автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Черкесы в системе государственной власти Османской империи и Турции, вторая половина ХIХ - первая четверть ХХ вв.
Оглавление научной работы автор диссертации — доктора исторических наук Авакян, Арсен Гагикович
Введение.
Глава I
Причины и ход переселения северокавказских племен в Османскую империю.
О происхождении термина "черкес".
Кавказская война и выселение горцев в Турцию.
Поселения черкесов в Османской империи.
Глава II
Черкесы в системе государственной власти Османской империи при Абдул Хамиде П и младотурках.
Политика Абдул Хамида II в отношении черкесов Османской империи.
Политика младотурок в отношении черкесов Османской империи.
Роль черкесов в геноциде армян 1915-1916 гг.
Глава III
Участие черкесов в турецком национально-освободительном движении (1919-1923 гг)
Характер национально-освободительного (кемалисткого) движения и причины массового участия черкесов.
Западный фронт.
Киликия.
Черноморское побережье и Восточный фронт.
Северный Кавказ и использование черкесов во внешней политике кемалистов.
Измирский и Анкарский процессы 1926 г.
Введение диссертации2002 год, автореферат по истории, Авакян, Арсен Гагикович
Актуальность темы
Диссертационная работа посвящена одной из малоизученных и проблематичных тем истории Турции, роли и месту черкесов в системе государственной власти Османской империи и кемалисткой Турции во второй половине XIX и первой четверти XX вв.
Заинтересованность правителей Российской империи в исходе возможно большего количества северокавказских мусульманских народов и политико-социальные выгоды Османской империи в вопросе принятия северокавказских мусульман в свое подданство во второй половине XIX в. явились причиной массового переселения этих народов в Османскую империю и появлению в странах Ближнего Востока новой этно-социалъной (северокавказской) общности. Политика правителей Османской империи, направленная на использование представителей воинственных северокавказских племен в военной, государственно-административной структурах империи, особенно в деле подавления национально-освободительных движений покоренных народов и политика расселения северокавказцев с целью изменения демографической картины империи в пользу мусульманского элемента, привели к усилению роли черкесов во всех областях государственно-административного аппарата империи. В турецкой историографии, учитывая влияние черкесов в структуре государственной власти Османской империи и их роль в кемалистком движении 1919-1923 гг., черкесскую общину рассматривают даже в качестве отдельного фактора, именуемого "черкесским" или "северокавказским" фактором"1.
Изучение роли черкесов в системе государственной власти Турции имеет важное значение с точки зрения проводимой турецкими султанами национальной политики, проблематики национально-освободительных движений покоренных народов Османской империи со второй половины XIX в., а также становления национально-освободительного (кемалисткого) движения в 1919-1923 гг. Активное использование мухаджиров-черкесов в деле подавления национально-освободительной борьбы покоренных народов Османской империи, свидетельствует, что этот пришлый элемент рассматривался турецким правительством как один из важнейших механизмов системы уничтожения одного народа руками другого, предоставляя возможность всю ответственность за творимые бесчинства приписать воинственным черкесам и курдам. В ряде случаев подобная политика оправдала ожидания. Так, в 61-й статье Берлинского трактата 1878 г. Блистательная Порта обязывалась провести необходимые реформы и "обеспечить безопасность армян от черкесов и курдов"2. Подобная схема была использована также и младотурками во время геноцида армян в 1915 г.,
1 См. А. Авакян, Генезис кавказского фактора, Москва 1998, с. 5.
2 См. Сборник договоров России с другими государствами 1856-1917 гг., Москва 1952, с. 205. когда иттихадисткое правительство активно использовало курдов и черкесов, что позволило не стягивать с фронтов воинские части и пополнять черкесо-курдскими отрядами жандармерию.
Проблема роли черкесов в системе государственной власти Османской империи и кемалисткой Турции заключается также в том, что по ряду причин и стечению обстоятельств северокавказская обшина Турции сыграла значительную роль в национально-освободительном (кемалистком) движении и изучение их роли позволит по-новому осмыслить особенности проводимой кемалистами национальной политики. Вовлечение северокавказской общины Турции в националистическое движение неразрывно связано и с проводимой державами Антанты политикой, в частности, в вопросе привлечения к ответственности активных участников геноцида армян, что вызвало большое беспокойство среди анатолийских черкесов, единственным выходом для которых стала поддержка правительства Мустафы Кемаля. До 1926 г. в ближайшем окружении Кемаля Ататюрка большая часть генералов (Али Фуад Джебесой, Февзи Чакмак, Кылыч Али, Топал Осман и др.), а также государственных деятелей (Хюсейн Рауф Орбай, Бекир Сами и др.) имели северокавказское происхождение. Само кемалисткое движение своим формированием во многом обязано партизанским отрядам Черкеса Эдхема, сформировавшего и державшего Западный фронт до создания регулярной кемалисткой армии в 1920 г., партизанской армии Топал Османа, воевавшего против греков и армян в районе Понта, и группировавшимся вокруг Кылыча Али черкесам, которые сыграли важную роль в организации очагов сопротивления в Киликии. Изучение роли черкесов в турецком национально-освободительном движении подрывает один из мифов турецкой историографии о турецком характере этого движения, роли и месте турецкого элемента в движении, а также показывает несостоятельность попыток турецких историков, направленных на замалчивание и искажение роли других мусульманских народов в кемалистком движении.
Следовательно, исследование роли черкесов в национально-освободительном движении в Турции имеет важное значение для понимания истинной сущности этого движения и, на примере использования черкесов османскими султанами и кемалистами можно четко проследить разницу в национальной политике Абдул Хамида II, младотурок и кемалистов. Одно из основных отличий заключалось в том, что османские султаны и младотурки использовали один народ против другого, а Кемаль Ататюрк активно использовал также часть одного народа против своих же соплеменников. Поэтому исследование проблемы роли и места черкесов в кемалистком движении имеет важное значение для понимания национальной политики кемалистов.
Цель и задачи исследования
Целью исследования является показать основные тенденции использования черкесов в военной и политико-административных структурах Османской империи. Кроме того диссертационная работа призвана показать роль и деятельность черкесов во время кемалисткого движения 1919-1923г.
Принимая во внимание современные требования историографии и основываясь на фактическом, архивном материале и первоисточниках, в основном турецких, армянских, русских и западноевропейских (мемуары, печать и исследования), часть которых впервые вводится в научный оборот, в работе предпринимается попытка ответить на следующие вопросы:
1) политика Российской и Османской империй на Кавказе и причины массового переселения народов Северного Кавказа в Османскую империю;
2) причины заинтересованности турецкого правительства в поселении черкесов на своей территории, политика расселения черкесов в христианских вилайетах империи;
3) политика Абдул Хамида II и младотурок по использованию черкесов в различных структурах империи;
4) место и роль черкесов в политической жизни Османской империи конца XIX-начала XXв.;
5) использование черкесов в механизме подавления национально-освободительных движений покоренных народов Османской империи;
6) участие черкесов в геноциде армян 1915-1916 гг.
7) место и роль черкесов в турецком национально-освободительном движении 1919-1923 гг.;
8) использование черкесов и "черкесского фактора" в деле осуществления внешнеполитических задач Османской империи и кемалисткого правительства:
Освещение вышеизложенных вопросов позволит по-новому представить ряд проблем новой и новейшей истории Турции, в том числе вопросы, связанные с различием и сходством национальной политики Османской империи и кемалнсткой Турции.
В хронологическом аспекте диссертация охватывает период со второй половины XIX в. до 1926 г., т.е. до направленных против черкесов и Иттихада Измирского и Анкарского судебных процессов.
Степень разработанности проблемы
Ни в турецкой, ни в армянской или западной историографии данная проблема подобным образом не рассматривалась и настоящее исследование является первой попыткой рассмотреть роль черкесов в политической истории Османской империи и Турции. В русской, советской и турецкой историографии освещались лишь отдельные аспекты представленной темы, в основном процесс переселения черкесов в Османскую империю и места их поселений, чему посвящены работы русских историков и этнографов Ад. Берже1 и Л. Люлье2, исследования советских историков В. М. Аталикова3, Г. А. Дзидзария4, Д. Е. Еремеева5, Ш. Д. Инал-Ипае, И. X. Калмыкова7 и А. X. Касумова8, российского исследователя Фасиха Бадерхана9. 24-26 октября 1990 г. в Нальчике (Россия) состоялась первая Всесоюзная научно-практическая конференция, посвященная национально-освободительной войне народов Северного Кавказа и проблемам мухаджирства10.
В турецкой историографии также наиболее исследованным является процесс переселения северокавказцев в Османскую империю, политика турецких властей по поселению черкесов в различных частях империи и вовлечению их во властные структуры государственного аппарата и армии. Особенностью турецкой историографии является то, что подобными исследованиями занимаются в основном турецкие историки северокавказского происхождения. Наиболее фундаментальным исследованием в турецкой историографии по вопросу о переселении северокавказских мусульманских народов в Турцию является исследование турецкого историка черкесского происхождения Иззета Айдемира11. Наряду с работой Айдемира ценными исследованиями в этой области, а также в освещении событий Кавказской войны и планов русского командования по выселению горцев являются труды турецких историков кавказского происхождения Эрела Шерефеддина12, Хызала Ахмеда Хазера1, Ахмеда Джевада Эрена2,
1 См. Ад. Берже, Краткий обзор горских племен на Кавказе, Тифлис 1858; его же, Этнографическое обозрение Кавказа, С. Петербург 1887; его же, Переселение горцев в Турцию, "Русская старина", т. ХХХ1П, СПб. 1882, N 1, 10.
2 См. Л. Я. Люлье, Черкессия. Историко-этнографические статьи, Киев 1991.
3 См. В. М. Аталиков, Страницы истории, Нальчик 1987.
4 См. Г. А. Дзидзария, Махаджирство и проблемы истории Абхазии XIX века, Сухуми 1975.
5 См. Д. Е. Еремеев, Этногенез турок (происхождение и основные этапы этнической истории), М. 1971.
6 См. Ш. Д. Инал-Ипа, Страницы исторической этнографии абхазов (материалы и исследования), Сухуми 1971.
7 См. И. X. Калмыков, Черкесы. Историко-этнографической очерк, Черкасск 1974.
8 См. А. X. Касумов, Разные судьбы, Нальчик 1967.
