автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Диалектика формирования интернационалистского сознания

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Чекалова, Ольга Сергеевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Диалектика формирования интернационалистского сознания'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Диалектика формирования интернационалистского сознания"

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. И. ЛЕНИНА

Специализированный совет К 113.08.14

На правах рукописи

ЧЕКАЛОВА Ольга Сергеевна

ДИАЛЕКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТСКОГО СОЗНАНИЯ

Специальность 09.00.01 — диалектический н исторический

материализм

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на сонскание ученой степени кандидата философских паук

Москва 1990

Работа выполнена в Ставропольском государственном педагогическом институте.

Научный руководитель:

доктор философских наук, профессор АВКСЕНТЬЕВ Л. В.

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор СЕРЕБРЯКОВ Л. Е.

доктор философских наук, профессор ТАДЕВОСЯН Э. В.

Ведущая организация: институт философии АН СССР.

Защита состоится « 41... » года в tez ча-

сов на заседании специализированного совета К 113.08.14 по присуждению ученой степени кандидата философских наук в Московском педагогическом . государственном университете им. В. И. Ленина по адресу: проспект Вернадского 88, ауд. 818.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МИГУ им. В. И. Ленина по адресу: 119435, Москва, Малая Пироговская ул., д. 1, МПГУ им. В. И. Ленина.

Автореферат разослан 1990 года.

Ученый секретарь специализированного совета, кандидат философских наук, доцент И. II. ГРИФЦОВА

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Актуальность исследования. В отечественной науке, также как и за рубежом, в последнее время усилилось вгкшание к изучению проблем, связанных с природой национального. У нас это внимание обусловлено тем, что рухнуло мнимое благополучие теории и практики национальных отношений. Информационный вакуум, пропагандистский гипноз, абсолютизация только положительных сторон ошта социалистического строительства охраняли постулат о решенности национального вопроса в СССР. Традиционными были представления о том, что советские народы, сплоченные единством целей, идут по пути непрерывного сближения.

Однако, в жизни происходили и происходят события иного свойства. Обострение экономических, социальных и политических противоречий вырело на поверхность противоречия национальные и этнические. Они породили: сепаратистские настроения, территориальные претензии, однобокое толкование исторического опыта взаимоотношений наций и народностей, экстремистские действия, обвинения целых наций и республик в иждивенчестве, осуждение межнациональных браков и другое; усилилось проявление национализма, возникли межнациональные конфликты.

Социальная практика наглядно показала, что процесс социалистического развития не застрахован от противоречий в сфере межнациональных отношений. Причем, множество реальных, требующих обязательного разрешения противоречий в сфере межнациональных отношений страны проявляют себя сегодня в форме отчуждения, а отчуждение в сфере материальных отношений ведет .к отчуждению в сфера духовной.

.В' этих условиях советское обществоведение -оказалось недостаточно подготовленным для оказания помощи пракЕгтескпгя работникам и в целом изменения жизненной ситуации в сфзрэ межнациональных отношений.. В настоящее время пресса» рахио, телевидение, публицистика воздействуя на массовое сознаяго, обращают основное внимание на проблемы национального. "!ного говорится и пишется о национальном языке, национальной культуре, национальном самосознании.

Не отрицая важности этих проблем, которые дательное

время находились вио должного вникания советской науки, нельзя не ответить, что из поля зрения обществоведения, в том числе к философов, вшила проблет.а интернационалистского сознания и прежде всего диалектика его формирования. Этим и обусловлена актуальность выбора темы диссертации.

Состояние разработки проблетя-3. Изучение проблем, связан-то: с дксигехтпкой формирования интернационалистского сознания носит междисциплинарный характер и обуславливает привлечении выводов полученных в различных отраслях гуманитарного знания, и прехдо всего философии, историк, психологик, этнографии, социологии.

Теоретическая разработка проблем формирования интернационалистского сознания является тематикой обществоведения, исследование которой возможно только с опорой на анализ философской литературы, посвященной изучению природа социалистического сознания, путей и методов ого формирования. Это работы Бихке-нина П.Б., Журавлева В.В., Лапиной .Б., Ыа'/ардашвили М.К. , л'оскБичева JI.II., Толстых Б.Л., Тугарпиова В.П., Уледова А.К., Чагкна Е.А. и др.

