссертации выстроена как реализация метода восхождения от общего ( выявление сущностных особенностей российского социо—культурного типа как евразийского) к частному (определение проблемы российского человека как евразийского).

Методологической основой исследования является диалектический подход к изучению поставленной проблемы, образованный на принципах историзма, объективности и системности. Принцип системности нацелен на всестороннее познание предмета исследования. Он позволяет рассматривать российского человека в системе «человек - российское общество» и «человек - природа». Принцип объективности предусматривает анализ проблемы российского человека в контексте влияния социально-исторической реальности.

Типологический метод позволил обозначить основные концепции понимания евразийства, как российской особенности в русскоязычной и европейской культурно-философской мысли.

Применялись методы системного анализа специфических качеств человека в евразийском обществе, в зависимости от социально-экономических и культурных особенностей.

Для придания диссертации целостности и логичности автор стремился трактовать и использовать все частные методы с общих позиций и принципов диалектического мировоззрения. Данный подход ставит проблему человека в евразийской теории как не завершённую и находящуюся в непрерывном развитии и формировании исходя из общемировой культурологической традиции.

Компаративистский подход позволяет сравнивать различные типы человека (в данном случае восточный и западный). Это позволяет судить о российском человеке как об особом, отличающимся по основным качествам от человека западного и восточного типа.

Апробация работы осуществлялась посредством публикации основных идей и положений в печати, во время выступлений на всероссийских и региональных научно-практических конференциях, а также в процессе преподавания курса философии ЕГПУ.

Материалы изложены в основных публикациях: Ильин А.Г. Евразийская концепция человека, как человека российского. Ела-буга, 2004; Ильин А.Г. Духовность как главный фактор выживания российского человека в современных условиях. Пенза, 2005; Ильин А.Г. Феномен человека в условиях евразийской цивилизации. Воронеж, 2005; Ильин А.Г. Евразийский фактор формирования российского человека. Елабуга, 2006; Ильин А.Г. Евразийство как культурный феномен в глобализирующемся мире [Электронный ресурс], Режим доступа: http // www!е. Culture.ru., свободный.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых имеет по три параграфа, заключения и библиографического списка используемой литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Человек в современном российском социокультурном пространстве"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время перед российским человеком стоит задача осмысления собственной уникальности в процессе идентификации со своей духовной и нравственной самобытностью. Поиск этой самобытности необходимо усматривать в культурно—историческом прошлом России. Также этнокультурное своеобразие России позволяет выявить национальную идентичность российского народа и индивидуальную идентичность конкретного российского человека, данная логическая соотнесённость, в свою очередь, определяет пути познания объекта и предмета нашей работы.

В результате теоретического исследования проблемы человека в российском социокультурном пространстве, как евразийском, нами выявлены следующие особенности:

1. В настоящее время проблема России играет всё большую роль в мировой практике, и необходимо определить национальную и культурную самобытность российского общества. Одной из теорий, дающих возможность осуществить такую попытку является евразийская теория цивилизационной принадлежности России. Теория евразийства отрицает универсальность прогресса, гегемонию запада в культурном отношении к другим государствам и решающую роль техногенного фактора в развитии человечества. Центральное место в евразийской теории цивилизационного развития заняла проблема России и российского человека. Она выявляет следующие особенности России: Россия особая страна, уникальная в своём историческом развитии, непохожая ни на Запад, ни на Восток. Главная особенность России состоит в том, что она, в силу своего географического положения находится одновременно на двух континентах, которые играют решающую роль в развитии человечества. Россия должна ориентироваться главным образом на свои внутренние, национальные особенности, она должна осознать своё своеобразие и сообразно этому строить свою политику: как внутреннюю, так и внешнюю.

Россия является континентальной страной с суровым климатом, полиэтническим государством, в котором проживает огромное количество различных национальностей с сильной государственной властью в плане внешней политики. Евразийская теория даёт на все вызовы времени ответ, определяя Россию как уникальную, особую страну; соответственно российский человек в теории евразийства рассматривается как особый, уникальный тип человека, непохожий ни на чисто западного , ни на чисто восточного человека, но одновременно сочетающий в себе черты того и другого.

