автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Communio poetarum:У.Б. Йейтс и русский неоромантизм

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Кружков, Григорий Михайлович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Диссертация по филологии на тему 'Communio poetarum:У.Б. Йейтс и русский неоромантизм'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Кружков, Григорий Михайлович

ПРЕДИСЛОВИЕ

1. Йейтс как зеркало русской поэтической эволюции

2. Неоромантизм

3. Акмеизм как автокоррекция символизма

ГЛАВА 1. ЙЕЙТС И РОССИЯ. К ПРЕДЫСТОРИИ ЗНАКОМСТВА

1. Прижизненные упоминания и переводы, 1896—

2. Гумилев, Йейтс и «А.Е.» (Лондон 1917)

ГЛАВА 2. МИФОТВОРЦЫ: ЙЕЙТС И ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВ

1. Роза и Башня

2. Единство бытия

3. Ego Dominus Tuus

4. Вечный язык поэтов

ГЛАВА 3. ТЕОРИЯ И ИГРА МАСКИ: ГУМИЛЕВ И ЙЕЙТС

1. Уроки Заратустры

2. Уроки Исиды

3. Поэтический театр

4. На королевском пороге

5. Графиня Кэтлин

6. Возвращение к символизму

ГЛАВА 4. РУБИЩЕ ПЕВЦА: МАНДЕЛЬШТАМ И ЙЕЙТС

1. Уплывшая визитка

2. «По улице меня везут без шапки»

3. Бродячие барды

4. Полет Гериона

5. Прощание с Итакой

ГЛАВА 5. ЙЕЙТС И ВИЗАНТИЙСКИЕ СТИХИ МАНДЕЛЬШТАМА

1. Первое плавание

2. Зубцы неначатой стены

3. Веер смысла

4. Наказанное море

ГЛАВА 6. КРИК ПАВЛИНА И КОНЕЦ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ЭПОХИ

1. Павлины в Павловске

2. Павлины у Иейтса

3. Павлины у Стивенса

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по филологии, Кружков, Григорий Михайлович

1. Иейтс как зеркало русской поэтической эволюции

Русская поэзия символизма и постсимволизма в настоящее время является одной из наиболее популярных тем в российской и зарубежной славистике. Однако в потоке публикаций о Серебряном веке до сих пор чрезвычайно мало работ, анализирующих русскую поэзию в общеевропейском контексте. Это тем более удивительно, что русское поэтическое возрождение, начавшееся в 1890-х годах, во многом было связано с западным (прежде всего, французским) влиянием. Впрочем, стадия подражания оказалась быстро преодолена. Как писал Морис Боура в книге «Наследие символизма», «в большинстве случаев русские подражатели превзошли свои образцы; почти во всех случаях они создали нечто совершенно новое»1. Вне зависимости от того, является ли это мнение чересчур лестным или нет, несомненно, что подлинные значение и масштаб русской поэзии двадцатого века могут быть выяснены и оценены лишь на фоне европейской и мировой поэзии своего времени. Это делает компаративистский подход необходимым и желательным, и в этом оправдание моей работы.

Следует с самого начала подчеркнуть, что вопрос не в том, «кто на кого повлиял». Как будет показано в первой главе, Йейтс был почти неизвестен в России при своей жизни. Единственным реальным пересечением Йейтса и русской поэзии было знакомство Йейтса с Гумилевым в 1917 году в Лондоне, за которым последовали некоторые переводческие проекты, к сожалению, не

1 Bowra М. The Heritage of Symbolism. London, 1943. P. 144. успевшие реализоваться (по крайней мере, до нас почти ничего от них не дошло). В целом, мы должны рассматривать Йейтса и его русских современников как два параллельных, но совершенно независимых явления европейской литературы. Тем более интересно взглянуть на Йейтса сквозь призму русской поэзии — и наоборот. Отсутствие непосредственных взаимовлияний дает возможность яснее увидеть характерные тенденции времени, сходные реакции разных поэтов на сходные проблемы, которые ставила перед ними жизнь и эпоха. Сравнительный анализ не только приближает Йейтса к русскому читателю (объясняя неизвестное через известное), но и позволяет путем сопоставления прояснить некоторые темные места в их стихах. В дополнение ко многим иллюстрациям в корпусе этой работы я бы хотел привести еще один пример.

Вот строки из стихотворения «Любимая — жуть» (1917) Бориса Пастернака:

Он видит, как свадьбы справляют вокруг, Как спаивают, просыпаются, Как общелягушечью эту икру Зовут, обрядив ее, паюсной.

Образ «общелягушачьей икры» можно было бы счесть изобретением Пастернака, когда бы не стихотворение Йейтса «Разговор поэта с душой» (1927), в котором есть такие строки:

Согласен пережить все это снова И снова окунуться с головой В ту, полную лягушечьей икрой, i

Канаву, где слепой гвоздит слепого .

2 Пастернак Б. Собр. соч.: В 5 т. М., 1989 — 1992. Т. 1. С. 166. 3

I am content to live it all again /And yet again, if it be life to pitch / Into a frog-spawn of a blind man's ditch, / A blind man battering blind man. From «А Dialogue of Self and Soul» // Yeats W.B. Collected Poems. P. 232.

Неслучайность этого образа подтверждается и стихотворением Йейтса «Статуи» (1938), где он пишет (в дословном переводе): «Мы, ирландцы, рожденные в древней вере и брошенные в этот грязный поток современности, который старается нас опрокинуть яростью своего безобразного икрометания.»4

Эти совпадения заставляет нас задуматься, а не позаимствовал ли откуда-нибудь Пастернак этот образ? Оглядываясь в поисках возможного источника, мы в первую очередь нападаем на знаменитую статью Д. Мережковского «Грядущий хам» (1906). Мережковский начинает с цитаты из Герцена, который, в свою очередь, отсылает читателя к Джону Стюарту Милю.

Мещанство, — говорит Герцен, — это та самодержавная толпа сплоченной посредственности (conglomerated mediocrity) Ст. Милля, которая всем владеет, — толпа без невежества, но и без образования. Миль видит, что все около него пошлеет, мельчает; с отчаянием смотрит на подавляющие массы какой-то паюсной икры, сжатой из мириад мещанской мелкоты.»5

Пастернак заимствует не только образ «паюсной икры», но и синтаксис фразы: «Милль видит, что все около него пошлеет.» — «Он видит, как свадьбы справляют вокруг.» Так, отталкиваясь от замеченной стиховой параллели, мы приходим — через Мережковского и Герцена — к Миллю, чьи мысли, по-видимому, и лежат за антибуржуазными выпадами Пастернака и Йейтса.

4 We Irish, born into an ancient sect / But thrown upon a filthy modern tide / And by its formless spawning fury wrecked. From «Statues» // Yeats W.B. Collected Poems. P. 323.

5 Мережковский Д. Больная Россия. JI., 1991. С. 14.

Как объект компаративистского анализа Иейтс исключительно интересен. Едва ли можно указать другого крупного поэта английского языка, чья карьера четко делилась бы на два столь различающихся между собой периода — до первой мировой войны и после. Лишь Иейтс столь наглядно воплощает в одном лице две фазы развития современной поэзии. Это и делает его уникальной для наших целей фигурой: настоящим «зеркалом русской поэтической эволюции» на протяжении добрых полувека. Следует учесть еще две важные причины для выбора этого объекта сравнения: во-первых, удивительное сходство ирландского и российского исторического фона и, во-вторых, укорененность Иейтса в романтической традиции, которая была чрезвычайно важна и для русского поэтического возрождения, начавшего в 1890-х годах и продлившегося дольше, чем где-либо еще в Европе.

Известно, что тот новаторский сдвиг в поэзии второй половины XIX века, который привел к возникновению символизма, совпал с глобальным кризисом утилитарной философии и традиционной религии. Поэзия была призвана заменить и то, и другое. Задачей поэта было не развлечение публики, не игра, не производство красивых сонетов, а стремление к идеалу, поиск духовного Грааля.

Символизм прошел через несколько фаз. Сначала была идея Красоты как высшего принципа. Она породила парнасцев и Бодлера во Франции, прерафаэлитов и Уайльда в Англии. Со временем на первое вышли магия стиха, музыка слов и их тайное взаимодействие (Верлен, Рембо, Малларме). Новорожденный русский символизм в лице Брюсова и Бальмонта был ветвью западноевропейского эстетизма. Поэзия второго периода, отмеченная именами Блока, Андрея Белого и Вячеслава Иванова, была глубже связана с философией. Фридрих «кормчими звездами» Ницше и Соловьев,

Ницше и Владимир Соловьев сделались Поколения. Как ни странно, иконоборец пророк Божественной Софии, отлично уживались в сознании русских поэтов

Кризис русского обнаружил неудовлетвс символизма на рубеже 1910-х годов фенность нового поэтического поколения сложными и абстрактными построениями символистов, а также их поэтической практикой. Футуристы, казавшиеся наиболее радикальным отрядом «мятежников», на самом деле были внутренне связаны с поэтикой «старших символистов» (Брюсова, Бальмонта) и их европейских учителе слов» Рембо, с рубенсс зй, в частности, с принципом «галлюцинации )вской плотскостью и мрачным урбанизмом Верхарна. Акмеисты, во главе с их лидером Гумилевым, избрали другую дорогу. Они проповедовали ясность, мастерство, «целомудренность» в прдходе к непознаваемому. Но мы бы сильно ошиблись, приняв эту (позицию за отрицание сверхчувственного и возвращение к материфшзму. Наоборот, Гумилев призывал поэтов всегда помнить про непознаваемое», про покрывало тайны, но только просил не трогать это покрывало, не убивать курицу, несущую золотые яйца Табу Гумилева непознаваемое находш поэзии. на нецеломудренные попытки познать ся в полном соответствии с первыми словами

Сокровища смиренных» Мориса Метерлинка: «Silence and

Secrecy!» (в подлинни ке по-английски). «Вопросы бесполезны, говорил Метерлинк, — всякое беспокойное движение испытующей мысли даже мешает жить другой жизнью, которая скрывается в этой тайне»6. Эта мысль Метерлинка ретроспективно получала

Метерлинк М. Поли. собр. соч. Пер. Н. Минского и Л. Вилькиной. Пг., 1915. Т. 2. С. 29. подкрепление со стороны Тютчева, чья поэзия стала необыкновенно актуальным в этот период: «МолЧи, скрывайся и таи / И чувства, и мечты свои» («Silentium»). Новое, что было у Метерлинка — это «тайна повседневности», le mysture de quotidien. Именно в ней, а не в событиях греческих трагедий, заключено «тайное сокровище героизма».

