автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Проблема смысла истории в философии и культуре переломных эпох
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Кутыкова, Ирина Валентиновна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. СМЫСЛ ИСТОРИИ КАК ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ
ИСТОРИИ.
§ 1. Проблема смысла истории в западноевропейской и русской традициях
§ 2. Постижение истории исторической наукой, философией и поэзией.
§ 3. Актуализация проблемы смысла истории в переломные эпохи.
ГЛАВА 2. ВОПРОС О СМЫСЛЕ ИСТОРИИ В НАСЛЕДИИ "СЕРЕБРЯНОГО
ВЕКА".
§ 1. Философия "серебряного века" о смысле истории.
§ 2. Историческая наука "серебряного века" о смысле истории.
§ 3. Вопрос о смысле истории в поэзии "серебряного века".
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ
СМЫСЛА ИСТОРИИ.
§ 1. Поиск смысла истории в России на рубеже ХХ-ХХ1 веков.
§ 2. Экология истории.
§ 3. "Серебряный век" и современность: общее и специфическое в понимании смысла истории.
Введение диссертации1999 год, автореферат по философии, Кутыкова, Ирина Валентиновна
Проблема смысла истории стара и нова, вечна и своевременна. Остроту своего звучания она получает в исторические периоды, сопряженные с переломом, затрагивающим все сферы общественной и индивидуальной жизни , и часто , как показывает история России, это происходит на рубеже веков. В такие времена совершается перелом в "истории-жизни" человека, в единстве времён и одновременно единение былого и настоящего. В настоящее время для исследователей проблемы смысла истории Россия являет собой особую "почву", на которой осуществляется поиск смысла истории и для которой он имеет огромное практическое значение. Человек, как субъект истории, лишается в подобные времена некогда устойчивых и привычных ценностей, идеалов. Понимание смысла истории для него становится чрезвычайно важным.
Неизбежность постановки вопроса о смысле истории связана с потребностью человека понять историю и своё место в ней, упорядочить, внести ритм в свою жизнь, сохранить преемственность в истории, иначе говоря, ликвидировать дискомфортность своего пребывания в переломную эпоху. Восстановление традиции русской философии истории, связанной с рассмотрением взаимозависимых вопросов о смысле истории и смысле жизни, представляется весьма значимой.
Поиск смысла истории необходим для человека, его бытия в доме "История". Это становится очевидным в нашу эпоху, обременённую поиском решений глобальных проблем, и важнейшей из них - экологической проблемой. К концу XX столетия она расширилась далеко за рамки охраны природы, естественной среды обитания человека. Проблема эта связывается ныне и с охраной культуры, здоровья человека и общества, в связи с чем возникают такие направления экологии, как экология культуры, антропоэкология, социальная экология. Между тем всё это образует единый организм под названием история, 4 который нуждается в защите от проявляемых человеком в истории нигилизма, крайностей и зла. В связи с этим становится весьма актуальным новый "экологический" взгляд на историю, обновление исторической парадигмы. Особенно важно это в условиях современного развития России.
Перелом, происходящий в истории, кроме негативных черт и тенденций имеет и свои положительные стороны. Перелом обостряет проблемы эпохи и способствует сближению двух эпох, во многом родственных по своему характеру, как например, эпоха рубежа Х1Х-ХХ и ХХ-ХХ1 веков. "Серебряный век", переживающий в России на исходе XX столетия своё возрождение, есть яркое тому подтверждение. Актуальность раскрытия исторической панорамы в ракурсе сходства узловых эпох очевидна. Духовное наследие философов, историков, поэтов эпохи "русского культурного ренессанса" как никогда обретает свою подлинную ценность в преддверии XXI столетия и весьма своевременно внимательное "прочтение" духовного наследия рубежа Х1Х-ХХ веков в аспекте осуществления диалога двух эпох по проблеме смысла истории.
Ещё одним важным аспектом актуальности темы является как открытость истории к её осмыслению человеком, так и обращение к ней за советом человека. В переломные эпохи история-жизнь предстаёт в традиционной роли воспитателя и новой - врачевателя. Познать и осмыслить, прочувствовать историю необходимо для того, чтобы человеку достойно жить в истории.
Проблема смысла истории всегда занимала центральное место в творчестве русских мыслителей. Она объединяла такие темы, как Россия, её роль и значение в мировой истории, вопрос Запад-Восток; личность, её место в истории, свобода и творчество; общество, его развитие, идея прогресса. Поиск смысла истории был неразрывно связан с судьбой России, судьбой человека в истории. На рубеже Х1Х-ХХ веков проблема смысла истории обострилась в связи с происходившими коренными изменениями, потрясениями в судьбе Отечества -войны, революции, кризис самодержавия, общественно-политической жизни 5 страны. Проблема смысла истории нашла своё отражение в творчестве деятелей "русского культурного ренессанса" - В.С.Соловьёва, Н.Ф.Фёдорова, Н.А.Бердяева, В.В.Розанова, С.Н.Булгакова, П.Н.Милюкова, В.О.Ключевского, В.Н.Хвостова, Н.И.Кареева, А.Блока, А.Белого, М.Волошина, В.Хлебникова и др. Не прекратилось её обсуждение в русском зарубежье и в работах "младшего поколения" эмиграции (Г.П.Федотова, Г.В.Флоровского и др.). Вместе с тем следует заметить, что при всём внимании к проблеме смысла истории число работ, специально посвященных данному теоретическому вопросу, весьма ограничено.
Проблема смысла истории, как важнейшая в отечественной историософии, была лишена своего статуса после включения теории истории в исторический материализм. Религиозно-метафизические, как и иные неметафизические концепции дореволюционной России, кроме материалистической, были лишены права на самостоятельное существование в философии. Русская философия истории растворилась в материалистическом понимании истории. Смысл истории связывался с поступательным движением человечества от одной общественно-экономической формации к другой и как цель - достижение высшей формации. Тема России и личности, находившиеся некогда в центре внимания мыслителей, уступили место теме мировой истории и развития общества. Однако внимание к вопросу о смысле истории в отечественной философии не смогло исчезнуть. Оно выразилось в исследованиях, относящихся ко второй половине XX века.
