автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему: Свадебная обрядность серболужичан: этнокультурные аспекты ассимиляции
Полный текст автореферата диссертации по теме "Свадебная обрядность серболужичан: этнокультурные аспекты ассимиляции"
Р,ГВ од
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК Музей антропологии и этнографии им.Петра Великого "Кунсткамера"
На правах рукописи Вокариус Снежана Эдуардовна
СВАДЕБНАЯ ОБРЯДНОСТЬ СЕРБОЛУЖИЧАН: ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ АССИМИЛЯЦИИ
Специальность - 07.00.07.- этнология
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Санкт-Петербург, 1993
Работа выполнена в отделе общей этнографии Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор А.С.Мыльников
Официальные оппоненты: доктор исторических наук, заведующая
отделом русской и славянской этнографии МАЭ (Кунсткамера) РАН Т.А.Бернштам
доктор исторических наук, профессор СПбГИТМиК В.Е.Гусев
Ведущее учреждение - кафедра славянской филологии Львовского государственного университета им.И.Франко.
Защита состоится часов в Специализирован-
ном Совете Д 002.76.02 по защитам диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН по адресу: 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб.З.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунскамера) РАН ,
Автореферат разослан 19<l3 г.
Ученый секретарь Специализированного Совета Д 002.76.02
кандидат исторических наук А.М.Решетов
Актуальное! 1> чемм. Изучение культуры самого малочисленною славянского народа - серболужичан, - и настоящее время особенно акгуаль-110,поскольку ускорившиеся в последние годы процессы ассимиляции стремительно изменяют облик этого народа, - единственной нети поллб-ского славянства. В связи с этим необходимо воссоздать контуры традиционной культуры, еще сохраняющиеся о быту и и памяти люден старшего поколения п также важно фиксировать современное ее состояние.
Сохранившийся славянским "островок" в окружении "моря" немецкого этнического массива представляет особый интерес не только как самобытное явление в плане этнической специфики или п плане вариативности славянской культуры, но и в отношении уникальном возможности изучения путей трансформации одной традиции под влиянием другой.
Изучение, народной традиции в условиях ассимиляционных процессов особенно актуально по причине растущем в современном мире проблемы сохранения самобытной культуры малыми относами. В связи со стремлением таких этносов к сохранению этнического своеобразия, сегодня важно выявить особенности соотношения между ассимиляционными процессами п традиционной обрядностью.
1>олсе тысячи лег серболужицкая народная культура функционировала и функционирует и условиях ассимиляции, сначала германскими племенами, затем немецким этносом. !! силу разных исторических, экономических, социально-политических причин ассимиляционный фактор мог усиливаться или ослабскап., но не исчезал. Все сферы народной традиции испытывали/ассимиляционное воздействие, в том числе и такая, как обрядность.
Исследование воздействия одной культуры па другую возможно только на базе конкретного этнографического материала, как можно более полно отражающего фиксированные фрагменты традиции.Такими качествами н полной мере обладает свадебная обрядность.
Предметом работы стала серболужицкая свадебная обрядность, кото-рам но сравнению с другими обрядами жизненного цикла в большей степени сохраняет традиционные черты, что характерно для большинства славянских народов. Серболужицкую свадьбу можно выделить, с одной стороны, как наиболее устойчивый в условиях ассимиляции компонент традиционной культуры, а с другой - как компонент,- испытывающий н течение столетий воздействие ассимиляционного фактора. Благодаря такой ситуации анализ обряда может позволить определить, какие его слои наиболее устойчивы и необходимы для сохранения традиции, а какие в большем степени подвержены трансформации.
Иыбор свадебного обряда в качестве предмета исследования был также подсказан результатами нолевой работы в серболужицких районах Германии с информантами, которые относились к нему как к особому национальному достоянию.
[5 настоящее время в мировой и отечественной науке накоплены об-
ширные сведения по свадебному обряду. Большинство исследователей, применяя различную методику, рассматривает данный обряд в контексте традиционной народной культуры с применением археологических, лингвистических, фольклорных данных. В ряду фундаментальных разработок такого рода следует назвать среди работ прошлого века Н.Я.Ник ифоров-ского, Н.Ф.Сумцова, П.В.Шейна, в наше время - Е.Г.Кагарова, А.К.Бай-бурина, Т.А.Бернштам, Г.А.Левинтона, К.В.Чистова; из зарубежных исследователей - Я.Коморовского, Н.Кауфмана, О.Кольберга, К. Мошинь-ского и многих других.
Вместе с тем свадебная обрядность остается недостаточно изученной с точки зрения роли ассимиляционного фактора.
Все вышеизложенное определило основную цель и конкретные задачи исследования.
Целью настоящей работы являлся комплексный анализ свадебной обрядности серболужичан с учетом этнокультурных аспектов ассимиляции.
Задачами диссертации являлись:
1.Описать свадебный обряд серболужичан на основе архивных и литературных данных с учетом собранного мной полевого и вещественного материала.
2.Вы членить основные этапы и элементы свадебного цикла.
3.Провести анализ этапов свадебного цикла с точки зрения теории "переходных обрядов".
4.Определить основные функции выделенных элементов свадебного цикла.
5.Провесги анализ устойчивости этапов и элементов свадебного цикла к ассимиляционному воздействию.
Научная новизна.
В предложенной работе впервые зафиксирована современная сербо-лужицкая свадебная обрядность на основе самостоятельно собранных полевых данных. Кроме новых данных, касающихся современного состояния свадебной обрядности, в научный обиход введены неизвестные ранее сведения из отечественных и зарубежных архивов. Особую значимость и ценность представляют описанные в диссертации архивные материалы, собранные И.И.Срезневским. Эти и другие источники позволили провести анализ свадебной обрядности серболужичан и частично реконструировать ее более древние формы.
