автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Данмоно: вопросы истории и теории

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Чабовская, Наталия Игоревна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Новосибирск
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Диссертация по искусствоведению на тему 'Данмоно: вопросы истории и теории'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Чабовская, Наталия Игоревна

Введение

Глава I. К истории музицирования на кото

Глава II. Рокудан: интонационноероение, формообразование

Глава III. Мидарэ: особенности интонационного развития и формообразования

Глава IV. Другие пьесы жанра данмоно

Глава V. Каэдэкикёку: к проблеме фактуры

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по искусствоведению, Чабовская, Наталия Игоревна

Инструментальное музицирование на кото (японской цитре) и прежде всего сольный жанр данмоно - одна из наиболее важных, ярких и самобытных областей традиционной музыки Японии, полностью сохранившая свою актуальность и значимость со времен средневековья по сей день. Кото занимает почетное место как в японском традиционном, так и в композиторском творчестве XX столетия. Пожалуй, именно этот инструмент по праву может считаться музыкальным символом Страны восходящего солнца. Недаром американский музыковед У. Мольм отмечает, что современное положение кото в японской культуре аналогично функции фортепиано в западной [226, с. 165].

Мировое признание высочайшей эстетико-художественной ценности традиционной японской музыкальной культуры подтверждается многочисленными зарубежными её исследованиями [202-208; 211; 213; 215226; 228-231; 233-263]. В их числе - статьи и солидные труды, непосредственно посвященные музыке для кото, её отдельным стилям и историческим разновидностям. В России изучение японской музыкальной культуры делает ещё первые шаги, и количество исследований в этой сфере сравнительно невелико [63; 64; 71; 75-78; 112-114; 159; 160].

Благодаря ситуации, сопряженной с явным дефицитом в отечественном музыкознании специальных научных изысканий, представляется целесообразным и даже необходимым обратиться к теме, объявленной в заглавии настоящей работы. Её актуальность обусловлена резким противоречием между эстетико-художественной значимостью, а также реальной распространенностью музыки для кото, в том числе жанра данмоно, не только в Японии, но и во многих странах Запада - с одной стороны, и явно недостаточной исследованностью этой сферы японской культуры в России — с другой.

Дополнительным стимулом для разработки избранной темы послужило практическое владение автором настоящей диссертации навыками игры на кото, полученными и развивающимися уже на протяжении десяти лет под непосредственным руководством госпожи Такагаки Юкико - выдающейся современной японской исполнительницы на данном инструменте. Это оживляет работу над "экзотическим" для отечественного музыкознания материалом, как бы делает его близким, "своим". Практическому освоению данного искусства способствовали нотные издания классических и современных произведений для кото, подаренные Новосибирской государственной консерватории госпожами Такагаки Ю. и Санаги Н. и представляющие в Российской Федерации большую редкость, а также непосредственное участие автора в мероприятиях Новосибирского городского центра японской музыкальной культуры при Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки. Многие важные сведения о музицировании на кото были почерпнуты диссертантом из личного общения с Така-таш-сэнсэй, которая любезно согласилась быть консультантом при написании настоящей работы, и предоставила немало нотных материалов, аудиозаписей и публикаций японских учёных.

Музыкальным материалом настоящей диссертации послужил весь корпус сочинений жанра данмоно (всего восемь произведений) и несколько композиций каэдэ сики сокёку, имеющихся в распоряжении автора, как в европейских нотных расшифровках, так и в традиционной японской та-булатурной записи. Поскольку предлагаемая диссертация ориентирована на рассмотрение музыкальных феноменов традиционной культуры, отметим важность наличия аудиозаписей многих сочинений жанров данмоно и каэдэ сики сокёку,; причем в интерпретациях разных профессиональных исполнительских школ (Икута-рю и Ямада-рю). Не менее значимым является личное знакомство автора с живыми традициями искусства кото, представленными в творчестве таких выдающихся современных исполнителей, как Такагаки Юкико, Санаги Норико, Саваи Кадзуэ.

Основная цель настоящего диссертационного исследования двоякая -во-первых, рассмотреть историю развития основных профессиональных школ и жанров музыки для кото; во-вторых, проанализировать и обобщить в этом контексте интонационно-композиционное своеобразие и музыкально-художественные особенности всех восьми пьес сольного жанра для кото - данмоно, а также фактурный аспект некоторых инструментальных ансамблей каэдэ сики сокёку. Достижение поставленной цели сопряжено с решением ряда задач.

Одни касаются проблем исторического, культурологического и эстетического планов. Несмотря на то, что эти вопросы уже находили достаточное освещение в работах прежде всего зарубежных авторов, они (вопросы) нуждаются в дополнительном рассмотрении в русскоязычном музыкознании. В этом отношении целесообразно:

- изучить и обобщить исторические сведения, содержащиеся в иностранной, в том числе японской, научной литературе, связанной с традициями музицирования на кото:

- проследить исторические корни инструментальной музыки для кото и, прежде всего, данмоно, а также её место в японской и мировой музыкально-художественной культуре;

- рассмотреть ведущие исторические тенденции в развитии жанра данмоно;

- раскрыть главные закономерности японского профессионального традиционного искусства кото в историко-культурологическом ключе.

Другие задачи имеют главным образом теоретическую направленность:

- рассмотрение интонационной природы всех произведений данмоно в свете взаимодействия процессуального и кристаллического аспектов мелодического (интонационного, монодийного) становления;

- обозначение архитектонической специфики пьес данмоно как циклических композиций;

- выявление структурной модели данмоно на основе анализа всех сочинений жанра;

- определение особенностей фактурной организации в инструментальном ансамблевом жанре каэдэ сики сокёку.

В методологическом срезе настоящая работа базируется на взаимодействии принципов комплексного и системного подходов, которые проявляются в том, что различные аспекты жанра данмоно исследуются одновременно как с историко-культурологических, так и со структурно-теоретических позиций. Каждая из названных сторон включает по крайней мере три основных параметра: историко-культурологическая подразумевает изучение данмоно в контексте японской, восточной и мировой музыкальной культуры; теоретическая (точнее, интонационно-композиционная)

- на уровнях общеевропейского, общемонодийного и японского традиционного музыкального мышления.

Обозначенные подходы реализуются с опорой на комплекс идей различного плана. Первая их группа имеет историко-культурологический характер. Здесь важную роль сыграла концепция, известная под названием "доктрины всеобщих соответствий" (М. А. Барг) и интерпретирующая мироздание как некое нерасчленимое культурно-символическое (художественно-семантическое) целое [16]. С этой концепцией непосредственно сопрягается закон отражения структур (или репродуцирования числовых моделей в разномасштабных и разнородных циклических структурах), обозначенный М. В. Есиповой, который служит одним из принципов пространственной координации, связанной с философскими концепциями упорядочения и организации мира и его элементов [77; 78].

Активно использовались методологические и методические посылки отечественного японоведения, в частности, выкладки JI. Д. Гришелёвой, В. М. Мендрина, А. Н. Мещерякова и др. [54; 126-128; 131]. Многие историко-культурологические разделы настоящей диссертации базируются на контекстуальной методологии, позволяющей раскрыть отношение внешних проявлений (форм) японской музыкально-художественной культуры к их смыслу [96; 109]1. Разносторонние проявления целостного, контекстуального характера японской культуры в художественной сфере раскрываются в исследованиях Т. П. Григорьевой [51-53], J1. М. Ермаковой [79-81], Н. И. Конрада [100-102], Е. Н. Шелестовой [195], Е. С. Штейнер [197].

Вторая группа методологических подходов, ориентированная на типологические черты традиционного музыкального искусства, формируется при взаимодействии культурологических, искусствоведческих, литературоведческих, этнографических, фольклороведческих, этномузыколо-гических идей, разрабатываемых в трудах Е. М. Алкон [7; 8], И. А. Ворониной [18-20], Т. И. Бреславец [21-25], Е. В. Васильченко [27-30], С. П. Галицкой [41; 43], В. Н. Горегляда, Т. П. Григорьевой [51-53], JI. М. Ермаковой [79-81], Д. Кина [97], Н. И. Конрада [100-102], В. П. Мазурика [117; 118], Н. С. Николаевой [144-146], А. Юсфина [198] и др. Необходимо отметить работы, рассматривающие функционирование художественного канона, как в широком смысле [111; 151], так и на различных образцах традиционной восточной, в том числе японской, культуры [34; 57; 144; 165]. В контексте этих подходов особую значимость приобретают принцип диффузности (термин С. П. Галицкой), отражающий специфику внутренних и внешних связей в монодическом музыкальном мышлении), а также принцип составности (термин С. П. Галицкой), определяющий особенности различных компонентов музыки монодийного типа.

Третий комплекс методологических посылок - собственно музыко

1 Метод теоретического исследования японской культуры в её целостности с опорой на принцип контекстуализма предложен в кандидатской диссертации Е. А. Лисицыной [109]. ведческий. Наиболее важное значение здесь имеют общие положения теории монодии. Они главным образом связаны с особенностями интонационного развёртывания, ладообразования и архитектоники монодической музыки (А. Н. Азимова [3; 4], С. П. Галицкая [38-43], X. С. Кушнарёв [104], Ю. Н. Плахов [151], Н. К. Тагмизян [171; 172]). Среди них следует выделить универсальный подход к формообразованию в восточной монодии с точки зрения синтаксических закономерностей, который последовательно реализуется в работах А. Н. Азимовой [3; 4]. Интересным и продуктивным представляется также метод тонологического анализа мелодии, предложенный М. Г. Арановским [13], довольно тесно соприкасающийся с теоретическими проблемами музыки монодийного типа.

