автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Демократизация духовной жизни Советского общества (1985-1991 гг. )

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Якушкина, Елена Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Воронеж
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Демократизация духовной жизни Советского общества (1985-1991 гг. )'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Демократизация духовной жизни Советского общества (1985-1991 гг. )"

^ ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЕН УНИВЕРСИТЕТ

2 m ИЗ

, На правах рукоплса

ЯКУШИНА Елена Ивановна

. ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА ( 1685-1991 ГГ.)-.

Специальность 07.00,02 - Отечественная история-

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических паук

Воронен - 1993

Работа выполнена на кафедре политической история Воронежского Инженерно-строительного института

Научный руководитель

Официальные оппоненты

Ведущая органа зафя

- доктор исторических наук, профессор Дютих A.A.

- доктор исторических наук, профессор Паяевин A.C.

- кандидат исторических наук, доцент Чигарев Г.Г.

- Воронежский государственный педагогический институт,

• кафедра Отечественной истории

Защита состоится " 14

июня

1993 года в 14-часов

на заседании специализированного Совета К 063.48.06 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических и политических наук при Воронежском государственном университе

Адрес: 394693, г.Воронеж, пл.Ленина, Ю ВГУ, корпус 2, ауд. 85. •

С диссертацией ыокно'ознакомиться в читальном зале научнс библиотеки Воронежского государственного университета (Университетская пл., I).

Автореферат разослан

" '/3 " ' ISS3 г

Ученый■секретарь специализированного Совета, кандидат исторических наук, доцент

С.Листенгартен

ОБШ ХЛРАКПтТШ РАБОТЫ

Актуальность тем.',!. Осмкалпть процесс«, происходящие в об^э-

предстасить их как целостную картину, а также прогнозировать штаты социальных изменений мохчо только через постижение ■урн, так как культура - это концентрация человеческого опыта, ¡еческая памяти. Мировая история знает: государства л народа юли именно тогда, когда угасала их культура. Наша страна не раз была на грани уничтожения собственной куль, т.е. самоуничтожения. Революции, войны, сотрясал старкэ по- • 1 и традиции, отбрасывали начал культуру народа. Только за здние 70 лет нашей истории были уни.чтожени целые пласты рус-э национального достояния, философские школи, православие как вдонная основа русской духовности. Пострадали русский язык сская литература. На долгие десятилетия естественное развитие, туры било прервано и заменено искусственно созданной моделью, торой приоритетным оказались интересы тоталитарного государст-у«ерб интересам отдельной личности. Социальный эксперимент ел к плачевнш результатам. Наряду с кризисом в экономике, тике стали ощущаться негативные явления в культуре. Нак'в об-' ео оказалось перед альтернативой: либо обновление всех сфер едеятельности, либо его дальнейшая деградация, ha" бы ни был строг партийный контроль, подавллвпил лвбуэ ■ику и творческую инициативу, режим окл не в силах предотвра-| собственное идеологическое разрушение. Задолго до процессов преобразования второП половины 80-х го-прогрессивние-деятели науки, культуры тревожились по поводу фмации духовной хизни, упадка культуры.'Наконец, понимание /щюсти перемен пришло к политикам.

Принципиальны?/. достижением общественного сознания, качествен-ЮЕга этапом его развития стало рассмотрение вопросов культура !ном ряду с проблемами политики, экономики, национальных отно-

Диалектику их взаимоотношений точне сформулировал акаде-ji.С.Лихачев: "... Без культуру ъ обществе нет нравственности, элементарно;! нравственности не действуют социальные и зкоио-;ские закона, не выполняются указ» и не может существовать генная наука"

а.ачвв а.С. Почему у иве такая культура? Из выступления яарод-эго депутата акад. Д.С.Лихачева на Съезда народных депутатов ;СР // Ноиз наследие. - 1909. - !? 2. 0.2.

Рассмотрение социально-культурной практики автор диссерте ционного исследования начинает с выяснения содержания основнк> научный категорий, используемых в работе. В этой связи выдел/а ся ключевые понятия: "духовная жизнь" и "духовная культура", 1 посредственно связанные с темой исследования.

Духовная культура включает в себя духоЕнке ценности из ос ти науки, искусства, морали, нравственности. Ее формирование с зано со всей историей народа. Б свою очередь духовная жизнь ос щесгва является "функционирующей духовн'ий культурой", включая себя многообразные проявления общественной психологии, реалии повседневности. §то явление более естественное, неотшлифованнс временем, не лишенное стихийных, негативных проявлений в прак1 ке освоения идеалов духоеной культуры. В этом плане категория "духовная кизнь" наиболее приближена к реалиям сегодняшнего д{

В процессе демократизации духовная жизнь общества обретас новое содержание.' Под демократизацией духовной кизня мы понимг продесо возрождения и возвышения духовного начала, гармоничное соединение интересов государства и гражданина, возможность рег зации творческого потенциала каждого человека. •

Конечно, преодолеть тоталитаризм в духовной кизни не прос Но постепенно восстанавливается естественная система ценностей с ориентацией прекде всего на личность, индивидуальность. На с яу жесткой идеологизации и насильственному регламентированию культуры приходит возможность свободно Еыражать сбои мксли, 01 стаивать собственные взгляды, воплошать оригинальные творчески проекты.

Предметом настоящего диссертационного лсследоЕрния являй1 многообразные и- протлБоречивке процессы демократизации духовне жизни советского общества, в первую очередь такие аспекта, кы возникновение и развитие явления гласности, роль советской ин: лигениди в прогрессивных преобразованиях, качественные изменен духовной жизни молодежи.

При целостно;.: яссл<у,овазельсш! подходе они обкзрузлгагт глубинную связь и взаимообусловленность.

Гласность стала наиболее ярким явлением в ряду демократии ских преобразовании, стержнем политических, социальных и духоь них процессов в общества.

Ь утверждении гласкорти большую роль сыграла интедшгенци гласность же, в свою очередь, активизировала деятельность пяте

1генции, позволила реализовать потенциал идей, что, з конечном :оге, стимулировало дег»:окр^т;;зацию Eceíí общественной жизни. ¡ллигенцня явилась наиболее последовательной соцпапьноЛ силой i пути достижения принципов сеоОоди и демократки.

¿ругой активной социальной силой, реальным индикатором реформ :ала молодежь, i участия молодежи в процессе реформирования об-:ства зависит будущее прорехо.пячиис преобразований.

