автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему:
Диалектика формирования художественной культуры молодежи в условиях перестройки

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Городбин, Валерий Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Алма-Ата
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.02
Автореферат по философии на тему 'Диалектика формирования художественной культуры молодежи в условиях перестройки'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Диалектика формирования художественной культуры молодежи в условиях перестройки"

МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСКОЙ ССР

КАЗАХСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО

ЗНАМЕНИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. С. М. КИРОВА

На правах рукописи

ГОРОДЕ И Н Валерий Владимирович

ДИАЛЕКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕСТРОЙКИ

Специальность 09.00.02 — теория научного социализма и коммунизма

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

АЛМА-АТА — 1091 г.

Работа выполнена на кафедре философии Карагандинского государственного'университета.

Научный руководитель -

Официальные оппоненты:

Ведущая организация -

доктор философских наук, профессор КШЦЕВА P.A.

доктор философских наук, профессор КШХАЮВА Б.Р. кандидат философских наук, доцент ТЕМИРБЕКОВ С. Т.

Московский ордена Трудового-Красного Знамени государственный институт культуры

Защита состоится

- /Г lg

¿SS

1991 года

часов на заседании специализированного Совета К 058.01.01 по присуждению ученой степени кандидата философских наук при Казахском ордена Трудового Красного Знамени государственна! университете им. С.М.Кирова / 480012, г. Алма - Ата, ул. Амангельды, 61 /.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке КазГУ.

РЯ "

Автореферат разослан " "

1991 года

Учений секретарь специализированного Совета, кандидат философских наук, доцент

М.М.ТАШН

• I. ОВДЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Необходимость гыхода из кризисного состояния, приведение социально-духовной практики страны к общечеловеческим нормам и ценностям предполагает эффективный поиск новых путей демократизации духовной сферы общества, раскрытие творческого потенциала личности. Перестройка поставила человека в центр общественного развития, обеспечивая возможности его всестороннего развития и духовного расцвета.

В современных условиях не только создаются реальные предпосылки реализации этих- возможностей, но и возрастают требования к социальным качествам личности, одним из которых является ее художественная культура.

Негативные тенденции, вызвавшие застой в общественной жизни страны, деформировали развитие художественного процесса е обществе. Только в условиях последовательной и углубленной демократизации создаются реальные условия для возрождения художественной культуры на базе общечеловеческих ценностей. Демократизация художественной культуры, интенсивность ее развития, вызывают к яязни новые явления,отражающие диалектическую взаимосвязь общечеловеческих ценностей, национальной специфики с социально-классовыми интересами.

Особую актуальность приобретает формирование художественной культуры у молодежи, ибо молодежь оказалась в состоянии отчуждения от культуры сильнее, чем другие слои общества.* В общем ряду социальных пройдем, проблема "молодежь и культура" всегда актуальна, но в условиях революционной.перестройки она имеет особое значение. Отчуждение от культуры привело к тому, что на (¿оне преодоления глубоких деформаций в социалистическом общества продолжали нарастать негативные тенденции десоциализмизации, биосоциальной деградации и дегуманизации, в молодежной среде. И как следствие - рост пьянства, антикультурных явлений, распространение наркомании, увеличение' преступности..

Осознание важности и неотложности решения этих задач привело к изменению отношения к проблемам молодежи в стране. Обсуждение в Бер-

I. Горбачев М.С. Идти вместе дорогой перестройки,- Правда. - 1990. -II апреля.

ховном СоЕете СССР законопроекта "Об общих началах государственной молодежной политики" является первым реальным шагом в выработке целостной концепции, создании условий и стимулов для реализации творческого потенциала молодежи, преодоления явлений потребительства, бездуховности и деформации идеалов.

Будущее страны будет определять молодежь и важнейшим званом в ее подготовке и воспитании является высшая школа. Однако, сложившаяся система высшего образования не удовлетворяет требованиям духовного обновления всех сфер общественной жизни.

Практическое осуществление концепций перестройки поставило перед высшей школой новые задачи, требующие обновления содержания образования, критической переоценки сложившейся вузовской системы подготовки кадров высшей квалификации. Реализация перестроечных принципов в высшей школе Есе больше актуализирует значение художественной культуры как важного принципа гуманизации и гуманитаризации образования, развития духоеного мира личности и ее общей культуры.

