автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Даосизм: состояние и место в современном Китае (80-90-е годы ХХ века)

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Вэнь Цзянь
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Владивосток
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Автореферат по истории на тему 'Даосизм: состояние и место в современном Китае (80-90-е годы ХХ века)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Даосизм: состояние и место в современном Китае (80-90-е годы ХХ века)"

Гксс!п'іск-,ія аі.мде.мії:! и:«ук Далыи'.чос і'сшое отделение Пчстнтуг Истории, Армо-погт: н 'ігіюгрягоші парадов Дальнего Востока

На пр::ззх рукопис:;

РГ5 ОЛ

ЇЬш/Цзяиь ,

■ “ 1 ыы

;ігпvs''-,: гоешшше ц жсто г, созри»’иШїолї Кпгяс (50-90-с годк XX век;:)

Онм'кґід.-'х'і-іг, 07.00.0.1. - - /uvoffma'! ігсгори:»

А її i'f’lU v г .7.13 Cte І >і Л ?ї її * Г !!П С.'!1іС*С.іЛ:30 умпіаії єтєксіш _

г.-:-.гг;--и.'і'ї:•' ;:tr; irjyr.'

ії.'Тії.і” :*f-V ічч;

Работа выполнена на кафедре огечсетсецнон истории Амурского государственного университета '

Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор В Л. Ларин Официальные оппоненты --доктор исторических наук,

совета Д 200.31.01 по защите диссертаций ка соискание ученой степени кандидата исторических наук по специальности 07.00.03 -Всеобщая историк в .Институте истории, археологии и этнографии

профессор В.В.СоБьстсев

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ГЛ. Белоглазой

Ведущая организация: - Хабаровский государственный

педсгопкесюш университет

Защита состоится февраля 2000 г. псов

псов на заседании

народов Дальнего Востока ДВОРАН ко адресу. 690600, ГСП, г. Владивосток, ул. Пушкинская, 89. ‘ '

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Института истории, археологии н этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН..... - .' '

Автореферат разоелз* января2000г.’ ' -

Ученый секретарь . диссертационного совета _ доктор исторических наук, старший научный сотрудник

Л. И. Гзллямова

Г. Оііглгш характеристик:! работы

Лктуаі ы'ость ' Релпг.ш — сдодчпій феномен.

дреьчеЛдк.; фор::;! общеетенного созг-пі-пія п соцка.'Д.гюго ллсї піуга одновременно. Т5скзми она u? тсчг.ко удоплеті'ррг.'іи ду:-:овш.;е лофсОьоети .'полей, no :> пгралз значительную, порок репшоиую роль з по:шпічгс.к-"ч"і, ji:oi!0'."rrec:coii н кульгуркоі; дп;тад плродод л госудярстз. '

Предчепге нссчедомндл r.zicr. лл7Є!:г.-; - пт-гхтоїш.г'і..

і. "чч’чадьдпгг ре'дччк кпіс”сї:ого (угпіскегл) лї:є''', гє.'-чііі’лгг:" >:;■ руое:че ііо-оґ: гры •; ргзулігатч !5";і..-.:олсііст:.'..ія іі епитеді

древнсыпчесчоч мчфодопіл, зі:ган'ії'Д.).ч ;;улу,'о:- шпмгцсісогє комплексе ре ігпм'.лг;ч ре;," г;;олч.о длчосодіЄіспч ученей їй осі юне ішсппуіт!':.т,г. и ге.кмю «глх їчччч ііоітч,”; мнрачдегтх: п:ко.;ач ГІрешільноїо едаїкгп» (ГГ;>0!!! ч і:;ги, оле /\-е - Тм:ьтс дао), Вьгашеіі чие'чтгм (Шдііцин дач її:::! еЛ,годин;. пліі), Солер;ееч>'оП кєтгііьі {Цюєньччоіч, л“'.'о) іі др. Ді.схччч оцредеиеч' с'еосо'еретіс- кіь'аікко.і , культуры ,s с:'о:о очередь ооуслоіжн етол кул:-, ^уре'і, социумом л его сош::!лию-:>;.-р1юмнпоскии базисом. '

Изучение даоедзлл! в К7і? досмолит: ' .

1) лучше пеііль сосго!»>ііє г-ссго кптлііекого "Ощгстиз, вігмогпгие пути его дяд.,і.е!ішеі п раїїьптид, внаимедсчстБ!!'; традиций » по?.ых реадин, іі определенно;! мерс; ’проглолірогель дальчоїдіппі ход

ІІОЛПТІІЧЄС.ЧІІХ, І!ДЄОДОПІЧЄСі:ИХ І! гесудар;г5с;:|;0 -упрл'іпеіі'і-. еі;!!-'.

іісрсмеп ?, КНР;

2) і!сло.'іь-д)!!Пті, эти знания is . регулировании и расширении

;чс'/!,'дународпых отношений с Китаем; .

3) осомнать л оценить ролі, даосіпма для еочроиенш и рачдития іраліПрІОІІНЬІХ ЗІІПШІИ р медицине, селі.сісом хозлкетчг, стромі.-л ьстве 11

архитектуре, военной' стратегии к других сферах, что способствует научно-техническому прогрессу Ив' ТОЛЬКО D Китае, НО И Б других странах; ■ . - ' ' ■ ,

4) определить место даосизма г» решении экологически:; проблем;

5) выявить роль даосизма как социального иистигута в развитии традиционной китайской культуры (литературы, изобрази ге;;;,иого искусства, каллиграфии, музыки, и др.).

Выдержав тяжелые испытания тз период «культурной революции», даосизм демонстрирует удивительную жизнеспособность. Он продолжает развиваться и .. остается мошным фактором,

воздействующим :;а культуру и идеологию Китая и.других стран АТР. Дли стран, где атеизм длительное ьрсмл был официалы-гой идеологией, немалый интерес предстазляет оньп сотрудкичссггя государсгва и традиционных религиозных соьедннениГ: как среде гьо поддержали»: социальной стабильности и пь’.сского национального самосознании. Изучение взашисотношеккй руководства К'ПК п КМР с даосскими организациями будет сноеоостпойать лучшему пониманию и прогнозированию состояния не только китайского общества, но и других стран АТР. Актуальность работы очевидна, особенно', сейчас, когда па пороге третьего тысячсл.етил вместе со сменой эпох

происходит переоценка . духовного наследия, обновляются

нравственные и культурные цепкости, мехжоте.ч на\"!ныс доктрины.

Степень изученности проблемы. Изучение даосизма п России имеет давнюю историю. Первыми азторлми, - довольно - подробно познакомившими ' научную обществе;.иость с даосизмом, были

представители российской духовной миссии с Пепине К.Я. Бичурин и Г1. Цветков. Их работы «Статистическое описание Китайской империи» (1S42) и «О секте даосов» (1857) заложили фундамент накопления научного материала о даосизме. Дальнейшим этапом лнилнсь труды

акпсчасов В.П. Вйс«ліл»го (!К1?-!900_) и ВЛ1. /\лс->:сееі;а (1881-1950) -основателя с0і?стс”0!! с;:!!0’ч'';',”чгс1;о!1 в.ч><лы. Их учекикп С.М. ГеоргкевсккЙ.. П.С. Попов, КХ (!>луг, .А.Л. Петроп, SO.К. ШуикиГі полпчля плучілліе дкссг,із?:а в СССР на мировой уроьеиь. При пта* JC.lv. Флуг. по су’Л!Г'СЛ-у, был первым в спряде і;е"орш:о'.> ласескс П лпт.-ратур: і. о. 10.К. Шуцкого по ирллу сч!па:от первым отепгстаеїть:.! к<яор:;::ом даоятт!.