Впервые на основе сравнительного метода было выявлено влияние ассимиляции на традиционную обрядность, что дало возможность приблизиться к пониманию степени устойчивости различных элементов исследуемой обрядности.
Впервые серболужицкая свадьба была рассмотрена с точки зрения теории "переходных" обрядов. Выявлены специфические для серболужичан особенности перехода вступающих в брак юноши и девушки в основную группу - взрослых членов общины.
Методологической основой диссертации как историко - этнографиче-
ского исследования явились принципы историзма и сопоставительного анализа привлекаемых междисциплинарных источников, а также теоретические разработки отечественной гуманитарной науки.
Основные источники. Диссертационная работа основана на:
- этнографических описаниях серболужицкой и немецкой свадебной обрядности и обобщающих работах по свадьбе;
- архивных сведениях по обрядовой культуре и историческому развитию серболужичан - ЦГАЛИ (Москва), С.Пб. филиал архива РАН (Санкт- Петербург), БКА- 5ег1»к1 киНигпу агсЫу (Баутцен);
- опубликованных данных по этнической истории и развитию самосознания полабских славян;
- полевых материалах, собранных автором в 1988, 1990, 1991гг.
Практическая значимость.
Полученные в ходе работы данные о влиянии ассимиляционного процесса на традиционную обрядность могут представить интерес для разработок, связанных со стремлением современных малых этносов к сохранению этнического своеобразия. Кроме того, проблема развития обрядности в условиях ассимиляции не ограничивается только изучаемым' ритуалом, поскольку полученные выводы полезны в обшеметодическом плане, в том числе в контексте развития межэтнических контактов. Материалы диссертации могут быть использованы при создании обобщающих этнографических работ, в сравнительных исследованиях исторического и теоретического характера, а также при подготовке учебных курсов по общей и региональной этнографии.
Собранные в ходе полевой работы в лужицких районах Германии вещевые материалы, связанные со свадебным обрядом, положили начало формированию в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого серболужицкой коллекции.
Апробации работы. Основные положения и конкретные выводы диссертации излагались в ряде докладов; на Всесоюзной научной сессии по итогам этнографических и антропологических исследований 1986 -1987 гг. (Сухуми,1988); на Годичной научной конференции Института этнографии (Ленинград, 1989); на международных семинарах по сорабистике. (Львов, 1989, 1991, 1993); на конференции "Славяне и их соседи" Института славяноведения и балканистики АН СССР в Москве (1990); на международном сорабистическом симпозиуме (Германия, Баутцен,1991).
Основные положения диссертации изложены в 9 работах, опубликованных в отечественных и зарубежных изданиях.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы, карт, иллюстраций.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГАВОТЫ
Введение. Во введении обосновывается актуальность темы и ее новизна; определяются методология, цели и задачи исследования, теоретическая и практическая значимость рабогм.
В первой главе "Историография" дается историографический очерк и анализ литературных и архивных материалов, послуживших научной базой исследования.
В изучение судеб лолабского славянства большой вхлад внесли русские дореволюционные историки, которые занимались социальной историей, правовыми нормами, языком, культурой и религией этих племен.
Наибольший вклад в изучение полабских славян внес сторонник славянофильского направления в науке А.Ф.Гильфердинг. Будучи большим знатоком источников, многие периоды славянской истории он осветил впервые; труд Гилъфердинга "История балтийских славя'.'." (в 2-х частях), позволяет отнести его автора к родоначальникам отечественной лолабисткки. Проблема германизации и последующей гибели полабских славян отражена в трудах таких историков как А.Шбинский, И.Л.Лебедев, Й.Первольф, А.С.Будилович, А.А.Котляревский, М.В.Бречке-вич, Д. Н.Егоров. В целом, к заслугам названных историков следует отнести создание общей широкой картины развития и гибели этой ветви славянства, обработку большинсгва источников по этим проблемам, выработку ряда реалистических концепций, не утерявших своего значении и до настоящего времени. Слабой стороной этой историографии является ее славянофильская идеологизация, игнорирование экономических факторов истории полабских славян. Анализ научных достижений русских исследователей истории полабских славян, прежде всего серболужичан, содержится в трудах Л.П. Лаптевой. Историография сорабистики в Германии получила рассмотрение в ряде работ А.С.Мыльпикова.
Специальный раздел первой главы посвящен архивному наследию И.И.Срезневского, который в начале 40-х годов XIX в. побывал в Лужицах, где познакомился с историей, культурой серболужичан, изучал их язык. Собранные им и представленные в диссертации неопубликованные материалы явятся ценным источником для будущих исследователей
Изучение этнического самосознания полабских славян, их религии, характера исторического развития представляется важным для рассмотрения путей ассимиляционных процессов. Такого рода сведения содержатся в нарративных средневековых памятниках, а также в работах А.Фамици-на, В.Д.Королюха, В.К.Роиина, Вяч.Вс.Иваиова, А.Н.Саливона, Г.Э.Санчу-ка, С.Микуцкого и др. Для понимания обрядовой лексики и особенностей погибшего языка полабских славян и языка серболужичан, в том числе его литературных форм, необходимо было обращение к работам М.И.Ермаковой, В.А.Моторного, А.Е.Супрупа, А.М.Селищева, К.К.Трофимовича, А.А.Шахматова, Л.В.Щербы и др.
В данной главе также рассматривается историография свадебной об-
рядности, включая анализ литературы теоретического, сравнительного и регионального характера.