Хронологические рашш исследования охватывают период с )8b no 1&'Л гг. Выделение этого периода диктовалось следующими ■ ¡новними факторами. Ьо-первкх, это время характеризуется кача-)м и развитием преобразований ео всех сферах обкестна до окон-шия функционирования коммунистической тоталитарной системы -¡тановлением политических' институтов обтествв, утверждением [асности и демократизации общественной жизни, в том число в ; 'XOEHOÍ1 ciepe). Ьо-вторых, особенностью социально-политических юцессоь на рубеже 1280-90-х гг. впервые стало стремление :уцесты:ть преобразования путей выхода за рамки существовавшей ;стемы, за пределами которой и развивается мировой демократиче-Ш процесс с собственном его значения. Зто обеспечивает при агопр:?ятных обстоятельствах устойчивое движение от тоталита- * з;.*а к демократии как системе общественных СЕязей и отношений.

Подчеркнем еще к меу.дунарошшй аспект преобразований в сотском обществе. Абсолютное большинство зарубежных авторов исхо-т из признания социально-политических и духовных перемен, корка происходили в советски.! оОществе в 1985-1991 гг. и Продол-ктся з настоящее время началом ваянейних процессов, ы.'.еюших ровное значение для всего мира.

Степень изученности проблем». Исторический опкт эволоции хоЕно.; х-, из ни общества последних лет, стержнем которой явилась ■.:ократ;;зацид, постепенно становится пред.'.игам изучения отечество,"! и зарубиной еолпально-псторпческо;! науки.

противоречивость я стрег.'лтельность происходящих в духовной ;ре процессов не позволяет однозначно подойти к отечественной гературе по зтол проблеме. Порой на ученого влпяат политиче-:е аактори, присутствует консерватизм мкеленйя. Отметим обвую ■денци-з: удаление от 1985 г. порождает нобко демократические гл, раскряпокаег научную иь'сль, освобождает исследователя от *м и клисе марксистско-ленинской идеологии.

Ь диссертации наряду с отечественной литературой сироко и с-

пользуются английские и американские исторические я политологи окне исследования л публицистика. Столь широкое обращение к ас бехной литература объясняется следующими обстоятельствами. Ос;/ леняе перестроечных ц' оцессов в нашем обществе англо-американс ми ученюш, представителями стран, чей опыт и Еековье демократ: скио традиции несомненно ценны и поучительны, имеет существен^ значение с точки зрения становления демократических институте! Россия. Это создает предпосылки для развития духовной жизни б шей стране в русле общемировой традиции.

Обращение к этому оригинальному материалу тем более необ) дпмо, что англо-американской историография принадлежит догатц щая роль в изучении СССР и масштабы этих исследований впечагл) щи. Только в США ежегодно выходит более 200 книг к 2,5 тыс. с. тей о Советском Союзе, в том числе по проблемам духоеной жазш

Масштабность изучаемой проблемы обусловили обращение к и< рической и социально-политической литературе различного харак' ра,-которую целесообразно разделитъ на несколько групп.

К перЕОЙ группе можно отнести работы общетеоретического ] на, в которых рассматриваются осноенкв категории исследуемой 1 мы с философском аспекте. Это исследования С.О. Липатова, В.Л денко, Ь.В.Куравлева, Л.Б.Лебедева, Б.О.Рябоьа, Л.П.СворчкоЕо А.К.,/ледоЕа2.

Следующую группу составляют работы советских я зарубежны: авторов, анализирующие современное состояние духовной жизни в 'нашей стране как комплексную проблему.

Ь работах А.Гулыги, В.Недошишна раскрывается содержание

1 Игрицкий ú.. Советология в меняющихся условиях // Мировая эк мика л меадунар.отношения . - 1988. - ц 12. - С.53.

2 Анисимов С.Ф. Духовике ценности: производство и потребление Ы.,1988. — 253 с; длденко Ь.Д. Искусство, духовная культура Философия. - Алма-Ата, 1280. - 1ВУ е.; ¡Куравлев Ъ.Ъ. ьробле духовкой жизни развитого социализма. - I,¡.,IB89, - 176 е.; Ji бедев А.Б. Духовное производство: сущность и функционировал Социально-фиЛосой'скиЛ аспект. - Казань, 1920. - 100 е.; Рябов £.4». Наш духовшй мир. - Л. ,19Э7. - Еб е.; Сверчксва JL Субъект духовного производства: методологический анализ. -1988. - 123 е.; Уледов А.К. Духовное обновление общества. -М.,1990. - 334 с.

опп-'л ткнпеш::::: {т.зхгал.н ,п>хэ* «гл пана попытка опродеяз-

cj'iKour;: этого г,),з;:"ссач

и^оспокоенпость за cy;j-,oy ку.'ьтури, наука, обросовакия,прэд-.агаемко пут;' касдп г.з духовного кризиса содержатся в работах .Лихачева", Попнтку прояснить цели и лдеали, ценностные орлен-ь: па пути к ноы : совестноннги (1'ормам в условиях гласности л боли культуру гль находим е статье Д.Фуртма3. В работе Л.Батка-показала противоречивость процессов перестроек!; общественного цапля, прослеживается становление и развитие явления гласнс-

0 необходимости научной постановки вопроса и методологпчэ->го переос!.чюлсш!я проблем истории культуры, понятия "возрс-'де-культури"^ контекста современной ситуации говорится в статье . Faxi.".ajffliiaJ Отдельные аспекта исследуемо* те.у.ц риссмотриьаотсл п ликаакях j'i.D.iipHBuyHu, В.И.Лог/нова, А.С.Паневкна, ¿.И.-Гедосова. Существенное значение для ншиеп теми иггепт работ» А.Н.Яковло-в которых детально рассматриваются процесс» демократизации . советского общества в целом, тек и его духовно.! сферой

Обстолтелынй шшяэ прогрессивных лраобразоваЛлЯ в культуре ;елоч содержится в монографиях английских и американских авто-

улыга А. Что такое культура? // Диалог. - 1991. - й 1?. - С.12-. < 9; НедоппЕпн В. Авторитет культур» // Коммунист. - 1289. - Я 7.--1.40 - 47.

ихачев д.С. Заметки и наблюдения. Из записнчх книжек разных :ет. - Л., 1939..- 600 е.; О.ч же. Книга беспокойств. Боспо.мИна-ия, статьи, беседы. - ui.,l99l. - 526 "с. ур:.;ая м. Наа путь к нормально;! культура // Иного не дано. -

. лив. - с.ьбй-ьзо.

аткнн Возобновление истории // Иного tre дано. - Ы.,1980. -. 154- 191.

ax.vain:я Ь. С. О культуре исторической памяти и памяти культур«// с т оря к о-куль туркое наследие Центрально;'. России / Материал; ауч.-лг£<к?.кон',\/. - Ьоронся, 1992. - С.2и-28. ковлез А.а. Муки прочтения битпя: Перестройка: надеядм п ре-дь.чости. - I....I99I. - 364 е.; Он же. Послесловие // аналог. -F--9J. - ! 4. - С.42 - 52.

