автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Общее и особенное в государственной политике демократизации культуры в СССР и Гвинее-Бисау

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Да Кошта Педро
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Общее и особенное в государственной политике демократизации культуры в СССР и Гвинее-Бисау'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Общее и особенное в государственной политике демократизации культуры в СССР и Гвинее-Бисау"

ЮСкЬвШЙ ОЩВНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ ШВОЖЕИ И ОЩЯА 1ШОШГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСЗЩРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ишне Г13 ЛШНОСОВА

Исторический факультет•

На правах рукописи

ДА ЮШТА ПЩЦРО

ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЖИЖЕ ДЕУО КРАТИЗАДКЯ КУЛЬТУРЫ В СССР И ГЕИНЕЕ-ШСАУ

Специальность 07.00.02.- Отечественная исторжя

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Москва - 19Э2

Работа выполнена на кафедре Отечественной истории XX века исторического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова.

Научный руководитель - доктор исторических наук,

доцент Л.А.Пинегина Официальные оппоненты- доктор исторических наук,

профессор Ю.С.Борисов кандидат исторических наук, доцент Т.Ю.Красовицкая Ведущая организация - Университет Дружбы народов

имени Патриса Лумумбы, кафедра Истории России. ^ Защита состоится "<£р " 1992 г. в час.

на заседании специализированного Совета К. 053.05.27 по защите кандидатских диссертаций по Отечественной истории при Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова.

Адрес: Москва, Ленинские горы, 1-й корпус гуманитарных факультетов МГУ, исторический факультет, 5-й этаж, аудитория 1Р 550.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки 1-го корпуса гуманитарных факультетов МГУ.

Автореферат разослан "_" _ 1992 года.

Ученый секретарь Специализированного совета, кандидат исторических наук,

Доцент Л.Г.Кислягина

- 3 -

" I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОШ

" ' Актуальность исследования. Демократизация культуры выдвигается сегодня мировой общественностью в качестве одного из важнейших направлений культурной политики всех государств. Б Декларации 126 стран-участниц Всемирной конференции по политике в области культуры (Мехико, 1982 г.) отмечалось в этой связи: "Культура исходит от всего общества и должна возвращаться к нему: ни создание культуры, ни использование ее благ не должно быть привилегией элита. Культурная демократия основывается на максимально широком участии человека и общества в производстве продуктов культуры, в процессе принятия решений, затрагивающих культурную жизнь, в распространении и использовании культуры"^. Проводимое по решению ЮНЕСКО Всемирное десятилетие развития культуры (1988-1997 г.г.) имеет своей главной целью демократизацию культурной жизни всех стран и народов.

Проблема демократизации культуры особенно актуальна для развивающихся государств Африки. По данным Всемирной конференции "Образование для всех" (Дхомтьеи, 1990 г.) сегодня в мире насчитывается 960 млн. чел. полностью неграмотных взрослых, 32 млн. чел. функционально неграмотных, около 100 млн. детей школьного возраста на посещают школу, 100 млн. детей и взрослых не завершают курса базового образования. Примерно 2/3 из них - жители африканского континента^.

1 Культуры. - Париж, ЮНЕСКО. 1984. т. С.80. Перспективы. Вопросы образования. - Париж, ЮНЕСКО, 1991. Р4. С.115.

После достижения независимости освободившиеся страны Африки пошли по пути политического и экономического развития в единодушном стремлении к социальному прогрессу. Многие из них, под влиянием идей социалистической революции в России, провозгласили некапиталистический путь развития. Официальные правительственные программы культурных преобразований в этих странах, в частности, программы развития народного образования, были ориентированы на соответствующую советскую программу. К числу таких стран относится Республика Гвинея-Бисау - небольшое государство в Тропической Африке, завоевавшее независимость в 1973 г.

Вопрос об общности культурных процессов в различных странах приобретает особое значение в связи с расширением международных связей, вовлечением во всемирный культурно-исторический процесс населения ранее периферийных районов мира, значительными социально-культурными изменениями, затрагивающими практически все стороны общественной жизни государств и народов.

Предметом исследования диссертации является изучение тех общих демократических процессов, которые происходили в СССР в ходе культурного строительства в первые послереволюционные десятилетия и в настоящее время происходят в Гвинее-Бисау.

Цель и задачи исследования. Цель работы состоит в том, чтобы выявить общие закономерные тенденции процесса демократизации культуры в двух странах - СССР и Гвинее-Бисау, а также специфику этого процесса в каждой из них, обусловленную такими факторами, как уровень социально-экономического развития, исторические, социально-политические условия, этнический состав населения и т.д.