В русле компаративистских научно-исследовательских подходов в диссертации применяется метод симультанного теоретического анализа сочинений жанра данмоно, апробированный в монографии У. Адриэнца [205] и полностью соответствующий особенностям избранного музыкального материала, характеризующегося преобладанием общего, традиционного над индивидуальным, что обусловило концентрацию на типологических музыкально-художественных и интонационно-композиционных чертах жанра. Не менее важную роль сыграла классификация разновидностей циклов, функционирующих в музыке монодийного типа, созданная С. К. Матякубовой [122].

В предлагаемой работе также используются основные положения отечественной теории фактуры, разработанные на базе анализа как европейской, так и восточной монодической музыки. В этом отношении необходимо отметить важность теоретических концепций таких исследователей как Т. С. Бершадская [17], 3. А. Визель [32], С. П. Галицкая [41], В. За-дерацкий [84], Е. В. Назайкинский [137; 138], Ж. В. Пяртлас [155], М. С. Скребкова-Филатова [163], Е. А.Тёмина [174], Ф. А. Ульмасов [181; 182], В. Н. Холопова [186; 187]. Так, гетерофонная фактура трактуется в соответствии с общими представлениями, развитыми Т. С. Бершадской, Ж. В. Пяртлас. В частности, активно используется положение о генетической связи гетерофонии и монодии, высказываемое в их работах. Не менее важной оказывается идея М. С. Скребковой-Филатовой о том, что гетерофо-ния является некой "фактурной магмой", из которой выросли самые разнообразные формы многоголосия.

Значительную роль при формировании методологических оснований настоящей диссертации сыграла статья С. Б. Лупиноса, освещающая некоторые аспекты методики анализа японской традиционной музыки на примере инструментальных композиций кангэн [112]. Учёный обосновывает правомерность использования универсальных категорий, разработанных в отечественном и мировом музыкознании, а также подчёркивает важность культурологического контекста при рассмотрении традиционного музыкального произведения.

Научная новизна диссертации непосредственно связана с исследуемыми в ней проблемами и задачами, которые она решает. Впервые делается попытка представить в русскоязычной литературе некоторые важные моменты истории развития музыки для кото и предложен интонационный анализ всех произведений жанра данмоно. Впервые в отечественном и, насколько известно, зарубежном музыкознании осуществляется интерпретация композиций Рокудан, Мидарэ, Ситидан, Кудан, Хатидан, Годан, Кумой Кудан, Акикадзэ-но кёку как циклических организаций. Впервые в отечественной музыкальной науке в настоящей диссертации рассматривается жанр японской традиционной инструментальной музыки каэдэ сики сокёкуи раскрывается его фактурная специфика.

В процессе работы над темой была рассмотрена научная литература, которую условно можно подразделить на четыре группы. Первая включает искусствоведческие, исторические и культурологические труды по проблемам японской культуры, созданные отечественными и зарубежными авторами [10; 11; 18-25; 45; 48; 51-53; 79-81; 85; 87; 89-91; 93; 97; 100-103; 117-119; 121; 125-131; 133; 136; 140; 141; 144-146; 165; 166; 168; 169; 175; 176; 190; 195; 197]. Из них было почерпнуто много полезных сведений (в частности, касающихся японской эстетики), которые позволили включить исследуемые исполнительские школы, жанры и музыкальные произведения в общекультурный контекст.

Так, теоретические положения эстетики японской культуры развиты в работах Т. П. Григорьевой [51-53], отчасти в трудах Д. Кина [97] и Т. И. Бреславец [21-25] (в приложении к литературно-поэтическим традициям Страны восходящего солнца). Наиболее важными при создании настоящей диссертации оказались труды, касающиеся исторических, искусствоведческих, литературоведческих и культурологических исследований японской культуры конца XVI - XVIII веков (то есть периодов Адзути-Момояма и Эдо). В этом отношении прежде всего следует упомянуть монографию J1. Д. Гришелёвой, посвященную формированию японской национальной культуры в период с конца XVI до начала XX веков [54].

Вторую группу в изученной литературе составили японские литера-турно-поэтическце памятники разных эпох и жанров, откуда заимствовались некоторые данные о бытовании, функционировании и значимости музицирования на кото в Японии [15; 58; 82; 88; 92; 94; 95; 98; 99; 105; 106; 120; 129; 135; 142; 147; 149; 156; 170; 183; 184; 199; 200; 201]. Как известно, эти сочинения насыщены исторической, культурологической, психологической информацией. Кроме того, подобные русскоязычные издания снабжены достаточно подробными исследованиями, комментариями и приложениями, представляющими определённую научную ценность.

Третью группу образуют труды отечественных и зарубежных, в том числе японских, музыковедов и этномузыкологов, так или иначе связанные с музицированием на кото. Среди зарубежных исследований наиболее важную роль при написании настоящей диссертации сыграли несколько работ. Прежде всего следует упомянуть монографию и статьи американского япониста У. Адриэнца, среди которых особое место занимает глубокое исследование, посвященное традиционным японским музыкальным жанрам данмоно и кумиута. В нём освещаются основные этапы формирования и развития музицирования на кото\ объясняются конструктивные и акустические особенности 13-струнной японской цитры и специфика традиционной табулатурной нотации для неё в непосредственной связи с различными профессиональными исполнительскими школами; подробно рассматриваются звукоряды (гаммы), настройка и техника игры на этом инструменте; тщательно анализируются ведущие произведения жанров данмоно и кумиута. В мировом музыкальном востоковедении эта работа У. Адриэнца занимает одно из почётных мест и обладает непреходящей научной и просветительской ценностью [205].

Не менее интересны статьи У. Адриэнца, касающиеся отдельных проблем японской традиционной музыкальной культуры, в том числе и тех, которые занимают автора настоящей диссертации. В частности, в них исследуется одна из наиболее ранних профессиональных школ музицирования на кото - Яцухаси-рю [207]; изучается эволюция классического инструментального репертуара для кото [204], а также развитие жанра данмоно, который, по выражению У. Адриэнца, является прокрустовым ложем японской музыкальной культуры [202]. В других работах американского музыковеда предлагается гипотетическая хронология жанра данмоно [206] и рассматривается развитие уникальной пьесы этого жанра - Мидарэ - в историческом ракурсе [203].

Важное место в мировой музыкальной японистике по праву принадлежит монографиям У. Мольма [226], Э. Харих-Шнайдер [219], Ф. Пиггота [231], Танабэ Хисао [239], Кисибэ Сигэо [221]. В них рассматриваются практически все разновидности традиционной японской музыкально-художественной культуры. Эти работы можно считать своеобразными энциклопедиями по традиционной японской музыке.

Несколько интересных статей зарубежных музыковедов касаются эстетического осмысления японской традиционной музыки [236], влияния на неё духовных и эстетических учений [237], а также символики музыкальных инструментов Азии, среди которых фигурирует и кото [241].

Помимо названных выше работ, фундаментом для историко-культурологических выкладок настоящей диссертации послужили небольшие по объёму, но ёмкие по содержанию статьи известных японских музыковедов Киккава Эйси [248], Хирано Кэндзи [257], Хитоми Юдзо и Хироки Фусаэ [258]. Они были опубликованы в одном из центральных японских музыкальных журналов - "Кикан Хогаку" ("Ежеквартальник по японской музыке") в выпуске, посвящённом 300-летию со дня смерти Яцу-хаси Кэнгё - основоположника дзокусо (популярной музыки для кото). Так, Киккава Э. стремится пролить свет на десять загадок, окружающих жизнь и творчество Яцухаси. Работа Хирано К. достаточно подробно освещает жизненный путь этого музыканта на основе ряда сохранившихся письменных источников. В публикации Хитоми Ю. и Хироки Ф. поднимается сложный вопрос о том, кто же в действительности был учителем Яцухаси Кэнгё.

Следует также упомянуть статью французского музыковеда А. Гутс-виллера, затрагивающую проблему полифонии в японской традиционной музыке на примере инструментальных ансамблей, в одной из партий которых используется пьеса Рокудан [217].

При создании настоящей работы были изучены и по необходимости задействованы немногочисленные отечественные труды, ориентированные на различные виды музыкального искусства Японии [61-72; 75-78; 112115; 158-161; 180]. Работы С. Б Лупиноса [112-114] и В. И. Сисаури [159; 161] рассматривают систему церемониальной музыки гагаку. Кандидатская диссертация С. Б. Лупиноса посвящена особенностям развития инструментального ансамбля кангэн в системе гагаку, в который органично входит и кото [114].

В трудах В. И. Сисаури, в том числе в его диссертационном исследовании, раскрывается процесс формирования и генетические связи японской инструментальной музыки гагаку [159; 161]. Особо интересной в концептуальном, музыкально-теоретическом плане видится статья В. И. Сисаури, в которой автор выстраивает предположительную историческую типологию систем музыкального мышления [158].

Интерес к генетическим корням различных видов и жанров японской музыки привёл обоих отечественных исследователей к рассмотрению роли континентальных заимствований в формировании национального музыкального стиля Японии. Если В. И. Сисаури рассматривает эту проблему широко [160], то С. Б. Лупинос исследует её на уровне ладового мышления японцев [113].

Работы М. Ю. Дубровской преимущественно связаны с музыкальной составляющей театров но и кабуки [63-65; 67]. При рассмотрении музыкально-драматургических канонов ногаку М. Ю. Дубровская прослеживает реализацию универсальных для японских временных искусств явлений: эстетической концепции дзё-ха-кю; принципа композиционной организации, опирающегося на чередование данов; а также формульности структуры вокального и инструментального мелоса искусства но.

На выявление общих архитектонических и драматургических закономерностей, а также специфики японской музыкальной культуры ориентированы работы М. В. Есиповой, которые, наряду с другими проблемами, затрагивают некоторые вопросы музицирования на кото [75-78].