9 См. Фасих Бадерхан, Переселенцы с Северного Кавказа в Турции, Сирии и Иордании (вторая половина XIX-первая половина XX вв.), М. 1993; его же, Мухаджиры из Северного Кавказа в освещении арабских и турецких историков, Доклад на международной конференции в г. Черкасске, октябрь 1994 г.
10 См. Национально-освободительная война народов Северного Кавказа и проблемы мухаджирства. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции 24-26 октября 1990 г., Нальчик 1994.
11 См. izzet Aydemir, G69. Kuzey Kafkasyalilann G6§ Tarihi, Ankara 1988.
12 Cm. Erel §erefettin, Dagistan ve Dagistanlilar, Istanbul 1961.
Эрена2, Кафли Кадырджана3, Псимахо Косока4, Вассана Гирай Джабаги5, Хайяти Бидже6 и Исмаила Беркока7.
Вместе с тем необходимо отметить, что в исследованиях турецких историков кавказского происхождения наблюдается некоторая тенденциозность в трактовке тех или иных исторических событий, особенно стремление трактовать выселение северокавказских народов в Турцию как геноцид со стороны русских.
Кавказская война и последующий за ней процесс выселения горцев в Анатолию освещается в трудах турецких историков Джемаля Гекче8, Абдуллаха Сайдама9, Али Кемаль Мерама10, а также американского историка турецкого происхождения Кемаль Карпата11. В последнем исследовании автор, основываясь на данных из турецких архивов, исследует также динамику изменения количественного состава черкесов в Османской империи в различные периоды. Политика партии "Единение и Прогресс" по переселению и размещению мусульман в Анатолии освещается в исследовании турецкого историка Фуад Дюндара12.
В западной историографии также наиболее исследованным является проблема переселения черкесов в Османскую империю. Этой теме посвящены исследования английских историков Джона Бадли13, Питера Андрюса14 и Джустина Мак Карти15, а также работа немецкого автора К. Закса16.
В турецкой историографии вовлеченность черкесов в структуры, ответственные за осуществление геноцида армян в какой-то мере
1 Cm. Hizal Ahmed Hazer. Kuzey Kafkasya, Ankara 1961.
2 Cm. Ahmed Cevad Eren, Türkiye'de Gö§ ve Göfmen Meseleleri, Istanbul 1966.
3 Cm. Kafli Kadircan, Turkiye'ye Gorier, Istanbul 1966.
4 Cm. Psimaho Kosok, Kuzey Kafkasya: Hürriyet ve Istiklal Sava§i Tarihinden Yapraklan, Istanbul 196ft
5 Cm. Vassan Giray Cabagi, Kafkas-Rus Miicadelesi, istanbul 1969.
6 Cm. Hayati Bice, Kafkasya'dan Anadolu'ya G05, Ankara 1959.
7 Cm. ismail Berkok, Tarihte Kafkasya, istanbul 1958.
8 Cm. Cemal Gök§e, Kafkasya ve Osmanli Imparatorlugunun Kafkasya Siyaseti, Istanbul 1979.
9 Cm. Abdullah Saydam, Kirim ve Kafkas Gö?leri (1856-1876), Ankara 1997.
10 Cm. Ali Kemal Meram, Türk-Rus ili§kileri Tarihi, istanbul 1969.
11 Cm. Kemal H. Karpat, Ottoman Population 1830-1914. Demographic and Social Characteristics, Madison 1985.
12 Cm. Fuat Dündar, Ittihat ve Terakki'nin Müslümanlan iskan Politikasi (1913-1918), Istanbul 2001.
13 Cm. John F. Baddeley, The Russian Conquest of the Caucasus, London 1908.
14 Cm. Peter Alford Andrews, Ethnic Groups in the Republic of Turkey, Wiesbaden 1989.
15 Cm. Justin McCarthy, Muslims and Minorities. The Population of Ottoman Anatolia and the End of the Empire, N.Y. - London 1983.
16 Cm. K. Saks, Geschichte tes Zerfalls die Türkei, Vien 1908. раскрывается в исследованиях Суата Парлара1, Догана Авджиоглу2 и Танера Акчама3.
Проблема места и роли черкесов в кемалистком движении представляет некоторые трудности для исследования, ввиду того, что турецкая историография в этом вопросе опирается на официальную точку зрения турецких властей, изложенную Кемалем Ататюрком в своей 32-часовой речи в 1927 г. Недавно в Турции вышла в свет книга турецкого историка Мухеддина Ун ала "Роль черкесов в освободительной войне", которая представляет из себя больше справочно-биографический материал черкесов, видных деятелей кемалисткого движения4. О роли черкесов в турецком национально-освободительном движении есть положения в исследованиях турецких историков Тарика Тунайя5, Шерифа Гюралпа6, Энвера Шапольо7, Самета Агаоглу8, Джемаль Шенера9 и др., а также в работе советского историка Ирандуста10.
Научная новизна и практическое значение работы
Диссертационная работа является первой попыткой исследовать место и роль черкесов в системе государственной власти Турции, политику использования черкесов в подавлении национально-освободительных движений христианских народов Османской империи, роль черкесов в турецком национально-освободительном движении.
Также впервые при освещении проблемы собрана и проанализирована вся основная русская, советская, турецкая и западная историография по данному вопросу. В работе использовано большое количество архивных материалов, часть которых находится в закрытых фондах. В диссертации впервые в научный оборот вводятся малоизвестные труды черкесов, видных военных и политических деятелей Османской империи и кемалисткой Турции, а также использованы труды турецких политических деятелей и участников описываемых событий, раскрывающие различные аспекты представленной проблематики.
Основываясь на первоисточниках и новых исследованиях делается попытка представить ряд обстоятельств, до сих малоизученных. Так, в
1 См. Suat Parlar, Osmanli'da Gümimüze Kadar Gizli Devlet, ístanbul 1977.
2 См. Dogan Avcioglu, Milli Kurtulu§ Tarihi, cilt 1-3, Ístanbul 1974-1976.
3 См. Tañer Akgam, Insan Haklan ve Ermeni Sorunu Ittihat ve Terakki'den Kurtulu§ Savagina, Ístanbul 1999.
4 См. Muhittin Una!, Kurtulu§ Savagmda ferkeslerin Rolü, ístanbul 1996.
5 См. Tarik Zafer Tunaya, Türkiye'de Siyasi Partiler 1859-1952, ístanbul 1952.
6 См. §erif Güralp, ístiklal Sava§m íg Ylizü, ístanbul 1958.
7 См. Enver Behnan §apo!yo, Kuvayi Milliye Tarihi. Gerilla, Ankara 1957.
8 См. Samet Agaoglu, Ruvayi Milliye Ruhu, ístanbul 1999.
9 См. Cemal §ener, £erkes Ethem Olayi, ístanbul 1997.
10 См. Ирандуст, Движущие силы кемалисткой революции, М.- Л. 1928. диссертации показывается, что по первоначальному замыслу полки "Хамидие" должны были состоять из черкесов, а после неудачи эти полки создавались по принципу "курдские всадники - черкесские командиры". В диссертации также по-новому освещаются некоторые положения кемалисткого движения в Турции и четко выявляется, что одной из основных движущих сил кемалисткого движения являлись черкесы и представлены причины их массового участия.
Практическое значение диссертации состоит в том, что ее положения помогут в изучении истории образования северокавказской общности в Османской империи, политики турецкого правительства по разработке механизма использования одного народа против другого, роли черкесов в кемалистком движении, как и истории Турции конца Х1Х-го начала XX вв. в целом.
Положения и заключения диссертации могут быть использованы как при ведении курсов истории Османской империи и Турции конца XIX - начала XX веков, спецдисциплин по истории Турции в высших учебных заведениях, так и при подготовки новых учебных пособий для исторического и факультета востоковедения вузов. Кроме того, диссертационная работа может способствовать более детальному изучению роли северокавказской общины в истории Турции.
Методологическая основа
Методологической основой диссертации является научно-исторический подход к событиям. При освещении ряда вопросов автор использовал положения "Концепции "закрытых" и "открытых" общин в полиэтнических системах"', ввиду того, что черкесская община Турции представляет собой классической пример "закрытой" общины. Суть концепции состоит в четком различие по наличию ряда признаков общин открытого и закрытого типа. В первом случае национальное меньшинство имеет все возможности для сохранения и развития, а вторая рассматривается как первый этап политики осуществления национальной ассимиляции2. Предлагаемая диссертационная работа основывается на новом и всестороннем изучении первоисточников и литературы и особое внимание уделяется архивным материалам и мемуарной литературе. Большое количество материалов, особенно турецких, в научный оборот вводится впервые.
Апробация работы
1 См. Arsen G. Avagian, Conception of "Open" and "Closed" Communities in Poly-Ethnic Systems, - International Information Intellectual Novelty Registration Chamber (UN), Certificate-Licence, Registration N EIW 000266, Cipher 00010, Code 0015. Date: June 16, 1997.
2 См. Авакян А. Г., О понятиях "закрытой" и "открытой" общин в полиэтнических системах, "Наука, Образование, Культура" N 1, Москва, 1997, сс. 47-49.
Положения диссертации были использованы автором в лекционных курсах в ходе преподования спецкурса "Геноцид армян в Османской империи" на факультете востоковедения ЕГУ, а также на факультете международных отношений ЕГУ, в ходе преподования курса "Страноведение (Турция)". Положения диссертации были представлены автором на международных научных и научно-практических конференциях в Москве ("Закавказье в системе международных отношений" 3 июня 1997 г. и "Россия-Азербайджан: Перспективы сотрудничества" 27 ноября 1997 г.), Анталье (Турция) ("The Keystone of Europe", 26-28 November 1998) и Стейнинге (Великобритания) ("Islam and West", 23-24 November 1999). Основные положения диссертации изложены в опубликованных автором трех монографиях и десяти научных статьях.
Источники
Источниковедческую базу диссертации составляют архивные материалы и мемуарная литература, а также литература и исследования на армянском, русском, турецком, английском и других языках. Учитывая неисследованность темы и отсутствие каких-либо фундаментальных исследований по интересующему нас вопросу, важное значение приобретает изучение архивной и мемуарной литературы.