В советской России конца 60-х - середины 80-х годов публикации по данной проблеме содержали, главным образом, критический анализ как так называемых "буржуазных" западных концепций смысла истории (Н.Ирибаджаков, Э.П.Кодуа, Н.И.Конрад, И.А.Гобозов, Ю.И.Семёнов, В.И.Салов), так и концепций русских религиозных философов (П.А.Михайлова, В.А.Кувакин). В рассматриваемый период разрабатывается теория имманентного смысла истории. 6
Содержание смысла истории связывается с гуманизмом, свободой (Н.И.Конрад, Э.И.Кодуа), объективными закономерностями (В.А.Дьяков), идеалами прогресса (В.И.Салов), изучением и преобразованием природы в интересах общества (П.Е.Сивоконь, В.М.Леонтьев), целеполагающей деятельностью человека (В .В .Косолапов).
В середине 80-х годов выходит первая монография по проблеме смысла истории: И.А.Гобозов "Смысл и направленность исторического процесса" (М., 1987). В ней категория смысла истории представлена как синтетическая категория, охватывающая онтологические и гносеологические проблемы, исследующая единство субъективного и объективного, прошлого и настоящего в историческом процессе. Онтологический аспект категории "смысл истории" связан с анализом бытия исторического процесса, рассмотрением вопросов взаимодействия природы и общества, социального прогресса, войны и мира. Второй аспект предполагает исследование проблемы исторического познания, исторического сознания, исторических фактов и событий и ряда других. Раскрытие подлинного смысла истории человечества, считает автор, возможно при комплексном изучении этих двух аспектов. Вместе с тем отмечается, что данными вопросами смысл истории не исчерпывается и "следует продолжить исследования смысла истории и направленности исторического процесса". В работах названного периода подчёркивается также недостаточность внимания философов, социологов, обществоведов к проблеме смысла истории вследствие её решения в русле "идеалистических и религиозно-мистических направлений" (П.Е.Сивоконь, В.М.Леонтьев).
Последнее десятилетие XX века ознаменовано возрождением в России специальной области философского знания - философии истории. В отечественной философской литературе 90-х годов совершается осмысление наследия русской историософской мысли, разрабатывается философская концепция истории. Осмысление философских подходов и направлений, концепций в отечественной 7 философии осуществляется в работах Г.К.Овчинникова, Л.И.Новиковой и И.Н.Сиземской, С.С.Неретиной. Зарождению и развитию историософской мысли в различные периоды отечественной истории посвящены работы В.В.Милькова, Т.В.Артемьевой, С.Н.Пушкина, С.И.Бажова. На 90-е годы приходится наибольшее количество диссертационных исследований, посвященных историко-философским взглядам русских мыслителей: В.Татищева, П.Сорокина, Г.Плеханова, К.Леонтьева, А.Хомякова, Н.Данилевского, П.Милюкова (С.В.Перевезенцев, Н.Н.Маулина, И.Альбишара, Н.В.Дамье, С.А.Воробьёва, В.М.Михеев, А.В.Попова).
В 90-х годах критика буржуазных концепций сменилась очерками современных западных концепций (Б.Л.Губман). Происходит переосмысление подходов в понимании характера всемирно-исторического процесса (Л.Е.Гринин, Ю.И.Семёнов, Л.С.Васильев), концептуальных моделей истории (П.К.Гречко).
Обострение внимания современных российских авторов к вопросу о смысле истории связано с очередным переломом, произошедшим в истории России. Смысл истории как главная проблема философии истории представлена в работах В.А.Глядкова, В.А.Канке, а как фундаментальное условие раскрытия вопросов социальной философии - в исследовании А.В.Душина. В 90-х годах XX века решение вопроса о смысле истории всё менее связывается с направленностью исторического процесса, идеей прогрессивного развития общества. Поиск смысла истории переносится в плоскость самоосуществления и саморазвития индивида в результате дальнейшего развития труда, актуализации человеческой сущности (Т.С.Васильева), душевного и духовного роста человечества (М.И.Штеренберг), самосовершенствования духовно-нравственных качеств человека, творчества человека как личности (А.В.Фомин), достижения высших ценностей (Г.А.Антипов). Примечательно, что в настоящее время разработка философской концепции истории представлена рядом авторов в виде учебных 8 программ по философии истории для студентов и аспирантов (И.А.Гобозов, Ю.И.Семёнов, В.А.Глядков).
Изменение акцентов во взгляде на проблему смысла истории связано с определением истории как фундаментальной реальности, инварианта смысла, ценности (Ю.В.Перов и К.А.Сергеев, А.В.Малинов, В.М.Межуев), обновлением метафоры истории (М.М.Прохоров).
Вопрос о направленности развития истории стал рассматриваться в контексте отечественной истории, идеи развития России. Результаты поиска "русской идеи" представлены в эссеистике А.С.Ахиезера, В.Н.Сагатовского. Тема судьбы России в русской религиозной мысли Х1Х-ХХ веков становится и темой диссертационных исследований (В.Н.Болдырев, С.М.Абдрасулов). Необходимо также отметить интерес современных исследователей, проявляемый к решению вопроса о смысле истории в русской религиозной философии (А.В.Душин, А.Г.Гачева, И.В.Желтикова) и поэзии конца XIX - начала XX веков (К.Г.Исупов).
Целью диссертационного исследования является раскрытие многомерного характера проблемы смысла истории на основе сравнительного анализа переломных эпох: "серебряный век" и современность.
Реализация поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
- Проанализировать причины обострения вопроса о смысле истории в переломные эпохи.
