автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Декабризм в социальной истории России
Текст диссертации на тему "Декабризм в социальной истории России"
Министерство общего и профессионального образования РФ Ставропольский государственный университет
На правах рукописи
КОСОВ Геннадий Владимирович
Декабризм в социальной истории России
Специальность 07.00.02 - "Отечественная история"
Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Научный руководитель-кандидат исторических наук,
доцент В.Е. Семенов.
Ставрополь 1999
Введение Г4ава I.
Глава II.
Глава III.
за Яр
кл
ючение имечания
СОДЕРЖАНИЕ
Источники и историография проблемы "Декабризм в социальной истории России".....................................
1.1. Анализ источниковой базы диссертационной темы........
1.2. Историография проблемы................................................
Возникновение декабризма и его эволюция до 1825 года.......
2.1. Сущность декабризма, его периодизация.........................
2.2. Образ жизни как социокультурный фактор формирования декабризма........................................................................
2.3. Первый уровень декабризма и его особенности...............
Судьба декабризма после восстания 14 декабря 1825 года и его влияние на некоторые стороны жизни российского общества........................................................................................
3.1. Отношение различных социальных групп российского общества к восстанию на Сенатской площади..........................
3.2. Декабризм в «постдекабристскую» эпоху и его воздействие на социокульурную атмосферу России после восстания декабристов
3.3. Декабристы на Ставрополье
Си исок использованных источников и литературы. „Приложение
С. 3-8
С. 9-40 С. 9-13 С. 13-40 С. 40-96 С. 40-48
С. 49-79 С. 79-96
С. 97-170
С. 97-112
С. 112-146
С.146-170 С.170-176 С. 177-196 С. 197-216 С. 217-228
Введение
Особенности социально-экономического и политического развития России первой половины XIX века, специфика духовных процессов, протекающих в столицах и провинции, являются объектом пристального внимания историков. Особенности общественной и культурной жизни России второй четверти, да и всей первой половины XIX века, не без основания связывают с деятельностью "высшего культурного слоя", в среде которого возникало такое историческое явление как "декабризм".
При высоком современном уровне исследованности истории движение декабристов до сих пор мало изученными остаются ряд проблем: ментальные установки, обыденное сознание молодых людей декабристской эпохи, пути и методы формирования этого сознания и причины его трансформации.
Объектом данного исследования является декабризм как историческое социокультурное явление конкретно - исторической эпохи. Рассматривая культуру как сложную человеческую систему, способную к саморазвитию в историческом пространстве и времени, саморефлексии и саморегуляции, автор принимает социокультурные процессы, произошедшие в России а первой четверти XIX века за историческую единицу, выступающую в качестве фактологического и смыслового целого в контексте национальной истории и позволяющую выявить внутреннюю логику ее саморазвития за период с середины XVIII - до первой половины XIX века.
саморегуляция быта людей к новшествам, частичное возвращение народа к традициям, переосмысление прошлого. Период в котором жили, творили, любили люди уже нового склада, отличные от "птенцов гнезда Петрова" и шутов ледяных замков Анны Иоанновны, период, в рамках которого происходит зарождение, развитие такого социокультурного явления как декабризм. Вторая четверть XIX века, находившаяся под непосредственным влиянием людей и событий 14 декабря, являлась временем раздумий, осмысления, поиска новых путей преобразования.
Актуальность диссертационного исследования обусловлена, во-первых, научной значимостью, в связи с малой степенью разработанности данной темы в отечественной и зарубежной исторической науке, во - вторых, спецификой приемов проведения подобных исследований, в-третьих, социальной значимостью попытки анализа культуры и общества "кризисной" эпохи: обращение к истории России первой половины XIX века есть приближение к истории сегодняшнего времени путем переведения нашего исторического опыта на язык современного мышления. Мы, вступая в мысленный диалог с культурной эпохой декабристов, имеем возможность задать ей ряд вопросов, которые она не могла бы себе задать, и получить неожиданные ответы. Постигая декабристов, мы можем глубже постичь себя и свое время, в котором мы живем. Мучительный поиск путей дальнейшего развития страны роднит наше время со временем декабристов и заставляет пристально вглядываться в прошлое, ибо не каждому поколению удается жить в альтернативной исторической ситуации.