Политика царского правительства по разработке планов выселения горцев с Северного Кавказа, докладные и рапорты командования Кавказской армии по сему поводу представлены в документах фондов Российского Государственного Военно-Исторического Архива РФ, в частности, собраны в фонде 38, Департамента Генерального Штаба (ГШ), опись 7., а также в фонде 482, Коллекции Военно-ученого архива, опись 1. Дипломатическая переписка русского и турецкого правительств о подготовке и согласовании процесса переселения черкесов и определения мест их поселения в Османской империи собраны в Архиве Внешней Политики Российской Империи МИД РФ (АВПРИ МИД РФ), в фондах 180, Посольство в Константинополе, опись 517/2, ф. 249, Генконсульство в Константинополе, опись 616, ф. 149 Турецкий стол (старый), опись 502а. Процесс расселения черкесов в христианских вилайетах Османской империи с целью изменения демографической ситуации в пользу мусульман можно проследить по документам из АВПРИ, фонд 161 СПБ Главный Архив I-I, опись 781 и СПБ Главный Архив 1-13, опись 63; фонда 416, описи 3 Центрального Государственного Исторического Архива Республики Грузии; фонда 6, опись 1 и фонда 40, опись 1 Центрального Государственного Архива Кабардино-Балкарской Республики РФ, а также фонда 57, опись 5 Центрального Государственного Исторического Архива Республики Армения.
Этот же вопрос освещается в документах Архива при премьер-министре Турции (Ba§bakanlik Ar§ivi). Документы, освещающиеся процесс переселения в 1878-79 гт, поселенных ранее на Балканах черкесов во внутренние районы, в особенности в вилайеты Западной Армении, собраны в изданном двухтомнике "Турецкие переселенцы из Румелии"1.
Вовлеченность черкесов в военные структуры, в административно-государственный аппарат Османской империи, использование их против других народов империи, прослеживается по документам из фонда 450, Турция, опись 1 и фонда 2000, Главное Управление Генерального Штаба (ГУГШ), опись 1, Российского Государственного Военно-Исторического Архива и фонда 151, Политархив, опись 482, Архива Внешней Политики Российской империи.
Мемуарную литературу условно можно подразделить на три категории. К первой категории относятся мемуары и воспоминания черкесов, занимавших видные посты в Османской империи и активных участников национально-освободительного движения, таких как, один из организаторов переселения чеченцев в Османскую империю в 1866 г., генерал турецкой армии Муса Кундухов2, начальник тайной полиции Османской империи Зия бей3, член "Черкесского Общества Единения и Взаимопомощи" Хасан Амджа4, генерал Мустафа Бутбай5, глава "Особой организации" Хюсамеддин Эртурк6 и начальник (африканского) отделения этой организации Кушчубашы Эшреф7, видные деятели национально-освободительного движения: Черкес Эдхем8, Кылыч Али9, Хюсейн Рауф Орбай10, генерал Али Фуад Джебесой11.
Ко второй группе можно отнести мемуары известных политических деятелей Турции конца XIX - начала XX вв., в которых есть упоминания об отдельных черкесах, их роли в тех или иных событиях, месте в структурах политико-административного аппарата империи. Наиболее ценными являются воспоминания султана Абдул Хамида II12, его секретаря Тахсин паши13, Али Сайда14,
1 См. Ruraeli'den Türk Gôçleri, eilt 1-2. Ankara 1989.
2 См. Musa Kunduhov'un Hatiralan, Istanbul 1978.
3 См. M. Б. Хаджетлаше, Убийца на троне (Записки начальника тайной полиции в Турции), Петроград 1918.
4 См. Hasan Amca, Dogmayan Hürriyet 1908-1918, Istanbul 1958.
5 См. Mustafa Butbay, Kafkasya Hatiralan, Ankara 1990.
6 См. Hösameddin Ertürk, tki Devrin Perde Arkasi, Istanbul 1957.
7 См. Osmanli Imparatorlugunun Te§kilat-i Mahsusa Reisinin Gizli Dosyalan, "Tarih konu§uyor", eilt 3, sayi: 13, §ubat 1965, ss. 1013-1020; sayi: 14, Mart, 1965, ss. 1096-1102; sayi: 15, Nisan, 1965, ss. 1126-1129,1255.
8 Cm. Çerkes Ethem, Anilanm, Istanbul 1998.
9 Cm. Kiliç Ali, Kiliç Ali Hatiralamu Anlatiyor, Istanbul 1955.
10 См. Cemal Kutay, Yüzyilimizda Bir Insammiz (Rauf Orbay'm Axnlari), eilt 4, Istanbul 1992.
11 См. Ali Fuat Cebesoy, Milli Mücadele Hatiralan, Istanbul 1953; его же Siyasi Hatiralar, I ve П kisim, Istanbul I960; его же Moskova Hatiralan, Istanbul 1955.
12 См. ismet Bozdag, Sultan Abdülhamid'in Hatira Defied, Istanbul 1996.
13 См. Tahsin Pa§a, Abdülhamid. Yildiz Hatiralan, Istanbul 1931.
14 См. Ali Said, Saray Hatirlan. Sultan Abdülhamid'in Hayati, Istanbul 1994.
Константинопольского Армянского Патриарха Завена1, Джемаль-паши2, Талаат-паши3, Кязим Карабекира4, Фалих Рыфки Атая5, Халиде Эдип6, третьего президента Турции Джеляль Баяра7, Ахмед Рефик Алтыная8, речь Кемаля Ататюрка в ВНСТ в 1927 г.9.
И, наконец, в третью категорию можно выделить воспоминания русских и европейских авторов, военных, в которых говорится о черкесах в Османской империи и приводятся различные сведения об их численном соотношении, роде занятий, местах поселений. Так, период Кавказской войны и политика русского правительства по выселению горцев с Северного Кавказа представлены в воспоминаниях генерала Р. А. Фадеева10. Места поселений черкесов в Османской империи, род их занятий и отношение с окружающими народами представлены в трудах офицеров русского Генерального Штаба Аверьянова11 и Томилова12. В воспоминаниях пережившего геноцид Егии Гауджяна есть упоминание о роли черкесов в организации уничтожения депортированных армян в окрестностях Урфы в 1915 г.13. Однако нагляднее всего использование черкесских отрядов в осуществлении массового уничтожения армян в концентрационных лагерях в Рас-уль-Айне и Тер-Зоре представлено в воспоминаниях Найль-бея и Арама Антоняна14. Об организации черкесами — лидерами кемалисткого движения в Киликии погромов армян в Айнтабе и Мараше в 1919-1920 гг. свидетельствуют воспоминания командира французского гарнизона Айнтаба Абади15.
Наряду с архивными документами и мемуарной литературой, в диссертации использована периодическая печать того времени (русская и армянская), а также современная турецкая печать и издания кавказской диаспоры в Турции, в которых публикуется множество материалов относительно северокавказцев и их роли в событиях конца
1 См. Quiitü ИррЬщи., Ишшр^шрршЦшО jni2bpu, tlunbpuiqlipGbp U illiuijnipfrliGGbp, Q-uihJipt 1974.
2 См. Джемаль-паша, Записки 1913-1919 гг., Тифлис 1923.
3 См. Talat Pa§a'nin Hatiralan, Istanbul 1947.
4 См. Kazim Karabekir, Istiklal Harbimiz, îstanbul 1938; его же ístiklal Harbimizde Enver Paça ve ïttihat Terakki Erkani, Istanbul 1990.
5 Cm. Falih Rifki Atay, Zeytindagi, Istanbul 1981.
6 Cm. Halide Edib Adivar, Türkün Ate§le îmtihani. Kurtulu§ Sava§i Añilan, Istanbul 1959.
7 Cm. Celai Bayar, Ben de Yazdim. Milli Mücadeleye Gidi§, c. 1, Istanbul 1967.
8 Cm. Ahmet Refik Altmay, îki Komite Iki Kital, Istanbul 1992.
9 См. Мустафа Кемаль, Путь новой Турции, т. 1-4, М. 1929-1932.
10 См. Р. А. Фадеев, Собрание сочинений, т. 1, СПб. 1889; его же, Письма с Кавказа к редактору "Московских ведомостей", СПб. 1865.
11 См. Аверьянов, Этнографический и военно-политический обзор азиатских владений Оттоманской империи, СПб. 1912.
12 См. Отчет о поездке по Азиатской Турции Генерального Штаба подполковника Томилова в 1904 году, СПб. 1907.
13 См. ЪгЦпн Q-uihnitöbuiG, ЗпуЬр fhp^mjji 1915 р. hbpnuuiúuipmli Ь jbunuquij JipmquipánipliGGbpni üuiufiG, Ър Lui G 1995.
14 См. Upuiú Ufiuinûjuiû, libó ßdjipp, bplouû 1990.
15 См. Abadi, Türk Verdünü Gaziantep. Antepin Dort Muhasarasi, Gaziantep 1959.
Х1Х-го и начала XX веков, как аналитического, так и мемуарного характера. В диссертационной работе использована также первая печать черкесской общины в Турции: газеты "Оиаге" (1911 г., Стамбул) и "Мусульманин" (1909-1930 гг., Париж).
Заключение научной работыдиссертация на тему "Черкесы в системе государственной власти Османской империи и Турции, вторая половина ХIХ - первая четверть ХХ вв."
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении уместно попытаться дать основные характеристики проблемы роли и места черкесов в системе государственной власти Османской империи и кемалисткой Турции во второй половине XIX — первой четверти XX вв. Заинтересованность России в исходе возможно большего количества северокавказских мусульманских народов и политико-социальные выгоды Османской империи в вопросе принятия северокавказских мусульман в свое подданство во второй половине XIX в. явились причиной массового переселения этих племен в Османскую империю и появлению в странах Ближнего Востока новой этносоциальной (северокавказской) общности. Политика правителей Османской империи, направленная на использование представителей воинственных северокавказских народов в военной, государственно-административной структурах империи, особенно в деле подавления национально-освободительных движений покоренных народов и политика расселения черкесов с целью изменения демографической картины империи в пользу мусульманского элемента, привели к усилению роли черкесов во всех областях государственно-административного аппарата империи.
