автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Чиновничество в социальной структуре феодального Вьетнама XVII-XVIII веков

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Антощенко, Владимир Иванович
  • Ученая cтепень: кандидата истор. наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Автореферат по истории на тему 'Чиновничество в социальной структуре феодального Вьетнама XVII-XVIII веков'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Чиновничество в социальной структуре феодального Вьетнама XVII-XVIII веков"

' 1 0 3 1

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ДЕНША, ОРДЕНА ОКРЯЕРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В.ЛОМОНОСОВА

На правах рукописи

АНТОЩЕНКО Владимир Иванович

УДК 859.7

ЧИНОВНИЧЕСТВО В СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ ФЕОДАЛЬНОГО ВЬЕТНАМА ХУП-ХУШ ВЕКОВ

Специальность 07.00.03 - всеобщая история

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Москва 1991

Работа выполнена на кафедре истории стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии Института стран Азии и Африки при МГУ.

Научный руководитель - кандидат исторических наук,

доцент Деопик Д,В.

Официальные оппоненты - доктор исторических наук,

профессор Мейер М.С.

кандидат философских наук, Никитин A.B.

Ведущее учреждение - Институт востоковедения АН СССР

Автореферат разослан "„ffi" 199"/г.

Защита состоится " ✓МиЗ-^-У?? I99ir. в часов ш заседании специализированного совета по историческим наукам Д.053.05.23 при Институте стран Азии и Африки при МГУ имени М.В.Ломоносова' по адресу : I0S009,Москва,Пр-т Маркса, 18

С диссертацией монно ознакомиться в библиотеке Института стран Азии и Африки при МГУ.

Ученый секретарь специализированного совета кандидат исторических наук

/ В.И.Шлыков /

©! МОСКОВСКИЙ .ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, _ 1991

Актуальность темы. В соответствии с принятой в советской исторической науке периодизацией вьетнамское общество ХУП-ХУШ веков находилось на второй стадии развитого феодализма в форме, распространенной у народов Юго-Восточной Азии, для нее характерны интенсивное разложение общинных укладов, рост частного крестьянского и мелкого частного феодального землевладения, ослабление публично-правовых отношений на всех уровнях. В социально-политической сфере произошло слияние традиций централизованной бюрократической монархии второй половины ХУ в. и правления военной олигархии в ХУТ в. Важные изменения произошли в организации господствующего класса и в социальной структуре в целом.

Эти процессы с различной силой и остротой протекали в двух независимых государственных формированиях в южной /дангчаунг / и северной /Дангнгоай / частях номинально единой империи дайвьет. Государственно-устроительная деятельность южных / Нгуены/ и северных / Чини/ правителей сопровождалась широкомасштабными военными операциями /ХУЛ в. и вторая половина ХУШ в./, что наложило своеобразный отпечаток на характер государственной власти и социальной политики верхов. Глубинные социально-экономические изменения в ХУШ в. подвели вьетнамское общество к всеохватывающему кризису,который завершился крушением обоих вьетнамских государств и созданием Тайшо-нами прообраза крупнейшей в регионе позднефеодальной единой империи Нгуенов дайнам, пришедшей на смену Тайшонам в 1802 г.

Основное внимание в предлагаемой диссертации уделено социальной и институционально1/: структуре вьетского общества. Это общество смогло выработать адекватную новым условиям структуру властных отношений. Процесс их создания и эволюции

почти не изучен в мировой и советской литературе, а без его исследования во многом непонятен весь ход исторического развития Вьетнама в ХУЛ- XIX вв.

Прежде всего, речь пойдет о Дангнгоае, то есть об историческом центре формирования вьетнамского этноса / территория к северу от провинции Нгеан /. Необходимость такого сужения области исследования была продиктована двумя причинами. Во-первых, на севере страны, где были сильны старые традиции и те социальные силы, которые выступали за их сохранение / столичная гралщанская бюрократия, императоры Ле/ с особой отчетливостью видны инновации этого периода, сфера и интенсивность их внедрения. Нахождение оптимального сочетания новых и старых традиций в ХУЛ- ЛУШ вв. требовало от верхов общества и прежде всего от правителей Чиней изрядной изибретателъности и государственной мудрости. Во-вторых, основные государственные летописи, которые легли в основу настоящего исследования, преимущественно описывают события в северной части Дайвьета, как того требовали правила конфуцианского летописания. Тханг-лонг / столица Дангнгоая / был резиденцией императоров династии Поздшге Ле / 1428-1789 /, которых традиционная вьетнамская историография признает единственными законными правителями Дайвьета. При этом надо помнить, что исследуемые процессы были характерны Для всего вьетского общества.

В силу особенностей государственно-политического строя Дангнгоая ХУП-ХУШ вв. в официальных династийных хрониках -XIX в. получили весьма тенденциозную оценку конфуцианских историков. Эпоха Реставрации Поздних Ле / 1533-1789 / рассматривалась как " великая смута" /"дай лоан" /-, неспособная являть современникам XIX и XX вв. примеров для подражания, а значит, и недостойная подробного освещения. Сказалось, видимо, и то, что Чини были давними-политическими противниками, победивших впоследствии Нгуенов.Подобная установка нашла отражение в комментаторских сносках по ходу текста хроники XIX в. "Кыонг-мук", в известном энциклопедическом труде Фан Хюи Во и даже в работах известного историка 20-30-ых годов XX в. Чан Чонг Кима, а также в отвечающем ей подборе записей и событий хроники,характеризующих деятельность режима Ле-Чинь в Дангнгоае в ХУП-ХУШ вв. в негативном плане. Исторические сочинения, иначе тракту-

ющие события недавнего прошлого,подлежали конфискации и уничтожению /в первую очередь,династайная летопись Поздних Ле "Тоан-тхы", в многочисленных продолжениях которой -"ТУк-биен", описывались годы правления постреставрационных императоров и тюа Чинь/.