Исследование проблем формирования интеркационалистского сознания нашло отражение в работах Абдулатииоза Р.Г., Агаева А.Г., Аиталпева A.A., Батракова Э.А., Бролиша Я.С., Бурмист-ровой Т.Ю., Зпманаса P.O., Комг/укарова С.Н., Куличенко Ы.И., Михайлова 1>.А., Пана ¿.а., Тадевосяна Э.Б. и др.

Несмотря на довольно подробный анализ структуры общественного сознания в работах БурдиноЗ А.И., Гака Г.!/.., Келле В.д., Ксвальзона М.Я., Леонтьева А.И., МамардаЕвили М.К., Рубинштейна G.Л. и др., вопросы структуры интернационалистского сознания остаются еще малоисследованным!.

По мнению диссертанта, в научных публикациях не получил 'еще своего должного освещения вопрос об объективной противоречивости процесса формирования интернационалистского сознания, хотя существует целый ряд интересных работ, посвященных исследованию противоречий национальных отношений. Зто работы Баграмова Э.А., Джукусова М.С., Иордана М.В., Нахухева ВЛ., Семенова В.М., Шувалова Б.А. и др.

Среди проблем, требующих дальнейшего изучения в современных условиях, болыпое место занкмагт вопросы формирования национального самосознания. Интерес к выявлению природы нацио—

пального самосознания, того места, какое оно занимает в об-, щественном сознании особенно вырос в настоящее время, когда, во всех регионах мира происходит процесс роста национального самосознания. Анализу это-! проблем посвятаан работы Арутюня-. на Ю.В., Бабакаева В.Г., Брошея Ю.В;, Еороноэва A.Q., Бро-. лита Я.С., Дробижевой Л.М., Калтахчяна СЛ., Хабибудлкна К.Н.Э) Черносзитова Е.В. и др. Вместе с тем изучению процессов формирования интернационалистского самосознания посвящены единичные работы.

В раскрытии сущности национального самосознания кро:;я аналитических исследований большую роль играют худо2»ств8Нш:о исследования. Примером могут служить произведения писателе! ,4. Антштова, А. Асташьеза, В. Белова, Р. Гамзатова, А> Приставника, В. Распутина, 3. Чивилихина и др.

Опрэделешп:й интерес представляет рад исследован:,по разработка теории и практики иятвраадкозального ;:го работп Авксентьева A.B., Броэда Я.С., Лробизезой Л.':!., Нахупоьа В.Ш. и др. Что касготся Ссръсн против нацвонйлпзка и националистических порэгцткоз з ссзрзкззшг? условиях, то эти проблемам посвящены работы Грспега Л.И., Иордана 1.1.3., Баграмоэа Э.А., Дадианп Л.Я., Длунусова М.С», Рямаренко Ю.И. и др.

Следует подчеркнуть, что значительное число обществсве-доз бшш не достаточно внимательны к исследованию эарубе:аных авторов до национальным проблемам в СССР. А целый ряд таких работ, на нал взгляд, заслуживает пристального внимания.

Научная и практическая значимость шгещахся исследовали:;! подготовила методологическую базу для определенного исследования1 диалектики формирования интернационалистского сознания, ■Вместо с тем ряд вопросов развития интернационалистского сознания разработал! ецэ недостаточно, очень слабо освещалось состояние этой проблеет с учетотл тех кризисных явлений з падпопальн.т"х отношениях, которые происходят в настопг;ео зре— г.'л, многие положения носят дискуссионный характер. Поскольку в литературе отп проблем по нашли достаточного отражения, то .это, в значительной, мере определило цол2 з задачи да^сортащи.

Цель и. основные .задачи, исследования. Обггдя цель диссертационного исследования состоит в том,, чтобц раскрыть проблему формирования интернационалистского сознания кал способа отра-

жения и регулятора социальной активности личности социалистического общества.

Реализация этой цели предполагает постановку и решение следующих задач: *

- исследовать структуру интернационалистского сознания;

- определить взаимосвязь интернационалистского и национального сознания;

- описать диалектические противоречия процесга формирования интернационалистского сознания;

- осуществить анализ особенностей процесса формирования интернационалистского сознания на региональном уровне;

-"показать возможные пути формирования интернационалистского сознания в период обновления социализма.

