автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Даосизм: состояние и место в современном Китае
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Вэнь Цзянь
Введение-
Глава I
Государственная политика КНР в отношении даосизма
Глава II
Даосский институт в КНР
II. I. Даосская доктрина, культовая деятельность и индивидуальная религиозная практика
IL 2. Общая характеристика уровней функционирования даосского института в современном китайском обществе----------------------------------8 О
Глава III
Даосизм и общество
III. 1. Институт даосизма и современное общество КНР
III. 2. Даосизм и традиции Китая
Введение диссертации2000 год, автореферат по истории, Вэнь Цзянь
Религия - сложный феномен, являющийся древнейшей формой общественного сознания и социального института одновременно. Веками она не только удовлетворяла духовные потребности людей, но играла значительную, а порой решающую роль в политической, экономической и культурной жизни целых народов и государств. Невозможно представить себе Древнюю Грецию без ее языческих культов и мифологии, Россию -вне православия.
Предметом исследования является даосизм, во многом определивший не только облик, но и «душу» Китая, участвуя в формировании глубин этнопсихологии китайцев.
Даосизм - автохтонная, национальная религия китайского (ханьского) этноса, возникшая на рубеже новой эры в результате взаимодействия и синтеза древнекитайской мифологии, архаичных культов шаманского комплекса, религиозных и религиозно-философских учений на основе институциализации в автономных религиозных направлениях: школ Правильного единства (Чжэнъи цзяо, она же - Тяныии дао), Высшей чистоты (Шанцин пай или Маошань пай), Совершенной истины (Цюаньчжэнь цзяо) и др. Даосизм определяет своеобразие китайской культуры и, в свою очередь, обусловлен этой культурой, социумом и его социально-экономическим базисом.
Хронологические рамки диссертации охватывают последнюю четверть XX в., период после «культурной революции» и XI съезда КПК (1977) до настоящего времени. «Культурная революция» оказалась тяжелым испытанием для всего китайского народа. Религия и даосизм, в частности, были объявлены враждебными официальной идеологии как несовместимые с обществом будущего. Была предпринята попытка устранения их репрессивно-силовыми методами. Несмотря на это, даосизм выдержал испытание, демонстрируя удивительную жизнеспособность. Работы ряда современных исследователей убедительно доказывают, что даосизм продолжает развиваться и остается мощным фактором, воздействующим на культуру и идеологию Китая и других стран АТР как непосредственно, так и опосредованно [96, с. 385-408; 84, с. 305-307; 272, с. 737-739; 172, с. 1-3, 180-179; 233, с. 90-99 и др.]. Ту же мысль высказали при встрече с автором диссертации ведущие даологи КНР (Цин Ситай, Жэнь Цзиюй, Ли Янчжэн, Ван Иэ) и представители даосских сфер (Чжан Кай - даос школы Правильного единства, член ВАПД, сотрудник НИИ даосской культуры при ВАПД; Чжан Минсинь - смотритель женского монастыря школы Совершенной истины Цзяньфугун пров. Сычуань; Чжан Цзиюй - даос школы Правильного единства, редактор журнала «Даосизм в Китае»). Вместе с тем даосская традиция во второй половине XX в. в условиях глубокой социальной и экономической трансформации китайского общества также претерпела глубокие изменения, затронувшие все стороны и уровни функционирования даосизма.
Изучение даосизма в КНР позволит:
Г) лучше понять состояние всего китайского общества, пути его дальнейшего развития, взаимодействие традиции и новых реалий и в определенной мере прогнозировать дальнейшее развитие политических, идеологических и государственно-управленческих перемен в КНР;
2) использовать эти знания в установлении, регулировании и расширении международных отношений с Китаем;
3) осознать и оценить роль даосизма в сохранении и развитии традиционных знаний в области медицины, сельского хозяйства, строительства и архитектуры, военной стратегии и других областях, способствующих научно-техническому прогрессу не только в Китае, но и в других странах;
4) определить место даосизма в решении экологических проблем;
5) выявить роль социального института даосизма в развитии традиционной китайской культуры (литературы, изобразительного искусства, каллиграфии, музыки и т.д.). В конечном итоге, не зная и не учитывая роли и влияния даосизма в современном Китае невозможно серьезно рассуждать о диалоге культур Запада и Востока.
Изучение даосизма в России имеет давнюю историю. Первыми авторами, довольно подробно познакомившими научную общественность с даосизмом, были представители российской духовной миссии в Пекине Н.Я. Бичурин и П. Цветков. Их работы «Статистическое описание Китайской империи» {1842) и «о секте даосов» (1857) заложили фундамент накопления научного материала о даосизме [97, с. 64-65]. Дальнейшим этапом явились труды академиков В.П. Васильева (18181900) и В.М. Алексеева (1881-1950) - основателя советской синологической школы. Их ученики: С.М. Георгиевский, П.С. Попов, К.К. Флуг, A.A. Петров, Ю.К. Шуцкий подняли изучение даосизма в СССР на мировой уровень. При этом К.К. Флуг, по существу, был первым в стране историком даосской литературы, а Ю.К. Шуцкого по праву считают первым отечественным историком даосизма {97, с. 65-66].
Традиции изучения даосизма успешно продолжили ученые-синологи: JI.C. Васильев, К.И. Голыгина, Ю.Л. Кроль, И.С. Лисевич, В.В. Малявин, Л.Е. Померанцева, Е.Б. Поршнева, Б.Л. Рифтин, Э.С. Стулова, Е.А. Торчинов, C.B. Филонов и др. {33, 484 е.; 35, 309 е.; 63, с. 107-120; 66, с. 106-115; 72, 243 е.; 81, с. 230-270; 95, 384 е.; 98, с. 22-25]. В работах этих авторов на фоне повышенного интереса к общим вопросам истории традиционной китайской религии и религиозной философии были намечены новые пути научного поиска, благодаря которым российские даологические исследования перешли на более высокий качественный уровень. В целом они позволили выйти за рамки концепции «деградации даосизма»1 предшествовавших российских исследователей и доказали самобытность даосизма как религиозного феномена. Первый в Советском Союзе сборник научных работ «Дао и даосизм в Китае», полностью посвященный проблемам даосизма, вышел в 1982 г. [40, 287 е.], что еще раз подтвердило возросший интерес к его изучению в последние десятилетия. В 1993 г. была опубликована монография Е.А. Торчинова «Даосизм: Опыт историко-религиоведческого описания», (повторное издание - в 1998 г.) своего рода итог отечественных даологических исследований [96, 448 е.]. В этом труде представлен глубокий анализ основных методологических принципов изучения даосизма, полная оригинальная периодизация истории даосизма, подробная характеристика даосской алхимии. Однако автор не выходит за рамки актуализации изучения проблем существования даосской традиции в КНР.