Параллельно с принижением достижений эпохи "военного правления" феодальная историография XIX в. всеми средствами апологизировала реформы императора Ле Ты Тханя / тронное имя-Лв Тхань Тонг / второй половины ХУ в..создавая образы идеального правителя и "золотого века" вьетнамского феодализма. В обоих случаях имело место умышленное искажение реальной исторической картины.

Подобные оценки были некритически восприняты европейскими исследователями французской школы, а впоследствии они встречаются и в работах современных вьетнамских и зарубежных ученых / в том числе и советских/. Сыграло свою роль и то, что до недавнего времени значительный круг источников ХУП-ХУШ веков, по которым можно реконструировать исторически правдивую картину этого времени,отличную от той, что рисовалась историками династии Нгуен, не был введен в научный оборот. Эти обстоятельства делают крайне актуальным преодоление старых схем и наслоений,выработку нового,более реалистичного подхода к истории Вьетнама ХУП-ХУШ вв.

Анализ механизма государственной власти и структуры господствующего класса позволяет определить тот этап эволюции,на котором находилось общество Дангнгоая в эти века, установить связь социально-экономических изменений и событий политической истории. Как уже случалось в истории императорского Вьетнама /.конец Х1У- начало ХУ вв./, основы многих реформ Нгуен Тхе' То в начале XIX в.были заложены в последние десятилетия правления предыдущей династии, а некоторые из них - уже апробированы. Социальная напряженность, в условиях которой были вынуждены действовать правители Дангнгоая -Чини, не позволила им завершить свою преобразовательную деятельность. И прежде всего потому, что аграрный кризис в перенаселенной дельте Красной реки, основной части их владений, мог быть разрешен только в рамках объединения испытывающего земельный голод Дангнгоая и имеющего обширные пустующие земли Дангчаунга. А это произошло уже после крушения Чиней.

Однако накопленный ими позитивный опыт не пропал даром и был с успехом использован выдающимся реформатором - первым императором династии Бгуен.

Основные задачи и пели исследования. Основной целью исследования было вычленение в социальной структуре Вьетнама ХУП-ХУШ вв. важнейшей по роли и численности социальной группы господствующего класса - чиновничества, и детальное описание ее состава, места,роли и соотношения с государственной властью и иными социальными стратами в обществе того времени

Исследователи социальных групп традиционных восточных обществ едины в том мнении, что проблема служилых слоев имеет два аспекта: чиновно-должносгная система и личный состав государственного аппарата. ' При системной характеристике управленческих структур решались следующие задачи: 1/опреде-ление социально-политического облика,социального характера и базы правящего режима; 2/ соотношение старых / по нормативному законодательству 2У в./ и новых элементов государственного аппарата и должностной системы; 3/ функционировани должностной и титульной систем чиновничьей иерархии. В ходе анализа чиновничьего корпуса ставилась задача соотношения различных категорий чиновничества в "социально- активной" части господствующего класса /чиновников, чьи имена остались в памяти истории, т.е. были занесены в хроники,списки и стелы/. В работе выделяются три важнейшие группы чиновников: гражданские,военные и евнухи.

В целях создания более полной картины государственного устройства Дангнгоая в ХУП-.Ш1 вв. отдельно были рассмотрен! .. институт верховной власти, венчавший чиновно-должностную систему, и важнейшие сферы взаимоотношения государства и слукилых слоев: система комплектования кадров государственных служащих, экзамены,порядок прохождения службы, выход на пенсии,вознаграадение за службу / чиновничьи кормления /.

1/Рябию!Н A.JE. Рождение империи Нгуенов /социально-политическая история Вьетнама в начале XIX в./, M., 1988. 2/ Волков C.B. Чиновничество и аристократия в ранней йстори Кореи, M., 1987, с.4

В плане постановки проблемы анализируются также вопросы социальной мобильности и корпоративной замкнутости чиновничества, механизм расширения границ правящего сословия.

Научная новизна работы. Предлагаемая диссертация -это первое во вьетнамоведческой науке исследование по социальной истории традиционного Вьетнама, где объектом изучения избран правящий слой. Выбор автора не случайно остановился на феодальном чиновничестве Вьетнама ХУП-ХУШ вв. Тому эсгь несколько причин. Во-первых, исследование организации и социальной практики верхов общества / в данном случае феодалов, находящихся на государственной службе / яаиболее ярко, в силу хорошей документированное™,показыва-зт особенности феодального общества-той или иной страны. Полученные в ходе работы результаты позволяют также ответить I или уточнить существовавшие ранее точки зрения / на ряд 1ринцйпиально важных вопросов в истории Вьетнама: о месте I значении в государственной практике вьетнамских правителей китаизированных институтов и общественных форм, о стадиальной характеристике феодального строя во Вьетнаме и т.д. Во-вторых, традиционный.Вьетнам по признаку организации государственной власти типологически схож со всеми прочими )гранами Востока. Поэтому изучение социальных слоев,■имеющих )гношение к государственной службе, в историческом'контексте 1а примере конкретной страны расширяет возможности сравни-гельно-исторического анализа и решения общетеоретических и яетодологических задач востоковедения. В-третьих, элементы 'государственного феодализма",присущие всем традиционным )бществам афро-азиатского региона, в наибольшей степени ¡войственны Дальнему Востоку и Юго-Восточной Азии. На пере-зечении этих мощных субрегионов с различными государственно-голитическими и культурными традициями и находится Вьетнам.

В целом реконструкция социального облика бюрократической, зоенной и аристократической элиты - обязательное условие при гобой попытке интерпретировать социальную природу верховной ¡ласти и стратификацию господствующего класса.