'Ср:дли. ;,_.улсл''л д-'гч-игма успешно л;~;олл;ллл ученне-а тапгл Л.С. г.аг;;льеп. P.P. Гп':!,іг:!г~ Ю.Л. кроль. 71.С. Ллселл В.Р. ЛРл;.ілш, 77.Р. Ги-'-лр::';1 с.и. Порлілслл, ІІ.Л, РдРтнл. 3 0. Стулсл'% Р.Д. ’П'"’-::Л;Л,. P.P. '!л;.'о.:пл л др.' Р И” дабстгл ла <Рмк‘ тл-ьлисл'лил'О ,-р-я:': К ЛОЛЛ.;.: 1-СЛрЛС.Л; ЛСТОрЛИ 'ірПДНЦЛС'ЛЛОҐІ КІЇТСіІСГОІІ РЇЛИПЛ1 и р Л'ЛГ лол;с;~: ф^'.оссРлл tP-л.л Mirv .л;ь’. л...........:■ нуги чпу'іглго полсл.г.

СРл.ЧГ Лум т Л'ЛЛ'ЛЛЛ рЛССіРРкЛе д:ю." .Л'ЛЛеСІЛІЙ ИССЛСДЛЛ'ЛЛЛ! ЛЄПЄДіЛЛ •Гіоле,- ІІМСОІЛЛ; ЛГЛ'ССТгЛЛ уПІПЛ-'ЛЬ. ТЗ Д'ЛЛСЛ О• ■ І: ЛЛ?ЛОЛЛЛИ лллігл за' р:л,л,л їіоилсл'ліи ' «;л. ілл.лг,цлп джл-1- лл»2 кледіиеслЕосллиінл пглллісллл; пселсдо-лпслліі и длі.лзалл слмои'дтгосгь дллллзмл лаїл реллл; даного фслкллллл. Первый г, СССР cG-jt-mv: научны:: рлСо*' «Дяо і; Ллленлл і; клтлед лалллдплл г:осі«:г-■ л.л;лл:?.-."а. лт.илел

' Н"СІ!/!!■?у, Л.С. Д.;!::""!. "гр:1!' t: V'У-.:/.:. ?Л : Мзукл, .1 У70; ІДніі/ЛСЯ Jl.C.

rePc.'-iij:: мчсліг -! *.л;'л і;ро^.>:я с. осчрі! іj-rjoj::pcї:іrи мснгслгста.

М.: Іі'іул"., \’ -■:v,!n«i( П.П. С'М'!;;'?7Н' рс/—:и» ь Ги.”:? и Хл п.: тртгпт- н і’ іч.ті;Хі и:’!.;'-1 * і * с /' К:;м!!';і іч'іррпя if со ярсг-сгпюсх ■>. ’ л'>7. М., 19л9; М:,Л" , їм П В !С:іі"■ О'.Р'' vy;:; п, и itor-ї'.у)!:-; ічі.и!. :.. j:: Roiispainciiiic fivai’iu"''7 .'/ ІІДВ. 1!/.к .V- i. Пом- p Л П. ;:ooe<> о прср'Л1.',nGn'CwTro n wv.cxibc (лмішшінт.'), V. : Ичл

і"> ЛІГУ. Г‘/°. і• лО.С. Л’*-поркл ;:к-' дост.рлгтп Ссссмсрии; /7 31> .и. • ириг. 'ip.ijniiiici1.*к:і;..іі;гр" .-лоп;;,-.! i:,i М.: !Ь_к;ъ І9ГЗ; Торчіт/юв Н.Л. Гслі.'і iw; спьи

іг.прсле.л'яісго, ?гамс:ісрсо:і:5Т).іяк: соп і.,-рг,:ч ” псі]\лгс.';і:;іі;г<. С ЇТ6.: Погср'5\-рг:і;ос Носіок'омр-мше, ! 007; Оі'лсііо^ C.Pj. ! te:>спорі *с теїгллчцям р -л:ипи^ со»-рс\гчіі!0! о .'("осс'.чь'о \!оіі:!і;ірс;па і’- КПРЛ' P.cci.m;?;; Л^ГУ. 3. Т5*.:?rof-ct:;.cf*lk. іh.p-i'o Л'-ггу, !

“ Погррлчпг.р/.'пио лрР":)!і‘'Г) v or .'псп о рто': концепцій; ?:г;нло. :■ слслст‘;і*см дггрулалси if мисгпфі!іС!іі.!!И-'‘jncno.o) фиi!^co<|av,t Лао Ц'м.і. .

в 19S2 г.,3 что еще р.т; подгвсрдило во.'рхшш”. интерес к его изучению б последите дссйтнлетня. В і 593 г. была опублікована лхп:эграфг.я Е.А. 'Го;‘м:;:!оца, по'.: герно издлшіля >; 1 9->й г. - еаоего ре>да игаг

оіслслі телііілх даологл'-ес: их їїссделл'ланайз' Jror тр>л еолср.ллп і-луЗелій алалла оегіслл/^ ол^лл:лл;есл:;л ::рл;:::;л;лл ;;а\ле::;л: длоетма. поллум ор;іп;иал: луга :і.'р;:ол!:згііі;:;-о ие;ер:::: д^есич:.:;:, подрлЗїіуіО хараллерасп:::}' лаоеслел е.и;::л::;. ГЗ;;: а.є?,: ліл ар це аьіходіп за рлмкч акгуал:пац::і! ісулела.-: аЗле-л ;...уес,:ел :рлд;л;лл а

КНР.

І Ь\•■лалле д::Осил:л її еоарсдіеїлісл: К:‘т..е а лелал: іпллалелала отстает от лсслсласлилн а другл.і сЗллсглл рлесллелел ел:;е..л. д.;: л р:лп:асзедсплл. Саал:>л:л о еое':Сл::;';і дл:ллл:.:а а Зліл лрлтл:а::::.;рлл:. Стат::слл:а;сл;:е ллллле ..о SO - ГО їг.. сп}бллллл;„;:::л'е :> рлсс;;л:лл>: лацаллхх, і:еі;■ :м>.: ::е слалаатлант уЗаалл карл;:ла!л :;е оараалл:а

д;л:л:»:гж. лазлрлаллл::;: т.:се:;лл' '' л:л:р:л1. ;:а:.:с;:еал: :л.лл:::еа.лл служителе:: лулала. Прал :;а;;слл :■:су.стг;у:от л:е л алаллл

уравлей :ї арлллллаллелллл-; р л;л.-.і ;л;ееьї'.:л г.л: сл' гг,'.;:. :0 л;:е:лгул.. п его рол:: а оил:еель:::ьл'і ;л;::лн 'лір. Кралле аг;:а:лалла: аа-л.с ЕссьигаПексй лесоцла^лл леелсалл-лсле'і лаллла::., ;ЕЛПД',’ дашгкх о делаелалоелл: тсрр;ітар::_ла.д:х :;:^сл;і:е:;лл ла :лелс:ле:ал^; л.азс;па:а і.ТАПД). Оеполл: госурарсласллогз а;а:л:;о-.л:елл;гла КНі’ :ла лэпллса:; редаглл латлааїл.аллаь :; :3л:;::: р:.3лл::л. ласлл:::ел::л:а:

" Гал л дао;;;;',; г. Х'.гг-л ’:Л~ д Л.С. І^лслліл:'. Л Л.УЛ : Л. Л;.:: Лу. - л. : ;-ЗГ.