- Разработать методологию постижения смысла истории, раскрыть, в применении к анализируемой проблеме, философский аспект понятия "история".
- Уточнить категориально-понятийный аппарат философского анализа истории и её смысла: "история", "смысл истории", "переломная эпоха", "историческая память", "уроки истории". 9
- Раскрыть духовно-нравственный потенциал идей и принципов духовного наследия "серебряного века", дать оценку предложенных вариантов решения проблемы смысла истории для теоретической и практической деятельности человека и общества рубежа ХХ-ХХ1 веков.
- Сформулировать понятие "экология истории" и показать особую актуальность экологии истории в жизни российского общества.
Методологическая основа исследования определена принципами взаимосвязи и взаимодополнительности форм научного и вненаучного познания - философии, истории, поэзии.
В исследовании отводится должное герменевтическому принципу понимания. Оценка исторических явлений неразрывно связывается с осмыслением исторических событий в русле традиции субъективного подхода в русской философии (П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский).
В исследовании используется сравнительный метод анализа философской литературы и применяется метод социологического опроса по теме: "История и её смысл в обыденном сознании".
Научная новизна исследования состоит в том, что: -Предпринимается попытка целостного подхода к проблеме смысла истории, рассматриваемой автором в контексте бытия человека и взаимозависимости вопросов "смысла истории" и "смысла жизни".
- Выявлены основные аспекты проблемы смысла истории, которые не представлены в философии, но получили своё отражение в искусстве, в частности в поэзии. На материале "серебряного века" показана важность эмоций, переживаний, чувств человека, что наиболее тонко представлено именно в искусстве.
- Показано, что вопрос о смысле истории может быть рассмотрен как в контексте мироздания, так и в контексте человеческого бытия, всемирно-исторического процесса и исторического процесса страны; он может быть связан как с направ
10 ленностью общественного развития, так и пребыванием человека (Я) в истории, его сущностью.
- Подчёркивается многоуровневость истории и иерархичность её смысла. -Вопрос "культуры пребывания человека в истории" рассмотрен в качестве центрального, вследствие чего автором вводится понятие "экология истории". Кроме того, такие аспекты проблемы смысла истории, как историческая память и уроки истории, представлены в авторском понимании.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что материалы, выводы и отдельные положения работы могут быть использованы в учебном курсе по философии, для подготовки специальных курсов по философии истории, культурологии; при проведении социологических исследований по проблематике философии истории.
11
Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема смысла истории в философии и культуре переломных эпох"
Заключение
В данном исследовании предпринята попытка осуществления целостного подхода к проблеме смысла истории. Разработано методологическое постижение смысла истории. В его основе находится принцип взаимодополнительности различных форм знания - научного и вненаучного, единства рационального и иррационального, понятийного и образного; сравнительный анализ двух переломных эпох во взгляде на проблему смысла истории.
Поиск смысла истории в настоящей работе неразрывно связывается с историей России. Главное внимание уделяется раскрытию вариантов решения проблемы в русской философии и культуре эпохи "русского культурного ренессанса", их значению для поиска ответов на вечный вопрос о смысле истории человеком и обществом рубежа ХХ-ХХ1 вв. Философия и культура "серебряного века" о смысле истории представлена в работе русской религиозной философией, исторической наукой и поэзией. Автором уделяется внимание теме истории в искусстве поэтического слова, в различных его направлениях. Вместе с тем, как представляется, не исключена возможность обращения исследователей проблемы смысла истории к изобразительному искусству и музыке конца XIX -начала XX веков. Состояние современной русской философии и культуры способствует рассмотрению вопроса о смысле истории в размышлениях философов и историков.
Автором выявляется философский аспект понятия "история" и основные аспекты проблемы смысла истории. Построение истории как единого логического
163 целого представляется невозможным, как невозможно и установление общего смысла истории. История сложна и многообразна в своем единстве и едина в многообразии. Постижение смысла истории, во-первых, важно для человека и его бытия в истории, оно имеет теоретическое, более всего, практическое значение для человека и общества, во-вторых, постижение смысла истории имеет глубоко личностный характер, в-третьих, оно возможно на основании единства мыслей и чувств, эмоций, переживаний человека, связанных с историей, его пребыванием в ней, наконец, наиболее полное постижение смысла истории возможно осуществить при взаимообратном направлении двух сторон - История <-> Я, единстве судьбы человека и истории, единстве жизни и истории.
История понимается как многофакторная реальность осуществления человеческого бытия, единство природы (естественной среды) - человека, общества - культуры (искусственно созданной среды) в пространственно-временном континууме. Автором подчеркивается многоуровневость истории и иерархичность ее смысла. Наиболее значимым, в человеческом измерении, представляется так называемый "микроуровень", который образует история страны и ее местностей, история, свершаемая в настоящем времени (повседневности, современности). История как единство природы - человека, общества - культуры, свершаемая на "микроуровне", проецируется на более высокие уровни истории в пространственном и временном аспектах: историю ]М-го количества лет, столетия (-й), тысячелетия (-й); история группы стран, история всемирная.
В ходе исследования проблемы смысла истории выявляется в общем виде типология имеющихся подходов к проблеме, а именно: религиозно-метафизическое направление, неметафизическое направление и направление, названное "поэтическая историософия", или историософия в поэзии. Кроме того выделена типология собственно "смысла истории": смысл существующий и смысл осуществляемый.
164
Суть проблемы под названием "смысл истории" представляет взаимодействие факторов истории (природы - общества - культуры) в определенную эпоху, с присущими ей особенностями (или во времени) и на определенной территории (в пространстве); осуществление истории, ее познание и рефлексия человеком.