Изучение даосизма в современном Китае в целом значительно отстает от исследований в других областях российской синологии и религиоведения. Сведения о состоянии даосизма в КНР фрагментарны. Статистические данные по состоянию даосизма в 80 - 90 гг., опубликованные в российских изданиях, неполны и не отображают общей картины [84, с.94-102]. Не отражена динамика процессов возвращения даосских монастырей, изменения количества служителей культа. Практически отсутствует описание и анализ уровней и организационных форм даосизма как социального института и его роль в общественной жизни КНР. Крайне отрывочны сведения о ВАПД [79, с. 360; 100, с. 145; 50, с. 177; 56, с. 146-147; 78, с. 233; 96, с. 395-398, 413; 84, с. 94], нет данных о деятельности территориальных ассоциаций последователей даосизма. Основы государственного законодательства КНР по вопросам религии хотя и затрагивались в общих работах, посвященных Возникновение дносизмй согласно этой концепции явилось следствием деградации и м нотификации «чистой» философии Лао Цзы. современному Китаю [56, с. 141-149; 50, с. 256; 78, с. 227-233 и др.], но в них представлено минимальное количество законодательных актов, что не позволило авторам рассмотреть такие важные проблемы как: порядок регистрации, управления и контроля мест отправления религиозного культа со стороны государства; реализация законодательных актов в отношении даосской конфессии; особенности отношения государства с ведущими направлениями даосизма - школой Правильного единства и школой Совершенной истины; нормативные акты местных администраций и возвращенной территории Сянган и др. Отсутствует обобщающий анализ «общедаосской» доктрины и важнейших отличительных черт догматов ортодоксальных даосских направлений [89, с. 224-254; 91, 160-170; 33, 221- 250; 71, с. 200-218]. До конца не решена проблема выработки религиоведческой классификации даосского пантеона божеств и бессмертных. Не освещена служебно-ритуальная деятельность даосов в КНР [88, с. 202-235]. Не изучено влияние даосской традиции на культурную жизнь современного китайского общества. Все это убедительно свидетельствует о том, что проблема изучения функционирования даосизма в новых условиях является «столь же актуальной, сколь и малоизученной» [96, с. 389].
В 80-90-е гг. в Китае также отмечается подъем интереса государства к вопросам изучения религий (и даосизма в частности). В 1979 г. организовано Научное религиоведческое общество Китая, объединившее более ста членов. В 1991 г. оно прошло перерегистрацию и приобрело всекитайский характер. С 1982 г. в КНР действует Научное религиоведческое общество Шанхая, насчитывающее более двухсот членов.
Наиболее крупными государственными религиоведческими организациями Китая, занимающимися проблемами даосизма, являются:
- НИИ религий мира АОН КНР. Основан в 1964 г., 110 сотрудников; при нем функционирует Кабинет по изучению даосизма, которым подготовлены и изданы «Конспект Даоцзана», «История даосизма в Китае» и другие труды; с 1979 г. издает журнал «Изучение религий мира», а с 1980 г. - «Материалы по религиям мира»;
- НИИ религии АОН Шанхая; основан в 1981 г.; 14 научных сотрудников; при нем организован кабинет по изучению современных религий; основная проблематика - изучение функционирования религий в условиях социализма и реформ в КНР;
- НИИ изучения религий при Сычуаньском университете г. Чэнду; основан в 1980 г., приоритетное направление - изучение даосизма;
- НИИ изучения даосской школы Китая, пров. Сычуань; основан в 1992 г.;
- НИИ культуры религии университета Чжуншань; основан в 1990 г. 4 научных сотрудника;
Кабинет изучения культуры даосизма при государственном педагогическом университете Восточного Китая (г. Ухань);
- Общество изучения даосизма пров. Ляонин; организовано в 1993 г. и -имеет местный характер; основные интересы -изучение даосской медицины, диетологии, «Книги перемен» и смежных традиционных наук Китая.
В 1982 г. на философском факультете Пекинского университета начато систематическое проведение религиоведческих работ, а в сентябре 1996 г. на отделении религиоведения введено преподавание даологии. Подготовку религиоведов в КНР осуществляет также Сычуаньский университет (г. Чэнду). Во многих вузах и научно-исследовательских организациях страны начато изучение различных прикладных аспектов даосизма.
Ведущими даологическими центрами страны являются НИИ религий мира АОН КНР, НИИ религиоведческих исследований Сычуаньского университета г. Чэнду и НИИ даосской культуры при ВАНД. Только в последнем из них ведется планомерная работа по изучению современного даосизма в Китае. В 7-м параграфе 4-й ст. Устава ВАПД от 6 марта 1992 г., среди основных задач ассоциации значится: «Проводить исследования и изучение истории и современного состояния даосизма».
Результатом десятилетних изысканий в этом направлении явился выход в 1993 г. монографии «Современный даосизм в Китае» [172, 324 е.]. Автор ее - Ли Янчжэн, член ВАПД, заместитель ректора Всекитайского института даосизма при ВАПД. В книге приведен обширный фактический материал, обобщены данные ассоциаций последователей даосизма различных провинций и районов КНР до начала 90-х гг.; приведены краткие биографии китайских даологов; отмечены изменения в современном даосском образовании, в управлении и экономической жизни монастырей; описаны основные даосские праздники. Этот труд явился новой вехой исследования современного даосизма как в Китае, так и за рубежом. Однако ряд выводов, особенно тех, которые касаются взаимоотношений между даосизмом и государством, недостаточно объективны и подчинены официальной идеологии. При описании социального института даосизма главный акцент делается на деятельности его нетрадиционных форм - ассоциаций последователей даосизма. В монографии практически не затрагиваются вопросы, связанные с даосской доктриной, индивидуальным и коллективным религиозным опытом даосов. Недостаточны сведения об изменениях в даосских службах и молебнах. Еще более кратко излагаются вопросы даосизма в КНР в работе Жэнь Цзиюя «История даосизма в Китае» [272, 737-739].
