автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему: Трактат Гэ Хуна "Баопу -цзы" как историко-этнографический источник
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Торчинов, Евгений Алексеевич
Введение
Список сокращений.
Глава I. Трактат Гэ Хуна «Баопу-цзьГ и его роль в развитии даосизма периода Лю-чао и идейной борьбе Ш-1У веков
1.1. История изучения «Баопу-цзы" в отечественной и зарубежной науке
1.2. Политическая обстановка в Китае конца Ш-го и начала 1У-го веков
1.3. Основные направления эволюции даосизма в период Лю-чао
1.4. Учение древнекитайского вольнодумца Бао Цзин-яня и его полемика с Гэ Хуном
Глава 2. Религиозно-философское учение Гэ Хуна.
2.1. Учение Гэ Хуна о Дао
2.2. Учение Гэ Хуна о бессмертии и путях его обретения
2.3. Китайская и западноевропейская алхимия (к вопросу о типологической общности}.
Введение диссертации1984 год, автореферат по истории, Торчинов, Евгений Алексеевич
Изучение истории религии и атеизма в Китае имеет весьма значительную научную и политическую актуальности. Составной частью исследования китайской религиозной философии, истории и свободомыслия в Китае является изучение одной из ведущих религиозно-философских систем древнего и средневекового Китая - даосизма, оказавшего глубокое влияние на все стороны духовной жизни китайского народа на протяжении практически всей истории Китая. Одной из наиболее насущных задач для достижения понимания даосского учения и закономерностей его формирования и развития является исследование даосизма периода Лю-чао (чШести династий", Ш-У1 вв. н.э.). Этот период - один из сложнейших и интереснейших в истории религии и философии Китая. Он характеризуется особым накалом идейной борьбы, обостренным поиском решения задач, поставленных эпохой. Это был период огромных достижений в области духовной культуры, подготовивший небывалый расцвет в период правления династий Тан и Сун (УП-ХШ вв.). Без изучения идейных исканий этого периода невозможно по-настоящему понять и историю китайских идеологических учений в целом. Между тем, до сих пор период Лю-чао изучен относительно слабо по сравнению с другими периодами истории Китая. Ему посвящено ограниченное число работ даже в Китае и Японии, марксистские же исследования вообще почти отсутствуют. На важность изучения этой эпохи уже указывалось в советской синоло-т гической науке . Этот пробел в исследованиях необходимо восполнить.
Например, Малявин В.В. Жуань Цзи. М., 1978, с.9; Лисевич И.С. Литературная мысль Китая на рубеже древности и средних веков. М., 1979, с.5-6.
- 4
Вместе с тем, особый интерес представляют собой исследования лючаоского даосизма. Именно в это время даосизм единственный, пожалуй, раз за всю историю (если не считать кратковременного периода в начале правления Ранней Хань) был на пути к превращению в официальную идеологию, потеснив несколько конфуцианство и, вместе с тем, восприняв определенные элементы конфуцианского этико-политического учения. Кроме того, в это время в даосизме все явственнее проступают черты, свойственные средневековому даосизму: мистика, оккультизм, учение об обретении бессмертия. Даосизм периода Лю-чао в высшей степени интересен и оригинален. Он еще не испытал (или испытал в незначительной степени в конце периода) влияние буддизма, сказавшегося на его учении впоследствии.
С другой стороны, даосское учение в ту эпоху не было однородным; в рамках даосизма происходили ожесточенные дискуссии между различными направлениями, по-разному толковавшими суть доктрины.
Трактат Гэ Хуна (284?-363? гг.) «Баопу-цзы" является крупнейшим даосским сочинением эпохи, охватывающим практически все стороны даосского учения и представляющим собой по существу компендиум средневекового даосизма. Но и то, что «Баопу-цзы" представляет собой компендиум даосизма периода Лю-чао, не исчерпывает ценность этого памятника. Кроме этого нельзя не отметить, что весь поздний даосизм фактически в главнейших чертах соответствует учению, изложенному в трактате Гэ Хуна.
Следовательно, трактат «Баопу-цзы", завершая развитие древнего даосизма и вбирая в себя обширные сведения по различным оккультным «наукам11 (алхимия, магия, астрология и т.д.), стал не только основополагающим сочинением позднего, религиозно-магического даосизма, но и своеобразным "ключом" к пониманию закономерностей происхождения, становления и развития даосской религии вообще. Одновременно памятник этот является сводом естественно-научных знаний того времени, представляющих определенный интерес и сейчас. Наконец, трактат Гэ Хуна помогает во многом восстановить взгляды тех современных ему мыслителей, сочинения которых ныне утеряны. Так, в одной из глав трактата приводятся обширные цитаты из утраченных сочинений даоса - вольнодумца Ш-1У вв. Бао Цзин-яня. Следовательно, »»Баопу-цзым является также неоценимым источником для изучения борьбы между ортодоксами и вольнодумцами в Китае начала периода «Шести династий". Марксистское исследование истории китайской идеологии вообще и даосизма периода Лю-чао, в частности, приобретает в настоящее время особенную важность.