Обнаружение смысла истории есть теоретическое обоснование путей развития страны, ее регионов, человека, общества, принципов человеческого бытия в ней, имеющее практический выход в историю, жизнь. Актуализация вечного вопроса о смысле истории и поиск ответов на него свойственны для переломных эпох. Обессмысливание истории, имеющее место в переломные времена, существует наряду с поиском смысла и стремлением осмыслить историю. Как явствует из истории вопроса в отечественной традиции выбор в пользу смысла истории оказывается предпочтительнее ее бессмыслицы, в связи с чем в качестве одной из особенностей русской философии истории отмечается поиск смысла истории.
Под переломной эпохой понимается время, характеризующееся кризис-ностью и антиномичностью, которыми оказываются пронизаны уровни человеческого бытия (общественный и индивидуальный), стороны (материальная, духовная); связанное с выбором пути дальнейшего развития общества. Нередко, как показывает история России, переломная эпоха приходится на рубеж веков. Переломная эпоха характеризуется глубинностью происходящих перемен в жизни человека, общества, страны и ее регионов, а также остротой переживания данного времени человеком. Она носит судьбоносный характер, в силу чего от человека требуется напряжение сил по ее осмыслению, постижению смысла истории. Признаком рассматриваемой эпохи является разлом некогда привычного, казавшегося незыблемым, устройства человеческого бытия, с одной стороны, с другой - зарождение нового бытия. В переломную эпоху происходит активное обращение человека к историческому прошлому. Оно становится ис
165 точником поиска ответов на многочисленные вопросы переломного времени, опорой предпринимаемого выбора. Решение вопроса о смысле истории обусловлено характером времени, в которое человек обращается к данному вопросу. Так, через характеристику переломной эпохи, приходящейся на рубеж ХХ-ХХ1 веков, осуществляется поиск смысла происходящей истории и определение наиболее значимых для человека вопросов, имеющих связь с проблемой смысла истории, как например, вопрос об экологии истории. Важной особенностью обозначенной эпохи является повышенное внимание, обращение человека к историческому опыту, историческому наследию.
С этих позиций автором рассматривается проблема смысла истории в философии и культуре рубежа Х1Х-ХХ вв. и ХХ-ХХ1 вв.
В философии, исторической науке и поэзии "серебряного века" представляется возможным выделить онтологический, гносеологический, аксиологический аспекты смысла истории. Расставленные акценты в вопросе смысла истории различны.
Осуществление смысла истории в процессе жизнедеятельности человека, его возможные пути, как например, хозяйственная деятельность, самосовершенствование человека, всеединство и общее дело и существование смысла в каждой эпохе, каждом поколении, каждом человеке отмечается философами "серебряного века". В работах В.С.Соловьева, Н.Ф.Федорова, С.Л.Франка, С.Н.Булгакова, Ф.М.Достоевского выражена идея "делания" смысла истории каждой эпохой, каждым поколением, каждым человеком. Смысл истории задан. Взгляды В.В.Розанова, Н.А.Бердяева на историю и проблему ее смысла объединены автором в направление, названное "история-жизнь". В нем наиболее явственно представлена идея самоценности истории, или смысл истории в самой исторической жизни. Мыслителями провозглашается многообразие истории, в которой живет человек; единение судьбы человека и истории.
166
Постижение смысла истории через историческое познание, извлечение и усвоение ошибок истории, ее уроков происходит одновременно с созиданием истории, опыт прошлого для человека, человечества неразрывно связан с его настоящим. Вопрос о смысле истории в исторической науке рассматривается автором на основании сочинений таких историков, как В.О.Ключевский, Н.И.Кареев, В.М.Хвостов,П.Н.Милюков, Н.П.Анциферов. В размышлениях об истории историков объединяет следующее: Смысл истории имеет относительный характер, возможен единственно в контексте человеческого бытия. Смысл истории как значение перемен истории для человечества (Н.И.Кареев), смысл истории как уяснение человеком ошибок истории (В.О.Ключевский), смысл истории как постижение души культурно-исторического организма - города (Н.П.Анциферов), смысл истории как жизнь культурно-исторических национальных организмов (П.Н.Милюков). Невозможность установить общий смысл истории выражена П.Н.Милюковым в концепции культурно-исторических типов, невозможность представления истории как единого целого отмечается В.М.Хвостовым. История, как прошлая жизнь человечества, в понимании историков, знание о ней, ее представление необходимы для понимания настоящего, недопущения ошибок былого в нем (В.О.Ключевский), для устремления к будущему, связанного с идеей прогресса (Н.И.Кареев). Кроме того в размышлениях историков получает развитие идея истории как организма с его циклами развития (П.Н.Милюков) и даже с его душой (Н.П.Анциферов).
Образное представление смысла истории, при котором оказывается выражено единство человеческих переживаний и действительности представлено в творчестве поэтов "серебряного века". Поэтическая историософия, или историософия в поэзии, выделяется автором настоящего исследования в качестве самостоятельного направления в осмыслении истории. В результате знакомства с поэтическим наследием эпохи "русского культурного ренессанса", в контексте исследуемого вопроса, было отмечено, что в поэзии более всего оказывается
167 выражена самоценность истории, или смысл в самой истории. Более того поэтический образ истории пронизан тем, что всецело принадлежит к сфере ненаучного, иррационального, но столь необходимого при постижении смысла истории - чувством истории. В поэзии "организм" истории обретает признаки жизни, время - дыханием, былое - голосом, ветер, деревья и камни - памятью. Большое значение в поэзии обретают мгновения. Вечность, созидающаяся во временном, ценность каждого мгновения, свершение истории "сейчас", ценность местности, живая связь времен и поколений, власть памяти былого, - все это тонко уловимо поэтом и отражено в поэтическом образе. Неразрывная связь, единство человека с природой, культурой, былым временем, былыми поколениями, связь с Родиной, в том числе малой, представлена в поэзии конца XIX - начала XX веков. В поэзии также оказывается ярко выражен личностный характер постижения смысла истории.