Важность практических задач определяет актуальность теоретических исследований художественной культуры студенческой молодежи,тем более, что до недавнего времени, многие научные работы по этой проблеме носили подчас общетеоретический неконкретный, абстрактный характер, игнорировали необходимость рассмотрения процесса формирова- . н&я художественной культуры будущих специалистов в динамике, в реальных противоречиях художественной жизни общества.

Это и определяет актуальность исследования как в теоретическом, так и практическом отношениях. В обоих направлениях она выходит к конкретным вопросам выработки принципов формирования художественной культуры будущих специалистов, углублению представлений о современных тенденциях развития личности.

Степень разработанности проблемы. До конца 80-х годов в научных разработках полностью так и не были определены те факторы,которые влияют на становление художественной культуры студенчества. Практически нет работ, где личность студента-рассматривалась бы в тесной взаимосвязи с процессами, происходящими в художественной жизни общества.

Теоретические проблемы художественной культуры как самостоя-' тельного феномена основательно разработаны советскими учеными. В первую очередь здесь можно выделить работы Ю.Я.Барабаша, Ю.Б.Борева, Э.Ф.Володина, А.Я.Зися, М.С.Кагана, Л.Н.Когана, О.В.Лармина,

Ю.А.Лукина, Ю.В.Петрова, У.Ф.Суна, Ю.А.Фохт-Бабушкина и многих других.

Конкретные социологические исследования художественной культуры достаточно -широко представлены е работах Ю.Н.Давыдова, Г.Г.Дада-мяна, Д.Б.Дондурея, Л.Н.Когана, Л.И.Ноеожилоеой, С.Н.Плотникова, А.Н.Сохора, А.Н.Семашко, ВЛ.Цукермана и других.

Несмотря на наличие обширной литературы е этой области, пока еще остро ощущается недостаток научных разработок инновационно-созидательного характера в контексте молодежных- студенческих проблем, отвечающих духу обновления социализма, демократизации всех сфер художественной культуры.

Обращение к литературе свидетельствует, что студенческая проблематика навша широкое освещение е работах Б.Г.Ананьева, Б.П.Богдановой, Л.П.БуеЕой, А.В.ДмитриеЕа, С.Н.Иконниковой, Л.Н.Когана, И.С.Кона, В.Т.Лисовского, С.М.Ольхоеского, П.И.Пасько, А.Н.Руткеви-ча, А.Н.Семашко и других.

Отметим ряд исследователей, которые Енесли Еесомый еклэд е разработку вопросов худокэствзнного воспитания: это исследования Э.А.Абдуллина, А.И.Бурова, Л.'А.Волоепчэ, С.Н.Иконниковой, Л.Н.Когана, И. А .Константинова, Н.Д'.ЛэйзероЕа, Л.П.Павловой, А.Н.Сохора и других.

В большинстве рабо'т, исследователи,' рассматривающие факторы становления художественной культуры студенчества, делают упор на условия формироьания их в вузе, игнорируя другие элементы этой систе-ш. Обзор имеющихся материалов по проблеме исследования позволяет констатировать, что анализ особенностей формирования художественной культуры студенчества не получил достаточного освещения е научной литературе. Сложилась явная диспропорция между огромным эмпирическим материалом и его общетеоретические, философским осмыслением. Современное состояние разработки проблемы определило цели, задачи и структуру 'исследования.

Цель и задачи' исследования. На основе анализа художественной культуры общества на современном этапе развития еыяеить доминирующие факторы, определяющие специфику формирования художественной культуры студенческой молодежи.

Реализация этой -цели предполагает постановку и решение следующих задач:

- определить специфику и сущность художественной культуры, ее Езаи-

- 4 -

::одо;.стг::;= с ,,р.:г:_.::: злз::о;та;.ш систз:.1К культура;

- раскрыть ослоглг:е тэвдеццка дв«юкрбтацяя хуДоаестЕвнной культура: СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУаЦНИ;

- досмотреть па;окон::е студенчества в политической системе социа-ЛЕСТСчесдог-о оЗ^еотхи;

- ьняигть •ожак&хяъ ¡,¿«1:тор::, олределиздв .особенности бормпроЕа-ш худо::йствеи:-:о;-: ¡^лътур:; студенческой ыолодежк;

- проансл^з^роЕбть основное противоречия, трудности и рвчаги тормозе шм в процессе худогсстевнного Боепитания в шсаей сколе;

- изучить реальное состояние худокествояао!. культуры студенчества и обосновать /применительно к задачам перестройки/ более эффективные пут::, :.;етод;: п форж ее формирования.