ЕЛ. лесс.з1': оуьіт с : л С!Д.: '.Лу,:.>. і9ЄЛ.

5 Тс:К /Л !л!-л:лл.; ”р.л;;а лл::!. ; цл: л :■ ме.Л'.Ь' ■: ' іізл-г.0 '-ІП.

' Сеіс-сі.ііл :: л.ллолілл'ле.л л ..ас-ірь і ІДл е:л. ... 'і. Г:-;\лу\:;. J-; из;:. ЛЛ Cos. - у!;уе;.':ллмл. 15Л'і: ІЛлД.скпч Ндгллг.л Р^с.:%5лл.;д ІД'І гее; : "Л.':ека. л:сі'~-м;:

: ЛІ: Ні} :Лі, 1VS4; Ксл;..п П.М. Гсс>:лрст:,с л 7 ;л:;г;\:. :л - .‘Уи: ; н.:;

ЛДЛ. іїЛ,6. Xi 4; лл ККі’. М.: 19уЛ; Тер.;:; е= ї..‘.. Гло:,еЛі.гг ;л-.-;;.:Є-

;ел.ья^::сго сллсєі.ііл. Сїіо.: Ла;:^, Іл?8; Тсрг;:;;.;;Л Л.Л:. ЛллЛ: :у Т^ллул .о.-ь,;^ лснїіоєтіі с col; --улллу М.: Илч-гуэ '.у94.

согр-..мсш;лпу ГСитко/ та*; !л;лдсл;\йлил> отай1глм*.<к количество •>лклдодлтелт,'!!; \ дк-юч, что гл- посолило ятн'орам рассмотреть ряд л.лллл ;\г ггроГ*'- ллрдд-л.' Р'дл'отрлдич, упрпгдкл-мя н коилродч мест оп;рй;:л?:-!1я р-.дчг.:-'д-дого куд1тл си стороны государства; рслллладлл злгоч-'л~гелчлл;х актол з сьлдиелдл! лдосслсоч конфессии; оссблл’ост' от; клир л и лдсдд др-ллл' с ледуддллд гпрг;в.тц;’.- л? длосплма - гаколачл Прллчлддого ддллетлл I! Сочер:и;;И-:ой 35СГ;ПЛ..д чср-г“тлллгле акты делтдыд лдчлшллдрл: д;” ;•• гглл;длдд ле1? террлтордч Сллглл и др. Отсутствует спл Л'~'о;;лл: лчллпл «оЛцедллл. лсО> дс’.страны н

лллл:етл'’лл о".''--'.:'. ;ллл:лл; "лрт д:л:лл,лч орл'олеллллы-а.л. длсссдп’: чяпглзллдллД Лд г:о !.га,° -лл 'р.л’лчдлл лроблл.а вырботкч рллчлпсл;:/:есл.Л ллл;с:'-лл:.лцл;л дкослдлго • лллгсопа иалссетл л Ллл.лсртд'гл К; осллл гдл. г ;у-Лло-рдтулль; м дглгглтпост ь длосот: ь КНР.5 Не ллллепл глпяг» длсеглсЛ трлдпидп на 'лудчтурную жнзас сч-лрсмекдсло л;;:ллс'сллс об-дсстз?.. Все лто убедительно сппдстедл,елсует тел'., что проблем г. ];луч;лдя Л'упкцдогкроьлпш; длоачдлл г: дел;.!:: уеловилд лвл-’згед длтодь длз ;л:гуал:чдон, скол;. г. . .чалолзуледпеЛ).10 • -

ьедулчгш длолл; лл-?лс!'Л'МД д.-ллрлгтл Клтл льллдоллл ЛТ-Л’ религии ?!Прс Л ОН КН°, I’.1"; роллгполедлеалж !:селсдог:ч;:т Сылу.лльского улплсрсдгетл г. Лдтду и ПИП даосской кудьтурм при ВАПД. Тольло в

7 Д/ГГЛ::'- Д.; л/ г ■ !Д:: д Л.':;[. ид Л ( .; Д. -|:г! гм т л^смомя; л, ллтплогпя. М.: 1 Л

I С"'-Кончим Глсуллл-лл|;; ~-г •’'ь тао //ПДП. 1986. Л** О

лет ;СЩ’. М.; II .уха, I д‘\У, . ' '

*' 'Горл; :;оп У,.Л. /лоп;ги: !:«м; ; г\и <т-або,ль’ // Регере: ‘Ьнсс.-рс-л-г. ; ли:. л.ч»?>:ги.1\. СП5., 1 'Л;2: г>';г:;лл?Л. ■ !.мг>1г;<е «•'?ссмс;',ьг< (ГЬ^ \\ дао'-Гь.пЧ 'трг’лпц’.'.и 1 ПДй.

1993. Л*'.' 5: II' .?'л Л/..\ К) "V; 1.\ рулили, ;р:>л л п. Км :ас. 1л-.: 1Ьу:..л, 19л); Ог ^^c^rгi*^c■cз^'0 Гг сил л к мо ллмгому имн/рг.т.шу: ;лл л^р;;:" » кптаЛсгсо"! ?с\'лпурс. М.:

лулирптура. 199^. • ' •

0 Тгрчлрог' г./ч. Ол рмгуг.л религ'^'л'юм дш ■ ..п,'.;д' // С)гика и рл. \ /ы ,1 тради'Ше^мм

Китае: М.: Иамл:, 19КЯ. - - -

:г' Тор‘1пмои Е.А. Д;нл о;ji.fr 1:о'’.1.-;'1г;о-|:-сл'1:',!0;.гг.;го с.г:к';п'!1Ч. 04'л. Лат., И11,-, ’

последнем из шк ведется планомерная работа по шучсшвэ современного даосизма л Котке. В параграфе 7 ст. 4 У стада ВАПД от С марта 1992 г., сред:; осьовных задач ассоцлацдл зна'пмс;:: сПруйодл'и, исследования п идулешю истории п сопременпого состояния даосизме^.