В частности, в последние годы на Западе получили определенное распространение древние культы и религии Востока, а также заметно выросло увлечение магией и оккультизмом^. Хотя даосизм и не играет такой роли в идеологии буржуазной контркультуры как буддизм и индуизм, тем не менее даосские произведения вошли в круг чтения определенных кругов буржуазной интеллигенции, появились и книги, популяризирующие и пропагандирующие даосские идеи(обычно искаженные, превратно и примитивно понятые) наряду с будднй2 скими и индуистскими . См. Завадская Е.В. Культура Востока в современном западном мире. М., 1977; Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры. М., 1980, с.45-48 и след.
2 п
См., например, Luk Charles (Lu K'uan Ju). The Secrets of Chinese Meditation. London, 1964; idem, Taoist Yoga. Alchemy and Immortality. London, 1970; Y/atts A. The Y/ay of Zen. Hew York, 1970; idem, Tao: the Watercourse Way. Hew York, 1975.
- 6
Таким образом, изучение истории даосизма и даосского оккультизма способствует также в определенной мере пониманию некоторых моментов современной идеологической борьбы в странах капиталистического Запада.
Все это свидетельствует о том, что для достижения всех вышеперечисленных целей необходимо ускорить и расширить исследования истории даосизма вообще и даосизма периода Лю-чао в частности.
Настоящая диссертация является первой научной работой в отечественной синологической науке, посвященной рассмотрению и анализу трактата Гэ Хуна «Баопу-цзы" и представленной им линии в развитии даосизма. В настоящее время степень изученности даосизма значительно меньше, нежели буддизма и индуизма, не говоря о исламе и христианстве, что отмечалось, в частности, на международной конференции по даосизму в Белладжио (Италия) в 1968 г.: иГ-н Элиаде высказал свое мнение, что исследования даосизма в настоящее время более важны, чем изучение буддизма или конфуцианства, так как, указал он, для несинолога доступно гораздо меньше материала по даосизму, чем по вышеназванным религиям"-*-.
В настоящей диссертации содержится материал по истории даосизма, предетавлявдий определенную новизну для синологической науки и религиеведения. Так, впервые в мировой науке дается такое подробное изложение учения даосского философа-вольнодумца Бао Цзин-яня, причем его взгляды впервые рассматриваются в контексте истории даосского учения в период Лю-чао и в предшествовавшую ему эпоху, а также в динамическом аспекте: в полемике с ним Гэ Хуна. В диссертации использованы источники, ранее не пере
Welch Н. The Bellagio Conference on Taoist Studies - HR, vol.9. Chicago, 1969/70, N 2-3, р.13б.
- 7 водившиеся с китайского ни на русский, ни на другие европейские языки. Впервые переведены на русский язык четыре главы «Баопу-цзы".
Введение в научный оборот этих новых материалов и обобщение результатов, полученных другими исследователями, в написанном с марксистских позиций систематическом анализе роли и места трактата Гэ Хуна „Баопу-цзы" в истории даосизма периода Лю-чао и идейной борьбы той эпохи и обусловливает научную новизну диссертации.
Материалы настоящей диссертации могут быть использованы в вузовских курсах по источниковедению истории религии и атеизма, научному атеизму, истории философии, истории науки и по ряду востоковедных дисциплин, связанных с историей культуры и науки в Китае.
Диссертация поможет улучшить изложение разделов, посвященных даосизму, в энциклопедиях, атеистических справочниках, словарях, учебных пособиях по научному атеизму, истории религии и атеизма, истории философии и истории науки, в которых в связи с общей неразработанностью темы нередки грубые ошибки.
Материалы диссертации могут служить основой для дальнейшего исследования истории даосизма в период Лю-чао и трактата Гэ Хуна пБаопу-цзы".
Материалы диссертации могут быть использованы при работе над созданием музейных экспозиций по истории религии и свободомыслия в Китае.
- 8
Список сокращений БПЦ - иБаопу-цзы" ВЗ - Восточные записки
ВИМК - Вестник истории мировой культуры ВФ - Вопросы философии
ЕМИРА - Ежегодник Музея истории религии и атеизма ЗКВ - Записки коллегии востоковедов ИАН ОГН - Известия Академии наук. Отделение гуманитарных наук
СББЯ -иСыбу бэйяо"
СВ - Советское востоковедение
ТЧРДМИ - Труды членов Российской духовной миссии в Пекине ЧЦЦЧ - «Чжуцзы цзичэн" ALS - Asian Library Series AS/EA - Asiatische Studien, Etudes Asiatiques BSOAS - Bulletin of the School of Oriental and African Studies
HMHL - Harvard Monographs in the History of Science HR - History of Religions
JA - Journal Asiatique
MS - Monumenta Serica
PAAAS - Proceedings of the American Academy of Arts and Sciences
ZDMG- - Zeitschrift der Deutschen Morgenlandischen Gesellschaft
- 9
Заключение научной работыдиссертация на тему "Трактат Гэ Хуна "Баопу -цзы" как историко-этнографический источник"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из вышесказанного представляется возможным сделать следующие выводы.
