автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Деятельность культурно-просветительных учреждений Среднего Поволжья в 1921-1927 гг.
Полный текст автореферата диссертации по теме "Деятельность культурно-просветительных учреждений Среднего Поволжья в 1921-1927 гг."
ГГЗ со
САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕЩАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ п 1 'Г-О ИМЕНИ В.В.КУЙБЫШЕВА.
/_ Л, I 1. ./_:,.<
На правах рукописи
'ТОЩ Марина Валерьевна ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ . тЛЬТУЕНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЩЩШЙ
срщиго поволжя в 1921-1927 гг.
Специальность 07.00.02 - Отечественная история
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Самара 1993
Работа выполнена на кафедре отечественной истории Самарского государственного педагогического института им. В.В.Куйбышева.
Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор
С.Г.БАСШ
Официальные оппоненты - доктор исторических наук, профессор
Д.С.ТОЧЕНЫЙ
кгвдвдат исторических наук, доцент Г.А.1ШР0К0В
Ведущая организация - кафедра истории Отечества Самарского государственного института искусств и культуры.
Защита состоится _ 1993 г. в *^^чао.
на заседании специализированного совета K-II3.I7.0I Самарского государственного педагогического института им. В.В.Куйбышева (г.Самара, ул. Л.Толстого, 47, ауд.39).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Самарского государственного педагогического института.
Адрес: 443043, г.Самара, ул. М.Горького, 65/67, корпус I.
Автореферат разослан "°7 " 1993 г.
рх
Ученый секретарь специализированного совета кандидат исторических наук, доцент В.Н.Щульгин
ОЛДАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Акттальнфоть темы. Слоеное, переходное время всегда способствует росту интереса к прошлому, к деяниям предшественников. При атом замечено, что гораздо легче судить о днях давно минувших, чем о событиях, отделенных жизнью одного-двух поколений. Сознание народов и обществ всегда пристрастно, воегда оценивает произошедшее о высот современных предпочтений и надежд.
Перестройка, затронувшая развитие исторической науки, еще не успела в полной мере выработать и предложить методику и методологию анализа столь сложного явления как культурный гроцесс. Безусловно, сказывается здесь и влияние устоявшихся идеологических схем, согласно которым тезио о совершенствовании социализма в целом автоматически переносился и на состояние советской культуры, оценивавшееся как эволюция хорошего к лучшему. Не вызывало также сомнения и положение о возрастании в ходе социалистического развития культурно-организаторской и воспитательной функций государства, факты же, свидетельствующие об усилении партийного влияния, однозначно интерпретировались как совершенствование системы руководства. Поэтому важное место в осуществляемом сегодня поиске занимает объективное изучение культуры в историческом контексте, и не столько как самостоятельного феномена, сколько ее роли и возможностей воздействия на различные сферы общественной жизни, индивидуальное сознание. С другой стороны, оостояние, в котором находится общество, придает культуре той или иной формации специфический облик, определяет ее конкретно-исторический характер.
В этой связи представляется интересным изучение периода 20-х годов со свойственным ему многообразием социально-экономического развития, динамичностью и определенной открытостью политической жизни. Вместе с тем, это годы формирования административно-командной системы управления, в том числе и в сфере культуры. Составной частью ее являлись партийно-государственные пропагандистские организации во глава с Агитпропом Коммунистической партии и Глав-политпросветом Российской республики, а также их местные органы. Именно политико-просветительные комитеты через разветвленную сеть своих учреждений стали интерпретаторами генеральной линии партии, средством социальной адаптации масс к новым, утверждаемым ценностям.
Без анализа роли и места политпросветов в системе государст-
венного аппарата, без изучения эффективности и направлений деятельности конкретных убеждений невозможно понять и объяснить не только многие политические и социально-экономические процессы того времени, но и последующее развитие советского общества.
Ход событий дня сегодняшнего еще раз демонстрирует, как система взглядов, однавды сформировавшаяся, затем на протяжении десятилетий может определять как стратегические решения и действия в основных сферах общественной жизни, так и образ жизни миллионов людей. Какой образ мышления будет сформирован, какие принципы придут на смену не оправдавшим себя иллюзиям зависит и от того, кя:с мы оценим и используем опыт предшествующих поколений.
Объектом исследования являются культурно-просветят&'иные учреждения Средневолжского региона. В диссертации рассмагеряз-эатся работа наиболее распространенных и массовс: из ::«х: биЗ/ш-гг-.к, клубов, изб-читален, домов крестьянина, лупстов по ликвидации неграмотности. Именно они, в основном, выполняли функцию просвещения и идейно-политического воспитания взрослого, дееспособного населения, функцию формирования личностных качеств строителя нового общества. Деятельность этих учреждений не может быть раскрыта *ке взаимосвязи и вне их взаимоотношений с государственными и партийными органами власти. Этим объясняется тот факт, что в работе с разной степенью полноты присутствуют и те, и другие.
Территориальные рамки исследования ограничиваются рассмотрением Пензенской, Самарской и Симбирской (Ульяновской) губерний, Среднего Поволжья, обладавших общностью природных, экономических условий, примерно идентичным национальным и социальным составом.
Хронологические рамки исследования охватывают период 19211927 гг. Нэп принес новые политические подходы не только в экономику, но и в культуру. Начало этого связанного внутренней логикой периода характеризуется принципиальной перестройкой идейно-воспитательной и культурно-просветительной работы, переходом от митинговой агитации к массовой систематической пропаганде. Вместе с тем, это время обострившегося идеологического противостояния, в том числе и в сфере культуры. В дальнейшем, по мере того, как некоторые из поставленных задач решаются, а также в связи с изменением общественной атмосферы в стране, выразившейся в демонтаже нэпа, утверждении единомыслия, перенесении форм и методов политической борьбы в культурную жизнь меняются содержание и приемы работы клубов, библиотек и т.д.