Теоретической к :''.отодолог::часяой осноеой исследования явилось идейно-теоретическое наследие выдавайся мыслителей, чьи исследования по-прав/ считаются достодаива человзческой цивилизации, оцени-Еаэтся кап общечеловеческие ценности. В разработке и решении поставленных задач гааное значение амали содержащиеся е документах ХХУ1П съезда партии к Пленумов ЦК КПСС, материалах СъездОЕ народных депутатов оценки и выводи о возрастающей роли художественной культуры в совращенных условиях, о формировании творческой личности, о гуманизации п гуманитаризации системы образования.

В диссертации использовались работы советских философов,социо-логое, педагогов, исследователей е области художественного Боепитания, да терзали научных конференций;, периодической печати.

Научная новизна рьботи состоит в том, что в ней выявлены особенности $оркярования худокесиенао» культуры студенческой молодежи е условиях перестройки. Основываясь на изучении кизненннх реа-лзй и конкретных противоречий социальной практики, в исследовании предпринята попытка отойти от тенденциозно-приукрашенного подхода к процессам Нормирования художественной культуры студенчества.Но-Еизна работы определяется и тем, что е диссертации:

- на основе сущностных характеристик современной социокультурной ситуации, сделана попытка выявить тенденции демократизации художественной культуры;

■>- студенчество рассматривается не только как неотъемлемая составная часть политической структуры общества, но и как специфический субъект художественной деятельности;

- на основе, анализа доминирующих факторов определены особенности

формирования художественной культуры студенческбй молодежи;

— вскрыты противоречия,трудности и рычаги.торможения в процессе художественного воспитания в высшей школе;

— введен в.научный обиход новый социологический.материал, который позволяет- выявить особенности процесса формирования художественной культуры студенчества вконкретных условиях, высказаны рекомендации по его совершенствованию.

Практическая значимость исследования заключается в том, что положения и.выводы .диссертация могут быть привлечены для дальнейшей разработки проблемы развития художественной культуры студенческой молодежи. Материалы работы представляют практический интерес с точки зрения возможности их использования'в учебно-педагогическом и воспитательном процессе в вузе. Положения исследования могут также быть использованы в лекционной и просветительской деятельности. ■

Апробация работы. Содержание и основные выводы работы излагались автором на секционных заседаниях УГ /1968 г./ и УП /1989 г./ Республиканской школы молодых философов в г.Алма-Ате, в выступлениях на научных конференциях профессорско-преподавательского состава Чимкентского'педагогического института культуры.

Выводы работы были-положены в основу учебного курса /до выбору/ "ХудокаоБвенная культура молодого специалиста" для-студентов библиотечного факультета Чимкентского педагогического института культуры. Методические рекомендации по проблеме исследования внедрены в работу Чимкентской областной организации общества ^Знание"

Структура и объем диссертации. Цели и задачи, решаемые в диссертации определили структуру работы. Диссертация /136 страниц основного текста/ состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы /234 названия/.

П. ОСНОВНОЕ СОДЕШНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, анализируется степень ее- разработанности, определяется методология,цель и задачи исследования, характеризуется научная новизна и практическая значимость диссертации.

Первая глава "Теория культуры как методологическая.основа исследования художественной культуры" посвящена теоретико-методологи-

ческому анализу сущности г. содержания художественной культуры,особенностям ее функционирования и развития е современных условиях.

В первом параграфе ".Художественная куль тура - составная часть культуры общества" показано, что при всем различии подходов и трактовок к данному общественному ЯЕлению, общим для них ЯЕляется опора на основополагающие принципы материалистической диалектики. Изучение художественной культуры предполагает ьыяЕление сущности к содержания ее в контексте общей теории культуры, которая является методологической осноеой исследования данного феномена.

Опираясь на достижения советской культурологии, автор рассматривает культуру ае только как совокупность материальных и духовных ценностей, но и как творческую деятельность, направленную на создание, распространение и потребление произведений искусства. Данная дефиниция культуры легла в основу анализа художественной культуры.

Предваряя анализ структуры художественной культуры, автор счел целесообразным определить специфику художественной деятельности. * Так как вся художественная деятельность связана с художественными ценностями, то есть продуктами искусства, а искусство представляет собой специфическую форму отношения /эстетического/ людей к действительности, го художественную деятельность пришлось рассматривать в соотношении с эстетической.