В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи:

- определяются основные направления государственной политики в области культуры;

- анализируется практический опыт реализации этой политики в совокупности его положительных и отрицательных сторон;

- рассматриваются формы и методы осуществления культурных преобразований в СССР, которые могут быть использованы другими странами, в частности, Гвинеей-Бисау;

- на осноЕе анализа советского опыта выявляются нерешенные проблемы развития культуры и образования в африканских странах, определяются факторы, тормозящие процесс демократизации культуры;

- формулируются теоретические и практические рекомендации, направленные на ускорение социально-культурного, прогресса в Гвинее-Бисау и на африканском континенте з целом.

Хронологические рамки исследования охватывают довоенный период в СССР и период независимого развития в Гвинее-Бисау. Совмещение различных хронологических периодов представляется автору оправданным. Исходными точками служат события, коренным образом изменившие жизнь народов той и другой страны - Октябрьская революция в России и завоевание политической независимости в Гвинее-Бисау. Содержание этих периодов включало в себя не только задачи построения нового общества, но и общедемократические задачи, которые в области культуры были во многом сходными для обеих стран.

Степень разработанности проблемы. В советской историографии демократизации кулмуры следует выделить четыре основных

этапа. Первый-с 1917 г. до середины 30-х годов - отмечен появлением работ в основном пропагандистского и популяризаторского характера, созданных организаторами и активными участниками культурного строительства*.

Многочисленные работы посвящены различным аспектам куль-

2

турных преобразований: ликвидации неграмотности , осуществлению всеобуча"^, пролетаризации высшего образования и роли рабфа-

4 5

ков в решении этой задачи , формированию новой интеллигенции .

Ряд исследований отражает процесс демократизации культуры в национальных районах СССР®.

* Крупская Н.К.Заветы Ленина в области народного просвещения.-М.,1924; Она жз. Вопросы культуры при диктатуре пролетариата. -М.-Л., 1925; Она.же. Ленинские установки в области культуры. -Ü., 1934; .Цуначарский A.B.Проблемы народного образования. -М., 1925; Бухарин Н.И. Ленинизм и проблема культурной революции // Бухарин Н.И. Избр. произведения. -М., 1988 и др.

о

Бондарев Д.А..Ликвидация неграмотности (цифры, факты, перспективы). -М.-Л.,1929; Бройдо Г.й. В атаку против неграмотности и бескультурья, т М.-Л., 1929; Сталь Л.Н.Итоги и перспективы работы ОДН. -М.,1931; йшскей Л.М. Ликбезпоход сегодня. -М.-Л., 1931; Веселов М.О. 15 лет борьбы за.поголовную грамотность в Московской области. - М.,1932 и др.

о

Бубнов A.C. Всеобщее.начальное обучение и культурная революция. Три речи. -М.-Л.,1930; Козлов В. и йслентьев Н.Комсомол - шеф Всеобуча. - М.,1931 и др.

^ Вихирев Н.В. Рабфаки к десятилетию Октября. - Ы.-Л., 1927.

с

" Луначарский A.B. Об интеллигенции. 41.,1923;.Он же. Интеллигенция в ее прошлом, настоящем и будущем. -М.,1924; Бейлин А.Е.Кадры специалистов в СССР. Их формирование и рост.4U,1935.

А ...

Просвещение национальных меньшинств в РСФСР. -М.,1928; Благо ева С. Культпоход в национальных республиках и областях.41.,1930

Второй этап историографии - середина 30-х - середина 50-х годов - сложный и противоречивый период в развитии советского общества и исторической науки. В обществознании утверждается схема сталинского "Кратного курса истории ВКП(б)". Из исторических работ уходит роль народных масс как субъекта культуры, происходит отказ от понимания культурной революции как широчайшего и глубокого, подлинно демократического преобразования всей духовной жизни общества, исследователями полностью игнорируются факты и явления, свидетельствугг$ие о серьезных деформациях в развитии культуры: репрессии в отношении деятелей литературы и искусства, уничтожение исторических, памятников по идеологически)» мотивам, распродана и вывоз за рубеж уникальных национальных ценностей, унификация творческого процесса на основе утвераде-ния в качестве обязательного метода социалистического реализма и т.д.

В то же время в этот период происходит накопление нового исторического материала, расширяется источниковая база и тематика исследований, значительно увеличивается число публикаций по интересующей нас проблематике.