В 1995 г. вышел в свет фундаментальный труд «История даосизма в Китае» в 4-х тт. под редакцией Цин Ситая, где даосизму в КНР посвящена отдельная глава [273, с. 481-520]. В ней довольно полно отражены достижения даосских организаций за период после «культурной революции», четко указаны основные проблемы, возникающие при учете и организации даосов школы Правильного единства, проживающих в миру. Однако, изучая даосизм в современном Китае, авторы ограничиваются тем же кругом вопросов, которые были поставлены работой Ли Янчжэна. Интересные последние данные о даосизме в провинции Ляонин приводят Ли Хунцзюнь и Лю Чжаовэй [162, 520 е.], в горах Уданшань - Ван Гуандэ и Ян Личжи 1113, 347 е.]. Даосская доктрина достаточно полно представлена в работах Ван Миня [115, 380 е.], Ван Цзюньюя и Чжан Шуминя [117, 398 е.]. Изучению и описанию культовой деятельности посвящены труды Гао Шоусяня [127, 329 с ], Минь Чжитина [190, 265 е.], Юань Синьчана [305, с. 28-32]. В конце 80-х - начале 90-х гг. появляются работы, обобщающие опыт проведения в жизнь политики партии и правительства по вопросам религии [223, с. 27-32; 313, с. 30-36 и др.]. Актуальными стали обсуждения роли религии в деле модернизации и проведения экономических реформ 1131, с:56-59; 211, с. 19-21; 199, с. 4548]. В целом работы китайских исследователей, посвященные изучению современного состояния даосизма в КНР, имеют, как правило, описательный характер и представляют научный интерес в плане накопления и рассмотрения богатого фактического материала. Однако в большинстве своем этот материал недостаточно проанализирован, а излишняя идеологизация затрудняет его адекватное восприятие и изучение.
Проблемы даосизма в Китае нашли отражение в работах исследователей стран Запада, особенно во Франции и США. Еще на первом международном симпозиуме по изучению даосизма (1968 г.) его участниками была разработана программа даологичееких исследований, в которой поднимался вопрос о месте и роли даосизма в современном китайском обществе и влиянии его в странах дальневосточного региона. Позднее вышли в свет результаты серии полевых исследований, проведенных западными и местными учеными на Тайване [321, с.335-386; 320; 322; 319; 325]. Однако вплоть до 1980-х гг. поле деятельности иностранных социологов-религиоведов фактически ограничивалось лишь Тайванем и Сянганом, а с 80-х гг. внимание западных религиоведов в основном было направлено на изучение состояния христианства в КНР. Большой вклад в изучение даосизма первой половины XX в. внесли японские исследователи (Коянаги Сигэта, 1934; Игараси Кэнрю, 193В; Ёсиока Ёситоё, 1970). Традиции японской даологической школы в Японии успешно продолжаются (Кубо Норитада, 1980; Фуку нага Мицудзи, 1987 и др.). Однако, изучение даосизма в КНР остается одной из наименее развитых областей западного и японского китаеведения.
Трудность исследования даосизма обусловлена рядом объективных причин:
Г) полиморфизмом и относительной аморфностью основных его составляющих: социального института, религиозной доктрины, культовой ритуальной деятельности, религиозного опыта;
2) исторически сложившимся синкретизмом традиционных религий Китая (буддизм, даосизм, конфуцианство); официально-элитарной и народной культуры; даосизма и народных верований, носяших как общекитайский, так и локальный характер;
3) наличием феноменов селективной религиозности и существования религии «в снятых формах» [84, с. 75-79];
4) долгим периодом замалчивания религиозных проблем в КНР и жесткими идеологическими рамками для китайских исследователей-религиоведов материалов;
5) отсутствием единой даологической терминологии в России, что порождает целый ряд некорректных определений, ведущих к искажению смысла и внутренней логики даосизма; так, по нашему мнению, непозволительно называть даосский молебен литургией, Небесного наставника - папой-патриархом, церемонию посвящения в духовный сан -пострижением, ветвей даосизма - даосскими сектами и т.д. [96, с. 403; 33, -с. 262, 266].
Научная и практическая актуальность, а также малоизученность указанной проблемы обусловили выбор темы настоящего исследования.
Цель исследования - показать роль и воздействие даосизма на различные стороны общественной жизни КНР в период после «культурной революции», осветить основные аспекты функционирования и особенности адаптации даосизма к новым социально-политическим и экономическим условиям Китая.
В диссертации решаются следующие задачи: раскрывается роль даосизма в общественной, политической и экономической жизни страны; выявляются механизмы взаимосвязи даосизма и культурных традиций китайцев; рассматриваются социальные уровни и организационные формы функционирования даосизма, показать значение даосских организаций; характеризуется даосская доктрина; освещается ритуальная и обрядовая деятельность даосов; выявляются основные изменения даосской традиции в современном Китае; даетея характеристика политики правительства КНР и руководства КПК по религиозным вопросам.
Источниковедческую базу исследования составляют опубликованные и неопубликованные источники различного характера. 1. Официальные документы: государственные законодательные акты, постановления ЦК КПК, доклады и сообщения Госсовета КНР, Канцелярии и Военного Совета ЦК КПК, сообщения Отдела по делам религии Госсовета КНР, министерства строительства, материалы всекитайских совещаний по делам религии и глав Отделов по делам религии народных правительств на местах.
2. Документы даосских организаций и общин. а) Опубликованные: уставы и нормативные акты ВАПД и территориальных ассоциаций последователей даосизма. б) Неопубликованные: уставы и правила внутреннего распорядка столичного даосского монастыря Байюньгуань и монастыря Цзяньфугун пров. Сычуань, своды даосских обетов и жизненных правил.
3. Статистические материалы.
Официальные статистические данные приводятся нами по сообщениям пресс-кабинета Госсовета КНР. Они отражают численность только зарегистрированных священнослужителей и мест отправления даосского религиозного культа. Статистические материалы даосских ассоциаций основываются на собственном сборе и оценке фактической ситуации на местах. Они значительно превышают официальные. Можно предположить, что реальные данные состояния даосского социального института в КНР еще выше, т.к. до настоящего времени исследования даосских организаций не приобрели повсеместный характер.
4. Информационные материалы средств массовой информации. а) Государственные: газеты «Жэньминь жибао», «Гунминь жибао»; журналы «Цюши», «Бай цзя луньтань» и др.; теле- и радиопередачи. Они отражают политику руководства КПК и КНР в отношении религии в целом и даосизма в частности. б) Исходящие из даосских кругов. Журнал «Даосизм в Китае», в котором содержится обширный материал по состоянию даосизма в КНР. С ноября 1986 г. он выпускается ВАПД под редакцией Ли Янчжэна (1-22 номера) и Чжан Цзиюя (с 23-го номера) ежеквартально. Текущие события в даосских сферах отражаются в периодической печати местных АПД: «Даосизм в Шанхае» (выходит с 1988г.); «Даосизм Саньциня» (выходит с 1987 г.) и др.
5. Аудио- и видеоматериалы о даосских монастырях КНР и служебной практике даосов, предоставленные автору Всекитайской ассоциацией последователей даосизма в 1997 г.