Акмеизм стал не отказом от символизма, а его углублением, попыткой исправить некоторую абстрактность той модели символизма, которая тогда существовала. Философия «Сокровища смиренных» была актуализирована акмеистами, стремившихся укоренить свою поэзию в земном. Влияние Метерлинка прослеживается в манифесте Гумилева, но еще больше — в поэтической практике Ахматовой: она разгадывала тайну, лежащую за гранью повседневности, вплоть до самых своих последних стихов.

Другой, хотя в чем-то близкий подход, можно видеть у Мандельштама в статье «О природе слова». Он славит одухотворенные вещи, окружающие человека, «утварь» его жизни. Стихотворение Мандельштам уподобляет погребальной ладье древних египтян, содержащей все, что может понадобиться в загробном мире . Метафора ясна: поэт должен вместить в свои стихи всю свою земную «утварь», чтобы достичь бессмертия. Но манделыптамовские «эллинизированные» вещи не просто реальны — они сакральны, они согреты «тончайшим телеологическим теплом»8. Так сходится «эллинизм» Мандельштама, его представление о священной утвари, окружающей человека, с

7 Мандельштам О. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 187. В дальнейшем ссылки на это издание будут даваться в сокращенной форме, без названия.

8 Там же. С. 182. тайной повседневности» Метерлинка. При этом Мандельштам постоянно подчеркивает, что он не против символизма, а против «лжесимволизма». Он употребляет такие выражения, как «эпоха лжесимволизма»9, «кризис лжесимволизма», утверждает, что поэтика акмеизма основана на «истинном символизме»10.

Обращаясь к Йейтсу, мы можем сказать, что ломка стиля, пережитая ирландским поэтом в 1910-х годах, была тоже своего рода «внутренним акмеизмом». Йейтс родился в один год с Дмитрием Мережковским (1865) и на год раньше Вячеслава Иванова. Его первая книга вышла в 1889 году, всего лишь за два — три года до издания первых книг Бунина, Мережковского и Бальмонта, ознаменовавших начало русского поэтического возрождения. Годы первой мировой войны, завершившие Серебряный век русской поэзии, оказались переломными и для Йейтса. После войны его стиль претерпел большие изменения. От раннего символизма «Розы» и «Ветра в камышах» он перешел к более сложной манере, сочетающей реализм и символизм, пафос и гротеск в духе, напоминающем иногда Мандельштама и даже обериутов. В этот переходный период важной оказалась его дружба с молодым и энергичным Эзрой Паундом, который внушал «дядюшке Вилли» свои идеи поэтического обновления. «Поэт должен быть современным человеком, — утверждал Паунд. — Ясность, точность, и никаких абстракций»11. Не правда ли — похоже на манифест русского кларизма или акмеизма ? Как бы то ни было,

9 Там же. С. 183.

10 См.: Черновики к статье «О природе слова» // Мандельштам О. Слово и культур A.M., 1987. С. 262.

11 Ellmann R. Yeats: The Man and the Masks. New York, 1979. P. 214. именно под влиянием Паунда завершилась давно желаемая и ожидаемая метаморфоза стиля Йейтса.

Но это не было разрывом с романтическими убеждениями молодости, а лишь обновлением и обогащением его поэтики. Нельзя не согласиться с Кэтлин Рейн, которая писала:

Социальные реалисты, политические левые и те, что через Паунда и Элиота попали под влияние американского имажизма,

VJ легко обнаруживают в «позднем Иейтсе» жесткие образы, занозистую лексику и грубоватых персонажей — вроде тех, которые могли бы появиться у авторов их собственной школы. Им невдомек, что все это лишь новое воплощение тех самых «героических и религиозных тем, передаваемых из века в век, варьирующихся по пером каждого поэта, но никогда не устаревающих», которые Йейтс считал неизменным содержанием всей возвышенной поэзии. В литературе, затопляемой потоками натурализма, политического стихоплетства и университетского остроумия, Йейтс отстаивал чистое и прекрасное, традиционное и благородное»12.

То, что Йейтс был ирландцем, тоже существенно. И дело тут не только в пресловутом родстве кельтской и русской души, в их приверженности многослойным фольклорным традициям, а также в сходном опыте многовекового рабства и угнетения. Существует интересный синхронизм политических событий в XX веке между Ирландией и Россией: Дублинское восстание против англичан в 1916 году (Пасхальное восстание), обретение независимости в 1918-м, гражданская война 1921—1923 годов происходили почти

12 Raine Kathleen. Introduction to Letters on Poetry from W.B. Yeats to Dorothy Wellesley // Yeats: Last poems, ed. John Stallworthy. London, 1968. P. 51. синхронно с русскими революциями и гражданской войной. Другая важная параллель — особый культ поэзии в этих странах и традиционно связываемый с ней ореол святости и мученичества.

Когда в 1916 году разразилось Пасхальное восстание, закончившееся казнью шестнадцати главарей (среди них — троих поэтов), реакция Йейтса была неоднозначной. В первый момент он возмутился «глупостью» этих людей, пожертвовавших своей жизнью и жизнью своих собратьев из чистого нетерпения; но через несколько недель его взгляд на события изменился и он написал стихотворение «Пасха 1916 года» с его знаменитым рефреном: «All changed, changed utterly: /А terrible beauty is born» («Все изменилось, полностью изменилось: родилась страшная красота».). «Страшная красота» Йейтса — сродни жуткому восторгу Блока перед гибельным ветром революции в «Двенадцати» или трагическим прозрениям Мандельштама в его «петропольском» цикле13.

Год русской революции был судьбоносным и для Йейтса. Весной 1917 года он купил башню Тур Баллили, которая стала главным символом его поздней поэзии, в октябре женился (что было, в некотором роде, революционным шагом для пятидесятидвухлетнего холостяка); наконец, в том же году написал прозаическую книгу Per Arnica Silentia Lunae, где в первый раз с такой полнотой изложил свое поэтическое и философское credo.

13 С. Кетчиан попыталась сблизить «Пасху 1916 года» Йейтса и «Реквием» Анны Ахматовой. См.: Ketchian Sonia I. Anna Akhmatova and W.B. Yeats // Anna Akhmatova: 1889—1989. Berkeley, 1993. К сожалению, исследовательница не обратила внимания на диаметральную разницу жанра и темы: у Ахматовой — реквием по безропотным мученикам, у Йейтса, наоборот, воспевание бунта как героического деяния.

2. Неоромантизм

Оглядываясь на свой путь, Йейтс называл себя романтиком, одним из последних романтиков14. Многие полагают, что символизм был, по существу, второй волной европейского романтизма. В России он захватил, по крайней мере, три поколения поэтов, родившихся между 1860-ми и 1890-ми годами. Их часто называют модернистами, но этот термин подчеркивает лишь идею обновления, модернизации поэзии, оставляя в стороне историческую причину этого обновления. В данной работе я буду использовать термин «неоромантизм», имея в виду продолжение романтической парадигмы в мировоззрении и поэтике символистов и их наследников.

Коль скоро это слово произнесено, встает вопрос: кого именно считать неоромантиками? Символистов или акмеистов? Футуристов? Цветаеву? Заболоцкого и обернутое? Я полагаю, что неоромантическим был сам дух возрождения русской поэзии в конце XIX — начале XX века. Вождями этого движения, «учителями», по выражению Мандельштама, были символисты, но все дальнейшие течения и поэтические индивидуальности, вышедшие из «символистского лона», несли в себе генетический код романтизма. То есть, все крупные поэты той эпохи были, по сути, романтиками — от Блока до Цветаевой, от акмеиста Мандельштама до футуристов Хлебникова и Маяковского. Особенно это заметно, если сравнить то время с нынешним: тех поэтов с их одержимостью творчеством, величием цели, готовностью к самопожертвованию и этих, почти смирившихся с ролью, которую им отводит

14 «We were the last romantics.» From «Cool Park and Ballylee» (1931) // Yeats W.B. Collected Poems. P. 240. современное потребительское общество — ролью чудаков-маргиналов или, в лучшем случае, работников индустрии досуга, причем весьма узкой (для интеллектуалов) отрасли этой индустрии.

Определяющая черта романтизма — его приверженность высшему принципу, представителем и выразителем которого является поэт. Этот принцип не может быть выражен профанным языком; поэзия — единственное средство приблизиться к Абсолюту, причаститься высшей гармонии. Отсюда вытекают основные признаки романтизма: культ свободы, приоритет интуиции над логикой, воображения — над реальностью, красоты — над пользой. Отсюда же — представление о жреческой роли поэта, мистериальное истолкование его жизни. Даже самый скромный поэт романтического склада, который никогда в жизни не осмелился бы проповедовать или пророчить, в глубине души уверен, что он отмечен свыше и его призвание священно.