Среди авторов, работы которых способствовали теоретическому осмыслению поднимаемой в диссертации темы, следует назвать А.К.Байбу-рина, Т.А.Бернштам, В.К.Борисенко, Ю.В.Бромлея, В.И.Козлопа, Л.В.Гуру, В.Е.Гусева, Н.В.Зорина, Г.А.Левинтонл, Л.С.Мыльникова, Б.Н.Путилова, Ю.Ю.Сурхаско, К.В. Чистова и др.
Непосредственное отношение к рассматриваемой в диссертации проблематике имеют работы немецких, серболужицких, чешских, польских ученых В.Шуленбурга, Э.Шнесоайса, М.Ренча, Е.Мюллера, Ф.'Гецтнера, М.Каспсра, Ф.Метшка, Ф.Ферстера, X.Фаске, К.Шиллера, Я.Шолты и др. Среди отечественных работ такого рода можно назвать только монографию М.И.Семиряги "Лужичане".
Детальное рассмотрение свадьбы с учетом локальных различий и публикацией фольклорных котированных текстов дано в работе А.Смоляра и Д.Гаупта "Народные песни сербов в Верхнем и Нижнем Лаузитце". Свадьбе лужицких сербов посвятили специальные работы А.Черни и Ф.Феицль. Семейная обрядность (в том числе свадебная) с позиций этно-социологии изучается современным серболужицким этнографом 3. Мусна-том.
Историографический анализ показал богатство теоретического и фактологического материала, выявив вместе с тем недостаточность разработок в области изучения традиционной обрядности с учетом ассимиляционного фактора в контактных - в языковом и этническом отношении -зонах.
Во второй главе "Основные этапы этнической истории" рассматривается драматическая судьба славян, заселивших междуречье Одера и Эльбы примерно в VI п. н.э.
Первый раздел главы "Историко-культурные особенности полабских славян" посвящен рассмотрению наиболее ранних (в историческом отношении) сведений об этой ветви славян.
Славянские племена, обитавшие некогда между реками Эльбой, За-але и Одером, носят в науке название П О Л А Б С К И Е СЛАВЯН Е. Первые известия об их расселении в Европе есть у Плиния Старшего, Тацита, Птолемея.
В диссертации приводятся сведения о географическом положении этих племен, об их этнонимах, особенностях быта и религиозных представлениях, которые отражены в нарративных памятниках, созданных ранпесредненековыми франкскими и немецкими хронистами (Баварский Географ, Адам Бременский, Титмар Мерзебургский, хроника "Деяния саксов", "Анналы королевства франков").
Если основная часть полабских славян была ассимилирована и исчезла с этнической карты Европы, то судьба племен, объединяемых в хрониках под названием "Сорбы" ("Sorabi", "Sorbí" и т.н.), была более счастливой. Древняя область проживания сербов в целом очерчена р.Заа-ле, Рудными горами, нижним течением р.Хавель и Шпрее.
Этническая история полабских сербов неразрывно связана с той политической ситуацией, которая существовала в данном регионе на протяжении всей их истории. Можно выделить три крупных периода в истории развития сербских племен: 1) с VI до конца VIII столетия, - время относительно мирных условий развития; 2) период войн с франкскими и восточно-франкскими феодалами, продолжавшийся до конца IX в.; 3) X в.- время оборонительных сражений против экспансии раннефеодального немецкого государства, которое завершилось окончательным поражением сербских племен и потерей их политической независимости уже к XII в. Дальнейшая этническая история этих племен связана с развитием их в составе чужих государственных объединений.
В данной главе рассматриваются развитие самосознания полабских славян и особенности их христианизации. Развитие самосознания и этнопсихологические установки во многом явились одними из тех факторов, которые также повлияли на ассимиляцию полабских славян немецким этносом. Для средневековья характерно формирование раздвоенного в этнопсихологическом плане самосознания славянской княжеской верхушки: конфликт славянского этнического самосознания с социальным самосознанием, заставлявшим се заимствовать обычаи и традиции саксонской аристократии и вступать с ней в престижные и политически выгодные династические союзы. В дальнейшем этот процесс углублялся, аристократия подверглась быстрой ассимиляции. Социальная психология начинала оказывать воздействие на этническую психологию, ослабляя чувства этической общности и солидарности парода в целом, тем самым облегчая его интеграцию в состав иноэтничного государства.
В специальном разделе главы приводятся сведения по сохранившимся осколкам языка полабских славян. Па большинстве территорий проживания славян их речь была полностью вытеснена к началу XV в., следы ее сохранились лишь в некоторых немецких диалектных словах, и топонимах. Подчиненное и политическом отношении положение село к тому, что славянам приходилось часто пользоваться немецким языком; в славянскую речь проникали многочисленные немецкие заимствования, затем она постепенно, по неуклонно вытеснялась немецким языком из различных сфер жизни - сначала общественной, а затем и из бытового общения. Так, на острое Рюген уже в 1404 г. была отмечена смерть последней женщины, пользовавшейся славянским языком. Но п отдельных местах Германии славянские диалекты сохранялись вплоть до середины XVIII в., и даже несколько позже, например, в Бранденбургской марке, а также к юго-западу от Эльбы, вплоть до р. Ильмепау - вдоль р.Етцель в округе Люхов-Данненберг бывшего княжества Люнебург. Сохранявшийся здесь славянский языковой островок получил в науке название полабского языка, т.к. он принадлежал полабским (или залабским) славянам. Иногда его также называют д р е в я п с к и м, что связано со славянским этнонимом древние.
В разделе "История Лужицы. Территория расселения", - освещаются основные этапы истории серболужичан вплоть до современности; просле-
живается географическое уменьшение территории; приводятся демографические показатели.