Среди отечественных исследований необходимо выделить дипломную работу Н. Б. Григорович, рассматривающую традицию длинной цитры в музыкальных культурах Дальнего Востока (Китая, Кореи, Японии). Она появилась в период завершения настоящей диссертации и, пожалуй, является одним из первых русскоязычных трудов, в котором демонстрируется общность, различия и специфика разных цитр Дальнего Востока: циня, сэ, гучжэна (Китай); вагона, кото (Япония); каягыма, комунго, ачжэна, тэчжэ-на (Корея) [49].

В самостоятельную (четвертую) группу следует выделить труды российских музыковедов, которые посвящены некоторым проблемам музыкального искусства, в частности, касающимся мелодико-интонационного развертывания, фактурной организации и процессов формообразования. Среди них подчеркнем работы, рассматривающие особенности монодий-ных художественных традиций [3-9; 14; 35; 36; 38-43; 44; 56; 57; 73; 83; 86; 104; 107; 108; 110; 122; 139; 152; 155; 171; 172; 174; 192; 194], поскольку жанр данмоно связан прежде всего с монодией.

Отметим, что анализ разнообразной научной литературы, задействованной в диссертации, осуществляется по ходу изложения во всех главах работы в тех ключах и объёмах, которые требуются для рассмотрения конкретных вопросов.

Решение поставленных задач определяет структуру работы. Диссертация состоит, помимо Введения, из пяти глав, заключения, списка литературы из 263 наименований, в том числе 62 - на английском, французском, немецком и японском языках, словаря японских музыкальных терминов, а также 24-х приложений. В приложения к диссертации включаются: традиционная историческая хронология Японии; данные о конструкции кото: основные сведения о японской табулатурной нотации для кото; перечень исполнительских приёмов игры на кото (в том числе применяемых в жанре данмоно)-, модели-мотивы (какэ) традиционной музыки для кота, классификация репертуара основных исполнительских школ музыки для кото (Цукуси-гото, Яцухаси-рю); репертуар некоторых традиционных профессиональных жанров (кумиута, данмоно); традиционная табулатурная запись Рокудан и Мидарэ; нотные европейские расшифровки всех восьми пьес данмоно; партитурные записи некоторых сочинений жанра каэдэ сики сокёку. Приложения носят преимущественно информативный характер, отчасти заполняя имеющиеся в отечественном музыкознании лакуны в отношении музицирования на 13-струнной японской цитре.

Во Введении обосновывается актуальность темы диссертации, определяется цель и задачи исследования, предлагается краткий обзор использованной литературы, отмечается научная новизна, раскрываются методологические посылки работы, а также лежащий в её основе музыкальный материал.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Данмоно: вопросы истории и теории"

Выводы, полученные в результате анализа интонационного развёртывания и формообразования в Рокудан и Мидарэ как двух полюсных вариантах данмоно, а также в остальных композициях избранного жанра, позволяют утверждать, что инструментальное музыкальное мышление опирается на некоторые общие закономерности, действующие в музыке разных времён и регионов, которые глубоко и разносторонне вскрыты в отечественной музыковедческой литературе. Приложение этих данных позволило выявить, что в сочинениях данмоно действуют два основополагающих принципа формообразования. С одной стороны - тенденция к интонационному единству всех этапов развития, а с другой стороны - к их расчленению и даже самодостаточности.

Оба принципа базируются на идее интонационного обновления как исходного момента формирования целостного музыкального высказывания. И тот и другой обнаружены в пьесах данмоно на разных масштабных уровнях. Специфика функционирования в данмоно этих общих музыкальных закономерностей - обновления и сохранения (по Б. В. Асафьеву - контраста и тождества) - связана с феноменом традиционного музыкального искусства, ориентированного прежде всего на принципы модальности, составности, действующие как в звуковысотной сфере, так и на уровне архитектоники.

В настоящей работе автор также стремился отразить своеобразие цикличности в японской сольной музыке для кото. Поскольку прямых аналогов этой разновидности циклической организации пока не обнаружено, возможно, следует считать её специфически японской.

Наконец, исследование фактурных закономерностей жанра каэдэ сики сокёку позволяет утверждать, что в нём демонстрируется амбивалентный фактурный феномен, находящийся на грани между гетерофонией монодийного типа и функциональной гетерофонией. Автор приходит к этому выводу вопреки мнению японских учёных о сугубо монодийной природе подобной фактурной организации.

Разумеется, настоящая работа не претендует на исчерпывающее освещение заявленной проблематики. Естественно, что возможно дальнейшее углубление представлений об избранном объекте, даже при условии обращения к нему с тех же позиций, которые представлены в настоящей диссертации. Вместе с тем целесообразно обозначить те параметры, связанные с искусством кото, которые представляются наиболее актуальными для ближайшего рассмотрения.

Весьма перспективным и продуктивным направлением в изучении музицирования на кото, и, в частности, жанра данмоно, видится его рассмотрение в контексте китайских музыкально-художественных традиций. В работе неоднократно указывались определённые связи и соответствия японских музыкальных феноменов с разными художественными явлениями Поднебесной. Моменты подобия и различия между ними в связи с инструментальной музыкой для кото и в частности жанра данмоно, ещё ожидают своего исследования.

Другим не менее интересным ракурсом при исследовании данмоно является расширение представлений о ранних этапах инструментальной музыки для кото, что требует непременного её соотнесения с придворной церемониальной музыкой гагаку, которая достаточно сложна и разнообразна как в музыкально-стилистическом, так и в историческом планах.

Заключение

Завершая настоящую диссертацию, следует подчеркнуть, что в ней содержится первая в отечественном музыкознании попытка представить данмоно на основе всего корпуса сохранившихся сочинений этого жанра. Рокудан и Мидарэ демонстрируют основополагающие черты этой раритетной области японского искусства, которые связаны как с имманентно-музыкальной структурой, так и с исполнительскими традициями. Важно отметить, что в настоящей работе пьесы данмоно достаточно подробно представлены в историко-культурном контексте с учётом данных соответствующей литературы, по возможности детально в диссертации осуществляются не менее важные теоретические выкладки относительно интонационного и композиционного строения произведений данмоно. При этом в настоящей работе впервые в отечественном японоведении предлагается теоретический анализ пространственной организации инструментальных ансамблей каэдэ сики сокёку, который реализуется с проекцией на теорию монодии.

Жанр данмоно показывает ту линию развития традиционного профессионального музицирования, которая непосредственно сопряжена с автоно-мизацией инструментализма. Как известно, инструментальное начало в его чистом виде, а особенно в сольном музицировании, свойственно не всем традиционным культурам. Особого внимания заслуживают те из них, которые обладают сольными и ансамблевыми инструментальными традициями, что само по себе является фактором, свидетельствующем о высоком уровне развития собственно музыкального мышления, ориентированного на создание так называемой "абсолютной музыки". Известно, что в композиторском творчестве эта сфера соотносится прежде всего с симфонией и - шире - с симфонизмом, демонстрирующими высшие достижения европейского музыкального искусства. Культурная значимость жанра данмоно как чисто инструментальной ветви традиционной профессиональной музыки, по-видимому, позволяет интерпретировать его в сходном ключе по отношению к японской традиции.

 

Список научной литературыЧабовская, Наталия Игоревна, диссертация по теме "Музыкальное искусство"

1. Абаев Н. В. О некоторых философско-психологических основах чаньских (дзэнских) военно-прикладных искусств // Общество и государство в Китае. М.: Наука, 1981. - С. 221-234.

2. Аверинцев С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью // Из истории культуры средних веков и Возрождения. М.: Наука, 1976. - С. 17-64.

3. Азимова А. Н. Вопросы синтаксиса восточной монодии (на примере традиционной музыки узбекского, каракалпакского и уйгурского народов). Ташкент: Фан, 1989. - 90 с.

4. Азимова А. Н. Вопросы синтаксиса восточной монодии. К истории его становления и развития. Ташкент: Фан, 1998. - 104 с.

5. Алексеев Э. Б. Есть ли у якутов многоголосие? // Советская музыка. -1967. -№5.-С. 97-105.

6. Алексеев Э. Б. О "звуковысотном пространстве" и принципах нотирования раннефольклорной мелодики // Советская музыка. 1979. -№9.-С. 99-103.

7. Алкон Е. М. Гетерофония и монодия в ведийской культуре (к проблеме многоголосия) // Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток-Запад. Материалы научной конференции 15-16 апреля 1998 года. Владивосток, 1999, вып. 5. - С. 99-105.

8. Алкон Е. М. Музыкальное мышление Востока и Запада: континуальное и дискретное. Владивосток: Издательство Дальневосточного гос. Университета, 1999. - 125 с.

9. Алпатова А. Историческая эволюция инструментального музицирования в Юго-Восточной Азии и место в нём ансамбля малого состава // Музыкальные традиции стран Азии и Африки. Сборник научных трудов. М., 1986. - С. 82-99.

10. Ю.Анарина Н. А. О драме и театре Но // Ёкёку классическая японская драма. - М.: Наука, 1979. - С. 5-64.

11. Анарина Н. Г. Японский театр Но. М.: Наука,1984. - 213 с.

12. Арановский М. Г. О психологических предпосылках предметно-пространственных слуховых представлений // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. - С. 252-271.

13. Арановский М. Г. Синтаксическая структура мелодии. М.: Музыка, 1991.-317 с.

14. Арзаманов Ф. О некоторых особенностях многоголосия в китайской народной музыке // Музыка народов Азии и Африки Сборник статей. Вып. 5. -М.: Советский композитор, 1987. С. 241-256.

15. Бабочки полёт: Японские трёхстишия / Пер. с яп. В. Н. Марковой. М.: ТОО Летопись, 1998. - 357 с.