Анализируя основные причины массового переселения черкесов и благоприятствующие тому обстоятельства, вкратце они представляют следующую картину. Планы по выселению северокавказских народов и племен начались разрабатываться командованием Кавказской армии и Генеральным Штабом Российской империи только на третьем этапе Кавказской войны, когда обсуждался вопрос не только окончательного покорения Северного Кавказа, но и упрочения там русской власти в последующие века. Правительство Российской империи при этом учитывало имеющиеся прецеденты, когда закрепление завоеванных областей обеспечивалось выселением коренного населения и "русификацией" новоприобретенной территории. В Российкой империи подобная практика применялась только по отношению к мусульманским народам, как было до того с крымскими татарами (в1783-84 и 1860-64 гг.) и ногайцами (1860г.). Решившись на массовое выселение горцев западной части Северного Кавказа, царское правительство оказалось перед выбором: переселять племена на Кубань или предоставить им право свободного перехода в Турцию. Второй вариант оказался более предпочтительным ввиду того, что не требовал дополнительных расходов на устройство переселяемых, необходимости наделения их достаточным количеством земли, выделения денежных сумм на строительство жилья.
С другой стороны, переселение горцев в Турцию невозможно было организовать без согласия противной стороны, т.е. государства, предоставляющего убежище кавказским племенам. Роль Османской империи в иницировании переселения не меньше, а возможно и больше роли России. Заинтересованность Османской империи в возможно большем притоке северокавказцев объяснялась следующими стратегическими задачами, которые турецкое правительство стремилось решить путем использования черкесов:
1. увеличение мусульманского элемента в местах проживания христианских народов;
2. использование черкесов в качестве военной силы для подавления национально-освободительных движений покоренных народов;
3. использование черкесов в турецкой армии с целью повышения ее боеспособности, особенно в деле создания кавалерийских частей, могущих противостоять русским казачьим частям.
Кроме связанных с политикой России и Турции основных причин переселения горцев, существовал еще ряд обстоятельств, способствовавших массовости переселения. Из них можно отметить следующие:
1. религиозная пропаганда и агитация турецких эмиссаров;
2. переселение под видом хаджа в Мекку;
3. личные связи черкесов с Османской империей (гаремная политика и родственные связи);
4. социальная структура черкесов;
5. предоставление горцам права свободного частного перехода в Турцию;
6. отношение царских чиновников и казаков к черкесам после Кавказской войны.
Первые партии черкесов стали прибывать в Анатолию с 1858 г. Массовое переселение охватило период с 1859 по 1866 гг. Сопоставляя различные данные и анализируя сообщения многочисленных источников, можно прийти к выводу, что с учетом количества погибших в пути и во временных лагерях на анатолийском побережье Черного моря мухаджиров, количество обосновавшихся в 1857-1866 гг. в Османской империи северокавказцев колеблется от 1 до 1,5 млн человек. Исходя из своих стратегических интересов, турецкое правительство, с целью увеличения процента мусульманского населения и вынуждения христиан к эмиграции, поселяло кавказских мухаджиров в христианских вилайетах: на Балканах, в Западной Армении, а также, стремясь создать прочную опору турецкой власти в среде компактного проживания арабов, в Сирии и Иордании. Для организации поселения черкесов турецкое правительство учредило три комиссии: для Балкан, Малой Азии и стран Ближнего Востока. Из переселившихся в 1857-64 гг. в Османскую империю черкесов от 200 до 400 ООО были расселены на Балканах, около 1 ООО ООО в Анатолии, 25 ООО в Сирии и Иордании и около 10 000 (в основном джигеты и часть убыхов) на Кипре. После русско-турецкой войны 1877-78 гг., турецкое правительство было вынуждено переселить ранее поселенных на Балканах черкесов в Анатолию и Сирию. К 1914 г. численность поселенных во всех вилайетах Западной Армении черкесов достигала около 70 000 человек.
Окончательное формирование политики активного вовлечения черкесов в систему государственной власти Османской империи, в политико-административный и военный аппарат, приходится на время правления Абдул Хамида II (1876-1909 гг.) и во многом связано с проводимой этим турецким султаном политикой по активному использованию северокавказцев во всех областях государственного управления. Основные положения "черкесской политики" Абдул Хамида II сконцентрированны по следующим направлениям:
1. политика, направленная на активное вовлечение черкесов в политико-административный аппарат Османской империи и назначение их на высокие министерские и иные посты в империи;
2. политика активного использования черкесов в армии и жандармерии, создание особых черкесских полков кавалерии, назначение черкесов на генеральские должности:
3. меры, направленные на привлечение новых переселенцев с Кавказа и продолжение политики расселения черкесов в армянских и арабских вилайетах, а также, активное использование их в деле подавления национально-освободительных движений покоренных народов;
4. использование северокавказской общины и ее связей с исторической родиной во внешней политики, в деле пропаганды в России идей панисламизма.
Одной из основных причин, объясняющих заинтересованность Абдул Хамида II в активном вовлечении черкесов в политико-административные и военные структуры империи, являлась проводимая этим султаном политика подавления национально-освободительных движений в империи, что вызывало ответную реакцию в не-турецких вилайетах Османской империи, а также политика "зюлюма", что обострило отношения султана с турецкой интеллигенцией и анатолийской буржуазией. В этих условиях значение такого пришлого элемента, как северокавказские мусульмане значительно возрастало, т.к. своим благосостоянием они напрямую были обязаны султану, что больше сближало их со двором. Отсутствие сепаратистких тенденций и возможность быстрой ассимиляции обусловили ценность северокавказской общины и продолжение ее дальнейшего вовлечения во властные структуры империи и при младотурках.
Спад пассионарности турецкого элемента, следствием чего стало падение боеспособности армии1, требовал притока новых пассионариев из-вне, что и было частично восполнено за счет массовой эмиграции черкесов в империю. Османское государство активно использовало черкесов в армии и многие современники отмечали, что именно черкесы составляли наиболее боеспособные единицы турецкой армии. При Абдул Хамиде черкесы встали во главе создаваемых полков "Хамидие", а в 1903 г. по приказу султана жандармерия в Западной Армении набиралась из поселенных в армянских вилайетах черкесов.
1 См. Л. Н. Гумилев, Древняя Русь и Великая степь, М., 1992, с. 567. "Они /турки/, собирали под знамя полумесяца всех пассионариев, которые меняли веру на карьеру. Это определило быстроту и кратковременность их успехов".
Турецкие власти активно вовлекали черкесов в ряды османской армии, причем последние делились на две категории. Во время "Великого переселения" и последующие годы, служившие в русской армии и имеющие соответствующие чины черкесы, немедленно принимались в ряды турецкой армии с соответствующим или на порядок выше чином. К этой категории принадлежали генералы турецкой армии Гази Мухаммед, Муса Кундухов и др. Вторую категорию составляли черкесы, переселившиеся в Османскую империю, или родившиеся уже в империи, которые, окончив военные училища или, выслужившись из солдат, делали быструю карьеру в армии, как Мухаммед Зекки паша, Хаджи Ахмед паша и др.
Черкесы были использованы Абдул Хамидом в организации армянских погромов, как и против арабских племен в Сирии и Иордании. В организованных при Абдул Хамиде армянских погромах заметна роль начальника тайной полиции султана Ахмеда и командира IV армейского корпуса Мухаммеда Зекки паши, организатора армянских погромов в Западной Армении и создателя полков "Хамидие". Учитывая, что в командном составе IV армейского корпуса было немало черкесов, то очевидна их вовлеченность в события в Муше, Сасуне и Ване.
Проводимая Абдул Хамидом политика подавления национально-освободительных движений и мусульманизации, которая особенно наглядно проявлялась в армянских вилайетах, требовала притока новых переселенцев, одним из основным центром поставки которых продолжал оставаться Северный Кавказ. Основную массу переселенцев размещали в Западной Армении, отдавая им земли армян.
Использование Абдул Хамидом черкесов и курдов против армян, как и использование черкесов против арабов и друзов, позволило избежать вмешательства великих держав в поддержку покоренных народов, всю вину за эксцессы и жестокости взваливая на "дикие воинственные горские племена". Турецкому правительству удалось представить черкесов и курдов как основных виновников притеснений армян, что нашло свое отражение в Сан-Стефанском и Берлинском договорах 1878 г.
По сравнению с периодом правления Абдул Хамида, в контексте общей линии, направленной на либерализацию и европеизацию империи, политика младотурок по отношению к северокавказской общине характеризовались следующими особенностями и отличиями:
1. рост культурного уровня в среде черкесской общины и появление культурно-просветительских организаций, ставивших перед собой цель — поднятие культурного уровня черкесов в империи и выпускающих свои печатные издания в основном на турецком и европейских языках;
2. появление общественно-политических организаций черкесов, таких как, "Черкесское Общество Единения и Взаимопомощи" ("^егкев 1ШЬа(1 уе Теауип Сепиуей"), "Политическое Общество Северного Кавказа" ("§нпаН КаГкавуа СепиуеН 31уа81уе81");
3. усиление роли черкесов во внутренних структурах Иттихада, таких как организация контр-герилии и "Особая организация" ("Те^кПаМ МаЪБша ");
4. изменение вектора переселения с Кавказа на Балканы;
5. рост влияния и укрепление позиций черкесов в армии. Все военные министры за время правления младотурок, (за исключением Энвер-паши 1913-1918 гг.) были черкесами. В 1909-1911 гг. в Турции установилась фактическая диктатура черкеса Махмуда Шевкета паши. Впервые серьезность позиций черкесов в турецкий армии проявилась во время волнений последних на чаталджинских позициях в январе 1913 г., в связи с убийством военного министра, черкеса Назым-паши;
6. активное использование черкесов в осуществлении политики геноцида армян 1915 г. и преследовании греков.
На начальном этапе (1908-1910 гг.) младотурки, заинтересованные в поддержке армянских политических партий, пошли на некоторые уступки в вопросе использования черкесов. Так, одно из основных требований армянских политических партий заключалось в возвращении отнятых черкесами у армян земель и разоружении курдского и черкесского населения. Земельный вопрос неоднократно поднимался армянскими депутатами в османском парламенте. До 1910 г. в Западной Армении зафиксировано несколько случаев выселения черкесов и возвращения земель армянам, но после 1910 г. младотурки, вернувшись к проводимой Абдул Хамидом политике, пересмотрели свое отношение к черкесам.
Правление младотурок для черкесов Османской империи, ознаменовав начало "золотого века", характерно также созданием черкесских организаций, как Абхазско-черкесский комитет, "Черкесское Общество Единения и Взаимопомощи", "Политическое Общество Северного Кавказа". За исключеним последнего остальные черкесские организации ставили перед собой в основном культурно-просветйтельскйе цели, не имея каких-либо сепаратистких намерений. Благодаря деятельности этих организаций, начала выходить первая черкесская газета "виаге", а также появились черкесские школы, наподобии "Частной черкесской образцовой школы".