I. Уже традиционная китайская наука сделала много для изучения трактата Гэ Хуна „Баопу-цзы". В особенности высок был уровень филологического, прежде всего текстологического, анализа текста, который по существу не перекрыт и современной наукой. Однако исследования учения Гэ Хуна, его религиозно-философского содержания до начала XX века не предпринималось, хотя определенные аспекты его и затрагивались (прежде всего, это касается вопроса о соотношении .внутренних" и .внешних" глав „Баопу-цзы",что связано с постоянно встававшей перед учеными старого Китая проблемой классификации текстов).
В первой половине XX века в Китае появился ряд исследований по истории даосизма и учению Гэ Хуна, в частности. Некоторые из этих исследований (работы Сюй Ди-шаня, Фу Цинь-цзя, Чэнь Го-фу и др.) представляют значительный интерес и в настоящее время.
После образования КНР изучение наследия Гэ Хуна вступило в новый этап, характеризующийся значительным вниманием к социальным аспектам даосизма; огромную положительную роль сыграл тот факт, что китайские ученые стали руководствоваться марксистской методологией научного исследования. Вместе с тем, работы ученых КНР зачастую страдают вульгарным социологизаторством, упрощенчеством и тенденциозностью в освещении истории идеологии в Китае.
Значительный успех в изучении мировоззрения Гэ Хуна достигнут в японской науке. Японские ученые осуществили перевод „Баопу-цзы" на японский язык и сделали очень много для выяснения места Гэ Хуна в истории даосизма.
Исследование учения Гэ Хуна в странах Запада прошло несколько этапов: за время первого этапа (до 50-х годов текущего столетия) был накоплен значительный фактический материал, появились труды, дающие общую характеристику учению Гэ Хуна и первые переводы „Баопу-цзы"; второй этап характеризуется появлением фундаментальных трудов по истории даосизма, в которых впервые формулируются концепции исторического развития этого религиозно-философского учения, а также выходят общие работы по истории даосизма (Дж.Ни-дэм, А.Масперо, Х.Вэлч,М.Кальтенмарк). Появляются новые переводы „Баопу-цзы". Третий этап изучения даосизма на Западе начался с конца 60-х годов после Первого международного конгресса по изучению даосизма (сентябрь 1968 г.). Он характеризуется обобщением достигнутых результатов в исследованиях даосизма и, вместе с тем, более развитой специализацией, более детальным анализом различных сторон даосского мировоззрения (Дж.Нидэм, М.Кальтенмарк, К.М.Шип-пер, А.Зайдель, М.Стрикмэн, Н.Сивин и др.). В целом западные ученые достигли очень больших успехов в изучении даосизма и мировоззрения Гэ Хуна в частности. Однако западным исследованиям присущи значительные недостатки, прежде' всего, недостаточное внимание изучению социальных корней и аспектов даосизма, роль вольнодумных тенденций в развитии его учения.
Изучение даосизма в СССР имеет превосходную старую традицию, идущую от Палладия и В.П.Васильева, взгляды которых на даосизм (особенно это относится к В.П.Васильеву) во многом повлияли на развитие изучения даосизма в нашей стране.
Огромную роль в исследовании даосизма сыграли труды великого
- 175 советского синолога, основателя советской синологической школы академика В.М.Алексеева.
Значительный вклад в исследование истории даосизма сделан его учениками: Ю.К.Шуцким, К.К.Флугом и А.А.Петровым.
В настоящее время эта славная традиция изучения даосизма продолжается плеядой советских ученых-синологов: Л.С.Васильевым, ЮЛ.Кролем, И.С.Лисевичем, В.В.Малявиным, Л.Е.Померанцевой, Е.Б. Поршневой, Э.С.Стуловой.
Однако исследований, посвященных трактату Гэ Хуна «Баопу-цзы", в советской синологической науке нет. Нет и его переводов. Это делает изучение наследия Гэ Хуна одной из важнейших задач советского китаеведения.
2. Период Лю-чао („Шести династий") - 1У-У1 вв. был эпохой коренной ломки сложившихся в предыдущий период китайской истории социально-экономических отношений, периодом резких сдвигов в социально-экономической, политической и культурной шзни страны. На развитии китайской культуры того времени не мог не сказаться кризисный характер эпохи в целом; в период Лю-чао китайская культура вообще,и идеология, в частности, вступила в принципиально новый этап своего развития. Ярким представителем китайской религиозно-философской мысли Ш-1У вв. стал даосский философ Гэ Хун (284?-363? гг.), отразивший в своем трактате „Баопу-цзы" объективно существовавшие тенденции в развитии одного из ведущих направлений китайской религиозно-философской мысли - даосизма.
В трактате „Баопу-цзы" преломились все основные тенденции развития и противоречия развития даосизма в Ш-1У вв.
В период Лю-чао в даосизме окончательно завершился переход от древнего даосизма к средневековому. Трактат Гэ Хуна и является синтезом формирующегося позднего даосизма и, вместе с тем, резуль
- 176 татом изменений, происшедших в даосизме к 1У в.