16. Барг М. А. Эпохи и идеи: становление историзма. М.: Мысль, 1987. -350 с.

17. Бершадская Т. С. Лекции по гармонии. Л.: Музыка, 1978. - 200 с.

18. Воронина И.А. Классический японский роман. М.: Наука, 1981. - 294 с.

19. Воронина И. А. Литературная традиция и инициатива автора в японской поэзии средневековья // Поэтика средневековых литератур Востока. Традиция и творческая индивидуальность. М.: Наследие, 1993. - С. 57102.

20. Боронина И. А. Поэтика японского классического стиха. М., 1979.

21. Бреславец Т. И. Категория "очарования" в системе эстетических представлений японцев // Язык и культура. Новое в японской филологии. М., 1987. - С.

22. Бреславец Т. И. Очерки японской поэзии IX-XVII веков. М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 1994. - 237 с.

23. Бреславец Т. И. Поэзия Мацуо Басё. М.: Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 1981. - 152 с.

24. Бреславец Т. И. Поэтика трёхстиший Мацуо Басё: Автореф дис. . канд. иск. М., 1975.

25. Бреславец Т. И. Теория японского классического стиха (X-XVII). -Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 1984. -116 с.

26. Валькова В. Б. Музыкальный тематизм мышление - культура. -Новгород: Издательство НГУ, 1992. -164 с.

27. Васильченко Е. В. Музицирование на цине и его место в китайской культуре // Музыкальные традиции стран Азии и Африки. М., 1986. -С. 99-130.

28. Васильченко Е. В. Культура звука в традиционных восточных цивилизациях: Ближний и Средний Восток, Южная Азия, Дальний Восток, Юго-Восточная Азия: Автореферат дис. . д. культурологических наук. М., 1997. - 54 с.

29. Васильченко Е. В. Традиционная музыка Вьетнама и её связи с музыкальными культурами Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока: Автореферат дис. . к. иск. Тбилиси, 1983. - 27 с.

30. Васильченко Е. В. Традиционная музыка Вьетнама и её связи с музыкальными культурами ЮВА и Дальнего Востока. М., 1982. - 278 с. Канд дисс. (рукопись)

31. Васильченко Е. В. Японии музыка // Музыкальный энциклопедический словарь. -М.: Советская энциклопедия, 1990.-С. 669-670.

32. Визель 3. А. О классификации типов фактуры (уточнение классификации и терминологии основных понятий фактуры) // Проблемы музыкальной фактуры. Сборник трудов. Вып. 59. М., 1982. -С. 4-18.

33. Виноградов В. JI. Музыкальная фактура и индивидуальный стиль композитора: Автореф. дис. . к. иск. Киев, 1978. - 18 с.

34. Виноградова Н. А. Иконографические каноны японской космогонической картины Вселенной мандала // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973. - С. 6581.

35. Влаева Стоянова Иванка Аспарухова. Проблемы изучения формы в индийской классической музыке // Актуальные проблемы современного музыкознания и музыкального образования. Краснодар, 1997. - 0,4 п. л.

36. Волкова С. Некоторые аспекты отражения особенностей музыкального мышления китайцев в специальной терминологии // Проблемы терминологии в музыкальных культурах Азии, Африки и Америки. -М., 1990.-С. 64-92.

37. Галайская Р. Б Кото // Музыкальная энциклопедия. Т. 3. М.: Советская энциклопедия, 1976.-Ст. 15.

38. Галицкая С. П. К вопросу о теории ладовой переменности // теоретические проблемы узбекской музыки. Ташкент, 1968. - С. 3-12.

39. Галицкая С. П. О роли переменности в формообразовании узбекской монодии // Проблемы музыкальной науки Узбекистана. Ташкент: Фан, 1973.-С. 12-25.

40. Галицкая С. П. О способах варьирования начального напева в узбекских народных песнях // Теоретические проблемы узбекской народной музыки. Ташкент: Фан, 1968. - С. 13-20.

41. Галицкая С. П. О фактуре в монодической музыке. 1980. Рукопись.

42. Галицкая С. П. О функции III ступени в ладах узбекской монодии // Вопросы музыкознания, вып. II. Ташкент: Фан, 1971. - С. 160-170.

43. Галицкая С. П. Теоретические вопросы монодии. Ташкент: Фан, 1981. -91 с.

44. Гафурбеков Т. Творческие ресурсы национальной монодии и их преломление в узбекской советской музыке. Ташкент: Фан, 1987. -109 с.

45. Глускина А. Е. Заметки о японской литературе и театре. М.: Наука, 1979.-295 с.

46. Головинский Г. JI. Композитор и фольклор: из опыта мастеров XIX-XX веков. Очерки. М.; Музыка, 1981. - 279 с.

47. Гончаренко С. С. Зеркальная симметрия в музыке (на материале творчества композиторов XIX и первой половины ХХвека). -Новосибирск: изд. НГК, 1993.-234 с.

48. Горегляд В. Н. Японская литература VIII XVI вв. - СПб.: Orientalia, 2001.-400 с.

49. Григорович Н. Б. Традиция длинной цитры в музыкальных культурах Дальнего Востока: Дипломная работа. М., 2002. - ??? с.

50. Григорьев С., Мюллер Т. Учебник полифонии. М.: Музыка, 1969. -330 с.

51. Григорьева Т. П. Красотой Японии рождённый. М.: Искусство, 1993. -464с.

52. Григорьева Т. П. Следуя кисти // Сэй-Сёнагон: Записки у изголовья и др. М.: Художественная литература, 1988. - С. 3-23.

53. Григорьева Т. П. Японская художественная традиция. М., 1979. -368 с.

54. Гришелёва JI. Д. Формирование японской национальной культуры (конец XVI начало XX вв.). - М., 1986. - 285 с.

55. Гудимова С. А. Музыка в системе символико-аллегорического мышления средневековья // Культурология. Приоритет направления фундам. исслед.: Дайджест /РАН. ИНИОН. М., 1999. - С. 111-123.

56. Джани-Задэ Т. M. Проблема канона в макомной импровизации // Макомы, мугамы и современное композиторское творчество. Межреспубликанская научно-теоретическая конференция. Ташкент: издательство литературы и искусства им. Гафура Гуляма, 1978. - С. 8793.

57. Дзюнъитиро Танидзаки. Избранные произведения. T.l, Т.2. М.: Художественная литература, 1986. -543 е., 639 с.

58. Дрожжина М. Н. Полифония в инструментальных произведениях композиторов Таджикистана: Автореф. дис. . к. иск. Л., 1990. - 16 с.

59. Дубинец Е. Есть ли смысл бить по консервным банкам? // Музыкальная академия. 1992. - № 4. - С. 57-60.

60. Дубровская М.Ю. Из истории формирования композиторской школы Японии: Ямада Косаку (1886-1965) // Вопросы музыкознания: Сб. ст. / Новосиб. Гос. Консерватория им. М.И.Глинки. Новосибирск, 1999. -С. 81-96

61. Дубровская М. Ю. Музыка в традиционном театре Японии (на материале Но и Кабуки): Автореф дис. . к. иск. М., 1985. - 19 с.

62. Дубровская М. Ю. Музыка в традиционном театре Японии (на материале Но и Кабуки). Диссертация. Рукопись. М., 1985. - 241 с.

63. Дубровская М. Ю. Музыка в традиционном театре Японии (на материале Но и Кабуки) // Япония: идеология, культура, литература. -М„ 1989.-С. 83-88.

64. Дубровская М. Ю. Музыкальная культура Японии. Рукопись. Новосибирск, 1993. 78 машин, стр.

65. Дубровская М. Ю. Некоторые черты музыкальной драматургии в традиционном театре Японии (на примере Но и Кабуки) // Вопросы теории, истории и исполнительства советского Узбекистана. Ташкент: Ташгу, 1984.-С. 123-129.

66. Дубровская М. Ю. Основоположник японской композиторской школы Ямада Косаку и музыкальная культура России // Россия и Восток: проблемы взаимодействия. Тезисы докладов. V международная конференция. Часть III. Новосибирск, 1999. - С.;

67. Дубровская М. Ю. Традиционные музыкальные инструменты Японии (обзорный реферат). Ташкент: Знание, 1983. - 24 с.

68. Дубровская М.Ю. Феномен Ямады Косаку (японские впечатления) // Сибирский музыкальный альманах, 2000 / Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки. Новосибирск, 2001. - С. 208-214.

69. Дюран JI. Тема и вариация в музыке, исполняемой на коре. // Музыка народов Азии и Африки. Сборник статей. Вып. 5. М.: Советский композитор, 1987.-С. 314-328.

70. Душа Японии. О Третьем международном фестивале японской музыки в России. Буклет Российско-японского центра музыкальной культуры при Московской консерватории. Вып. 1-3. М. Япония сегодня, 2001.

71. Есипова М. В. Музыкальная культура Японии: специфика исследовательского подхода // Музыка. Научно-реферат. сб. Вып. 3. -Изучение музыкальных культур стран Азии и Африки. М., 1980. - С. 1-10.

72. Есипова М. В. Об общих принципах развёртывания композиции в японской музыке высокой традиции // Внеевропейские музыкальные культуры: вопросы изучения традиций. Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 100. М., 1988. - С. 85-103.

73. Есипова М. В. Сущностные черты японской традиционной музыки (к проблеме исторической эволюции основных принципов музыкальной организации): Автореф. дис. . к. иск. Ташкент, 1988. -28 с.

74. Есипова М. В. Сущностные черты японской традиционной музыки (к проблеме исторической эволюции основных принципов музыкальной организации). Кандид. Дис. Ташкент, 1988. 252 с. (рукопись).

75. Ермакова Л. М. Речи богов и песни людей (Ритуально-мифологические истоки японской литературной эстетики). М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 1995. - 272 с.