Славянский корень "луг", "луж", содержащийся в названии местности, соответствовал ландшафту северных районов края - страны озер, болот и лугов. Позже это название распространилось на земли, расположенные южнее. История Лужицы - это история периодического дробления на владения постоянно сменяющихся герцогов, курфюрстов и пр., причем различных национальностей. В территориальном отношении славянское население Лужицы, хотя и неравномерно, но неуклонно сжималось и вытеснялось в худшие в природно-климатическом отношении местности.
В ХИ-Х1У вв. Лужица подвергалась интенсивной немецкой колонизации. Колонизаторская деятельность немцев вела к тому, что славянское население постепенпо вытеснялось из городов и цехов, язык игнорировался.
До XIV в. территория всей Лужицы делилась на собственно Лужицу и на Згоржелецкую и Будышинскую земли. Впоследствии эти земли объединились в Верхнюю Лужицу, а Лужица стала именоваться Нижней Лужицей. Первая была передана чешской Лкжсембугрской династии по праву наследования (1319 г.) и путем покупки (1329 г.). Нижняя Лужица присоединена к Чешскому королевству в 1369 г.
После Пражского мира лужицкие земли отошли в собственность курфюрста Саксонского. По 'Гильзитскому мирному договору король Саксонии получил еще и Котбусские земли. В 1815 г. Саксонии пришлось уступить Пруссии Нижнюю Лужицу и принадлежавшие Силезии территории Верхнелужицкой области. Это повлекло за собой уменьшение области распространения лужицкого языка.
С 1872 г. нижнелужицкая область стала значительно уменьшаться; гораздо более стойким оказалось серболужицкое население в Верхней Лужице, отделенной от Нижней Лужицы пограничной линией, которую образовали немецкие церковные округа. Сведения 1 о численности серболужичан в XIX в. у различных исследователей разноречивы, наиболее достоверными представляются данные Л.Муке: 173469 человек на 1884 г.
Возникшее в середине XIX в. организованное общественно-культурное движение сыграло большую роль д развитии национального самосознания серболужичан. Это способствовало выживанию этноса в условиях жестокой ассимиляции во время нарождающегося немецкого империализма, 41 позже - при фашистской диктатуре. В период фашизма германизация лужицких сербов достигла невиданных масштабов. Они были объявлены немцами, говорящими на особом языке; планировалось полное переселение лужичан в Эльзас и Лотарингию.
На всей территории Лужицы сегодня живут немцы, причем лужичане составляют только 20 % от всего населения в смешанных немецко-лужицких районах. Этот западнославянский народ проживает и 11 районах Копбусского и Дрезденского округов: Каменц, Нискп, Хойерс-
всрда, Баутцен, Вайсвассер, Шпремберг, Коттбус, Коттбус-Ланд, Форст, Калау, Губен. Культурным центром серболужичан является г.Баутцен (луж.:Будышин). Особенностью серболужичан является их принадлежность к разным конфессиям: большая часть лужичан - лютеране, а меньшая, около 12 тысяч, - католики.
В настоящее время продолжается ассимиляция лужичан немецким населением, однако, несмотря, на это, определенные черты многих сфер традиционной народной культуры не исчезли. Среди серболужицкого населения сохраняется высокий уровень самосознания, даже среди лиц, не знающих родного языка, и исповедующих немецкую культуру. Численность этноса в настоящее время не достигает ста тысяч человек. Знакомство с историей полабских славян и с историей серболужичан разворачивает перед нами картину драматической судьбы данной ветви западного славянства. Полабские славяне исчезли с этнической карты Европы. Тонкая, медленно исчезающая нить связывает нас с частью некогда крупных славянских объединений в междуречье Одера и Эльбы - это серболужицкий народ. Народ, который только полвека прожил в условиях относительной культурной самостоятельности. Что дало возможность выжить серболужичанам, не утратив самобытности и сохранив язык и особенности культурь! в условиях тысячелетней ассимиляции? Видимо, свою роль сыграли различные факторы, в числе которых был такой компонент культуры, как свадебная обрядность.
Третья глава "Свадебная обрядность: основные этапы" посвящена описанию традиционной серболужицкой свадьбы, с учетом ее современного состояния и воздействия отдельных элементов немецкой свадебной обрядности.
Третья глава состоит из 12 параграфов, в которых последовательно описаны предсвадебный, свадебный и послесвадебный периоды в жизни семей жениха и невесты, а также их основные этапы, с учетом этических и экономических аспектов вступления в брак.
Основные этапы собственно свадебного ритуала серболужичан, их последовательность и смысловое содержание в конце XIX - первой четверти XX в. выделены в работе на основании представлений и терминологии лужицкого населения и могут быть поэтому определены как необходимые звенья обрядового минимума. Длительность каждого периода свадебной обрядности, могла в значительной степени варьировать. Имея ввиду эту разную длительность периодов свадьбы, можно выделить в ней общие этапы в последовательности их проведения.
В предсвадебный период обязательными этапами были: сватовство, обручение, приглашение гостей, приготовление подарков, подготовка свадебного пира, молодежная (девичья) вечеринка. Несмотря на сильно сократившийся к началу XX в. по насыщенности обрядовых действий, период собственно свадьбы, серболужичане сохраняли те обрядовые действия, которые считали необходимыми для совершения ритуала; при этом проходили следующие этапы: отъезд на венчание, венчание, свадебный пир, обмен подарками, перемена головного убора, переезд в дом мужа,
брачная постель, утренние обряды. Послеспппебнмй перпол длился от нескольких месяцев до года, его начало заключалось в посещении молодыми ряда родственников, начиная с родителей молодой, далее этот период не связывался с определенными этапами, а характеризовался особым положение молодых в структуре сообщества по отношению к молодежи и к его взрослым членам.