Появляются первые обобщавшие работы по истории культурных преобразований в Р05СР и национальных республиках*, а также сводные работа, анализирующие процесс демократизации народного образования и высшей школы в первые три десятилетия советской

* Бельковкя ,Н. Социально-культурное строительство в РСФСР. - П., 1938; ®ряд Л.С. Очерки по истории развития политико-просветительной работы в Р1ЖР (1917-1929 г.г.). -Л.,1941; Пгшгаев.Н.А. Культурная революция в Азербайджанской ССР (1920-1940 г.г.).-Бану, 1939; Омельчук ЗДЗ.Развитие социалистической культуры в Молдавской ССР. - Кишинев,1950 и др.

власти*. Необходимо отметить, что большинство работ этого этапа пронизано духом восхваления Сталина, односторонним и схематичным подходом к рассматриваемым проблемам.

В 1953-1956 г.г., после смерти Сталина, предпринимаются первые попытки преодолеть догматические схемы в освещении культурных процессов, раскрыть роль народных масс как творцов культуры, более объективно проанализировать деятельность государст-

2

ва и партии по руководству культурным строительством .

Третий этап в историографии - 1956 г. - середина 80-х годов - начинается после XX съезда КПСС, открыто осудившего культ личности Сталина и поставившего задачу преодоления его последствий во всех сферах жизни советского общества. В исторической науке активизируется разработка проблем развитом и демократизации культуры, резко увеличивается количество опубликованных работ и диссертационных исследований.

Продолжается изучение истории культурных преобразований в СССР по отдельным направлениям - ликвидация неграмотности; развитие народного образования; пролетаризация высшей школы и т.д.

Константинов Н.В., Медынский E.H. Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет. - М.,1943; Иванова А.М. Что сделана Советская власть по ликвидации неграмотности среди взрослых. - М.,1949; Сияецкий А.Я. Профессорско-преподавательские кадры высшей школы. - М.,1950 и др.

о

Городецкий Е.Н.Борьба народных масс за создание советской культуры (I9I7-I920 г.г.) // Вопросы истории. IS54. Р4; Лашин А.Г. Культурно-воспитательная деятельность Советского государства. - М.,1955; Ким М.П. Коммунистическая партия - организатор культурной революции в СССР. - М.,1955.

Среди новых тематических направлений, отражающих процессы демократизации культуры, следует выделить изучение роли рабочего класса в формировании социалистической культуры^.

Обширная историография была создана в этот период по проблемам привлечения старой дореволюционной интеллигенции на сторону советской власти и формированию новой интеллигенции Необходимо отметить, что взаимоотношения пролетарского государства с буржуазной интеллигенцией показаны в этих работах упрощенно и идеализированно, а сложная и трагичная судьба значительной части старой интеллигенции, не воспринявшей идеи социалистической революции, вообще не принимается во внимание исследователями.

С середины 50-х г.г. началось создание обобщающих трудов

о

по истории культурной революции в СССР, во многих из них процессы демократизации культуры нашли достаточное отражение.

1 Культурное творчество народных масс: Сб. статей. -М., 1970; Роль рабочего класса в развитии социалистической культуры:Сб. статей.- М.,1976; Пинегина Л.А.Советский рабочий класс и художественная культура. 1917-1933, - М,,1934 и др.

о

Бардай И.П. Из опыта работы КПСС и Советского государства по созданию кадров советской интеллигенции (1928-1933). -М., 1965; Советская интеллигенция: История формирования и роста.-1917-1955. -М.,1957; Федвкин С.А. Советская власть и буржуазные, специалисты. -М.,1965; Он же. Великий Октябрь и интеллигенция: Из истории вовлечения старой интеллигенции в строительство социализма. -М.,1972; Он же. Партия и интеллигенция.-М.,1983 и др.

3

Кии М.П. 40 лет советской культуры. -М.,1957;.Культурная революция в СССР. 1917-1965. - М.,1967; Ермаков В.Т. Исторический опыт культурной революции в СССР. - М.,1963 и др.

Оценивая в целом обширную литературу, созданную в период с середины 50-х до середины 80-х годов, следует отметить, что сложный и противоречивый процесс культурных преобразований в советском обществе рассматривался исследователями только с положительной стороны - как решающие успехи или полная победа культурной революции в СССР, что далеко не в полной мере соответствовало действительности.