За свою историю "Черкесское Общество Единения и Взаимопомощи" лишь однажды сотрудничало с политическими партиями других народов Османской империи: во время реакционного переворота 1909 г., войдя в объединяющий все антиабдулхамидовские течения "Османский Комитет Единения".
В 1914г. по особому распоряжению ЦК Иттихада и младотурецкого правительства было создано "Политическое Общество Северного Кавказа" (§1таН Ка1казуа СепнуеЫ 81уа$1уе81). "Эта специфическая организация была тем местом в Турции, где занимались кавказской политикой", - свидетельствует один из членов этой организации генерал Мустафа Бутбай1. Членами "Политического
1 См. Мш1а£а ВШЬау, Ка1ка8уа Найга1ап, 181апЬи11990, е. 2.
Общества Северного Кавказа" были такие известные деятели Турции как генерал Мет Иззет паша, министр внутренних дел в кабинете Талаат паши Исмаил Джанбулат, Хюсейн Тосун, маршал Фуад паша. Целью Общества было ведение пропаганды среди горцев Северного Кавказа, поднятие восстания в тылу русской армии и превращения Северного Кавказа в буферную зону между Россией и Турцией. Для этого при Обществе создавались особые отряды для вторжения на Кавказ, которые были использованы также для организации депортации армян в 1915г. "Политическому Обществу Северного Кавказа""удалось поднять восстание в Аджарии в 1914г., а также оно приняло активное участие в турецком наступлении на Северный Кавказ в 1918г.
Черкесы играли активную роль и во внутренних структурах Иттихада, таких как "Организация фидаинов V на основе которой была создана "Особая организация". Усиление роли черкесов в структурах младотурецкой организации связано не только с их влиянием в армии и "Организацией фидаинов", но также с влиятельным покровителем, которого они приобрели в лице своего соотечественника Махмуда Шевкета паши, который в качестве командующего "Армией действия", военного министра и инспектора трех армейских корпусов "три года являлся абсолютным военным диктатором империи"1. Благодаря покровительству своего высокопоставленного соотечественника офицеры-черкесы делали быструю карьеру в армии, что привело не только к усилению их влияния, но и реально продемонстрировало опасность волнений черкесов в армии и возможные последствия подобного шага, когда для успокоения черкесов младотурецкий комитет был вынужден назначить великим везирем не Энвера, как первоначально предполагалось, а Махмуд Шевкет пашу, которому удалось успокоить офицеров и устранить опасность контр-переворота со стороны действующей армии, командующим которой в тот момент являлся черкес Ахмед Абук паша.
Следующим проявлениям младотурецкой политики использования черкесов в реализации внутриполитических целей стало использование младотурками черкесов при осуществлении программы уничтожения армянского населения империи в 1915г. Прежде всего необходимо отметить, что основу формируемых при "Особой организации" чет составляли отряды, состоящие из ранее переселившихся в Османскую империю северокавказских мусульман. Доказательством того факта, что черкесские отряды или жандармские части активно привлекались к уничтожению призванных в армию солдат-армян или организации депортации мирного армянского населения служит то, что это обстоятельство нашло свое отражение в песнях-воспоминаниях о геноциде и различных донесениях, где описывались нападения черкесских банд на армянские села. Черкесы были просто использованы младотурками как простое орудие в осуществлении разработанного турецким правительством плана. Черкесские отряды под руководством Черкес Ахмеда и Халиля осуществили массовое уничтожение армян
1 См. Нюап Ашса, указ. раб., с. 79.
Ванского вилайета и Артвина, а также убили депутатов османского парламента Григора Зограба и Вардкеса Серенгульяна. В Позанти депортированные армяне были уничтожены руками специально созданных для вторжения на Кавказ черкесских отрядов "Единения ислама". Черкесские отряды были использованы для уничтожения депортированных армян в Шидадье, Трабзона и др. вилайетов, однако более всего использование черкесов проявилось в осуществлении массового уничтожения депортированных армян в Рас-уль-Айне и Тер-Зоре. По приказу мютесарифа Рас-уль-Айна, члена Te§kilat-i Mahsusa — чеченца Зекки-бей, чеченское село Сафа организовало особый отряд под командованием чеченца Ахмет Селима, на который было возложено уничтожение армян в Рас-уль-Айне. Зекки-бей впоследствие был назначен правителем в Тер-Зор, куда он вызвал чеченский отряд Рас-уль-Айна и те приступили к уничтожению армян в Тер-Зоре.
Участие черкесов в геноциде армян и стремление избежать ответственности послужило также одной из причин их массовой вовлеченности в турецкое национально-освободительное (кемалисткое) движение. Другими причинами явились: 1) иттихадисткий фактор в национально-освободительном движении; 2) непопулярность войны и наличие большого количества дезертиров среди черкесов; 3) роль черкесской аристократии и ara; 4) национальная политика кемалистов, обещавших равные права всем мусульманским народам Турции. В итоге процент участия черкесов в национально-освободительном движении был наивысшим по сравнению со всеми мусульманскими народами, включая турок. Из 20 деятелей кемалисткого движения, удостоенных титула "Гази", 11 были черкесами.1 С первых дней своего прибытия в Анатолию, Мустафа Кемаль предпринял меры для привлечения на свою сторону черкесских ara. Обеспечение поддержки черкесов на первом этапе националистического движения позволило кемалистам провести конгресс в Сивасе и предотвратить попытки султанского правительства недопустить активизации кемалисткого движения в Анатолии. В результате поддержки влиятельных черкесских беев и военачальников, М. Кемалю удалось перетянуть на сторону националистов черкесское население западной и центральной Анатолии и создать из черкесов боеспособные воинские соединения, которые на первом этапе движения являлись единственной реальной военной силой кемалистов.
С черкесами связано создание основного, Западного фронта, как все важнейшие события на этом направлении, как создание "летучих отрядов" Черкеса Эдхема, халифатской армии под командованием черкеса Анзавура, восстания черкесов в Дюздже, Адапазары и Йозгате и их подавление силами самих же черкесов, так или иначе связаны с черкесским фактором, умело использованном как кемалистами, так и султанским правительством. Учитывая опыт кемалистов, греческое командование при поддержке английского комиссара в Стамбуле также попыталось использовать северокавказскую общину в 1921 г., но безрезультатно.
1 См. Muhittin Ünal, указ. раб., с. 13.
205
В организации национально-освободительного движения в Киликии заметна роль Кылыча Али, Аслан бея и др. черкесов, однако ввиду того, что само движение в Киликии связано с иттихадистким подпольем и руководилось анкарским правительством, в Киликии черкесы не обладали тем влиянием и властью, как в Западной Анатолии. На черноморском побережье и на Восточном фронте значительную роль в кемалистком движении сыграли Топал Осман, Яхья Кахья и Дели Халит.
Массовая поддержка черкесами кемалистов в немалой степени связана с проводимой М. Кемалем национальной политикой, призванной обеспечить противостояние мусульманских элементов Анатолии грекам, армянам и Антанте, обещая всем мусульманским народам равные права. М. Кемаль проводил также политику противопоставления части какого-либо нацменьшинства своим же соплеменникам. В области внешней политики М. Кемаль использовал черкесов и проблему Северного Кавказа в отношениях с большевиками. В обмен на уступки в вопросе Северного Кавказа М. Кемаль сумел добиться значительных уступок в Закавказье. На переговорах в Москве в 1921г. кемалисты выступали с позиций покровительства кавказских мусульман. Кемалисткое правительство попыталось также создать воинские соединения из перешедших в Турцию кавказских мухаджиров — противников советской власти.
Исходя Из проводимой политики тюркизации Кемаль Ататюрк в 1926 г. организовал направленные против черкесов и иттихадистов Измирский и Анкарский процессы, после которых роль черкесов в кемалистком движении в турецкой историографии стала одной из малопоощряемых для изучения тем.
Список научной литературыАвакян, Арсен Гагикович, диссертация по теме "Всеобщая история (соответствующего периода)"
1. Архивные материалы
2. Архив Внешней Политики Российской Империи (АВПРИ)
3. Фонд 151, Политархив; опись 482; дд. 376, 1038, 1039, 1041, 1045, 1047, 1050, 1648, 1639, 4333, 3145, 1029, 1030, 1635, 1625, 1639, 1643, 1640, 1626, 1628, 3445, 3442, 1633, 1642, 3454, 1638, 1630, 1646, 3066, 4073, 4383.
4. Фонд 180, Посольство в Константинополе; опись 517/2; да,. 4805, 4312, 2603, 3740, 3733, 3944, 3176, 3944, 3919, 4315, 3807, 4222, 4226, 4009.
5. Фонд 249, Генконсульство в Константинополе; опись 616; дд. 79, 554, 781, 814, 893.
6. Фонд 149, Турецкий стол (старый); опись 502 а; да,- 4502, 4505, 4504, 4545, 4467, 4468, 4556.
7. Фонд 161, СПБ Главный Архив I-I; опись 781; дд. 17, 37.
8. СПБ Главный Архив 1-13; опись 63; д. 3.
9. Фонд 343, Армянские дела; опись 461; д. 71.
10. Российский Государственный Военно-Исторический Архив (РГВИА)
11. Фонд 38, Департамент Генерального Штаба (ГШ); опись 7; дд. 5, 6, 17, 351, 521, 69, 171, 167, 352, 382, 499, 448, 470, 422.
12. Фонд 450, Турция; опись 1; дд. 64, 533, 70, 113, 132, 107, 133, 111,127.
13. Фонд 2000, Главное Управление Генерального Штаба (ГУГШ); опись 1; дд. 870, 1000, 1001, 1006, 1002, 2140, 3779, 2199, 7410.
14. Фонд 482, Коллекции военно-ученого архива; опись 1; д. 60. Архив Внешней Политики РФ (АВП РФ)
15. Фонд 04, Секретариат Чичерина; опись 39, папка 232, дд. 52991, 52993, 52992, 52996, 52994, 52987, 53020; опись 39, папка 233, д. 53021.
16. Фонд 132, Референтура по Турции; опись 1, папка 1, д. 18; опись 3, папка 2, дд. 3, 18; опись 4, папка 7, д. 24; опись 4, папка 27, дд, 24, 27; опись 11, папка 78, дд. 33, 35; опись 11, папка 79, д. 38.
