автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Деятельность культурно-просветительных учреждений по подъему духовного уровня трудящихся Республики Узбекистан (70-е - 80-е годы)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Деятельность культурно-просветительных учреждений по подъему духовного уровня трудящихся Республики Узбекистан (70-е - 80-е годы)"
министерство высшего и СРЕДНЕГО СШЩАШОГО образования республики узбекистан
ТАШКЕНТСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО ¡КРАСНОГО ЗНАМЕНИ . ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им.В.Й.ЛЕНИНА
На правах рукописи • ЛЕКОМЦЕВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА
деятельность шьотно-просветишьных учреждений
по подъему духовного уровня трудящихся республики узбекистан (70-е - 80-е ГСДН)
Специальность 07.00.02 - Отечественная история
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Ташкент - 1992
Работа выполнена в Ташкентском Государственном институте культуры им.А.Кадыри.
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: К.А.ЛКИЛОВ - доктор исторических наук, профессор, лауреат Государственной премии им.Беруни
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНШ: Р.Х.АМИНОВА - член-корреспондент АН Республики Узбекистан,
доктор исторических наук, профессор М.1/1.БАБАДШЮВА - кандидат исторических наук, доцент
ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: Ташкентский Государственный педагогический институт им.Низами, кафедра истории СССР
Замдиссертации состоится " 92 г
8 /у час, на заседании специализированной совета
К 067.02.11 по присуждению ученой степени кандидата исторических наук в Ташкентском Государственном университете им.В.И.Ленина (700000, г.Ташкент, ул.К.Маркса, 32. ауд.ЗО).
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке университета (вузгородок). ^^
Автореферат разослан " А- рШЬхр^ г.
Ученый секретарь . специализированного совета, кандидат исторических наук,
доцент V/ / С Н.Л.АК0ПЯН
УФ'
т
¿7
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. В современных условиях вопросы формирования личности нового социального типа, обладающей высокими моральными качествами и общечеловеческими ценностными ориентирами, являются актуальной задачей, ибо они непосредственно связаны с коренными преобразованиями в сфере материальной и духовной жизни общества.
Мировоззрения человека зависит от его духовно-соэида-тельной деятельности. Отсюда вытекает необходимость формирования мировоззрения, поиска путей решения нравственных проблем, накопившихся в современном обществе.
Формирование личности человека происходит в процессе усвоения социокультурного опыта: "по каналам социального наследования происходит передача духовного богатства предшествующих поколений, его синтезирование с результатами духовного производства современной человеку действительности. Происходит' не просто информационное усвоение культуры прошлого и настоящего, но и преобразование культурного и художественного опыта в собственное духовнее состояние".*
. Изучая социально-культурные изменения в советском обществе, важно выявить механизм этого процесса, определить в нем роль всех институтов, занятых вопросами воспитания (в т.ч. культурно-просветительных учреждений), как средства, обеспечивающего целенаправленное приобщение людей к общечеловеческим культурным \\. нравственным ценностям.
Анализируя деятельность культпросветучреждений, важно учитывать их социальное назначение и функции - образовательную, воспитательную, организацию досуга, которые тесно взаимосвязаны. Культпросветучреждения призваны содействовать• повышению общего культурного уровня людей , поскольку каждый человек' может и должен постичь меру сроей ответственнгос-
* Роль духовной культуры и искусства в формировании мировоззрения личности / Сост. А.С.ыигунов / - М.: Знание, 1986. -II. 13.
ти в современной жизни, произвести переоценку ценностей и жизненной ориентации, обращаясь к искусству, несущему я себе суммарный интеллектуальный заряд цивилизации. Роль культ-просьетучреждзний в этом, их ответственность велики.
Б настоящее' время каждому совремэнному человеку предстоит осознать меру своей ответственности за судьбы общества. Сохраненное общество сегодня нуждается в личности образованной, .убежденной и вместе с тем активной, постоянно ищущей и умеющей жить и.работать в условиях демократии, хозяйственной самостоятельности трудовых коллективов, в об-, становко экономической, социальной ответственности за всю страну вообще и в частности за самого себя.
Решение этого вопроса, его эффективность во многом зависит от изучения, -анализа; и использования опыта культурно-просветительной работа, осуществляемой а предшествующие (особенно в последние два десятилетия) годы,
Выбор хронологических рамок. Хронологические рамки исследования ограничены 70-80-ми годами. Этот период, по мнению автора, наиболее симптоматичен и отмечен расширением сети культурно-просветительных учреждений республики, некоторым укреплением их материально-технической базы, увеличением числа специалистов в отрасли, определенными сдвигами в культурной жизни. Узбекистана. ¡Вместе с тем застойные явления, имевшие место в экономике и социально-культурной сфере, не могли не сказаться и на деятельности учреждений культуры.
Целью данного исследования стало определение роли культурно-просветительных учреждений.республики Узбекистан в развитии духовной культуры населения республики в 70-80-е годы.
В соответствии с поставленной целью автором были решены слсдукэдио исследовательские задачи:
- раскрыть сущность и специфику социально-экономических условий развития-Узбекистана, оказавших влияние на деятельность культурно-просветительных учреждений по формирований духооного потенциала населения рпепупли.нп;
- показать' количественные И качестчепино изменения,
происшедшие в деятельности кульаурио-проспегительных учреждений в годы исследуемого периода; ' .
- поучить состояние и уровень материольно-твхничвсюго развития культпросветучреждений;
- исследовать состояние системы обраяования и подготовки кадров для системы кулътпро сш гработы;
- выявить и охарактеризовать основные направления развития новых форм культурно-просветительной работы;
- проанализировать состояние .и развитие самодеятельного творчества трудящихся как вадаейшего фактора в формирово,-нии духовной культуры человека; ! '
- определить роль культурно-просветительных учреждении .в утверждении новых обрядов, традиций> ринуалов.