Кроме того, в результате административно-территориальной ре-юрглы 1928 г. была образована Среднэволжская область (о октября :929 г. - Средневолжский край), по территории значительно превос-:одящая границы региона, заявленного в исследовании, со своими структурами управления, в том числе и культурой.
Историография проблемы. В изучении истории кулътурно-просве-■ительной работы можно определить несколько этапов, совпадающих ; периодизацией историографии культурных преобразований в цепом или, как это традиционно обозначалось в исторической литературе, • культурной революции). В ней обычно выделяются три этгча: I -! 1917 г. до начала 30-х годов; П - середина 30-х - первая полоша 50-х; Ш - с середины 50-х годов. Думается, вполне правомерно )ыло бы выделить сейчас и 1У этап, обозначив его начало серединой Ю-х годов.
Литература первого этапа не может быть в полной мере отнесе-ш к исследовательским работам, поскольку написана либо непосред-;твенными участниками культурно-преобразовательской деятельности, шбо по следом конкретных событий, поэтому ее можно причислить и с источникам, и к .литература. Это положение касается как работ рядовых работников "культурного фронта", так и тех, кто определял сультурную политику, возглавляя государственные н партийные органы. Различие заключалось в том, что последние занимались теорети-таской разработкой проблемы^, а низовые работники информировали з конкретных мероприятиях, цифрах и т.п. . Особое внимание уделялось опыту борьбы с неграмотностью взрослого населения^.
Ближайшие соратники В.И.Ленина с полемической заостренностью отстаивали ленинские установки в области культуры^. Классовый,
, например: Ленин В.И. 0 работе Наркомпроса // Полн. собр. соч. Т.42. С.322-338; Он же. 0 кооперации."Т.45. С.396-377; Он шз. 0 нашей революции. Т.45. С.378-382; Бухарин Н.И. Ленинизм я проблемы культурной революции. М.-Л., 1928; Троцкий Л.Д. Литература и революция. , 1924.
2См.: Медынский З.Н. Внешкольное образование в РСФСР: Стат. обзор. Ы., 1923; Внешкольное дело: Сб. статей по вопросам внешкольного образования. Пг., 1924; Горюнова ¡Л. Культурно-просветительная работа профсоюзов СССР. М., 1926; Панфилов В.Н. Культурный фронт сегодня и через пять лет. 4.-Л., 1929.
См.: Бондарев Д. Ликвидация неграмотности. Цифры, факты, перспективы. Х-31.1929; Сталь Л.Н. Ятоги и перспективы работы ОМ. , 1931.
А
-См.: Крупская Н.К. Ленинские установки в области культуры: Сб. статей. Л., 1934; Луначарский А.В. Культура на Западе и у нас. л«.-Л., 1928.
пролетарский анализ культурно-идеологической деятельности содержится и в работах известных в то время деятелей "третьего фронта": Л.Авербаха, А.Деборина, П.Керженцева*.
В то же время появляется и первая краеведческая литература, носившая, как правило, справочный характер**.
Главное, что отличает работы первого этапа, - их целевая направленность, стремление ознакомить массы с директивными указаниями-партии, через демонстрацию достижений (обычно для этого использовалось сравнение о дореволюционной Россией) убедить в прогрессивности и необходимости нового строя. Ограниченный круг используемых материалов, недостаточно глубокий теоретический анализ, зачастую благое стремление ввдать желаемое за действительное определяли агитационно-пропагандистский характер этих работ.
В начале 30-х годов процесс накопления материала, его методологическое осмысление затормозилось под влиянием объективных и субъективных факторов. Штурмовые методы социально-экономического развития страны диктовали интерес преимущественно к текущим вопросам. В условиях формирования культа личности Сталина его взгляды и суждения оказывали решающее влияние на разработку проблемы. Доминирующей стала тема партийного руководства культурными процессами, причем излагалась она как догма, не требующая доказательств, а лишь иллюстраций3.
В послевоенной литературе вопросы воспитания масс были комплексно изучены Н.Мамаем. Его книгу можно расценить как шаг вперед в разработке темк^. Возникла схема, которая ощущалась и
■Ьм.: Авербах Л. На путях культурной революции. М.. 1929; Он же. Спорные вопросы культурной революции. М., 1929; Дебо-рин А. Марксизм и культура // Революция и культура. 1927. J« I; Керженцев П. Человек новой эпохи // Револвдия и культура. 1927.
^См.: Некрасов Б.Н. Краткий очерк пятилетней работы Симбирского губернского отдела народного образования. Симбирск, 1922; Росницкий Н. Лицо деревни. M.-JI., 1926; Полбицин Г.Т. Десять лет хозяйственного и социально-культурного строительства Пензенской губернии. Пенза, 1928; Тизанов С.С., Скворцов H.A. Культурное состояние Средневолжской области. М.-Л., 1929.
Зсм.: Ввлькович H.H. Социально-культурное строительство в РСФСР. М., 1938; Иванова A.M. Что сделала Советская власть по ликвидации неграмотности среди взрослых. М., 1949; Кравченко А. О культурной работе за 15 лет // Политпросветработа. 1942. Je 1920; Фрид Л.Е. Очерки по истории культурно-просветительной работы в РСФСР (1917-1929 гг.). Л., 1941.
4См.: Мзмаа Н. Коммунистическая партия в борьбе за идейно-политическое воспитание масс в первые годы НШа. М., 1954.
сказывалась на других исследованиях по этой теме.
Господство политических установок, узость источниковой базы - характерные черты как общесоюзной, так и краеведческой немногочисленной литературы по теме на П этапе*.