На рубеже Х1Х-ХХ вв. чаще всего решение о .браке было тесно связано с экономическими задачами, на первый план в породнении семей выходило стремление к аккумуляции денег. Желания девушки и юноши далеко не всегда учитывались при заключении брака.
Можно отметить как бы два основных нравственно-этических мотива, доминирующих в предсвадебный период - это мотивы прекрасной, светлой любви, к которой надо стремиться, и мотивы практической предусмотрительности при выборе как жениха, так и невесты, что находит свое отражение прежде всего в песнях и народных изречениях.
В случае взаимной симпатии молодых людей допускалось относительно свободное общение молодежи, особенно в районах Нижней Лужицы. Предоставленная свобода общения молодежи, возможность знакомства в церкви, во время праздничных гуляний, во время совместной работы, на посиделках, т.е. знакомство с кругом лиц, внутри которого должен был находиться будущий избранник или избранница, способствовали стремлению возбудить (или изгнать) любовь в другом человеке; узнать суженого и будущую жизнь с ним. Воздействие на другого человека связывается с тайной и может сопровождаться определенными действиями, которые считаются необходимыми - "магическими".
Важным этапом предсвадебной обрядности еще в начале XX в. были посиделки. Они начинались с середины октября и длились до Рождества. Важнейшими ритуальными действиями посиделок считались следующие: в последний прядильный вечер перед Рождеством устраивали суд над нерасторопными девушками: сжигали кудель, оставшуюся неспря-денной на прялке; в последний день посиделок один из самых бойких и остроумных парней должен был проткнуть ухватом, копьем (или мечом) последнюю кудель в знак того, что посиделки заканчиваются.
Руководителем свадебного торжества в Верхней Лужице является "брашка", как основной хранитель свадебной традиции, что не характерно для Нижней Лужицы, в которой не было единого руководителя во время предсвадебного и свадебного периодов, эти функции на разных этапах делили ^ между собой родственники или друзья жениха. Функции брашки сохраняются в районах Верхней Лужицы до настоящего времени, при этом важно отметить, что он, как правило, не являлся родственником жениха, а приглашался из числа особенно уважаемых и красноречивых односельчан, достигая в своем деле профессионализма.
Началом предсвадебного периода для обеих Лужиц можно считать посещения брашки (дружки - для нижних лужичан) дома невесты. Выполняя поручение жениха - выяснить отношение невесты и ее родни к его предложению, брашка должен был действовать очень осторожно, что-
бы о его посещениях не узнал никто из односельчан, он приходил первый раз вечером, после наступления темноты. Это было связано с тем, что отрицательный ответ со стороны родни невесты повлек бы насмешки соседей и повредил репутации юноши. Родители будущей невесты не всегда давали определенный ответ, поэтому брашка мог приходить несколько раз. Эти посещения являлись начальным этапом сватовства -"\vuhlady" - в.л., "11и£^е£)у" - н.л. Если брашка возвращался с благоприятными известиями, жених начинал посещения дома, своей избранницы вместе с брашкой.т.е. сватовство уже обретало официальную форму. После знакомства жениха с родителями, и с хозяйством жениха невестиной родии, происходил завершающий этап сватовства, на котором девушка давала согласие на брак и назначался день обручения.
Семейно - общественной формой санкционирования брака, его признания родными и односельчанами являлся обряд обручения "51иЬ" - в.л., "г1иЬ" - н.л. Особенность верхнелужицкого обряда обручения состояла в том, что брашка произносил тексты, обладавшие большим сходством с теми, которые впоследствии, во время венчания, произносились священником, что было не характерно для Нижней Лужицы. Там, руководивший обручением родственник или друг жениха, не произносил подобных текстов; он выяснял намерения юноши и девушки, согласие родителей обеих сторон и также соединял руки жениха и невесты. Существуют сведения XVIII в. о том, что отец девушки соединял их правые руки. Обычай обмена кольцами проник к ссрболужичапам в конце XIX в. (из немецких городов), а в Нижнюю Лужицу - после первой мировой войны.
Обручение оказывалось той гранью, перейдя которую, юновта и девушка начинали отходить от своего возрастного круга - от круто неженатой молодежи. После него невеста и жених назывались '^иЬейс" и "вШЬсйса"; менялось и их повседневное поведение.
За неделю или две до празднования свадьбы начинался новый этап предсвадебного периода - приглашали гостей на свадьбу: на "кадав" - в.л., "ьи'агЬи" - н.л. Эта задача, как уже отмечалось, входила в обязанности братки. В Нижних Лужицах шел или ехал приглашать па свадьбу родственник жениха или сам жених.
Важными экшами предсвадебной обрядности помимо приглашения па свадьбу являлись: приготовление и подношение подарков с обеих сторон, заготовка продуктов к свадебному застолью, перевоз приданого (не во всех областях) в дом жениха или новый дом, ритуальные действия молодежи или дегей накануне свадьбы.
Невеста покупала подарки для жениха и его родственников, шила и вышивала для жениха жилет, черный галстук и рубашку. Подарки, предназначенные для жениха, она ему посылала за день до свадьбы через брата или сестру, или еще кого-нибудь из родственников. Жених также заботился о подарках для невесты, в основном ото были предметы одежды - плаюк, чепцы, чулки, туфли, ленты, передники.
За день до свадьбы в доме ссрболужнцкои невесты девушки вместе с ней вили пенки, сопровождая раГлму песнями. Гирляндами украшались
ворота ее двора и двери, ведущие к жилыо жениха - в знак того, что невеста покинет свой родной двор и войдет в дом жениха. В том случае, когда жених переселяется в дом невесты и покидает свой родной двор, украшают ворота его двора и домовые двери у родителей невесты.