Степень изученности проблемы, В литературе о культуре духовная сфера, ее структура рассматриваются в различных подходах. О одной стороны, процесс развития духовной сферы, анализируется сквозь призму общественного сознания, с-другой стороны, - череп области духовной сферы, с третьей - через духовные потребности общества, с четвертей - через духовную деятельность людей. Каждый из втих подходов имеет свои достоинства, т.к. в конкретной постановке »опроса анализирует сущность и содержание понятия "духовная жизнь".
Многие исследователи* справедливо полагают, что изуч< -нио духовной сферы может и дошло осуществляться в контексте экономической, политической и социальной сфер. В некоторых работах понятия "духовная жизнь" и "духовная сфера".рассматриваются как идентичные. Однако, есть и такие работы,^ где духовная сфера определяется как целенаправленно организуемая обществом жизнь людей, а духовная жизнь - как стихийное распределение ценностей.
Историки, специалисты в области культурного строительст-
* См., напр.: Р о ж и к а' В. П. Введение в марксистскую социологию. -Л., 1%2. -
См.напр.: У л е д о и А. К. Духовная жиань в оЗщестее. - М., 1УЬ0.
1 2 ва обращали внимание как на общие, так и конкретно-частные
аспекты культуры. Авторы показали диалектику развития, сближения, взаимодействия и взаимовлияния.национальных культур, раскрывая культурологические вопросы в тесной взаимосвязи с организацией культпросветработы, управления и финансирования учреждений культуры. Здесь же и вопросы подготовки кадров культурно-просветительной работы.^
В другой группе работ4 вопросы деятельности культурно-просветительных учреждений показываются историками на фоне конкретно-исторической обстановки. В этих работах, изданных в основном до перестройки, показываются "успехи" и "достижения" советской культуры (в т.ч. и в Узбекистане), которые
См.: А ю нольдов А. И. Культура и современность. -м., 19<3; Лукин Ю. А. Ленин и теория социалистического искусства. - Ы.А 1973; Акилов К. А., Pax и м -бабае в а Т. Р. Сближение и взаимодействие культур советских социалистических наций // Общественные пауки ь Узбекистане. -1974. -К II; А р н о л ь д о в А. .И. Социалистический образ жизни и культура. - М., 1976; Б е р д ые в Ш.s Б а % а.л о в У. Учреждения культуры и эстетическое воспитание трудящихся. - Ташкент, I9B4; Коток е к о в Г. Г. Художественная культура народностей СССР.-Диалектика развития.М., 1984; и др. ,
См.: Красильников Ю. Д. Учреждения культуры -опошые базы партийных: комитетов. - М., 1974; Боло т -ни'ко в И. ЬГ. Научное направление культурно-просветительными убеждениями.. - Ы., 1976; Красильников Ю. Д; Партийное руководство учреждениями культуры. - М., 1979; С у н и к В. В. Материально-техническая база и обеспечение учреждений культуры. - И., 1980; А н г а -пов С.,Герштейн А. Управление культпросветуч-режденияни - на уровень новых задач. - М., 1986; Роль культурно-просветительных учреждений в активизации человеческого фактора / Сб. тр. - Ташкент, 1987.
^ См., напр.: Совершенствование подготовки кадров культурно-просветительной работы / Сб. тр. - Л., 1983; и др.
^ См., напр.: С а н г и л о в М. Роль свободного времени в духовном развитии трудящихся республики // Общественные науки в Узбекистане. -1975. -№ I; У к р а и н ц е в В. В. КПСС - организатор культурного строительства в период развитого социализма. - Ы., 1975; Махмудов Т. Н., Юсупов Э. й. К вершинам духовного прогресса. Очерк о развитии социалистической культуры УзССР. - Киев, 1931; Каримов Р. А. Партийное руководство развитием культуры Узбекистана. - Ташкент, 1962; и др.
стали, благодаря "мудрой деятельности КПСС", "партийному руководству культурой", ста "исследовательская" казуистика стала лейтмотивом практически всех исторических сочинений данной проблематики.
Много работ било посвящено проблемам искусства,* роли музеев и театров,^ праздников и обрядов^ в культурной жизни страны и республики. Наряду со многими положительными выводами, работы содержат и ряд неправильных формулировок,.оценок (например, в отношении "общенародных" и "национальных" праздников^), что, в основном, стало благодаря конъюнктурному подходу х проблемам культурного развития (равно как и н ' других направлениях научно-исторической мысли).
Вопросам организации клубной работы посвятили свои исследования П.М.Барский, В.В.Водопьянова и другие исследователи. В.А.Разумный^ рассмотрел проблемы эстетической дея-
См., напр. ¡Ладыгина А, Б., Г р и н и н Б. В. Искусство в системе духовных ценностей. -M., I9S6; Роль духовной культуры в искусстве в формировании мировоззрения . личности / Сост. А.С.Мигунов. - M., 1986; Социализм и проблемы культуры. - M., 1987;. и др.
См.. напр.: Ш а р с е в И. Г. Теа-тр народных масс! - М., 1У78: Культпросветрабста: Опыт. Проблемы. Перспективы. -М<, 198Б; Р у б б . А. Пока занавес закрыт. - M., 1987; Косова И. М. Музеи в культурной жизни края. - М,, 1989; и др.