Новый этап в изучении истории культуры начинается со второй половины 50-х годов. Выходят труды обобщающего характера, основной задачей которых было определение понятия "культурная революция", ее периодизация^. Именно с этого времени культурно-просветительная работа становится объектом специального анализа, расширяется круг используемых источников, иглубляется их изучегте^. Но идеализация роли Коммунистической партии, сосредоточение внимания на мероприятиях, проводимых ею, присущи исторической литературе этого периода по различным аспектам проблемы. Так, оценивая появление в структуре Наркошроса Главного политико-просветительного управления, авторы исходили из определенного канона: незыблемости ег необходимости руководящей роли партии в области идеологии. Подчиненность его деятельности агитационно-пропагандистскому отделу РКП(б) оцешгеалась однозначно как положительный фактор4.
Вопросы кадрового обеспечения проводимых преобразований изучены достаточно подробно, но многие историки упрощали картину, подчас отождествляя профессиональное сотрудничество и переход на
См., например: Наякшин К.Я. Культурное строительство в Куй-Зшевской области за 30 лет. Еуйбышав, 1947; Скворцов H.A. Народное образование в Куйбышевской области. Куйбышев, 1950.
^См.: Абросенко К.П. Рост культуры советского общества. М., 1958; Ким М.1Г. Коммунистическая партия - организатор культурной эеволюции в СССР. М., 1955; Он же. 4о лет советской культуры. Й. .1957; Карпов Г.Г. Партия и культурная революция в СССР. М., L957; Смирнов И.О. В.Оенин и советская культура. М., i960 я др.
°См.: Андреева М.С. Коммунистическая партия - организатор
*ультурно-иросветительной работы в СССР I9I7-I933 гг. М., 1963; {уманев В.А. Социализм и всенародная грамотность. М., 1967; Молодо П. Основные этапы развития культурно-просветительной работы тоофсоюзов в СССР. Л., 1962; Ремизова Т.А. Культурно-просветительная работа в РСФСР в I92I-I925 гг. М., 1962; Сталлиферовская I.H. Культурно-просветительная работа в деревне (1924-1925 гг.) //^Очерки по истории советской науки и культуры. Ш., 1968. С.69-
^См.: Андреева М.С. Коммунистическая партия - инициатор соз-иштя и руководитель Главлолитпросвета // Вопросы истории КПСС. [968. Л 6. С.80-86; Морозов Д.Ф. Главполитпросвет - орган идеоло-?ической работы в массах (1920-1930 тг.) //Вопросы истории КПСС. [984. & II. С.43-56.
1/4 2-298
идейные позиции1-. Подобную тенденцию фиксирует в своих историографических работах Д.М.Зак .
В ходе возобновившейся в 70-е годы дискуссии историки приходят к выводу о необходимости комплексного подхода к изучению духовной жизни общества3. Понимание культуры как выражения духовной сущности человека активизировало внимание исследователей к этой проблеме. Наиболее интересными, с этой точки зрения, являются работы В.А.Козлова4, сумевшего отойти от традиции демонстрации успехов и достижений с помощью количественных показателей. .
Бесспорный интерес представляет исследование Института истории АН СССР. Его задача - показать культуру как неразрывную часть бблее широкого целого - человеческой деятельности®. Но, к сожалению, эмпиризм сохранился в главах, посвященных ликвидации неграмотности и деятельности культурно-просветительных учреждений. Преодоление доминанты формально-количественных показателей, неординарный подход присущи другой работе этого яе коллектива6.
Долгое время исследования немарксистских историков рассматривались в нашей историографии под заранее определенным знаком "фальсификация", хотя далеко не всегда такой подход был оправдан. Что касается пориода 20-х годов, то он изучался, пожалуй, наиболее подробно. Многие (Ш.Фицпатрик, О.Коннор) считают их временем расцвета культуры, справедливо объясняя это тогда еще достаточно терпимой, мягкой политикой партии и Наркомпроса к старой интеллиген-
том. : Боженко Л.И. Подготовка кадров для культурно-просветительной работы в Сибири в восстановительный период (1921-1925 гг.) // Вопросы истории Сибири. Вып.1. Томск, 1964. С.143-156; Окладников А.П., Соскин В.Л. Формирование советской интеллигенции Сибири: этапы и особенности (1917-1941 гг.) // История СССР 1979. J6 6; Федшш O.A. Великий Октябрь и интеллигенция: из истории вовлечения отарой интеллигенции в строительство социализма. Ii., 1972.
^См.: Зак Л.М. История изучения советской культуры. М., 1982.
Зсм.: Культурная революция в СССР и духовное развитие советского общества. Свердловск, 1974; Ким М.П. 0 культуре как о предмете исторического изучения // Вопросы истории. 1974. й I. С.33-37; Ермаков В.Т. Советская культура как предмет исторического исследования // Вопросы истории. 1973. № II. С.20-34.
Л)м.: Козлов В.А., Ободка В.А., Пушков В.П. Опыт изучения особенностей культурного развития советского доколхозного крестьянства // История СССР. 1978. Г5. C.89-I07; Козлов В.А. Человек революционной эпохи: к методологии исследования // Советская культура: история и современность. М., 1983. С.186-202; Он же. Культурная революция и крестьянство. I92I-I927 гг. М., 1983.
^См.: Великая Октябрьская социалистическая революция и становление советской культуры. I9I7-I927 гг. М., 1985.
: Советская культура в реконструктивный период 19281941 гг. М., 1988.
ции. С другой стороны, как отмечает Ш.Фицпатрик, большевистская партия уже в первые годы Советской власти создает бюрократию и но доверяет ответственных постов в органах управления культурой не членам РКП(б)*.