До недавнего времени в центре внимания авторов научных >абот по истории Дангнгоая .ХУП-ХУШ вв. преимущественно находились вопросы аграрных отношений, социальных движений

/ в первую очередь восстание Тайшонов в конце ХУШ в./,внешних связей дайвьета с китайской империей,европейскими и другими странами. Выходили в свет монографии и статьи,посвященные отдельным аспектам государственного устройства и истории правящих слоев / Ле Ким Нган, Деопик д.В. и другие/. В изданных во Вьетнаме, Франции и Советском Союзе курсах и очерках истории воссоздавался многоплановый исторический фон ХУП-ХУШ вв. Однако написание детализированной социально-политической истории Вьетнама этого времени по-прежнему стоит в повестке дня. Более успешному решению этой задачи в будущем призвана послужить настоящая работа.

Практическая ценность работы. Использованные в диссертации при описании социальной группы служилых феодалов материалы, собранные из разных источников и систематизированные, в том числе и из тех источников, что до сих пор не переведены с вэньяня и неопубликованы, а также полученные результаты выборочного количественного анализа могут быть включены в соответствующие разделы курса истории Вьетнама и в специальные курсы по проблемам социальной структуры и государственного устройства традиционного Вьетнама.

Выделенные в процессе работы с документами термины и атрибуты государственно-политической практики чиновничества / ритуал,стандартные обороты, обращения,указы,экзамены, лауреатские степени, критерии аттестации и т.д./ помогут в дальнейшем лучше ориентироваться в реалиях службы и повседневной жизни, понять психологию вьетнамского чиновника. Особое значение, на наш взгляд, имеет сбор и систематизация всех известных в настоящее время данных по чиновно-долж-ностной и титульной иерархиям служилых феодалов. Из них стандартная должность и титул знатности - наиболее важные и чаще других встречающиеся в биографиях чиновников социально-детерминирующие знаки. Правильная их интерпретация позволяет с высокой степенью надежности определить место чиновника в иерархиях служилой соподчиненноети и прес тижа. В каждом конкретном случае употребление в хрониках и документах иерархических оценок исторического лица имеет не только социально-политическое, но и источниковедческое значение / при чтении текстов, а также при датировки эпиграфических памятников и пр. /.

Анализ традиций феодального -чиновничества как важнейшей социальной группы Вьетнама до начала XX в. может также оказать практическую ж научную помощь при решении различных вопросов современного положения страны.

Источники для написания работы. В диссертации были использованы все категории источников по истории Вьетнама. Это хроники /государственные,частные,семейные /, своды законоположений и законодательных актов, сборники государственных указов., подборки указов о назначении на должность в ряде семейных архивов, жизнеописания духов / чиновников-предков, ставших объектами поклонения /, списки лауреатов столичных конкурсов, энциклопедии и историко-литературные произведения современников и более поздних авторов, эпиграфика /государственная,родовая и общинно-храмовая /.материалы местных архивов / архив уезда Куихоп /.

Приоритет при изучении той или иной категории источников определялся задачами исследования, а также доступностью и характером письменного памятника. Часть главных источников для написания работы была переведена с вэньяня и опубликована вьтнамскими учеными. Это относится к основным государственным и частным летописям, лауреатским спискам и стелам,энциклопедиям,сборникам указов / частично / и житиям духов /частично/. Остальные в виде рукописей / тексты на вэньяне и вьетнамской иероглифике "ном" / и эстампажей / культовые и государственные стелы / хранятся в четырех основных исследовательских центрах г. Ханоя: в Институте иероглифического письма Комитета Общественных Наук / КОН/ СРВ, на истфаке Ханойского университета, в Институте Истории КОН СРВ , в Центральном архиве Иг, Ханоя.

X р о н и р и. Основная династийная хроника Поздних Ле -."Дай-Вьет Шы-ки Тоан-тхы",продолжение которой составлялось регулярно /"Бан-ни тук-биен" - "Дополнительные записи"/. В диссертации были использованы опубликованные переводы книг ХУП-Х1Х "Дополнительных записей", составленных Нгуен Куи Диком и Ле Хи в 1697 г.,книг ХХ-ХХП "Дополнительных записей",составленных Ле Куи Доном и Нго Тхи Ши в 1775 г., хронологически охватывающие период 1592-1740 гг. Последние десятилетия Ле-Чинь в Дангнгоае /1740-178У / вошли в книги ХХИ1.ХХ1У "Дополнительных записей ",опублико-

ванные в виде заключительной части хроники "Тоан-тхы" известным. китайским текстологом Чэнь Цзинхэ в Токио в 19841986 гг. ' Вьетнамские,коллеги предоставили нам также возможность ознакомиться с уникальными находками последних лет - '2-ш книгаад / XX,XXI / "Дополнительных записей" ос-ной династийной ■хроники "Тоан-тхы", составленной Фам Конг Чы в 4662 г. /1600-1643 / и хроникой " Хау-Ле Тхи-шы Ки-. лыок" /1729-1789/. Преимущество этих текстов - большая пощюбнбсгь описания по сравнению с уже известными. Сейчас в СРВ готовится публикация' этих текстов.

'Основные летописи династии Нгуен - "Вьет-шы Тхонг-зам Кцонг -мук" и " Дай-Нам Тхык-люк" также освещает события ХУП-ХУШ вв:, но по информативности уступают "Дополнительным г записям" хроники Поздних Ле. Из частных хроник в дис-. сертации были использованы истории Нго Као Ланга /"Лить-чиеу тап-ки"/,,Нго Тзси Тьи и Нго Тхи йу /"Хоанг-Ле нят-

- тхонг-тьи"/, Нгуен Тху /"Ле-куи ки-шы"/, Дуй Эыонг Литя . " Ле-куи зат-ш"/, а также неизвестных авторов /" Ле-ки

тук-биен", " Ле-чиеу аа-шы"/. Дополнительная информация

- была почерпнута также из отдельных описаний четырех победоносных военных походов Чиней во второй половине ХУШ в. /иТы-0инъ тхык-люк"/.