Теоретические и методологические основы исследования. Исследование процесса формирования интернационалистского сознания основано на положениях о материалистическом понимании истории, диалектике общественного бытия и общественного сознания, признания относительной самостоятельности и активности сознания, а так же на основных принципах и законах материалистической диалектики.

В диссертации, учитывая многоаспектность проблема формирования интернационалистского сознания, использовались научные публикации социологов, этнографов, психологов, а так же данные конкретных социологических исследований.

Научная новизна диссертации состоит в постановке и содержательном анализе неисследованных вопросов, связанных с изучением диалектики формирования интернационалистского сознания.

Проведенное исследование позволило сформулировать наложения, которые обладают элементами научной новизны:

- в отличие от традиционных исследований межнациональных противоречий в работе обосновано существование противоречий процесса формирования интернационалистского сознания, проявлякь-щихся в форме экономического,' политического, государственно-правового, культурно-языкового и межэтнического отчуждения;

_ анализ результатов конкретных социологических исслздо-ваний, проведенных в Карачаево-Черкесской автономной области, в которых автор принимал непосредственное участие, позволил выявить такие особенности формирования интернационалистского сознания, как потребность в изучении исторических корней и обычаев, особенностей национального характера и стереотипов пове-

дения, учета степени религиозности населения, недостаточного внимания средств массовой информации к этому процессу;

- в отличие от предстазленного в литературе рассмотрения проблемы интернационалистского сознания в гносеологической и социологическом аспектах в работе реализован мировоззренческий подход, позволяющий трактовать интернационалистское сознание как формирование системы взглядов и представлений, отражающих процессы* интернационализации всех сфер жизнедеятельности людей, обусловливающих интернационалистскую убежденность личности;

- обосновано, что интернационалистское сознание не монет быть сформировано стихийно, только на основе житейского опыта к» личного наблюдения. Необходимо управление этим процессом на яснове усиления гуманистической направленности, усвоения историко-культурных традиций народов, совэршенствозания культуры межнационального общения, при отказе от воспитательной агрессии, насильственного вторжения во внутренний мир и национальное сознание личности,

• Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что: *

■ - ряд положений и выводов каотоядего исследования могут быть попользованы и учтены в практике работы средств массовой коммуникации, органов управления и идеологических учреждений, для формирования'интернационалистского мировоззрения в период обновления .социалистического общества;

. - полученные результаты могут икать непосредственное практическое применение в преподавании курса философии в высшей школе, чтения спецкурсов по проблеме межнациональных отношений;

г результатд исследования могут найти применение для проведения диспутов и. дискуссий в молодеяных аудиториях.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации излозены в опубликованных работах автора. По материалам исследован^ сделаны сообщения на научно-теоретических конференциях:

- союзного уровня / Совершенствование даянапкональных от-нопоянЗ в условиях перестройки, 14-15 ноября 15СЭ г. г. Орджоникидзе/;

~ республиканского./ Усиление кароаоззрзичзской направлен* поста преподавания общенаучных и специальных дисциплин. 13-15 апреля.1989 г. г. Нальчик; Актуалвнио проблем интернациональ-

о

ного л патриотического воспитания молодеял. 26-27 сентября 1989 г. г. Махачкала /;

- е.7.огод!пас краевых конференциях преподавателей общественны:-; наук ьузов Ставропольского крат:;

- ежегодных 1к>нфврзнцкях преподавателей Ставропольского государственного педагогического института.

Диссертация обсуэдалась к била одобрена на кахэдре философии Ставропольского государственного педагогического института.

Структура ;т объем дпссертаппи. Работа состоит из введения, двух глав, включающих соответственно по три параграфа, заключения, списка литература, насчитывающего более 370 наименований. Объем диссертации - 163 страницы машинописного текста.

П. ОСНОВНОЕ СОДВРдАНКЕ РАБОТЫ.

Во введении обосновывается выбор темы исследования и ее актуальность, делается краткий анализ состояния научной разработки проблемы, определяются цель и основные задачи исследования, указываются основные методологические принципы анализа,раскрывается научная новизна и практическое значение диссертации.

Петая гла?а - " Методологические проблема фордарованпя интернационалистского сознания" посвящена содер:гателыю?«у к структурному анализу интернационалистского сознания.