Теш политико-просветительной работы изучалась рядом авторов на региональном материале. Обычно она рассматривается как одно из слагаемых осуществления культурной революции и потому недостаточно подробно2. Мощная школа историков культуры сформировалась в Сибири во главе с В.Л.Соскиным. Он один из немногих тщательно анализирует материальные условия, трудности, возникшие в связи с переходом к нэпу в деятельности культпросветов^. Интересны также работы Л.И.Боженко^. Автор отказался от изображения развития вдльтпрос-ветработы в виде единого потока и выделяет в нем две самостоятельные фазы, разграничивая их финансовым кризисом 1922 г., выявляет ошибки в руководстве культурными преобразованиями.
Очевидна активность исследователей в изучении деятельности культурно-просветительных учреждений в различных регионах страны, причем некоторые авторы не только отмечают положительные результаты, но и пытаются обозначить причины недостаточной эффективности их работы, Солее дифференцированно подойти к вопросам организационной структуры политпросветов, юс взаимодействия с партийными органами и общественными организациями^.
1 Fitzpa+Hck S. hdwcaiicn and social mobility и the
Soviet Landoh.mg
2См.: Кабанов JI.И. Культурные преобразования в Курской области. Воронеж, 1968; Его же. История культурной революции в СССР. М., 1971; Культурная революция на Урале. Свердловск, 1966; Культурная революция в Татарии (1917-1937 гг.). Казань, 1986; Чуфа-ров В.Г. Деятельность партийных организаций Урала по осуществлению культурной революции (1920-1937 гг.). Свердловск, 1977.
ЧЗм.: Соскин В .Л. Культурная яизнь Сибири в первые годы НЗПа (I92I-I925 гг.). Новосибирск, 1973.
^См.: Боженко Л.И. Культурно-просветительная работа в Сибири (I92I-I925 гг.). Томск, 1967: Его же. Культурное строительство в сибирской деревне накануне НЭПа // Вопросы истории и социально-экономического развития советской Сибири. Томск, 1986. С.109-140.
^См.: Татищева М.Д. Культурно-просветительная работа в Белоруссии в восстановительный период I92I-I925 гг.: Дис. ... канд. ист. наук. М., 1979; Горшкалева Н.М. Формирование советской системы культурно-просветительной работы в Сибири (1919-1929 гг.): Дяс. ... канд. ист. наук. Новосибирск, 1981; Копотилова Е.Ю. Политико-просветительная работа государственных и общественных организаций в I92I-I925 гг.: Дис. ... канд. ист. наук. Л., 1985.
3-2 98
В разработку проблемы роли и функций, возлагаемых на культурно-просветительные учреждения в различные периоды их существования, внесли свой большой вклад и историки Среднего Поволжья. В ряде монографий, статей, диссертаций обобщен значительный фактический материал, определены основные направления их работы, специфика форм и методов в деятельности культпросветов на разных этапах истории нашей страны*. Одно из исследований последнего времени -депонированная монография В.Ф.Гомжина2. Работа написана с использованием широкого круга источников, но, к сожалению, автор во многих случаях ограничивался лишь констатацией фактов.
В целом, на этом этапе историками освоен большой фактический материал, приобретены устойчивые навыки анализа создания и деятельности различных институтов культуры (в том числе и в сфере культурно-просветительной) . Культурно-просветительная работа стала объектом самосюятельного анализа. Все это в совокупности иллюстрировало и доказывало процесс становления и развития советской культуры как культуры нового, социалистического типа.
Вторая половина 80-х годов явилась временем формирования принципиально нового подхода к отечественной истории. В изучении культурных процессов исследователи пытаются отказаться от традиционного показа мероприятий в узкоограниченных сферах духовной жизни общества. Совершенно очевидно стремление историков оценивать события прошлого с точки зрения реальных противоречий, проблем и возможностей, а не с позиций соответствия или несоответствия сегодняшним приоритетам или частной точке зрения. Эти новые подходы
1См.: Еиргер Л.И. Из истории борьбы за .ликвидацию неграмотности взрослого населения Самарской губернии в первые годы Советской власти С1917-1927 гг.). Дехгон. в ШИОН АН СССР 6222 от 10.09.1980); Гомжин В.Ф. Культурно-просветительная работа на селе Среднего Поволжья 1928-1932 гг. // Из истории Среднего Поволжья и Приуралья. Куйбышев, 1974. Вып.4; Храмкова H.H. Культурно-просветительные учреждения Поволжья в годы Великой Отечественной войны 7/ Из истории Среднего Поволжья и Приуралья. КПШ. Науч. тр. Вып.2. Куйбышев, 1972; Палагин Д.А. Массово-политическая и культурно-просветительная деятельность местных Советов в I9I8-I920 годах // Революционное движение в Среднем Поволжье и Приуралье. Куйбышев, 1977. Вып.1; Кавлис A.A. Культурно-просветительная деятельность самарских профсоюзов в восстановительный период (I92I-I925 гг.) // Из истории Среднего Поволжья и Приуралья. КГПИ. Т.115. Куйбышев, 1973.
2См.: Гомжин В.Ф. Культурное строительство в Среднем Поволжье. I9I7-I937 гг. Депон. в ИНИ0Н Ай СССР (Je 39938 от I.II. 1989 г.).
еще не коснулись собственно истории культурно-просветительной работы, но вполне отчетливо проявились в научно-публицистической и научной литературе по проблемам истории советского общества и истории культурных преобразований? Характерны они и для ряда диссертаций последних лет'*.
Анализ литературы показывает, что история культурно-просветительной работы изучалась многими историками и достаточно подробно. На наш взгляд, в дополнительном анализе нуждается проблема взаимоотношений государственных органов, общественных организаций и правящей партии как субъектов управления культурой, так как именно это в наибольшей степени определяло содержапгэ деятельности культурно-просветительных учревдений. Уточнение круга вопросов, связанных с финансированием и материальным обеспечением, подбором и подготовкой кадров для этих учреждений позволит выяснить роль, которая им отводилась в системе идеологического комплекса, складывавшегося в стране в 20-е годы.