76. Ермакова JI. М. Синтоистский образ мира и вопросы поэтики классической японской литературы // Восточная поэтика: специфика художественного образа. -М.: Наука, 1983. С. 157-184.

77. Игнатович А. Н. Буддизм в Японии: очерк ранней истории. М.: Наука, 1987.-317 с.

78. Игнатьева Т. И., Никифорова В. С. Особенности традиционной фактуры в якутском осуохай. 1991. Рукопись.

79. Иофан Н. А. Из истории японской музыки VII-IX веков // Искусство Японии. -М.: Наука, 1965. С. 23-40.

80. Исикава Такубоку. Дневник, написанный латиницей. Перевод с японского и комментарий Е. М. Дьяконовой // Восток Запад. Исследования. Переводы. Публикации. Выпуск четвёртый. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1989. - С. 140-177.

81. Искендеров А. А. Тоётоми Хидэёси. М.: Наука, 1984. - 443 с.

82. История Японии: с древнейших времён до 1868 года: Учебное пособие / А. Е. Грачёв, А. Е. Жуков, Н. Ф. Лещенко и др.; Отв. ред. А. Е. Жуков: Рос. Акад. Наук, Ин-т востоковедения; Ассоциация японоведов. Японский фонд. М.: ИВ РАН Т. 1. - 1998. - 660 с.

83. Ито Нобуо, Миягава Торао, Маэда Тайдзи, Ёсидзава Тю. История японского искусства. Пер. с яп., предисл. и коммент. Н. А. Иофан и А. С. Коломиец. М.: Прогресс, 1965. - 158 с.

84. Ихара Сайкаку. Новеллы. Пер. с яп. — Т. Редько-Добровольской. Сост., предисл. и комментарии Т. Редько-Добровольской. - М.: Художественная литература, 1981. - 287 с.

85. Иэнага Сабуро. История японской культуры. Пер. с япон. Предисл. В. А. Кравцова, коммент. П. Смирнова. М. Прогресс, 1972. - 231 с.

86. Камо-но Тёмэй. Записки из кельи // Сэй-Сёнагон: Записки у изголовья и др. М.: Художественная литература, 1988. - С. 295-313.

87. Капля росы: Японские пятистишья / Сост. Г. Н. Филатова; Пер. с яп., предисл. и примеч. В. Н. Марковой. М.: ООО Издательский дом "Летопись-М", 1999. - 396 с.

88. Кац Б. О культурологических аспектах анализа // Советская музыка.1978. -№1,- С. 37-43.

89. Кин Д. Японская литература XVII-XIX столетий. М.: Наука. 1978. -432 с.

90. Ки-но Цураюки. Предисловие к "Кокинсю" // Восточная поэтика: Тексты. Исследования. Комментарии. М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 1996. - С. 63-85.

91. Кокинвакасю Собрание старых и новых песен Японии /Пер. со старояп., предисл. и коммент. А. А. Долина. - СПб.: Гиперион, 2001. -432 с.

92. Конрад Н. И. Запад и Восток. Статьи. 2-е изд., испр. и доп. М.: Наука, 1972.-496 с.

93. Конрад Н. И. Избранные труды. Литература и театр. М.: Наука,1979.-469 с.

94. Конрад Н. И. Очерки истории культуры средневековой Японии. -М.:Искусство, 1980. 144 с.

95. Кравцова М. Е. Поэзия Древнего Китая: Опыт культурологического анализа. Антология художественных переводов. СПб.: Центр "Петербургское Востоковедение", 1994. - 544 с.

96. Кушнарсв X. С. Вопросы истории и теории армянской монодической музыки. Л.: Музгиз, 1958. - 625 с.

97. Кэндзи Накагами. Поклон издалека (пер. с яп Т. Соколовой-Делюсиной) // Иностранная литература. 1993. - №5. - С. 158-163.

98. Кэнко-хоси. Записки от скуки // Сэй-Сёнагон: Записки у изголовья и др. М.: Художественная литература, 1988. - С. 313-430.

99. Лебедева И. Г. К изучению формульной структуры в хоральной монодии средневековья (по поводу концепции Лео Трейтлера). // Музыкальная культура средневековья. Теория. Практика. Традиции. Сборник научных трудов. Л.: ЛГИТМиК, 1988. - С. 11-23.

100. Лебедева И. Г. Принципы мелодической организации западноевропейской средневековой монодии: Автореф. дис. . к. иск. Л., 1988.-24 с.

101. Лисицына Е. А. Контекстуальность как внутренняя форма японской культуры: Автореф. дис. . к. философских наук. Томск, 2002. - 18 с.

102. Лисовой В. Особенности музыкальной ткани древних мексиканских ритуалов и некоторые вопросы их отражения в творчестве современных композиторов Мексики //Музыкальная фактура. Сб. тр. Вып. 146 / РАМ им. Гнесиных. М., 2001. - С. 151-158.

103. Лотман Ю. М. Каноническое искусство как информационный парадокс // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973. - С. 16-22.

104. Лупинос С. Б. К вопросу о методике анализа японской традиционной музыки в инструментальных композициях кангэн // Некоторые актуальные проблемы искусства и искусствознания. М., 1981. - С. 144165.

105. Лупинос С. Б. Ладовое мышление японцев: проблема этнических контактов // Культура Дальнего Востока. XIX-XX вв. Владивосток: Дальнаука, 1992.-С. 145-158.

106. Лупинос С. Б. Пути развития японской инструментальной музыки в системе гагаку (кангэн): Автореф. дис. . к. иск. М., 1985. -24 с.

107. Лупинос С. Б., Сисаури В. И. Японская музыка // Музыкальная энциклопедия. Т. 6. М.: Советская энциклопедия, 1982. - Ст. 630-639.

108. Мазель Л. Цуккерман Б. Анализ музыкальных произведений. М.: Музыка, 1967 - 751 с.

109. Мазурик В. П. Жанр "надзо" в литературе и фольклоре Японии: Автореф. дис. . к. иск. М.: Издательство МГУ, 1983. - 18 с.

110. Мазурик В. П. Пространственно-композиционные приёмы в японской средневековой поэзии как функция художественной целостности // Язык и культура. Новое в японской филологии. М., 1987.-С. 128-138.

111. Малявин В. В. Эстетические учения Дальнего Востока. М., 1987.

112. Манъёсю (Японская поэтическая антология VIII в. "Собрание мириад листьев": Избранное.) Пер. А. Глускиной. М.: Наука, 1987. -396 с.

113. Маркова В. Классический японский театр // Ночная песнь погонщика Ёсаку из Тамба: Японская классическая драма XIV-XV и XVIII вв. М.: Художественная литература, 1989. - С. 5-30.

114. Матякубова С. К. Принципы цикличности и циклические формы в восточной монодии (на материале узбекской традиционной музыки). Автореф. дис. . к. иск. Ташкент, 1990. - 18 с.

115. Медушевский В. Г. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993. - 268 с.

116. Медушевский В. Г. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976 - 253 с.

117. Мендрин В. М. История сёгуната в Японии: Нихон гайси: В 2-х тт. /пер. с яп. -М., СПб.: Рос. гос. б-ка: Летний сад, 1999.-480 е., 384 с.

118. Мещеряков А. Н. Герои, творцы и хранители японской старины. -М.: Наука, 1988.-239 с.

119. Мещеряков А. Н. Древняя Япония: буддизм и синтоизм. Проблема синкретизма / АН СССР Ин-т востоковедения. М.: Наука, 1987. - 192 с.

120. Мещеряков А. Н. Древняя Япония: культура и текст / АН СССР Ин-т востоковедения. М.: Наука, 1991. - 224 с.

121. Мещеряков А. Н. Золотая книга мифов, легенд и сказок Японии: сборник / Сост. А. Мещеряков и др.; Пер. с япон. В. Марковой и др. -М.: Терра, 1996.-389 с.

122. Мещеряков А. Н. Поэтические турниры как диалогическая доминанта японской культуры // Эстетика бытия и эстетика текста в культурах средневекового Востока. М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 1995. - С. 254-261.

123. Мещеряков А. Н. Семантика понятий "начало" и "конец" в синтоизме и раннеяпонском буддизме // Народы Азии и Африки. 1986. - № 4. - С.

124. Митицуна-но хаха. Дневник эфемерной жизни (Кагэро никки). Пер. с яп., предисл. И комментарии В. Н. Горегляда. СПб.: Центр "Петербургское востоковедение", 1994. -352 с.

125. Мойчи Ямагучи. Импрессионизм как господствующее направление японской поэзии. СПб: Типо-литография "Братья Ревины", 1913.-110 с.

126. Музыкальная фактура. Сборник трудов. Вып. 146 / РАМ им. Гнесиных. М , 2001. - 257 с.

127. Мурасаки Сикибу. Повесть о Гэндзи (Гэндзи-моногатари). В 4 кн. -М.: Наука, 1991.

128. Муриан И. Ф. Сады Дайтокудзи // Человек и мир в японской культуре. -М.: Наука, 1985. С.166-183.

129. Назайкинский Е. В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982.-319 с.

130. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. - 383 с.

131. Нгуен Вам Нам. Полифония в традиционной музыке Вьетнама. // Народно-национальные истоки в музыке социалистических стран: Сб. науч. трудов Ленинградской консерватории. Л., 1990. - С. 214-230.

132. Невский Н. А. Айнский фольклор. М.: Наука, 1972. - 175 с.

133. Невский Н. А. Фольклор островов Мияко: сборник. М.: Наука, 1978.-192 с.

134. Нидзё. Непрошенная повесть. М.: Наука, 1986. - 267 с.

135. Никитина М. И. Корейская поэзия XVI-XIX вв. в жанре сиджо: (Семантическая структура жанра. Образ. Пространство. Время). СПб.: Центр "Петербургское Востоковедение", 1994.-312 с.