В пеплом паоагг.аая - " Диалектико-материалистическоо истолкование взаимосвязи национального и интернационалистского сознания" подчеркивается, что начиная с середины 30-х годов в диалектике-материалпстичзском истолковании взаимосвязи национального и интернационалистского сознания допускались наиболее. серьезные искажения. Енроко развились ло:«ше представления, будто бы, чем меньше, национального, тем лучше для интернационального. Утверждалось, что путь закономерно прогрессирующей интернационализации всех общественных явлений легат через все большее вытеснение интернациональны:.: национального.

Диссертант критически подходит к. анализу спорных, а подчас просто неверных толкований соотношения национального и интернационалистского сознания, обосновывает диалектико-мате-риалистическую взаимосвязь национального и интернационалистского сознания, рассматривает проблему национального самосознания и его структуру.

Национальное самосознание очень динамичный процесс. С одной стороны, его рост обусловлен сегодня прогрессом общества,

созданием реальных материальных и духовных предпосылок для. свободного выбора человеком образа своего бытия. С другой стороны, обновления в сфере экономики, политики, куль тури подталкивают человека к тому, что он становится субъектом ке только собственной :~.изнн, но и современно!! истории, что заставляет его искать верный путь разрешения возникающих противоречий.

Следует подчеркнуть, что в механизме формирования национального* самосознания происходят изменения. Так, по некоторым параметрам - функционирование национальной народно!; культуры, представлениям о специфических психологических чертах своей нации и других - огхидяетоя сучэние базы роста национального самосознания. Зато по таким параметра.".!, как функционирование родного языка, профессиональной культуры в национальных формах, исторических знаний, эта база постоянно расширяется.

Зная гее механизм формирования национального самосознания, в том числе роль культуры в- этом процессе, мохчо, подаяхлая традиции, привычки людей той или икон обдаоотп, учитывая норки поведения, ценностные ориентации, .использовать национал*-ноз'самосознание з интерэсах обновления социализма, преодоления " негативных явлений з морахьно-нравствсшоп сфэре лизни общества. При определенных условиях национальное самосознание способно играть резазгцуэ роль в национальной консолидация. Вам-ио, чтобы при этом его объективный рост не сопровождался проявлением высокомерия, национальной исключительности, национализма. Ведь национализм не только слеп, он антигуманен. Он ; птцэт врагов, а не друзей, конфронтпрует, а не объединяет, игно-.рпрует общечеловеческие ценности.

Во втором пасагракз - "Сущность, структура и основное со~ ■дер.™алнз интернационалистского сознания" диссертант исследует дефшпщш "интернационалистское сознание". Рад авторов трактуя? ее очень упрощенно, з то .-ке время, некоторые дефиниции громоздки, имеют метафизическую окраску, затруднязцуп выделить суть понятия. Отмечая общие недостатки в характеристике разбираемого понятия, диссертант подчеркивает, что в литература господствует определений етого понятия через песэчпсле-ниэ ого признаков.

Диссертант обоснсвнваз:? необходимость новых, подходоз а дэ(Типицпл "интернационалистское ссзпанпо". По его мненцэ, пп-тэрнацпснплист'скоо сознание из дано человеку природой, оно по

вырастает /з физических характеристик окружающего нас мира, интернационалистское сознание пороздается обществом и им производится. Оно производится в акте личностного самоопределе-. кия человека, связанного с познанием общества и природы. Интернационалистское сознание не может быть чем либо иным, как отражением объективных противоречий реальной действительности.

3 диссертации дается анализ структуры интернационалистского сознания. По объекту конкретного носителя можно выделить три уровня функционирования интернационалистского сознания -уровень социально-этнической общности / нация или народность/, группы, личности.

Интернационалистское сознание проявляется как на уровне теоретического, так и обыденного сознания. Оно не является отдельной формой общественного сознания, не выступает в роли обособленного элемента, по существу пронизывает вое формы общественного сознания, имеет свое специфическое содержание, определяемое направленностью на свой объект отражения.

Структура интернационалистского сознания включает в себя интернационалистские идеи, мысли, знания, чувства, эмоции, потребности, интересы, мотивы, традиции. В структуру интернационалистского сознания могут входить к другие компоненты, так как интернационалистское сознание - ото подвижное, изменяющееся духовное образование.