т

ров А.Ноува, У.Лэкера, Д:;.Хоскинга\

Существенное значение для нашей темы имеют работы ученкх и публицистов, посвященные важнейшим факторам демократизации ду~. ховноЯ жизни и, в частности, гласности. В публикациях II.л.Лаптева ' А.И.ДемадоЕа, А. И.Моркулова и др. содержится характеристика ото-го явления, делается попытка определения места гласности в системе общественных отношений*. Явление гласности как со цшльн су-философской проблемы представлено в статье 0.А.ПостоваяоЕа^.

детальный анализ процесса становления, развития гласности е духовной сфере, ее основных черт представлен в ряде исследований зарубежных авторов.

Содержательная оценка этого процесса дана в работе Н.Берма-

на4.

Ь контексте эволюции советской истории гласность рассматривается в работе Эд.Брауна5. Попытка раскркть исторические корни этого явления дана в статье Б.Линкольна®.

1 Hove A, Claanoet' in action! Cultural renaissance In Russia. -L.,1990. - 259 P«i Laqueur VV. The Long Road To Freedom. Russia and Glaonost«. - i.,1989, - 325 p-j Hosking 0. The Awakening of The Soviet Union, - Cambridge,1990, - 246 p.

2 Лаптев И. Д. Надежность гласности // Мездунар.жизнь. - i£88. -Кб. - С.20-26j Демидов А.И. Гласность и политическая культура/;

• Силос.науки. - IS89, - % 3. - С.3-8; Меркулов А.К. Роль гласности в формировании общественного мнения // Науч. кошунизм.-1939. - Д 2. - С.3-е.

3 Постояалов О.А. Гласность как социально-философская проблема// йилос.наукч. - .1990, - № 2. - С.116-Ш.

4 ¿erraan Н. Political and Legal Control of Freedom of Expression in the Soviet Onion // Soviet Union 1 Union Sovietique. - 1988. - Vol.15. - Kos.2-3. - P.263-^72.

5 Brown Ed. Glaanostin Historical Perspective // Soviet Union / Union Sovietique. - 1988. - Vol.15. - Kos.2-3. - P.139-150.

6 Lincoln W.B. ttlasnost' and Russia's History // The Soviet Union and the Challenge of the Future. - Vol.3: Ideology, Culture and Nationality. - М.У., 1989. - P.59-71-

О

О^цестьенно« стороной ряда раоот является стремление вкдо-!ть оскоьш е этак ршвития гласности в духогно;! сфере. Это иопо-!в4'«я С.Б::ачзра :: к.иоаселыОДш, а тгпске стагы: Т.Ремингтона, .Олкотта*.

Анализ идеологических аспектов перестройки содержится в рабо-х Л.Бухгольца и Чб.Ьсейинского'1.

Развитие демократических процессов б обществе способстпова-| обновлению всех сфер духовной хнзнздечтелъности. Наиболее за-тнь:м стало преобразование средств массово,'! информации.

Основательно проведен анализ развития гласности в прессе в ссертсционной работе Л. ¡[,Скрябиной^, отличавшейся новизной по-аноЕкя проблем'.!.

Обстоятельность и глубина характеризуют работн американских торов Де:;;еГ:ски и £л.Мицкевич, н которых подробно анализирувт-функцип печати, а таку.е гзуаественнге изменения прессы в усло-ях демократизации духовной чизни советского остаства'*.

Нрки;,; показателем прогрессивных преобразований в духовной ере стало возрождение интереса к реллгПп. ¡¡рлчн<ш 'этого явле-я, а такг.е поправления его развития рассмотрен:- я статьях Д.С.Ли-

Blnler 3., Mandelbaum •'.!. The Global Rivals. - H.Y., 198Q. -212 p.; itemlnpton ?h. Socialist PlarnliBra, of Gpinionat Glaunont and Policy-Kaking under Gorbachev // The Kunaiun Hoview. - 19C9. - Vol.48. - P.271-304.! Olcott An. Glaanoat nnd Sovlot Culturo // Soviet Society under Gorbachev: Current Trendo and the Prtjj-pecta far Reform. - Arrncnk, N.Y., 1937. - p.32-40.; Olcott an. ¡loaders and Viritero in the US3R//3ov .Union.-1 9'JO.-Koa. 2-3.-P. P01. lirsesincky Zb. The Grand Failure i The Birth and Death of Ccn-rauniira in the "j>-entie.th Century, - h. , 1990. - ;;78 p. j 2uchhoi:: Ar. Peres troiJfa and Ideology; ;ntnl ."ueationa na to the

ainlonanoe of and Change in the Soviet Syuton // Studio« In Soviet Thojftht. - 1986. - Vol.36. - N.3. - P.149-lfafc. /Kp.iORKU .'i. '11.* ¡ICHCTIj KCK llHCTpyi.'.CHT OCyiHSCTE jiGHIlH r.iaCHCOT!!: .stops i. iiccc. ... Kaju.KCT. naj'K. - .'.1. , I£90. - ¿2 c. Dejevnicy '.(. Glnn.ooot arid Soviet Vrca? // Culture ar.d the i'c.I!.-: in th» USSR Tod,ay. - B1 ooni nr'ton, 1909. - P.26-42. j !lLc.',-.iv::Lnz hi. '¿aaa Culture, Change and Mobilisation. The .Vniia Revolution <7 Soviet Union / Union Sovietiqua. ~ «903. - Vol.13. - :'srs,2-3. - f. 107-200.

• 1С

• хачева; Б.Раупенбаха, Б.Г. Овчинникова, У.Флэтчера л др.1

■ _ Демократизация общества/невозможна' без объективного и пол-. ного .знания-о проклом, его правдивой оценки. Влияние процессов гласности на развитие исторической науки, реальные изменения, происходящие в этой сфера, анализируются в работах Ю.Афанасьева Г.Л.КордюгоЕа и в',к*Козлова, Д.А.Опенкина, Р.Довиса и др.*5

Следующая группа исследований посвящена анализу роли интеллигенции в демократизации духовной жизни советского общества, oi • участия в прогрессивных преобразованиях в сфере культуры, науки образования.