Результатом десятилетних изысканий в этом ладраглеш;:; я;з;;лс." выход в !993 г. мслографи!! «Современны.”. даос:.:;:., а Китае.;.и Летор ее -Ли Яичлок, млен ВАНД, заместители рекгира Всихлилекого ннстлзу;:; даосизма при ВАПД. Б книге прпг-глш смдирлмй фахтдческни материал;’ сосбщсяы данные ассоциаций последователей даоапмг различных провинции л районов КНР до качала 90-:-: гг.; прлседецы крапдле блеграфш; клталешгх- даолого:-:; огмечелу изменения ' г: современном даосском образовал;:!:. в управлении л экономической жизни монастырей; описаны осноындс даосские праздцкки. Этот труд явился новой вехой исследозалля современного даоолзмл, ка:: а Китае, так и за рубежом. Однако многие глдводп, особенно ге, что каса;отся аздлмоотиетиенн;: между' досслдмом л государством, недостаточно объективны и. подчинены официальном лдсояолш. При оапсашш даосизма как социального и-дститда гладимл акцепт делается ;;а деятельности его кегредлцзючньгх фор:-: ассоцаоцкГ: последователен

даосизма.. В монографии практически ко затрзгнездэтся допросы, связанные с даосской доктриной, иидигкдуалышм и коллектисамм религиозным опытом даосов. Недостатолпм сгеденпд со пзмененнлх а даосски:» службах и молебнах. Еще белее скупо кзлаг хотел допросы даосизма в КИР с работе ЗКзнь Цзшоя «История ягосглма в Китае».'2

В 1595 г, вышел, в сеет фуцаамелтальшлй труд «История даосгома с Китае» в - 4-х т. под редакцией Ц::ч Слагал, где даосизму в КНР

" Ли Якиясэи. Данкан Чкукго гаощяО (Дтасшм гг согргмскпсм Кигаг), Пек:-.-;: Ч;ьунге нпчуй кэсюе чубанылэ, 1993. - ' -

11 ([/:у;:гу даоцзяо ши (История даосизма в Китае) I Пс\. ред. ДСл;й 11:,;:.-:':. Шанхай: Шанл::и жэцьмиш. чубаньшэ, 1994.

fi ! ~

I $ i

5 & %

О - d

■g I ;;

я “ •-

$ о

S

O

e{

Є E _

rs

a

U

fr

й

її

I

Й

§■

'&

I

:■

И

i-i

v

о

'3

СЦ

С

K,

8

Cj

u

cl f-

'-■ ".

£ ^

5 *

Г..

1 t

S'

Є

t:

t;

f:‘

£

&

E

Г1

С

г-;

i:-:;

5

о

Г.Г

fc.'

r::

t?

П

C

2

I

r,:

C.)

Г-'

Г:

о

r<

IS

й • Я

л

г' с:

ь. р Г-- *

5 ё.

В f.

U п

о: г-*

і і

"л і •.у

Й О

О £3 £с

?- О

О Б

Й

s

C-

&

§

fb ■ £c

я

u

2

(i

с

Актуальні." .!ч сіт.ли сСку.-і pemv’ р.-оп релтіпш в деле модернизации н

Проведения ЗКОНОМ'і'ІЄСКІЇХ реформ/* 3 С-ЛЮМ рьСЗоты китайских иеследоіі.пелен, гсссуящепкыг изучении современного СОСТОЯ! ПІЛ лаоешма в КНР, і'.меют, как правило, оішсзтсд:>аиГ: хдрахгер і: пргдс:акяяют нзучиый шиергс в плане накопления и рассмотрения бот и го і!і;ікпіЧ’.-ско;'о материала. Ojj Іи ко бодьлгп.ет :;е своем этот материал исдос іагочло пиоатилипро чг.ії. а нслнідлйл идєологкдіцєя -алрудняет его ад'Дзапіое г.;епр;:;ц:;с і; і.зучеш:г.

Проблемы даосизме в ІОдтае наїслл огралахіде r:.:...,e а раеот:.х западных нсслсдозателей, ссобепдо ш Оргшпііи її СШЛ. Еіц: ка нерзом ме.кдународплм стнюзпумс по пзучедига дзоешма (196S г.) его участниками была разработана програм:.::; дае-лопг-'.ееки:-; леелсдоііаїіііГ', где поднимался ноігрос о verve г vo.n; даое:їіма г. современном кі;гаїіском обшес гас п і;лклііі;і: его и странах дадь-етосіп-піого регноп^. Позднее были оцу<гтко.;а;;ы р^лульт: гм серил іледсамх дссдедеоанпП. проведен; імх алладлыма мссіммм;: vна Taae.aic."' Одт.'цго вплоть до 80--.V гг. поле дел ;е.Л:Лоа: ; ;апаа.к.!х соц;'олегсч: -рел:/г::с:л'дув фактически оп;ан;г-/і;ііалоо;. "лігадсм ;і С-"гаддм, a е S0-:c :т. :і>. алп.маппе а осішааом б;лл;> напрлплено :;а д’лчелііе еосгольлл христианства: г. КНР. .

” Го Члохул.' пд;і hzwc.za :.:х<ге о:1!' vi: "є о (!Срдг;:с -■ л.лї

утиич'іь'х v.oct *<;гиіЯ/ /7 Чг(. 1')V7. .”й 3: On Л:.Ці; X: :\;і)і..ом

LJiihти (Пгоблоч!.-.: г;,.',:л:с-л • гсгл-л и h :• со «. ')V г,-.};/ v /Гс.гнг:lv П.:;.к;?;',

!9?0. У2 7: Ч:н l.iJiroi'i. Ц:;. с;;::г:о 'I--'.;.;/-;::-.-*» п;сх;\ь г.';

;о:: ЬиЮэч:-. (С;'.г.<'с':.а £м:гог'поз..\'т:,;,Г;-- ;;.ч>: . - си ■ /> ЧД. -Vi 2.

*’ Schi’^je; J,.. ;’;.c 7^о V ’.loC_' i, ^ /с о і' ;■ ; 7, v-:;. L’r.iv. Гісх;, 197 S.

to 3-4; \t TV? Teach »-ГТсо;-:* M-if.ter Сілг.:.; : :b\en; L~ -973; -':h;ppcr K.M. I.c

Ccr;s TnoisW Co;pi p;,/i;q,c-G;':r'-> Cc-.-iJ. :-r.c У и/, re, j 9 .c- 2; i'.S. ‘History ^rd

;Ь.а:сч>:. г о ч, •. Cir.r.cs*: у. ^ I ?, :r,d :r.