Диссертант обосновывает необходимость пересмотра категории "космополитизм". К печальным страницам истории нашей культуры, можно отнести борьбу с космополитизмом в конце 40-х начале 50-х годов, когда крен в сторону своего национального, самобытного приводил как к курьезам, так и серьезным отрицатель- , ным последствиям в развитии'культурных связей с зарубежными странами. Это было проявлением культа личности, игнорированием закономерностей развития мировой культуры и отечественной, как ее составной части.

Процесс космополитизации или очеловечевания системы не мог быть, конечно, совсем похож на то объединение Западной Европы, которое должно привести к созданию "общеевропейского дома" в 1992 году, но в потенции новая космополитическая идеология была сильна, у по ее зародыщу был нанесен сокрулптелшшй удар.

В третьем параграфе -" Формирование интернационалистского самосознания как назревшая социально-философская проблема современности" диссертант'рассматряваег интернационалистское сознание' в сформе предметного и самосознания.

В опубликованной отечественной философской литературе существует обоснованное мнение по поводу рассмотрения сознания в форме предметного и самосознания, причем аналогичной точки зрения придерживаются и зарубежные авторы. Например, ЬГосс-считает, что при рассмотрении состояний сознания необходимо учитывать как наличие нерефлексивного, так и рефлексивного сознания. Наличие нерефлексивного и рефлексивного изменений сознания позволяет полагать, что существуют два типа изменения сознания. Первый тип, как' момент процесса развития общественно-исторической практики, когда люди внезапно прозревают, осознают, что дальше так жить нельзя, понимают кто есть кто. Второй тип сопрят.ен с изменением мотивацией ценностных установок, сознательной постановкой новых целей"*.

По мнению диссертанта, интернационалистское самосознание, . с одной стороны, является отражением объективно функционирующих экономических, социально-политических, государственно-правовых, нравственных отношений, с другой, .само способно активно влиять и стимулировать консолидацию наций я народностей.

Интернационалистское самосознание теснейшим образом связано с таким духовным феноменом, как рефлексия. Важно заметить, что рефлексия - это всегда не просто осознание того, что ость в человеке, а всегда одновременно и переделка самого человека, попытка выхода за границы того уровня развития личности, который был достигнут.

В диссертации анализируется две стороны рефлексивной составляющей интернационалистского самосознания - это интернационалистское мировоззрение / как высший тип интернационалистского самосознания/ п способность к участий в выработка общественного мнения.

Интернационалистское мировоззрение - это система взглядов, убеященпЯ, идеалов, отратдкшх процессы интернационализации всех сфер *изнедеятель»остп лпдей, духовной жизни общества,

1 л" Сс«-. . /Лс <Уя« V 11ЛА Г с/ Он

¡1С/ ъл'Л*-^ //'сГ . {.-туг**! Мп/^с&уу

• .л«« и, /, у Г / /!/(,■> г71ч' 1г -¿¿¿("С ■

.¡С"с 7; > . * ^ . 5'Р И р — 3'~-У". - ^

/

о

обуславливающих интернационалистскую убежденность личности. Основу интернационалистского мировоззрения составляет социальное знание, но вместе с тем в интернационалистском мировоззрении определяющую роль играют не просто знания тех или других процессов разЕ^тг-т национальных отношений, особенностей национальной культу ¡'Л, а знания, ставшие убеждением.

" В современных условиях разные слои ладей находятся на разных ступенях интернационалистской сознательности. Если мы достигла дружбн народов в каком-то определенном регионе, то ото не означает, что чувство интернационалистской сознательности стало достоянием каждого коллектива, каэдого советского человека, водь центр РСФСР - это один уровень интернационалистской сознательности, Северны;! Кавказ - друтой уровень, Прибалтика - трзттй уровень.

В дпесертадгж рассматривается процесс формирования интернационалистского сознания на региональном уровне, уровне республиканском, государственном, коншнентальком, планетарном.'

Втор-я глава - гРазвитие Ентерпацпонагастского сознания как обшесоцпологическая проблема" посвящена выявлению социально-преобразующей роли интернационалистского сознания; в решении задач, стоящих перед обществом по обновления социализма. Исследуется проблема управления процессом форярованця ¿Штерна-ционалпстского сознания.