^ См.: Ее л о у с о в Я. П. Праздники старые и.новые. - Алма-Ата, 1974; Г е н к и н Д, М. весовые'праздники. -М., 1975; M а э а е в А..И. Праздник как социалъно-художеотвеяно с явленна. - М., 1978; Косухина Л. И. Становление новой обрядности в Узбекистане. - Ташкент, 1967; H и г а й С. д. Развитие социалистической обрядности как фактора совершенствования межнациональных отношений в условиях обновления социализма // Общественные науки в Узбекистане. -1990. -№ 2; и др.
^ См., напр.: Белоусов Я. П. Указ. раб.
Б
См.: Барский П. М. Организационные основы деятельности клубов по интересам и любительских объединений. - М., 1983; Водопьянова В. В. Работа клубных учрекде-ний по формированию общественной активности тружеников села. - M., 1983; а также - Б у з л я к о в Н. И., С т у -п а и о в П. И. Планирование развития отраслей культуры. -M., 1971; Некоторые тенденции культурно-просветительной деятельности (На материалах клубных учреждений,1. - №., 1.984: Очерки о клубной работе / Сост. Л,К.Воробьев, В.Н.Гвгин, - №., Т987; и др.
•гельности клубных учреждений.
Появились работы,^" под тем или иным углом зрения рассматривающие вопросы культурного развития села.
В целом историками проводилась большая исследовательская работа по изучению вопросов культурного развития.
Вместе с тем следует отметить, что практически все перечисленные выше работа расснащивали деятельность культурно-просветительных учреждений как Позитивно-прогрессивное явление в общественном развитии, замалчивая те минусовые стороны, которые имелись в предшествующие годы и во многом мешали их качественной и эффективной работе. Это обстоятельство повлияло на выбор тематики и определение содержания данного диссертационного исследования.
Методологической основой исследования явился марксистский принцип истсриэма, объективности истории, новый подход к имеющейся научной литературе, критическое переосмысление правительственных документов и архивных материалов дают возможность. всесторонней оценки культурно-просветительной работы в рассматриваемые годы, показ положительных и отрицательных моментов.
Источниками для написания диссертации стали фонды Центрального Государственного Архива Республики Узбекистан (Фф. 2124, 2467, 2521, 2653, 29В7); текущего архива Республиканского научно-методического центра; Госархива Ташкентской области (Ф. 942); архива Ташкентского областного управления культуры; архива Министерства культуры республики.
Автором привлечены материалы центральной республиканской и периодической печати, статистических сборников и сборников документов, а также общая литература по проблемам
^ Си,: Разумный В. А, Эстетическая деятельность клуба. -М., 1988. •
См.: Эи тух тар о а X. Культура села Узбекистана. -Ташкент, 1977; Культура быта села на подъеме / Отв. ред. И.М.Исаииддинов. - Ташкент, 2981; С а г а й д а ч к а я 3. А. и др. КПСС и культурное преобразование села. - М., 1981; Яремченко Б. Л. Культурные преобразования села в современных условиях (Некоторые методологические проблемы кооперации учреждений культуры). - Киев, 1984;и
др.
культуры и культпроснетработы.
Научная новизна и практическая значимость работы. Данное диссертационное исследование содержит в себе развитие научной мысли о путях, содержании и формах деятельности культурно-просветительных учреждений.
В работе предпринята попытка раскрыть специфику социально-экономических предпосылок, оказавших влияние на деятельность культпросветучревдёний Узбекистана в 70-00-8 годы, показать факторы, обеспечившие действенность их деятельности, а также те качественные сдвиги, которые способствовали духовному развитию трудящихся республики.
Исследуя поставленную проблему под современным углом зрения, автор стремится к объективному показу деятельности гультурно-просветительных учреждений, показывая, наряду с имеющимися положительными моментами, и целый ряд недостатков, которые сказывались на деятельности многих учреждений культуры, в т.ч. и культурно-просветительных.
Практическая ценность работы заключается з том, что материал диссертации может быть использован при создании обобщающего труда о развитии культуры Узбекистана, при чтении лекционных «курсов по историй культуры республики.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на совместном заседании кафедры истории СССР, кафедры культурно-просветительной работы и кафедры режиссуры массовых представлений и народного творчества Ташкентского Государственного института культуры им.А.Кадыри.
Узловые вопросы темы диссертации' были изложены на конференциях профессорско-преподавательского состава ТашГИК им.А.Кадыри (1980-1991 гг.). ■
Основные положения диссертации отражены в публикациях автора. ;. .
Стр-уктура диссертации. Она состоит из введения, Двух глав и заключения. Структура работы определена ее целями, задачами и характером. В конце работы представлен список использованной литературы и источников.
основное содержание диссертации
По введении обосновывается актуальность темы исследования, определены задачи, степень изученности проблемы, научная новизна и практическая ценность, методологическая основа, оговорены объект исследования и источниково-информационная база.
В первой главе - "Место культурно-просветительных учреждений в сфере духовной культуры" - рассматриваются социально-экономические предпосылки развития материально-технической базы культпросвет,учреждений, состояние системы образования и подготовки кадров'культпросветработников.
В повседневной жизни общественные процессы и явления представляют собой единство материального и духовного, составляющее общее понятие культуры. Вместе с тем их соотношение ь различных сферах общественной жизни неодинаково. Речь • идет о. степени, уровне и пропорциональном соотношении духовного при характеристике общественных процессов, в.которых в той или иной мере, в большей или меньшей степени представлена материальная сторона - материальные общественные отноще1шя и материальная деятельность.
Автор, анализируя сферу материального производства в республике е 70-80-й годы, подходит к вопросам социально-культурного развития.
Известно,'что деятельность культурно-просветительных учреждений зависит от состояния их материально-технической оснащенности.