С позиций нового фактического материала, меняющихся представлений о феномене интеллигенции, ее социальном статусе напис; ни работы В.Грязневича, Л.Гудкова, А.Севастьянова, 1й,Д.Карпачев

I Лихачев Д.С. Крещение Руси и государство Русь // Новий юр. -1988. - .'( 6. - С.249-258; Предварительные итоги тысячелетнего опита. Беседа с акад. Д. С.Лихачевым // Огонек. 1288. -й Ю. - С.9-12; РаушенСах Б. Религия и нравственность.// Зна-

мя. - 1991. - Я I.. - С.204-216; Овчинников В.Г. Православная церковь в истории нашей страны // Вопр.истории. - 1988. - 5 С.Ill-121; Fletcher W. Religion nnd the Soviet Future H The U viet Union ond the Challenge of the Future. - Vol.3: Ideology Culture and. Jiationality. - U.Y., 1989. - P.176-200. ' 2 Афанасьев iJ. Перестройка и историческое знание // Иного не дано. - fа., 1988. - С.491-Ь06; Бордыгов Г.А., Козлов Б.А. Ист рия и конъюнктура. - ¡£92. - ЗЬ2 е.; Опенкин Л.А. Механиз! тормокения в сфере ойцестЕсннкх наук: истоки возникновения, факторы воспроизводства // История СССР. - 1989. - 4. -С. 3-I6;Davie3 R. Soviet History in the Gorbachev devolution: The First Phaae. - Blcornington, 1989. - 64 p .

3 Грязневич Ь. Поводыри слепь'х (Интеллигенция как соя&ши::'. феномен) // Звезда. - 1991. - .4 П. - С. 107-ИЗ; Гудков Л. '¿пто.

лигенты и интеллектуал!: // [наш. - 1992. - 3-4. - C.203-^2i Севастьянов А.Н. Интеллигенция: что кпереди? // b человеческо: измерении. -¡,",.,1989. - С. 170-179; Лшпачев М.Д. Истоки рос-

c;:iicKoii революции: легенды и реальность. - ivi,,I99C. - 269 с.

Ряд учишас аналкрируст :: л г ^ л.-ц*. г-сн »аил 2 процесс да-

'огсатизг-лгл духотой днзнн, ее соклпл .м'.уу подчерку реформ, со iOHHC конкр-зтш ;. обсспянк *гаткг.х ход преобразовании.

jto sccw.oiанкч Л.Cvoa;i:'o«n, ».'•„•cvo. К-.Знге.щЛ ' •

j ".: атнз т;". л о "на: со:/;тс.;<о;'о сй::сст::а сг:со:

ьоздль г.ктпвипа;,::п раэлячм у. тсчопш': о'с^ествениой .т:ши. Дгг:;::2~ ¡kii .анализ ярцчии ра?г:т.СЕяивя определение:! части интеллигенция :ia -диь кггла - лл (is га ль нот п консерЕасиь.чоо - дгл я работах 1. „'.ваиово::, Б'.Олггного, Ь.'С'сгсннп, н.гоидй и l.Годунова, Hi, uyxi,

- '.¡..олсдохиоя проблематика зал;!:.'.аот данное мосто в отечественно;! н угаруба-кно;'!, со:;ц(.дь!!о-1:стор:1ч?с1;о:: науке. Ь следующую группу псслодсдангЛ ncwrr работ«! 'nccvn&gnnue ареобгазосанист u д.у-довноп :л::»ии советской .•.•.слодот». .••

Новг-л ракурс лр.оСгзтает трьпкцзонигн проблема гзошгоотп»-шёнлл иокол^шы, которая рассм-итгиваетсл ь рпде работ coi'ororj::-: ¡1 зарубе-дких авторов, сто ксслсдошшл А. О.Згпесогдого п Л.II. на, J.vHp.vjHa и Слкот:^.

Д<Смоллков Л. Об итоллигенцм*. и .".цгеллагоитности // Коммунист.-193Л. - ."• 16. - С.?; Odora И. How ?ar Can Economic nr.il Social P.o- .. fora Go? // Gorbachev'я ilew Thinking.Ргояресtn for Joint Ventures. - 'Jumbridf-o, 1948. - P.69-96.; £нгзль К. Псо^нло С шг|ш //Знамя. - IF92. - Ji I. - G.20S.

2 Иванова ii. Русски,! вопрос // Зна.мч. - - ? I, - С. 191-ИС4; Славики Б. Гражданское оо^естьо ил; гражданский во.'!на // 2:".:-ь'.л. - 1С92. - 'л. - 0. И12-225; Согрин fa. Левая, правая где сторона? // Коммунист. - 1990. - 3. - С,33-41; Condoo П., ¡>л-dunov V. The Frontiers of Soviet Culture: Heashing Die ,/ The Harrln.Inst.Forum. - 1488. - Vol.1. - !j.5. - P. 1-8.; ЛоИ Л. Olnor.cat' an-i Soviet Julturn // Probleno of Cocnunlon. - 193?. -Vol.33. - Nov.-Deo. - P. 40-50. s Plttnim H. Гогрпtroika r.nd Sovi. t Ji Itural Politico: Ths Олзе of the Majority Literary Jourinln // Soviet .j tudies . - 1990. - Vol. 4г. - ii.-P. 111-1 3?.

3 1'апесоцкий А.С., ОаЛя А.П. Эта непонятная молодеть: Проблемы не^ор.мяльнкх молодежних объеднне.'иЯ. - М. .ISC0. - 221с.;

тпп п., Olcott М. Youth Culturo in Crlala // Soviet Union/ Union Soviatiqiia. - 1963. - Vol.15. _ :ioo.2-3. - P.245-2G2.

Сбстоятсльпостьи я глубинок отличаются публикация К.С.Кони, Ильинского, поскнцелкке молодежной культур®, становлению г/олодого человека в социуме^.

Альтернатаьо& едипсгаонаой общественной организации молом ЬККЦЛ) стало многообразие не<1ормилышх объединений и двюсекя: Причини возникновения неформального движения молодежи проанали; роваш; в исследованиях Ь.О.ЛеьичевоЙ, А.Ь.Громова, О.С.Кузина, Ь.В.Цибултика, Риордака, Т.Фризбл2.

Наряду с социально значимгми объединениями молодежи козни; ют молодежное группы, имешше но.гаишную направленность в уело лх кризисных проявлений в сфсро культуры. Прлчикы этого явленг, раскрываются в работах С. К. Комиссарова и А. ЬМГендрика, Ы.Малют. на, Ё.Старикова, С.Бридаер п др.^.