В первом параграфе - "Диалектические противоречия процесса формирования пнтзрнащюнанистского сознания" диссертант вскрывает причины возникновения противореча процесса формпро-вания интернационалистского сознания, определяет прлроду противоречий, анализирует их социальное содерглние.

В диссертации исследуются противоречия ппоцзсса' формирования интернационалистского сознания, проявляющиеся в форме отчуждения в экономической, государствешю-лраврБой, культурно-языковой, межэтнической сферах.

В настоящее время существуют обоснованные точки зрения о ' том, что социализм / во всяком случае'в известных его ё^ор^х/ не преодолевает ситуацию отчуждения. Отчуждение подставляет 'собой так^ю ситуацию человеческого бытия, когда продуг.ти деятельности человека "выходят пз-под его контроля п начинаю? ш^ь ствовать над его сознанием ц- действовать ках .некая,.¿^пачшхь:-; существующая л ваешмя цо отношению к чалозоку объецтцвлас

реальность. Отчуждение при соцнаяизг.'.9 наало виралсзние в преобладании внеэкономического принуждения, в отсутствии достаточна экономических стимулов к Труду, в фэтиаизацил идеологических постулатов к догматизации общественных наук, все это привело к разрушению личностного начала в обществе 'и человеке.

Ситуация отчуждения, порождаемая социализмом не могла не оставить своего отпечатка на процесс формирования интернационалистского сознания, причем множество противоречий зтого процесса проявляют себя в форме отчуждения. Например, экономическое отчуждение как всеобщая тоталитарная централизация все.х форм собственности и управлотгеских отношений, кеизбетло деформирующая ;хпвуя ткань межнационального общения, обрекая национальное на крайне ограниченное самовыражение.

Государственно-правовое и политическое отчуждение, как нарушение основополагающих конституционных принципов социалистического* государства, когда национальный суверенитет подменялся укреплением общесоюзной и национальной государственности, демократический централизм вытеснялся централизмом бюрократ;;- , чес ним, свобода экономического выбора налет"! подменялась практикой приоритета общественных экономических интересов и другое.

Культурно—языковое отчу?.двние, которое обнаруживает себя в недостаточном учете слоцигикп этнических признаков при определении задач разл:гчн:;х сфер оо:пествег;ной жизни, абсолютизации роли языка м-гжнациональпого общения, Межэтническое отчуждение, как насильственная ассимиляция ряда малочисленных народов, сопровождающаяся ущемлением прав малочисленных народов, особенно экстерриториальных групп, недооценка национальных языков в развитии обцесоветско£ культуры.

Преодолеть отчуждение в его социально-экономическом, культурном и личностном аспектах молено только путем разрещения реальных противоречит!, переходом от технократического видения человека и его мира к гуманистическому понимания» человека. •

Занимаясь разрешением существующих противоречил процесса формирования интернационалистского сознания, ватло своевременно реагировать на вновь возникающие противоречия. При недооценке таких противоречия, ожкбочкоЗ практической деятельности, противоречия могу? расширяться и углубляться, а при их несвоевременном разреяеник перерастать в антагонистические противоречия.

Во втором пягдграто - "Общее и особенное в развитии нптер-

националистского сознания" диссертант на основе результатов проведенных социологических исследований анализирует особенности процесса формирования интернационалистского сознания конкретного региона. Известна, что между народами, отоящими на одном уровне социально-экономического и культурного развития, больше общего, чем национально-специфического, но тем не менее каждый народ имеет свои специфические черты и особенности; пароды различаются по историческому прошлому, социальной и профессиональной структуре, численности населения, духовной культуре, обычаям и традициям и т.д.

Социологические исследования по изучению культуры межнационального общения учащейся молодеет были проведены в феврале .1988 года' в Адыге-Хабльско:.!, Хабозском, Зеленчукоком, Карачаевском районах, городах Карачаевске и Черкесске Карачаево-Черкесской автономной области, в которых диссертант принимал непосред ственное участие.

По результатам исследований следует отметить, что большинство респондентов считают, что в их окружении сложились хорошие отношения между людьми разных национальностей, причем большинство опрошенных отметили, что в многонациональном коллективе учиться лучше. Безразлично относятся к национальному составу учебных групп— 47,06$ абазин, 37,37$ карачаевцев, 57,58^ ногайцев, 45,00$ русских, 47,73$ черкесов.