Автор отмечает, что, несмотря на количественный рост учреждений культуры, состояние их материально-технической базы было неудовлетворительным. Одной из объективных причин этого положения стало, к примеру, землетрясение 1966 г. в г.Ташкенте. По заключению специально созданной комиссии здания музея искусств, библиотеки им.А.Навои, Центрального выставочного зала, театра им.Горького, театра кукол, Дома народного творчества подлежали сносу, здания других.культурно-просветительных учреждений планировалось восстановить. Объем
восстановительных работ составлял 2,5 млн.руб.*
Конечно, это отравилось на строительстве учреждений культуры о других городах республики - Длшзакэ, Карши, Са-маркаеде, Термеза, Ургенче и др.т.к. была осуществлена переброска средств с этих объектов на восстановительные работы в г.Ташкенте.
Кроме того, например, в Бухарской области из 26 имеющихся клубов - 20 нуждались в капитальном ремонте,^-4
В Наманганской области из 62 сельских клубов 12 находились в аварийном состоянии, а 50 - требовали капитального ремонта.^ . •
Особенно тяжелое положение складывалось ь деле-обеспечения учреждений культуры (клубов и др.) необходимым инвентарем и оборудованием. Так, на 154 клуба системы Министерства культуры республики имелось лишь 132 радиоприемника, ЗУ киноустановок, 35 радиоустройств, 35 роялей и пианино, 51 аккордеон'и баян. Особенно тяжелое положение сложилось с обеспечением клубов музыкальными инструментами. Здесь имелось всего 9 комплектов для духового оркестра, 9 - для инсг, трументальных ансамблей и 73 - для народных музыкальных коллективов.^ В начале 70-х годов в республике только 60 процентов клубных учреждений располагали зрительными залами (среднее по стране - 91,4 процента), 13 процентов - киноустановками (среднее по стране - 86,3 процента), 4 процента -комплектами духовых оркестров (соответственно 51,1 процента).7
1 См.: ИГА РУ. -Ф. 2087. -Оп. 3. -Ед. хр. 421. -Л. 20.
2 См.: Т а м же. -Ф. 2124. -Оп. I. -Ед. хр. 44. -Л. 1-5.
3 Д а н н н е 1977 года.
4 См.: Текущий архив Министерства культуры РУ (далее - Тек. арх. МК РУ). -Ф. 2437. -Оп. 3. -Д. 4104. -С. II.
5 См.: Там ж е. -Д. 4664, -С. 3. ■. . '
6 См.: 'Гам ж е. -Д. 4664. -С. 3.
7 •/
■ См.: Народное хозяйство Узбекистана / Стат. ежегодник. -* Ташкент, .1977. -С. 2У5.
Например,'в Джизакской области иэ II районов ни один не имел типового здания клуба. Из 91 клубного учреждения лишь 56 имели зрительные залы, в 62 клубах было только 70 комнат для.кружковой работы. 90 процентов учреждений культуры не отапливались й не имели необходимых санитарно-быто-вых условий.*
Во многих учреждениях культуры республики не хватало мебели, инвентаря, оборудования, отсутствовала кино-, фото-, звуковая техника.^
Уже тогда, в 70-е годы, это печальное положение культ- . просветучреждений вызывало тревогу: "размах и содержание культурно-просветительной работы в ряде районов, колхозов и совхозов не отвечали требованиям дня".^
В последующие годы, положение дел стало постепенно меняться в лучшую сторону. Так, к 1985 г. сеть клубов возросла на 210 единиц, парков культуры и отдыха на 16, библиотек -.на 1017, минкультовских музеев - на 9. Произведен капитальный ремонт клубных учреждений на 5,5 млн. руб., библиотек - на 4,5 млн.руб., музеев - на 1,5 млн. руб. Паркам республики было выделено 42 механизированных аттракциона, 40 комплектов "Детских городков" и тл.^
. Всего в системе Министерства культуры республики в 80-е годы насчитывалось 2,6 тыс. клубных учреждений, 2,1 тыс. из которых - в сельской местности; 92 парка культуры и отдыха; более 5 тыс. библиотек.®
Заметные' сдвиги произошли и по областям Узбекистана. Вместе с тем, несмотря на положительные изменения в материально-техническом обеспечении учреждений культуры, финансирование их было явно недостаточным, т.к. действовал так
1 См.: Тек. арх. ИКРУ. -Ф, 2487. -Оп. I. -Е1д. хр. 5433. —С» 13,
2 См.: Тек. арх. МК РУ.'-Ф. 2487. -Оп. I. -Д. 6292. -С. 114. ^ Правда Востока. -1978. -6 марта. ■
4 См.:А р х и в Министерства культуры Республики Узбекистан (далее -АМКРУ). - Ф.- 2487. -Оп. 3. -ЕЙ. хр. 4683. -Л. 32.
® См.: Т а м ' ж е. -Оп. 1. -Цд. хр. 5650. -Л. 109. 0 См.: Т а м ж е.
называемый остаточный принцип финансирования. Да и вниманий к культура, развитию массовых учреждений культуры со стороны советских органов, профсоюзов зачастую было формальным, необязательным. Все это не могло не сказаться на развитии культурной сферы, которая едва ли не единственная кз всех сфер общественной жизни, оказалась неспособной полноценно и современно решать вопросы духовного развития общества, формирования его нравстзенно-етическего климата.
Одним из главных вопросов организации культурно-просветительной работы з республике является подготовка кадров культпросветработников.
В 70-80-е годы подготовкой кедров культуры и искусства в системе Минкультуры республики занимались 25 учебных заведений, из них - 3 вуза, 21 - средне-специальное учебное заведение и одна специализированная с'1удия эстрадного искусства.