Проявлением пикономерного усложнения культуры в целом и молодетюй культуры в частности стало развитие отдельных специ ческих субкультур. Ь ряде работ содержится попытка диф^еренцир

1 Кон И.С. НТР и проблем!: социализации молодежи. - Ы. ,1988. -6 Он же, А взрослому легко? // Легко ли бкть молодом. - М. ,198 С. 20-22 ; Илышскцй H.i.í. Молодежь СССР: Новке явления и те аде цШ1 // Ыолодекь-88. - Г.!., 1989. - C.3-II; Он же. Наука о моле хи: обновление исследовательских подходов // Молодэжь-89. ОС ственное положение молоцеки и вопросы молодежной политики в СССР. - С.4-22.

2 Девичева L.C. Самодеятельное ДЕИженяе молодежи в русле грагд с кого диалога // fio кешгеалккм закона;,! улицы ... -

С.29-45; Громов A.b., Кузин С.С. Неформалы: кто есть кто? -1990. - ¿159 е.; Цибульник a.b. Моло~ех-.ь и общество: Соаюл. очерки. - - 175 е.; Riordan J.The Komsomol // Sor

ïouth Cultura. - Indiana, 1969. - P.16-44.; Frieby T. Soviel ï'outh Culture // Soviet ^outh Jultare. - P. 1-15.

3 Комиссаров С. H., £ендрик A.'.;. bo? рождение аде ала. - I.'. ,IS£0. ¿ó 9 е.; Мата tí i н-V.. ¡-.е^ормалк в перестройке: опкт и лерелекти ¡'ного но да но. - .V. ,I£Stí. - С. 210-22?; Стариков 2. Карп: .чал. Знамя. - 19 89. - .'> Ю. - С. 133-162; bridger s. The Rural fot The Soviet Youth Culture. - L., 1989. - P.130-142.

вать слотиоо, ри:«г«гнл9нков iioiwii!« "культура", найти -источники возникновения суокулмуо. Ь i>m'; cu-isn с .-об! .'i интопос прсдст«а.чч-

I

ют работп Т.Л.Голубеьой и Ь.А.Граишг, в когорыл молодежная субкультура рассматривается как псин.тка перестроить ьел систему социализации молодо:?« посредством культур!;. Повизни и актуальность постановка проблеск в исслодоэ-'а.чтвс 1. Л Л'одусю вой зиктачл-ется в тш, что культура из второстепенного фактора формирования социальных установок прекращается в основополатакииП.

Приметой времени стfL.no рассмотрение вопросов, связашшх с контркультурой советской молодежи. Отказ от классового подхода, исследований контркультуры в качество одного из многих факторов, способствующих разрушению тоталитарной сг.стсмн, хоракторизуот робота A.C.ййнарлна, П.¡¡сгона, Дж.Буяшелла и др.*"

Составной частью молодеккоЯ субкультурм являетси студанчо-ская культура. Развитие творческой и общественной активности студенчества рассматривается в работе II.Б. Крыловой, в сборнике статей под редакцией Ь.С.Рахмашна, А.П.Дьчкова, Г.И.Горченко, А. И.Стеценко и др., б исследовании И. 11.Борисова, и.Ь.Гусова а Ь. С.Листенгартена3.

1 Си., напр.: Голубева Т.Л. Молодежь и проблема культурной полип- " ки // Г<;олодежь-89. Общественное полеяениа молодое и вопроси

• молодежной политики в СССР. - М.,1909. - С.Ьй-(,'0; Григли Б.Л. Субкультура и ее проявление п молодегшой среде // Обгзстисшшз самодеятельные двпженил: проблем!; и перспективу. - М.,1920. -С. 102-ПО.

2 Паларин A.C. Контркультура - прелточа духовно-этической pciw.» цпи современности // Контр'кудьтури к социальное трансформалпи.-;,!., ]S90. - С. 4; Еап ton 1'. The i'ocJc Wunlc Oomsunity // Sovlot. Youth Culture. - L. , 1969..- P.45-42.; iJmilmcll J, An IntroJuo-tier, tc the Soviet. 'Jynler.o. The Ariver.t, of CiountflroultaPrt чпЗ Subculture 11 olavlo lievl o//. - 1990. - Vol. 49. - !i.2. - I>. 21?. ~ 277.

3 прилова 11.Б. Формирование культурь будущего спсцяелзста: "чтод.

пособий. - .'.I. ЛЬ'РО. - 142 е.; Раз я л тле творческой активности

студентов: спьт проблемн. перспективы / Д.Л.Дьякоп, Г.Ь.Гор-

ченко, А.;:.Ст°пенко и др.; Науч. рад, Б.С.Рахмелян. -.Еороиоу,

1991, - КО е.; Борисов tf.i1., Гусев Ь.В., Лкстенгартеи Ь.С.

,^следование проблем виске;; цколц в Воронежском ушторатотс. -Ьорсне», IbSI. - '.Л с.

к

/!сторлогр'-».::-гасксй вши отсчесаг- -.•.••с ¡; сарубило/ дкто-рат./ри попволяот сделать коде, что' у чу и "о

колит ьарткка'ироияссое демократизеди! -л;,хоеьо.: ;.:п.-ки сгеотско-го об:".'?ст1,а. ••

• .• . Одки'.о яазкдаэсн по теме .дубл-ии^и: гее ко по пучиг5::;!::. '■' чолло;! к«рв юех аспектов духовной :.:г.зшз, осЕоигдт л-л'ль огделып" прослош; итого процесса. . '

• [{ель дпсоерта.члопного ксследу.вшш заклачаотся р. то;:, чюСи ш.'яи;ть слонниз, леодиозиачгл'з, противоречивые продассн Дол.-.оКра-.тмзше» духовно'.;.жизни, происходишь в период 198о-15Эд гг.,. . .обозначить обдио тенделда а в ртом русчс нроалачк пировать псслг-досаняя отечественных ); си1 гдо-американских авторов, сравнив •.оооСйцония и и;годк в дедчх- создшйя объективно;; Хедтшш демократ Ч(,'сп;х процессов г. духоьио;! газш, ' •*..:"•

. Персослихлеш'.е процессов, проасходчсдх в духоьной сфере,,' аепосредст'-сып:!.', образом с&!звно с уточнением кетодологичэсккх. повидай исторлческо;'. науки; Такого рода материал содержится £ исследованиях и статье К. 1.1.¿Жукова, И.Д.Коьальченко, Б.Г.Уоглль-мяцкого, Ъ.7.Ор.чи!ш!::-.ога п др.

[¡еобходшосаь изменении с&\:лх принципов исследования зьру-бедной историографии, отказ от стереотипов в изучении зарубежной ссцлйдыю-кстордчзскол антературм мы находим в публикациях . -. и.Игркцкого, А.. 11. Сахарова н др.2.