136. Николаева Н. С. Каноническая структура японского сада (на примере "сухого" дзэнского сада) // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973. - С. 49-64.

137. Николаева Н. С. Япония Европа. Диалог в искусстве. Середина XVI - начало XX века. - М.: Изобразительное искусство, 1996. - 400 с.

138. Николаева Н. С. Японские сады. М., 1975. - 254 с.

139. Нихон Рёики. Японские легенды о чудесах: Свитки 1-й, 2-й и 3-й. Пер., предисл. и коммент. А. Н. Мещерякова. СПб.: Гиперион, 1995. -256 с.

140. Норико Тода. О современных способах фиксации японской традиционной музыки (на примере нагаута) // Традиционная музыка Азии: проблемы и материалы. Алматы: ТОО "Дайк-Пресс", 1996. - С. 50-63.

141. Ночная песнь погонщика Ёсаку из Тамба: Японская классическая драма XIV-XV и XVIII вв. М.: Художественная литература, 1989. -495 с.

142. Панкратов С. П. Удвоения мелодической линии // Проблемы музыкальной фактуры. Сборник трудов. Вып. 59. Отв. Редактор А. А. Степанов. М„ 1982. - С. 66-79.

143. Плахов Ю. Н. Художественный канон в системе профессиональной восточной монодии (на материале инструментальной музыки народов Средней Азии). Ташкент: Фан, 1988. - 159 с.

144. Полуэктова О. В. Музыка эпохи Тан из японских источниковструктурно-аналитический аспект). Диссертация на соискание.канд.искусствоведения. Рукопись. Новосибирск, 1999. 169 с.

145. Протопопов Вл. Вариационные процессы в музыкальной форме. -М.: Музыка, 1967. 149 с.

146. Протопопов Вл. Очерки из истории инструментальных форм XVI-нач. XIX вв. М.: Музыка, 1979. - 327 с.

147. Пяртлас Ж. В. Гетерофонное многоголосие русских народных песен: определение феномена, закономерности образования и строения (на материале традиции русско-белорусского пограничья): Автореф. дис. . к. иск. СПб., 1992,- 16 с.

148. Сарасина никки. Одинокая луна в Сарасина / Пер. с яп., предисл. и коммент. И. В. Мельникова. СПб.: Гиперион, 1999. - 224 с.

149. Свод законов "Тайхорё" 702-718 гг., I XV законы / Вступит, ст., пер с древнеяпон. и коммент. К. А. Попова. - М.: Наука, 1985. - 368 с.

150. Сисаури В. И. Об исторической типологии систем музыкального мышления // Жанрово-стилистические тенденции классической и современной музыки. Л.: ЛГИТМиК, 1980, С. 87-117.

151. Сисаури В. И. Процесс формирования и генетические связи японской инструментальной музыки гагаку: Автореф. дис. . к. иск. -Л., 1975.-18 с.

152. Сисаури В. И. Роль континентальных заимствований в формировании национального стиля японской музыки // Традиции музыкального искусства и музыкальная практика современности. Л.: Музыка, 1981. - С. 127-143.

153. Сисаури В. И. Японская инструментальная музыка гагаку (генетические связи и процесс становления) // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 14. Л.: Музыка, 1975.-С. 202-223.

154. Скребков С. С. Анализ музыкальных произведений. М.: Музгиз, 1958.-230 с.

155. Скребкова-Филатова М. С. Фактура в музыке: Художественные возможности. Структура. Функции. М.: Музыка, 1985. -285 с.

156. Современная музыкальная культура Японии (В аспекте взаимодействия "Запад-Восток") // Музыка. Экспресс-информация. Вып. 3. -М., 1990.-20 с.

157. Соколов С. Н. К вопросу о структуре и форме канона в классической живописи Дальнего Востока // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973. - С. 36-48.

158. Соколов-Ремизов С. Н. Литература каллиграфия - живопись / К проблеме синтеза искусств в художественной литературе Дальнего Востока. - М.: Наука, 1985. - 311 с.

159. Сонобэ С. Традиции и современность / Пер. с япон. В. Тольба // Советская музыка. 1965. - № 9. - С. 131-135.

160. Сонода М. Мир синто. Пер. с яп. В Ерёмина. М., 2001. - 32 с.

161. Стенли-Бейкер Джоан. Искусство Японии. M.:oiobo/s1ovo, 2002. -240 е., ил.

162. Сэй-Сёнагон. Записки у изголовья и др. Вступит статья Т. Григорьевой, комментарии В. Марковой, Н. Конрада, В. Сановича и В. Горегляда. М.: Художественная литература, 1988. - С. 23-295.

163. Тагмизян Н. К. Теория музыки в древней Армении. Ереван: издательство АН Армянской ССР, 1977. - 320 с.

164. Тевосян А. Т. Некоторые аспекты формирования личностного начала в европейской музыкальной культуре // Некоторые актуальные проблемы искусства и искусствознания. М., 1981. - С. 71-90.

165. Тёмина Е. А. Теоретические вопросы взаимодействия музыкальных систем устной и композиторской традиций в регионе Востока (на материале творчества М. Ашрафи): Автореф. дис. . к. иск. Л., 1984. -25 с.

166. Толстогузов А. А. Очерки истории Японии VII-XIV вв. Становление феодализма. М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 1995.-333 с.

167. Топоров В. Н. Два дневника (Андрей Тургенев и Исикава Такубоку) // Восток Запад. Исследования. Переводы. Публикации. Выпуск четвёртый. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1989. - С. 78-99.

168. Трембовельский Е. Гетерофония: типология фактур эволюция ткани // Музыкальная академия. - 2001. - № 4. - С. 165-175.

169. Тюлин Ю. Н. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации. М.: Музыка, 1977. - 382 с.

170. Тюлин Ю., Привано Н. Теоретические основы гармонии. М.: Музыка, 1965. - 475 с.

171. У Ген-Ир. Введение в музыку стран Дальнего Востока (Китай, Корея, Япония). Петрозаводск, 2002. - 185 с.

172. Ульмасов Ф. А. О природе многомерности фактуры в монодии. Статья, рукопись. Душанбе, 1984.

173. Ульмасов Ф. А. О пространственной организации таджикской и узбекской монодии в аспекте взаимодействия неизменности и изменчивости: Автореф. дис. . к. иск. Ташкент, 1986. -25 с.

174. Утаавасэ. Поэтические турниры в средневековой Японии (IX-XIII вв.) / Пер. с яп., предисл. и коммент. И. А. Ворониной. СПб.: Гиперион, 1998.-224 с.

175. Фудзивара Кинто. Девять ступеней искусства вака. // Восточная поэтика: Тексты. Исследования. Комментарии. М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 1996, С. 99-106.

176. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства. Учебное пособие для студентов консерваторий и музыкальных училищ. М.: Научно-творческий центр "Консерватория", 1994. - 260 с.

177. Холопова В. Н. "Параметр экспрессии" новое измерение музыкального языка // Музыкальная фактура. Сборник трудов. Вып. 146 / РАМ им. Гнесиных. - М., 2001. - С. 100-111.

178. Холопова В. Н. Фактура. М.: Музыка, 1979. - 87 с.

179. Холопова В. Н. Формы музыкальных произведений. Учебное пособие. СПб.: Издательство "Лань", 1999. -496 с.

180. Хомякова О. Б. Орнаментика в музыкальных стилях // Музыкальная педагогика. Исполнительство. Сб. ст. М.: МГУКИ, 1999, вып. 4. - С. 35-41.

181. Хэрн Л. Душа Японии. Кокоро. М.: ИД "Муравей", 1997. - 352с.

182. Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. Вариационная форма. М.: Музыка, 1974. - 243 с.

183. Цхай Т. К вопросу о формировании специальной терминологии в корейской музыкальной культуре // Проблемы терминологии в музыкальных культурах Азии, Африки и Америки. М., 1990. - С. 136147.

184. Чабовская Н. И. Рокудан: вопросы истории и теории: Дипломная работа. Новосибирск, 1997. - 100 с.

185. Чхиквадзэ Гр. Основные типы грузинского народного многоголосия // Музыка народов Азии и Африки. Вып. 1. М.: Советский композитор, 1969.-С. 50-74.

186. Шелестова Е. Н. Эстетика и религия японцев как противоречиво функционирующая целостность // Человек и мир в японской культуре. -М.: Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 1985. С. 258-265.

187. Шкарина Е. К. Некоторые аспекты музыкальной символики средневековой диафонии (становление онтологического типа знаковости). Саратов, 1993. - 17 с.

188. Штейнер Е. С. Иккю Содзюн. Творческая личность в контексте средневековой культуры. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1987.-278 с.

189. Юсфин А. Особенности формообразования в некоторых видах народной музыки // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. -М., 1971. С. 134-161.

190. Ямато-моногатари. Пер. с яп., исследование, комментарии JI. М. Ермаковой. М.: Наука, 1982.-231 с.

191. Японская лирика / Пер. В. В. Соколова, Под Ред. В. Орлова. -Минск: Харвест, 1999. -456 с.

192. Японские легенды о чудесах IX -XI вв. (легенды и предания). М.: Наука, 1984. - 183 с.1. На европейских языках:

193. Adriaansz W- A Japanese Procrustean Bed: a study of the development of danmono // Journal of the American Musicological Society, xxiii no. 1. 1970. -P. 26-60.

194. Adriaansz W. Midare: A Study of Its Historic Development // Kikkawa Eishi Sensei Kanreki Kinen Rombunshu (Festschrift for Professor Kikkawa Eishi). Tokyo, 1972. - P. 9-54.