СЬ;л-:>' Religion. ГІ--Г. ЕІЄ. IS?7. ' '

' Весомый. вклад в . изучение . даосизма внесли . японские исследователи24. В их работах приводится подробное описание обрядов школы Совершенной истины и анализ даосской доктрины, достаточно полно исследовано функционирование даосских монастырей Китая в первую половину XX в. ■ . _ . , - ' ■

Тем не менее, изучение даосизма в.КНР остается одной из наименее развитых областей западного и японского китаеведения. . ■

, Научная и практическая актуальность, а .также малоизученяость указанной сферы истории современного Китая и обусловили .выбор темы настоящего исследования. -

Цель исследования - показать, роль и. воздействие даосизма па различные стороны общественной, жизни' КНР в период. после «культурной революции», ; ,, осветить основные аспекты функционирования я особенности адаптации даосизма к .новым социально-политическим и экономическим условиям Китая. ' -В диссертации поставлены следующие задачи:

раскрыть роль даосизма в общественной, политической и ■ экономической жизни страны;

дать характеристику политики правительства КНР и руководства КПК по религиозным вопросам;

выявить механизмы взаимосвязи даосизма и культурных традиций Китая; . . '

рассмотреть социальные уровни и организационные формы функционирования даосизма, показать значение даосских организаций;

охаракк-;-'! тк.чь ашремеинуга даоссг.ую доктрину; . , -

‘4 Г.с:: 1- 1:снюё, ЭПсзи 'гпа н:)Г.'ш: Доке (Стремление к исчмой ;и13!'П: Д-юситм). скжс (Религии мира). ТЯ. J<иoтo, 1970; Куп о Норитола. Докё Оси. Сэкай сюксси !.-.... с (История лпоапма. Собрлмие истории религий .‘/п;к’). Т.9. Киот*?, 1977; ^укунйгп Мпцу.пн Доке сисоси коп у: о (Исслсдоганиг истории дэосскоп цдсолопш). Токио, 19X7. .

осветли, ритуальную I! обрядовую деятельность даосов; выявить основные изменения даосской. традиции в современном Китае. . . 1 ' 1

Хр.чюлошчсскне -рамки . диссертации охватыгаюг , последнюю четверть XX г.. период после «культурной революции» п XI съезда КПК (1977). до настоящего времени. Конец 70-х гг. в КНР является переломным моментом для всей государственной политики, в том число и и религиозных вопросах. .Провозглашение .и правовое закрепление свободы вероисповедания - стадо одним из . проявлений новых конструктивных, тенденций е отношении руководства страны и-КПК к религии обусловивши.'; особенности изучаемого периода. При рассмотрении-вопросов,’связанных с соотношением традиционного и-, нового в даосизме, его. доктрине, ритуальной практике и роли как социального института.' в диссертации были затронуты более ранние, исторические события. ’. . ‘ ’

- Источниковедческую , базу ' ' иседедозашк составляют

•опубликованные к неопубликошниые источники различного характера.

- 1. Официальные. документы: государственные законодательные

акты, постановления ЦК КПК, доклады и сообщения Госсовета КНР, Канцелярии и Военного Созеха 'ЦК КПК, сообщений Отдела . по делам религии Госсовета - КНР, министерства строительства, материалы всекитайских совещаний по делам религии и глав Отделов по делам религии пародных правительств не местах. '• ■

2. Документы даосских организаций л ебщия: - '

■ а)' опублизовашЬю - . уставы и нормативные акты ЕЛПД и

терр'.ггорпальных ассоциации последователен даос;г1‘ла, - • . .

б; неон\бликованпые - уставы к.правила внутреннего распорядка • столичною даосского монастыря Бг.йюныугнъ и монастыря

Цзяньфугун пров. Сычуань, своды дгосских обетов и жизненных

правил. ■

3. Статистические материалы.

Официальные статистические данные приводится по сообщениям пресс-кабинета Госсозета КНР. Они отражают численность только зарегистрированных священнослужителей 1! мест отправления даосскт о религиозного культа. Статистические материалы даосских ассоциации сопоставленные с нашими собственными данными, полученными в результате половых исследований, значительно пресыщающие официальные. Молено предположить, что реальные данные состояния даосского социального института по всем Китае будут еще выше, т.к. до настоящего времени исследования даосских органшаиий не приобрели повсеместного характера. - , • .

4. Материалы средств массовой информации. • ,

а) государственные, которые отражают официальную идеологию и политику руководства КПК и КНР в отношении религии а целом и даосизма з частности - газета «Жэпьмлнъ ясибго», «Гутпшь жибао»; • журналы «Цгаши», «Бай нзл иуньтань» к др.; теле- п радиопередачи;

б) исходящие из даосских кругов - журнал «Даосизм г- Кигае», содержащий обширный материал по состоянию дрогизма п КНР. с ноября 1936 г. он выпускается ВЛГ1Д под редакцией Ли Янчжэна (1-22 номера) и Чжан Цзпюя (с 23-го номера) ежеквартально; периодические издания местных ЛПД: «Даосизм в Шанхае» (выходит с 19>’8 г.), «Даосизм Сзиг.цпня» (выходит с 1987 г.) и др., отряжающие текущие события на местах;

5. Аудио- и видеоматериалы о даосских мопгстмрях. КГ 1Р и служебной практике даосов, предоставленные автору Всекитайском ассоциацией последователей даосизма н 1997 г.;

.■ - . - '■ ■, 12 ' V '• '

б. Собственные, полевые .исследования, к которым относятся

' ‘ следующие: ; ' ' , - ’

а. выборочное анкетирование населения г. Пекина, пров. Сычуань и Фуцзянь (ноябрь-декабрь' 1997 г.), направленное на ' выявление отношения китайцев к наиболее распространенным в КНР религиозным конфессиям. Респондентам предлагалось ответить на вопросы о своем вероисповедании, частоте посещения мест отправления религиозного культа, наличия изображений божеств в, доме; а также высказать свое, мнение о влиянии даосизма на личную и общественную жизнь в современном Китае и др. . ' ... . .

. б. беседы с насельниками даосских.монастырей; Байюньгуань. г. Пекина; Цинянгун г. Чэнду1; Тяньшитун, Цзушидянь, ;Шантшгун п Цзяньфугун (женском) гор Цинчэнгаакь. . ■ .

в. этнографические наблюдения в КНР, проводившиеся в деревне

Баолинь, поселках Щимяо к. Сниьцяо, городах Цзычжун, Вэйюань, Чэнду пров. Сычуань; городах ■ Харбин, Хэйхэ , пров. Хэйлунцзян (присутствие на даосских заупокойных II благоиспросительных службах, в монастырях и в миру, изготовление даосскихамулетов, практическое применение даосами китайской ' геомантии и методов традиционной медицины и т.д.). Автором проведены также наблюдения бы та в среде фаждан КНР, работающих в России (города Благовещенск и Хабаровск). .

' г. авторские фотоматериалы. : ' .

В представленной работе автор следует конкретному историкометодологическому подходу, базирующемуся ка основополагающих методологических принципах исторической науки - историзме, объективности и соответствии ' истине. .В ходе исследования использованы методы сравнительного анализа к этносоциологического

подхода. При этом учтены психологический и богословский аспекты методологии религиоведческих исследований.

Научная новизна работы. Представленные в диссертации исследования являются первым о России опытам подобного уровня изучения даосизма в КНР в 80-90-е гг, XX в. В отличии от предшествующих трудов, а представленной работе изучена реализация государственного законодательства КНР по религиозным вопросам в отношении ортодоксальных даосских направлений, с учетом их организационных особенностей и традиций. Систематизирована культовая деятельность даосов. Проведен подробный апалт уровней функционирования социального института даосизма в КНР. включая ассоциации последователей даосизма. Собран и охарактеризован богатый фактический материал з области общественного слу'л.гнил даосов.

Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе при подготовке историков, регионопедов, религиоведов, философов и специалистов друїлх смежных профессий, а также слушателей духовных учебных заведений. Знание и учет особенностей духовной жизни китайцев и роли даосизма і; современном обществе • КИР облегчит ведение переговоров, установление дипломатических, экономических и культурных - силзги между странами ЛТР. Представленная работа может иметь значение в качестве теоретической основы для новых даологических исследован і/і. включая научно-прикладные (медицина, фармакология н др.).

11. Структура н основное содержание диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка ис ю-ншко» и литературы, а также четырех приложений, включающих авторские фотоматериалы, свод обшедаосского годичного круга ,:г.:г.;;и'Р|11ы.ч служб, схему традиционной системы управления о.ч’мшх монастырей I! указа».-ль китайских терминов, использованных диссертации. .

Во иьедецик обосновывается актуальность темы, содержится ее историография, определяются цели и задачи исследования, его \роио/.огические рамки, даются обзор источниковедческой базы и характеристика методологической основы диссертации. .

В первой главе - «Государственная политика КНР в отношении даосизма» - изложена политика нынешнего руководства КПК' и прае-чтельства КНР по отношению к религиозным организациям и даосичму в частности. Важнейшей отличительной се чертой по ермаюшпо с предыдущим периодом новейшей истории КНР хшшстся лротнглшшшю и законодательное закрепление политики' свободы неропсаоведания. Репрессивная политика времен «культурной революции» призвана несостоятельной, что обуслоалено осознанием объек!ЯВНОСТИ сутествоциаий религии И пеВОЗМО/КНОСТИ ее устранения одмниисгра-! и вно Шиловыми методами. Атеизм продолжает оставаться официальной государственной идеологией в Китае; ведется активная его пропаганда и обличение религиозного мировоззрения, сохраняется.

■ гр.,.(11«е1!ие ирг.» свободы вероисповедания а отно'чегаи членов партии ру:;о>од;дцн'ч кадров. Тем не меисс реформы Д.<л Сяопина, начатые б

5 : г., сиссобстуия демократа:»!» социалмю-чшномическсш жизни

КНР, и том /шелс в вопросах свободы кероистоаедания. Руководство с>рг.чи С1ро:.иггся использовать влияние религии во внутреннем

социальном, экономическом и культурном строительстве, а т;:к:кс во внешней политике. В отношениях с даосизмом наибольшее- з-ііі:чс:і;'-* придается культурологическому, иаучно-прнкдадному и благотворительному аспектам. Значительная роль отводится даосюму .■ урегулировании отношений материковою Китая с Сянганом, Аомыне-Тайванем, в сотрудничестве со странами АТР. Предполагаем, --по с углублением демократизации китайского общества свіюода серонспог.едания в Китае будет все больше соответствовать международным стандартам.

В настоянко г.рзмя отношения между государством и религиозны.'';! конфессиями КНР основаны на следующих принципах: отделение религии от государства; негмецгательстео религиозных органигацніі п политическую деятельность, !’ сферы юриспруденции и гоеударстг.енного просвещения; запрет использования религии для противодействия партийному руководству, социалистическому СТРОК) и для подрпвз национального единства; отмена привилегий для высшей иерархии релнгнозпых оошин. -

В результата проведения политики свободы перопегюведанвя п 19791909 гг. была выработана чегкая система законодательных и админнсгратнрт'ык норм, определяющая взаимоотношения рашпных религиозных: конфессий с государственными органами и сбілестзешіо-полигичесхими организация;.!;;. Всдогсйгагош из них стали «Поло'кепия

об управлении местами отправления рглшкозпого культа'»' от 31.01.94, ('Порядок рег.четраціїи яссг отправления религиозного культа.'-' о: 13.04.9-і, «Порядок ежегодного конлрол? мест отправления религиозного культа» от 29.07.96 и «Правила упргз :ениі религиозной делтедуос^до иностранцев на территории КНР» ст 31 /4.94. Параллельно с э:им .д,.;-.:-. восстановлена система государствен!!!!.': и партийных оріанов,

отвечающих за религиозные зспросы, которая к л оспочс сушес ,-а>.ок:;-,'

законодательной базы осуществляет практически тотальный контроль за деятельностью религиозных объединений. Правительстпо страны и местные административные органы периодически выделяют средства на восстановление недвижимости религиозных организаций. Им возвращена значительная часть сохранившегося имущества. Возобновлена деятельность религиозных организаций; восстановлена работа ВАПД и части ТАПД, вновь создан ряд местных даосских ассоциаций. Установлены и активно развиваются международные контакты в области религии. . , .

Тем не менее единая государственная политика по религиозным бог росам по-разному отражается на положении двух ведущих' направлений даосизма. Школа Правильного единства ; продолжает функционировать в КИР на полулегальном положении, в более невыгодных условиях, чем школа Совершенной истины, Что связано с особенностями социальной организации и традиционных религиозных практик. ■

Наиболее сложными, до конца не решенными в отношении между государством и даосизмом, остаются следующие проблемы: регистрация даосских монастырей и служителей , культа; реабилитация даосов, репрессированных в годы «культурной революции»; запрещение некоторых форм традиционной религиозной практики даосов; отсутствие законодательных. актов по вопросам налогообложения доходов даосских монастырей и ассоциаций от прошводствснпо-11рсдпришшательской деятельности.

В целом осознание объективности существования религии при сспиализ.мс наряду е политическим признанием частного нпи'.шриннматсльства в , Китае принело, на наш взгляд, к, переосмыслению самого термина «социализм» и появлению нового определения - «социализм с к и шйской спецификой». Мы полагаем, что

л'ллі'сра'плйілі;: соцг:лльН(;-л:;і’’омическом швілі К"} ГР, об\ слол.ллллл луралл рлЬорлл лллллмл Дли Слоллпол, Судет сич'.ойс :і. длльноллілі норжллзпіїлн реллглознол ллліг.к ідолом л д-слил.л л мз-плэстл.

Вс птороі! глпгг - кДпассклл иисппуг и !СН’Л> - рассмотрены псле::,; дасгскей до'.прллп, ку.-.ілоііоґі деятельное г,і і і шідцліілл,.' л.лоГ,

рллллкплол прллшл:, су прллтерлзлслла уріллп: ;і ллрлл

фулжлолпрозллт длосшла л соарс: ;сллол лл-галскол оллслг;л;.