Цель исследования состоит в изучении, анализе и обобщении деятельности культурно-просветительных учреждений Среднего Поволжья в изучаемый период, в раскрытии общих закономерностей процесса обучения и воспитания взрослого дееспособного населения, в определении основных тенденций в культурно-просветительной работе, ее базовых социальных детерминант как в целом по стране, так и в Средневолжском регионе.
Ленинская концепция социализма. М., 1990; Наше отечество. Опыт политической истории. М., 1991; Советская культура: 70 лет развития. М., 1987; Трудные вопросы истории, поиски, размышления, новый взгляд на события и факты. Ш., 1991; Горбунов В.В. Духовный мир социализма // Ленинская концепция социализма. .VI., 1990; Зезина ivl.P. Складывание командно-бюрократических методов руководства культурой // Режим личной власти Сталина: К истории формирования. М-, 1989; Ермаков В.Т. Некоторые проблемы современной историографии советской культуры // Вопросы истории и историографии социалистической культуры: Со. статей. М., 1987; Красильников O.A., Лисс Л.Ф., Соскин В.А., Илизаров B.C. Культурная революция и духовный прогресс // Историки спорят: 30 бесед. л1., 1989.
2Розанова Е.й. Гдавполитпросвет РСФСР 1920-1930 гг.: Дис. ... канд. ист. наук. М., 1990; Кутейников А.П. Культурное строительство в Среднем Поволжье в первые послевоенные годы (1946 -1950): Дис. ... канд. ист. наук. Куйбышев, 1990; ¿Туликов И.М. Руководство Советов культурно-просветительными учреаздениями в первые годы Советской власти I9I7-I920 гг. (По материалам Казанской губернии): Дис. ... канд. ист. наук. Казань, 1990.
Научная разработка теш связана с необходимостью решения следующих задач:
- исследовать процесс формирования партийно-государственной системы руководства культурно-просветительной работой;
- проанализировать и определить эффективность предпринимавшихся мер по финансированию и материальному обеспечению деятельности культурно-просветительных учреждений;
- выявить основные направления кадровой политики в сфере культурно-просветительной работы;
- раскрыть и обобщить содержание, основные формы и методы работы культурно-просветительных учреждений, определять их роль в формировании мировоззрения масс.
Методологической основой исследования является диалектико-ма-териалистический подход к изучению исторических процессов, включающий в себя принципы объективности, историзма и социального детерминизма. В качестве метода избран структурно-функциональный анализ деятельности местных культурно-просветительных убеждений.
Источниковую базу исследования составили опубликованные и неопубликованные источники, вьшвленные автором при работе в центральном и местных архивах. Часть из них вводится в научный оборот впервые. Из фондов, хранящихся в Центральном государственном архиве Российской Федерации, наибольиую ценность представляют фонды Глав-политпросвета и Наркомпроса, содержащие постановления, приказы, протоколы заседаний главка и его структурных подразделений, переписку с подведомственными учревдениями на местах. Непосредственно документов по Среднему Поволжью в обоих фондах относительно немного, они сосредоточены в государственных архивах Пензенской (ГАЛО), Самарской (ГАСО) и Ульяновской (ГАУО) областей. Отличительная черта большинства архивных документов - их единый интегральный характер. Благодаря им воссоздается цельная картина культурно-просветительной работы. Это, главным образом, отчеты, планы работы, справки, сводные обзоры, доклады, составляемые для или в отделах народного образования и политпросвегах. Для того, чтобы раскрыть содержание и методы работы, привлекались материалы низовых организаций и учреждений.
Необходимость изучения документов партийных архивов Среднего Поволжья обусловлена близостью политпросветов к партийным органам, их подчиненностью последним, а следовательно, и подотчетностью. Свда присылались многие документы на согласование и утверж-
;еняэ. В диссертации попользованы опубликованные документы обще-дрективного характера, данные статистических и тематических сбор-жов, центральная и местная печать.
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем на юнове широкого круга неопубликованных источников исследуется ак-уальная проблема, в данной постановке и хронологических рамках ге получившая освещения в исторической литературе. Автором пред-¡ринята попытка выяснить противоречивое воздействие формирующейся :омандно-административной системы на содержание деятельности куль-■урно-просветительных учреждений, место культурно-просветительной >аботы в идеологическом комплексе, ее роль в формировании заданных голигической системой личностных качеств.
Практическая значимость исследования. Фактический материал и шводы могут быть использованы при написании истории культурных феобразований Среднего Поволжья, в лекционном курсе отечествен-гой истории, вузовских спецкурсах, краеведческой работе.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех газделов, заключения, списка использованных источников и литерату-
)Ы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность теш, определяется степень ее изученности, форщлируется главная проблема, цели и за-гачи исследования, определяются объект, методологическая основа юследования, дается характеристика источниковой базы, определяет-зя научная новизна исследования.
В первом разделе анализируются формирование и эволюция системы руководства культурно-просветительной работой. Входившие в систему народного образования, на которую в начале 20-х годов возлагалось управление всей сферой духовного производства, политпросвета различного уровня подчинялись как Советской власти на местах, гак и были соподчинены по вертикали органам Нарномпроса. Структура созданного в начале 1921 г. Главполитпросвета воспроизводилась ;г в образованных вскоре губернских и уездных политпросветах Среднего Поволжья*.
Дефицит квалифицированных кадров был одной из причин, излиш-яей централизации оперативных функций, неоправданного расширения
*ГАС0. Ф.Р-353. 0п.1. Д.22. Л.35; ГА70. Ф.ЗОЗ. 'Оп.1. Д.334. 1.174; ПАПО. Ф.36. Оп.1. Д.319а. Л.1.