195. Adriaansz W. The Kumiuta and Danmono, Traditions of Japanese Koto Musik. Berkley, Los Angeles and London, University of Kalifornia Press, 1973. - 493 pp.

196. Adriaansz W. Research into the Chronology of Danmono // Ethnomusicology, XI. 1967. -№ 1. - P. 25-53.

197. Adriaansz W. The "Yatsuhashi-ryu"; a seventeenth century school of Koto music // Acta musicologica. 1971. - vol. 33. - № 1-2. - P. 55-93.

198. Ackermann P. Studieren zur Koto-Music von Edo 1, 2. Studien zur traditional Music Japans Heraus gegeben von Robert Gunter, Band 6, copyright 1986, Barenreiter Kassel.

199. Baines A. Ancient and Folk Baskgrounds // Musical Instrument Thorough the Ages. Singapore by Richard Clay. 1980.

200. Burnett H. The evolution of shamisen tegotomono: a study of the development of vocal/shamisen relationships // Hogaku. 1983. - V. 1. - № 1.-P. 53-92.

201. Chavannes E. Chinese and japanese music compared // China review. Hongong. 1877. - V. V. - P. 7-10.

202. Cheng Shui-Cheng. The role of the traditional musicions in China. // The World of Music. 1979. - vol. 21. - № 2. - P. 85-90.

203. Condit J. Differing transcriptions from the twelfth century Japanese koto manuscript Jinchi Yoroku // Ethnomusocology. 1976. - Vol. XX. - № 1. - P. 87-95.

204. Courant M. Japan. Notice historique // EMDC / P. I. Histoire de la musique. Liv. I. p. 1. - P.: Library Delagrave. - 1924. - P. 242-256.

205. Eckardt H. Japanische Musik // Die Musik in Grschichte und Gegenwart. Allgemeine enzyklopadie der Music, v. 6. Kassel e. a.: Barenreiter. - 1957. -Spalte 1720-1753.

206. Garfias R. Koto ornamentation technigue in 11th century Japanese Gagaku // Festschrift to Ernst Emsheimer. Stockholm. 1974. - P. 40-61.

207. Gutzwiller A. La poliphonie dans la musique Japonaise Rokudan, par exemple // Cahiers de musiques traditionneles, 6, poliphonies. 1993. - P. 11-21.

208. Harich-Schneider E. Japanese music//Encyclopaedia Britannica. V. 12. -1971. -.P. 956-958.

209. Harich-Schneider E. A history of Japanese music. L.: Oxf. Univ. Press. - 1973.-730 p.

210. Kakinoki G. A metod for comparative analysis of Japanese folk melody by strucrural formulae // Asian Music. 1975. - V. 6. - № 1-2. - P. 60-87.

211. Kisibe Shigeo. The traditional music of Japan. Tokyo, 1966. - 91 pp.

212. Loed D. An analitic study of Japan Koto music // Music Forum. 1976, vol. 4.-P. 355т393.

213. Loed D. Solo and chamber music for traditional japanese instruments. -N. Y. : Asia Society. 1975.

214. Malm W. P. "Nagauta" the heart of Kabuki music. - Rutland, Tokyo: Grendwood press, 1963. - 239 p.

215. Malm W. P. Japanese music and its relations to other musical traditions // The World of Music. 1983. V. 27. № 1. - P. 70-79.

216. Malm W. Japanese music and musical instruments. Tokyo, 1990. - 2951. P

217. Music from the Tang Court / Ed. by L. Picken. London. - Cambrige, 1981-1990.-Vol. 1-5.

218. Nakajima Toshiyuki. Sokyoku no shishiki. Tokyo: Maekawa Gomei-gaisha, 1936. - 369 pp.

219. Nomura E. Y. Musicology in Japan since 1945 // Acta Musicologica. -1963. V. 35. - № 2-3. - P. 47-53.

220. Picken L. E. R. and Mitani Yoko. Finger-techniques for the zithers so-no-koto and kin in Heian times // Musica Asiatica. 1979. - vol. 2. - P. 89-114.

221. Piggot F. The Music and Musical instruments of Japan. London: В. T. Batsford, 1893.-230 pp.

222. Song Bang-song. The Etymology of the Korean Six-stringed Zither, Komun go: A critical Review. // Traditional Korean Music. Seoul: The si-yong-sa. Publishers, Inc., 1983.-P. 168-180.

223. Sunaga K. Japanese Music. Tokyo: Muruzen Co., 1936. - 65 p.

224. Takano K. Theorie der japanischen music. Untersuchungen uber die form der koto musik "Danmono" // Tohoku psychologica folia. 1953. - V. III. -P. 69-169.

225. Takano Ryu. Koto Danmono keishiki no Kenkyu. Vol. 1 of Nihon Ongaku Riron. - Tokyo: toen shobo, 1935.-85 pp.

226. Tamba A. Aesthetics in the traditional music of Japan // The world of Music. 1976. - V.18. - № 2. - P. 3-10 /en franc. - P. 37-40.

227. Tamba A. Confluence of Spiritual and Aesthetic Research in traditional Japanese music // The World of Music. 1983. - V. 25. - № 1. - P. 30-43.

228. Tamba A. La structure musical du Ho, theatre traditionnel japonais. P.: Klincksieck, 1974. - 245 p.

229. Tanabe Hisao. Japanese music. Tokyo: Kokusai bunka skinkokai. -1959.-74 pp.

230. Togi Masataro. Gagaku: Court musica and dance / Transl. By Don Kenny with an introd. by William P. Malm. New York s. o.: Weatherhill: Tankosha. -1971. - VI 207 p., ill. - (Performing arts of Japan).

231. Tsuge, Gen'ichi. Bamboo, silk, Dragon and Phoenix: Simbolism in the Musical Instruments of Asia // The World of Music. 1978. - vol. 20. - № 3. - P. 24-33.

232. Wade B. Tegotomono, Music for the Japanese Koto. Westport, Conn. And London, Greenwood Press - 1976. - 379 pp.

233. Киккава Э. Хогаку кансё (Восприятие японской средневековой музыки). Токио: Хобункан, 1952. - 442 с.

234. Киккава Э. Хогаку то дзинсэё (Японская средневековая музыка и общество). Токио: Хобункан, 1962.-258 с.

235. Кодзима Т. Гэндай хогаку но рэкиси (История традиционной музыки сегодня). //Кикан Хогаку. Токио: Хогакуся, 1978. № 16. С. 7481.

236. Кодзиэн ("Большой сад слов", энциклопедический словарь). Токио: Иванами, 1979. - 2448 с.

237. Куниясу Ё. Нихон-но онгакурон (Исследование по японской музыке) //Бунгаку. 1988. - №4. С. 40-53.

238. Макино Ю., Мики М., Юизэ С., Нива М. Со:кёку но бидзён (Дискуссия на тему музыки кото. Традиция и современность). // Кикан Хогаку. Токио: Хогакуся, 1976. № 6. - с. 40-50.

239. Нива М. Гэндай-хотаку но мондайтэн (Проблемы традиционной музыки сегодня) II Кикан Хогаку. Токио: Хогакуся, 1978. № 16. - с. 8185.

240. Нийкура К., Нийкура Р. Тютоку но со: то Нихон но кото (Японское и китайское кото // Кикан Хогаку. Токио: Хогакуся, 1976. № 6. - с. 2229.

241. Накаяма Т. Нихон модзинси (История японских слепых музыкантов). Токио: Соси, 1934. - 452 с.

242. Нихон онгаку но рэкиси (История японской музыки). Токио, 1961, с. 202-211.

243. Сакамото Н. Онгаку дэнсё фу-но кэйфу (История развития нотации традиционной музыки) // Бунгаку. 1988. - № 4. с. 40-53.

244. Танабэ X. Нихон онгаку си (История японской музыки). Токио: Дэнки дайгаку, 1963. - 315 с.

245. Танабэ X. Хогаку его дзитэн (Словарь терминов японской средневековой музыки). Токио: Иванами, 1979. - 199 с.

246. Хаттори Р. Нихон онгакуси (История японской музыки). Токио: Сякайсисося, 1974.-331 с.229

247. Цукихара Асуко. Дзюкюсэки-но нихон ни окэру сэё онгаку-но дзюэ. (Восприятие европейской музыки в Японии XIX века), Тага сиппан, 1993.

248. Словарь японских музыкальных терминовА

249. Авасэдзумэ исполнительский приём игры на кото, при котором одновременно защипываются две струны октавного соотношения (как правило, большим и указательным пальцами).

250. Адзума-асоби танцы, точнее игры Адзума, исполняемые при богослужении в крупных синтоистских святилищах.

251. Адзумогото (вагон, яматогото) в буквальном переводе обозначает "восточное кото"; японское шестиструнное кото.

252. Акикадзэ-дзёси — эксклюзивная настройка кото, созданная специально дляпьесы Акикадзэ-но кёку. Струны инструмента настраиваются следующим1 11 11122 22 образом: е -e-a-h-c -е -fls -a -h -с -е -fis -а

253. Ато-ута заключительная вокально-инструментальная часть в произведениях жанра музыки для кото - тэгото-моно.

254. Ай-но-тэ связующие инструментальные интерлюдии, звучащие в сочинениях жанра кумиута для кото.Б

255. Бива традиционный 3-5-ти струнный щипковый музыкальный инструмент лютневого семейства.

256. Бунраку -традиционный японский кукольный театр. Бэтто второй по значимости ранг, присуждаемый в профессиональном союзе слепых музыкантов Сёку-ясики, который существовал в Японии с XVII по середину XIX века.В1. Вагон см. аздумагото.

257. Гагаку в буквальном переводе обозначает "изящная музыка". Придворная оркестровая музыка в Японии, а также обозначение различных видов японского придворного театрально-музыкального искусства.