Состояние изученности проблемы диссертации. Российская историография проблемы представляет собой объемный массив произведений, вызванный приковывающим внимание нестандартным событием, особенностью эпохи, ее "пульсирующим" ритмом, влияющим на качественное изменение российской истории и культуры.
Уже в 20-х годах XIX века мы встретим диаметрально противоположные суждения, с одной стороны, представленные в правительственных средствах массовой информации (1), затем развитые в трудах М.А. Корфа (2) и,
с другой стороны, в наследии декабристов (М.С. Лунин, Н.М. Муравьев(З)) и A.C. Пушкина.
Работы А.И. Герцена, А.Н. Пыпина, М.В. Довнар-Запольского, В.И. Семевского (4) соединили в себе и экономический, и политический, и психологический аспекты декабризма.
Эти авторы выделили в декабристах не только носителей той или иной . политической программы, но и определенный культурно-исторический тип. М.О. Гершензон, В.О. Ключевский (5) предприняли попытку исследования декабризма в историко-культурологическом ключе.
В советской историографии изучение декабристской темы происходило, в основном, под идейным влиянием работ В.И. Ленина (6). Движение декабристов рассматривалось с классовых позиций, с точки зрения их политических теорий, революционной тактики. Движение декабристов, по мысли Дружинина, М.В. Нечкиной и их последователей (7), революционное течение, знаменовавшее собой начало истории русского освободительного движения, и, следовательно, декабристы, в первую очередь, - революционеры, вышедшие из дворянского сословия, порвавшие со своим классом и выдвигавшие буржуазные по своему объективному содержанию лозунги.
Продолжателями дореволюционной традиции рассмотрения декабристов как людей определенного культурно-исторического и психологического типа были, на наш взгляд, Н.Я. Эйдельман (8) со своими историко-психологическими биографиями декабристов и Ю.М. Лотман (9) с идеями о роли образа жизни в формировании декабристов, о бытовом поведении декабристов и о специфических чертах сознания и психологии декабристского поколения.
В последние десятилетие возрос интерес к декабристам в зарубежной историографии. В 60-е - 90-е годы свои исследования опубликовали Ганс Лемберг, Жорж Люсиан, Андре Мсхвур, Джон Кип (10).
В настоящее время, когда переосмысливается вся история революционного движения в России, перед исследователями стоит проблема формулирования новых методологических основ, которые позволили бы им по -
новому взглянуть на, казалось бы, давно изученные страницы Российской истории.
Методологические принципы исследования достаточно разнообразны. Не ставя перед собой задачу отдать пальму первенства описательному или социально-научным походам и положив в основу диссертации принцип историзма, автор постарался использовать в настоящей работе весь спектр современных методологических приемов, не пренебрегая ни количествен-
е
ным подходом к исторической реальности, ни анализом и выведением определенных закономерностей на основе обнаруженных и исследованных исторических регулярностей, ни исторко-антропологической, ни социоэко-номической методологиями, пытаясь заимствовать все лучшее, что было накоплено опытом исторических методологий XX века.
Данная методологическая база и научный инструментарий, на наш взгляд, позволяет поставить и достичь следующую основную цель работы: исследовать декабризм как одно из сущностных социально-культурных феноменов на фоне социальной истории России как целостное явление. Реализация основной цели предполагает формулирование и решение следующих задач: 1) уточнить сущность понятия "декабризм" и периодизацию этого явления; 2) выявить влияние образа жизни на складывание некоторых доминант обыденного сознания молодых людей; 3) рассмотреть ментальные установки людей декабристской эпохи, пути и методы их формирования на рубеже XVIII - XIX вв.; 4) проанализировать причины и направления трансформации наиболее типичных и устойчивых черт образа жизни столичной молодежи и складывающегося на его основе мировосприятия личностей, втянутых в процесс "интеллектуальной" истории; 5) рассмотреть вопрос об отражении в сознании той или иной социальной среды событий 14 декабря 1825 года с учетом специфики ментальных черт социальных групп российского общества на рубеже XVIII - XIX вв.; 6) исследовать влияние декабризма на духовную атмосферу российского общества второй четверти XIX века; 7) выявить специфику "кавказского" периода декабризма.