штатов головных органов при недостатке или даже отсутствии низовых работников. Это затрудняло проведение практической работы, не давало желаемых результатов, о чем свидетельствуют неоднократно проводимые реорганизации. Положение усугубилось переводом в 1921 г. культурно-просветительных учреждений на местный бвджет. Другой причиной являлась утверждавшаяся необходимость классового подхода к явлениям культурной жизни, выразившаяся в создании Агитационно-пропагандистского отдела ЦК РКП(б) и аналогичных отделов на местах. Именно они осуществляли идейное руководство всей культурно-просветительной работой. Это было и обязательное представительство АЛО в коллегиях отделов народного образования; представление им в обязательном порядке отчетов о проделанной работе; утверждение планов на будущее; контроль за решением кадровых вопросов; создание при АЛО клубных, библиотечных комиссий, утверждавших репертуар и тематику выставок, содержание библиотечных фондов. Сюда же относились и усилия АЛО по формированию партколлек-тивов в культурно-просветительных учреждениях, создание клубных и библиотечных советов, возглавляемых членами партии*.
В результате в ряде случаев политпросветы существовали лишь формально, а должность заведующего совмещалась с должностью заведующего агитационно-пропагавдистского отдала. Особенно часто это происходило на уровне уездов (например, в Дузулуке эти должности занимала Н.Козлова). Местные органы Советской власти задыхались под грузом неразрешенных проблем и не противились передаче части своих культурно-просветительных функций. Более того, финансовые трудности привели к росту ликвидаторских настроений, призывам переложить на партию всю воспитательную работу вообще (наиболее явно это проявилось в Пензенской губернии)2.
В попытках разделить политическую и просветительную работу выразилось непонимание значения методической разработки проблем культурного строительства, необходимости иметь для этого не только "политическую позицию", но и специальные знания.
Во втором разделе рассматриваются вопросы финансового и материального обеспечения культурно-просветительных учреждений. Для первых лет Советской власти характерен их бурный рост во всех ре-
*См.: ПАСО. Ф.1. Ол.1. Д.897. 1.6, 82; ПАЛО. §.36. Оп.1. Д.556. Л.112.
2См.: ПАСО. Ф.1. Оп.1. Д.897. Л.17; ГАУО. Ф.Р-181. Оп.1. Д.97. Л.31.
ионах, в том числе и в Среднем Поволжье, обусловленный осуществившимся в 1918-1920 гг. государственным финансированием. Нема-ую роль в этом сыграл и энтузиазм масс, устранение законодатель-ых ограничений к использованию достижений культуры. Организация бразования для слоев, ранее отчужденных от него, рассматривалась ак способ достижения социального равенства. Так, в одной только амарской губернии появилось 949 новых библиотек, изб-читален, лубов, а общее число культурно-просветительных учреждений доотиг-о 2362*. Но размах преобразований не соответствовал возможностям осударства.
Необходимость, в связи с введением нэпа, внедрения экономиче-ких методов регулирования народного хозяйства наложила отпечаток на культурно-просветительную работу. Согласно постановлению овнаркома РСФСР от 15 сентября 1921 г. все эти учреждения перево-нлись на местные источники финансирования при сокращении до мини-ума государственных дотаций. В условиях экономической нестабиль-ости, еще не сформировавшихся губернских, уездных бюджетов поло-ение клубов, библиотек и т.д. стало воистину критическим, что ривело к резкому сокращению их количества. В средневолжских гу-ерниях ситуация усугублялась разразившимся голодом и сокращение осило более масштабный характер. В Симбирской области, например, ыло закрыто до 70$ учреждений2.
Необходимость поиска новых ресурсов привела к использованию бщественных средств: отчислений от доходов предприятий, незави-имо от форм собственности (до 10$ фонда заработной платы)вве-ение элементов платности и самоокупаемости; установления самооб-ожения в сельской местности. Все эти меры вызвали неоднозначную еакцию населения, чья хозяйственная активность была разбужена • ереходом к нэпу. Это, в свою очередь, повлекло нарушение властя-и провозглашавшегося принципа добровольности. В Пензенской губер-ии к неплательщикам применялись и меры административного воздей-твия, организовывались сессии нарсуда^.
По мере■стабилизации экономической ситуации расходы на куль-
ХГАС0. Ф.Р-353. Оп.1. Д.77. Л.305.
^См.: Отчет Симбирского губисполкома за 1922 г. Симбирск, 922. С.132; Доклад Самарского губисполкома 9-го созыва за 1922 од. Самара, 1922. С.33.
•Ъд.: ГАУО. Ф.Р-190. Оп.1. Д.275. Л.209.
^ГАПО. Ф.Р-2. Оп.1. Д.1307. Л.23об.
турно-просветительную работу как в стране, так и в Самарской, Пен зенской и Ульяновской губерниях несколько возрастают, но по-преж-неэдг отстают от роста расходов на промышленность и сельское хозяй ство. Таким образом, несмотря на признаваемую важность культурно-просветительной работы, Советское государство не располагало ресурсами и возможностями для ее обеспечения. И хотя еще в 1923 г. была определена доля политпросветов в бвджете отделов народного образования, равная 15-17$, но и в 1926-1927 гг. как в стране в целом, так и в исследуемом регионе она таковой оставалась лишь в планах (в Среднем Поволжье, по подсчетам автора, немногим превысила 12%).