258. Гакусо (со) ранняя модификация современного кото, используемая в оркестре гагаку.

259. Госэти пляска пяти танцовщиц на празднике Благодарения (то есть первого вкушения риса нового урожая).д

260. Джи подставки-кобылки под струны кото, имеющие вид перевёрнутой буквы Y.

261. Дзато самый первый, низший по значимости ранг, присуждаемый в профессиональном союзе слепых музыкантов Сёку-ясики, который существовал в Японии с XVII по середину XIX века.

262. Дзёрури 1) общее определение традиционного синтетического, кукольного театра Японии; 2) ведущее название эпического направления в музыке для сямисэна.

263. Дзиута жанр японской традиционной музыки, включающий всю музыкулирического (не нарративного) характера для голоса и сямисэна. Онвключает как сямисэн-кумиута, так и сменившие её в конце XVII векатакие формы как хаута, коута и нагаута.

264. Дзоккёку -простонародные, популярные произведения.

265. Дзокусо простонародная, популярная музыка для кото.

266. Дзю (или хикииро)- мелизматический приём игры на кото, который подобен европейскому перечёркнутому морденту. Дзюдан композиция, состоящая из 10 частей. Дзюнидан - композиция, состоящая из 12 частей.

267. Ики эстетическая категория, отражающая морально-эстетический идеал самураев. В переводе означает "жизнеспособность, отвага, мужественность, бодрость".

268. Имаё (или имаё-ута) популярный средневековый жанр светской песенной лирики, исполнявшийся в сопровождении плоского барабана тайко. Входит в комплекс музыки гагаку.

269. Инсэнпо "мягкий лад", одна из основных ладовых систем японской111 12 2национальной музыки. Восходящая форма лада ин. е -f -a -h -d -е .2 2 1111

270. Нисходящая форма лада ин. е -с -h -а -Г -е .

271. Итидзю оси техника левой руки при игре на кото, подразумевающая повышение звука на тон.К

272. Кабуки традиционный синтетический театр Японии, сформировавшийся в конце XVI века.

273. Кагура ритуальные песнопения и пляски (мистерии), исполнявшиеся при синтоистских храмах.

274. Какэдзумэ мелодический образец музыки для кото, состоящий из пяти звуков, среди которых наиболее важными являются третий и последний, находящиеся в октавном соотношении, а второй и четвёртый исполняются, как правило, тихо и осторожно.

275. Какюдзумэ цумэ (напалечники-ноготки для кото) квадратной формы, используемые в школе Икута.

276. Кангэн в буквальном переводе обозначает "музыка духовых и струнных". Один из двух инструментальных разделов, составляющих музыкальный комплекс гагаку. Исполняется полным инструментальным ансамблем гагаку.

277. Кан-до в переводе означает "замена", "изменение пути". Название специального, дополнительного такта, открывающего начальный дан произведений жанра данмоно.

278. Каэдэ дополнительная партия в инструментальной традиционной японской музыке (обычно в дуэтном ансамбле, включающем два кото или кото и сямисэн).

279. Каэдэ сики сокёку инструментальный ансамблевый жанр (обычно дуэт), появившийся в японской традиционной музыке в XVIII веке и достигший расцвета в XIX столетии.

280. Кёмоно название инструментального жанра каэтэ сики сокёку в городе Киото.

281. Кокю 3-хструнная или 4-хструнная лютня, на которой звук извлекается смычком.

282. Коо (или осидэ) приём игры на кото, подразумевающий изменение высоты звука путём нажима на струну левой рукой за подставкой. Ко-о - японский общеэстетический принцип, в буквальном переводе обозначающий "зов-отклик".

283. Коото третий по значимости ранг, который присуждался в профессиональном союзе слепых музыкантов Сёку-ясики, существующем в Японии с XVII по середину XIX века.

284. Кото традиционный 13-струнный щипковый инструмент семейства цитр.

285. Кумойдзёси одна из наиболее популярных настроек кото (главнымобразом в жанрах кумиута, данмоно, тэготомоно), выведенная на основе111 1 122автохтонного японского лада инсэнпо. Например, e-a-b-d-e-f-a-b-d-efV-h2.1. Kymu-дзамисэн см. сёфу.

286. Кэнгё самый высокий ранг, который присуждался в профессиональном союзе слепых музыкантов Сёку-ясики, существующем в Японии с XVII по середину XIX века.

287. Марудзумэ цумэ (напалечники-коготки для кото) овальной формы, используемые в школе Ямада.

288. Маэ-ута буквально "предваряющая часть": 1) начальная вокально-инструментальная часть в произведениях жанра тэгото-моно; 2) вокальная интродукция формы кумиута в кабуки.

289. Мэндзо дэнмэн лицензия, выдаваемая субъекту, прошедшему курс обучения игре на кото в школе Цукуси-гото.Н

290. Нака-гумэ в буквальном переводе означает "внутренняя часть". Третья ступень (уровень) обучения игре на кото.

291. Нидзю оси техника левой руки при игре на кото, подразумевающая повышение звука на полтона.

292. Но традиционный средневековый синтетический театр японского народа.О

293. Оку-гумэ в буквальном переводе означает "глубинная часть". Высшая ступень (уровень) обучения игре на кото.

294. Омотэ-гумэ в буквальном переводе означает "лицевая сторона". Начальная ступень (уровень) обучения игре на кото. Осидэ - см. коо.

295. Пипа китайский 4-5-ти струнный щипковый инструмент типа лютни, явившийся предшественником японской бивы.Р

296. Рё один из звукорядов музыки татаку, соответствующий миксолидийскому ладу в европейском музыкальном искусстве. Роэй - популярный средневековый жанр песенной лирики. Входит в состав музыки татаку.С

297. Сидзугаки клишированные мелодические образования в партии кототочнее гакусо) в ансамбле гагаку.

298. Сирабёси танцовщицы в синтоистских храмах.

299. Ситигэнкин японское название китайского циня, в буквальном переводе "семиструнная цитра". См. кин.

300. Сёме вокальная часть музыкальных буддийских обрядов в Японии. Сёфу (кути-дзамисэн) - мнемоническая система, состоящая из звукоподражательных слогов, использующихся в устном обучении музицированию на кото.

301. Сирабэмоно в буквальном переводе обозначает "инструментальное произведение". См. данмоно.

302. Синхогаку школа так называемой новой традиционной музыки, то есть собственно композиторских сочинений для традиционных японских инструментов.

303. Со разновидность кото, аналогичная китайскому чжену. См. гакусо. Сокёку - общее название сочинений для кото.

304. Сякубёси — палочки (колотушки), используемые в сопровождении придворного пения (культ синто). Принадлежат к группе идиофонов и весьма отдалённо напоминают кастаньеты.

305. Сямисэн (<сангэн)- щипковый 3-х струнный инструмент семейства лютен, квадратной формы с длинной шейкой.

306. Сян слог сёфу для одной из основных исполнительских техник правой руки, именуемой каштэ.т

307. Тэгото-моно буквально "пьеса с тэгото". Вокально-инструментальный жанр как музыки для ко то, так и музыки для сямисэна, состоящий из нескольких частей (обычно от трёх до семи).У

308. Ура-гуми в буквальном переводе означает "изнаночная сторона". Вторая ступень (уровень) обучения игре на кото.

309. Урарэн колористический приём игры на кото, представляющий собой нисходящее глиссандо, начинающееся, как правило, с тремоло на 13-й струне и завершающееся первой струной.

310. Усин-но дзё приём японской поэтики, который означает "введение, содержащее душу".

311. Фусоко-фури один из эстетических принципов организации художественного произведения. В буквальном переводе обозначает "две вещи, существующие сами по себе, но взаимосвязанные, неразлучные". Фуэ - общее название для флейтообразных инструментов в Японии.X

312. Xayma вокально-инструментальный жанр лирического направления в музыке для сямисэна.

313. Хаягаки клишированные мелодические образования в партии кото (точнее гакусо) в ансамбле гагаку.

314. Хёси основная времяизмерительная единица японской традиционной музыки, являющаяся приблизительным аналогом европейской половинной длительности.

315. Хикииро (или дзю)- см. дзю.

316. Хирадзёси одна из наиболее популярных настроек для кото в разныхтрадиционных жанрах. Возникла на основе японского автохтонного лада1 1111122 2 2 инсэнпо. Например, е -a-h-c -е -1 -a -h -с -е -г-a -h

317. Xumupum японский национальный духовой инструмент, обладающий резким, пронзительным тембром и принадлежащий к роду гобоев.

318. Изготавливается из бамбука. Хитирики поручается основная мелодическая линия в партитуре гагаку.

319. Хон-кумойдзёси одна из разновидностей настройки кумойдзёси, используемая в произведениях для кото. Например, е1 (е)- a-b-dV-fWdV-fV-b2.

320. Хонтэ основная, оригинальная партия в инструментальной традиционной японской музыке жанра каэдэ сики сокёку или кёмоно (обычно в дуэтном ансамбле).ц

321. Цинь китайский 7-струнный щипковый инструмент семейства цитр без передвижных подставок.

322. Цугихаги метод построения композиции, характерный для японской литературы. В буквальном переводе обозначает "нанизывание одного на другое".

323. Цудзурэ-нисики литературный стиль японских текстов, в буквальном переводе обозначающий "парча из лоскутков". Цукииро- см. тицу.

324. Цукэмоно в буквальном переводе обозначает "дополняющие произведения".Ч

325. Чжен — китайская 12-ти струнная цитра с передвижными подставками, прототип современного 13-струнного кото.Э1. Эн — см. ато-оси.Ю

326. Юри-иро орнаментальная техника левой руки в музицировании на кото. Представляет собой специфическое вибрато, создаваемое указательным, средним и безымянным пальцами левой руки слева от подвижных подставок инструмента.