Кадры для клубов, дворцов культуры, домов пионеров, руководителей самодеятельности готовили специализированные училища и техникумы, а также открытый в 1974 г. в г.Ташкенте Институт культуры им.А.Кадыри. Помимо указанных учебных заведений, .подготовкой кедров культуры и искусства занимались Ташкентская Государственная консерватория им.М.Аш-рафи, Ташкентский Государственный театралыю-художественннй институт им.А.Н.Островского, а также библиотечный факультет Ташкентского Государственного педагогического института им.Низами (до открытия Инст1!тута культуры).
Открытие Института культуры позволило не только увеличить количество квалифицированных кадров культпросветработы, но и расширить специализацию работников. '
И все же проблема кадров оставалась острой - специалистов не хватало. По итогам проведенной е 1973 г. аттестации работников клубов и домов культуры было установлено, что из 705 работников, подлежащих аттестации, 114 не аттестованы иэ-за отсутствия у них специального образования или необходимого опыта клубной работы.ж
1 Сы.: ЦГА РУ. -Ф. 2487. -Оп. 3. -Цд. хр, 12У0. -Л. 115.
Особенно оогрс стояли вопросы работы с культурно-просветительными кадрами в связи с начавшейся в конце 70-х. годов централизацией вначале библиотек, а затем и клубных учреждений.
В целом, в результате ряда мероприятий, осуществляемые Министерством культуры республики, произошли существенные изменения в кадровом составе культпросветучреждений. Так, уже я 1979 г. из общего числа ыузейньк работников (440 чел.) ■30 процентов имели высшее образование. К этому времени в музеи: Узбекистана работали 2 доктора, II кандидатов наук. Существенно улучшился кадровый состав библиотек. Если в 1975 г. в государственных массовых библиотеках работало 7,5 процента работников с высшим библиотечным образованием, то к 1979 г. их число составило 10 процентов.'''
Посла июньского (1933. г.) Пленума ЦК,КПСС, рассмотревшего вопросы идеологической работы, в республике началась работа по созданию культурно-спортивных комплексов (КСК). Однако, несмотря на хорошую идею, Всесоюзный смотр ИСК 1986 г. выявил целый ряд-недостатков, в т.ч. кадрового характера. Привыкшие десятилетиями полагаться только на свои силы, культпросветучреждения очень осмотрительно и с недоверием шли на контакты с учреждениями искусства, общеобразовательными школами и другими учебными заведениями. На эти трудности указал ЦК КПСС в своем постановлении "Об улучшении использования клубных учреждений и спортивных сооружений" (1985 г.).
Одним кз путей повышения эффективности культурно-просветительной работы в- республике стала система переподготовки и повышения квалификации работников клубов, библиотек, музеев и Др.
В 1971 г. нач&и работать Институт повышения квалификации 'работников культуры Миннультуры республики. Ежегодно в нем проходили переподготовку 300 человек.
1 См.: ЦГЛ РУ. -Ф. 2650. -Оп. I. -Ед. хр. 566. -Л. 98.
Получили распространенно разнообразные курсы за счет культфондов колхозов. Например, при Бухарсксм областном Доме народного творчества, а затем во всех областях республики были открыты постоянно действующие курсы повышения квалификации руководителей художественной самодеятельности.''
Вместе с тем система поишення квалификации имела и свои минусовые стороны. Так, в 1376 г. з Намакганской области планировалось повышение квалификации 82 работников учреждений культуры, фактическое же выполнение этого плана составило 43 процента. План переподготовки и повышения квалификации не выполнили и другие области.2 .'
Решение кадровой-проблемы осложнялось и их текучестью. Так, в 1977 г. в Наманганской области из 14 клубных работников Задарьинского района 9 чел. проработали менее года, в Самаркандской области-те же цифры выразились следующим образом: по клубам - 41 процент, по библиотекам - 23,4 процента,"^ в Ташкентской области - 42 процента, в Джизакской области - из 30 молодых специалистов, представляющих "культурный десант", на несколько лет задержался лишь I специалист.4
Текучесть кадров зависела и от несвоевременного ввода в строй учреждений культуры1 и от необоснованно завышенных зелвок на специалистов, и от непродуманного распределения выпускников учебных заведений, и от плохо налаженных бытовых условий работников культпросве-тучревдений, и от недостаточной профессиональной подготовки в учебных заведениях и Др.5
I
См.: Бердяев Ш. Культурно-просветительная работа в Узбекской ССР (1959-1977 гг.). - Ташкент, 1982. -С. 60.
См.: ЦГА РУ. -Ф. 2487. -Оп. I. -Ед. хр. 4874. -Л. 19.
См.: Тек. арх. МК РУ. -Ф. 2487. -Оп. 3. -Ед. хр. 4568. -Л. 136, 156. *
См.: Культппоеветработа - живое дело // Пюавда Востока. -1980. -19 ноября.
См.: Правда Востока. -1980. -19 ноября; М а в р у л о в А. Перестраиваться, а не ждать // Сельское хозяйство Узбекистана. -1987. -Го 7. -С. 62; ЦГА РУ. -Ф. 24871 -Оп. I. -Ед. хр. 4570. -Л. 13-14, • Д
Одним из путей решения кадровой проблемы с тело обучение з народных университетах культуры. Так, в 1975-1976 гг. по республике насчитывалось.216 университетов, где занималось более.15 тыс. человек. 194 университета были открыты на селе.^
В целом же отбор и подготовка кадров в 70-80-е годы находились на таком уровне, который не создавал необходимых условий ¿¡ля совершенствования работы культпросветучреж-дений, в полной мере не обеспечивал повышения роли культуры и искусства в утверждении в обцест.ве высоких гуманистических и нравственных начал.
Изу1ая в глазе состояние материально-технической и кад-р0Б0й базы учреждений культуры, автор сделан следующие выводы.