1 Куков В.!«. Очерки методологии.истории-. - ¿». - 250 с»-; Ковальченко ¡¡.Д. [«стодь исторического -исследования. - 1.1., 1987. 439 е.; Моглльнлци:;: £.Г. Ьведеике в методологи» истории.

- 17Ь е.; Си к е. и вопросу о теоретико-кетодоЛогячз-ских осноьах немарксистской историографии // Современная зарубежная немарксистская л сгори ограбил, Иритчосии: анализ.' - ы 1989. - С.7-^8; ичкиохюь и!. 1огп.оск методолога: лсторпчеа исследований // Ноайя и Ьовел::!. история. - 1969. - !•■ 3. - С. 0. 91.

2 Игрицки;; Реабилитации советологии // Обществ.наук::. - 1?! .V Ь. - С. 168-184; Сн у е. Советология £ меняются услрвиях // Мировая экон«.-дка и мехдуньр.отношения. - 193В. - 12. - С.Ь: 62; Сахаров А.Н. Советская историография в оценках западных исследователей // Ьестн, А11 СССР. - 1991. - ;; 3. - С. 17-30.

Ъ диссертационной работе автор использовал такпз вйхнеИяив шцзш: исторического исследовиил, как пстср;:?», объективность. -

Современная эпоха крайне* динамична. Ссобу:-о активность духов- . ш «кзнЬ приобрела с начало:.', керестро.:кя. ;.':>ь;ена -¡ась во .много:" . ■мос-Гйра обцества, психологии Агдей, система ценностей. Меняет- • ! полятдческид я горалы»:." климат, Ьрпменснло принципа историз-i г этой'исторической и политической'ситуации означает тонкую id4op8HisJti!X'3 Исторических явлений, стремительно сменчипих друг

га. и апал(з - этих явлений в контексте с существующей в тот а иной мсмепг соц;;альнр-поллгичг;сксй иЗсталоькой.

Ь течение 70-ти лот li&n:: обцестшнп;«. naywi бгли политически 1Г8хкрошя'. На современном этапе историческая наука преодолела ¡нъкнктурность и тотальную идэологиза'у::-:. На пер-ь'Я план выдви-1этся принцип объективности. Оч требует соотнесения различнкх, »рой взаимолсклочаккис концепций, непредвзятой их оценки. Объек-:вность - это уважительное отношение к фактам независимо от то-I, ь какой мере они впискваятся в концепцию автора.

лак известно, ньучний уровень исторического исследования ео югом зависит от методов, которые избирает автор для работы с ¡рвоисточникши. Кэ многообразия этих методов в настоящем иссде-)вании использйвались следующие:

проблемно-исторический метод (рассмотрение вкделоннкх проблем ьвременной динамике); б) проблемно-аналитический метод (поиск яличнкх точек зрения в единои временной плоскости, сопоставле-е их); е} '..»етод сравнительного анализа (сопоставление подходов глпйскмс, американских и советских исследователей); г) социоло--ческий от год.

Источники исследования. диссертация базируется на лир окси уге источников. Ьа-шым источником для написания диссертации илясь официальные государствсннге я партийные документы: матА-алн Съездов народных депутатов СССР и России, сессий Ьерховко-СоЕета СоСР и России, материал« партийные съездов, пленумов, н;>еренций, отдельные Екступления государдтьенных и партийное цероЕ.

Отдельную многочисленную группу источников представляют блккации периодической печати. Отметим особое значение пресен исследуемый нами период. Б ней содержится оперативная информа-т и фактический материал. Кроме того, в связи со стреиитель-зтью развития процессов обновления в духовной жизни общества

публицистика пергой дагала достаточно полный анализ происходишь перемен.

Определенное место в работе отводится изучению статистичесш данных, характеризуем изменения духовной >:-шзнл советского общества.

Источником явились и материалы социодоглчаского опроса школьной и студенческой молодежи по проблемам молодежной культуры, проведенного автором диссертационного исследования.

Научная новизна диссертации состоят в том, что в ней впервые достаточно полно исследуются процессы демократизации духовной жизни советского общества второй половины 80-х - начала 50-х гг., предпринята попытка выявления закономерностей эволюции духовной кизни на основе комплексного анализа многочисленных источников, а также широкого крух'а отечественной и англо-американской исторической и социально-политической литературы.

Апробация работы. Основные идеи и выводы диссертации были изложены авторш на трех конференциях БИСИ, в трех научных статьях, обсуждались на кафедре политической истории Еоронежского инженерно-строительного института.

Структура диссертации I; ее основное содержание

Структура работы определяется в соответствии с целью и задачами исследования. Она состоит из введения, Трех глав, заключения, списка использованной литературы и источников.

Во введении обосновала актуальность и степень научной разработки исследуемой проблемы, определены хронологические рамки, охарактеризована методологическая база исследования, сформулирована цель работы и ее научная новизна.

Ь первой главе - "Гласность как Еьзхнейший фактор демократизации духовной жизни советского общества" рассматривается становление и развитие процессов гласности как в духовной жизни общества в целом, так и е отдельных ее сферах.

На первых порах гласность рассматривалась преимущественно как политический инструмент, рычаг управления обществом. Б процессе своего развития явление гласности приобретает более объемный характер и становится, неотъемлемой чертой всех сфер жизнедеятельности, и в первую очередь духовной.

К существенным проявлениям гласности в духовной сфере отно-

хся возможность самовыражения и самореализация личности, мак-лалыюе использование ее творческого потенциала, устранение рьеров, препятствующих активности в духовной сфере (политиче-ая цензура и пр.), свободное распространение информации в предз-( я вне пределов государства, открытость различных истопников формации для любого гражданина.

Развитие гласности в стране с 1985 по 1991 гг. прешло несколь-зтапов. Критерием для их выделения является качественный уро-ib состояния демократических преобразований в обществе.

Первый этап - 1985-1986 гг. На зге.м этапе гласность являлась зрее лозунгом, чем реальностью, из-за присутствия цензуры, 1троля за информацией. Б то же время начинается отказ от автогарных методов регулирования культурного процесса..

Второй этап - 1987 - первая половина 1988 г. В указанны! тол процессы демократизации становятся пире и глубже, изменя-:я характер дискуссий, обозначается их острота. Впервые офида->но было зачЕлено о необходимости внедре1шя рыночных отношения, обязательной политической реабилитации жертв сталинских репрес--!, необходимости серьезных исследований в исторической науке, этом этапе начинается пересмотр основных постулатов, затрагя-iiiuix сусшость марксизма. Этот период сеязён с важными событиями штературноЛ жизни страны. Впервые были опубликованы пронэЕеде-I, написанные 10-20 лет назад, не увидевшие свет ранее по-.:а :ткой цензуры.