На основе анализа научной литературы,, представленных точек зрения по данному вопросу, художественная деятельность определяется как высшая форма эстетического освоения мира. Исходя из задач исследования, рассмотрение специфики художественной деятельности ограничивается рассмотрением только ее продуктивной и рецептивной форм. Представленная структура художественной деятельности в диалектическом единстве с другими видами человеческой деятельности явилась ос-• новой определения художественной культуры как социологического феномена.

Исследование проблемы предваряет анализ существующих' у советских ученых определений понятия "художественная культура". Рассматривая художественную культуру как качественно определенную творческую деятельность-а результаты этой деятельности, автор считает, что конкретные виды этой деятельности являются основанием для выделения структурных компонентов художественной культуры. Таким образом, художественная культура включает в себя следующие подсистемы: художественное произеодстео, искусство, художественные коммуникации, художественное потре1ление, руководство и управление. Аеюр отмечает.

что социальные функции искусства /как основного систеаообразу.'лдэ-го элемента художественной культуры/ определяет социальную эффективность функционирования художественной культуры е целом.

Разработка теории художественной культуры предполагает определение ее места в общей системе культуры, диссертант считает, что доминирующий характер деятельности должен ле;::гть в определении соответствующего типа культура. Художественная культура - есть отражение преимущественно духовной и духоЕно-практической деятельности и это дает право рассматривать ее как подсистем духовкой культура, следует лишь более детально учитывать диалектику материальною и духовного в художественной культуце, содержания к фор.ш в художественной деятельности.

Среди многих причин, объясняющих малоизученность художественной культуры отмечается недостаточность методологической разработки подходов к исследованию этого многообразного явления. Исходный методологический подход, принятый в данной работе, опирается на систему диалектико-материалистических принципов, конкретизацией которых является системный подход. Именно он позволяет рассмотреть худо-жественнзто культуру в наиболее широком диапазоне связей, обладающую качественной определенностью и выступающей как совокупность системообразующих элементов.

Второй параграф "Основные тенденции развития художественной культуры в современных'условиях". Изучение-слокнодинамичной системы художественной культуры предусматривает сопряжение трех плоскостей ее исследования - предметной, функциональной и исторической. Рассматривая художественную культуру в генетическом аспекте, аЕтор ограничивается анализом последнего десятилетия, как наиболее динамичного и судьбоносного в развитии социалистического общества и его культуры.

Поступательное развитие художественной культуры во второй половине 80-х годов тесным образом связано с перестройкой, с последовательным углублением демократизации всех-сфер общественной жизни. Изменения затронули Есе структурные компоненты художественной культуры, на' принципиально коеой осноЕв решаются вопросы ее управления.

Манипулирование административно-бюрократического аппарата положением о партийности искусства, подмена его тезлеом о необходимости непосредственного партийного руководства этой сферой общественной жизни привели к вдешвстрирОЕбшю, здлштаризму, запретстзльстьу, вмешательству.в творческий процесс,- что деформировало художественную

жизнь общества. В диссертации обосновывается необходимость возврата к ленинским принципам руководства художественной культурой.

Изменения, происходящие в художественной культуре, затронули и сам процесс создания художественных ценностей. Демократизация в художественном творчестве привела к возрождению множественности различных школ и течений, стилей и творческих методов. Но неготовность общественного сознания, воспитанного прошедшими десятилетиями пропагандистской и идеологической работой в принципах единообразия,нетерпимости ко всему новому - сдерживает процесс становления эстетического плюрализма в художественной культуре.

В диссертации показано, что демократизация художественной культуры, интенсивность ее развития вызвали новые явления в области потребления художественных ценностей. Через анализ социального функционирования процессов потребления были определены тенденции их демократизации. Для решения этой проблемы были выделены три пары осноьных противоречий: отсутствие у социальных субъектов соответствующих художественных потребностей; несоответствие художественного предложения художественному спросу; отсутствие соответствующего художественного предложения. Исследуя совокупность этих противоречий, автор приходит к выводу, что решить эти проблемы можно только в условиях демократизации, когда развивается и обогащается взаимодействие государственных и'общественных форм организации художественной жизни. Этот процесс должен идти в направлении активизации деятельности и инициативы органов народовластия, а также шшшешш роли об щественных формирований.