В.Н. Топоров подчеркивает, что судьба поэта может быть истолкована как «нахождение конечным и невечным героем пути к бесконечной и вечной жизни», к бессмертию — то, что происходит с младшим сыном Бога в «основном мифе»15. Но путь к бессмертию связан с тяжелейшими испытаниями. Чтобы воскреснуть, надо покинуть верхний мир и пройти «путем зерна». «Неразумны те, кто думает, что без нисхождения в ад возможно искусство» (К. Вагинов). Поль Валери еще сомневался, чем должен пожертвовать поэт: «Кто говорит: Творчество, говорит: Жертвы. Главное — решить, что именно мы принесем в жертву»16. А вот Пастернак —

15 Топоров В.Н. Об «эктропическом» пространстве поэзии // От мифа к литературе: сборник статей в честь 70-летия Е.М. Милетинского. М., 1993. С. 39.

16 Там же. якобы «реалист», а не «романтик» — прямо требовал от актера «полной гибели всерьез»; он же писал «о жертве, без которой искусство не нужно и скандальнб-нелепо»17.

За высказываниями столь разных художников стоит нечто общее, усвоенное в ранней юности. Все началось с символистов, восстановивших романтическую парадигму в поэзии; они-то в конечном счете и породили то «цветущее разнообразие», наступившее позднее, когда, по выражению Мандельштама, род символистов «распался и наступило царство личности, поэтической

18 особи» . Может показаться странным, но таков, по-видимому, общий закон: лучшая поэзия создается после окончания наиболее благоприятного для поэзии периода, в эпоху прозы. Недаром русские поэты-романтики — Пушкин, Баратынский и Тютчев — самые замечательные свои стихи написали уже после романтизма. То же справедливо и в отношении неоромантиков: главные шедевры поэтов Серебряного века — Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама, Ходасевича, Пастернака, Гумилева, и даже Вячеслава Иванова (например, «Зимние сонеты»), — не говоря уже о Георгии Иванове, — написаны после Серебряного века.

Несомненно, что новые течения и вкусы оказали свое влияние на поэтов, вышедших из «лона символизма»; тот же Иейтс, например, в поздних стихах учел опыт Джойса. Но их внутренняя романтическая установка не изменилась. Даже Вагинов и Заболоцкий, даже «закоренелые обернуты» Хармс и Введенский принадлежали, по сути дела, к тому же неоромантическому племени: отвергая и пародируя претензии символистов, они на деле

17

Письмо Раисе Микадзе 18 окт. 1950 г. // Пастернак Е. Б. Борис Пастернак. Биография. М.,1997. С. 649.

18 Выпад (1923) II Мандельштам О. Т. 2. С. 212. утверждали их своим новым мистицизмом абсурда и гротеска, своими собственными судьбами, воспроизводящими главный романтический ритуал жертвоприношения поэта.

Добавляя к романтизму приставку «нео-», мы невольно касаемся идеи повторений и цикличности. Йейтс, проживший большую жизнь и видевший собственными глазами великие исторические перемены, в зрелые годы развил собственную философскую теорию циклов в книге «Видение» (1925, 1937). Не обязательно разделять эти довольно эксцентрические взгляды Йейтса, чтобы признать действительное существование в истории неких «волн», влияющих в свою очередь на литературу. В молодости Иейтс наблюдал сдвиг общественного интереса от позитивизма к романтизму, от увлечения наукой и общественным переустройством к духовным и артистическим проблемам. Нечто подобное произошло и в России, когда дети народников и земских деятелей неожиданно потянулись к чистому искусству, к философии жизни, к мистике. Вспомним рассказ «Дом с мезонином» (1896) Чехова, где старшая сестра занята просвещением и лечением крестьян, а младшая, которой это уже скучно, жадно слушает смутные речи художника: маленького отрезка в несколько лет хватило для смены интересов поколения, красота вытеснила пользу. Йейтс принадлежал к той же эпохе, он жил в возбужденной, лихорадочной обстановке рубежа веков, когда оккультизм и восточная мистика пышным цветом расцветали в столице Британской империи (как некогда в императорском Риме), причудливые узоры модерна определяли оформление книг и гостиных и жизнь напоминала какой-то блестящий маскарад или древнюю мистерию. Атмосфера Серебряного века в России, как ее описала, например, Анна Ахматова в «Поэме без героя», была похожей. Все изменилось в 1917 году — по существу, даже раньше — с началом мировой войны. Послевоенная реальность была уже совсем другой, у сердитых молодых людей этих лет были свои счеты с идеализмом прошлого.

Романтический «ренессанс» предыдущей эпохи превратился, по выражению Джона Бейли, в романтический «пережиток», или просто «выживание» (в подлиннике игра слов: revival—survival)19. Поэзия оказалась выброшенной в мир жестокой реальности; ей пришлось учиться грести против течения. Это относится в равной мере и к русским поэтам, писавшим под гнетом партийной идеологии, и к Йейтсу, который создавал свои лучшие стихи в атмосфере постоянно растущей изоляции. Новый поэтический истэблишмент смотрел на него как на некое ископаемое чудовище: ситуация, до странного похожая на положение Ахматовой и Мандельштама, открыто третировавшихся советской критикой как «пережитки прошлого», — хотя именно тогда их творчество и достигло зрелости.

Эта работа о Иейтсе и русской поэзии тематически и идейно связана с моей работой о Пушкине и английской поэзии («Английская деревенька Пушкина»), представляя собой ее «зеркальное отражение со сдвигом» — со сдвигом почти в сто лет. Там речь шла об одном русском поэте на фоне целого ряда английских романтиков; здесь — об одном англо-ирландском поэте на фоне его русских современников. Там в центре внимания было движение пушкинской мысли в поисках «истинного романтизма» от Байрона — через Шекспира — к «озерным поэтам» Вордсворту, Кольриджу и Саути, что отражает общую эволюцию романтизма от

19 См.: Bailey J. The Romantic Survival. London, 1957. раннего бунтарства и эгоцентризма к «мудрости терпения» и «открытия небесного в земном». Акмеисты — так же, как Пушкин, — искали «настоящий символизм»; направление их эволюции, так же как и неизменность неоромантических основ их искусства, наилучшим образом видны на фоне параллельно идущей эволюции Йейтса. Ситуация Золотого века русской поэзии симметрично отражается в Серебряном веке. Две эпохи, разделенные почти целым столетием, подчиняются общим законам: первый этап романтического возрождения есть мятеж поэта против общества, последний этап — принятие своей земной участи, тайное мужество. Перевод «Гимна Пенатам» Саути, выполненный Пушкиным, и его поздний шедевр «Вновь я посетил.» с явными отзвуками Вордсворта иллюстрируют направление этого сдвига. Манделыптамовский гимн домашней утвари и «Молитва о дочери» Йейтса — только два примера, показывающие движение неоромантизма в сходном направлении20.

3. Акмеизм как «автокоррекция» символизма

В древнем Апостольском Символе веры есть такая формула: communio sanctorum. Она переводится как «общение святых» и обычно толкуется расширительно, как духовное единение всех верующих, живых и мертвых. Быть может, существует и communio

20 Интересно наблюдение Патрика Кина, что молитва Вордсворта за сестру в «Тинтернском аббатстве», строки 121—134, во многих деталях предвосхищает «Молитву о дочери» Йейтса, строки 33—72 (Keane P.J. Yeats's Interactions with Tradition. Columbia, Missouri, 1987. P. 98, ftn.). Таким образом, это стихотворение Вордсворта повлияло и на Пушкина, и на Йейтса. poetarum — мистическое общение поэтов. Происходящее независимо от времени и места, «поверх барьеров».

Впрочем, не обязвтельно «поверх». Говоря логически, возможны два пути коммуникации — «верхний» и «нижний». «Верхний» — это путь вдоль боковых сторон треугольника, сходящихся где-то в Невидимой Вершине: так идет волна через спутниковый ретранслятор и так у Бродского общаются влюбленные в поэме «Пенье без музыки». Второй путь — «нижний», через океан Мировой души (Anima Mundi), омывающий души поэтов; из него они черпают общие образы и символы. Элиот говорил о «подсознательной общности» между истинными художниками любой эпохи, Мандельштам — о «сообщничестве сущих в заговоре против пустоты и небытия». Все поэты — участники этого заговора одиноких.

Communio poetarum — вещь хотя отчасти и мистическая, но вполне реальная. У удивительных совпадений зачастую есть рациональные причины — логические цепочки и звенья, которые можно восстановить. Тогда мы услышим уже не одинокие голоса, а их перекличку. Поэты как бы взаимно комментируют, объясняют друг друга. Услышать эту перекличку — истинная цель компаративистики.

Йейтс по своему таланту и значению стоит особняком в своей национальной литературе; он в одиночку может представительствовать за весь ирландский символизм. В России ситуация другая, тут не было одного гения, затмевающего всех остальных. Серебряный век породил даже не одну, а несколько плеяд выдающихся поэтов (в каждом поколении — свою). Так что выбор для сопоставления весьма широкий. На этот раз мы сосредоточимся на четырех русских поэтах, принадлежащих к так называемой «Петербургской школе»: Вячеславе Иванове, Гумилеве, Мандельштаме и Анне Ахматовой. Трое из них известны как акмеисты, четвертый, Вячеслав Иванов, по признанию Мандельштама, «много способствовал построению акмеистической теории» . Сравнение Йейтса с акмеистами представляется мне особенно плодотворным. Их роднит не только особое сочетание национального консерватизма с утонченным космополитизмом («тоской по мировой культуре»), но и сходный характер пережитого ими в 1910-х годах кризиса, завершившегося переходом к новому (или, по меньшей мере, обновленному) качеству.