Четвертый этап в развитии историографии - середина 80-х годов - 1991 г. - вошел в историю как курс на обновление и демократизацию всех сфер жизни, формирование многопартийной системы, развитие гласности и плюрализма и внес существенные изменения в развитие исторической науки. Появился целый ряд работ, в которых предпринимаются попытки по-новому осмыслить и оценить Октябрьскую революцию и весь путь, пройденный страной в послереволюционный период. К сожалению, проблемы культурных преобразований на протяжении всего советского периода менее всего привлекли внимание исследователей и подверглись переосмыслению. Можно назвать лишь несколько работ, в которых показано влияние тоталитарной систем?' власти и идеологии сталинизма на развитие литературы, искусства, науки, на духовную жизнь общества в целом*.

Залсуживают внимания два обобщающих труда, охватывающие период с 1917 по 1941 г.г. и рассматривав культуру как системное единство науки, искусства, морали, общественного сознания, просвещения, функционирующих под влиянием определенных со* См.: Зезина М.Р. Складывание командно-бюрократических методов руководства кулыурой.// Режим личной.власти Сталина: К истории формирования. -М., 1989; Белова Т.В. Культура и власть..-М.,1991; Наше Отечество: Опыт политической истории; Ч.П. Гл. 8. - М.,1991.

циально-политических условий 1. Особый интерес для исследуемой проблей представляет монография "Советская культура в реконструктивный период", в которой анализ негативных тенденций, про-явивпихся в развитии культуры в рассматриваемый период, связывается автореци с глубинтгл! процессами в политической жизни общества.

Анализ современного состояния литературы позволяет сделать некрторнэ выводи: в историографии нот обобщавших работ по демократизации культуры в СССР; слабо отражено участие народных масс з создании духовных ценностей; всестороннее исследование процесса демократизации культуры в совокупности его достижений, негативных тенденций, огабок и уроков только начинается.

Полностью отсутствуют также советские исследования об использовании опыта культурного строительства в СССР африканскими странами (в частности, Гвинеей-Бисау). Несмотря на наличие целого ряда работ по проблемам культурных преобразований в освободившихся странах Африки ни одна из них не исследует специфику этих процессов в странах Тропической Африки^.

* Великая Октябрьская социалистическая революция и становление советской культуры. 1917-1927. - М. ,-1985; .Советская культура в реконструктивный период. 1928-1941. - М., 1988.

л Африка: культура и общественное развитие. - М.,1984; Культура и политика в странах. Азии л Африки. - М.,Л98б; Культура в -странах Азии и Африки: вопросы теории и практики. - М.,1989; Африка: культура и общество..- М.,1990; Современная Африка: Итоги и перспективы развития. Идеология и культура. - М., 1990 и др.

3

Первой попыткой исследо'вать эти проблемы является диссертация Мафуа Нельсона-Клемена "Роль культурных преобразований-в. социальном переустройстве стран Тропической Африки в 80-х годах (на примере.Конго)". - М., 1991.

- 12 -

В самой Гвинее-Бисау историческая наука находится в стадии становления. По интересующей нас проблематике вышла лишь одна небольшая работа Ф. де Мащедо "Образование в Республике Гвинея-Бисау. Прошлое, преобразования в настоящем, перспективы на будущее" в которой анализируются изменения в сфере образования, произошедшие в первые годы независимости.

Таким образом, актуальность проблемы, а также отсутствие в советской и зарубежной историографии работ, сравнивающих процессы демократизации культуры в СССР и Гвинее-Бисау, предопределили выбор автором темы диссертации.

Теоретическую основу диссертации составили советские и зарубежные историко-философские исследования, материалы всемирных и международных конференций по проблемам культуры и образования, а также работы классиков марксизма-ленинизма, труды и речи основоположника ПАИГК, лидера национально-освободительного движения Гвинеи-Бисау Амилкара Кабрала, партийные документы обеих стран, в которых рассматриваются вопросы культурных преобразований, преодоления социально-культурной отсталости.

Источники исследования. Диссертация опирается на ряд традиционных советских источников, а также на впервые вводимые в научный оборот документы и материалы государственных учреждений и исследовательских центров Гвинеи-Бисау.

Широко использовались документы советского правительства и коммунистической партии, опубликованные в специальных темати-

^ F. de Ыасево. A Educacao аз RepubtLca da Guine-BLssau. O passaáo, as iransformacoes presente, as perspecüwas do juturo. - Bissau. 1978.

ческих сборшках*, литературное наследие деятелей советского государства, непосредственно руководивших культурным строительством^. Привлечен широкий круг справочных и статистических мате-

о 4 5

риалов как по СССР, так и по странам Африки, советские и зарубежные периодические издания

1 Декреты Советской власти. Т.т. 1-9. - М.,1957-1978; КШС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. (18981986). - 9-е изд. - Т.т.2-5. - М.,1983-1986; Культурное.строительство в РСФСР. I9I7-I927: Документы и материалы. Т.т.1,2. -М.,1583-1986; Культурное строительство в СССР. I9I7-I927: Разработка единой гос. политики в области культуры: Документы и материалы. - М.,1989 и др.