Значение духовного наследия в том, что философии и культуры "серебряного века" в постижении смысла истории, как представляется, состоит в том, что: а) поиск смысла истории свершается на различных уровнях истории в пространственном и временном аспектах, б) представлены различные варианты ответов на вопрос о смысле истории, попытки поиска общего смысла истории наряду с мнением о невозможности наличия общего смысла для многообразной истории, соответственно, обращение к отечественной истории, к вопросу постижения души России, города, в) в размышлениях философов, историков, поэтов "серебряного века" выстраивается идеал истории. Последний включает следующие положения: умение учиться у истории, история без ошибок, любовь к родному краю, необходимость мечты своей Родины, вера в лучшее для своей страны, вера в "СЛАВИЮ", в конец истории как зла и прорыв человечества к добру в истории, единство времен и поколений, единство судьбы человека и истории, единство смысла жизни и смысла истории, провозглашение принципа веры "в то, что должно быть на свете", как сказал А.Блок. Иде
168 ал истории не есть некая теоретическая модель истории, он неразрывно связан с жизнедеятельностью человека и общества настоящего времени. Для современников переломной эпохи рубежа ХХ-ХХ1 вв. он являет собой ту самую мудрость былого, которая властна над настоящим и человеком в нем. Идеал истории не есть утопия истории, он - ориентир исторического развития, к которому устремляется человек, общество. Не история не умеет учить, а человек не желает учиться у истории и потому, как отметил В.О.Ключевский, "она проучивает за невежество и пренебрежение", "сечет своих непонятливых или ленивых учеников".
Своеобразным связующим звеном между двумя переломными эпохами в постижении истории выступает вводимое автором понятие "экология истории". Под экологией истории понимается бережное, уважительное отношение человека к традициям своего народа, своей культуры, основанное на исторической образованности и воспитанности, поддерживающее живую связь времен; деятельность человека по выработке обновленного исторического сознания, которое может быть выражено как История - Я, Я - История; обновленный образ истории, соответствующее ему мировоззрение и принципы человеческого бытия в истории. Назначение экологии истории состоит в охране истории от крайностей, нигилизма, повторения ошибок, равнодушия по отношению к ней, проявляемых человеком, обществом. Экология истории имеет онтологическое значение, поскольку представляет собой экологический взгляд человека на природу, общество и культуру в пространстве и времени. Гносеологическое значение экологии истории заключается в выработке обновленного исторического сознания, рефлексии истории с выделением исторических уроков, отражающих ошибки истории, и исторической памяти, составляющей объект гордости человека и духовную поддержку в осуществлении бытия в настоящем. Аксиологическое значение состоит в том, что экологией истории
169 предусматривается культура пребывания человека в истории, основанная на духовно-нравственных ценностях.
170
Список научной литературыКутыкова, Ирина Валентиновна, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Анциферов Н.П. Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Быль и миф Петербурга. Репринтное воспроизведение изданий 1922, 1923, 1924 гг. М., 1991.-89 с.
2. Абдрасулов С.М. Судьба России в философии истории религиозных мыслителей XIX века: П.Я.Чаадаев, К.Н.Леонтьев, В.С.Соловьев.: Авт. М., 1995. 19 с.
3. Абрамов А.И. Декаданс в социокультурном измерении. (К характеристике философско-эстетических исканий) // Общественные науки и современность. 1997. № 1. С. 146-153.
4. Альбишара И. Философия истории в трудах Г.В.Плеханова.: Авт. Минск, 1992. 20 с.
5. Андрей Белый. Проблемы творчества. Статьи. Воспоминания. Публикации. М.: Советский писатель, 1988. 832 с.
6. Антипов Г.А. Гносеологические и социокультурные основания исторического знания.: Авт. М., 1995. 45 с.
7. Антипов Г.А. Историческое прошлое и пути его познания. Новосибирск: Наука, 1987.-242 с.
8. Арсеньев Н.С. Смысл культуры // Русские философы (конец XIX середина XX века): Антология. Вып 1. М.: изд. Книжная палата,1993. - С. 541.
9. Артемьева Т.В. Русская историософия XVIII века. СПб.: изд. СПбГУ, 1996.-112 с.
10. Ю.Ахиезер A.C. От прошлого к будущему. М., 1994. 61 с.
11. П.Ахиезер A.C. Об особенностях современного философствования. (Взгляд из России) // Вопросы философии. 1998. № 2. С. 3-17.171
12. Ахиезер A.C. Россия кризисная точка мировой истории // Дружба народов. 1993. № П. С. 122-138.
13. Ахиезер A.C. Россия: критика исторического опыта: В 3 т. М., 1991. Т. 1. 318 с. Т. 2 - 378 с. Т. 3. - 470 с.
14. Ахматова А. Стихотворения . Поэмы. СПб.: Лениздат, 1995. 654 с.
15. Бажов С.И. Философия истории Н.Я.Данилевского. М., 1997. 216 с.
16. Бальмонт К. Избранное. М.: Правда, 1991. 606 с.
17. Белый А. Незнакомый друг: Стихотворения 1898-1931. М., 1997. 256 с.
18. Белый А. Между двух революций. М.: Художественная литература, 1990. 669 с.
19. Белый А. На рубеже двух столетий. М.: Художественная литература, 1989. 542 с.
20. Белый А. Начало века. М.: Художественная литература, 1990. 687 с.
21. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. 525 с.
22. Бердяев H.A. И мир объектов. Опыт философии одиночества и общения //Мир философии. М., 1991. Ч. 2. С. 314.23 .Бердяев H.A. Происхождение зла и смысл истории // Вопросы философии и психологии. 1908. Кн. 94 (1У). С. 287-334.
23. Бердяев H.A. Русская идея // Вопросы философии. 1990. №1. С.77-144. №2. С. 87-154.
24. Бердяев H.A. Самопознание. Л., 1991. 398 с.