Слабая материальная и техническая база, остаточный принцип финансирования учреждений-культуры, строгая регламентация их деятельности не позволяли развернуть в требуемой мере культурно-просветительную и массовую работу, активизировать работу.с населением по месту жительства.
На' качество работы в исследуемый период влияла также и ведомственная.разобщенность культпросветучреждений. Достаточно сказать, что условия труда и зарплата в профсоюзных и государственных, учреждениях были неадекватными.
3 работе с кадрами наблюдался целый ряд нерешенных проблем, главная из которых - это то, что большинство клубных и библиотечных работников не имели специальной профессиональной подготовки. И это влияло на текучесть кадров, особенно в сельской местности.
Система подготовки кедров для учреждений культуры не соответствовала времени. Отсутствовали контакты между учеб. ными заведениями'и культпросветучреждениями, т.е. между теоретической подготовкой и практической деятельностью« В полную меру не .выполняли свои функции'учреждения переподготовки кадров культуры и народные университеты культуры. Сохра-
1 См.:. ЦГА РУ. -Ф. 2487. -Он. 3. -Ец. хр. 4570. -Л. 214.
нялась большая текучесть кадров.
Все это существенно ослабляло функции и непосредственную деятельность культурно-просветительных учреждений и в целом вся культпросветработа значительно, отставала от требований дня.
Во второй главе - "Деятельность культурно-просветительных учреждений по подъему духовной культуры трудящихся" - рассматривался основные направления новых форм культпроеветработы, вопросы раззитил самодеятельного художественного творчества, а также роль кульчфнс-просветительных учреждений по раввктию. новых обрядов и ритуалов.
Во второй половине 70-х годов Министерством культуры республики было разработано предложение о создании з сельских районах крупных объединений культуры по типу межхозяй-■ственньк предприятий - централизованные клубные и библиотечные системы. .
С учетом местных условий в Узбекистане складывались несколько типов'различных комплексов: I) объединение профсоюзных и государственных учреждений культуры и других организаций одного хозяйства, совпадающего по своей территории с границами сельсовета;. 2) межхозяйстьенные объединения учреждений культуры нескольких колхозов и нескольких организаций, входящих в зону конкретного сельского Совета; 3) культурный комплекс на базе одного крупного хозяйства, объединяющего население нескольких сельсоветов.
В республике было создано несколько вариантов комплексов: культурно-бытовые, социально-культурные, культурно-спортивные и др. Каждый район выбирал для себя наиболее приемлемый вариант в зависимости от местных условий.
В диссертации показываются цели и принципы создания культурных и культурно-спортивных комплексов, централизованных систем учреждений культуры. Вообще, новая структура и организация деятельности учреждений культуры должны были повысить эффективность их работы, увеличить'число массовых мероприятий, посещаемость клуббв, парков, музеев, библиотек и А1>.
Наиболее распространенной и совершенной формой объеДи-
нения являлись культурно-спортивные комплексы, которые были призваны решить задачу организации досуга и отдыха трудящихся. * . ' .
За годы X пятилетки в Узбекистане.было создано 170 культурных комплексов, 29 клубных и библиотечных систем, успешно развивались и культурно-бытовые комплексы, число которых, например, в 1982 г. достигло 420.*"
В диссертации рассматривается конкретная деятельность 1ГСК, например, в колхозе "Политотдел" им. Ким Пен Хва, "Ленинский путь" Ташкентской области и др. Так, КСК колхоза им. Ким Пен Хва объединил 5 клубных учреждений, 7 библиотек, 7 общеобразовательных школ, детскую музыкальную школу, 12 полевых станов и "Красных уголков", спортшколу, стадион, 7 спортплощадок. В учреждениях КСК колхоза работал 21 человек.
Средства КСК расходовались на оплату проката инвентаря, приобретение оборудования, аренду автотранспорта, приобретение реквизита, музыкальных инструментов, технических средств, на проведение кассовых мероприятий.^
Параллельно с созданием новых организационных форм кульг-просветучреждений шло совершенствованче деятельности, методов работы. И все же вечера, устные журналы, занятия униЕер- ■ ситетов культуры, другие мероприятия зачастую организовывались по шаблону, без привлечения местного материала, с недостаточным применением изобразительных средств, а потому были скучны и однообразны, что снижало интерес к ним.^
См.:0рганизация работы культурно-спортивных комплексов / Уч. пособие для студентов специальности 'Организатор-методист культурно-просветительной работы". -
2 См.: ЦГА РУ. -Ф. 2484. -Ед. хр. 5448. -Л. 61. '.
3 См.: Р у з м е т о в А., Р у з м е т о в а Г. Активизировать человеческий фактор // Сельское хозяйство Узбекистана. -1986. 9. -С. Ш.
^ Су.: Рузме.тов А. Клуб - опорный центр идейно-политического воспитания // Коммунист Узбекистана. -1986. -№ 9. -С. 65. '
Учитывая это', а тагске с целью выявления и пропаганды передового опыта, оказания помощи и координации деятельности учреждений культуры отраслевым министерством республики в декабре 1982 г. было принято специальное постановление № 14. "О дальнейшем совершенствовании деятельности культурных комплексов республики".
В целом же можно отметить, что создание культурных комплексов стало положительным явлением, т.к. способствовало повышению роли культпросэетучреждений в общественной жизни. Конечно, неординарность процесса становления и развития культурных комплексов обусловила свои специфические противоречия, трудности. Главное здесь, пожалуй, тс, что КСК республики не выполнили до конца своей миссии, т.к..они опирались на устаревшие, изжившие себя методы. А ведь, их создание предусматривало, прежде всего, поиск новых, наиболее эффективных методов культурно-просветительной работы.