о

Луначарский A.B. О народном образовании. -И.,1958; Он же..Почему нельзя верить з бога? Избр. атеистические произведения. М.,1965; Луначарский A.B. о воспитании и образовании. - М., 1976; Крупская Н.К. О коммунистическом воспитании. - li.,I963; Она же. О самообразовании. - М.,1960; Статьи и речи А.С.Бубнова о народном образовании. - М.,1959.

3 Культурное строительство в СССР. - M., 1940, 1956; Народное образование, наука и культура в СССР. - M., 1971, 1989 и др.•

4 Африка: Зщиклопед. справочник. -Т.т.1,2. - М.,1985-1987;.Африка в цифрах: Справочник. - И.,1986: Страны Африки: Полит,-экон. справочник. - М.,1988; Республика Гвинея-Бисау: Справочник. -М.,1990 и др.

g

Азия и Африка сегодня; Восток. Афро-азиатские общества: история и современность; Народное просвещение; Народы Азии и Афри- . ки; Работники просвещения и др.

6

Культуры. - Париж,ЮНЕСКО; Перспективы. Вопросы образования. -Прриж, ЮНЕСКО; Wo Pintcha ("Вперед"); О Militante ("Активист") и др.

Исторические источники по культурному строительству в Гвинее-Бисау, з силу отсталости страны, не были столь многочисленными. Однако диссертант попытался привлечь те не группы источников, что и по СССР: официальные правительственные документа и документы ПАИГК*, речи Президента страны Ж.Б.Виейра, документы и материалы Министерства образования Гвинеи-Бисау, получен-

2

ные автором в этом ведомстве . Был проведен такие сбор материалов в посольстве Республики Гвинея-Бисау в СССР, в Государственном комитете образования СССР, в Институте Африки АН СССР, в секторе Африки Университета друдбы народов им. П.Лумумбы.

Научная новизна диссертации. Поставленная в работе проблема до сих пор специально не рассматривалась ни в советской, ни в зарубежной историографии. Новизна ее постановки заключается в том, что автором подвергнуты историко-сравнительному анализу процессы демократизации культуры в двух совершенно различных

^ CONSTUUTCAO DA REPUBLICA DA GUINE-BISSAU. 1973,1984; RELATO-RIO APRESENTADO A 2a REUNI АО ORDINARIA DA 3a LE.GI SLATURÁDA ASSEMBLE/A NACIONAL POPULAR PELO PRESIDENTE DE GUlNE-BISSAU SOBRE O ESTADO DA NACAO■ 1990; Л CONGRESSO EXTRAORDINARIO 00 PAICC. (DISCURSO DO SECRETARIO GERAL DO PAIGC NA Ш RtUNt АО ORDINARIA DO COMITE CENTRAL 1-94990; PROGRAMA DO PARTIDO PAIGC. 1978; 1984; RESOUICOES GERAIS DO Ш CONCRESSO DO PAICC. 1077; RESOLUCOES GERAIS DA Ж REUNI АО ORDINARIA DO COMITE CENTRAL DO PAIGC; RELATORIO DO COMITE CENTRAL APRESENTADO АО И CONGRESSO EXTRAORDINARIO PELO SECRETARIO GERAL DO PAICC. го. 25. 1991.

ANUARIO ESTATIST/CO DA EDUCACAO ; МАЮ. 1988; CONSULTA ANUAL. ACORDO 1989-1990. MINISTERIO DA EDUCACAO ASDI.1989; MINISTERIO OA EOUCACAO. DIRECOAO. GERAL DE QLAHIFI CACAO £ FROJECECTOS. 1990; HISSAO OE AVAL!A CAO DO APOLO SUECO АО SECTOR OA EOUCACAO NA GUINE-BISSAU ENTRE 1938, INSTITUTO NACIONAL DE ES7UDOS £ PTSCUISA (INEP).RELATORIO DE ACTIVIDADES. 1988.

регионах, не имеющих между собой ничего общего ни в географическом, ни в экономическом, ни в исходном культурном планах, и протекающие в различные исторические периоды - в СССР и Гвинее-Бисау. С этой целью впервые проведено комплексное изучение развития культуры и образования в Гвинее-Бисау в период после достижения независимости, введен в научный оборот достаточно вирокий круг зарубежных источников и литературы.