Даосизм периода „Шести династий", как и весь средневековый даосизм, представляет собой соединение двух сторон даосского учения: уходящих корнями в глубокую древность „оккультных практик" и даосской философии, теоретически обосновывавшей эти практики. Общая схема развития даосизма крайне упрощенно может быть представлена следующим образом: а) период существования древних „протодаосских" практик и стихийно формировавшихся философских концепций (до УТ в. до н.э.); б) период теоретического осмысления этих практик и создание собственно даосского мировоззрения (У1 в. до н.э.- I в. н.э.); в) период записи, письменной фиксации древних „протодаосских" и даосских практик, введение их (эксплицитно) в систему даосского мировоззрения, формирование целостной даосской доктрины I в. н.э. - 1У в. н.э.).
I) (до У1 в. до н.э.) 2) (У1 в. до н.э.
I в. н.э.)
- 177
Трактат Гэ Хуна и является ярким свццетельством произошедшего синтеза даосизма. Вторая тенденция эволюции даосизма в период Лю-чао - соединение даосизма и конфуцианских идей. Это было вызвано значительным распространением даосизма в ту эпоху и приближением его к статусу государственной идеологии. Две части .Баопу-цзы" (.внутренняя" и .внешняя") как раз и отражают две стороны даосского мировоззрения того времени: собственно даосскую сферу и включение в даосизм моментов конфуцианской доктрины.
3. Одним из крупнейших вольнодумцев древнего и средневекового Китая является даосский мыслитель Бао Цзин-янь. Он в рамках социального учения даосизма наиболее последовательно критиковал конфуцианское мировоззрение, ортодоксальные взгляды на природу государства. Мыслитель подверг уничтожающей критике современное ему общество, основанное на эксплуатации и угнетении, выступил против роскоши, паразитического образа жизни власть имущих в защиту простого народа.
Вместе с тем, социальное учение Бао Цзин-яня нельзя понять без учета онтологического учения философов раннего даосизма с их концепцией .Золотого века", исчезнувшего после отклонения человечества от Дао, от истинного, по их учению, миропорядка. Бао Цзин-янь, однако, углубил социальное учение ранних даосов, развив эгалитарные и антиэтатистские тенденции их учения. Таким образом, углубление социальной доктрины раннего даосизма, доведение до логического завершения ее вольнодумной тенденции также может считаться важной особенностью даосизма периода Лю-чао. Это направление активно противостояло тенденции, представленной Гэ Ху-ном.
Из критики Гэ Хуна концепции Бао Цзин-яня следует прежде все
- 178 го отметить ее онтологический подход к проблеме и использование наряду с конфуцианскими также легистских и моистских аргументов. В социальном учении Гэ Хуна можно отметить и некоторые положительные моменты, отсутствующие у Бао Цзин-яня. Прежде всего, это определенное понимание относительной прогрессивности перехода к государственности по сравнению с догосударственным, доклассовым состоянием общества. Можно предположить, что трактат Гэ Хуна находится в ряду текстов, подготовивших появление неоконфуцианской философии. Но если синтез Гэ Хуна на даосской основе, то неоконфуцианский синтез, включивший в свою систему и элементы буддийской философии и психологии, совершился исключительно под эгидой неоконфуцианства.
Хотя в даосизме и победило противостоящее Бао Цзин-яню направление, представленное Гэ Хуном, даосское вольнодумство не исчезло, а даосская эгалитарная утопия часто служила идеологией средневековых крестьянских восстаний в Китае.
4. Учение Гэ Хуна о Дао - исходный пункт его религиозно-философской доктрины. Учение Гэ Хуна о Дао связывает воедино философское учение даосизма и даосские религиозные практики, также обосновывавшиеся в религиозно-философских сочинениях позднего даосизма приемами и методами раннедаосской философии, с использованием основных общефилософских установок даосского учения. Таким образом, „даология" Гэ Хуна представляет собой мировоззренческую основу важнейших положений и доктрин позднего даосизма, с одной стороны, и развитие философии раннего даосизма - с другой.
5. Центральным моментом религиозно-философского учения Гэ Хука, как и всего позднего даосизма, является учение о бессмертии и путях его „обретения". Гэ Хуну чужд чисто спиритуалистический взгляд на природу и человека, поэтому вопрос о соотношении духа и тела решается им с позиций психофизического параллелизма, сочетающегося с отдельными элементами наивно материалистических положений.
Для обоснования «возможности" существования бессмертных Гэ Хун использует разработанные логические построения с элементами диалектики общего, единичного и особенного.
Теоретическое обоснование алхимии, основного метода „обретения" бессмертия, по Гэ Хуну, непосредственно восходит к идеям ранних даосов и зачаткам диалектики в их философии.
Алхимия даосов не только и не столько сумма технических приемов, но скорее особое детально разработанное „алхимическое" мировоззрение, также генетически связанное с учением ранних даосов. Представляется возможность сопоставить ряд основных методологических принципов китайской алхимии с фундаментальными концепциями средневековой и ренессансной европейской алхимии, что, возможно, позволит глубже понять алхимию как сложный и противоречивый феномен культурной жизни народов разных регионов земного шара в определенные периоды их историко-культурного развития.