Своды закон о.п оложений и з а к о • нодател'ьных. актов, энциклопедии Подбрр ътой категории источников происходил по принципу наличия информации по чиновн'о-должностной системе. Наиболее ценными для нашей работы являются своды законов ХУ в. -

- "Тхиер-Нам зы-ха-тап" / книга X,раздел "Куан-тье даен-ле"/ и "Хоанг-чиеу куан-тье",ХУ-ХУ1 вв. -"Хонг-Дык тхиен-тьинь" ХУШ в. - "Ле-чиеу Кань-Хынг куан-тье", энциклопедии Ле Куи , J0Ha /" Киен-ван тиеу-люк"/, Фан Хюи Тю /"Лить-чиеу хиен-

тьйонг лоай-тьи"/,Фам Дань Хо /" Ле-чиеу хой-даен"/, Данг Суан Банта/" Шы-хок би-кхао"/, которые были написаны в' разное время со второй половины ХУШ до начала XX вв.

I/Публикация информационно-библиографического центра по Аз при Институте культуры Востока при Токийском университете Токио Еунку. Вып.45-47. Дай-Вьет Шы-ки Тоан-тхы.ч.Х-Ш. Составитель и комментатор - Чэнь Цзинхэ. 1984-1986. '.

Сборники указов, документов, архивы. В диссертации было использовано 506 документов Ь8 видов, взятых из шести различных источников, а именно: 1/ Свод указов императоров и правителей ХУЛ в. /"Ле-чиеу тьиеу-лень тхиен-тьинь"/; 2/ Свод указов правителя и распоряжений его канцелярии ХУШ в. /"Тьинь-Хоа тьиеу-тхы"/; а/ Сборник документов,указов и распоряжений, изданных в 1758-1759 гг. в связи с подготовкой посольской миссии в Китай / Ле Куи Дон " Ьак-ты юсонг-люк", книга I /; 4/ Подборки указов о назначении ХУП-ШПвв. в ряде семейных коллекций документов / "Фа-чуиен тунг-люк", книга I /; 5/ Сборник докладов наместника Лангшона, поданных на имя правителя в конце 70-х годов ХУШ в./ Нго Тхи Ши "Бао-тьыонг хоань-мо" /; 6/ Ранняя часть документов архива уезда Куихоп / провинция йгеан /, в основном, по второй половине аУШ в. / Архив Куихоп, фонд лыонгкхе.Центральный архив J« I, г.Ханой/.

Лауреатские списки. Основные виды списков лауреатов - это списки лауреатов столичных конфуцианских конкурсов /"дай-Вьет лить-чиеу данг-кхоа-люк" / и списки лауреатов столичных военных конкурсов /" Ле-чиеу тао-ши данг-кхоа-люк"/. Информация о дипломированной верхушке чиновничества представлена в них полнее, чем в хрониках и лауреатских стелах /'" Ле-чиеу лигь-кхоа тиен-ши де> -зань би-ки"/. Основное внимание было уделено описанию службы чиновников по данным этой категории источников.

Эпиграфика. Из богатейшего массива деревенской и государственной, в основном, культовой эпиграфики в настоящей работе было использовано 115 стел, установленных в честь 75 евнухов. Это составляет примерно '¿% от общего количества эпиграфических памятников Вьетнама ХУП-ХУШ вв. и ИО/Ь от числа "персональных стел", установленных в честь представителей феодальной правящей верхушки. Выбор евнухов-общинных и храмовых"дарителей в качестве анкетируемой группы был обусловлен тем, что данные хроник по этой служилой категории неполны и отрывочны. Для более объективного анализа этой группы и были привлечены массовые эютрафические источники.,

Теоретической и методологической основой ■ работы послужило марксистское положение о том, что основы государственнь институтов складываются под влиянием социальных / прежде все го, правящих / групп. Автор стремился показать как смена социальной структуры повлекла за собой трансформацию форм организации государственной власти. Представляется также, что раздельное исследование.этих двух характеристик общества у народов с развитыми государственно-политическими традициями /каковым являлось вьетское общество ХУЛ-ХУШ вв. / не вполне правомерно.

Методы исследования. В диссертации используются оба вид основных методов исторического исследования: описательные и количественные. В результате работы с основными хрониками, лауреатскими списками и "персональными стелами" евнухов былс составлено 1419 кратких "биографий" представителей социально активной части чиновничества / по упоминаниям в хрониках/: 828 "биографий" гражданских лауреатов, 199 "биографий" военных лауреатов и 79 "биографий" евнухов. "Биография" составлю лась на основе данных по происхождению,родственным связям, £ тестации, поступлению на службу,прохождению службы,выходу сс службы и смерти чиновника, взятых из основных исторических источников.

Основными единицами для статистических расчетов были выс раны стандартные социально-детерминирующие знаки в послужны> списках чиновников: долкность и титул знатности. На наш взг; использование для количественного анализа частоты упоминаний в основных хрониках этих двух социальных знаков оправдано пс следующим причинам. Во-первых, это массовая категория информации о чиновниках во всех видах источников / хроники,указы, списки,стелы/. Во-вторых, это самый достоверный вид информации о конкретном представителе господствующего класса также во всех источниках. Заведомая фальсификация должностей и титулов чиновников исключена. В-третьих, это были одни из самых устойчивых атрибутов государственно-политической культуры. Чиновничество дорожило ими. Поэтому анализ упоминаний с< циальных знаков способен дать нам реальную картину девальвации титулов знатности и дефункционализации должностей по сравнению с нормативной системой эпохи Хонгдык и появления новых социальных детерминативов, т.е. о сложении новой стру:

туры верхов в ХУП-ХУШ вв.