На основании подробного описания нескольких типов обрядовой одежды жениха и невесты и рассмотрения соотношения цветов можно выдвинуть гипотезу об "эстетическом подтверждении" прохождения невестой второй фазы "переходного состояния", или "лиминальной стадии" (согласно терминологии В.Тернера).
Период собственно свадьбы является центральным звеном в цикле ритуалов, необходимых при заключении брака. В прошлом она справлялась перед уборкой урожая или осенью, сегодня такой связи с календарем не отмечается. В связи с тем, что большая часть предсвадебных обрядов и наиболее значительных собственно свадебных обрядов до венчания совершалась в доме невесты, он в ряде мест так и назывался "свадебный дом". Одним из основных событий утра свадьбы было одевание невесты. Подружки наряжали невесту и готовили ее к приезду жениха. Невеста при этом сидела на кадке с тестом. Мать клала в чулок или туфлю невесте талер. Иногда невеста сама клала себе в одну туфлю талер, а в другую - по зернышку от всех полевых культур; также нгредко невеста клала себе в карман хлеб и соль, а в туфли - тысячелистник и укроп; считалось, что это предохраняет от колдовства.
В доме жениха в это время собирались его родственники и приглашенные, устраивалось небольшое угощение; жених получал прощение родителей и родных и со своей свитой ехал либо за невестой, либо в костел, (что характерно для католических приходов Верхней Лужины). Поэтому многие обрядовые моменты свадьбы лужичан-лютеран, связанные со входом в дом невесты, с подменой невесты, с обходом невестой (три раза) своего жениха и передачи ему палки с цветными лептами ti маленького платочка, с "покупкой невесты" и пр., - в свадьбах лужичан католического вероисповедания отсутствуют.
В шествии на венчание у верхних лужичан католического вероисповедания непосредственно перед невестой и женихом шла маленькая девочка в белом платье - этот элемент заимствован от немцев в XIX в. и существует сегодня. С дорогой в костел и из него было связано много народных примет, касающихся будущего. Например, о будущем невесты мог "поведать" дождь: если по дороге в косгел шел сильный дождь или. даже была гроза - это плохой признак: невеста будет часто плакать. И, наоборот, дождь по дороге из костела - означает благословение на плодородие (для хозяйства и детей). Па "борту" (головной убор) пенсом, говорят, должна упаси, хотя бы одна капля дождя.
Центральными событиями дня свадьбы являлись праздничное застолье и перемена головного убора невесты на убор замужней женщины. Во время свадебного пира молодые не могли встать из-за сюда и должны были как можно меньше есть. Вплоть до настоящего времени на сер-болужицких свадьбах подают традиционные кушанья.
Кульминационным моментом свадебного торжества являлась церемония перемены головного убора невесты. Хотя сходный элемент существовал в свадьбе немцев и других народов, информаторы часто считают его важнейшей частью именно лужицкой свадьбы. При снятии борты у католиков невеста должна была сопротивляться. Снимать борту и надевать чепец должна была швея, в настоящее время - замужняя родственница. Во время совершения данной церемонии сегодня присутствуют все гости, а ранее - только замужние женщины.
С изменением головного убора социальный статус девушки полностью менялся, она теперь относилась к группе замужних женщин. После описанной церемонии в большинстве районов молодые покидали гостей и уходили в спальню. Сейчас они остаются с гостями и молодая переодевается в современный праздничный наряд.
Заключительным этапом первого дня свадебного торжества было одаривание гостей перед уходом пирогами и сборы денег для тех, кто помогал готовить свадебный обед.
Важнейшим этапом следующего дня свадьбы в большинстве районов Лужиц был переезд невесты в новый дом. Придя в новый дом, невеста должна была пустить в ворота дома курицу: если курица бежала прямо во двор, то считалось, что молодая жена останется в доме, если же нет - то в се жизни могут случиться какие-то перемены.
Обычно при переезде в новый дом домашнюю утварь перевозили за несколько дней или накануне свадьбы. В Шпреевальде жених и невеста чаще всего плыли к дому жениха на лодке. Невеста держала зажженный фонарь и следила за тем, чтобы он не погас. Войдя в дом, невеста зажигала от этого фонаря все свечи. Это означало, по словам информаторов:" да горит здесь ее свет". .
Четвертая глава "Свадебная обрядность: анализ" посвящена культурному осмыслению этого феномена.
Наиболее насыщенная традиционными элементами свадьба встречается сегодня преимущественно в католических приходах Верхних Лужиц. Также частично традиционная обрядность сохраняется в Нижней Лужице в Шпреевальде.
Элементы свадьбы, из которых состоял свадебный обряд, можно сгруппировать с помощью анализа их функций. Они выполняли следующие функции: юридическую, экономическую, религиозно-магическую, игровую. Следует отметить, что некоторые элементы обряда были полифункциональны.
Юридическая, экономическая и религиозно-магическая функции элементов свадьбы представляются целевыми в осуществлении свадебного цикла. Среди основных элементов обряда, выполнявших юридическую функцию, необходимо отметить такие, которые ограничивались пределами семьи - это советы родственников в доме жениха и невесты, благословения родителями и родственниками, и те, которые осуществлялись за пределами одной семьи, рода, и касались двух сторон - это различного рода переговоры о приданом, дарах, рукобитье, обмен дарами, признание дан-
1юг0 брака обществом. Экономической функцией обусловлены дары и различного рода выкупы со стороны жениха (например плата матери или родителям невесты) и дары со стороны невесты, а также приготовление и вручение (перевоз) приданого.