Научная новизна работы основывается, во-первых, на использовании новых и относительно недавно утвердившихся подходов и методов при изучении темы; во-вторых, видится в постановке проблемы истории декабризма как социокультурного явления; в-туетъих, связана с введением в научный оборот оригинальных архивных материалов.
Структура диссертации определяется поставленными задачами. Работа состоит из введения, трех глав (в каждой по три параграфа), заключения и приложения. Первая глава посвящена анализу источниковой базы и историографии проблемы "История декабризма". Вторая глава посвящена сущности декабризма, его периодизации, рассмотрению образа жизни как фактора формирования декабризма, выявлению характерных черт первого уровня декабризма. Третья глава посвящена судьбе декабризма после восстания 14 декабря 1825 года и его влиянию на некоторые стороны жизни российского общества. В рамках этого раздела рассматривается отношение социальных групп российского общества к восстанию, анализируется декабризм как культурное явление российской жизни в постдекабристскую эпоху и раскрываются некоторые аспекты воздействия декабризма на социокультурную атмосферу России после восстания декабристов. В заключении подводится итог исследования и предлагаются темы, вытекающие из нашей работы, перспективные для дальнейшей разработки. В приложении даются краткие сведения о декабристах, бывших на Кавказе и тексты "потаенных" крестьянских песен.
Отдельные положения диссертации отражены в публикациях автора'.
1. "Образ жизни как социокультурный фактор формирования декабризма" // Вестник Ставропольского университета. - 1996, - № 1.
2. "Декабристы снова в опале. Опасность складывания новых политических мифов // Актуальные проблемы современных гуманитарных наук. - Ставрополь, - 1996.
3. "Доктор Майер и декабристы" // Интеллигенция Северного Кавказа в истории России. - Ставрополь, - 1997.
4. "Отношение различных социальных групп российского общества к восстанию на Сенатской площади" // Вестник Ставропольского университета. - 1997, - № 3 - 4.
Материалы и выводы данного исследования могут использоваться в преподавании курсов "История России и мировой исторический процесс", "История культуры России", в курсе регионоведения, а также при разработке спецкурсов и написание учебных пособий.
глава i. источники и историография проблемы
"Декабризм в социальной истории России" 1.1. Анализ источниковой базы диссертационной темы
Основной круг источников, привлекаемый к изучаемой теме, представлен главным образом разного рода письменными свидетельствами декабристов и их современников. С.С. Уваров в беседе с И.И. Панаевым заметил: "Наше время особенно страшно тем, что из страха к нему, вероятно, никто не ведет записок о нем" (1). К счастью, граф беспокоился напрасно. Записки писались везде: в Москве в Петербурге, в провинции и даже "во глубине сибирских руд". Пальцы литераторов, ученых, военачальников и даже мелких департаментских чиновников "были испачканы чернилами". Осознав связь своей личности с историей, с судьбой своего народа, люди записывали все, что представлялось им важным, характерным, интересным. Записки, оставленные людьми первой половины XIX в., очень содержательны, в них органически соединяются события внутренней и международной жизни с семейными и личными коллизиями, что дает основание привлекать данные этих источников для изучения как экономики, политики, так и культуры, религии и других проблем. Кроме того, в них наиболее ярко проступает личностное начало, дающее возможность воспроизвести конкретный образ этой эпохи в его неповторимом своеобразии.