6. Собственные полевые исследования. а) Выборочное анкетирование населения г. Пекина, пров. Оычуань и Фуцзянь (ноябрь-декабрь 1997 г.). Опрошено 520 человек. Из них 51% составляли мужчины, 49% - женщины. Возрастные группы респондентов распределились следующим образом: до 20 лет -20%, 20-29 лет - 28%, 30 -39 лет - 16%, 40-49 лет - 10%, 50-59 лет - 6%, 60 лет и старше - 20%. Образовательный уровень: не обучалось - 2%, начальное образование имеют 9%, неполное среднее - 33%, среднее 21% среднее специальное 17%, неполное высшее -3%, высшее - 15%. По роду занятий: рабочие -25%, крестьяне - 14%, учащиеся и студенты - 19%, пенсионеры - 19%, служащие - 18%, другие - 1%, безработные - 4%. Свое вероисповедание респонденты определили следующим образом: буддизм - 36%, даосизм -12%, конфуцианство 7%, христианство - 7%, ислам - 2%, неверующие -20%, убежденные атеисты - 23%. При этом принадлежность к буддизму и даосизму одновременно отметили Г9 чел. (3,7%), к буддизму, даосизму и конфуцианству - 10 чел. (1,9%), к буддизму, даосизму и христианству - 1 чел. (0,2%). Не определили свое вероисповедание 7 чел. (1,3%). б) Беседы с насельниками даосских монастырей: Байюньгуань г. Пекина; Цинянгун г. Чэнду; Тяныиитун, Цзушидянь, Шанцингун и Цзяньфугун (женском) гор Цинчэншань. в) Присутствие на даосских заупокойных и благоиспросительных службах в монастырях и в миру. Этнографические наблюдения в КНР и в России: деревня Баолинь, поселки Шимяо и Синьцяо, города Цзычжун, Вэйюань,
Чэнду пров. Сычуань; города Харбин, Хэйхэ пров. Хэйлунзян; г. Благовещенск Амурской области, г. Хабаровск, г) Авторские фотоматериалы.
В представленной работе автор следует конкретному историко-методологическому подходу, базирующемуся на основополагающих методологических принципах исторической науки - историзма, объективности и соответствия истине. В ходе исследования были использованы методы сравнительного анализа и этносоциологического подхода. При этом были учтены психологический и богословский аспекты методологии религиоведческих исследований.
Основные положения диссертации были апробированы в следующих публикациях: «Влияние концепции организмического натурализма на формирование традиционной китайской медицины», «О состоянии школы даосизма в КНР», «Современный даосизм в Сянгане», «Об административно-хозяйственной системе даосских монастырей КНР», «Китайская гносеология: традиция и современность», «Даосизм и некоторые вопросы государственной политики КНР в области религии после «культурной революции», «Концепция организмического натурализма в теории традиционной китайской медицины», «Даосизм в КНР: духовные традиции и современность».
С докладами по основным положениям диссертации автор участвовал в работе научно-практической конференции студентов и молодых ученых АмГУ (Благовещенск, 1997); международной научно-практической конференции «История российско-китайских отношений» (Благовещенск, 1999); международной научной конференции ДВГТУ «Гуманитарные науки в контексте международного сотрудничества» (Владивосток, 1999).
Список научной литературыВэнь Цзянь, диссертация по теме "Всеобщая история (соответствующего периода)"
1. Чжунго даоцзяо сехуй гуаньюй даоцзяо гунгуань гуаньли баньфа («Правила ВАПД по управлению даосскими монастырями»), /У ЧД. 1998. №4. С. 19-21.
2. Чжунго даоцзяо сехуй гуаньюй даоцзяо саньцзюй Чжэнъипай даоши гуаньли цзаньсин баньфа («Временные правила ВАПД по управлениюдаосами школы Правильного единситва, живущими в миру»), /У 4Д. 1992 № 4. С. 6-7.
3. Чжунго даоцзяо сехуй гуаньюй Цюаньчжэньдао чуаньцзе гуйдин («Правила ВАПД о проведении церемонии Принятия обета») /У Чжунго цзунцзяо туаньти цзыляо (Докунменты религиозных китайских организаций).!. I. Пекин: Чжунго шэхуй чубаныпэ, 1993. С. 587-589.
4. Чжунго даоцзяо сехуй гуаньюй Чжэнъипай даоши шоулу гуйдин («Правила ВАПД о проведении церемонии Передачи реестра»).// ЧД. 1994. №4. С. 14.
5. Чжунго даоцзяо сехуй чжанчэн (Устав ВАПД).// ЧД. 1992. № 3. С. 15-16.
6. Чжунго даоцзяо сехуй чжанчэн (Устав ВАПД).// ЧД. 1998. № 4. С. 1819.
7. Чжунго дэ жэньцюань чжуанкуан (Ситуация прав человека в Китае). Пресс-кабинет Госсовета КНР. Пекин: Чжунян вэньсянь чубаныпэ, 1991. 70 с.
8. Чжунго дэ цзунцзяо синьян цзыю чжуанкуан (Ситуация свободы вероисповедания в Китае). Пекин: Чжунхуа жэньминь гунхэго гоуюань синьвэнь баньгунши, 1997. 18 с.
9. Чжунхуа жэньминь гунхэго бинъифа («Закон о воинской обязаности в КНР») // Цзиньжи чжунго цзунцзяо (Китайские религии сегодня) / Под ред. Ван Чжиюань. Пекин: Цзиньжи чжунго чубаныпэ, 1994. С. 88.
10. Чжунхуа жэньминь гунхэго иу цзяоюйфа («Закон об обязательном образовании в КНР») /У Цзиньжи чжунго цзунцзяо (Китайские религиисегодня) / Под ред. Ван Чжиюань. Пекин; Цзиньжи чжунго чубаныпэ,1 ЛЛ/-Л л гл о О Г\ГV1УУЧ. К^. Об-УУ.
11. Шанхай ши цзунцзяо шиу тяоли («Положение об управлении религиозными делами Шанхая») /У Чжунго цзунцзяо (Религи Китая). Пекин, 1996. № 2. С. 22-25.
12. Шэньси шэн даоцзяо сехуй гуаньюй цзешоу даоцзяо синьту дицзы дэ баньфа («Правила приема в даосские монастыри пров. Шэньси») // ЧД. 1988. №2. С. 7, 10.ЛИТЕРАТУРА На русском языке
13. Дубровин Д.А. Трудные вопросы классической китайской медицины.тт . л 1 пп1 тп ^i. .rwia-upecc, х771. z.z. / с.
14. Зинин C.B. Религиозная эротика в китайской культуре // Восток. 1993.л t~\ л па л г\ л ■Hi? Z. С. 1 I 0~1УЛ.
15. Из истории традиционной китаискои идеологии // Культура народов иостока. материалы и исследования, сост. и отв. ред. О.JI. Фишман. М.:ЮО/1 ООЛ ~i xay rvci, i J ot. v.
16. Китайская геомантия / Сост., пер., в ст. ст., примеч. и указ. M. Е. Ермакова. СПб.: Петербургское востоковедение, 1998. 272 с.
17. Корпев В.И. Новые подходы в познании буддизма // Религии мира!1 по о л я 1 ппп с* с 1(1мл^хирхт xi 1700. 1ух., 177у. ч^.