Другими словам/, в 70-80-е годы шел процесс поиска новых форм культпросветработы, и в определенной мере они были найдены. Но в .духовном развитии трудящихся их функции полностью реализованы не.были.
Одним из средств приобщения к общечеловеческим культурным ценностям, искусстру является художественная самодеятельность.
В 70-80-е годы особенно был заметен рост кружков художественной самодеятельности при культурно-просветительных учреждениях. Например, в 1965 г. в республике в 1027 кружках участвовали 146,8 тыс.* Динамика роста коллективов художественной самодеятельности положительно влияла на решение задачи массового приобщения к искусству, а также - на расширение культурной сети городов и сел.
В 80-е годы получили распространение и новые виды художественного творчества - цирковые кружки, народные изо- и киностудии, агитационно-художественные бригады, инструментальные и вокальные.ансамбли и др. Особой популярностью ста-
1 См.: ЦГА РУ. -ф. 2487. -Оп. 3.. -Ед.' хр. 1110. -Л.' 28.
ли пользоваться клубы до интересам.
В исследуемый период з республике, наряду с нетрадиционными для местной национальной культуры формами (бальные танцы, любительская фотография и др.), успешно развивались и традционно узбекские - искусство острословов (аския), канатоходцев (дсрбозов). различные виды декоративно-прикладного искусства (золотошвейные работы, керамика, чеканка) и др.
Творческие биографии многих художественных коллективов - "Ёшлик" (Сырдарья), "Бахор" (КироЕский район Сыр дар ь-инской области), "Тзбассум" :(Ферганская область) и многих других начались на I Всесоюзном фестивале самодеятельного творчества трудящихся (1975-1977 гг.). Фестиваль способствовал появлению новых праздников (например, "Санъат байра-ми"). В 1975 г., когда впервые в республике проводился этот праздник, в нем принялотучастие более I млн. чел., а в 1931 г. - 2,2 млн, чел.1
Анализ деятельности самодеятельных художественно-творческих коллективов приводит к выводу о том, что главной задачей самодеятельности стала пропаганда народного искусства, новых видов.творчества.
Конечно, не избежали коллективы художественной самодеятельности присутствовавшей в те годы патетики - "красоты советского образа жизни, раскрытие его неоспоримых преимуществ".^ В репертуаре художественной самодеятельности, как в зеркале, отразился тот духовный мир, та нравстпоино-идей-ная и политическая, обстановка, в которых шло общественное развитие. -
И все же в республике было немало коллективов, которые оказывали огромное воздействие на развитие художественной
-'•/.:•.■•'•' ¡Я , . . • .'.
* См.:''Б е р д ы е в Ш., Б а д а л о в М. Учреждения культы и эстетическое воспитание трудящихся. - Ташкент,
2 * 1'' П у л а т о в ,Х. Советский образ жизни: духовный потенциал, художественный прогресс. - Ташкент, 1У84. -С. 33.
самодеятельности в целом по Узбекистану, Оки способствова- • ли поискам и внедрению нового в области методики, репертуара, выразительных средств, форм развития. К их числу относятся коллективы художественной самодеятельности Ташкентского тракторного завода, "Калдыргоч" колхоза им. Нариманова Багатского района, "Кырк киэ" Нукусского городского Дока культуры, "Лола" Бухарского района, ансамбль "Чун-чун" ко.чхоза "Политотдел" Ташкентской области и др.*
Особое значение в развитии художественной самодеятельности имели концертные брига,цы, филиалы театров, вынесенные с театральных подмостков на полевке станы. Они, пропагандируя искусство, порой, привлекали внимание куда большего количества людей, нежели это делачи профессиональные артисты.
Важное место в самодеятельности трудящихся занимали народные театры. Об их популярности свидетельствуют цифры: в 1959 г. в республике их было всего 15, а в 1980 г. - 67.
Несмотря на явные успехи в развитии художественного самодеятельного, творчества, культпросвегучревдения все же мало способствовали освобождению трудящихся от духовной неразвитости, расширению возможностей их творчества и раззитию эстетического сознания. Противоречия общественного развития наложили свой отпечаток и на прогрессивные явления з культуре, и на эстетические вкусы, и на духовно-нравственные идеалы.
Современная жизнь предопределяет необходимость регулирования не только отношений мевду людьми в процессе материального производства, но и бережного отношения к народным традициям, внедрения новых обрядов и праздников.
В 70-80-е годы получили свое дальнейшее развитие общественно-политические и революционные торжества, военно-патриотические, трудовые, семейно-бытовые, календарные (всаре-
* См.: От стана к стану // Правда Востока. -1977. -13 октября.
^еспУ°'ликанского Ло- народного творчества.
ча и провода времен года) праздники, торжественно-траурные обряды.
В середине 80-х годов впервые в республике был отмечен День памяти, который задуман по аналогии с Днзм поминовения, отмечающимся практически всеми зарубежными народами.
Ритуально-обрядовые мероприятия военно-патриотического характера стали традицией во многих городах и селах Узбекистана. Так, во'Дворце культуры Чирчикского влектрохимком-оината регулярно проводились театрализованно-Поэтические вечера: "Народ и армия - едины", "Есть такая профессия - Родину защищать", "Фронтовики, наденьте ордена", "Они защищали Родину" и др.
Волнующее зрелище представляли собой торжества- посвящение в рабочий класс молодых производственников на хлопкозаводе г.Г'улис^ан. Здесь на вечерах, посвященных отоыу важному в жизни юношей и девушек событию, прославленные ветераны труда, передовики производства рассказывали о традициях завода, благородном и почетном труде рабочего человека. Такие же мероприятия проводились культпросветработниками Бека-бадского цементного комбината,* совхозов "Малек", "Ильич", "I Мая" Орловского сельсовета и др. .