25. Бердяев H.A. Смысл истории. М., 1990. 175 с.
26. Бердяев H.A. Судьба России. М.: изд. МГУ, 1990. 256 с.
27. Блок А. Записные книжки 1901-1920. М.: Художественная литература, 1965. 663 с.
28. Блок А. Очерки, статьи и речи. Из дневников и записных книжек. Письма. М.: Художественная литература, 1955. 846 с.172
29. Блок А. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1. Л.: Художественная литература, 1980.-512 с.
30. Блок А. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1. М., 1971. 478 с.
31. Блок А. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2. Л.: Художественная литература, 1980.-472 с.
32. Блок А. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. Л.: Художественная литература, 1982.-464 с.
33. Блок А., Белый А.: Диалог двух поэтов о России и революции. М.: Высшая школа, 1990. 686 с.
34. Блок М. Апология истории, или ремесло историка. М.: Наука, 1986. -256 с.
35. Болдырев В.И. Судьба России в философии истории В.С.Соловьева.: Авт. М., 1993.-23 с.
36. Болингброк Г.С.Д. Письма об изучении и пользе истории. М.: Мысль, 1978.-359 с.
37. Болотин И.С. Духовные основы преемственности поколений.: Авт. М., 1993.-47 с.
38. Бородин Л. Об истории и историках // Москва. 1993. № 9. С. 7-9.
39. БрюсовВ. Избранные сочинения: В 2 т. М., 1955. Т. 1. 751 с. Т. 2. -651 с.
40. Булгаков С.Н. Сочинения: В 2 т. М.: Наука, 1993. Т. 1. 603 с. Т. 2. -750 с.
41. ВальковскаяВ.В. Единство природного и социального в историческом процессе.: Авт. М., 1989. 23 с.43 .Васильев Л.С. Всемирно-исторический процесс: концептуальный анализ // Преподавание истории в школе. 1993. № 3. С. 2-7.
42. Васильева Т.С. Проблема сущности смысла истории // Вестник Пермского университета. Философия. Пермь, 1995. Вып. 3. С. 44-63.173
43. Васильева Т.С. Сущность и смысл истории. Пермь, 1996. 136 с.
44. Вечные философские проблемы. Сб. науч. тр. Новосибирск: Наука, 1991.-208 с.
45. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. М.-К., 1994.- 656 с.
46. Волошин М. Пути России. М.: Современник, 1992. 247 с.
47. ВолошинМ. Стихотворения и поэмы. СПб.: Петербургский писатель, 1996.-704 с.
48. Воробьева С.А. Философия истории А.С.Хомякова.: Авт. СПб., 1993. -18 с.
49. Воспоминания о серебряном веке. М.: Республика, 1993. 558 с.
50. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Космо- Психо- Логос. М., 1995.- 479 с.
51. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. СПб.: Наука, 1993. 477 с
52. Герцен А.И. Избранные философские произведения. Т. 1. М., 1948. -372 с.
53. Гефтер М.Я. История позади? Историк - лишний человек? // Вопросы философии. 1993. № 9. С. 3-15.
54. Глядков В.А. Философская концепция истории. Пущино: ПНЦ РАН, 1993.- 103 с.
55. Гобозов И.А. Смысл и направленность исторического процесса. М.: изд. МГУ, 1987.-219 с.
56. Гобозов И.А. Философия истории: проблемы и перспективы // Философия и общество. 1997. № 2. С. 162-192.
57. Гречко П.К. Концептуальные модели истории. М.: Логос, 1995. 138 с.
58. Гринин Л.Е. Философия и социология истории: В 3 кн. Волгоград: Учитель, 1995-1996.-116 с.174
59. Громов И.А. "Серебряный век" русской культуры: социально-философский аспект. СПб., 1996. 131 с.
60. Губман Б.Л. Россия и Европа в философии русской истории. Тверь, 1997.-111 с.
61. Губман Б.Л. Смысл истории: Очерки современных западных концепций. М.: Наука, 1991.-192 с.
62. Дамье Н.В. Философия истории К.Н.Леонтьева.: Авт. М., 1993. 16 с.
63. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. СПб.: изд. СПбГУ, 1995. 552 с.
64. Достоевский и современность. Материалы XIX международных Старорусских чтений. Новгород, 1995. 221 с.
65. Достоевский и современность. Материалы XVIII международных Старорусских чтений. Новгород, 1994. 265 с.
66. ДушинА.В. Социальная революция и смысл исторического процесса: (Марксизм и русская религиозная философия 19-20 вв.): Авт. СПб., 1992. -17 с.
67. Егоров В.К. История в нашей жизни. М.: Наука, 1990. 190 с.
68. Ерыгин А.Н. Восток-Запад-Россия: (Становление цивилизационного подхода в историческом исследовании). Ростов-на-Дону: изд. Ростовского университета, 1993. 118 с.
69. Жизненное пространство человека и общества: Сборник научных трудов. Саратов: изд. Саратовского университета, 1996. 136 с.
70. Жукова О.И. Экзистенция человека и идея исторического прогресса.: Авт. Томск, 1994. 16 с.73.3амалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М.: изд. Магистр, 1996.-352 с.74.3еньковский В.В. История русской философии. Л., 1991. Т. 1. 279 с. Т. 2.-269 с.
71. Значение истории. Популярный очерк. СПб, 1908. 16 с.175
72. Ирибаджаков Н. Клио перед судом буржуазной философии. К критике современной идеалистической философии истории. М.: Прогресс, 1972. -360 с.
73. Исторические воззрения как форма общественного сознания. Материалы научной межвузовской конференции (Саратов, 2-4 июня 1993 г.) Ч. 1. Саратов, 1995. 90 с.
74. История как объект философского знания. М., 1991. 152 с.
75. История русской литературы. XX век. Серебряный век. М.: Прогресс-Литера, 1995.-702 с.