18. Крывелев И.А. Религия как общественное явление // Религии мира;ТТЛГГГИ^ГТГТ Г| ГЛТТТТЛЛТТ 1 пол л /г 1пот г» £ 1 лн^/1ирня И сиврсмснни^ц). 1700. ХУХ., 1и.о а с лд . тшрап. г)\ лгг\ц~ 1 ооо 1 /сп л7. лумлнив Дли. 1ух. ш 1, х ГухЧАК, 1 у уА. I 00 С.
19. Малявин В. В. Китайская мудрость в постмодернисте кии век;---------о //ttttd 1 оос лг„ с с- 1 а£ 11«ьшвращенис храдихутг // ххДхэ. .Н2 ». ivO-iu.
20. Проблема человека в традиционных китаиских учениях. М.; Гл. ред.ЮОЭ ТАЛ ~iicijixci, 1 у. v.
21. Радугик А. А. Введение в религиоведение; теория, история иПАПГ.Г,,,., N Л ■ ТТАТТ™, 1 ООА О А /1 „vuupdvicjtinrtic рслих ии. ivi. i р, i Jy\j. ju^-t v.
22. Стулова Э.С. Даосская практика достижения бессмертия // Из истории традиционной китайской идеологии. М.: Наука, 1984. С. 230-270.
23. Тертицкии К.М. Изучение китайском традиционной культуры в КНР //^ ^ 1 ал1 ткг Г Л К Г Л П ЛJ3GCTOK. 1УУ1. JN" О. 1 DO-1 /Ч.о о -----ту л л г>„ „ туьго // г>1 nm лги л г^oj. хершцкмм iv.ivi. гелиГищнсш сихуаци.» a xvxjjt и jjuviujv. xyyj. ль: О.са
24. АЛ1 ХГ. ¿Г /-"T 1 /ГА 1 ^rv1УУЭ. JNb» J. V.,. iou-i /и.
25. Торчинов Е.А. Тексты по искусству «внутренних покоев». Вып. 4.vxXiu. îiciepuypi Слис ви^шшвсдшис, i77». v^. и / -u?.
26. Филонов C.B. О концепции даосского канона /7 Образование, язык, культура на рубеже XX- XXI вв. Ч. II. Уфа, 1998. С. 145-146.
27. Философский энциклопедический словарь / Под ред. С.С. Аверинцева и др. 2-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1989. 815 с.
28. Фишман О.Л. Некоторые проблемы традиционной китайской идеологии 7/ Из истории традиционной китайской идеологии: материалы и исследования. М.: Наука, 1984. С. 5-10.
29. Флоровский Г. Пути русского богословия. П., 1937. Репр. Изд. Вильнюс, 1991. 602 с.
30. Чжан Бо-дуань. Главы о прозрении истины (У чжэнь пянь) 7 Пер. с кит., предисл. и коммент. Е.А. Торчинова. СПб.: Петербургское востоковедение, 1994. 346 с.
31. Чэн Чжунъин. Теория конфуцианской личности (selhfood), самосовершенствование и свободная воля в конфуцианской философии 7 Пер. с англ. А. Ломанова // ПДВ. 1995. № 6. С. 105-106.
32. Шкуркин П.В. Очерк даосизма: Даосизм. Ба сянь // Вестник Азии. 1925. №53. С. 121-125.
33. Этика и ритуал в традиционном Китае. М.: Наука, 1988. 331 с.
34. Юй Сисянь. Геомантия (фэншуй) в традиционной культуре Китая / Пер. А.О. Милянюка /7 Вестник МГУ. Сер.13. Востоковедение, 1998. № 1. С. 63-79.
35. Ян Хин-шун. Древнекитайский философ Лаоцзы и его учение. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950. 160 с.На китайском и японском языках (№ 147, № 158, № 227 на япон. яз.)
36. Бао Вэньчжао. Люе шо чжай цзяо юаньлю (Кратко об истоках постов) 7/ ЧД. Пекин, 1991. №> 2. С. 30-32.
37. Ван Мин. Даоцзя хз даоцзяо сысян яньцзю (Изучение философской и религиознои мысли даосизма). Чунцин; Чжунго шэхуи кэсюеюань10Q/I ооп ~ чу иапьш з, i ?ut. jow и.
38. Ван Чжицзинь. Ю Маошань ю гань (Переживание, вызванноеттттт 1 ппа л гл c/i iiuwciu,ciicivi iviauuiaub^ // иаД. i?7j. <+. Jt.
39. Ван Чжицюань, Чэн Шиюй. Цзунцзяо синьян цзыю чжэньчжэн тисянь лэ жэньцюань (Свобода вероисповедании — проявление прав человека) //тттт 1 от игп т г i сi/J,. Lyy^. jx^ z. v^. u,
40. Ван Чуншу. Яньданшань Бэйдоудун дэ синь бяньхуа (Новые изменеия в монастыре Бэйдоудун гор Яньданшань) // ЧД. 1993. № 3. С. 25-26.
41. Ван Чуньу. Чжунго даоцзяо лунчжун цзюйсин Цюаньчжэньдао цзяньго илай диэрцы Чуаньцзе фахуй (Вторая торжественная церемония Принятия обета после образования КНР) // ЧД. 1996. № 1. С. 7.
42. Вань Цзун. Лао даочан Ли Юндэ дэ даосин шие (Благие дела почтенного даоса Ли Юндэ) // ЧД. 1989. № 1. С. 18.
43. Вэнь Чжи. Фаян даоцзяо юлян чуанътун вэи шэхуй чжуи цзяньшэ шие цзо гунсянь (Развитие позитивных даосских традиций и вклад в построение социализма) // ЧД. 1993. № 2. С. 8-10.
44. Ганьсу шэн даоцзяо чжаокай ди эрцы дайбяо хуйи (Проведение II съезда даосов пров. Ганьсу) // ЧД. 1990. № 1. С. 10, 9.
45. Гао Цзяньчжан. Чжунго цзунцзяоеюе яньцзю дэ синьфачжань (Новое развитие изучения религии Китая) // Шицзе цзунцзяо цзыляо (Материалы религии мира). Пекин, 1992. JSr2 2. С. 42-51.
46. Гао Шоусянь. Чжунго цзунцзяо лису — чуаньтун чжунгожэнь дэ синьян ситун цзи ци шитаи (Религиозные церемонии Китая — система традиционных верований китайцев и ее фактическое состояние). Тяньцзинь: Тяньцзинь жэньминь чубаньшэ, 1992. 329 с.
47. Гоуюанъ цзунцзяо цзюй Чжан Шэнцзо цзюйчжан шича Шанхай ши даоцзяо цинкуан (Начальник отдела по делам религии Госсовета КНР изучает ситуацию даосизма в Шанхае) // ШД. 1993. № 2. С. 45.