При решении конкретных вопросов методики количественного анализа был использован метод составления " коллективной биографии", впервые в советской науке примененный для выборочного анализа феодального чиновничества на Востоке Д.В.Де-опикомЧ

Апробация работы. Предварительные результаты и выводы диссертации обсуждались на заседании текстологического семинара Сектора истории Института востоковедения АН'СССР в феврале 1988 г. О новых источниках по истории феодального Вьетнама и результатах научной командировки в СЕВ /г. Ханой/ автор докладывал на вьетнамоведческом семинаре ИСАА при МГУ в марте 1990 г. Отдельным аспектам работы посвящены две публикации: статья в "Вестнике Московского Университета" и тезисы доклада на XX Научной конференции "Общество и государство в Китае".

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав,заключения, списка литературы, списка сокращений и приложения.

КРАЖ® СОДЕРЖАНИЕ РАъОШ

Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность и научная новизна, формулируются основные задачи- и' цели исследования. Затем определяются территориальные и хронологические рамки работы, основные методы анализа, характер и особенности массового материала. Кратко описывается общая структура диссертации. В заключительной части вводного раз-цела рассматривается литература и дается характеристика асточников.

1/ Деопик Д.В. Организация управления на окраинах'китайской империи на.примере вьетских земель крайнего юга -Тезисы докладов Научной конференции " Общество и государство в Китае" /ОГК /. Вып.1, М., 1970; Он же. Сравнительная роль города а деревни в формировании кадров лауреатов градационных конкурсов / на материале Вьетнама ХУ1-ХУШ вв. /~0ГК,Вып.П,М,1971.

В первой главе /"Верховная власть и её носители: вуа и тюа"/ впервые дается аналитическое описание организации верховной власти в Дангнгоае в ХУП-ХУШ вв. Она установилась в форме соправительства императора - вуа /Ле/ - и военно-гражданского правителя - тва / Чинь /. Волею истории они были тесно связаны друг с другом, и им была уготована общая участь в смутные 80-е годы ХУЩ в.

Формально сферы реализации верховной власти были поделены таким образом, что в военной и , по большей части, в гражданской господствовал тюа, а в сакральной - вуа. Отвергнув открытое смещение императоров Ле и узурпацию трона / с учетом негативного опыта династии Маков в ХУ1 в./, Чини использовали тактику методичного вытеснения вуа Ле из всех сфер государственной политики /включая в ХУШ в. и сакральную /и-дереориентации чиновничьего служилого сословия на нового патрона - тюа. В повседневной государственной практике установилось преобладание военного правителя, но в то же время в определенных вопросах, так или иначе связанных с сакральной сферой,участие вуа в государственных делах продолжало иметь место.

Номинальное, но обязательное участие императора в важнейших государственных делах, сохранение определенных прерогатив вуа Де до самых последних дней режима Де-чинь / получение китайской инвеституры, смена эры правления/, пребыв: ние обоих соправителей в единой столице, сохранение потенциальной военно-политической угрозы власти Чиней в лице Маков / до 70-х годов 2УП в./. и Нгуенов / до конца ХУШ в./ состав ляли те особенности социально-политической системы Дангнгоа которые позволяют отличить ее от наиболее близкого ей типол гически сёгуната Токугава в Японии / 1611-1867 /.

Для отношений сёгун-тэнно / правитель-император/ в Япон. не была характерна тенденция ко все большей узурпации прави телем верховных прав императора во всех сферах, включая сак ральную. Институт императорской власти существовал там сам по себе .безотносительно к светским формам правления. Во Вьетнаме же вуа продолжают в той или иной форме участвовать в "мирских" делах, а тюа периодически вторгаются в сакральную сферу.

Таким образом, окончательного разграничения сфер власта

соправителей в Дангнгоае так и не произошло. Зтапными в процессе превращения тюа Чинь из чисто военных лидеров в военно-гражданских / всеобщих /, возвышения над массой подданных и закрепления за правителями особого статуса ьаместителя императора / " фо де "/, присвоения правителем сакральных императорских функций можно считать правления Чинь Тунга /15701623 /, Чинь Така / Г657-1682/, Чинь Кыонга / 1709- 1729/ и Чинь Шама / 1767-1782 /.

Основной фактический материал первой главы изложен по трем основным аспектам проблемы взаимоотношений правителей и императоров мевду собой / формальные атрибуты власти/, с потусторонними силами /сакральная сфера / и с подданными /социальная область /.

Формальные атрибуты власти /титулы, ритуал/. Титулатура тюа Чинь - наиболее чуткая к социально-политическим изменениям сфера. На фоне общей девальвации знатных титулов в ХУ1 в. военные правители институционализируются, в первую очередь, путем присвоения себе титульных прерогатив императорского рода. Тюа становится вторым человеком в иерархии знатности после вуа, а его наследник / тхе-ты / - третьим. Одновременно правителем вводятся жесткие ограничения в вопросе титулования не только основной массы подданных,но и блкяаыиих родственников.

В формальной титулатуре тюа и тхе-ты закрепляется следующее разделение лидерских функций: тюа курирует " все вопросы" /почетная добавка "тонг ной нгоай"/, а его наследник становится заместителем по государственным делам и Главнокомандующим вооруженных сил.

Узурпация ритуальных атрибутов императоров / изображение дракона на халате и балдахине.конница,оркестр и артиллерия при выездах, табу на личное имя / имела ограниченное значение. В целом, в этой области вуа Ле сохранили позиции верховного главы до конца. Часто конфуцианские условности, обязательные, если это касалось императоров, приносились в жертву соображениям практической пользы и удобства,если это касалось тюа. Об этом свидетельствует,например, отмена поклонов во время рабочих совещаний чиновников во дворце тюа, небрежение запретными знаками /личные имена императо-

торов и правителей /.