17. Фонд 0132, Референтура по Турции; опись 3, папка 102, д. 15; опись 3, папка 2, д. 3.
18. Фонд 0301, Консульство в Трапезунде; опись 1, папка 1, дд- Ю, 17; опись 1, папка 2, дд. 16, 17; опись 2, папка 3, д. 4.
19. Фонд 08, Секретариат Карахана; опись 9, папка 21, д. 125; опись 10, папка 38, д. 265.
20. Российский Государственный Архив Социально-политической Истории (РГАСПИ)
21. Фонд 558, И. Сталина, опись 1, д. 1992, 5581.
22. Центральный Государственный Исторический Архив Республики Армения (ЦГИА РА)
23. Фонд 57, опись 5, дд. 5, 6.
24. Центральный Государственный Исторический Архив Республики Грузия (ЦГИА РГ)
25. Фонд 416, опись 3, д. 146.
26. Центральный Государственный Архив Кабардино-Балкарской Республики РФ (ЦГА КБР РФ)
27. Фонд 6, опись 1, д. 596. Фонд 40, опись 1, д. 1.
28. Osmanli Belgelerinde Ermeniler (1915-1920). Ankara, 1994.
29. Osman Selim Kocahaiioglu. Ïttihat-Terakki'nin Sorgulanmasi ve Yargilamrasi (19181919). îstanbul, 1998.
30. Rumeli'den Türk Gôçîeri. cill 1-2. Ankara, 1989.
31. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов, под редакцией В. К. Гарданова. Нальчик, 1974
32. Армянский вопрос и геноцид армян в Турции (1913-1919). Материалы Политического архива Министерства иностранных дел кайзеровской Германии. Сборник под редакцией В. Микаеляна. Ереван, 1995.
33. Геноцид армян в Османской империи. Сборник документов и материалов под редакцией М. Г. Нерсисяна. Ереван, 1982.
34. Германские источники о геноциде армян. Сборник документов и материалов в 2-х томах под редакцией С. Степаняна, т. 1, Ереван, 1991.
35. Шамиль — ставленник султанской Турции и английских колонизаторов. Сборник документальных материалов. Тбилиси, 1953.
36. Сборник договоров России с другими государствами 1856-1917 гг., Москва, 1952.
37. Реформы в Армении 26 ноября 1912 — 10 мая 1914 года. Сборник дипломатических документов. Петроград, 1915.1. Литература1. На армянском языке.
38. ЩтОр Ubiynih, Ufiijmû tip hmjhpni ¡¡>uipq}i uitipnqjmliuiû iqutuitfnipjiuG (19141918), 4. Ttaijiu, 1921.
39. Uiluiqjiuû Upubû, °lmüpnipßjiqüli quniu^uipuitununipjuiü pGqniGmtfp «IJjintpjntû L шиш $>uiq.itf mpjnt ü » IpmuuljgnipjiuQ bppnpq b ¿nppnpq hiuüuiqniüujpübpniti. «<uijng gbquiuiquiûnipjniQ. ^lmuiömnöüp U quiubp». h. 3, bpbuiû, 1995, t? 5-20.
40. Uifwqjwû Upubû, Qbppbqm^mQ qnpimûû OuiîuiGjuiG Ijmjupnipjniûniû. «b^K UpbbpuqJiuinipjui G $mlini|inbin.i 30-uu5juili]iG Gijjipiluiö qfimuicbiipujli qbljnigniûûbpji pbqjiuûbpji dnijnijmôni». bpbuiû, 1998, t§ 9-11.
41. Uûinnûjiuû Upwiî, Uber ilfijipp. bpbuiû, 1990.
42. Uuirnî, "lbinuiliuiû 4bpwûnpnqnipji}iûû m hnrpujliû hiupgp. ^lnjjiu, 1910.7. fiuipâppbpijgwj Чшрцшвш., "luimünipJnG mJibqbpuiliuiG. 4}ibG, 1862.8. ßpßoßil-pût, <mjbpni pûm^Qjnitip. qbptimûmlimû ütpnin ppquiljuiG qnp&biuiljbpui, k. %1\}1и, 1919.
43. Q-uihnitûbuiû bijjiui, 3ni2bp ilip3>uij.i 1915p. hbpnumtimpmji ni jbinuiquij JipwqmpdnipJiÔûûbpm ûmu]iû. bpbuiû, 1995.10. 1шрррбЬшб ИриниЦ, <иу ищштощрш^шО ¿шрсМшО орЬр1б 18901:6 1940). Фицфя, 1947.
44. Зший ИррЪщи., 'Чштр^шрршТрий до^Ъри, фтЪрищ^рОЪр Ьг ъ^ицтр^бОЬр. ^шЦцЛ, 1974.12. ^иЩ^бЬрп 1903-1915. "Мдотр, 1927.
45. ОррЬцшй ЪтЬфшйпи, ЦртШ.!]?]! иршшЬирзпШ. ЬркшО, 1986.14. ишщшЬ-Я-ррЬшв и., 'Чшшши^шОшттйбЪрр. ^И^ртр, 1976.
46. Ррфшр 1Щ1Шй £}шт£, ОийшбдоО ЗЬдшфп^ип^шО Шир (ЛщрЪрр Ъг| ^р^шиф дршедЬрр. ЬрЬшО, 1990.1. На русском языке
47. Абаев В. И., Историко-этимологический словарь осетинского языка, Т. 1, Москва-Ленинград, 1958.
48. Абдурагимов Г. А., Кавказская Албания Лезгистан. История и современность, С. Петербург, 1995.
49. Абрамов Я., Кавказские горцы. Краснодар, 1927.
50. Авакян А Г., Генезис кавказского фактора. Москва, 1998.
51. Авакян А. Г., Геноцид 1915 г. Механизмы принятия и исполнения решений. Ереван, 1999.
52. Авакян А. Г., Черкесский фактор в Османской империи и Турции (вторая половина XIX-первая четверть XXвв.), Ереван, 2001.
53. Авакян А. Г., О понятиях "закрытой" и "открытой" общин в полиэтнических системах — "Наука, Образование, Культура", N 1, Москва, 1997, сс. 47-49
54. Авакян А. Г., — К вопросу о политизации Северокавказских культурных обществ в Турции. В кн. "Актуальные проблемы международных отношений'. М., 1998. сс. 23-39.
55. Авакян А. Г., Ряд факторов, присутствующих в Закавказье. — В кн. "Материалы международной научной конференции "Закавказье в системе международных отношений" (3 июня 1997 г.)., М„ 1997, сс. 22-24.
56. Авакян А. Г., Роль северокавказских диаспор Турции в развитии кавказского региона (на примере АР). — В кн. "Материалы международной научной конференции "Россия-Азербайджан: Перспективы сотрудничества" (27 ноября 1997 г.)., М. 1997, сс. 12-31.
57. Авакян А. Г., Масонство в рядах "Иттихад ве Теракки". — Вестник общественных наук", N5 (588), январь-март, Ереван, 1994, сс. 130-141.
58. Аветисян Г., Вопросы конфедеративного объединения кавказских республик и Турция (1921-1922 гг.) — "^Чшшйш-ршОши^рш^шО 1ииб1}Ьи,"1999, N 2-3 (151-152), сс. 366-387.
59. Аверьянов, Этнографический и военно-политический обзор азиатских владений Оттоманской империи. СПб., 1912.
60. Акчам Танер, Турецкое национальное "Я" и Армянский вопрос. М., 1995.
61. Алиев Г. 3., Турция в период правления младотурок (1908-1918 гг.), М., 1972.
62. Алиев Г. 3., О внутренних противоречиях в партии "Иттихад ве теракки", Краткие сообщения Института народов Азии, N 73, М., 1963, сс. 125-131.
63. Андреев А. Р., История Крыма. Краткое описание прошлого Крымского полуострова. М., 1997.
64. Аралов С. И., Воспоминания советского дипломата. М., 1960.
65. Аталиков В. М., Страницы истории, Нальчик, 1987.
66. Ататюрк Кемаль, Избранные речи и выступления. М., 1966.
67. Базили К., Сирия и Палестина под турецким правительством в Историческом и политическом отношениях, часть I, Одесса, 1862.
68. Балкашин Николай, О киргизах и вообще о подвластных России мусульманах. С. Петербург, 1887.
69. Бартольд В. В., Сочинения, т. VI, Работы по истории ислама и Арабского халифата, М., 1966.
70. Бентковский И. В., Император Александр I в нижне-фарском отряде, на Северо-Западном Кавказе, в 1861 году. С. Петербург, 1887.
71. Берже Ад., Краткий обзор горских племен на Кавказе, Тифлис, 1858.
72. Берже А. П., Этнографическое обозрение Кавказа. С. Петербург, 1879.
73. Босворт К. Э., Мусульманские династии, М., 1971.
74. Вейси, Хаб-Наме ("Книга сновидений"), М., 1977.
75. Вешапели Г., Турецкая Грузия. Лазистан, Трапезунд и Чорохский край. М., 1916.
76. Вильчевский О., Курды. Введение в этническую историю курдского народа. М.-Л., 1961.
77. Волхова Н. Г., Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа, М., 1973.
78. Волкова Н. Г., Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII начале XIX в., М., 1974.
79. Всемирная история, т. 3, М., 1957.
80. Габидуллин X. 3„ Младотурецкая революция. Исторические очерки, М. 1936.
81. Гаммер М., Шамиль. Мусульманское сопротивление царизму. Завоевание Чечни и Дагестана, М., 1998.
82. Генри О. Р., Хетты, М., 1987.
83. География Страбона в семнадцати книгах. Перевод с греческого с предисловием и указателем Р. Р. Мищенка, М., 1879.
84. Голобородько H. Н., Турция. М., 1912.54. фон Грюнебаум Г. Э., Классический ислам (600-1258), М., 1988.
85. Грязневич П. А., Аравия и арабы (к истории термина ал-'араб) В кн. "Ислам: религия, общество, государство", М., 1984, с. 122-131.
86. Давидович, В. Е. Сущий, С. Я., Этнические и региональные факторы в формировании культуры юга России. — В кн. "Цивилизации и культуры", вып. 3, "Россия и Восток: геополитика и цивилизационные отношения". М., 1996, сс 207-226.