Возникновение акмеизма в России хронологически совпало с англо-американским движением имажистов во главе с Эзрой Паундом. Как мы уже отмечали, манифесты двух движений во многом удивительно близки. Американская славистка Кирстен Пейнтер, изучавшая этот вопрос, рассматривает «школу жесткости и объективности» как интернациональное движение в поэзии, к которому она относит Гумилева, Ахматову, Мандельштама, Паунда, Хильду Дуллитл, Уильяма Карлоса Уильямса, Элиота и даже Рильке периода «Новых стихотворений». Подчеркивается, что акмеисты, порвав с символизмом, противопоставили ему «ясную и точную дикцию, суровое мастерство, подавление поэтического ego, акцентирование точных, конкретных деталей». Главные черты символизма определяются при этом как «субъективность», «уход из реальности в потусторонний мир», «поэтика смутности и неопределенности». При таком взгляде акмеизм действительно представляется как исцеление поэзии от пороков и недугов символизма.

21 Мандельштам, П, 185.

Беда лишь в том, что полного исцеления так и не получилось. Скажем, у Мандельштама акмеистический период продолжался от силы три-четыре года, до выхода второго издания «Камня» (1916), после чего его поэзия начинает развиваться в направлении, имеющим мало общего с ясностью и конкретностью:

Я слово позабыл, что я хотел сказать.

Слепая ласточка в чертог теней вернется

На крыльях срезанных, с прозрачными играть.

В беспамятстве ночная песнь поется.

Разве это не настоящий символизм, по всем выше обозначенным признакам: субъективность, поэтика смутности, уход из реальности в потусторонний мир?

А если мы ответим «да», придется признать, что Мандельштам был акмеистом только в «Камне», но уже в «Тристиях» снова стал символистом. Выходит, он бросил добытые поэтические добродетели (ясность и объективность), чтобы вернуться в лоно поэтических пороков?

Или возьмем Николая Гумилева. Казалось бы, образцовый акмеист, обладающий сверх ясности и конкретности суровой прямотой и мужеством (masculinity). Но ведь и он к началу 20-х годов, то есть именно в пору своего короткого «акме», вернулся к символизму, — хотя и на другом, более высоком уровне, чем тот «брюсовский» символизм, с которого он в юности начинал. Доказательством может служить лучшая книга Гумилева «Огненный столп» с ее символистским названием (вспоминается, в частности, «Cor ardens» Вячеслава Иванова) и сложной, многослойной структурой. Уже в первом стихотворении книги — полная субъективность и вселенский замах:

Я — угрюмый и упрямый зодчий Храма, восстающего во мгле, Я возревновал о славе Отчей, Как на небесах, и на земле.

Память», 1920)

В другом стихотворении того же сборника «Душа и тело» Гумилев сравнивает себя с мировым древом Игдразиль, проросшим вершиной «семью семь вселенных» и еще с другим, неназываемым:

Я тот, кто спит, и кроет глубина Его невыразимое прозванье; А вы, вы только слабый отсвет сна, Бегущего на дне его сознанья.

Про эти стихи можно сказать одно: если это не символизм, значит символизма в поэзии вообще никогда не существовало. Но, может быть, самым поразительным примером «отката к символизму» служит стихотворение Гумилева «Шестое чувство» с его знаменитой концовкой:

Так век за веком — скоро ли, Господь? — Под скальпелем природы и искусства Кричит наш дух, изнемогает плоть, Рождая орган для шестого чувства.

22

Чтобы понять контекст этих строк , необходимо обратиться к статье Александра Блока «О романтизме», впервые прочитанном им в виде доклада 9 апреля 1919 года:

22 Подробное обсуждение см.: Фридлендер Г. М. «Шестое чувство» // Пушкин. Достоевский. «Серебряный век». СПб, 1995. С. 435—455.

Романтизм — условное обозначение шестого чувства, если мы возьмем это слово в его незапыленном, чистом виде. Романтизм есть не что иное, как способ устроить, организовать человека, носителя культуры, на новую связь со стихией.23

Так неожиданно акмеист Гумилев совпадает со своим «антиподом» в поэзии, символистом и романтиком Блоком.

Случай Ахматовой еще более примечательный. Ее склонность к психологизму, к внешней детали, подчеркивающей психологическое состояние героини, — «объективный коррелят» в терминологии Элиота — нисколько не означает подавления субъективного «я» поэта, не отменяет той потрясающей эмоциональности, которой и в помине нет у английских имажистов. К тому же количество и «броскость» (скажем так) внешних деталей у Ахматовой с годами заметно уменьшается. Подавляющее большинство «акмеистических примеров» критики берут из ее первых сборников «Вечер» (1912) и «Четки» (1914). Эта последняя книга Ахматовой имела самый шумный успех у публики и вызвала наибольшее количество подражаний. Оттуда и «Перо задело о верх экипажа.», и «Свежо и остро пахли морем / На блюде устрицы во льду.» и знаменитая перчатка, надетая не на ту руку. Но уже в следующем сборнике «Белая стая» (1917) акмеистическая деталь становится лишь точкой отсчета, от которой начинается уход героини в область тайного и сокровенного. Характерный пример — стихотворение «Двадцать первое. Ночь. Понедельник.», где последняя строфа звучит так:

Но иным открывается тайна,

23 Блок А. Собр. соч.: В 8 т. М„ 1963. Т. 6. С. 365.

И почиет на них тишина. Я на это наткнулась случайно И с тех пор все как будто больна24.

Эти строки говорят о приобщении героини к «невыразимому»: к «тайне» и «тишине», чей сакральный смысл подчеркивается церковнославянским оборотом «и почиет на них тишина». Можно сказать, что «поэтика неясности и недосказанности», начиная с «Белой стаи», становится ключевой для Ахматовой. А ведь это примета символизма, а отнюдь не акмеизма. Что касается «ухода в потусторонний мир», то здесь дело обстоит еще радикальнее. По сути, Ахматова старается стереть саму границу здешнего и потустороннего миров, взглянуть на этот мир как бы оттуда:

Из памяти твоей я выну этот день, Чтоб спрашивал твой взор беспомощно-туманный: Где видел я персидскую сирень, И ласточек, и домик деревянный?

1915)

Характерный прием Ахматовой — сначала дать акмеистическую деталь, чтобы затем оторваться, совершить побег из этого «реального мира» — побег тем более впечатляющий, чем осязаемей реальность этого мира:

И сухими пальцами мяла Пеструю скатерть стола. Я тогда уже понимала, Как эта земля мала.

Не тайны и не печали.», 1915)

24 Ахматова А. Соч.: В 2 т. Сост. М. М. КралинА.М., 1990. Т. 1. С. ИЗ.

Так обстоит дело с якобы преодоленной акмеистами «неясностью» и «потусторонностью». Что касается «субъективности», то без нее вовсе не было бы той Ахматовой, которую знают и любят ее читатели. Образ лирической героини, который она создавала в стихах, начиная с пресловутой «не то

25 монахини, не то блудницы» времен «Белой стаи» , постоянно дополнялся и усложнялся поэтессой, настойчиво включавшей в него черты визионерские и пророческие. С годами эти черты усиливались, но обозначены они уже в стихах 1910-х годов: «Нет, царевич, я не та, / Кем меня ты видишь хочешь, / И давно мои уста / Не целуют, а пророчат» (1915). Мотивы сна и ясновидения — главные в таких поздних и зрелых вещах Ахматовой, как «Северные элегии» и «Поэма без героя», которую Жирмунский назвал «воплощенною мечтой символистов»26. Можно сказать, что у Ахматовой акмеистические приемы включены в поэтическую систему, носящую на себе важнейшие родовые черты символизма: субъективность, ощущение близости потустороннего, поэтика тайны и недосказанности.

Понимание акмеизма как антисимволистского бунта под знаменем новой, «предметной» поэтики не отвечает на один чрезвычайно важный вопрос: почему акмеизм не стал «акме» (высшей точкой) для русских акмеистов, почему они столь быстро переросли его и двинулись к задачам, ничего общего не имеющим с целью точно описывать внешние объекты? Почему величайшие поэты XX века Мандельштам и Рильке, заплатив определенную дань

9г а

Н]е то «блудницы» с бурными страстями, не то нищей монахини.» (.Эйхенбаум Б. Анна Ахматова: опыт анализа. СПб, 1922; репринт: Анна Ахматова. Три Книги. Ann Arbor, 1990. С. 118).

26 Ахматова А. Соч. Т. 1. С. 352. имажистской» предметности, ушли бесконечно далеко в область духа, в область символов и интуитивных откровений?

Акмеизм был необходимым этапом на пути от декадентского и эстетического символизма Бальмонта и Брюсова через мифопоэтические и теургические системы Вячеслава Иванова, Белого и Блока к «истинному символизму», основанному на привязанности к обыденной жизни и уважении к героизму простого человеческого существования. Диалектическая природа этой эволюции не была сразу осознана. «Преодоление символизма», о котором писал Жирмунский в 1922 году, казалось исторической неизбежностью. «Оно освободило мир поэзии от божественной таинственности, пожертвовав ею ради обретения "прекрасной ясности"» . Но, как вскоре выяснилось, и без «божественной таинственности» настоящая поэзия не мыслима. Творческий путь Йейтса, Рильке, Мандельштама и других романтиков XX века вел их через центробежный опыт познания, приобщения к жесткой материи мира назад — к одинокому священному призванию поэта. «Путь Йейтса, — говорит Морис Боура, — красноречивый комментарий к символистскому учению. Он был предрасположен к принятию этого учения и с его помощью обрел свой первоначальный стиль. Даже когда ему пришлось расстаться со своей ранней манерой и вернуться

28 к реальности, он по-прежнему оставался в душе символистом» .