2. Россия в плане цивилизационной принадлежности является особой, уникальной страной, не похожей ни на чисто европейскую цивилизацию, ни на чисто азиатскую, одновременно заключающая в себе черты их обеих. Её особенностью является: во-первых, географическое расположение на двух материках - в Европе и Азии. Это обуславливает собой не однородность её поведения в геополитическом плане на арене мировой политики; во-вторых, Россия обладает богатым природным потенциалом и благодаря этому играет не последнюю роль в мире, в мировой экономике, в частности; в - третьих, благодаря огромным территориям Россия имеет возможность влиять на геополитическую составляющую мировой политики, определять ход и развитие мирового сообщества. В плане внутреннего развития и обустройства Россия является государством с сильной центральной властью. Это вызвано, главным образом, её геоклиматическими и культурными особенностями, так как обстоятельства требуют, чтобы в случае внешней опасности быстро мобилизовать внутренние силы. Процесс мобилизации часто происходит не по каналам власти главным образом, а стихийно.

Народ в России не принимает посредственного участия в политической и государственной жизни, он стремится отойти от государства, жить своим миром. В современной России эти тенденции также имеют место.

Таким образом, Россия в плане цивилизационного развития является особой, евразийской, цивилизацией, сочетающей в себе признаки востока и запада.

3. Каждый тип цивилизации требует определённого типа человека, который бы мог вписываться в рамки данной цивилизации и соответствовать её особенностям и принципам. Также каждая цивилизация формирует соответствующий тип человека, который может выполнять определённые функции и не быть чужим в данном обществе. Тойнби высказал следующую мысль по этому поводу: «.мы возьмём ситуацию, когда новая динамическая сила иностранного происхождения лишилась связи с родной почвой и оказалась в чужой и враждебной среде. Изолированный блуждающий элемент, помещённый в чуждое ему социальное тело, начинает производить хаос, ибо он утратил свою первоначальную функцию и смысл, а также лишился привычных противовесов и связей»1. Так как Россия является самобытной, евразийской страной, то тип человека который формируется в её недрах должен иметь некоторые особенные признаки, благодаря которым он будет своим в данной стране, сможет полноценно реали-зовывать свой творческий потенциал, свои возможности, раскроет свой внутренний мир.

4. Российского человека следует рассматривать как особый тип человека, сочетающего в себе общечеловеческие качества и качества, сформированные под воздействием факторов российской (евразийской) цивилизации. Последние можно рассматривать как синтез в российском человеке восточного и западного начала. В этом проявляется собственная сущность человека в российском социокультурном пространстве. В зависимости от обстоятельств в российском человеке могут проявляться черты как восточного, так и западного человека, однако чаще всего в нём проявляется своё - российское.

5. Современная действительность ставит перед российским человеком множество проблем, решать которые ему необходимо. Российский человек должен выработать в себе новые качества и приспособиться к современным условиям, в данном случае перспектива его развития видится как основанная на принципах евразийства. Евразийство способно раскрыть истинную суть рос

1 Тойнби А.Дж. цивилизация перед судом истории: Пер. с англ.- М.: Рольф, 2002.-594с. С.64. сийского человека, ответить на многие вопросы, которые ставит перед ним современная действительность. Российский человек может, реализовав тот потенциал, который в нём заложен, учитывая его особенности, занять соответствующее место в мире. Он может свободно и полноценно развиваться.

В заключение также необходимо привести точку зрения, обретающую всё большее число сторонников, о том, что «евразийской стране — России — предназначено быть духовным лидером в мире, ибо кроме России некому возглавить духовное обновление человечества»1.

Таким образом, можно говорить о возрождающейся духовности российского человека, как человека евразийского. Всё это может иметь значение не только для конкретного российского человека, но и каким-то образом повлиять на положение в мире. Возрождение духовности в России может способствовать внесению россиянами, как представителями евразийской цивилизации, существенного вклада в развитие мировой культуры.

В современном реформируемом российском обществе человек начинает обретать понимание того, что у него есть своя страна, своё государство, жить он должен именно тут. Он должен культивировать те ценности, которые были сформированы на протяжении многовековой истории России.