87. Дзагуров Г. А, Переселение горцев в Турцию. Материалы по истории горских народов, Ростов-Дон, 1925.
88. Дзидзария Г. А., Махаджирство и проблемы истории Абхазии XIX в., Сухуми, 1975.
89. Джемаль-паша, Записки 1913-1919 гг. Тифлис, 1923.
90. Завриев Д. С., К новейшей истории северо-восточных вилайетов Турции, Тбилиси 1947.
91. Еремеев Д. Е., Этногенез турок (происхождение и основные этапы этнической истории). М., 1971.
92. Иванов Вяс. Вс„ Об отношении хаттского языка к северозападнокавказским. — В кн. "Древняя Анатолия". М., 1985, с. 26-35
93. Инал-Ипа Ш. Д., Вопросы этно-культурной истории абхазов, Сухуми, 1976.
94. Инал-Ипа Ш. Д., Об этногенезе древнеабхазских племен, М., 1964.
95. Инал-Ипа Ш. Д., Страницы исторической этнографии абхазов (материалы и исследования), Сухуми, 1971.
96. Ирандуст, Движущие силы кемалисткой революции, Москва-Ленинград, 1928.
97. Ислам, Энциклопедический словарь, М., 1991.
98. История Адыхейского народа, составленная по преданиям Кабардинцев Шора Бекмурзин Ногмовым, Тифлис, 1861.
99. История дипломатии, т. 2, М., 1945.
100. История человечества, т. 5. СПб., 1896.
101. Казанджян Рем, Большевики и младотурки. Новые документы о российско-турецких отношениях (1920-1922 гг.). М., 1996.
102. Калмьисов И. X., Черкесы. Историко-этнографический очерк, Черкеск, 1974.
103. Карамзин Н. М., История государства Российского, т. 1, М., 1989.
104. Карпини Плано Джиованни дель. История монгалов. — Гильом де Рубрук. Путешествие в восточные страны. М., 1957.
105. Касумов А. X., Разные судьбы. Нальчик, 1967.
106. Кемаль Мустафа, Путь новой Турции, т. 3. М. 1934.
107. Кинросс Лорд, Расцвет и упадок Османской империи, М., 1999.
108. Лавров Л. И., Историко-этнографические очерки Кавказа, Ленинград, 1978.
109. Лавров Л. И., Этнография Кавказа (по полевым материалам 1924-1978 гг.). Ленинград, 1982.
110. Ланда Р. Г., Ислам в истории России. М., 1995.
111. Ллойд Джордж Дэвид, Правда о мирных договорах, т. 2, М., 1957.
112. Лудшувейт Е. Ф., Турция в годы первой мировой войны 1914-1918 гг. М., 1966.
113. Люлье, Л. Я., Черкесия. Историко-этнографические статьи, Киев, 1991.
114. Материалы и Записки по вопросу о владетельских и имущественных правах потомков свът. Князя Михаила Ширвашидзе, последнего правителя Абхазии. Венден, 1913.
115. Микаелян, Г. Г., История Киликийского армянского государства, Ереван, 1952.
116. Миллер А. Ф., Турция: Актуальные проблемы новой и новейшей истории, М. 1983.
117. Миллер А. Ф., Краткая история Турции, М.-Л., 1948.
118. Миллер А. Ф„ Пятидесятилетие младотурецкой революции, М. 1958.
119. Мирзоян К., К вопросу о зарождении националистического движения в Турции в 1918-1919 гг., в кн. "Страны и народы Ближнего и Среднего Востока", т. XVI, Ереван, 1996, сс. 125-142.
120. Мужухоев М. Б., Ингуши. Страницы истории, вопросы материальной и духовной культуры, Саратов, 1995.
121. Народы России, Энциклопедия, Москва, 1994.
122. Национально-освободительная война народов Северного Кавказа и проблемы мухаджирства. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции 24-26 октября 1990 г., Нальчик, 1994.93. де Нерваль Жерар, Путешествие на Восток, М., 1986.
123. Отчет по Главному Управлению наместника Кавказского за первое десятилетие управления Кавказским и Закавказским краем Его Императорским Высочеством Великим Князем Михаилом Николаевичем 6 декабря 1862 — 6 декабря 1872, Тифлис, 1873.
124. Отчет о поездке по Азиатской Турции Генерального Штаба подполковника Томилова в 1904 году. С. Петербург, 1907.
125. Павленко П., Стамбул и Турция, М., 1930.
126. Павлович Mux. (М. Вельтман), Революционная Турция. М., 1921.
127. Пачулиа В. П., Падение Анакопии. Легенды Кавказского Причерноморья, М., 1986.
128. Персидско-русский словарь, т. 2, М., 1970.
129. Петросян Ю. А., Младотурецкое движение, М. 1971.
130. Петрушевский И. П., Очерки истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI — начале ХЗХ вв. Л., 1949.
131. Рашид-ад-Дин, Сборник летописей, т. I книга вторая. М.-Л., 1952.
132. Скржинская М. В., Северное Причерноморье в описании Плиния Старшего, Киев, 1977.
133. Соловьев С. М., Чтение и рассказы по истории России. М„ 1989.
134. Трахо Р., Черкесы (Circassians-NorthernCaucasians), Нальчик, 1992.
135. Турецкий сборник. (К событиям на Ближнем Востоке). Под ред. Г. М. Бикермана, СПб., 1909.
136. Тыркова Ариадна, Старая Турция и младотурки. Год в Константинополе, Петроград, 1916.
137. Фадеев Р. А., Собрание сочинений, т. I, С. Петербург, 1889.
138. Фадеев Р. А., Письма с Кавказа к редактору "Московских Ведомостей". С. Петербург, 1865.
139. Фасмер Макс, Этимологический словарь русского языка, т. IV. М., 1987.
140. Хаджетлаше М. Б., Убийца на троне (Записки Начальника тайной полиции в Турции), Петроград, 1918.
141. Хотко С. Х„ Черкесские мамлюки, Майкоп, 1993.
142. Цаликов Ах., Кавказ и Поволжье. Очерки инородческой политики и культурно-хозяйственного быта, М., 1913.
143. Челеби Эвлия, Книга путешествия, Выпуск 3. М., 1983.
144. Шамсутдинов А. М., Национально-освовободительная борьба в Турции 1918-1923 гг., М. 1966.
145. Шахинлер Метпер, Кемализм: зарождение, влияние, актуальность. М„ 1998.
146. Шпилькова В. И., Младотурецкая революция 1908-1909 гг., М., 1977.
147. Щербина Ф. А., История Армавира и черкесо-горцев, Екатеринодар, 1916.
148. Эсадзе Семен, Покорение Западного Кавказа и окончание Кавказской войны, Тифлис, 1914.1. На турецком языке
149. Abadi, Türk Verdünü Gaziantep. Antepin Dort Muhasarasi. Gaziantep, 1959.
150. Adivar Halide Edib, Türkün Ate§le Imtiham. Kurtulu§ Sava§i Amlari. Istanbul, 1959.
151. Agaoglu Samet, Kuvayi Milliye Ruhu. Istanbul, 1999.
152. Akgam Toner, insan Haklari ve Ermeni Sorunu ittihat ve Terakki'den Kurtulu§ Sava§ma. Istanbul, 1999.
153. Akgura Yusuf, Osmanli Devletinin Dagilma Devri (XVIII ve XIX asirlarda). Istanbul, 1940.
154. Ak§in Sina, Jon Türkler ve ittihat Terakki. Ankara, 1998.
155. Alpkaya Faruk Türkiye Cumhuriyeti'nin Kurulu§u (1923-1924), Istanbul, 1998.
156. Altinay Ahmed Refik, Iki Komite Iki Kital, istanbul, 1992.
157. Amca Hasan, Dogmayan Hürriyet 1908-1918. istanbul, 1958.
158. Atay Falih Riflci, Zeytindagi. Istanbul, 1981.
159. Afetinan, Atatürk Hakkmda Hatiralar ve Beigeler. Ankara, 1959.
160. Atilhan Cevat Rifat, Ilim I§iginda ve Tarih önünde 31 Mart Faciasi. istanbul, 1956.
161. Avcioglu Dogan, Milli Kurtulu§ Tarihi. eilt 1-3. istanbul, 1974-1976.
162. Aybars Ergün, istiklal Mahkemeleri. istanbul, 1998.
163. Aydemir §evket Süreyya, inkilap ve Kadro. istanbul, 1986.
164. Aydemir §evket Süreyya, Suyu Arayan Adam. Istanbul, 1997.
165. Aydemir §evket Süreyya, Tek Adam Mustafa Kemal, eilt 1-3, istanbul 1999-2001.
166. Aydemir §evket Süreyya, Makedonya'dan Ortaasya'ya Enver Pa§a, eilt 1-3, istanbul, 1999.
167. Aydemir Izzet, Göq. Kuzey Kafkasyalilann Gö? Tarihi. Ankara, 1988.
168. Aydemir, Izzet, Muhaceretteki Perkes Aydinlan. Ankara 1991.
169. Aykol Hüseyin, Qerkes Ethem'in Gergek Ya§am Öyküsü, istanbul, 2001.
170. Bagdadhoglu Adil, Uzun Oluk (istiklal Harbinde Mara§). istanbul, 1942.
171. Balcioglu Mustafa, Te§kilat-i Mahsusa'dan Cumhuriyete, Ankara, 2001.
172. Вафауа Fikret, Batilila§ma, £agda§la§ma, Kalkinma. Paradigmanm iflasi. Resmi ideolojinin Ele§tirisine Giri§. istanbul, 1991.