Анализируя данные обстоятельства, диссертант отмечазт, что поиск новых путей демократизации художественной культуры рождает появление рыночных отношений, возникновение хозрасчетных объединений ло культурному обслуживанию населения. Подходя прогностически к данному вопросу, автор считает, что, Еероятно, появление этих новых £орм окажет позитивное Бездействие на динамику художественной культуры.

3 последнее время исследователи фиксируют наличие е нашем обществе особой молодежной культуры, сеязыеэя ее появление с процессами демократизации нашего общества. Материалистическое понимание социокультурных процессов выявляет объективно существующие различия е возможностях и способах представителей различных классов и социальных групп присватать и воспроизводить художественную' культуру

как сферу человеческого самоутверздения. В культуре всякого сложного общества имеются частные субкультуры, связанные с особенностями интересов, потребностей, образом жизни различных слоев и групп населения. Вполне закономерно, что имеет свою субкультуру и молодежь. Специфика формирования художественной культуры студенческой молодежи и посвящена следующая глава исследования.

Во второй главе диссертации "Художественная культура студенческой молодежи и тенденции ее развития" с учетом социальных особенностей студенчества, определяются доминирующие факторы, влияющие на становление и развитие художественной культуры будущих специалистов.

В первом параграфе "Социальные особенности студенчества как объекта исследования" определяются возрастные, социальные и социально-психологические. особенности студенческой молодежи .как социально-демографической группы, раскрывается специфика ее жизнедеятельности.

Студенчество является одной из социальных групп молодежи и прежде чем рассматривать его роль и место в структуре социалистического общества, автор обращается к анализу молодежи как общественного явления. Методологическим принципом, дающим объективный критерий социальной дифференциации молодежи'является известное определение классов. Поэтому молодежь в работе рассматривается не в противопоставлении социально-классовой структуре общества как определенная возрастная группа,.а общность, внутренне подчиненная объективно существующему классовому делению. Кроме классов элементами социальной структуры общества выступают совокупности людей, объединенных не по кла с сообразующим, а по и-ным признакам: месту в общественном разделении труда, социально-демографическим и т.д. Социалыше группы в структуре общества выступают как звенья опосредованных отношений между обществом в целом, его классовыми подразделениями и личностью. Таким образом, молодежь рассматривалась с учетом следующих факторов: внутриклассового и демографического деления, еидэ деятельности.

Принципиально важным, по мнению автора, является учет особенностей молодого человека в период социально-психологического созревания, социального становления. Для определения объективных критериев возрастных границ молодежи необходимо учитывать биопсихическив черты, к которым относятся половозрастные и конституционально-соматические особенности, а также сроки достижения психического развития, необходимого для выполнения той или иной социальной роли. Отмечая единство езглядов по определению физических границ молодежи,

автор замечает, что разногласия между учеными начинаются при определении ее "социального Еозраота". Спектр'мнений по данному вопросу достаточно широк. Проанализировав представленные точки зрения,автор определяет собственную позицию, согласно которой, наступившая возможность воспроизводства определяет нижнюю, а реальное включение в процесс расширенного социально-экономического производства - верхнюю границу молодежного возраста.

Переходя далее к рассмотрению проблемы студенческой молодежи, диссертант объясняет необходимость нового осмысления теоретических положений классиков марксизма-ленинизма по этому вопросу. Возвращение к ленинским принципам социализма, динамизм развития перестроечных процессов заставляют по-новому взглянуть на студенческую молодежь, ее социально-политическую роль в перестройке, выявить реальные возможности для ее развития,'реализации способностей и энергии.

Студенчество как социальная группа отличается не только определенной ролью в исторически развивающихся общественных отношениях, но и наличием специфических социальных качеств, которые проявляются в ее жизнедеятельности'И позволяют выделить ее в определенную общность. Вопрос о статусе студенчества как определенной группе .молодежи давно дебатируется исследователями. В студенчестве сочетаются возрастные, социальные и социально-психологические черты, характерные для этой социальной группы. Выявляя особенности студенческой молодежи, автор отмечает ее целостность по отношению к другим социальным группам, определяет только ей присущие особенности, в тоже время, указывая на социологические, социально-психологические различия в рамках общей социальной группы. .

Особенности студенческой молодежи как социально-демографической группы обусловлены спецификой ее образа жизни, выступающим для этой группы как системообразующее понятие, позволяющее понять механизм функционирования студенческой молодежи в системе общественных отношений. В диссертации подчеркивается, что особенности социального становления личности студента, должны соответствовать требованиям социализации, которая влияет на образ жизни, обуславливая некоторые особенности жизнедеятельности студенческой молодежи.