Особенностью работы является то, что диссертант не только предпринял попытку теоретически обосновать общую линию государственной культурной политики двух стран, но и показал возможность использования известного положительного опыта культурного строительства в СССР в совершенно других исторических условиях, в частности, в Гвинее-Еисау.

Практическая значимость исследования. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при решении теоретических и практических проблем культурных преобразований з развивающихся странах Тропической Африки и прежде всего в Гвинее-Бисау.

Основные выводы и идеи работы могут найти применение при подготовке лекционных курсов и учебных пособий по истории Тропической Африки и ГЕинеи-Биоау, при чтении спецкурсов по истории африканской культуры, по проблемам культурного строительства в развивающихся странах.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите кафедрой Отечественной истории XX века исторического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова.

Объем и структура работа. Диссертация состоит из введения,

трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения, приложения и списка использованных источников и литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, анализируется степень ее разработанности советскими и зарубежными исследователями, определяются цель и задачи исследования, дается характеристика источниковой базы и теоретической основы работы, определяются хронологические рамки исследования.

В первой главе "Демократизация культуры - исходный рубеж культурной революции в СССР и культурного возрождения в Гвинее-Бисадг" * рассматриваются две взаимосвязанные проблемы: I) определяются основные направления государственной политики демократизации культуры в СССР и Гвинее-Бисау; 2) анализируется решение проблемы культурной преемственности в контексте этой политики. .. .

Автор исходит из того положения, что начало процессам демократизации культурной жизни в обеих странах было положено событиями, коренным образом изменившими жизнь народов - Октябрьской революцией в России и завоеванием политической независимости в Гвинее-Бисау. Анализируя широкий круг источников, диссертант показывает, как в первые послереволюционные годы закладывались правовые основы демократизации культуры в Советской республике: гарантия равных прав на образование и культурное развитие всем гражданам, независимо от социального происхождения, национальности, пола, отношения к религии.

Как в этой главе, так и в последующих в задачу диссертации не входит воспроизведение всех аспектов данной проблемы:.речь идет о сопоставимых с Гвинеей-Бисау культурных процессах.

- 17 -

Особое внимание в диссертации обращается на национальные аспекты культурной политики советского государства, в частности, на политику выравнивания культурных уроЕной народов СССР, основанную на бескорыстной помощи более развитого народа, прежде всего русского, жителям национальных окраин, в силу исторически сложившихся обстоятельств отставших в своем культурном развитии.

Значительное внимание уделено процессу.формирования новых органов по руководству культурным строительством. В главе подчеркивается, что структура этих органов сразу же формировалась как партийно-государственная. Это о.бстоятельстзо объясняется тем, что в политической системе советского общества коммунистическая партия выступала руководящей и направляющей силой. Партийное руководство предопределило сложный и противоречивый характер процесса демократизации культуры в СССР. С одной стороны, именно коммунистической партией, В.И.Лениным были разработаны и возведены в ранг государственной политики требования широкой демократизации культурной жизни общества; с другой стороны, большевистской партией была выдвинута идея классовой борьбы в области культуры, введен жесткий идеологический контроль за деятельностью учреждений культуры и образования, средств массовой информации, за творчеством писателей, художников, музыкантов. С конца 20-х годов, с установлением реззша личной власти Сталина, характерными черта»« деятельности партийно-государственной системы становятся административно-командные методы руководства культурой, грубое вмешательство б художественную жизнь. Все это крайне пагубно отразилось на развитии советской культуры 30-х годов и последующего периода.

- 18 -

Сравнивая основные направления государственной политики демократизации культуры в СССР и Гвинее-Бисау, автор выделяет целый ряд общих моментов: создание экономических предпосылок демократизации культуры путем национализации всего культурного достояния страны и превращения его в собственность государства и всего народа; формирование правовых основ демократизации путем законодательного обеспечения равенства граждан во всех сферах общественной жизни; формирование новых органов управления культурой и образованием, способных проводить в жизнь государственную политику демократизации культуры; определение в качестве важнейших задач культурной политики ликвидации неграмотности, введения всеобщего школьного образования, создания необходимых условий для приобщения народных масс к культуре и образованию.

Особенностями Гвинеи-Бисау, влияющими на разработку и осуществление государственной политики демократизации культуры, являются крайняя экономическая отсталость, ухудщ^ицееся экономическое положение страны и всего региона, зависимость от финансовой помощи международных организаций и индустриально развит тых стран.