27 Цит.: Фридлендер Г.М. Пушкин. Достоевский. «Серебряный век». С. 446.

28 Bowra М. The Heritage of Symbolism. P. 218.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Communio poetarum:У.Б. Йейтс и русский неоромантизм"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Закат эстетической эпохи и последующая смена общественной парадигмы неизбежно оказываются в центре внимания при любой попытке сравнительного анализа творческой эволюции Йейтса и его русских современников. Тут проходит граница между ранним Йейтсом, певцом «кельтских сумерек», и зрелым Йейтсом, автором «Башни» и «Последних стихов». Тут проходит черта между «дореволюционным» и «послереволюционным» периодами русской поэзии. Именно в этот период эсхатологические мотивы в стихах усилились до предела. Обострились все чувствилища лирики; дар пророчества снизошел на головы певцов; поэзия явила свою полную беспомощность и величайшую силу.

Рассматривая этот переходный период, важно понять не только то, что изменилось, но и то, что осталось неизменным, увидеть не только сдвиг, но и непрерывность. Так сформировалась идея данной работы. Основной ее темой стала судьба символистского наследия у акмеистов, точнее сказать, то подспудное продолжение акмеистами символизма (прежде всего, в его неоромантическом аспекте), которое выходит на поверхность после революций и гражданской войны, а у Мандельштама движется дальше и доходит до крайних пределов в 30-е годы. Эта эволюция происходит вопреки ранним декларациям акмеизма, да и его ранней поэтике, и поэтому часто остается незамеченной240. Сопоставление с Йейтсом, прошедшим сходный путь, оказывается мощным эвристическим приемом, который позволяет увидеть эту сторону

240 Ср. с замечанием К. Тарановского: «Наследие символизма у акмеистов гораздо сильнее, чем это кажется на первый взгляд». Тарановский К. О поэзии и поэтике. М., 2000. С. 156 (сноска). проблемы. Полученная таким способом концепция дает ключ к пониманию эволюции и Мандельштама, и Гумилева, и Ахматовой, радикально меняет общепринятый взгляд на сущность акмеизма и его место в истории литературы. Становятся в один ряд такие разные и недооцененные факты, как неприятие Блоком не самой сути акмеизма, а его патента на новизну («Зачем вы хотите "называться", ничем вы не отличаетесь от нас»241), постоянно повторяемая Мандельштамом фраза о «родовом лоне символизма», из которого все вышло, отзыв В. Жирмунского о «Поэме без героя» как об «исполненной мечте символистов»242.

Акмеизм, по нашему мнению, был не отменой, но «автокоррекцией» символизма, призванной исправить такие его застарелые недуги, как абстрактность, нарцисизм, гигантизм, «водянка больших тем». Глубинных, неоромантических по своей сути, основ художнического мировоззрения эта коррекция не затронула. Произошла лишь переакцентировка, условно говоря, с Ницше на Метерлинка, с проповедей Заратустры на «Сокровище смиренных». В поэтике произошло усвоение «объективного коррелята» (если использовать терминологию Элиота), укоренение высшего и непознаваемого принципа в повседневности, в милых вещах мира, в самом слове, бесконечно емком и неисчерпаемом. Путь западного имажизма, метод «ясности» и «объективности», оказался чуждым русским поэтам. Наоборот, после относительно короткой паузы началось беспримерное усложнение поэзии у Гумилева, Мандельштама, Пастернака, даже у «клариста» Кузмина («Форель разбивает лед»), даже у Ахматовой — хотя, при ее

241 Блок А. Дневники. 23 аир. 1913. Собр. соч. Т. 7. С. 181, 238.

242 См.: Ахматова А. Соч.: В 2 т. М„ 1990. С. 352 и 361. словесном аскетизме, усложнение смыслов («кодировка») не так бросается в глаза.

Это символистская сложность отчетливо видна в «многострунности» последнего сборника Гумилева «Огненный столп», в культурных шифрах книги «Tristia» Мандельштама и особенно его стихов 1921 — 1925 годов. Кажется, что неблагоприятные внешние обстоятельства лишь усиливают в бывших акмеистах благородную приверженность к символистской «вере отцов»; крушение Серебряного века пробуждает у них не капитулянтские настроения, а инстинкт сопротивления.

Метафора Мандельштама о «родовом лоне символизма», если вдуматься в нее, объясняет главное. Нельзя родиться чем-то одним, а потом сделаться совсем другим. Не зря Йейтс пишет, как о чем-то непоправимом: «из материнского лона я вынес свое неистовое сердце», подразумевая под матерью Ирландию243. Так же и акмеисты, вышедшие «из лона символизма» (читай: неоромантизма), ничем другим, кроме как символистами и романтиками, стать не могли. И Гумилев, и Мандельштам, и Ахматова остались верны принципам символизма — высокого, мистического по своей сути искусства.

Ричард Эллман заметил, что если в молодости Йейтс и был эстетом, построившим себе башню из слоновой кости, то в дальнейшем он «выбрался наружу в мир и добыл там менее изысканные материалы, которыми постепенно заменил всю

244 и ^ слоновую кость, до последнего кусочка» . Идея рукотворной «башни», может быть, главное, что отличает «второй романтизм» —

243 Отметим, что Йейтс считал Ирландию оплотом мирового идеализма и романтизма.

244 Ellmann R. The Man and the Masks. N. Y. — L., 1978. P. 294—295. символизм — от первого. Горный замок байроновского Манфреда или башня Аластора у Шелли не вызывают у читателя вопроса, откуда взялись эти конструкции, возвышающие романтического героя над миром. Но у Йейтса, у Волошина, у Мандельштама — башни сотворенные: «Мы не летаем, — писал Мандельштам в статье «Утро акмеизма» (1913), — мы поднимаемся только на те башни, которые сами можем построить»245. Иначе говоря, не чистое вдохновение, слетевшее с небес неведомо как, но ремесло, труд, усилие преодоления — вот пафос «акмеистического», «настоящего» символизма. Между прочим, самый парадоксальный метод строительства применила Ахматова — она сложила свою башню из брошенных в нее камней: «Так много камней брошено в меня, / Что ни один из них уже не страшен, / И стройной башней стала западня, / Высокою среди высоких башен» («Уединение», 1914). Именно на эту башню она восходит в своей вершинной «Поэме без героя»: «Из года сорокового, / Как с башни, на все гляжу.» Но обратим внимание, что и рукотворные башни акмеистов — все-таки башни: романтический символ в своей основе не поколеблен. Подчеркивается лишь значение жизнестроительства, противоборства судьбе.

Русская поэзия после своего обновления в 1890-х приходит к этому не сразу; сперва ее кумир — декадент, потом — жрец, и лишь затем — герой, делатель. Это соответствует трем этапам русского символизма: «эстетского» Брюсова и Бальмонта, «религиозного» Андрея Белого и Вячеслава Иванова и, наконец, «акмеистического» Гумилева и Мандельштама. Эти фазы развития прошел и Йейтс, и хотя эстетское, религиозное и героическое у него переплетаются, нетрудно убедиться, что на первом этапе в его стихах преобладал эстетизм, на среднем — квазирелигия (оккультизм) и на последнем этапе — героизм. Не зря его самыми последними произведениями стали пьеса «Смерть Кухулина» и стихотворение «Черная башня», прославляющее мужество осажденных, верных своей присяге.

В послевоенную эпоху, когда, по выражению Мандельштама, акции личности в истории резко упали246, акмеисты сохранили романтический дух одиночества, избранничества. Они по-прежнему обращались не к современнику, не к публике, а к некому далекому, идеальному читателю-собеседнику. Еще в 1909 году молодой Мандельштам писал В. Иванову: «У вас в книге есть место, откуда открываются две великих перспективы, как из постулата о параллельных две геометрии — Эвклида и Лобачевского. Это — образ удивительной проникновенности — где несогласный на

247 хоровод покидает круг, закрыв лицо руками» . Несмотря на все искушения мистической, а впоследствии советской, «соборности» и тяжелую борьбу с этими искушениями, Мандельштам в конце концов остался «несогласным на хоровод». Остался вне «равенств и братств» — потому что знал свою принадлежность к иному, невидимому братству, к «сообщничеству сущих в заговоре против пустоты и небытия»248.

Акмеисты сохранили еще один важнейший романтический атрибут — тайну. Этот шиболет символизма постоянно на устах лирической героини Анны Ахматовой. «Музы тайная рука», тайные годовщины и печали, глубоко затаенный миф о провиденциальном

246 Конец романа (1922) // Мандельштам О. Т. 2. С. 203.

247 Мандельштам О. Камень. Серия «Литературные памятники». Л., 1990. С. 207.

248 Утро акмеизма (1912) // Мандельштам О. Т. 2. С. 144. возлюбленном — неотъемлемые черты ее поэзии, включая позднюю («Поэма без героя», циклы «Cinque» и «Шиповник цветет»). Николай Гумилев начал говорить о «неизбежности» мистической поэзии по крайней мере с 1917 года249. Его стихи делаются все загадочней («Душа и тело», «Дева-птица», «Звездный ужас»). Стихотворения Осипа Мандельштама, написанные после книги «Tristia», в том числе «Грифельная ода», «Век», «Нашедший подкову», вызывающе таинственны, темны для непосвященного —

VJ не в меньшей степени темны, чем стихи Йейтса, основанные на системе его «Видения». Можно смело сказать, что и Гумилев, и Ахматова, и Мандельштам, не являясь адептами никаких оккультных наук, фактически, то есть в своих стихах, утверждают приоритет «тайного знания» над эмпирической видимостью мира.