Автор приходит к еыеоду, что только на основе учета всех Еыде-ленных особенностей могут быть определены принципы ¿хэширования художественной культуры будущих специалистов.

Во ьтором параграфе "Динамика влияний условий и доминирующих

факторов на формирование художественной культуры студенчества" отмечается, что основное освоение и закрепление художественных ценностей происходит вне вуза и в этом случае студент является таким же реципиентом художественной культуры как и любой другой член общества. Разумеется, что из сказанного отнюдь не вытекает,что формирование художественной культуры студенчества ограничивается только вовлечением его в функционирование культуры общества. Задачи исследования требуют выделения определяющих факторов, оказывающих систематическое влияние на студента на протяжении всего периода обучения и определяющих специфику формирования художественной нуль-тура будущего специалиста.

В работе определена система доминирующих факторов на социальном /внешнем/ и личностном /внутреннем/ уровнях. Социальный уровень включает в себя факторы макро /общество/ и ыикро /гуз/ среды. Внутренний уровень представлен факторами личностного уровня /установками, интересами, потребностями и пр;/ личности. Особое внимание автор сосредотачивает на тех.доминирующих факторах, которые имеют определенную систему воспитательного воздействия: на. макро уровне -это художественная информированность, на микро уровне - система художественного воспитания в вузе.

Потребность н художественной информации■прежде всего удовлетворяется с Ьомощью средств массовой информации: газет, журналов, радио, телевидения. Они выступают как факторы прямого' воздействия на уровне макросреды. Предпринятый анализ показал, что в.период аас-тоя произошло ослабление влияния средств массовой информации на формирование художественного облика студенческой молодежи. Ориентация на.,додачу только односторонней художественной информации, отсутствие гласности, плюрализма внусов, жесткие стереотипы в ее подаче формировали догматический, о налетом примитивизма стиль мышления, одномерное черно-белое воорриятие. Художественная информация, повторенная много раз,но не наведшая подтверждения в реальной жизни не воспринималась молодежью или вызывала негативную реакцию. В' работе радио, телевидения, печати не учитывались особенности молодежной аудитории, широта ее интересов, что .привело к отчуждению молодежи от сре'дотв массовой информации.

Другой важный фактор формирования художественной нультури оту-денчеотва - это оготема вузовского художественного-воспитания* Одним из приоритетных направлений коренной переотройки выошэй шкоды

становятся подаем общей культуры будущих специалистов*, гуманиуари-зация-и" гуманизация образования, интенсивность развития духовной . сферы.каждого студента. И ведущее. место здесь.занимает художеотвен-"ное воспитание, которое .наряду с выполнением собственных задач способствует решению проблем эстетичеокого воолитания. В художественном воспитании можно условно выделить три направления художественно-воспитательной работы: художественное образование и самообразование, воспитание в процессе самодеятельного творчества, воспитание посредством самих произведений искусства.

В диссертации.представлен анализ структуры художественного образования, тех рычагов торможения, которые сдерживают его развитие, в частности в. преподавании эстетики, мировой художественной культуры, в общении преподавателя и студента.

Вузовская художественная самодеятельность внступает как одно из направлений художественного воспитания. Сложившийся в период застоя валовый подход к процессу художественного воспитания выразился в метафизическом рассмотрении художественной деятельности. Количественные показатели участия студентов в коллективах художественной самодеятельности упрощенно приравнивались к проявлению высокой культуры студенчества. Приоритет массовых форм заслонил индивидуальность и неповторимость конкретного студента. Это указывает на несомненные просчеты е г^д«раательной стороне этого направления художественного вс^-гания. По мере совершенствования общественных отношений в наг'л стране все больше .будет возрастать потребность в индивидуализации личности, так как гуманистическая направленность нашегс общества все больше измеряется индивидуальной социальностью составляющих его личностей.

Решениа проблемы оптимизации художественного воспитания автор видит в расширении методов и форм этой работы, в предоставлении отудентам большей самостоятельности в выборе этих форм, в привлечении творческого потенциала' художественной интеллигенции и всех заинтересованных общественных и государственных организаций.