76. Исупов К.Г. Из истории русской эстетической мысли: Межвузовский сборник научных трудов. СПб: Образование, 1993. 177 с.
77. Исупов К.Г. Проблемы философии истории в художественном опыте Ф.М.Достоевского // Философские науки. 1990. № 4. С. 40-49.
78. Исупов К.Г. Русская эстетика истории. СПб., 1992. 155 с.
79. Каиров В.М. Традиции и исторический процесс. (Социально- философский анализ.): Авт. М., 1994. 57 с.
80. КанкеВ.А. Философия: Исторический и систематический курс. М.: Логос, 1996.-320 с.
81. Карагодин А.И. Философия истории В.О.Ключевского. Саратов: изд. Саратовского университета, 1976. 73 с.
82. Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. Ч. 1-2. СПб., 1887. Ч. 1.-346 с. Ч. 2.-311 с.
83. Карцев Е.А., Исупов П.П., Сенченко И.А. Философия истории: Программа и основные направления курса. М., 1993. 159 с.
84. Ключевский В.О. Письма, Дневники. Афоризмы и мысли об истории. М.: Наука, 1968.-525 с.
85. Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. Т. IX. М.: Мысль, 1990. 525 с.
86. Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. Т. У1. М.: Мысль, 1989. 476 с.176
87. КовалеваН.И. Историческое сознание и социокультурная ситуация.: Авт. Львов, 1991. 18 с.
88. Ковальченко И. Историческое познание индивидуальное, социальное, общечеловеческое // Свободная мысль. 1992. № 2. С. 111-123.
89. КодуаЭ.И. К вопросу о смысле социальной философии.: Авт. Тбилиси, 1968.-62 с.
90. Конрад Н.И. Избранные труды. История. М.: Наука, 1974. 471 с.
91. Кувакин В.А. Религиозная философия в России. М.: Мысль, 1980. -309 с
92. Кузнецов В.Н. Смысл истории как историософская категория и проблема // Путь в науку. Вып. 3. Ярославль, 1997. С. 129-130.
93. Культура и творчество: Сборник научных трудов. Тверь, 1995. 178 с.
94. Лавров A.B. Андрей Белый в 1900-е годы. Жизнь и литературная деятельность. Новое литературное обозрение. М., 1995. 335 с.
95. Лихачев Д.С. Книга беспокойств: Воспоминания, статьи, беседы. М.: Новости, 1991.-526 с.
96. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М., 1989. 238 с.
97. Лихачев Д.С. Прошлое будущему: Статьи и очерки. Л.: Наука, 1985. -575 с.
98. Ю2.Лосский Н.О. История русской философии. М., 1994. 460 с.103 .Мандельштам О. Собрание произведений: Стихотворения. М.: Республика, 1992. 576 с.
99. Марков Б.В. История и повседневность // Вестник СПб университета. Серия 6. Вып. 4. 1993. С. 8-17.
100. Ю5.Марков Б.В., Солонин Ю.Н., Шилков Ю.М. Человек в истории. Философия истории // Социально-политический журнал. 1996. № 6. С. 86-101.
101. Юб.МаулинаН.Н. Культурно-философская концепция Питирима А.Сорокина.: Авт. Казань, 1991. 19 с.177
102. Межуев В.М. Философия истории и историческая наука // Вопросы философии. 1994. № 4. С. 74-86.
103. Методологические и философские проблемы истории: Сборник статей. Новосибирск: Наука, 1983. 352 с.
104. Мечников H.H. Этюды оптимизма. М.: Наука, 1987. 327 с.
105. ПО.Мильков В.В. Осмысление истории в Древней Руси. М., 1997. 197 с.111 .Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: В 3 т. М.: Прогресс-Культура, 1993-1995. Т. 1. Ч. 1-2 528 с. Т 2. Ч. 1. - 416 с. Ч. 2 -496 с. Т. 3-480 с.
106. Минский Н. На общественные темы. СПб., 1909. 284 с.
107. Минский Н. При свете совести. Мысли и мечты о цели жизни. СПб., 1897.-228 с.
108. М.Михайлова Т.А. Критика русской православной философии истории.: Авт. М., 1972.-11 с.
109. Михеев В.М. Философия истории Н.Я.Данилевского.: Авт. М., 1994. -24 с.
110. Неретина С.С. Бердяев и Флоренский: о смысле исторического // Вопросы философии. 1991. № 3. С. 67-83.
111. Новиков H.A. Открытость истории и проблема исторического субъекта.: Авт. Иваново, 1991. 16 с.
112. Новикова JI.И., Сиземская И.Н. Парадигма русской философии истории // Свободная мысль. 1995. № 5. С. 42-54.
113. Новикова JI.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории. М.: изд. Магистр, 1997. 328 с.1200 гуманизме в науке и культуре. М.: изд. МГУ, 1982. 176 с.
114. Овчинников Г.К. Философия истории: основные подходы // Црирода и дух: мир философских проблем: В 2 кн. Кн. 1. СПб., 1996. С. 67-83.178
115. Огородников В.П. Цель, смысл, истина, свобода в жизни человека. СПб., 1997.-44 с.
116. Останина O.A. Мировоззренческое и методологическое значение категории "смысл истории" // Сознание-мировоззрение-мышление. Киров, 1997. С. 59-65.
117. Очерк русской философии истории. Антология. М., 1996. 313 с.
118. Панаев С. Нам ли весить замысел господний?. Историософия Маски-милиана Волошина//Родина. 1996. № 2. С. 10-15.
119. Перевезенцев C.B. Идейные истоки историко-философских взглядов В.И.Татищева.: Авт. М., 1990. 16 с.
120. Перов Ю.В., Сергеев К.А. Бытие-как-история: (Наброски к современной философии истории) // Вестник СПб университета. Серия 6. Вып. 3. СПб., 1995. С. 3-13.