Во втором параграфе данной главы исследуется использование культурного наоледия прошлого в процессе демократизации культуры обеих стран. В диссертации подчеркивается, что одним из наиболее сложных аспектов этой проблемы в СССР являлоя вопрос о взаимоотношениях нового пролетарского государства-со старой интеллигенцией. Автор считает, что применение командно-бюрократических методов, административного нажима по отношению к буржуазной интеллигенции привело к значительному разрыву с культурой прошлого, к нарушению преемственности между двумя поколе-

ниями интеллигенции - новой советской и старой дореволюционной.

Рассматривая решение проблемы культурной преемственности в Гвинее-Бисау, диссертант обращается к теоретическому наследию основоположника ПАИГК Амилкара Кабрала, дает характернотику основных концепций культурного национализма, получивших распространение во многих африканских развиваицихся странах и препятствующих полноценному освоению мирового культурного наследия, анализирует ошибки, в частности, отказ от сотрудничества с португальскими специалистами в первые годы независимости.

Вторая глава - "Демократизация процесса распределения культурных ценностей в СССР и Гвинее-Бисау" состоит из трех параграфов, в которых исследуется блок проблем, связанных с ликвидацией неграмотности в той и другой стране, организацией школьного образования, демократизацией системы высшего и среднего специального образования.

Ликвидация массовой неграмотности рассматривается как задача предоставления всему населению возможности сознательно участвовать в преобразовании социально-экономической и политической жизни страны. Особое внимание уделяется опыту ликвидации неграмотности в национальных республиках и областях СССР, исходя из того, что эти регионы имели примерно те же исходные данные, что и развивающиеся страны Африки: уровень неграмотности взрослых более 90#, сплошная неграмотность среди женщин, отсутствие письменности у десятков народов, отсутствие национальных учебных заведений и преподавательских кадров и т.д. Внимание исследователя привлекает также деятельность добровольных массовых организаций по борьбе с неграмотностью в СССР.

Анализируя причины медленного сокращения доли неграмотных в Гвинее-Бисау и других африканских странах, автор ввдедяет целый ряд объективных и субъективных факторов/ К первой группе отнесены высокие темпы естественного прироста населения, ухудшение экономического положения страны и, как следствие этого, сокращение государственных субсидий на нужды образования, слабая материально-финансовая база ликвидации неграмотности. Ко второй группе факторов.отнесены нестабильность политического положения в отране, нерешенность проблемы письменностей местных языков, отсутствие государственного планирования и регулярного статистического учета при осуществлении мероприятий по борьбе с неграмотностью. В диссертации формулируются те направления работы, которые будут способствовать скорейшему преодолению массовой неграмотности з африканских странах.

Во втором параграфе анализируется государственная политика обеих стран в области школьного дела, выявляется демократическая направленность школьной реформы .как в той, так и в другой стране. Эти процессы рассматриваются не только через призму количественного роста числа школ, учителей и учащихся, но и через анализ недостатков, ошибок и негативных тенденций в государственной политике развития образования в СССР и Гвинее-Бисау.

В заключении параграфа автор определяет основные демократические принципы строительства новой системы народного образования в обеих странах:

-. государственный и светский характер образования;

- всеобщность, обязательность и бесплатность образования;

- гарантия равных прав на образование мужчинам и женщинам;

- разное право на образование для представителей всех рас и национальностей;

- 21 -

- тесная связь школы с задачами общественного развития.

В третьем параграфе главы рассматривается целый комплекс вопросов, связанных с демократизацией системы высшего и среднего специального образования. Анализируется противоречивый характер Лгалитики советского государства, выдвинувшего, с одной стороны, принцип демократизации высшей школы, с другой стороны - принцип классового отбора поступающих в вузы. Пролетаризация Еысшей школы, осуществлявшаяся через специально созданную систему рабфаков, командирования на учебу по путевкам партийных и комсомольских ячеек, профсоюзных организаций, изменила социальный состав студенчества в пользу представителей рабочего класса и крестьянства и решила важную социальную задачу - ликвидировала привилегии представителей высших слоев дореволюционного общества на получение высшего образования. В то же враля массовая пролетаризация вузов на некоторое время значительно снизила качество подготовки будущих специалистов.

Диссертант считает необходимым изучение и использование африканскими странами опыта СССР по созданию системы высшего и среднего специального образования у ранее отсталых народов национальных окраин, опыта вовлечения женщин в вузы и техникумы.

Особое внимание обращается на нерешенные проблемы в области высшего и среднего специального образования в Гвинее-Бисау -отсутствие высших учебных заведений в стране, узкую сеть средних специальных учебных заведений (особенно педагогического профиля), низкий уровень охвата детей и подростков полной средней школой и, как следствие этого, сокращение социальной базы поступающих в вузы и др.