48. Го Чаохуа. Чжунго гэди чэнхуан мин син ши люекао (Краткое иследование чэнхуан различных мест Китая) // ЧД. 1997. № 3. С. 45-46.
49. Гун Сюецзэн. Чжэнцюе жзныпи цзунцзяо цзай вого сянь цзедуань дэ цзоюн (Верное рассмотрение функций религии в нашей стране сегодня) //Дсшсли л^пыйнь (^иисосдник паршииии шлилм;. пеки и, 177и. Л^ ±и. С. СП
50. Гун Чжэньгуан. Шоу цзе даосюебань биешэн цзоу шан гунцзо ганвэй (Первые выпускники отправляются на служение) // ШД. 1989. № 3-4. С.с о
51. О Л Т~* "\1/* и ч/ V* Ч/ г
52. Э У1\.уНЦЗИНЬ. У1\у ДаО ЧЖИХуИ ЮИ ДаНДаИ ШЭХуИ ^рухуДрОСТЬконфуцианства и даосизма в современном обществе). Сычуань: Чжунгошпс /1тз ~ оапьел чуиапвша, I 77и. е.
53. Да Жань. Сянган Пэнннсяньгуань (Пэнинсяньгуань в Сянгане) // ЧД.1 от м% о г* «177/,. Jlli: z,. v^.
54. Даоцзя вэньхуа юи сяньдаи вэньмин (Даосская культура иЛ / | г i—1 ЛТЛ т—Г ТТсшзрсМсНиоЯ ЦйВИЛИЗаЦИЯ^ / i шД рсД. х Э УХууНЦЗИНЬ. ибКИН: пЖуНГОжэньминь дасюе чубаньшэ, 1991. 295 с.
55. Даоцзяо да цыдянь (Большой словарь даосизма) / Под ред. Минь1ЛЧИ 1 МП, ЛИ ✓ШЧЛЧ^П. 1 1СЛИП . Л^а^Л чуиапоххи, Х77 J. 1VV7 v.
56. Даоцзяо лиши баи вэнь (Сто вопросов по истории даосизма) / Под ред.
57. Дэн Цихао. Boro сянь цзедуань дэ цзунцзяо вэньти (Современные---„----------------,„„,--\ // г^.„ ПХрелшишиые npuvjjicsvibi nanicuj i исударс i аа) // v^iucixry лиыиш ^шучсписТ^, 1 ПОЛ ЛГ„ С С/1naylVH^. X у£1НДуИ, 177V. JHÜ j. Jl-Jt.
58. А T H7 TT у ." Vi чу ч> Д^ у |14/. i, лихуа. и,заи гаигэ кайман чжун цяньцзинь дэ хд,инчэншань даоцзяо--. i А TT ТТ Г Т. —. . . .„ „„„„„ ^ „ „„„.— „ // ТТТТ 1 ППО ЛГ«tcAVM ^лххД циичлншйнь аа iiyin еперед ь нериид рсфирм) // тД. 177z. a п то то ол
59. Е Сяовэнь. Цзаи цюаньго даоцзяо сехуи ди люцзе цюаньго даибяогх /П^. \ ТЛ ^ ТЭ ЛТТТТЧ //ТТТТ 1 НПО Л1% л с^ О 11луии man д^ ц^лплуа ^гсчь na vi сьсЗдс и^-шД) // тД. i77o. JN® 4. o-i 1.
60. Есиока Ёсйтоё. Эйсэй э-но нэгай: Докё (Стремление к вечной жизни:Даисидму. LjKan-nu i/iuivc. ojimии xvmpay. i. 7. лииш, i7/u. (na Ян. .
61. И Вэнь. Жэсинь гунъи цинь цзо хаоши (Горячее отношение к. //ТТТТ 1поо 1 к пииЩсеийсшпым Деламу // чД. i7oo. х. . u-i /.
62. IXipy ЛХХД X . XJJXltoHyiVU)') // чД. 177Л. JNi; 3. Z.J-Z.U.х j /. JfX Шань . Сянган даоцзяо цзяньцзе (KopuiKO о даосизме в Сянгане) //тт тт 1 пт лг„ о г^ л л л оЧД. 177 /. е. ti-t/.
63. И хОйчжзн. Бэицзин Баиюньгуань шицзе мяохуи жуй сянхэ (Десятое успешное проведение праздника Встречи весны в Баиюньгуане Пекина) //тттт 1 пп£ лг^ 1чД. X77U. х. v^. UA.
64. СО Т/*лттпг/ч т» /тттт ттлттттт ттгч Т Тгтт птт т тттт ттплла С Л 1 Г 1 Г т-1 TJr> гтт /тттл ттг* ттт wtitt
65. J7. xvaHlu j 1ЯпьЦзИпп Дд напвлп îxxxi даиее v^1 'А • • напмпа па xxyxxi-----„л //тттт mm лг„ 1 г^ ол 0 1вх1среду// чД. Х77 /. jxii х . v^. .
66. ТУт г^л Т Т *л т тт г» тт г* ТТ/чтл/ч /*"*Ч/-чтт Т л г> т т лт/\т«Д/>тт лллл /Т>Т/лпч/-ч»>тт/т ттоллттг»! »/хxuu. xv^uO ххирхххаДа. /j,ujvc wen. издай ехикееи еиее ^хчехОриЯ Даиеилма.Собрание истории религии мира). Т. 9. Токио, 1977. (Па яп. яз.)
67. Ли Жуйхуань дэн тунго чжунго даоцзяо сехуй бяоши даонянь (Ли Жуйхуань через ВАПД выражает глубокие соболезнования) // ЧД. 1997. №1 Л! 1 г-Э. и.
68. Ли Хунцзюнь, Лю Чжаовэй. Жу ши дао юй дунбэй цзяоюй ши (Конфуцианство, буддизм, даосизм и история просвещения СевероВосточного Китая). Ляонин: Ляонин цзяоюй чубаньшэ, 1996. 520 с.
69. Ли Юаньго. Даоцзяо фулу юи чжоуюй дэ чубу таньтао (Предварительный анализ даосских амулетов и заклинаний) // ЧД. 1991. №1 ^ "л ^yJ>. / .
70. Ли Янчжэн. Даоцзяо цзяньши (Краткая история даосизма). Пекин;i i мч ' i i i'd ' ¥ ii /л ■ т'1 л м т ■ i 1 ооо ол'7 ллчj пi О да*л рли vn»cnjanr>, i >00. z,U / v.
71. Ли 51нчжэн. Даоцзяо юи Чжунго шэхуи (Даосизм и китайское общество). Пекин: Чжунго хуацяо чубань гунсы, 1989. 127 с.