6. Таким образом, трактат Гэ Хуна „Баопу-цзы" оказывается источником не только для изучения положений, доктрин и принципов ортодоксального позднего даосизма, но также для исследования эволюции даосизма в период Лю-чао, выявления сложных противоборствующих тенденций его развития и трансформации. Вместе с тем, этот памятник сам предстает перед исследователем не как изолированное явление в культурной жизни древнего и средневекового Китая, но как закономерный результат и итог всей предшествовавшей эволюции даосского учения; поэтому он в определенной мере проливает свет и на эту предшествующую ему историю даосской доктрины.
- 180
Кроме того, изучение трактата Гэ Хуна является подготовкой и для исследования более позднего, танского (618-907) и сунского (960-1279) даосизма, остающегося вплоть до настоящего времени почти не исследованным.
Дальнейшее исследование этого сложного и интересного текста должно сопровождаться переводом его на русский язык. Только после появления полного, тщательно прокомментированного перевода, сопровожденного всесторонним исследованием текста задачу исследования ,.Баопу-цзы" можно будет считать выполненной.
Список научной литературыТорчинов, Евгений Алексеевич, диссертация по теме "Этнография, этнология и антропология"
1. Произведения классиков марксизма-ленинизма
2. Маркс К. К критике гегелевской философии права,- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.1, с.219-368.
3. Энгельс Ф. Немецкая идеология.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.З, с.7-544.
4. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.7, с.343-437.
5. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Соч., т.18, с.7-384.
6. Гэ Хун. Баопу-цзы яншэн лунь.- Гэ Хун. Рассуждение Баопу-цзы о питании жизни.- Гэ Хун. Баопу-цзы).10. g ^ Аг (Гэ Хун.
7. Да дань вэнь да. Гэ Хун. Вопросы и ответы о «великом эликсире". Гэ Хун. Баопу-цзы).п. 4LZ. & Ц i%
8. Ш ^^ ^ (.Мо-цзы" сянь гу. -.Книга Мо-цзы" в свободном изъяснении.- ЧЦДЧ, т.4. Шанхай:Чжун-хуа шуцзюй, 1954.- 374 е.).
9. Сунь Син-янь. Синь цзяочжэн „Баопу-цзы" нэйпянь сюй. Сунь Син-янь. Предисловие „новоисправленному изданию" внутренних глав „Баопу-цзы".- Гэ Хун. Баопу-цзы.- ЧЦЦЧ, т.8).
10. Фа-линь бечжуань.- Тайсё синсю Дайдзокё.- Дополнительное жизнеописание Фа-линя.-"Трипитака годов Тайсё, т.50. Токио: Канкокай, 1963, 198-213 е.).22.7f.48
11. Ь% % . — if flk % ("Хоу Хань шу".- История династии Поздняя Хань.- Сыбу бэйяо, т.55. Шанхай:Шан у инь-шу гуань, 1936.- 516 с. (с.606-1122).
12. Jt — Sf % („Цзинь шу" История династии Цзинь.- Сыбу бэйяо, т.58. Шанхай: Шан у иныпу гуань. -532 с.).27.' 1% IJ & ^ В Пс >i
13. Э0.5& "I X i, tS.-^i IУМt ii'i5:
14. Чжэнь Луань. Сяо даолунь.- Тайсё синсю Дайдзокё.- Чжэнь Луань. Осмеяние даосизма.- Трипитака годов Тайсё, т.52. Токио: Канкокай, 1963, с.143-152).
15. Ш. Литература на русском языке а) Монографии
16. Алексеев В.М. Китайская поэма о позте. Стансы Сыкун Ту. Пер. и исслед.: Пг., тип. А.С.Дрейсслера, 1916, IX + 484 + 155 с.
17. Алексеев В.М. Китайская народная картина. Духовная жизнь старого Китая в народных изображениях.-М.: Наука, 1966.- 260 с.
18. Алексеев В.М. Китайская литература. Избранные труды.- М.: Наука, 1978.- 595 с.
19. Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая. Ян Чжу, Лецзы, Чжуанцзы. Вступительная статья, пер. и коммен. Л.Д.Поздне-евой.- М.:Наука, 1967.- 403 с.
20. Бежин Л.Е. Се Линъюнь.- М.:Наука, 1980.- 208 с.
21. Бежин Л.Е. Под знаком «ветра и потока". Образ жизни художника в Китае Ш-У1 веков.- М.-Наука, 1982.- 222 с.
22. Бяньвэнь о воздаянии за милость. Факсимиле рукописи. Исследование, перевод с китайского и комментарии и таблицы Л.Н.Меньшикова.- Памятники письменности Востока, т. 34 ,ч.1.- М.:Наука, 1972. 419 с.
23. Васильев В.П. Религии Востока: конфуцианство, буддизм и даосизм. СПб., тип. В.С.Балашова, 1973.- 183 с.
24. Васильев В.П. Очерки истории китайской литературы. СПб., 1880.- 163 с.
25. Васильев В.П. Материалы по истории китайской литературы. СПб., лит. Иконникова, 1887.- 387 с.- 185
26. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае.- М.: Наука, 1970.- 484 с.
27. Грубе В. Духовная культура Китая. СПб.:Брокгауз-Ефрон, 1912, Х1У 237 с.
28. Гумилев Л.Н. Хунну в Китае.- М.:Наука, 1974 , 236 с. +24 с.
29. Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры.-М.:Наука, 1980.- 264 с.
30. Дао и даосизм в Китае.- ГЛ.:Наука, 1982.- 287 с.
31. Древнеиндийская философия: Собрание текстов.- М.:Мысль, 1972.- 271 с.
32. Древнекитайская философия: Собрание текстов в 2-х т., т.1. М.:Мысль, 1972.- 363 с.
33. Завадская Е.В. Культура Востока в современном западном мире.- М.:Наука, 1977.- 167 с.
34. Кессида Ф.Х. От мифа к логосу (становление древнегреческой философии).- М.:Мысль, 1972.- 312 с.
35. Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов М.В. Китайский этнос на пороге средних веков.- М.:Наука, 1979.- 327 с.
36. Лисевич И.С. Литературная мысль Китая на рубеже древности и средних вейов.- М.:Наука, 1979.- 266 с.
37. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика.- М.:Мысль, 1979.- 431 с.
38. Малявин В.В. Жуань Цзы.- М.:Наука, 1978.- 167 с.
39. Николаев Ю. В поисках за божеством (очерки истории гностицизма). СПб., Тип. т-ва А.С.Суворина.- Новое время, 1913.- 526 с.
40. Палладий(Кафаров П.И.). Си ю цзи или описание путешествия на Запад.- ТЧРДОЛП, т.4. СПб.,тип. В.Безобразова и комп., 1866, с.261-436.- 186
41. Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая.- М.:Наука, 1981,- 333 с.
42. Петров А.А. Ван Би (226-249). Из истории китайской философии.- ТИП, т.13.- М.;Л. :АН СССР, 1936, 136 + 4 с.
43. Петров А.А. Ван Чун. Древнекитайский материалист и просветитель.- М.:Изд-во АН СССР, 1954.- 103 с.
44. Померанцева Л.Е. Поздние даосы о природе, обществе и искусстве.- М.:Изд-во Моск. ун-та, 1978.- 243 с.
45. Поршнева Е.Б. Учение „Белого лотоса" идеология народного восстания 1796-1804 гг.- М.:Наука, 1972.- 194 с.
46. Пурпурная яшма. Китайская повествовательная проза 1-У1 веков.- М.:Художественная литература, 1980.- 366 с.
47. Рабинович B.JI. Алхимия как феномен средневековой культуры.- М.:Наука, 1979.- 269 с.
48. Рифтин Б.Л. От мифа к роману. Эволюция изображения персонажа в китайской литературе.- М.гНаука, 1979.- 360 с.
49. Спирин B.C. Построение древнекитайских текстов.- М.:Наука, 1976.- 231 с.
50. Стулова Э.С. Баоцзюань о Пу-мине.- Памятники письменности Востока, т.56.- М.гНаука, 1979.- 402 с.
51. Трофимова М.К. Историко-философские вопросы гностицизма.-М.-.Наука, 1979.- 215 с.
52. Шан Юэ. Очерки истории Китая с древности до „Опиумных войн".- М.:Восточная литература, 1959.- 580 с.
53. Шуцкий Ю.К. Китайская классическая „Книга Перемен".- М.: Восточная литература, I960.- 424 с.
54. Ян Хин-шун. Древнекитайский философ Лао-цзы и его учение.-М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1950, 158 + 2 с.- 187 -б) Статьи
55. Горохова Г.Э. Некоторые особенности социальной утопии ранних даосов.- Одиннадцатая научная конференция .Общество и государство в Китае": Тезисы и доклады, ч.1.- М.:Наука, 1980, с. 93101.
56. Кобзев А.И. Ван Янмин и даосизм,- Дао и даосизм в Китае.-М.:Наука, 1982, с.80-106.
57. Кроль ЮЛ. Рассуждение Сыма о „шести школах".- Китай: история, культура и историография.- М.:Наука, 1977, с.131-157.
58. Малявин В.В. 0 понятии „цинтань"(К вопросу формирования общественной мысли в Китае Ш-IУ вв. н.э.).- Пятая научная конференция „ Общество и государство в Китае": Тезисы и материалы, ч.1.-М.:Наука, 1974, с.90-97.
59. Малявин В.В. Горизонты даосизма: философия,психология, поэзия.- Шестая научная конференция „ Общество и государство в Китае: Тезисы и материалы, ч.1.- М.:Наука, 1975, с.41-49.
60. Петров А.А. Очерк философии Китая.- Китай. История, экономика, культура, героическая борьба за национальную независимость. Сборник статей под ред. акад. В.М.Алексеева, Л.И.Думана и А.А.Петрова.- М.: Изд-во АН СССР, 1940, с.248-272.
61. Петров А.А. Ян Чжу вольнодумец древнего Китая.- СБ,1940, lb I, с.147-211.
62. Плеханов Г.В. 0 так называемых религиозных исканиях в России.- Избранные философские произведения, т.З. М.: Изд-во АН СССР, 1957, с.326-437.
63. Померанцева Л.Е. Историческая биография хуайнаньского князя Лю Аня и ее житийный вариант.- Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока.- М.:Наука, 1970, с.54-58.- 188
64. Радуль-Затуловский Я.Б. Великий китайский атеист Фань Чжэнь.- ЕМИРА, 1957, № I, с.282-316.