121. Пишун C.B. Социальная философия В.В.Розанова. Владивосток, 1993. -150 с.
122. Предбанникова О.И. Историческое сознание и его динамика в современных условиях.: Авт. М., 1992. 17 с.
123. Пришвин М.М. Дневники 1914-1917. М., 1991.-432 с.
124. Прохоров М.М. Философская метафора экологической эпохи. Нижний Новгород: изд. Нижегородского университета, 1995. 242 с.
125. Пушкин С.Н. Очерки русской историософии. СПб., 1996. 91 с.
126. Розанов В.В. Литературные очерки. СПб., 1902. 278 с.
127. Розанов В.В. Место христианства в истории. М., 1990. 38 с.
128. Розанов В.В. О понимании: Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения знания. СПб.: Наука, 1994. 540 с.
129. Розанов В.В. Природа и история. СПб., 1900. 268 с.
130. Розанов В.В. Сочинения: В 2 т. Т. 1. М.: Правда, 1990. 636 с.
131. Розанов В.В. Сочинения: В 2 т. Т. 2. М.: Правда, 1990. 711 с.179
132. Розанов B.B. Эстетическое понимание истории // Русские философы (конец XIX середина XX века): Антология. Вып 2. С. 43-125.
133. Русская идея. М.: Республика, 1992. 496 с.
134. Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? СПб., 1994.-217 с.
135. Семенов Ю.И. Секреты Клио. Сжатое введение в философию истории. М., 1996. 179 с.
136. Семенова С.Г. Паладин вечности // Вопросы философии. 1993. № 1. С. 126-132.
137. СемочкинаМ.Б. Историческая метафизика смысла.: Авт. Екатеринбург, 1991.-22 с.
138. Сербиненко В.В. Владимир Соловьев: Запад, Восток и Россия. М.: Наука, 1994. 208 с.
139. Серебряный век русской поэзии. М.: Просвещение, 1993. 430 с.
140. Серебряный век. Петербургская поэзия конца XIX начала XX веков. Л., 1991.-526 с.
141. Солнцев Н.В. Историческое наследие и современность. (Философско-социологический анализ.): Авт. М., 1990. 41 с.
142. Соловьев B.C. Оправдание добра. М.: Республика, 1996. 479 с.
143. Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. Т. 2. М.: Правда, 1989. 735 с.
144. Соловьев B.C. Три силы // Новый мир. 1989. № 1. С. 198-204.
145. Социальная философия и философия истории: открытое общество и культура. Тезисы докладов и выступлений: В 2 ч. Ч. 1. СПб.: изд. СПбГУ, 1994. Ч. 1.-111 с.
146. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. 731 с.
147. Трубецкой E.H. Смысл жизни // Русские философы (конец XIX середина XX века): Антология. Вып 2. М.: изд. Книжная палата, 1994. С. 244372.180
148. Федоров Н.Ф. Из материалов к 3-му тому "Философии общего дела" // Вопросы философии. 1993. № 1. С. 133-168.
149. Федоров Н.Ф. Сочинения. М.: Раритет, 1994. 414 с.
150. Федотов Г.П. Судьба и грехи России: В 2т. СПб.: София, 1991. Т. 1. -352 с. Т. 2.-352 с.
151. Философия истории в России. XIX век. Нижний Новгород, 1994. -219с.
152. Философия истории в России. Хрестоматия. М.: Логос, 1996. 269 с.
153. Философия истории. Антология. М., 1995. 351 с.
154. Философия истории: диалог культур // Материалы IX Всесоюзных философских чтений молодых ученых. М., 1989. 183 с.
155. Философия / Под ред. В.Л.Обухова. В 3 кн. Кн. 1. СПб.: изд. СПбГАУ, Химиздат, 1998. 280 с.
156. Философия / Под ред. В.Л.Обухова, Г.В.Стельмашука. СПб.: Химиздат, 1999. 367 с.
157. Философы России XIX-XX столетий (биографии, идеи, труды). М., 1993.-750 с.
158. Флоровский Г.В. Смысл истории и смысл жизни // Русские философы (конец XIX середина XX века): Антология. Вып. 3. М.: изд. Книжная палата, 1996. С. 206-224.
159. Франк С.Л. Духовные основы общества: Сборник. М.: Республика, 1992.-511 с.
160. Франк С.Л. Сочинения. М.: Правда, 1990. 608 с.
161. Хвостов В.М. Теория исторического процесса. Очерки по философии и методологии истории. Курс лекций. М., 1914. 315 с.
162. Хлебников В. Избранное. Ростов-на-Дону, 1996. 448 с.
163. Хлебников В. Избранное. М., 1988. 126 с.
164. Центральная Россия на рубеже XXI века: Международная научная конференция (Орел, 2-6 июня 1995г.) Т.4. Орел, 1996. 252 с.181
165. Чаадаев П.Я. Избранные сочинения и письма. М.: Правда, 1991. -556 с.
166. Чернышев С.Б. Смысл: Периодическая система его элементов. М., 1993.-215 с.
167. Что с нами происходит? Записки современников. М.: Современник, Вып. 1. 1989.-370 с.
168. Шестаков В.П. Эсхатология и утопия. Очерки русской философии и культуры. М.: Владос, 1995. 208 с.
169. Шпенглер О. Закат Европы. М.: Искусство, 1993. 298 с.
170. Штеренберг М.И. Об экономическом и духовном смысле истории // Философские исследования. 1995. № 2. С. 218-232.
171. Шубин А. Гармония истории: (Введение в теорию исторических аналогий). М., 1992. 341 с.
172. Экштут С.А. Манифест историософского маньеризма // Вопросы философии. 1998. № 1.С. 180-181.
173. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. 527 с.
174. Дмитрова Нина Иванова. Утопия и есхотология в руския "Сребърен век". София: Кронос, 1995. 127 с.182