Наряду с избранничеством и тайнознанием, акмеисты сохранили еще одну важнейшую романтическую черту — жертвенность. Готовность погибнуть ради перевоплощения в

V/ слово, ради того, что Иейтс называл трансмутацией жизни в искусство, была для них само собой разумеющимся условием их ремесла. Я сейчас говорю «акмеисты» условно, подразумевая и других крупных поэтов постсимволистского периода, например, Ходасевича, Пастернака. Гумилев был готов принять огненную смерть, Мандельштам «своею кровью склеить двух столетий позвонки», Ходасевич — пройти «путем зерна», Пастернак — умереть как римский гладиатор («О, знал бы я, что так бывает.»). Если развивать йейтсовскую алхимическую метафору, тут можно уточнить, что существует два разных пути трансмутации. В алхимии они называются «влажный путь» и «сухой путь». Суть первого в

249 Бехгофер К. Интервью с Гумилевым // Гумилев Н.С. Соч.: В 3 т. М., 1991. С. 225. том, что все тленное, несовершенное постепенно вымывается из материи делания, оставляя лишь золотую крупицу бессмертия250. Суть второго, «сухого пути», в том, что все должно полностью, до конца сгореть и заново возродиться. В применении к пути поэта речь идет, в первом случае, о долгом опыте страдания и очищения, во втором — о мгновенном огненном перерождении251. Алхимик (или, как их называли в старину, «искусник» — «artist») сам выбирает свой метод. Гумилев пошел более скорым, «сухим путем», Мандельштам — после многих колебаний — тоже взошел на костер. Йейтс — или, например, Вячеслав Иванов — типичный пример

252 художника, шедшего медленным, «влажным путем» .

В опыте великих поэтов, прошедших через кризис символизма и эстетизма, заключается два урока. Первый урок — памяти и верности: «Звук еще звенит, хотя причина звука исчезла», и далее: «Губы человека, которому больше нечего сказать, сохраняют форму последнего сказанного слова»253.

Второй урок — обновления. Неоромантизм не смог бы достичь зрелости и дать свои наивысшие достижения, если бы не исправил изъянов раннего символизма, не заземлил его излишней выспренности, не усвоил многое из антиромантической

250 См. Нестеров А. У.Б.Йейтс: Sub Rosa Mystica. С. 610.

ЛГ 1 XS

В главе «Византийские стихи Йейтса и Мандельштама» дается, по сути, та же оппозиция. «Плавание в Византию» и «Византий» описывают соответственно «сухой» и «влажный» пути трансмутации.

252 Христианство, алхимия и поэзия — три параллельных пути достижения бессмертия. Неудивительно, что алхимия была источником символов для поэзии, а порой и для христианской прозы. Джон Донн (1572 — 1631) использовал ее в любовной лирике, а позднее, когда стал священником, в проповедях. Он говорил, например, что для достижения праведности «мало одного растворения, мало омовения и трансмутации, которой достигают этим очищением и омовением, — нужна фиксация, закрепление». Сам Донн, очевидно, шел «влажным путем».

253 «Нашедший подкову» (1923). Мандельштам О. Т. 1. С. 148. модернистской эстетики 1910 — 1920 годов. Так, например, Йейтс включил «пахучий реализм» Джойса в некоторые свои поздние стихи (так называемые «lust and rage poems»).

Наследники символизма сумели соединить распавшееся на переломе эпох время, «связать флейтой» «узловатые колена дней». Их заслуга не была сразу понята и оценена, ибо на передний план вышли совсем другие люди и другие вкусы. Таков, видимо, закон литературы: романтическая традиция никогда не умирает, но, как река, уходит под землю и через долгое время, пережив равнодушие сыновей, снова выходит на поверхность, чтобы питать творчество внуков.

Яркий пример — Иосиф Бродский, последний наследник Серебряного века, ученик Ахматовой, Мандельштама, Цветаевой и Пастернака. Непрерывность традиции видна, например, в том, как Бродский в своем стихотворении «Строфы» вдохновенно подражает английскому романтику Шелли — точнее сказать, подражает Пастернаку, переложившему на русский стихотворение Шелли «Строки»:

Раскололась лампада, Не затеплится луч. Гаснут радуг аркады В ясных проблесках туч.

Б. Пастернак)

На прощанье — ни звука. Граммофон за стеной. В этом мире разлука — Лишь прообраз иной.

И. Бродский)254

254 Подробнее см. статью «В зимних сумерках на опушке века».

В 1965 году Бродский написал стихотворение «На смерть Т.С. Элиота», начинающееся словами: «Он умер в январе, в начале года.» По своей композиции, ритмам и образам это — вариация на стихотворение самого Элиота, посвященного смерти Йейтса и начинающегося словами: «Не disappeared in the dead of winter». Бродский тоже умер в январе, как Йейтс и как Элиот, и нью-йоркская русская газета рядом с траурной фотографией поместила его строки, посвященные Элиоту и ставшие эпитафией ему самому. Во второй строфе стихотворения Бродский говорит о том, что «поэзия основана на сходстве / бегущих вдаль однообразных дней» и что она ни в чем так не видна, как «в календарной рифме», то есть в совпадении дат. (Обратим внимание, что магия дат была одной из любимых идей А.А. Ахматовой.) Со смертью Бродского, двойная рифма стала тройной. Последнего русского поэта-романтика проводила в могилу строка, сказанная Элиотом о Йейтсе.

 

Список научной литературыКружков, Григорий Михайлович, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"

1. ПРОИЗВЕДЕНИЯ У. Б. ЙЕЙТСА

2. Yeats W.B. Autobiographies. 1st ed. London: Macmillan, 1955.

3. Yeats W.B. The Collected Plays. New York: Macmillan, 1953.

4. Yeats, W.B. The Collected Poems. New York: Macmillan, 1956.

5. Yeats W.B. Essays and Introductions. London: Macmillan, 1961.

6. Yeats W.B. Memoirs. London: Macmillan, 1972.

7. Yeats W.B. Mythologies. New York: Collier Books, 1969.

8. Yeats W.B. A Vision. New York: Collier Books, 1965.

9. Yeats W.B. A Critical Edition of Yeats's A Vision (1925), ed. G. M. Harper and W. K. Hood. London and Basingstock: Macmillan, 1978.

10. Yeats W.B. The Collected Letters of W.B. Yeats. Ed. John Kelly et al. Oxford: Clarendon Press. 1986-. Vol. 1. 1865-95. Vol. 2. 1896-1900. Vol. 3. 1901-04.

11. Yeats W.B. The Letters of W.B. Yeats, ed. Allan Wade. London: Hart-Davis, 1954.

12. Yeats W.B. The Variorum Edition of the Poems of W.B. Yeats. New York: Macmillan, 1987.

13. Yeats W.B. The Variorum Edition of the Plays of W. B. Yeats. New York, Macmillan, 1966.

14. Йейтс У. Б. Роза и башня / Сост., пред. и комм. Г. Кружкова. СПб: Симпозиум, 1999.

15. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ РАБОТЫ О ЙЕЙТСЕ

16. Alldritt Keith. W.B. Yeats: the Man and the Milieu. New York: Clarkson Potter, 1997.

17. Bailey John. The Romantic Survival. London: Constable, 1957. Bowra Maurice The Heritage of Symbolism. London: Macmillan, 1943.

18. Coote Stephen. W.B. Yeats: A Life. London: Hodder and Soughton, 1997.

19. Donohue Denis. William Butler Yeats. New York: The Ecco Press, 1988.

20. Ellmann Richard. Yeats: The Man and His Mask. New York; London: W.W. Norton and Company, 1978.

21. Ellmann Richard. The Identity of Yeats. New York: Oxford University Press, 1964.

22. Ellmann Richard. Eminent Domain; Yeats Among Wilde, Joyce, Pound, Eliot, and Auden. New York: Oxford University Press, 1967.

23. Ellmann Richard. W.B. Yeats's Second Puberty. Washington: Library of Congress, 1985.

24. Gorski William T. Yeats and Alchemy. Albany, NY: State University of New York Press, 1996.

25. Jordan Carmel. A Terrible Beauty: the Easter Rebellion and Yeats's "Great Tapestry." Lewisburg: Bucknell University Press, 1987.

26. Jeffares A. Norman. A New Commentary on The Poems of W. B. Yeats. Stanford: Stanford UP, 1884.

27. Jeffares A. W.B. Yeats, Man and Poet. New York: St. Martin's Press, 1996.

28. Jeffares A.N. and Knowland, A.S. A Commentary on the Collected Plays of W. B. Yeats. London: Macmillan, 1975.

29. Keane Patrick J. Yeats's Interactions with Tradition. Columbia, Missouri: University of Missouri Press, 1987.

30. Macrae Alasdair D. F. W.B. Yeats: A Literary Life. New York: St. Martin's Press, 1995.

31. McCready Sam. A William Butler Yeats Encyclopedia 1997. Westport, Conn.: Greenwood Press, 1997.

32. Moore Virginia. The Unicorn: William Butler Yeats' Search for Reality. New York, Macmillan, 1954.

33. Muldoon Paul. The End of the Poem: All Souls' Night by W.B. Yeats: an inaugural lecture delivered before the University of Oxford on 2 November 1999. Oxford <England>; New York : Oxford University Press, 2000.