1 Капранов В.А. Нравственные основы русского духа // Россия: прошлое, настоящее будущее: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 16-19 декабря 1996г./ Отв. ред. М.С.Уваров.— СПб.: Издательство БГТУ, 1996. - С. 68.

 

Список научной литературыИльин, Александр Геннадьевич, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Аббаньяно, Н. Мудрость жизни/ Н. Аббаньяно. СПб.: Алетейя, 1996. -320 с.

2. Авченко, В. Познать Россию/ В. Авченко // Наш современник.- 2001. № З.-С.

3. Алексеев, Н.Н. Русский народ и государство / Н.Н. Алексеев; ред. А.Дугин, Д. Тараторин. М.: Аграф, 1998. - 635с.

4. Альтицер, Т. Россия и апокалипсис/ Т. Альтицер // Вопр. философии. -1996.- №7. -С.

5. Аникеева, Е.Н. Диалог цивилизаций: Восток-Запад/ Е.Н. Аникеева, А.В. Семушкин // Там же. 1998. - №2. - С.

6. Антощенко, А.В. Евразия или «Святая Русь»? Российские эмигранты «первой волны» в поисках исторического самосознания: автореф. дис. . д-ра ист. наук: 07.00.09 / А.В. Антощенко. СПб., 2004. - 38с.

7. Араб-Оглы, Э.А. Европейская цивилизация и общечеловеческие ценности/ Э.А. Араб-Оглы // Вопр. философии. 1990. - № 8. - С.

8. Баграмов, Э. Евразийство национальная идея России? / Э. Баграмов http://www.nasledie.ru/oboz/N0901/903 .НТМ.

9. Баруллин, B.C. Российский человек в XX веке. Потери и обретения себя :моногр./ B.C. Баруллин. СПб.: Алетейя, 2000. - 431с.

10. Бердяев, Н.А. Русская идея/ Н.А. Бердяев // Вопр. философии. 1990. -№2. - С.

11. Бердяев, Н.А. Судьба России: опыты по психологии войны и национальности/Н.А. Бердяев. М.: Мысль, 1990. - 208с.

12. Бердяев, Н.А. Человек и машина/ Н.А. Бердяев // Вопр. философии. 1989. - №2. - С.

13. Бердяев, Н.А. Экзистенциальная динамика божественного и человеческого / Н.А. Бердяев. Мир философии. Человек. Общество. Культура - М., 1991.

14. Булгаков, С. Письмо А.В. Старковскому/ С. Булгаков // Евразия. Исторические взгляды русских эмигрантов. М., 1992. - С.

15. Валицкий, А. По поводу «русской идеи в русской философии»/ А. Валиц-кий // Вопр. философии. 1994. - №1. - С.

16. Введение в культурологию: курс лекций / под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. -СПб., 2003. с.

17. Вернадский, Г.В. Начертание русской истории/ Г.В. Вернадский; предисл. С.Б.Лаврова, А.С. Лаврова. М.: Айрис-пресс, 2002. - 368с.: ил. - (Б-ка истории и культуры).

18. Вернадский, Г.В. Русская история / Г.В. Вернадский. М.: Аграф, 2001. -542с.

19. Воейков, М. Евразийские теоретики о советском строе/ М. Воейков// Альтернативы. 2002. - №2. - С.

20. Вышеславцев, Б.П. Русский национальный характер/ Б.П. Вышеславцев; предисл. к публ. Н.К.Гаврюшина // Вопр. философии. 1995. - №6. - С.

21. Вьельмини, Ф. Евразийские идеи в современном Казахстане/ Ф. Вьельми-ни // Россия и современный мир. 2002. - № 3. - С.

22. Гарифзянова, А.Р. Своеобразие сущности человека в культурно-историческом пространстве: дис. . канд. филос. наук/ А.Р. Гарифзянова. -Елабуга, 2004. с.

23. Гершензон М.О. Творческое самосознание/ М.О. Гершензон // Вехи: сб. ст. о русской интеллигенции. М., 1990. - С.

24. Генон, Р. Очерки о традиции и метафизике/ Р. Генон; пер. с фр. В.Ю.Быстрова. СПб.: Азбука, 2000. - 320с.26