В третьем разделе рассматриваются вопросы кадровой политики, так как действенность воспитательной и просветительной работы зависела не только от материальных возможностей соответствующих учреждений и эффективности управлению ею, но во многом и от наличия кадров, способных осуществлять намеченный стратегический курс. Здесь можно выделить две основные тенденции: стремление привлечь "старую" интеллигенцию и создание, обучение "новой", социалистиче ской, т.е. преимущественно выходцев из рабоче-крестьянской среды. В результате целенаправленной политики в конце периода количестве учителей (которые в основном и занимались культурно-просветительной работой) рабоче-крестьянского происхождения по стране возросло до 53, Ъ%, причем 64,5% из них только что сами закончи,ли учебу-1 В Среднем Поволжье этот показатель равнялся 64,2$ (57,7% - из кре стьян и 5,6% - из рабочих)*5.
Очень низким был образовательный ценз как всей учительской массы, так и непосредственно культпросветработников. Низкий уровень заработной платы, задержки выплаты субвенции, невыполнение населением договорных обязательств по содержанию этих работников, интенсивный процесс миграции, высокая текучесть кадров привели к том/, что на работу принимались низкоквалифицированные работники. Так, на I марта 1926 г. в Пензенской губернии 75$ культпросветработников имели низшее образование и только 27% - среднее3.
^Всесоюзная школьная перепись 15 декабря 1927 года. М.,1927, T.I. С.ХХ1У.
^Тизанов С.С. Кадры, состояние, потребность и подготовка их в Средневолжском крае. М.-Самара, 1930. С.42.
пензенская область за 40 лет Советской власти. Пенза, 1957 С.475.
В таких условиях задача повышения профессионального уровня ишлаоь первоочередной. Поскольку большая часть культурно-проо« «тигельной работы проводилась учителями, то педагогические вузы г техникумы'Среднего Поволжья можно о читать учреждениями, готова-* дими для нее кадры. Но юс возможностей было недостаточно, чтобы довлетворить существовавшую потребность, поэтому подготовкой ультпросветработшков нанимались также совпартшколы губернского ; уездного уровня. Деятельности их Главполитпросвет уделял особое внимание даже в самые тяжелые годы (в 1922-1923 хт. в Самарской губернии их было 4, в Симбирской - 2, в Пензенской - 2),очная их наиболее эффективными в подготовке работников идеологиче-кого фронта*.
Массовый выпуск культпросветработников осуществлялся через »азличные курсы подготовки и переподготовки, организовавшихся :ак в Самаре, Пензе, Ульяновске, так и в уездах. Профессиональная [аправленность их была различна так же, как и сроки обучения. Об-(им было соединение профессионального обучения с политическим при обязательности и доминировании последнего. В соответствии о этим ■риоритетом составлялись учебные программы и планы, что нередко отрицательно сказывалось на практической значимости обучения.
В четвертом разделе анализируется деятельность конкретных вдов культурно-просветительных учреждений.
Ликвидация неграмотности среди взрослых рассматривалась не 'олько как введение лвдей в поток культуры, но и как введение их I политику. Это выразилось и в подборе тем для букварей, по кото-ш велось обучение, и в прикреплении ликпунктов к партячейкам, юновным принципом отбора первоочередных социальных групп было ос "участив в строительстве нашей республики"В Самаре к 1924 г. гз существовавших школ грамоты одна предназначалась для членов 'ЛКСМ, 4 относились к женотделу, а в 45 обучались члены профсою-юв - так же, как и в 75$ ликпунктов Симбирска^. Содержание этих [омещений в городах возлагалось в основном на профсоюзы, но руко-юдство, методическое обеспечение - за политпросветами. Отпускае-шх средств ото недостаточно и планы обучения постоянно не выпол-
*ГАСФ. Ф.1245. Оп.17. Д. 17. Л.42-47; СредняяВолга за 15 лет .в цифрах и фактах). 1917-1932 гг. Самара, 1932. Табл.13. С.14.
ЧЗАПО. Ф.36. ОпЛ. Д.747. Л.22.
ЗГАСО. Ф.Р-353. Оп.1. Д.82. Л.ЗО; ГАУО. Ф.Р-200. Оп.71. [.1679. Л.8.
няяись. В результате, хотя грамотность в Среднем Поволжье по сравнению о 1920 г. возросла на 10,9$ и достигла 36,4$, но отставала от общесоюзной. Это при том, что критерии грамотности явно занижались: умеющим читать считался разбирающий печатные слова по оло-< гам, а писать - тот, кто мог подписываться. Следствием были рецидивы неграмотности, носившие массовый характер: до 50% обучающихся обучались повторно*.
В работе библиотек идеологическое начало устанавливалось с формирования фондов. При их инвентаризации, проведенной в 1921/ 22 гг., от 50 до 90$ литературы было признано устаревшей и негодной. Ориентировочный спиоок литературы определялся губподитпросве» том совместно о АПО^. В результате нередким было такое же соотношение литературы в фондах, как в Ыелекеоском уезде: 22000 гкз. политической литературы и 5246 - беллетристики3. Постоянно в докладах с мест сообщается о дефиците беллетристики, справочной и детской литературы, учебных пособий^, пользовавшихся спросом у читателей. Так, в библиотеках Самарского уезда в 1925 г. беллетристику читали 14$, политические книги - 12$, естественнонаучную -антирелигиозную « 8% читателей5. На состоянии фондов отрицательно сказывалась их распыленность по ведомственным библиотекам. Для привлечения внимания к политическим вопросам проводились разнообразные выставки кет, проведение их старались приурочить к соответствующим датам.
Сложным было положение сельских изб-читален, которым после ХШ съезда партии стали уделять особое внимание. Не все из них имели в своем распоряжении книги, а лишь несколько газет6. При избах-читальнях должны были функционировать различные кружки (политический, сельскохозяйственный и т.д.) и организована работа справочных столов, дополнившие традиционные формы работы: читки, беседы, доклады. Для проведения сельскохозяйственной и кооперативной про-
1ПАП0. Ф.36. Оп.Г. Д.ЗЗЗ. Л.127; ГАСО. Ф.Р-353. Оп.1. Д.144. Л.92, 137об.