34. O'Donnell. A Guide to the Prose Fiction of W.B. Yeats. Ann Arbor: UMI Research Press, 1983.

35. Oppel F. N. Mask and Tragedy: Yeats and Nietzsche, 1901-10. Charlottesville: University Press of Virginia, 1987.

36. Raine Kathleen. Yeats the Initiate. Mountrath, Ireland: Dolmen Press, 1986.

37. Ure Peter. Yeats, the Playwright. London: Routledge & Kegan Paul, 1963.

38. Unterecker John. A Reader's Guide to William Butler Yeats. New York: Octagon Books, 1983.

39. Wade A. A Bibliography of the Writings of W. B. Yeats. 3 ed. London: Hart-Davis, 1968.

40. W.B. Yeats: the Critical Heritage. Ed. A. Norman Jeffares. London; Boston: Routledge and Kegan Paul, 1997.

41. Yeats and the Theatre. Ed. Robert O'Driscoll and Lorna Reynolds. Niagara Falls, New York: Maclean-Hunter Press, 1975.

42. Yeats: Last poems. Ed. Jon Stallworthy. London: Macmillan, 1968.

43. ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПОЭТОВ

44. Ахматова А. А. Соч.: В 3 т. / Под редакцией Г. П. Струве и Б. А. Филиппова. Washington: Inter-Language Literary Associates, 1965.

45. Ахматова А. А. Соч.: В 2 т. / Сост. М. М. Кралин. М.: Правда, 1990.

46. Баратынский Е. А. Поли. собр. стихотворений. Д.: Сов. писатель, 1957.

47. Блок А. А. Собр. соч.: В 6 т. М.: Правда, 1971.

48. Бродский И. А. Соч.: В 5 т. СПб.: Пушкинский фонд, 1992-96.

49. Brodsky, Joseph . On Grief and Reason: Essays. New York: Farrar, Straus and Giroux, 1995.

50. Ватинов К. Козлиная песнь: Романы. М.: Современник, 1991.

51. Волошин М. Стихотворения и поэмы. СПб.: Петербургский писатель, 1995 (Новая биб-ка поэта).

52. Волошин М. «Средоточье всех путей.» М.: Московский рабочий, 1989.

53. Гиппиус 3. Н. Стихотворения. СПб.: Академический проект, 1999 (Новая биб-ка поэта).

54. Гумилев Н. С. Соч.: В 3 т. / Сост. Н. А. Богомолов. М.: Худ. лит-ра, 1991.

55. Гумилев Н. С. Драматические произведения. Переводы. Статьи. Л.: Искусство, 1990.

56. Гумилев Н. С. Неизданное и несобранное. Paris: YMKA-PRESS, 1986.

57. Гумилев Н. С. Неизданное. Paris: YMKA-PRESS, 1980.

58. Гумилев Н. С. Письма о русской поэзии. М.: Современник, 1990.

59. Гумилев Н. С. Собр. соч.: В 4 т. / Под редакцией Н. Струве и Б. А. Филиппова. Washington: Izdatel'stvo knizhnogo magazina Victor Kamkin, 1968.

60. Гумилев H. С. Стихи. Письма о русской поэзии. М.: Худ. лит-ра, 1989.

61. Gumilev, Nikolai. Selected Works of Nikolai Gumilev. Trans. B. Raffel and A. Burago. New York: State University of New York Press, 1972.

62. Иванов В. И. Лик и личины России: эстетика и литературная теория. М.: Искусство, 1995.

63. Иванов В. И. Религия Диониса // Вопросы жизни, 1905, № 3.

64. Иванов В. И. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994.

65. Иванов В. И. Собр. соч.: В 4 т. / Сост. О. Дешарт и Д. И. Иванова. Brussels: Foyer Oriental Chretien, 1971—

66. Иванов В. И. Стихотворения. Поэмы. Трагедии: В 2 т. СПб, Академический проект, 1995 (Новая биб-ка поэта).

67. Иванов Г. В. Собр. соч.: В 3 т. / Сост. Е. Витковского. М.: Согласие, 1994.

68. Мандельштам О. Э. Соч.: В 2 т. / Сост. П.М. Нерлера, С.С. Аверинцева и А.Д. Михайлова. М.: Худ. лит-ра, 1990.

69. Mandelstam Osip. Complete Critical Prose. Trans. Jane Gary Harris and Constance Link. Rev. ed. Ann Arbor: Ardis, 1997.

70. Mandelstam Osip. The Prose. Trans., with a critical essay, by Clarence Brown. Princeton: Princeton University Press, 1965.

71. Маяковский В. В. Полн. собр. соч.: В 13 т. М.: Худ. лит-ра, 19561958.

72. Пастернак Б. Л. Собр. соч.: В 5 т. М.: Худ. лит-ра, 1989-92.

73. Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 10 т. М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1956-1958.

74. Ходасевич В. Ф. Собр. соч.: В 4 т. М.: Согласие, 1995.

75. Цветаева М. И. Избранные произведения. М.; Л., Сов. писатель, 1965.

76. РУССКАЯ ПОЭЗИЯ. ЙЕЙТС В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ1. ПОЭЗИИ

77. Аверинцев С. С. Судьба и весть Осипа Мандельштама // Мандельштам О. Сочинения. Т. 1. С. 13-28.

78. Антология новой английской поэзии / Сост. М. Гутнера. Л.: Гослитиздат, 1937.

79. Ахматова Анна. Десятые годы / Сост. Р. Д Тименчика. и К. М Поливанова. М.: Изд-во МПИ, 1989.

80. Безродный М. Мнительные султаны // Новое лит. обозрение. 1995. № 16. С. 124-128.

81. Богомолов Н. А. Гумилев и оккультизм: продолжение темы // Новое лит. обозрение. 1999. № 26. С. 181-200.

82. Богомолов Н. А. Оккультные мотивы в творчестве Гумилева // Гумилев и русский Парнас. СПб.: Гуманитарный ун-т профсоюзов, 1992. С. 47-50.

83. Богомолов Н. А. Русская литература начала XX века и оккультизм: Исследования и материалы. М.: Новое лит. обозрение, 1999.

84. Бунин И. А. Окаянные дни. М.: Сов. писатель, 1991.

85. Вахтель, М. Из переписки В. Иванова со Скалдиным // Минувшее. 1990. Т. 10. С. 121-127.

86. Венгерова, 3. Литературные характеристики. Т. 1. СПб.: 1897.

87. Венгерова, 3. 3. В. Новости иностранной литературы — I. W. В. Yeats. Ideas of Good and Evil. London, 1903 // Вестник Европы, 1903. № 8.

88. Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы. М.: Наука, 1994.

89. Гаспаров М. Л. Записи и выписки. М.: Новое лит. обозрение, 2000.

90. Герцык Е. Воспоминания. Paris: <s. l.>, 1973.

91. Дешарт Ольга. <Предисловие> // Иванов Вяч. Собр. соч. Т. 1.

92. Жирмунский В. М. О поэзии классической и романтической» // В. М. Жирмунский. Теория литературы, поэтика, стилистика: избранные произведения. Л.: Наука, 1977. С. 134-137.

93. Жирмунский В. М. Вопросы теории литературы. JL: 1928. Перепеч. Slavic Printings and Reprintings. S-Gravenhage: Mouton & Co., 1962.

94. Зенкевич С. «Мечта поэта неосуществима.» // Арион. 1994. № 2. С. 22-26.

95. Злобин, Ю. Странник духа // Н. С. Гумилев: pro et contra. СПб.: P. X. Г. И., 1995. С. 5-54.

96. Иванов Вяч. Вс. Звездная вспышка (Поэтический мир Гумилева) // Стихи. Письма о русской поэзии. М.: Худ. лит-ра, 1989. С. 5-32.

97. Йованович М. Николай Гумилев и масонское учение // Гумилев и русский Парнас. / Сост. И. Г. Кравцовой и М. Д. Эльзона. СПб.: Музей Анны Ахматовой, 1992. С. 32-46.

98. Каванах Клэр. Модернистское созидание традиции:

99. О. Мандельштам, Т. С. Элиот, Э. Паунд // Русская литература XX века: исследования американских ученых. Сост. Б. Аверина и Э. Неатрур. СПб.: Ретро-Риф, 1993. С. 400-421.

100. Казнина О. А. Русские в Англии. М.: Наследие, 1997.

101. Кружков Г. М. Роза и башня (Предисловие) // Йейтс У. Б. Роза и башня. С. 5-37.

102. Кружков Г. М. «Мы двух теней скорбящая чета» // Новое лит. обозрение. № 43 (2000). С. 235-260.

103. Кружков Г. М. Йейтс и русская поэзия XX века // Йейтс У. Б. Роза и башня. С. 449-508.

104. Кружков Г. М. «В случае моей смерти, все письма вернутся к вам.» (Стихи Рарисы Рейснер) // Звезда. 1999. № 12. С. 197-206.

105. Кружков Г. М. Загадка Замиу. Русская мысль (Париж). 1999. № 427127.05); 1999. № 4272 (03.06); 1999. № 4273 (10.06), 1999. № 427417.06).

106. Лариса Рейснер в воспоминаниях современников. М.: Сов. писатель, 1972.

107. Левин Ю. Д. «Разбор одного стихотворения Мандельштама» // Russian Literature, 1977. № 5. p. 115-22.

108. Лекманов О. А. «Цех поэтов и символизм» // Гумилевские чтения / Сост. В. Е. Триодина и Ю. В. Зобнина. Спб.: Гуманитарный ун-т профсоюзов. 1996. С. 25-32.