72. Ли 5Гнчжзн. Дандаи Чжунго даоцзяо (Даосизм в современном Ки■ ае). некин: тжунго шэхуи кэсюе чуоаныпэ, 1993. 324 с.
73. ТГЛТТОТТ W^TTT 1 fTTTTT ттт г^пттт тттгч 1 О О С\ 1 'З О /"*х у алеет лот divi ппг> ч^ uan umj, i у ?\j . uz, е.
74. Лю Шоухуа. Даоцзяо юи чжунго миньцзянь вэньхуа (Даосизм и--------------------------------ту.,.—\ //ti гг i поо л г,, i г* л i лпххариДпал is.yjit>iypa xvxiiany // х7оо. j-nü z. v^. ti-t/.
75. О /1 ) I тлттг ( ^ тiгтiгчттт ! I а а ттп /т /"1л а ттттттг т /чтт тч лтттт л а птмлтт / I i о лттг\и ж /1л ттттттт * "жЮ4. и хгим ъишзпв. Даиц^л, цмпши «ла вапчаи чжлпчлш ^ДаОСили, 1цапши иимперская политика). Хунань: Хунань чубаньшэ, 1991. 390 с.
76. Мин Мин. Сянган Юаньсюаньсюеюань (Юаньсюаньсюеюань вТТТТ 1ПП1 лг„ о г^ о соелшшс^ // тД. 177л.
77. Мэн Цин. Гуаньюи Наньхуи сянь саньцзюи даоши дэ цинкуан дяоча (Исследование состояния даосов живущих в миру уезда Наньхуи) // ЧД.1 ПП/1 ЛГ„ 1 г* п о1774. j1. /"о.
78. Нань Хуайцзинь. Луньюи бесаи (Новое толкование Луньюи). Шанхай;-к, ,— i ппо m i „чь'Удатэ да^плс i ууо. yjj с.
79. Сан Цзе. Цзунцзяо гунцзо бисюи цюели вэи цзинцзи цзяньшз фуву дэсысян (Воспитание экономического мышления в религиозной работе) //Цинхаи миньцзу яньцзю (Изучение национальностей про в. Цинхаи). 1 oo'J лг«циплаи, iyyj. jNí;
80. Сянган Чэнь Дацан сяныпэн цзаи "Чжунго даоцзяо" юи "Даоцзя вэньхуа" цзяохуань цзиндянь цзыляо иши шан дэ цзанхуа (Речь Чэнь
81. I ЛТТЛТТЛ ТТГ» ЛТТТ1ЛТТЛ Т Т Г* ТТЛ1ЛЛ1 ГЛТТИТТ ГК^» ГЛТТЛ Т^ЛТТ/ЛТТТТТТЛЛТ^ТТ'* ТТТ ГГЛТСЛТЛИТТ » » ттт гДацана ил ала па дьрсмипин иимспа лапипичск/кИвш 1слиами мсЖдуИ-здатблгилваМи. ч/ьуш и даицми и Даиц^л о^ньлуа )п Т.Д. 1707. 1.1 ^ IZ.
82. Сяо Аньпин. Цзунцзяо юи цзинцзи дэ гуаньси вэньти (Проблемы взаимоотношении религии и экономики) // Цзунцзяо (Религия). Ыанькин,Л Г\Г\Г\ ИГ Т П 1П1УУЮ. ЛУ 1У-£1.
83. Тянь Хуйчжэ, Сун Юнли. Цзунцзяо учжи синши дэ шэхуй цзоюнСоциальная функция материальной составляющей религии) // Цзунцзяол тт„™„т--- 1 ооп лг~ 1 г* с1 «/iгслигмл^. 1шнышп, lyyyj. j1u i. е. jl'jt.
84. Фу Юаньтянь. Цзяцан гуаньли фуву шэхуй фаян даоцзяо юлян чуаньтун (Укреплять управление, служить обществу, развивать позитивные традиции даосизма) // ЧД. 1994. № 3. С. 5-11.
85. Фукунага Мицудзи. Докё сисоси кэнкю (Исследование историиь» \ Т 1 ЛО^Т / \даосской идеологии;. 1ОКИО, 1 у о /. ^наяи. яз.)
86. Хоу Дзе, Фань Личжу. Чжунго миньчжун цзунцзяо иши (Религиозное сознание китайского народа). Тяньцзинь: Тяньцзинь жэньминь чубаныпэ.1 ОО/! 1/1(1 л 1771. Л7 V.
87. Ху Госин. Сянь цзедуань вого цзунцзяо вэньти цзи фачжань цюйши (Религиозные проблемы и тенденции развития в нашей стране сегодня) // Ганьсу тунчжань лилунь яньцзю (Изучение теории Единого фронтаГаньсу). Ганьсу, 1990. № 2. С. 1-13.
88. Ху Фушэнь, Люй Сишзнь. Даосюе тунлунь: даоцзя, даоцзяо, сяньсюе (Общий обзор даосизма как философии, религии, учения о бессмертии). Пекин: Шэхуй кэсюе вэньсянь чубаныпэ, 1999. 691 с.
89. Ху Фушэнь, Чэнь Цзин. Цун цзунцзяосюе кань даоцзяо (Даосизм с точки зрения религиоведения) // ИТицзе цзунцзяо яньцзю (Изучение мировых религий). Пекин, 1991. № 1. С. 90-99.
90. Хуан Айпин. Фаян даоцзяо юлян чуаньтун (Развивать позитивные традиции даосизма) // ЧД. 1997. № 2. С. 52.
91. Хун Чжи. Фуцзянъ чэнли шэн даоцзяо сехуй чоубэй вэйюаньхуй (Создание организационного комитета АПД пров. Фуцзянь) // ЧД. 1995. №1 п Л А 1 . . 1 и.
92. Хз Гуанху. Фан фан мянь мянь шо цзунцзяо (Всесторонний разговор о религии). Пекин: Чжунго хуацяо чубаныпэ, 1995. 278 с.
93. Хэ Дин. Цзань Цинчэншань дэ куньдао мэнь (Похвала даосов женщинтт,,™«.,™«. \ //ттл юп1 лг" "> П Л11 ир ЦИПчЭг1Ш(ШВ) П тД. 1771. ^^
94. Ци Вэнь. Шоуцы Чжунго дандай цзунцзяо сяньчжуан яньтаохуй цзай Цзин цзюйсин (Собеседование о современном состоянии религии в Китае впервые проведено в столице) // Шицзе цзунцзяо яньцзю (Изучение мировых религии;. х±екин, 1991. № 1. С. 1 45- 148.