В 70-60-е года праздник "Навр^з байрами" отмечался лишь как праздник начала полевых работ.1" Позднее он превратился в общенациональный праздник, каловым являлся до революции.
Одной из старинных народных традиций является "Хашар" -обычай взаимовыручки, помощи друг другу в трудных случаях жизни. Популярными оставались и гражданские, сеыейно-бытовые праздники и обряды. Оли тесно связаны с важнейшими событиями в жизни человека (торжественная регистрация новорожденных, бракосочетание, вручение паспорта и др.).
В новых обрядах была сделана попытка придать радостный, торжественный характер праздникам, связанным с личным счастьем человека, сделать их запоминающимися,, веселыми, торжест-
1 См.: ЦГА РУ. -Ф. 2487. -Оп. I. -Ед. хр. 5649. -Л. 117. .
2 См.: Тек. арх. МК РУ. - Материалы 1975-1980 гг. ^ См.: Т а м ж е.
венными. Однако формализм, заорганизозанность, свойственные пропагандистской работе тех лет, сказались и здесь. Желание "быть как все", не выйти за рамки инструкций, боязнь развить свое творчество, инициативу заставляли, например, работников культпросветучреждеиий даже в узбекском кишлаке "ставить" марш Мендельсона вместо традиционных узбекских свадебных мелодий.
Положение дел стало постепенно меняться по мере развития перестроечных процессов в стране и республике. Так, в феврале 1987 г. Республиканский научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы совместно с Домом народного творчества провел Республиканский семинар-совещание на тему: "Пути дальнейшего улучшения работы культурно-просветительных учреждений по пропаганде и внедрению новых форм обрядов и ритуалоЕ1', который определил основные направления "обрядово-ритуальной работы".
Будучи важным элементом духовной культуры: ыовые обряды и праздники выражают национальные чувства узбекского и других народов республики. Поэтому актуальное значение приобретает решение вопроса о соотношении национального и интернационального в обрядах, бережного отношения к прогрессивным национальным традициям народов, активного использования исторического опыта прошлых и ныне живущих поколений.
В заключении подводятся итоги исследования проблемы.
В 70-80-е годы процесс разработки, внедрения, развития и совершенствования форм и методов работы культурно-просветительных учреждений проходил в основном стадию эмпирического накопления и обобщения практического материала. Это стало причиной того, что учреждения культуры в полной мере не реализовали возложенную на них задачу развития духовной жизни трудящихся.
Вместе с тем в практике работы культпросветучреждеиий имелись и существенные изменения. В частности, появились культурные и культурно-спортивные комплексы.
Деятельность культурно-просг.етктелькьис учреждений осложнялась слабей материально-технической базой, нехваткой каа,-роЕ и др. Особенно сложное полокпние было на сале.' Здесь от-
мечалсл не только низкий уровень материального оснащения клубов и других учреждений, но и высокая текучесть кадров,' причиной которой стали отсутствие жилья, льготных тарифов для оплата отопления и электричества, низкий уровень эарпла- . ты, использование специалистов не по назначению (например, на сельхозработах).
Недостаточно высок был профессиональный уровень специалистов культпрссветучрсвделий. Мало было работников с высшим и средним специальным образованием, низок их кругозор, слаба заинтересованность в решении проблем, связанных с развитием культуры.
Особое место во всей культпросветработе отводилось самодеятельному художественному тзорчеству. Исследование показало, что динамика роста коллективов художественной самодеятельности в республике.в целом положительно влияла на решение задач массового приобщения населения к искусству, повышения его общего культурного уровня. Вместе с тем и самодеятельные коллектива не избежали влияния времени и-обстановки тех лет: многие концерты, спектакли и др. оставались помпезными.
В 70-80-е $оды культпросветучреждения сосредотачивали свое внимание'и на развитии новых обрядов, ритуалов и праздников. В исследуемый период деятельность учреждений культуры в этом направлении носила воинственно-атеистический характер, что мешало правильной оценке вводимых новшеств со стороны населения. Внедрение новых обрядов и ритуалов тормозили также недостаточная материальная база и слабая профессиональная подготовка организаторов-массовиков.
В целом же развитое культурно-просветительной работы в Узбекистане в,70-80-е годы не является.односторонним и однозначным процессом. Развитие культуры, как зеркало, отражало идейно-нравственную, политическую и психологическую обстановку тех лет и, следовательно, оценка деятельности культ-просветучреждений не может быть однозначной.
По тепе диссертации автором опубликованы следующие работа: . . ■
1 .• Опыт работы культурно-спортивного' комплекса // Тизи-
сы докл. на Рес.п, научно-практич. коиф, - Ташкент, 1966.
- 0,5 п. л. ' • •
2. Деятельность КСК в условиях РАПО // Научно-методич. рекомендации. - Ташкент, 1987. - 2,25 п. л.
3. Совместная работа клубных учреждений, школ, 1Ш по развитию любительских объединений в условиях культурно-спортивного комплекса /' Метод, рекомендации. - Ташкент, 1987. - 1,5 п. л.
4. Роль Культурно-спортивных комплексов в социально- '•' экономическом и духовной развитии трудящихся // Сб. научных трудов "йццГИН. - Ташкент, 1987. - 0,7 п. л. .
5. Художественная самодеятельность как средство эстетического воспитания молодежи // Сб. научи, трудов ИздГЙК. '
- Ташкент, 1991 . - 0,5 п. л.
Подписано к печати 10.02.92 г..Объем I, 5 п.л..Тираж 100 акз. -__За кпз № 90_
Офсотная лаборатория Госкомцен РУз,Ташквят,пл.Муотакишях,5