Длосокля дпкгріїі:;:. нлслслрл па лрлс\лцуго сн лллрлл::ліь л ;;;;л;і;.;оїк'чп:.!, лпляетел целостной млрслоззреласгчли сиоіслоіл лгіоллівпілл сснолоік:л^га:сл:і;г приімшич лея ллллосі м лослелслллллел лласлалп і: солрс моїі;■ о\" Катає. М:л аьлкллел ірл йалллл: лстолалла, трала.рорллроюгліллл;'> д ходе лзолюдшг

ссллаллллтл '«йдадл-лсалл;) дс:лрлл;-л учгллл ралнах дасселлх мілоллтелел; архаланьх; лероланля, луллгн л лрпклллі ларлдол Ійгпл; др-лляга лрглсталлслл:? о ~сллолл;л;лл лор/талал а-сслсргпд

• лглглллеся з лллла: о ллле:'лр:лл. ''...лату а '<аб:ледасаехо;а> глїрллол сотадалеллглда палріплаллл дгасаачп л :<лР лллог "ллл.лтилл^'л'о рл’ллчлл ллраделггошле л:ллул> лл лалрмлеллостл: аДдллаую а ілкола ■ лглзильлого лллкетпа л лллллллуллі'сглчссілло а

'„•'"'г--'. С7 :'і:. л -і и, .іо

Yjxv.tut ibj'HKuncn.tpowuiifH даосизм" з современном Китайском оЗтссг:,^ 5к»л;о подрез,т,ея.пь на лошетиг) цноусл^иый,

!и.сти1\ц|!Оп;'.ч.ь';.ц“ и плгилс)лтущюшлъный. Опюлтсяде ;^^ттсП;!.•■_:: д1ос11*5ч>!у нсо5>:сд;:.\.о рассматривать :::а: , npeiаиущггтми ivio

• с о ио с с; ■ о I; г': ы I v ю пр«! и длеяснссть. Это обусловлено кал i iiu ‘л;р-дшглд'дк-г е сиккрсппглц и Д) ахцг!лл .лдзмл ицльпе.., т:.'.; н о:-.л ictpx.xx чл'зцлалыюд церемонии ллти'лгллл: для серу;эши>с. Длл,лга; доминирует в сел.члигмяах т снятых форма.': религиозности мгладеь зедедлдме автохтшисстя и генетических сиязгП истоков л -.p:v"H;V:ot‘S ii кудлтчрол Дролпею Китал. Эти:.; объясняется то, лто он лолраиллг влияние на большинство тсезетк.

Социилыш?» лдститут даослзтлл. предстлг.лсн в кг.отояи-гс пргг.:;: дчуня >;a;ip:'.meitt№,m - шеоллш: Правил ьиого едшютиа fs Соверплмдой

С.СПШЫ. ■

'Школа Правильного едшютьв функционируем крс;шуществгя1!о ка внсмонастырском урозне. Даол;л этого направления г-ливут ггрелчущсствглко семьями п миру. Учение передастся от старших доходих;д ::лгд;л;;л: га ро-;;< с рад. Обители 1;л:с...>) Прзгшьного ед>‘пл'1гл ■ нглдтаготсл наслсдся всяшнм» монастырем::. 0:-ш орч-мплшип по иряири.чу большом сгд;ьи. Сс Ьглеиность таких оолтел^л лаелнзх. Полу-елло сплщсхл'огс <;п;и оеу; к-стзляетсл в ходе черемлпип Передачи реестра. Целтры даосизм^ школы Праы.';:;лю~о ,ллшл:ла - здлмешггыс горы МаШЧ?СХИХ ЛЧ1ул:ЛЛО).Л Лулхудкль,

Maoinaitu.. ГЪшаощаиь. Нвзкяй уровень шг«т.1?уки8£нзацпи uikoxl: НрЛ!Л-ДЫ;оТО единства создав! злдчтелы'ые трудности в <-е ек.чаоической оценке и мониторинге.

Шксча Совершенной истины функционирует преимущественно Ий монастырском уровне ’л характеризуете;! появлением открытых монастырей - вершит.! coupe,меикого ялоеекого института.

Соі'стчснгхсіь битс::':-;: шлэлм Солерілелнии іісілішл шлмгадлсллл лссл оСлдлла. Их лд>:ил»с дллллпл': слстс'-лі, іллс:1 слоллі\ю рлль.л:іле;іпи-> ■ ■

о а ;р'л.; \ .-у, со лрллелл прлБО'Ллаікели;’. Кіл’ прскри^л.', с, ^сстгллтіле излгліеллл, суп- которых - одлокреглснп'л С} ілсеї: лільл'а і р:і. г!і її: ; того лемокргп'п'гсслоґо порядлоь упраилсиїіз. То,;;,;'

оїхрапьь: мсластлрл еСллда.от пралс-м лрглюлд іь церо'лоіііл: Пллплпл, елета, ло арам;: лотлр'лх даосы тіс-го налгал?:іия г;ол>ла;о; сгя:и-:гіні*"і саі;. После сслглоллипл КПІ! г. палааллмх млиаеті,:рлх .лсгіллю аедег пед; огеала слулл;гс:ілл лултлп, зло прллл кал а.л І?-'.-) лта (Д'.ікллл о:,л;а лсхлхллггальло лрерсглілаол іюслєдсллєіхлл:: соїлелел. 'Л,і;

сплдегслг.ст'зу :г сл улллерслллзжли оп.рлглл>. у.опйсті'рсй, сллллкг; цспірол соьрглеішоп) дассіпмз зКнтсг.

Мснасллрл ніколи Сссорогнион дспллл оє;>і>кішо рл-~л,<ос;рале лл л лсллрллг.лцл :: ссмллїїлх рллопзх КНР, тогда как влн;л:пс

лоалгдопателеп лллллл Пі>г. пильного единства превалирует п клачих проалншклх. Численность зпреглстраролаллілл обит-алч-;! обеих ;н:,ол лауллолпо улслпллаллісл лосла ллультурлот релеліолпа >, сосгаз л>; населілллл.л смолодіпся. Так, лелл а 1982 г. а гСІІР бнл официально тареп.с іртролак 21 даосский 'лолле'плрь. то лонлу І99: г. в Китае плелпаллвалегь ул"а более 400 дейсіаллощпл монастырей їолілло ллсллишіальксіо л уеллного уроші". К і Ь97 г. числекіюсть гг.р-'пістрпрозгіаїш обителей достигла ІЇ00. К ллталу 90-х гг. число постоянных ооіпателей открытых моластпран ллсолы Совершение і ветяи, по сценкам ВАГИ, состаплсло оксло 10030, наследственных -с коло 2000; дяосоа рассеяшш.ч з мару - около 50000 человек*'. Внелпстлтушгоналыгын уровень лред'етаЕлел даосск.пг

2’ Чу-с> ;то ,х> іиупщдо Ціню (Опу^лзія сгсболы серопспонедания в Китае), і '■ ;,

Члл:г.уа жапь-Мнпь Г; і і.ого гоуюднь сши.в~нь баНьгушли, !997; Лі! Лкчжлі. Дан:>а;і іг,к\лго д.'О'Лзло (Даостм г: '‘С.^гее^хгол и~1ае). Пекин1 Ч-л:>нго штчуй юсчїеіоапь члГтліьеп, І9 >3

ОПІІЄ.ГГ.,!ШЧ-'СТВОМ, ЗОЛЛОІНШОІЦИМ t ІДО ял '(СОЕСрІКСІШОУ.удрОГО’Ч

огтерсэтацаго гл}б:нш Дао.