Тем не менее многие респонденты' подтвердили существование ' конфликтов на национальной почве. Ряд таких конфликтов можно объяснить элементарным недостатком знаний в области национальных отношений. Причем, следует подчеркнуть, что основными ис-точюнсамн из которых учащаяся молодежь получает ехэденш об отношениях между лвдьщ различных национальностей являются не материалы краевых газет, породачг радио и телевидения, а'мнения родителей, расскаоц других лвдэ£. '_

. Результаты исследований показали слабое знакомство учащэй-. ся молодежи с этнической, региональной историей, культуре:: н .обычаями других народов края. По нашему нношпо, при кштаэ проблем ыванацпскалъкЕ* стясшннй ввойходш 5 вновь г птотл обращаться к истерли. Езразвзгаооть котоу'лаоиого оогаашх а чувства ис А-оричаско!«8 ьрзканн уошшваог- нрсдрасполсаоннооть к национализму, и подэ^доазю объ&к-щвпо-^т^чеокой рофюкоин но отношении -к иотор™£¿о:-сиу 'ош.пу.с:,эоИ пэдад, едесдеппвоки твпдвяцаозяоЬ ч ура-^хаерлот-ачзолой, ~ршщш£н4«1Р/.о"Уйтско!?

интерпретации всех элементов этого опыта, в том числе и тех, которые уже архаизированы реальным развитием истории. Эта неразвитость ведет к утрате'политического реализма при оценке настоящего и будущего нации.

Факты свидетельствуют о том, что во многих регионах страны националистические и религиозные перечитки порой тесно взаимосвязаны. Разумеется, между националистическом!! и религиозными пережитками нельзя ставить знак равенства, однако, религия и национализм питают друг друга. Хотя сегодня роль религии в обществе оценивается по-новому, церковные деятели принимают участие в решении многих государственных проблем, в том числе и в смягчении межнациональных конфликтов, но тем не менее это не означает прекращения атеистического воспитания. ■

На основе полученных результатов социологического исследования можно акцентировать некоторые особенности процесса формирования интернационалистского сознания Соверо-Хавказского региона. Следует учитывать: во-первых, недостаточные знания учащейся молодежи в области национальных отношений, во-вторых, необходимо дальнеЯиеа углубленное изучение национально-исторических корней, обычаев разных народов, в-третьих, обязателен глубокий анализ особенностей национального характера и стереотипов поведения, в-четвертых, следует учитывать значительную степень религиозности населения, в-плтых, недостаточное внимание средств массовой информации, радио и телевидения к освещению национальных: проблем.

Учет перечисленных выявленных особенностей позволит управлять процессом формирования интернационалистского сознания на научно!! основе, значительно повысит его уровень.

В третьем параграф - " Пути формирования интернационалистского сознания в современных условиях" диссертант исследует проблему управления процессом формирования интернациона-. листского сознания, которая предполагает учет степени развития как самого интернационалистского сознания, так и диалектическую взаимосвязь принципов, мотодов и путей формирования этого процесса.

Опыт научных исследований показывает, что решение задачи управления процессом формирования интернационалистского сознания нуждается в философском анализе методологических принципов, к которым относятся: принцип конкретного исторического анализа, научности, диалектического единства общественного и индизидуаль

иого интернационалистского сознания, принципа комплексного подхода и другие.

Управление интернационалистским сознанием предполагает наличие определенных методов формирования этого процесса. К ним относятся методы, связанные с плановым, целенаправленным и систематическим воздействием на личность с целью формирования у нее необходимых качеств. Это такие методы, как ознакомления, интернационалистского убеждения, вовлечения в интернациональную деятельность, организации воспитывающей интернациональной .ситуации и другие.

Следует заметить, что методы формирования интернационалистского сознания не могут оставаться раз и навсегда данными и неизменными. Бурное развитие национальных процессов в стране сегодня требует необходимых "коренных изменений самих методов и содержания работы по формировании интернационалистского сознания"^- отмечается в платформе КПСС "Национальная по. литика партии в современных условиях11. По мнению диссертанта, к одному из новых методов процесса формирования интернационалистского сознания принадлежит метод интернационального самовоспитания.