Религиозно-магической функцией проникнуты не только большинство элементов обряда, но и сама свадьба в целом. Для нее характерна насыщенность элементами продуцирующей, апотропеической и любовной магии., Помимо этого религиозно-магическая функция представлена христианской обрядностью: прежде всего - ритуал венчания и многочисленные молитвы, благословения. Продуцирующая и любовная магия должны был и обеспечить жениху и непесте (и роду в целом) главным образом благополучие в отношении рождения здоровых детей. При этом приемы любовной магии преобладали в магических действиях в добрачный период, а продуцирующей - во время свадьбы. Что же касается апотропеической магии, то она была необходима не только для "оберегаиия" вступающих в брак для благополучия будущего потомства, но и в связи с тем, что жених и невеста, проходя "лиминальную" стадию, тоже рождались заново, но не в физическом, а в социальном смысле, обретая право дарения новой жизни.
Средства и предметы, при помощи которых осуществлялась религиозно-магическая функция обряда - это различные способы соединения, обход, кормление, осыпание, стрельба, шум, прикасание, переодевание и т.д. Среди средств и предметов следует назвать хлеб, пироги, зерна различных злаков, огонь, воду, икону, соль, монеты, курицу, особые кушанья и т д. Хотя религиозно-магической функцией могли обладать и элементы, выполнявшие другие функции и в ходе эволюции утратившие смысл первой, они вплоть до настоящего времени частично сохраняются в обряде и заслуживают внимания.
Символическая функция присуща всем видам обрядовых действий, хотя ее далеко не всегда можно определить. Среди обрядовых действий, символическая функция которых ярко выделена в свадебном ритуале, следует отметить такие, которые касаются брачной символики и собственно свадебной символики; к последней относятся все виды украшений, специфических именно для проведения свадебного ритуала: наряды невесты, жениха и основных участников, украшения свадебной процессии, домов невесты и жениха и т.д., а также "брашков кий" (трость брашки), символическое угощение, различные символы целомудрия вступающих в брак. Брачная символика выражалась в перемене головного убора невесты на головной убор замужней женщины, совместные еда, питье, различные способы соединения вступающих в брак, а также в действиях, направленных на главенство и подчинение в будущем внутри семьи.
Игровой функцией проникнуто множество свадебных обрядовых действий, причем большинство из них сопряжено одновременно и с другими функциями. Тем не менее можно выделить несколько основных элементов: соревнования сторон, преграды на пути процессии, подмены неве.сты (в хронологическом отношении позднее восприятие данного элемента), иг-
ры и танцы по ходу свадьбы.
Какой элемент обряда мы бы ни рассматривали, на время проведения ритуала он "наполнялся" совершенно новыми качествами, которые в повседневной жизни отсутствовали или были иными. Природные стихии, погода, растения, животные и даже звездочки на свадебном головном уборе невесты - не статичные "участники" свадьбы, а "живые" действующие компоненты. Либо с ними что-то делают, либо они символизируют некую данность, либо прогнозируют будущее. Так, например, огонь гасится и зажигается вновь в доме, куда приходит молодая хозяйка; незамкнутый венок - символ вступления в брачные отношения до совершения свадебного обряда; маленький веночек, упавший с головы жениха, - свидетельство его нецеломудренного поведения до брака; направление бега курицы перед входом молодой в дом жениха предсказывал ее будущую жизнь и т.д.
Прохождение особо сложных вех - переломных, рубежных периодов жизни для каждого человека в любой традиционной культуре, в том числе лужицкой, сопровождалось "ритуалами перехода", согласно терминологии Ван Геннепа. Время совершения свадебной обрядности является особым периодом, когда человек меняет социальную позицию в структуре общества. Результатом последовательного прохождения всех моментов свадебного цикла являлось обретение новой социальной роли двумя членами коллектива.
Как было показано в ходе описания свадьбы серболужичан, начиная с момента сватовства статус просиатанных юноши и девушки менялся. Эго вытекает из самих терминов, которыми с этого момента именовались молодые люди - "ь1иЬепс" и "вЫЬепса", - а также из предписываемых традицией правил поведения и цветовых деталей одежды. Так, в одежде девушки с этого момента не должен был присутствовать красный цвет. Следующим этапом, вновь повышающим статус теперь уже "БШЬепс" и '^иЬспса", было церковное оглашение, во время которого жених назывался "сеБну тК)с1у Г)б1с", невеста - "стопа гЫ'ос1а 1тб1са" или "кпе/па".
В день совершения свадебного ритуала невесту и жениха называют соответственно - "^еуу^а" и "поуогеп]а", что также отражает ступень продвижения к новому статусу.
Прохождение "лиминальной" стадии во время совершения свадебного ритуала связано с подчеркнутой пассивностью невесты и жениха и отчасти отражено в речах брашки о невозможности самостоятельных действий с их стороны.
Проблему воздействия ассимиляционного процесса на свадебную обрядность следует рассматривать в таких аспектах как: социальный и трансформационный. Социальный аспект определяется тем, что слои общества утрачивали элементы традиционной обрядности в силу разных для каждого класса обстоятельств и с разной интенсивностью. Доминанта поведения "верхов" обусловливалась зачастую их узкими социальными интересами: в стремлении сохранить свой имущественный и социальный статус они шли па сближение с представителями господствующего класса.
В условиях германизации только широкие массы, прежде всего крестьянство, стремились к этническому самосохранению, не утрачивая язык, формы религии, фольклорные традиции, обрядность Этнически смешанных браков в деревне было крайне мало, что связано с дискриминационными юридическими нормами при заключении таких браков.