65. Торчинов Е.А. Некоторые аспекты учения Гэ Хуна о Дао.-Одиннадцатая научная конференция «Общество и государство в Китае: Тезисы и материалы ,ч.1.- М.:Наука, 1980, с.103-105.
66. Торчинов Е.А. Трактат Гэ Хуна «Баопу-цзы" как источник для изучения даосизма периода Лю-чао.- Актуальные проблемы изучения истории религии и атеизма.- Л.:ИМИРиА, 1980, с.139-153.
67. Торчинов Е.А. Об общности методологических принципов китайской и западно-европейской алхимии.- Двенадцатая научная конференция «Общество и государство в Китае": Тезисы и материалы, Ч.1.— М.:Наука, 1981, с. 180- 188.
68. Флуг К.К. Очерк истории даосского канона (Дао цзана).-ИАН ОГН, сер.7, 1930, вып.4, с. 239 249.
69. Штейн В.М. Из ранней истории социальных утопий (Даосская утопия в Китае).- ВИМК, I960, В 6, с.239-250.
70. Шуцкий Ю.К. Даос в буддизме.- ВЗ, т.1, 1927, с.235-250.
71. Шуцкий Ю.К. Основные проблемы текста Ле-цзы.- ЗКВ, т.З, вып.2, 1928, с.279-288.
72. Ян Хин-шун. Теория познания моистов.- ВФ, 1956, № I, с. 130-134.1У. Литература на западных языках а) Монографии
73. Balazs Е. Chinese Civilization and Bureaucracy: Hew Haven and London /Ed. A.P.Wright, 1977, Yale Univ. Press.- 309 p.
74. Eliade M. Yoga- Immortality and Freedom. Hew York, Bol-lingen Series, vol.56. Pantheon Books, 1958.- 529 p.
75. Forke A. G-eschielite der mittelalterlichen chinesischer
76. Phil о sop hi el Hamburg, Friederichen de G-ruyter, 1934, XII+410 S.
77. Fung Yu-lan. A History of Chinese Philosophy, vol.2. Princeton, Princeton Univ. Press, 1953.- 783 p.
78. Govinda Anagarika , lama. Foundations of Tibetan Mysticism. London!Rider, -232 p.
79. Kaltenmark M. Le "Lie Sien Tchouan"; Biographies Legen-daires des Immortels Taoistes de l'Antiquite! Peking, Centre d'Etudes Sinologiques Franco-Chinois, 1953.- 43ф p.
80. Kaltenmark M. Lao tseu et le Taoisme. Paris: Maitre Spirituels, vol.34, 1965.- 334 p.
81. Kaltenmark M. Philosophie Chinoises. Paris! Press Univ. de France.- 128 p.
82. Klossov/sky S. de Rola. Alchemy. The Secret Art. London! Thames and Hudson Ltd., 1973.- 127 p.
83. Luch Ch. (Lu K'uan Yii). The Secrets of Chinese Meditation! London! Rider and Co., 1964.- 232 p.
84. Luch Ch. (Lu K'uan Yii). Taoist Yoga. Alchemy and Immortality. London! Rider and Co., 1970.- 206 p.
85. Maspero H. Le taoisme.- Melanges Posthumes sur les religions et l'historie de la Chine, vol.2 (58). Pails! Publications du Musee Guimet Bibliotheque de diffusion, 1950.-268 p.
86. Maspero H. Le taoisme et les religions Chinoises. Paris! Gall imard, 1973.- 658 p.
87. Heedham J. Science and Civilization in China, vol.2? Cambridge!Cambridge Univ. Press, 1956.- p.
88. Needham J. Science and Civilization in China, vol.5, pt.2-3. Cambridge! Cambridge Univ. Press, 1974-1976.
89. ЮЗ. Saley J. The Master Who Embraces Simplicity: A Study of the Philosopher Ко Hung. A.D. 283-343. San-Fransisco, ALS, IT 9.- 658 p.
90. Schipper K.M. Concordance du Pao-P'ou-tseu nei-wai p'ien Paris: Paris, L'Institut des Hautes Etudes Chinoises de l'Universite de Paris, vol.2, 1965, -755 p.; vol.3, 1969.-883 p.
91. Seidel A. La divinisation de Sao tseu dans taoisme des Han. Paris: Publications de l'Ecole Francaise dfExtreme Orient, vol.71, 1969.- 171 p.
92. Sivin N. Chinese Alcnemyl Preliminary Studies.- HMHS, N 1. Cambridge:Mass., Harvard Univ. Press, 1968, XXVI+339 p.
93. Thorndike L. History of Magic and Experimental Scien-ses, vol.5. New York :Columbia Univ. Press, 1959.- 732 p.
94. Van Gulik. Sexual Life in Ancient China. LeidenlBrill, 1961, XVII + 392 p.
95. Vandier-Nicolas N. Le taoisme.- Mythes et religions, vol.5. Paris: Presses Univ. de France, 1965.- 132 p.
96. Ware J.R. Alchemy, Medicine and Religion in China of 320 A.D. Cambridge:Mass., Michigan Institute of Technology Press, 1966.- XIV+338 p.