109. Лекманов О. А. Опыты о Мандельштаме. М.: Изд-во Московского культурологического лицея. 1997.

110. Лукницкая, Вера; Николай Гумилев. Жизнь поэта по материалам домашнего архива Лукницких. Л.: Лениздат, 1990.

111. Манделыпатам, Н. Я. Воспоминания. New York: Izd. im. Chekhova, 1970.

112. Манделыпатам, H. Я. Вторая книга. М.: Московский рабочий, 1990.

113. Мережковский Д. Акрополь. М.: Книжная палата, 1991.

114. Мережковский Д. Больная Россия. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1991.

115. Мстиславская Е. П. Последний сборник Н. С. Гумилева «Огненный столп» (К проблеме содержательной целостности) // Гумилевские чтения. СПб.: Изд-во Петербургского ун-та, 1996. С. 178-185.

116. Найман А. Рассказы об Анне Ахматовой. М.: Худ. лит-ра, 1989.

117. Нерлер П. «С гурьбой и гуртом»: Хроника последнего года жизни О. Э. Мандельштама. М., Радикс, 1994.

118. Николай Гумилев в воспоминаниях современников / Сост.

119. B. Крейда. Нью-Йорк: Изд-во «Третья волна», 1989.

120. Осип Мандельштам и его время. Сост. Е. Нечепорук и В. Крейда. М.: L'Age d'Homme—Наш дом, 1995.

121. Пастернак, Е. Б. Борис Пастернак: Биография. М.: Цитадель, 1997.

122. Пименова, Я. Ирландский театр // Студия. 1912. № 25 (24 марта).1. C. 19-22.

123. Полякова, С. В. Осип Мандельштам. Ann Arbor: Ardis, 1992.

124. Поляновский, Эдвин. Гибель Мандельштама. СПб.: Париж: Изд-во Гржебина, 1993.

125. Рейснер, Лариса. Н. Гумилев. «Гондла» // Русская мысль. 1917. № 1.

126. Рождественский, Всеволод. Стихотворения. Библиотека поэта. Л.: Сов. писатель, 1985.

127. Розанов В. В. Темный лик. Метафизика христианства. СПб.: Тип. Вайсберга и П. Гершунина, 1911.

128. Ряполова В. А. Йейтс и ирландская художественная культура. М.: Наука, 1985.

129. Сендерович С. Мандельштам и Розанов // Новое лит. обозрение. 1995. №16. С. 98-104.

130. Сильман Т.; Адмони В. Мы вспоминаем. СПб.: Изд-во «Композитор», 1993.

131. Слово и судьба: Исследования и материалы. / Сост. 3. С. Паперного. М.: Наука, 1991.

132. Струве Глеб. Неопубликованный автограф Гумилева // Русская мысль. Париж. 1981. 27 августа.

133. Тарановский, Кирилл. О поэзии и поэтике. М.: Языки русской культуры, 2000.

134. Тименчик Р. Д. Неизвестные письма Н. С. Гумилева // Известия Академии Наук. Серия лит-ры и языка. 1987. Т. 46, № 1. С. 50-78.

135. Топоров В. Н. Об «эктопическом» пространстве поэзии // От мифа к литературе: Сборник в честь семидесятилетия Елизара Моисеевича Meлетинского. М.: РГГУ, 1993. С. 25-42.

136. Успенский Б. А. Анатомия метафоры у Мандельштама // Новое лит. обозрение. 1994. № 7. С. 140-62.

137. Черных В. А. Творчество Н. С. Гумилева в поздней оценке Анны Ахматовой // Гумилевские чтения. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1996. С. 194-199.

138. Фридлендер Г. М. Пушкин. Достоевский. «Серебряный век». СПб.: Наука, 1995.

139. Шишкин Андрей. Симпозион на петербургской башне // Русские пиры. Альманах «Канун». Вып. 3. СПб.: Институт русской литры, 1998. С. 273-352.

140. Шоломова С. Б. «Судьбы связующая нить» // Николай Гумилев. Исследования. Материалы. Библиография. СПб.: Наука, 1994. С. 470-88.

141. Эйхенбаум Борис. Анна Ахматова: опыт анализа. СПб.: 1922. Перепеч. Анна Ахматова. Три книги. Ann Arbor: Ardis, 1990.

142. Эткинд Е. Г. Там, внутри: О русской поэзии XX века.СПб.: Maxima, 1996.

143. Anrep В. Beauty and the Beast // The New Age, 31 January 1918, 268.

144. Bechhofer C.E. Interviews: Mr. Nicholas Gumilev // The New Age, 28 June 1917, 209.

145. Brodsky through the Eyes of his Contemporaries. Ed. V. Polukhina. New York: St. Martin's Press, 1992. Рус. пер.: Полухина В. Бродский глазами современников. СПб.: Звезда 1997.

146. Brown Clarence. Mandelstam. Cambridge: University Press, 1973.

147. Brown Clarence. The Prose of Mandelstam // Osip Mandelstam, The Prose, trans. Clarence Brown, 3-67.

148. Cavanagh Clare. Osip Mandelstam and the Modernist Creation of Tradition. Princeton: University Press, 1995.

149. Davidson Pamela. The Poetic Imagination of Vycheslav Ivanov: A Russian Symbolist's Perception of Dante. Cambridge University Press, 1989.

150. Epshtein Mikhail. After the Future: The Paradoxes of Postmodernism and Contemporary Russian Culture, trans. Anesa Miller-Pogacar, Amherst: University of Massachusetts Press, 1995.

151. Fink Hilary L. Bergson and Russian Modernism, 1900-1930. Evanston: Northwestern University Press, 1999.

152. Freidin Grigory. A Coat of Many Colors: Osip Mandelstam and His Mythologies of Self-Representation. Berkeley: University of California Press, 1987.

153. Graham S.D. Gumililev and Irish Legend: An Unpublished Fragment from 'The Beauty of Morni' // Irish Slavonic Studies, 1984. Vol. 5. P. 167-80.

154. Ketchian Sonia I. Anna Akhmatova and W.B. Yeats // Anna Akhmatova: 1889-1989, Berkeley: Berkeley Slavic Specialities, 1993. P. 86-109.

155. Kruzhkov G. English Intertexts in Pushkin's Poetry: from Count Nulin (1825) to Little Tragedies (1830) // M.A. Essay. New York: Columbia University, 1996.

156. Mirsky D.S. Uncollected Writing on Russian Literature. Ed. By G. S. Smith. Berkeley: Berkeley Slavic Specialities, 1989.

157. Painter Kirstin Blythe, Flint on a Bright Stone. The Sharp Image & Suppressed Self in Russian, American, & German Post-Symbolist Poetry, Ph.D. Dissertation. New York: Columbia University, 1999.

158. Renaissance. Cambridge: Cambridge University Press, 1998.

159. Pyman Avril. Particularity and Myth in the Poetry of Aleksands Blok // Between Time and Eternity. Nine Essays on Yeats and his Contemporaries Hofmannsthal and Blok. Amsterdam; Atlanta: Rodopi, 1992. P. 153-70.

160. Pyman Avril. A History of Russian Symbolism. Cambridge: Cambridge University Press, 1994.

161. Ronen Omri. An Aproach to Mandel'stam. Jerusalem: The Magness Press, 1983.

162. Volkov Solomon. Conversations With Joseph Brodsky. New York: The Free Press, 1998.

163. AE (George Russell). "Chivalry." The New Age, 4 February 1915.

164. AE (George Russell). Collected Poems. London: Macmillan, 1927.

165. Biedermann Hans. Dictionary of Symbolism. New York; Oxford: Facts on File, 1992.

166. Bloom, Harold The Poems of Our Climate. Ithaca and London: Cornell University Press, 1976.

167. Chesterton G.K. The Autobiography. New York: Sheed & Ward, 1954.

168. Dante Alighieri. The Divine Comedia. Inferno. Tr. Allen Mandelbaum. Berkeley: University of California Press, 1980.

169. Ellis P.B., A Dictionary of Irish Mythology, Santa Barbara, California: ABC-CLIO, 1987.

170. Evola Julius. The Hermetic Tradition: Symbols and Teachings of the Royal Art. Rochester: Inner Traditions International, 1995.

171. Joyce James. Poems and Exiles. Harmondsworgh: Penguin Books, 1992.

172. Keats John. The Letters of John Keats. Ed. H.E. Rollins. Cambridge: Harvard University Press, 1958.

173. Maeterlinck Maurice. Le tresor des humbles. Bruxelles: Editions Labor, 1986.

174. The Metaphysical Poets. Ed. Helen Gardner. Harmonswort: Penguin Books, 1972.

175. Nietzsche F. Basic Writings. Trans, and ed. Walter Kaufman, New York: The Modern Library, 1968.

176. Nietzsche F. The Joyful Wisdom. New York: Frederick Ungar Publishers. 1960.

177. Nietzsche F. Thus Spoke Zarathustra., Trans. W. Kaufmann, New York: The Modern Library, 1995.

178. Nietzsche in Russia. Ed. B.G. Rosenthal. Princeton: University Press, 1986.

179. The New Oxford Book of Irish Verse. Ed., with trans., by Thomas Kinsella. Oxford; New York: Oxford University Press, 1986.

180. Richardson Joan. Wallace Stevens. 2 Vols. New York, Beech Tree Books, 1986-88.

181. Rossetti D.G. The Collected Works. 2 vols. London: Ellis and Elvey, 1897.

182. Runciman Steven. The Fall of Constantinople. 1453. Cambridge: University Press, 1965.

183. Stevens Wallace. Collected Poetry and Prose. New York: Library of America, 1997.