Третий этап - вторая половина I98S-IS8Î гг. Гласность пришла больший размах. Свидетельством этому явились мероприятия подготовке XIX партконференции и сама партконференции, а ток-I Съезд Народных депутатов. Беспрецедентным событием стала мая трансляция этих ватных политических форумов по радо и екидению. »

Показателем качественно нового уровня развития гласности ло празднование lCOO-летия принятия христианства на Руса.

Б Советском Союзе стала издаваться эмигрантская литература.

Четвертый этап гласности - IS90 - первая половина IS9I г. ти годы бкла создана юридическая основа гласности принятием сна о печати, отменой политической цензуры.

Отмечая несомненные успехи в развитии гласности, мозио зрхдать, что ока имела целкй ряд ограничений, поскольку т;сли— ь и осуществлялась в рамках коммунистической идеологии. Таким

образ::«, гласность, пройдя несколько втипов сг-сего развития, прл:;;ла и противоречие с марксистско-ленинской доктриной, возникла необходимость исмелеиий в идеологии государства, что и произо щло ь августе 1991 г.

Ярким проявлением гласности стало кардинальное обновление средств массовой информации. Пресса стала именно той областью, в которой гласность достигла наивысших результатов. Осноьнши признаками прогрессивных преобразоЕШШП в прессе стали следующие I) разработка тем, находившихся ранее под запретом; 2) возникновение дебатов мезсду различными изданиями; 3) ослабление предписаний политическая и административных структур в адрес прессы при освещении социальных и политических вопросов.

Б условиях неразвитости многих институтов политической системы пресса способствовала складыванию в обществе демократически структур, норм реальной политики.

Важность -функций, выполняемых прессой, особенно на первых этапах развития гласности, подтверждает и внимание к ней со стороны лидеров нашего государства, создание целостной государственной программы, в {соторую бсшш защита прав журналистов, определенная кадровая политика. Это нашло окончательное выражение в принятии Закона о печати.

Одним из серьезных -завоеваний гласности явилось изменение позиции государства до отношению к религии. Возрождение интересе к религии объясняется существованием в обществе идеологического вакуума, а также возрастанием интереса к национальной истории и культуре. Б условиях либерализации духовной жизни советского общества этот процесс приобрел объективный и закономерный характер.

Ъ ходе преобразовательных процессов в стране больпше изменения претерпевают общественно-политическая и историческая науш: Но это происходит достаточно медленно, что объясняется ограничением доступа к полной информация, сохраняющейся зависимостью исторической науки от политической конъюнктуры, некоторым консерва тизмом' методологии.

Во второй главе - "Место и роль интеллигенции в обновлении духовной жизни советского общества" рассматриваются вопросы, связанные с определением основных черт, социального положения интеллигенции, причины широкого участия интеллигенции в лреоЗраз вательиых процессах.

Принципиально ва-хная проблема становления ноеого тина духовности связана с вкявлением социальных слоег, безусловно под-' дер;?НЕаглдих курс на реформирование и участвующих в процессе преобразования духовной жизни.

Наибольшую готовность к восприятии зрелых и глубинных реформ проявляет интеллигенция. Ь советском обществе роль интеллигенции весьма специфична. Ьо-первых, в условиях тоталитарной систем« произошло существенное ослабление интеллигенции и изменение форм влияния ее на духовную жизнь, т.к. лнтеллигенция как носи-, тель передоЕнх форм мысли оказывнлась б оппозиции официальной власти и ее номенклатурных представителей. Ео-вторых, ослабление интеллигенции было связано с политикой ее разобщения, присущей всем баз исключения периодам тоталитарного режим?. .Самым существенным оружием, направленны:.". против Интел'.игенцик; было сильное ограничение сьободы выражения мысли, которая для интеллигенции' является условием ее профессионального и социального функционирования. Ь-треть'их, демократизация духовного процесса Еостребогала к жизни творческий потенциал определенного слоя интеллигенции, до последнего времени пребывавшей е состоянии политической и идейной оппозиции (т.н. дисседенты).

Изучив все мяогоооразие точек зрения по 'поеоду 'определения ■ термина "интеллигенция", ми придерживаемся-позиции, которая предполагает сохранение за этим понятием двойного значения. С одной стороны, интеллигенция - это работник!! умственного труда. С другой - понятием "интеллигенция" определяются люди, обладавшие способностью к интеллектуальному творчеству, высокой нравственность», внутренней свободой, активной жизненной позицией.

Па протяжении долгих лет интеллигенция рассматривалась как социальная прослойка мекду рабочим классом и классом крестьянства. Поскольку интеллигенция не производила материальных благ, то в соответствии с идеологической доктриной не мсгла считаться классом и, следовательно, была лишена политической самостоятельности. Сегодня интеллигенция начинает ощущать себя активном участником . преобразовательных процессов. Ее главнкз социальные и духовные функции такие, как воспитательная, образовательная, а такяа функция нравственной оппозиции государству, чрезвычайно веяны в современном процессе духовного возрождения общества.

Состояние интеллигенции е налей стране во многом определялось отношением власти к интеллигенции. В условиях тоталитарного

государства интеллигенция питалась противостоять диктату, произволу и косности административно-командной системы, этим объясняют ся сложные отношения власти и интеллигенции. Репрессии, высылка за рубеж, принудительное "лечение" в психиатрических больницах нанесли.интеллигенция большой удар. Но, благодаря внутренней свободе, способности философски воспринимать действительность, нравственной стойкости,интеллигенции удалось сохраниться как социальн духовной группе и сберечь духовную культуру общества.

Интеллигенция всегда поддерживала прогрессивные преобразования в обществе. Предвестниками сегодняшних реформ стали шестидесятники хрущевской "оттепели", диссиденты 70-х. Устремление Интел лигенция прошлых десятилетий не могли быть воплощены в кизнь, поскольку нэ имели поддержки со стороны государства. В настоящее время Епервые налицо взаимопонимание интеллигенции и власти.

Это объясняется, с одной стороны, пониманием лидеров государства того факта, что интеллигенция по своей природе является движителем прогрессивных преобразований. С другой стороны - Интел лигенция, являясь поборником перемен, составляет социальную базу поддержки перестройки.

Важным шагом на пути реформирования духоеяой жизни советског общества стали мерь: по возвращению высланной из страны интеллиген ции. Тем самым был сделан ватаый шаг для ликвидации вынужденной раздвоенности русской интеллигенции и воссоздания русской духов-■ ной культуры. Меры правительства в этом вопросе носили половинчатый характер, но они во многом способствовала обновлении духовной сферы.