В то же время выявлен ванный феномен "скрытого" присвоения .тюа Чинь императорских прерогатив в вопросах терминологии: эпитеты "тхыонг" /Почтенный/,' "тхань" /Мудрый/, "тхай" /Уважаемый"/, "дык" /Добродетельный /, обращение к предкам "тиен тхань" /Прежние Мудрецы /, личное местоимение первого лица "нга" /Мы/, сравнение своих полководческих талантов с Сыном Неба -Предводителем шести армий / "люк куан"/ и т.д.

С я к р а л ь н..а я область,, Главными государственными -культами считались поклонение предкам императоров правящей династии / Поздние Ле /, предкам правителей Чиней, духам Неба и Земли / культ Плодородия / и духу Конфуция. Во-первых, непрерывно шел процесс накопления родом Чинь культовых и храмовых привилегий. Культ предков тюа был полностью уравнен с почитанием умерших вуа Ле в правление тюа Чинь Шама /1767-1782 / переименованием храма предков правителей Дангнгоая в " тхай миеу "/ по традиции- название императорского храма предков /. Во-вторых, к середине ХУШ в. Чини единолично контролировали поклонение Конфуцию, легендарным полководцам эпохи Троецарствия, вьетнамским национальным героям, а также присвоили себе права причислять умерших чиновников к пантеону государственных духов /"фук тхан"/. В- третьих, в АУШ в. императоры Jle были устранены из сферы общения с высшими астральными и земными силами-ежегодный обряд "нам зао", моление во ниспослание дождя /"дао ву"/ и т.д. Вуа Яе почти полностью лишились функции главных государственных жрецов.

Социальная область. Сфера взаимоотношений правителей и подданных была очень важной.' Здесь реально демонстрировались власть и общественный престиж. В вопросах определения и осуществления государственной политики лидерство Чиней было очевидно. Позиции же вуа, с определенными оговорками, сохранились в следующих вопросах: внешняя политика в ее официальных проявлениях /например, получение китайской инвеституры/,чествование вьетнамских и китайских посланников, чествование лауреатов столичных конфуцианских конкурсов,торжественные праздничные приемы чиновников, издание указов о назначении чиновников сто-

личного аппарата.

Тюа Чинь, небезосновательно претендуя на роль патрона всего служилого корпуса, создают наряду с традиционными новые сферы, где действов&та только их решения. При этом делается ставка на ключевые области государственной деятельности /военная, финансовая, судебная / и на динамичные социальные группы: чиновники при дворе тюа, наместники провинций,цензоры,евнухи, "выдвиженцы". В тех областях, где позиции вуа в отношениях с чиновниками были традиционно сильны и имели помимо социального и сакральный смысл /бла-дарение за назначение,предоставление указа о назначении, праздничные поздравления /, активно культивируется "раздвоенность" чиновничьей психологии, т.е. обязательства чиновников по отношению к двум верховным правителям.

Во второй главе /"Государственная служба и чиновники"/ анализируются важнейшие вопросы взаимоотношения государственной власти и служилых феодалов.

Система комплектования кадров чиновников/зкзамены, назначени я/. Система воспроизводства гражданского служилого корпуса и практика поступления феодалов на военную службу были принципиально разными по характеру. Дяя первой был характерен набор на службу "до анкете" / происхождение,лауреатская степень/ и служилой характеристике, для второй - наследование армейских постов, высокая степень зависимости от земляческих и родственных связей. В ХУП-ХУШ вв. появляются новые важные критерии для назначения на должность: личные заслуги перед тюа и имущественное положение / ценз /.

Несмотря на консервацию формы и содержания традиционных конфуцианских экзаменов,резко сокращается количественно аттестация лауреатов на всех уровнях: в 2-5 раз на провинциальных турах / за исключением Тханьхоа и Шоннама / и в 310 раз на столичном туре по сравнению с нормами эры Хонгдык. По уездам квоты претендентов составляют 30-40$ от существовавших ранее. Снижается также уровень присуждаемых лауреатских степеней.

Для "нужных людей" правители стремятся облегчить условия прохождения провинциальных и столичных конкурсов с помощью составления приоритетных списков на самых сложных ту-

pax, учреждения " малых комиссий" проверяющих, снижения требований к каллиграфической и языковой чистоте текста. Но эти условия не увенчались;успехом.

Дня демонстрации своей патрокакной функции тюа Чинь создают систему альтернативных экзаменов, где они председательствуют единолично, а не совместно с вуа: конфуцианские экзамены по упрощенной двухтуровой программе и специальные военные экзамены. Облегченный характер конфуцианских конкурсов выражался в упрощении правил рифмования стихов, разрешении писать сочинения на вьетском "номе", комментировать канонические тексты " своими словами". Подбор тем для сочинений, среди которых преобладали вопросы текущей государственной политики, свидетельствует о практической направленности этого вида экзаменов. Что касается военных экзаменов, то их престиж при тюа поднимается до уровня столичных.конфуцианских конкурсов. Программа военных конкурсов в течении 60-лет её существования в ХУШ в. изменяется таким образом, что литературные испытания соискателей отходят на второй план, не влияя на аттестацию претендентов. Военные экзамены выполняли важную функцию стирания различий в социальном статусе военных и гражданских представителей чиновничьей элиты, так как те и другие получали звание по итогам конкурсов.

Зачисление на службу было возможно вообще без получения квалификации лауреата столичных экзаменов в результате либо дополнительной экзаменовки для провалившихся на официальных конкурсах, либо путем занесения в список "выдвиженцев" /"тиен чиеу "/. Кроме случая назначения в посольскую миссию в Китай власти не делают различия между цкми и полноценными лауреатами.