173. Bayar Celal, Ben de Yazdim. Milli Mücadeleye Gidi§. eilt 1, istanbul, 1967.
174. Berber Ergin, Kurtulu§ Sava§mda Mustafa Kemal ve Vehdettin. îddialar1. Yamtlar. Ankara, 1998.
175. Berkok Ismail, Tarihte Kafkasya. Istanbul, 1958.
176. Bice Hayati, Kafkasya'dan Anadolu'ya Gôç. Ankara, 1959.
177. Biyiklioglu Tevfik, Trakya'da Milli Mücadele. eilt 1-2. Ankara, 1955.
178. Borak Sadi, Atatürk. Resmi Yayinlara Girmemi§ Söylev, Demeç, Yazi§ma ve
179. Söyle§iler. Istanbul, 1998.
180. Bozdag ismet, Sultan Abdülhamid'in Hatira Defteri. Istanbul, 1996.
181. Bozkurt Mahmut Esat, Atatürk îhtilali. Istanbul, 1967.
182. Butbay Mustafa, Kafkasya Hatiralan. Istanbul, 1990.
183. Cabagi Vassan Giray, Kafkas-Rus Mücadelesi. Istanbul, 1969.
184. Cebesoy Ali Fuat, Milli Mücadele Hatiralan. Istanbul, 1953.
185. Cebesoy Ali Fuat, Siyasi Hatiralar. II kisim. Istanbul, 1960.
186. Cebesoy Ali Fuat, Moskova Hatiralan. Istanbul, 1955.
187. Co§kun Alev, Kuvayi Milliye'nin Kuruluçu. En Uzun 15 Gün Ödemi§ Direni§i. Istanbul, 1997.158. Çavdar Tevfik, Talat Pa§a. Bir Örgüt Ustasimn Ya§amöyküsü. Istanbul, 2001.159. ÇeçenAntl, Kemalizm. Istanbul, 1999.160. Çerkes Ethem, Amlanm. Istanbul, 1998.
188. Demirbag Bülent H., Bati Trakya Sorunu. îstanbul, 1996.
189. Dündar Fuat, Ittihat ve Terakki'nin Müslümanlan îskan Politikasi (1913-1918), îstanbul, 2001.
190. Eren Ahmed Cevad, Türkiye'de Gôç ve Gôçmen Meseleleri. Istanbul, 1966.
191. ErkanAydin O., Tarih Boyunca Kafkasya. Istanbul, 1999.
192. Ersoy Hayri Kamaci Aysun, Çerkes Tarihi. îstanbul, 1994.
193. Ertiirk Hüsameddin, îki Devrin Perde Arkasi. Istanbul, 1957.
194. Giresun. Dün, Bugün, Yarin. Giresun, 1987.
195. Grigoriantz Alexandre, Kafkasya Halklan. Tarihi ve Etnografik Bir Sentez. Istanbul, 1999.
196. Gokçe Cemal, Kafkasya ve Osmanli împaratorlugunun Kafkasya Siyaseti. Istanbul, 1979.
197. Gövsa Ibrahim Alaettin, Türk Me§hurlan Ansiklopedisi. Istanbul, 1940.
198. Göztepe Tank Mümtaz, imam §amil Dagistan Aslam. eilt 4, Istanbul, 1950.
199. Gülcan Yilmaz, Cumhuriyet Halk Partisi (1923-1946), Istanbul, 2001.
200. Güralp §eref, îstiklal Sava§m iç Yüzü. Istanbul, 1958.
201. Hazer Hizal Ahmed, Kuzey Kafkasya. Ankara, 1961.
202. Hiçyilmaz Ergun, Te§kilat-i Mahsusa ve Casusluk Örgütleri. Istanbul, 1996.
203. Hiçyilmaz Ergun, Ba§verenler Ba§kaldiranlar. Istanbul, 1993.
204. Hocaoglu Mehmet, Ar§iv Vesikalanyla Ermeni Mezalimi ve Ermeniler. Istanbul, 1976.178. tleri Rasih Nun, Atatürk ve Komünizm. Kurtulu§ Sava§i Stratejisi. Istanbul, 1999.
205. Islam Ansiklopedisi Çerkesler.180. islamoglu Mustafa, Anadolu Halk Isyanlan (1919-1921). Istanbul, 1998.
206. Kadircan Kafli, Türkiye'ye Gôçler. Istanbul. 1966.
207. Kafkasya Üzerine Be§ Konferans. Istanbul, 1977.
208. Kaiman M., Bati Ermenistan (Kürt îli§kileri) ve lenosid. Istanbul, 1994.
209. Kandemir, Cumhuriyet Devrinde Siyasi Cinayetler. Istanbul, 1955.
210. Kandemir, îzxnir Suikastimn lç Yüzü. eilt 1-2. îstanbul, 1955.
211. Karaalioglu Seyit Kemal, Resimli Türk Edebiyatçilar Sözlügü. Istanbul, 1982.
212. Karabekir Kazim, îstiklal Harbimiz. Istanbul, 1938.
213. Karabekir Kazim, Istiklal Harbimizde En ver Pa§a ve Ittihat Terakki Erkani. Istanbul, 1990.
214. Karabekir Kazim, istiklal Harbinin Esaslan. Istanbul, 1981.
215. Karadenizli Kemal, Trabzon Tarihi. Ankara, 1954.
216. Kiliç Ali, Kiliç Ali Hatiralanm Anlatiyor. Istanbul, 1955.
217. Kihç Sümer îstiklal Mahkemeleri Adil miydi? îzmir Suikasti. Iddianame ve Kazim Karabekir'in Savunmasi. Istanbul, 2000.
218. Kosok Psimaho, Kuzey Kafkasya: Hürriyet ve istiklal Sava§i Tarihinden
219. Yapraklan. Istanbul, 1960.
220. Kuran Ahmed Bedevi, Osmanli Imparatorlugunda inkilap Hareketleri ve Milli Mücadele. Istanbul, 1959.
221. Kutay Cemal, Yüzyihmizda Bir insanimiz (Rauf Orbay'in Amlan). eilt 4,1.tanbul, 1992.
222. Kutay Cemal, Kurtulu§un "Kuvvaci" Din Adamlan. Istanbul, 1998.
223. Meram Ali Kemal, Padi§ah Analan ve 600 Yil Bizi Yöneten Dev§irmeler. Istanbul, 1997.
224. Meram Ali Kemal, Türk-Rus ili§kileri Tarihi. istanbul, 1969.
225. Musa Kunduhov'un Hatiralari. istanbul, 1978.
226. Nur Riza, Milli Kiyam. Milli Mücadele'nin Iç Yüzü. istanbul, 1994.
227. Parlar Suat, Osmanli'dan Günümüze Kadar Gizli Devlet. istanbul, 1997.
228. Said Ali, Saray Hatiralari. Sultan Abdülhamid'in Hayaü. istanbul, 1994.
229. Sarihan Zeki, Çerkes Ethem'in ihaneti. istanbul, 1998.
230. Sever Metin, Kafdagi'nin Bu Yüzü. Türkiyedeki Kafkas Kökenliler, istanbul, 1999.
231. Stefanos Yerasimos, Türk-Sovyet ili§kileri Ekim Devriminden Milli Mücadeleye. istanbul, 1979.
232. Süslü Azmi, Ermeniler ve 1915 Tehcir Olay. Ankara, 1990.211. §apolyo Enver Behnan, Kuvayi Milliye Tarihi. Gerilla. Ankara, 1957.212. §ener Cemal, Çerkes Ethem Olayi. istanbul, 1997.213. §erefettin Erel, Dagistan ve Dagistanlilar. Istanbul, 1961.
233. Tahsin Pa§a, Abdülhamit. Yildiz Hatiralan. istanbul, 1931.
234. Talat Pa§a'nin Hatiralari. istanbul, 1946.
235. Tarïk Z. Tunaya, Türkiye'de Siyasi Partiler 1859-1952. istanbul 1952.
236. Tunaya Zafer Tank, Türkiyede Siyasal Partiler. Cilt 1.-3. istanbul, 1984-1988.
237. Ta§ Necati Fahri, Nureddin Pa§a ve Tarihi Gerçekler. Istanbul, 1997.
238. Tekinalp, Kemalizm. istanbul, 1998.
239. Tokpinar Cemil, izmir Suikasti nin iç Yüzü. Istanbul, 1994.
240. Topuz Hifzi, 100 Soruda Türk Basm Tarihi. istanbul, 1973.
241. Tunaya Tarik Zafer, Türkiye'de Siyasi Partiler 1859-1952. istanbul, 1952.
242. Tunaya Tarik Zafer, Türkiye'de Siyasal Partiler. istanbul, 1972.
243. Turan Mustafa, Ta§ki§la'da 31 Mart Faciasi. istanbul, 1964.
244. Ahmad Feroz, The Young Turks. The Committee of Union and Progress in Turkish Politics 1908-1914. Oxford, 1969.
245. Allen W. E. D., History of the Georgian People from the Beginning down to the Russian Conquest in the Nineteen Century. London, 1932.
246. Andrews Peter Alford, Ethnic Croups in the Republic of Turkey. Wiesbaden, 1989
247. Baddeley John F., The Russian Conquest of the Caucasus. London, 1908.
248. Güldenstadt J. A., Beschreibung des Caucasischen Lander. Berlin, 1834.
249. Haghandoqa Mohammad Kheir, The Circassians. Origin, History, Customs, Traditions, Immigration to Jordan. Amman, 1985.
250. Hitti Ph. K., History of the Arabs from the Earliest Times to the Present. New York-London, 1967.
251. Karpat Kemal H., Ottoman Population 1830-1914. Demographic and Social Characteristics. Madison, 1985.
252. Konqvest R., The Soviyet Deportation of Peoples. London, 1960.
253. Mar quart Jos., Über das Volkstum der Komanen. Leipzig, 1914.
254. McCarthy Justin, Muslims and Minorities. The Population of Ottoman Anatolia and the End of the Empire. New-York-London, 1983.
255. Miller William, The Ottoman Empire 1801-1913. Cambridge, 1913.
256. Mufti Shaukat, Heroes and Emperors in the Circassian History. Beirut, 1972.
257. Peyssonel de M., Traite sur la Commerce de la Mer Noire, vol. 1-2, Paris, 1787.
258. Popper William, Egypt and Syria Under the Circassian Sultans (1382-1468 A. D.). Systematic Notes to Ibn Tagri Birdi's Chronicles of Egypt. Berkeley and Los Angeles, 1957.
259. Saks K., Geschichte tes ZerMs die Türkei. Vien, 1908.
260. Sassounian Harut, The Armenian Genocide. Documents and Declarations 19151995. L.A., 1995
261. Savory R., Iran Under Safavids. Cambridge, 1980.
262. The Cambridge History of Iran, vol. 6. Cambridge, 1983.
263. Zürcher E. J., The Unionist Factor. The Role of the Committee of Union and Progress in the Turkish National Movement 1905-1926. Leiden, 1984.1. Нес восточных языках
264. Nihat Berzeq. Tehcir al-Sirakasat. Amman, 1987. (на араб, яз.)