Показателем существенных изменений политической и духовной жизни в СССР стал приход интеллигенции в политику, это явление объективно и закономерно в момент становления демократических институтов, хотя, по мнению .многих, носят неоднозначный характер.

Б условиях демократизации духовной зшзни советского общества получают развитие различные течения общественной мысли. Б этих условиях определенна;! часть интеллигенции разделилась на' либеральное, п демократическое крыло, возродив в русской культуре традиции западников и славянофилов, что оказало серьезное влияние на преоб разоьательные процессы в обществе.

Несмотря на то, .что'интеллигенция сегодня оказывается перед лицом серьезных противоречий!искушение втастью, коммерциализация науки и искусства, активизация псевдоиятеллигентов), все яе она

способна возродить Россию, вывести ее на уровень цивилизованных стран.

Б третьей главе - "Духовная жизнь советской молодежи: преобразования и противоречия" анализируются проблемы молодежной культуры, причини роста социальной активности молодежи в'исследуемый период.

Одним из аспектов процесса демократизации общества в 19851991 гг. стало обновление духовной жизни советской молодежи.

Тенденции молодежной культуры существенным образом определяются развитием общественно-политической и духовной ситуации б стране. Процессы демократизации духовной ждзни молодежи неразрывно связаны с утверждением прогрессивных демократических процессов, с явлением гласности, плюрализма мнений..

Примером такого рода зависимости молодежной культуры от духовной ситуации в целом является проблема взаимоотношения поколений.

Б настоящее время конфликт поколений рассматривается е новом ракурсе. Англо-американские исследователи, например,■ воспринимают проблему "отцов и детей" через призму идеологических разногла-. сий. На наи взгляд, такой подход несколько односторонен. Проблема взаимоотношения поколеклй' существует не только в области ицсоло-гии, она проявляется в различных сферах. Для нас ва^ен тот вывод, ' что несмотря на все противоречия меяду поколениями, преемственность в общекультурьом плане сохраняется.

Достижению взаимопонимания между поколениями может способст1-вовать целостная государственная молодежная политика с определением на научной основе приоритетов и перспектив развития различных слоев и профессионально-возрастных групп молодежи.

Ь советском обществе на протяжении долгих лет отношения государства с молодежью осуществлялись ь основном на уровне "партия -■ комсомол". Ь этих рамках молодежь играла подчиненную роль. Молодые люди во "второй половине 80 гг. стремятся к самостоятельности , создавая собственные неформальные молодекныз организации и движения, действующ!е в различных направлениях.

Однако при неразвитости гражданского общества, наличии негативных тенденций в с?ере культуры распространенным явлением становятся асоциальные группировки молодом. Главиша причина«» итого явления мы считаем противостояние городской и маргинальной культуры, а так'ке разрыв молодежи с традиционными ценностями

старшего поколения.

Наметившаяся в последние годы тенденция разрыва с идеалами старшего поколения, с одной стороны, носит объективный характер в связи с тем, что каждое новое поколение выдвигает собственную систему социальных и духовно-нравственных ценностей, вызванных к жизни'новым временем. Но, с другой стороны, во второй половине 80-х гг. в сеязи с разрывом традиций и разрушением ценностей-; господствовавши в тоталитарном государстве, образуется своеобразный ценностный вакуум, который молодежь не может заполнить самостоятельно. Из этого обстоятельства следуют большие колебания, сомнения, антисоциальные проявления, чем гто наблюдалось в рамках "стабильного" административно-командного общества."

Подтверждением противоречивости новой молодежной культуры и новых тенденций в духоеной жизни советской молодежи явились результаты опроса, проведенного автором диссертационной работы среди, старшеклассников и студенческой молодежи г.Воронежа.

Ь отличие от бытовавшего долгое Еремя в советской социально-политической литературе подхода к молоде;кной культуре как к единому однородному явлешш, в диссертация рассмотрена духовная жизнь молодежи с точки зрения наличия молодежной контркультуры и субкультуры.

Ь Заключении диссертации подводятся итоги исследования, сфор муляроБШн, основное- выводы и обобщения, вытекающие из содержания работы, манн практические рекомендации.

. Исследование показало, что содержанием духоьной жизни советского общества в 1985-1291 гг. стали глубокие, подчас противоречивые процессы демократизации. Эволюция духовного начала в жкз-. ни общестьа рассматривается как смена приоритетов в подходе ко многим проблемам'общественного развития. При ьсех противоречивых факторах, влияющих на изменения в духовной сфере, удерживается общее напр&Еленле к возрождению утраченных духовных ценностей, к формированию новыхкоторые могут обеспечить динамизм и процветание общества.

На основании комплексного анализа основных тенденций развития духовной жизни диссертант предлагает следующие научные, учебно-методические и практические рекомендации. Следует продолжить и углубить анализ проблем, связанных с изучением всех направлений демократизации" духоьной жизни ооцества, в том числе и в периоды, выходящие за ралки нашей работы. Было бы полезно продолжать традиции "круглых столов" с участием з&рубенных

пециалистов по проблемам истории культуры я современного разш-ия духовной жизни российского общества.

Результата научно-исследовательской работы в данном направ- . ении можно' использовать при чтении лекций и проведении семинар- . ких занятий по истории, культурологии и,политологии, особенно а гуманитарных факультетах технических вузов,. .Для усиления зф-' ективнооти работы учреждений культуры, а также воспитательной аботн е вузах, 'техникумах, школах необходимо постоянное изуче-ие общественного мнения и, в перЕую очередь, по отношению к фере культуры и тем процессам, которые происходят в современном • бществе.

По теме.диссертации ,опубликованы,следующие работа:

1. Лютых A.A., Голубева М.С., Якуикина Ы.И. Проблемы перетройки учебно-воспитательного процесса на кафедре политической -стории Воронежского инженерно-строительного института // Дера-тройка учебно воспитательного процесса в вузе: опыт и проблемы. ' езиси докладов областной, межвузовской научно-практической нон--еренции. - Воронеж, 1990. - C.I0.

2. Якушкина.Е.И. Вопросы гуманитарной подготовки студентов ехнического вуза // Материалы НТК ЬИСИ, посвященные 60-латяю нститута. - Воронеж, 1991. - С.298. . .

3. Якушкина Е. И.. Англо-американская историография о состоянии оветской исторической науки (I985-I99I гг.) // Сборник статей спирантов и соискателей / Материалы 47-ой-научной конференции,-оронея, 1992. - С.25-26.

I

¿J^f1—

Заказ 177 от 11.05,93 г. Тир. 100 экз.- Оорэдт 60x30 1/IG. Офсетная лаборатория ВГУ.