V; їісоиходіїліс оту.стіаь ііііз.ллі \рои<пп> іпістлгуцпйл.ізацлі;

соьр;м„і !ьіо:с л ераилег-ш:; с ;-глроіз:>ілиі релп; л/:л;:. Длл г.сел

елемсатоа делсакого социального ;п;сі:;т)гп лара:ст_ри;-> отпослгел ..л^я а.иол^:., и.лль, лоден;ра.:і,ьої.а,и;їосіь ;; глоЗал:лллй с: ;и:регі:;л.

АПД - обітестледньгс реліпліохі ле объе д;»іен;;л ііеіооу/^ірстъ'".чі;оіо ллрллчр>.. Натопил' их даля;е['сл даосс;;ьс оргалчсацлл ллчсла тела. Олл-чтой состав аесіщлатдмн: - слулд;:сли :сультл. АГІД формируются ;;а '! сррпгорлальиой и:.иее. Ньііїє ми вредстаг,лспы цеіпралиімм сСьєдплоіііі-к — ВАЛД и нслой сетью местных организаций - ТАЛД I'.sihcr.: адлан іксхрлікг.пого уровня. На VI със.де БЛПД (1998 г.) біілл

г.;и-.;ьт;і обіде: члслєіі.іость ассоциации последователей даосигсас. - 133 opf штаїднґі. Отіі’й.лісл;;;: мжду ВЛПД н. ТЛІ7.Ц сіроятсл иа ‘'алгтрукллліел;онсультагїїві;ой оскеа.,”. Лссоидацш; їіредстазлйот лпг-ересь; редигноал: є-; круге ь, оказывают uei:'([.'j;ii;-jyiO:ueo и !:оорд!іі;:іруісл;ег слалдие, де:.;оле:ріірул афдсктпь.ігсл адапталлдллі.лі мє>х";.і3..і соці: аги,його института даос:із:.;а. .

■ В третьей ntcw - «Дас.сн»: і; обідляш» - pace::отродо социальное-с.;..л:ел;;с даосол я вгідмолтиошсіпіє даосслон h 'Одищекитлмелап).' культурной традиции. аііл;:лс„ нссгьсмлсмой состаь.ллспдси соьро леї ыото обш,еетва КНР, релипюлаай институт даостма ;:ро,л! идает іддллдлать существенное нддянле па различны-: оторопь: -,':v,i\n\ 'лі кгаедото общчетиа. Социальное служснпс даосоь ие пі р-. л-.г.таек;! рлгуаяыюй дс:і і слымстыо. Они уллсіїтот в ы л, и-іко:;і!м:!Ч';скоП лентам страны, г государоллшьл,

л':/;:стл;і,;х jn>cj;T)-'iM.?.jr:X в області! нар.дпюго просвіщеная и

ч. :р. домЛілиплііі/, Ліронод.чі оальапую Сиалоті-.ортельнуїо раОоту, mii'v’oics! окрзіюй приролы ит.д. Руководстно КПК й правителі,стно

KHV

-Vi-l; : : e :*

VC4C

I

ЧСЧЧ.

ony

13

••'■ччігерчсочачьі н сотрч;гпчч::т:е с д:ч>сск>:?’і] jviiii и o' 11 ’'.'її чч срч. чоь исі:о"г._;оьлть нч ч-горч.сг и или,кч:;

тр ичпсі^ьноЛ С7Г:^!':;ь;гос:;! и і?!лсс>і'<>го наш:;, н :ч:-чо; ■ • *с:ччччгч. р’\оссУ-У.г r":v. , я сі- -ч> Сч<_рсЧі>, ^‘чсч.чь-.ч чип*

р;;-1;гсс\с>-:лл' ’чч.: чі.ччі ^ цо.і^ч \'"Vггг:іті;чj рчосігч.ч! ч -:чг:р. - :

і tfCi і гчч\\ : у ч:,;чч ччічую vo-; о . і v-ч ч: і чч 'чм'ч.ччр н, ч-

;сгчччї ; чгчччічч іесчего ішурлччч ч ;чч>о:- »■ ■. ч ччч/. ,^ч-/'< -л .

■4j44^t ,w.'o ч -чі'ч’? -чгчічсч ч;> лр.чп.'м^опа.;:: /Чч -.ср*;^.; ч —

'чг с "пччокччі ;;сч ;:гу»:ои. ’wc ^ чгсн м і'сі'\че;ччч /■*.ч;ч^: ;.

-,..т і _

;• ■* ч v; ч: і «. v ■ ч :; ч чч .ч і ч чч.^,.-. і.: ;ьч ч

гчч j :ч:;ч7чч; ч.;ч'. ч. ;;ч--ч\.. j :г.‘ оччточн.ч; ч ‘С•:І; с:л~ \.с.і

'1, Ч W3 Є>4 .рС,Ч% Ч ' Ч:Ч ч

сзгділюадпиматиш, осыпанного на глубоком знании духошюго наследия я традиции наших лаіродсга. Авгср надеется. что продстакл."шая дпасаріаіуі;; б ;хкс.і:-то wcpe будет сіюссосгьовіггь paCioje j этл.\: папраыеппк.

По чсмс диссертации аьтором опуоликопам.л слодугои'пе работы: і.о л^,.цоиц,\;; v,vaa;u:;a:uTccxoro патур:. л::жа на формі;;:^чиє ті 'Ділль-чіпол китийской медицины // Деш. коукіг ;'а,іГУ.

1997. С. 4-5.

? с.'Памлп; шкоды даосідла и КИР // Вестник Л’-аГУ. Благоксіцсисі^ і 997. 2. С. 9-10.

Сі>:-т-а:ллі;п.!н даоалам ;; Сі-ліпаае //Россия і; АТР. Владилостол, !99й. . Ла 3. С. 57-62. .

О.) .д:;,шпистрлт;иаіОл;оа:и;ст:..сши'л екстом.а даосских у.сшссті.ф-:'-.. КН? ! радіщііОчіК:.! культура Востока Аза::. Т3ь:л. 2. Бл.л-о;;аще:!;к, Иу-зо дм ГУ, 1999. С. 2ъО-2Й6.

Юит.Пс-:гцисаоло] ;-,з: араднцла совра:,милость /7

і у-иаНпі аршла паукі! ь контексті; аіеждуигродла: о согрудлилас ;аа. Гіладилоаюк, І999. С. ‘-І6-4Ь. .

6. Да-ісл-ім і; ниаокалла :;а;;р.,сіл юаударстаеилсй плаї: ліки КНР г іЛіасп: раллгии лс,алс «:.'/ллурлоа реаолюцп:;* // Іісстінік Л;аГУ.

Вып.к. Ь/пгоаелка^л:, 1999.

7. Кояпаїлиїй (Ч:га;і;і4':ачі;ако!і' палурализа^а і. тесали: традиционно"! клііапскпи медкцллм //' і ї-_-~, ми к ЛмГУ.Вьаа, 7. іккц ллаїцсіїск, 1999.

S Даоснам і. ї7і іР: дух<;аііь:а традкцін-і н соарамсішосі-. // Мдтс-рпальі :аа,-.лу народной ітучііо-праіпііч-аскок конференции «История

raac::sa_. о-лпаі:с;ліл огкошешц'л. Б.апгогещекск, !()99.