97. Welch H.H. The Parting of the Way: Lao tsu and Taoist Movement. Boston: Boston Univ. Press, 1957.- 204 p.
98. V/ieger L. A History of Religions Beliefs and Philosophical Opinions in China from the Beginning to the Present Time. Hsien-hsien, Hsien-hsien Press, 1927.- 774 p.
99. Yates F.A. G-iordano Bruno and the Hermetic Tradition. London: Rotledge and Kegan Paul, 1964, XIV + 466 p.- 191 б) Сборники
100. Balaze В. Entre revolte nihiliste et evasion mystique. Les courants intellectuels en Chine au IIIе siecle de notre ere. AS/EA, 1948, IT 2, p. 27-55.
101. Davis T.L. and Wu Lu-chfiang. An Ancient Chinese Alchemical Classic Ко Hung on the Solden Medicine and on the Yellow and White. PAAAS, vol. 70, 1935, N 6, p.221-284.
102. Davis T.L. and Chao Yiin ts'ung. Chang Po-tuan of T'ien T'ai, his Chen P'ien, Essay on the Understanding of the Truth. A Contribution to the Study of Chinese Alchemy. PAAAS, vol.73, 1939, p.97-117.
103. Davis T.L. and Chao Yiin -ts'ung. Pour Hundred Word Chin Tan of Chang Po-tuan. Three Alchemical Poems by Chang Po-tuan. PAAAS, vol. 73, 1940, N 13, p. 377-379.
104. Davis T.L. and Ch*en Kuo-fu. The Inner Chapters of Pao P'u tsu.- PAAAS, vol.74, 1941, IT 10, p. 297-325.
105. Eliade E. Alchemy and Science in China. HR, vol.10, 1970, IT 2, p. 178-182.
106. Feifel E. Pao P'u-tsu. ITei P'ien.- ML, vol.6, 1941, p. 112-211; vol.9, 1944, p.1-33; vol.11, 1946, p.1-32.
107. Kaltenmark M. Les Mirroirs Magiques.- Melanges offerts a P.Demieville, vol.2, Paris: Press Univ. de Prance, 1974, p. 151-166.
108. Maspero H. Procedes de "nourrir le principe vital" dans la Religion Taoiste Ancienne.- JA, vol.229. Paris, 1937, p.177-252, 353-440.
109. Mather R.B. The Controversy over Conformity and Naturalness during rhe Six Dinasties.- HR, vol. 9, 1969/1970, IT 2-3, p. 160-180.
110. Ofuchi Ninji. On Ku Ling-Ching.- AA, 1974, Я 27,p.33-56.
111. Ofuchi ITinji. On the Formation of the Taoist Canon.-Facets of Taoism./Ed. H.Welch and A.Seidel. Hew Haven Jale Univ. Press, 1979, p.253-268.
112. Robinet I. Metamorphosis and Deliverance from the Corps in Taoism.- HR, vol. 19, 1979, p.37-70.
113. Saso M. What Is the Ho-t'u? .- HR, vol.17, 1978, N 3-4, p. 399-416.
114. Schipper K.M. The Taoist Body.- HR, vol.17, 1978, p. 355-398.
115. Schubert R. Das erste Kapital des Pao p'u tsu wai p'ien. ZDMG, Bd.H9, Я 2, 1970, S. 278-301.
116. Seidel A. The Image of the Perfect Ruler in Early Taoist Messianism.- HR, vol.9, 1969/1970, и 2-3, p.216-247.
117. Sivin N. On the Pao p'u tsu nei p'ien and the Life of Ко Hung (283-343).- Isis, vol.60, 1969, p.388-391.
118. Sivin N. On the Word "Taoist" as a Source of Perplexity. With Special Reference to the Relations of Science and Religion in Traditional China.- HR, vol.17, 1978, N 3-4, p.303-330.
119. Strickmann M. On the Alchemy of T'ao Hung-ching.- Facets of Taoism.- New Haven, Jale Univ. Press, 1979, p.123-192.
120. Welch H.H. The Bellagio Conference on Taoist Studies.-HR, vol.9, 1969/1970, p. 107-136.
121. Wright A.F. Historian's Reflections on the Taoist Tradition.- HR, vol.9, 1969/1970, IT 2-3, p. 248-255.- 193
122. У, Литература на восточных языках а) Монографииив. a fit h 1. а 9 т.& * £ Ксиока Ёситое. Эйсэй э-но нэгай: доке.- Сэкай-но сюке. Ёсиока Ёситое. Отрешение к вечной жизни: даосизм.- Религии мира, т.9. Киото:Танкося!, 1970.- 271 е.).137.f Ь^^Ь
123. Щ Jz f . f IЙ, (Мураками Есими. Тюгоку-но сэннин.- „Хопоку-си" но сисо.-Мураками Есими. Китайский бессмертный.- Мировоззрение „Баопу-цзы". Киото:Хэраку сетен, 1956.- 282 е.).
124. Министерство культуры РСФСР Государственный музей истории религии и атеизма1. Е.А.Торчинов