Автор рассматривает также общие для всех стран африканско-

го региона проблемы развития высшего образования: необходимость африканизации всей системы образования (включая вузы и техникумы) и отказа от западных моделей высшего образования; перестройка структуры вузовского образования в пользу увеличения доли естественнонаучных и технических специальностей с учетом потребностей каждой конкретной страны; создание региональных центров по подготовке специалистов высшей и средней квалификации.

В заключении главы выявляется целый ряд общих моментов, характеризующих демократизацию процесса распределения культурных ценностей в СССР и Гвинее-Бисау, подчеркивается, что оба государства не только провозгласили равные права для всех граждан на получение образования, но и стремились создать реальные условия для реализации этих прав путем развития массовых бесплатных видов образования.

В третьей главе диссертации - "Демократизация процесса Производства духовных ценностей в СССР и Гвинее-Бисау" - внимание автора сосредоточено на двух аспектах этой достаточно широкой и многовариантной проблемы:- формировании новой интеллигенции и развитии творческой самодеятельности .масс.

В первом параграфе данной главы определяются главные направления, по которым шло формирование кадров новой интеллигенции: I) привлечение на сторону новой власти старой интеллигенции; 2) подготовка новых кадров специалистов через систему высшего и среднего специального образования; 3) выдвиженчество.

Анализируя практику выдвиженчества в той и другой стране, диссертант отмечает, что она сыграла важную роль в решении кадровой проблемы, но в то же время отмечена целым рядом негатив-

ных черт: низкий образовательный уровень выдвиженцев, некомпетентность, развитие бюрократизма з госаппарате и т.д.

Исследуя опыт СССР по подготовке новой рабоче-крестьянской интеллигенции, автор вновь акцентирует внимание на решении этой проблемы в национальных регионах и выявляет различные формы помощи народам национальных окраин со стороны центра - Российской Федерации.

При характеристике процесса формирования многонациональной советской интеллигенции подчеркивается, что опыт СССР имеет и ярко выраженные негативные стороны - репрессии в отношении интеллигенции в годы сталинского режима.

В диссертации показано, что формирование новой национальной интеллигенции для Гвинеи-Бисау осложнено отсутствием собственной системы высшего образования и осуществляется: за рубежом, в значительной степени за счет помощи Советского Союза, подготовившего за годы сотрудничества 1251 специалиста для этой страны

В заключении параграфа анализируются те проблемы и трудности, с которыми сталкивается гвинейское руководство при подготовке национальной интеллигенции: низкий уровень школьного образования в Гвинее-Бисау, влияющий на дельнейшее обучение молодежи; формирование кадров по количественному принципу, без учета специфики страны и стоящих перед ней конкретных социально-экономических и культурных задач; подготовка "лишних" образованных людей за границей; проблема рационального использования подготовленных кадров в стране и др.

1 Данные получены автором диссертации в Управлении подготовки иностранных специалистов Государственного Комитета по народному образованию СССР (на 29.ЛЛ991 г.).

Во втором параграфе главы раскрывается процесс демократизации производства духовных ценностей в обеих странах через самодеятельные творческие организации трудящихся, которые всемерно поддерживаются и поощряются государством. Автор показывает, что развитие самодеятельности в СССР дало возможность миллионам рабочих и крестьян и их детям проявить свои творческие способности, повысить культурный уровень, приобщиться к профессиональному искусству. В гвинейском обществе народное самодеятельное творчество было направлено прежде всего на возрождение африканской культуры и традиций и способствовало духовкой деколонизации народа.

В Заключении диссертации автор подводит итоги исследования, формулирует практические рекомендации, направленные на ускорение социально-культурного прогресса в Гвинее-Бисау и странах Тропической Африки.

В Приложении приводятся таблицы, содержащие количественные и качественные характеристики процессов ликвидации неграмотности, развития системы школьного, среднего специального и вузовского образования в СССР, Гвинее-Бисау и других странах африканского континента.

ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ АВТОРШ ОПУБЛИКОВАНЫ СЛЕДЯЩЕ РАБОТЫ:

1. О некоторых общих чертах государственной политики школьного

образования в СССР и Республике Гвинея-Бисау. - М.,1992.

(1,7 п.л.) - на деп. в ШЮН РАН.

2. Опыт ликвидации неграмотности в СССР и его использование в

Гвинее-Бисау. - М.,1992. (1,2 п.л.) - на деп. в ИНИОН РАН.