Второй аспект проблему соотношения ассимиляции и свадебной обрядности - трансформационный - определяется инеиншм и внутренним характером воздействия на традиционную обрядность. Трансформация свадебной обрядности внешнего характера происходила в связи с определенными правовыми нормами, новыми религиозными установлениями, воздействием эстетических факторов, престижно-знаковыми моментами и по другим причинам. Трансформация внутреннего характера могла осуществляться только при межнациональных браках, где обе традиции равноправно взаимодействовали; однако, возможность такой ситуации стала реальной и достаточно стабильной только к началу XX века, на протяжении же нескольких столетий этот фактор ие действовал (по причинам, изложенным выше), что, вероятно, способствовало сохранению традиционной свадебной обрядности.
В заключении подводятся итоги и рассматриваются перспективы изучения свадебной обрядности серболужичан.
Особенности функционирования изучаемой традиции в Х1Хв. и в настоящее время позволяют заключить, что в серболужицкой свадебной обрядности, несмотря на тысячелетнее •чиоэтничпос окружение и мощные ассимиляционные процессы, сохранились стержневые моменты. Социальный и трансформационный аспекты ассимиляционного воздейстгшя повлияли на тот слой обряда, который связан с внешними его этапами, заменяя обмен кольцами, а не веночками по время венчания, польтера-бенд вместо раздельных вечеринок - или дополняя его - девочка с корзинкой и цветами, впереди идущих на венчание жениха и невесты, троекратное оглашение о помолвке, в церкви, поход па кладбище после венчания. Что же касается семантически значимых элементов и "магического" слоя обрядности, то они, даже там, где не сохранилась традиционная свадьба, не утратили своей этнической специфики. Все это позволяет сделать вывод, что эти стороны обрядности наименее подвержены действию ассимиляционного фактора.
Свадебная обрядность содержит в себе определенный дуализм: с одной стороны - это событие касается всего социума, происходит его глобальная перестройка, задействована вся или значительная часть общества, с другой стороны - это момент глубоко личный для двух людей, от которого зависит вся дальнейшая пзрослая, наиболее продуктивная жизнь индивида. Вероятно поэтому в традиционной культуре хотя бы незначительное место, но все же отводится желаниям юноши или девушки, если не в реальном выборе любимого (любимой), то в песнях, гаданиях, где присутствует момент свободы и надежды на любовь, рожденную еще до совершения брака.
Рассмотрение свадьбы в ассимиляционном аспекте дает основание
поставить более широко проблему взаимодействия двух неродственных культур, когда один этнос ассимилируется другим. В этих условиях обрядовая культура, в данном случае свадебная обрядность, - не только испытывает на себе воздействие культуры доминирующего этноса, но, также, в определенной степени сама может способствовать сохранению собственной культуры, повышает шансы ее выживания.
Таким образом:
1. В работе на основе комплексного описания серболужицкой свадебной обрядности показано, что наиболее насыщенная традиционными элементами свадьба встречается сегодня преимущественно в католических приходах Верхних Лужиц. В меньшей степени традиционная обрядность сохраняется в Нижней Лужице, в Шпреевальде. В большинстве же районов обеих Лужиц сохраняется лишь тот пласт обрядности, который связан с магическими представлениями и не реализуется во время публичного торжества.
2. Выделены основные этапы и элементы свадебного цикла и определены основные функции свадебного цикла: юридическая, экономическая, религиозно-магическая, символическая, игровая.
3. Анализ серболужицкой свадьбы с точки зрения теории "переходных обрядов" показал, что за время свадебного цикла жених и невеста обретают новый социальный статус и проходят все фазы: разделение, "лиминальную" стадию и восстановление.
4. В результате взаимодействия двух культур в свадебной обрядности серболужичан трансформировался тот слой обряда, который связан с внешними его этапами и элементами. Другие этапы и элементы могли за,менять или дополнять их. Что же касается семантически значимых элементов и того слоя обрядности, который связан с магическими представлениями, то они не утратили своей этнической специфики.
Основные положения диссертации изложены в следующих работах:
1. Книжное собрание И.И.Срезневского как источник для изучения культуры славянских народов. //Книга и культура. VI Всесоюзная научная конференция по проблемам книговедения Тезисы докладов. М.,1988. С.44-45.
2. Славянские общности в условиях германизации: источники, методы интерпретации и исследования (постановка вопроса). //Всесоюзная научная сессия по итогам этнографических и антропологических исследований 1986-1987 гг. Сухуми, 1988. С.244-245.
3. Рецензия. Супрун А.Е. Полабский язык. Минск, 1987. 95С.// Советская этнография. М., 1989. С. 165-167.
4. Проблемы этнического самосознания полабских славян и вариативность этнических процессов. //Славяне и их соседи.Этно-психологиче-ский стереотип в средине века. М., 1990" С.39 - 41.
5. Черты этнокультурного развития в условиях двуязычия (на примере серболужичан ГДР). //Всесоюзная научная сессия по итогам зтно-
графических и антропологических исследований 1988-1989 гг. Алма-Лта, 1990.С.85-86.
6. Весш.иа обряд!псть серболужичан. //Проблем» слов'янознавстпа. JlbßiB, 1990. Вин.41.С.131-134.
7. Категория "внутренней формы" языка и искусства у Л.Л.Потебпи и контексте традиционной обрядоной культуры. //Л.Л.Потсбня - исследователь славянских взаимосвязей. Тезисы Всесоюзной научно!'! конференции. (Октябрь 1991 г.) Часть Н.Харьков, 1991.С.58-60.
8. Hochzeitsbrauche der Sorben im Kontext slawisch - deutsch Beziehungen. //Letopis 1993.R.C.N 5. S.159-165.
9. Свадебная обрядность серболужичан (источники по серболужиц-кой этнографии в собрании МАЭ). Труды МАЭ. Санкт-Петербург. 1992.Т.45. С. 152-163.
Подписано к печати fj^ . Заказ /V . Тпразс ■{ О О