Третий параграф "Пути совершенствования формирования художественной культуры студенческой молодежи" позволяет на социологическом материале более полно отразить многообразие доминирующих факторов и вскрыть'механизм формирования и динамики художественной культуры студентов в зависимости от конкретно-социальных условий»

В данном разделе предпринята попытка отойти от тенденциозно-

приукрашенного подхода к процессам Сормированг-ч художественно!, культуры студенчества. Выя Еленке ¿акторов, детерйпззрукжх ■.„.ормиро-вание художественной культуры будудах специалистов, осьовагбегсл на изучении жизненных реалий и конкретных противоречии социальной практики.

Поело изложения процедурных моментов проведенного социологического исследования, автор обосноЕЫЕает необходимость построения типологии регионоЕ республики на осноев обобщенных данных о потреблении и предоставлении культурных благ п услуг, для определения различия исследуемых регионов по насыщенности культурный! учреждениями. Наличке учреждений культуры определяет "ион", социально-культурную ситуацию, е которой протекает уормирогание художественной культуры студенчества.

Процесс воздействия художественно!! ин'Торавчйл бал исследован с помощью изучения мнения будущих специалистов о данной системе, адекватно отражающий степень этого влияния. Анализ полученных результатов показал, что в иерархии источников инйориащш студенческой аудитории телевидение и печать занимают главенствующее положение. Если на объем и предпочтение источников информации студентов достаточное влияние оназыЕают социально-демографические характеристики, то относительно содержания информированности они практически нейтральны, что свидетельствует о содержательной однонаправленности худо-жестЕвнного потребления студентов.

Для формирования художественной культуры студенчества' необходимым фактором-является возможность реализации аддонеетввших потребностей. На уровне субъекта - это материальный лоход, наличке предметов социально-культурного быта, свободного времени и т.д. Результаты исследования дали основание полагать,что с ростом материального благополучия растет социалвно-культурная активность студенчества,существует определенное неравенство между студента;.'!; живущим» в общежитии и дома /с родителями/ е наличии предметов социально-культурного быта. Нереальное использование свободного времени также отмечается как одна из причин, отрицательно влияющих на иормироьание художественного облика студенчества. В этой сеязи е диссертации выделяются некоторые формы и методы для улучшения возможностей реализации художественных потребностей студентов.

В вузах Казахстана работа по художественному госпитанию тлеет свои успехи, традиции и,-конечно, недостатки. Так, устаноьлено.что

е вузах республики ощущается нехгатка квалифицироващ$ых специалистов, преподающих эстетику и мировую художественную культуру; систе-. мд художественного воспитания в Еузах не использует тот потенциал, которым обладает студенчество. Все это приводит к тому, что в художественной деятельности студент сориентирован в основном на потребление: от воспитательного процесса в вузе - до пассивного вовлечения е художественную жизнь общества. Сложившийся стереотип модели специалиста периода застоя формирует представление о том,что для будущего специалиста важнейшей стороной является профессиональная деятельность, а не гармоническое развитие, составной частью которого является художественная культура. Полученные данные свидетельствуют о том, что перестройка этой сферы высшей школы не занимает должного места и внимания в вузах республики.

В заключении диссертации подведены итоги проведенного исследования, сделаны наиболее .существенные выводы, предложения, направленные на дальнейшее совершенствование процесса'формирования художественной культуры студенческой молодежи.

. Основные положения диссертации отражены е следующих публикациях автора:

I. Культура советского народа - могучий фактор интернационального

воспитания»- Чимкент, 1987. - 13 с. -2. Проблема национального" и'интернационального в художественной культуре /Чимкентский педагогически! институт культуры. - Чимкент, 1988.- 28 с. -.Дел. в НИО Информкуяьтура Гос.б-ки СССР им.В.И.Ле-. нина 3.06.88, № 1771.

3. Художественная культура как составная часть всей культуры общества /Чимкентский педагогический институт культуры.- Чимкент,1988,-24 с. - Деп.в НИО Йнфорикультура Гос.б-ки СССР им.В.И.Ленина,

. 27.12.88, & 1915.

4. XIX Всесоюзная конференция КПСС о задачах воспитания и образования молодежи как.активной и инициативной силы перестройки.- Чимкент, 1983. - 23 с.

5. Роль самодеятельного творчества в.развитии художественной культуры студенческой молодежи //Проблекы интернационального и эстетического воспитания молодежи в современных условиях: Тез. к областной научно-практической конференции.- Чимкент» ,198?.- 3 о.

6. Преемственность как одно из условий развития национальных культур //Перестройка. Мировоззрение. Национальные отношения: Тез. региональной научно-практической конференции.- Караганда, 1990.- 3 с. П