Значительную роль в формировании интернационалистского сознания играет процесс преподавания общественных дисциплин. Но традиционная модель обдаекпя, котда отдавался приоритет 4 информации, а не методам ее получения / финитный подход/ давно исчерпала себя и значительно устарела. Ориентация на массовое валовое обучение в ущерб индивидуальному подходу способствовало тому, что мировоззренческая и профессиональная подготовка рассматривалась как сфера деятельности различных кафедр "ка:::~ дому сзое", что привело к дегуманизации процесса обучения в высшей школе. "Дегуманизировать человека могут не только тяжелый труд, монотонная работа,- писал Гегель,- но и узкая умственная специальность, крайне ограничивающая возможности ого

о

проявления в обществе".

Реальный zee'путь .сохранения человеческого в человеке - • это приобщение любого "узкого специалиста" к система человеческих знаний и ценностей, к выработке в нем способности и стремления не толнео-знать, но и уметь понимать суть и смысл

2 ■ ————————————

Национальная политика партии в современных условиях. Платформа КПСС. Принята Пленумом ЦК КПСС. 20 сент.1989г. Правда, о 1989.24 сентября. Гегель .Т.В.Ф. Работы разных лет. В 2-х томах. Т.2.1Э73.-С.399

собственного Я, его место, роль и значение в жизнедеятельности всего общества и человечества в целом.

Воспитательная агрессия, насильственное вторжение во внутренний [.тир личности плодит или духовных уродов, способных ЛИШЬ исполнять любие приказы, или приспособленцев, прячущихся под маской фальшивых убеждений. Формирование не показного, а подлинного интернационалистского сознания - творческий процесс. Решавшую роль тут играют но усилия воспитателя, а повседневная жизнедеятельность субъекта в определенных социально-исторических условиях. Попытки штамповать взгляды и убеждения по одной мат-рще ведут к иллюзорному единству воззрений.

Управление процессом формирования интернационалистского сознания выделяет определенные пути решения проблемы. По нашему мнешго, основные пути формирования интернационалистского сознания, ого во-первых, дальнейшая демократизация национальных отношений", что предполагает построение правового социалистического государства, совершенствование советской федерации, наполнение ее реальным политически? и экономическим содержанием, , общественное самоуправление народа, гласность, компетентность, обоспечоние конституционного принципа равноправия граждан вне зависимости от расовой, религиозной и национальной принадлежности, высокую со:качьнуг) активность масс; усиление гуманистической направленности пронесла формирования интер.чацион&листс-кого сознания; более глубокое усвоение историко-культурных традиций народов СССР; повышение культуры («жнаодонального общения; улучшения качества последовательного, целенаправленного интернационального воспитания.

3 целом, следует заметить, что принципы, методы и пути формирования интернационалистского сознания следует рассматривать в диалектической взаимосвязи, в своей совокупности они направлены на решение едино?, проблемы процесса формирования интернационалистского сознания.

Процесс формирования интернационалистского сознания совершается прежде всего под влиянием социалистического уклада, стиля, образа .т.изни. Немаловажное значение в этом процессе имеет непосредственное окружение человека / трудовой коллектив, семья, школа, круг личных друзей и т.д. /. Однако, интернационалистское сознание не метет уормироваться стихийно, только на основе житейского опыта и личного наблюдения. Необходимо управление этим процессом. Ведущим зерном этого управления

о

выступает социалистическое государство, которое выражает волю всех классов, социальных слоев трудящихся всех наций и народностей страны.

3 заключении диссертации подводятся итоги исследования, формулируются обобщенные выводы, показывается ее практическая направленность.

Основное содержание диссертации изложено в следующих публикациях:

1. Взаимодействие объективных условий и субъективного фактора в процессе формирования интернационалистского сознания. Ставрополь. Ставропольский пединститут. 1988,- 24 с. Рукопись депонирована в ИНИОН АН СССР Я 35619 от 21.09.88.

2. Некоторые проблемы формирования интернационалистского мировоззрения студентов / Тезисы межвузовской, научно-практической конференции "Усиление мировоззренческой направленности преподавания общественных и специальных дисциплин". Нальчик. 1989.- С, 58-60.

3. Пути формирования интернационалистского сознания // Агитатор Ставрополья. 1990. Л 6. - С, 5-8,

<0>л. С^Л'-е^Д-__