Письменные памятники, о которых здесь идет речь, очень разнообразны по своему характеру. Условно их можно разделить на несколько разрядов. Несомненно, ценнейшим источником являются произведения самих декабристов. В первую очередь необходимо отметить декабристские мемуары. Все они изданы, а некоторые неоднократно переизданы. В настоящее время осуществляется новое научно прокомментированное их переиздание многотомной серии "Полярная звезда". Декабристы приступили к написанию своих воспоминаний в 30-40 гг., будучи уже на поселении. Но основной комплекс их мемуаров был создан в 50-70 - х гг. XIX в., после ам-
нистии декабристов. Воспоминания декабристов отличается исключительной многогранностью содержания. Они рассказывают и о самом движении декабристов, и об эпохе в целом. В них неповторимый колорит, мозаика взглядов, отражение идейной борьбы того времени. В силу своеобразия жанра мемуары декабристов содержат такие сведения, которые отсутствуют в других исторических документах. В каждом произведении мемуарного характера ярко отражается личность мемуариста, его гражданские симпатии, связи с ближайшим окружением. Но именно в силу своего субъективного характера этот тип источника нуждается в строгом критическом отношении к нему. Налет предвзятости и субъективности особенно характерен для "Записок" Д.И. Завалишина. Из декабристских мемуаров наибольшую ценность представляют записки стоявших у истоков декабристского движения И.Д. Якушкина и С.П. Трубецкого. Вместе с воспоминаниями В.И. Штейнгеля, Н.В. Басаргина, Н.И. Jlopepa и И.И. Горбачевского, они особенно отличаются точностью и высокой информативностью (2).
Вторая группа источников - работы декабристов философского, экономического, политического характера, опубликованные до и после восстания (3), помогают более точно дать периодизацию явления "декабризм" и охарактеризовать каждый его этап в отдельности.
Третья группа - письма декабристов, как и их дневники (известные дневниковые записки Н.И. Тургенева, В.К. Кюхельбекера, С.П. Трубецкого, М.И. Муравьева - Апостола) частью опубликованы (4), частью хранятся в личных фондах декабристов в составе архивов, рукописных отделов крупных библиотек и музеев (5). Эта группа источников носит сугубо личный характер. В них раскрываются личные связи, общественные интересы и элементы мироощущения, мировоззрение декабристов, говорится об их научных и литературных занятиях, повседневной жизни. Письма и дневники -живой источник, вводящий исследователя непосредственно в дух и психологию эпохи.
Четвертый круг источников - это литературное наследие декабристов, среди которых было немало писателей, поэтов, ученых и художников. К.Ф.
Рылеев, H.A. и A.A. Бестужевы, П.А. Музанов, Ф.Н. Глинка, В.К. Кюхельбекер печатали свои статьи в тогдашних журналах - "Сын отечества", "Вестник Европы", "Дух журналов", "Библиотеке для чтения", "Северном архиве", издавали свои альманахи - "Полярная звезда", "Мнемозина". К этому виду источников стоит отнестись более внимательно. Многие исследователи, игнорируя его, видимо забывали слова А. Бестужева - Марлин-ского: "Мои повести могут быть историей моих мыслей". "Я был Дон - Кихотом бескорыстия, правдивости... Я верю, что автор есть книга и наоборот... Одно выражение обличает самого опытного "притворщика", - говорил он (6).
Полезную группу источников представляют материалы Следственной комиссии и Верховного уголовного суда. Эти документы содержат ценные сведения о формировании декабристской идеологии, об источниках возникновения декабризма.
Часть этих документов опубликована (7), но все же значительная часть находится в фондах Государственного Архива Российской Федерации (ГАРФ)(8).
Анализ этих документов позволяет выявить характерные ментальные черты поколения декабристской эпохи (эти черты проявляются наиболее ярко вследствие экстремальной ситуации, в которой находились декабристы, вследствие их психического и духовного напряжения). Работая с этими материалами, мы учитывали справедливое замечание М.В. Нечкиной о том, что следственные дела декабристов - "т