Система проверки. Контроль за качеством корпуса государственных служащих был постоянным объектом внимания властей. Старая система цензорского надзора с составлением ежегодных списков чиновников явно приходила в упадок. Тюа Чинь применяли иные способы контроля¡целевые проверки / по одному выбранному критерию /, генеральные проверки / всего служилого корпуса с назначением персонально ответственных за это сановников /, выездные проверки /силами ревизоров или во время инспекции самого тюа

вызовы на аудиенцию ко двору гюа. Вводится новый оптимальный срок проверки / 6 лет/ и более гибкая система оценки службы чиновникой / по 5-ти разрядам/.

По тем критериям, по которым производилась проверка, служилые категории можно условно распределить по двум большим группам. К первой относятся прослойки, составляющие социально-политическую опору режима тюа / его родственники, военные, евнухи /. Примечательно, что служба военных и евнухов оценивалась государством почти по одинаковым критериям /участие в маневрах войск, укомплектованность армейских подразделений солдатами /. йто свидетельствует о близости социального статуса этих чиновничьих категорий. Ко второй группе относятся чиновники государственного аппарата /грахдан-ские,наместники, канцеляристы/. Среди параметров, по которым проводилась проверка гражданского чиновника, на первое место выходят налоги и разбор жалоб, ато было призвано повысить практическую отдачу бюрократического аппарата.

Вознаграждение за с л у к б у. Государственное жалование за чиновничью и военную службу выплачивалось в дангнгоае ХУП-ХУШ вв. обрабатываемой землей.деньгами или в форме предоставления права сбора налогов с приписных крестьян. Самыми распространенными видами условных земельных держаний были кормления воинских офицеров "тье лок " и общинный пай строевого солдата / " куан диен"/. Военные подразделения профессиональной армии представляли собой прочные земляческие и родственные объединения с собственной казной и земельным фондом / примерно 1-2 общины на одно подразделение / для выплаты жалования. Это была экономическая основа военной системы и власти военного правителя. Размеры земельного жалования военачальника оцени-' -вались строго по количеству солдат,находящихся у него в подчинении.

Официальное материальное вознаграждение за службу гражданским чиновникам было невелико. Основными источниками их доходов были частные земельные владения рода, которые на период службы освобождались государством от налогообложения / эти льготы распространялись и на частные земли военных чиновников /. Кроме этого, служебное положение открывало чиновникам дополнительные возможности для обогал!е^

ния - взятки, вымогательства, сбор штрафов, откупные и судебные пошлины с жалобщиков и ответчиков, ати недекларкро-вакные права чиновников открыто признавались государством. О том, что чиновники фактически жили не на служебные пожал( вания, красноречиво свидетельствует тот факт, что размеры пенсионного кормления в несколько раз превосходили служебное.

Высшей формой поощрения за службу было выделение культовых земель потомкам "заслуженных подданных" /"конг тхан" К таковым в 2УШ в. могли быть причислены не только военачальники,послы,наместники и члены придворных Советов тюа, 1 и придворная челядь. Служилые рода редко получали эти земли "навечно". По действующему законодательству культовый а дел уменьшался через каждые 10 лет.

Продажа должностей. На фоне роста част ного землевладения происходит активизация средних и мелких поместных слоев. В ХУЛ - начале ХУШ вв. включение представителей этих социальных групп в■официальную иерархию власт и престижа было затруднено, поэтому частным явлением было утверждение неофициального лидерства на волостном и уездно уровнях через присвоение себе несуществующих в штатном рас писании должностей. С 1736т. режим тюа ставит на регулярную основу раздачу указов о назначении на должность за еда ные рис и деньги, выдуманные должности исчезают из источни

Включение сельских богачей в формальную структуру госу дарственной власти происходило путем предоставления им нов рангов или номинальных должностей в местном аппарате. Взам Чини получили значительные материальные ресурсы и лояльное сельской милиции, которая также контролировалась помещикам

Таким образом, социальная политика режима тюа в отноше служилых и неслужилых феодалов модифицировалась в соответс вии с глубинными социально-политическими-и экономическими мененияш, происходящими в дангнгоайском обществе. Её наис характерными чертами были:сохранение военного харакжера власти тюа, привилегированность уроженцев "вотчинных "про! ций / Тханьхоа, Нгеан /, расширение социальной базы режимг военного правителя, формирование альтернативных обществе! ных структур и социальных групп.

В третьей главе /"Чиновно-должностная система и слукш

феодалы"/ проведена реконструкция чиновно-должностной системы и воссоздание реальной картины стратификации различных служилых прослоек феодалов на основе анализа социальных знаков в чиновно-должностной и титульной иерархиях. Во вступительной части главы выделено три временных отрезка, по которым будут строяяьсл количественные расчеты: I период - 15921675; П период - 1676-1729; Ш период - 1730-1789. Приводится краткая аргументация этой "рабочей" периодизации.

Далее рассмотрены упоминания биографий,должностей и титулов знатности чиновников. Основными источниками массового материала подобного рода были хроники. Четкая датировка упоминаний / по годам/ позволяет выявить динамику явлений с кон-да ХУ1 до конца АУШ вв. По каждой из важнейших служилых категорий /гражданские,военные,евнухи/ дополнительно составлены гри анкетируемые группы: лауреаты столичных конфуцианских конкурсов /"ткен ши"/, лауреаты столичных военных конкурсов /"тао ши"/ и евнухи. В силу разного характера источников и содержащейся в них информации, а подчас и разного круга лиц, зошедших в параллельные анкетируемые группы /например,евнухи/, «ш не рассматривали количественные данные по одной служилой категории, полученные из разных источников /хроники-списки, сроники-стелы/, а проводили их корреляцию для проверки точ-10сти результатов.