21ШЮ. Ф.36. Оп.1. Д.932. Л.43; ПАСО. <8.1. Оп.1. Д. 1801. Л.29-36; ГАУО. Ф.Р-192. Оп.1. Д.84. Л.45.
?ГАС0. Ф.Р-353. Оп.1. Д.32. Л.363.
^АПО. Ф.Р-253. Оп.1. Д.1759. Л.18; ГАСО. Ф.Р-1252. Оп.1. Д.299. Л.18.
^ГАСО. Ф.Р-2352. Оп.1. Д.31. Л.254.
^См.: ПАСО. Ф.1. Оп.1. Д.1801. Л.36; ГАУО. Ф.Р-200. Оп.1. Д.1092. Л.142.
агавды при губернских политпросветах были организованы бюро. Но езонностъ работы библиотек и изб-читален, нехватка и чаотая оме-яемость работников, скудность фондов, увлечение глобальной тема-икой привели к "окомсомоливанию", сужению их контингента. Чело-ек, имевший привычку читать, был весьма редким персонажем, осо-енно, если учесть, что в Среднем Поволжье одна книга приходилась а более чем 6 человек.
Новым типом учреждения, появившимся в середине 20-х годов, ыли дома крестьянина, открывшиеся и в Самаре, и в Пензе, и в имбирске. Хотя находились они в городах, но в своей деятельности риентировались на интересы крестьянства, о чем свидетельствует тематика проводившихся там мероприятий. Согласно принятому Глав-олитлросветом положению, это учреждение "организуется с целью роведения в жизнь смычки рабочего класса с крестьянством..
Наиболее успешно преодолевали экономические трудности, свя-энные с сокращением государственных ассигнований и переводом на зстные источники финансирования, клубные учреждения. Это было Зусловлено рядом причин: во-первых, им уделялось больше внимания ж центрам культурной я политической работы среди рабочих той остальной опоры, на которую делала ставку Советская власть; во-вто-IX, они располагали более устойчивой материальной оазой и пользо-злись поддержкой промышленных предприятий. Основной причиной их ^неспособности было использование коммерческих принципов, что эзко осуждалось и партийными, и государственными органами.
Основной формой работы клубов были постановка спектаклей, ин-денировок, чтение лекций. Теш их утверждались клубными кошссия-I АЛО. Хотя клубов было явно недостаточно, но и существующие погружались различными мероприятиями, собраниями. Например, клуб |Цкого (Самара) имел под клубную работу всего два дня в не-
Судать о том, насколько деятельность клубов соответствовала гтересам населения, позволяет анализ проблемы членства в них. До )24 г. оно было коллективным и лишь позже был осуществлен пере->д к индивидуальному и добровольному, фабзавкомы, бывало, реко-шдовали рабочих в те или иные кружки без учета их желаний, ин-
%А Кб. 5.2313. Оп.1. Д.297. Л. II. 2ГАС0. Ф.Р-353. Оп.1. Д.141. Л.12.
термов. При этом показатели спускались сверху*. Основная часть посетителей состояла из молодежи. Число работающих, посещавших клубы, колебалось от 10-15 до 25$, причем большую часть составляли служащие, что вызывало тревогу у политпросветов. Клубы вели также и производственную пропаганду, но то обстоятельство, что переустройство общества в значительной мере пришлось осуществлять не на "материальном интересе" при помощи энтузиазма, а на энтузиазме непосредственно, определило особое значение не столько производственной или сельскохозяйственной пропаганды, сколько массово-политической пропаганды.
В заключении диссертации подведены итоги исследования, сделаны выводы и обобщения. В частности, отмечается, что наличие у культурно-просветительных учреждений довольно широкой аудитории, возможности влияния на нее через уже сложившийся комплекс форм и методов работы определило то, что политпросветы одними из первых попали под воздействие командно-административной системы и стали ее проводниками. Попав же под жесткий идеологический диктат, они и сами начинают жестко и прямолинейно воздействовать на массы.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Швец М.В. Деятельность политико-просветительных комитетов как фактор формирования политического сознания масс (на материалах работы губернских политпросветов Среднего Поволжья в 20-е годы) // Проблемы отечественной и зарубежной истории: Доклады и сообщения к межвузовской конференции. Самара,_1991. C.II5-II8.
2. Швец М.В. Культуру, i-тросветительная работа в Самарской губернии в период перехода л мирному строительству (первая половина 20-х годов) /7 Культура. Творчество. Человек. Часть Ш. Культурология. одльтурно-досуговая деятельность; Тезисы Всероссийской республиканской научной конференции. Самара, 1991. С.55-56.
3. Швец М.В. Материальная база культурного развития Среднего Поволжья в 20-е годы. Рукопись депонирована в ИНЙОН АН СССР 30. 09.91. № 45379. 1,8 п.л.
4. Швец М.В. К вопросу о кадрах культурно-просветительных учреждений Среднего Поволжья в двадцатые годы // Проблемы отечественной и зарубежной истории: Доклады и сообщения к межвузовской конференции. Самара, 1993 Тв печати). 0,5 п.л.
■'ТАСО. Ф.Р-353. Оп.1. Д. 141. Д.1208; Коммуна, 1925. I ноября; ГАСО. Ф.Р-1252. Оп.Г. Д.237. Л.Юоб. .
2ПАП0. Ф.36. Оп.1. Д.931. Л.29; Там же. Д.1186. Л.491; ГАУО. Ф.Р-200. Оп.2. Д.1679. Л.83об. /ЯУ,>у /