95. Цзинь Чжэнъяо. Чжунго дэ даоцзяо (Китайскии даосизм). Цзинань:ТТТлТТТ ТТЛ 1ТТ ТТОП'ЛТЛ'П' ТТТ Г^ПТТТ ТТТГ\ 1 001 1 О О /">
96. I IапрДу п ЦЗЯОЮИ ч^иапошл, 1>> 1 . 1^0 е.
97. Цзиньжи чжунго цзунцзяо (Китайские религии сегодня) / Под ред.ТЭлтГ I Т-. »-(Л 1 . ¥ 1 I Т Т I I 1 • I I-11I.I1 'Г- ! I I Г11.-1 П I I 'II 1111 .1.11 .III", 1 111 О /1иап -хлиниапо. лхСгтп. Ц-Зипи/кИ ч/луши чуиапвшо, 1774. 1117 С.
98. Цзунцзяосюе гайлунь (Кратко об изучении религии) / Под ред. Ло Чжуфэн. Шанхай: Хуадун шифань дасюе чубаныпэ, 1991. 432 с.
99. Цзунцзяо юй вэньхуа луньцун 1994 (Религия и культура 1994 г.) / Под ред. Чэнь Цунфу. Пекин: Дунфан чубаныпэ, 1995. 349 с.
100. Цзя Баошэн. Гуйси дэ миньцзянь даоцзяо (Даосизм в народной средетттт 1 поп лгг> Л Г* 1Л 1с 1 упьпJ П т.Д. i707. JNH Ч. v^. jt-jj.
101. Цзя Лян. Даоцзангэ гуйхуань Чанчуньгань (Возвращение Даоцзангэ монастырю Чанчуньгуань) // ЧД. 1996. № 4. С. 62, 61.
102. Цзян Гочжу. «Лаоцзы» юй юнбин («Лаоцзы» и управление армией) // Даоцзя вэньхуа юй сяньдай вэньмин (Даосская культура и современная цивилизация). Пекин: Чжунго жэньминь дасюе чубаныпэ, 1991. С. 141-165.
103. Ци Вэнь. Шоуцы чжунго дандай цзунцзяо сяньчжуан яньтаохуй цзай Цзин цзюисин (Сообщение о первом собрании, обсуждавшем современное состояние религии в Китае) // Шицзе цзунцзяо яньцзю (Изучение мировыхpcjim HJHJ. lltlUHl, 1771. J>(ld 1. 14J-1HO.
104. Циннянь цзунцзяо чжиши шоуцэ (Сборник религиозных знаний для молодежи) / Под ред. Чжан Гофу. Сюеюань чубаныпэ, 1990. 348 с.
105. Цянь Цзыцзян, Ван Хуйпин. Цзунцзяо дэ шэхуй гуннэн хэ цзоюн (Социальная роль и функции религии) // Цзунцзяо (Религия). Нанькин,1 Г>Г>А 1Л. 1 Л 1 Л 1 ^
106. Чжан Цзиюй. Даоцзяоту чунфэнь сяню синьян цзыю дэ цюаньли (Права даосов на свободу вероисповедания) // ЧД. 1992. № 1. С. 4-5.
107. Чжан Цзиюй. Гаоцзюй айго айцзяо туаньцзе цзиньбу цичжи нули баньхао даоцзяо шие (Улучшать даосскую деятельность, высоко подняв знамя патриотизма, религии, дружбы) // ЧД. 1998. № 4. С. 12-18.
108. Чжан Цзиюй, Ли Юаньго, Чжан Синфа. Дао фа цзыжань юй хуаньцзин баоху (Естественность Дао и охрана окружающей среды). Пекин: Хуася чубаныиэ, 1998. 210 с.
109. Чжан Цзэхун. Сичан Лушань даоцзяо (Даосизм на горе Лушань//тттт 1 ооо л о л о л лшрид^лши рстОиа к^пчлпа) и хуул. ч.
110. Чжан Чжэнго. Циньцыяндянь сянхо цзи (О службе в монастыреТТ„т \ // ттттт 1 ооа л г* С7ципьцшлпдлпй) // -ш.Д. 177^, .Ли <+. л\), л 1 .
111. Чжао Лян, Чжан Фэнлинь. Сучжоу даоцзяо ши люе (Краткая история даосизма г. Сучжоу). Хуабэй: Хуавзнь чубаньшэ, 1996. 214 с.
112. Чжи Хун. Цзюи даши Ли 1 аочжи даочжаи »Великий наставник ЦзюиТТ,. Г-»----//тттт 1ППЛ лг„ о г^ лпjim x auh/tvxl^ // т.д. 177у. z. il.
113. Чжу Юели. Даоцзяо да вэнь (Даосизм; Вопросы и ответы). Пекин; хуавзнь чуоаньшэ,1989. 324 с.z.vj / . ч/ivv iv/cjih. Даиц^ли njy njijnb yyj дайvhjivig и иищемллинип. ллиНи hцзяоюй чубаньшэ, 1992. 488 с.
114. Чжу Япин. Даоцзя вэньхуа юи кэсюе (Даосская культура и наука). Пекин; Чжунго кэсюе цзишу дасюе чубаньшэ, 1995. 515 с.
115. Чжуан Цяньхуи. И пянь чуньхуи са даоюань (Весеннее солнце втттт 1 ПОЛ Л Г^ ZA слivivjfiaCibipcy // ~тД,. 177U. J4« t. jt-ju.Т7Л ^ // П 1 ПС7 1 ППП ™v. "аЖуш и Даицдаи ^даи^шм d iviiiac xxcjvwxi, 170/-1777 11.
116. Чжунго цзунцзяо: гоцюй юй сяньцзай (Китайские религии: прошлое и настоящее) / Под ред. Тан Ицзе. Пекин: Бэйцзин дасюе чубаньшэ, 1992.от ~7/. е.
117. Чжунго цзунцзяо еюехуй цзай Ху чжаокай еюешу таолуньхуй (Сообщение о конференции научного общества религиоведения Китая, проведенной в Шанхае) // Шицзе цзунцзяо яньцзю (Изучение мировыхтт ют лгл л г* трслт Лп). немал, I . J>(li *+. 1/. /.
118. Чжунго цзунцзяо туаньти цзыляо (Докунменты религиозных китайских организации).Т. I. Пекин: Чжунго шэхуи чубаньшэ, 1993. 671 с.
119. Чжунго шэхуй чжуи шици дэ цзунцзяо вэньтн (Религиозные проблемы Китая в переод социолизма) / Под ред. Ло Чжуфэн. Шанхай: Шанхай шэхуи кэсюеюань чубаньшэ, 1987. 268 с.
120. Чжэн Цзячжун. Упо тяошэнь пяньцюй цяньцай мисинь ходун бисюй чжичжи (Обязательный запрет деятельности связанной с суевериями и выманиваем денег). // ЧД. 1988. № 1. С. 10.
121. Чжэн Цзячжун. Жэсинь гунъи ши дэ Хун Чэнфан даочжан (Горячее попечение об общественных делах даоса Хун Чэнфан) // ЧД. 1990. № 1.п