Результаты количественного анализа можно обобщить в виде зыводов по нескольким аспектам проблемы социального характера гаститута власти в ХУП-ХУШ вв.

Социально-политический облик э е к и м а Ле-Чинь. Характер власти тюа в Дангнгоае зе был одинаковым. В I период / 1532-1675/ его можно опреде-1ить как военно-граеданский, так как параллельно с ведением зоенных кампаний на ьнешних рубежах все более актуальным ста-говится участие аппарата военного правителя в государствен-ю - устроительных мероприятиях. Во П период / 1676-1729/ в условиях мирного времени он становится чисто гражданским. В третий период / 17Ь0-178б/ вновь усиливается военный фактор за счет внутренних конфликтов, но он не становится преоблада-ощим в деятельности последних тюа. Социально-политическая система имела гражданско- военный характер.

Соотношение новых и старых элементов в структуре государственной" власти . Инновации в чиновно-должностной системе были характерной особенностью постреставрационной эпохи. Ключевые позиции занимает новая по характеру военная и гражданская администрация. Наиболее очевидным это является для военного корпуса на нижнем и средних уровнях. На высших же ступенях военной и на всех ступенях,гражданской иерархий параллельно с дефункционализацией, вытеснением и упразднением нормативных должностей и учреждений идет процесс адаптации отдельных звеньев старой системы к новым условиям. Новая структура государственной власти ориентируется на нового, реального правящего в стране патрона - гюа Чинь. В нее привносятся также некоторые несвойственные централизованной феодально-бюрократической монархии ХУ в. организационные принципы -территориальный и единоначалия. На них в частности, строилась организационная структура Отделов провинциальных наместников / "чан ти"/ и исполнительных ведомств тюа -"фиен". В тех сферах,где не происходило преобразование старых или создание новых институтов /например, в системе цензорских учреждений / заметнее ощущались застой и негативные явления.

Таким образом, из старых институтов использовались только те, что,будучи преобразованными, соответствовали новой ситуации. Остальные элементы нормативной системы существовали в значительной степени по традиции.

■ Структура и состав слоя служилых феодалов. В рамках новых управленческих структур был достигнут паритет основных служилых корпусов чиновничества средневекового Вьетнама - гражданского и военного. На верхних ступенях чиновничьей иерархии и в новых учреждениях тюа грань между ними становится все менее заметной и легко преодолимой. Не являются редкостью в ХУШ в. случаи перехода из гражданского корпуса в военный и наоборот.

Видное место в социальной политике тюа этих лег занимает использование практически на всех участках государственной службы евнухов. Не достигнув количественного превосходства над основными служилыми категориями,евнухи но второй половине ХУШ в. добились резкого усиления своего влияния на ключевых направлениях - в ведомствах /"фиен"/, в Наместначествах /"чай

ги"/, в военных подразделениях /лейб-гвардия, конница, слоны /. Под их контролем находились основные сферы государственной деятельности:налоги, пошлины, рекруты, жалование, гшорцовая страла и т.д. Социальный статус евнухов в середине - второй половине ХУШ в. был привилегированным,подобно зтатусу военных в ХУ1 в. Чрезмерное вмешательство внутридвор-зовой касты в дела управления таило в себе опасность социально-политической дестабилизации, что доказали " смутные" годы последнего десятилетия правления Ле-Чинь в Дангнгоае.

В целом же в ХУП-ХУШ вв. в системе общественного престижа /титульный принцип/ военные неизменно занимают лидирующие позиции.

В заключении подводится итог исследования феодального чиновничества как социальной группы. Формулируются основные результаты и вывода.

В социальной структуре вьетнамского общества ХУ1-ХУШ вв. эдним из важнейших процессов было усиление военно-поместных злоев, которым все более принадлежала экономическая и военная зласть в виде земельных владений.права на труд зависимых крестьян, права набора солдат и командования ими. В диссертации показано, что такие изменения сопровождались инкорпорацией этих злоев в традиционные государственно-политические структуры. Возникновение режима тюа и соответствующего исполнительного аппарата было ярким выражением этой общественной тенденции. Военный характер власти правителя /тюа /, сложившийся еще в £У1 в., сохранялся в новых условиях ХУП-ХУШ вв., когда правители /тюа/ Чинь выступали в роли гражданского и сакрального лидера,оттеснив императоров Ле. Установлено, что новый господствующий слой институционализировался посредством, в основном, новых структур, а частично - путем адаптации отдельных звеньев ¡тарой системы. Внешним проявлением этого процесса было изменение системы социальных знаков, вполне адекватно, как показал анализ,отражавшее трансформацию общества и его приоритетов.

В приложении к диссертации собрано более 40 таблиц, в которых систематизированы материалы различных источников по отдельным аспектам темы. В таблицах №№ 28,29,30 описывается лтатное расписание евнухов,гражданских и военных чиновников. В них собраны результаты работы автора по реконструкции чи-новно-должностной системы эпохи Поздних Ле- во Вьетнаме /ХУ-ХУШ вв./.

СПИСОК ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

а. Статьи.

Система должностей и титулов во Вьетнаме в ХУ -ХУШ вв. и отражение в ней структуры господствующего класса -Вестник московского университета,Серия ХШ "Востоковедение' 1990,I -1 а.л.

б. Тезисы доклада.

Административная практика во Вьетнаме ХУ-ХУШ вв. -Тезисы докладов XX Научной конференции "Общество и государство в Китае", Часть I, М.,1939. - 0,25 а.л.

в. Рецензия на книгу А.Л. Рябинина. Рождение империи Нгуенов /социально-политическая история Вьетнама в начале XIX в./ М.,1988,- Народы Азии и Африки, 1989, М2. -0,25 а.л.